Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.

Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).

Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ , где

lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.

Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной,структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности .

1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:

отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д);

групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);

по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия).

2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: = Qmax / Q ср.

4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.

Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.

Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.



Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Задача 4.1

Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 4.1. Рассчитать грузооборот и грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.

L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км

Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)

Прямое направление Обратное направление

Qб-в = 17600 т Qд-г = 8300т

Qв-г = 26700 т Qг-в = 11900т

Qг-д = 25000т Qв-б = 12400т

Qобщ. = 35600т Qобщ. = 25700т

Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км

Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км

Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км

Задача 4.2

На основании данных, приведённых в таблицах, рассчитать грузооборот, грузопотоки, коэффициент неравномерности грузооборота, коэффициент неравномерности грузопотока , построить эпюры грузопотоков и структуру грузов.

Задание 1

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 2

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 3

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 4

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 5

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 6

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 7

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 8

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 9

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 10

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 11

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 12

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Задание 13

Таблица 4.1 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

В литературе по грузовым перевозкам довольно часто встречается такое понятие, как «грузооборот».

Совсем нелишним будет знать, что представляет собой этот термин и в чем он измеряется.

Грузооборот – это общий объем перевезенных грузов (экономический показатель работы транспорта) по определенному объекту (транспортное средство, отрасль, предприятие, государство).

Грузооборот измеряется в тонно-километрах, но зачастую используют показатель суммарного тоннажа перевезенного груза. В масштабах страны или отдельного района для измерения объем перевозок используют сразу обе единицы измерения. Для оценки работоспособности транспортного средства или определенного предприятия используют только суммарный вес груза в тоннах.

В мировом масштабе с помощью грузооборота оцениваются торговые отношения между государствами, а в транспортной отрасли показатель грузооборота определяет пропускную способность отдельных объектов. Увеличение международного оборота грузов означает развитие экономики и торговли. Экономический кризис приводит к снижению объемов перевозимых грузов. Неустойчивость грузооборота между районами или областями указывает на сложности в транспортной системе, в работе фирм, а также на слабые межрегиональные экономические связи.
Показатель грузооборота используют в статистике и планировании для того, чтобы измерить эффективность труда на транспорте.

Грузооборот разных видов транспорта

Чтобы оценить грузооборот конкретного вида транспорта, общий показатель соотносят с показателем в определенной транспортной сфере.


Железнодорожный транспорт.

Достаточно экономный и распространенный вид транспорта. По сети железнодорожных путей в Российской Федерации транспортируется 4/5 всего грузооборота государства. Постоянное развитие и расширение сети путей сообщения дает возможность повышать объемы транспортируемых грузов. Общая оценка грузооборота по стране позволяет резюмировать, что величина расходов на перевозку напрямую зависит от ширины сети железных дорог.

Водный транспорт.

Достаточно выгодный вариант перевозки груза, единственным и главным условием которого является наличие водных путей. Перевозка речным транспортом возможна только летом, так как зимой реки замерзают. В теплое время года по водным путям доставляется 10-15% всего грузооборота страны.

Грузоперевозки по морю

– зачастую международные доставки, на долю которых приходиться от 4% до 7%. Водный транспорт - достаточно экономичный вариант, но его доступность ограничена природными условиями.

Трубопроводный транспорт.

В основном его используют для транспортировки жидких грузов и летучих смесей. По средствам трубопровода передается нефтегазовые производные, аммиак и прочие химические вещества. Львиную долю экспортных поставок нефти и газа в Российской федерации производится по трубопроводу. Прокладка новых трубопроводных трасс определяет увеличение грузооборота в этой отрасли.

Автомобильный транспорт.

Этот способ транспортировки целиком и полностью зависит от наличия автомобильных дорог и их качества. В основном автопоставки носят локальное значение, то есть груз доставляется с одного предприятия на другое, с порта на предприятие и т. д. Перевозка автотранспортом не требует дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, которые снижают прибыль, и потому рентабельнее. Автотранспортом груз доставляется к месту назначения без лишних затрат и задержек. Маневренность и многообразие автомобильного транспорта подчеркивает его необходимость для доставок большие расстояния любых объемов грузов.

Воздушный транспорт.

Среди всех видов перевозок он самый дорогой. Главное преимущество – это скорость доставки груза туда, где отсутствуют транспортные сообщения. А таких мест на территории РФ достаточно, что делает грузооборот авиаперевозок достаточно высоким.

Суммарная оценка грузоперевозок по каждому виду транспорта дает возможность определить насколько развита отрасль и ее потребность в обновлении и постройке новых линий сообщения. Еще общая оценка дает возможность выявлять уровень значимости определенной сферы во всем грузообороте.

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Грузооборот

Грузооборот - показатель объема работы, выполненной грузовым транспортом. Измеряется в тонно-километрах (ткм) (работа транспорта по перевозке 1 т груза на расстояние 1 км).

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 ткм, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота .

Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Грузооборот (Freight turnover) - это

Основная характеристика грузооборотов

грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

И манифест - на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия .

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки - большая начальная стоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые - для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи - для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, провод, маслопровод, провод. Преимущество трубопроводного транспоПреимуществото у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля затрат на начальные и конечные операции.

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка - позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели - именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период . В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост - это разность между исследующим уровнем ряда иприростущим (или базисным).

Относительные показатели.

Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru - Экономический словарь

academic.ru - Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru - Статьи

bank24.ru - Словарь экономических терминов

kgau.ru - Учебно-методический комплекс


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.


Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.


Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс