Президенту РФ
Медведеву Дмитрию Анатольевичу
от родителей учащихся
ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 265
Москва, Алтуфьевское шоссе, 24-А

Сейчас везде говорится о поддержке детей инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), и что право выбора того, что нужно ребёнку остаётся за родителями. Но нас этого права выбора, права голоса лишили. А наших детей хотят лишить Школы - единственной отрады в их и изолированной жизни, наполненной болезнями и страданиями.
В связи с реформой школьного образования в ГОУ г. Москвы СОШ «Школа надомного обучения» №265, в которой обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), предстоит реорганизация в ЦО «Технологии обучения» (i-Школа). В результате существующие на сегодняшний день эффективные очные формы обучения (классно-урочная, групповая, индивидуальная) будут заменены на дистанционное.
Наша школа, как и другие школы надомного обучения, была создана для детей с сохранным интеллектом, имеющих серьёзные проблемы со здоровьем. Данный тип учебного заведения является единственно возможным вариантом получения нашими детьми полноценного образования, социализации и адаптации в обществе. В школе три формы обучения: классно-урочная(5-10 чел.), групповая(2-4 чел.), индивидуальная (в школе или дома). Дети учатся по одной из трех форм в соответствии с возможностями здоровья. В школе надомного обучения созданы все условия для гармоничного и полноценного развития личности. С ребятами работают грамотные и отзывчивые педагоги, психологи, логопеды, дефектологи. Наработаны методики и системы работы с нашими детьми. В школе ежемесячно проводятся конкурсы, праздники, марафоны, презентации проектов, в которые вовлечён каждый ученик.
Переход на дистанционное обучение, лишит наших детей ежедневного живого общения со сверстниками, учителями, изолирует. Дети не смогут приобрести необходимые во взрослой жизни навыки взаимодействия в обществе. Основная нагрузка по осуществлению педагогического процесса ляжет на родителей, что недопустимо и невозможно для работающих родителей. К тому же, родитель не может заменить ребенку учителя, так как не имеет педагогического образования и специальных навыков. Не говоря уже о том, что многим детям работа за компьютером строго ограничена или полностью противопоказана по состоянию их здоровья.
Перевод, же части ребят массовые школы с целью их интеграции, приведёт к ещё большему ухудшению состояния их здоровья. Так как опыт детей, интегрированных в массовые школы - плачевен, детей не принимают в коллективе, делают изгоями общества и педагоги массовой школы бессильны в данной ситуации. Дети из массовых школ приходят в нашу школу с глубокими психологическими травмами и недоверием к обществу.
Школа надомного обучения, является единственным местом, где дети имеют возможность общаться друг с другом, чувствовать свою нужность, значимость, проявить себя, добиться признания. Именно здесь они научаются общаться со сверстниками, учителями, включены в общественную жизнь школы находят друзей, поддержку. Для наших детей ежедневный поход в эту школу это огромная радость!
В связи с вышеизложенным просим Вас, оказать содействие в приостановке реорганизации нашей школы и ходатайствовать о рассмотрении вопроса о существовании Школ надомного обучения, как вида образовательного учреждения, закрепив это в законе об образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ.
С уважением, родители учащихся ГОУ г. Москвы СОШ «Школа надомного обучения» №265.
Родительский комитет школы:
Антонова В.А.
Водолеева А.А.
Швецова М.В.
Кормишаева О.В.

Несмотря на стремительно развивающиеся технологии, открытия, прогресс в медицине, мир все еще не способен подарить человеку здоровье. Но жизнь инвалидов в современном обществе может быть ярче и интереснее, чем еще несколько десятилетий назад. На смену уличным барьерам, жизненным препятствиям, бюрократии и несправедливости может придти безграничное общение, новые возможности и полноценная жизнь. Этот шанс дарит в том числе дистанционное обучение инвалидов.

Дистанционное обучение инвалидов: варианты

Еще недавно психологи, врачи и чиновники говорили о необходимости инклюзивного обучения детей-инвалидов. То есть предлагалось включать детей с особыми потребностями в обучение с другими детьми, при этом процесс получения образования должен быть доступен для любого ребенка.

Конечно, инклюзивное образование имеет свои плюсы: дети-инвалиды находятся в социальной среде, у них есть возможность общаться, проявлять себя, они учатся дружить, при этом получают полноценное образование. Инклюзивное обучение возможно в высших учебных заведениях.

Но в отличие от дистанционного обучения инвалидов, для осуществления инклюзивного обучения школам и вузам требуется специальное техническое оснащение зданий, лестниц, классов, необходимо разрабатывать специальные учебные программы и в идеале обеспечивать людей с ограниченными возможностями личным помощником.

Реформирование учебной программы и перепланировка помещений зачастую упираются в финансовые проблемы и бюрократические препоны.

В итоге инклюзивное обучение в России оказывается недоступным для большинства инвалидов. Мировая же практика доказывает успешность данного вида обучения, правда, за рубежом государственные и муниципальные образовательные учреждения получают бюджетное финансирование на каждого ребенка-инвалида, поэтому каждое учреждение заинтересовано в том, чтобы развивать комфортные условия и увеличивать число таких учеников.

В России инклюзивное образование доступно в Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской областях. В Москве 47 школ готовы принять детей с ограниченными возможностями.

Традиционно обучение инвалидов осуществлялось в коррекционной школе. Ранняя дошкольная коррекционно-педагогическая помощь способна подготовить ребенка к обучению в обычной школе наравне с другими детьми.

Существует также вариант домашнего обучения, когда педагоги приходят домой к ребенку и ведут обучение по общей или специальной программе. Такой формат позволяет получить школьный аттестат, но получить высшее образование не представляется возможным.

Но инвалиды, проживающие в малых городах и селах, по-прежнему, остаются ограниченными в возможностях обучения. Когда традиционные формы недоступны, на помощь приходит дистанционное обучение инвалидов.

Особенности дистанционного обучения инвалидов

В современном мире существует огромное количество вариантов предоставления образовательных услуг с помощью средств связи - это не только электронная почта, но и специальные мессенджеры, которые позволяют общаться в формате реального времени.

Для успешной работы дистанционного обучения необходим центр. Сотрудники этого центра будут выходить с обучаемым на связь, давать задания, проверять их выполнение. Сейчас возможно и групповое обучение онлайн, ведь преподавателей всегда не хватает, а с помощью современных мультимедийных средств учитель может устраивать виртуальный урок сразу для нескольких учащихся. К тому же групповое обучение помогает инвалидам социализироваться и общаться.

Несомненным плюсом является то, что центры дистанционного обучения не нуждаются в материальном переоснащении помещений, ведь все обучение происходит дистанционно.

К тому же такая форма обучения позволяет заниматься людям из самых разных регионов и городов. То есть дистанционное обучение инвалидов стирает границы и барьеры.

Для того чтобы начать обучение, как правило, достаточно иметь компьютер, интернет и веб-камеру (в некоторых регионах это оборудование предоставляется детям-инвалидам безвозмездно).

В дистанционном обучении инвалидов существуют разные формы занятий:

  • чаты, когда все участники занятия одновременно имеют доступ к информации и общаются в онлайн-чате;
  • веб-занятия, с помощью которых проводятся дистанционные уроки или контрольные работы.

Таким же образом возможно осуществлять консультации с преподавателем, лабораторные работы, развивать навыки речи и аудирования.

Такое смешанное дистанционное обучение максимально приближает его к традиционному образованию, ведь в нем есть элемент интерактивности и групповое обучение. Однако при этом дистанционное обучение более индивидуально, направлено на конкретного учащегося.

Инвалид может отчасти планировать деятельность, ставить цели и задачи в соответствии с собственными возможностями и потребностями. Несмотря на географическую дистанцированность и невозможность посещать образовательные учреждения из-за болезни, инвалид благодаря дистанционному обучению получает качественное образование, сочетающее в себе индивидуальный подход и методы обычного образования.

Дистанционное обучение в России стремительно развивается не только в школах, но и в высших учебных заведениях. В отличие от заочной формы получения высшего образования, дистанционное обучение инвалидов позволяет обучаемому и преподавателю общаться чаще и эффективнее.

Благодаря современным технологиям учащийся может отправлять запрос напрямую преподавателю, а тот, в свою очередь, может оперативно реагировать, контролировать и корректировать обучение.

Темы, методы и количество изучаемого материала подбираются индивидуально, это позволяет выстраивать эффективную систему обучения. Преподаватель может своевременно заметить успехи и предпочтения обучаемого и помочь реализовать потенциал, развивать способности.

Проблемы дистанционного обучения инвалидов

К сожалению, при всех преимуществах дистанционного обучения инвалидов, есть и ряд недостатков системы. Во-первых, при организации центров дистанционного образования в школах или высших учебных заведениях плохо проработана психологическая сторона обучения. Ведь не только дети, но и взрослые нуждаются в психологической помощи, поддержке, одобрении и мотивации.

Во-вторых, несмотря на стремительно развивающиеся технологии практических электронных учебников для обучения по-прежнему мало.

Юных ребят необходимо в первую очередь учить обращаться с компьютером и другими техническими средствами. Иногда требуется подготовка родителей или родственников инвалидов, да и учителям требуется специальное обучение. Причем преподаватели должны обучиться не только компьютерным технологиям, но и ознакомиться с психологическими аспектами обучения инвалидов.

Далеко не каждая семья способна купить себе все необходимые устройства для получения дистанционного образования.

Дистанционное обучение в высшем учебном заведении стоит немалых денег, а добиться бесплатного обучения желаемой специальности даже в дистанционном виде бывает невозможно.

Shutterstock.com

Дистанционное обучение: достижения

В Москве уже более десяти лет дистанционная форма обучения работает в ГОУ Центр образования « Технология обучения ». В центре есть курсы разных направлений, в том числе и курсы предпрофессиональной подготовки. Обучение проводится как индивидуально, так и в группах из четырех человек.

Успешные примеры дистанционного обучения инвалидов есть и в других регионах, например в Сахалинской области по принципу дистанционного образования работает несколько школ, используя в работе материалы московского центра «Технология обучения».

В настоящее время во многих вузах стали появляться дистанционные формы обучения инвалидов, причем по самым разным специальностям. Как правило, вступительные экзамены проводятся с помощью компьютерного тестирования. Высшие учебные заведения предлагают инвалидам дистанционно получить гуманитарное, техническое образование, повысить квалификацию или пройти переподготовку.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.

Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .

Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.

Что представляют собой данные учебные заведения

Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.

К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.

Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.

Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.

Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.

Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.

Виды учреждений

Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.

В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.

Для неслышащих учеников

Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.

Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.

Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.

Слабослышащие и позднооглохшие

Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.

Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.

В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.

На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.

В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.

Незрячие

Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.

Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.

С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.

Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.

Слабовидящие

В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.

Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.

Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.

С нарушениями речи

Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .

К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.

С тяжелой патологией речи

Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.

Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.

С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.

Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.

Задержка психического развития

Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.

Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.

По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.

Умственно отсталые

Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.

Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.

Организация учебного процесса

В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.

Однако все они базируются на основных принципах :

На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.

Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.

Распространение таких заведений

Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.

В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.

Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.

Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её основная особенность состоит в том, что большая часть уроков проводится дистанционно, а очно ребята работают в школе несколько раз в неделю в небольших группах. Школа бюджетная, но на её базе организовано солидное количество платных услуг дополнительного образования - от веб-дизайна и литературных гостиных до театральной и естественно-научных студий-лабораторий. Здесь инклюзия действует как будто наоборот - не «особенные» дети включаются в «обычную» школу, а обычные дети включаются в не очень привычный для них процесс очно-заочного обучения, уютное общение со сверстниками и индивидуальное внимание учителя.

Почитайте небольшую беседу с директором i-Школы Александром Ездовым, которая развеет все типичные страхи о том, что использование информационных технологий обязательно лишает детей навыков общения и работы в коллективе.

Александр Ездов

В прошлом учитель информатики, ныне - директор самой первой в Москве школы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, кандидат педагогических наук.

Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше).

Расскажите об i-Школе. Какие дети у вас учатся?

В нашей школе обучаются в основном ребята с ограниченными возможностями здоровья. Это очень разные дети с разными заболеваниями, но объединяет их всех одно: они не в состоянии посещать обычную школу, ходить туда каждый день. Для того, чтобы они успешно учились, нужны специальные программы, точнее сказать, индивидуальные учебные программы, которые усиливают их возможности и компенсируют недостатки.

