Это самый важны вопрос, который когда-либо был озвучен.

Он имеет отношение к вечной судьбе каждого человека.
Иисус обещал: «Кто будет верить и креститься, спасен будет» (Мар. 16:16) .

Если мы действительно доверяем Ему, мы знаем, что это обещание истинно.

Тюремный охранник

Тюремный охранник, спросивший: «Что я должен делать, чтобы спастись?», получил ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа и будешь спасен» (Деян. 16:30, 31).

Так как он не знал Христа, «они говорили ему Слово Божие» (ст. 32). Затем он показал свидетельство своего покаяния посредством омовения их ног и принятия крещения (ст. 33). После этого его назвали верующим (ст. 34).

30 и, выведя их вон, сказал: государи [мои]! что мне делать, чтобы спастись?
31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все [домашние] его.
34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
(Деян.16:30-34)

День Пятидесятницы

Те, кто присутствовал в День Пятидесятницы, уже слышали Слово и поверили ему, и потом спросили тот же самый вопрос (Деян. 2:22, 36, 37).

Петр потом заповедал им «покаяться … креститься … для прощения грехов» (ст. 38). Те, кто принял слово, крестились (ст. 41).

Они были спасены (ст. 47).

Прочитать (Деян.2:22-47)

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
44 Все же верующие были вместе и имели все общее.
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца,
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:22-47)

Саул

Когда Саул получил ответ на этот важный вопрос, он не только поверил в это, но также показал свое истинное покаяние, когда постился и молился на протяжении трех дней (Деян. 9:9, 11; 22:10).

9 И три дня он не видел, и не ел, и не пил.
10 В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
(Деян.9:9-11)

10 Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать.
(Деян.22:10)

Ему просто было сказано «встать, креститься и омыть свои грехи, призывая имя Господне» (22:16).

16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:16)

Все эти люди слышали, поверили, покаялись и были крещены для того, чтобы спастись. Делая это они призывали «имя Господне» для спасения.

15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
(Рим.10:15)

Это как раз и есть то, что нужно делать, чтобы спастись от греха.

П осетив церковь хотя бы несколько раз, или проведя какое-то время с христианами, вы обязательно услышите о спасении или о том, как стать спасенным.

Это очень распространенный вопрос.

Вы знаете, кто первым задал этот вопрос? Первый человек, задавшийся вопросом: «Как я могу спастись?» жил две тысячи лет назад. Библия повествует об этом историческом моменте в книге Деяний.

Апостол Павел и его друг Сила были брошены в темницу за то, что обращали язычников в свою веру. В те времена в Риме не было свободы вероисповедания – существовала только государственная религия.

Спустя некоторое время после этой истории христиан стали предавать ужасным пыткам – об этом мы можем прочитать в Книге Мучеников.

Однако в этом отрывке истории, Павел и Сила, находясь в тюрьме, начали петь Богу песни и молиться. Затем около полночи случилось сильное землетрясение, поколебавшее всю темницу. Все камеры открылись, и оковы упали с заключенных.

Страж в этой темнице был так напуган, потому что по законам того времени, если в его смену сбегал заключенный, то стражника казнили. На самом деле он так перепугался, что чуть не совершил самоубийство.

Но Павел и Сила остановили его и убедили его, что никто из заключенных не сбежал. Так стражник понял, что это землетрясение было Божьим действием, и он упал на колени и спросил: «Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?» (Деяния 16:30).

Слава Богу, что Библия не оставляет нас в неведении о том, как же спастись.

Каким образом мы спасаемся? Пять истин о спасении

1. Спасение дается по благодати.

Что такое благодать? Благодать – это когда Бог буквально говорит нам: «Я люблю тебя и принимаю тебя таким, каков ты есть сейчас».

Вот в чем дело: мы не можем заслужить спасение никакими добрыми делами. Вы можете провести всю оставшуюся жизнь, помогая соседям, служа волонтером в приюте для бездомных, стать опекуном осиротевшему ребенку или спонсировать детей в странах третьего мира. Все это хорошие поступки, которые люди должны совершать, но ни один из них не заставит Бога полюбить нас сильнее, чем Он любит уже сейчас.

Также эти добрые дела не скомпенсируют наших ошибок или плохих поступков, которые мы совершали.

Божью любовь и благодать нельзя заслужить или заработать… это нечто, что дается просто так.

Спасение и вечная жизнь в раю никогда не будут выдаваться как бонусы за успехи или заслуги, вне зависимости от того, насколько хорошим человеком вы являетесь.

