Представленная проективная методика исследования личности под авторством Германа Роршаха (впервые была опубликована в 1921 году) на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире психодиагностических исследований. Человек мало, осведомлённый в особенностях человеческого мышления, поначалу может причислить данную работу к творческим изысканиям. Однако на деле мышление лишь украшает образы, которые диктуются абсолютно другими механизмами. Генри Роршарх был уверен, что образы, возникающие из чернильных пятен, для каждого человека индивидуальны и неповторимы. Обычная, на первый взгляд, фантазия на деле оказывается сложным и запутанным процессом работы головного мозга. Суть теста Роршаха, пройти онлайн бесплатно который сегодня не составляет труда, заключается в анализе увиденных изображений. Другими словами, испытуемому предлагается посмотреть на чернильное пятно и сказать, с чем оно у него ассоциируется. Помимо ведения, записей каждого сказанного слова человека, проходящего тест, фиксируется время, необходимое ему на ответ и другие особенности тестирования. В завершение специалист уточняет отдельные детали данных ответов, может провести так называемую процедуру «определения пределов». Каждый данный ответ оценивается по следующим критериям:
  • локализация (ассоциация испытуемого может быть связана как с цельным изображением, так и с его частью);
  • детерминанты (ведется учет использования в ответе тестируемого цветов, форм или образа, отражающего их смешение);
  • уровень формы (оценивается степень адекватности представленного образа ответу испытуемого);
  • содержание (обращается внимание на ассоциативный ряд тестируемого – соотносит ли он представленные образы с людьми или они ему больше напоминают неодушевленные предметы и животных);
  • оригинальность-популярность (ведется статистика оригинальности ответов, где популярным считается тот, который был дан не менее 30% испытуемых).
Оценка ответов по данным критериям носит исчерпывающий характер, а потому их суммарность является ярким отражением индивидуальных характеристик человека, который ранее участвовал в экспериментальном исследовании.
Решение тест Роршаха пройти онлайн бесплатно – уникальная возможность провести диагностику структурных характеристик личности:
  • на основе аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности определить когнитивный стиль;
  • изучить защитные механизмы;
  • установить тип переживания;
  • другое.
При этом конечный результат исследования непременно поразит своей точностью и яркостью отображения личностных характеристик тестируемого.

Клинические испытания

Согласно теории Г.Роршаха, использование испытуемым в качестве ассоциации всего чернильного пятна – яркий показатель наличия у него систематизированного мышления. В то время как обращение внимание на детали – характеристика мелочного и дотошного человека. Простановка акцента на каких-то необычных элементах – отражение способности человека к обостренной наблюдательности. Бывали случаи, когда тестируемый за основу ответа брал не само чернильное пятно, а окружающий его белый фон. Роршах считал, что такое решение также может по-своему трактоваться. У здоровых людей такая особенность выражалась в склонности к ведению дискуссий, своеволии и упрямстве. Что касается психически больных людей, то выбор ими белого фона – отражение негативизма и странностей поведения. Проще говоря, здесь оценивалась ординарность человеческого мышления. Если человек обращал внимание на различные мелочи, его можно было характеризовать, как педанта. Если за основу образа брался белый фон, значит, имела место быть работа с неординарным человеком.
Особое внимание уделялось четкости восприятия образа. Если тестируемый воспринимал чернильное пятно или его часть, как нечто статичное, специалист мог сделать вывод, что он обладает интеллектом и устойчивым вниманием. Ассоциация с чем-то движимым расценивалась как специфичность интеллекта, интроверсия и эмоциональная стабильность. Эмоциональная лабильность выявлялась путем анализа частотности «цветовых» ответов тестируемого. Тип переживания Роршахом определялся соотношением ответов по движению и цвету. Если у испытуемого преобладали цветовые ответы, он причислялся к категории экстратензивных личностей. Если он делал акцент на ответах, связанных с движением, его относили к интровертам. При этом у последних наблюдалась большая ориентация на внутренние переживания, чем на внешние. Содержание ответов (возникающий образ у тестируемого) автора методики мало интересовали. Он считал, что актуальная на данный момент ассоциация – не более чем временное явление.

Как тест Роршаха пройти онлайн бесплатно?

Прежде всего, необходимо создать соответствующую прохождению теста обстановку – расположиться в тихом, спокойном, светлом месте вдали от посторонних. Если имеется необходимость в присутствии третьего лица, тестируемый должен быть об этом заранее оповещен. Важно обеспечить непрерывность процесса тестирования – исключать вероятность ответов на телефонные звонки и другие отвлекающие факторы. Если испытуемый носит очки, нужно убедиться в том, что он их взял с собой. При проведении комплексного исследования личности психологу рекомендуется его начать именно с теста Роршаха.
В качестве материальной базы теста используется 10 картинок с изображением размытых очертаний чернильных пятен. Половина из них цветные, вторая половина – черно-белые. Задача тестируемого просмотреть предложенные карточки и сказать свое мнение по поводу изображенного – кто или что это, где находится, что делает и так далее. Hermann Rorschach ). Известен также под названием «Пятна Роршаха» .

Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.

Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности .

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884–1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями , Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и черного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.

Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями – для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.

Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность – адекватность и эффективность – теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и ее нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Содержание ответов обозначается следующими символами: Н - человеческие фигуры, целые или почти целые, (Н) - человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки, карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища, ведьмы), (Hd) - части человеческих фигур, А - фигура животного, целая или почти целая, (А) - мифологическое жи-вотное, чудовище, карикатура, рисунок животного, Ad - части животного, обычно голова или лапы, At - внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.), Sex - ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз или нижнюю часть тела, Obj - предметы, сделанные людьми, Aobj - предметы, созданные из животного материала (шкура, мех), Aat - внутренние органы живот-ных, Food - пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к растениям), N - пейзажи, вид с воздуха, заход солнца, Geo - карты, острова, за-ливы, реки, Pl - растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений, Arch - архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д., Art - детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического содер-жания; рисунок пейзажа будет N и т. д., Abs - абстрактные концепции: «власть», «сила», «любовь» и др., Вl - кровь, Ti - огонь, Cl - облака. Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.

Пример формата записи ответов при тесте:

Карточка II, Верхняя красная область - «Винтовая лестница» (указывает на оттенки): D FK Arch 1.5 Карточка VII, «Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремленные вперед»: W Fc  М (Hd) 3.0 Карточка VII, Левая средняя область - «Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое»: D Fc Нd 3.0

Фильмография: Пятна Роршаха использовались в фильме "Хранители" (2009), герой Роршах носил эти пятна на своей маске, сделанной из Платья Китти Дженовезе, они постоянно изменяли свое положение, и одновременно сохраняли симметрию


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Пятна Роршаха" в других словарях:

    Пятно: Содержание 1 Основное значение 1.1 Известные упоминания 2 Другие значения 3 См. также … Википедия

    Роршаха тест - (Rorschach Test) проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. Занимает одно из ведущих мест среди других проективных методик. Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно белыми и цветными… … Психологический лексикон

    РОРШАХА ЭКСПЕРИМЕНТ - (Rorschach), психологический метод для исследования «характера восприятий субъекта (не воображения, как обычно думают) как ассоциативного сравнения. имеющегося в памяти с непосредственно данными комплексами ощущения» (определение… … Большая медицинская энциклопедия

