Среди вопросов, задаваемых священнику, одни из наиболее часто повторяющихся - те, которые касаются обращения с предметами, имеющими сакральное значение: от иконы и нательного крестика до упаковки пасхального кулича с изображением собора на ней. Если вы, наш уважаемый читатель, человек давно воцерковленный и опытный в духовных вещах, эта статья едва ли что-то добавит к вашим знаниям. Но если вы только начинаете свой путь к Храму, и многое в повседневном христианском делании вам пока не совсем понятно - она для вас.

Отмахиваться от вопроса, как обращаться с предметами религиозного назначения - мол, благочестие подскажет - никак нельзя. Благочестие приходит с опытом духовной жизни, а вот предметов с изображением священных символов в нашей жизни с каждым новым годом появляется и со временем выходит из употребления всё больше и больше. Что поделаешь: массовое производство! Сколько у каждого человека дома сломавшихся крестиков, печатных иконок с поблекшим изображением- благословений с давнего освящения храма, треснувших лампад, ветхих газетных вырезок и портретов чтимых старцев из каких-то журналов - порой и не сосчитать. Все это можно довольно долго терпеливо складировать, но рано или поздно наступит день, когда придется от критической массы этих вещей избавляться.

Как это сделать правильно? Наилучший вариант - отнести в храм. На каждом приходе есть так называемое непопираемое место, где вышедшие из употребления предметы церковного обихода сперва сжигают в особой печи, а затем, уже в виде золы, закапывают в землю. Часто непопираемое место - это колодец или яма на подворье, куда сливают остатки освященной воды и высыпают золу от сожженных церковных предметов.

Но в храме у вас на утилизацию примут далеко не всё. Поэтому и проще, и быстрее решить этот вопрос самому. Разумеется, не нарушая при этом христианского благочестия. Однако благочестие - это особое состояние, трудно описываемое словами; попытаться формализовать его на все случаи жизни будет делом бессмысленным и даже вредным. Тем не менее, в интересующем нас вопросе кое-какие правила, самые общие, вывести все-таки можно.

Итак, бумажные иконы, вырезки, ветки вербы, и пучки травы, ветхую литературу, остатки просфор и все прочее, что может гореть, лучше всего предать огню. Не столь важно, где именно это сделать (хотя о правилах противопожарной безопасности забывать ни в коем случае не стоит), как то, в каком настроении и с какими мыслями. Ни образ святого, запечатленный на ветхой иконе, ни молитва ему, напечатанная на обратной стороне, от нашего действия никак не пострадают и не умалятся - мы сжигаем лишь материальный носитель, чтобы сама святыня каким-то случайным образом не подверглась попранию. То есть делаем именно то, что христианину делать не только можно, но и должно. Вот что говорит апостол о высоком достоинстве каждого христианина, обращаясь к верующим-мирянам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас» (1 Пет. 2, 9).



Золу, оставшуюся после сожжения, лучше всего закопать, развеять по ветру или ссыпать в чистую проточную воду, призвав, образно говоря, на помощь в благом деле одну из природных стихий - или все четыре сразу. Можно зарыть золу дома, например, в цветочных горшках - и цветам польза, и проблема с оставшимся от утилизации решена. Скорлупу от пасхальных яиц, в изобилии остающуюся после празднования светлого Христова Воскресения, плотную упаковку, в которой выпекают куличи, а также другие органические материалы, сжечь которые в домашних условиях полностью невозможно, нужно хотя бы обжечь и также предать земле.

А как же быть с пластиком? Бутыли из-под святой воды и освященного масла, полиэтиленовые пакеты и прозрачные пластиковые коробки занимают весьма большой объем, поэтому их хранение дома может быстро стать настоящей проблемой. Во-первых, все эти уже не нужные вещи необходимо освободить от бумажных ярлыков и этикеток, на которых имеются священные символы и слова. Затем тщательно промыть их проточной водой и потом со спокойным сердцем отнести в мусорный бак. Лучше всего - в тот, который специально предназначен для пластика: сейчас такие есть во многих городах. Послужив святыне, такой пластик будет переработан и еще раз послужит людям. То же самое касается стеклянных флаконов и бутылок: их нужно освободить от этикеток, промыть и, по возможности, сдать - а в крайнем случае просто выбросить. А снятые ярлыки и этикетки - сжечь.

