ЮЛИЯ БУРЦЕВА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Павловский детский сад общеразвивающего вида №5»

МКДОУ №5___

Проект

«Почему улитка никогда не выходит из своего домика?»

Воспитатели 1 младшей

Группы Б :

Бурцева Ю. Н.

Третьякова В. А

дети и родители

Павловск 2014г.

Паспорт проекта

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный

Цели :

Педагогическая : Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Детская : Узнать, может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Целевая группа : дети, родители, воспитатели младшей «Б» группы;

Место реализации проекта : МКДОУ №5, младшая группа «Б» ;

Партнёры проекта : воспитатели, музыкальный руководитель.

История создания проекта : Во время дидактической игры дети моей группы задали мне вопрос, который и стал названием моего проекта Почему улитка никогда не выходит из своего домика?

Гипотеза исследования : Если улитка выйдет из домика , то она может погибнуть.

Цель : (Педагогическая) Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Цель : (Детская) Узнать может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Помочь детям освоить разные способы поиска информации

* Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Прогнозируемые результаты :

Дошкольники приобретут опыт исследовательской деятельности;

Полученные из разных источников сведения, помогут детям пополнить свои знания о улитках ;

Выставка рисунков «Домик для улитки »

Выставка поделок «Лепим улитку »

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (04.11.14-08.11.14)

Ситуация общения с детьми : «Зачем улитке домик

Цель : Выяснить начальное представление детей о улитке и заинтересованность проблемой.

Создание проблемной ситуации : «Письмо от улитки » .

Чтение художественной.

Поиск информации.

Практический (исследовательский) этап : (09.11.14-17.11.14)

Рассматривание иллюстраций о улитках , чтение познавательной литературы;

Просмотр мультфильма, беседа с детьми о просмотренном мультфильме;

Игры : «Разрезные картинки» , «Угадай по описанию» , «Загадки» ;

Заучивание стихотворения «Улитка »

Продуктивная деятельность : «Лепим улитку »

Рисование на тему : «Домик для улитки

Чтение сказок : «Сказка про улитку » , «Сказка про улитку и кузнечика »

Заключительный этап : (18.11.14-22.11.14)

Оформление выставки рисунков : «Домик для улитки » ;

Оформление выставки поделок : «Лепим улитку » ;

Оформление партфолио проекта ;

Мероприятия по реализации проекта

№ п/п Мероприятия

Сроки Ответственные

1. Диагностика начальных представлений детей о улитках и выяснение заинтересованности проблемой.

04.11.14-08.11.14 Воспитатели

2. Сбор информации :

Чтение художественной и познавательной литературы;

Поиск информации в сети Интернет

08.11.14 – 10.11.14 Воспитатели, родители, дети

3. Просмотр мультфильма

«Домик для улитки » 11.11.14 Воспитатели, родители

4. Экскурсия в живой уголок : «В гости к улитке »

15.11.14 Воспитатели

5. Рисование на тему : «Домик для улитки »

18.11 – 20.11 Дети и родители

6. Продуктивная деятельность «Лепим улитку »

20.11.14 Дети, воспитатели, родители

7. Презентация результатов деятельности :

Оформление выставки поделок «Лепим улитку »

Оформление партфолио проекта

20.11 -22.11. 14 Воспитатели, родители

Вывод :

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что улитка действительно никогда не выходит из своего домика. В домике она прячется от врагов : ежей, мышей, лягушек, птиц, ящериц. Если у улитки не будет домика , то она погибнет. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Приложение 1

УЛИТКА

Улитка медленно ползет ,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несет

Свой домик на себе.

Ей тяжело его носить

Нельзя его ей снять!

Улитке нужно где-то жить ,

Ей нужно где-то спать!

Зато туда никто чужой

Не проберется никогда!

И охраняет домик свой

Улитка хорошо всегда !

У улитки в воскресенье

Будет праздник – день Рожденья!

Только вот беда-то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

Приложение 2

Загадки про улитку

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

(Улитка )

Это кто, раздвинув рожки

Проползает по дорожке?

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая.

(Улитка )

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой,

Домик свой несёт.

(Улитка )

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Улитка )

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Круглый домик.

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,

Он по травке сам ползет!

(Улитка )

По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко -

Рожки спрятались опять.

(Улитка )

Приложение 4

Поделки детей

Приложение 5

Помощь родителей в подборе информации о улитках

Улитка Ахатина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рогачевская основная общеобразовательная школа»

Свободненский район

Амурская область

гигантских улиток рода «Ахатины»

Выполнил: учащийся 6 класса:

Банных Валентин Андреевич

Руководитель: учитель биологии, химии

Анчухина Татьяна Сергеевна

с. Рогачевка

1. Характеристика Ахатины гигантской………………………………………..5

1.1 Систематическое положение………………………………………….5

1.2 Описание………………………………………………………………..5

1.3 История улиток…………………………………………………………6

1.4 Особенности улиток…………………………………………………....7

1.5 Уход и содержание……………………………………………………..8

1.6 Кормление……………………………………………………………..10

1.7 Размножение и разведение…………………………………………...11

2.1 Террариум, условия содержания…………………………………….12

2.2 Кормление……………………………………………………………..13

2.3 Цвет раковины………………………………………………………...13

2.4 Рост улитки……………………………………………………………14

2.5 Память улитки………………………………………………………...15

Выводы…………………………………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………………18

Приложения……………………………………………………………………...19

ВВЕДЕНИЕ

У каждого ребенка бывает непреодолимое желание завести какое-нибудь домашнее животное, которым можно было бы поиграть, потискать его в руках, погладить, понаблюдать за поведением, просто накормить. Но, когда мы просим – «Купи!», то слышим в ответ: «Это большая ответственность, еще надо мыть, гулять, кормить, лечить…». В наших магазинах и квартирах теперь можно найти не только традиционных кошек, собак и рыбок, но и много экзотических животных. С самого раннего детства я мечтал иметь что-нибудь подобное в своем доме. И вот я дождался. Мне очень повезло, учительница биологии принесла трех маленьких улиток. Конечно, об этих животных я ничего не знал. Но уже слышал, что люди ими интересуются и держат их у себя дома. Теперь мне нужно было, как можно больше узнать об улитках для того, чтобы создать наиболее благоприятную атмосферу для их роста и развития. Кто сказал, что успокаивает наблюдение за рыбками? Вы просто не видели улиток. Очень интересно наблюдать за их поведением. Улитки Ахатины – это очень интересные животные! Они забавно шевелят своими рожками и величаво покачивают свои мордочки. Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, неприхотливы, не мяукают, не гавкают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают аллергии. Они не требуют, как большинство домашних животных, много времени и ухода. Это необычное животное. Я решил как можно больше узнать о жизни и разведении улиток в природе и в домашних условиях. Почему-то на родине в Восточной Африке такие улитки достигают огромных размеров: длина раковин достигает 25-30 см., а в неволе они растут плохо. Ахатины – самые крупные сухопутные улитки на нашей планете.

Хотелось бы вырастить улитку максимально большого размера, насколько это возможно в домашних условиях.

Актуальность темы: Тема актуальна, так как поведение улиток этого вида недостаточно исследовано биологами. И кроме того знания об условиях содержания моллюска позволят использовать его в качестве идеального домашнего животного.

Цель работы: изучить условия содержания улиток в домашних условиях.

В ходе исследования решить следующие задачи :

1) провести литературный обзор по теоретическим вопросам темы исследования;

2) создать различные условия для содержания улиток и проследить за ростом и развитием;

3) выявить особенности поведения Ахатины в условиях неволи.

Объект исследования : Гигантская улитка Ахатина - самый крупный сухопутный моллюск.

Предмет исследования: исследование особенностей жизнедеятельности и поведения улиток - ахатин в неволе.

Методы исследования: наблюдения, сравнения

Гипотеза: если кормить улиток пищей одного цвета, то можно изменить цвет раковины улиток. Предположим, что цвет пищи влияет на цвет раковины улитки.

