Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».

– «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».

– Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми и свою злобу не распространяли на своих и чужих детей, не били их. Православная Церковь, вместе с традиционными религиями нашей страны, ходатайствует о том, чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры», чтобы воспитывать детей в нравственности, духовности, честности, добросовестности, учить их правильно относиться друг к другу. Вот от чего мы отступили и к чему нужно прийти. Чтобы не было таких страшных явлений, когда дети жестоко бьют младших, или взрослые бьют детей или друг друга, дерутся. Винить надо себя, что мы создали такие условия нашей жизни, где бушует зло. Тут не Бог виноват, а сам человек. Чтобы не было зла, надо бороться с ним: больше добра прививать в жизни нашего общества своим личным примером, добродетельной жизнью; стремиться к созданию таких условий, чтобы приоритетом жизни общества было добро, но не зло. К этому призывает нас Господь Бог. Он не должен взять за руку каждого и вести; Он дал правила жизни, мы должны их соблюдать.

Вы, нарушив правила уличного движения, будете винить Государственную Думу, что она такой закон приняла? Будем и мы обвинять того, кто нарушает правила христианской жизни. Тут нужно правильно понимать смысл. Не Бог здесь виноват, а сам человек: мы грешим, а вину перекладываем на Бога. Это неправильно.

– Вопрос от Антонины из Чебоксар: «Я боюсь одного человека, который доставил мне очень много скорбей. По совету своего батюшки, читаю Псалтирь. Но страх не проходит. Может быть, я неправильно читаю? Что мне делать?»

– Во-первых, нам нужно себя настроить правильно, потому что мы должны иметь страх перед Богом, но не перед людьми. Господь говорит: «Бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить». Человек может погубить только тело. Если мы будем правильно понимать смысл жизни человека на земле, что он должен готовиться к блаженной вечности, и многими скорбями нам нужно достигнуть этой блаженной вечности, – то страх сам по себе уйдет. Мы должны воспитывать страх Божий, бояться Бога, чтобы Его не оскорбить и не прогневить, думать о своем спасении, чтобы своими делами не оскорбить Бога – проявлять любовь к Богу как к нашему Отцу небесному. Должно в этом воспитывать себя.

Страх перед человеком является нашей немощью, с которой нужно бороться чтением духовной литературы. Из нее мы можем узнать что такое страх Божий, страх перед людьми, и применять это знание в своей жизни. И избавляться от страхов молитвенным подвигом, молитвенным правилом. В том числе и чтение Псалтири имеет большое значение. Не нужно думать о том, что один-два раза почитали Псалтирь и этим кончится. Нужно больше постоянства в этом правиле, и молиться словами святой Псалтири, чтобы Господь отнял этот страх и дал страх Божий, спасительный для нас и удерживающий от многих грехов, поползновений в грех, от нарушения заповедей Божиих.

– Владыка, спасибо. Снова телефонный звонок: «Если я крестный, а родители не хотят причащать ребенка, я буду отвечать за это перед Богом?»

– Вы можете о нем молиться, если вы знаете, что он находится не с вами; ваша задача молиться за него, чтобы Господь устроил его жизнь. При возможности, помогать, говорить и учить, это обязанности духовного отца как восприемника в таинстве Крещения. Но главная задача – молиться за него, чтобы Господь его укреплял в вере, помогал ему и сохранял от всякого зла. Нужно сознавать свою ответственность и стараться в меру своих сил помогать своему крестнику, чтобы он был воспитан правильно в христианской, православной жизни.

– Таисия Ильинична из Кузнецка прислала такой вопрос: «У нас есть традиция во время отпуска посещать родственников, которые живут в другом городе. Как нам не нарушить Успенского поста? Наш отпуск обычно выпадает на август».

– Сейчас у нас есть возможности сохранить пост в любое время года, тем более в летний период, с 15 по 28 августа, когда идет Успенский пост. Он очень строгий: нельзя есть в том числе и рыбу, мясные и молочные продукты. Рыба только положена на Преображение Господне. Он очень короткий: тут даже не успеешь оглянуться, как он уже кончается. В этом посту обилие и овощей, и фруктов, и всего, чего душа желает. В этом проблемы нет – только желание должно быть. Находясь даже в отпуске, посещая своих родных, близких можно сохранить этот пост.

Ничего тяжелого, сложного в этом нет. Нужно доброе произволение. Это будет проповедь среди наших родственников, когда мы придем и скажем: «В эти дни у нас пост, поэтому давайте будем готовить постную пищу». Тогда будет повод для разговора о посте, о христианстве, о Православной вере, о церковной жизни и т.д. Поэтому не надо смущаться, потому что все эти наши действия не показуха, а как раз проповедь, миссионерское служение среди наших близких. Поскольку наши отцы, братья и сестры и т.д., близкие наши оторваны от наших церковных христианских традиций православных, нам нужно им говорить, показывать своим примером, что есть возможность поститься и ходить в церковь даже в дни отпуска. А отпуск – не отпуск от молитвы. У нас отпуска от молитвы нет. Мы знаем слова апостола Павла, который говорит: «Непрестанно молитесь». В отпуске когда находимся, не надо расслабляться в молитве – сохранить свою правильную христианскую жизнь. В праздничные и воскресные дни прийти в церковь, помолиться, получить благословение Божие, силы Божией, чтобы устоять перед всеми искушениями этого мира и получить от Бога помощь поститься нормально, точно как положено по нашему уставу.

– Владыка, Николай из города Ливны задает вопрос: «Я работаю специалистом по настройке игровых автоматов. Грешно ли это?»

– Сейчас у нас большая беда: люди предались играм на автоматах и стали зависимыми от них. Даже появилась болезнь – так называемая игромания. Конечно, нам необходимо с этим бороться, помочь людям не попадать в зависимость. Ведь поначалу, когда появились подобные игры, казалось: пускай ребенок тешится, только не курит, не пьет, не употребляет наркотики. А сейчас, оказывается, это тоже негативно влияет на психику, на здоровье человека. Игры – это что? Наслаждение, азарт. Это тоже плохо. Когда человек наслаждается от делания добра, от труда, радуется, что сделал доброе, хорошее, – это истинное, правильное наслаждение. А когда он теряет время ради греховных зрелищ, удовольствий, это негативно влияет на телесное и духовное здоровье человека. Поэтому очень важно, чтобы мы поняли это и взялись за дело.

Господь создал человека для труда: «В поте лица будешь добывать хлеб свой». К труду «в поте лица» призывает нас Господь: в этом труде находить наслаждение, удовольствие, радость, утешение. И эту радость никто не отнимет у нас. Конечно, в Боге наслаждение.

Когда идет подмена ценностей, люди обмануты, наслаждаются какими-то зрелищами, играми, но ничего не делают полезного, – они становятся зависимыми от этих наслаждений, попадают в очень тяжелую ситуацию. Это грех, беззаконие.
Другое дело, человек потрудился. Потрудился, устал от трудов своих, и пошел на 15-20 минут развеяться, раскрепоститься, – это еще полбеды. А когда человек постоянно занят поиском греховных наслаждений и так увлекся, что не может себя сдержать, становится слабовольным, не может остановиться – это уже грех, страсть, с которой надо бороться. Наш организм, наше тело, наше человеческое существо очень страстные: быстро пристращаются ко всему. И наша задача быть очень внимательными к себе, не стать пристрастными, привязанными ни к чему. Как апостол говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но не все назидает». По этим принципам мы должны строить свою жизнь. Ответ на вопрос, который сейчас мне задали – нужно думать: если это полезно для людей – нужно делать, если не полезно – делать не надо.

– Владыка, вопрос от Елены: «Можно ли приобретать церковную литературу не в церковных киосках, а в обыкновенных книжных магазинах?»
– Если приобретать в светских магазинах, то есть опасность, что мы можем взять не совсем церковную литературу, не совсем полезную для нас. Под красивым, хорошим названием внутри книги могут быть такие моменты, которые человека уведут «в страну далече», как мы говорим – в заблуждение. Поэтому лучше взять литературу в наших церковных киосках. Слава Богу, сейчас очень много у нас литературы – хорошей, полезной. К сожалению, хоть и редко, но и здесь попадается книжка без благословения чиноначалия нашей Церкви. Так что всегда нужно быть внимательным. Но в основном в церковных киосках хорошая, добрая, полезная литература, которая необходима для нашего назидания, для руководства в нашей земной жизни.

Почему Бог вообще допускает страдания детей? Почему происходят чудовищные злодеяния, и Бог - молчит? Это страшный вопрос. Для многих он - камень преткновения и повод навсегда отказаться от веры. Верить в Бога, допускающего голод, болезни, смерть, страшные эпидемии - не просто странно. Это даже безнравственно, как будто бы мы поклонялись безжалостному существу без капли сострадания, видящего в нас лишь рабов себе для развлечения. Но реальность сложнее.

Не всегда цель оправдывает средства. Не всегда можно получить нужный результат путем могущества или сверх-знаний. Мы забываем, что у нас есть желания, мечты, мы чего-то хотим, к чему-то стремимся. Прямо скажем, миллиарды людей на планете тянут ее в разные стороны противоречивыми желаниями.

Представьте, что Вы прямо здесь и сейчас хотите, чтобы не было войн. Чтобы не было голода. Чтобы весь мир процветал. Можете ли вы утверждать, что того же хочет и бандит из Чикаго или член китайской триады? Или политик из юго-восточной Европы? Можете ли вы гарантировать, что каждый на планете готов отказаться от куска хлеба, чтобы африканский ребенок не голодал? Что мы должны сделать с теми, кто спонсирует войны, разрабатывает оружие, кормится с преступной деятельности?

Мы вынуждены признать, что все люди разные. Есть те, кому нет дела до страдания чужих детей. Есть те, кому вообще, в сущности, плевать на страдания соседа (даже если человек сочувствует страданию, не факт, что он говорит от сердца). И есть те (их много!) кто на страданиях зарабатывает.

Давайте представим себе, что мы собрали денег на лечение и обеды детям в Африке. Можем ли мы гарантировать, что каждая копейка дойдет до каждого ребенка? Можем ли мы гарантировать, что коррупционеры не разворуют деньги, отпущенные для детей? Не можем.

И если допустить, что мы чудом собрали денег и накормили Африку, можем ли мы дать гарантию, что африканские дети не будут развращены таким подходом - за ними ухаживают, ничего не просят взамен? Это очень сильный мотив стать нахлебниками, не дающими планете ничего взамен. Разве было бы справедливо, чтобы умные, грамотные, трудящиеся в поте лица люди свои деньги и здоровье тратили на поддержку чужой лени?

Бог просто не может решить проблемы этой планеты тем способом, который нам представляется очевидным в справедливой горячке. И потому Бог старается решить наши проблемы путем работы с нашим сознанием. Мы сами (каждый из нас) должны сами дозреть до высокой культуры взаимоотношений, основанной на любви.

Допустим, Бог хочет навести порядок согласно нашим представлениям. Для этого Ему надо убрать с планеты преступников, коррупционеров, продавцов оружия, создателей некачественных продуктов и лекарств. Оставив лишь праведников, жаждущих служить другим. Разве подход такого Бога не был бы чудовищен? Ведь пришлось убрать бы всех, кто планете не полезен. Возможно, среди них оказались бы вы или я.

Часто ревнители "доброго" и неравнодушного Бога сами не понимают, какого Бога они просят (или о каком мечтают). Бог, который управляет этот планетой физически, ничем не отличается от тирана, потому что Он установил бы свой прямой диктат каждому из нас. И законы исполнялись бы абсолютно. Вряд ли нас удовлетворил бы закон, немедленно карающий смертью за грубое слово и не дающий шансов на исправление. Планета была бы идиллической оранжереей, в которой росли бы люди-овощи.
По этой теме есть очень интересный фантастический мини-сериал под названием "Конец детства". Сюжет непредсказуем и интересен - на космическом корабле прилетает некий "сверхправитель" и наводит на земле порядок - прекращает войны и распри (силой), дает воду и продукты каждому. И люди перестали быть счастливыми.

Исчезла борьба за выживание, исчезла жажда познания, исчезла эволюция. Закрылись научные центры (ведь сверхправитель давал все в готовом виде). Итогом сюжета стал конец света. Человечество и вся наша планета исчезли с карты вселенной. Потому что за этот путь пришлось заплатить слишком дорого.

Ценность Бога-Троицы, Бога православных в Его доверии. Мы верим, что Бог создал и дал нам эту планету, чтобы мы на ней учились быть людьми, прошли путь от каменных топоров до звездных принцев, прекрасных и пламенных. Прямо скажем, Бог не воспринимает эту планету как нашу конечную точку. Наша планета - суровое воспитание младенцев для будущей жизни во вселенной.

Так что же? Войны, разруха и страдания детей на земле будут всегда?

Христиане верят, что Бог Иисус Христос вернется в свое второе пришествие и сделает как раз то, в отсутствии чего упрекают Бога сегодня. Наведет порядок. Подготовительно-отборочный этап в жизни нашей планеты будет завершен. И, как понятно из названия, этот процесс будет страшным. Потому что все зло будет изолировано навсегда. И это будет окончательная точка в нашей истории. Закончится старое и начнется новое, пока нам неведомое и для хороших людей - прекрасное.

Мы ждем нашего Бога, ждем с нетерпением, потому что мы Его любим. Но мы и боимся, потому что мы тоже можем оказаться среди тех, кто не оправдал надежды небес. И тогда горе нам, потому что смерти по втором пришествии не будет - люди обретут полное физическое бессмертие. И для плохих душой и оскверненных телом это будет на беду. Вечную беду. Нас просто переселят в мир, где все такие, как мы - жадные, мелочные, грубые. Мы будем с подобными себе же...

Бог будет причиной наших мук?

Нет, мы по своему характеру будем мучить друг друга. Своими собственными недостатками. И это - самая худшая кара. И не дай Бог, в самом деле, нам оказаться на стороне тех, кто жил и был во вред этой планете. Грубых, нетактичных, неделикатных, немилосердных, и совершенно не умеющих любить. Не надо далеко ходить, чтобы увидеть ад.

Достаточно уже сегодня, сейчас, посмотреть на поведение интернет-троллей, на хамство в соц. сетях и горячую ругань на форумах. Представьте себе сообщество ненавидящих весь мир и самих себя людей и получите зримую картину того, что может ожидать каждого из нас, если мы не изменимся.

За словом "грешник" легко не увидеть правду о нас. Легко нарисовать себе гротескного персонажа из средневековых комиксов про колдунов и ведьм. Что же, давайте дадим нам всем современный термин. Немного грубияны, немного непочтительны, несколько жадны, немного неверны, слишком эмоциональны в спорах, непочтительны с родителями, деспотичны с детьми, завистливы и по пятницам хотим убить коллег по работе. Не похоже на райские навыки, увы.

Мы не сходим с ума на этой планете просто потому, что есть ОНИ. Люди, которых с нетерпением ждут к себе небеса. Хорошие люди, люди, живущие по небесным законам. Улыбнулся тебе небесный человек - и жизнь уже не кажется столь невыносимой. Посидел с тобой небесный человек и отер твои слезы. Рай - это когда небесные ВСЕ. Ад - это когда ты остался один среди ненавидящих друг друга интернет-троллей, завистников и грубиян. Когда больше не видно светлых глаз сынов Неба. Когда ты видишь лишь налитые лютой ненавистью глаза озлобившихся. Когда ты и сам наполнился ненавистью до краев.

Нам нужно быть острожными с нашими желаниями. Потому что Бог наведет порядок в Африке. И дети больше НИКОГДА не будут голодать. И для многих этот день станет самым страшным, отправляющим навеки к себе подобным. И небесные возликуют. Справедливо возликуют, увидев вокруг себя таких же - ясноглазых и чистых.

И знаете. Легко увлечься, впасть в зависть к неким "небесным", забыв о том, что у вас в груди есть удивительное, сияющее лазурным светом зерно. Зерно небесного человека. Просто дайте ему прорасти, откройте Евангелие, познайте темные стороны вашей души и окропите их слезами горячего раскаяния перед небом. И мы вместе полюбуемся на прекрасный распустившийся цветок вашей души.

Страдание - это боль, неизвестность, одиночество, отверженность, болезни, немощи, страхи. И все мы имеем страдания в какой-либо сфере жизни: духовной, душевной, физической, материальной, личной. Почему же мы страдаем?

Сотворенный Богом мир не был предназначен для страданий, но в результате грехопадения первых людей дьявол принес страдания на землю.
Дьявол сбил с толку первых людей. Он посеял в их сердца сомнения по отношению к Богу. И по сей день, используя разные ситуации, дьявол делает все, чтобы мы перестали верить Богу.

ХРИСТОС НЕ ОТМЕНИЛ СТРАДАНИЯ

Интересно, что Христос, придя на землю, не отменил страдания, но Сам испытал все, что мы с вами переносим на этой земле. Более того, Он добровольно взял нашу боль на Себя. Об этом написано в 53-й главе книги пророка Исайи: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис.53:12).

Страдания - это не то, что создал Бог, но это то, что Бог употребляет нам во благо. Он использует обстоятельства, чтобы чему-то нас научить. Христос Своими страданиями приобрел для нас совершенное искупление. Боль всего мира была возложена на Него. Святой, никогда не знавший греха, Он был впервые разлучен с Отцом из-за того, что грех всего мира, всех поколений был возложен на Него.

Поэтому для твоего прощения, искупления и оправдания достаточно того, что совершил Христос.

НО ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНЫ СТРАДАНИЯ?

Страдания - неотъемлемая часть жизни. Написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33:20). Кто-то будет избавлен здесь, на земле, но кто-то - только в вечности. Почитайте 11-ю главу послания к Евреям. Там написано о людях, героях веры, которых весь мир не был достоин, но их избавление наступило только с момента, когда они оставили свое тело и Господь принял их навсегда в Свою обитель.

Страдания нужны для того, чтобы мы возрастали духовно и, будучи христианами, проявляли свою новую Христову природу.

Думаю, вы наблюдали, как проходят через испытания неверующие люди. У них появляется ропот, недовольство, поиск виновного во всем. Но апостол Павел говорит: «...вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1:29).

СТРАДАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА

Апостол Павел, став христианином, сам прошел через неимоверные испытания. До этого он был авторитетным, уважаемым человеком, религиозным лидером. Но, последовав за Христом, он не раз отстаивал свои убеждения, проходя через ужасные страдания, о которых он написал во 2-ом Послании Коринфянам: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею» (2 Кор.11:23-30).

И дальше Павел говорит о том, что Бог дал ему различные откровения, но при этом дано ему от Бога «жало в плоть», чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:8-10).

Разве Павел служил не всемогущему Богу, способному избавить его от страданий? Именно. Однако Павел прошел через все это без ропота, потому что знал, ради чего страдает.

В нашей человеческой природе есть серьезные опасности: гордыня, тщеславие, разврат и т.п. Они приводят к бунту, к мятежу против Бога и в итоге - к вечной смерти. Павел это очень хорошо понял, потому написал: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18).

НАШЕ ЖИТЕЛЬСТВО - НА НЕБЕСАХ

Бог способен в одно мгновение избавить нас от всех страданий. Но что будет с нами, с нашими сердцами? Вспомним ли мы тогда о Боге? Бог хочет, чтобы мы славили Его и в благоденствии, и в страданиях, как царь Давид, написавший: «Благословлю Господа во всякое время». А ты сможешь благословить Бога во всякое время? И даже тогда, когда Бог испытывает тебя? А когда что-то теряешь, когда нет объяснения, почему с тобой так поступили, почему ты оказался один, почему тебя отвергли, почему пришла эта болезнь?

Пророк Аввакум написал: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог - сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Ав.3:17-19).

Есть и другие псалмы в Библии, например, 72-й, где вначале автор говорит: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро». Нужно ли все это было? - вопрошает псалмопевец. Знаешь, если бы не было вечности, тогда было бы не нужно. Но апостол Павел говорит: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил.3:20).

Если ты считаешь, что твое жительство только на земле, тогда «хватай чемоданы» и можешь бежать из церкви Христовой и брать от жизни все, что удастся. Но если ты решил не просто похаживать в церковь, но жить на земле с Иисусом Христом, чтобы потом быть с Ним и в вечности, то будь готов пройти с Ним через все, ибо написано: «Если с Ним страдаем, то с ним будем и прославлены».

Если для нас не открыто то, что наше жительство - на небесах, мы будем очень сильно хвататься за эту землю, потому что это все, что у нас есть. Но когда для тебя открыты небеса, ты готов платить любую цену: будешь смиряться и будешь просить прощения там, где ты трижды прав, и будешь делать все, что угодно, только бы не потерять свои отношения с Богом. Все, что Он тебе откроет, все, о чем Он тебя попросит, ты будешь делать, потому что ты ожидаешь встречи с Ним! Аминь!

ВЕРА ДРАГОЦЕННЕЕ ЗОЛОТА

Эту мысль повторяет апостол Павел во 2-ом Послании Коринфинам: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор.4:17-18). Те страдания, о которых мы говорили выше, он называет кратковременными и легкими.

Об этом же пишет апостол Иаков в своем послании: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение». «...дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1Пет.1:7).

Оказывается, есть вещи более драгоценные, чем золото огнем очищенное, - это испытанная вера, твоя и моя. И она испытывается в страданиях. Это тот огонь, который Бог использует для того, чтобы от нас могла отделиться примесь, чтобы мы росли в Боге и уже могли не только благодарить Его за то, чем Он нас благословил, но и за наши страдания.

В СТРАДАНИЯХ ПРОСЛАВЛЯЙТЕ БОГА

Дорогие! Не относитесь к страданиям, как к чуме, от которой нужно бежать, но прославляйте Бога, находясь в страданиях. Во время страданий надо смотреть не на сам источник боли, а на Того, Кто имеет цель, - проведя нас через эти страдания, показать нам самим, что есть внутри нас. И хорошо, если, увидев что-то плохое, ты скажешь: «Мне надо от этого избавляться, потому что мое жительство - на Небесах, и я не хочу менять курса, я не хочу менять цели».

У нас еще есть время, есть возможность молиться, у нас есть Ходатай на Небесах - Иисус Христос. Благодаря Его страданиям мы получили от Бога благодать вечной жизни, прощения, оправдания. Поэтому Библия говорит: «Если мы с Ним страдаем, то с Ним будем и прославлены».

С. Ю. НАКУЛ, епископ Христианской церкви Краснодарского края РЦ ХВЕ

Содержимое

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Мы никогда не должны забывать, что Бог, сотворяя человека, сотворил его совершенным. Человек не был создан как исчадие зла. Однако он, как человеческое существо, был наделен способностью подчиняться или не подчиняться Богу. Если бы человек подчинился Богу, проблемы зла и страданий никогда бы не возникло. Он жил бы вечно в общении с Богом, наслаждаясь этим общением и всем Божьим творением. Именно такую судьбу предназначал человеку Бог, когда создавал его. Однако первый человек возмутился против Бога, и каждый из нас принял это возмущение за должное. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Мы никогда не должны забывать, что за грех ответственен человек, а не Бог.

Но многие спрашивают: «Почему Бог не создал такого человека, который был бы неспособен грешить?». Безусловно, Он мог создать такого человека. Но не забывайте: если бы Он это сделал, мы бы перестали быть человеческими существами, а стали бы машинами. Понравилось бы вам быть мужем говорящей куклы? Каждое утро и каждый вечер вы бы дергали шнурок и получали в ответ прекрасные слова: «Я люблю тебя». Вы никогда бы не обменивались с ней резкими словами, между вами никогда не возникало бы конфликтов, никогда бы не было сказано или сделано такого, что могло бы вас опечалить! Но кто бы этого захотел? В таком браке не было бы также и любви. Любовь – дело добровольное. Бог мог бы сделать нас послушными, как роботов, но тогда мы перестали бы быть людьми. Бог, очевидно, считал, что риск создать нас такими, какие мы есть, стоил того. В любом случае, Он это сделал, и мы вынуждены принимать действительность такой, какая она есть.

Мы также должны признать, что Бог мог бы искоренить зло, если бы захотел. Иеремия напоминает нам: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Пл. Иер. 3:22). Приближается момент, когда Он искоренит зло в этом мире. Тем временем Божья любовь и благодать торжествуют, и Он предлагает милосердие и прощение всякому, кто пожелает его принять.

Если бы Бог решил искоренить зло сегодня, Он бы довел это дело до совершенства. Ему бы пришлось покончить с нашими обманами, нашими личными пороками, нашим недостатком любви, нашим неумением делать добро. Предположим, Бог издал бы декрет, что сегодня в полночь все зло будет удалено из вселенной… Кто бы из нас уцелел здесь после полуночи?

Но Бог сделал нечто с проблемой зла. Он сделал нечто наиболее драматическое, наиболее дорогостоящее и наиболее действенное – послал Своего Сына умереть за грехи людей. Человек может избежать неотвратимого Божьего суда над грехом и злом. Для человека стало возможным порвать с закрепощающей властью греха, вступив в личные отношения с Господом Иисусом Христом. Решение проблемы зла на личном уровне заключается в жертвенной смерти Иисуса Христа.

