Учащиеся смешивают формы 3-го лица единственного числа с инфинитивом главным образом в глаголах, которые совпадают и по форме и в произношении (Он часто охотится. Он любит охотиться). Эти ошибки очень устойчивы. Проверочные вопросы (что делает?) (что делать?) помогают различать эти формы лишь в том случае, если ребята правильно находят слово, от которого ставится вопрос. Но не ко всем глаголам этот вопрослегко подставить, поэтому для выработки необходимого орфографического навыка следует провести большое количество тренировочных работ, в которых эти формы сопоставляются.

1. Вставить в предложения глаголы бояться, отправиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

1) Не надо (что делать?) трудностей. Они (что делают?) сказать правду.

2) Придется (что сделать?) к тебе за помощью. Больной (что сделает?) за советом к врачу.

3) Брат напряженно (что делает?) к экзаменам. Ему надо (что делать?) к докладу.

4) Отец (что делает?) обо всех. Он и нас приучает (что делать?) друг о друге.

5) Этот учебник (что сделает?) моему младшему брату. Он еще может (что сделать?) нам.

2. Составить словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освежатся - освежаться, освободится- освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится -чиститься, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться, беспокоится - беспокоиться, томится- томиться.

3. К данным глаголам прибавить приставки и возвратные суффиксы.

С вновь образованными глаголами в неопределенной форме и в форме 3-го лица единственного числа составить предложения: готовить - надо подготовиться к занятиям; ученик подготовится к экзамену.

Стучать, варить, топить, беспокоить, чистить, хранить, видеть, лечить, говорить, верить, делить, знакомить, мирить, мучить.

4. Заменить глагол в форме 3-го лица неопределенной формой, использовав следующие вспомогательные слова хотеть, начать, стать, мочь, собираться, должен, готов, намерен:

Мальчик исправится.- Мальчик хочет исправиться.

Болт закрепится, коллектив за него поручится, вопрос выяснится, больной лечится, таз наполнится, успеваемость повысится, директор распорядится, мечта осуществится, дождь прекратится, режим не нарушится.

Следующее задание предусматривает повторение правописания не и ни в отрицательных местоимениях.

5. Перестроить предложения, заменив глаголы в неопределенной форме глаголами в 3-м лице единственного числа и наоборот:

6. Записать пословицы и поговорки, в которых глаголы оканчиваются на -гея и -ться.

После того как учащиеся выполнят упражнения на сопоставление и потренируются в постановке вопросов, орфографический навык становится довольно устойчивым. Однако для слабых учащихся этой работы может оказаться недостаточно, тогда полезно использовать еще один прием.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени, например:

Воспитательница позаботится о малышах - позаботилась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.- Кто боялся трудностей, тот не научился …

По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

В качестве тренировочной работы предлагаем учащимся примеры, в которых нужно заменить, где возможно, данные глаголы глаголами прошедшего времени:

Он старается не волноваться.- Он старался не волноваться.

1) Придется ложиться спать.

2) Опять может повториться старая история.

3) Мне удастся пройти здесь.

4) Хочется возвратиться пораньше.

5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.).

6) К городу приходится спускаться по отлогому шоссе (Кор.).

7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

Ему начинало казаться, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью (Кор.).

9) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (поел.).

10) Что летом родится, то зимой пригодится (поел.).

11) Чем сердиться, лучше помириться (поел.).

12) Кто смерти не боится, того и пуля сторонится (поел.).

Как средство связи они ушли в небытие. Их вытеснили короткие сообщения в Интернете, где зачастую правила русского языка использовать не принято. И даже если время от времени приходится писать текст, для этого используется компьютер, который указывает на ошибки и предлагает автоматически сделать исправления. Другая история начинается, когда в руках оказываются лист бумаги и ручка.

Наверное, у каждого были такие ситуации, когда приходилось рыться в памяти в поисках нужного правила написания слов. Достаточно часто спорным становится написание глаголов с сочетаниями -ться, - тся. Правила их написания входят в школьную программу русского языка четвертого класса. Но порой не только дети, но и взрослые делают ошибки при написании таких глаголов. Более того, неправильное использование мягкого знака - одна из самых распространенных оплошностей.

В чем причина? Недоученные уроки или простая лень, которая мешает разобраться, как правильно писать -ться и -тся? Правила, возможно, забылись, но ведь простую логику никто не отменял. Впрочем, учиться никогда не поздно!

Пишем по правилам

Еще в школе учитель пытается вложить в головы учеников, что глагол обозначает действие, и к нему ставится аналогичный вопрос, спрашивающий об этом действии. Таким образом можно составить следующее правило: -ться и -тся - суффиксы глаголов, написание которых зависит от поставленного вопроса «что делать?» и «что делает?». Следовательно, писать или не писать мягкий знак в глаголе определяет его наличие в вопросе.

Копаем глубже

Как еще можно запомнить правила -ться, -тся при написании глаголов? Да очень просто. Помните такое определение, как неопределенная форма глагола, когда нельзя выяснить его лицо, время и число? Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учебник по русскому языку гласит, что инфинитив всегда пишется с мягким знаком. В остальных случаях следует использовать суффикс -тся.

Например:

  • Умываться - начальная форма - инфинитив. Не имеет ни лица, ни числа, ни времени.
  • Умывается - 3 лицо, единственное число, настоящее время.

Если такой подход слишком сложный, можно выбрать более легкий вариант.

Включаем логику

Не обязательно заучивать выдержки из учебника, нужно всего-то «разделить» глагол. Дело в том, что «-ся» - это возвратная частичка слова «себя». И если глагол «разделить», то сразу станет понятно правописание -ться и -тся. Правило станет лишним, если копнуть немного глубже .

Например: одевать себя - одеваться; он одевает себя - он одевается.

В следующий раз, если глагол введет в заблуждение, нужно вспомнить один из представленных вариантов проверки и правило написания --ться, -тся больше не будет камнем преткновения.

Конечно, можно найти массу оправданий, ссылаться не невнимательность и поспешность, и продолжать с чистой совестью делать одну и ту же ошибку. Но ведь это так же смешно выглядит на письме, как если бы кто-то использовал сочетания «жы» и «шы». Тем более что определить, какой именно суффикс следует писать, не так уж и сложно. А вот допускать себе глупо выглядеть в глазах читающего непростительно.

Неопределенная форма глагола, она же инфинитив – это грамматическая форма, которая живет по своим нормам и правилам. Есть у нее и особые правила правописания, касающиеся использования мягкого знака перед -ся. Учащиеся 4 класса обязательно должны запомнить эти правила, которые станут основой их грамотности.

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать? , и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

На деревья стали (что делать?) появляться первые клейкие листочки.

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает? или что сделает? , то мягкий знак не ставится, поскольку он не является инфинитивом, а стоит в форме третьего лица (вне зависимости от того, использовано ли единственное число или множественное).

Например:

С деревьев скоро (что сделают?) сорвутся пожелтевшие листья.

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Вова старается смеяться, хотя ему больно.

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».

В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».

И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

На сегодня урок закончен, до свидания!

Урок русского языка 3 класс УМК «Гармония»

Тема урока: Освоение правила выбора между -тся и -ться в глаголах.

Цели:

Ознакомление с новой орфографической трудностью (орфограммой), на месте которой возникает необходимость двойного выбора (слышим [ца], а обозначать можем -ца , или -тся , или -ться ). Знакомство со способом ее решения и первичное закрепление.

Закреплять изученный материал по теме «Глагол».

Развивать мышление, умение логически рассуждать, опираясь на имеющиеся знания, памяти, внимания, умение действовать по алгоритму, орфографической зоркости.