К сожалению, благоговения прошлых времен у ныне живущих поколений не наблюдается. На бутылках с вином, упаковках постного майонеза, посыпки для куличей и других товарах, предлагаемых нам в магазине, можно встретить изображения храмов, икон и даже символ креста. В случае, если мы такие товары приобрели, от священных символов и изображений их нужно освободить, после чего упаковку можно утилизировать в обычном порядке, как бытовые отходы. А вырезанное, опять же, сжечь.



Лампадное масло хорошего качества выгорает полностью, и никаких проблем с его утилизацией возникать не должно в принципе. А вот треснувшую лампаду или осколки от разбитого керамического подсвечника, стоявшего в красном углу, лучше всего будет отнести в храм. Если это по каким-то причинам представляет собой проблему - нужно, как уже было сказано, омыть их проточной водой и закопать вдалеке от мест, где ходят люди или животные. А вот нательные крестики или большие иконы в любом случае придется отнести в храм.

Николай Смирнов. Натюрморт

Заметим, что благочестивое отношение к иконам, освященным ветвям, духовной литературе необходимо не только и не столько во время их утилизации, как в тот период, когда мы ими пользуемся. Об аккуратном отношении к книгам представители старших поколений много слышали от своих родителей и бабушек с дедушками - к иконам же и другим освященным вещам это относится еще в большей степени. Бережное обращение с предметами религиозного обихода позволит им послужить намного дольше, существенно отдаляя момент, когда они, наконец, потребуют утилизации.

Коллекционирование икон, распятий, духовных книг может стать разновидностью страсти. Ничего благочестивого в подобном собирательстве нет, скорее даже наоборот. Вместо того, чтобы ощущать каждую икону, каждую книгу как нечто уникальное и единственное в своей жизни, как источник размышлений о горнем и окно в благодатный мир, человек, просто увлекается накопительством, которое, по большому счету, ничем не отличается от собирания модных гаджетов или красивой посуды - и духовному деланию в христианском понимании ровным счётом никакого отношения не имеет.

Если вам приходилось бывать в домах, от пола до потолка заставленных иконами и дорогими книгами, увешанных распятиями и лампадами, благословениями со святой земли и прочими вещами, вы, возможно, припомните необычное ощущение. Вместо излияния благодати, которое, казалось бы просто обязано произойти при такой концентрации святынь, вы вдруг чувствуете скованность, неудобство, смущение. В голову помимо вашей воли приходят мысли о том, как бы чего не задеть, не разбить, не огорчить хозяина невежественным вопросом о происхождении и назначении той или иной вещи… Дом христианина - это всё-таки не музей; жилище должно оставлять у гостей чувство уюта, комфорта, умиротворения. Да и жизнь наша земная не вечна: не станет хозяина - как распорядятся преемники всеми оставшимся после него предметами, большой вопрос.

И еще одна тема, подобная предыдущей. Относится она тоже к своего рода коллекционированию - однако в данном случае предметом собирательства выступают церковные просфоры. Эта из Почаева, эта из Киева, а эта из Троице-Сергиевой лавры. Некоторые люди из ложно понятого благочестия собирают целые экспозиции из просфор, чего делать, конечно же, нельзя: в лучшем случае все они превратятся в подобные камням сухари, в худшем же - покроются плесенью. Просфора предназначается для вкушения после церковной службы. Если она сохраняется дольше, чем на один день, то исключительно с целью употребления её по утрам натощак, вместе со святой водой. Однако в таком случае просфора должна хранится в особом сосуде, предотвращающем ее заплесневение и заветривание.

И вот о чём ещё, пожалуй, необходимо сказать. Почти на каждом приходе есть люди, лучше всех остальных осведомленные в вопросах утилизации предметов церковного обихода. В ироничном, разумеется, смысле: они не только досконально знают, как с чем нужно поступать, но и с пристрастием расспросят вас, как вы делали это до встречи с ними, и не без удовольствия обличат вас в неосведомлённости и греховных действиях.

Подобных разговоров лучше всего избегать. И самому не увлекаться чрезмерно внешней стороной этих действий: наше благочестие, повторимся, гораздо больше проявляется в сердечной, сосредоточенной молитве у иконы, чем во время её утилизации.

