Вика Ди 31 мая 2018

Венчание – одно из церковных таинств, религиозный обряд заключения брака по церковным уставам, буквально брак перед Богом. Венчаться разрешается только крещенным в православной вере парам, зарегистрировавшим свой брак в ЗАГСе, которые не приходятся друг другу родственниками. Таинство венчания – серьезное решение, принимая которое, нужно ответственно относиться к вступлению в брак по православному канону, поскольку такой союз не развенчивают. После официального развода можно получить лишь благословение на повторное венчание, которое дает архиепископ.

Таинство может проходить в присутствии свидетелей, но это необязательное условие. Накануне венчания молодоженам необходимо исповедаться, причаститься, держать пост желательно не меньше трех суток.

Он разъяснит смысл обряда, важность его для супругов, собирающихся венчаться.

Важно учитывать, что в любой день венчание не проводят . Согласно церковному уставу, таинство не проводят во время постов, накануне и в дни религиозных праздников, накануне однодневных постов (вторник, четверг, суббота). Поэтому предполагаемую дату обряда нужно согласовать со священнослужителем.

Нюанс: девушке не разрешается участвовать в таинствах во время менструации, поэтому лучше выбрать дату на безопасные с точки зрения женского цикла дни .

Что нужно для проведения таинства?

Для проведения обряда нужны венчальные иконы, свечи, рушник, обручальные кольца.

Венчальные иконы – это пара икон, обычно Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми священник благословляет пару во время совершения обряда. Их можно приобрести заранее, либо родители венчающихся могут преподнести иконы в подарок.

Свечи понадобятся во время обряда, супруги будут держать их в руках. Лучше озаботиться платками, чтобы, держа зажженные свечи, не бояться обжечься воском. Их также можно приобрести в церковном магазине. После обряда свечки остаются у супругов , их можно зажигать перед домашними иконами.

Рушник представляет собой отрез белой ткани из хлопка или льна, расшитым по краям вышивкой. Его можно сшить самостоятельно, если невеста рукодельничает или приобрести готовое изделие. Единственное условие к полотенцу – оно должно быть белым.

Обручальные кольца могут быть золотыми или серебряными. Естественно, что на обоих супругах должен быть надет нательный крестик .

Золотая подвеска с фианитами, Калина Золотая (цена по ссылке)

Как проходит церемония венчания в церкви?

Молодоженам следует с утра неплотно позавтракать, если утром они собираются исповедаться и причащаться перед обрядом, то в церковь стоит идти натощак.

Девушке следует одеться благочестиво , голова и плечи должны быть покрыты платком, юбка платья должна быть ниже колена. Поскольку придется долго стоять, то лучше выбрать удобную обувь без каблука. Жениху при входе в церковь полагается снять головной убор.

Как происходит само таинство? Где, когда и с кем проходит венчание? Процедура во всех православных храмах происходит примерно одинаково. На таинстве необходимо присутствовать только венчающимся и священнику, который будет проводить обряд. Свидетели, гости, церковный хор – по желанию венчающейся пары.

Обряд венчания можно условно поделить на две части: обручение и венчание

Сначала священнослужитель обручает венчающихся, они официально становятся обрученными. Пара три раза обменивается кольцами. Затем их вводят в храм, освящая путь кадилом. После батюшка, благословляя супругов, вручает им зажженные венчальные свечки. Молодожены со свечами становятся на расстеленное на полу полотенце перед подставкой для богословских книг, на котором лежат венчальные короны. Священнослужитель возлагает их на головы венчающихся, короны держат свидетели, или они одеваются на головы молодоженов. Затем читаются молитвы о благословении семьи, даровании им семейного благополучия. Священник освящает вино, трижды дает испить из чаши с вином каждому из венчающихся, потом соединяет руки супругов вместе и накрывает их епитрахилью, что символизирует неразрывность их союза.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

После молитв и благословений, трижды совершается крестный ход вокруг аналоя, священник ведет молодых , за ними идут свидетели, придерживая венцы. По окончания крестного хода священник снимает венцы, супруги целуют образа Пресвятой Девы и Спасителя и получают венчальные иконы из рук священника.

