Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (Лука 18:1)

Христос учил своих учеников, что им “должно всегда молиться и не унывать”. Читая эти стихи в Библии, можно прийти к выводу, что у нас могут быть моменты в жизни, когда мы можем испытывать уныние в душе. Греческое слово ἐκκακέω также переводится как “падать духом”. Почему мы чувствуем уныние в нашей душе? Почему Христос упомянул уныние вместе с молитвой? Может, одна из причин нашего уныния состоит в том, что иногда мы молимся продолжительное время, но не слышим ответа от Бога? Мы можем молиться неделю, месяцы, и годы, и не видеть ответов на наши молитвы. Когда мы не видим ответов долгое время на наши молитвы, то мы начинаем падать духом. И именно об этом состоянии Христос предупреждает нас. Что надо делать, когда ты чувствуешь уныние в своей душе? Молиться дальше и не останавливаться. Христос показывает, что у нас есть два пути - если мы молимся, то мы сможем победить уныние, если мы не молимся, то уныние может одолеть нас.

Чтобы мы лучше поняли, что здесь имеется в виду, Христос приводит нам в пример притчу, которая указывает нам на важность постоянства в молитве. Эта притча о вдове и неправедном суде. Вдова была незащищенной женщиной, которою кто-то тревожил, и, скорее всего, тревожил несправедливо. Она пошла к судье, потому что его работой было защищать тех, с которыми поступают несправедливо. Но, к большому сожалению, этот судья был неправедным. Писание дает две характеристики этого судьи: “хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,” - первое, он не боялся Бога и второе: у него не было заботы о людях, он делал, что хотел и не стыдился этого перед людьми, которых обижал или неправильно судил. Этот судья “долгое время не хотел” вступиться за эту вдову, но эта женщина продолжала приходить к нему и просить о помощи. Своей настойчивостью она добилась того, что он заступился за нее.

Какой урок мы можем взять для себя из этой притчи? Что если мы чего-то хотим, то нам нужно об этом молиться и мы сможем упросить Бога, чтобы Он нам дал то, о чем мы просим? Конечно, нет! Вдова просила судью сделать то, что было правильным и то, что было частью его работы. Наши молитвы должны быть построены на слове Божьем, а не на наших грешных желаниях и амбициях. Например, молитва о покаянии близких является библейской молитвой, но молитвы о лодке для развлечения, которая стоит несколько миллионов долларов, может быть, мотивированы не духовными желаниями, а плотскими.

Иисус говорит: “Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре”. Если судья неправедный, который не боялся Бога и не любил людей мог ответить, благодаря постоянство вдовы, то тем более наш Небесный Отец, который Заботлив и Свят, Который свою любовь к человечеству проявил в том, что отдал своего единственного Сына в жертву за наши грехи, не ответит нам на наши молитвы? Мы часто сталкиваемся с тем, что Бог не сразу отвечает на наши молитвы. В наших глазах Он не отвечает, а в Божьем плане этот так называемое промедление может как раз и быть ответом. Потому что, не получив ответ сразу, наша вера и доверие к Нему может расти и укрепляться. Мы вынуждены использовать наши “духовные мускулы”, чтобы получить ответ, о котором мы молимся.

Прекрасным примером человека, постоянным в своей молитве, является Джордж Мюллер, который был мужем веры и молитвы. Он молился за двух сыновей друга в течение тридцати шести лет каждый день! Какой прекрасный пример постоянства в молитве! Молиться тридцать шесть лет за чужих детей и в конце Mюллер не получил свой ответ при жизни: один покаялся на его похоронах, а другой спустя некоторое время позже. Мюллер также вел дневник, куда он записывал все свои ответы на молитвы. В итоге у него накопилось около 30,000 ответов Богом на его молитвенные нужды! Пусть этот прекрасный пример постоянства в молитве этого человек послужит нам для вдохновения в продолжении молитвенной борьбы, на которою мы не получали долгое время ответа. Вот цитата из дневника Мюллера, где он сам свидетельствует об этом:

Я ничуть не преувеличу, если скажу, что за пятьдесят четыре года и девять месяцев, что я верю в Господа Иисуса Христа, мне довелось видеть тридцать тысяч ответов на молитву, пришедших в тот же самый час или в тот же самый день… Но не думайте, что Бог вот так, немедленно отвечал на все мои молитвы. Нет, далеко не на все. Иногда мне приходилось ждать ответа целые недели, месяцы или годы… В ноябре 1844 года я начал молиться за обращение пяти человек. Я молился каждый день, без единого перерыва, будучи больным или здоровым, на суше и на море, какими бы напряжёнными и занятыми ни были мои дни. Прошло восемнадцать месяцев, прежде чем первый человек из этих пяти обратился к Богу. Я поблагодарил Господа и продолжал молиться за остальных. Через пять лет обратился второй. Я поблагодарил Бога за второго и продолжал молиться за оставшихся троих. Я молился день за днём, и прошло ещё шесть лет, прежде чем покаялся третий. Я поблагодарил Бога за этих троих и продолжал молиться за остальных двоих. Они остаются неверующими и по сей день. Человек, которому Бог, по богатству Своей благодати, десятки тысяч раз отвечал на молитву в тот же час или в тот же день, уже тридцать шесть лет молится о спасении этих двоих, но они так и остаются не спасёнными.

