Одно из самых тягостных зрелищ на свете – поминки, совершаемые атеистами. Вот все пришли домой от свежей могилы. Встает старший, поднимает рюмку… И в этот момент все просто физически ощущают, что что-то могут и должны они сделать для того, с кем только что они простились.

Молитва об ушедших – это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: “Незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею”.

И вот даже на лицах людей отражается эта внутренняя ошибка. И звучат столь ненужные слова: “Покойный был хорошим семьянином и общественным работником”…

Нас не было – нас не будет. Так не есть ли человек, чья жизнь нелепо мелькает меж двумя пропастями небытия, не более чем “покойник в отпуске”?.. Я умру, а мир останется полным, как новехонькое яйцо. Борис Чичибабин однажды дал безжалостно-точное определение смерти, как она предстает неверующему человеку:

Как мало в жизни светлых дней,
Как черных много!
Я не могу любить людей,
Распявших Бога!
Да – и та! – нейдет им впрок
Лишь мясо в яму,
Кто небо нежное обрек
Алчбе и сраму.

Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни – в смерти? Или и смерть – “не впрок”? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, – в Вечности отпечатлеется именно такой его лик…

Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, “миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя”. В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти… Именно ощущение бессмысленности смерти делает столь тяжелыми и неестественными похороны атеистов.

Для сравнения сопоставьте Ваше ощущение на старом кладбище, где покой людей сторожат могильные кресты, с тем, что чувствует Ваше же сердце при посещении советских звездных кладбищ. Можно с мирным и радостным сердцем гулять – даже с ребенком – по кладбищу, скажем, Донского монастыря. Но не чувствуется мира на советском Новодевичьем…

В моей же жизни был случай прямой такой встречи. . Хоронили их на городском кладбище Загорска. И вот, впервые за десятилетия на это кладбище пришли священники – не таясь, в облачениях, с хором, с молитвой.

Пока студенты прощались со своими однокурсниками, один из монахов отошел в сторонку и тихо, стараясь быть максимально незаметным, стал ходить среди соседних могил. Он кропил их святой водой. И было такое ощущение, что из-под каждого холмика доносится слово благодарности. В воздухе как бы растворилось обещание Пасхи…

Или вот иной пример неуничтожимости человека. Попробуйте, взяв в руки книгу, помолиться об ее авторе. Берете в руки Лермонтова – скажите про себя, раскрывая нужную Вам страничку: “Господи, помяни раба Твоего Михаила”. Прикасается рука к томику Цветаевой – вздохните и о ней: “Прости, Господи, рабу Твою Марину и приими ее с миром”. Все будет прочитываться иначе. Книжка станет больше самой себя. Она станет встречей с человеком.

Пушкин (упокой, Господи, раба Твоего Александра!) среди обстоятельств, которые человека делают человеком, называл “любовь к отеческим гробам”. Каждого человека ждет отправление “в путь всея земли ” (Иис. Нав. 23,14).

Не может быть вполне человеком тот, кого никогда не посещала мысль о смерти, кто никогда в тайнике своего сердца не повторял те слова, которые произнес : “Господи, как мне умирать будет?»

Событие смерти, ее таинство – одно из важнейших событий во всей жизни человека. И потому никакие отговорки типа “некогда”, “недосуг” и т.п. не будут приняты ни совестью, ни Богом, если мы забудем дорогу к родительским могилам. Надеюсь, мы никогда не доживем до тех лет, когда исполнится мечта Елены Рерих: “кладбища вообще должны быть уничтожены как рассадники всяких эпидемий”.

Для восточного мистицизма тело человека – лишь тюрьма для души. По высвобождении – сжечь и выбросить. Для христианства тело – храм души. И верим мы не только в бессмертие души, но и в воскресение всего человека. Потому и появились на Руси кладбища: семя бросается в землю, чтобы с новой космической весной взойти. По слову ап. Павла, тело – храм духа, живущего в нем, а, как мы помним, “и храм поруганный – все храм”. И потому тела дорогих людей у христиан принято не бросать в огненную бездну, а класть в земляную постель…

Перед началом и в дни , перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!” Это – молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Анастасии Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там – все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

Дело в том, что человек умирает не весь. В конце концов, еще Платон спрашивал: почему, если душа всю жизнь борется с телом, то с гибелью своего врага она должна сама исчезнуть? Душа пользуется телом (в том числе и мозгом и сердцем), как музыкант пользуется своим инструментом. Если струна порвалась, мы уже не слышим музыки. Но это еще не основание утверждать, что умер сам музыкант.

Люди скорбят, умирая или провожая умерших, но это не есть свидетельство о том, что за дверью смерти только скорбь или пустота. Спросите ребенка в утробе матери – желает ли он выходить оттуда? Попробуйте описать ему внешний мир – не через утверждение того, что там есть (ибо это будут реалии, незнакомые ребенку), а через отрицание того, что питает его в материнском чреве. Что же удивляться, что дети, плача и протестуя, приходят в наш мир? Но не таковы ли скорбь и плач уходящих?

Лишь бы рождение не сопровождалось родовой травмой. Лишь бы дни подготовки к рождению не были отравлены. Лишь бы не родиться в будущую жизнь “извергом”.

Мы вообще, к сожалению, бессмертны. Мы обречены на вечность и на воскрешение. И как бы нам не хотелось прекратить свое существование и не нести наши грехи на Суд – вневременная основа нашей личности не может быть просто унесена ветром времени… “Хорошие новости из Иерусалима” состояли в том, что качество этого нашего приснобытия может стать иным, радостным, бессудным (“Слушающий слово Мое на Суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь ” Ин. 5,24).

Или непонятно, что такое душа? Есть ли она? Что это такое? – Есть. Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Ведь говорим же мы (и ощущаем), что не мозг болит, не сердечная мышца – душа болит. И напротив – бывает, что при муке и скорби что-то в нас радуется и чисто поет (так бывает с мучениками).

“Смерти нет – это всем известно. Повторять это стало пресно. А что есть – пусть расскажут мне…” – просила Анна Ахматова. О том, “что есть”, и говорят родительские субботы, восходящие к празднику . Праздник… Но это ведь день кончины Богоматери. Почему же – праздник?

А потому, что смерть не есть единственный способ кончины. Успение – антоним смерти. Это, прежде всего – не-смерть. Два этих слова, различающихся в языке любого христианского народа, означают радикально противоположные исходы человеческой жизни.

Взращивает человек в себе семена любви, добра, веры, всерьез относится к своей душе – и его жизненный путь венчается успением. Если же разрушение он нес себе и окружающему миру, раной за раной уязвлял свою душу, а грязь из нее, неухоженной и заросшей, выплескивал вовне – конечный, смертный распад завершит его прижизненное затухание.

Отныне (в смысле – со времени воскресения Христа) образ нашего бессмертия зависит от образа нашей любви. “Человек поступает туда, где ум имеет свою цель и любимое им”, – говорил .

На иконе Успения Христос держит на руках младенца – душу своей Матери. Она только что родилась в Вечность. “Господи! Душа сбылась – умысел Твой самый тайный!” – можно было бы сказать об этом миге словами Цветаевой.

Душа “сбылась”, исполнилась – и в слове “успение” слышатся отголоски не только “сна”, но и “спелости” и “успеха”.

Время умирать ” (Эккл. 3,2). Может быть, самое разительное отличие современной культуры от культуры христианской – в неумении умирать, в том, что нынешняя культура не вычленяет в себе это время – “время умирать”. Ушла культура старения, культура умирания.

Человек подходит к порогу смерти, не столько стараясь всмотреться за его черту, сколько без конца оборачиваясь назад и с ужасом вычисляя все разрастающееся расстояние от поры своей молодости. из времени “подготовки к смерти”, когда “пора о душе подумать”, стала временем последнего и решительного боя за место под солнцем, за последние “права”… Она стала временем зависти.

