Обратимся теперь к двоякой теме: о покаянии и об исповеди. Исповедь, конечно, содержит в себе покаяние, но чтобы понять, в чем суть покаяния, надо говорить о нем отдельно.

Аудиозапись беседы:

http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2014/11/penance.mp3

О покаянии

Покаяние заключается в том, что человек, который до того отвернулся от Бога или жил собой, вдруг или постепенно понимает, что его жизнь не может быть полной в том виде, в каком он ее переживает.

Покаяние заключается в том, чтобы обернуться к Богу лицом. Это момент – только изначальный, но решительный, когда мы вдруг переменяем курс и вместо того, чтобы стоять спиной или боком по отношению к Богу, к правде, по отношению к своему призванию, делаем первое движение, – мы обратились к Богу.

Мы еще не покаялись, в том смысле, что не изменились, но для того, чтобы это случилось, мы должны что-то пережить: невозможно отвратиться от себя и обратиться к Богу просто потому, что нам вздумалось.

Бывает, что человек живет спокойно, ничего особенного с ним не происходит, он как бы «пасется» на поле жизни, щиплет траву, не думая ни о бездонном небе над собой, ни о какой-либо опасности; ему жить хорошо. И вдруг случится нечто, что обращает его внимание на то, что не все так просто; вдруг он обнаруживает: что-то «не то». Каким образом? Это бывает очень разно.

Бывает, что человек совершает тот или другой как будто незначительный поступок – и вдруг видит его последствия. Помню одного мальчика: он размахивал кинжалом и задел сестренке глаз. Она на всю жизнь осталась слепа на один глаз; а брат ее никогда не забыл того момента, когда вдруг понял, чтó значит бездумно, безответственно играть таким предметом как кинжал.

Это не значит, конечно, что он боялся прикоснуться к кинжалу или к перочинному ножу; но он знал: самые незначительные действия могут иметь окончательное, трагическое значение.

Бывает, что мысль, которая приводит нас к покаянию, настигает нас не так трагично, а мы вдруг слышим, что о нас думают люди. У нас всегда хорошее представление о самих себе, и когда нас критикуют, у нас тенденция думать, что тот человек, который нас не видит такими прекрасными, какими мы себя видим, ошибается. И вдруг мы услышим мнение других людей о нас. Мы считали себя героями, а все думают, что мы трусы. Мы считали себя безукоризненно правдивыми, а люди думают, что мы лукавы, и т.д.

Если остановиться вниманием на этом, мы уже ставим перед собой вопрос: что я?.. И в тот момент, когда мы ставим перед собой этот вопрос, встает и следующий: какое мое призвание в жизни?.. Я говорю не о ремесленном призвании, а – каким человеком я могу стать? Неужели я удовлетворен тем, чем являюсь? Не могу ли я себя как бы перерасти, стать лучше?..

Иногда бывает, что не народный глас, не голос того или другого нашего знакомого обращает наше внимание на нас самих, а чтение, например, Евангелия. Я читаю Евангелие и вдруг вижу, каков может быть человек; я вижу образ Христов во всей его красоте или, во всяком случае, в той мере красоты, какую я способен воспринять, и начинаю себя сравнивать. Вот когда я начинаю обращаться не на себя самого, а либо на образ Христа, либо на то, что обо мне думают люди – тогда-то и начинается суд надо мной.

И в тот момент, когда начинается суд, начинается и покаяние. Это еще не полнота покаяния, потому что произнести над собой качественный суд не значит быть раненным в душу тем, что я совершил или чем являюсь. Иногда головой мы сознаем, что плохи или должны бы быть иными в том или другом отношении, а чувством мы этого не можем пережить. Я вам дам пример.

В 1920-е годы во Франции был съезд Русского Студенческого Христианского Движения. Там присутствовал замечательный священник, отец Александр Ельчанинов, писания которого некоторые из вас, наверное, читали, потому что они были изданы не только за границей, но теперь и в России. К нему на исповедь пришел офицер и сказал: «Знаете, я вам могу выложить всю неправду моей жизни, но я ее только головой сознаю; мое сердце остается совершенно нетронутым, мне все равно. Головой я понимаю, что это все зло, а душой не отзываюсь ни болью, ни стыдом».

И отец Александр сделал потрясающую вещь; он сказал: «Не исповедуйтесь у меня, это будет совершенно напрасно. Завтра, перед тем как я буду служить литургию, вы выйдете вперед и, когда все соберутся, повторите то, что только что сказали мне, и принесете исповедь перед всеми собравшимися».

Офицер согласился на это, потому что чувствовал, что он мертвец, что в нем жизни нет, что у него только память да голова, но сердце мертво и жизнь в нем погасла. И он вышел с чувством ужаса: вот, я сейчас начну рассказывать, и весь съезд от меня отвернется. Все с ужасом посмотрят на меня с мыслью: мы думали, что он порядочный человек, а он не только негодяй, но и мертвец перед Богом… Он стал, пересилил свой страх и ужас и начал говорить.