Воспитывать уважение к мнению одноклассника, умение отстаивать своё мнение, положительной мотивации на учение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: научиться добывать новые знания через исследовательскую деятельность: сравнивать объекты, устанавливать закономерности, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме, формулировать правила; получать опыт работы в группе, эффективно сотрудничать в совместном решении задачи, устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные: уметь задавать вопросы к глаголам; научиться алгоритму проверки правильного написания изучаемой орфограммы.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Посмотрели на гостей

И за знаниями скорей!

Пальчиковая гимнастика «Дом»:

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

Откройте тетради, положите их под наклоном. Внимательно спишите с доски число, классная работа». Обратите внимание на ошибкоопасные места.

II.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Прочитайте запись на доске

Грамоте учи [ца] - всегда пригоди [ца] .

Что это? (Пословица.)

Как вы понимаете эту пословицу?

(В школе мы учимся, чтобы много знать. Знания пригодятся в жизни.)

А чему мы учимся на уроках русского языка?

(На уроках русского языка учимся грамотной устной и письменной речи).

Эта пословица будет девизом нашего урока.

К ней мы вернёмся позже. А сейчас отгадайте загадку:

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? ...(Глагол .)

Что помогло вам отгадать загадку? Над чем мы будем работать на уроке?

III. Актуализация знаний о глаголе, как части речи.

1. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе. А кому трудно, можете воспользоваться подсказкой на экране.

Глагол- это…

Глаголы изменяются по….

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по … и …

Глаголы прошедшего времени изменяются по …и …

Инфинитив- это…

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы…

2.Работа с копилкой глаголов

На доске:

(стеречь, вырасти, учить, сажал, улетели, живёт, споёт, думают, захотят).

А сейчас поиграем в игру «Мои друзья» .Вы будете работать в паре.

Мои друзья – все глаголы настоящего времени (дети записывают глаголы)

2 уч-ся за доской Докажите, что это глаголы настоящего времени. (Они отвечают на вопросы «что делает?», «что делают?» и обозначают действие, которое происходит в момент речи.)

Мои друзья – глаголы прошедшего времени (работа проводится аналогично )

Мои друзья – глаголы будущего времени (аналогично ).

Какие слова не попали ко мне в друзья?

(Дети перечисляют оставшиеся объекты .)

Почему эти глаголы не смогли попасть ко мне в друзья?

(Это глаголы неопределённой формы.)

Докажите. (Они отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», у них нельзя определить время, лицо, число и род.)

Запишите эти глаголы в тетрадь и выделите окончания.

IV.Выявление места и причины затруднения.

А сейчас вернёмся к пословице.

Грамоте учи [ца] - всегда пригоди [ца] .

- Найдите в ней глаголы. (Учи[ца], пригоди[ца].)

Докажите, что это глаголы. (Обозначают действие и отвечают на вопросы «что делать?», «что сделает?»).

Давайте произнесём их.

Какие звуки слышим на конце глаголов? ([ца])

А кто знает, как нужно писать эти слова?(Дети высказывают предположения. Одни говорят, что нужно писать –ца, другие - -тся, а третьи - -ться.)

На доске вывешиваются карточки с сочетаниями -ца, -тся, -ться.

С какой трудностью мы столкнулись? (Какое сочетание писать?)

Я хочу открыть вам один секрет русского языка: у глаголов – ца не пишется, а пишется только –тся или –ться.

Грамоте учи т.ся – всегда пригоди т.ся .

Каллиграфическая минутка.

Пропишите сочетания - тся и - ться в тетради по образцу, записанному на доске.

Чем они различаются? (Мягким знаком перед -ся.)

V.Фиксация затруднения и постановка цели деятельности.

Кто может решить эту орфографическую задачу и объяснить, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?

Почему не можете? (Потому что не знаем правила.)

Какую цель поставим?

Узнать, когда в глаголах пишется –тся , а когда –ться .

VI.Построение проекта выхода из затруднения.

Где вы можете получить эти знания? (Прочитать в учебнике правило, спросить учителя, открыть сами.)

Правило будем открывать сами.

- Давайте дадим характеристику глаголам.

Определите, в какой форме употреблены глаголы учиться и пригодится? Что для этого нужно сделать? (Поставить вопрос.)

