Классный час «Береги своё здоровье»

Акмолинская область

Зерендинский район

Зерендинская средняя школа № 2

Открытый классный час

«Береги своё здоровье»

Беседа - путешествие

Учитель начальных классов:

Пономарева Е. А.

2008 – 2009 учебный год

Тема: «Береги своё здоровье».

Дата: 13.04.2009 г.

Форма проведения: беседа – путешествие.

Цели: дать понятие о потребности в чистоте и правильном уходе за своим телом, о правильном выполнении режима, о правильном питании; развивать память, логическое мышление, устную речь учащихся, ловкость, гибкость, активность; прививать навыки здорового образа жизни.

I.Организационный момент.

II. Основная часть.


  1. Вводная беседа.
Здравствуйте! ... при встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровье это только отсутствие болезней, но и состояние полного, физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье зависит от нас самих. Недаром говорят: «Жизнь долга, если она полна». Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. Сегодня мы с вами поговорим о том, что вы сами можете сделать для укрепления своего здоровья.

  1. Стук в дверь. Появляется Бычок.
- Ребята, вы знаете, что наступивший год по восточному календарю – это год Быка. Но ко мне явилась коварная Простуда. Она хочет, чтобы год назывался ее именем: год Простуды. Послушайте, что она только пишет:

«Я – коварная бацилла,

И зовут меня Простуда

Извините, я забыла

Вам сказать, что я оттуда,

Где дожди, и грязь, и слякоть,

Где невесело и скучно,

Где ребята любят плакать

А в квартире слишком душно!

Я люблю ленивых деток

И немытую посуду,

Тот, кто весел, чист и крепок,

Мне не нужен – прочь отсюда!

Я зову лишь хлипких в гости,

Вас – в Простудную страну

Здесь живут довольно просто:

Время все – еде и сну.

И на пуфики похожим

Станет каждый из ребят!

Эй, посторонись, прохожий!

Пропусти ко мне отряд!

Я посылаю вам это письмо, чтобы прервать ваш путь к здоровью, ведь оно вам не нужно! Всех чихающих и кашляющих, всех грустных и больных забираю в свое королевство на целый год».

Учитель: - Ребята, давайте пригласим Бычка в путешествие по стране Здоровья и научим его, как избавиться от болезней и победить Простуду. Вспомним наши волшебные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (Дети вместе с бычком повторяют волшебные слова)


  1. Путешествие по стране Здоровья.
Станция «Зарядкино».

Спортсмен встречает детей, читая стихотворение:

Со здоровьем дружен спорт

Стадион, бассейн, корт,

Зал, каток – везде вам рады

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши твёрды!

Дети под мелодию «Всё на свете можешь ты» выполняют утреннюю зарядку.

Учитель:

Для формирования правильной осанки полезны специальные упражнения. Они входят в комплексы утренней зарядки, гимнастики, подвижных игр, физкультурных пауз во время приготовления уроков и в свободное от уроков время.

Что поможет вам быть здоровыми? (Спорт, зарядка, закаливание, плавание, физкультура).

Полезные советы:


  • Ежедневно по утрам делайте зарядку.

  • По возможности занимайтесь закаливанием.

  • Больше играйте в игры на свежем воздухе.

  • Разнообразьте игры: настольные, подвижные.

  • Посещайте спортивные секции.
Станция Режим питания:

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все без исключения.

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Ешьте больше овощей –

Будете вы здоровей!

Учитель: «Здоровый образ жизни» включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим одинакова полезна? Перечислите продукты, которые нельзя употреблять в пищу?

В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников. Сахар, в большом количестве присутствующий газированной воде, провоцирует кариес.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

В состав жвачек входят подсластители, красители,ароматизаторы.

Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также у жевательных конфет просто нет конкурентов.

В работе детских врачей были случаи, когда у детей, которые жаловались на боли в животе, находили в кишечнике резиновые “камни” из слипшихся разноцветных комочков, образовавшихся от жвачки.

В картофеле фри и чипсах ученые обнаружили целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Доказано, что эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.

У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

(Ту, в которой много витаминов).

А что такое витамины? (Ответы детей).

Учитель: Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания.

Отгадайте загадки:

1. Вильнет хвостом туда-сюда –

И нет её, и нет следа. (Рыба)

2. Как репка жёлт, со всех сторон,

Чем больше дыр, тем лучше он. (Сыр)

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

4. Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. (Яйцо)

5. Черна, мала крошка,

Соберут ее немножко,

В воде поварят,

Кто съест – похвалит

(Гречневая каша)

6 . Расколи его – будет зернышко,

Посади его – будет солнышко.

(Подсолнух)

7. Я не сливки, не сырок,

Белый, вкусный … (Творожок)

8. Круглое, румяное,

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

9. Девица укуталась в листья над грядкой,

Выбилась только кудрявая прядка.

Одета она в золотую кольчугу –

Плотно колечки прижаты друг к другу. (Кукуруза)

10. Я вырос на гряде,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

11. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

12. Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки-дробинки. (Горох)

13. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики –

Из далекой Африки. (Апельсин)

14. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

15. Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала.

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок. (Капуста)

16. Сидит на ложке, свесив ножки.

(Лапша)

17 . Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег. (Молоко)

18 . Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый. (Хлеб)

19. Очень любят дети

Холодок в пакете.

Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

Витамин А: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен - витамин А! Витамин А содержится в моркови, помидорах, рыбе.

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен - витамин В! Меня вы можете найти в рисе, горохе, фасоли, хлебе, йогурте, сыре.

Витамин С: Если хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен - Витамин С! Меня вы найдете в черной и красной смородине, шиповнике, лимоне, луке, киви, болгарском перце, капусте, вишне.

Полезные советы:


  • Перед едой мой с мылом руки.

  • Старайся соблюдать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

  • Ешь не торопясь, небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом.

  • Во время еды не разговаривай и не читай.

  • Ешь в меру, не переедай.

  • Воздерживайся от очень жирной, острой, солёной пищи.

  • Не ешь много сладостей.

  • Старайся питаться разнообразно, организм должен получать всё необходимое.

  • Дети вашего возраста должны питаться 4-5 раз в день в одно и тоже время.

Дети (хором): «Будем есть мы овощи, чтобы быть здоровыми!»

Станция «Остров художников».

Придя на заданную станцию, ребята обнаружили, что перед художником стоит проблема – не знает, как нарисовать Грязнулю и Чистюлю.

Художник дает им цветные карандаши и фломастеры на предложенных листках начинают рисовать Грязнулю и Чистюлю.

Игра «Юный художник».

Походу он спрашивает:

Чем отличаются эти девочки друг от друга? На кого они хотели бы быть похожими? Почему?

Что нужно содержать в чистоте? (руки, ногти, ноги, лицо, уши, зубы, волосы)

Расскажите, как вы заботитесь о чистоте своего тела?

Полезные советы от художника.


  • Умывайтесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо, шею, уши.

  • Мойте руки и ноги перед сном каждый день.

  • Обязательно мойте руки после игр, прогулки, общения с животными,
туалета.

  • Не реже одного раза в неделю принимайте ванну.
- Какой вывод вы для себя сделали?

Дети (хором): Мыло и вода – настоящие друзья!

Станция «Спокойной ночи!»

Сквозь забор

Светлый мяч пролез огромный

К нам во двор,

И никто с ним не играет.

Это луна

Доброй ночи вам желает.

Я желаю вам того же – сладко спать.

Только, чур, во сне друг друга,

Не толкать!

Медики уверяют, что лучшее лекарство это …(сон)

Учитель: Сон – это жизненная необходимость. Человек может долгое время выдержать без пищи, но без воды и без сна он не проживёт даже недели.

Ученые установили, что сон бывает медленный и быстрый. В фазе быстрого сна нам снятся сны, глаза закрыты, но находятся в постоянном движении под веками, а сердце бьётся неровно.

В фазе медленного сна глаза неподвижны, сон более глубокий и обычно протекает без сновидений, но при этом человек часто ворочается.

Что нужно сделать перед сном, чтобы сон был хорошим? (проветрить помещение, не играть в подвижные игры, помыть руки, ноги …)

Игра «Спокойной ночи! » (произнести эту фразу с определенной интонацией: с ленью, со страхом, с радостью)

Полезные советы:


  • Перед сном слегка проветрите помещение.

  • Помойте руки, ноги, лицо, почистите зубы.

  • Перед сном прогулка на свежем воздухе.

  • Не смотрите телевизор до поздна.

  • Спать ложитесь в 10 часов вечера.

  • Не экономьте время на сне.
- Какой вывод вы для себя сделали?

Дети (хором): «Правильный сон – крепкое здоровье!»

Станция «Режим!»

Ученик: Если будешь ты стремиться

Распорядок выполнять –

Будешь лучше ты учиться,

Лучше будешь отдыхать.

Учитель: Многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. Посмотрите эти сценки. Может быть, кто-то себя узнает в этих персонажах …

Сценка «Сейчас».

Действующие лица: мама и дочь Кличка.

- Юленька, вставай!

- Сейчас.

- Юленька вставай!

Уж день, взгляни в окно!

Ведь ты не спишь давно!

- Ну маменька, ну чуточку,

Ещё одну минуточку.

- Юленька, сядь к столу!

- Сейчас!

- Ну сколько можно ждать?

Твой чай уже в четвёртый раз

Пришлось подогревать!

- Ну маменька, ну чуточку,

Ещё одну минуточку.

- Юленька пора спать!

- Сейчас!

- Ну сколько раз просить?

Ведь завтра утром снова

Не сможешь глаз открыть!

- Ну маменька, ну чуточку,

Ещё одну минуточку.

Сценка «Режим».

Действующие лица: два друга.

- Валера ты знаешь, что такое режим?

- Конечно! Режим – куда хочу, туда скачу!

- Нет, режим это распорядок дня. Вот ты например, выполняешь распорядок

- Даже перевыполняю!

- Как же это?

- По распорядку мне надо гулять два раза в день, а я гуляю - четыре!

- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть

распорядок дня?

- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка.

Обед – и в школу.

- Хорошо, молодец …

- А можно ещё лучше!

- Как же это?

- Вот как? Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед.

Прогулка. Чай. Прогулка. Сон.

- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.

- Это почему же? Мы с бабушкой выполняем весь режим!

- Как это с бабушкой?

- А так: половину – я, а половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь

режим.

- Не понимаю – как это?

- Очень просто. Подъём выполняю- я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка, уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с

бабушкой, прогулку – я, обед – я …

- Тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой

недисциплинированный и ленивый …

Полезные советы «Распорядок дня».

7 – 00 - подъем

c 7–00 –до 7-20 - зарядка

c 7-20 – до 7-30 - уборка комнаты

c 7-30 – до 7-50 - утренний туалет

c 7-50 – до 8-20 - завтрак

c 8-20 – до 14-00 - занятия в школе

c 14-00 – до 15-00 - обед

c 15-00 – до 16-00 - отдых

c 16-00 – до 18-00 – выполнения д/з

c 18-00 – до 19-00 - ужин

c 19-00 – до 21-00 - свободное время

c 21-00 – до 22-00 - подготовка ко сну

22-00 - сон

Какой вывод вы для себя сделали?

Дети (хором): «Слабеет тело без дела!»

Станция «Вредных привычек».

Ты выкурил всего 5 сигарет-

И часа жизни твоей нет.

Во имя шаловливой моды

Кладешь ты в землю жизни годы.

Себе болезни вызываешь,

Куреньем гибель приближаешь.

Меняешь жизнь на деготь, смрад.

В позорной сделке сам лишь виноват.

Тебе дан разум-царь природы!

Так откажись от глупой моды!

Учитель: К сожалению, почти у всех людей есть вредный привычки. Но каждый старается избавиться от них. К ним относится курение. Закурить пробуют дети, уже начиная с 7 лет. В сигаретах находится яд – табак. Если поливать растения табаком, то они сразу погибнут. Курение у школьников вызывает слабость, снижение памяти, плохо усваивают материал. Человек который начал курить с детства, не сможет никогда стать космонавтом, лётчиком, настоящим спортсменом.

Почему же они пробуют курить? (за компанию, хотят казаться взрослыми...)

А может на них оказывали давление или им неудобно было отказаться?

Очень часто происходит именно так. Оказывается, нужно не только правильно давать отказ на предложение попробовать, но и постараться как можно реже попадать в ситуацию, где вам могут это предложить.

Запомните! Начать курить легче, чем отказаться от курения.

Опыт «Курильщик».

В шприц кладется кусочек ваты, вместо иголки – сигарета. Имитируя вдох и выдох курильщика, учитель двигает поршень взад-вперед. Когда сигарета

«выкурена», на ватке остаётся желтоватый цвет.

Это говорит о том, что никотин, находящийся в сигарете оседает в бронхах, в легких человека.

Полезные советы «Как отказаться от предложения закурить?»


  • Вежливо и спокойно скажи: “Нет, спасибо!”

  • Не только откажи, но и объясни причину отказа.

  • Настойчиво и уверенно повтори свой отказ.

  • Заведи разговор на другую тему, возьми инициативу в свои руки.

  • Просто уйти. Иногда это самый лучший способ.

  • Избегай сомнительных встреч, сомнительных заведений.

  • Будь с теми, кто поддерживает тебя и тоже может отказаться.
- Какой вывод вы для себя сделали?

Дети (хором): «Кто курит табак, тот сам себе враг».

Станция «Дорожка здоровья».


Название упражнения

Сопроводительный текст

Инструкции к упражнениям

«Великан»

Мы становимся все выше

Достаем руками крышу

На носочки поднимись

И до солнце дотянись!


Дети идут по дорожке на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями вовнутрь.

«Крылышки»

Лебеди стайкою дружной плывут,

Прямо и гордо умеют держаться,

Крыльями машут – красиво летят,

Тихо на воду садятся.


Руки в «крылышках» - локти прижаты к талии, лопатки соединены.

«Свечка»

На коленях мы идем,

Спину держим прямо!

За красивую осанку

Нас похвалит мама!


Ходьба по гимнастической скамейке на коленях, руки в стороны или на пояс.

«Лебедь

и уточка»


Словно лебедь по воде,

Я плыву на животе,

А теперь, как уточка,

Похожу минуточку!


Подтягиваться по гимнастической скамейке на животе. Затем ходьба в полуприседе, спина прямая

«Красавица

Востока»


Я трудилась, не ленилась,

И теперь по силам мне,

Как красавицам Востока,

Нести кувшин на голове!

Мы не лечимся микстурой –

Мы здоровы круглый год!


Приняв правильную осанку, дети несут на голове мешочек с песком, хором повторяя последнее четверостишие.

III. Итог. Звучит спокойная музыка.

Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко, от шума улицы и стрессов, от усталости. Может быть, на лесной полянке или на берегу моря… Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум ветра. Посмотрите, что находится вокруг вас: зелёная трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как тёплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, вам становится тепло, легкий ветерок обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счёт «3» вы вернетесь в наш класс и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза!

Станция «Поляна ромашек».

Принцесса цветов даёт нарисованную на листке ромашку каждому ученику с 6 лепестками.

На них необходимо написать и запомнить, что составляет здоровый образ жизни (закаливание, рациональное питание, заниматься спортом, соблюдать режим, соблюдать личную гигиену, быть весёлыми и активными).

– Спасибо, ребята, вы научили меня главному – самому заботиться о своем здоровье. Ведь никто не сделает это лучше, чем я сам! Теперь мне не страшна коварная Простуда! До свидания, ребята!

Цель: познакомить с основными правилами ; развивать внимание, мышление.

Оборудование: таблица. (См. приложение)

Учитель. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни. Ему легко работать и учиться, заниматься любимыми увлечениями.

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым», — и затем добавил фразу, ставшую пословицей. Расшифруйте ее. (Запись на доске.)

ЕБОЛЬНОГОКОРОЛЯ

ИЙСЧАСТЛИВЕ

ОВЫЙНИЩ

Ответ : Здоровый нищий счастливее больного короля.

Учитель . Как вы объясните смысл этого высказывания? (Ответы детей.)

Изданных слов и словосочетаний выберите те, которые относятся к характеристике здорового человека. (Запись на доске. Устная коллективная работа.)

Ловкий, подтянутый, истощенный, закаленный, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный.

Почему люди болеют? Причин очень много, и некоторые из них от нас с вами не зависят. Это и отравленный выхлопными газами автомобилей воздух, и продукты, напичканные сомнительными ингредиентами, отрицательно влияющими на наше здоровье, и загрязненная вода, которую мы употребляем в пишу... В одиночку человеку не под силу справиться с этими факторами.

Но ведь болезни возникают и по вине самого человека. Например, простуды вполне можно избежать, если закалять свой организм. Головные боли вряд ли будут преследовать, если соблюдать режим, высыпаться, гулять на свежем воздухе, не засиживаться у телевизора. И зубы не станут очень беспокоить, если за ними систематически ухаживать, регулярно посещать стоматолога, правильно питаться, не злоупотреблять сладостями.

Хотите проверить свою эрудицию по теме «Здоровье»? (Отклик детей.) Тогда отвечайте, ПРАВДА ЛИ?..

➢ что простуда возникает в результате переохлаждения организма? (Да)

➢ что длительные занятия на компьютере полезны для здоровья? (Нет)

➢ что при чистке зубов нужно не менее трех минут водить щеткой по внешней и внутренней поверхности зубов? (Да)

➢ что для детских зубов полезно грызть морковку и сухарики? (Да)

➢ что все в жизни надо попробовать, в том числе наркотики? (Нет!!!)

➢ что болезнь зубов может привести к заболеванию сердца, суставов, горла? (Да)

➢ что ранец на спине носить полезнее для позвоночника, чем портфель в руке? (Да)

➢ что если зимой сразу нырнешь в ледяную прорубь, то станешь закаленным? (Нет!)

➢ что витамины из аптеки совершенно безвредны и их можно есть в любых количествах? (Нет!)

➢ что если ребенку, например на день рождения, выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится? (Нет!!!)

➢ что курение более опасно для детей, чем для взрослых? (Да)

➢ что мыть руки нужно перед каждым приемом пищи?

Учитель . Поговорим о некоторых правилах, которые являются основой здорового образа жизни.

1. Достаточная двигательная активность . Как вы думаете, что включает в себя данное понятие? (Ответы детей.) Это утренняя зарядка, дорога в школу и из школы, физкультминутки на уроках, подвижные игры, домашние дела, требующие мышечных усилий, активное участие на уроках физкультуры и в спортивных секциях, подвижные игры во дворе, походы в лес за грибами и ягодами, лыжные прогулки, катание на коньках, работа на земельном участке и т.д. Помните: желательно проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день.

Утром я встаю с постели,

В руки я беру гантели.

Раз — два, три — четыре,

Руки выше, ноги шире. (Зарядка)

Из железа тучка,

А у тучки — ручка.

Эта тучка по порядку

Обошла со мной всю грядку. (Лейка)

Здесь купаться и зимой

Сможем запросто с тобой.

Тренер плавать нас научит

И нырять (на всякий случай). (Плавательный бассейн.)

Зеленый луг, сто скамеек вокруг.

От ворот до ворот бойко бегает народ (Стадион)

Убирает в доме сор,

Ловок он, придирчив, скор.

Вот походкою прошел —

Легкой и упругой.

А хозяйка: «Хорошо!

Я конем рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Он в воротах стоит, от мяча их сторожит. (Вратарь)

Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно прокатиться обратно. (Снежная горка. Автор — А. Шибаев.)

На уроке мы писали,

Наши пальчики устали.

Ненадолго мы прервемся,

Подзарядкою займемся. (Физкультминутка)

Штанга, конь, турник, канат,

Обруч, мячик, мягкий мат...

Непременно спортзал посетите!

Мой любимый урок назовите. (Физкультура)

2. Правильное питание. Прежде всего необходимо соблюдать режим питания. Правильнее есть в одно и то же время 4—5 раз в день. Желательно съедать побольше овощей и фруктов и поменьше сладкого, жирного и соленого.