Догадки о происхождении зла можно строить бесконечно. Ни у кого нет исчерпывающего ответа. Этот вопрос относится к категории «сокрытого», которое «принадлежит Господу» (Втор. 29:29).

Мы имеем дело с непреложным фактом существования реального зла, с которым нам приходится сражаться.

Частично наша проблема возникает от ограниченности нашего понимания значения слова добро и его применения к Богу. Хью Эван Хопкинс отмечает: «В своем знаменитом очерке «О природе» Джон Стюарт Милль ясно ставит перед читателями проблему, над которой бились мыслители всех веков: если бы законом всего творения была справедливость, а Творец его был всемогущим, тогда, в зависимости от количества страдания и счастья, распределенных в мире, доля каждого человека была бы прямо пропорциональна его добрым или злым делам. Ни один человек не был бы хуже другого, каждый бы получал то, что заслужил; несчастным случаям и привилегиям не было бы места в таком мире, и жизнь каждого человека разыгрывалась бы, как совершенная нравоучительная пьеса. Даже по самой искаженной и ограниченной теории добра, когда-либо сформированной религиозными или философскими фанатиками, в природе невозможны действия, отражающие одновременно доброе и всесильное.

Проблема возникает главным образом из-за веры в то, что «добрый и справедливый» Бог должен вознаграждать каждого человека по заслугам, и что всесильный Бог может без труда это сделать. То, что награды и наказания в форме счастья и неприятностей распределены в жизни произвольно и беспорядочно, вызывает у многих людей сомнения либо в доброте Бога, либо в Его всемогуществе.

Но был бы Бог добрым, если бы Он поступал с каждым человеком точно по его делам? Подумайте, что бы это значило для вашей жизни! Главная идея Благой Евангельской Вести, раскрывающейся сначала в Ветхом, а затем в Новом Завете, состоит не только в Божьей справедливости, но также в Его любви, милосердии и доброте. Как мы все должны быть благодарны за то, что Он «не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102:10-11).

Идея доброты Бога, которая побуждала бы Его обращаться с человеком в соответствии с тем, что он заслуживает, основана также на ложной предпосылке, что счастье – величайшее благо в жизни. Счастье обычно ассоциируется с приятными условиями жизни, с благополучием. Однако истинное, глубокое счастье – это нечто более серьезное, чем преходящие радости моментального наслаждения. И истинное счастье не может быть нарушено страданиями. В Своей безграничной мудрости Бог знает, что иногда определенные результаты в нашем характере могут быть достигнуты только через страдания. Оградить нас от этих страданий означало бы лишить нас более высокого добра. Петр намекает на это, когда говорит: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).»

Чтобы увидеть логические следствия этого «соответственного вознаграждения», составляющего сущность идеи Милля о справедливости в обращении Бога с человеком, достаточно взглянуть на индуизм. Закон кармы гласит, что все события сегодняшней жизни являются результатом действий жизни предыдущей. Слепота, нищета, голод, физическое уродство, все это – наказание за зло, совершенное человеком в предыдущей жизни. Из этого следует, что всякая попытка облегчить такую боль и страдания будет вмешательством в Божью справедливость. Эта идея является одной из причин, почему индусы на протяжении такого долгого периода так мало сделали для облегчения положения своих несчастных. Некоторые просвещенные индусы говорят сегодня о социальном прогрессе и переменах и пытаются что-то сделать, но им все еще не удалось примирить эту новую идею с четкой древней доктриной кармы, которая является основой индийской жизни и мысли.

Концепция кармы, однако, предлагает четкое, простое и ясное объяснение страданию: всякое страдание – это результат совершенного в прошлом зла.

Но разве в каком-то смысле и христианство также не утверждает, что страдание – это наказание от Бога?

Безусловно, по мнению многих это так. «Что я сделал, чтобы заслужить такое?» – вот первый вопрос, который часто срывается с уст пострадавшего. И его друзья, вслух или про себя, говорят то же самое. Мы находим классический разбор этой проблемы страдания и зла в книге Иова, в которой показано, как это жестокое предположение было принято друзьями Иова. Это только усугубило его и без того уже невыносимую боль.

На основании учения Ветхого и Нового Заветов мы можем заключить, что страдание может быть Божьим наказанием, но что во многих случаях страдание совершенно не связано со злом, совершенным человеком. Нет никаких оснований автоматически делать заключение, что наказание свидетельствует о вине.

Нет сомнения, что Бог – не сентиментальный, поглаживающий свою бороду дедушка, сидящий на облаке, который считает, что «мальчишки останутся мальчишками». «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7) – это серьезное предостережение каждому. Бог поразил Мариам проказой за то, что она бросила вызов авторитету Моисея, своего брата, которого Бог поставил вождем народа Израиля. Бог отнял жизнь у ребенка Давида, рожденного от его прелюбодеяния с Вирсавией. И можно привести ряд других примеров. В Новом Завете мы находим потрясающий пример Анании и Сапфиры, пораженных смертью за ложь, обман и лицемерие. Во всех этих случаях связь между страданием и грехом очевидна, но далеко не всегда эта связь выступает настолько явно. По этому вопросу недвусмысленно высказался Сам Иисус. Ученики, очевидно, разделяли идею о заслуженном возмездии в теории страдания. Однажды, увидев человека, слепого от рождения, они пожелали узнать, чья вина была в том, что этот человек родился слепым – его самого или его родителей? Иисус прямо ответил, что в этом не были виноваты ни его родители, ни он сам, «но для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:1-3).

Когда речь зашла о галилеянах, безжалостно убитых Пилатом, Иисус ясно показал, что они вовсе не грешнее других галилеян, а затем подчеркнул, что восемнадцать убитых упавшей на них Силоамской башней, не были виновнее остальных жителей Иерусалима. И на основании этих двух примеров Он предостерегает: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:1-3).

Было бы большой самонадеянностью автоматически делать вывод относительно нас самих или кого-то другого, что всякая трагедия или страдание объясняется Божьим судом. Далее, как отмечает Хопкинс, из библейских примеров ясно, что если невзгоды человека являются справедливой карой за его проступки, страдающий никогда не остается в неведении относительно того, что его несчастье – это наказание.