Начинали мы с обучения только таких детей. Но сегодня у нас учатся не только ребята с ограниченными возможностями здоровья. В нашу школу пришло уже около сотни обычных детей, которые не хотят быть в «образовательном конвейере», а хотят, чтобы их учили индивидуально. Ведь не только дети с ограниченными возможностями здоровья обладают индивидуальными особенностями.

А почему выбрано название «i-Школа»?

C буквы i начинались все информационные технологии. Интернет начинается с буквы i. Мы стали первой дистанционной школой, которая обучала детей с ограниченными возможностями здоровья, и решили, что это будет правильной ассоциацией.

Первой школой в Москве?

Первой школой в России.

Как у вас проходят занятия?

Дети учатся примерно так же, как и в обычной школе: у них есть расписание, в котором есть все те же учебные предметы (и даже чуть больше), что и у детей из среднестатистической школы, только часть этих занятий проходит дистанционно. То есть они садятся у себя дома около компьютера, раздается звонок с помощью системы видеоконференции и они со своими «одноклассниками» приступают к уроку. У них есть учитель, есть информационная система, которая является неотъемлемой частью проведения урока, учебно-информационная среда. На таких уроках особое внимание уделяется групповой деятельности. Мы стараемся сделать так, чтобы дети могли вместе общаться, обсуждать те темы, которые им предлагают учителя. Так с помощью содержания школьных предметов мы отрабатываем модель повседневной жизни.

Раз вы заговорили об общении, сложно не вспомнить о страхе родителей перед тем, что их дети, вынужденные проводить много времени дома и в больницах, будут оторваны от реальной жизни, лишены общения с другими детьми.

Социализация и в целом процесс общения занимает важнейшую часть в жизни любого человека. Возьмите любую профессиональную сферу - умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью. Информационные технологии, с помощью которых мы проводим каждый урок, довольно здорово с этим справляются. Ну, например, дети могут вместе писать текст, находясь в разных точках города. Они могут писать вместе статью или отчет, открыв виртуальный документ. А учитель может оценить роль каждого ученика, так как в таком документе сохраняется как история действий каждого по отдельности, так и коллективный результат, что является очень важной частью для стимуляции коллективной деятельности.

Кроме того, дети общаются не только виртуально, но и лично. У нас есть мощнейшая театральная студия, которая уже является лауреатом международных конкурсов. Концепция театральной студии соответствует всей стратегии школы: раскрыть и использовать весь потенциал, который есть у ребенка. Также в школе есть курсы дополнительного образования. Сегодня у нас запущено 150 дистанционных и очных курсов, на которых дети много времени проводят вместе. Они ходят на виртуальные экскурсии, поскольку обычные экскурсии чаще всего им недоступны, посещая их в разных городах и даже в разных странах. Вместе составляют эти экскурсии, ведут экскурсии друг для друга, программируют какие-то элементы в современных языках программирования для того, чтобы завтра это можно было делать в рамках какой-нибудь коммерческой интернет-компании. Играют на музыкальных инструментах и даже поют хором.

В школе организована довольно интенсивная очно-дистанционная жизнь. Конечно, все мы, вспоминая про школу, где учились сами, помним не урок математики или географии, а скорее какую-то олимпиаду или викторину, поход или спектакль, где были вместе с друзьями и делали что-то интересное. Детям в нашей школе мы стараемся подарить максимум таких впечатлений. По каждому учебному предмету у нас проходят олимпиады, их победители выезжают на окружные, а потом и городские олимпиады. Не без гордости скажу, что один из наших учеников даже стал лауреатом всероссийской олимпиады по математике!

Умение работать в команде требуется практически везде; современный человек должен уметь слышать других и заниматься совместной деятельностью.

А что делают ваши ученики после окончания школы?

Человек с ограниченными возможностями здоровья в городе, где довольно высокая конкуренция на получение той или иной должности на работе, к сожалению, находится в уязвимой позиции. И мы понимаем, что детство у всех когда-то заканчивается. Мы готовим наших ребят к этой жизни, к тому, что придётся искать себе работу и чем-то заниматься. Образование высокого качества необходимо для дальнейшей профессиональной реализации. Своей ориентацией именно на знания мы и отличаемся от других учреждений. Есть центры, где очень хорошая реабилитационная база, или где дети собраны с одной нозологией вместе. Мы же даём академические знания и социальные навыки, помогающие человеку в дальнейшем найти себя. Наши выпускники очень разные, как и в любой школе. У нас есть дети, которые поступают в престижные вузы, получают медаль после окончания школы или очень высокие баллы на ЕГЭ. Есть дети, которые не обладают такими высокими академическими успехами. Но, тем не менее, мы стараемся найти место в обществе каждому, кто просит нас в этом ему помочь. В частности, несколько человек работают в нашей школе. Кто-то преподает, кто-то является инженером по информационным технологиям, кто-то даже просто курьером.

