Связанные с восстанием охватывают период с 1670 по 1671годы. Сторонами вооруженного конфликта выступали казацко-крестьянские войска с одной стороны и царские войска с другой. Восстание охватило регионы Поволжья, Дона и Мордовии. Некоторыми историками данные события называются крестьянской войной Степана Разина.

Лидер восстания - атаман Разин родился на Дону в станице Зимовейская около 1630 года. Первое упоминание о нем датируется 1652 годом. К этому моменту Разин уже был атаманом и выступал в роли полномочного представителя донского казачества, что указывает на высокий авторитет и богатый военный опыт. В период с 1662 по 1663 годы он успешно руководит казачьими войсками во время военных действий против Османской империи и Крымского ханства.

В 1665 году, во время волнений на Дону, по приказу князя Долгорукова был казнен брат Разина - Иван, тоже являвшийся видным казачьим предводителем. Судя по всему, это событие оказало очень сильное влияние на взгляды Разина и его дальнейшую судьбу. Атаман возгорелся намерением отомстить царской администрации и повсеместно установить военно-демократический строй, присущий казацкой среде.

Среди глобальных причин крестьянской войны под предводительством Разина необходимо отметить усиление централизованной власти, не угодное казакам, и усиление крепостного гнета. Также стоит упомянуть ситуацию сильного экономического спада, обусловленного длительной войной с Польшей и Турцией, повлекшую за собой повышение налогов и снижение общего уровня жизни. Ситуация усугублялась свирепствовавшими эпидемиями и начинающимся массовым голодом.

Восстанию предшествовал разинский «поход за зипунами», то есть поход с целью захвата добычи, продолжавшийся с 1667 по 1669 годы. Казаки под предводительством Разина перекрыли Волгу, являвшуюся главной судоходной рекой страны, и занялись захватом проплывающих мио кораблей с целью получения добычи. Летом 1169 года казаки захватили Яицкий городок и продолжили движение к Кагальницкому городку. Захватив его Разин, занялся массовым набором войск. Получив в свое распоряжение достаточное количество людей, он заявляет о начале похода на .

Массовые военные действия начались весной 1670 года. Сначала восставшие берут штурмом Царицын, затем берут Астрахань, которая сдалась без боя. Местный воевода и представители дворянства были казнены, на их месте организовывается собственное казацкое правительство. После этих событий начинается массовый переход на сторону Разина крестьян Среднего Поволжья и представителей местных народностей. В начале осени 1670 года восставшие взяли в осаду Симбирск, однако взять его не смогли. На встречу разинцам двинулись царские войска под предводительством князя Долгорукого.

В ходе разразившегося сражения осада была снята, а казачьим войскам было нанесено сокрушительное поражение. Получивший тяжелое ранение, Степан Разин был вывезен сподвижниками на Дон. Опасаясь расправы, другие предводители восстания решают выдать Разина царским властям. Плененный атаман был отвезен в Москву, где в июне 1671 года был казнен путем четвертования. Повстанцы, оставшиеся верными Разину, продолжали удерживать Астрахань, несмотря на его гибель. был взят лишь в ноябре 1671 года.

Причиной поражения разинцев стали их неорганизованность, разрозненность действий и отсутствие четких целей. После окончания войны начались массовые расправы над восставшими, всего было уничтожено около ста десяти тысяч человек.

Казацко-крестьянское движение против крепостничества под предводительством известного казачьего атаманаявляется наиболее мощным и масштабным в XVII столетии в истории России. началось на Дону и распространилось на прикаспийские и приволжские земли, охватив большие территории и затронув многие народы.

Резкое изменение социальной обстановки в казачьих областях на Дону послужило причиной того, что началось восстание Степана Разина. Год за годом положение крестьян ухудшалось. На Дон и приволжские земли стекались беглые крестьяне, стремившиеся избавиться от закрепощения. Но и здесь их положение оставалось тяжелым, так как коренное казачество неохотно принимало их на своих землях. Это вынуждало «голутвенных» казаков объединяться и заниматься разбоем и грабежами.

Восстание Степана Разина началось как грабительский набег казаков на приволжские земли. В 1667 году Разин захватил на Волге, где к нему присоединились многие казаки. В 1668 году разинцы разорили Каспийское побережье, после чего вступили в противостояние с Ираном. Казаки захватили город Ферахабад, одержали крупную победу над иранским флотом и в 1669 году вернулись на Дон. Успехи Разина резко повысили его авторитет среди жителей Дона и Поволжья, что позволило ему восполнить потери и набрать новое войско.

Само крестьянское восстание Степана Разина началось в 1670 году. Весной он двинулся к Волге. Его поход сопровождался стихийными мятежами и беспорядками стремившихся освободиться от закрепощения. В мае был захвачен Царицын. Астрахань, Саратов и Самара открыли перед казаками ворота, где под его начало перешли многие стрельцы и посадские люди.

Осенью войско Степана Разина осадило укрепленный город Симбирск. В это время к восстанию присоединились многие местные народы: татары, чуваши, мордва. Однако осада затягивалась, что позволило царским воеводам собрать крупные войска. Царское правительство в спешке мобилизовало все силы для подавления восстания и направило 60-тысячное войско к Симбирску. 3 октября 1670 года под Симбирском между казаками и царскими силами произошло решающее сражение, в котором восставшие потерпели поражение.

Раненного Степана Разина верные ему казаки вывезли на Дон, где он собирался набрать новое войско, но домовитые казаки пленили его и выдали царским военачальникам. 6 июня 1671 года Степан Разин был четвертован в Москве. Однако с его смертью восстания не прекратились, многие казачьи атаманы продолжали борьбу еще на протяжении полугода. Только в ноябре 1671 года царским войскам удалось взять последний оплот разинцев - Астрахань.

Восстание под предводительством Степана Разина1670-1671 гг.в отличие от предыдущих его походов уже носило остро социальный характер, и многими историками называется «крестьянская война», так как против царской власти и крепостничества выступило население Дона и Поволжья, борясь против засилия власти и бесправности крестьянства.

Таким образом, восстание Степана Разина началось с казачьих разбоев и постепенно вылилось в полномасштабное крестьянское движение, целью которого было ослабление налогов и повинностей и улучшение жизни крестьянства.

Степан Разин хорошо известен не только как историческая личность, но и как персонаж художественных произведений: народная песня о Стеньке Разине, исторический роман А.П. Чапыгина «Разин Степан» и др. Какие причины побудили простого донского казака Степана Тимофеевича восстать против царской власти Алексея Михайловича? Один из очевидцев тех событий голландец Ян Стрейс пишет, что бунтарь сам пояснял эту причину местью за брата, которого казнили по приказу полководца Юрия Долгорукого в 1665 году во время похода против поляков. Но все же, видимо, не это подвигло его выступить против царя, так как он выступал также и против персидского повелителя, который лично ему ничем не навредил.

Официально объясняет причины восстания общим недовольством крестьян жизнью в условиях крепостного права. Возглавив войско донских казаков, в которое влились и беглые крестьяне, недовольные царской политикой, Разин начал «гулять» по Волге, занимаясь грабежами русских и иностранных купцов (1667г.). Затем (1668 – 1669г.) вместе со своей шайкой голытьбы направился через Каспийское море в Персию – тоже с грабительской целью. Легенду о захваченной в плен персидской княжне и за строптивость утопленной в Волге пересказывает народ в песне. Этот факт доподлинно не известен, но вполне вероятен, учитывая необузданный характер казака-разбойника. После персидского похода отряды бунтаря вернулись на Волгу, затем перешли Дон. Везде его войско пополнялось «голутвенными» людьми, то есть, голытьбой из казаков и беглых крестьян. О беглых: убежав от крепостников центральной России на Волгу или Дон, они не могли обустраиваться на новых местах, живя мирным трудом, и тогда присоединялись к предводителю. Это уже не просто шайка, а целое разбойничье войско сформировалось у атамана.