Что нужно делать свидетелям во время венчания? Поручители держат венцы, подают кольца, расстилают рушник

Это общий сценарий венчания. Сколько длится таинство – обычно 40-60 минут . После обряда можно отметить совершение таинства трапезой, но церковь предостерегает от слишком шумных гуляний и чересчур обильного праздничного стола, напоминая о важности скромности и ограничения себя.

Если на обряде присутствуют гости, то после совершения обряда молодым вручаются цветы, подарки, звучат поздравления – как на свадьбе. Важно, чтобы все приглашенные на таинство, соблюдали правила, как вести себя в храме.

Существуют приметы, которые касаются венчальных свечей, якобы какая из них погаснет первой, то супруг, державший ее, умрет первым из пары.

Церковь призывает не верить в глупые суеверия, не поддаваться страхам, основанным на поверьях

Задавая себя вопрос, как правильно венчаться, следует обсудить все детали со священником. Не нужно бояться что-то спросить или уточнить, даже если вопрос кажется глупым, лучше его озвучить, чтобы не теряться в догадках. Некоторые священники советуют даже послушать проповедь, походить в церковь и приблизится к воцерковленной жизни, прежде чем идти венчаться. Все-таки венчание – это не просто процесс, состоящий из определенных действий, это нечто большее.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Славянский обряд венчания проводился схожим образом, только вместо венчальных корон на головы молодых возлагали венки , отсюда и название – венчание. Только обычаи были куда строже, считалось, что нельзя венчаться девушке, которая не чиста, то есть не является девственницей и без этого условия обряд могли не провести.

Фото- и видеосъемка на венчании

Фотосъемка и видеозапись таинства венчания разрешена, но не во всех храмах , поэтому лучше заблаговременно спросить разрешения у священнослужителя. Важно помнить, что в церкви нужно вести себя тихо , поэтому фотограф должен перемещаться аккуратно, не мешая ни молодым, ни священнику, ни гостям во время совершения обряда.

Не стоит пользоваться вспышкой и слишком часто щелкать затвором, чтобы не мешать проведению таинства

Несмотря на ограничения, накладываемые на работу фотографа, есть много ракурсов и способов сделать отличные фотографии, которые останутся на долгую память.

Поскольку церковь – дом Божий , то фотосессию лучше провести на улице после совершения обряда. Венчальная фотосессия – важный момент для молодых, но отнюдь не ключевой в обряде. Из снимков венчания получится замечательная фотокнига, которую можно совместить с фото с росписи в ЗАГСе.

Что нельзя делать после венчания супругов?

Требования после венчания не отличаются от требований общей морали. Не нужно воспринимать венчание, как повинность или наложение морали. Венчание – это брак перед Богом , поэтому после венчания нужно поддерживать желание прожить всю жизнь рука об руку со своей второй половиной.

Не забывайте, что обряд венчания – процесс деликатный и для понимания полной картины происходящего можно посмотреть видео таинства венчания .

Как обычно проходит венчание в церкви, правила, которым должны последовать венчающиеся, их друзья и дружки, а также родители молодоженов.

Венчание, вступление в церковный брак – очень серьезный обряд, которым верующие люди показывают, что они теперь супруги перед Богом. Проводит венчальную церемонию священник, но все же, готовясь к этому событию, нужно узнать,

Что нужно для венчания в церкви?

Венчальный обряд требует заблаговременного приобретения некоторых предметов, каждый из которых носит символический смысл. Что приобрести (а также – без чего можно обойтись) – расскажет сайт «Красивая и Успешная».

Что не нужно для венчания в церкви:

Букет невесты. Это вообще не православная традиция - носить с собой букет в день свадьбы, тем более в церковь (подробно о традициях, связанных с букетом невесты, мы уже писали). В церкви во время венчания в руках у невесты находится свеча – а букет пришлось бы кому-то отдавать подержать на довольно длительное время… Если букет уже есть (например, в ЗАГС и в церковь молодожены хотят успеть в один день) – то лучше его действительно отложить на время всей церемонии венчания.