    Роршаха тест -    РОРШАХА ТЕСТ (с. 517) самая популярная в мире проективная методика, позволяющая исследовать личность на основе анализа результатов интерпретации ею разнообразных пятен, провоцирующих проявление фантазии при создании зрительных образов. В… …

    РОРШАХА, ТЕСТ - Дедушка всех проективных тестов, разработанный швейцарским психиатром Германом Роршахом. Этот тест состоит из структурного интервью с использованием серии из десяти стандартизированных, двухсторонне симметричных чернильных пятен. Пять из них… …

    Роршаха тест ранжирования - упрощённая вариация теста Роршаха. Испытуемому поочерёдно предлагают одну из 10 таблиц с чернильными пятнами со списком из 9 возможых ответов и просят его проранжировать последние согласно адекватности описания каждого пятна … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Роршаха тeст - (Rorschach H., 1921). Проективный метод исследования личности с помощью 10 специальных таблиц (пятен). В ответах обследуемого на вопрос, что он видит в этих пятнах, обращают внимание на такие показатели, как форма, цвет, величина деталей пятна … Толковый словарь психиатрических терминов

    РОРШАХА, ТЕСТ РАНЖИРОВАНИЯ - Упрощенная вариация теста Popшаха, в котором субъекту дается каждая из десяти таблиц с чернильными пятнами со списком из девяти возможных ответов, и его просят проранжировать их согласно адекватности описания каждого чернильного пятна … Толковый словарь по психологии

    Одна из карточек с кляксами Тест Роршаха психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатр … Википедия

    тест пятен Роршаха - (тест пятен чернильных) одна из методик проективных, относящаяся к группе методик структурирования. Создана швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г., который один из первых отметил связь фантазиеподобной продукции и типа личности. Он в… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Друдлы, пятна Роршаха и другие загадочные картинки , Рубанцев Валерий Дмитриевич. Книга предназначена для интеллектуального досуга детей младшего и среднего школьного возраста, старшие могут использовать её как тренажёр умственных способностей. В ней собраны рисованные…

Интересный тест, который применяется психологами
для исследования личности человека и её нарушений.

1. Посмотри на кляксу Роршаха
2. Запомни первую ассоциацию
3. Прочти значение...

1. Мордочка кота или лисицы.
Это самая распространенная ассоциация.
Если вы увидели лисицу или кота (именно морду) - значит, вы относительно здоровы,
то есть тест Роршаха отклонений не выявляет и вы относитесь к 85% людей.

2. Бабочка
Если вы видите бабочку, это может свидетельствовать о легком состоянии
когнитивного диссонанса внутри вас.
Как правило, бабочку видят впечатлительные молодые люди до 20 лет, склонные
к размышлениям и поверхостным депрессиям.
Бабочка является символом гармонии, которой не хватает тому, кто видит ее в кляксе

3. Летучая мышь
Летучую мышь могут видеть люди, склонные к агрессии и жестокости.
Андрей Чикатило на тесте Роршаха видел летучую мышь.
Могут развиться садистские наклонности.

4. Шкура животного
Шкура "какого-то" животного - медведя, тигра, волка и пр. -
свидетельствует об очень крепкой и здоровой психике.
Как правило, шкуры видят люди, хорошо знающие, чего они хотят
и как этого добиться, люди с устойчивой системой ценностей
(педагоги, церковные служители, вегетарианцы, религиозные
фанатики и просто набожные люди).
Шкура зверя символизирует победу над диким животным - то есть,
победу над своими сомнениями

5. Краб
Краба видят люди, склонные к истерии, неврозам и тревожным расстройствам.

6. Два медведя на фонтане
Довольно редкая, но не единичная ассоциация.
Может свидетельствовать о шизофреническом типе личности
и о болезни шизофрении.
Ни в коем случае тест Роршаха не может поставить диагноз,
к тому же такой серьезный, как шизофрения.
Двух медведей на фонтане могут видеть как шизофреники,
так и просто люди с отлично развитым воображением.

Остальные ассоциации рассматриваются специалистами индивидуально и требуют особой трактовки


Ниже приведены десять чернильных пятен теста Роршаха, напечатаных в издании Тест Роршаха - Психодиагностические методики с указанием наиболее частых ответов для всего изображения или наиболее выделяющиеся детали в соответствии с различными авторами. Данные материалы являются общественным достоянием в Швейцарии, родине Германа Роршаха по крайней мере с 1992 (70 лет после смерти автора или 50 лет после отсечения дату 1942), согласно швейцарскому законодательству об авторских правах. Они также являются общественным достоянием в рамках законом об авторском праве Соединенных Штатов, который гласит: "Все произведения, опубликованные до 1923 года считаются общественным достоянием."

Все картинки "кликабельны"

Таблица I :
Популярные ответы:

Piotrowski: летучая мышь (53%) , бабочка (29%)
Dana (France): бабочка (39%)

Комментарий: Получая для рассмотрения таблицу I , субъекты зачастую спрашивают о том, как они должны поступить, а вопросы о том, что они могут делать с таблицей (например, поворачивать) не очень значительным. Будучи первой таблицей, она может содержать сведения о том, как субъект решает новые, стрессовые задачи. Это не означает, однако, что таблицы, обычно трудные для субъекта в обращении, имеет доступные популярные ответы.

Таблица II :
Популярные ответы:
Beck: два человека
Piotrowski: четвероногое животное (34%, серые части)
Dana (France): животное: собака, слон, медведь (50%, серое)

Комментарий: Красные детали таблицы II часто видятся как кровь и являются наиболее отличительной чертой. Ответы можуг содержать указания о том, как субъект может управлять чувствами гнева или агрессии. Эта таблица может вызывать различные сексуальные ответы.

Таблица III :
Популярные ответы:
Beck: два человека (серый)
Piotrowski: человеческие фигуры (72%, серый)
Dana (France): человек (76%, серый)

Комментарий: Таблица III как правило воспринимается как два человека, участвующие во взаимодействии, и могут предоставить информацию о отношениях и связях субъекта с другими людьми (в частности, задержку ответа может выявить трудности в межличностном, социальном взаимодействии).

Таблица IV :
Популярные ответы:

Piotrowski: шкура животного, ковер из шкуры (41%)

Комментарий: Таблица IV отличается темным цветом и затенения (что создает трудности для депрессивных, подавленных субъектов), и часто воспринимается как большая, и иногда угрожающая, фигура. Усугубляясь общим впечатлением субъекта, который находясь в подчиненный позиция ("Глядя снизу вверх") на таблицу, служит выявлению чувства авторитетности. Видение человека или животного в таблице почти всегда классифицируются скорее как мужеское, чем как женское, и эти качества, выраженные субъектом могут указывать на отношение к мужчинам и авторитетам.

Таблица V :
Популярные ответы:
Beck: летучая мышь, бабочка, мотылек
Piotrowski: бабочка (48%) , летучая мышь (40%)
Dana (France): бабочка (48%) , летучая мышь (46%)

Комментарий: Таблица V является легкой в детальной проработке, и не воспринимается как угрожающие. Провоцирует к "смене темпа" в тесте, после предыдущих более сложным таблиц. Содержащиеся здесь несколько особенностей, вызывают озабоченность или осложняют разработку. Это самое легкое пятно для получения хорошего качественного ответа.