Вы много говорите об информационных технологиях. Успеваете ли следить за их развитием и обучать учителей?

Действительно, информационные технологии развиваются очень стремительно и учителю в одиночку сложно за ними поспеть.

Но у учителей есть серьёзное подспорье - учительское сообщество.

Если один нашел что-то интересное, он обязательно сообщит об этом другим. Такой обмен опытом часто перерастает во внутришкольные курсы для учителей. Кроме того, в освоение новых технологий многое привносят и сами ученики. Дети иногда на уроке подсказывают учителю, как эффективнее использовать тот или иной инструмент. Такое взаимообучение тоже является очень важной частью школы, к тому же это создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.

Взаимообучение создаёт правильную атмосферу взаимодействия между учениками и учителями, такой демократический дух.

Каков же портрет учителя в вашей школе? Это прежде всего человек, который умеет общаться с особенными детьми, или человек, который «на ты» с информационными технологиями?

Специалистов, которые знали бы все нозологии детей, при этом владели бы информационными технологиями на неплохом уровне, плюс к этому знали дидактику и методику дистанционного обучения, практически нет. Когда мы берём на работу учителя, просим его владеть только одним инструментом - умением учиться.

Вы работали в простой школе учителем, а сейчас руководите своей. Какие вы видите отличия вашей школы от, скажем так, «среднестатистической»?

У нас больше, чем в обычной школе, заметно, что все люди очень разные. Здесь совершенно невозможно сравнивать двух детей уже потому, что они визуально друг от друга отличаются. В обычной школе возникает иллюзия, что дети очень похожи, что можно работать не с каждым учеником, а на весь класс одновременно. Это иллюзия и сущая неправда. Современная школа должна учить индивидуально. Мы это делать можем. Потому что, во-первых, мы понимаем, что все разные, а во-вторых, умеем так выстроить учебный процесс, чтобы каждый на самом деле учился в своём темпе. У каждого ребенка в нашей школе есть индивидуальная образовательная программа по каждому предмету. И это главная особенность и преимущество нашей школы.

Вообще был бы очень полезен процесс обмена между школами педагогическими технологиями или даже целыми электронными курсами. В каждом образовательном учреждении есть что-то уникальное, что оно могло бы дать. А если представить себе вот такую ярмарку по обмену между школами, то на эту ярмарку мы бы, скорее всего, принесли модель нашего индивидуального обучения и приёмы использования информационных технологий для продуктивного обучения совершенно разных людей.

Что вы считаете главным достижением школы за 13 лет её существования?

В нашей школе часто бывают гости. Они приходят к нам на уроки, смотрят, как они проходят, как у нас здесь всё утроено. И все они отмечают одно и то же - наши учителя настроены на общение. Они улыбаются. Они с удовольствием берутся за дело. Готовы помочь каждому, с кем они работают. Вот это, мне кажется, самое главное.

Никакие информационные технологии, конечно, не заменят живого, душевного человека, который готов принять и понять того, с кем он работает.

Это самое ценное, что есть в нашей школе. Улыбающийся учитель - это классно! И я бы очень хотел, чтобы это сохранилось на следующие 13, 15 или 50 лет.

Информационные технологии “включают” московских детей-инвалидов в жизнь общества

Когда весной этого года мы с соавтором работали над статьей по электронному включению в жизнь общества детей, подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов (см. PC Week/RE, N 18/2006, с. 33), нам было неизвестно, что примеры такого рода включения в жизнь общества (e-inclusion) детей-инвалидов уже есть на московской земле (www. pcweek.ru/?ID=505490) и дают удивительные результаты. Расширить свои познания в этой сфере удалось во время делового завтрака 25 октября, который устроила компания Naumen (www.naumen. ru) для госслужащих.