Итак, стоит ли продолжать молиться, если Бог не отвечает? Да, стоит, если мы знаем, что то, о чем мы молимся, основано на Слове Божьем. Даже если мы не видим результатов и ответов, мы должны быть неотступными, как бедная вдова, и постоянны, как Джродж Мюллер. Мы также должны помнить, что не на все наши молитвы Бог ответит сразу, как это было в жизни Джордж Мюллера. Да поможет нам Бог быть постоянными в наших молитвах.

Представляю вашему вниманию статью Сергея Калюжного. Мне она пришлась по душе. Думаю Вам тоже понравится.
Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа.

Недавно я пересматривал свой дневник тихого времени, проведенного наедине с Богом. Начал я его еще в 1996 году. И там был специальный раздел для молитв о друзьях, родственниках, верующих и неверующих и, конечно, за личные нужды.

Я увидел, что молился о восстановлении одного верующего, который тогда отошел от церкви. Но, насколько я знаю, этот человек так и не вернулся ни в церковь, ни к Богу. Я молился о духовном возрастании одной женщины, семью которой посещал, рассказывая им о Христе. Но они так и не захотели полностью доверить свои жизни Богу. Я молился о своих родственниках, но результата так и не увидел. Я молился об определенных обстоятельствах и теперь вижу, что те молитвы остались без ответа. И подумалось, что это лишь те молитвы, которые я записал. А сколько их, незаписанных, так и остались безответными?


Думаю, в вашей жизни тоже есть много молитв, которые остались без ответа. Если вы когда-то вели молитвенные дневники, найдите их, посмотрите и увидите, что это действительно так.

Почему бывает, что Бог молчит? Почему Он не всегда отвечает на молитвы? Именно об этом я и хочу говорить: о причинах молитв без Божьего ответа. Предполагаю, что в своей жизни вы не раз слышали проповеди на эту тему или присутствовали во время ее обсуждения, будь то в формальной или неформальной обстановке. Поэтому надеюсь, что то, о чем пишу, отчасти оживит, отчасти дополнит ту информацию, которая у вас уже есть, и послужит импульсом к дальнейшему размышлению.

Это важная тема, поскольку она касается личных отношений с Богом. И, если мы хотим развивать наши отношения, рано или поздно мы столкнемся с вопросом, почему иногда Бог молчит.

Итак, каковы причины безответных молитв? Я нашел семь объяснений этому.

Грех

Первая причина - грех. Грех - это "универсальный разделитель" человека и Бога. Если внешнее давление, болезни, страх и другие подобные испытания могут отдалить человека от Бога, а могут и приблизить, то грех производит полное разделение и будет преследовать нас в течение всей жизни. Пророк Исаия по этому поводу говорит: "Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать" (Ис.59:1-2).

Здесь речь идет не о каких-то единичных грехах, грехах по неведению, но о грехах, показывающих, что человек любит что-то или кого-то больше, чем Бога. Именно о таких грешниках говорил исцеленный Иисусом слепорожденный: "Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает" (Инн. 9:31).

В нашей жизни может иметь место жестокая борьба с грехом, и это - правда. Но жизнь во грехе несовместима с жизнью в Боге. Поэтому, если мы соглашаемся с присутствием греха в своей жизни, не боремся с ним, Бог, скорее всего, не будет отвечать на наши молитвы, за исключением молитв покаяния. Если же Бог молчит, не отвечает, то вскоре нашему христианству может прийти конец.

Конечно, мы можем стать людьми просто религиозными. Это несложно. Мы можем думать: "Не отвечает Бог? Ну и ладно! Я все равно буду молиться. Так... Для души". Но каждому из нас не надо забывать о том, что, как верно подмечено в одном библейском словаре, "молитва не является чем-то механическим или магическим. Она является обращением к бесконечно мудрому, любящему и могущественному небесному Отцу" (International Standard Bible Encyclopedia, 3:938).

Если христианин не будет искать причин молчания Бога, тем более будет игнорировать этот факт, то он вскоре потеряет живые отношения с Отцом, Его Сыном Иисусом и Святым Духом. Он просто станем религиозным человеком, удовлетворяющим свои религиозные потребности, которые есть у всех людей: будем ходить в церковь, будем вести себя, как христиане, по крайней мере, пока мы в помещении церкви, и даже будем думать о себе, что мы на самом деле христиане. Это несложно. Спросите любого человека, который считает, что Троица - это Иисус, Мария и Николай Угодник, христианин ли он? "Конечно, христианин!" - ответит вам такой человек. Мы можем стать людьми религиозными, но у нас не будет спасительных личных взаимоотношений с Богом. И самое страшное - так можно прожить всю свою жизнь.

А можно уйти в мир и, как говорят, "пуститься во все тяжкие". Ведь между теми, кто не имеет ничего против этого мира, и теми, кто этот мир полностью поддерживает, не такая уж большая разница, если она вообще существует. Ведь и те, и другие являются друзьями миру, а значит врагами Богу. Апостол Иаков по этому вопросу высказался недвусмысленно: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4:4).

