На территории исторического архитектурного музея-заповедника в Коломенском расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, возведённая в XVII веке. Этот красивый старинный храм является историческим памятником и охраняется государством. Здесь находится одна из тех икон, что особо почитаются православными людьми, живущими по всему миру, - это образ Державной Богоматери.

Храм в Коломенском - начало

История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова. Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси - иконы Казанской Богоматери. Один придел - в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй - во славу Дмитрия Солунского, великомученика.

В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма. В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского. В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.

Соединение церкви с царским дворцом

Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.

Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину - 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.

Образец русского зодчества

Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.

Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.

Верхний ярус и троны для молитв

Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.

Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры. Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв. Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах . Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии - держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан , Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Часы работы

Часы работы храма:

  • Понедельник - с 8 до 12 часов.
  • Вторник, среда, четверг - с 8 до 16.
  • Пятница, суббота - с 8 до 19.
  • Воскресенье - с 7 до 19 (в летнее время - с 8−30).

Время богослужений:

  • В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
  • По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.

Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.

Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение , которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.

В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.

Один из самых важных храмов столицы

Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы. В более ранних источниках , сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится. Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.

В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия. В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам. Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.

Дальнейшая история собора

История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.

После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.

Варварство французских солдат

В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской, в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь. Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову. В июле 1918 года главная святыня Казанского собора - список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.

Казанский собор в ХХ веке

В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид. Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы. Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.

Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён . Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.

Воссоздание храма

Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского - О. И. Журин. После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.

В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения. Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00. Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.

Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:

  • в Измайлове;
  • в Узком;
  • в Орлове;
  • в Лосиноостровской.

Икона Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых на Руси. Поэтому в честь нее построено огромное количество храмов и соборов. В нашей статье вы узнаете о главных из них.

Порой человека спасает в жизни только его крепкая вера. Многие изменили свою жизнь с помощью молитв . Но молиться необходимо не только дома, но и в храме, ведь в некоторых есть чудотворные иконы. В преддверии дня Казанской иконы Божьей Матери 21 июля мы подготовили для вас статью о самых известных храмах, где вы можете попросить защиты и поддержки у этого чудотворного образа.

Москва: Казанский собор

Полное название этого храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Он располагается на Красной площади, напротив монетного двора. Он был построен при царе Михаиле Федоровиче Романове и оказался одним из первых, разрушенных во время Революции.

Чудотворный список иконы, находившийся в нем, был перенесен в 1930 году в Богоявленский собор (Елохово). В самом же московском казанском соборе остается мощевик. Есть предположения, что первый, еще деревянный храм в честь иконы Казанской Божией матери был построен на Никольской улице еще в XVI веке. Инициатором был никто иной как князь Дмитрий Пожарский, который и выделил средства для строительства.

У многих историков эта теория вызывает сомнения. Но достоверно известно, что именно список Казанской Божией Матери был привезен в помощь ополчению К. Минина и Д. Пожарского для борьбы с польско-литовскими захватчиками.

Санкт-Петербург: Казанский кафедральный собор

Изначально на Невском проспекте была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ко времени правления Павла I она успела обветшать. Был объявлен конкурс на новый проект этой церкви. В результате появились узнаваемые всеми колонны и современный вид. Этот собор изначально воспринимался еще и как символ побед в войне с Наполеоном. В советское время собор стал музеем истории религии и атеизма.

Сегодня казанский собор в Санкт-Петербурге является действующим храмом. По сей день одна из самых заметных частей его внутреннего убранства — покрытый серебром иконостас. В свое время здесь находились Икона Вознесения Христова с частицей Гроба Господня и икона Николая Чудотворца. Именно ему часто молятся о помощи ради избавления от болезней и осуществления желаний.


Казань: Казанский Богородицкий монастырь

Именно с этим городом и местом связана та самая история об обретении иконы Казанской Божией Матери. По преданию, девочке по имени Матрона во сне явилась Богородица и указала на место, где находится икона. Случилось это после сильнейшего пожара, и сама икона была найдена под пеплом и землей на глубине около метра. На этом месте был построен женский Богородицкий монастырь, в котором выросшая девочка Матрона стала первой монахиней.

Икона была и остается очень почитаемой, но сам оригинал считается утраченным. Следствие, занимавшееся делом о ее похищении, подтвердило, что она была сожжена злоумышленником. Ее украли вместе с образом спасителя с целью продать драгоценные оклады. Тем не менее, с иконы казанской Божией Материи было к этому времени сделано много списков. Поскольку икона является чудотворной, рядом с ее копиями тоже происходят чудеса.

В советское время этот монастырь, как и многие, был закрыт. Ансамбль, в который входил этот монастырь, был разрушен в 1931 году. На данный момент часть строений уже восстановлена, но не сам Богородицкий монастырь. Сейчас на его месте ведутся раскопки.

Есть два дня, в которые празднуется день Казанской иконы Божией Матери : 21 июля и 4 ноября . В эти дни особенно хорошо посетить любой из этих храмов, поскольку там проходят торжественные богослужения.