И напоследок - о вещах вроде бы и не церковных, продающихся в магазинах, ларьках и в отделениях почты - и, тем не менее, имеющих отношение к вере. Это открытки, конверты и календари - перекидные, отрывные и прочие, которых сегодня предлагается великое множество. Купленные в светском магазине или учреждении, освященными предметами они считаться не могут - ведь едва ли кто-то их освящал. Тем не менее на них изображены евангельские сюжеты, лики Спасителя, Богородицы и святых, нанесены тексты молитв, названия и перечисления церковных праздников. Поэтому такие вещи, когда они отслужили своё, лучше всего сжечь точно также, как предметы, приобретенные в лавке при храме. Некоторые люди, скопив немалое количество такого рода полиграфических изделий, после сдают их в макулатуру. Вроде бы логично: это же не из храма. Если не смущают мысли о том, что в переработанном виде такая полиграфия пойдет на производство чего угодно, вплоть до туалетной бумаги - можно поступить и так. Но лучше все-таки сжечь.

И напоследок важное уточнение, которое кому-то, возможно, покажется лишним, а кому-то прояснит пока не до конца понятное. Утилизируемые предметы сжигаются не как топливо - в печке или в мангале для шашлыка - а просто выводятся таким образом из употребления. Если от взаимодействия с ними человек получил хоть какую-то духовную или душевную пользу - значит, их производство, приобретение и пребывание в жилище были делом не напрасным.

В. Сергиенко

Количество записей: 327

Здравствуйте! Каждый год мы с мужем покупаем церковные православные календари на год. Год проходит, покупаем новый календарь, но что делать со старым? Рука не поднимается просто взять и выбросить, ведь на них изображены иконы. Подскажите, что делать с такими календарями?

Светлана

Светлана, такие вещи мы обычно сжигаем, например, на даче на участке, а пепел можно закопать под дерево.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Недавно нашла в заборе дома воткнутую иконку Божией матери "Семистрельную", переломленную пополам! Что это значит?

Лидия

Лидия, это значит, что кто-то выбросил икону. Жаль, что люди так поступают со святыней. Возьмите эту икону и отнесите в церковь.

иеромонах Викторин (Асеев)

Нужно ли освятить вновь икону - старинную, купленную с рук по объявлению.

Олег

Олег, да, конечно, купленную с рук икону нужно обязательно освящать в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Благословите, батюшка! Подскажите, бабушка которая продает иконы в нашем храме, сказала, что в спальне вешать иконы нельзя, так как мы с мужем в грехе. А мы венчаны, у нас трое детей. Стараемся жить правильно. Очень хочется, чтобы наши венчальные иконы весели у нас в комнате. Спасибо.

Мария

Марина, бабушек в церкви особо слушать не следует. У Вас в церкви есть священник, все подобные вопросы старайтесь решать с ним. Иконы должны находиться в каждой комнате и на кухне. Очень похвально, что Ваш брак венчанный. Ваши венчальные иконы обязательно должны висеть в Вашей спальне, молитесь перед ними.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Очень сильно нуждаюсь в вашим ответе. У нас в доме есть чужая старинная икона святой Девы Марии, к нам её принёс постороний нам человек, который у нас прожил некоторое время в качестве сожителя моей мамы. Но в итоге он оказался не тем, за кого себя выдавал, и ввёл маму в огромные долги, куда-то уехал, и скрывается уже несколько месяцев, а с нас люди требуют свои деньги, уже дали срок 10 дней. Мы бы хотели с помощью продажи этой иконы хоть как-то выбраться из этих долгов. Я считаю, это не какой нибудь плохой умысел, а во благо, наверное… Просто мы уже устали целый год жить в ожидании, когда он эти долги нам вернёт, чтобы мы смогли рассчитаться с людьми. Что будет, если всё же продадим, обернётся ли это нам большим грехом, или всё-таки Бог простит нас в нашей ситуации и за обман с его стороны?!

Ольга

Ольга, я думаю, в Вашей ситуации продать можно. Это и раньше было, иконы и продавали, и покупали, поэтому сильно смущаться этим не следует. Постарайтесь только, пожалуйста, чтобы икона попала не в руки торгашей, которые сдерут с нее золото и все, что посчитают нужным, а в руки приличных людей.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Батюшка, поясните, пожалуйста, как относится Церковь к изображению Бога Отца в православных храмах и на иконах? При виде их я невольно смущаюсь. Спасибо Вам за ответ!

Юлия

Здравствуйте, Юлия! Бог Отец, - Первая Ипостась Пресвятой Троицы - не изобразим вообще. И по правилам православных соборов запрещено изображать Бога Отца в виде старца, также как и Святого Духа в виде голубя (кроме иконы Богоявления).Только Сына Божия, Господа Иисуса Христа лицезрели очи человеческие, когда Господь благоволил воплотиться. Другие Лица Пресвятой Троицы - Бог Отец и Дух Святый - являлись пророкам только в таинственных духовных видениях. Поклоняясь изображению Христа Спасителя, мы исповедуем Боговоплощение, явление Бога Слова в этот мир. По словам святого Иоанна Богослова: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), поэтому Образом (по-гречески - иконой) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. Как же нам относиться к изображению Новозаветной Троицы? Не смущаться, но знать, что изображения эти не являются канонически правильными. Если такая икона уже есть в доме, не надо ее жечь или выбрасывать. Можно оставить в своем домашнем "иконостасе".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, хотела бы спросить, можно ли вешать иконы у изголовья кровати? Спасибо за ответ.

Александра

Александра, в каждой комнате и на кухне должны находиться иконы. Их можно ставить на полки или вешать на стены. У изголовья иконы также можно вешать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли передарить икону Божьей Матери, которую мне подарили? Она была куплена в Греции в Святом храме.

Ирина

Ирина, дарить иконы - хорошая традиция. Подарить икону, которую Вам подарили, другому человеку, - можно.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Сейчас я ношу крещенный металлический крестик на веревочке. У меня есть золотая цепочка с иконой. Можно мне купить золотой крестик и носить его вместе с иконой, а металлический крестик положить? И ещё, можно мне металлический крестик перевесить на золотую цепочку? Но цепочка и икона не освящены.

Юлия

Юлия, каждый православный христианин обязан носить на себе нательный крестик. Купить новый золотой крестик и носить вместе с иконкой можно. Также металлический крестик можно повесить. Конечно, цепочку и иконочку нужно обязательно освятить в церкви.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день. Помогите, пожалуйста, мне разрешить мою проблему. Дело в том, что я приобрела икону Образ Всевидящего Ока Божия. Признаюсь, в иконах я плохо разбираюсь, но мне сказали, что икона эта очень хорошая и ее смело можно приобрести. Решила купить. Но тут стало интересно, что же это за икона такая, и я стала искать информацию. Как оказалось, многих людей интересует вопрос касательно данной иконы. В некоторых источниках пишут, что икону эту необходимо уничтожить. В других, что ей можно молиться от всех бед. Как мне быть? Неужели меня обманули? Соврали насчет иконы? Но в то же время, не убедившись точно в том, как будет правильно: уничтожить иконку или оставить, у меня не поднимется рука сжечь ее, как советовали одну человеку, задавшему вопрос. Развейте мои сомнения. Если эта икона и вправду запрещена или неуместна, то нужно ли сходить в церковь замолить грех покупки по незнанию не той иконы? Надеюсь, мой вопрос будет понятен. Спасибо.

Ольга

Здравствуйте, Ольга! Икона "Всевидящее Око Божие" не является канонической. Судьба ее в Русской Православной Церкви очень непроста. В русской иконографии этот сюжет появляется сравнительно поздно - только в конце 18 в. Именно тогда в Россию проникает, и даже входит в моду масонство, со своей символикой и атрибутикой. Одним из главных символов масонства является "Всевидящее око". К началу 19 века это изображение получает некоторое распространение, уже как самостоятельная икона, хотя она и не становится всё-таки канонической. Рисунок иконы по своей форме больше напоминает графическое изображение для восточной медитации. В современной духовной практике этим изображением с удовольствием пользуются оккультисты. В том, что Вы купили эту икону, греха нет. Сжигать ее тоже не обязательно, можно оставить дома, если только Вы не будете заниматься перед ней "медитацией".

иерей Владимир Шлыков

Всем здравствуйте! Помогите, пожалуйста, советом. У меня дома стоит старая бабушкина икона. Она сделана, как оконная рама, внутри за стеклом 4 образа в окладе, вокруг которых расположены искусственные цветы, совсем почерневшие от времени. Скажите, могу ли я открыть раму, чтобы вымыть стекло с двух сторон, покрасить деревянную рамочку, а главное, поменять старые цветы на новые? И если могу, то куда деть старые цветочки? Заранее спасибо.

Оксана

Оксана, за иконами нужно ухаживать и соблюдать их в должном виде. Конечно, не просто можно, а нужно привести в порядок старую икону. Все помойте, покрасьте. Старые цветы можно сжечь на дачном участке или закопать в землю в том месте, где не ходят люди, например, под деревом. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить? Придя в храм, надо вначале поставить свечу у иконы, а потом прочитать молитву и попросить помощи, или же наоборот? И вообще, как правильно подойти к иконе? Спасибо.

Людмила

Людмила, не важно, что Вы сделаете сначала, главное - это Ваше сердце во время молитвы, Ваше доверие Богу и вера в то о чем Вы просите. Подходя к иконе, можно сначала перекреститься, а потом поцеловать икону.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, посмотрела видео о Богородичных иконах, очень заинтересовала икона Пресвятой Богородицы "Явление Пресвятой Троицы и Богородицы Спасительницы В Косине", но у нас в городе (я живу в Казахстане, в Алматы) я не нашла списка с этой иконы в церковных лавках. Может, потому что эта икона совсем еще новая и к нам ее еще не привезли? Или новые иконы не признаются пока? Я заказала эту икону знакомому, который проживает в России, но почему-то начала сомневаться, можно ли ее ставить в красный угол? Спасибо.

р.б. Татьяна

Дорогая Татьяна, данная картина не может быть признана иконой хотя бы потому, что основана на ложном видении, которое, в свою очередь, основано на языческом поверии, что Пресвятая Богородица более милосердна, нежели Бог. Конечно же, подобные изображения (как и упоминаемая в данном ролике «икона» «Воскрешающая Русь») не могут находиться в доме у христиан. Советую Вам прочитать материал, в котором подробно рассматриваются причины возникновения подобных «икон» (http://www.anti-raskol.ru/pages/750). Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Начав сооружение красного угла в своей комнате, я столкнулся с тем, что на купленной мною, очень понравившейся мне, иконе Спасителя, отсутствует венец. В церковной лавке, куда я обратился за помощью, мне объяснили, что это икона с неполной ризой; молится можно, но... Для чувства полного благоговения" нужно либо приделать новый венец. Можно ли обойтись без этого? Ведь Господь не на иконе, а в небесах, а икона - окно в Его мир.

Илья

Здравствуйте, Илья! Ваша икона освящена и куплена в церковной лавке, поэтому не смущайтесь, оставьте все как есть и спокойно молитесь перед ней.

иерей Владимир Шлыков

Родители мои мусульмане, а я хочу креститься, могу ли я это сделать? И можно ли носить иконку Матроны, если я некрещеная?

Эллада

Здравствуйте, Эллада! Креститься Вы можете. Если Вы совершеннолетняя, то крестные при крещении не нужны. Просто придите в храм, пройдите огласительные беседы и батюшка допустит Вас до крещения. А иконку будете носить после крещения.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я дома нашла нательную иконку Божьей Матери "Семистрельная", откуда она появилась, я не знаю, и чья она, тем более. Искали хозяина, и не нашли, в квартире до нас никто не жил. Что с ней делать? И можно ее оставить себе и носить? Спасибо за ответ.

Кристина

Да, Кристина, оставить, конечно же, можно, просто отнесите ее в храм и попросите священника освятить ее. Это Вам Божие благословение.

игумен Никон (Головко)

здравствуйте,я хочу своим деткам купить подвески с изображением Божьей Матери,скажите будут они оберегать моих деток или лучше крестик?заранее спасибо,

Ольга

Ольга, в церкви вообще нет такого понятия – «оберег». Каждый православный христианин обязан носить на себе нательный крестик как видимый знак нашей причастности к Православию. Необходимо регулярно исповедоваться и причащаться - Вам и Вашим детям. Когда мы находимся в тесном общении со Христом, то Сам Бог хранит нас.

иеромонах Викторин (Асеев)

Как поступать с полиграфической продукцией православного содержания - не только открытками, но и газетами, брошюрами? А еще - с черновиками текстов с цитатами из Евангелия, конвертами с изображениями икон, да даже упаковками от шоколада с видами Киево-Печерской Лавры…

Подобные вопросы мы адресовали дежурному викарию Киевской Митрополии, которым в тот день оказался наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона.

Поздравьте лучше лично

– Владыка, ведь и Вы тоже получаете к праздникам множество поздравительных открыток, на которых изображены ангелы и святые, конверты с иконами Богородицы. Как правильно поступить с такой продукцией, ведь складывать и хранить всё это не всегда есть возможность?

– Во-первых, намного лучше, на мой взгляд, поздравлять с праздником родственников, друзей и знакомых лично. Если есть возможность, прийти в гости, если они далеко, то позвонить, связаться по скайпу. Всё-таки открытка - это некое поверхностное отношение к поздравлению, а суть в том, чтобы поговорить с человеком лично. Ведь ничто не заменит настоящего живого теплого слова.

Если же вы решили поздравлять открыткой или другим письменным образом, то, конечно же, было бы хорошо написать на красивом бланке или выбрать открытку, не имеющую никаких иконописных или иконографических изображений, чтобы потом у человека не было мучений, куда ее девать.

Как поступать с православной полиграфией?

По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания. В макулатуру их лучше не сдавать, тем более, нельзя выбрасывать в обычный бытовой мусор. Лучше какое-то время их где-то хранить и раз в год сжигать - на даче или на природе.

Все-таки икона – это свидетельство о Боговоплощении, это тот образ, взирая на который, мы умом восходим к первообразу – тому, кто изображен. Когда иконы стали изготовлять полиграфическим способом, их высокое значение несколько утратилось. Это уже не тот священный предмет, который находится дома на особом месте, перед которым предстоят в благоговейной молитве. Икона перешла в разряд какого-то фетиша и сувенирных изделий. Это не хорошо и не правильно, и поэтому, в частности, лучше избегать использования иконописных изображений на открытках.

Не «коллекционируйте» просфорки

– Можно ли приносить полиграфическую продукцию для сжигания в храмы?

– Лучше не обременять приходские храмы своими проблемами.

У нас в монастыре, например, некоторые несознательные люди оставляют заплесневевшие просфорки. Просфора нужна для того, чтобы вкушать ее по окончании Божественной литургии. Брать домой ее допустимо только в том случае, если вы ее разрежете и будете хранить в сосуде, где она не испортится. Но хранить не бесконечно, а определенный период времени, вкушая каждое утро натощак со святой водой.

Тем более недопустимо коллекционирование просфорок из различных святых мест. Как мы знаем, у многих православных христиан, особенно у неофитов, дома собраны целые выставки: «это просфорки из Почаева, это - из Троице-Сергиевой Лавры, а вот это мне привезли из Дивеево».

Повторюсь: просфора – это священный хлеб, который предназначен для вкушения, а никак не для коллекционирования и длительного хранения.

То же касается и многочисленных других «святынь»: камушков, веточек, песочка, маслица и т.д. Мне кажется, лучше избегать привозить из паломничества вещи, которые будут хламиться, загромождать квартиру, в итоге – ничего не добавлять душе человеческой.

Господь сказал в Евангелии: «Сыне, даждь ми свое сердце». В первую очередь, Богу нужен дух сокрушен, сердце сокрушенно… Нужны наши молитвы, наши добрые дела. Вот это действительно то, что Господь приемлет и с любовью лобзает.

А православный фетишизм нужно стараться искоренять из нашей жизни.

Священные тексты нельзя утилизировать. А в остальном – смотреть по ситуации

– Что делать со старыми православными газетами, распечатками религиозных текстов из интернета? Их можно сдавать в макулатуру или тоже сжигать?

– Это уже начинается некое «отцеживание комара», иудаизм православного обряда…

Сейчас практически в любой газете могут встретиться цитаты из Священного Писания. Не станете же вы высматривать, где именно находится священный текст…

Нужно понимать, что есть Священное Писание, как средоточие текстов, предназначенных для того, чтобы человек назидался, приближался к Богу через знание Закона Божия, через стремление исполнения его. Пришедший в негодность напечатанный евангельский текст, конечно же, нельзя утилизировать обычным путем.

Но перерывать бумаги в поисках возможных цитат – тоже не совсем правильно. Все должно быть разумно.

– Макулатура – это ведь некий элемент сохранения окружающей среды. Что плохого в том, чтобы сдавать туда православные газеты и черновики?

– Сохранение среды, забота об экологии - это с одной стороны. Но почему мы избегаем выбрасывать в мусор церковные вещи? Потому что так они попадают в загрязненные, нечистые места, валяются там, попираются.

Сданные в макулатуру бумажные изделия, в том числе, православного содержания, используются впоследствии в самых различных формах - вплоть до туалетной бумаги. Если вас не смущает, что то, что вы несете сдавать в макулатуру, окажется потом в виде рулонов в туалетных комнатах, тогда смело несите.

Еще раз повторюсь, главное - это благоговейное отношение к святыне, к священным изображениям и иконам. Перед иконами нужно молиться, тексты нужно со вниманием читать. Вот об этом нужно в первую очередь радеть и беспокоиться.

Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону, нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности?

Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничится лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов. Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе). При подборе икон следите за тем, чтобы они были, единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость, как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6,3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь... (Лев. 20, 26)

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.
Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – тот, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет - доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочипгания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев учили: «...и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь воздаваемая образу преходит к первообразному, и поклоняющиейся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения...» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитве после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш...».

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице по зади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.