Знаете, как Бог ведет Себя со своими врагами? Думаете, Он их преследует и уничтожает? Может, с кем-то Он так и поступает, но чаще Он просто молчит. И это намного страшнее, чем если бы Он обличал и причинял скорбь.

Саул стал врагом Богу. И, когда Бог ему не отвечал, он прибегнул к помощи волшебницы, чтобы та вызвала ему душу Самуила. Когда "Самуил" появился, причем не без помощи магии, между ними состоялся такой разговор: "И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?" (1 Цар. 28:15,16). Затем выяснилось, что Бог и дальше не будет говорить с Саулом, что он обречен. Саул долго шел к тому, чтобы стать врагом Богу, и, наконец, он им стал. Бог же ничего ему не говорил - Он просто молчал.

Неправильный мотив

Вторая причина может заключаться в неправильном мотиве наших молитв. Апостол Иаков выразил это так: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений" (Иак. 4:3).

Действительно, мотив наших прошений может быть связан не с тем, что угодно Богу, не с пользой для ближних, даже не с пользой для нас самих. Он может быть связан с "похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской" (1Инн. 2:16).

Господь может не отвечать на такие молитвы. И это даже лучше, чем если бы Он ответил. Бывают случаи, когда Господь отвечал на настойчивую просьбу, которая противоречила Его воле, но была очень желаема теми, кого Он любил. Так, израильтяне не захотели довольствоваться теократией в своем обществе, то есть Божьим правлением через судей и пророков. Они очень захотели, чтобы у них, как и у других народов, был свой царь. И Бог дал им царя, но сказал при этом, что, когда они поймут, что они себе выпросили, то глубоко пожалеют о своей просьбе. Вот Его слова, сказанные через пророка Самуила: "И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам…" (1 Цар. 8:18).

Итак, если мотивом просьбы является удовлетворение наших амбиций, то Бог, скорее всего, не ответит на эту молитву. Если же Он ответит на настойчивое человеческое хотение, то мы можем пожалеть о том, о чем просили Его.

Молитва без веры

Третьей причиной может быть просьба без веры. Это может быть сомнение в правильности молитвы, либо сомнение в том, как дальше будут использованы ответы. Вот как об этом сказано у апостола Иакова: "Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа" (Иак. 1:5-7).

Апостол говорит о людях, которым не хватает мудрости правильно вести себя во время сложных жизненных ситуаций. Он предлагает им просить мудрости у Господа, но они при этом не должны сомневаться в том, что получат эту мудрость, чтобы затем руководствоваться ею. Если же они начнут колебаться и думать, "а нужно ли мне это?" или "действительно ли я буду действовать так, как мне подскажет Господь?", то они этой мудрости от Господа не получат. Именно таков смысл слов апостола. Иаков говорит, что такой человек вообще не может рассчитывать что-нибудь получить от Бога.

Господь отвечает на наши просьбы, если мы внутренне готовы получить просимое и готовы им правильно распоряжаться. Но если мы сомневаемся в том, что нам действительно нужно то, о чем мы просим, то Бог может нам и не дать. И, скорее всего, Он не даст просимого.

Испытание

Четвертая причина может заключаться в испытании человека для того, чтобы он лучше познал Бога. Первый пример этого я нахожу в книге Иова.

Иов - человек благочестивый и праведный, о чем засвидетельствовал Сам Бог. Он становится объектом дьявольских напастей, в результате которых теряет детей, все свое большое имущество, положение в обществе, уважение и здоровье. И все это с ним происходит с позволения Бога.

Иов считает себя невинной жертвой произошедшего. Единственным его желанием является обращение к Богу, чтобы Он выступил судьей в его деле. Но и здесь Иова постигает неудача, поскольку Бог не отвечает Ему. Иов говорит Богу: "Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда" (Иов 19:7). "Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, - стою, а Ты только смотришь на меня" (Иов 30:20).

Он не получает утешения ни со стороны своей жены, которая желает его скорой смерти, ни со стороны друзей, которые считают его грешником и призывают покаяться.

Когда же в дело вступает Бог, Он объясняет Иову Свое суверенное право действовать на этой земле так, как Он считает нужным. В результате Иов приходит к новому пониманию Бога и говорит: "Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42:3-4, 6). Он не просто сидит у себя дома и философствует об этом, но он понимает это настолько глубоко, что его сердце становится другим. Причина, по которой Иов страдал, заключалась в его испытании, чтобы он лучше познал Бога.

Еще один пример, который я нахожу в Священном Писании, - это история о пророке Иеремии. Этому пророку в личной жизни многим пришлось пожертвовать. Еще в юности он получил призвание стать пророком и говорить людям Слово Божье, причем тем людям, которые будут раздражены сказанным и будут стараться причинить ему зло. Ему было запрещено иметь жену и детей, то есть иметь полноценную семью. Он должен был проповедовать Слово Божье, хотя за сорок лет его проповеднической деятельности так никто и не покаялся.

Либо от себя, либо от лица народа Иеремия говорит о том, что Бог стал его врагом. Среди ужасов, которые, по представлению Иеремии, Бог сделал с ним, он упоминает в своей жалобной песне и такое: "И когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою" (Плач Иер. 3:8). Однако тогда, когда казалось, что надежды больше нет и смерть близка, Иеремия приходит к новому пониманию Бога и Его милости: "Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач Иер. 3:21-23). И дальше пророк говорит, что то, что с ним произошло, было ему во благо.

Я уверен, что, когда мы читаем подобные примеры, мы не хотим оказаться на месте этих людей. Мы боимся того, что произошло с ними, и не желаем, себе этого.

Но, во-первых, Бог не действует по отношению ко всем одинаково, но действует с рассмотрением сердца каждого. Он не дает такое испытание, которое мы не вынесли бы, но дает и облегчение в испытании, чтобы мы могли это испытание перенести.

Во-вторых, Бог не поступает так по отношению ко всем подряд, но только по отношению к избранным. Он может действовать так только по отношению к тем, в чьем сердце есть непреодолимое желание познавать Его больше. Он действует так в жизни тех людей, кто не остановится ни перед чем, чтобы познать Бога лучше. Среди этих людей, например, апостол Павел, который считал все свои страдания и невзгоды сором по сравнению с познанием Иисуса Христа. Он знал, что познание Христа - это то, за что можно заплатить самую большую цену: жизнь.

Не хватает настойчивости

Пятая причина может заключаться в том, что нашей молитве не хватает настойчивости. Евангелист Лука делает в своем Евангелии особое ударение на молитве. Он сохранил для нас два примера того, как Иисус учил в притчах о настойчивости в молитве.

Первая притча повествует о настойчивом человеке, который пришел поздно вечером к своему другу и попросил взаймы хлеба, чтобы накормить пришедшего к нему человека. Но хозяин дома стал отказываться, ссылаясь на то, что уже поздно и что он не хочет будить членов своей семьи. Иисус говорит об этой ситуации так: "Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит" (Лк. 11:8). И при этом добавляет: "И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Лук. 11:9-10).

Вторая притча рассказывает о неправедном судье и настойчивой вдове. У вдовы был соперник. И, поскольку она не могла нанять себе адвоката, то обратилась за помощью к судье. Но судья был взяточником и бесплатно помогать не хотел. Однако у вдовы не было другого выхода. Она стала постоянно приходить и настойчиво просить судью о защите. И тогда судья решил: помогу, лишь бы она отвязалась. Иисус говорит, что если неправедный судья так решил поступить, то Бог тем более готов отозваться на настойчивую молитву своих детей.

Наша настойчивость в молитве показывает, насколько нам действительно важно и необходимо то, о чем мы просим. Однако, как говорится в одном библейском словаре, "даже настойчивая молитва плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его молитва не может произноситься во имя Иисуса" (Библейская Энциклопедия Брокгауза, 596). Мы не должны даже пытаться манипулировать волей Божьей и при этом говорить "во имя Иисуса Христа!" Мы должны думать, согласуется ли наша молитва с волей Отца.

Не входит в планы Бога

Шестая причина может заключаться в том, что в Божьем плане относительно нашей жизни или в планах для этого мира нет места тому, о чем мы просим. Вот два примера из Писания, которые подтверждают это.

Первый из них касается Моисея. Моисей вызвал гнев Божий своим непослушанием, и Господь в наказание сказал Моисею, что он не войдет в Обетованную землю, куда он вел израильский народ. Несмотря на раскаяние Моисея и его просьбу изменить решение, Бог отказал Моисею. Вот как сам Моисей поведал об этом израильтянам у самых границ Ханаана, куда он так и не вошел: "И молился я Господу в то время, говоря... дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан. Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей" (Втор. 3:23, 25-27).

Это очень трагичная ситуация, в которой Моисей вызывает жалость и сочувствие. Но в планах Божьих не было того, чтобы именно Моисей ввел народ в эту землю. Возможно, причиной тому был его преклонный возраст, и на завоевание Ханаана ушло бы много времени. Может быть, Моисей был хорошим лидером в мирное время, но недостаточно хорошим воином, каким Господь видел Иисуса Навина. Поэтому Господь сказал Моисею, чтобы он готовил Иисуса Навина, который и ввел народ в Обетованную землю.

Второй пример об апостоле Павле, который был поражен каким-то недугом, о котором богословы и медики до сих пор спорят. Вот как говорит об этом сам Павел: "И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "… довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2 Кор. 12:7-9).

Мы видим, что болезнь, каковой бы она ни была, дана была Павлу во благо, чтобы сбалансировать его характер и сдерживать от согрешения. Господь не просто послал Своему апостолу болезнь, но и пообещал, что неудобство, причиненное болезнью, Он восполнит Своей благодатью: там, где болезнь Павла была помехой для его служения, в дело вступал Сам Господь. Поэтому Павел, когда сравнивал себя с другими апостолами, говорил так: "Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15:10).

Познав преимущество того, что Господь не ответил на эту его молитву, апостол мог сказать: "Я буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12:9). И не исключено, что это знание побудило его написать хорошо знакомые и любимые нами слова: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8:28).

В этих двух примерах мы видим, что Господь каждый раз давал понять, какова Его воля. Поэтому и мы можем рассчитывать, что если просим что-то не по воле Божьей, то Он даст нам об этом знать, чтобы наши молитвы не превратились в "вечное" прошение.

Если же мы верим в Сына Божьего Иисуса Христа, если наше сердце не осуждает нас, то есть в нашей жизни нет неисповеданных грехов, и если мы просим по воле Божьей, то нет ничего, что помешало бы нам получить просимое. Апостол Иоанн сказал об этом так: "И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него" (1 Инн. 5:14,15).

Не понимая своей зависимости

И, наконец, седьмая причина. Она может заключаться в том, что просящий человек не осознает своей зависимости от Бога. Надо помнить, что молитва - это выражение зависимости от Того, к Кому обращаешься. Ведь когда мы умоляем кого-то сделать что-то, подразумевается, что сами мы этого сделать не можем. Именно поэтому человек умоляет другого человека сделать что-либо. То же самое справедливо и в отношениях с Богом.

Когда мы просим Бога о спасении, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем себя спасти. Когда мы просим Его о прощении наших грехов, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем решить проблемы своей греховности перед Богом. Когда мы просим Его дать нам вечную жизнь, то это значит, что мы понимаем, что сами не можем достичь этой жизни.

Поэтому, если мы считаем себя достаточно независимыми от Бога, способными самостоятельно идти по жизненному пути и при этом угождать Богу, Бог может не отвечать на наши молитвы, чтобы мы раскаялись, осознали свою полную зависимость от Него и научились полагаться на Него во всем. "Без Меня не можете делать ничего", - сказал Иисус (Ин. 15:5).

Покаяние побуждает Бога изменить решение

Итак, причины безответных молитв - это грех, неправильные мотивы, сомнения, испытание, недостаток настойчивости, несогласованность с Божьей волей и, наконец, непризнание своей полной зависимости от Бога.

Что же делать, если в своей жизни мы видим молитвы без ответа?

Нам не нужно проходить мимо и закрывать на это глаза. Давайте попробуем вместе с Господом, в молитве, на основании Священного Писания, разобраться, почему Господь не ответил на них.

Но что делать, если мы не видим ответа на все наши молитвы? Если мы считаем, что Господь перестал с нами разговаривать?

Прежде всего нужно понять, что Господь не подобен обидчивым людям. И поэтому, как пророк Иеремия, нужно надеяться на Его милосердие: "По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!".

Если мы считаем, что Господь молчит на наши молитвы, то, скорее всего, Он ждет от нас покаяния. Сын царя Езекии, иудейский царь Манассия, был самым нечестивым царем из всех, кто царствовал в Иерусалиме. Он был идолопоклонником, во всем нарушал Божий Закон. Поэтому Бог сделал так, что ассирийцы захватили Иерусалим и увели Манассию в плен. Там "И в тесноте своей он стал умолять лице Господа Бога своего и глубоко смирился пред Богом отцов своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его. И узнал Манассия, что Господь есть Бог" (2 Пар. 33:12-13). Если нужно в чем-то покаяться, то не откладывайте это, покайтесь, как сделал это царь Манассия.

Будем же помнить, что мы всегда можем рассчитывать на милость Божью к нам во Христе, поскольку, как говорит Павел: "Если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его" (Рим. 5:10).

Будем внимательны к своим отношениям с Богом.

Будем благодарить Его за эти отношения и, конечно, за те молитвы, ответ на которые мы уже получили.

Сергей КАЛЮЖНЫЙ (Люботин, Украина)

Спрашивает Sammy
Отвечает Василий Юнак, 10.02.2014


Самми пишет:

Здравствуйте! Подскажите, почему я постоянно пытаюсь общаться с Богом а Он мне не отвечает. Я прошу его дать хоть какой то знак, что он рядом а он не дает никакой знак! Сколько бы я не просил его поговорить со мной, он не разу не говорил.
Приветствую, Брат Самми!

Библия говорит, что это происходит по неверию. Вы не верите тому, что Бог Вам говорит через Библию. А Он говорит, что Он ВСЕГДА рядом и всегда слышит Вас и Ваши молитвы. Это подобно тому, как если бы Вас соединили с кем-то по телефону и сказали Вам: "Говорите, Вас слышат", а Вы всё еще молчали бы, ожидая чего-то еще, какого-то сигнала еще, потому что перед Вами не человек, а просто телефонная трубка. Так часто поступают дети, которым дают телефонную трубку, они слышат в ней голос, им рядом стоящие взрослые говорят: "Говорит, тебя слышат", а ребенок только вертит глазами и не может понять, что происходит...

Бог слышит каждого человека. Он всегда рядом, чтобы поддержать и ответить. Но наша проблема в том, что (1) мы не верим, что Он рядом и всё видит и всё знает, и в том, что (2) мы ожидаем, что Бог будет говорить так как НАМ ХОЧЕТСЯ, а не так, как Ему хочется. Вы хотите, чтобы Бог говорил с Вами, как с пророками? Вслух и в видениях? Я встречал людей, которые слышали голос Бога, обращающийся именно к ним лично. Я встречал людей, которые получали видения от Бога. Но это не каждый человек. И Сам Бог решает, с кем и как Он общается.

Мы можем говорить Богу в молитве, а Господь отвечает нам через Библию или через другие средства, какие Он изберет. Встаньте на колени и смиренно попросите Бога, чтобы Он помог Вам понять Его голос, даже если Бог будет говорить не так, как Вы того хотите и ожидаете. Твердо верьте, что Бог слышит Вас и отвечает Вам. Имейте твердое желание принять ответ Бога в той форме, в какой Бог желает общаться с Вами, а не в той, в какой Вы себе представили или в какой Вы хотите получить ответ.

В конце молитвы благодарите Бога за полученный ответ, твёрдо веря, что Бог отвечает. И помните: Бог не всегда утвердительно отвечает на наши молитвы и просьбы - Он знает лучше. Так, любящие родители не всегда исполняют желания детей, а иногда что-то дают прямо противоположное, а иногда долго не отвечают, потому что не подошло нужное время. Господь также знает, что для нас лучше, и когда наступит точное время. Будьте готовы принять от Бога любой ответ - будь то отрицательный или отсроченный.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

14 ноя

Добрый день, друзья! Сегодня мы отвечаем на один из вопросов, присланных на наш портал . Александр спрашивает:

Почему Бог долго не отвечает на молитвы? Например, на молитвы, связанные с работой: Где и кем мне работать? Имею ли я право работать на той работе, где хочу, или надо просто загнуться на любой работе? Благодарю за ответ.

Александр, сложно ответить на Ваш вопрос, не зная точно ту ситуацию, в которой Вы находитесь, ничего не зная о Вас, не зная кто Вы по профессии, каков Ваш возраст и т.д.

Тем не менее, Ваш вопрос может послужить основанием для того, чтобы поразмышлять на эту тему…

Видно из Вашего вопроса, что Вы молились, или до сих пор молитесь о том, чтобы Бог дал Вам работу. Причем, Вам не безразлично какую работу — Вы хотели бы работу по сердцу, где бы Вы чувствовали себя комфортно — вполне нормальные просьбы к Богу, хорошие молитвы. Я бы даже рекомендовал продолжать так молиться.

Однако, вот что хочу здесь заметить. Наше понимание чуда от Бога во многом ограничивается ожиданиями чудес такого типа, как расступившееся море, рухнувшие вдруг стены, вдруг что-то происходит — возлагают руку и человек сразу исцеляется — вдруг, сразу, мгновенно.

Безусловно, бывают ситуации, когда ты помолился Богу и вдруг к тебе на улице подходят и предлагают работу. Я верю, что такое может быть, хотя, признаться, в жизни этого ни разу не встречал. Я верю, что ты можешь лечь спать в угнетенном состоянии, помолиться на ночь Богу, утром проснуться — и тебе звонят, и говорят — мы приглашаем вас на хорошую должность, с хорошей зарплатой и т.д. Я верю, что такое может быть. Однако, жизнь показывает, что, как правило, в подавляющем большинстве случаев все происходит совершенно по-другому.

Как же?

Я вижу в Писании, что Бог благословляет усердие. Есть место, где написано — трудитесь, зарабатывайте на хлеб своими руками. Бог благословляет труд, благословляет усердие и такие молитвы, вроде: «Боже, дай мне силы преодолеть. Дай мне силы научиться. Дай мне возможность пройти испытания. Дай мне шалом, чтобы, находясь там, где я нахожусь и делая то, что я делаю, я имел не тоску, не печаль, не угнетение, не мрак на душе, но чтобы я имел радость, и чтобы всё производимое мною было в радость другим!»

Я думаю, что это будет правильно. Потому что основная проблема, с которой мы сталкиваемся — это не проблема того, какая у нас работа. Да, это проблема, если работа не по сердцу, или если её совсем нет. Но по наблюдениям, основная проблема верующих — это неправильное положение сердца. Это недовольство, ропот, постоянное осуждение. Тем самым мы как бы без слов говорим, что Бог бросил нас, оставил, ушел в сторону, ушел к более привлекательным для Него товарищам, которые потом свидетельствуют о каких-то прекрасных результатах в своей жизни — но Ему, наверное, не до нас… Иногда рефреном идет такая мысль через истории, связанные с тем, что как-то в жизни всё не так…

Живя в Израиле, хочу сказать следующее — люди приезжают сюда и зачастую им приходится браться за любую работу, которая попадется. Люди с высшим образованием, с хорошим профессиональным опытом, решившие оставить ту землю, где они родились, и переехать туда, где, как они верят, их Бог ведет (я говорю о верующих). Они сталкиваются с тем, что здесь первое, что им могут предложить — это низкооплачиваемые, низкоквалифицированные рабочие места, где они зарабатывают мало, а трудиться нужно много — по 12 и более часов. И вот здесь на первый план выходит то, насколько человек возьмется терпеть, вместе с Богом переживать этот сложный первый период своей жизни на незнакомой ему земле, хотя и исторически, возможно, родной. Насколько он готов взять себя в руки в том смысле, чтобы учиться, чтобы перебирать профессии, чтобы не останавливаться, чтобы не западать в тоску — вот в этом и есть суть веры.