У русского философа С. Л. Франка есть выражение – “просветление старости”, состояние последней, осенней ясности. Последняя, умудренная ясность, о которой говорят строки Бальмонта, списанные “современностью” в раздел “декадентства”:

День только к вечеру хорош.

Закону мудрому поверьте –
День только к вечеру хорош.
С утра уныние и ложь
И копошащиеся черти…
День только к вечеру хорош.
Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

Здесь приходила к человеку мудрость. Мудрость – это, конечно, не ученость и не энциклопедичность, не начитанность. Это – знание немногого, но самого важного. Потому-то к монахам – этим “живым мертвецам”, при постриге как бы умершим для мирской суеты и потому ставшим самыми живыми людьми на земле, – и ездили энциклопедисты за советом. Гоголь и Соловьев, Достоевский и Иван Киреевский, лично беседовавший с Гегелем и Шеллингом, своих главных собеседников нашли в . Потому что здесь разговор шел “о самом важном”.

Самым важным Платон – отец философов – называл вот что: “Для людей это тайна: но все, которые по-настоящему отдавались философии, ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти”.

В середине нашего века константинопольский патриарх Афинагор I так говорил о времени умирания:

“Я хотел бы умереть после болезни, достаточно долгой, чтобы успеть подготовиться к смерти, и недостаточно длительной, чтобы стать в тягость своим близким. Я хотел бы лежать в комнате у окна и видеть: вот Смерть появилась на соседнем холме. Вот она входит в дверь. Вот она поднимается по лестнице. Вот уже стучит в дверь… И я говорю ей: войди. Но подожди. Будь моей гостьей. Дай собраться перед дорогой. Присядь. Ну вот, я готов. Идем!..”

Помещение жизни в перспективу конца делает ее именно путем, придает ей динамику, особый вкус ответственности. Но это, конечно, лишь, если человек воспринимает свою смерть не как тупик, а как дверь. Дверь же – это кусочек пространства, через который входят, проходя его.

Жить в двери нельзя – это верно. И в смерти нет места для жизни. Но есть еще жизнь за ее порогом. Смысл двери придает то, доступ к чему она открывает. Смысл смерти придает то, что начинается за ее порогом. Я не умер – я вышел.

И дай Бог, чтобы уже по ту сторону порога мог я произнести слова, начертанные на надгробии Григория Сковороды: “Мир ловил меня, но не поймал”.

“Все ли равно как верить” – М., 1997.

Родительские дни — это поминальные дни для усопших предков. В календаре Православной Церкви каждый день посвящен определенному событию, поминальные дни.Поминать по церковному православному обычаю своих умерших родственников принято в определенные дни года. Называют эти дни родительскими днями или родительскими субботами, хотя не всегда данные даты выпадают на субботу.

Самыми главными в народе родительскими днями считаются Радоница, Троицкая суббота и Димитровская, но есть еще Вселенские поминальные дни.

Кроме этого, нужно почтить память отошедших родных в день их рождения и в день смерти. Многие поминают усопшего еще в день его ангела (святого, в честь которого он был крещен).

Что касается родительских суббот 2016, то они назначены на определенные дни, когда в храмах читаются общие литургии (заупокойные службы), и каждый верующий может присоединится к этой молитве, вспоминая своих родных. В течение года таких особых поминальных дней — 9, из них 6 раз всегда выпадает на субботы, они так и называются «Вселенские родительские субботы». Один раз мы чтим память покойных во вторник на Радоницу, а 9 мая и 11 сентября отведены для поминания усопших воинов и может выпадать на любые дни недели.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Сначала, 5 марта, наступит вселенская мясопустная суббота. Потом, 26 марта, наступает вторая суббота Великого поста. Следующий родительский день приходится на 2 апреля. Суббота четвертой недели Великого поста наступит, через неделю, 9 апреля.

9 мая наступит день памяти всех погибших во времена Второй Мировой войны. 16 июня, на седьмой четверг после пасхи, будет день поминания самоубийц, некрещеных и убитых насильственной смертью. Через 2 дня, 18 июня будет Троицкая родительская суббота. 11 сентября — день памяти воинов, погибших на войне. 5 ноября — Дмитриевская родительская суббота.

Вселенские родительские субботы

Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, согласно богослужебному уставу Православной церкви, совершаются два раза в году:

Мясопустная суббота- На 5 марта будет поминальный день, который называется Вселенская мясопустная суббота

Это самый древний и торжественный поминальный день. Его история ведёт свой отсчёт с ранних веков христианства и должна напоминать верующим, в первую очередь, о Судном дне. По церковному преданию, первые христиане собирались на кладбищах и молились за собратьев по вере, особенно за тех, кто умер внезапно и потому не получил достойного погребения.

Смысл обряда — максимально подготовить к новой, загробной жизни и встрече с Богом души всех верующих, не забывая и о душах, покинувших земной мир. На Мясопустную субботу вспоминают почивших от Адама до нашего времени. В народных поверьях тоже прослеживается мотив подготовки к предстоящему обновлению — только здесь имеется в виду обновление природы и переход к весне; неслучайно суббота предшествует развесёлой Масленице.

В Белоруссии и западных областях России Мясопустная родительская суббота — своего рода встреча всех представителей семейства, причём как нынешних, так и прежних. Когда накрывают стол, можно увидеть количество приборов, превышающее число присутствующих: таким образом угощают покойных родственников. В этот праздник подают милостыню во имя спасения всех христианских душ.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Троицкая суббота- На 18 июня выпадает поминальный день, который называется Троицкая суббота

Не менее значимым днём для особого поминовения усопших в православии является и Троицкая суббота. По легенде, на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов снизошёл Святой Дух и они получили дар учить людей Слову Божию.

День символизирует полное очищение души Святым Духом, переход на высшую ступень совершенствования и приобщение к общечеловеческому познанию. На Троицкую субботу поминают абсолютно всех умерших, в том числе и пребывающих в аду.

Считается дурным знаком, если на Троицу не удастся проведать могилы родных: тогда они придут в дом и начнут беспокоить живых. Чтобы задобрить покойников, на кладбище оставляют конфеты или остатки поминального ужина. Немало с Троицкой субботой связано и народных преданий.

Девушкам нельзя выполнять любую домашнюю работу. Венчание на Троицу — крайне зловещий знак; в народе полагают, что брак будет несчастным. Поверья советуют не купаться, потому что на Троицу резвятся русалки и могут увлечь живого в своё царство.

Родительские субботы во время Великого поста

Родительские субботы , 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста

На 9 апреля будет поминальный день — это будет четвертая родительская суббота Великого Поста.

Смысл Великопостных поминальных дней — проявление заботы и любви к душам почивших ближних. Во время самого главного для православных поста божественные литургии не проводятся — получается, что души остаются забытыми. Должное почтение воздаётся, если верующие ходят в церковь и читают молитвы за дорогих сердцу людей, чтобы Господь не оставил их без своей милости. Желательно, читать молитву за ушедших и дома.

Нужно помнить, что такая молитва приносит Божью благодать и самому христианину. В круговерти повседневной рутины да бытовых мелочей самые добрые чувства словно затираются; к тем, кого по-настоящему любим, мы начинаем относиться со снисхождением, а иногда — с пренебрежением. Жаль, что осознание важности каждого слова или момента наступает слишком поздно, да и потом многие забывают почивших.

Независимо от того, считает ли себя человек христианином или нет, он должен приучить себя к благодарному почтению и памяти — это часть его воспитания и нравственной культуры. Поэтому родительские субботы — прежде всего дни глубокого уважения друг к другу.

Частные родительские дни

Радоница, девятый день после Пасхи, — знаменательный день для восточных славян, в котором тесно переплелись христианство и древнейшие народные обычаи. Слово «Радоница» — однокоренное со словом «радоваться». Согласно церковному толкованию, в праздновании отразилась идея о полной победе Иисуса Христа над смертью; именно на девятый день после своего Воскресения Спаситель спустился к мёртвым и возвестил им радостную весть о своём Воскресении.

Поминание умерших в данное время носит отпечаток торжественности: при посещении кладбищ не следует предаваться шумным празднествам, а покойных надо поминать молча. Часто в могилы закапывают пасхальные яйца и подобным образом христосуются с близкими.

В Черниговской области принято оставлять крошки в надежде, что явятся предки, полакомятся и принесут новость. На Радоницу бытует примета: кто первее окликнет дождь, тот станет удачливее. С Радоницы в православных церквях начинают проходить заупокойные службы.

День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных 11 сентября

Поминовение православных войнов в этот день было установлено в Русской православной церкви указом императрицы Екатерины II в 1769 году во время Русско-турецкой войны (1768-1774). В этот день вспоминается Усекновение главы Иоанна Предтечи, пострадавшего за истину.

На фоне других поминальных дней и родительских суббот этот день кажется наиболее пронзительным и трагичным. Празднование связано с библейской легендой об Ироде. Во время торжества царь Ирод, восхищённый танцем своей падчерицы Саломеи, поклялся прилюдно отдать ей всё, что та пожелает.

По наущению своей матери, коварной Иродиады, Саломея попросила голову пророка Иоанна Крестителя на золотом блюде. Царь, боясь всеобщего осуждения, выполнил просьбу. С тех пор праздник стал воплощением мужества и стойкости в борьбе за веру и правое дело.

В 1769 году, когда Россия вела войны с Польшей и Турцией, церковь внесла его в Устав как День поминовения павших в бою воинов, чтобы подвиг соотечественников остался в веках. В праздник необходимо строго поститься; запрещается есть даже рыбу. Считается, что если не вкушать ничего, кроме хлеба, ночью можно загадать желание.

Бытует суеверие, что на 11 сентября нельзя брать в руки острые предметы, а также всё, что так или иначе напоминает голову. Однако суеверие противоречит заповедям официальной церкви.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Дмитриевская суббота — ещё один день, связанный с особым поминовением усопших воинов. Появление празднования отсылают к победе над ордой Мамая в Куликовской битве.

По преданию, Дмитрий Донской испросил благословения на битву у самого Сергия Радонежского. Татаро-монгольское иго было повержено, родную землю удалось спасти от поругания, но далось это очень кровавой ценой: погибло около 100 000 воинов. В составе войска были и два монаха: Пересвет и Ослябя.

Родительские субботы в 2016 году, православные, в году выделяются семью особенными днями. В эти особенные дни церковь призывает обязательно ходить на панихиду, где читаются заупокойные молитвы, а потом отправляться на могилки, чтобы почтить память людей, которых уже давно нет рядом с нами.

Как правило, большинство родительских суббот проходит в начале года. Целых три таких дня выделяется в течение предпасхального поста, который проходит за сорок дней до наступления Пасхи. Есть несколько поминальных дней летом и только одна родительская суббота выпадает на осень.

Важно! Несмотря на то, что в народе такие дни называются «родительские», это вовсе не означает, что на кладбище нужно ездить только к родителям. Тут название ведется от слов «род». На могилы отправляются к предкам и к самым близким людям. Какие можно сделать для поездки на кладбище.

О вселенских днях

Если внимательно изучить календарь родительских суббот в 2016 году, православных, то можно заметить, что в череде поминальных дней имеются «вселенские субботы». В эти дни в православных храмах проходят панихиды, в которых поминаются все люди, которые уже покинули этот мир.

От года к году даты таких суббот меняются по той причине, что они приходятся на период Великого поста. Как известно, даты поста являются изменчивыми из-за того, что у праздника Пасха не имеется постоянной даты. В 2016 году пост пройдет в период с 14.03 по 01.05 число.