Таблица VI :
Популярные ответы:
Beck: шкура животного, мех, ковер
Piotrowski: шкура животного, мех, ковер (41%)
Dana (France): шкура животного (46%)

Комментарий: Текстура является доминирующей характеристикойтаблицы VI , которая часто вызывает ассоциации, связанные с близким межличностным взаимодействием; Таблица определяется как "секс-пятно", и вероятное сексуальное воспринимает сообщается по этой таблице более часто, чем по любой другой. Хотя другие таблицы имеют большее разнообразие распознавания образов сексуального содержания.

Таблица VII :
Популярные ответы:
Beck: человеческие головы и лица (наверху)
Piotrowski: головы женщин и детей (27%, наверху)
Dana (France): человеческая голова (46%, наверху)

Комментарий: Таблица VII может быть связана с женственностью (человеческие фигуры, распознаваемые в ней, часто описывается как женщины и дети), и имеет функцию как "Материнской таблицы", где с трудностями в решении может быть связано с озабоченностью проблемами с женскими фигурами в жизни субъекта. Центральная деталь относительно часто (хотя это и не самый популярный ответ) распознается как влагалище, что относит эту таблицу в частности к теме женской сексуальности.

Таблица VIII :
Популярные ответы:
Beck: животное, не кошка и собака (розовый)
Piotrowski: четвероногое животное (94%, розовый)
Dana (France): четвероногое животное (93%, розовый)

Проективная методика исследования личности Пятна Роршаха создана в 1921 г. . Стимульный материал состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметрическими аморфными (слабо структурными) изображениями. Обследуемому предлагается ответить на вопрос о том, что изображено, на что похоже. Для понимания метода определяющими являются представления Роршаха о структуре личности. Роршах исходил из положения, что активность человека определяется как внутренними, так и внешними побуждениями, а следовательно, активность личности выражается тем отчетливее, чем менее стереотипны (структурированы) вызывающие активность стимулы. В связи с этим Роршах вводит понятия интроверсии и экстраверсии, каждое из которых соответствует совокупности определенных черт личности, связанных с преобладающим видом активности. Типология Роршаха представляет собой качественно новый этап в понимании интро- и экстраверсии.










1
2
3
4
5










6
7
8
9
10

В отличии от Юнга, который понимал интроверсию, как состояние, Роршах считает, что интроверсия выступает и как процесс. “У нормальных тенденция ухода в себя мобильна, недолговечна… нормальные могут всегда восстановить адаптацию функции”. Интроверсия выступает как процесс, как гибкая возможность ухода в себя в зависимости от обстоятельств и. условий среды. Только ригидное преобладание интроверсивных тенденций позволяет говорить об интроверсии как патологическом состоянии, и Роршах неоднократно подчеркивает это. Далее Роршах отмечает, что понятию интроверсии в обычно исследуемом смысле противостоит понятие экстраверсии.

Автор считает, что использовать такую терминологию неудобно, так как можно сделать вывод о противоположности экстраверсии и интроверсии. В действительности же “…психические процессы, продуцирующие интроверсию и экстраверсию, не противоположны, но различны, они различны как мышление и чувство, как движение и цвет”. Неправомерно также противопоставление интро- и экстраверта как “мыслительного” и “чувствующего” типа личности, поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и познавательных процессов.

В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два типа восприятия стимулирующего материала метода Пятна Роршаха. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический (кинестетический [М]) аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих Ответах цветовой [С] аспект. Тип восприятия, или “тип переживания”, по Роршаху, характеризует преимущественно интроверсивные или экстратенсивные тенденции личности.

Четыре типа переживания


В зависимости от преобладания (равновесия) того или иного типа активности Роршах выделяет четыре основных типа переживания.
1. Экстратенсивный тип, в котором следует различать:
а) чисто экстратенсивный – “цветовые” ответы при отсутствии кинестетических энграмм, если М=0, а S С > 2 – экстратенсивный эгоцентрический;
б) смешанный экстратенсивный – 1C превышает не менее чем на единицу количество М.
2. Интроверсивный тип, который можно подразделить на:
а) чистый интроверсивный кинестетический при отсутствии “цвета”;
б) смешанный интроверсивный количество М не менее чем на единицу I. С.
3. Амбиквальный тип – количество цветовых ответов равно числу кинестетических, допускается отклонение сторону до 0,5 балла.
4. Коартивный (“суженый”) тип – отсутствуют как кинестетические, так и “цветовые” ответы или количество тех или других не превышает единицы.

Роршах различал коартированный (ОМ и ОС) и коартативный (ГМ и 1C, IM и ОС и ОМ) типы переживания в зависимости от количества ответов по цвету и кинестетических, однако большого практического значения это разделение не имеет. Преобладание того или иного типа интерпретаций в методе Пятна Роршаханаходит свое выражение в соответствующих психологических характеристиках.

Доминирование кинестезии

Более индивидуальный интеллект. Самостоятельное творчество. Более “внутренняя” жизнь. Стабильность аффекта Меньшее приспособление. Более интенсивная, чем экстенсивная, связь Размеренность, стабильность движений. Неловкость, неповоротливость.

Доминирование цвета

Меньшая индивидуальность. Репродуктивное творчество
Более “внешняя” жизнь. Лабильность аффекта
Большая способность к адаптации. Более экстенсивная, чем интенсивная
Неспокойствие, подвижность движений. Ловкость, проворство

“Отдельные характеристики обоих типов не показывает абсолютной корреляции одна с другой. Их взаимоотношение непросто, не прямолинейно. Если субъект, например, показывает ЗМ и 5С, мы не можем сказать, что любая рассматриваемая характеристика представлена в личности в определенной степени или что определенная степень индивидуальности сочетается с определенной степенью аффективной стабильности.

Каждая характеристика в методе Пятна Роршаха находится под влиянием различных факторов, таких как настроение, сознательное логическое функционирование, бессознательное… Эти группы могут выступать как противоположные, и это должно быть четко отделено, в клиническом, а не в психологическом смысле… Под М типом просто имеется в виду, что определенные функции развиты в заметной степени. То, что выступает клинически как антитезис, психологически – простая вариация” .

Таким образом, тип переживания не есть величина неизменная, фиксированная. Очевидно, влияние алкоголя (сдвиг в экстраверсию), хорошее настроение, вдохновение несколько смещают формулу типа переживания в сторону. отмечает что во всех подобных случаях изменяется абсолютное число М и С, отношение же между ними не изменяется или изменяется несущественно.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ – ПЯТНА РОРШАХА


Стимульный материал метода Роршаха (Пятна Роршаха) состоит из десяти таблиц с полихромными и одноцветными изображениями (пять черно-белых таблиц – 1,4, 5, 6, 7 и пять полихромных – 2,3, 8, 9, 10). Таблицы предъявляют испытуемому в определенной последовательности и положении.

ДАННЫЕ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ

Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей, так и теста Пятна Роршаха в целом.

ПРОВЕДЕНИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ


В литературе существуют расхождения относительно предлагаемых испытуемому инструкций, однако большинство авторов почти не отходят от классической формы: “Что бы это могло быть? На что это похоже?”. Подобной инструкцией следует ограничиться, никакой дополнительной информации в процессе эксперимента испытуемый не должен получать. Экспериментатор не должен задавать в ходе исследования каких-либо наводящих вопросов, за исключением уточнения, в случае необходимости, того места изображения, которое толкует испытуемый. Если обследуемый пытается найти “верный” ответ, спрашивает, правильно ли он ответил, то следует объяснить, то ответы могут быть различными и необходимо только высказать собственное мнение о предложенных изображениях.

После предъявления таблиц следует опрос. В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к тому или иному ответу, т. е. опрос всегда ориентирован на уточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача – получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: “Где находится..?” или: “Покажите мне…”. Для уточнения детерминант ответа иногда бывает достаточно простых вопросов: “Что Вас заставляет думать о …?”, “Опишите подробнее то, как Вы видите…” и т. д.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ “ПЯТНА РОРШАХА”

В настоящее время имеется достаточно много вариаций схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия в методике Пятна Роршаха. Ниже представлена оригинальная схема Роршаха, также приведены некоторые наиболее известные варианты интерпретаций.

Каждый ответ испытуемого в тесте Пятна Роршаха формализуется по пяти категориям в определенной последовательности (локализация, детерминанта, определение уровня формы, содержание, оценка оригинальности-популярности), что позволяет получить формулу ответа. Символ, используемый при шифровке ответа, представляет собой начальную букву слова, например W (англ. Whole – целое). Здесь используется англо-американская система, с возможно использование и других обозначений.


1. Локализационные особенности толкования:

W – интерпретация представленного изображения в целом; D – интерпретация какой-либо значительной, часто избираемой детали изображения; Db – интерпретация необычной или малой детали; S – интерпретация белого пространства; Do – “олигофреническая деталь” – интерпретация фрагмента изображения там, где большинство видит целое (например, испытуемый усматривает “голову”, “ноги”, тогда как большинство видит “человека”). Помимо этого могут появиться ответы, в которых отправным пунктом для толкования целого послужила какая-либо деталь или белое пространство: DW – для построения целого исходного является большая деталь; DdW – малая деталь; SW – белое пространство.

2. Детерминанты:

F – ответ детерминирован только формой изображения; М – воображаемым движением человека; FM – воображаемым движением животного; m – воображаемым движением неодушевленных предметов; С – только цветом изображения; CF – преимущественно формой, но учтен и цвет; с – светло-серым или серым цветом; Fc – формой при учете светло-серого или серого цвета; с1 – черным или темно-серым цветом; Fc’ – ответ детерминирован формой при учете черного или темно-серого цвета.

3. Уровень формы:

форма оценивается положительным (F+) или отрицательным (F-) знаком, который показывает, насколько адекватно она отражена в созданном образе. Критерием служат толкования соответствующих изображений и их деталей здоровыми людьми. Если в созданном образе нет четко очерченной формы (облака, дым, берег и т. п.), знак формы либо не отмечается (F), либо обозначается как (F±).

4. Содержание интерпретаций может быть разнообразным, поэтому приводятся наиболее употребительные обозначения: Н – образ человека, А – образ животного, Hd – часть (части) фигуры человека. Ad – часть (части) фигуры животного, Anat – анатомическое содержание, Sex – ответы сексуального содержания, PI – интерпретация изображения как относящегося к растительному миру, Ls – пейзаж. От – орнамент. Если соответствующий символ для ответа не предусмотрен, содержание следует обозначать полным словом.

5. Оригинальность-популярность.

Оригинальными (Orig) являются те ответы, которые появляются редко (один-два раза на сто протоколов). Популярными (Pop) считаются ответы встречающиеся не менее чем у 30% нормальных взрослых людей. Эти ответы всегда имеют положительную форму. Таким образом, каждая интерпретация испытуемого получает определенный формализованный вид.

Например, ответ на таблицу 2 – “два человека, пожимающих друг другу руки” приобретает вид WM+HPop, т. е. изображение истолковано полностью (W), испытуемый видит человеческие существа в движении (М), форма оценивается положительным знаком, поскольку большинство испытуемых усматривает в этом изображении двух людей (+)*, по содержанию – человеческие образы (Н), ответ встречается часто (Pop). Таблица 8 – “какой-то хищный зверь” (интерпретирована боковая часть изображения). Формула ответа: DF+APop. Таблица 10 – “фантастический цветок” (WCFPI). Таблица истолкована полностью (W), форма учтена слабо, Преобладает цвет (CF), но содержанию – растение (PI). Необходимо уточнить, что считать ответом испытуемого и что, следовательно, подлежит формализации.

Несмотря на кажущуюся простоту, этот вопрос может возникнуть, и часто решить его нелегко. Например, испытуемый интерпретирует таблицу 5 как “летучая мышь или бабочка”. Возникает вопрос, один это ответ или два? Не подлежат формализации различные восклицания, замечания, а также новые ответы, полученные при опросе. Ответ “чернильное пятно” должен быть формализован, если этот термин не упоминался в инструкции. Можно считать, что ответы, содержащие существительное, формализуются вне зависимости от того, даны ли они в отрицательной, вопросительной форме или в виде альтернатив. Например, “нет, это не лист”, “может быть, это бабочка?”, “бабочка или лист”. Иногда предлагается “или” – ответы всегда описывать двумя формулами. Один ответ шифруется несколькими формулами и в другом случае. Например, “взлет ракеты на фоне грозовых туч, сзади пламя”.

Здесь одной формулой не может быть охвачено богатое содержание этой энграммы. Но нельзя прибегать к увеличению числа формул, если испытуемый описывает различные части увиденного образа, уточняет его, например: “два танцующих человека …вот руки, ноги…”. В этом случае необходима только одна формула WM+HPop. В то же время таблицу 10 часто * При формализации ответа обозначают одну ведущую детерминанту, поэтому в данной записи форма присутствует только в знаке, интерпретируют в целом как “морское дно”, “сад”, а затем следуют ответы но деталям изображения. В этом случае они должны расцениваться как самостоятельные.

Когда возникает вопрос, какой из детерминант в методе Пятна Роршаха при шифровке ответа отдать предпочтение, необходимо руководствоваться следующими правилами:

1. Кинестетические детерминанты в любом случае имеют преимущество.
2. Детерминанты цвета (FC, CF, С) имеют преимущество перед остальными, за исключением кинестетических.
3. “Светотеневые” детерминанты (черный и серый цвет с их оттенками) имеют преимущество перед другими детерминантами, за исключением кинестетических и “цветовых”.

КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ И УЧЕТ ВРЕМЕНИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ “ПЯТНА РОРШАХА”

Общее количество ответов, поддающихся формализации (R), значительно варьирует. Изменение количества ответов зависит от ряда факторов, наиболее существенными из которых являются: богатство образов прошлого опыта у обследуемого, его психическое состояние и условия эксперимента.

Существенное влияние оказывают социальные и культурные различия изучаемых групп. Количество ответов может свидетельствовать о богатстве образов и легкости их актуализации, однако без учета “качества” ответов невозможно объективно оценить эти параметры. Небольшое количество ответов само по себе не является патологическим. Обычно протоколы, в которых зафиксировано менее 10 или 60 интерпретаций, имеют незначительную ценность.