Ученые установили, что в состав нашей пищи обязательно должны входить: вода, белки, жиры, сахар или углеводы, а также различные минеральные соли и витамины.

УГЛЕВОДЫ — это топливо для клеток. Они дают нам энергию,

БЕЛКИ — это стройматериалы для строительства клеток. Мышцы на теле увеличиваются благодаря белкам.

ЖИРЫ — это продовольственные и топливные склады на «черный день», а также «теплое белье» и предохранители от ударов.

Почти в каждом продукте есть сразу несколько из названных веществ. Например, в молоке содержатся: вода, белки, жир, сахар, минеральные вещества, а также не менее семи витаминов.

Попробуйте разделить продукты (см. приложение № 11) на три группы по содержанию в них белков, жиров, углеводов. При этом будем подразумевать, что данное вещество в названном продукте является ведущим.

Подсказка. Если вы правильно решите примеры, записанные под каждым рисунком, то три варианта ответов подскажут вам, какие продукты в какую группу нужно отнести. (В случае затруднения учитель делает подсказку более прозрачной: к белкам следует отнести те продукты, под которыми записаны примеры с ответом 3, к жирам — 5, к углеводам — 7.)

3. Личная гигиена . ГИГИЕНА — это наука о здоровье. Правила гигиены очень просты: мыть руки перед едой, ухаживать за зубами, не реже одного раза в неделю мыться горячей водой, следить за ногтями и волосами, содержать в чистоте одежду и обувь, а также помещение, в котором живешь.

Представьте себе: на одном квадратном сантиметре грязной кожи может находиться до 40 тысяч микробов! Достаточно небольшой ссадины, чтобы микробы попали внутрь и вызвали различные заболевания. А на чистой коже микробы погибают!

Вот почему существует так много пословиц и поговорок о чистоте. Расшифруйте некоторые из них. (Запись на доске.)

КТОАККУРА

ТЕНТОТЛЮД

ЯМПРИЯТЕН

Ответ: КТО АККУРАТЕН, ТОТ ЛЮДЯМ ПРИЯТЕН. (Читаем строчками.)

ТОЧИС ЖИТЬ — ВЫМРОЗДО БЫТЬ.

Ответ . ЧИСТО ЖИТЬ — ЗДОРОВЫМ БЫТЬ. (Читаем слова по слогам, начиная с выделенного.)

Ответ: ЧИСТОТА — ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ. (Читаем столбцами.)

Учитель. Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

МБОУ «ЗСОШ № 1» с.Завьялова Завьяловского района Алтайского края

Цели:
. профилактика опасных и вредных привычек у школьников, таких как наркомания, табакокурение, алкоголизм и др.

Способствовать формированию навыков ухода за телом, за волосами, руками и т.д.

Классный час подготовила и провела учитель

начальных классов ЗСОШ № 1

Андрющенко Н. В

Ход урока:

Учитель: Приветствуем всех, кто время нашёл и в школу на урок здоровья пришёл!
Пусть осень хмурится на улице,
Но в классе у нас уютно и светло!
Мы здесь подрастаем, мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!

Нам спорт с физкультурой
Как воздух нужны.

Эстетика. В общем, сама красота!


- Сегодня мы поговорим о том, почему нужно быть здоровым, почему нужно соблюдать правила ухода за своим телом, что такое вредные и опасные привычки. Вы помните сказку В.Катаева «Цветик- семицветик»? В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. Когда у Жени остался последний лепесток, она увидела грустного мальчика Витю, у которого болела нога, и который поэтому не мог бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается. Давайте и мы представим, что Волшебница и нам подарила цветок, но не простой, а волшебный цветок здоровья. Как бы он выглядел? (На доске открывается цветок, дети по очереди отрывают лепестки, переворачивают и читают то, что написано на обратной стороне лепестков.)


. Здоровье - это красота.
. Здоровье - это сила и ум.
. Здоровье - это самое большое богатство.
. Здоровье - это то, что нужно беречь.
. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
. Здоровье - это долгая счастливая жизнь.
. Здоровье - это когда ты весел и у тебя всё получается.

Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? Правильно, необходимо хотеть и уметь заботиться о своём здоровье.

Вспомним известные строки из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка как лягушка ускакала от меня…»
- Почему же от мальчика убежали все вещи? (ответы)

Что же происходит с нашей кожей и телом, если о нём не заботиться? (ответы)
1

Да, действительно, главное - это чистая кожа. Грязь на руках и лице - это миллионы опасных и болезнетворных микробов, которые приводят к различным заболеваниям, заражению гельминтами (глистами). Нужно также тщательно ухаживать за своими ногтями. Под ними до 380 миллионов микробов.
- Гигиена - это наука, которая занимается охраной здоровья, предупреждением заболеваний и т.д. Заботиться о себе и своём здоровье нужно смолоду. Ведь не зря говорят: «Береги платье снову, а здоровье смолоду».

Чтение стихотворения

«Пугалки» М.Котина:
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым,
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.

Вот и первое задание: прочтите наш девиз.
12 6 10 11 8 11 1 - 5 1 7 8 3 5 4 8 9 8 2 13 14 !
Ключ к разгадке:
А В Г Д З И Л О Р С Т Ч Ь Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ: Чистота- залог здоровья!


-Итак, вы узнали. Что следует заботиться о своём здоровье. Но есть такие люди, которые не помогают здоровью, а вредят себе. Есть такие вещи, которые не просто вредны, но и опасны для жизни. Это такие вещи как табак, алкоголь, наркотики. Кто знает, что это такое? (ответы). Табакокурение приводит к нарушению работы лёгких, с помощью которых мы дышим, те, кто начинает курить в раннем возрасте, к 40- 50 годам могут заболеть раком лёгких и умереть. Глоток шампанского у ребёнка может вызвать рвоту, головную боль, отравление. Наркотики вызывают нарушение памяти, мышления, меняется поведение и настроение, на коже появляются синяки, порезы, микротравмы. Всё это опасные для жизни и здоровья вещества, которые школьники категорически не должны употреблять.

А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Игра «Рифмы».
- В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши ……» (лица)
-Разгрызёшь стальные трубы,
Если чисто чистишь ………. (зубы)

Превратятся скоро в когти
Не подстриженные …… (ногти).
- В бане целый час потела -
Лёгким, чистым стало …….. (тело).
-С детства людям всем твердят,
Что табак - смертельный ……… (яд).
- Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с ……… (мылом).
Игра «Антирифмы»
- Зубы ты почистить сначала,
Есть для этого …….(не мочало, а щётка и паста)
-Хоккеистов слышен плач:
Пропустил вратарь их ……..(не мяч, а шайбу)
-С каждым днём нам лето ближе,
Скоро встанем все на …….(не на лыжи, а на скейты и ролики)
-Лыжня огибает деревья, пеньки,
Несут, как на крыльях, нас наши……….(не коньки, а лыжи)
- У Иринки и Оксанки
Трёхколёсные есть……..(не санки, а велосипеды).

В заключение классного часа подводятся общие итоги. Дети кратко формулируют правила, следуя которым, они позаботятся о своём здоровье.

Помните, здоровье - это самое ценное, что есть у человека.

А значит, его надо беречь.

Классный час для уч-ся нач. классов

Тема: "Путешествие в страну Здоровье"

Цели:

  1. формировать привычку к здоровому образу жизни;
  2. учить быть здоровым душой и телом;
  3. развивать стремление творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
  4. развивать внимание, память, речь учащихся;
  5. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: презентация ПК, рисунки, плакаты, реквизит для сценок, карточки.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Организационный момент

2. Введение в тему

Вступительное слово учителя. В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец. В нем жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: «Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?»
Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека Во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу здоровья для всех детей страны. С тех пор жители страны были здоровы.
Сегодня на классном часе мы узнаем: (Карточки с вопросами прикрепить на доску)

  1. От чего зависит здоровье человека?
  2. Как его беречь?

3. Чтение стихотворений детьми

1) Чтоб здоровым и сильным быть,
Со спортом мы должны дружить.
(Показывает мышцы.)

2) Чтоб заступиться за друзей
И наказать врагов,
Приёмам разным обучаться
Я всегда готов.
(Мальчик в кимоно показывает приёмы рукопашного боя.)

3) Чтоб красивой, стройной быть,
Обруч я должна крутить.
(Девочка показывает гимнастическое упражнение с обручем.)

4) Выходит девочка со скакалкой.
Вышла Лизочка вперёд.
Лиза прыгалку берёт.
- Лиза, Лиза! Вот так Лиза! -
Раздаются голоса, -
Посмотрите, это Лиза
Скачет целых три часа.
Доскакала до угла.
Я б не так ещё смогла..

5) (Показывает гимнастические упражнения.)
Я гимнастом стать хочу
Самым настоящим!
И на турнике крутиться
Я считаю счастьем.

4. Выявление представлений о правильном питании

Входят Карлсон и Малыш.

Карлсон. Здравствуйте! Это здесь классный час о здоровье идёт?
Ответ детей: да.
Карлсон. Ты видишь, Малыш, какие здесь ребята красивые, подтянутые, спортивные.Сколько всего умеют!
Малыш. Да, Карлсон, ребята молодцы! А мы с тобой ничего не умеем.
Карлсон. Это ещё почему?! Мы просто ещё не пробовали! Давай попробуем.
Берут обруч и скакалку, пытаются выполнить упражнения, ничего не получается.
Карлсон. Ничего не получается! Я, наверное, плохо поел.
Малыш. Это ты плохо поел? Да ты съел две банки варенья, шоколадку и выпил бутылку лимонада!
Карлсон. Ну и что! Ребята, наверное, тоже так завтракали!
Дети. Нет. Так питаться нельзя.
Карлсон. А что же есть? Помогите мне, ребята, разобраться
Учитель. Давайте поможем Карлсону разобраться, как правильно питаться. Какие правила питания вы знаете? (Мыть руки перед едой; во время еды не разговаривать; не переедать; есть небольшими кусочками, овощи и фрукты мыть перед едой; не есть много сладкого.)

5. Практическая работа

Учитель. Сейчас посмотрим, как Карлсон и Малыш выполнят наше задание. Перед вами меню. Вычеркните лишние продукты, а оставьте полезные.

Суп , фрукты , рыба ,
лимонад, конфеты,
булочки
сок , овощи , чупа-чупс
каша , мясо , компот

Карлсон допускает ошибки.

Учитель. Попросим Карлсона прочитать своё меню.

Во время чтения Карлсона дети исправляют его ошибки.

Учитель. Давайте отдадим Карлсону список полезных продуктов, и он будет правильно питаться. И будет знать, что одно из условий здорового образа жизни...

Карлсон. Правильное питание

6. Оздоровительная минутка

Игра: «Если нравится тебе, то делай так!»

Если нравится тебе, то делай так! (хлопки - 2 раза)
Если нравится тебе, то и делай так!
(хлопки - 2 раза)

Да если нравится тебе, то делай так!
(хлопки - 2 раза)
Смена движений: ножницы, наклоны вправо-влево, топот (слова повторяются)
Если нравится тебе, то делай все!

Если нравится тебе, то и делай все!
(хлопки, ножницы, наклоны, топот - 2 раза)
Если нравится тебе, то и другому покажи!
Да если нравится тебе, то делай все!
(хлопки, ножницы, наклоны, топот - 2 раза)

7. Учитель. Народная мудрость гласит: «Кто аккуратен, тот людям приятен». Поэтому кроме правильного питания каждый человек должен опрятно выглядеть.

Сценка:

Девочка: Пустите меня!
Мойдодыр: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Девочка:
Я на солнышке лежала,
Руки кверху я держала -
Вот они и загорели.
Мыло:
Ах ты, девочка чумазая, где лицо ты так измазала?
Кончик носа черный, будто закопченный.
Девочка:
Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала -
Вот он и загорел!
Зубная щетка:
Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли,
Ну-ка, дайте мыло.
(Моют девочку.)
Мыло:
Громко девочка кричала,
Как увидела мочало,
Зацарапалась как кошка.
Девочка:
Не трогайте ладошки -
Они не будут белы,
Они же загорелы.
Мойдодыр:
А ладошки-то отмылись.
Оттирали губкой нос -
Разобиделась до слёз.
Девочка:
Ой, мой бедный носик
Мыло не выносит,
Он не будет белый,
Он же загорелый.
Мыло: А носик тоже отмылся.
Все: Это была грязь.
Мойдодыр: Надо, надо умываться по утрам и вечерам.
Все: А нечистым трубочистам стыд и срам, стыд и срам.

8. Учитель. Ну а если кто-то простудился, надо запомнить следующее.

1-й чтец:

Если кто-то простудился,
Голова болит, живот,
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь - на огород,
С грядки мы возьмём микстуру.
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду,
Снова будешь жизни рад.

2-й чтец:

Овощи и фрукты
Любят все на свете.
Бабушки и дети
Секреты знают эти:
Виноград и вишня
Лечат все сосуды,
Абрикос - от сердца,
Груша - от простуды.
Апельсин, как витамин,
Знают все - незаменим.

3-й чтец:

Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята:
вот зелёная аптека,
Помогает всем ребятам.

3-й чтец:

Ангина и кашель бывают у тех,
Кто смотрит со страхом на лыжи и снег.
Вини себя за вид болезненный и хмурый,
Не занимаешься ты, видно, физкультурой.

4-й чтец:

Гигиена и здоровье, спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты рука об руку идут
Маски, ванны и массажи нам полезны, спора нет,
Ну а лень, обжорство, пьянство оставляют тоже след.

5-й чтец:

Разве что-то есть на свете,
Что надолго можно скрыть?
Пятиклассник Рыбкин Петя
Потихоньку стал курить.
У парнишки к сигаретам
Так и тянется рука.
Отстаёт по всем предметам,
Не узнать ученика.
Начал кашлять дурачок,
Вот что значит - табачок!

С.Михалков

9. Выявление представлений у обучающихся о вреде табака

Каковы последствия курения? (Опрос ребят)

Сообщения учащихся:

1. Когда человек курит, то табак медленно сгорает и образуется дым. Дым состоит из множества вредных веществ, среди которых тридцать - ядовитые. Это никотин, угарный газ и табачные смолы. Никотин отрицательно влияет на работу сердца - быстро изнашивается. Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют легкие. Учёные установили, что извлечённый из пяти сигарет никотин убивает кролика, из ста - лошадь.

2. Табак - это однолетнее растение семейства паслёновых, в листьях которого содержится никотин.
Европейцам долгое время не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свёрнутых в трубки и зажженных на конце.

3. Сначала табак применялся как средство от всех болезней. Его нюхали, жевали, курили. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызывали разочарование.

4. В Россию табак был завезён англичанами и немцами в начале семнадцатого столетия. Постепенно многие пристрастились к курению.
Произошло это потому, что в состав табака входят вещества способные вызвать зависимость от него.

10. Выявление представлений об алкоголе

На доске - иллюстрации, на которой изображены нетрезвые люди.

Каких людей вы видите?
- Как вы думаете, какие напитки употребили эти люди?
- Зачем пьют алкогольные напитки?
- Приходилось ли вам встречать людей или общаться с теми, кто выпил много алкогольных напитков?
- Какое чувство они вызывают у вас; у окружающих?

Сообщения учащихся:

1. Алкоголь - это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т. д.). Основой всех алкогольных напитков является винный или этиловый спирт, который и вызывает состояние опьянения.
Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм привыкает и требует его всё больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни - алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав, держит крепко.

2. Алкоголь - это универсальное средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у ребёнка такие изменения происходят через 3-4 года.

11. Игра «да - нет»

К доске прикреплены рисунки:

  1. мальчик занимается спортом;
  2. мальчик чистит зубы;
  3. девочка ест;
  4. мальчик курит;
  5. девочка причесывается;
  6. дети в позднее время сидят у экрана телевизора;
  7. мальчик пьёт пиво.

Назовите рисунки, которые, по вашему мнению, показывают правильные действия.
- Скажите, в какое время дня нужно выполнять правильные действия, сколько раз вдень?

12. Подведение итогов

Заключительное слово учителя. Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.
Многие школьники курят или пьют не потому, что им это нравится, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватит сил проявить характер н отказаться от сигареты или пива в компании. Следует помнить, что у курящих и пьющих людей страдают все внутренние органы, особенно мозг (человек глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое).
Если человек сумел в компании отказаться от этого, значит, у него действительно есть смелость и воля.
На ваших рисунках вы показали, что здоровый человек тот, кто ведет здоровый образ жизни.
В заключение послушайте стихотворение.

Осенняя ветка стучится в окно,
А в классе у нас тепло и светло!
Мы здесь подрастаем. мужаем мы здесь
И набираем, естественно, вес!
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны,
А с ними порядок, уют, чистота,
Эстетика, - в общем, сама красота!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!


Классный час: «Береги здоровье».

Цель: подвести детей к определению “здоровье”.

Задачи: здоровье и его отличия от болезни; вырабатывать стремление всегда быть здоровыми, уметь избегать контактов с больными детьми, уметь быстро поправить своё здоровье – помочь себе самому; показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека; развивать у детей потребность в соблюдении правил здорового образа жизни.

Оборудование:

    Плакат-девиз: “Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу!”

    Пословицы и поговорки, загадки о здоровье.

    Карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

    Организационный момент .

– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, скажите самому себе “я люблю учиться и узнавать новое”.
– Тихо сели.

    Вступительная беседа. Сообщение темы классного часа.

– Ребята! Сегодня мы будем говорить о самом дорогом богатстве человека – о здоровье. Наше государство проявляет постоянную заботу о здоровье граждан страны, особенно о здоровье детей. Родители и – учителя заботятся о том, чтобы вы росли здоровыми и счастливыми. Но, несмотря на все усилия, вы иногда болеете.
– Беречь своё здоровье должен каждый человек.

Наш девиз:

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу! (Наизусть.)

    Основная часть.

– Как вы чувствуете себя, когда вы здоровы?
(Хорошее настроение; хочется много играть, бегать; хочется читать, писать, что-нибудь рассказывать.)

– Как вы чувствуете себя, когда болеете?
(Все болит; хочется плакать; не хочется вставать с постели; не хочется есть, пить.)

– Почему болеют люди? Как вы думаете?
(Чаще всего они заражаются от других людей.)

– Послушайте стихотворение Сергея Михалкова “Грипп” (портрет писателя).

Катя сегодня из школы пришла,
С книжками вместе болезнь “принесла”.
Кашляет, чихает, слёзы вытирает.
У неё несчастный вид – очень голова болит,
Нос припух, температура – видно, ей нужна микстура
И глотать её тоже больно – очень Катя недовольна.
Надо ей учить уроки – она мается в дремоте,
Надо маме помогать, а она не может встать,
Пора подруге позвонить – трудно громко говорить.
В общем, встали все дела – так хвороба подвела.
Невзирая на протест, ей поставили компресс,
Хоть не хочется лечиться – с процедурами Катя мирится,
Надо ту болезнь прогнать, чтоб здоровой снова стать:
В школу бегать, песни петь – надо многое успеть.

– Как зовут девочку, которая заболела? (Катя.)
– Давайте вместе прочитаем это стихотворение.

(На партах – конверт со стихотворением.)

На доске: Хвороба – болезнь.

– Как должны поступать больные люди, чтобы не заражать других?
(Вызвать врача на дом. Лежать дома и лечиться до полного выздоровления.)

– По каким признакам мы определяем больного человека?
(Слезятся глаза, насморк, “горят” щёки, человек отвечает невпопад, вялый, общается неохотно.)

– Как вы поступите, если заметите такого человека в школе?
(Сказать учителю.)

– От чего зависит здоровье человека?
(От умения избежать контакта с больным человеком. От умения вести здоровый образ жизни. От умения помочь себе и другим.)