Подписывайтесь:

Вера не в том, что мы верим и исповедуем, что, «Боже, я верю, что завтра с утра у меня будет самая хорошая, высокооплачиваемая работа!» Вера зачастую выражается в том, чтобы продолжать от Бога, продолжать наполняться Его Духом, Который радует нашу душу и помогает преодолевать испытания, сложности жизни. Порой на решение этих вопросов уходят годы. Вспомните Иосифа, у которого годы ушли, прежде чем он стал тем, кем стал. Много других примеров, о которых мы читаем, также требуют терпения, которое мы берем у Бога — Он долготерпеливый и наделяет нас Своим же качеством.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, Александр, хочу сказать — не опускайте руки. Если у Вас на сердце печаль, просите, чтобы была радость от Бога. Если Вы не удовлетворены той работой, на которой работаете — посмотрите по сторонам, не ставьте на себе крест. Поищите, где Вы можете научиться чему-то другому. Попробуйте освоить новую профессию. Будет сложно, сразу Вам говорю — новое всегда осваивается сложно. Даже та работа, которая Вам кажется именно Вашей — попробуйте двигаться в этой профессии, и сначала будет сложно.

Вот где место для молитвы, вот где место для веры. Вот здесь как раз Бог, верю, будет Вам помогать.

Отис Гейтвуд

Почему мы не слышим Бога? Космонавты во время полетов в космосе искали Бога и, не найдя Его, заявили: «Нет Бога, потому что мы не видели Его». Бывает так, что верующий человек во время болезни взывает к Богу, но продолжает болеть и умирает и кажется, что Бог безмолвный. Злые люди делают зло с ненасытностью. Они часто преследуют и эксплуатируют праведных, и нередко бывает так, что они больше преуспевают в жизни, чем верующие люди. Злые правители достигают власти, издают и утверждают злые законы и продолжают управлять долгое время, как бы не встречая противодействия со стороны Бога. Иногда даже может казаться, что они получают поддержку и благословение Бога. Сатана продолжает искушать нас, и кажется, что он делает это беспрепятственно,

Почему Бог не вмешивается во все происходящее, если Он живой Бог? Почему Он безмолвствует? Почему Он не проявит Своего могущества?

Мы не первые задаемся этими вопросами

Мы, живущие в настоящее время, не первые, кто задает эти вопросы. Разбойник, умирая на кресте, говорил: «…если Ты Христос, спаси Себя и нас» /Лк.23:39/. В Мф.27:39-42 мы читаем:

«Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него».

Почему Христос не сошел с креста? Они же ведь сказали, что уверуют в Него, если Он сделает это. Но Он остался на кресте. Он остался безмолвным. Почему Он так сделал?

Почему Христос не бросился вниз?

Когда дьявол искушал Христа, он поставил Его на крыле храма и сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» /Мр.4:б/. Почему Христос не бросился вниз? Его Божеству был сделан вызов, и сатана действительно говорил то, что некоторые сегодня говорят: «Мы хотим, чтобы Бог дал нам какое-то видимое доказательство Своего существования». С подобным вопросом сатана обратился ко Христу, когда Он постился в пустыне сорок дней и сорок ночей: «…если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами» /Мф.4:3/. Христос действительно был голоден, и сатана знал об этом, и снова здесь Его Божеству был сделан вызов, но Христос не воспользовался Своей силой для удовлетворения Своих физических потребностей.

Мы часто желаем спорить с Богом

Однажды Иов сказал такие слова по отношению к Богу:

«О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне» /Иов.23:3-5/.

У Иова было много желаний. Но Бог, казалось, отсутствовал. Он оставался безмолвным и во многих других случаях. Мы хотели бы говорить Богу и слышать Его ответ нашими ушами. Мы хотели бы спорить с Богом. Но мы как бы не можем найти Его. Он настолько безмолвствует, что может показаться, что Его вообще нет.

Если бы Бог поколебал только горы

«О /восклицает пророк/ если бы Ты расторг небеса и сошел! Горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделалось известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. … Ибо от века не слыхали, не внимали ухом и никакой глаз не видел другого бога, кроме Тебя» /Ис.64:1-4/.

А Давид вопрошает: «Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, доколе будешь скрывать лицо Твое от меня?» /Пc.12:2/.

Бог безмолвствует, потому что Он хочет, чтобы мы трудились

Почему Бог молчит? Потому что Он хочет, чтобы мы трудились и потому, что Он знает, что без труда мы были бы несчастные. Бог поселил Адама в Эдемском саду, чтобы возделывать его и хранить его/Быт.2:15/. Когда Boг поселил первых людей на земле, Он сказал им, чтобы они «обладали ею» /Быт.1:28/. Бог спрятал в недрах земли электричество, каменный уголь, различные руды и другие разнообразные минералы для того, чтобы люди своим нелегким трудом добывали их. Бог мог бы сделать так, чтобы можно было добывать все это не с таким трудом, но Бог не сделал этого. Люди должны пробиваться в эти кладовые сквозь камень и передвигать тысячи тонн земли. Веками люди страдали от холода и-не знали, что под их ногами лежат неограниченные запасы каменного угля. Тысячелетиями люди передвигались медленно, подобно животным, прежде чем они открыли нефть и бензин для автомобилей и самолетов. Люди тысячами умирали, пока изобрели лекарства против язвы, полиомиелита и других ужасных болезней. Все это не потому, что Бог жестокий или что Он не проявляет заботы, но потому, что Им было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» /Быт.З:19/.