Всего в течение Великого поста проходит три вселенских субботы. Несмотря на то, что у них имеются каждый год разные даты, значение и традиции этих дней одни. Нужно обязательно помолиться за тех, кого нет в живых и попросить, чтобы Бог был милостив к душам усопших и простил им их грехи.

Календарь род. дней на 2016 год

5.03 Поминальная суббота перед Масленицей.

26.03 Первая вселенская суб., всегда выпадает на вторую субботу поста.

2.04 2 вселенская суб., приходится на 3 седмицу предпасхального поста.

9.04 3 вселенская суббота, которая из года в год приходится на 4 седмицу поста.

10.05 День в честь Пасхи, который еще называется Радоница. Всегда приходится на второй вторник после наступления Пасхального воскресенья.

09.05 День поминания военных людей. Дата этой родительской субботы не изменяется из года в год.

18.06 – Троицкая, которая проходит в канун одноименного праздничного дня.

05.11 Дмитр. род. суббота. Как видно, родительские субботы в 2016 году, православные в октябре не проходят!

Что важно сделать в каждый из обозначенных поминальных дней? Достаточно сходить в церковь, где в эти дни проходят заупокойные панихиды, нужно помолиться за души усопших, попросить, чтобы Господь отпустим им их грехи, затем отправиться на могилки. Закуска, которая хорошо транспортируется, это .

Накануне Троицы

Если внимательно изучить календарь, можно заметить, что родительские субботы выпадают, как правило, в канун больших христианских праздников. Что касается этого родительского дня, у него имеются свои отличия. Молятся не только за усопших людей, но в особенности за преступников и самоубийц. Троица , когда отмечают событие снисхождения Святого Духа к людям. С целью спасти все грешные души без исключения. Так что, молитва за усопших в эту поминальную субботу имеет большую силу.

Радоница

После праздничной Фоминой недели, во вторник на неделе следующей, люди отправляются на кладбище, чтобы принести светлую весть о наступление Пасхи, победы жизни над смертью, усопшим родственником. В церкви подчеркивают, что в саму Пасху на кладбище ходить не рекомендуется. Именно, чтобы разделить с близкими, которые уже на том свете, радость о Воскресении Христовом, нужно ехать на кладбище в Радуницу.

Что нужно обязательно делать:

  • Сходить в храм, совершить молитву. Для Бога все души являются живыми вне зависимости о того, где находится тело.
  • Собраться за поминальным столом дома или на кладбище;
  • Подать в церкви записки о прочтении заупокойных молитв;
  • Очистить сердце и мыли от скверны. Для этого можно почитать 118 псалом;
  • Не стоит заниматься в родительские субботы домашними делами;
  • Посетить могилки, убраться там, поговорить со своими близкими, вспомнить, какими они были при жизни;
  • В поминальные дни нельзя скорбеть и печалиться. Ведь христианская религия строится на том, что душа человека является бессмертной;

Как видно, Родительские субботы в 2016 году, православные в ноябре отмечается только один такой день. Дата субботы в этом году выпала на 5 ноября. Что нужно сделать в этот день вы теперь точно знаете, ведь в данном материале даты четкие церковные рекомендации.

Дни повиновения в православной церкви ещё называются «Родительские субботы» хоть и не все выпадают на этот день. Родительские субботы – это дни когда поминают близких и дорогих людей. В эти дни люди посещают кладбище, чтобы привести в порядок могилки и приносят знакомым угощения.

Уважаемые посетители сайта, поминальные дни 2017 года вы найдёте в новой статье: Родительские субботы 2017 года

Календарь поминовения усопших в 2016 году

    • Первой отмечают Всемирную родительскую субботу 5 марта. Суббота конечной недели перед Великим постом, когда ещё дозволяется, есть мясные продукты.
    • За ней приходит масленичная неделя, когда мясо уже есть нельзя, а рыбу и молочные продукты дозволено. Заканчивается Масленица 13 марта и начинается Великий пост.
    • 26 марта это суббота Великого поста второй седмицы.

  • 2 апреля суббота третьей седмицы и 9 апреля четвёртой седмицы. Эти дни обозначают, как те когда особенно проявляются любовь, тепло к душам усопших родственников. Религиозные молятся за души родных и близких сердцу людей, для того чтобы Господь не оставил их без благословения.
  • 10 мая отмечают большой праздник Радоницу. День является особым временем поминовения мёртвых. Он объединён с Пасхой и считается праздником. Попадает этот день постоянно на вторник Фоминой недели. Верующие идут с церкви на кладбище с куличами поведать покойным что Христос Воскрес возвестил воскресением поражение бытия над кончиной. Некоторые люди идут на кладбище именно на Пасху, но это неверно ведь выведенный специальный день Радоница. В Белоруссии данный день есть официальным выходным.
  • 9 мая поминовение почивших бойцов.
  • 18 июня Троицкая суббота ещё один ведомый в народе день поминовения покойников. В Троицкую субботу по поверьям в Троицкую субботу душа переходит на нависший этап душевного развития и очищается Святым духом. При визите на кладбище заведено оставлять у могилки долю еды с церемониального обеда и сладости. Юным барышням в эту субботу не следует, заниматься свойскими делами. На Троице не следует делать венчание, ведь за поверьем заключенный брак в этот день будет горемычным.
  • 11 сентября усекновение Главы Иоанна Предтечи считается самым трагическим родительским днём. Поминают в этот день бойцов павших в эпоху войны с Туретчиной и Польшей. В поминальный день надо придерживаться пост, запрещается, есть даже рыбные яства. Это праздник почитания смелости и храбрости в борьбе за большое дело.
  • Дмитриевская поминальная суббота отмечается 5 сентября. Поминаются повергнувшиеся витязи. Данная дата возникла как дань памяти о великомученике Дмитрии Солунском. Обычно ко дню подготовка идет заранее. В пятницу ходят в баню, а покидая ее, оставляют рушник для пращуров. В субботу не только ходят на могилы, но и делают большие поминки .

Правила поведения в поминальные дни:

  1. Приходить на могилку поминать умерших нужно только в специальные поминальные дни.
  2. Перед тем как идти на кладбище, необходимо зайти в церковь помолился оставить свечу.
  3. Не нужно на могиле позволить пьянства и большие яства. Раньше считалось, что чем больше милостыни раздадут родственники покойного и чем меньше следят сами, тем лучше для души умершего.
  4. На могилку не следует класть сигареты или выливать спиртное как бы покойник не любил кто дело при жизни.
  5. Необходимо поставить лампадку или зажечь свечу из храма неважно, сколько она будет гореть под ветром.
  6. Если на кладбище есть храм или церковь, то желательно заходить с центрального входа.
  7. На могиле можно оставлять Пасху, яичко, конфеты и печенье.
  8. В поминальные дни на кладбище не стоит слишком громко говорить, ругаться и выражать свои бурные эмоции.
  9. Если на кладбище у вас что то упало, значит, оно автоматически принадлежит мёртвой земле и если эта вещь для Вас не слишком дорого, то лучше её оставить на кладбище.
  10. Нельзя никогда говорить покойника «До свидания» чтобы в скорее не оказался рядом с ним, необходимо говорить «Прощай».
  11. После похода на могилку следует хорошо под проточной водой помыть руки и скрупулёзно почистить обувь.При нынешнем ритме жизни, рутинных забот когда-то сердечные, тёплые чувства, к людям которых мы любим и ценим, как затираются. Неважно как человек относится к духовным праздникам, верующий он либо же нет, все равно необходимо с признательностью относиться и почитать умерших родственников.

    По Православному календарю всего в году 7 Родительских дней. В 2016 году эти дни выпадают на такие числа: 5 марта, 26 марта, 2 апреля, 9 апреля, 10 мая, 18 июня, 5 ноября. У нас же на Юге России принято ходить на кладбище и поминать усопших непосредственно в Пасху или на Красную горку, что совсем неправильно.

    Родительские дни выпадают в 2016 году выпадают на следующие числа в календаре:

    В 2016 году будет девять родительских суббот, в которые люди поминают своих ушедших в мир иной родственников, а если вы верующий человек, то вы можете в эти дни помолиться за упокой душ этих родственников. Все родительские девять суббот представлены ниже:

    Но есть еще самый главный родительский день, в котором люди ходят на кладбище и носит этот день название Радоница, но там, где я живу такое название этого дня не применяется. Выпадает этот день на 10 мая , который будет девятым днем после празднования Великой Пасхи, которая, в свою очередь, выпадает в 2016 году на праздник Первомая, то есть на 1 мая.

    26 марта будет родительская Вселенская суббота второй недели Великого поста. Суббота третьей недели Великого поста будет 2 апреля 2016 года. 9 апреля будет суббота 4 недели поста.

    Завершающей родительской субботой в 2016 году будет Дмитриевская родительская суббота.

    Потом во время Великого поста со 2 по 4 неделю поста, 26 марта, 2 и 9 апреля - Родительские вселенские субботы.

    5.11.2016 года Дмитриевская родительская суббота.

    Родительские дни (поминовение усопших) в 2016 году будут происходит в ниже перечисленные дни:

    Практически для каждого человека в этом мире, в тот или другой момент, рано или поздно, приходит ситуация когда есть кого поминать, и именно в эти дни можно проделать соответствующие действия по всем правилам церкви. Но иногда можно и не ждать подходящего дня, а сделать это в удобное для себя время.

    Даты поминовения родителей в Православии (Родительские субботы), год от года изменяются, зависят от церковного календаря. Первая отмечается 5 марта - Мясопустная суббота. Затем субботы во время Строгого поста - в марте 26 числа и в апреле 2 и 9 числа. В мае отмечается Радоница 10 числа. В июне 18 числа Троицкая родительская, в ноябре 5 числа Дмитриевская родительская - день поминовения павших воинов.

    В 2016 году будет несколько родительских дней.

    Сначала, 5 марта, наступит вселенская мясопустная суббота. Потом, 26 марта, наступает вторая суббота Великого поста. Следующий родительский день приходится на 2 апреля. Суббота четвертой недели Великого поста наступит, через неделю, 9 апреля.

    9 мая наступит день памяти всех погибших во времена Второй Мировой войны. 16 июня, на седьмой четверг после пасхи, будет день поминания самоубийц, некрещеных и убитых насильственной смертью. Через 2 дня, 18 июня будет Троицкая родительская суббота. 11 сентября - день памяти воинов, погибших на войне. 5 ноября - Дмитриевская родительская суббота.

    Поминальные дни или Родительские дни это дни в которые поминают усопших предков.

    В церковном календаре несколько поминальных дней и всегда они приходятся на субботу.

    На 9 апреля будет поминальный день - это будет четвертая родительская суббота Великого Поста.

    На 5 ноября 2016 года выпадает поминальный день, который называется Димитровская родительская суббота.

    Родительские дни - это поминальные дни для усопших предков. В календаре Православной Церкви каждый день посвящен определенному событию, поминальные дни приходятся на субботу.

    Самыми главными в народе родительскими днями считаются Радоница, Троицкая суббота и Димитровская, но есть еще вселенские поминальные дни

    В церковном календаре на 2016 год родительские субботы приходятся

    В 2016 году родительские дни попадают на такие даты по церковным календарям:

    пятое марта

    двадцать шестое марта - вселенская суббота

    второе апреля - вселенская суббота

    девятое апреля - вселенская суббота

    десятое мая - Радоница

    восемнадцатое июня

    пятое ноября - Дмитриевская суббота.