Можно сказать, что в России на региональном и муниципальном уровнях возникло целое движение по дистанционному обучению детей-инвалидов, см., например, www.krsk-obr.ru/news/125/ (Красноярск), users.kaluga.ru/invalid_info/azik.htm (Калуга), www.murom-tv. ru/index.php?page=0&num_news=1937 (Муром) и т. д. В этом году закрывается ФЦП "Дети России" и соответственно одна из подпрограмм - "Дети-инвалиды" (www.newseducation.ru/importance/ 80/). Подпрограмма включала следующие мероприятия:

Развитие сети и материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов;

Создание условий для профессионального обучения детей-инвалидов и усвоения ими трудовых навыков;

Обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

Проведение всероссийских и региональных фестивалей, спартакиад и других мероприятий для детей-инвалидов.

На этой ФЦП федеральный центр, похоже, умывает руки в данной области. Движение по дистанционному обучению детей-инвалидов не имеет ни организационного, ни методического всероссийского центра, не создано и никаких структур по обмену опытом или фондов учебных курсов. С учетом современного разделения бюджетов регионов и федерального центра вся финансовая нагрузка по реализации дистанционного обучения детей-инвалидов лежит на регионах с вытекающими последствиями для регионов-доноров и регионов-реципиентов федеральных трансфертов. В результате регионы доноры являются более "продвинутыми" в развитии дистанционного обучения детей-инвалидов. И среди них, конечно, в первую очередь Москва.

Забота столичных властей

Этой весной московские депутаты обсудили проблемы дистанционного образования юных инвалидов. На состоявшемся 2 марта очередном заседании комиссии Московской городской думы по науке и образованию обсуждались проблемы реализации программы по дистанционному образованию детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (www.bunimovich.ru/mosgorduma/education/index.phtml?id=249).

Как отметила директор центра "Технологии обучения" Елена Булин-Соколова, на сегодняшний день в Москве проживает 27 тыс. детей-инвалидов. С ними работают различные учреждения системы образования: детские сады компенсирующего и комбинированного видов, специализированные (коррекционные) школы и школы-интернаты, центры для детей с физическими и интеллектуальными нарушениями, школы надомного обучения, негосударственные образовательные учреждения. Дети, имеющие инвалидность, учатся и в общеобразовательных школах. Но все же значительное количество больных ребят в силу медицинских противопоказаний не посещает образовательные учреждения вообще или посещает их крайне нерегулярно.

Еще в 2003 г. вышло распоряжение правительства Москвы "Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий"; затем городскими властями был согласован "План мероприятий по созданию единой информационной среды для детей-инвалидов до 2006 года". Работа по реализации плана заканчивается, и сегодня уже можно говорить о ее конкретных результатах.

Дистанционное обучение больных детей включает использование индивидуального компьютера и специализированного дополнительного оборудования к нему, компенсирующего те или иные особенности развития ребенка; телекоммуникационное общение с учителем и сверстниками; поиск информации в Интернете и участие в коллективных проектах; непосредственное освоение производственных технологий, которые могут стать основой для будущего трудоустройства выпускника.

По словам г-жи Булин-Соколовой, дистанционное обучение осуществляется не только по обязательным школьным дисциплинам, ребята могут получать и дополнительное образование, в частности музыкальное и художественное. Выпускники центра "Технологии обучения" имеют возможность освоить профессии веб-дизайнера, бухгалтера, программиста и многие другие. По окончании обучения учащимся выдаются аттестаты государственного образца.

Однако в реализации программы дистанционного образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, имеется ряд серьезных проблем. Одна из них связана с тем, что выпускники, которые по окончании дистанционной школы хотят продолжить обучение, не имеют права оставить себе необходимое им для дальнейшей учебы и жизни компьютерное оборудование. Вторая проблема - оплата интернет-доступа для учащихся и выпускников дистанционной школы: в городском бюджете деньги на эти цели специально не выделяются. Не решена и проблема обеспечения детей, имеющих ограничения жизнедеятельности, специализированным транспортом, который мог бы доставлять их к образовательным, культурно-зрелищным и другим учреждениям. И наконец, необходимо разработать и принять городской закон об образовании людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, который создал бы правовые основы обеспечения общедоступного, бесплатного и высококачественного образования всех уровней для ребят, которые не могут посещать образовательные учреждения.

Марию Коссе в московский центр

“Технологии обучения” привело желание

помочь собственному ребенку и

другим детям-инвалидам

Учитывая прозвучавшие замечания и предложения, члены комиссии приняли следующие решения:

Предложить департаменту образования проработать вопрос создания нормативно-правовой базы для получения начального, основного общего и среднего образования в дистанционной форме;

Обратиться в Департамент социальной защиты населения, Департамент здравоохранения и Департамент образования с предложением создать единую базу данных о лицах до 18 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности;

Предложить организовать передачу в постоянное пользование компьютерного оборудования выпускникам школы дистанционного обучения, которые собираются продолжить учебу в учреждениях профессионального образования или приступили к профессиональной деятельности, предполагающей наличие компьютеризированного рабочего места на дому;

Обратиться в правительство Москвы с предложением обеспечить бесплатный доступ в Интернет лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности;

Просить Департамент транспорта и связи совместно с Департаментом образования рассмотреть возможность формирования городского парка специализированных транспортных средств и службы организации доставки детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

Обратиться к Департаменту финансов с предложением учесть потребности школы дистанционного обучения при разработке проекта бюджета на 2007 г.;

Обратиться к мэру Москвы с предложением созыва межведомственного совещания по решению проблем, связанных с обеспечением образования детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья.

Похоже, этот план достаточно комплексный для того, чтобы создать комфортные условия для жизни в Москве детей-инвалидов.

Система управления поддержкой оборудования

Правительство Москвы, по словам заместителя директора центра образования Ирины Шпитальской, ежегодно выделяет около 90 млн. руб. только на закупку технических средств для учащихся и учителей. Каждому ученику на время обучения выдаются в бесплатную аренду компьютер, сканер, принтер, веб-камера, предоставляется высокоскоростной доступ в Интернет (все стоимостью порядка 80 тыс. руб.), дается возможность участвовать в творческих и исследовательских курсах, а также общаться со своими учителями и одноклассниками. При поступлении в школу все дети проходят первоначальный курс очного обучения работе на компьютере индивидуально или в группах.

Мария Коссе когда-то была ИТ-менеджером в крупной компании, но желание помочь собственному ребенку и другим детям привело ее в московский центр "Технологии обучения", где она возглавила ИТ-отдел. В школе дистанционной поддержки образования детей-инвалидов (i-школа) Мария со временем обнаружила, что увеличение числа обслуживаемых отделом учеников и учителей все более не под силу существовавшим допотопным средствам их сопровождения. В частности, отсутствовали удобная база по ученикам, учителям и договорам, единая точка контакта с ИТ-отделом для учеников и учителей, система учета заявок от учеников и учителей на ремонт оборудования, механизм контроля взаимоотношений c поставщиками. Имело место дублирование и несинхронное изменение информации в нескольких системах (учебный портал, Access), что осложняло сбор статистики и построение отчетов.

Отдел Марии вместе со специалистами компании Naumen разработал систему управления поддержкой оборудования (СУПО), установленного на дому у учителей и детей-инвалидов, которая обеспечивает:

Подготовку учебно-методических материалов;

Сопровождение договоров с учениками и учителями школы на аренду компьютерного оборудования;

Управление взаимодействием с поставщиками компьютерной техники и интернет-услуг;

Оказание технической поддержки ученикам и учителям по вопросам использования компьютеров, Интернета и учебного портала.

В целях развития и сопровождения СУПО рабочие места в ней получили специалисты двух основных партнеров ГОУ ЦО "Технологии обучения" по реализации проекта: поставщик компьютерного оборудования фирмы Apple компания DPI и интернет-провайдер "МТУ-Интел" (www.stream.ru). На 31 мая 2006 г. система поддерживала 1380 учащихся, 250 учителей, 50 технических администраторов и 100 курсов для 0-11 классов.

Пока число учащихся i-школы увеличивается примерно на 300 детей в год, и единственным ограничением этого роста является объем финансирования московским правительством. Представляется, что межрегиональная кооперация позволила бы субъектам федерации сэкономить значительные средства за счет разделения труда между ними в сфере разработки учебных курсов и тиражирования типовой, например московской, СУПО.