Любопытство женщины и жажда знаний, согласно библейской легенде, повергла все человечество в пучину греховности и жизни, отличной от той, которой первые люди наслаждались в прохладе райских кущ. Именно благодаря этой истории все потомки Адама и Евы были лишены бессмертия и исказили высокое звание быть подобными Богу.

Библейская легенда

Согласно преданию, как Адам, так и Ева были предварительно предупреждены о возможности употреблять в пищу плоды любых деревьев райского сада, кроме плодов так называемого « и зла». За вкушение плода знания им грозила неминуемая смерть. Однако, змей, который, согласно Библии, был хитрее всех остальных зверей, созданных к тому моменту, пообещал Еве полное отсутствие смертельных последствий, а также прозрение и познание истины бытия после употребления того самого плода Древа.

По словам искусителя, в момент вкушения плода Адам и Ева должны понять добра и зла, то есть уподобиться самому высшему началу. Именно тяга к этому неведомому знанию и подвигла Еву на столь отчаянный поступок, который дал возможность людям в некотором роде прозреть, ощутить первые муки стыда, связанные с наготой.

Согласно преданиям, Ева, боявшаяся за то, что после ее смерти от плода райского дерева Адаму будет дарована другая жена, решилась соблазнить кушаньем и мужа.

Яблоко - искушение и раздор

Райским запретным плодом традиционно считается яблоко, хотя по утверждению исследователей с большей вероятностью это могла быть фига, листьями которой и прикрылись впоследствии первые люди. Любопытно, что яблоко в библейской мифологии появилось случайно. можно сказать по недоразумению. Как минимум в пользу этого утверждения говорит тот факт, что яблони на Ближнем востоке не растут.

В Библии же сказано, что вкусила женщина плод познания, который форму имел округлую. Не более того. Яблоком плод стали называть лишь в Средние века, когда, как известно, Священное писание откровенно переписывали и редактировали в угоду церкви и инквизиции.

Есть мнение, что яблоко появилось в Священном писании и в связи со звуковой и графической схожестью арамейских именований этих плодов, а потому один просто подменил собою другой.

Поступок Евы лишил человека возможности стать бессмертным, сделал его недостойным этого великого дара в глазах Бога, однако, он же даровал ему право выбора и власти над собственной судьбой.

Иудеи считают, что в небезызвестного змея Еве явился никто иной, как падший Самаэль, зависть которого в отношении людей, столь приближенных к Богу, и толкнула его на подлый шаг. За этот поступок Бог обрек людей на тяжелый труд, связанный с добыванием пропитания и муки беременности и родов, связанные с дальнейшим размножением. Именно грех поедания плода искушения и считается первородным, искупить его можно посредством принятия таинства крещения, то есть посвящения Богу, способному спасти род человеческий от греховного начала. Интересно, что по легенде в момент совершения Адамом и Евой тяжкого преступления Бог наказывает и змея, за его деяние он лишает его ног и предрекает всю жизнь ползти на брюхе и вести ожесточенную войну со всеми людьми.

Неизвестно, откуда появилось стойкое убеждение, что райским плодом искушения было обычное яблоко. Возможно, причина кроется в общем латинском корне «pom», который во многих языках дает основание слову «яблоко», но фактически означает «плод». Неточности перевода первоисточников библейских текстов могли послужить причиной возникших недоразумений. Но это лишь одна из существующих версий.

Французы, у которых яблоко называется именно «lа pomme», тем не менее не считают его библейским яблочком. У них плодом Адама именуется банан (La pomme d`Adam). В этих воззрениях французы не одиноки. Еще в 16 веке английские ботаники называли банан яблоней Адама (Adam`s apple tree). Почитали банан и арабы, считая его райским деревом.

А вот итальянские золотые плоды — pomid`oro — помидоры. И речь здесь идет именно о плоде, а не о яблоке. Зато у поляков jabloko zlote, а у чехов — jablka rajska и будет нашим помидором. Вот такая катавасия с этой латинской «основой».

Адамовым яблоком называют дерево маклюру. Растение это ядовито. Вряд ли змей-искуситель желал физической гибели Адама и Евы. Сегодня в лечебной практике растение имеет большое применение. Его настойки повышают иммунитет, обладают противоопухолевыми свойствами.

А помните легенду о двенадцатом подвиге Геракла, который отправился за золотыми яблоками Гесперид ? Некоторые историки полагают, что золотые яблоки были плодами апельсинового дерева, другие указывают на плоды бергамота. Есть данные, что в саду Гесперид росла айва, в то время еще неведомая миру.

Мидийским яблоком называли древние греки лимон. Возможно ли, чтобы эта «кислятина» прельстила жителей Эдема?

На рубеже 15−16 веков в Португалию попали ранее неизвестные кисловато-сладкие плоды то ли из Индии, то ли из Китая. Назвали их золотистыми яблоками . Сегодня мы зовем их апельсинами.

Древние римляне называли гранат «карфагенским яблоком ». Непосредственное название «гранат» эти плоды получили уже позднее, когда стали распространяться из испанской провинции Гранада по Европе. Английское «pomegranate» — плод из Гранады — косвенное подтверждение этого.

Привезенные с Востока в Рим абрикосы первоначально получили название «армянское яблоко ». В яблоки даже хотели определить картошку. Когда в 18 веке ее пытались привить в России, то из-за массовых отравлений народ прозвал ее «чертовым яблоком ». Почему отравлений? Да просто никто не объяснил, что в пищу употребляют клубни, а не ягоды, образующиеся на ботве после цветения.

Список известных ботаникам «яблок» можно продолжать еще долго. Только одно растение — стополист пальчатый, приносящий ярко-красные крупные плоды, имеет три таких названия: майское яблоко (Мay apple), индейское яблоко (Indian apple) и дьявольское яблоко (Devil`s apple).

Безумными яблоками называли средневековые целители плоды мандрагоры (Malamandrake). Алкалоиды, которыми богато это растение, вызывали приступы безумия, галлюцинаций. Вместе с тем медики использовали его как спазмолитик и болеутоляющее средство. Может, именно это «яблоко» и свело с ума Адама и Еву, коль захотели они вместо райской жизни земных приключений и тягот?

Бешеным яблоком (Mala insane) в 16 веке окрестили баклажан. Его необычайная окраска вызывала опасения, и этот плод долгое время считался несъедобным.

А вот еще одно райское яблоко растет на островах Карибского моря. Плоды с нежнейшей кисло-сладкой мякотью, напоминающей взбитые с сахаром сливки, назвали кремовыми яблоками . Растут они на дереве под названием аннона колючая (Annona muricata). Правда, весит такое яблочко до четырех килограммов, да и видом напоминает больше яйцо. А у «сестрички» анноны колючей — анноны чешуйчатой (Annona squamosa), плоды, носящие имя «коричные, сахарные яблоки », действительно имеют вкус корицы.

Так чем же все-таки Ева совратила Адама? Какой запретный плод преподнес ей искуситель-змей, жаждущий грехопадения людей? Вряд ли когда-нибудь богословы, историки и ботаники сойдутся в едином мнении по этому вопросу. Нет в Библии названия запретного плода. Известно лишь, что это плод древа познания.

Как и многое в Библии — это скорее символично. И, возможно, плодом древа познания является сама любовь во всех ее проявлениях. Любовь, которая имеет высочайшую духовную сущность и доступность, известную практически каждому потомку Адама и Евы.


1. Что же съела библейская Ева?

Гуляя по интернету я неоднократно сталкивался со спорами что именно съела библейская Ева?
Например, в более древнем варианте Библии (армянская «Араратская мифология») утверждается, что первая женщина съела не яблоко, а персик! По мнению же иудеев, она сорвала инжир, орех или плод рожкового дерева...» Мусульмане же «считают, что Ева предложила Адаму выпить стакан вина. (http://absentis.org/st/bible/eva11.htm) ; «Протестанты во всем винят мед»..., а особо грамотные считают, что «Подобное недоразумение произошло из-за ошибки оставшегося неизвестным издателя Библии, который перевел "malus-malum" ("зло" или "фрукт") как яблоко.»
И все вместе они ссылаются на то, что в тех местах яблоки вообще не росли.
Я полностью с ними согласен! Там яблоки действительно не росли!

Однако славянская Библия до сих пор стоит на том, что Ева ела именно я б л о к о!
И я тут тоже двумя руками ЗА!

Дело в том, что яблоки в Палестине действительно не росли, но они прекрасно росли и растут в районе Семиречья! (Где, кстати, ныне находится и город Алма-Ата, за это и названный Отец Яблоко.
А как известно район Семиречья является прародиной Ариев-русов, авторов р у н и ч е с к о г о текста Библии.
Отсюда логически вытекает, что Ева, в руническом тексте Библии, ела именно яблоко, но в р у н и ч е с к о м смысле! А потом, каждый народ, переписывая Библию, но не понимая (рунического) смысла текста, подставлял вместо яблока, кому что «ближе к сердцу», кто персик, кто инжир, кто орех, кто фигу...
Обратившись к рунам можно легко и просто восстановить изначальный смысл Библии, заложенный в неё нашими древними предками.
А яблоко может стать дополнительным косвенным подтверждением того, что первоначальный текст Библии был именно рунческим.

2. Е л а ли вообще Ева (яблоко)?

То что Ева яблоко ЕЛА, совсем не означает, что она кусала его и жевала, как например, как Михаил Саакашвили свой галстук. Совсем нет!
В библейских текстах довольно часто можно встретить выражение, что пророк (в видении) видел некий свиток (рукопись) и «съел её», и затем у него появились особые способности и он стал изрекать...
В руническом слове «СЪЕЛ» основной буквой является сложная руна «Ъ». Она представляет собой слитное написание «Г- оборотное» и «Ь». (рис.1) .
Как известно из ранее написанного, «Ь» - это «зеркальное «Р»(Рцы), знак рождения нижнего мира (и женского рождающего начала). А смысл «Г-оборотного» можно извлечь из другой сложной руны «Т»(Твёрдо) (рис.2)
Руна «Т» является «суммой» «Г»(Глаголи) и «Г-оборотное». «Г» связано с глаголом (действием) направленным в будущее, а «Г-оборотное» - связано с глаголами-действиями из прошлого, с опытом прошлого.
Таким образом слово «СЪЕЛ», или Слово-Ъ-Есть Людие, буквально означает процесс, вследствие чего Слово (информация) Пришедшая из прошлого, как некий опыт прошлого, Есть(Бысть) Людие, т.е стало быть достоянием человека!
СЪЕЛ означает - человек усвоил опыт (прошлого), вобрал в себя какие-то знания, вписали их в своё сознание, и теперь руководствуется ими! (Или как пророки изрекает её людям, делает её достоянием всех людей).
Ева н е е л а запретный плод, а п о з н а л а что-то запретное, и стала практиковать это запретное, или стала руководствоваться чем-то запретным!

3. И при чём тут яблоко?

А это вообще легкотня! Яблоко означает - «Я» Блок «О». Это ситуация, когда внутреннее «Я» человека (Эго) б л о к и р у е т «О», на первое место выдвигается своё личное Эго!
В нашей повседневной жизни это называется Эгоизмом, и от него эгоисты даже бывает имеют некий положительный выигрыш.
А вот с Эгоизмом в отношении «О» (коло О) получается всегда только проигрыш.

Буква-руна «О» означает гармонический цикл, является символом Божественной Гармонии. А любое нарушение Гармонии, понятно даже ёжику, бесследно не проходит! Оно всегда заканчивается либо болезнью, либо несчастным случаем!

В Религии нарушения Божественной Гармонии (Слова Господня) называется грехом, поэтому «съесть яблоко» символизирует п е р в о р о д н ы й грех, или непременное условие возникновения любого греха.
Все грехи вытекают из ситуации, когда человек своё Эго ставит выше Бога и Божественной Гармонии, это «непослушание слова Господня», или – «Гордыня».
Так что Ева не яблоко съела, а познала Гордыню, поставила себя выше Бога, начала нарушать законы Гармонии...

4. И при чём тут Змей ползучий, и откуда он взялся?