Спасение даруется, потому что Иисус заслужил его нам. Он был совершенен, и Он пожертвовал Своей жизнью, чтобы вы могли избежать ада.

«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефесянам 2:8)

2. Только Иисус может спасать.

НЕ все религии ведут к Богу или на небеса. Есть только один Бог и Он не превращается в Будду, Аллаха, различных Индийских богов, богинь и пророков, таких как Джозеф Смит…

Ни один священник не сможет отпустить вам ваши грехи.

Есть только Одна Личность, Которая может спасти вас и простить ваши грехи и это Иисус Христос.

Иисус Христос является единственным обладателем этого права и этой силы. Больше никто. И Он знает, что все остальные религии, все прочие верования, имитирующие христианство, все люди, которые утверждают, что имеют власть прощать грехи – это подделка, которую создал дьявол, для того, чтобы отвлечь вас от истины.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12)

3. Вы должны поверить

Жертва Иисуса не открыла всему человечеству свободный вход в рай, однако вы можете получить его как дар, если поверите в Него.

После того, как тюремный стражник спросил Павла и Силу о том, как ему спастись, они ответили ему простыми словами: «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деяния 16:31).

Однако наше понимание слова «верить» и тот смысл, который вкладывает в него Библия, не всегда сходится.

Когда мы думаем о вере, мы мысленно заверяем себя, что существует нечто правдивое, во что можно верить.

В библейском же контексте слово «верить» означает посвятить себя чему-то и отдать этому всего себя.

Недостаточно просто поднять руку и сказать: «Да, я верю, что Иисус реален. Я верю, что библейский Бог — единственный настоящий Бог» , но так и не посвятить себя Ему. Слово «верить» в этом ключе означает, что Иисус Христос должен стать вашей настоящей любовью, посвящением и жизненной целью.

4. Спасение для всех.

От Бытия до Евангелия от Иоанна мы видим, как Бог обращается только к одной группе людей на планете – к евреям.

Этому есть причина. Бог выбрал их быть особенным народом, чтобы продемонстрировать всем остальным Свою верховную власть и силу. И это не изменилось.

Бог дал Петру видение и призвал его принести евангелие язычникам – так Библия называет всех не-евреев.

Это было удивительным повелением, потому что иудейский закон не разрешал евреям общаться с не-евреями на равных. Если говорить конкретнее, не-евреи не допускались в еврейское общество.

Но Бог знает как обойти человеческие традиции и сделать то, что Он хочет. Мы видим, как Бог достигает евангелием все человечество и включает абсолютно все народы в Свой план спасения.

Спасение для всех: для богатых и бедных, для бездомных и наркоманов, для пьяницы, лежащего в канаве, для террориста, для домохозяйки, для измотанной мама малыша, для знаменитостей и звезд, живущих в пентхаусах.

«Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3-4)

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петра 3:9)

5. Спасение это только начало.

Вам все это кажется слишком простым? Слишком хорошо, чтобы быть правдой?

Нет, однако, это еще не конец истории.

Я знаю, многие люди думают, что если они просто будут верить в то, что Бог есть, то попадут в рай.

Но это не так.

Спасение – лишь начало новой жизни. Вы спасены, что же теперь?

Вы хотите получить спасение сегодня? Теперь, когда вы знаете пять истин о спасении, я приглашаю вас к тому, чтобы вы позволили Иисусу Христу спасти вас сегодня.

Не обязательно находиться в церкви для этого. Вы можете получить спасение там, где вы находитесь и прямо сейчас!

Подписывайтесь:

Просто помолитесь этой молитвой со мной:

«Дорогой Иисус, я знаю, что я делал(а) вещи, которые мне не следовало делать и я знаю, что никогда не смогу сам(а) их исправить. Я знаю, что твой дар спасения – это единственный способ для меня перестать испытывать чувство вины. Я знаю, что мне нужно выбрать посвятить себя Тебе и Твоему Слову. Я выбираю принять твой дар спасения прямо сейчас и прошу Тебя, приди и живи во мне и будь Господом моей жизни. Спасибо за то, что Ты умер за меня и спасибо за Твою благодать, которая дает мне вечную жизнь с Тобой! Аминь .

Добро пожаловать в Божью семью!

«Будь глухой, немой и слепой в духовном виде - и спасешься; если монах - храни девство; если служитель церкви, - ни на кого не смотри, ибо и глазами можно осквернить душу».

«Если желаешь получить Царствие Небесное, возненавидь все земные имения, потому что если будешь сластолюбив и сребролюбив, то не сможешь жить по Богу».

«Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира как странник и пришелец».

«Рече Господь: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Лк 9, 23).

И сказанные слова Божией Материю преподобному Досифею: “Не ешь мяса, не пей вина, молись непрестанно и спасешися” (ав. Д.). Рече Господь: На кого возрю: токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис 66, 2)».

«Чадо мое о Господе! Знай себя, и будет с тебя».

«Будь глухой, немой и слепой в духовном виде - и спасешься».

«Убей в себе страсти гордости, пьянство, убийство, прелюбодейство, блуд и содомский грех, сребролюбие, честолюбие, зависть, ненависть к своему ближнему».

«Монах, не радевший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху сгнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании».

«Некий брат спросил старца, говоря: “Скажи нам о спасении. Хотя ты говоришь о сем, мы не удерживаем, потому что горька земля наша”».

«Старец сказал: “Я хочу уничижения со смиренномудрием, нежели победы с высокомерием”».

«Брат спросил авву Макария: “Как спастись?” Старец ответил ему: “Будь как мертвый, подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе - и спасешься... Дóлжно избегать людей, прибывать в келии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево. Это выше всех добродетелей”».

«Не презирай предстоящего тебе, ибо ты не знаешь, в тебе ли Дух Божий или в нем. Предстоящим же я называю того, кто служит тебе (из патерика)».

«Если хотите спастись, то избегайте людей».

«Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему».

«Хранись, чтобы не говорить много с женщинами, в особенности с юными, да и немного говори, лишь по крайней нужде. Не имей любви с юным братом. Храни очи свои, чтобы не воззреть на свое тело, когда снимаешь с себя одежды. Не живи в том месте, где ты согрешил пред Богом впадением в блуд: потому что в этом месте покаяние будет для тебя неудобно. Соблюдай эти заповеди - и спасешься».

«Пошел авва Даниил с учеником из скита в Фиваиду. Авва Аполлос и отцы обители вышли навстречу ему за седмь поприщ от монастыря своего. Их было более пяти тысяч, они пали ниц и лежали на песчаной равнине, ожидали, подобно лику Ангелов, старца, чтобы принять его как Христа. Одни подстилали под ноги его одежды свои, другие подстилали свои куколи, и видны были из очес их потоки слез. Авва Аполлос поклонился старцу седмь раз, они приветствовали друг друга с любовью. Братия просили старца сказать им слово спасения. Отец Даниил повелел ученику своему: “НАПИШИ СЛЕДУЮЩЕЕ: ЕСЛИ ХОТИТЕ СПАСТИСЬ, СОБЛЮДАЙТЕ НЕСТЯЖАНИЕ И МОЛЧАНИЕ. НА ЭТИХ ДВУХ ДЕЛАНИЯХ ОСНОВЫВАЕТСЯ ВСЕ МОНАШЕСКОЕ ЖИТЕЛЬСТВО”».

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 2.
Ты тоже нуждаешься в спасении

Думая о всех этих людях, оказавшихся в беде, нельзя не отметить тот факт, что до своих трагических событий вопрос спасения жизни их совершенно не интересовал. Изо дня в день они вели обыкновенный образ жизни. И это естественно, что, когда жизни человека ничего не угрожает, то у него нет и тревоги, и вопросов о спасении жизни не возникает.

Что-то подобное происходит и в вопросе спасения человеческой души. Грешник не станет искать спасения до тех пор, пока не увидит себя в опасности и душу свою нуждающейся в спасении. Часто мы удивляемся, почему мало спасаемых. Почему люди не приходят на собрания послушать Слово Божие и не отдают свою жизнь любящему Спасителю? Это происходит именно потому, что человек не чувствует необходимости в спасении. Он не видит себя грешником пред Богом. Он просто не понимает, что гнев Божий пребывает на нем и что наказание за грехи неизбежно. Он никак не может понять, что после этой земной жизни его ожидает ад. Грешник не в состоянии думать о продолжительности вечности в аду и о том, что сам он тоже может стать одним из его обитателей. Поэтому грешник мало интересуется вопросом спасения.

Во время войны я был неверующим и служил в основном на передовой линии медиком. Хотя иногда мне приходилось видеть горы трупов и я прекрасно сознавал, что в следующий раз может наступить моя очередь, но мне и в голову не приходило, что моя душа нуждается в спасении. Не было причин, которые пробудили бы во мне чувство греховности и необходимости в спасении. Сегодня я очень благодарен Богу за два момента: во-первых, что я не погиб на фронте, будучи неверующим, и, во-вторых, что однажды в моей жизни наступил день, когда я увидел себя грешником, нуждающимся в личном спасении.

Невозможно уверовать в Бога и просить Его о прощении грехов, пока не увидишь необходимости в спасении лично для себя. Никто не станет искать убежища, пока не увидит себя в опасности. Но в тот день, когда грешник, проснувшись, осознает себя грешником, осужденным на вечные мучения, тогда он начнет спрашивать: «Как мне спастись?»

Есть определенные вещи, о которых человек должен узнать, прежде чем он сможет получить спасение, так как человек спасается не как угодно или кто как считает лучшим. Но Библия и только Библия указывает нам путь к спасению, и притом делает это очень ясно и подробно. Я верю, что и тебя интересует вопрос спасения души.

Факт, что каждый человек нуждается в спасении, не является чьей-то выдумкой или какой-то научной концепцией. Спасение не является также разработанной какой-то одной деноминацией или какой-то одной конфессией системой, с помощью которой пытались бы подчинить людей руководству какой-либо церкви или духовному капитулу (коллегии руководящих лиц). Все это существует в мире, но во всем этом отнюдь нет спасения. Но Сам Бог в Своем драгоценном Слове сообщил нам о необходимости спасения для каждого человека, а также Он указал, каким именно образом оно должно происходить. Это, конечно, важно только в том случае, если человек желает попасть на небо. В любом другом случае никакого спасения не нужно. Для ада человек угоден без всякого спасения. На вопрос: «Что нужно делать, чтобы попасть в ад?» отвечу: «Ничего; просто живи, как жил до сих пор, и увидишь ад». Но, в том случае, если хочешь на небо, тогда тебе надо встретиться с Иисусом Христом и получить прощение грехов.

На земле не может быть жизни без солнечного света, и растительности без дождя. Нашим легким нужен воздух, чтобы дышать. Нашему телу требуется вода и пища для поддержания жизни. Птице нужны крылья, чтобы летать, а рыбе вода, в которой она могла бы плавать и обитать. Человеку необходимо пережить спасение, чтобы однажды войти в Царство Божие, избежав наказания ада.

Библия достаточно ясно указывает на необходимость спасения для каждого человека:

«Итак что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного...» Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:9-12, 23).

Вот картина состояния каждого человека без Бога и спасения. В этих стихах Слово Божие подразумевает состояние каждого человека на земле. Мы ведь читаем, что «все согрешили и лишены славы Божией». Значит, так оно и есть! Все согрешили. И я, и ты.

Продолжая, Библия говорит о том, что мы собою представляем: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екклесиаст 7:20).

Библия также указывает, каким по сути своей является сердце человека. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иеремия 17:9).

На земле, вероятно, найдется немало людей, которые стараются добрыми делами и своими собственными заслугами заработать себе праведность. О такой праведности Библия говорит: «Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда» (Исаия 64:6).

И, наконец, еще яснее чем любой ветхозаветный пророк или апостол Нового Завета, Сам Иисус указал нам на необходимость спасения: «...если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ев. от Иоанна 3:3).

Как невозможно, чтобы неродившийся человек жил, действовал и работал в этом мире, так же невозможно и невозрожденному человеку войти в Царство небесное. Ведь никто не знает, где находится небо и как далеко оно. Поэтому как человек может прийти туда, куда он даже дороги не знает, и какой силой он смог бы достичь неба, если бы даже и знал, где оно находится? Существует одна, только одна возможность, которая заключается в том, что человек, согласно Слову Божиему, рождается свыше от Духа Святого. И тогда Сам Иисус Христос приведет его туда через реку смерти. Иисус сказал: «Я есмь путь» (Ев. от Иоанна 14:6).

Дорогой друг, надеюсь, что ты убедился в необходимости спасения и начнешь выяснять, как все это можно испытать на собственном опыте.

В последнее время стало бытовать мнение, что настоящих старцев в России нет. Особенно после кончины . Как теперь быть, как спасаться без старцев — таким вопросом задаются многие православные. Ну, во-первых, старцы у нас не иссякли, просто они не в такой мере, как ранее (видимо, зримо) не выходят на служение миру. Во-вторых, сам вопрос о «спасении старцами» неоднозначен. Приведем лишь некоторое мнение об этом знаменитого Глинского старца Серафима Романцова (1885-1975 гг.).

Спасение скорбями

Можно ли спастись без старцев? На этот вопрос отец Серафим говорил, что старцев смогут заменить скорби потому что, их попускает сам Бог, испытывая сердце верующего. Никто из старцев не сможет человеку помочь, и ничего не изменит в жизни человека, если сам человек не желает изменять сам себя к лучшему. При этом отец Серафим приводил слова старца Серафима Саровского о то, что тот, кто не испытывает скорбей не придет к спасению.

Сам схиархимандрит Серафим (Романцов), прошел тернистый путь скорбей, которым прошло в начале — середине ХХ столетия великое множество русских священников и монахов. Был неправедно арестован, после чего выслан на принудительные работы на строительстве Беломорского канала, затем выслан в Киргизию.

В декабре 1947 г. он возвратился в Глинскую обитель, где стал духовником братии. В истории Церкви он считается опытнейшим духовником, знающим самые сокровенные состояния сердца человека. У него был особый Божий дар — духовное рассуждение. Как истинный старец он с любовью принимал всех, кто мучился от горестей, впадал в печаль, и даже уныние. Но главное — он наставлял как надо прожить жизнь, каким путем спасаться. И свои наставления начинал с того, что человек спасается скорбями, которые научают любить ближних, понимать их беды и печали, помогать не впасть в печаль и уныние. Говоря об этом он приводил слова апостола Павла: «Мы... хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:3-5).

Спасение благодатью

Глинский подвижник учил, что человек должен взять крест своих скорбей и житейских трудностей. Да не просто взять, а благодарить за это Бога и пронести свой крест по жизни безропотно. Бог не дает крест выше сил человеческих, более того Он помогает нести его. И старцы, конечно помогают, но по слову схиигумена Серафима не старцы, а Господь может всем помочь человеку. Он говорил, что, когда нападают всякие страсти и всякие вражьи искушения, в скорбях, тяжелых болезнях надо уповать на Господа. Всем может помочь Бог, все может сделать, а сам же я ничего не смогу ни сделать, ни превозмочь, ни стерпеть. И душу свою без Бога спасти нельзя — говорил глинский подвижник, указывая на то, что верующий спасается не старцами, но благодатию Божией.

Но как можно обрести Божию благодать? Многие думают, что ее можно почерпнуть из общения со старцами. И это действительно бывает так. А бывает, что и нет. Не старец, а Бог решает кому даровать свою благодать. Глинский подвижник Серафим учил, что, если хотите получить Божью помощь, то выполняйте Его заповеди — не воздайте за зло злом, побеждайте зло личным благочестием. Сотворите обижающим вас добро, помолитесь за тех, кто творит вам напасти, а всю свою печаль с верою возложите на Бога. Он заступится и утешит всех страждущих. Хотите побеждать злых людей? Уступите им. Оскорбляет ли вас кто? Уступи и ему, потому, что после этого придут мир и тишина, которые избавят от смущения вашу душу. Духовное же спасение приходит в терпении. А само терпение испрашивается у Бога молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

Спасение через духовных наставников

Старцы всегда были особо почитаемы на Руси праведниками. Скольким людям они помогли прийти к Богу, решить тяжелейшие жизненные проблемы, исправить искалеченные судьбы.... Скольких они уберегли от неправильных решений, уберегли от греха и вывели на путь спасения.

Старцы подаются народу в особо тяжкие времена, например, в годы гонений на Церковь. Считается, что в наше время старцы хотя и существуют, но до поры до времени скрываются от мира. Но как же быть без них сомневающимся, угнетенным, страждущим? Современные авторитетные священники, например, Артемий Владимиров, Димитрий Смирнов и др. говорят о том, что не следует специально искать каких-то особых старцев, прозорливцев, праведников. Другое дело найти священника — духовного отца, который своей благочестивой жизнью и мудростью мог бы вас руководствовать. Но и это не так просто. Одно дело — духовный отец, который приравнивается к старцу, другое дело — духовный наставник. Вот духовных наставников — мудрых, рассудительных, богобоязненных иметь весьма желательно.

Спасение через Библию

Но если не получается найти мудрого, рассудительного и высокодуховного наставника? Как бы там ни было святые отцы во всех случаях советуют руководствоваться в духовной жизни Библией, а в особенности Евангелием и писаниями святых отцов. При этом даже советы священника или опытного в духовной жизни мирянина проверять Священным Писанием и толкованиями святых. Конечно же без старцев духовная жизнь, да и житейское бытие бывают сложными. Бывают разные недоумения, ошибки и даже падения. Только другого пути, как припасть к святому Евангелию и к поучениям прославленных Угодников Божиих в наше время не имеется. А кроме того, разве великие старцы не оставили нам духовные поучения и советы, как спасаться и как жить в современном мире? Со времен святителя Тихона Задонского и до почивших старцев архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и архимандрита Кирилла (Павлова) мы имеем их книги, в которых говорится все, что нам нужно для спасения.