Святой апостол Симон Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой ревностью к закону. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».

Родитель святого апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из царского рода Давидова, был потомком святого царя псалмопевца и премудрого сына его святого царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец апостола Симона Иосиф был плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих. До 80-летнего возраста он жил в чистоте и святости, как честный и добродетельный труженик, и имел в супружестве Саломию. Четыре сына и две дочери произошли у этой благословенной четы.

По кончине супруги своей Саломии Иосиф жил много лет вдовцом, и в этом смиренном положении застало его избрание Промысла Божия. Он удостоился великой чести быть обрученным с Чистейшей Девой и быть служителем великой тайны, сокрытой от вечности.

Святой Епифаний епископ Кипрский писал: «Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию, имея от роду 80 или более лет». Затем тот же святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: «Иаков, Иосия, Симон, Иуда – сыновья; Мария и Саломия – дочери», и замечает, что о них упоминается в Святом Евангелии под именем братьев и сестер Господа. Так, по указанию святого апостола и евангелиста Матфея и других учителей Церкви, святой апостол Симон Кананит есть третий мнимый брат Господа.

Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Господу Иисусу, рожденному преестественно Святою Девою Мариею. Но три сына, в том числе и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Господа в часть свою.

Есть предание, что именно на браке у апостола Симона Кананита в Кане Галилейской Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино, о чем и сказано во Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

Приняв по Вознесении Христовом Святаго Духа, апостол Симон проповедовал веру в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми.

В местах Иверийской земли апостол Симон был вместе со святым апостолом Андреем Первозванным. Кроме того, апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.

Из жития святого апостола Андрея Первозванного видно, что он, отправившись из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с некоторыми спутниками, направился в Эдесс; там у князя страны той по имени Авгарь остался святой апостол Фаддей из числа 70. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.

Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.

Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).

Так первыми просветителями в вере Христовой страны Иверской избраны были Богом святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в абхазской местности для утверждения Евангельской проповеди в столь дикой и неведомой ему стране, как агнец Божий посреди волков.

Проповедь апостола Симона была в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что святой апостол Симон подвизался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон.

Как именно и долго ли проповедовал Святое Евангелие в Абхазии апостол Симон Кананит, летописи не объясняют, но известно, что святой апостол Симон прославлял Христа Спасителя многими чудесными знамениями, и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.

За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми.

Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии под спудом в храме его имени. Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех умученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила святого апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.

Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова учения начал здесь водворяться со всею силою веры, которую последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Брошенное святыми апостолами семя слова Божия начало успешно прирастать и благотворно распространяться, так что и Антиохийские, и Константинопольские Патриархи, в силу укрепления и расширения христианства в Абхазии, удовлетворяя просьбы и духовные потребности новопосвященных жителей сей земли, стали назначать сюда самостоятельных епископов.

Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухуми. В XI веке, в царствование святого абхазо-имеретинского царя Давида Возобновителя (1098-1130) весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Так вера христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет апостола Симона Кананита как учителя, положившего в душах правоверующих христиан учение премудрости Божией. Из сказанного видно, что проповедь святого апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но позднее все это величие и благолепие изменилось.

По завоевании турками абхазцы изменили христианству, приняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм святого апостола Симона Кананита, разрушили. Доказательством светлого прошлого осталось лишь то, что в самых глубоких ущельях Кавказа, Абхазии, Осетии и всей земли Иверской сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древнехристианского благочестия.

Место погребения святого апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм, под спудом которого пребывает и теперь нетленное тело святого апостола Симона, оставалось для всей Грузии и Абхазии главным и указующим маяком Христовой веры и просвещения.

Господу и Пречистой Матери Его не угодно было, чтобы столь святое место пребывало и далее в вечном запустении. В 1875 году древний храм во имя святого апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется:

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися.

Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки
веков. Аминь. (Из Акафиста)

Редакция
газета «Жизнь православная» 2009 #5 (83)

Весьма интересной фигурой в христианстве и в православной традиции в частности является Симон Кананит – апостол, который проповедовал учение на территории нынешней Абхазии, а также, вполне возможно, в России и Иране. История этого человека весьма интересна, и об этом следует рассказать подробнее.

С наступлением тридцатилетия Христос начинает свою проповедь. Он странствует по территории Ближнего Востока, в частности по пространству, которое сейчас занимает Израиль, и творит разнообразные чудеса, передает собственное учение.

В Евангелии описано и первое чудо, сотворенное Спасителем публично.