В канун обретения великой иконы сильнее становится дух каждого верующего человека, а значит, все мы будем скорее услышаны Богом. В это время особенно хорошо молиться о финансовом благополучии . Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.07.2016 05:10

Казанская икона Божьей Матери является одной из самых сильных в православной культуре. С ней связано...

Пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне ― Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Его следствием стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, кроме того, был построен и освящён храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Его строительство было завершено в течение четырёх лет.

Храм ― память о былых победах

Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений. Есть сведения, что под крестом её центральной главы имелась надпись, гласящая, что иконы Божией Матери возведена на месте находившегося здесь прежде деревянного храма в честь столетия взятия Казани. Это вполне соответствует исторической хронологии ― столицу волжских татар отвоевали в 1552 году, соответственно, столетний юбилей этого события совпал с периодом работ.

Что же касается деревянной церкви, стоявшей прежде на этом месте, то, вероятно, речь идёт о построенном в тридцатые годы XVII века и упоминаемом в ряде документов Казанском храме. Церковное предание по этому поводу гласит, что в своё время здесь устраивал свой лагерь Именно воспоминание об изгнании самозванца из Коломны побудило царя воздвигнуть своеобразный памятник событиям тех лет.

Храм ― часть дворцового комплекса

Новый храм в селе Коломенском выполнял роль домовой церкви при государевом дворце и был соединён крытым переходом с покоями царицы. Сделано это было с учётом всех требований удобства и комфорта. Польский посланник, посетивший Коломенское в 1671 году, в своём дневнике описывает ряд переходов, устланных для тепла и удобства войлоком, приглушавшим шаги идущих. Их общая длина составляла пятьдесят метров, а ширина - три.

Надо заметить, что черты, приданные храму, были весьма характерны для построек такого рода в середине XVII. По мнению многих искусствоведов, достоинство храма состоит не в оригинальности его архитектурного решения, а в доведении до совершенства ранее разработанных форм.

Когда строительство завершилось, в Коломенском убрали с роскошью, соответствующей его статусу. Как один из элементов комплекса царского дворца, он был украшен богатой росписью, дорогими тканями и коврами. Пол центральной части храма и его пределов утеплили войлоком, а иконы оформили пеленами и полотенцами. Многие из них хранились в резных киотах, выполненных лучшими российскими мастерами.

Богородичный храм в столице

Незадолго до создания царского домового храма в Коломне был возведён и храм Казанской иконы Божией Матери в Его появление также связано с началом общецерковного почитания этого святого образа, признанного чудотворным. Известно, что первая деревянная постройка было возведена в 1624 году. Строительство велось на средства Дмитрия Пожарского по данному им обету. В отличие от многих сведений о жизни этого патриота и защитника России, данная информация почерпнута из документальных источников.

Предполагается, что, просуществовав около десяти лет, этот храм сгорел, и на его месте развернулось строительство нового - кирпичного. Эта постройка возводилась на средства и по повелению благочестивого государя Алексея Михайловича и была завершена в 1834 году. Являясь архитектурным украшением площади, храм со временем стал важным религиозным центром.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ― центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ― предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева. Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».

В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.

Особым поклонением прихожан пользуется величественная местночтимая икона Божией Матери «Казанская» в киоте с левой стороны клироса.
Казанская икона Божией Матери, покровительница храма, самая старинная святыня. Икона была перенесена из храма, находившегося в затопленном позже Ставрополе-на-Волге.

В храме для поклонения прихожан открыты уникальные мощевики. Мощевики с мощами старцев Киево-Печерской Лавры и других святых появились в храме в 80-е годы.

Мощевик с 71 частицами Киево-Печерских угодников.




Мощевик с 61 частицами Оптинских и многих чтимых святых как ранней церкви, так и поздних времен, а также частицами Гроба и Креста Господня, Маврийского дуба и камня с горы Искушений.


Рядом с мощевиками располагаются аналойные иконы — Казанский образ Пресвятой Богородицы и образ Господа Вседержителя.

В храме бережно хранится множество святых реликвий.

Икона Божией Матери «Иерусалимская»
«Закланная»
“Неопалимая купина”

Удивителен Образ Божьей Матери «Закланная» . Эта икона греческого происхождения, она была подарена храму греческими паломниками. Существует предание о чуде, связанном с этой иконой. Когда инок, у которого была икона, проткнул её копьём, из иконы потекла струйка крови. Белое пятно на щеке Богоматери - след от иноческого копья.
Деревянная икона Божией Матери «Неопалимая купина» с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев.
Со стороны правого придела в честь святителя Николая Чудотворца расположены икона Господа Вседержителя и икона Божией Матери «Знамение».

Появился в храме в 2000-х годах. Во время Страстной седмицы сюда приносится Плащаница и киот вместе с ней выносится на середину храма для поклонения. В остальное время в киоте находятся икона святого старца Петра Чагринского с частицей его мощей и икона святой блаженной Матроны Московской, освящённая на ее мощах в Москве.


Святое распятие. Голгофа.


Старинные иконы: святых преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Со стороны левого придела находится дореволюционная икона святого преподобного Серафима Саровского.

В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится Евангелие в прекрасном серебряном окладе художественной работы — дар М. Киселёвой, сделанный в конце XIX века для Троицкого собора.