Букеты и подарки от родственников и друзей в церкви. После завершения церемонии молодую пару можно будет поздравить, но вручать что-либо желательно вне церкви, до или после самого обряда.

Шляпка, объемная жестко фиксированная прическа, крупные цветы и др. аксессуары на голове у невесты. Так как над головами будут нести венцы (а иногда их даже надевают на головы молодых), то прическа желательна гладкая на макушке, но обязательно прикрытая фатой или накидкой – с непокрытой головой быть в церкви неприлично!

А что нужно для венчания в церкви?

Кольца. Традиционно, мужское обручальное кольцо серебряное, а женское золотое.

Иконы Пресвятой Богородицы и Христа Спасителя - их нужно заранее освятить в храме.

Две церковных свечи (берите потолще, чтоб горели дольше).

Два рушника – на иконы, еще один, венчальный – под ноги молодым. Раньше эти рушники вышивала невеста вручную особыми орнаментами, но сейчас таких строгих требований нет, можно купить готовые (например, в церковной лавке) а под ноги иногда расстилают даже просто коврик.

Два белых платка , которыми молодые будут держать зажженные свечи, и еще два – те, которыми дружки будут держать венцы. Впрочем, иногда венцы держат голыми руками – оговорите этот момент со священником заранее.

Вино (кагор, ни в коем случае не шампанское!) – им наполняют символическую чашу.

Чаша и венцы являются церковной утварью, их приобретать не надо. Разумеется, на молодых, а также шаферах (а в идеале, на всех присутствующих в церкви гостях) должны быть надеты нательные крестики.

Церковные правила венчание разрешают только при наличии свидетельства о браке , а также документов, подтверждающих прекращение предыдущего брака, если таковой имел место (свидетельство о разводе или о смерти супруга).

Если на момент записи на венчание брак еще не оформлен, т.к. планируется в один день с росписью в ЗАГСе, то нужно предъявить копию заявления в ЗАГС.


Как происходит венчание в церкви?

В современном варианте венчание совмещают с обручением (обмен обручальными кольцами).Раньше это было два разных события, которые отстояли во времени друг от друга на месяц или больше – как бы испытательный срок. Обручение можно было отменить до венчания, разорвать церковный брак - практически нереально. Сейчас это единая церемония.

  • Пара становится перед алтарем – по правилам венчания в церкви, будущий муж стоит справа, а жена – слева (так же стоят друзья и родственники жениха и невесты, по двум сторонам).
  • С благословения священника молодые берут зажженные свечи из его рук. Свечи должны не гаснуть на протяжении всей церемонии, они – символ чистоты и тепла сердец, и если они погаснут, то это считается дурным знаком.
  • Затем читается молитва о молодых и их будущем потомстве.
  • После этого состоится собственно обручение – священник надевает кольца на пальцы молодых (не обмен кольцами, как в ЗАГСе!). Жених и невеста берутся за руки (вернее, жених кладет свои руки на руки невесты – обРУЧение!).

Венчание в церкви по правилам происходит так:

  • молодые ступают на рушник перед аналоем и подтверждают то, что добровольно венчаются и приносят обет верности друг другу.
  • В это время венцы держат над головами венчающихся.
  • Затем, после молитвы, их возлагают на головы супругов, и с этого момента брак считается свершившимся.
  • В центр храма, где это происходят, выносят чашу с вином – оно означает радость и горечь семейной жизни, и оба супруга делают по три глотка из нее.
  • Потом, с венцами на головах, молодые обходят по кругу аналой. Затем священник читает им наставление, и обряд венчания считается свершившимся, венцы с голов снимаются.
  • В этот момент присутствующим уместно подойти и поздравить молодых. После церковной церемонии принято ехать праздновать венчание в дом к молодым.

Венчание в церкви: правила и приметы

Раньше венчальная церемония имела много подробных правил, обусловленных поверьями и приметами. Сейчас даже церковь не требует строгого их соблюдения, но если вам они кажутся важными, то можно продолжить старинные традиции.

  • До момента возложения венцов невесту (ее лицо) никто не должен был видеть, даже жених. Лицо прикрывалось густой фатой. Сейчас можно выполнить этот обычай символически – фата может быть прозрачной, ажурной.
  • За столом молодых сажали на шубу, лежащую мехом вверх – к достатку.
  • Обручальное кольцо брали гладкое, без резьбы, вставок и камней – чтоб семейная жизнь была гладкой.
  • Во время венчания молодым не советовали смотреть друг другу глаза – якобы это позволяло избежать измен.
  • После венчания в доме молодых дружки переплетали прическу невесты – с одной косы на две, которые прятали под головной убор замужней женщины.
  • Перед выездом в церковь и после возвращения оттуда в дом мужа (или в отдельный дом молодой семьи) новобрачных осыпали хмелем и зерном (пшеницей, просом, рожью – но не монетами, как принято сейчас!).

Хотим добавить, что есть особые приметы или обычаи, которые присущи семьям, в которых выходили замуж подружки будущей невесты и которые будут ей давать советы. А прислушиваться или нет — вам решать.

Обряд венчания появился более двух тысяч лет назад вместе с зарождением христианства. Раньше для его проведения жених и невеста должны были заранее поставить в известность своего священника. После чего тот сообщал весть прихожанам, и если не было возражений, то молодые допускались к венчанию. Сегодня такого согласия не требуется, достаточно желания пары, но традиции самого ритуала тщательно чтутся и исполняются из века в век. Портал Свадьбаголик.ru расскажет, как подготовиться к венчанию и что происходит во время обряда.

Как проходит процедура венчания

В соответствии с тем, как проходит венчание в церкви, складывается вся дальнейшая духовная жизнь пары.

Само таинство церковного брака начинается с обручения. После завершения специальной службы жених и невеста становятся по разные стороны алтаря, справа и слева соответственно. Точно так же выстраиваются и свидетели, мужчина справа, женщина слева. Затем священник трижды благословляет молодых и подносит им две специальные обручальные свечи, которые символизируют счастливую встречу пары. Если венчание для кого-то из брачующихся проходит не впервые, то тогда свечи не участвуют в обряде.


После этого священник произносит необходимые слова, осеняет крестным знамением жениха и надевает тому на безымянный палец правой руки обручальное кольцо. Затем то же самое совершает и с невестой. Отметим, что слова священника на свадьбе строго регламентированы и определены церковным каноном.


Ритуал обручения завершается трехкратным обменом кольцами молодыми в знак единодушия и любви. Сами же кольца до момента обручения находятся на алтаре, с правой его стороны, затем их на специальном подносе выносит диакон.


Следом за обручением идет непосредственно венчание. В православной церкви оно проходит отчасти так же, как и католическое венчание , но с большей строгостью и регламентированностью. Священник берет в руки венец как знак Жизни вечной (отсюда и название обряда), крестообразно осеняет им жениха и дает тому поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Точно таким же образом благословляется и невеста, только ей нужно приложиться к образу Пресвятой Богородицы.


Затем процесс венчания требует, чтобы молодые встали на большой белый или розовый платок, разостланный на полу и который означает чистоту супружеской жизни. Находясь на нем, они подтверждают перед присутствующими и Богом добровольность своего намерения создать семейную пару.


По завершении венчания жениху и невесте преподносится чаша с красным вином, символизирующим общую судьбу пары со всеми ее радостями и скорбями. Священник читает над ней молитву, три раза ее крестит и передает молодым. Они по очереди в три приема выпивают все вино, после чего их правые руки соединяются, покрываются епитрахилью. По законам венчания в православной церкви после этого священник обводит молодых трижды вокруг аналоя в качестве символа новой супружеской жизни.

В конце торжественного шествия с жениха и невесты снимаются венцы, и священник приветствует новую супружескую пару, заключившую союз перед лицом Бога. Каждый из новобрачных целует иконы Спасителя и Божьей матери у Царских врат (дверей, которые ведут к алтарю). Наконец, обряд считается завершенным, новоиспеченная пара получает в подарок две иконы и принимает публичные поздравления с началом новой жизни.


Что говорит батюшка во время венчания?

Регламент венчания в православной традиции предполагает набор обязательных слов священника в адрес молодых. В соответствии с процедурами во время венчания, для каждой из них в православной церкви есть свое собственное послание:


Сколько длится подготовка и идет сам обряд венчания в церкви?

Длительность подготовительного периода зависит только от самих молодоженов. За это время им предстоит приобрести все, что нужно для венчания , познакомиться со священником, который будет проводить обряд и расскажет, как праздновать венчание и выбрать наряд.


Сами обряды обручения и венчания в церкви длятся по времени столько, сколько потребуется на пошаговое совершение всех вышеперечисленных процедур. Как правило, это происходит в течение от сорока минут до одного часа.

Согласно требованиям некоторых священников, пары обязаны полностью отстоять службу с самого утра и причаститься. Только после этого они допускаются к обручению и венчанию. В этом случае процедура может продлиться до пяти часов. Как отмечать совершение ритуала венчания, и стоит ли вообще это делать, молодожены уже решают самостоятельно, четких правил по этому поводу нет.


Венчание в православной традиции - это очень ответственная церемония, которая имеет свой четкий регламент и драматургию. Портал сайт уверен, что пройдя через нее, вы заключаете союз перед Богом и даете начало счастливой семье.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Во времена СССР венчание в церкви стало не только необязательным, но и запретным обрядом. Поэтому сегодня люди забыли, что нужно для венчания и каким образом к нему следует подготовиться. Однако все чаще молодые, помимо регистрации в загсе, стремятся обвенчаться. Такое вступление в семейную жизнь запечатлевает чистые устремления жениха и невесты провести супружество в верности друг другу и в соответствии с законами Божьими, а церковь благословляет этот союз перед Иисусом Христом.

Что необходимо для венчания в церкви - духовная подготовка и символические детали

Подготовка к совершению церемонии начинается с беседы со священником. На ней он не только назначает дату венчания, но и может предложить брачующимся воссоединиться с церковью через исповедь и покаяние, а также причаститься Святых Христовых Тайн. Это позволит подготовиться к венчанию должным образом, но делать это или нет, решают только жених с невестой. Перед обрядом исповеди нужно придерживаться духовного и физического поста: не есть пищи животного происхождения, не гневаться и не вступать в половую связь.

к оглавлению

Подготовка подобающих венчальных нарядов

Венчальное платье - первое, что нужно для венчания в православной церкви невесте. Оно существенно отличается от свадебного некоторыми важными деталями:

  • длиной - даже короткое платье должно закрывать колени;
  • рукавом - целомудренность невесты принято подчеркивать закрытыми руками;
  • скромным вырезом - заменяет глубокое декольте;
  • цветом - платье может быть не только белым, но и пастельного оттенка.

Если венчание назначено сразу после росписи, то свадебное платье можно преобразить при помощи удлиненных перчаток, пелерины или шубки. Эта хитрость не поможет, если в качестве свадебного наряда выступает брючный костюм, потому что женщинам в брюках, как и с непокрытой головой, вход в церковь запрещен.

Волосы можно скрыть элегантной шляпкой, но не надо ее закреплять шпильками или создавать высокую прическу - в некоторых церквях брачный венец принято не держать, а сразу надевать на голову.

Идеальным вариантом является фата, но необходимо продумать длину - с одной стороны, она символизирует долгий семейный путь, а с другой - ее нужно беречь от свечей в церковном зале. Невесте не стоит обувать туфли на высоком каблуке, а жениху - узкую неудобную обувь, поскольку в приходской церкви церемония длится не менее часа, а в монастыре и того дольше.

Венчальный дресс-код жениха весьма прост, для него оптимален классический костюм светлого цвета. Повседневная одежда и спортивный стиль крайне нежелательны.

к оглавлению

О важности чувства меры - главное находится в душе

К соблюдению традиций и подбору атрибутов для священнодействия стоит подойти ответственно, но без фанатизма. Правильному отношению к этому вопросу способствует чтение соответствующей церковной литературы или беседы с батюшкой, которые помогут разобраться в значении скрытой символики священного ритуала. Хотя бы частично понимая подоплеку процесса, можно отсеять устаревшие требования церковных приличий от действительно важных духовных моментов.

Например, сегодня уже не требуется соблюдать традицию подбора колец. Раньше было обязательным жениху иметь золотое кольцо, а невесте - серебряное. В церкви они обменивались ими, а в супружеской жизни муж носил серебро, а жена - золото. В настоящее время кольца обычно приобретают согласно вкусам и материальным возможностям молодых.

Также не стоит особо беспокоиться, нужны ли свидетели при венчании, так как их присутствие не относится к требованиям церкви, а только - к рекомендациям. На протяжении всего действа шаферы должны держать венцы над головами будущих супругов, и в случае их отсутствия нужно продумать, кто сможет заменить свидетелей в этом деле. Возраст и семейное положение дружек также не имеет значения - прошли те времена, когда в их задачу входило духовное руководство новой семьей.

к оглавлению

Сокровенный смысл атрибутов православного обряда

Чтобы торжество прошло согласно обязательным канонам, необходимо позаботиться о действительно важных атрибутах:

  1. Обручальные кольца нужны для венчания, а точнее - для таинства обручения, которое проводится непосредственно перед главной церемонией. Они символизируют вечную и неразрывную связь обрученных.
  2. Венчальные свечи держатся молодыми во время обручающего обряда, как символ несгораемой любви будущих супругов. Иносказательный смысл этого действа - молодые учатся оберегать от жизненных неурядиц душевную теплоту так же, как защищают от затухания огонь этих свечей.
  3. Два белых рушника (полотенца) или отрезов ткани, один из которых необходим для обрамления икон. На втором, символизирующем долгий совместный путь, стоят молодые перед аналоем. В старину его богатой вышивкой украшала невеста, готовя свое приданое.
  4. Два или четыре носовых платочка нужны жениху и невесте, чтобы держать свечи, а также свидетелям для удержания венцов.
  5. Кагор - символ Христовой крови. Сладкое вино наливают в чаши в конце обряда и троекратно дают пригубить молодоженам, как напоминание о горе и радости, которые они обязались отныне делить пополам.
  6. Хлеб (или каравай) - символ тела Иисуса, может оставляться в некоторых церквях в виде благодарности. Каравай также является первым блюдом, вкушаемым после венчания. Раньше его пекли матери жениха и невесты, а доверять столь важное дело посторонним людям было не принято.
  7. Освященные иконы Спасителя (жениху) и Божьей Матери (невесте) вручаются батюшкой после кругового хождения, знаменующего вечное шествие супругов рука об руку. Образа передавались из поколения в поколение и служили оберегом всего рода. Современные верующие люди стараются возродить забытую традицию и с этой целью заказывают создание икон мастеру-иконописцу.

В канцелярии церкви или со священником стоит обсудить список, что нужно для венчания, более подробно. В каждой церкви могут быть незначительные дополнения.

к оглавлению

Как молодым и гостям следует вести себя во время венчания

Неосведомленность в том, что нужно делать перед венчанием и во время церемонии, а что не стоит, приводит к состоянию излишней скованности и неловкости у большинства присутствующих. Некоторые, наоборот, начинают шуметь, вести видео- и фотосъемку в неположенном месте и отвлекать присутствующих от таинства обряда. Проявить уважение к церковным служителям и держаться увереннее поможет знание простых правил:

  • к церкви лучше прибыть минут на 15 раньше до назначенного времени;
  • на женихе и невесте должен быть нательный крестик, желательно, полученный при крещении;
  • во время обряда нельзя громко смеяться и разговаривать с окружающими;
  • мобильный телефон стоит отключить;
  • в церкви не принято оборачиваться спиной к иконостасу;
  • скамейки предназначены для престарелых и немощных прихожан;
  • держать руки в карманах неприлично;
  • не стоит уходить раньше завершения обряда - так можно обидеть молодых.

Несмотря на множество условностей, в церкви, прежде всего, важно слушать свое сердце. Особенно этот совет касается новоиспеченных супругов. Не отвлекаясь на волнительные мелочи, они смогут запомнить все подробности счастливого дня, когда перед лицом Бога их назвали мужем и женой.