На самом деле Бог не безмолвен, ибо в то время, когда человек сгорал от малярии, в коре дерева содержалось лекарство, которое Бог приготовил. Веками люди были вынуждены двигать тяжести на своих плечах, в то время как вокруг них в изобилии были воздух, атом и вода, которые содержали в себе достаточное количество энергии, чтобы избавить людей от изнурительного труда.

Мы не хотим жить в таком мире, где все сделано для нас

Мы можем жаловаться на наши проблемы и трудности, но если серьезно подумаем, то придем к выводу, что не хотели бы жить в таком мире, где все было бы для нас сделано и приготовлено. Иметь разум, способность мыслить, и не иметь, что познавать, иметь способность мечтать - и не мечтать, иметь потребность открывать новое - и не иметь, что открывать, - разве это не было бы трагедией? Добрая половина нашей жизни уходит на наши усилия что-то открыть, изобрести, чего-то достичь, несмотря на трудности, тяжести проблемы. Что это была бы за жизнь, в которой не было бы ничего таинственного, неожиданного и непонятного?

Возрастание любви приводит к удалению ненависти

Если вы обеспокоены тем, что Бог остается безмолвным во время болезней, немощи, бедствия и смерти, давайте вспомним, что без опасностей не было бы храбрости, без горя не было бы счастья, без страдания не было бы утешения, без болезней не было бы выздоровления. Возрастание любви приводит к удалению ненависти, только сокрушенное сердце может быть мягким, проблемы жизни укрепляют веру, чем ночь темней, тем ярче звезды, чем больше усталость, тем приятнее отдых, тот, кто борется и преодолевает трудности, наслаждается миром и победой, Бог стоит в тени, не мешая и не останавливая борьбы, не облегчая страдания и не устраняя искушения. Иногда нам кажется, что Он отвернулся от нас, и мы вопием: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил меня?» И все это для того, чтобы в конце борьбы мы испытали радость победы. И действительно, Бог не оставляет нас, но мы должны помнить, как говорит один неизвестный автор, что:

Бог не обещал нам только ясного неба,

Милость в заботах, помощь с небес,

Что наш жизненный путь будет усеян цветами;

Бог не обещал нам солнца без дождя,

Радости без печалей, мира без тревог.

Но Бог обещал нам силу в труде,

Отдых в работе, свет на пути,

Надежду и сочувствие, вечную любовь.

Колебание гор не привело человека к вере

Бог молчит в том смысле, что Он не говорит так, чтобы мы могли слышать Его нашими ушами. Однажды Бог говорил людям таким способом, но Он не делает этого сейчас. Koгдa Он давал людям Закон Ветхого Завета, гора Синай пылала огнем. Все это сопровождалось бурей, мраком, трубными звуками и голосом в такой степени, что люди умоляли, чтобы Бог не говорил к ним прямо, а только через Моисея /Евр.12:18-20/. В прошлом Бог говорил к людям различными способами /Евр.1:1/. А книжники и священники говорили у креста, что они уверуют в Христа, если Он сойдет с креста. Многие и сегодня думают, что они уверовали бы в Бога, если бы Он проговорил к ним каким-то видимым чудесным способом. Но мы должны помнить, что Бог уже говорил прямо к людям во времена Ветхого Завета. И однако же люди не верили. Даже Иов сказал, что он хотел бы спорить с Богом. Несмотря на то, что Бог часто разговаривал с Давидом, все-таки в Пс.12:2 он говорит, что Бог забыл его и скрывает лицо свое от него, потому что Он не говорил с Давидом таким способом, как прежде.

Люди быстро забывают чудеса

Исайя хотел, чтобы Бог расторг небеса, когда он молился /Ис.64:1/. Когда Бог делал это в прошлом, то это оказывало на людей, которые слышали и видели действие могущества Божьего, неизгладимое впечатление, но люди вскоре снова забывали об этом. Бог знал эту слабость людей, и поэтому Он записал то, что Он хочет сказать людям, в книгу Библию с тем, чтобы люди могли постоянно обращаться к ней и изучать ее. И когда мы изучаем Библию, мы исполняем написанное в ней, потому что мы любим Бога, а не потому, что Он заставляет нас это делать путем проявления каких-то чудес. Богач в аду /Лк.16:27/ думал, что если кто-то воскреснет из мертвых и станет проповедовать его братьям, то они обратятся к Богу и не попадут в место мучения, но Бог отвечает ему на это:«Если они не слушают Моисея и пророков, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Бог безмолвен в том смысле, что Он не разговаривает с нами явным способом, но Он говорит нам через Свое Слово - Библию.

Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах