Федеральный список вопросов Этнографического диктанта 2019 г. (с 1 по 20) и дополнительные вопросы для главной площадки (с 21 - 30), ИЭА РАН

1. Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов - республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Укажите их количество. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.

Правильный ответ: А – 5; Б – 1; В – 4; Г – 3; Д – 6; Ж – 2

2. Одним из крупнейших этнографических музеев мира является Российский этнографический музей (РЭМ), посвященный народам России и стран бывшего СССР. Его коллекция насчитывает около полумиллиона экспонатов. В каком городе находится этот музей?

А. Владивосток

Б. Москва

В. Новосибирск

Г. Санкт-Петербург

Правильный ответ: Г

3. Какой народный праздник в прошлом завершал весенние полевые работы, а ныне является символом дружбы и широко распространен в регионах России, его отмечают также на федеральном уровне и за рубежом?

А. Калмыцкий Зул

Б. Тюркский Нардуган

В. Сабантуй поволжских и других народов

Г. Бурятский Сагаалган

Правильный ответ: В

4. Для поддержки этнических культур и обеспечения конституционных прав на национально-культурное развитие принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. На какой территории реализуется Стратегия?

А. В российских республиках

Б. В тех регионах России, где много этнических групп и языков

В. На всей территории России

Правильный ответ: В

5. Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель, первый исследователь Тянь-Шаня, организатор Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года:

А. Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930)

Б. Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935)

В. Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888)

Г. Петр Петрович Семенов (1827-1914)

Правильный ответ: Г

6. Государственная перепись населения – важное историческое событие, она проходила в современной России в 2002 и 2010 годах. Когда состоится следующая Всероссийская перепись населения?

А. В 2020 г.

Правильный ответ: А

7. Россия многокультурная и многоязычная страна. Как государство подсчитывает это многообразие?

А. В России нет официальной статистики о национальностях и языках

Б. Кроме государственной переписи, в России имеются и другие источники официальных сведений о национальностях и языках

В. Государственная перепись – единственный источник официальных сведений о национальностях и языках в России

Правильный ответ: В

8. Какие возможности есть у каждого жителя страны для самоопределения национальной принадлежности во время Всероссийской переписи населения?

А. Указывать свою национальность запрещено

Б. Указывать свою национальность можно, выбирая из официального списка

В. Можно указывать свою национальность совершенно свободно

Правильный ответ: В

9. В одной из республик России говорят более чем на 30 языках. Средневековые географы писали, что это «страна гор и гора языков». О какой республике Российской Федерации идет речь?

А. Республика Алтай

Б. Республика Башкортостан

В. Республика Дагестан

Г. Кабардино-Балкарская Республика

Правильный ответ: В

10. Какой из перечисленных языков - рекордсмен России по количеству букв (66)?

А. Татарский

Б. Адыгейский

В. Ительменский

Г. Нивхский

Правильный ответ: Б

11. Какие из перечисленных языков России являются финно-угорскими языками?

А. Карачаево-балкарский, крымскотатарский, чулымский

Б. Нанайский, негидальский, эвенский

В. Вепсский, хантыйский, марийский

Г. Агульский, рутульский, табасаранский

Правильный ответ: В

12. В России, при большом количестве языков, широко распространен русский язык. Какая часть населения владеет русским языком в Российской Федерации?

А. Половина населения

Б. Две трети населения

В. 75% населения

Г. Более 90% населения

Правильный ответ: Г

13. Котляры, ловари, сэрвы, влахи, крымы – каким группам населения России принадлежат эти названия?

А. Грекам

Б. Караимам

В. Татарам

Г. Цыганам

Правильный ответ: Г

14. Самоназвание какого из этих народов (“ня”) в переводе на русский язык означает “товарищ”?

А. Абазины

Б. Буряты

В. Нганасаны

Правильный ответ: В

15. Какой народ России включает «горную» (кырык) и «луговую» (олык) группы?

А. Ижора в Ленинградской области

Б. Кумыки в Дагестане

В. Марийцы в Республике Марий Эл

Г. Ногайцы в Ставропольском крае

Правильный ответ: В

16. Сопоставьте современные и старинные названия народов Дальнего Востока, наделенных статусом коренных малочисленных в России. Некоторые старинные названия используются в быту и сегодня. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.

Правильный ответ: А-4, Б-2, В-1, Г-3

17. В среде какого народа, ныне имеющего статус коренного малочисленного в России, традиционно были распространены железоделательные ремесла, при этом русские переселенцы называли своих соседей «кузнецкие татары»?

Б. Уйльта

В. Кереки

Г. Шорцы

Правильный ответ: Г

18. Некоторые группы русского народа связаны с историей старообрядчества. В Поволжье – это кержаки и кулугуры, в Ставрополье – некрасовцы. Как именуют потомков старообрядцев в Забайкалье?

А. Духоборы

Б. Семейские

В. Молокане

Г. Субботники

Правильный ответ: Б

19. Пироги и лепешки – излюбленное традиционное блюдо многих народов России. Сопоставьте кулинарное блюдо и этническую кухню. Ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.:

Правильный ответ: А – 3; Б – 1; В – 5; Г – 2; Д – 4

20. На Руси до XVIII века была основой питания, но затем ее заменил картофель. Её приготовляли в традиционной русской печи в собственном соку, а благодаря лекарственным средствам, применяли и в лечении. Что это за овощ?

Б. Свекла

В. Брюква

Правильный ответ: А

=================================================================

Дополнительные вопросы для проведения диктанта на главной площадке

21. Какой из этих традиционных напитков удмурты подают на свадьбе под названием «девичье вино»?

Г. Кумышка

Правильный ответ: Г

22. Наименование какого тюркского народа России совпадает с историческим названием крупного ханства, возникшего в междуречье Волги и Урала после распада Золотой Орды и существовавшего в XV- XVII веках?

А. Карачаевцы

Б. Кумыки

В. Ногайцы

Правильный ответ: В

23. Слово “шаман” стало интернациональным. Из какого языка был заимствован этот термин?

А. Алтайского

Б. Бурятского

В. Мансийского

Г. Эвенкийского

Правильный ответ: Г

24. У какого народа после сватовства проводили обряд “tabakad” - табаки, на котором родственники жениха и невесты в знак согласия должны были вместе курить табак?

А. Белорусы

Б. Водь

В. Ингуши

Г. Лезгины

Правильный ответ: Б

А. Армяне

Б. Ассирийцы

В. Даргинцы

Г. Теленгиты

Правильный ответ: Б

26. Сушено-вяленое мясо рыб, один из основных традиционных продуктов питания народов Дальнего Востока, называется:

А. Балы́к

Б. Строгани́на

Г. Ю́кола

Правильный ответ: Г

27. Какие народы традиционно использовали следующие виды переносного жилища? (ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.)

Правильный ответ: А – 4; Б – 2; В – 1; Г – 3

28. Где находится самое почетное место в традиционном переносном жилище – юрте или чуме?

А. Напротив входа

Б. Слева от входа

В. Справа от входа

Г. У входа

Правильный ответ: А

29. Какой из видов меховой обуви носили саамы Кольского полуострова, отправляясь в тундру?

А. Валенки – тёплые войлочные сапоги из овечьей шерсти

Б. Торбаса - мягкие сапоги из оленьих шкур шерстью наружу

В. Унты - мех внутрь или наружу, чаще всего собачий или олений

Г. Яры - зимние сапоги из оленьей кожи с загнутыми вверх носками

Правильный ответ: Г

30. Что означает «Гжельский куст»?

А. Особый вид подмосковного растения

Б. Историко-культурный район Подмосковья с традиционными русскими промыслами

В. Особый рисунок на керамических игрушках

Г. Речная система Подмосковья

Просветительской акции «Этнографический диктант»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения в Республике Мордовия 2016 году просветительской акции «Этнографический диктант» (далее - Диктант).

1.2. Организатором Диктанта является Поволжский центр культур финно-угорских народов.

1.3. Общее руководство подготовкой, проведением и подведением итогов Диктанта осуществляет Организационный комитет, оперативное руководство – Рабочая группа.

1.4. Ответственными исполнителями за организацию и проведение Диктанта в Республике Мордовия являются Министерство по национальной политике Республики Мордовия и Поволжский центр культур финно-угорских народов.

1.5. Информационную поддержку оказывают региональные средства массовой информации .

1.6. Полная информация о Диктанте размещается на сайтах www. miretno. ru и www .pckfun. ru

2. Цель, задачи и принципы проведения Диктанта

2.1. Диктант проводится с целью оценки уровня этнографической грамотности населения, их знания о народах, проживающих в Российской Федерации, в том числе Республике Мордовия.

2.2. Задачами Диктанта являются:

Получение объективной информации об уровне этнокультурной компетентности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры;

Предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области этнографии;

Привлечение внимания средств массовой информации и российского общества к проблеме этнографической грамотности населения;


Мотивация различных слоев населения к изучению этнографии (этнологии) как науке, занимающей критически важное местоположение в гармонизации межэтнических отношений, сохранении и развитии этнокультурной самобытности народов России, актуализация знаний о народах, проживающих в Российской Федерации, в том числе Республике Мордовия.

2.3. Проведение Диктанта основано на следующих принципах:

- принцип добровольности участия в написании Диктанта и работе по его подготовке и проведению;

- принцип открытости – принять участие в написании Диктанта может любой желающий, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства;

- принцип доступности – участие в Диктанте является абсолютно бесплатным, каждому участнику Диктанта гарантировано бесплатное получение бланка для написания Диктанта, бланка с заданиями Диктанта, проверка работы и получение результатов на официальном сайте Диктанта;

- принцип компетентности – в чтении тестовых заданий Диктанта участвуют только профессиональные этнографы (этнологи);

- принцип единства времени, текста, порядка написания и проверки – Диктант проводится в один день в одно и то же время во всех регионах страны (по местному времени), в том числе Республике Мордовия; участники получают одинаковые по уровню сложности задания и одинаковое время на их выполнение; все задания проверяются и оцениваются по единым критериям.

3. Участники Диктанта

3.1. Участником Диктанта считается лицо, которое получило, заполнило и сдало на проверку бланк для написания Диктанта.

3.2. Участниками Диктанта могут стать жители Мордовии, владеющие русским языком , независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства в возрасте от 15 лет.

3.3. Стать участником Диктанта можно, обратившись на любую республиканскую площадку его написания, независимо от места жительства (прописки, регистрации).

3.4. Участие в конкурсе является добровольным и бесплатным.

4. Республиканские площадки

4.1. Общим руководством проведения Диктанта в Республике Мордовия занимается Министерство по национальной политике Республики Мордовия.

4.2. Республиканскими площадками проведения Диктанта могут являться образовательные организации, учреждения культуры и другие учреждения, давшие на это согласие.

4.3. Республиканские площадки получают от Рабочей группы в период подготовки к проведению Диктанта всестороннюю информационную и консультативно-методическую помощь, а так же бланки для написания Диктанта, подробную инструкцию по порядку проведения Диктанта и заполнению бланков; бланки с заданиями Диктанта (в электронном виде) и презентацию для показа на экране (при желании).

4.4. Республиканские площадки берут на себя обязательства по организации и проведению Диктанта, включая:

Предоставление помещений, оборудованных посадочными местами для участников Диктанта (не менее 50 мест), по возможности проекционная техника для демонстрации заданий Диктанта (в отдельных случаях по согласованию с ответственным исполнителем количество посадочных мест может быть менее 50);


Проведение фото-и/или видеосъемки Диктанта (по возможности);

Сканирование и отправку скан-копий заполненных участниками бланков для написания Диктанта в Центр проверки заданий на электронный адрес *****@***ru в срок до 8 октября 2016 года.

5. Организация и проведение Диктанта

5.1. Диктант проводится в единый день – 4 октября 2016 года. Время проведения Диктанта указано в пункте 7 настоящего Положения.

5.2. Текст Диктанта включает в себя 30 тестовых заданий.

5.3. Общая сумма балов за Диктант – 100.

5.4. Рабочий язык диктанта – русский.

5.5. Во избежание утечки информации Оргкомитет назначает ответственное за конфиденциальность проведения Диктанта лицо. Данный человек несет ответственность за нераспространение бланков с заданиями Диктанта до начала его проведения.

5.6. Перед началом Диктанта каждый участник получает в распечатанном виде бланк с заданиями Диктанта и устную инструкцию по его заполнению. Время выполнения заданий участниками Диктанта 45 минут. Общее время проведения диктанта, включая инструктирование участников - 60 минут.

5.7. Каждому участнику присваивается индивидуальный идентификационный номер, вписываемый в бланк для написания Диктанта при его получении. Данный номер так же дублируется в виде отрывного листка, который остается у участника Диктанта. По нему участник сможет проверить свой результат на сайте www. miretno. ru .

5.8. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья возможно увеличение времени выполнения заданий (при необходимости по их запросу).

5.9. Участники Диктанта выполняют задания лично, без помощи из вне. Запрещается выполнять задания коллективно и/или с любой посторонней помощью (включая комментарии и ответы по условиям задач), пользоваться при выполнении заданий Конкурса книгами, конспектами, интернетом и любыми иными внешними источниками информации, а так же любыми техническими средствами передачи и обработки информации , включая средства мобильной связи. При несоблюдении данного пункта организаторы Диктанта оставляют за собой право исключить нарушителя и аннулировать результаты его работы.

5.10. Заполненные участниками и сданные на проверку бланки для написания Диктанта сканируются на республиканских площадках, скан-копии бланков направляются в Центр проверки заданий на электронный адрес *****@***ru не позднее 8 октября 2016 года.

5.11. Сданные на проверку бланки для написания Диктанта не рецензируются и участникам Диктанта не возвращаются. Аппеляция не предусмотрена.

5.12. Результаты написания Диктанта отдельными участниками (с указанием индивидуального идентификационного номера бланка), правильные ответы на задания Диктанта и разбор типичных ошибок публикуются на сайте Диктанта www. miretno. ru до 20 октября 2016 года.

5.13. Каждой площадке, осуществляющей проведение Диктанта, вручается Благодарственное письмо от организатора Диктанта.

5.14. По результатам проведения Диктанта в срок до 4 ноября 2016 года формируется Аналитический отчет, в рамках которого будет дана оценка уровня этнографической грамотности населения России в целом и его отдельных возрастных групп, приведена оценка результатов проведения Диктанта в регионах, сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

6. Важные даты

6.1. Рассылка бланков для написания Диктанта и инструкции по порядку проведения Диктанта и заполнению бланков: до 19 сентября 2016 года.

6.4. Отправка скан-копий заполненных бланков для написания Диктанта в Центр проверки заданий на электронный адрес *****@***ru до 8 октября 2016 года.

6.6. Публикация на сайте Диктанта www. miretno. ru результатов написания Диктанта отдельными участниками (с указанием индивидуального идентификационного номера бланка), правильных ответов на задание Диктанта и разбор типичных ошибок: 20 октября 2016 года.

7. Время проведения диктанта (время местное)

11.00 – начало работы Республиканских площадок;

11.00-12.00 – сбор, регистрация участников и выдача бланков участников Диктанта (в это время на площадке, по возможности, организуется показ научно-популярных фильмов в сфере аудиовизуальной антропологии, слайд-шоу, проведение викторин этнографической тематики и т. п.);

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

О проведении Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант"

В соответствии с письмом руководителя Федерального агентства по делам национальностей от 18.08.2017 N 2572-01.1-23-НБ, в целях оценки уровня этнографической грамотности населения, их знаний о народах, проживающих в Российской Федерации, получения объективной информации об уровне этнокультурной компетентности населения России с учетом его возрастной и социальной структуры, руководствуясь Положением о министерстве образования Рязанской области , утвержденным Постановлением Правительства Рязанской области от 11.06.2008 N 99 , приказываю:

1. Провести 3 ноября 2017 года Всероссийскую просветительскую акцию "Большой этнографический диктант".

2. Утвердить состав организационного комитета по проведению Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант" согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

3. Утвердить площадки проведения Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра образования Рязанской области О.В.Колесник.

Министр
О.С.ЩЕТИНКИНА

Приложение N 1. Состав организационного комитета по проведению Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант"

Приложение N 1
к приказу
министерства образования
Рязанской области
от 15 сентября 2017 г. N 945

Щетинкина Ольга Сергеевна

министр образования Рязанской области

Горожанова Марина Вячеславовна

первый заместитель министра культуры и туризма Рязанской области (по согласованию)

Назарова Ольга Алексеевна

первый заместитель министра печати и массовых коммуникаций Рязанской области (по согласованию)

Голубева Ольга Александровна

начальник отдела общего образования министерства образования Рязанской области

Кашаев Андрей Анатольевич

ректор ОГБУ ДПО "Рязанский институт развития образования"

Еременко Татьяна Вадимовна

профессор кафедры государственного и муниципального управления и политтехнологий ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина" (по согласованию)

Выропаева Надежда Сергеевна

заведующая универсальным читальным залом ГБУК РО "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького" (по согласованию)

проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности ОГБУ ДПО "РИРО", региональный координатор

Рябцева Светлана Олеговна

главный специалист отдела общего образования министерства образования Рязанской области

Минаева Татьяна Вадимовна

ведущий эксперт отдела семейной и демографической политики управления социализации и государственной поддержки детства министерства образования Рязанской области

Приложение N 2. Площадки проведения Всероссийской просветительской акции "Большой этнографический диктант"

Приложение N 2
к приказу
министерства образования
Рязанской области
от 15 сентября 2017 г. N 945

Наименование места проведения

Ответственный за проведение по площадке

Должность

Контактная информация

ГБУК РО "Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького"

Выропаева Надежда Сергеевна

Заведующая универсальным читальным залом

тел. 8-961-009-54-60, электронная почта [email protected]

ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина"

Еременко Татьяна Вадимовна

Доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной деятельности, профессор кафедры государственного и муниципального управления и политтехнологий

тел. 8-4912-97-15-12, электронная почта [email protected]

ОГБУ ДПО "Рязанский институт развития образования"

Миловзоров Александр Владимирович

Проректор по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности