Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русский символизм и его истоки. Учитель Газизова Г.К. МОУ « Береговкая СОШ»

Символизм- это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.

Лекция Д.С.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1892г. 1894г. Три сборника стихотворений «Русские символисты».

Экзистенциализм (философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

«Старшие» 1890-х гг Д.Мережковский, В.Брюсов, З. Гиппиус, Ф.Сологуб, К. Бальмонт. Не принимали действительности и обращались к запредельному миру в мистических переживаниях. А. Блок, А. Белый, И.Анненский, В. Иванов. Принимали реальность через преодоление разрыва между ней и запредельным. Символисты: «Младшие» 1900-х гг

Декадентство- это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

Идеи Ф. Ницше- выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. (лишенный закономерности и потому не постижимый разумом) Христианство и рационализм «угнетают волю к жизни» Надо преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Источники символизма:

Рационализм-направление в философии, признающее разум единственным источником познания, недооценивающее или вовсе не отрицающее значение опыта, чувственного восприятия в процессе познания. Иррационализм- идеалистическое течение в ф., признающее иррациональный характер бытия и ограничивающее познавательные возможности разума, противопоставляя ему интуицию, инстинкт, чувство и т.д. как основу познания.

«Теоретическая философия» «Оправдание добра» «Духовные основы жизни»- помимо наличной действительности есть сфера божественного, т.е. абсолютных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Человек принадлежит двум мирам-материальному и идеальному. Добро, истина и красота- три ипостаси идеального бытия. Вл. Соловьёв (1853-1900)- поэт, критик, философ, публицист.

Владимир Соловьёв.

Зинаида Гиппиус.

Картина Борисова-Мусатова. В картине «Призраки» (1903 г.) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

И. Крамской «Неизвестная».

« Неизвестная» - картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году. Картина является как самым известным произведением Крамского, так и самым загадочным и интригующим. Назвав картину «Неизвестная» художник окружил картину ореолом таинственности. На полотне изображена молодая женщина, проезжающая в открытом экипаже по Аничкову мосту. Она одета по последней моде 1880-х годов. На ней бархатная шляпка с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфта и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный. «Неизвестная» до сих пор остаётся загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной. Существует версия, что прототипом к картине послужила курская девушка крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева . Крамской познакомился c ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой.

М. Врубель «Демон»

М.Врубель «Царевна-лебедь»

М.Врубель «Пан»

Поэтика намёка и иносказания; Отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов; Апология(восхваление) мига, в котором отражается Вечность; Стремление создать картину идеального мира, сущ-го по законам Вечной Красоты; Глубокий историзм, изысканная образность. Музыкальность и лёгкость слога. Основные черты символизма.

Поэзия Серебряного века 11 класс

Урок 15. Символизм и его истоки.

Цели и задачи: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников символизма.

Методические приемы: лекция учителя.

II. Лекция учителя

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для это1 о времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, по этические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии, в первую очередь, к модернистским течениям, самыми влиятельными из кото рых были символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через симв олы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма явля ется символ - многозначное иносказание, в отличие от аллегории - одноз начного иносказания. Символ содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. «Символ - окно в бесконечность» (Ф. Сологуб), Кроме того, символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем потенциальных смыслов. Символ в сжатом виде отражает постижение единства жизни, ее истинной, скрытой сущности.

Многие художественные открытия и философские идеи XX века были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Он верил в спасительную миссию Красоты (Вспомним «положительное всеединство» - Красота, Добро и Истина. Об этом писал Достоевский, с которым Соловьев был близок н молодости). Посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство. Облик же «положительного всеединства» - воплощение вечно-женственного начала в мистических образах Души Мира,. Премудрости Божией, Софии.

Вечная Женственность у Соловьева - объект платонического культа и созерцательного любования, а не действия, предполагающего ответное чувство. Соловьев был склонен к активному использованию символов, загадочных по смыслу, но определенных по форме. Единственно верный путь поэзии, с точки зрения символистов, - прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность. Стихотворение В. Соловьева 1892 года - яркая иллюстрация этих взглядов:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его ис следователей-символистов.

Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский (1866- 1941), в 1892 году выступивший с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Новым течениям, по мнению Мережковского, предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». Основными элементами этой работы он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием «Русские символисты», ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Информация для учителя

Справка: экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д. Мережковский и В. Брюсов стали во главе так называемых «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло, группировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Главный принцип их эстетики - «искусство для искусства». Характерен афоризм Брюсова: «Создания искусства - приотворенные двери в вечность». Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приемов стихосложения. Установка на самоценность, автономность искусства выражена в строках Брюсова: «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов». Одним из знаковых стихотворений Брюсова является «Творчество» (1895):

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

III. Анализ стихотворения «Творчество»

- Каковы особенности этого стихотворения?

Отметим оригинальный способ связи строф: последняя строка становится второй в следующей строфе. Отметим характерную лексику, образы: тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна; цветопись: фиолетовый, лазоревы и (т. е. красный, не путать с лазурным - голубым); звукопись: ярко выраженную аллитерацию - созвучие плавных сонорных согласных «л», «м», «н», «р», благодаря которой стихотворение звучит как завораживающий поток звуков.

Комментарии учителя:

Вспомним слова французского предшественника русских символистов Поля Верлена: «Музыка прежде всего». Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты старались максимально использовать музыкальные композиционные принципы в поэзии. Отметим, как постепенно создается образ творчества, заявленный в названии стихотворения - он напоминает образы философии Платона: действительность непознаваема, она лишь угадывается в трепетании теней и звуков.

Старшие символисты петербургского крыла во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий и иррациональных предчувствий: «Я - раб моих таинственных, / Необычайных снов... / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов...» (3. Гиппиус).

Домашнее задание (по группам)

Представить творчество «старших символистов» и сделать анализ стихотворения на выбор: Д. С. Мережковского («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), 3. Н. Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), В. Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны») по следующему плану:

    Дата написания и публикации.

    Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

    Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)

    Основная тема.

    Смысл названия.

    Лирический сюжет и его движение. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

    Основные настроения, тональность стихотворения.

    Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

    Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

    Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

    Столкновение или соединение различных уровней сознания.

    Музыка стихотворения.

    Ритм, размер.

    Рифмовка, характер рифм.

    Лексика. Языковые выразительные средства.

    Поэтический синтаксис.

    Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

    «Старшие символисты»

    Символизм Д.Мережковского и З.Гиппиус носил подчеркнуто религиозный характер, развивался в русле неоклассической традиции. Лучшие стихотворения Мережковского, вошедшие в сборники Символы, Вечные спутники, строились на «уроднении» с чужими идеями, были посвящены культуре ушедших эпох, давали субъективную переоценку мировой классики. В прозе Мережковского на масштабном культурном и историческом материале (история античности, Возрождения, отечественная история, религиозная мысль древности) – поиск духовных основ бытия, идей, движущих историю. В лагере русских символистов Мережковский представлял идею неохристианства, искал нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного».

    В «электрических», по словам И.Бунина, стихах З.Гиппиус, в ее прозе – тяготение к философской и религиозной проблематике, богоискательству. Строгость формы, выверенность, движение к классичности выражения в сочетании с религиозно-метафизической заостренностью отличало Гиппиус и Мережковского в среде «старших символистов». В их творчестве немало и формальных достижений символизма: музыка настроений, свобода разговорных интонаций, использование новых стихотворных размеров (например, дольника).

    Если Д.Мережковский и З.Гиппиус мыслили символизм как построение художественно-религиозной культуры, то В.Брюсов, основоположник символического движения в России, мечтал о создании всеобъемлющей художественной системы, «синтезе» всех направлений. Отсюда историзм и рационализм поэзии Брюсова, мечта о «Пантеоне, храме всех богов». Символ, в представлении Брюсова, – универсальная категория, позволяющая обобщать все, когда-либо существовавшие, истины, представления о мире. Сжатую программу символизма, «заветы» течения В.Брюсов давал в стихотворении Юному поэту:

    Юноша бледный со взором горящим,
    Ныне даю тебе три завета:
    Первый прими: не живи настоящим,
    Только грядущее – область поэта.
    Помни второй: никому не сочувствуй,
    Сам же себя полюби беспредельно.
    Третий храни: поклоняйся искусству,
    Только ему, безраздельно, бесцельно.

    Утверждение творчества как цели жизни, прославление творческой личности, устремленность от серых будней настоящего в яркий мир воображаемого грядущего, грез и фантазий – таковы постулаты символизма в интерпретации Брюсова. Другое, скандальное стихотворение Брюсова Творчество выражало идею интуитивности, безотчетности творческих импульсов.

    От творчества Д.Мережковского, З.Гиппиус, В.Брюсова существенно отличался неоромантизм К.Бальмонта. В лирике К.Бальмонта, певца безбрежности, – романтический пафос возвышения над буднями, взгляд на поэзию как на жизнетворчество. Главным для Бальмонта-символиста явилось воспевание безграничных возможностей творческой индивидуальности, исступленный поиск средств ее самовыражения. Любование преображенной, титанической личностью сказалось в установке на интенсивность жизнеощущений, расширение эмоциональной образности, впечатляющий географический и временной размах.

    Ф.Сологуб продолжал начатую в русской литературе Ф.Достоевским линию исследования «таинственной связи» человеческой души с гибельным началом, разрабатывал общесимволистскую установку на понимание человеческой природы как природы иррациональной. Одними из основных символов в поэзии и прозе Сологуба стали «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, непредсказуемые «превращения». Интерес Сологуба к бессознательному, его углубление в тайны психической жизни породили мифологическую образность его прозы: так героиня романа Мелкий бес Варвара – «кентавр» с телом нимфы в блошиных укусах и безобразным лицом, три сестры Рутиловы в том же романе – три мойры, три грации, три хариты, три чеховских сестры. Постижение темных начал душевной жизни, неомифологизм – основные приметы символистской манеры Сологуба.

    Огромное влияние на русскую поэзию ХХ в. оказал психологический символизм И.Анненского, сборники которого Тихие песни и Кипарисовый ларец появились в пору кризиса, спада символистского движения. В поэзии Анненского – колоссальный импульс обновления не только поэзии символизма, но и всей русской лирики – от А.Ахматовой до Г.Адамовича. Символизм Анненского строился на «эффектах разоблачений», на сложных и, в то же время, очень предметных, вещных ассоциациях, что позволяет видеть в Анненском предтечу акмеизма. «Поэт-символист, – писал об И.Анненском редактор журнала «Аполлон» поэт и критик С.Маковский, – берет исходной точкой нечто физически и психологически конкретное и, не определяя его, часто даже не называя его, изображает ряд ассоциаций. Такой поэт любит поражать непредвиденным, порой загадочным сочетанием образов и понятий, стремясь к импрессионистическому эффекту разоблачений. Разоблаченный таким образом предмет кажется человеку новым и как бы впервые пережитым». Символ для Анненского – не трамплин для прыжка к метафизическим высотам, а средство отображения и объяснения реальности. В траурно-эротической поэзии Анненского развивалась декадентская идея «тюремности», тоски земного существования, неутоленного эроса.

    В теории и художественной практике «старших символистов» новейшие веяния соединились с наследованием достижений и открытий русской классики. Именно в рамках символистской традиции с новой остротой было осмыслено творчество Толстого и Достоевского, Лермонтова (Д.Мережковский Л.Толстой и Достоевский, М.Ю.Лермонтов. Поэт сверхчеловечества), Пушкина (статья Вл.Соловьева Судьба Пушкина; Медный всадник В.Брюсова), Тургенева и Гончарова (Книги отражений И.Анненского), Н.Некрасова (Некрасов как поэт города В.Брюсова). Среди «младосимволистов» блестящим исследователем русской классики стал А.Белый (книга Поэтика Гоголя, многочисленные литературные реминисценции в романе Петербург).
    Татьяна Шабалина

    ◦ Как художественная система символизм сложился во Франции в 1870-е гг. в
    творчестве поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, которые
    были последователями Шарля Бодлера, учившего видеть прекрасное в
    безобразном и утверждавшего, что каждый человек и каждый земной предмет
    существует одновременно в реальном мире и «ином бытии». Постичь это «иное
    бытие», проникнуть в тайную суть вещей и была призвана новая поэзия.
    ◦ Философские и эстетические установки русский символизм позаимствовал у
    французского. Литературным предшественником русской символистской
    поэзии явился Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ, попытавшийся
    выразить в своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение.

    ◦ История русского литературного символизма началась с почти одновременного
    возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, объединивших
    поэтов-декадентов, или старших символистов.
    ◦ (Слово «декадентство», происходящее от французского decadence – упадок,
    обозначает не только направление в искусстве, но и определенное
    мировоззрение, в основе которого – тезис о непознаваемости мира, неверие в
    прогресс и в силу человеческого разума, мысль об относительности всех
    нравственных понятий).

    ◦ В 1892 году молодые поэты В.Я. Брюсов (в Москве) и Д.С. Мережковский (в
    Петербурге) заявили о создании нового литературного направления. Брюсов,
    увлекавшийся поэзией французских символистов и философией А.
    Шопенгауэра, издал три сборника стихов «Русские символисты» и, объявив себя
    вождем нового направления, Мережковский в 1892 году выступил с лекцией «О
    причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», где
    указал, что отечественная литература, многие десятилетия находившаяся под
    влиянием идей Чернышевского, Добролюбова и Писарева, зашла в тупик, так как
    чересчур увлеклась социальными идеями.

    ◦ Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны
    стать:
    ◦ 1) мистицизм;
    ◦ 2) символизм
    ◦ 3) расширение художественной впечатлительности.
    ◦ Одновременно он издает поэтический сборник «Символы» (1892), с которого,
    собственно, и началась история русского символизма. Основные темы поэзии
    Мережковского - пессимизм, одиночество человека. Человек одинок, он смертен,
    единственным смыслом его жизни является стремление к смерти, к
    потустороннему миру. Мережковский как большой поэт сыграл свою роль в
    утверждении устойчивых принципов новой поэзии, устойчивых тем и образов.

    «Парки»
    Будь, что будет, - все равно
    «Дети ночи»
    Мы неведомое чуем
    И с надеждою в сердцах,
    Умирая, мы тоскуем
    О несозданных мирах.
    ………………………..
    Наши гимны - наши стоны;
    Мы для новой красоты
    Нарушаем все законы
    Преступаем все черты.
    Парки дряхлые, прядите
    Жизни спутанные нити,
    Ты шуми, веретено
    Все наскучило давно
    Трем богиням, вещим пряхам:
    Было прахом, будет прахом, Ты шуми, веретено
    Нити вечные судьбы
    Тянут Парки из кудели.
    Без начала и без цели
    Не склоняют их мольбы.
    Мы же лгать обречены:
    Роковым узлом от века
    В слабом сердце человека
    Правда с ложью сплетены.

    ◦ К группе старших символистов относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт,
    Ю.К.Балтрушайтис, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, Ф.К. Сологуб. В
    1899 году московские и петербургские символисты объединились и основали
    свое издательство «Скорпион», которое занялось публикацией альманаха
    «Северные цветы» и журнала «Весы», которые пропагандировали искусство
    модернизма.

    ◦ В начале 1900-х гг. символизм переживает новый этап развития, связанный с
    творчеством младосимволистов – В.И. Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л.
    Кобылинского). Младосимволисты стремились преодолеть крайний
    индивидуализм, абстрактное эстетство, свойственное творчеству старших
    символистов, поэтому в произведениях «младших» присутствует интерес к
    проблемам современности, в особенности – вопрос о судьбе России. Связано
    это было в первую очередь с концепцией исторического развития В.С. Соловьева,
    который утверждал, что историческая миссия России заключается в построении
    общества, базирующегося не на экономических или политических началах, а на
    началах духовных. Такой общественный идеал получил название «вселенской
    теократии».

    ◦ Соловьев утверждал также, что вселенную и человечество оберегает София –
    Премудрость Божия. Она – душа вселенной, она – Вечная Женственность,
    воплощение силы и красоты. Понимание Софии основывается, согласно учению
    Соловьева, на мистическом миросозерцании, которое свойственно именно
    русскому народу, ибо истина о Премудрости открылась русичам еще в
    одиннадцатом веке в образе Софии в Новгородском соборе. С этими
    пророчествами Соловьева связаны основные мотивы поэзии А. Блока и А. Белого.

    ◦ Противопоставление земного и небесного, символические образы туманов, вьюг,
    купины, символика цвета – все это позаимствовано из философских поэм Вл.
    Соловьева (в частности, «Три свидания» и «Три разговора»). Предчувствие конца
    истории, поклонение Вечной Женственности, борьба Востока и Запада – таковы
    основные темы поэзии младосимволистов.

    ◦ К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление
    уже не существует. Это было связано, во-первых, с тем, что наиболее талантливые
    поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному
    направлению; во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на
    сущность и цели искусства. Блок в 1910 году выступил с докладом «О
    современном состоянии русского символизма». Попытка В. Иванова обосновать
    символизм как целостное направление (в докладе «Заветы символизма»)
    оказалась безуспешной.

    ◦ 2. Moreno Valley - Spirit of the Moon
    ◦ 3. Ferdinand Hodler - Night
    ◦ 4. Giovanni Segantini - The Punishment of Lust
    ◦ 5. Albin Egger Lienz - Finale
    ◦ 7. Jean Delville - L"Ecole de Platon
    ◦ 8. Lucien Lévy-Dhurmer – Autumn Wind
    ◦ 9. Ferdinand Hodler - Day
    ◦ 10. Arnold Böcklin – Triton and Nereida
    ◦ 11. ???

    Электронный учебник М.В. Осмоловского, И.Ю. Осмоловской

    www . literatura - totl . narod . ru

    ДОСТУП К ДРУГИМ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕН

    СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ

    Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных.

    Ф.М. Достоевский

    Истоки русского символизма

    Как художественная система символизм сложился во Франции в 1870-е гг. в творчестве поэтов Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме, которые были последователями Шарля Бодлера, учившего видеть прекрасное в безобразном и утверждавшего, что каждый человек и каждый земной предмет существует одновременно в реальном мире и «ином бытии». Постичь это «иное бытие», проникнуть в тайную суть вещей и была призвана новая поэзия. Философские и эстетические установки русский символизм позаимствовал у французского, преломив, однако, западные идеи через учение В.С. Соловьева. Литературным предшественником русской символистской поэзии явился Ф.И. Тютчев – первый в России поэт-философ, попытавшийся выразить в своем творчестве интуитивное, подсознательное мироощущение.

    Возникновение русского символизма

    История русского литературного символизма началась с почти одновременного возникновения в Москве и Петербурге литературных кружков, объединивших поэтов-декадентов, или старших символистов . (Слово «декадентство», происходящее от французского decadence – упадок, обозначает не только направление в искусстве, но и определенное мировоззрение, в основе которого – тезис о непознаваемости мира, неверие в прогресс и в силу человеческого разума, мысль об относительности всех нравственных понятий). В 1892 году молодые поэты В.Я. Брюсов (в Москве) и Д.С. Мережковский (в Петербурге) заявили о создании нового литературного направления. Брюсов, увлекавшийся поэзией французских символистов и философией А. Шопенгауэра, издал три сборника стихов «Русские символисты» и, объявив себя вождем нового направления, Мережковский в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», где указал, что отечественная литература, многие десятилетия находившаяся под влиянием идей Чернышевского, Добролюбова и Писарева, зашла в тупик, так как чересчур увлеклась социальными идеями. Главными принципами новой литературы, по мнению Мережковского, должны стать

    1) мистицизм;

    2) символизм

    3) расширение художественной впечатлительности.

    Одновременно он издает поэтический сборник «Символы», с которого, собственно, и началась история русского символизма.

    К группе старших символистов относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт, Ю.К.Балтрушайтис, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, Ф.К. Сологуб. В 1899 году московские и петербургские символисты объединились и основали свое издательство «Скорпион» , которое занялось публикацией альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы» , которые пропагандировали искусство модернизма.

    В начале 1900-х гг. символизм переживает новый этап развития, связанный с творчеством младосимволистов – В.И. Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л. Кобылинского). Младосимволисты стремились преодолеть крайний индивидуализм, абстрактное эстетство, свойственное творчеству старших символистов, поэтому в произведениях «младших» присутствует интерес к проблемам современности, в особенности – вопрос о судьбе России. Связано это было в первую очередь с концепцией исторического развития В.С. Соловьева, который утверждал, что историческая миссия России заключается в построении общества, базирующегося не на экономических или политических началах, а на началах духовных. Такой общественный идеал получил название «вселенской теократии». Соловьев утверждал также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость Божия. Она – душа вселенной, она – Вечная Женственность, воплощение силы и красоты. Понимание Софии основывается, согласно учению Соловьева, на мистическом миросозерцании, которое свойственно именно русскому народу, ибо истина о Премудрости открылась русичам еще в одиннадцатом веке в образе Софии в Новгородском соборе. С этими пророчествами Соловьева связаны основные мотивы поэзии
    А. Блока и А. Белого. Противопоставление земного и небесного, символические образы туманов, вьюг, купины, символика цвета – все это позаимствовано из философских поэм Вл. Соловьева (в частности, «Три свидания» и «Три разговора»). Эсхатологические направления, предчувствие конца истории, поклонение Вечной Женственности, борьба Востока и Запада – таковы основные темы поэзии младосимволистов.

    К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. Это было связано, во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства. Блок в 1910 году выступил с докладом «О современном состоянии русского символизма». Попытка В. Иванова обосновать символизм как целостное направление (в докладе «Заветы символизма») оказалась безуспешной.

    На снимке: Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

    ==========================================================================

    Художественные принципы символизма

    Сущность символизма – установление точных соответствий между видимыми и невидимым мирами .

    Эллис

    Все в мире полно скрытого значенья.

    Мы на Земле – как бы в чужой стране

    К.Д. Бальмонт

      Центральным понятием эстетической системы символизма является символ (от греческого Symbolon – условный знак) – образ, вмещающий в себя бесконечное множество смыслов. Восприятие символа базируется на ассоциативности человеческого мышления. Символ позволяет постичь то, что нельзя выразить словами, что находится за пределами чувств. Андрей Белый вывел трехчленную формулу символа:

    Символ = a * b * c

    а – символ как образ видимости (форма);

    b – символ как аллегория (содержания);

    с – символ как образ вечности и знак «иного мира» (формосодержание).

      Искусство символизма призвано интуитивно постигать мир, поэтому произведения символистов не поддаются рациональному анализу.

      Стихи символистов отличаются музыкальностью , так как они считали музыку праосновой жизни и искусства. Музыкальность стихов достигается благодаря частому использованию ассонансов, аллитераций, повторов.

      Как и в романтизме, в символизме господствует идея двоемирия : миру земному, реальному противопоставляется мир запредельный «реальнейший», вечный. Согласно учению В.С. Соловьева, земной мир является лишь тенью, отблеском высшего, невидимого мира. Как и романтикам, символистам свойственна тоска по идеалу и неприятие несовершенного мира:

    Создал я в тайных мечтах

    Мир идеальной природы.

    Что перед ним этот прах:

    Степи, и скалы, и воды!

      Поэзия символистов подчеркнуто сосредоточена на внутреннем мире лирического героя, на его многогранных переживаниях связанных с трагическим состоянием мира, с таинственной связью человека и вечности, с пророческими предощущениями вселенского обновления. Поэт-символист понимается как связующее звено между земным и небесным, поэтому его прозрения и откровения понимаются по выражению Валерия Брюсова, как «мистические ключи тайн», позволяющие читателю представить себе иные миры.

      Слово в произведениях символизма многозначно , что отражено в формуле N +1 , то есть ко множеству значений, которыми обладает слово, всегда можно добавить еще одно значение. Многозначность слова определяется не только тем и смыслами, которые вкладывает в него автор, но и контекстом произведения, контекстом творчества писателя, соотнесенностью слова-символа и мифа (например, сирена автомобиля в стихотворении Блока напоминает сирен, едва не погубивших гомеровского Одиссея).

    ЛИРИКА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА БЛОКА

    Когда я уйду на покой от времен,

    Уйду от хулы и похвал,

    Ты вспомни ту нежность, тот ласковый сон,

    Которым я цвел и дышал.

    А.А.Блок

    (эти строки высечены на могиле поэта)

    Символистом можно только родиться… Быть художником – значит выдерживать из миров искусства, совершенно не похожих на этот мир, только страшно влияющих на него… и мирам этим нет числа…

    А.А.Блок

    Первый стихотворный цикл А.А. Блока «Ante Lucem» был написан им в возрасте 18 – 20 лет и включал в себя 76 стихотворений. Большинство из них поэт посвятил Ксении Михайловне Садовской – женщине, которая была старше поэта на 19 лет, но страстно им любимой.

    К 1906 году в среде молодых символистов стихи Блока имели шумный успех. В это время Блок заканчивает филологический факультет Петербургского университета, он уже 3 года женат на Любови Дмитриевне Менделеевой (1881-1939), которой и посвятил свой поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме» . Стихи 1901-1902 годов, составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта ("...когда я носил в себе великое пламя любви " , – написал Блок в дневнике 1919 года). Эта книга – исток всего творчества Блока. На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда, до конца жизни. В этом сборнике Блок ничего не придумывал, он лишь преобразил реальные события в миф о поэте-рыцаре и его светоносной подруге.

    "Стихи о Прекрасной Даме " – ранняя утренняя заря, – писал Блок в марте 1908 года, – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью...Там всё будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами, который посетил меня на исходе жизни..."

    В конце жизни Блок предполагал использовать свои письма к Менделеевой как комментарий к этому сборнику. М.А. Бекетова сообщает, что в последние годы своей жизни Блок собирался издать книгу "Стихов о Прекрасной Даме" по образцу дантовской «Vita Nuova». Каждому стихотворению должны были предшествовать комментарии в таком роде: "Сегодня я встретил свою донну и написал такое-то стихотворение ". Следы такого замысла мы находим в наброске предисловия к предполагавшемуся новому изданию первой книги в 1918 году. Поэт пишет, что, перерабатывая снова и снова свои юношеские стихи, он заблудился в лесу собственного прошлого, и вот ему пришло в голову воспользоваться приёмом Данте, использованном в книге "Новая жизнь". Набросок заканчивается торжественными словами: "Спрашивая помощи и тихих советов у Той, о Которой написана книга, я хочу, чтобы мне удалось дописать её таким простыми словами, которые помогли бы понять её единственно нужное содержание другим ". И в том же августе 1918 года в " Дневнике " Блок начинает свои "дантовские" комментарии.Они состоят из биографических заметок (с весны 1897 года до зимы 1901 года) и примечаний к 39 стихотворениям 1901 года. Замысел подробного мистического истолкования оказался слишком сложным, и автор больше к нему не возвращался. Всё же в этой весьма запутанной эзотерике есть драгоценные признания и мистические взлёты, позволяющие нам проникнуть в тайну жизнь поэта.

    Важным фактором для понимания первого поэтического сборника Блока является философия Владимира Соловьева, который, чувствуя катастрофическую неустойчивость жизни, говорил о грядущем перевороте и о явлении Вечной Женственности , которая спасет мир. Именно поэтому этот сборник наполнен предчувствиями скорого явления Вечной Женственности (у Блока она превращается в Прекрасную Даму). Мир Прекрасной Дамы (Вечной Жены), несущей в наш тёмный мир свет, противопоставлен миру реальному, в котором вынужден жить лирический герой. Такое противопоставление и определяет характерную для поэзии Блока борьбу божественного и демонического, света и тьмы. Вечную Женственность, по мнению Блока, нельзя понять с помощью разума, она постигается лишь интуитивно, её можно только предчувствовать. На это способен лишь поэт, и поэзия – это отражение мистического слияния души поэта с Мировой Душой (Софией).

    Одной из основных тем первого сборника становится тема любви, однако не простой, а любви, которая принимает форму высокого служения, молитвы, возносимой не земной женщине, а Владычице Вселенной.

    События и общественной жизни России в 1905-1907 гг., и личной жизни поэта приносят разочарование, и этим отчасти объясняется настроение поэтических сборников 1906-1907гг. Сборник «Нечаянная радость» , название которого повторяет название известной православной иконы, стал своеобразным переходом от «Прекрасной Дамы» к «Снежной маске». Поэт прощается с мечтами юности и с Прекрасной Дамой, которая «в поля отошла без возврата».

    В последующих сборниках («Снежная маска» 1907г. и «Фаина» 1908г.) борьба двух начал в человеческой душе продолжается, но побеждает начало демоническое. В это время Блок влюбляется в актрису театра Мейерхольда и Комиссаржевской Наталью Волохову, и именно к ней обращены эти сборники. “Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города”, – писал поэт.

    В этих стихотворениях заново, лихорадочно познается любовь. Примечательно, что Волоховой посвящены несколько циклов, стихотворения одного из них (“Снежной маски”) написаны всего за две недели. Все эти дни Блок проводит в кружке молодёжи, который собрался вокруг актёров театра Комиссаржевской. Белый заметил, что в эти годы у Блока даже почерк изменился, появилось в нем “более хвостиков, закруглений”.

    В центре сборников – либо образ демонической героини-соблазнительницы, либо образ девы, подобной Снежной Королеве, которая своей холодностью опустошает душу. В этот период Блок – законченный пессимист, поэтому лирический герой сборников одинок, его душа опустошена, жизнь кажется бесцельной, а все мечты о будущем терпят крах. В статье «Крушение гуманизма» Блок напишет: «Оптимизм – мировоззрение неглубокое… Только трагическое мироощущение помогает познать мир во всей его сложности и противоречивости».

    Создание цикла “Кармен” относится к моменту увлечения Блоком оперной актрисой - Любовью Александровной Дельмас. Увидев ее впервые в оперном театре в роли Кармен, он стал посещать все спектакли с участием актрисы. Он писал тогда: “Как редко дается большая страсть! - но когда приходит она - ничего после неё не остается, кроме всеобщей песни ”. Кармен – это образ роковой, страстной и свободолюбивой женщины, готовой пожертвовать всем ради сохранения своей внутренней независимости, – такой образ создал когда-то Проспер Мериме. Однако как же ее видел и понимал Блок? Поэт создал, основываясь на образе подлинной Кармен, свою собственную героиню. Любовь Александровна Дельмас мало повлияла на формирование образа, она скорее была толчком, послужившим к созданию цикла. На протяжении всего цикла Кармен выступает символом бушующей стихии. И так же, как Кармен - символ стихии, так и любовь Блока - стихия. Он писал: “…есть страсть - освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы”. А любовь в понимании Блока – стихия творческая, которая “таит в себе семена культуры”, та стихия, которая делает поэта таким же, как и Кармен. Эта любовь порождает “творческие сны”, но она кратковременна и разрушительна, как стихия. Для нее шар земной “лишь красный облако дыма, где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит”.

    Особое место в творчестве Блока занимает тема Родины . Образ России сливается в лирике поэта с образом жены: «Русь моя, жена моя! До боли нам ясен долгий путь…». Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Россия в этом произведении предстаёт как спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается её тайной:

    Русь опоясана реками

    И дебрями окружена

    С болотами и журавлями

    И смутным взором колдуна...

    Итогом размышлений Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина" (1907–1916). К различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу...", где судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, что тоже традиционно для русской поэзии.

    Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, как в годы золотые..."). В последних произведения цикла "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии – "На поле Куликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.

    С циклом «Родина» мотивно и тематически связаны поэмы «Двенадцать» (1918) и «Возмездие» (1919).

    Русский символистский роман

    Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я – Поэт.

    Ф.К. Сологуб

    Среди русских символистов большую известность как романист приобрел Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников) . В 1895 году он опубликовал роман «Тяжелые сны» , сюжетная схема которого на первый взгляд повторяет фабулу романа Достоевского «Преступление и наказание»: провинциальный учитель Логин решает бороться с мировым злом и, видя средоточие последнего в директоре гимназии, убивает его. Однако если герой Достоевского приходит к покаянию через нравственные искания, то герой Сологуба, напротив, приходит к отрицанию каких бы то ни было нравственных критериев. В подсознание Логина позволяют заглянуть его сны, в которых герою кажется, что он идет по мосту через реку и проваливается. Пространство романа замкнуто, создается впечатление, что кроме города, где живет Логин, в мире больше ничего нет. Таким образом, герой романа живет в страшном замкнутом саморазрушающемся мире, в котором нет и не может быть места добру и справедливости, а его преступление, в конечном счете, оказалось бессмысленным, ибо изначальная цель героя недостижима.

    Особое явление в творчестве Сологуба представляет собой роман «Мелкий бес» (1902). Центральная фигура романа – провинциальный учитель Передонов, сочетающий в себе черты чеховского Беликова и щедринского Иудушки. Сюжет романа основан на стремлении героя получить должность инспектора училища и жениться. Однако Передонов труслив и подозрителен, и весь ход романа определяется постепенным разложением его личности. В каждом жителе городка он видит нечто гнусное, зловредное, низменное: «Все доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь». Передонов оказался во власти злых иллюзий: не только люди, но и предметы в больном сознании героя становятся его врагами. Карточным королям, дамам и валетам он выкалывает глаза, чтобы не следили за ним. В ученике Саше Пыльникове Передонову мерещится девочка. Свою сожительницу он подозревает в корысти и коварных замыслах. Передонову кажется, что его преследует Недотыкомка, пугающая его своей серостью и бесформенностью, и в конце концов она становится символом серости окружающего мира. Весь мир оказывается материализованным бредом, и все завершается тем, что Передонов убивает Володина. Впрочем, у Сологуба убийство представлено как принесение жертвы: Передонов убивает Володина садовым ножом. Опираясь на традиции Гоголя, Сологуб изображает мир «мертвых душ», чье бытие иллюзорно. Все жители городка – маски, марионетки, не осознающие смысла своей жизни.

    Как романист получил европейскую известность и Дмитрий Сергеевич Мережковский , символистская лирика которого не имела большого художественного значения, но романы явились воплощением его философских взглядов. По Мережковскому, в мировой жизни борются две правды – небесная и земная, дух и плоть, Христос и Антихрист. Первая правда воплощается в стремлении человека к самоотречению и слиянию с Богом. Вторая – в стремлении к самоутверждению и обожествлению собственного «Я». Трагизм истории – в разъединении двух правд, цель – в их слиянии. Историко-философской концепции Мережковского определяется структура трилогии «Христос и Антихрист» , в которой он рассматривает поворотные моменты развития человеческой истории, когда столкновение двух правд проявляется с наибольшей силой:

      поздняя античность (роман «Смерть богов»);

      эпоха Ренессанса (роман «Воскресшие боги»);

      петровская эпоха (роман «Антихрист»).

    В первом романе император Юлиан стремится остановить ход истории, спасти от гибели античных богов, культуру совершенства человеческого духа. Но Эллада гибнет, олимпийские боги умерли, разрушены их храмы, торжествует дух «черни» и пошлости. В финале романа вещая Арсикая пророчествует о возрождении духа Эллады, и с этого возрождения начинается второй роман. Воскресает дух античности, воскресают боги Эллады, а человеком, синтезирующим в себе обе жизненные правды, становится Леонардо да Винчи. В третьем романе Пётр I и сын его Алексей представлены как носители двух исторических начал – индивидуалистического и народного. Столкновение Петра и Алексея – столкновение Плоти и Духа. Пётр сильнее – он побеждает, Алексей предчувствует грядущее слияние двух правд в царстве «третьего завета», когда будет снят трагизм раздвоения.

    Одним из лучших модернистских романов в европейской литературе считается «Петербург» (1916) Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева) . Развивая в нем тему города, намеченную еще в сборнике «Пепел», Белый создает мир полный фантастических кошмаров, извращенно-прямых перспектив, обездушенных людей-призраков. В беседе с Ириной Одоевцевой Белый подчеркивал: «Нигде в мире я не был так несчастен, как в Петербурге. Я всегда тянулся к Петербургу и отталкивался от него… Мой Петербург – призрак, вампир, материализовавшийся из желтых, гнилых, лихорадочных туманов, приведенных мною в систему квадратов, параллелепипедов, кубов и трапеций. Я населил свой Петербург автоматами, живыми мертвецами. Я сам тогда казался себе живым мертвецом».

    Роман состоит из восьми глав, пролога и эпилога. К каждой из глав предпослан эпиграф из произведений Пушкина, причем все эпиграфы так или иначе связаны с темой Петербурга, города в котором все подчинено нумерации и регламентации. Царский сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов стремится законсервировать, заморозить живую жизнь. Для него, как и для персонажей Щедрина и Чехова, ясный смысл имеют только бюрократические предписания. Поэтому и пространство романа складывается из представлений и фантазий героев: отец и сын Аблеуховы боятся открытых пространств, а все объемное предпочитают воспринимать как регламентированное сочетание плоскостей. Взорвать плоское пространство хочет террорист Дудкин (пародийный образ революционера) с помощью бомбы с часовым механизмом – символ времени, стремящегося к самоуничтожению. Образ Дудкина, гротескно вбирающий в себя черты террористов из романа Достоевского «Бесы», связан с идеей противопоставления «революции в духе» и революции социальной. О неистинности последней неоднократно говорил Белый, выдвинув теорию «белого домино» – теорию духовного преображения человека и человечества под влиянием мистических переживаний. В романе «Петербург» писатель подчеркивает, что и Аблеуховы, и Дудкин являются орудиями так называемого монгольского нигилизма, разрушения без созидания.

    Роман «Петербург» оказался последним в ряду русских символистских романов, в которых так или иначе преломились эстетические и социальные взгляды поэтов-символистов.

    АКМЕИЗМ

    На смену символизма идет новое направление... Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом.

    Н.С.Гумилев

    Они спят беспробудным сном без сновидений; они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще; в своей поэзии они замалчивают самое главное... – душу.

    А.А.Блок

    К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис, так как ничего нового символисты создать уже не могут. В 1909 году закрываются журналы «Золотое руно» и «Весы». С 1910 года как единое направление символизм уже не существует, но как художественный метод он остается в творчестве А.Белого и А.Блока. Роман Белого «Петербург» (1916) и поэма Блока «Двенадцать» (1918) подвели итог эпохе символизма. Попытка Вячеслава Иванова обосновать символизм как существующее целостное направление оказывается безуспешной (доклад «Заветы символизма»).

    Осенью 1911 года Николай Степанович Гумилёв, начинавший как поэт-символист, создает кружок «Цех поэтов» , объединив в нем таких начинающих поэтов, как Сергей Митрофанович Городецкий, Анна Андреевна Ахматова (Горенко), Осип Эмильевич Мандельштам, Владимир Нарбут и Михаил Зенкевич. Создавая новое литературное направление, Гумилёв призывал взять из символизма все лучшее. В 1912 году на одном из заседаний «Цеха поэтов» его участники назвали себя «акмеистами» (производное от греческого acme – цвет, цветущая пора, высшая степень чего-либо), а официально о создании акмеизма было заявлено 11 февраля 1912 года . Также акмеисты именовали себя «адамистами», связывая с библейским Адамом свои представления о мужественно твердом и ясном взгляде на жизнь («у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё»). С. Городецкий так объяснил это в стихотворении «Адам»:

    Просторен мир и многозвучен,

    И многоцветней радуг он,

    И вот Адаму мир поручен,

    Изобретателю имен.

    Назвать, узнать, сорвать покровы

    И праздных тайн, и ветхой мглы –

    Вот первый подвиг. Подвиг новый –

    Живой земле пропеть хвалы.

    Трибуной акмеистов стал журнал «Аполлон», где были опубликованы их поэтические декларации.

    Целостным направлением акмеизм не стал. Под его флагом выступили многие поэты, которые так и не выработали ни единого стиля, ни единого мировоззрения, и уже через несколько лет акмеизм себя исчерпал. Тем не менее, можно выделить характерные для поэзии акмеизма черты:

      приятие земного мира в его зримой конкретности, отказ от ухода в «иные» миры («ожили камни и металлы, отовсюду хлынули звери, радостно засверкал мир, избавившись от символистских туманов»);

      эстетическое восприятие природы, культуры, мироздания и мира вещей;

      мысль о равноправии всего сущего;

      поэтическое слово не многозначно, а имеет четкий смысл: n = n ;

      обращение к минувшим культурным эпохам (у Мандельштама – античность; у Ахматовой – Древняя Русь; у Гумилева – экзотические страны).

    В отличие от символистов, которые стремились познать тайный смысл бытия, акмеисты утверждали, что действительность непознаваема, мир следует принимать «во всей совокупности красот и безобразий». В статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С.Гумилев заметил: «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню».

    ЛИРИКА АННЫ АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ (1889- 1966)

    И если Пушкин – солнце, то она

    В поэзии пребудет белой ночью.

    Е.А.Евтушенко

    До убожества ограничен диапазон ее поэзии, - поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной... Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой.

    А.А.Жданов

    Лирические сборники

    Поэмы

    Литературоведческие работы

    «Вечер» (1912)

    «Чётки» (1914)

    «Белая стая» (1917)

    «Подорожник» (1921)

    «Anno Domini» (1922)

    «Тростник» (1940)

    «Из шести книг» (1940)

    «Седьмая книга» (1945)

    «Бег времени» (1965)

    «У самого моря» (1914)

    «Путём всея Земли» (1940)

    «Реквием» (1935 – 1940)

    «Поэма без героя» (1962)

    «Об Александре Блоке»

    Цикл статей о Пушкине

    «Амедео Модильяни»


    Первые стихотворные опыты Ахматовой относятся к 1904 – 1905 гг. (около 100 стихотворений). Они сразу привлекли внимание современников и критиков, т.к. впервые женщина-поэт так откровенно говорила о себе и своих чувствах. Многие сравнивали Ахматову с древнегреческой поэтессой Сапфо. Сегодня Ахматова считается основоположницей так называемой «женской поэзии» в русской литературе. Весь творческий путь Ахматовой – это исцеление от духовной болезни, душевной изломанности (мироощущение на рубеже 19 – 20 веков). Ахматова стремится постичь христианские и общечеловеческие ценности.

    Для ранней лирики Ахматовой характерно обращение к национальной культуре и истории («Смуглый отрок бродил по аллеям...»), к фольклорным и религиозным мотивам («Хорони, хорони меня, ветер...»). В 1911 году входит в «Цех поэтов» и становится его секретарём. К середине 1910-х гг. Ахматова уже настолько известна, что литературоведы делают первые попытки проанализировать особенности её лирики (Жирмунский, Эйхенбаум, Виноградов, Василий Гиппиус).

    Характерные черты лирики :

      Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») – в основном лирика любви . Новизна в интерпретации этой традиционной темы проявилась в том, что

    а) о любви пишет женщина;

    б) любовное лирическое стихотворение обрело новую форму.

    2. Лирика А.А.Ахматовой стала объектом литературоведческих и лингвистических исследований. А.Блок по этому поводу писал: «Её лирика стала достоянием доцента».

    3. «Романность » ахматовской лирики (термин был введен Б.Эйхенбаумом в 20-е годы 20 века) – в каждом сборнике есть повествовательная линия, эпическая композиция, конфликт героев. В.Гиппиус писал: «В немногих строчках рассказана драма». Многие стихотворения представляют собой фрагмент романа («Смятение», «Хочешь знать, как все это было?», «Подошла. Я волненья не выдал...») или «необработанные» дневниковые записи («Он любил...»)

    4. Дневниковость стиля.

    5. «Вещный психологизм » - автор говорит о своих чувствах не непосредственно, а через жест, предмет, движение. Вещи как бы становятся участниками переживаний лирической героини (например, стихотворение «Смятение»:

    Мне очи застит туман,

    Сливаются вещи и лица,

    И только красный тюльпан ,

    Тюльпан у тебя в петлице.

    Обида, отчаяние, ревность – всё сосредоточилось в ослепительно красном цветке. Только его сквозь слезы видит героиня, только он имеет цвет в обесцветившемся мире)

    6. «Предметность », «вещность» ахматовской лирики уходит корнями не только в эстетику акмеизма, но и тесно связана с традициями русской классической прозы (Гоголь, Гончаров, Чехов)

    7. Героиня является читателю в бесконечном разнообразии женских судеб: жены, матери, любовницы, вдовы, изменницы или жертвы измены. По выражению Александры Коллонтай, стихи Ахматовой – «целая книга женской души». Лирический герой тоже сложен и многолик: друг, любовник, брат, муж – коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий. Отношения любящих намеренно приземлены, но в состоянии любви мир видится иначе, открывается «необычность обычного»:

    Ведь звезды были крупнее,

    Ведь пахли иначе травы.

    Ахматова называет любовь «пятым временем года», когда мир открывается в какой-то иной, дополнительной реальности, когда мир по-иному узнаваем:

    То пятое время года,

    Только его славословь,

    Дыши последней свободой,

    Оттого что это – любовь.

    Высоко небо взлетело,

    Легки очертанья вещей,

    И уже не празднует тело

    Годовщину грусти своей.

    РУССКИЙ ФУТУРИЗМ

    ...русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В.Каменский.

    М.Горький

    дыр бул щыл

    убещур

    скум

    вы со бу

    рлэз

    А.Е.Крученых

    Русский футуризм первоначально возник как школа в живописи, а свое название получил от латинского futurum – будущее. С началом русского литературного футуризма связывают возникновение в 1909 году группы художников и поэтов «Гилея» («Будетляне») .

    Главное влияние на русский футуризм оказала итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года , впервые появилось слово «футуризм». В своем манифесте Маринетти писал: «Нет шедевров без агрессивности... Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки». Маринетти призывал разрушить синтаксис, отменить знаки препинания, отказаться от того, чтобы быть понятым. Свой манифест он заканчивал так: «Будем смело творить «безобразное» в литературе... Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства».

    В русском литературном футуризме обозначились два течения: эгофутуризм и кубофутуризм . Группу эгофутуристов возглавлял Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв), но их творчество было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным. Кубофутуризм воспринял некоторые идеи итальянского футуризма, но отказался от чрезмерной агрессивности. В русском футуризме было скорее бунтарское начало, нежели агрессивное.

    В группу кубофутуристов «Гилея» вошли Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Василий Каменский, Владимир Маяковский. Они выступили со сборниками «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). В предисловии к сборнику «Пощечина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Крученых, Маяковский и Хлебников, говорилось: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Свою задачу футуристы видели не только в том, чтобы поразить воображение читателя, но и передать общую атмосферу современной жизни с ее убыстряющимися темпами.

    Для эстетики футуризма было характерно:

      отрицание гармонии;

      деэстетизация творчества («Улица провалилась, как нос сифилитика...»);

      преобладание формы над содержанием;

      попытка создать некий «заумный язык», многочисленные неологизмы (слова, созданные автором): «крылышкуя», «лебедиво», «зинзивер», «времирей», «смеянствуют». Чтобы найти новый смысл в слове, футуристы разлагали слово: n : х ;

      искусство футуристов было направлено не к человеку, а от него;

      телеграфный синтаксис – отсутствие знаков препинания.

    Деформируя действительность, футуристы стремились подчеркнуть дисгармонию мира. Однако энергия разрушения привела к тому, что искусство футуризма стало носить античеловеческий характер. Слишком радикальные высказывания футуристов отпугивали широкого читателя, а «заумный язык», который они изобретали, так и не стал языком будущего. Футуристы хотели пройти от нуля к бесконечности, но прошли обратный путь, потому что человек без прошлого напоминает бабочку-однодневку, родившуюся на заре и умирающую к вечеру. В 1914 году русский футуризм тихо скончался, не оставив наследника.

    Символистов. Истоки русского символизма . Валерий Яковлевич Брюсов. ... Творчество Л.Н.Толстого 2 ч. 2 ч. 2 ч. 5 ч. 1 ч. 12 ч. 17 Творчество Ф.М.Достоевского 1 ч. 2 ч. 2 ч. 3 ч. 8 ч. 18 Творчество Н.С.Лескова 1 ч. 1 ч. 1 ч. ...

  1. Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и литература код, специальность

    Рабочая программа

    Ф.М.Достоевский . Содержание 8 Сведения из биографии. «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской ... течений: И.Ф.Анненский, М.И. Цветаева. Символизм . Истоки русского символизма . Влияние западноевропейской философии и поэзии на...

  2. Русская философия сравнительно позднее образование нашей национальной культуры, хотя предпосылки ее появления уходят далеко вглубь российской и славянской ис

    Документ

    Характером и историческим признанием. Духовные истоки национальной истории объясняются в его работах... их в творчестве великих русских писателей Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского , И.А. Гончарова. Символизм Д.С. Мережковского стремится...

  3. М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

    Литература

    Тебе, тюрьма!" Несомненно, исток многих глубинных идей в творчестве Достоевского обретается в его тяжелом... : именно Соловьёв определил основополагающую идею русского символизма . Своеобразным поэтическим манифестом называют известные...