учит.ся

- Если глагол «учиться» неопределенной формы, то какое он имеет окончание? (-ть) А что такое -ся?(Постфикс.)

Так какое сочетание будем писать в глаголах неопределённой формы? (-ться)

Какое окончание имеет глагол «пригодится»? (-ит) Какое это окончание? (Личное.)Есть ли в окончании ь ?(Нет)

Как будем писать глаголы 3-го лица? (С сочетанием –тся.)

Сделаем вывод . (Если глагол в неопределённой форме, то нужно писать - ться, а если глагол 3-го лица, нужно писать –тся.)

Мы по форме слова определили с ь пишется глагол или без него? Как по другому можно определить? (По вопросу.)

Запомнить это правило вам поможет стишок. Прочитайте его.

Прежде чем глагол писать

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То его в глагол мы вносим.

Вы можете пользоваться любым способом.

Составление алгоритма . Работа в группах

А теперь давайте обобщим все наши рассуждения и выводы. Составим алгоритм «Как решать новую орфографическую задачу».

- Соедините части предложений и расставьте их в правильном порядке так, чтобы получился алгоритм.

1.Определяем, к какой части речи относится слово.

2. Если это глагол, ставим вопрос и определяем форму глагола.

3. Если неопределённая форма глагола, пишем сочетание –ться.

4. Если форма 3-го лица, пишем сочетание –тся.

Сверим теперь свои выводы со сведениями предлагаемыми авторами учебника. (Учебник с. 17 № 382.)

А существует ли такая опасность в правописании существительных? Сейчас мы это проверим.

Скажите, кто помогает вам в школе добывать знания? (Учительница.)

Какой частью речи является это слово? (Существительным.)

Какие звуки произносим на конце? ([ца])

А какие буквы напишем? Где мы можем проверить написание этого слова? (В словаре.)

Откройте словарик и посмотрите, как пишется это слово. (Слово «учительница» пишется с –ца на конце.)

Запишите в тетрадь.

Найдите в этом столбике ещё существительные с сочетанием –ца на конце. (Улица, яичница.)

Запишите их в столбик и подчеркните сочетание –ца.

Какой вывод можно сделать? (Если [ца] в имени существительном, то обычно так и пишем –ца.)

Физминутка

Потяну ться , отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умы
ться ,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмея
ться ,
Покружи ться , покача ться ,
Поклони ться , распрями ться
И опять начать труди
ться .

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

А сейчас потренируемся в правописании -тся и –ться

По рисунку вспомнить пословицу:
Любишь ката [ца] , люби и саночки возить.
Друзья познаю
[ца] в беде.

VIII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1.Выполнение задания в учебнике с. 18 № 385. Первую загадку записываем вместе, объясняя написание новой орфограммы. Вторую загадку дети записывают самостоятельно, с дальнейшей проверкой.

2. У доски

Записать предложения

Ученик готови[ца] к уроку.

Ребята любят готови[ца] к празднику.

Маша старае[ца] чисто писать.

Нужно стара[ца] соблюдать чистоту.

У меня на носу переноси[ца].

Уборка класса переноси[ца] на среду.

В нашей школе есть тепли[ца].

В печке тепли[ца] слабый огонёк.

Проверка коллективно.

IX. Итоги урока. Инструктаж выполнения домашнего задания .

Почему на месте сочетания звуков [ца] есть орфограмма (опасность)?
– Какие рассуждения надо провести, чтобы не допустить ошибки при письме?
– Пользуясь алгоритмом, дома выполните упражнение № 386 на с. 18.

X. Рефлексия.

1.Я понял (а), как надо действовать при написании буквосочетаний -тся, -ться.

2. Я умею применять алгоритм написания буквосочетаний

Тся, -ться, и могу объяснить другим, как надо действовать при написания этих буквосочетаний.

3. Я испытываю трудности при написании буквосочетаний -тся, -ться.

4. Моё настроение.

Оценивание учителем. Дом. зад. с.19 упр. 387