Весной 1670-го года он повел своих людей на Волгу, летом того же года взял Астрахань, где его люди, по-разбойничьи, нещадно перерезали всех бояр и даже священников. Разграбив и разорив Астрахань, он направился по Волге на север. Беспорядочный крестьянский бунт с этого времени перерастает в восстание, а потом в полноценную крестьянскую войну. К Разину примкнула земщина, инородцы – все, кто был против царских законов и произвола бояр на местах. С катастрофической быстротой расширялась территория, охваченная огнем войны. Со своими войсками он по Волге быстро продвигался на север, завоевывал города и подошел к Симбирску - здесь произошел перелом в войне. Под Симбирском Степана встретило прекрасно обученное царское войско во главе с князем Ю.Н. Барятинским и разгромило крестьянские отряды бунтаря. Сам же предводитель со своими казаками под покровом ночи, оставив войско волжских крестьян, бежал на Дон. Утром повстанцы увидели, что их предали, и стремительно кинулись к Волге, где стояли их суда. Но Барятинский, конечно, предусмотрел такой вариант и опередил беглецов. Всех или расстреляли, повесили, либо взяли в плен. В назидание другим, на берегу Волги построили сотни виселиц, на которых еще долго болтались тела бунтовщиков. После поражения в этой войне, люди постепенно приходили в себя. А слухи о виселицах по берегу Волги сильно отрезвило отчаянных людей, готовых к бунту.

А самое главное – бегство Степана Разина. Оно не добавляло ни смелости, ни дерзости, ни мужества недовольным крестьянам. Он разочаровал их своим предательством, и бегством, поставил крест на своей судьбе. Но на Дону еще пытался воевать. Против него собрал войско донских казаков атаман Корнила Яковлев. Атаман отражал эти выступления, как всегда, жестоко расправляясь с противниками. Но его не спасла жестокость. Уже и Дон стал его отторгать. Разин предпринял еще одну попытку взять Черкасск. Она оказалась неудачной и он отступил в город Кагальник. Там его нашло казачье ополчение Корнилы Яковлева. Напав на Кагальник, разбив отряды повстанцев и взяв его вместе с братом Фролкой в плен, казаки сдали атамана Разина царскому правительству. Сам Яковлев доставил братьев в Москву, где они и были казнены.

В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло в южных районах России, где земли по Дону были заселены казаками. Особенности их положения (оборона пограничных земель от крымцев и ногайцев) обусловливали их отношения с центром, который обеспечивал их хлебным жалованьем, а также не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакам для пополнения своего имущественного положения приходилось собирать походы "за зипунами". Однако в 60-х годах правительство стало противодействовать им, тогда начались волнения.

Во главе восставших стоял домовитый донской казак Степан Разин. Первые его походы "за зипунами" через Каспийское море на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии (1668-1669) ничем не отличались от прочих, целью которых были грабежи казенных и купеческих караванов и иранских владений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г., превратился в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками и русскими крестьянами участвовали народы Поволжья; мордва, татары, чуваши и др. Весной отряды восставших овладели Царицыном, а в начале лета - Астраханью. Затем было принято решение продвигаться на север - вверх по Волге. Восстание охватило значительную территопию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре 1670 г. Симбирска, повстанцы были разбиты правительственными войсками. Разин ушел на Дон, где в феврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выдан правительству. После его казни (июнь) восстание пошло на убыль. Причинами поражения были стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы и его царистский характер.

Предпосылки и движущие силы освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг.

Одним из условий Люблинской унии 1569 г. - одного из ключевых событий истории Восточной Европы XVI-XVII вв. было присоединение украинских земель непосредственно к Польше. На плодородные земли Украины хлынули польские феодалы, как грибы стали расти фольварки - барские имения. Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства, постепенно приобретавший на территории Украины особенно изощренные и жесткие формы. Землевладельцы получили право судить и карать крестьян, вплоть до лишения жизни, а крестьянина, фактически, лишили даже права жаловаться на своего пана. Видавшие виды иностранные путешественники не переставали изумляться тяжести положения и бесправности украинского "хлопства". Положение крестьянства отягощалось и религиозным гнетом. После унии 1569 г. усилился натиск католической церкви, которая сама получала обширные земельные владения на Украине. В землях Украины и Белоруссии появляются представители ордена иезуитов, способствовавшие распространению католичества. Внедрению католичества способствовала и униатская церковь - созданная на соборе в г.Бресте в октябре 1596 г. Все это создавало весьма своеобразную ситуацию: паны, принадлежали к одной вере, а "хлопы" к другой. Излишне говорить о том, сколь тяжелые последствия это имело для последних. Ясно, что "хлопство" могло стать одной из движущих сил будущей освободительной войны против польских панов.