По Роршаху в методе Пятна Роршаха количество ответов для взрослых здоровых испытуемых составляет 15-30. Время исследования учитывают следующим образом:

1) фиксируют время от начала до конца эксперимента (Т);
2) среднее время, затраченное на один ответ (T/R);
3) определяют период образования реакции на каждую таблицу (t) – от момента предъявления таблицы до начала ответа;
4) рассчитывают среднее время реакции – сумма t к количеству таблиц;
5) отдельно вычисляют среднее время реакции для цветовых и одноцветных таблиц.
В среднем t у здоровых взрослых людей колеблется от 7 до 20 с°.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Одним из важных признаков является последовательность, т. е. порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. В известной мере последовательность является индикатором логичности, дисциплинированности мышления. Предполагается, что обычно человек первоначально стремится дать целостный ответ (W), затем обращает внимание на большие детали (D), а потом может перейти к толкованию мелких деталей (Dd) и, наконец, фона (S). Роршах выделил 5 типов последовательности: ригидную, упорядоченную, инверсивную, свободную и хаотическую. Когда все 10 таблиц интерпретируются в представленной выше последовательности, это считается свидетельством ригидной, очень редко встречающейся последовательности, которая характерна для лиц педантичных, “рабов” логики.

Экспериментальные исследования показали, что появление ригидной последовательности может быть признаком депрессии. Последовательность считается упорядоченной, если она, сохраняя указанный порядок в большинстве таблиц, варьирует в зависимости от структуры самого пятна. Неупорядоченной, или свободной, последовательностью называют такую, в которой возможны непредвиденные отклонения, но можно указать на какой-либо характерный способ восприятия. Этой последовательности может способствовать эмоциональная стабильность.

Высшая степень свободной последовательности – хаотическая, чаще всего, появляющаяся у психических больных, связана, очевидно, с нарушениями адаптации или (редко) встречается у особо одаренных лиц “художественного” типа. Обратная последовательность (от S к W) встречается также редко, как и ригидная. В тех случаях, когда определение последовательности не представляется возможным (например, дается только по одному ответу на каждую таблицу), это следует отметить вопросительным знаком.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИИ ШИФРОВКИ

Интерпретация тестового материала представляет значительные трудности, и именно эта фаза работы с методикой наиболее уязвима для критики. До сих пор, несмотря на огромную популярность теста Роршаха, многочисленные публикации крупнейших специалистов в Роршах технике, основные принципы интерпретации не имеют удовлетворительного теоретического обоснования. Это относится прежде всего к оценке психологического значения тех или иных категорий анализа. Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д.

Вместе с тем связь отдельных показателей (или их партнеров) с указанными параметрами личности доказана лишь эмпирически. И действительно, пока еще трудно объяснить, почему, например, ответы типа “форма” отражают рациональные интеллектуальные тенденции, а ответы типа “цвет” – контролируемую или импульсивную эмоциональность. Чаще всего считается, что изолированный показатель приобретает психологический смысл в “контексте”, т. е. определяется сочетанием многих показателей, образующих целостную конфигурацию или паттерн, однако много показателей имеет самостоятельную диагностическую ценность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЛОКАЛИЗАЦИОНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

По Роршаху многие ответы можно подразделить на конфабулированные и контаминированные. В первом случае испытуемый, отталкиваясь от какой-либо части изображения, создает целостный образ, не учитывая формы всего изображения. Такие толкования обозначаются как DW (могут быть DbW, SW -в зависимости от того, какая деталь была использована для построения целого). Конфабуляции имеют место не только в ответах типа DW, но и в простых целостных или данных по деталям, которые совершенно не мотивированы, “взяты с потолка”.

Контаминированные W ответы отсутствуют у здоровых, и появляются вследствие дезорганизации мышления при психических заболеваниях. Примером может служить упоминаемая Роршахом интерпретация таблицы 4 больным шизофренией – “печень государственного деятеля, ведущего солидный образ жизни”. В этом случае сливаются в целое два вида ответов на эту таблицу – “человек” и “какой-либо орган”. ВОЗМОЖНЫ не только W, но и D контаминированные интерпретации.

Формы изображения

В зависимости от того, насколько учтена в толковании форма изображения, W ответы оцениваются K3KW+ HW-. Значительное количество W+ указывает на высокий интеллект, богатство воображения, склонность испытуемого к синтезу, критическому подходу к актуализируемым образам. В то же время многочисленные W- или DW- (DbW-, SW-) свидетельствуют о нарушении критических способностей, неадекватном синтезе. Появление контаминированных W свидетельствует о нарушении мышления. Согласно Роршаху, взрослый нормальный человек демонстрирует около шести W в протоколе, а по данным Пиотровски, при коэффициенте интеллекта от 110 и выше число W доходит до десяти. Часто испытуемые интерпретируют большие детали изображений (D). Это наиболее часто встречающиеся детали, выбор которых обычен для нормальных испытуемых, и их можно установить статистическим путем.

Роршах рекомендует для определения D обследовать 50 здоровых испытуемых, что позволяет выявить большинство обычных ответов на детали изображения. Разные авторы составляли перечни наиболее часто встречающихся деталей, которые могут использоваться как ориентировочные, однако области D часто совершенно различны. Исследователь должен прежде всего опираться на свой опыт, не говоря уже о том, что могут существовать культурные, возрастные, национальные и другие различия между обследуемыми группами.

Роршах считает, что если W – показатель склонности к абстрактному, теоретическому мышлению, то D свидетельствует о практической, конкретной интеллектуальной активности. Однако высоких корреляций между этими формами мышления и количеством W и D в протоколах обнаружено не было.

Db – необычные, редко встречающиеся, как правило, мелкие детали (иногда приходится обозначать как Db и большую деталь, что происходит в том случае, если она интерпретируется в совершенно необычном аспекте и необычной связи). Повышенное количество мелких деталей нехарактерно для взрослых, нормальных лиц и, как правило, не превышает 5 – 10% от общего количества ответов.

Большое количество мелких деталей всегда признак отклонения от нормы. Db часты у “придирчивых, мелочных критиканов”, лиц с ограниченным кругозором, больных эпилепсией. В то же время ответы у людей одаренных могут выступать как проявление острой наблюдательности, свидетельство поиска чего-то необычного.

Особой формой Db является выбор для интерпретации не собственно фигур, а пространства между ними. Такие ответы обозначаются символом S. Роршах понимал под S ответы, связанные с межфигурным пространством, а позднее эта категория была расширена, и в нее включают не только детали образованные разрывами в изображении, но также окаймления и весь белый фон.

Роршах предполагал, что белый фон экстравертов интерпретируется как свидетельство негативизма, стремления противостоять влиянию окружения или у интравертов – противопоставление самому себе, неуверенность, чувство неполноценности, однако эта гипотеза не валидизирована. В то же время ответы, связанные с интерпретацией белого пространства, могут указывать на способность видеть явления под разным углом зрения, т. е. на определенные интеллектуальные качества.

Олигофренические детали (D) (название введено Роршахом, который, как показали дальнейшие исследования, ошибочно считал, что такие ответы типичны для больных олигофренией), могут быть признаком аффективного торможения. Так, Лузли-Устери пишет о “синдроме внутренней неуверенности” в том случае, когда два из показателей триады Db-Do-S превышают среднюю величину.

Пропорции

Роршах придавал большое значение взаимоотношениям пропорциям ответов каждого вида, а не их абсолютному количеству. Взаимное сочетание способов восприятия в одном определенном протоколе называют “типом восприятия”. В качестве критерия для определения типа восприятия Роршах использовал соотношения, наиболее часто встречающиеся при обследовании нормальных испытуемых:

8W – 23D – 2Db – IS Американские исследователи считают нормой отношение: IW на 2D, однако эта пропорция изменяется с увеличением количества ответов.

Увеличение числа ответов ведет к возрастанию количества D, соотношение становится IW на 3D, сокращение же количества ответов вызывает обратное – IW на ID или даже 2W на ID. Чистые D или Db тины восприятия – явление исключительно редкое, гораздо чаще встречается W тип. Обычно выделяют “W+” тип, когда дается около десяти ответов с хорошей формой почти без указания на детали (как правило, испытуемые с высоким интеллектом) и “W-” тип – примерно такое же количество ответов, но с плохой формой (встречается у ограниченных больных, при шизофрении). Тип восприятия, при котором очень мало или отсутствуют W ответы, называют обедненным.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ

Основным моментом в формализации ответа, а затем и в понимании его психологической сущности является определение детерминанты, т. е. фактора, сыгравшего основную роль в появлении той или иной интерпретации. Детерминанты позволяют судить:
1) о степени реалистичности восприятия действительности
2) об активности, направленной вовне или проявляющейся в воображении;
3) об эмоциональном отношении к окружающему;
4) тенденция к тревожности, беспокойству, побуждающей или тормозящей активность индивидуума.

ФОРМА ОБЪЕКТОВ

Форма (F) является одной из самых популярных детерминант ответа и более чем вес остальные характеризует собственно процесс структурирования, организации неопределенного материала. Но прежде всего важна оценка уровня формы. При определении соответствия интерпретации форме стимула следует прежде всего опираться на статистический критерий. Когда большое количество лиц видит в том или ином “пятне” (или его части) один и тот же объект – это ответы с положительной формой. Роршах при оценке уровня формы исходил из данных, полученных при обследовании около 100 здоровых испытуемых.

Оригинальные интерпретации

Но наряду со статистическим критерием существует и определенный момент, поскольку всегда могут появиться редкие, оригинальные интерпретации, оцениваемые индивидуально. Уровень формы обозначается в ответах, в которых форма находится на первом месте (FC, Fc, FM), а также в кинестетических детерминантах (М), где знак формы имеет большое значение. Количество ответов F+ достигает 70% от всего количества F ответов, а при высоком интеллекте F+ достигает 85 – 95%.

Только у чрезмерно педантичных лиц возможно 100% F+ Роршах считает, что в процессе снятия неопределенности и структурирования (при ответах F и особенно F+) выявляются следующие факторы: способность к наблюдению и контролируемому мышлению, богатство образов. Очень близка трактовка Лузли-Устера, который считает F+ проявлением сознательных конструктивных тенденций личности, способности разумно контролировать свои аффективные побуждения. Клопфер также считает F+ показателем интеллектуального контроля и “силы Эго”, т. е. степени и качества адаптации к реальности.

Роршах рассчитывал F+% как равный F±/F 100. стали использовать несколько отличные, обогащенные формулы:

100 (F + 0,5F±) 100 (F + 0,66F±)
F + % = или ЈF 2F

Кинестетические показатели

Роршах считал кинестетические интерпретации особо важными показателями, определяющими особенности личности испытуемого. В то же время определение кинестетических энграмм – один из наиболее сложных элементов в исследовании.

Под кинестетическими интерпретациями понимаются те, в которых обследуемый усматривает движение человека, они основаны на более или менее одновременном восприятии и интеграции трех факторов:

1) формы;
2) движения;
3) содержания – видение образа человека.

Следует подчеркнуть, что “интерпретации, затрагивающие человеческие существа, не всегда кинестетические”. Всегда возникает вопрос, “…играет ли движение первичную роль в детерминации ответа? Имеем ли мы дело с действительно почувствованным движением или просто с формой, которая вторично интерпретирована как движение?”.

Для оценки ответа, как детерминированного движением, необходимо убедиться в том, что испытуемый не только видит но ощущает кинестезию, сопереживает увиденному. В процессе эксперимента иногда даже можно наблюдать, что испытуемый невольно пытается произвести те движения, которые он вкладывает в созданный им образ. Это, безусловно, кинестетические энграммы. Как М обозначают и те ответы, в которых движение осуществляется животными,однако эти акты должны быть антропоморфными, т. е. свойственными только человеку. Решающая роль в определении того, является ли движение почувствованным, принадлежит опросу.

Кинестизии

Роршах, а за ним и другие исследователи подразделяют кинестезии на экстенсивные и флексионные (размашистые и скованные), полагая различия в уровне активности-пассивности лиц, демонстрирующих движения разного типа. Первые говорят об активной доброжелательности -кооперативной жизненной установке, вторые указывают на пассивность, тенденцию к избежанию трудностей, вплоть до позиции “прочь от мира”. Психологическая интерпретация кинестетических показателей – самая сложная и противоречивая часть работы с тестом Роршаха. Автор рассматривал М в связи в интраверсивной направленностью личности, т. е. умением человека “уйти в себя”, творчески переработать аффективные конфликты и тем самым добиться внутренней стабильности. Подобное толкование смысла М как будто бы подтверждалось исследованием определенного контингента испытуемых – актеров, художников людей умственного труда.

Зависимости

Вместе с тем последующие экспериментальные проверки продемонстрировали зависимость этого показателя от ряда других факторов, например, адаптированости, степени дифференциации “Я”, возможности открытого отреагирования аффективных побуждений во внешнем поведении и т. д. Имеются также данные о связи М с особенностями межличностных отношений, в частности, представлением человека о самом себе и своем социальном окружении, способности к сопереживанию и пониманию других людей. Согласно этим данным, М является многомерной переменной, конкретное значение которой определяет контекст, т. е. уникальное для данного человека сочетание всех остальных, показателей. Неоднозначность М отчасти вытекает из того факта, что эта детерминанта имплицитно содержит две другие детерминанты -F и Н. Видимо, поэтому Клопфер считает человеческие кинестезии признаком осознанной, хорошо контролируемой принимаемой субъектом внутренней жизни – собственных потребностей, фантазий и самооценки.

Таким образом, человеческие кинестезии указывают на:

– интраверсивность;
– зрелость “Я”, выражающуюся в сознательном принятии собственного внутреннего мира и хорошем контроле над эмоциями;
– творческий интеллект (при F+);
– аффективную стабильность и адаптированносгь;
– способность к эмпатии.

Нормальный взрослый человек с интеллектом среднего уровня демонстрирует от 2 до 4 М, а при более высоком уровне интеллекта – 5 М и выше. Оптимальное отношение W:M составляет 3.1. При количественном сравнении с другими детерминантами каждая М интерпретация оценивается в 1 балл. В анализе соотношения между Мир следует исходить из того, что чем выше процент позитивных форм, чем более сознательный контроль сдерживает проявление в деятельности тенденций, выражающихся в кинестетических энграммах.

Движение животных (FM).

Символом FM американские психологи обозначают движения животных, частей тел животных или их карикатур в присущей животным деятельности. Идентификация с кинестезиями FM, как правило, связана с незрелостью личности. В противоположность М кинестезии животных отражают менее осознанные, менее контролируемые влечения, не в полной мере принимаемые личностью. Клопфер полагает, что FM репрезентирует более примитивный, инфантильный уровень психической жизни, нежели М. Полное же отсутствие FM может говорить о подавлении примитивных влечений, возможно, в силу их неприемлемого содержания.

Движение неодушевленных объектов (т).

Шифр т обозначает движение предметов, действие механических, абстрактных, символических сил. В зависимости от четкости формы иногда употребляют символы Fm (при четкой форме), mF (при менее определенной форме), a m в этом случае указывает на действие каких-то сил. Оценка этих толкований вряд ли может считаться разработанной. С одной стороны, Пиотровски связывает интерпретации с высоким уровнем интеллекта, поскольку привнесение движения в неодушевленные предметы требует большего “нарушения реальности”, чем это происходит при трактовании движения людей и животных в изображениях. По мнению же Клопфера, появление кинестезии неодушевленных предметов чаще двух раз в протоколе свидетельствует о внутреннем напряжении, конфликте, указывает на глубинные неосознаваемые,’ неконтролируемые импульсы, нереализованные желания. Вместе с тем некоторое количество FM и m в определенном соотношении с М является допустимым и характеризует богатство и живость внутреннего мира личности, спонтанность ее аффективных проявлений, развитое воображение на фоне хорошего контроля и адаптированности.

ЦВЕТ – ПЯТНА РОРШАХА

Цвет как объективный признак стимула используют редко (не более 3-5 ответов на протокол). Цветовые энграммы рассматривают как репрезентирующие аффективную сферу: чем более представлен цвет в протоколе, тем сильнее индивид реагирует на эмоциональные стимулы. FC ответы свидетельствуют об эмоциональности, контролируемой интеллектом (F), указывают на способность к аффективному контакту с окружением и приспособления к окружающей действительности. CF ответы говорят об эффективности, слабо контролируемой интеллектом, и небольших возможностях адекватной адаптации к среде. С ответы – признак эмоциональной импульсивности, склонности к аффективным взрывам, неумения адекватно приспособиться к окружению. МС ответы, детерминированные кинестезией и цветом одновременно, встречаются довольно редко. Характерны, как правило, для людей одаренных, с образным типом мышления художников.

Отсутствие цветовых ответов

Отсутствие в протоколе “цветовых” ответов чаще всего свидетельствует о торможении эффективности (неврозы, депрессии), однако это возможно и при аффективной тупости при шизофрении или вследствие слабоумия, за исключением эмоционально возбудимых олигофренов. Для оценки эффективности используют формулу “суммы цвета” S С = 0,5FC + ICF + 1,5С. Например, в случае 3FC + 3CF + 1C “сумма цвета” составит 1,5 + 3 + 1,5 = 6 (исключением являются случаи, в которых С объединяется в формуле с другой детерминантой, имеющей преимущество, например, FMC или тС; в этом случае “цвет” оценивается в 0,5 балла). Однако “сумма цвета” ничего не говорит о степени интеллектуального контроля и способности к эдэптэции. Для устзновления этого используют соотношение FC: (CF + С).

Левосторонний тип (FC > CF + С) – стэбильнэя, контролирумая эффективность, возможность адаптации к внешним стимулам. Правосторонний – эффективность неустойчивая, слабые возможности адэптации. Для нормальных взрослых лиц примерное количество интерпретаций цвета составляет 3FC, ICF, ОС.

Черный и серый цвет

Роршах впервые обратил внимание на интерпретации, детерминированные черным или серым цветом с оттенками, и относил их к “цветовым”. Для отличия от интерпретаций хроматических цветов он обозначил их (С). В понимании происхождения этих оттенков Роршах исходил из того, что они также отражэют эффективность, но тормозимую субъектом, и укэзывэет нэ то, что он с трудом адаптируется к окружению из-за нерешительности и боязливости. Психологическая сущность этих толкований вызывает много споров среди специалистов. Различные авторы по-разному обозначэют эти детерминэнты и выделяют разное количество их.

Наиболее остальной является система, рэзрэботэнная Клопфером, однако из-за громоздкости ее не всегда целесообрэзно использовэть и практической работе. Удобной представляется система Пиотровски, в которой используются только четыре символа: с, Fc, с’ и Fc’. Основэ классификации – выделение детерминант с’ и с. Символом с’ обозначают ответы, в которых учитывается черный или темный цвет, а форма не имеет никакого значения например “черная ночь”, “черные тучи”. Как с’ обознзчэются и те интерпретзции, которые связэны со словэми “грязное”, “ужэсное” и т. п. Символом с обозначается трактование светло-серого цвета, например “летние облэка”, “дым” (форма не учитывается), в эту же группу в большинстве случаев относят “перспективы” и толковэния, учитывэющие хэрэктер поверхности (глэдкэя, шероховэтая и т. п.). Fc и Fc’ обозначают те ответы в которых форма доминирует, например, “черная бабочкэ” (Fc’) или “звериная шкура с головой и лапами” (Fc).

Количественная оценка

При количественной оценке “светотеневых” детерминант в один балл оценивают Fc или Fc’, 1,5 балла – с и с’. Если сие’ выступэют вместе с другими детерминэнтэми, например Мс, то их оценивэют в 0,25 бэллэ. Тэкая оценка имеет значение при сопоставлении сие’ ответов с другими. По данным Пиотровски, примерно у 25% исследуемых встречаются с’ ответы, тогда как интерпретации встречаются примерно у 90% обследованных. Сумма с ответов является значительной, если превышает две единицы, количество с’ > 2 также считается высоким.

Пиотровски полагает, что “светотеневые” интерпретации отражают глубоко скрытую в психике тенденцию к тревожности, беспокойству, которая побуждает или тормозит активность индивидуума. Причем с ответы указывают на снижение активности в деятельности, вызывающей тревогу и дискомфорт для преодоления этого состояния, тогда как с’ свидетельствует о повышении активности для реализации той же цели.
При изучении связей с другими детерминантами наиболее важным является отношение I С к 2 с. Известно, что С – показатель эмоциональной возбудимости, выражающейся во внешней активности, а с -индикатор торможения активности вследствие беспокойства. Чем больше Е с по отношению к S С, тем более парализованной оказывается активность (например навязчивые состояния при неврозе). Оптимальное соотношение: I, с – I, С, при этом допускается небольшое преобладание “цвета” до 2 единиц.

Содержание

Определение содержания – наиболее простой этап в формализации ответа испытуемого. Как уже было показано, для важнейших, наиболее часто встречающихся категорий содержания приняты условные Симптоматическая ценность этого явления также не ясна. Пиотровски считает, что “красный шок” -признак агрессивности и страха. “Черный шок”. Это понятие впервые ввел Биндер. По частоте стимуляции “черного шока” таблицы располагаются в таком порядке: 4, 6, 7, 1, 5. Согласно Биндеру, “черный шок” чаще всего указывает на хроническое расстройство поведение, беспокойство, тревогу. Аналогично “цветовому”, возможен сверхкомпенсированный “черный шок”. Кинестетический шок проявляется уходом от кинестетических энграмм при интерпретации стимулов, их предполагающих(1, 2, 3, 9 таблицы), а также снижением общего уровня ответов (появление Db-, Do и т. п.). Есть мнение, что кинестетический шок – признак недостаточной аффективности.

Описание (дескрипция).

Обследуемый не интерпретирует изображение, а только что-либо о нем говорит, например, “какое-то, ничего не говорящее мне изображение”. При толковании цветных таблиц дескрипция выступает как разновидность “цветового шока”. Бом выделяет кинестетическую дескрипцию, довольно редкое явление (описание механических движений вне связи с предметами, например, “нечто, вращающееся вокруг своей оси”), которое следует рассматривать как замечание, а не ответ. По его мнению, такие дескрипции встречаются почти исключительно у больных шизофренией. Название цвета. Обследуемый только называет цвета, но не толкует их (“зеленый”, голубой”).

Название цвета следует отличать от описательных комментариев, к которым иногда прибегают для уточнения локализации. Роршах и Биндер при оценке этих ответов придавали им такие же значение, как и “чистому цвету” [С]. Однако Бом и другие исследователи не объединяют название цвета с собственно “цветовыми” ответами. Если для детей в возрасте до пяти лет название цвета обычно, то для взрослых это всегда патологический признак.
Указание на симметрию изображений. Это довольно распространенное явление, но симптоматическая ценность замечаний о симметрии различна и зависит от их вида. Единичные замечания о симметричности предлагаемых испытуемому изображений не существенны. Указания на симметрию, носящие стереотипный характер, а также принимающее навязчивый характер стремление найти несимметричность обеих частей и изображения возможны у больных эпилепсией.

Педантизм формулировки выражается в особом, “широко разветвленном” и стереотипном изложении, с тщательным описанием всевозможных деталей. Например, “здесь имеет место симметрия, вертикальные отростки… черная краска нанесена неравномерно”, “здесь опять симметрия, отростки… те же краски” (табл. 3) и так далее в таком же стиле. Наиболее часто подобный педантизм является признаком эпилептического изменения личности.

Персеверация.

Под персеверацией в методе Пятна Роршаха понимают повторение одного и того же ответа по содержанию. Существует три формы персеверации.

1. Грубая, органическая, при которой повторяется одна и та же интерпретация, причем она нередко переходит с одной таблицы на другую. В тяжелых случаях одно и то же толкование относится ко всем десяти таблицам. Грубая персеверация наблюдается у больных с органическими поражениями мозга, при эпилепсии, шизофрении и слабоумии.
2. Своеобразное “прилипание” к основной теме, наблюдаемое при истинной эпилепсии. Испытуемый не дает совершенно идентичных ответов, но придерживается одной, мало варьируемой содержательной категории (“голова собаки”, “голова лошади” и т. д.).
3. Ослабленная форма персеверации, при которой на фоне ответов различного содержания появляются ответы одинаковые. Это не касается “популярных” ответов, поскольку “ЛЕТУЧАЯ мышь” может встречаться дважды в ответах на 1 и 5 таблице. Здесь важна повторяемость не совсем обычных ответов.

Кроме этого, Бом выделяет перцептивную персеверацию, при которой испытуемый постоянно выбирает совершенно аналогичные детали изображения (часто D и Db), но истолковывает их различно, и персеверацию воспринятой детали, когда обследуемый выбирает одну деталь (иногда все изображение) и толкует ее различно. Подобное и у здоровых лиц. Анатомическая стереотипия заключается в предпочтении ответов с анатомическим содержанием. При высоком проценте таких интерпретаций (60 – 100%) диагностика особенностей личности невозможна.

Стереотипия

Нередко в патологических случаях анатомическая стереотипия комбинируется с персеверацией. Как отдельные случаи выделяют “стереотипию частей тела” и “стереотипию лица”. Стереотипное предпочтение Hd ответов (исключая “лица” и “головы”) чаще всего указывает на слабоумие (но локализации это Do ответы “Стереотип лиц”, по Бому, – признак фобий и встречается при неврозах. Отнесение к себе проявляется в грубой форме во введении своего “Я” в интерпретацию. Например, “два человека, один из которых Я”.

В более слабой форме реализуется как сосредоточение на собственных переживаниях (“это напоминает мне кошку, которая была у нас дома”). Грубая форма отнесения к себе встречается при шизофрении и эпилепсии, реже при слабоумии, а более легкие формы встречаются у больных неврозами. Отрицание цвета. Этот феномен впервые описан Пиотровски и заключается в том, что обследуемый отрицает влияние цвета на интерпретацию, хотя использует его (“…это цветы, но не из-за цвета”). Такие ответы Пиотровски относит к “цветовому шоку”. Проекция цвета на черные изображения. Цвет (полихромный) в интерпретацию черно-серых таблиц привносится испытуемым редко (“великолепная цветная бабочка” – табл. 5).

Мнения

По мнению Пиотровски, интерпретирующего Пятна Роршаха, субъект в данном случае пытается “сделать хорошую мину при плохой игре”, т. е. как бы навязывает себе радостное настроение при отсутствии такового. Такая популярных ответов, индекса реалистичности и формоцветовых ответов, а также в уменьшении удельного веса целостных интерпретаций с плохой формой. В качественном плане улучшение восприятия формы выражается в постепенном усложнении формы четко воспринимаемых пятен от популярных ответов до комбинаторных. По мере взросления ребенка более разнообразными становятся способы восприятия пятен: уменьшается количество целостных ответов и возрастает удельный вес ответов на обычные и мелкие детали и на белый фон. С 6 – 7 лет появляются кинестетические ответы.

Признаки детского возраста

Характерными признаками детского возраста в интерпретации метода Пятна Роршаха являются конфабуляторные ответы и относительно большое количество персевераций. В возрасте 6-7 лет кинестетических ответов больше у мальчиков, а цветовых у девочек; в этом же возрасте девочки опережают мальчиков в развитии восприятия формы. Аналогичное исследование было проведено и на младших школьниках (8-12 лет). В таблице 2 приведены сводные данные для этого возраста. В целом было показано некоторое снижение темпов развития зрительной перцепции по сравнению с дошкольниками. Наибольший рост в этом возрастном периоде претерпевают следующие показатели: общее количество ответов, количество интерпретаций белые промежутки, удельный вес ответов с указанием человеческих образов, количество кинестетических и комбинаторных ответов. Последние три из перечисленных категорий ответов положительно коррелируют со школьной успеваемостью и используются для оценки интеллекта.

Посредственные ученики 1,55+ -0,20 12,89+ -1,10 0,65+-0,16
Степень достоверности Р<0, 01 Р<0,01 Р<0,01
Показатель Хорошие ученики
М 2,38 + -0,23 Н% 17,79+ -1,22
Комбинаторные ответы 1,53 + -0,26

Кроме того, в группе хороших учеников было больше общее количество ответов, выше процент ответов с четкой формой, ниже удельный вес целостных ответов с плохой формой и показатель “суммы цвета”, отмечалось больше ответов на редкие детали и белый фон и меньше персевераций, однако различия между группами по этим показателям не были достоверными. Примечание: при исследовании методом “Пятна Роршаха” детей от 3 до 6 лет использовалась модификация инструкции, согласно которой детям предлагалось угадать, на что похожи пятна. Начиная с 6-летнего возраста, процедура проведения эксперимента не отличалась от стандартной.

Популярные ответы, обозначенные в таблицах 1и 2 метода “Пятна Роршаха” как Р, определялись по “взрослым” спискам И. Г. Беспалько. По его же таблицам определялась локализация области D.