Этой темы мы совсем недавно косвенно уже касались, в «Руны Рода. Правда, как морской термин» ()
Основой слова «Змей» служат руны «З» и «М». В зависимости от окружающих их букв и общего смысла эта пара может читаться, как ЗМей, ЗиМа, ЗиМун, ЗеМля и т.д. (рис.8 и 9).
Так что под словом «Змей» здесь имеется ввиду явно не присмыкающееся, а некая духовная сущьность «агитирующая» людей з е м н ы е и телесные ценности ставить выше духовно небесных.
Личность очень сложная, неоднозначная.
Другое его имя – ГАД.
С одной стороны ГАД означает – Глаголет Аз Добро, а с другой получается, что он Глаголет АД, проповедует – з е м н о е!
Западные христиане (англичане), приравнивают его в Богу, на английском «Гад» означает Господь, а восточные (православные) Гада так гадом и обзывают...
По некоторым сведениям это тот самый широко известный Архангел, который возомнил себя выше Бога, за что был свергнут Богом на Землю, куда летел он три дня и три ночи…
Но следствие продолжается…

Кому сегодня неизвестен знаменитый библейский сюжет: Адам и Ева в раю съедают яблоко с дерева познания добра и зла, нарушая тем самым заключенный с Богом Завет – вкушать со всех деревьев в Эдемском саду, кроме этого? За подобный проступок прародители жестоко расплачиваются: Бог изгоняет их из Рая. И хотя в таком описании все кажется вполне соответствующим библейскому изложению, на самом деле оно довольно далеко от истины: нет там ни Евы, ни яблока. Но начнем по порядку.

Во-первых, не Адам и Ева, а Адам и жена. Имя Ева (Хавва – «жизнь» – древнеевр.) жена первого человека получает уже после изгнания из Эдема. «Буквоедство!» – может возмутиться современный образованный либеральный читатель. Но скорее всего будет неправ. Дело в том, что в традиционных культурах наречение имени предполагало, что дающий имя обладает соответствующей властью. Поэтому не исключено, что до грехопадения Адам такого права не имел, раз он не дает имя жене сразу после ее сотворения. И только тот факт, что Ева первой попалась на провокацию змея, нарушил определенное равенство мужчины и женщины: «И К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою,» – говорится жене при изгнании, а не после творения.

Во-вторых, конечно, Библия ничего не говорит ни о райских яблоках, ни о райской яблоне. Книга Бытия вообще не уточняет, о каком дереве идет речь: сказано только, что это древо познания добра и зла, растущее посреди рая и сказано, что змей прельстил жену плодами древа. Библия – книга символическая. Символ указывает не на то, что давно прошло и стало «преданьем старины глубокой», а о том, что чрезвычайно актуально и сейчас и будет актуально всегда, так как соотносит нас с вечностью. Рассказ об Адаме и Еве в последнюю очередь следует воспринимать как «историю жизни одного семейства». Символизм данного рассказа призван показать, что человек потерял изначальное, естественное состояние отношений с Богом и с себе подобными.

Но вернемся к яблоку. Откуда же тогда оно появилось, откуда все эти многочисленные ассоциации, картины и проч.? Сейчас сложно, наверное, сказать, каким образом именно яблоко стало ассоциироваться с грехопадением человека. Вообще-то в христианстве символизм яблока двойственен: яблоко является символом грехопадения и изображается в качестве такого страшного символа в пасти змея, обезьяны или руках первых людей. Попытки объяснить выбор яблока тем, что латинское слово malum (яблоко) является однокоренным со словом malus (зло) несостоятельны – корни у этих слов разные.

Традиция же изображать яблоко в качестве символа грехопадения появилась скорее всего в Эпоху Возрождения, когда каждый уважающий себя художник писал библейские сюжеты, а эпизод с грехопадением был одним из самых распространенных. Не исключено, что данный символизм восходит к древнегреческим мифам, в которых именно яблоко часто играло весьма символическую роль: вспомним хотя бы знаменитое яблоко раздора, которое Парис вручил богине Афродите как победительнице первого в человеческой истории «конкурса красоты». Правда, закончился этот «конкурс» весьма печально: в благодарность Афродита наградила Париса любовью Елены Прекрасной, что в конечном итоге привело к Троянской войне. В самой же Библии яблоко встречается в книге Песнь песней. При этом многие специалисты полагают, что и в греческой мифологии, и в Песни песней речь идет не просто о яблоках, а о гранатовых яблоках, попросту – о гранатах, которые испокон веков считались символом любви.