Одна из глубочайших истин всего Писания заключается в том, что Божьему суду всегда предшествует предостережение. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим повторяющиеся увещевания Бога и Его предостережения о Суде. Только после того, как эти предостережения упорно игнорируются и отвергаются, приходит суд. Прекрасным примером этому служат слова Самого Бога: «…не хочу смерти грешника… Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших: для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Та же тема продолжается в Новом Завете. Невозможно представить более берущую за сердце картину Божьей любви, чем любовь Иисуса, рыдающего над Иерусалимом: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!» (Матф. 23:37). А вспомните слова Петра о том, что «Господь … долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Как может добрый Бог посылать людей в ад? – вопрос, задаваемый многими. Бог никого не посылает в ад. Каждый человек посылает туда себя сам. Бог сделал все необходимое для того, чтобы мы могли обрести прощение, искупление и очищение, чтобы сделать нас пригодными для жизни в раю. Все, что нам остается сделать – это принять Его дар. Если мы от него отказывается, у Бога не остается выбора, кроме как дать нам то, что мы избрали. Рай, для тех, кто не хочет туда попасть, окажется адом.

Хотя страдания бывают иногда наказанием от Бога, следует рассмотреть несколько других возможностей. Как мы видели ранее, человек повинен в том, что грех и смерть вошли во вселенную. Мы не должны забывать, что злые дела во многих случаях - источник страданий и несчастий. Небрежность при строительстве здания иногда приводила к тому, что оно рушилось под сильным ветром. В результате кто-то бывал ранен, а кто-то убит. Сколько жизней было загублено пьяными водителями! Обман, ложь, воровство и эгоизм – все, чем характеризуется наше общество сегодня, приносят всем горький урожай страданий. Но мы едва ли можем винить за это Бога! Подумайте обо всех несчастьях, ставших результатом неправедных действий человека – и вы поразитесь, какую огромную долю страданий можно отнести на их счет.

Но человек на этой планете не один. Бог говорит нам о присутствии врага. Он является в различных формах, в соответствии с обстоятельствами. Он может явиться как ангел света или как рыкающий лев – в зависимости от обстановки и преследуемых им целей. Его имя – сатана. Это он, с позволения Бога, причинял страдания Иову. Иисус, в притче о добром зерне и плевелах, объясняя, почему был загублен урожай земледельца, сказал: «Враг человек сделал это» (Матф. 13:28). Для сатаны это огромное удовольствие – разрушать Божье творение и причинять несчастья и страдания. Бог дал ему ограниченную власть, и он не может коснуться тех, кто находится в близких отношениях с Богом. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7) – заверяет нас Слово Божье. Тем не менее, мы можем отнести на счет сатаны многие болезни и страдания в мире сегодня.

Чтобы ответить на вопрос, почему Бог дает сатане власть приносить страдания, нам было бы полезно почерпнуть немного мудрости из диалога Робинзона Крузо с Пятницей. «Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий; разве у Него нет столько мощи и сил, как у дьявола?» – спросил Пятница. «Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола». «Но, – возразил он, – раз Бог больше и сильней дьявола, почему Он не убил дьявола, чтобы не было зла?» Поразмыслив, Робинзон Крузо ответил: «А ты лучше спроси, почему Бог не убьет тебя и меня, ведь мы тоже грешим и оскорбляем Его, но Он хранит нас, чтобы мы раскаялись и были прощены.»

При размышлениях о боли и страданиях, будь они физические или душевные, следует не выпускать из виду еще одно очень важное соображение. Бог не далекий, холодный, недоступный властелин, безразличный к Своему народу и его страданиям. Он не только знает о наших страданиях – Он их чувствует. Мы никогда не испытывали боли и страданий, которые не прошли бы сначала через сердце и руки Бога. Как бы мучительно мы ни страдали, нам всегда полезно помнить, что Сам Бог – великий страдалец. Утешением звучат слова пророка Исаии, предсказывающего страдания Христа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Автор Послания к Евреям напоминает нам: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). И там же далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

Проблема зла и страдания является одной из серьезнейших проблем современности. Особенно острой она стала в наше время с появлением ядерного оружия. Это все непростые вопросы, и контроль за ситуацией нам не принадлежит. Однако есть несколько указаний к разгадке этой проблемы.

Во-первых, как представил это Дж. Б. Филлипс: «Зло порождено рискованным даром свободной воли».

Бог мог сделать нас машинами, но тогда бы мы были лишены драгоценной свободы выбора и перестали бы быть человеческими существами. Человек, во время своего, так называемого «падения», воспользовался свободой выбора в пользу зла, что и является основной причиной существования зла и страдания в мире. Так что за это несет ответственность не Бог, а человек. Бог мог бы остановить все это, но тогда все мы были бы уничтожены. Следует отметить, что «сущность настоящего христианства заключается не во вмешательстве Бога в процесс выбора, но в создании в самом человеке желания избирать добро вместо зла». Пока вселенная имеет смысл, действия каждого отдельного человека отражаются на других. Никто не изолирован от мира, как остров от материка. Иначе наша жизнь была бы подобна игре в шахматы, где правила меняются после каждого хода. Такая жизнь была бы бессмысленной.

Во-вторых, большинство страданий в мире происходит оттого, что люди избирают зло вместо добра. Это очевидно, когда грабитель убивает кого-либо. Иногда это менее очевидно, как, например, когда принимаются нечестные решения в правительстве или бизнесе, которые могут привести к потерям, или когда результаты стихийных бедствий усугубляются человеческой виной, потому что люди отказались прислушаться к предостережениям о надвигающемся тайфуне, об извержении вулкана, о потопе и т. п..

В-третьих, – и это еще далеко не все – страдания допускаются Богом как суд и наказание. Эту возможность никогда не следует упускать из виду. Бог обычно допускает такого рода страдания с целью восстановления и формирования характера человека, и те, кто страдает в результате совершенного ими зла, обычно знают об этом.

В-четвертых, у Бога есть непримиримый враг в лице сатаны, которому дозволено совершать зло до последнего Божьего суда. Тот факт, что в мире есть сила зла, которая сильнее, чем сам человек, ясно виден из Божьего откровения и из нашего жизненного опыта.

В-пятых, Бог Сам – великий страдалец, и Он сделал все, что нужно было сделать с проблемой зла, – принес величайшую для Него жертву, отдав на смерть Своего единородного Сына, Иисуса Христа. Последствия, которые зло могло бы оказать на вечность, были ликвидированы, грех прощен, мы получаем новую жизнь и силу избирать то, что праведно, когда мы принимаем Господа Иисуса Христа.