В весьма тяжелом положении оказались и жители городов - мещане. С середины XVI в. наблюдается определенный подъем городской жизни, развиваются старые города, появляются новые. Бурно развивалось ремесло, приобретавшее цеховые формы. Преградой на пути городской жизни становились польские феодалы. В землях Украины и Белоруссии существовало явление, неизвестное Московскому государству: наряду с государственными городами, которые являлись административными центрами и чаще всего управлялись на основе магдебургского права, было много городов, которые принадлежали магнатам. Но развитию городов препятствовало не только это, но и наличие многочисленных "юридик" - земельных владений светских и духовных феодалов на территории королевских городов. Они не подчинялись городским судам и администрации, вносили разброд и сумятицу в жизнь городов. Горожане начинают борьбу с засилием польских "можновладцев", объединяются вокруг православных соборов, создают "братства" - объединения православного населения. Первоначально эти организации ставили перед собой просветительские задачи, стремились сохранить и поддержать православие.

Было много поводов для недовольства и у православной шляхты, той, которая не ополячилась и не приняла католичество. Поляки оттесняли ее от занятия "урядов" (государственных чинов), подвергали гонениям за православие.

В аналогичном положении оказалось и православное духовенство. Православные священники изгонялись из храмов, им запрещалось вести службу на родном языке. Не случайно именно из рядов духовенства вышло много руководителей борьбы с поляками.

Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбе за свою свободу. Была и сила, способная возглавить движение в военном отношении. Такой силой стало казачество. С давних времен в необозримых плавнях устьев рек Днепра, Днестра и Буга бродил какой-то люд, включавший в себя разноэтничные элементы, испытывавший на себе мощное влияние соседней тюркоязычной степи (не случайно и само название "казак" произошло из тюркского языка). По мере развития социальных антагонизмов, усиления иноземного гнета количество таких людей постоянно увеличивалось. В конце XV в. на зиму они группировались вокруг южных городов: Винницы, Черкасс и др., а летом отправлялись на свой "промысел". За знаменитыми днепровскими порогами казаки создают свои укрепления - со временем возникает Запорожская Сечь - казацкая республика, унаследовавшая демократические традиции еще времен Киевской Руси. Главным органом власти здесь был казачий круг - рада, избиравшая старшину во главе с кошевым атаманом. Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей были весьма своеобразными. Польское правительство не без оснований видело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, поскольку они заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячила могущественная Османская империя. Вот почему довольно рано польское правительство пыталось переманить к себе на службу часть казачества, включить его в так называемый реестр (то есть список). Занесенные в список казаки получали жалованье и таким образом приобретали как бы официальный статус. Но значительно увеличивать количество реестровых правительство опасалось.

Именно казачество и вело своего рода военную подготовку освободительной войны середины XVII в. Конец XVI - начало XVII столетий ознамензвались многочисленными казацкими восстаниями. Из среды казачества выдвигались талантливые вожди (Криштоф Косинский, Северин Наливайко). Восстания продолжались и в 20-30-х годах. Павел Бут, Тетеря - вот имена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.

Связи с русским правительством со временем начинают устанавливать и "братства". Следует различать сознание украинским и белорусским населением единства судеб своих земель с Великороссией и непосредственные политические контакты с русским правительством, которые начинают устанавливаться лишь в первой четверти XVII столетия. "Братства" ведут своего рода идеологическую подготовку освободительной войны. Из среды братских авторов выходит так называемая "полемическая" литература, которая была направлена против католиков-иезуитов, где просвещенные авторы обращались к истории и культуре восточнославянских народов, доказывали общность их судеб, необходимость совместной борьбы с завоевателями.

К 1670 году формирование и упорядочение в войске Степана Разина было практически завершено. Степан Разин был схвачен и переправлен в Москву, где он по приказу царя был подвергнут жестоким пыткам. Именно в это время в войске Разина начались первые разногласия между казаками и крестьянами.

Восста́ние под предводи́тельством Степа́на Ра́зина, Крестья́нская война́ 1670−1671 или Восста́ние Степа́на Ра́зина - война в России между войсками крестьян и казаков и царскими войсками. К восстанию Степана Разина часто относят так называемый «поход за зипунами» (1667-1669) - поход повстанцев «за добычей». Отряд Разина блокировал Волгу, тем самым перекрыв важнейшую хозяйственную артерию России.