Дева Мария была приглашена на бракосочетание в Кану Галилейскую, был там и Христос, который как раз достиг возраста проповеди.

Познавательно! Сильная еременности и рождении здорового ребенка

В середине празднования вино кончилось, и Богородица попросила Христа как-то помочь новобрачным, в связи с чем Он сказал принести сосуды с водой, которые благословил. После этого распорядитель пира попробовал из этих сосудов и отметил высокое качество вина.

Таковым было первое чудо Христа – превращение воды в вино, а женихом на той церемонии выступал именно святой апостол Симон Кананит, который восхитился сотворенным чудом и уверовал во Христа. Он стал Его учеником и отправился с Ним странствовать.

Был ли Симон из Каны?

Как правило, Симону Кананиту предписывают и второе имя – Зилот, которое является в большей степени нарицательным, наподобие того как Иисуса могли, к примеру, называть Плотник или Павла называли Фарисеем, так как он относился к этому сословию.

На самом деле даже само слово кананит (на арамейском) также является синонимом слова зилот (на греческом).

Эти слова означают нечто наподобие фанатика или особо преданного ревнителя какой-либо веры, религии.

Обратите внимание! Некоторые исторические свидетельства (в частности, труды Иосифа Флавия) указывают на появление зилотов после Воскресения Христа, и в этом тоже есть своя логика, так как новое учение вполне могло стать духовной опорой освободительного движения.

Поэтому до сих пор даже Википедия может включать в себя различные мнения о том, был ли святой апостол родом из Каны или получил свое имя, исходя из принадлежности к определенному классу людей.

Так или иначе, нужно кратко сказать о зилотах (также допустимая форма написания – зелотах), которые представляли собой нечто наподобие полутайного союза в Израиле времен Христа. Они:

  • стремились освободить землю от римской оккупации;
  • верили в приход нового времени и нового царства, когда уйдут правители-захватчики и Израиль станет свободным;
  • могли различаться по своему поведению: некоторые превращались в религиозных террористов, другие более акцентировались на духовном аспекте и работали, как бы сейчас сказали, в сфере пропаганды.

Как говорят некоторые исследователи, зилотом также был Иуда Искариот, а помимо этого, могли быть и другие апостолы. Этот факт не является удивительным, ведь такие люди были духовными искателями и также радеющими за освобождение своего народа. Понятное дело, этих людей непременно бы заинтересовал Христос хотя бы как проповедник.

Обратите внимание! Канонических описаний облика Симона Кананита практически не существует, поэтому иконографический образ чаще является символическим и основанным только на самых значимых деталях.

Помимо этого, некоторые исследователи, которые изучали житие Иосифа Обручника (номинальный супруг Богородицы), говорят о возможном его отцовстве Симона и Иуды Фаддея, который тоже стал апостолом.

Речь идет о первом браке Иосифа, от которого у него было (согласно наиболее распространенной версии) шестеро детей. Таким образом, между апостолом Симоном Кананитом и Христом даже может прослеживаться некоторая родственная связь.

Проповедь святого апостола

Многие сведения о том, где проповедовали апостолы, собраны церковными историками спустя многие годы после самого служения апостолов. Поэтому некоторые данные могут различаться. Касательно того, где нес Благую Весть святой апостол Симон Кананит, чаще всего указывают:

  • Грузию,
  • Мавританию (или, возможно, Британию),
  • Иудею,
  • Египет,
  • Персию,
  • Ливию.

Эти сведения могут подвергаться сомнению, но известно о прибытии Симона и Андрея Первозванного в город Сухум. Они приехали туда после путешествия по странам Малой Азии. Симон начал свою проповедь в Себастополисе (современный Сухум), но там вызвал недовольство и уехал в Анакопию – город, который теперь называется Новым Афоном.

В храме апостола Симона Кананита

Таким образом, Зилот проповедовал в Абхазии предкам нынешних абхазцев – абазгам. Эти люди принимали христианское учение и не противились проповедям святого, хотя сами принадлежали к языческой вере.

Конечно, такое принятие связано и с особенностями самой проповеди, ведь по большей части апостол занимается служением и молитвами. До сих пор сохранилась пещера Симона, в которой он совершал свое молитвенное служение. Теперь туда есть возможность отправиться с паломничеством, грот располагается поблизости от Нового Афона.

Многого сумел достичь Симон Кананит за годы своего служения, благодаря его усилиям на территории современной Абхазии люди:

  • получали проповедь и лечение не только души, но и тела, он исцелял многих молитвой;
  • перестали совершать жестокие религиозные ритуалы, которые включали в себя в том числе и казни людей;
  • примкнули к христианскому учению и стали основой для современной православной церкви на этой территории.

По сути, Симон Кананит был горным отшельником, к которому приходили люди из ближайшего поселка, для того чтобы помолиться или получить лечение. Они снабжали его скромным провиантом и постепенно примыкали к христианству, отказываясь от языческих учений.

Интересным фактом является наличие сохранившихся преданий об апостоле, который обитал в пещере, в абхазских легендах. Народная память хранила многие века образ подвижника, который читал молитвы на другом языке и мог лечить людей произнесением особых слов и брызгами воды.

Тем не менее, не всем угоден был этот проповедник. Его искали, и в итоге римские легионеры узнали, где несет свое служение этот ученик Христа. Симона казнили там, где сейчас стоит Новый Афон у реки Псырцха.

Сведения о погребении тела святого передавали друг другу ученики апостола, и только к 9 веку эти сведения были обнародованы и в Абазгии (современная Абхазия) поставили храм Симона там, где были захоронены мощи. До сих пор здание стоит, как и город, они сохранялись удивительным образом на протяжении многих лет.

Согласно одной из версий (считается канонической в православии) Зилота казнили усекновением головы, а по другой – распиливанием пилой, поэтому на изображениях его часто пишут с пилой.

Паломничество к храму

Для того чтобы лучше узнать этого святого, лучше всего посетить храм Симона на территории Абхазии. Как говорят верующие, в пещере Зилота до сих пор сохраняется удивительная и воодушевляющая атмосфера.

Туда и сейчас приходят молиться, у многих в руках небольшая икона – такова традиция, приносить в пещеру святой образ Симона Кананита и оставлять там.

Многие паломники купаются в реке Псырцха, некоторые получают исцеление от своих недугов. Вода считается животворящей. Когда-то сам апостол считали молитвы и именно этой водой кропил предков современных абхазцев, и позволял людям исцеляться божьей милостью.

Если вы хотите приехать туда, то вполне интересным днем может быть 23 мая – день памяти. Совершается крестный ход, особые службы. В другие дни практически всегда есть возможность побывать в гроте, набрать воды в святом источнике.

Обратите внимание! Есть разные версии о кончине апостола Симона Кананита, но в православной церкви канонической считается именно распиливание у реки Псырцха, а не распятие в Британии или Вавилоне.

Молитвы апостолу

Для веры не существует какой-либо пространственной привязки. Поэтому молитва святому может быть услышана, где бы вы ни были, главным требованием тут является искренность и устремленность души. Святой помогает:

  • отыскать «вторую половинку», согласно преданию он — покровитель супружеских отношений, которые укрепляет, создает и развивает;
  • обрести здоровье;
  • укрепиться в вере;
  • сохранить верность;
  • вразумить заблуждающихся.

Помимо этого его пример является вдохновляющим для многих подвижников, которые выбирают для себя монашеский путь или просто строгое соблюдение религиозных предписаний.

Молитва апостолу Симону Зилоту

Зилот на протяжении существенного времени совершал духовные подвиги в собственной пещере и при этом совершал миссионерское служение. Безусловно, такое возможно только при наличии крепкой веры и значительных личных усилий.

Русский проповедник

Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.

Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота.

Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.

Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.

Полезное видео

Подведем итоги

Таким образом, почитание этого апостола для православных христиан из России становится особенно ценным. Ведь он в определенной степени повлиял на распространение этого учения и, соответственно, на возможность обретения Спасения людьми на русской земле.

Поэтому небольшой образ на домашнем алтаре или периодические молитвы к святому будут вполне полезными для православных верующих.


Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере есть три версии его мученичества: ближневосточная, кавказская и английская. Какая из них ближе к истине - неизвестно, возможно до второго пришествия Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.

10 мая по старому, или же 23 мая по новому стилю православная церковь чтит память апостола Симона Зилота (Канонита). В этом году положение несколько иное. В связи с тем, что 23 мая выпало навоскресенье и в этот день празднуется Пятидесятница, церковная служба в честь Симона Зилота перенесена на среду 13 мая. Об этом сообщают богослужебные указания на 2010 год, а также официальные православные церковные календари. И эта служба уже прошла. Тем не менее, можно считать приемлемым вспомнить память святого апостола в воскресенье 23 мая, уже в своих частных молитвах, поскольку к церковному богослужению они не имеют отношения.

Могу выразить и своё мнение по поводу переноса церковной памяти святых. Считаю, что этого не стоит делать принципиально, поскольку не все активные (ревностные) прихожане имеют возможность посетить церковь в день перенесённой памяти святого (например, работают в указанную среду) или даже ничего не знают о переносе, но глубоко чтят память святого (того же апостола Симона Кананита) и по старой памяти будут молиться ему именно в положенный день (в наступающее воскресенье, к примеру).

Или ещё возражение: а разве мешает память апостола Симона Зилота празднованию Святой Троицы? Наверное, наоборот, воспоминание апостола могло пройти в ещё более праздничной обстановке...

Итак, жизнь и духовные подвиги Симона Зилота. Согласно преданию, он являлся одним из сводных братьев Господа Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того. Остальное о его жизни и подвигах - исключительно устное предание. Например, своё первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из интерпретаций имени апостола.

Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников.

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики.

А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт "Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.

И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.

Мощи святого апостола

Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).

Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.

Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.

В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть здесь.

Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.

Текст: Алексей Потупин,чтец храма Покрова Пресвятой Богородицы, главный редактор журнала "Покров"при Постоянном Представительстве Русской Православной Церкви в Германии.Администратор интеграционного развивающего Центра "КИН-ТОП".Дюссельдорф
20 мая 2010.

11:48 2012

Святой Апостол Симон Зилот (Кананит)


Святой апостол Симон Зилот — Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой религиозной ревностью. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».


Родитель святого апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из царского рода Давидова, был потомком святого царя псалмопевца и премудрого сына его святого царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец апостола Симона Иосиф был плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих, жил в чистоте и святости, как честный и добродетельный труженик, и имел женою Саломию, четыре сына и две дочери.


По кончине супруги своей Саломии Иосиф жил много лет вдовцом. Святой Епифаний епископ Кипрский писал: «Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию». Затем тот же святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: «Иаков, Иосия, Симон, Иуда – сыновья; Мария и Саломия – дочери. Итак по Евангелию от Матфея и по мнению других учителей Церкви, святой апостол Симон Кананит — третий мнимый брат Господа.


Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Иисусу, рожденному Мариею. Но три сына, в том числе и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Иисуса в часть свою.



Хусепе де Рибера (1591-1652). Апостол Симон. ~ 1630. Прадо


По Евангелию от Иоанна в Кане Галилейской Симон Кананит или Симон Зилот – тот самый человек, на свадьбе которого из-за бедности не было даже вина, где Иисус сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, совершенное Господом на его свадьбе, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Ним, несмотря на то, что только что вступил в брак, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».


Приняв Святаго Духа, апостол Симон проповедовал в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми.


В Иверию апостол Симон пришел вместе с апостолом Андреем Первозванным. Потом отсюда апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.


Из жития святого апостола Андрея Первозванного видно, что он, отправляясь из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с несколькими спутниками, направился в Эдесс; там у князя той страны по имени Авгарь остался апостол из числа 70 Фаддей. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.


Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.


Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).


Так первыми просветителями страны Иверской были святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в Абхазии, как агнец Божий посреди волков.


Было это в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что апостол Симон обосновался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон.


Как и долго ли проповедовал в Абхазии Симон Кананит, летописи не сообщают, но известно, что святой апостол Симон прославился многими чудесными знамениями, и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.


За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми.


Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии в храме его имени. Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех замученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила самого апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.


Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Вскоре и Антиохийские, и Константинопольские Патриархи стали назначать сюда самостоятельных епископов.



Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухуми. В XI веке, в царствование святого абхазо-имеретинского царя Давида Возобновителя (1098-1130) весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Вера христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет апостола Симона Кананита как учителя премудрости Божией. Проповедь апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но по завоевании турками абхазцы изменили христианству, приняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм святого апостола Симона Кананита, разрушили. Из светлого прошлого сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древнего христианства.



Келья Симона Кананита


Храм был восстановлен новоафонскими монахами в 1882 году. А место погребения св. апостола Симона Кананита более точно было указано необычным образом великим подвижником святой горы Афон и духовником Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым), явившимся 1890-х годах во сне иконописцу этой обители о. Савину после своей кончины. Вот как последний пишет об этом: «…будто я вошел в церковь Симона Кананита и вижу: из алтаря вышел покойный отец Иероним, зовет меня в алтарь; я вхожу, отец игумен Иерон (в то время был настоятелем обители) стоит по правую сторону престола, оба в епитрахилях. Отец Иероним, указывает под престол: «Вот здесь похоронен апостол Симон Кананит, по левую сторону престола». Тем самым было подтверждено из вечности старинное предание о месте погребения этого великого ученика и друга Христова. Чтобы особо прославить и благоукрасить место почивания мощей св. апостола Симона, темже иеросхимонахом Иеронимом было поручено на скале рядом с храмом, выполнить изображение истории крещения св. апостолами Андреем и Симоном древних абхазов, которое существует и теперь. Это трудное поручение было исполнено о. Савином — искусным художником монастыря.



Пещера Ап. Симона Кананита


Место погребения святого апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм хранит и теперь нетленное тело святого апостола Симона. А в 1875 году древний храм во имя святого апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.



Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.


Сравнительно молодой, он был основан монахами из Пантелеимоновской обители, что на горе Афон, в 1875 году. А до того, в 1874 году, монахи обратились к великому князю Михаилу Романовичу с просьбой выделить им участок земли для постройки монастыря. Согласие вскоре было получено, в 1876 году началось строительство нижней части монастыря. А через восемь лет насельники приступили к практически непосильной задаче – постройки нагорной части обители. Для этого требовалось срезать часть горы, вывезти десятки тысяч тонн породы, и это при отсутствии нормальных дорог!


Однако уже через 12 лет, в 1896 году, монастырь засиял во всей своей красе. Кстати, сам император Александр III внёс свой посильный вклад в украшение и благоустройство обители – им были подарены музыкальные куранты, установленные на самой высокой башне, а также паровоз и электростанция.



Именно здесь некогда и поселился Симон Кананит в пещере, куда попасть он мог только через узкий лаз в своде пещеры. Симон Кананит стал первым обращать абхазов в христианство. Именно благодаря его усилиям и проповедям были искорены такие языческие обряды, как приношение в жертву младенцев и людоедство. Но в те годы христианство подвергалось гонениям, и однажды на берегу реки, недалеко от пещеры-кельи, Симона Кананита схватили римские солдаты. По одной из версий, ему отрубили голову, по другой, его заживо разрезали пилой. Тело святого было найдено христианами и погребено на берегу реки. На месте мученической кончины святого ныне установлен крест. А на его мощах через четыре века вырос храм, который был разрушен во время многочисленных нападений завоевателей. Но в X веке на месте погребения святого вновь был построен прекрасный храм, который дошёл до наших дней. К сожалению, уникальная фресковая живопись была забелена в советские времена, и сейчас удалось отмыть лишь небольшую их часть.


Центральным храмом монастыря является собор во имя св. Пантелеимона, выстроенный в 1888-1900-х гг. в ново-византийском стиле. Его пять куполов сияют позолотой и видны отовсюду, ведь высота центрального купола – 40 метров. Стены собора расписаны в 191-1914 гг. мастерами из Палеха и Москвы, под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Преобладающими в гамме являются голубые, коричневые и золотистые тона. Интересны и некоторые отступления от канонических изображений Марии Магдалины и сцены Страшного Суда.




Помимо главного собора в обители освящены: надвратный храм – Вознесения Господня, храм Св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».


Под колокольней с курантами расположена бывшая братская трапезная, расписанная братьями Оловянниковыми – известными волжскими мастерами.


Уникальна по своему размаху и значению хозяйственная деятельность монастыря. На склонах монастырской горы были высажены цитрусовые, оливковые, ореховые сады, виноградники, картофельные и кукурузные поля. Именно благодаря инокам монастыря ныне Абхазия так славится своими мандаринами! Кроме того, были пасеки, ботанический сад, множество небольших заводиков и мастерских. А в начале XX века рядом с храмом Симона Кананита была построена гидроэлектростанция, хотя и существующая до сих пор, но недействующая.



И в 1917 году практически всё рухнуло в одночасье… По преданию, на корабле иноков вывезли в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… А в 1924 году монастырь был вовсе закрыт. В нём в разное время располагались склады, туристическая база, краеведческий музей… А во время войны 1992-1993 гг. в монастыре располагался госпиталь. Для кого-то это чудо, для кого-то просто совпадение, но тем не менее остаётся удивительным тот факт, что за всё время войны, несмотря на ожесточённые бои в самом городе, монастырь остался невредимым.


А в 1994 году началось возрождение монастыря. И сейчас в его стенах вновь звучит молитва…


К святому приходят попросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется:


Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. (Из Акафиста)