Возможно, для веры труднее всего признать, что Бог добр. Многие факты, взятые в отдельности, указывают на обратное. Хельмут Тилеке из Гамбурга говорит, что, если смотреть на кусочек ткани через увеличительное стекло, рисунок в центре будет выглядеть четким, а по краям – расплывчатым. Но мы знаем, что рисунок по краям на самом деле такой же четкий, как и в центре. Жизнь, говорит он, подобна этому кусочку ткани. Многие ее края выглядят расплывчатыми, многие обстоятельства и события мы не в состоянии понять. Но о них надо судить на основании четкости и ясности, которую мы видим в ее центре – кресте Иисуса. У нас нет необходимости строить догадки о доброте Бога по обрывочным знаниям. Бог дал ясное откровение о Своем характере и драматически продемонстрировал его на Кресте. «Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).

Бог не просит нас понимать это. Все, что от нас требуется – это верить Ему, точно так же, как мы просим нашего ребенка просто верить, что мы его любим, когда ведем его к врачу, хотя он, возможно, не может ни понять, ни оценить этого.

Мир наступает, когда мы начинаем понимать, что нам дано видеть только несколько нитей в великом полотне жизни и Божьей воли и что у нас нет перед собой целиком всей картины.

И тогда с облегчением и радостью мы сможем подтвердить, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Временами от нашей реакции на страдание зависит, принесет ли оно благословение или причинит нам вред. От одного и того же солнца масло тает, а глина затвердевает.

Когда, с Божьей помощью, мы сумеем увидеть всю жизнь через призму веры в Божью любовь, мы подтвердим вместе с пророком Аввакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18).

Одна из наиболее ярких восточноазиатских легенд повествует о Гаутаме [Будде], который до тридцати лет ни в чём не имел нужды; его всячески ограждали от страданий и мыслей на эту тему. Только на тридцатом году своей жизни, выбравшись из дворца, он увидел ‘’четыре зрелища’’: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Это произвело на него неизгладимое впечатление и изменило всю последующую жизнь. Поняв, что болезни, мучения и смерть неизбежны – богатства, знатность и сила не избавляют от страданий, Гаутама оставил свой дом, семью, имущество и отправился на поиски истины.

Однако дело не в самой истории с ‘’язычником’’ Буддой - но это классический пример тех, у кого есть способность учиться состраданию, раскаянию, любви…Известное выражение Сократа: ‘’если будет хорошая жена – будешь счастлив, плохая – станешь философом’’ , затрагивает все сферы нашей жизни и отражает суть пользы страданий. Мы видим, что нужда заставляет задумываться о том, что нас окружает, и о том, как найти выход из проблемной ситуации. Некоторые могут спросить: ‘’так неужели по этой причине Бог допускает страдания?’’. Чтобы найти ответ, для начала обратимся к истории.

Вероятно, сам корень зла уже существовал и до появления людей на земле; он был ещё в той духовной личности, которая впоследствии получила название дьявол и сатана. Казалось, всё было хорошо, пока не появились на земле первые люди… Когда пророк Иезекииль, в 28-й главе писал о царе Тира - аллегорически показывал суть происходящего с дьяволом. Конечно, Всевышний не создавал дьявола злым; в Писании указывается, что он был ‘’совершенен в ПУТЯХ’’ до тех пор, пока не нашлось в нём беззакония (Иез.28:15.) – однако это явно не исключает, что в нём была к этому предрасположенность. Точно такая же проблема была и с первыми людьми, об этом писал Соломон: ‘’…Бог сотворил человека правым [без грехов], а люди пустились во многие помыслы’’ (Еккл.7:29).

Можно ли сказать, что первые люди были совершенны?

– В каком-то смысле да, телесно. И в Писании сказано: ‘’И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…’’ (Быт.1:31). Но давайте обратим внимание на такой нюанс: ‘’Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые , а худое дерево приносит и плоды худые’’ (Матф.7:17). Если они были во всём совершенны - то почему принесли ‘’плоды худые’’ ?..

Если вы в СОВЕРШЕНСТВЕ владеете иностранным языком – скорее всего, вы сдадите экзамен по этому предмету. Если вы в совершенстве владеете своей профессией – скорее дело вам могут испортить лишь непредвиденные ситуации. Так почему же тогда Ева так легко ослушалась Всевышнего, и указала мужу на то, как нужно поступать (Быт.3:6.) - это ли духовное совершенство? Сегодня [как и Адам], немало мужей-подкаблучников, идущих на поводу у жён, готовых ради своих удовольствий отвернуться от Бога (Быт.2:20-23; 3:12.) – это ли называется совершенством?.. Конечно, вы скажете, что может быть у них было недостаточно жизненного опыта… но если бы они были духовно совершенны, тогда было бы достаточно того ясного, недвусмысленного указания, не есть от дерева познания добра и зла. Так в чём же тогда причина?

Всевышний Создатель не сделал бракованных людей - однако сам факт греха показывает, что они небыли совершенны в духовном смысле слова. Суть в том: чтобы стать действительно, ДУХОВНО ‘’по образу и подобию Бога’’ - мало владычествовать над рыбами и птицами (Быт.1:26,27. Псал.8:5-9.). В Писании говорится: ‘’первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные’’ (1Кор.15:45,47,48). ‘’Кровь и плоть не могут наследовать Царство’’ как в смысле физическом [телесно] – и так же, духовно. ‘’Плоть’’ , подразумевает такие инстинкты, как: размножение, доминирование вида, самообеспечение едой [и т.п.]. Живя обычной жизнью неверующих, мы так же: добываем пищу, строим ‘’норы’’, размножаемся [прелюбодействуем иногда]; ещё воюем за территории, имущество и власть над подобными себе. Но ‘’образу и подобию’’ , мы в лучшем случае похожи на Бога лишь в смысле владычества. Даже фарисеям, детям дьявола, Господь Христос сказал: ‘’вы боги’’ [сравнить: Иоан.10:34,35. Псал.81:1-7.] – и это потому, что им была дана власть.

Но они так и оставались детьми дьявола, плотскими, созданными в ‘’шестой день’’ вместе с животными (Быт.1:27,31.).

Итак: дьявол, обольстивший Еву и введший в грех человечество, является богом людей плотских; созданных в ШЕСТОЙ день, не достигших субботнего, седьмого дня (Быт.1:31; 2:2,3.Евр.4:1-11.). Так же мы читаем, что благословил Всевышний Яхве лишь седьмой день – почему? Потому что именно седьмой, субботний период, это время духовного созидания личности (Матф.5:45.). Это время борьбы плоти и Духа; время побед и владычества над своей плотью и инстинктами. Их нельзя побеждать полностью [иначе мы просто умрём], но вопрос в том, кто - кому раб: ваш дух – или ваша плоть? Поэтому апостол Павел предупреждал: ‘’поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями’’ (Гал.5:16,17,24).

Только дар Святого Духа может дать победу над инстинктами, чтобы не убить их – но владычествовать над ними. Именно потому, что не было Святого Духа, евреи до Христа не смогли понять и исполнить Моисеев Закон.

‘’… ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия , потому что он почитает это безумием; и не может разуметь , потому что о сем [надобно] судить духовно’’ (1Кор.2:10(б),14).

А теперь давайте представим, что вы как и Гаутама [Будда] не ощутили при жизни никаких страданий, и живя в раю, у вас нет нужды о чём либо сложном задумываться. Представим, что Бог запрограммировал вас только на доброе… ‘’Ну как же, мы же не роботы’’ – ответят многие. Так вот, если мы ‘’не роботы’’, то только через страдания мы сможем понять, что значит вкусить познание зла - и какие плоды это приносит. Только так, по-настоящему, мы сможем понять, что значит быть оставленным Всевышним, проходя эту образную пустыню жизни (Чис.14:33,34.). Выражение: ‘’всё познаётся в сравнении’’, это не только высказывание людей ‘’мира сего’’; Соломон писал: ‘’Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше’’ (Еккл.7:3). И слова: ‘’ДА БУДЕТЕ сынами Отца вашего Небесного’’ (Матф.5:45), указывают на то, что каждому призванному последователю Христа, предстоит вести войну с греховными склонностями плоти – и с этим сопряжены страдания. В духовном смысле слова, мы должны пройти этот путь Господина Субботы, Который ‘’во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию’’ (Евр.5:7,8). По этому, Господь Христос крестил не только Духом Святым, через который мы обретаем духовное понимание - но и "огнём", т.е. испытаниям, которые приводят нас к практической жизненной зрелости и опыту - Лук.12:49-53. Мих.7:6-9. Предлагаем вам некоторые места Писания на данную тему: Псал.89:10,12; 67:7. Осия.2:5,7,14,19,20. (Зах.13:1,7,9. Евр.5:7,8; 12:4,9-11. Дан.11:35.).

То, что Бог допускает бедствия и страдания, это приносит веру и надежду на Всевышнего Избавителя. Соломон писал по этому поводу: ‘’Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен’’ (Прит.18:11). Так устроены живые существа: в случае опасности и своей беспомощности, они бегут в укрытие. Но если Бог не допустит страданий и бедствий, тогда как ощутить то, насколько мы нуждаемся в нашем Спасителе?

Через пророка Исаию Всевышний Яхве говорит: ‘’… чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог’’ (Ис.43:10-12). И эта смысловая линия прослеживается на протяжении всего Библейского повествования. Такие яркие примеры как: переход через Красное море (Исх.14:1-31.); истребление армий трёх народов (2Пар.20:1-24.); избавление от Ассирийской империи (4Цар.19:10-35.), показывают один неизменный принцип. Всевышний допускает ситуацию до такой точки, когда спасение уже кажется невозможным – но осуществляется в неожиданном проявлении с человеческой точки зрения (Лук.18:7,8.).

И тогда становится явным наша человеческая несостоятельность; то, что мы не боги. Возьмём к примеру Раав, о которой писал апостол Павел: ‘’Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными ‘’ (Евр.11:31). Свой поступок она изъяснила так: ‘’мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта … ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу’’ (Иис.Нав.2:10(а),11(в)). И в этом высказывании есть классический пример для нас, христиан. Читая историю отношения Всевышнего к Израилю и веря в Его неизменность - мы прибегаем в Единому, понимая, что это лучшее из того, что только может быть.

И наконец, напомним себе о тех бедствиях и страданиях, которые Бог ещё допустит в последние дни.

По причине того, что на начало 21-го века христианство ещё не очищено и находится в состоянии ‘’Вавилона великого’’ (Откр.18 гл.), у пророка Даниила написано: ‘’Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют’’ (Дан.12:10).

Это должно произойти во время признака конца нечестивого мира:

‘’О, горе! велик тот день, не было подобного ему; это - бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него… Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились. Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу… Вот, яростный вихрь идет от Господа, вихрь грозный; он падет на голову нечестивых. Пламенный гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и не выполнит намерений сердца Своего. В последние дни уразумеете это’’ (Иер.30:7,15,16,23,24).

Как это произойдёт?

Как прообраз, нечто подобное было во время правления иудейского царя Езекии. Всевышний сказал через пророка Исаию:

‘’О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование! Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах… Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои?.. то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?"… Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит тебя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя [обратится] на истребление их’’ (Ис.10:5,6,8,11,24,25).

Затем, когда ассирийский царь окружил Иерусалим, собираясь его уничтожить, тогда ‘’вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И встали поутру, и вот, все тела мертвые’’ (Ис.37:36). То же самое произойдёт в конце нечестивого мира:

‘’Под конец же царства их, когда отступники исполнят меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в коварстве; и укрепится сила его, хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых… [Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока]... и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придет к своему концу, и никто не поможет ему. И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге’’ (Дан.8:23,24: 11:35,45; 12:1).

Не удивительно, что апостол Павел писал: ‘’Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности’’ (Евр.12:4,5,11). Именно об этом же писал апостол Пётр: ‘’ Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного… Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро’’ (1Пет.4:12,17-19).

Цари мира, во главе с дьяволом, попытаются уничтожить сыновей [Небесного Иерусалима] Небесного Царства (Откр.12:17; 13:7.). Но несмотря на то, что Бог допустит страдания, в Писании даётся надежда: ‘’и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше’’ (Лук.21:27,28). Помните: ничто не учит нас так, как жизненный опыт. Только во время [страданий] испытаний, будучи преданы своими родными, оставлены один–на один со своими недостатками – в избавлении от Небесного Отца вы увидите Его любовь и милость. Только так можно понять настоящую цену самому себе и своей жизни, насколько она незначительна без Бога. И в то же время, нам откроется истинный смысл и цена той жизни, которая будет нам дарована свыше… ‘’сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу’’ (2Кор.4:7,16,17).