– А теперь, попробуйте дать определение, что такое здоровье?
(Это когда ничего не болит. Когда человек весёлый, радостный, бодрый, энергичный. Когда человек хорошо ест.)

На доске: Вот какое определение дали учёные на форуме Всемирной Организации Здравоохранения в 1949 году: “Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия.”

– Как вы считаете, что очень важно для сохранения вашего здоровья?
(Выполнять режим дня. Делать по утрам зарядку. Есть полезную пищу. Укреплять иммунную систему. Много двигаться. Мыто много раз в день руки. Чистить два раза в день зубы.)

– Ребята, надо постоянно следить за своим здоровьем и как можно дольше оставаться здоровыми, хотя это нелегко!

Наш организм состоит из многих органов. Когда человек болеет, у него болят именно эти органы. Назовите их?
(Сердце, лёгкие, мозг, глаза, уши, печень, почки……..)

    Физкультминутка.

Под музыку.

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать –
Надо на носочки встать.

    Закрепление полученных знаний.

Работа с пословицами и поговорками.

– Ребята! Здоровье всегда волновало всех людей. Свой опыт, о том, как сберечь здоровье, они передавали из поколение в поколение.
– Надо достать из мешочка листочек с пословицей и объяснить её.

Здоровому – всё здорово.
Здоровью цены нет. Здоровье не купишь.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Здоровье всего дороже, здоровье дороже богатства.
Труд – здоровье, лень – болезнь.

Загадки.

– Оля смотрит на кота,
На картинки, сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)

– Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
руки мыть не ленится (мыло).

– Что можно увидеть
с закрытыми глазами? (сон).

– Ношу их много лет,
А счету им не знаю (волосы).

– Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).

– Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные (пальцы).

– У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем (руки).

– Не часы,
А тикает (сердце).

– Давайте внимательно посмотрим, какое же слово было спрятано. Правильно, это слово – “здоровье”.

Игра “Съедобное – несъедобное”.

Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.

Описание упражнения: учитель произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.

Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре “Съедобное – несъедобное”.

Примеры фраз:

Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.

    Итог и ДЗ.

– Почему здоровье – самый ценный дар человеку?
– Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово “Здоровье” и, какого человека можно назвать здоровым.

На доске:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровый человек - это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.

– Почему плохо болеть?
– Кто будет помогать вам в сохранении здоровья?
– На следующем классном часе мы продолжим разговор о сохранении здоровья.

ДЗ: карточки для самостоятельной работы дома –

Классный час: «Будем беречь здоровье»

Класс: 4

Продолжительность классного часа: 40 минут

Цель классного часа: обучить детей бережному отношению к собственному здоровью, приёмам сохранения здоровья.

Задачи:

  1. Напомнить основные правила здорового образа жизни.
  2. Заставить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к здоровому образу жизни.
  3. Развивать внимание, мышление, речь, умение работать в группе.
  4. Воспитывать такие нравственные качества, как аккуратность, чистоплотность.

Форма проведения: устный журнал

Оборудование: карточки со словами, картинки с режимными моментами, детские рисунки о здоровом образе жизни, цветы для рефлексии, мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет для выполнения теста.

Прилагаемые медиаматериалы:

  • презентация;
  • электронная физминутка для глаз;
  • музыка к физминутке для глаз;
  • электронный тест;
  • танцевальная разминка;
  • мультфильм.

Подготовительная работа:

1 группа проводит экспресс-исследование на тему «Газированные напитки: польза или вред?»

2 группа проводит экспресс-исследование на тему «Правда о чипсах и сухариках».

3 группа готовит сообщения об истории возникновения табакокурения и наказаниях за курение.

Ученики класса разучивают загадки, танец-разминку, выполняют рисунки о здоровом образе жизни.

I. Организационный момент

Класс разделён на 3 группы.

II. Вступительная беседа

Одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?» Как вы думаете, что он ответил? Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым», - и затем добавил фразу, ставшую пословицей. Расшифруйте её:

Ольногокороля

частливееб

йнищийс

оровы

зд

Ответ: Здоровый нищий счастливее больного короля.

Как вы объясните смысл этого высказывания? (Лучше быть небогатым, но здоровым, чем иметь власть и деньги, но быть больным.)

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может в полной мере ощутить радость жизни. Ему легко учиться и работать, заниматься любимыми увлечениями.

Как вы думаете, чему посвящён наш классный час? (Предположения детей)

Правильно. Сегодня мы с вами вспомним основные правила здорового образа жизни, ведь наше здоровье – в наших руках . (Тема вывешивается на доску)

Поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда не болел?

А кто болеет один раз в год? А кто – два и более раз?

Посмотрите, мы привыкли к тому, что человеку естественно болеть. А ведь это неверно. Давайте с вами запомним, что человеку естественно быть здоровым . Ученые доказывают, что человек должен жить 150-200 лет. Как этого можно добиться? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Обратите внимание на рисунки о здоровом образе жизни. (Ответы обучающихся: движение, питание, режим, закаливание – главные факторы здоровья; употребление алкоголя, курение, наркомания, несоблюдение режима дня, неправильное питание – факторы, ухудшающие состояние здоровья)

III. 1. Игра «ПРАВДА ЛИ…»

Хотите проверить свою эрудицию по теме «Здоровье»? Тогда хлопните, если согласны с утверждением.

ПРАВДА ЛИ…

  • что простуда возникает в результате переохлаждения организма? (да)
  • что кактусы снимают излучение от компьютера? (нет)
  • что длительные занятия на компьютере полезны для здоровья (нет)
  • что мыть руки нужно перед каждым приёмом пищи? (да)
  • что всё в жизни надо попробовать, в том числе наркотики? (нет)
  • что болезнь зубов может привести к заболеванию сердца, суставов, горла? (да)
  • что если ребёнку, например, на день рождения выпить полстакана вина, то ничего страшного не случится? (нет)
  • что курение более опасно для детей, чем для взрослых? (да)
  • что от курения ежегодно погибают 10 000 человек? (да)
  • что если зимой сразу нырнёшь в ледяную прорубь, то станешь закалённым?

(нет)

Молодцы!

Почему люди болеют? (Ответы детей ) Причин много, и некоторые из них от нас с вами не зависят. Это и отравленный выхлопными газами автомобилей воздух, и продукты, напичканные химикатами, отрицательно влияющими на наше здоровье, и загрязнённая вода, которую мы употребляем в пищу… В одиночку человеку не под силу справиться с этими факторами.

Но ведь болезни возникают и по вине самого человека. Каждый из вас должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

2. Работа со словами-карточками в группах

Из данных слов и словосочетаний выберите те, которые относятся к характеристике здорового человека, и прикрепите их на доску:

(Слова-карточки у каждой группы)

Ловкий, подтянутый, истощённый, закалённый, бледный, всегда в хорошем настроении, часто простужается, не курит, любит заниматься физкультурой, имеет хороший аппетит, капризен и плаксив, энергичный, сутулый, стройный, неуклюжий, имеет лишний вес.

Каким способом можно достичь этих качеств? Поговорим о некоторых правилах, которые являются основой здорового образа жизни.

3. Первая страница устного журнала - «Двигательная активность» (слайд 5)

Как вы думаете, что включает в себя данное понятие? (Ответы детей) Помните: желательно проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день.

Сейчас ребята вам будут загадывать загадки, а вы – отгадывать и называть, к какому из перечисленных видов двигательной активности относится отгадка. (Приложение)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

4. Вторая страница устного журнала - « Правильное питание»

Зависит ли наше здоровье оттого, что мы едим? Как нужно правильно питаться?

Выберите те продукты, которые полезны вашему организму:

Рыба, подсолнечное масло, «Пепси» , кефир, чипсы, жирное мясо, жвачка , «Геркулес», торты , морковь, лук, шоколадные конфеты .

- Давайте поговорим о том, что мы пьем.

Группа ребят провела экспресс-исследование на тему «Газированные напитки: польза или вред?» 2 человека от группы знакомят класс с результатами исследования. (Приложение)

Все еще хотите бутылочку Колы?

Теперь поговорим о том, что мы едим: о чипсах и сухариках, которые так любимы вами.

Вторая группа проводила экспресс-исследование по теме «Правда о чипсах и сухариках» . 1 человек от группы знакомит класс с результатами исследования. (Приложение)

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых жирах, с огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки»?

5. Обсуждение ситуации

Ребята, ученику нашего класса требуются ваши советы.

Ситуация (рассказ ученика)

Я предпочитаю подольше поспать, не успеваю перед школой позавтракать. В школьной столовой я наспех съедаю булочку, запивая ее чаем. Играю на перемене с ребятами. После уроков, не заходя домой, долго гуляю на улице. Вернувшись, я опять наспех съедаю бутерброды, потому что на разогревание еды мне не хочется тратить время, так как по телевизору скоро начнутся мультфильмы. Потом надо садиться делать домашнее задание. К вечеру я чувствую, что болит голова.

Почему? Что бы вы мне посоветовали? (Правильно питаться, соблюдать режим дня, гулять на улице часа 2, после школы заходить домой)

6. Задания группам

Ребята 1 и 2 групп составляют полезное меню по выбору (завтрак, обед или ужин) из предложенных названий продуктов. (Приложение)

Ребята 3 группы раскладывают и прикрепляют на доску картинки с режимными моментами в правильной последовательности. (Приложение)

СПОРТИВНЫЙ НОМЕР

7. Третья страница устного журнала - «Вредные привычки»

А сейчас давайте поговорим о том, что отрицательно влияет на наше здоровье.

Какие факторы, отрицательно влияющие на здоровье, вы знаете?

«Алкоголь», «курение», «наркомания» - эти слова как ни прискорбно известны каждому взрослому, подростку и даже ребенку. Алкоголь и курение человечество знает давно. Но в последнее время проблема состоит в том, что к ним прибегают очень молодые люди, которые еще не осознают, какой вред может нанести это их здоровью.

а) КУРЕНИЕ

Ребята из 3 группы выступают с сообщениями об истории возникновения табакокурения и наказаниях за курение (Приложение)

В нашем гуманном обществе нет таких наказаний, но может быть, эти картинки заставят вас задуматься, стоит ли начинать (фотографии: легкие здорового человека, легкие курильщика – чёрные от табачных смол, которые оседают в лёгких при курении).

б) АЛКОГОЛИЗМ – хроническое заболевание, которое наступает из-за систематического употребления спиртных напитков. Пьющий человек физически и психически зависим от алкоголя, он деградирует физически и социально, у него нарушается работа внутренних органов, обмен веществ, возникают проблемы с нервной системой.

в) НАРКОТИКИ – это проблема номер один среди молодёжи не только в России, но и во всем мире. Наркотик – слово греческое, в переводе оно обозначает «одурманивающий». Наверное, вначале прием наркотиков позволяет не думать ни о чем, у наркомана в голове туман, а потом у него уже не получается думать ни о чём, кроме наркотиков. Люди, употребляющие наркотики, умирают очень рано.

8. Четвёртая страница устного журнала - «Личная гигиена»

Что такое гигиена? (Гигиена – это наука о здоровье.) Предлагаю вам посмотреть мультфильм «Личная гигиена» и вспомнить правила гигиены. (Видеоролик)

Назовите правила гигиены. (Ответы детей)

Представьте себе: на одном квадратном сантиметре грязной кожи может находиться до 40000 микробов! Достаточно небольшой ссадины, чтобы микробы попали внутрь и вызвали различные заболевания. А на чистой коже микробы погибают!

Вот почему существует так много пословиц и поговорок о чистоте. Расшифруйте некоторые из них.

КТОАККУРА

ТЕНТОТЛЮД

ЯМПРИЯТЕН

Ответ: Кто аккуратен, тот людям приятен. (Читаем строчками)

ТО ЧИС ЖИТЬ – ВЫМРО ЗДО БЫТЬ

Ответ: Чисто жить – здоровым быть. (Читаем слова по слогам, начиная с выделенного)

Объясните смысл пословицы.

9. Выполнение теста

А сейчас я предлагаю вам выполнить электронный тест «Наше здоровье – в наших руках» на компьютерах.

Дети садятся за компьютеры (ноутбуки) и выполняют тест. Результаты отражаются у учителя в сводной таблице на компьютере.

IV. Итог классного часа

Наш классный час подошёл к концу. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие не прошло даром, и вы многое почерпнули для себя. Ведь «Здоров будешь – все добудешь».

Игра «Разброс мнений»

- Продолжите высказывания:

(Высказывания напечатаны на карточках, каждая группа вытягивает и продолжает предложение)

  • По-моему, секрет здоровья заключается в том,…
  • Я знаю, что зарядка важна…
  • Моё отношение к наркотикам…
  • Глядя на спортивного вида человека,…
  • Малоподвижный образ жизни может привести…
  • Мой любимый вид спорта…
  • Сигареты – друзья или враги? Я думаю…
  • Моё отношение к алкоголю…
  • Я не хочу болеть простудными заболеваниями…

Хочется услышать, что ещё нового вы сегодня узнали и взяли себе на заметку.

  1. Мне эти правила знакомы, и я их выполняю – красный цветок.
  2. Я буду следовать этим правилам – жёлтый цветок.
  3. Я хочу следовать этим правилам – синий цветок.

Всех благодарю за работу и желаю вам:

  • никогда не болеть;
  • правильно питаться;
  • быть бодрыми;
  • вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!