Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) - самый лучший пример для всех людей

Его храбрость

Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «При Бадре, когда битва шла со всей жестокостью, мы иногда укрывались за спиной Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был самым храбрым из нас. Сражался ближе всех к вражеским рядам».

Подобное свидетельство привел и Бара, да будет доволен им Аллах: «Клянусь Аллахом, если битва становилась особенно жаркой, мы жались к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Самым храбрым из нас был тот, кто мог сражаться с ним в одном ряду» (Муслим).

Один, но не единственный, пример храбрости Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, это сражение при Хунейне. Когда в начале сражения мусульмане были в смятении и собирались отступить, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не дрогнув, бросился в самую гущу врагов, направляя свое животное все дальше и дальше. Его войско, увидев его отвагу, бросились за ним и в конце концов победа над врагом была одержана.

Его тактичность

Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел бедный мужчина. Он принес чашу с виноградом в подарок Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пророк принял подарок, взял виноградину, и, съев ее, улыбнулся. Потом съел вторую, третью и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина, видя улыбку Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, готов был взлететь от радости. Сподвижники смотрели на все это и были удивлены, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда делился с ними, не стал делить с ними виноград на этот раз. Когда он, да благословит его Аллах и приветствует, доел виноград, он вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью, довольством на лице. Тогда кто-то из сподвижников спросил его: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его».

Его великодушие

Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, завоевал Мекку, мусульмане имели возможность отомстить курайшитам за все их зло, что они причинили им прежде. Курайшиты были испуганы, ожидая расправы и мести. Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выступил с речью перед воротами Каабы, и в конце он спросил: «О племя курайшитов! Как вы думаете, что я с вами сделаю?» Они ответили: «Мы ждем только блага, потому что ты хороший брат и сын хорошего брата». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Идите, вы все свободны».

Его приятная внешность и манеры

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, прислуживавший Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на протяжении десяти лет, сказал следующее: «Я ни разу не прикасался ни к шелку, ни к атласу, который был бы более нежен, чем руки Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. не вдыхал аромат духов, более приятный, чем запах Посланника Аллаха. В течение десяти лет я служил нашему господину. Ни разу он мне не сказал: «Ах!» Ни разу не сказал: «Почему ты так сделал?» – из-за того, что я что-то сделал. И ни разу не сказал: «Разве ты не мог сделать вот так?» – из-за того, что я что-то не сделал» (Бухари, Муслим)

Его благодарность

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делала намаз, он стоял, пока его ноги не раскалывались». Аиша, да будет доволен ею Всевышний, сказала: «О Посланник Аллаха, ты делаешь это, а ведь тебе прощены все твои грехи?» Он сказал: «О Аиша, разве я не должен быть благодарным рабом?».

Его надежность

Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, еще до пророческой миссии прозвали именем «аль-Амин», что значит «верный», «надежный», «заслуживающий доверия». Ибн Абу аль-Хамса, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я договорился с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, еще до получения им пророческой миссии прийти в одно условленное место. Я забыл об этом и вспомнил только через три дня. Как только вспомнил, я отправился к условленному месту и нашел там Мухамада, да благословит его Аллах и приветствует, ожидавшему меня. Он лишь сказал мне: «Юноша, ты меня поставил в трудной положение, я жду тебя здесь уже три дня».

Его мягкость и снисходительность

Жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иногда огорчали его. Но несмотря на это, он был с ними мягок и добр. Так, в одном из хадисов говорится, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Аише, да будет доволен ею Аллах: «Я знаю, когда ты довольна мной и когда ты сердишься на меня». Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Откуда ты знаешь это?» Он сказал: «Когда ты довольна мной, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Мухаммада!» Если же ты сердишься, ты говоришь: «Нет, клянусь Господом Ибрахима!» Аиша, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я оставляю твое имя, когда сержусь на тебя».

18.03.2017 Лев 7 826 0

Лев.

Утром, проведя время со своей семьей после утреннего намаза, Посланник Аллаха (мир ему) возвращался в мечеть и некоторое время молился. Затем он садился и его сразу окружали сподвижники. Это было самое удобное время для личных встреч с Пророком (мир ему). В эти минуты Посланник Аллаха (мир ему) старался выслушать каждого сподвижника, решить их проблемы или научить их чему-либо. Все сподвижники Посланника Аллаха (мир ему) знали об этом и старались навестить его именно в утренние часы.

Пророк Мухаммад (мир ему) уделял это время не только религиозным аспектам жизни своей общины. Он также принимал делегации из ближайших и отдаленных регионов. Словом, жил социальной и политической жизнью возглавляемого им государства. Он искренне и радушно приветствовал всех своих посетителей, старался уделить им всем одинаковое время, очень живо интересовался их новостями и всегда предлагал свою помощь.

В отличие от императоров и правителей прошлого, на этих собраниях у Пророка (мир ему) никогда не было отдельного места, а сам Посланник Аллаха (мир ему) не выделялся особой формой одежды. В традициях империй и государств прошлого и современности принято принимать делегации в особых дворцах и залах. А сами правители, как правило, восседают на высоких и богатых тронах, облаченные в одеяния с символами власти. Посланник Аллаха (мир ему) ничем не выделялся среди своих сподвижников. Не знавшим Пророка (мир ему) лично посетителям приходилось иногда даже спрашивать у сидевших в собрании людей, кто из них является Пророком. Особое возвышение для проповедей Пророка (мир ему) – минбар - появилось гораздо позже по настоянию сподвижников.

Иногда для таких собраний кто-нибудь приносил что-то из еды. Тогда Пророк (мир ему) делил трапезу с присутствовавшими. Даже если еды было очень мало, ее хватало на всех, что являлось свидетельством баракята (благодати), распространявшейся на Посланника Аллаха (мир ему) и тех, кто был с ним рядом.

В часы между восходом солнца и незадолго до полудня Пророк (мир ему) посещал некоторых из его родственников и сподвижников. Он посещал свою дочь Фатиму (пусть Аллах будет доволен ею) и проводил время со своими внуками, играя и веселясь с ними. Либо посещал больных или скорбящих по поводу кончины близких сподвижников.

Кроме того, в эти часы он шел к рынку Медины, по пути с улыбкой приветствуя людей. Очень часто он останавливался пообщаться с детьми. Общаясь, он всегда интересовался их семьей, выслушивал их и предлагал свою помощь. Иногда он ходил один, иногда в компании сподвижников.

До полудня Пророк (мир ему) возвращался к себе домой, и как только входил, он сначала пользовался мисваком, а затем приветствовал домочадцев и совершал молитву Духа. Затем, если в доме была еда, и если утром он не вознамеривался поститься, обедал.

Обычно в это время Пророка (мир ему) посещали женщины Медины, чтобы задать ему вопросы о вере и ритуалах, которые постеснялись задавать в присутствии мужчин в переполненной мечети.

Также, это время Посланник Аллаха (мир ему) уделял своей семье и домашнему хозяйству. Как известно, Пророк (мир ему) сам ремонтировал свою одежду и обувь, а также самостоятельно ухаживал за скотом и доил его.

Иногда в это время его посещали самые близкие из его сподвижников. Например, такие как Абу Бакр, Умар и Усман (да будет доволен ими всеми Аллах). Затем, как правило, Посланник Аллаха (мир ему) отдыхал до полуденной молитвы (Зухр).

Когда подходило время полуденной молитвы, Пророк (мир ему) пробуждался, если еще спал, совершал омовение и молился 4 ракаата перед основной молитвой у себя дома. Затем выходил в мечеть и Биляль призывал к началу коллективной молитвы.

После молитвы он обращался с проповедью к присутствующим, затем возвращался домой, молился еще 2 дополнительных ракаата и шел в город, чтобы заниматься делами, требовавшими его непосредственного участия. Либо же, иногда, он оставался в мечети до послеполуденной молитвы (Аср).

По возвращении из мечети после молитвы Аср, Посланник Аллаха (мир ему) проводил время со своей семьей, занимаясь домашними бытовыми делами, обучая и наставляя членов своей семьи. Пророческий дом обучался и развивался в понимании Божественного откровения.

Анализируя рядовой день Посланника Аллаха

Непросто соотнести распорядок дня Посланника Аллаха (мир ему) с нашим, но есть ряд общих моментов. Например, в распорядке дня Пророка Мухаммада (мир ему) были, если можно так выразиться, «часы приема», которые были хорошо известны людям. Желающие всегда в это время могли найти его в мечети и задать свои вопросы. Если вы являетесь руководителем, то вы должны понимать, что в определенные время вы должны быть доступны для своих подчиненных. Это очень важно для общего блага и успеха вашего дела.

Посланник Аллаха (мир ему) отдыхал! Самая влиятельная личность в истории, человек, который своей целью считал спасение человечества, человек, который в наше время имеет более миллиарда последователей по всему миру, находил время для короткого сна в течение дня. Не стоит жаловаться, что у вас слишком мало времени или слишком много важных дел, что вы не можете найти 25-30 минут для короткого отдыха.

В то же время, весь его день был наполнен молитвами. Не было таких двух часов в течение дня, в которых он не молился бы хотя бы раз. Складывается впечатление, будто бы он «подзаряжался», ненадолго удаляясь от этого мира на молитву.

Он выходил к людям, принимал посетителей, ходил на рынок, навещал больных, проводил время с обездоленными. Словом, жил жизнью своей общины. Блестящий пример лидерства!

Он проводил время со своей семьей всякий раз, когда возвращался домой. Никто из членов его семьи никогда не мог пожаловаться на то, что Посланник Аллаха (мир ему), слишком мало времени проводил с домочадцами. А теперь вспомните, как часто жалуются на вас члены вашей семьи? Часто ли вам приходится слышать, что вы не можете найти время на своих родных или слишком много работаете?

Айшу (да будет доволен ей Аллах) спросили: «Чем Посланник Аллаха обычно занимается дома?». Она ответила: «Он делал все, что было необходимо своей семье, а когда приходило время молитвы, выходил для ее совершения».

Продолжение следует...

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) был человеком необычайно скромным. Смирение – признак величия великих, а гордость и высокомерие – удел людей низких. Смирение его только возрастало. «Смиренных людей Аллах вознесет, а надменных унизит», – говорил Пророк, подтверждая эти слова всей своей жизнью.

Тот, кто видел широту смирения, понимал, что такое величие. А тех, кто впадал в гордыню, хвастовство, Аллах всегда сбрасывал на землю. Примеры тому – Карун, Са’лаба, Фараон, Немрод и другие безбожники. А кто показывал смирение, падал ниц во время молитв, Аллах всегда поднимал и возвеличивал. Это и Муса (мир ему), и Иса (мир ему), и Ибрахим (мир ему), и высокочтимый Мухаммад Мустафа (салляллаху аляйхи ва саллям).

Смиренность его была невероятной. Он был рабом и пророком Аллаха. Днем и ночью он служил своему Аллаху и в служении сохранял умеренность, говоря так: «Не сходите с избранного пути, сохраняйте умеренность во всем, постоянно держитесь правильного направления».

Чрезмерность и небрежность в богослужении – это не путь Пророка. Он был человеком направления и умеренности. Разве не Всевышний Аллах требовал пятикратного намаза для верующих мусульман? Это путь, которого придерживались пророки, мир им всем. Кто хочет быть вместе с ними в том мире, должен идти по той же дороге, по которой шли они.

Дух религии – это легкость. Кто воспринимает ее как тяжесть, в итоге проиграет и религию сделает кучей невыполненных обязательств. А на самом деле религия, которая развивается в правильном направлении, это сама легкость. Об этой ее особенности в другом хадисе – разъяснении говорится так: «Безусловно, религия – это легкость. Кто попытается утяжелить ее, того религия победит».

Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) так жил в вере сам и хотел, чтобы так же жили по вере другие; чтобы человек отдавал религии столько сил, сколько сможет: «Знайте, никто из вас не спасется своими делами». Если человек днем и ночью будет молиться Аллаху, как это делали Асвад бин Язид, Масрук или Тавус, то этого служения может оказаться недостаточно для его спасения.

Сахабы, услышав от Посланника Аллаха приведенный выше хадис, сразу вспомнили нашего Господина. Потому что положение Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) было особым, он обладал высшей защитой от греха. И поэтому они сразу спросил его: «Ты тоже не сможешь спастись своими деяниями, о, Пророк Аллаха?»

И вот каково смирение, вот поведение раба, предстоящего перед Аллахом, и вот великолепный ответ высшего уровня величия: «Да, я тоже. Если мой Аллах не одарит меня милостью своей и любовью от щедрот Своих…»

Напомнив еще раз о том, каким скромным и порядочным человеком был Пророк, я хочу перейти к его добросовестности в богослужении.

В одном из своих хадисов он говорит: «Мое заступничество для тех из моей общины, кто совершает большие грехи».

Аллах так оценил его заступничество на том свете. Разве не в этом вся наша надежда? Мы совершили бесконечное количество грехов, и опять они висят на наших шеях, и мы признаем, что мы Его рабы, которые не принимают освобождения, хотим, чтобы и нас включили в круг своего заступничества.

Мы верим, что наши просьбы и мольбы будут услышаны Аллахом и исполнит Он их. Наша мольба о заступничестве, когда наступит время, тоже будет милостиво принята Пророком Аллаха. С этой надеждой мы еще раз стучимся в его дверь и говорим: «Заступничества, о, Пророк Аллаха!»

Пророк наш (салляллаху аляйхи ва саллям) заступится за тех, кто особенно грешен. А мы, пока мы здесь, оставляем ему адрес и хотим, чтобы для нас он тоже сделал хидаят. Я не думаю, что среди нас есть человек, который не хотел бы этого. Тогда все с этого момента должны прийти к нему и оставить свой адрес.

И тут ни у кого не будет даже тени сомнения, что это обращение он услышит. Разве вы не видите, что когда в намазе мы читаем «Тахийят» и проговариваем слова «Мир тебе, о, Пророк и милость Аллаха и Его благословение» – мы напрямую обращаемся к нему? Если не дано ему услышать, то разве обращались бы к нему? Так значит, слышит он, и Всевышний ждет от нас, чтобы мы в намазе напрямую приветствовали его!

Несмотря на всю широту круга хидаята Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), говорится в другом хадисе: «Смотрите, ведь мы тоже хотим оказаться в этом кругу; он, начиная от самых дальних и кончая самыми близкими, обращается к своему народу так: «О, сыновья Каб бин Мурры! Постарайтесь сами выкупить себя у Аллаха, потому что я ничего не смогу сделать за вас в том мире!

О, сыновья Абдулманафа! Постарайтесь выкупить себя у Аллаха, потому что я ничего не смогу сделать за вас в том мире!

В те времена, когда разные племена и народы гордились воинами и поэтами, эти слова Пророка Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) были очень важны с точки зрения покорности и смирения. Он не был ни поэтом, ни героем. Он – Господин Мира и последний пророк. Несмотря на это, высокочтимый Мухаммад, говоря своему народу, что перед Аллахом ничего не сможет сделать, напоминал им, чтобы при словах «Пророк вышел из нас» они не считали себя выше других. Уже в самом начале своего пути он постарался, чтобы у них даже мысли такой не возникло, напоминая им об их обязанностях. Обосновывая это, он, начиная с самых дальних племен и родов, перешел к наиболее близким себе людям: «О, тетя Пророка, Сафия! Ты тоже постарайся выкупить свое «я» у Аллаха, потому что я ничего не смогу сделать за тебя на том свете!» – говорил Пророк.

Сафия была сестрой высокочтимого Хамзы (да будет доволен им Аллаh). Когда в Ухуде Хамза стал шахидом, погибнув за веру, она захотела увидеть своего брата. Пророк Аллаха, думая, что она не выдержит, не позволял ей к нему подойти. Однако эта храбрая женщина, чтобы увидеть дух, достигший Аллаха, и излить свою ненависть к врагам, пошла туда и долго смотрела на разрубленное на части тело Да, она была сильной и решительной женщиной. Только мужчина мог быть таким крепким. Сафия была матерью того Зубайры, которого Пророк Аллаха назвал «Апостолом», и приходилась бабушкой Абдуллаху бин Зубайре, шахиду, которого повесили тогда, когда он защищал Каабу от злобного Хаджаджа. Кроме того, Сафия была родной тетей Пророка Аллаха. Но все-таки Пророк Аллаха и ей сказал то же, что и другим.

Да, Посланник Аллаха был человеком ответственным, обладающим чувством меры и справедливости; в отличие от некоторых людей, которые не отвечали за свои слова, он не говорил, что в загробном мире сможет всем протянуть руку помощи. Среди тех, кому он не мог обещать поддержки на том свете, была даже его дочь, его милая Фатима (да будет доволен ей Аллаh), единственное дитя периода его пророчества. И вот теперь ей, высокочтимой Фатиме, он говорил те же слова: «О, дочь Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), Фатима! Ты тоже выкупай себя у Аллаха, потому что в том мире я для тебя ничего не смогу сделать».

Та Фатима, которая, не согрешив ни взглядом, ни помыслами своими, стала женой высокочтимого Али (да будет доволен им Аллаh). Ей не было и двадцати пяти лет, когда она умерла. Все благочестивые праведники, пришедшие впоследствии, появились благодаря ей, выросшей в доме Пророка, когда ливень вахия нисходил на этот дом Она, о ком Пророк Аллаха говорил: «Фатима – часть меня»… И еще, что она – госпожа всех женщин рая.

Фатиме (да будет доволен ей Аллаh), Пророк Аллаха (салляллаху аляйхи ва саллям) тоже сказал: «Выкупи себя у Аллаха! Постарайся выкупить из залога свое собственное естество!»

Возможно ли, чтобы благочестивый и богобоязненный человек, проживший всю свою жизнь строго по религиозным канонам, совершил грех? Возможно ли, чтобы человек, никогда не допустивший неуважения к Аллаху, совершил грех? Возможно ли, чтобы человек, который больше всего на свете боялся прогневить Всевышнего, осознавая Его превосходство надо всем в мире, и лучше всех знавшего, что такое мир, совершил грех? Возможно ли, чтобы такой человек был грешен?! Нет и еще раз – нет!

После того, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) полностью довел до народа религию Аллаха, в последнюю среду месяца Сафар 11-го года по Хиджре его охватила головная боль, и он заболел. Спустя некоторое время, 12-го числа месяца Раби ‘ -уль-авваль, в понедельник, в день своего рождения Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – свет наших очей – покинул этот мир. Этот день был самым тяжелым для мусульман и даже старшие сподвижники из-за печали и горечи расставания с Любимцем (да благословит его Аллах и приветствует) не могли сдерживать себя. Великий сподвижник Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘ Умар бин Хаттаб, находясь в растерянности, не осознавая происходящее, заявил, что отрежет голову тому, кто скажет, что Посланник Аллаха умер. «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не умер!» – повторял он, сердце которого пронзила боль. Некоторые сподвижники потеряли сознание, другие потеряли дар речи, и как будто никто ничего не замечал и не осознавал. Однако Абу Бакр, которого Аллах одарил крепкой верой, проявляя терпение, смиренно обратился к народу и стал их утешать. Он подошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , открыл его лицо, поцеловал и сказал: «Да будут родители мои выкупом за тебя! Был ты прекрасен при жизни и остался таким после смерти. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, никогда Аллах не даст тебе вкусить смерть дважды!», - опровергая этими словами утверждения тех, кто говорил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскреснет, а затем вновь умрет. Затем Абу Бакр вышел к людям и сказал ‘ Умару: «Не спеши, о дающий клятву!» И когда Абу Бакр заговорил, ‘ Умар сел, а Абу Бакр воздал хвалу Аллаху, возблагодарил Его и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, поистине, Аллах – Живой и не умирает!» И он прочитал аят, в котором Всевышний Аллах, обращаясь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) , говорит, что, поистине, он тоже смертен, как и все люди. После этих слов Абу Бакра люди заплакали. Ангел смерти ‘ Израил (мир ему), придя за душой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , остановился у порога его дома, боясь, что проявит неуважение к нему, и, поприветствовав его, попросил разрешение войти. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пригласил его и спросил о том, где находится архангел Джибриль (мир ему). ‘ Израил стал рассказывать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что тот остался на нижнем небе, и что ангелы приходят к нему выражать соболезнования. Тут пришел Джибриль и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нему: «Есть ли для меня радостная весть?». - Врата Рая открыты для тебя, - сказал Джибриль (мир ему). - Я не об этом желал узнать, нет ли еще что-либо, что может порадовать меня? - Все ангелы на семи небесах готовы принять и встретить тебя. Опять Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал вопрос, и вопрос этот был о своей умме, о которой он даже в предсмертный миг так беспокоился, и Джибриль передал ему радостную весть от Аллаха: - Первыми, кто войдут в Рай будут ты и твоя община (умма). Для других общин Рай запретен, пока они не войдут в него. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) успокоился, ибо мечта его была исполнена, и разрешил он ангелу смерти отделить его душу. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в состоянии предсмертной агонии, Джибриль отвернулся от него. - Почему отворачиваешься от меня, неужели тебе надоело смотреть на мое лицо? – спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) . - О Посланник Аллаха и мой верный друг и утешитель! Как же может мне надоесть смотреть на твое лицо, и кто же сможет смотреть на твое лицо, когда ты находишься в смертельной агонии, - промолвил Джибриль. Так Печать пророков (да благословит его Аллах и приветствует) , оставив своих любимых сподвижников и семью, доверив свою умму Всевышнему Аллаху, покинул этот бренный мир. Когда умирал голова его покоилась на груди своей любимой жены ‘ Айши (да будет доволен ею Аллах), и похоронен благословенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ее комнате в Медине. Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постигла болезнь, его материальное состояние составляло семь динаров. Он, стыдясь перед Всевышним Аллахом умереть, оставив эти дозволенные средства в наследство, повелел раздать их нуждающимся. Еще тогда, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) болел, Джибриль пришел к нему на зиярат. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его, спустится ли он еще когда-нибудь на землю после его смерти. Джибриль ответил, что после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ему нечего делать на земле, однако добавил, что он спустится десять раз, чтобы забрать десять драгоценностей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его об этих драгоценностях и Джибриль перечислил их: Первый раз он спустится, чтобы забрать благодать (баракат) с земли, второй раз – забрать из сердец людей любовь друг к другу, затем – сочувствие, милосердие, в четвертый раз – справедливость правителей, пятый – стыдливость женщин, шестой – терпеливость бедных и нуждающихся, седьмой раз заберет у ученых-алимов отрешенность от мирского (зухд) и набожность, богобоязненность, восьмой – щедрость богатых людей, девятый – Речь Аллаха – Коран, и десятый – веру (иман). Сегодня, если подумать, из всего вышеперечисленного остались только две драгоценности – это Коран и вера.

«Скажи (о, Посланник): «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, (тогда) полюбит вас Аллах и простит вам ваши грехи» - ведь Аллах - Прощающий, Милосердный» (3, 31).

Из этого аята совершенно ясно, что обрести любовь Аллаха и получить спасение в обеих мирах можно лишь следуя пути Посланника Аллаха (ﷺ). Этот путь охватывает все аспекты нашей жизни, от рождения до смерти. Этот путь известен как путь Сунны.

Малая Сунна?

На самом деле нет такого понятия как «малая Сунна». Любая сунна Посланника Аллаха (ﷺ) ценнее, чем семь небес и земель. Это единодушное мнение ученых, которые постановили, что насмешка над любой из сунн является куфром (к примеру, над ношением бороды, длинной одеждой, использованием мисвака). Сунна занимает чрезвычайно высокое положение в религии.

Тем не менее, есть очевидные суннаты, которые относятся ко внешним действиям. Все сунны, касающиеся еды, питья, сна, внешнего вида, подпадают под эту категорию. Мы должны прилагать усилия, чтобы придерживаться этих суннатов и сделать их неотъемлемой частью жизни.

Однако, существуют другие моменты поведения или советов Посланника Аллаха (ﷺ), которые относятся ко внутреннему миру человека. О них упоминают гораздо реже, хотя они воплощают в себе самый дух Сунны Пророка (ﷺ). Некоторые люди даже полагают, что они не имеют отношения к Сунне. Дальше мы поговорим именно об этих аспектах жизни нашего Пророка (ﷺ), которые представляют из себя саму суть Сунны.

Сердце человека

Существует множество суннатов, которые относятся ко внутренним качествам человека. Это моменты, которые связаны с нашим сердцем: смирение, довольство предопределением Аллаха, терпение (сабр), прощение, шукр (благодарность). Также это воздержание от гордости, рия (совершения деяний напоказ), гнева, жадности, любви к мирскому и т.д.

Смирение

Наш Пророк (ﷺ) был в высшей степени смиренным. Несмотря на его крайне высокое положение перед Всевышним, он ездил на осле, сам доил овец, помогал своим женам в домашней работе, чинил свою обувь, сам обслуживал своих гостей и сидел на голой земле. Он говорил: «Я ем, как ест раб, и сижу так, как сидит раб». Ему также не нравилось сидеть в особом положении или идти впереди, чтобы остальные следовали сзади.

Сподвижники (да будет доволен ими Аллах) также следовали по стопам своего любимого Пророка (ﷺ). Когда Умар ибн аль-Хаттаб стал халифом, он вышел на базар с кувшином воды и стал раздавать ее людям. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: «Меня посетили несколько делегаций, и после этого я нашел в своем сердце некоторые изменения (в сторону увеличения гордости). Для исцеления от этой болезни я и прибегнул к такому лечению».

Сподвижники были полностью погружены в дух Сунны, поэтому они легко распознавали у себя любую тень гордости, показной роскоши и других грехов.

Прощение

В жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы также обнаружим множество примеров прощения: он простил еврейскую женщину, которая угостила его отравленным мясом ягненка; в день завоевания Мекки он простил всех, кто в свое время причинил ему и его сподвижникам множество обид и неприятностей.

Когда однажды Пророка Аллаха (ﷺ) обвинили в том, что он несправедливо распределял военную добычу, он сдержался и лишь сказал: «Пусть Аллах благословит пророка Мусу (мир ему). Ему приходилось переносить намного худшие вещи, но он проявлял терпение».

Прощение нашего Пророка (ﷺ) было поистине безграничным. Это также пример Сунны Посланника Аллаха (ﷺ) - давайте спросим себя, в какой степени мы практикуем эту Сунну?

Гнев

В хадисах сообщается, что Посланник Аллаха () никогда не гневался и не пытался отомстить, когда кто-то наносил обиду лично ему. Он гневался только за грехи против религии Аллаха.

Однажды к нему подошел бедуин и так сильно потянул его за одежду на его плече, что остался след. Затем он грубо потребовал, чтобы ему что-то дали. Пророк (ﷺ) на это лишь улыбнулся и сказал, чтобы ему дали милостыню.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что в течение десяти лет он прислуживал Пророку (ﷺ), и Посланник Аллаха (ﷺ) ни разу его ни за что не отругал.

Давайте посмотрим на себя в свете этого примера. Разве мы не склонны впадать в ярость при малейшей обиде и сердиться на каждый промах нашего подчиненного? Это тоже Сунна, которой на следует поучиться.

Забота

В хадисах также сообщается, что Пророк () часто пребывал в состоянии горя и беспокойства. Очевидно, что предметом его заботы не были материальные вещи. Всевышний Аллах предложил ему однажды горы золота, но он отказался. Он беспокоился лишь из-за религии, он думал о том, как спасти людей от вечной погибели в будущей жизни - нам тоже следует больше думать об этом.

Серьезные последствия

Если задуматься над этими суннатами, то окажется, что пренебрежение ими может иметь серьезные последствия.

Если пренебрегать сунной смирения, то можно впасть в грех гордости. Как сообщается, Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «В чьем сердце будет гордость хотя бы с горчичное зерно, тот не войдет в Рай» (Мишкат).

Точно так же, если человек не будет доволен тем, что имеет, он впадет в грех жадности и зависти. Это приведет человека к несчастьям в этом мире, а также и в будущей жизни.

Сообщается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Любовь к мирскому является корнем всех зол» (Мишкат).

Таким образом, нужно понимать, что соблюдение Сунны должно охватывать все аспекты нашей жизни, а не только внешнюю сторону. Пусть Аллах поможет нам следовать примеру нашего Пророка (ﷺ) во всем как можно лучше. Амин.