1. Характеристика Ахатины гигантской 1.1 Систематическое положение.

В начале работы мы решили определить, какие улитки появились в нашей школе. Для работы использовали определитель и совместно с учителем определили, что это род «Ахатина».

Царство: Животные

Тип: Моллюски

Класс: Брюхоногие

Подкласс: Лёгочные

Отряд: Стебельчатоглазые

Семейство: Ахатины

Подсемейство:Achatininae

Род: Ахатина

Вид: Ахатина гигантская .

1.2 Описание

Ахатина гигантская(лат.Achatinafulica) – самый крупный представитель сухопутных брюхоногих моллюсков из подкласса легочных улиток. Широко распространен в странах с тропическим климатом. Является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника. В Европе, в том числе России, где выживание ахатин в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных.

Вес моллюсков в среднем составляет около 250 граммов. В нашем климате самые большие представители весят всего 130 граммов. Размеры этого вида зависят от условий содержания.

Раковина коническая. У старых ахатин раковина имеет от 7 до 9 витков. Окраска раковины зависит от диеты моллюска и других условий его жизни, обычно на ней наблюдаются полосы разных оттенков коричневого и черного.

Кожа ахатин пупырчатая, в морщинках. Дыхание кожное, жабры отсутствуют. Рожки маленькие (две пары), служат как органы осязания. На концах первой пары расположены глаза. Тело может быть окрашено от серого до темно-коричневого.

Продолжительность жизни в неволе 5-10 лет, в природных условиях меньше. Ахатина активна как днем, так и ночью. Хотя это и тропическая улитка, но может пережить заморозки и снег .

Питается ахатина при помощи «язычка», усаженного роговыми шипами. Поедает гниющую растительность. Размеры этого вида зависят от условий содержания. Растут на протяжении всей жизни, но основной рост – в первые два года. Знаменита эта красавица не только своими огромными размерами, но и умом: у нее вырабатываются все виды условных рефлексов.

Африканские улитки могут быть переносчиками болезней, смертельно опасных для человека. Естественные враги ахатин: другие улитки, ежи, мыши, насекомые (красотел, жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы .

1.3 История улиток

Родиной улитки является восточная Африка: Кения и Танзания. За пределами своей родины ахатина была впервые замечена в 1803г на острове Маврикий, затем, где-то в 1821г., - на острове Реюньон. В 1920 г. она была завезена человеком в страны Южной и Юго-восточной Азии, на острова Тихого океана, Карибского моря. В 1938г. японцы привезли ахатину на Марианские острова, с намерением изготавливать из нее блюда. Есть поверье, что суп из этой улитки – лекарство от туберкулеза, поэтому ее специально завезли в Индию, Сингапур, в Калифорнию и на многие тропические острова. В настоящее время ахатина обитает также в Америке.

Рисунок 1. Карта распространения африканских тропических улиток

На своей родине ахатины не доставляют больших проблем, так как там обитает другая улитка – гонаксис, являющаяся естественным врагом ахатин. В США ахатина является настоящим национальным бедствием: уничтожает посевы, кору на деревьях и даже штукатурку на домах. За разведение этих улиток в неволе в США полагается 5 лет тюрьмы. На Мариинских островах их так много, что они часто оказываются причиной автокатастроф, так как машины скользят по дороге, сплошь покрытой раздавленными, улитками. К счастью в России ахатины в природных условиях не выживают, а в неволе их держать не опасно .

1.4 Особенности улиток

Улитки семейства ахатин относятся к отряду стебельчатоглазых. Это наземные легочные улитки.

У них имеется пара втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза. Имеется еще пара коротких щупалец. Раковина, покрывающая тело улитки, выполняет три основные функции:

    Защита мягкого тела от механических повреждений во время передвижения.

    Защита от внешних врагов.

    Предохранение тела от высыхания.

Если ахатины живут во влажной среде, то раковина у них более тонкая и прозрачная. В сухом и жарком климате раковина имеет толстые стенки и белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи.

В связи с наземным существованием у ахатин хорошо развита подошва, по которым проходят волны сокращений. На подошве имеются две ножных железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности.

Было доказано наличие у ахатин долговременной памяти: они могут запоминать расположение источников пищи и возвращаться к ним. У старых улиток имеется место, где они предпочитают отдыхать. Ахатины могут быть активны при температуре +9 – +29 градусов, однако выживают при падении температуры до +2 градусов. В неблагоприятных условиях улитка может впасть в спячку продолжительностью до 12 месяцев. Вывести улитку из этого состояния можно, побрызгав на нее водой.

Органы чувств ахатин:

    Пара глаз, позволяющая различать степень освещения, видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. В теле также имеются светочувствительные клетки, поэтому очень яркий свет эти животные не любят.

    Концевые вздутия щупалец, вся кожа передней поверхности тела, головы и переднего края ноги, а также вход в дыхательную полость отвечают за обоняние, или «химическое чувство». Реакция на химические запахи, такие как бензин, спирт, ацетон, происходит на расстоянии примерно 4 см. Гораздо тоньше обоняние на запах пищи. Дыню ахатины «унюхают» за 0,5 метра, а разлагающиеся остатки деревьев и листьев – на расстоянии до 2 метров.

    Подошва и щупальца являются органами осязания.

Слух у ахатин отсутствует совершенно. Если громко крикнуть или свиснуть, приоткрыв крышку террариума, улитка не испугается и не изменит своего поведения. При испуге, улитка резко втягивает в панцирь и тогда можно услышать писк. Это все звуки, которые издает ахатина .

1.5 Уход и содержание

Террариум для улиток ахатин можно сделать из обычного аквариума. Размер 10 литров на 1 улитку. Чем больше будет аквариум, тем крупнее вырастет улитка. Закрывать террариум нужно так, чтобы он не только хорошо проветривался, но и влажность в нем сохранялась постоянная.

На дно террариума обязательно нужно положить грунт. Это необходимо, чтобы сохранять влажность, защитить улитку от повреждений при падении на твердое дно и для создания наиболее комфортных условий. Очень удобен кокосовый субстрат или нейтрализованный верховой торф, можно использовать обычную землю из леса или огорода. Нельзя использовать: опилки (они не содержат полезных микроэлементов и могут поранить улитку) и цветочные грунты (содержат удобрения для цветов). Для оформления можно использовать камни, кору пробкового дерева, ветки, коряги, мхи из леса, половинки пластиковых труб.

Рисунок 2. Ахатина гигантская

Для того чтобы поддерживать в террариуме влажность, необходим опрыскиватель (как для цветов). С его помощью можно увлажнить не только почву, но и воздух в террариуме. Также в террариуме нужна мисочка с водой, где улитка будет купаться и пить.

Оптимальная температура в террариуме – 25-28 градусов. Мыть террариум нужно не реже одного раза в неделю. Стенки протирать жесткой губкой без химических средств. Не реже одного раза в полгода необходимо проводить генеральную уборку террариума, меняя в нем грунт. Необходимо по возможности сразу убирать остатки пищи, недоеденные ахатиной. Если в грунте появляются плодовые мушки или плесень, надо всего лишь хорошо вымыть террариум и заменить грунт. Улитки должны содержатся в чистоте, иначе они будут подвержены болезням и могут стать переносчиками сальмонелл. По раковине всегда можно определить, в каких условиях содержатся ахатины. Если раковина гладкая и ровная – значит условия хорошие, если бугристая – условия неподходящие.

Ахатин необходимо мыть под душем или слабой струей теплой воды из-под крана. Улитки очень любят купаться и смешно топорщат рожки .

1.6 Кормление

Ахатин желательно кормить каждый день, количество еды определяется опытным путем – по мере съедания.

Рисунок 3. Кормление

Едят улитки практически все: любые овощи и фрукты, каши, грибы, клевер, подорожник, одуванчики. Иногда им надо давать яичный белок. На воле в природе могут есть и мясо. Но не стоит домашних улиток кормить мясом. У улиток есть определенные пищевые пристрастия. Если еда не нравится или не подходит улитке, она просто не будет есть, так что отравиться она не сможет. Поят ахатин после каждого кормления, орошая террариум опрыскивателем. Животные охотно слизывают капельки воды, образовавшиеся на поверхностях. Считается, что если в рационе будет много ярких овощей (красный болгарский перец, морковь, помидоры), раковина улиток тоже будет яркой и красивой.

Для строительства раковины улитке нужен кальций. Список подкормок:

    Яичная скорлупа (не вареных яиц) – обязательно в виде порошка.

    Мел природный или кормовой, но не школьный и не минеральный камень для грызунов.

    Мясокостная мука.

    Источники белка: зерносмеси, крупы – геркулес, гречка, просо.

Маринованное, острое, соленое, сладкое, копченое и жареное с вашего стола – улиткам нельзя! И запомните, соль – это смерть улитки! Так же нельзя давать ей цитрусовые – апельсин, лимон, лайм – кислота в этих фруктах вступает в реакцию с кальцием – это может нанести улитке вред! Нельзя давать сырой картофель и макароны! .

(Приложение №1)

1.7 Размножение и разведение

Ахатины – гермафродиты, то есть каждая особь имеет как мужские, так и женские половые органы, но с возрастом у них меняется преимущественный пас: у молодых – мужской, а чем улитка старше, тем пол у нее «более» женский. Именно поэтому, когда в террариуме живут только крупные экземпляры, кладки не развиваются. Для исправления такой ситуации нужно подсадить маленьких улиток, и потомство благополучно появится. Ахатины достигают половой зрелости в 6 – 15 месяцев (в зависимости от климата). Для продолжения рода нужны как минимум две годовалые особи. Период «беременности» длится 1-2 недели. Готовые к кладке яиц, ахатины наполовину зарываются в грунт и откладывают от 20 до 100 довольно крупных (диаметром до 5 мм) яиц каждая. В зависимости от влажности и температуры среды, через 1-3 недели из яиц появляются маленькие, длиной от 3 до 5 мм ахатины. Молодые улитки несколько дней находятся в земле, питаясь скорлупой яиц. Кормить малышей нужно тертыми овощами, добавляя измельченный известняк и поливитамины. Темпы роста ахатин полностью зависят от условий. Есть факторы, которые вызывают замедленное развитие (например, переохлаждение) .

Рисунок 4 Яйца улиток

Террариум для ахатин сделали из специальных контейнеров. Чем больше террариум, тем крупнее вырастет улитка. У террариума обязательно есть крышка, так как улитки могут выползти из него. Для лучшего газообмена мы сделали небольшие отверстия в крышке. Грунт должен быть достаточно рыхлым и хорошо сохранять влажность. Менять грунт нужно примерно раз в год, а вот остатки пищи, и экскременты убираем из террариума ежедневно.

На дно террариума положили подстилку:

1террариум (песок)

2 террариум (грунт)

3 террариум (листья капусты).

Температура и влажность воздуха, необходимые улиткам должны совпадать с таковыми в классе. Если улитки все время сидят на стенках террариума, значит, воды слишком много. Если они предпочитают закупориваться (улитка прячется в раковину и закрывается крышечкой), наоборот, слишком сухо. При нормальной влажности грунта улитки по ночам или в пасмурную погоду ползают по его поверхности, а днем часто зарываются в него. Для поддержания влажности сбрызгиваем грунт и стенки террариума из пульверизатора.

После приготовления места, где будут жить улитки и приготовления подстилки мы поместили улиток в различные условия. Стали наблюдать за поведением животных:

1террариум (песок) – поднимаются ближе к крышке (влажность большая)

2 террариум (грунт) – прячутся

3 террариум (листья капусты) – активны, чувствуют себя хорошо

Вывод: Активность животных зависит от качества подстилки. Однако маленьких улитят лучше держать без грунта, подстилая им только капустные или салатные листья, улитки легко находят пищу.

2.2 Кормление

Сразу мы стали кормить улиток разными фруктами и овощами. Когда они заканчивали есть, остатки пищи убирали, чтобы не загрязнять подстилку.

Для построения раковины улиткам нужен кальций, поэтому в кормушку мы подкладываем молотую скорлупу яиц. В самом начале мы дали им мел. Но улиткам он не понравился, а потом мы прочитали, что такой мел для ахатин нежелателен. Теперь яичную скорлупу мы перемалываем толкушкой в тарелке. Улитки съедают её почти всю. Толченая скорлупа способствует правильному формированию крепкого панциря гигантской ахатины.

Рисунок 5 Скорлупа для улитки

Мы обратили внимание на то, что у наших улиток есть любимые продукты: больше всего любят огурцы и бананы, менее охотно едят морковку, яблоки и грушу. Плохо едят капусту. Для того, чтобы пронаблюдать как будут расти животные кормим их одинаково. Результаты следующие:

1террариум (песок) – не активный рост

2 террариум (грунт) – рост замедлен

4 террариум (листья капусты) – рост активный

Вывод: при одинаковом питании, но различных условиях содержания (подстилка) развитие происходит не одинаково.

2.3 Цвет раковины

В интернете мы прочитали, что цвет пищи влияет на цвет раковины. Когда улитки появились у нас, цвет их раковин, от светло – коричневого до темно - коричневого. Целый месяц кормили улиток красной пищей: морковь, болгарский перец, тыква, помидоры, даже школьный мел красного цвета давали, но цвет раковин не меняется.

Вывод: значит утверждение, что цвет раковины зависит от цвета еды, не подтвердился.

Может оно и к лучшему, иначе в природе Ахатины были бы похожи на разноцветные фонарики. Зато мы выяснили, что активность улиток зависит от питания.

2.4 Рост улитки

Выполняя исследовательскую работу, мы много прочитали и узнали о жизни улиток ахатин в природе и в домашних условиях. Это все делалось для того чтобы создать условия для быстрого развития и роста улиток. Вначале мы недостаточно часто опрыскивали террариум, и улитки прятались в раковину, и казались безжизненными. Для того чтобы вывести их из этого состояния ненадолго опускали улиток в теплую воду. Им это очень нравилось, они разворачивалась и оживали.

Все время жизни улитки растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется. На рост, также влияет и кормёжка. Чем реже кормить улитку, тем медленнее она будет расти. Мы вели свои записи и измеряли улиток. Результаты представлены в таблице № 1.

Таблица №1. Таблица роста.

Рост раковины, мм

Рост тела, мм

Рост раковины, мм

Рост тела, мм

Рост раковины, мм

Рост тела, мм

Измерения проводили, предварительно искупав улиток, укладывали на стол и замеряли длину линейкой.

Результаты представлены в Приложениях №2, 3

Вывод: времени на исследование у нас было немного, но можно наблюдать, что рост улиток увеличился.

2.5 Память улитки

Зная, что ахатины имеют память, мы провели ряд экспериментов. Несколько дней подряд блюдечко с водой ставили в один угол террариума. Улитки привыкли к своей поилке. А когда переставили блюдечко в другой угол, улитки тянулись к воде в прежний угол. Точно так же было и с едой.

Вывод: подтвердилась теория о том, что у ахатин есть память и они возвращаются к своим излюбленным местам.

Выводы

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1) Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые не боятся своих хозяев, крайне неприхотливы, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают аллергии;

2) Результаты эксперимента показали, что активность животных зависит от качества подстилки; а при одинаковом питании, но различных условиях содержания (подстилка) развитие происходит не одинаково, но для активного роста улиткам должны быть созданы комфортные условия, напоминающую обычную среду обитания.

3) Выявлены особенности поведения ахатины в том, что у них есть память и улитки возвращаются к своим излюбленным местам.

Моя гипотеза относительно того, что цвет пищи влияет на цвет раковины не подтвердилась.

Заключение

У многих людей улитки вызывают отвращение. Опыт показывает, что это – лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют свою точку зрения. Улитки подкупают своей необычностью. Со временем, научившись понимать их, мы начинаем получать огромное удовольствие от наблюдений за ними. Содержа улиток, можно узнать о них еще много интересного.

Мы провели первоначальные исследования и решили, что будем продолжать работу, наблюдать за улитками. Хочется посмотреть, как будет происходить развитие животных, как они будут расти, размножаться. Хотелось бы понаблюдать за тем, как вылупляются маленькие улитки.

Наблюдения за улитками подвели нас к тому, что в природе есть много, необычного, неизвестного нам, что достойно изучения.

Улитка – это часть живой природы. А природу нужно любить и охранять!

Список литературы

    Акимушкин И. «Мир животных Беспозвоночные. Ископаемые животные», М., «Молодая гвардия», 1991г.

    Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3-х томах. : Пресмыкающиеся. Земноводные. Рыбы. Беспозвоночные. - М.: Терра, 1992.-496с.

    Исмаилова В.П. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Эксмо,2008г.- 256с.

    Кузнецов Б.А. Определитель животных фауны СССР, М., «Молодая гвардия», 1982г.

    Achatina (Lissachatina) fulica (Bowdich, 1822) – Восточно-африканская улитка // Клуб любителей улиток. – htt :// snailclub . ru / forum /7-810-1 26.11.2013г

    Африканская улитка ахатина: содержание в неволе (Achatinafulica) // Зооклуб. – http://www.zooclub.ru/bezp/5/1.shtml 21.12.2013

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Таблица допустимых продуктов

ФРУКТЫ

ОВОЩИ

Другие продукты

овсяные хлопья

свежие грибы

абрикосы

измельченные орехи

помидоры

детское питание

нектарины

сладкий перец

С ОСТОРОЖНОСТЬЮ!

цветная капуста

корм в хлопьях для рыб

пекинская капуста

сладкая морковь

клубника

кукуруза

земляника

вареные яйца

ИСТОЧНИК КАЛЬЦИЯ

ЗЕЛЕНЬ

панцирь каракатицы

скорлупа сырых яиц

петрушка

природный мел

ракушечник

кормовой мел

сельдерей

виноград

листья одуванчика

подорожник

Приложение №2

Измерения


Приложение №3

График роста раковины улиток

График роста тела улиток

МБОУ «Явенгская школа»

Тема проекта: «Ахатинские улитки как домашние животные»

Руководитель проекта:

Кырма Ольга Григорьевна

2016 год

П. Пролетарский

Введение : (Слайд 1,2)

- Обоснование актуальности темы: (Слайд 3)

Всё чаще люди заводят улиток в качестве домашних животных, а оправдано ли это?

У многих улитки вызывают отвращение. Но это лишь первая реакция. Поближе познакомившись с этими животными, люди меняют своё мнение. Многим хочется завести домашних животных, но возникает множество проблем: необходимо регулярно выгуливать, аллергия на кошек и другие. В таком случае улитки лучший вариант.

Проблема:

Возможно ли содержание экзотических животных, а именно Ахатин в качестве домашних животных.

- Цель проекта: (Слайд 4)

Определить насколько легко содержать Ахатинских улиток в домашних условиях.

- Задачи проекта: (Слайд 5)

1. Получить информацию из различных источников о жизни Ахатинских улиток.

2. Провести наблюдения за жизнедеятельностью улиток.

3. На основе полученных данных, провести анализ особенностей жизни Ахатинских улиток.

Основная часть:

- Этапы проекта:

1). Подготовительный

2). Организация деятельности (основной)

3). Представление продукта (защита проекта)

- Описание хода работы

Как всё начиналось? (Слайд 6)

Во 2 четверти к нам в класс принесли двух улиток. Это оказались самые крупные представители сухопутных моллюсков. Они сразу вызвали интерес у всех, глаза загорелись и каждый хотел подержать их в руках, рассмотреть поближе. Тут и возникла у нас идея сделать об улитках проект, как можно больше узнать о жизни этих животных.

На подготовительном этапе была выбрана тема проекта. Затем приступили к реализации основного этапа, т. е. организации деятельности над проектом. На данном этапе были:

Поставлены цели;

Намечены задачи;

Выбран объект, предмет и база исследования (улитки, содержание улиток в домашних условиях)

Выдвинули гипотезу (смогут ли улитки жить в домашних условиях и как за ними ухаживать)

Методы исследования: (Слайд 7)

чтение книг, энциклопедий о данных животных. Сбор пословиц, поговорок, загадок, стихов и другой информации об улитках. Работа в группах (Слайд 8)

работа в интернете

работа с цифровым микроскопом. Работа в группах. (Слайд 9, 10)

задавание вопросов (родителям, специалистам, учителю)

самостоятельное обдумывание

просмотр передач по телевизору

анкетирование детей начальных классов (Приложение №1) (Слайд 11)

наблюдение за улитками (Приложение №2) (Слайд 12, 13, 14,15,16, 17)

Самостоятельная деятельность

(в соответствии с планом работы)

Результаты исследований

- Анализ результатов проекта

Проанализировав, собранную информацию, составили рекомендации по правильному содержанию Ахатинских улиток: (Слайд 18)

1. Улиток можно содержать в любой ёмкости, но обязательно с крышкой, чтобы улитки не сбежали и для сохранения высокой влажности, а отверстия для вентиляции.

2. Террариум необходимо мыть специальной губкой.

3. Кормить улиток нужно овощами и фруктами.

4. Миска для еды не должна быть жёсткая. Улитки могут упасть и повредить раковину о твёрдый предмет.

5. Свет в террариуме не нужен.

6. В качестве грунта можно использовать землю.

А также сравнили, чем Ахатинские улитки лучше других животных? И пришли к такому выводу: (Слайд 19)

1. Долго живёт и не болеет.

2.Не вызывает аллергии.

3. Не шумит.

4. Можно оставить одних на время.

5. Не требует ежедневных прогулок.

6. Не кусается и не царапается.

7. Не пахнет.

8. Не занимает много места.

9. Ест практически всё.

10. Не требует сложного и дорогого ухода.

11. Не пачкает мебель и одежду шерстью.

Заключение

- Оценка результатов проекта

В конце работы дети сделали оценку своих результатов в листах самооценки. Приложение №3

А затем работы были оценены учителем по следующим критериям. Приложение №4

-Перспективы проекта

Данный проект можно использовать при проведении экологических мероприятий, на уроках окружающего мира, возможно выступление перед родителями с целью заинтересовать при выборе домашних питомцев.

- Выводы

По окончанию проекта сделали вывод, что улитки являются прекрасными домашними животными.

- Список источников и литературы

1. Борисова Н. В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7–8 классах. 1994

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1973

3. Ивахненко М.Ф., Корабельников В. А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987

4. Молис С. А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся.

5. Пушкарева М. С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе.2003.№ 8. с .40

6. Интернет ресурсы :

http: \\ achatina.by.ru\pages\people.htm\

http: \\www. achatina.ru

http:

Приложение №1

Опрос ребят начальных классов

Вопрос анкеты: «Хотите ли вы завести необычных домашних животных?»

21 человек

Нет, не хочу

29 человека

Не знаю

11 человека

Вывод: многим хочется завести дома

экзотических животных, но никто не хочет столкнуться

с трудностями в содержании необычных животных.

Приложение №2

Опыт по кормлению улиток

Мы провели эксперимент, какую пищу улитки едят охотнее. Каждый раз мы давали разную еду и наблюдали за улитками.

Очень охотно едят

Охотно едят

    не охотно едят

    Совсем не едят

Вывод: больше нравятся груши и огурцы, а капуста нет.

Приложение №3

Лист самооценки

Код класса ____________

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

    Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А. Да, все работали одинаково.

Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

    Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

    Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

В. Нет, не нравится.

    Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком x .

Приложение №4

Оценивание проектной деятельности учителем

Четкий ход исследования

Грамотная речь во время защиты проекта

Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков, графиков, стихов и т.д.)

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Итоговая отметка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Проектно-исследовательская работа

Тема: Улитка Ахатина как домашнее животное

Исполнитель: Волошко Яна,

Энциклопедия живой природы./ Москва, «Махаон», 2005.

Большая детская энциклопедия. 5000 событий, фактов, явлений. / Москва, «РОСМЭН», 2004.

Приложение

Стихи об улитке

Улитка, улитка, куда ты ползёшь,
Зачем на себе ты свой домик несёшь?
Скажи, для чего у тебя, такой крошки
Растут на головке глазастые рожки?
Улитка, улитка, а что ты жуёшь?
Когда ты в свой домик - ракушку войдёшь?
А есть там кроватка, посуда и стол?
А часто ли ты подметаешь там пол?
Но только улитка молчала в ответ.
Остался за ней на траве мокрый след.
А наш Почемучка отправился спать.
Проснётся и снова захочет всё знать.
Гула В.

Улитка ползёт, упирается,
На спине её дом качается,
И как же ей не уставать,
Попробуй дом свой потаскать.
Зато, если дождик начнёт поливать,
Улитке не нужно зонта покупать! Стефанович Л.

Улитка говорит ужу:
"Я из себя не выхожу.
Мне лично спешка не знакома.
Куда спешить? - Я всюду дома.
А ты бываешь, уж, смешон,
Когда из кожи лезешь вон." Островский С.

За крыльцом живет улитка.
Я нашел ее вчера.
А сегодня, а сегодня
Покормить ее пора.
Я с утра спросил у мамы,
Чем кормить улитку мне.
Оказалось лист капустный
Ей понравится вполне.

Я нашел кочан приличный
С сочным желтеньким листом.
Оторвал один, снял пробу
И позвал ползунью в дом.
Ела гостья мой подарок
В чайном блюдце на столе.
Кушать чистый лист капустный
Здесь – не то, что на земле!
Все бы было хорошо,
Только дедушка вошел.
Закричал, ногами топал:
Относи, мол, где нашел!
«Выброси и вымой руки...
Чтобы мне не повторять!»
До свидания, улитка!
Завтра встретимся опять!
Черняев С.

Приснился улитке чудеснейший сон:
Как будто бежала она марафон,
И сердце взволнованно билось,
Не веря, что это случилось.
Но утром проснулась, очнулась от сна -
И видит улитка: все та же она,
Все та же, как прежде, улитка -
Мала и не очень-то прытка.
Вздохнула улитка:" Что ж, надо ползти,
Детьми заниматься и домик везти -
Вот в чем мое счастье простое,
А бег - это дело пустое!" Зайцева Р.

Улитка

Дождик лил как из ведра.
Я открыл калитку
И увидел средь двора
Глупую Улитку.
Говорю ей: - Посмотри
Ты ведь мокнешь в луже...
А она мне изнутри:
- Это ведь снаружи!
А внутри меня весна,
День стоит чудесный! -
Отвечала мне она
Из скорлупки тесной.
Говорю: - Повсюду мрак
Не спастись от стужи! -
А она в ответ: - Пустяк.
Это ведь снаружи!
А внутри меня уют:
Расцветают розы,
Птицы дивные поют
И блестят стрекозы!
- Что ж, сиди сама с собой
Я сказал с улыбкой
И простился со смешной
Глупенькой Улиткой...
Дождь закончился давно.
Солнце - на полмира...
А внутри меня темно,
Холодно и сыро.
Андрей Усачев

Загадки об улитке

    Это кто, раздвинув рожки
    Проползает по дорожке?
    Две антенны на макушке,
    А сама сидит в избушке,
    На себе ее везет,
    Очень медленно ползет. (Улитка)

    Длинные усики,
    Скользкое брюшко,
    Ползет по листочку
    Живая ракушка. (Улитка)

    По дорожке лезут рожки -
    Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко -
    Рожки спрятались опять. (Улитка)


Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

Называется … (Улитка)

    В домике всегда своем,

Даже в гости ходит в нем...

Рожки есть, а не бодает,

Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

    Медленно ползёт в траве,

Тащит ношу на спине:

Дом тащить такая пытка,

И зовут её (улитка)

    Тащит еле-еле

На скользком теле

Домик из ракушки

В виде завитушки. (Улитка)

    Без трубы, дверей и окон

Дом таскает всюду кто-то… (Улитка)

    А это кто, рогатая,

Приползла в наш дворик?

Испугалась воробья

И спряталась в свой домик. (Улитка)

Сказки про улитку

Сказка про улитку и кузнечика Мария Шкурина

На лесной полянке возле озера жила-была Улитка. У Улитки был уютный домик-раковина, который она всегда носила на себе, куда бы ни отправлялась. Может потому что домик был слишком тяжелый, а может, улитка просто не любила спешить, но она всегда двигалась очень очень медленно. На этой же полянке жил шустрый зеленый кузнечик. Целый день он без устали прыгал и скакал, торопился везде и всюду успеть. Кузнечик часто смеялся над улиткой: «Какая ты медленная, еле тащишься, - говорил он, - так ты никогда ничего не успеешь!». Улитка лишь качала головой и отвечала: «Кузнечик, кузнечик, разве ты не знаешь, что говорят, тише едешь – дальше будешь. Я никогда не тороплюсь, но всегда вовремя успеваю, так как выхожу заранее». Но кузнечик ее не слушал.

Одним теплым весенним деньком улитка медленно ползла по тропинке по своим улиточным делам, мимо нее быстро проскакал кузнечик, он торопился в гости с своему другу. Вдруг он остановился, повернулся к улитке и сказал: «Опять ты еле-еле ползешь!». Улитка посмотрела на кузнечика и произнесла: «Осторожно, кузнечик, торопись медленнее. Лучше вспомни, что я тебе говорила». Но кузнечик лишь рассмеялся в ответ и поскакал дальше. Он подумал, что ему надо очень спешить, он и так уже почти опоздал. Кузнечик скакал так быстро, что у него не было времени смотреть под ноги. Вот поэтому он и не заметил веточку, которая лежала перед ним на тропинке. Он споткнулся об нее и упал на землю. У него сильно болела ножка, и он даже не смог встать. Кузнечик очень расстроился, даже заплакал. В это время и приползла наша Улитка. Она сразу все поняла и предположила, что он, видимо, сломал ножку. «Надо отнести тебя к лесному доктору, господину Богомолу», - сказала она. Улитка сорвала листочек подорожника, помогла кузнечику на него взобраться, а потом прицепила листочек к своему дома и медленно потащила кузнечика по дорожке. Теперь Кузнечик больше не смеялся над Улиткой. Господин Богомол осмотрел Кузнечика и сказал, что сможет вылечить его ножку, но для этого Кузнечику нужно будет несколько дней провести у него в Лесной Больнице.

Как-то утром Улитка услышала, что кто-то стучит по ее домику-раковине. Улитка открыла дверь и увидела на Пороге Кузнечика, который держал огромную ягоду земляники. «Я пришел поблагодарить тебя, Улитка, - сказал Кузнечик, - и еще, попросить прощение за то, что смеялся над тобой. Ты была права. Я же тебя и слушать не хотел. А это тебе». С этими словами Кузнечик протянул землянику Улитке. Улитка улыбнулась и ответила: «Я совсем на тебя не обижаюсь. Главное, что твоя ножка в порядке, а ты все понял».

Вот такая сказка про Улитку и Кузнечика, который теперь торопится очень осторожно.

Сказка про улитку (с фотографиями Вячеслава Мищенко)

Давным-давно под старым грибом жила улитка.

Ей так нравились её маленькие рожки и большой круглый домик на спине, что она не уставала ими любоваться.

Каждое утро, едва проснувшись и выпив росы, она пробиралась к огромной луже, что была неподалёку, и любовалась своим отражением до самого заката.

Неподалёку от улитки жил маленький муравей вместе со своими братьями-муравьями. Он был очень трудолюбивы и целый день носил соломинки и листочки в свой муравейник.

Но однажды подполз муравей к большой луже, чтобы напиться, день выдался жарким, и увидел улитку. Она нежилась на зелёном листочке под ажурным зонтиком из тончайшей паутины.

Как она ему понравилась!

И он понравился ей!

Решили они пожениться.