Клад Степана Разина

Получив добычу и захватив Яицкий городок, Разин летом 1669 года двинулся к Кагальницкому городку, где стал собирать свои войска. Когда собралось достаточно людей, Разин заявил о походе на Москву. Возвращаясь из «похода за зипунами», Разин посещал со своим войском Астрахань и Царицын. После похода к нему стала толпами идти беднота и он собрал немалое войско. Весной 1670 года начался второй период восстания, то есть собственно война. От этого момента, а не от 1667 года, обычно отсчитывают начало восстания.

Там они казнили воеводу и дворян и организовали собственное правительство во главе с Василием Усом и Фёдором Шелудяком. Собрав войска, Степан Разин пошел на Царицын и окружил его. Оставив командовать войском Василия Уса, Разин с маленьким отрядом отправился к татарским поселениям.

Он надеялся, что повстанцы разрешат ходить к Волге и брать оттуда воду, но пришедшие на переговоры сообщили разинцам, что они подготовили бунт и договорились о времени его начала. Бунтующие кинулись к воротам и сбили замки. Стрельцы стреляли в них со стен, но когда бунтующие открыли ворота и в город ворвались разинцы, сдались.

Восстание Степана Разина: в каком году случилось?

Лопатин был уверен, что Разин не знает его местоположения, а потому не ставил часовых. В самом разгаре привала на него напали разинцы. Они подошли с обоих берегов реки и стали стрелять по лопатинцам. Те в беспорядке сели на лодки и стали грести к Царицыну. На протяжении всего пути их обстреливали засадные отряды Разина.

Причины поражения восстания Степана Разина

Большую часть командиров Разин утопил, а пощаженных и рядовых стрельцов сделал гребцами-пленниками. Несколько десятков разинских казаков переоделось в купцов и вошло в Камышин. В условленный час разинцы подошли к городу. Купцы» убили охрану городских ворот, открыли их, и основные силы ворвались в город и взяли его. Стрельцов, дворян, воеводу казнили. Жителям велели собрать все самое необходимое и уходить из города.

В Царицыне состоялся военный совет. На нем решили идти на Астрахань. В Астрахани стрельцы были настроены положительно по отношению к Разину, это настроение подкармливалось злобой на начальство, которое платило им жалование с опозданием. Весть о том, что Разин идет на город, испугало власти.

Ночью разинцы напали на город. Одновременно там вспыхнуло восстание стрельцов и бедноты. Город пал. Мятежники провели свои казни, ввели в городе казачий режим и пошли на Среднее Поволжье с целью дойти до Москвы. После этого на сторону Разина добровольно перешло население Среднего Поволжья (Саратов, Самара, Пенза), а также чуваши, марийцы, татары, мордва.

Военные действия: основные события восстания Степана Разина

Под Самарой Разин объявил, что с ним идут патриарх Никон и царевич Алексей Алексеевич. Это ещё больше увеличило приток бедняков в его ряды. На протяжении всей дороги разинцы слали письма в различные регионы Руси с призывами к восстанию. В сентябре 1670 года разинцы осадили Симбирск, но не смогли взять его. На Разина двинулись правительственные войска во главе с князем Ю. А. Долгоруковым. В одном Арзамасе было казнено более 11 тысяч человек.

В 1907 году донской историк В. Быкадоров подверг критике утверждение Ригельмана, утверждая, что родиной Разина был Черкасск. В народных преданиях прослеживаются разночтения, относительно родины Разина. В них ею называются городки Кагальницкий, Есауловский, Раздоры, но чаще других встречается ― Черкасский городок.

Стенька Разин - народный герой

Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, - и первого российского кинофильма. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).

А. Долгоруков во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.

В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. Поход начался 15 мая 1667 года. Через реки Иловлю и Камышинку разинцы вышли на Волгу, выше Царицына они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа.

Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 года вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкасами и жителями русских уездов. Бой был тяжёлый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привёз царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков.

После похода народ буквально толпами вливался в войско Степана Разина, присягая ему на верность. Даже учитывая то, в какое время случилось восстание Степана Разина, этот вид казни считался самым страшным и использовался в исключительных случаях. Однако, несмотря на то, что цели восстания Степана Разина были массово поддержаны, оно потерпело поражение.