Кроме того, в христианской символике яблоко также является и символом спасения, если оно изображается в руках Младенца Христа или Богородицы. Очевидно, это связано с тем, что Иисус Христос именуется в христианской традиции Новым Адамом, так как через одного человека (Адама) грех и смерть вошли в человеческую при роду, так через одного Богочеловека, Иисуса Христа, природа людская была освобождена от греха и смерти (см.: Рим. 5, 12-21).

Яблоко широко используется в качестве символа и в других культурах: в Китае, например, оно является символом мира, а его цветки – символом красоты.

Желающие более подробно познакомиться с данной темой могут обратиться к книгам:

1. Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. Челябинск, 2000.

2. Кураев Андрей, дьякон. Мужчина и женщина в книге Бытия / / Альфа и Омега. № 2 2/3 (9/10), 1996. С. 268 – 301.

3. Легойда В. Р. Женщина и мужчина: отношения сквозь века / /Фома. №21 (13) 2002. С. 32-42.

4. Похлебкин В. Словарь символов. М., 1999.

5. Тресиддер Д. Словарь символов. М., ФАИР-ПРЕСС. 1999.

Если спросить любого христианина, независимо от конфессии, к которой он принадлежит - какой фрукт вкусила Ева в Раю, то, скорее всего, ответ будет однозначный - яблоко.

Так же думал и автор этой статьи до тех пор, пока не побывал близко от тех мест, где формировались тексты Ветхого Завета. Неоднократно посетив Египет, автор убедился в том, что в районе Восточного Средиземноморья, в Палестине, в Междуречье Тигра и Евфрата, там, где находился библейский рай, яблони не произрастают. Следовательно, плод этого дерева не мог быть прообразом библейского плода от райского дерева добра и зла.

Для тех, кто еще не читал или забыл этот сюжет Ветхого Завета, кратко напомним его содержание.

Блаженству первых людей в Раю позавидовал дьявол и соблазнил их (Еву и Адама - Б.С.) нарушить заповедь Божию. Он вошел

в змея, и когда Ева была подле запрещенного дерева, с хитростью спросил у нее: “Правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в Раю?” “Нет, - ответила Ева, - плоды от всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева познания добра и зла Бог повелел нам не есть их и не прикасаться к ним, чтобы не умереть”. На это дьявол сказал: “Нет, вы не умрете, но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, знающие добро и зло”. Ева поверила словам дьявола. Плоды запрещенного дерева показались ей особенно красивыми и вкусными, больше же всего ей захотелось знать добро и зло. Она сорвала их и ела, а затем дала мужу своему, и он ел.

Сценарий дальнейших событий хорошо известен. Бог определил виновным справедливое наказание и изгнал прародителей из Рая, поставив херувима с пламенным мечом охранять путь к древу жизни (книга Бытия, гл. 3).

В тексте Ветхого Завета точного названия дерева, плод которого вкусила Ева, не приведено. Оно названо описательно - деревом добра и зла, деревом жизни, и отмечено, что росло оно в центре Рая. Но все же, если внимательно вчитываться в текст третьей главы книги Бытия, то можно уловить две характеристики этого загадочного дерева. Во-первых, отмечено, что плоды его “добры в снеди”. То есть, они показались Еве особенно вкусными. И, во-вторых, “очами видете красно ести”.

В древнерусском языке слово “красно” имело два значения. Во-первых, это название цвета. В современном цветовидении этот цвет соответствует ярко-красному пурпуру, цвету спелой вишни. Во- вторых, это слово означало понятие “красиво”. Мы до сих пор говорим - “Красная площадь” в Москве, “красный угол” в доме, “красна (красивая) девушка”, “красный молодец”… По-видимому, не случайно на всех сохранившихся фресках и иконах с изображением искушения Евы, плоды дерева добра и зла ровно выкрашены ярко-красной бордового оттенка краской, не типичной для яблок. Обращает на себя внимание форма плодов, изображенных на райском дереве. Часто они напоминают форму овала, так же не характерную для яблок.

Еще в советские годы мне пришлось посетить Болгарию в качестве гостя министра культуры. Во время той интересной поездки меня завезли в древний Бачковский монастырь, расположенный в горах на юге страны. Показывая монастырский комплекс, экскурсовод остановился возле дерева, растущего в центре монастырского двора. Согласно монастырскому преданию, сказал гид, это дерево, точнее не оно, а его предок был вывезен крестоносцами из Святой Земли, и оно является потомком райского дерева, упомянутого в Библии. Оставим достоверность этой версии на совести экскурсовода. Возможно, она рассчитана на иностранных туристов, посещающих Бачковский монастырь. Я пытался определить породу этого дерева, но из-за отсутствия листов сделать этого не мог. В монастырском киоске с сувенирами мое внимание привлекли замороженные фрукты, напоминающие хурму. Продавец сказал, что они выросли на райском дереве, стоящем в центре монастырского двора.

Это был первый шаг к разгадке тайны райского дерева добра и зла.

Разгадка пришла позже и весьма неожиданно. Во время очередной поездки в Египет (Каир) я пошел посмотреть на экзотику восточного базара. В одном из переулочков огромного шумного рынка я обратил внимание на горку незнакомых мне фруктов, возле которых сидел пожилой египтянин. Я обратился к нему по-немецки, который знают там люди старшего поколения, как называется его товар. Почувствовав мой интерес к его фруктам, с восточным темпераментом и манерой зазывать покупателей, он завел со мной разговор. Он сказал, что его фрукты называют райские яблоки, аналогичные тем, что искусили Еву в Раю. Они были ярко красные, очень красивые, но, конечно, не яблоки. После ряда вопросов с моей стороны (араб плохо знал разговорный немецкий язык), я все же добился от него определенного ответа. Продавец сказал, что он продает редкий сорт хурмы, который произрастает в районе Восточного Средиземноморья. В заключение нашего разговора он подарил мне несколько плодов райского дерева, которые я с большим удовольствием съел в гостинице. Они оказались действительно очень вкусными.

По- видимому, загадка Библии прояснилась. Праобразом райского дерева мог быть один из местных сортов хурмы (латинское название - Diospuros). В настоящее время насчитывается до 200 сортов этого субтропического дерева. Те фрукты, которые я увидал на базаре, вполне соответствовали описанию плодов райского дерева, сохранившемуся в Библии. Они были ровно окрашены темно красным цветом, очень вкусные, по форме напоминали контуры червей на игральных картах. Отличие плодов райского дерева, которые искусили Еву от обычной хурмы, заключалось в том, что, попробовав подаренное мне, я не познал восточный вариант добра и зла. Следует отметить еще один аспект изучения загадки райского дерева. В Ветхом и Новом заветах упоминаются многочисленные названия животных и растений. Но дерево добра и зла не получил ботанического названия, Почему образ райского дерева трансформировался в бытовом сознании в яблоню?

По-видимому, такая идентификация была не случайна.

В период Средневековья европейцы не знали плоды хурмы, так как они не сохраняются при длительной транспортировке. Даже в южных районах континента она не культивировалась. Красивая, красная древесина хурмы в настоящее время применяется в мебельном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Однако известно, что в Европе с красным деревом махагона из Южной Америки мастера познакомились только в конце ХVII в.

Наиболее близким к райскому дереву в представлении средневековых европейцев могло быть только яблочное дерево.

Возможно, была еще одна причина, которая определяет райское дерево как хороший сорт яблони. В Европе был широко распространен греческий сюжет о суде Париса, в котором фигурировало яблоко. И хотя в античном предании яблоко выступало в другой роли - как награда прекраснейшей из трех дам, идея выбора присутствовала в обоих случаях. Отсюда происходило расхожее понятие “яблоко раздора”.

По-видимому, в итогах этих причин произошло смещение понятий, и теперь в массовом сознании возник образ Евы, вкусившей в Раю райские яблоки, которые привели ее к грехопадению. Любимые нами яблоки в этом не повинны.

Главный научный сотрудник ГосЭрмитажа