Узнали об этом другие муравьи и стали говорить:

Это ужасно! Она такая медлительная у неё нет даже рук, чтобы готовить тебе еду и стирать одежду. Тебе придётся купить ей дом больше прежнего, чтобы жить вдвоём, а потом по дому каждому вашему ребёнку.

А подруги улитки тоже были недовольны:

Что ей понравилось в этом муравье? Маленький, целый день бегает, суетится, вроде работает, а на собственный дом не заработал. Тебе придётся жить с его братьями в тёмном муравейнике.

Когда улитка услышала эти разговоры, она и сама расстроилась: она представила себе, как целый день будет сидеть в тесном муравейнике и ждать муравья с работы, и никогда больше она не сможет посмотреть на своё прекрасное отражение. И, расстроившись, решила улитка не выходить за муравья замуж.

А муравей, услышав, что говорят другие муравьи, стал подсчитывать, сколько же денег ему надо будет заплатить за огромный дом для улитки и домики для их детей, а подсчитав, так расстроился, что тоже решил не жениться.

Свадьба их не состоялась, и улитка до самой смерти жила в одиночестве под старым грибом, а муравей навсегда остался жить с братьями в муравейнике.

Лишь иногда приходил он к большой луже, чтобы издали полюбоваться прекрасной улиткой.

А улитка иногда вздыхала, глядя издали на муравейник.

Источник фотографий:

Пословицы со всего мира, упоминающие улиток

    Улита едет, когда-то будет.

    На улитке все пожитки.

    Червяк советует улитке.

    Когда советуешься, будь улиткой, в деле будь птицей.

    Улитка не всплывает одна, тащит за собой пук водорослей.

Школьная научно –практическая конференция школьников

«Мы дети ХХ I века».

Гигантская сухопутная улитка Ахатина

Исследовательская работа

Сержанова Валерия

Обучающаяся 2 «Б» класса

МБОУ «Ягуновская СОШ»

Руководитель:

Шевцова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ «Ягуновская СОШ»

С. Ягуново

2016

Содержание

Введение…………………………………………………….. …………..……3

1.Теоретическая часть………………………………………........................5

    1. История африканской улитки Ахатины ……………..……….….5

      Внутреннее строение и жизненный цикл улитки Ахатин ……6

      Условия проживания жизни Ахатины. Размножение . ………...8

      Видовое разнообразие………………………………………..…10

2.Анкетирование учащихся………………………….…………………… .14

3. Практическая часть………………………………………………16

3.1. Эксперимент. Проведение опытов в домашних условия 16

3.2. Общий выводы по опытам………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………..21

Библиография………………………………………………………………..23

Введение

Домашние животные – животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Человек может контролировать их размножения и признаки, которые они передают своему потомству.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т.п.)

У меня есть улитка «Ахатина». Меня заинтересовало поведение улиток, как они размножаются, как и чем они питаются и смогут ли они выжить без помощи человека в окружающей среде?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы стали изучать литературу об улитках и их жизни.

Цель исследования: Изучить особенности содержания африканских улиток в домашних условиях. Выяснить, может ли улитка «Ахитина», являться современным домашним животным?

Задачи исследования:

    Проанализировать информацию о местах природного обитания и историю разведения африканских улиток в домашних условиях;

    Изучить образ жизни и биологические особенности «Ахатины» гигантской;

    Описать особенности содержания улиток в домашних условиях;

    Провести необходимые опыты и наблюдения;

    Сделать выводы.

Объект исследования: Сухопутная улитка, ее особенности, строения и физиологии, а также значение и приручение.

Предмет исследования: Жизнедеятельность улиток рода «Ахатин».

Гипотеза: существует мнение, что если знать особенности содержания улиток, состав их пищи, то можно регулировать рост улиток и их окраску и численность.

Методы исследования:

    Проведение опытов;

    Наблюдение за улиткой, фиксирование результатов;

    Анкетирование.

Актуальность темы:

Я заинтересовалась этим видом улиток и решила организовать наблюдение за «Ахатиной» гигантской.

Теоретическая часть

1.1 История африканской улитки «Ахатины»

«Ахатина» гигантская (от латинского Achatina fulica ) – сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочной улиток.

За пределами своей родины «Ахатина» была в первые замечена в 1803 году на острове Маврикии. В 1938 году японцы привезли «Ахатину» на Марианские острова с намерением изготовить из неё блюда. Так как мясо обладает уникальными свойствами. В мясе улиток содержится биологические активные вещества, такие как кальция, жирные кислоты, минеральные соли и железа.

А в других регионах численность улитки постоянно растет. Например, в США «Ахатина» является настоящим национальным бедствием. Во Флориду как-то завезли несколько улиток, и всего за год они так размножились, что уничтожили в штате все - и посевы, и кору на деревьях, и даже штукатурку на домах. Для построения раковины улиткам нужен кальций, и они его добывали, облизывая фасады домов. С тех пор все «Ахатины», которые попадают в США, удостаиваются смертной казни, а за разведение этих улиток в неволе полагается 5 лет тюрьмы.

Первыми удивительное свойства улиток открыли разведчики этих моллюсков. Они обратили внимание на то, что любые царапины и ссадины у них на руках очень быстро заживают. Оказалось, что в слизи улиток содержится натуральные компоненты, регенерирующие клетки. В Калифорнии «Ахатина» появилась в 1947 году, но калифорнийский климат оказался неподходящим для этого моллюска, привыкши к влажным местообитаниям тропиков.

Самое последние открытие произошло в области медицины. Улитку назвали донором мозгов, основываясь на положительных результатах тщательных исследований нейронов этих улиток, и в частности на том, что нейроны человека и нейроны улитки требуют одинаковый ионный состав среды.

1.2. Внутреннее строение и жизненный цикл улитки Ахатина

Улитки семейства «Ахатин» - это наземные легочные улитки. Они относятся к отряду «стебельчатоглазых». Это наиболее высокоорганизованные моллюски среди брюхоногих.

У них имеется пара втягивающихся щупалец, на концах которых находятся глаза. Имеется еще пара коротких щупалец.

Раковина, покрывающая тело улитки, выполняет три основные функции:

1. Защита мягкого тела от механических повреждений во время передвижения.

2. Защита от внешних врагов.

3. Предохранение тела от высыхания.

Раковины «Ахатин» очень массивные и прочные. Такие прочные, что их употребляли на табачных плантациях в качестве утюгов для разглаживания табачных листьев.

Если «Ахатины» живут во влажной среде, то раковина у них более тонкая и прозрачная. В сухом и жарком климате раковина имеет толстые стенки и белый цвет, чтобы отражать солнечные лучи.

В связи с наземным существованием у этих улиток хорошо развита подошва, по которым проходят волны сокращений. На подошве имеются две ножные железы, выделяющие слизь, что способствует передвижению улиток по сухой поверхности.

Кожа тела улитки морщинистая, складчатая. Это играет большую роль в процессе кожного дыхания, которое дополняет дыхание через легкие.

«Ахатины» также способны видеть предметы на расстоянии примерно 1 см. Освещение они чувствуют не только глазами, но и телом, поскольку в теле имеются светочувствительные клетки. И очень яркий свет эти животные не любят.

Концевые вздутия щупалец отвечают за обоняние, или "химическое чувство". Кроме того, вся кожа передней поверхности тела, головы и переднего края ноги, вход в дыхательную полость обладают "химическим чувством". Реакция на химические запахи, такие как бензин, спирт, ацетон, происходит на расстоянии примерно 4 см. Гораздо тоньше обоняние на запах пищи. Дыню «Ахатины» "унюхают" за 0,5 метра, капусту - примерно на таком же расстоянии, а разлагающиеся остатки деревьев и листьев - на расстоянии до 2 метров.

Подошва и щупальца являются органами осязания.

Слух у «Ахатин» отсутствует совершенно. Даже если громко крикнуть или свиснуть в свисток, приоткрыв крышку террариума, улитки не пугаются и не меняют своего поведения. Они очень спокойны и не очень пугливы.

При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и тогда можно услышать шипение.

    1. Условия проживания жизни «Ахатины». Размножение.

Нам подарили улитку – гигантскую сухопутную «Ахатину». Сперва мы относились к этому «подарку» с подозрением, однако, когда увидели это чудо природы – то полностью в неё влюбились, но может ли улитка стать домашним животным?

Данное исследование проводилось в течении 4 месяцев (Октября-февраль).

«Ахатин» можно держать в террариуме. Закрывать нужно так, чтобы он не только хорошо проветривался, но и влажность в нем сохранялась постоянно.

На дне террариума должен быть грунт, в котором улитки смогли бы не только закапываться сами, но и откладывать яйца. Хватит слоя 5-7 см. этот грунт должен состоять из торфа, песка. Идеально подходит грунт «»Бегония».

Чистить террариум необходимо раз в 2 недели. Стенки протереть жесткой губкой без химических средств.

Если соблюдать не настолько трудные правила то «Ахитины», в таких условия вырастают очень быстро.

Её раковина может достигать 25 см, а тело – 30 см. Кожа «Ахатин» пупырчатая, в морщинках. Раковина массивная. Дыхание кожное, жабры отсутствуют. Рожки маленькие (две пары), служат как органы осязания. На концах первой пары расположены глаза. Живут «Ахатины» до 5-6 и даже 10 лет. «Ахатины» – всеядные, непривередливые и при обилии корма и кальция могут достигать огромных размеров. Поедают гниющую растительность, падаль, грибы, водоросли, кору цитрусовых. В её рационе более 500 различных видов растений, включая овощи, бобы, тыквы, дыни, картофель, лук и т.д.

«Ахатина» активна как днём, так и ночью. При отсутствии корма и снижении влажности, закапывается в землю и впадает в спячку. Устье закупоривается плёнкой из слизи. Во время спячки «Ахатина» теряет до 60% собственного веса.

«Ахатина» – гермафродиты. При размножении каждая особь может играть роль и самца и самки. Две улитки сначала тщательно ощупывают друг друга, что является любовной игрой, а за тем плотно прижимаются подошвами. Происходит обмен половыми клетками. Яйца имеют запах питательных веществ и покрыты питательной оболочкой. Яйца белые или желтые, по форме напоминают куриные. «Ахатины» откладывают яйца кучками по 50-150 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь. Новорожденные «Ахатины» достигают в длину до 3-5 мм. Раковины прозрачные. Растут быстро: в месяц они вырастают до 10мм. А через 1,5 месяца они становится взрослыми особями.

У Ахитин также есть враги: ежи, мыши, насекомые (красотел, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Ахатины в природе играют полезную роль. Они поедают разлагающиеся остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками. Они даже могут «убрать» гниющие деревья.

    1. Видовое разнообразие

К Ахатинам относят такие виды:

· Ахатина фулика (Achatina fulica)

· Обыкновенная ахатина (Achatina achatina)

· Сетчатая ахатина (Achatina reticulata)

· Ахатина альбопикта (Achatina albopicta)

Африканская тропическая улитка
гигантская африканская улитка
(Achatina fulica )

Ахатина фулика - самый популярный вид, распространен по всей Африке к югу от Сахары. Первоначальное распространение - Восточная Африка (Кения, Танзания). В дальнейшем завезены и осели на юге Эфиопии, в южной части Сомали, на севере Мозамбика, на Мадагаскаре, в Маврикии, на Сейшельских островах, в Марокко, в Гане.

Окраска ноги и раковины разнообразная, так же как и размер. Существуют фулики у которых раковина во взрослом состоянии достигает 10 - 14 см и даже были случаи до 20 см в неволе. Размер раковины зависит от происхождения (источника природного обитания) и от содержания. Если улиток после полового созревания содержать отдельно или с другими видами исключая размножение, то раковина может продолжать расти больше, чем у размножающейся улитки, т.к. кальций пойдет в рост, а не на формирование яиц.

Быстроразмножающийся вид. Размер кладки до 300 яиц размером 3 - 6 мм белого или желтоватого цвета. В неволе живут 4 - 6 лет.

Неприхотливы, всеядны. Оптимальная температура содержания 24 - 26С, не любят переувлажнение.

Обыкновенная ахатина
(ахатина ахатина)
(Achatina achatina )

Ахатина ахатина - самый большой и интересный вид наземной улитки. Этому виду характерен необычный хвост, не присущий не одному виду ахатин.

Температура содержания - 27 - 30С.

Растут медленнее, чем ахатины фулика и половозрелыми становятся после двух лет, а иногда и трех лет. Кладка может содержать от 30 до 300 яиц длиной 8,0 - 8,7 и шириной 6,5 - 7,0 мм. Самый крупный экземпляр был обнаружен в Сьерра - Леоне в 1976 году. Длина раковины составляла 275 мм, а ноги - 375 мм.

Окраска раковины разнообразна, в зависимости от подвида и места излова. Фон может быть от светло-желтого до оранжевого, полосы могут быть ровными или ломаными, толстыми или тонкими, размытыми, черными или коричневыми. Существует подвид тигра с желтой раковиной вообще без полос. Цвет ноги у пойманных особей из дикой природы насыщенно угольно-черный, но в домашних условиях нога светлеет.

Распространение: Сьерра-Леоне, Либерия, Кот - д" Ивуар, Того, Дагомея, Гана, Нигерия.

В неволе размножаются неохотно, а в тропиках из-за вырубки лесов и сбора улиток для пищи за 10-15 лет их количество значительно сократилось. В Гане и в других местах Западной Африки обыкновенная ахатина до сих пор считается ценным мясом и употребляется в пищу,

Продолжительность жизни - до 10 лет.

Сетчатая ахатина
(Achatina reticulata )

Ахатина ретикулята - одна из крупных быстрорастущих улиток. Уже к 4 - 5 месяцам её раковина достигает 14 - 15 см длиной, а во взрослом состоянии длина раковины в среднем составляет 18 - 20 см. .

Раковина мраморная, с возрастом становиться ребристой. Фон – от светло-бежевого, почти серого, до коричневого. Рисунок - полосы или точки. Оригинально окрашена нога. Чаще всего голова и шея темного - коричневого или почти черного цвета, а "крылья" ноги светлые. Это делает сетчатую ахатину очень эффектной.

Половозрелой становится около 1 года. Количество яиц в кладке - до 300 шт. Родина - Восточная Африка (Занзибар). Неприхотлива, всеядна. Оптимальная температура содержания 25 - 27С.

Ахатина альбопикта
(Achatina albopicta)

Ахатина альбопикта внешне похожа на Ахатину ретикуляту. Такая же мраморная, но менее ребристая раковина. С возрастом самый большой виток темнеет и становится почти однотонным, апекс (кончик) становится розовым. Ножка толстая, мягкая, не очень темная, больше похожа на ножку ахатины глутинозы. Цвет колумелы – белый или светло-желтый.

Ахатины альбопикты неприхотливы, хорошо растут и размножаются в неволе. Кладка до 300 яиц.

Родина: Юго - Восток Африки: Кения, Танзания.

Размеры взрослой особи: 15-16 см. Температура содержания: 26-29С

Влажность: 80-90%. Оптимальная температура для нормального роста и размножения -28С.

2. Анкетирование учащихся.

Изучив информационные источники об улитке, мы провели анкетирование среди учащихся и прохожих, чтобы узнать у многих ли людей экзотических животных.

В исследовании было опрошено около 30 человек. Мы задавали им следующие вопросы:

    Слышали вы о такой улитке «Ахатина?»

    Имеются ли у вас дома экзотические животные?

    Хотелось бы иметь таковых?

    Знакомы ли вы с правилами содержания экзотических животных?

    Как вы считаете почему возникла мода на содержание экзотических животных?

    Если бы вам предложили завести улитку «Ахатину», вы бы согласились?

    Знаете ли вы, чем питаются улитки «Ахатины»?

    Знакомы ли вы с условием жизни и содержания экзотических животных?

    Считает ли вы что улитку «Ахатина» можно назвать домашним экзотическим животных?

Результаты анкетирования представлены в диаграмме.

Можно сделать вывод, что об улитке «Ахатине» знают очень мало людей и очень мало у кого есть экзотических животных (черепахи, ёжики, рыбки). Но все таки улитка «Ахатина» может быть домашним животным, но ни кто не решается приобрести такое экзотическое животное.

3. Практическая часть.

3.1. Эксперимент. Проведение опытов в домашних условия.

Мы провели несколько опытов с экзотическим животным:

    Размер улиток за определенное время;

    Размножение улиток;

    Чем питаются улитки;

    Как питание реагирует на цвет раковины улитки;

    Какую воду предпочитают улитки.

Опыт №1

Цель : Измерить улитку и доказать, что она достигает гигантских размеров.

Из энциклопедий о животных мы узнали, что родина улитки – восточная Африка, это – самый крупный представитель сухопутных моллюсков.

Наша улитка Жужжа ещё «маленькая», она длинной всего 16 см, а высота раковины почти 8 см, ведь ей только 1 год

Вывод : наша улитка за 1 год выросла на 16см

Опыт №2

Цель : Доказать что улитка очень плодовиты

Улитки появляются из яиц. При разведении Ахатин, судя по всему, нет вообще ни каких проблем, только зависит от температуры и влажности в террариуме. Одна Ахатина может отложить до 200 икринок-яиц, из которых могут выжить все или только примерно половина. Зависит от условий. Жужжа отложила приблизительно 250 яиц, она хорошая мама и навещала своих детей, периодически перемешивала их. И вот однажды из яиц появились все 250 ребёнка.

Вывод : из кладки яиц выводятся все или половина улиток в зависимости от условий. А через 1,5 месяца молодь становится взрослой. Наши дети тоже быстро подросли. Но мы не в силах их всех содержать поэтому подарили в зоомагазин.


Опыт №3

Цель : Узнать чем питаются улитки.

Кушают Аатины практически всё, что дают. Мы давали овощи, фрукты, кашу, грибы, мясо, рыбу. Не брезгуют различными огрызками объедками. Ахатину практически не возможно перекормить – улитка сама перестаёт есть, когда насытится. Кормить Ахатину достаточно один раз в день, а взрослую – и того реже: пару раз в неделю.

Вывод : Наша Жужжа предпочитает овощи (особенно огурцы) и бумагу.


Опыт № 4

Цель : Доказать, что улитки реагируют на красители.

Интересно, что наша улитка очень любит бумагу, причём только белую, мы давали бумагу других цветов, но попробовав её, улитки прятались в раковину и мы поняли, что она «невкусная» для нашей Жужжи.

Вывод : Улитки реагируют на красители.

Опыт № 5

Цель : Доказать какую воду любят наши улитки

Наши улитки очень любят купаться под краном. Особенно наша жужжа, когда мы включали холодную воду то они прятались в раковину, а когда включили тепленькую воду то они все вылезли из раковин. А Жужжа очень сильно любит купаться она даже тянется к струе воды.

Вывод : улитки любят теплую воду.

3.2. Общий выводы по опытам

Ахатина – идеальный объект для биологических исследований. Они узнают своего хозяина, крайне неприхотливы, не имеют запаха и не вызывают аллергии.

Данная работа имеет практическую значимость т.к. проведенные исследования показали:

1. Подобранные мной условия содержания стимулировали очень высокую скорость роста для представителей данного рода улиток в нашем климате. Материалы интернет-сайтов содержат информацию о том, что самая большая улитка в России весит около 230 граммов, ее возраст – 10 лет. Большая из моих исследуемых улиток возрасте 12 месяцев весила уже 180 г, а длина ее раковины 8см.

2. Размножение сильно замедляет скорость роста. Та из двух улиток, которая играла роль самки (Жужжа) и откладывала 2раза яйца приблизительно по 120 – 180 шт., сильно отстала в росте от других улиток. По измерениям, произведенным 20 октября 2015 г. самка весила 95 г, и длина ее раковины составляла всего 35 мм.

3. При исследовании влияния цвета пищи на окраску и фактуру раковины, выяснили, что улитки, питавшиеся только зелеными кормами, достигли меньших размеров, чем те группы, которые поедали только красные корма. Интересно, что улитки, питавшиеся смешанными кормами, имеют в среднем самые большие размеры раковин, однако статистически они не отличаются от группы улиток, питавшихся красными кормами. Масса тела у улиток всех трех групп статистически не различается, хотя тенденция увеличения массы тела от «зеленой» группы к «смешанной» хорошо выражена. У улиток, поедающие «красные» продукты, раковины была гладкой и темно коричневой без полос, а у улиток «смешанного» питания раковина бугристая, с белыми полосками.

4. При выращивании улиток при разной плотности посадки в террариумах было установлено, что при низкой плотности улитки растут значительно лучше и достигают статистически достоверно больших размеров, включая и массу тела. Длина раковины улиток, содержащихся в комфортных условиях составляла от 61 до 69 мм, а вес 30-34 г., длина же улиток «тесных условий проживания» составляла до 60 мм, и вес был намного ниже. Поэтому можно считать, что фактор плотности влияет на рост улиток сильнее, чем тип и разнообразие кормов.

5. Мне удалось установить воздействие температурного и светового факторов на поведение, улиток привлекает желтый цвет. Реакция же на другие цвета была незначительной, но улитки уползали в сторону от синего и фиолетово цвета. Данные факты можно применять при выращивании овощных культур, так как брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству. Можно просто огородить свой участок фиолетовой пленкой по периметру, и улитки не будут заползать, и наносить вред. При действии химическим раздражителем (сок алоэ) улитки стараются избежать влияния вещества и уползают в сторону.

6. Опыт по изучению влияния водной табачной вытяжки разной концентрации показал, что наибольшее количество погибших моллюсков наблюдалось в контейнере после последнего опрыскивания, где концентрация вредного вещества наиболее высокая. Это можно объяснить создавшейся стрессовой ситуацией, вызванной резким прекращением поступления токсинов, к которым возможно уже моллюски адаптировались. Содержание никотина в среде обитания моллюсков значительно снижает продолжительность их жизни. А данный опыт можно использовать для привлечения внимания курящих подростков, доказывая, что никотин приводит к снижению продолжительности жизни. Так как Ахатины - это биоиндикаторы, реагирующие на загрязнение окружающей среды, поэтому их также можно использовать для определения степени загрязненности природы.

7. Все выполненные мною опыты показывают, что содержание и уход за улитками, действие не только химических раздражителей, но и загрязнения влияют на скорость роста, на поведение и изменчивость размеров и окраски африканских тропических улиток Ахатина.

Заключение

В условиях неволи Ахатины живут 9-10 лет - т. е., и в этом плане они не уступают другим домашним животным. Кроме этого, Ахатины не кусаются.

Таким образом, Ахатины - просто прекрасные домашние животные, которые знают своих хозяев, крайне неприхотливы, не гавкают и не мяукают на весь дом, не имеют запаха и не вызывают .

Ахатины - это действительно хорошие домашние животные, привыкают к человеку, различают "своих" и "чужих". Они очень интересны, неприхотливы и не вызывают аллергии.

Кроме всего прочего доказано, что содержание в доме улиток очень благотворно влияет на нервную систему!

Улитки вообще и Ахатины в частности - прекрасный и доступный объект наблюдений за животными в неволе. Они совсем не так примитивны, как это может показаться на первый взгляд. Хотя их нервная система устроена достаточно просто, улитки способны к обучению.

Библиография

1 . Акимушкин И. Беспозвоночные. Ископаемые животные. М.: Мысль, 1992. – С. 100 – 101. – (Мир животных)

2. Ахатина // Большая советская энциклопедия. Т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 458.

3. Краснова И. «Гигантские улитки ахатины» (2006г.)

4. Жизнь животных. Т.2. - М.:Просвещение, 1968 г.

5. Интернет сайты