И случилось нечто для него совершенно неожиданное: в момент, когда он сказал, для чего он стал перед царскими вратами, весь съезд к нему обратился сострадательной любовью, он почувствовал, что все ему открылись, все открыли объятия своего сердца, все с ужасом думают о том, как ему больно, как ему стыдно… И он разрыдался и в слезах произнес свою исповедь; и для него началась новая жизнь.

Тут мы касаемся очень важного момента, именно – покаяния. Покаяние не заключается в том, чтобы хладнокровно увидеть в себе грех и его принести Богу на исповеди; покаяние заключается в том, чтобы нас что-то так ударило в душу, что из наших глаз и из нашего сердца вырвались слезы.

Святой Варсонофий Великий говорит, что слезы истинного покаяния могут нас очистить так, что уже делается ненужным идти на исповедь, потому что то, что простил Бог, человеку нечего разрешать.

Есть и другое место у ученика святого Симеона Нового Богослова, святого Никиты Стифата, где говорится, что слезы истинного покаяния могут вернуть человеку даже потерянную телесную девственность… Покаяние должно быть именно такое.

Но мы не можем так каяться постоянно, это нам не под силу. Что же нам делать? Делать надо вот что. Вы, наверное, читали о том, как совершаются раскопки древних городов или памятников. Приходит археолог и начинает скрести землю. Сначала он видит только обыкновенную почву, но постепенно начинает различать какие-то очертания того, что давным-давно легло под землю. Это уже первое видение.

Когда мы самым зачаточным образом видим в себе что-либо недостойное ни нас самих, ни той любви и уважения, которыми мы окружены, ни той любви, которую Бог нам проявляет, это уже начало нашего прозрения, и мы можем пойти на исповедь и сказать: «Я знаю теперь, что под почвой, может быть, очень глубоко, лежит мир греха, но кое-что я о нем узнал уже на поверхности, я хочу это принести Богу и сказать: я это увидел. Ты мне помог это увидеть, Господи, и я отрекаюсь от этого зла. Я пока еще не умею каяться, но умею знать, что это несовместимо ни с моей дружбой с Тобой, ни с тем отношением, каким я окружен своими близкими, ни с тем, чем я хочу быть…»

Существует средневековая разрешительная молитва, оканчивающаяся словами: «И да простит тебе Господь все грехи, в которых ты истинно раскаялся». Прощается не просто то, что ты рассказал, а то, перед чем ты содрогнулся душой, что тебя обдало ужасом. Остальное является новой твоей задачей. Ты должен дальше и дальше, глубже и глубже уходить в себя, в эти раскопки, и продолжать находить то, что недостойно ни тебя, ни Бога, ни того, что о тебе думают люди. Таким образом исповедь делается частью постепенно углубляющегося покаяния, перед тобой постепенно раскрываются новые глубины.

Но вы скажете: «Неужели жизнь заключается в том, чтобы уходить в эти глубины, видеть в себе только зло, одно зло, всё уходить в тьму? С этим жить нельзя!» Нет, с этим жить нельзя, но тьму разгоняет свет. Если мы видим в себе что-либо темное, то лишь потому, что свет проник в новую глубину нашей жизни.

Вот пример, который я даю детям, но и взрослым иногда не вредно услышать детский пример. Когда дети говорят: «Я всматриваюсь во все зло, которое во мне есть, и не умею его искоренять, вырывать из себя», – я отвечаю: «А скажи: когда ты входишь в темную комнату, неужели для того, чтобы в ней перестало быть темно, ты машешь белым полотенцем в надежде, что тьма разойдется, рассеется?» – «Нет, конечно, нет!» – «А что ты делаешь?» – «Я открываю ставни, открываю занавески, открываю окно».

– «Вот именно! Ты проливаешь свет туда, где царила тьма. Так же и тут. Если ты хочешь по-настоящему каяться, исповедоваться поистине и меняться, тебе не надо сосредотoчиваться только на том, что в тебе плохо, тебе нужно как бы впустить в себя свет. А для этого надо обратить внимание на то, что у тебя уже есть светлого, и во имя этого света бороться со всей тьмой, которая в тебе есть».

– «Да, но как это делать? Неужели думать о себе: вот, я такой хороший в том или другом отношении?» – «Нет. Читай Евангелие и отмечай в нем те места, которые ударяют тебя в душу, от которых трепетно делается сердце, ум светлеет, которые соберут твою волю к желанию новой жизни. И знай, что в этом слове, в этом образе, в этой заповеди, в этом примере Христа ты нашел в себе искорку Божественного света. В этом отношении оскверненная, потемневшая икона, которой ты являешься, просветлела. Ты уже хоть немного похож на Христа, в тебе уже немного начинает проявляться образ Божий.

А раз так, то запомни, что если ты будешь грешить против этого, ты будешь осквернять святыню, которая в тебе уже есть, уже живет, уже действует, уже растет. Ты будешь потемнять в себе образ Божий, гасить свет или окружать его тьмой. Этого не делай! И если ты будешь верен тем искрам света, которые в тебе уже есть, то постепенно тьма вокруг тебя будет рассеиваться.

Во-первых, потому что там, где свет, тьма уже рассеяна, а во-вторых, когда ты обнаружил в себе какую-то область света, чистоты, правды, когда ты вдруг смотришь на себя и думаешь: в этом отношении я на самом деле настоящий человек, не только мразь, которую я себе представлял, – тогда ты можешь начать бороться с тем, что наступает на тебя, как враги наступают на город или на войско, чтобы свет потемнел в тебе. Ты, например, научился почитать чистоту. И вдруг в тебе поднимается грязь мыслей, телесных желаний, чувств, чувственность.

В этот момент можешь себе сказать: я обнаружил в себе искорку целомудрия, искорку чистоты, желание кого-то полюбить без того чтобы этого человека осквернить даже мыслью, не говоря уж о прикосновении; нет, эти мысли я в себе допустить не могу, не стану. Я буду бороться против них; и для этого обращусь ко Христу и буду кричать к Нему: Господи, очисти! Господи, спаси! Господи, помоги! – и Господь поможет. Но Он не поможет тебе, раньше чем ты сам поборешься».

Есть рассказ в жизни святого Антония Великого о том, как он отчаянно боролся с искушением, боролся так, что наконец в изнеможении упал на землю и лежал без сил. И вдруг перед ним явился Христос. Не имея даже сил подняться, Антоний говорит: «Господи, где же Ты был, когда я так отчаянно боролся?» И Христос ему ответил: «Я стоял невидимо рядом с тобой, готовый вступить в бой, если бы только ты сдался. Но ты не сдался – и победил».

И вот я думаю, что каждый из нас может научиться так каяться и приходить на исповедь каждый раз уже с новой победой и с новым видением того поля битвы, которое перед нами раскрывается все шире и шире. И мы можем получить прощение наших грехов от Христа, прощение того, что мы уже в себе начали побеждать; и кроме того, получить благодать и новую силу побеждать то, что мы еще не победили.

Об исповеди

Говоря о покаянии, я только коснулся исповеди, но вопрос об исповеди настолько важен, что я хочу на нем остановиться подробнее и глубже.

Исповедь бывает двоякая. Бывает личная, частная исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его присутствии свою душу Богу. И бывает общая исповедь, когда люди сходятся большой или малой группой, и священник произносит исповедь за всех, включая себя самого. Я хочу остановиться сначала на частной исповеди и обратить ваше внимание вот на что.

Человек исповедуется – Богу. В поучении, которое священник произносит перед исповедью отдельного человека, говорится: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое; я же – только свидетель». Это надо помнить: мы исповедуемся не священнику и не он является нашим судьей. Я бы сказал больше: даже Христос в этот момент не является нашим Судьей, а является сострадающим нашим Спасителем. Это очень, очень важно, потому что когда мы приходим на исповедь, мы находимся в присутствии свидетеля. Но что это за свидетель, какова его роль?

А есть третий род свидетеля. Когда совершается брак, приглашают самого близкого человека. Он – тот, кто в Евангелии назван «друг жениха» (в нашей практике можно было бы сказать также “друг невесты”). Это самый близкий жениху и невесте человек, который может разделить с ними самым полным образом радость преображающей встречи, соединяющего чуда.

И вот священник занимает это положение: он – друг Жениха, друг Христов, он кающегося приводит к Жениху-Христу. Он – тот, который так глубоко связан любовью с кающимся, что готов с ним разделить его трагедию и привести его к спасению. И когда я говорю “разделить его трагедию”, то говорю о чем-то очень, очень серьезном.

Мне вспоминается один подвижник, которого однажды спросили: «Каким образом каждый человек, который к тебе приходит и рассказывает о своем житье-бытье, даже без чувства покаяния или сожаления, вдруг бывает охвачен ужасом перед тем, насколько он грешен, и начинает каяться, исповедоваться, плакать – и меняться?»

И этот подвижник дал замечательный ответ. Он сказал: «Когда человек приходит ко мне со своим грехом, я этот грех воспринимаю как свой . Мы с этим человеком едины; те грехи, которые он совершил действием, я непременно совершил мыслью или желанием, или поползновением. Поэтому я переживаю его исповедь, как свою собственную, я (как он говорил) схожу ступенька за ступенькой в глубины его мрака, и когда я дошел до самой глубины, я его душу связываю со своей душой и каюсь всеми силами своей души в грехах, которые он исповедует и которые я признаю за свои. И тогда он охвачен моим покаянием и не может не каяться, и выходит освобожденным; а я по-новому каялся в своих грехах, потому что я с ним един состраданием и любовью».

Это предельный пример того, как священник может подойти к покаянию другого человека, как он может быть другом жениха , как он может быть тем, который приводит кающегося ко спасению. Но для этого священник должен научиться состраданию, должен научиться чувствовать и сознавать себя единым с кающимся.

А произнося слова разрешительной молитвы, священник их либо предваряет наставлением, либо нет. И это тоже требует честности и внимания. Иногда бывает, что священник слушает исповедь, и вдруг ему явно, как бы от Бога, от Духа Святого открывается, чтó он должен сказать кающемуся. Ему может показаться, что это не к делу, но он должен слушаться этого голоса Божьего и произнести эти слова, сказать то, что Бог ему положил на душу, на сердце и в ум. И если он так поступит, даже когда это как будто не относится к исповеди, которую принес кающийся, он говорит то, что нужно кающемуся.

Иногда у священника нет чувства, что эти слова от Бога. (Знаете, и у апостола Павла в посланиях встречаются места, где он пишет: «Это я вам говорю именем Божиим, именем Христовым…», или «Это я вам говорю от себя…»). Но это не значит, что тогда слова священника – “отсебятина”; это то, что он познал из личного опыта, и он делится этим опытом, – опытом греховности, опытом покаяния и того, чему его научили другие люди, более чистые, более достойные, чем он сам.

А порой и этого нет. Тогда можно сказать: «Вот что я вычитал у святых отцов, вычитал в Священном Писании. Я могу тебе это предложить, ты это прими во внимание, задумайся, и может быть через эти слова Божественного Писания тебе Бог скажет то, чего я не могу сказать».

А иногда честный священник должен сказать: «Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу». И у нас есть пример тому. В житии преподобного Амвросия Оптинского описываются два случая, как к нему приходили люди, открывали свою душу, свою нужду, и он три дня их держал без ответа. И когда наконец у него настоятельно просили ответа, он сказал: «Что я могу ответить? Вот три дня я молю Божию Матерь меня просветить и дать ответ, – Она молчит; как же я могу говорить без Ее благодати?»

Вот то, что я хотел сказать о частной, личной исповеди. Человек должен прийти и свою душу изливать. Не повторять чужие слова, смотря в книжку, а поставить перед собой вопрос: если бы я стал теперь перед лицом Христа Спасителя и всех людей, которые меня знают, что явилось бы для меня предметом стыда? что я не готов открыть перед всеми, потому что было бы слишком страшно, что меня увидели, каким я себя вижу?..

Вот в чем надо исповедоваться. Поставь себе вопрос: если моя жена, мои дети, мой самый близкий друг, мои сослуживцы знали бы обо мне то или другое, было бы мне стыдно или нет? Если стыдно – исповедуй. Если то или другое стыдно открыть Богу (Который и без того это знает, но от Которого я стараюсь это спрятать) или было бы страшно – открой это Богу. Потому что в момент, когда ты это откроешь, все то, что ставится в свет, делается светом. И тогда ты можешь исповедоваться и произносить свою исповедь, а не трафаретную, чужую, пустую, бессмысленную исповедь.

А теперь я хочу сказать коротко об общей исповеди. Общая исповедь может произноситься по-разному. Обыкновенно она произносится так: собирается народ, священник говорит какую-то вступительную проповедь и затем по книге читает как можно большее число тех грехов, которые он ожидает от присутствующих.

Этот перечень может быть формальным. Сколько раз я слышал: «Я не вычитывал утренних и вечерних молитв», «я не вычитывал канонов», «я не соблюдал постов», я не делал того, я не делал другого… Это все формально. Да, это не формально в том смысле, что это реальные грехи каких-то людей, может быть, даже самого священника, но это не обязательно реальные грехи этих людей; реальные грехи бывают иные.

Я вам расскажу, как провожу общую исповедь сам. Общая исповедь у нас бывает четыре раза в году. Перед исповедью я провожу две беседы, которые направлены на понимание того, чем является исповедь, чем является грех, чем является Божия правда, чем является жизнь во Христе.

Каждая беседа длится сорок пять минут, все собравшиеся сидят, слушают, затем наступает получасовое молчание, в течение которого каждый должен продумать то, что слышал, посмотреть на свою душу и продумать свою греховность. А затем бывает общая исповедь. Мы собираемся на середине храма, я надеваю епитрахиль, перед нами Евангелие, и обыкновенно я читаю Покаянный канон Господу Иисусу Христу. И под влиянием канона произношу вслух собственную исповедь – не о формальностях, а о том, в чем меня попрекает моя совесть и что открывает передо мной читаемый мною канон.

Каждая исповедь бывает иная, потому что каждый раз слова этого канона меня обличают по-иному, в другом, и я каюсь перед всеми людьми, называю вещи своим языком, своим названием. Не так, чтобы меня потом ходили и упрекали конкретно в том или другом грехе, а так, чтобы каждый грех был раскрыт перед людьми как мой собственный.

И если, произнося исповедь, я не чувствую, что истинно каюсь, я произношу и это в качестве исповеди: «Прости меня, Господи! Вот, я произнес эти слова, но они до моей души не дошли»… Эта исповедь длится обыкновенно минут тридцать-сорок, в зависимости от того, что я могу поисповедовать перед людьми.

И одновременно люди исповедуются – молча, а иногда и вслух произнося: «Да, Господи! Прости меня, и я виноват в этом!» Но это является моей личной исповедью. И, к сожалению, я настолько греховен и настолько похож на каждого, кто присутствует на этом действии, что мои слова раскрывают перед людьми их собственную греховность.

После этого мы молимся. Мы читаем часть покаянного канона, читаем молитвы перед Святым Причащением (не все, а избранные, которые относятся к тому, о чем я говорил или как исповедовался). Затем все становятся на колени, и я произношу разрешительную молитву всем. Если кто-то считает нужным потом подойти и отдельно сказать о том или другом грехе, он свободно может это сделать.

Но я на опыте знаю, что такая общая исповедь учит людей приносить частную исповедь. Многие мне говорили сначала: «Я не знаю, с чем прийти на исповедь. Я знаю, что согрешил против множества заповедей Христовых, сделал очень много дурного, но я не могу это как бы собрать в покаянную исповедь».

А после такой общей исповеди люди приходят и говорят: «Я теперь знаю, я научился, как исповедать собственную душу, опираясь на молитвы Церкви, опираясь на покаянный канон, опираясь на то, как Вы сами исповедовали свою душу и как люди вокруг меня эту же самую исповедь воспринимали и приносили, словно собственную». Я думаю, что это очень важный момент: чтобы общая исповедь была уроком того, как исповедоваться лично, а не «вообще».

Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов – которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них. И я их останавливаю, говорю: «Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился».

Больше того: иногда бывает, что человек и старается, например, поститься, а потом срывается и чувствует, что осквернил весь свой пост, что ничего не остается от его подвига. А на самом деле Бог совершенно иными глазами на это смотрит.

Это я могу вам разъяснить одним примером из собственной жизни. Когда я был врачом, я занимался одной бедной русской семьей. Денег я с них не брал, потому что у них никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, «зверски», то есть не нарушая никаких уставных правил, они меня пригласили на обед, и оказалось, что они в течение какого-то времени из своего отсутствия денег собирали гроши, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить.

Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец моего подвига постного. Конечно, я съел кусок цыпленка, – я не мог их оскорбить отказом; но потом пошел к своему духовному отцу и говорю: «Знаете, отец Афанасий, со мной такое горе случилось! В течение всего поста я, можно сказать, постился в совершенстве, а сейчас, на Страстной седмице, съел кусок курицы».

Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: «Знаешь, если бы Бог на тебя посмотрел и увидел, что у тебя нет никаких грехов, а кусочек курицы может тебя осквернить, Он тебя от этого защитил бы; но Он посмотрел и увидел в тебе столько греховности, что никакая курица тебя осквернить не может».

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример для того, чтобы быть честными, правдивыми людьми, а не просто держаться устава. Да, я съел кусочек этой курицы, но вопрос был в том, что я его съел ради того, чтобы не огорчить людей. Я ее съел не как какую-то скверну, а как дар человеческой любви.

Есть место в писаниях отца Александра Шмемана, где он говорит: все на свете – не что иное, как Божия любовь; и даже пища, которую мы вкушаем, является Божественной любовью, которая стала съедобной…

Из книги Митрополита Антония Сурожского «Быть христианином»

ЕСТЬ ТОЛЬКО ТРИ ГРЕХА, КОТОРЫЕ НЕ ПРОЩАЮТСЯ Схимонахиня Антония (в миру Анастасия Яковлевна Кавешникова) - православная подвижница, исповедница и старица. Она родилась в 1904 году на Дону в селе Долгое, в благочестивой православной семье, хранивших традиции своих предков - донских казаков. Ещё в детстве и юности дарованы были ей встречи с прозорливыми старцами, которые советовали будущей подвижнице избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и пронесла свой поистине тягчайший семейный крест до конца. Прошла матушка и через все муки ГУЛАГа и психушек, где её пытались "вылечить" от веры во Христа. И всё же Господь удостоил её монашества с именем Аполлинария и схимы с именем Антонии, отметил великими Своими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения.. Не так уж много лет прошло со дня кончины матушки в 1998 году, но имя её известно уже многим православным христианам в России и за рубежом. Изо дня в день увеличивается число паломников к её могилке на маленьком монастырском кладбище. Люди подолгу стоят здесь, зажигают свечи, молятся и по вере своей получают просимое... Явление Божией Матери схимонахине Антонии В молодости Анастасия (так звали будущую схимонахиню) сделала аборт, (по некоторым сведениям,- у нее был выкидыш), - и каялась слезно в этом грехе. Однажды она молилась в храме Воскресения Словущаго на улице Неждановой (ныне Успенский вражек) перед иконою «Взыскание погибших». И видит: отвернула о нея свой лик Богородица. На следующий день рано утром приходит она в тот же храм. Попросила сторожа никого больше не пускать, и на коленях, в уединенном предстоянии пред чудотворным образом Богородицы, горячо, долго и сильно плакала, обильно орошая пол слезами. Вдруг кто-то сзади трижды коснулся ее плеча. Оглянулась, видит Жену в игуменском одеянии и двух монашек, стоящих вдали у свечного ящика. Игумения говорит ей: «Что ты так плачешь? Послушай, я помогу тебе. Только три греха есть, которые не прощаются человекам: хула на Святого Духа, самоубийство, гордость. Убиенного младенца надо окрестить». И рассказала, как надо молиться за него. Анастасия почувствовала глубокий покой и преисполнилась горячей благодарности к Наставнице. Положив земной поклон перед образом Божией Матери, оглянулась и видит: в церкви она одна. Идет к сторожу: «Кто это был в церкви?», - Никто сюда войти не мог, все было заперто» - был ответ... Анастасия выполнила полученное правило - молитвы за младенцев, дарованное ей Богородицей. С тех пор Анастасия пошла по пути спасения души и к концу жизни стала схимонахиней с именем Антония. Многих обратила она на путь покаяния и спасения. За ея труды сподобил ея Господь дара прозорливости. Множество случаев чудесной помощи по ея молитвам при жизни и по преставлении свидетельствуют и об исправлении детей, устроении семейных дел, в обращении к вере неверов, маловеров и даже гонителей, венчании супружеских пар, о даровании бесплодным детей, взыскании похищенных людей и вещей, материальных нуждах. По ея молитвам ко Господу строились и восстанавливались храмы и монастыри, а те священники и миряне, которые приезжали на ее могилку послужить панихиду или же просто помолиться, никогда не оставались без помощи и утешения. Причем прошения о помощи обращенные к старице, исполнялись настолько точно, что никаких сомнений в ея дерзновении пред Господом просто не остается. Но за то, что великая старица безстрашно исповедовала о данной ей Царицей Небесной молитвенной епитимии за грехи детоубийства, и сама отмаливала за немощных сии несчастные души, ей было дано на ея просьбу к Богородице вразумление, - что диавол будет за это с нея кожу сдирать, - то есть, - скорби жестокие будут. Но матушка не убоялась взять сей велий Крест за всех и за вся. И благодаря сему подвигу получила от Господа за свои великие труды, - дары молитвы и прозорливости. Многие тысячи семей ея молитвами были спасены от развала, и многое множество младенцев родилось на свет. Но всем с первой встречи она давала правило данное ей Богородицей, - тем самым душегубство в утробе есть и личный, и родовой и общественный грех, то есть оный тяжким бременем ложится и на самого убийцу и на всех сродников и на все общество, которое сие злодейство узаконило и молчаливо «терпит». Наставления старицы Антонии: Матушка Антония говорила, что убить одного младенца, - страшнее чем взрослого человека, - семь поколений по матери и отцу будут отвечать, т.е. страдать от разрушения семей и скорби иметь из-за пьянства, блуда, наркомании, смертельных болезней и других, как всем кажется «внешних» причин. Ибо младенческая душа, равно как ангельская. За аборт кто-то в роду, обязательно прольет кровь, - предупреждала старица. Искупив грех детоубийства покаянием, епитимией данной Богородицей, и делами милосердия, прекращаются либо смягчаются наказания по Божией милости. Именно за сей страшный грех в первую очередь кругом нестроения, беды, и надвигается всемирный пожар, - т.е. мировая война, - а за нею и кончина мира недалече. Но если согрешившие сим тяжким грехом будут отмаливать души убиенных младенцев, - то мир продлится, а если не будут, то дни мира сократятся -говорила матушка. Оттого несмотря на скорби и гонения сама она непрестанно молилась в покаяние за свой грех и ради спасения погибающего мира, отмаливала души убиенных младенцев за других. И многие каются ныне, и молятся сим правилом, хотя данная Царицей Небесной епитимия одними хулится, а другими из «страха» перед хульниками, скрывается от людей страха ради фарисейска, причем молчать об этом просто преступление, ибо покаянием не только смываются грехи с самих кающихся, но и избавляются от наказания их дети и сродники. Младенческие убиенные души освобождаются от мучительных страданий и тому множество свидетельств. Те кто, как положено выполнял сие правило сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Причем люди искренне свидетельствуют об этом, на Кресте и Евангелии, как и о том, как у них происходили чудесные изменения после сих молитв, и в личной жизни, и в семейных делах, причем эти люди становятся проповедниками покаяния и активными сторонниками по запрещению абортов и прочих способов детоубийств. Часто гонения за особые дары Божии, труды и подвиги подвижников становятся постоянными спутниками при их жизни, так и по преставлении, которому нечисть пытается всячески препятствовать, возбуждая своих горячих «послушников», из числа незрелых духовно людей. Зрелые же наоборот промолчат, - и обратятся к советам мудрейших, т.е. к истинным старцам, а таковые подвижники начиная с прп. Кукши Одесскаго, Амфилохия Почаевского, схиигумена Иеронима (Санаксарского старца), прот. Николая (Гурьянова), ахиеп. Иннокентия (Вениаминова), и другие, в том числе и ныне живущие уже высказывали свое положительное мнение по поводу данного правила. ПРАВИЛО ДАННОЕ БОГОРОДИЦЕЮ СХИМОНАХИНЕ АНТОНИИ О МОЛИТВЕ ЗА ДЕТЕЙ, УБИЕННЫХ ВО ЧРЕВЕ Утренние молитвы (по молитвослову), по Символ Веры; Далее: Во имя Отца! Аминь! И Сына! Аминь! И Святаго Духа! Аминь! Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, (3 раза) Аллилуиа! (3 раза) Младенцу, убиенному во чреве, надо дать мужское имя из имен святых угодников Божиих, и обращаясь ко святым просити тако: Св. Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго. Св. Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго. Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, п риими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго. Св. Анна Пророчица, приими моего младенца (имя), как мати крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящаго. И далее читать молитвы: Св. Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго. Св. Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго. Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, приими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго. Св. Анна Пророчица, приими моего младенца (имя), как мати крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящаго. И далее читать молитвы: 48 раз - Царю Небесный... и 40 поклонов земных, 48 раз - Отче наш... и 40 поклонов земных, 48 раз - 50-й псалом и 40 поклонов земных (вместо 50-го псалма немощным можно читать 48 раз Иисусову молитву. 48 раз - Милосердия двери отверзи нам... и 40 поклонов земных Затем обычное окончание молитв: Достойно есть... Нужно купить на каждого крестик, распашонку(рубашку), чепчик и свечи, отнести в крестильню, как пожертвование для крещения бедных детей (или детей из Дома малютки). (Сколько было сделано абортов, выкидышей, столько раз нужно повторить эти молитвы за душу каждого младенца). Тем, кто пользовался любыми другими средствами для изгнания из чрева зачатий при помощи отрав, спиралей и т.д. выполнить эту епитимию пять раз за один год употребления сих средств. Ибо жизнь человеческая начинается от зачатия и любое насильственное ее прекращение есть убийство. Каждый день до смерти читать молитву: «Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего милосердия, за веру и слезы мои окрести их в море щедрот Твоих, и не лиши их света Твоего Божественного. Аминь». (3 раза в день). Сие правило можно вычитывать вдвоем, втроем, и вчетвером, большим числом молящихся, одновременно за одну убиенную душу. В таком случае, число молитв делится на число молящихся, т.е. если вдвоем исполняем сие правило, то надо читать каждому не по 48 раз, а по 24 раза, если втроем, то по 16 раз, вчетвером по 12 раз, и так далее. Сим правилом можно молиться за других людей, которые либо не могут или даже не хотят сами молится, за матерей, отцов, сродников и друзей, то есть отмаливать их грехи; молится можно как женщинам, так и мужчинам. Причем те, кто добросовестно исполнял сие молитвы за других, также, как и сами со грешившие, сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Поклоны земные может положить, за других тот, кто способен их класть; причем немощным можно их делать постепенно и после вычитанных молитв. А ночью, - один поклон идет за 40, - с полуночи до трех часов, - и во время Божественной Литургии, когда произносится священником в Алтаре «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и вовеки веков», - клирос добавляет: Аминь.- Один земной поклон равен 2500 поясных, или сотне земных поклонов. Об этом свидетельствовала блаж. Пелагия Рязанская, которую вразумлял о сем сам прп. Серафим Саровский. Кстати земные поклоны можно класть и с колен, и делать их по несколько подряд не вставая, - хоть сотни, - так молился и прп. Серафим Саровский. Причем прп. Старец молился на коленях и в воскресные и в праздничные дни, - и когда ему блаж. Пелагия задала молитвенный вопрос, - «А можно ли молиться в праздники на коленях? - и ответ был такой: «пропала Россия без земных поклонов!» Владыка Иннокентий (Вениаминов), праправнук святого Святителя Иннокентия Вениаминова Митрополита Московского и Коломенского) благословил читать это правило в течение дня: по дороге на работу, в перерывах, среди дня, как внутренне молитвенное правило, считая молитвы по четкам. То есть, если нет возможности помолиться непрерывно, можно читать правило сие по частям. Владыка с радостью одобрил такое прошение к нему, говоря: «Вот- вот, правильно, а то нам все некогда, да некогда молиться, а так будет очень хорошо, молитесь, молитесь. Бог благословит!» Молитвы напечатаны в том виде, в котором Пресвятая Богородица их дала будущей старице. Вопросы, почему именно так было Ею сказано то или иное слово, нам грешным обсуждать не потребно. Не мешаете детям приходить ко мне! Конечно же, надо правильно понимать все сказанное старицей, ибо все ныне зависит от нашего покаяния, к которому и призывала всех матушка. Про правило данное ей Богородицей она говорила: «Раздавайте, как можно больше раздавайте! Ведь мне сам Кукша благословил!

5964 просмотров

Грех в переводе с греческого означает «промах, непопадание в цель». А цель у человека одна — путь к духовному росту и прозрению, к высшим духовным ценностям, стремление к Божьему совершенству. Что такое грех в Православии? Все мы грешны, уже такими являемся миру, только потому что прародители наши были грешны, принимая грех своих сородичей, мы добавляем свои и передаём их потомству. Без греха трудно прожить и день, мы все слабые существа, своими мыслями, словами, поступками отдаляемся от божьей сути.

Что вообще есть грех, какие из них сильнее, какие прощаются и какие относятся к смертным грехам?

«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно) » (Иоанн Дамаскин).

Всё то, что есть отступление от — это грех.

Семь смертных грехов в Православии

В целом, строгой иерархии грехов в православии не существует, нельзя сказать какой грех страшней какой проще, какой в начале списке, какой в конце. Выделены лишь самые основные часто присущие всем нам людям.

  1. Гнев , злость, месть. В эту группу относят поступки, которые на противовес любви, несут разрушение.
  2. Похот ь, распутство, блуд. Эта категория несет в себе деяния, которые приводят к чрезмерному желанию удовольствия.
  3. Лень , праздность, уныние. Относятся нежелание выполнять как духовную, так и физическую работу.
  4. Гордыня , тщеславие, высокомерие. Неверием в божественное считается самонадеянность, похвальба, чрезмерная уверенность в себе, преходящее в хвастовство.
  5. Зависть , ревность. В эту группу относят недовольство тем, что имеют, уверенность в несправедливости мира, желание чужого статуса, имущества, качеств.
  6. Чревоугодие , обжорство. Потребность употреблять больше необходимого также относят к страсти. Мы все погрязли в этом грехе. Пост — великое спасение!
  7. Сребролюбие , алчность, жадность, скупость. Не значит что плохо стремиться к материальным благам, важно чтобы материальное не затмевало духовное…

Как видим из схемы, (для увеличения кликайте по картинке) все чувства, что мы проявляем в избытке — есть грех. И только любви к своему ближнему и врагу своему, и только добра, света и тепла много не бывает. Какой из всех грехов страшней, сказать трудно, всё зависит от обстоятельств.

Самый страшный грех в Православии — суицид

Православие строго для своих пастырей, призывая их к строгому послушанию, соблюдая не только десять основных божьих заповедей, не допускать излишества в мирской жизни. Все грехи могут быть прощены, если человек их осознает и вымолит прощения через причащение исповедь и молитвы.

Не грех быть грешным, а грех не каяться — так трактуется народом вся их земная жизнь. Бог простит всех, кто придёт к нему с покаянием!

Какой же грех считается самым всё- таки самым страшным? Лишь один грех не прощается человеку — это грех самоубийства . Почему именно оно?

  1. Убивая себя человек нарушает библейскую заповедь: Не убий!
  2. Человек не сможет замалить свои грехи, уходя добровольно из жизни.

Известно, что у каждого из нас своё предназначение на земле. С этим мы приходим в этот мир. После рождения мы приобретаем природу Духа Христа, в котором нам надлежит жить. Тот же, кто по доброй воле обрывает эту нить, плюёт в лицо Всевышнего. Самый страшный грех — добровольно уйти из жизни.

Иисус отдал за наше спасение свою жизнь, вот почему вся жизнь любого человека — бесценный дар. Мы должны ценить её, беречь и как бы ни было трудно нести свой крест до конца дней своих.

Почему грех убийства может быть прощён Богом, а самоубийство нет? Неужели, жизнь одного человека для Бога дороже жизни другого? Нет, это понимать надо чуть по-иному. Убийца, прервавший жизнь другого, часто безвинного человека, может раскаяться, совершить благое, а самоубийца лишив себя собственной жизни — нет.

После смерти у человека больше нет возможности совершить в этом мире добрые, светлые благонадёжные дела. Получается, что вся жизнь такого человека, покончившего с собой, была бессмысленна, как и бессмысленна великая божья задумка.

Все грехи прощаются Богом через покаяния, причащения, в надежде очищения и спасения души.

Вот почему в старину самоубийц не только не отпевали в церкви, но даже хоронили за оградой кладбища. Не проводились и по сей день не проводятся в церкви по покойному никакие обряды и поминовения. Уже только одно это и то, как тяжело будет близким, должно остановить самоубийцу. Но, к сожалению, это не так и число жертв — суицидов не уменьшается.

Россия занимает четвёртое место в мире в этой печальной статистике после Индии, Китая и США и количество добровольного ухода из жизни за год составляет более 25000 человек. Миллионы людей во всём мире добровольно уходят из жизни. Страшно!!!

Все иные грехи наш Бог простит нам, при условии, что мы не только в них раскаялись, но и исправили своими благими деяниями.

И помните, что нет грехов малых и больших, даже самый малый грех, может убить душу нашу, он — как крохотный порез на теле, способный вызвать гангрену и привести к смерти.

Если верующий раскаялся в грехе, осознал, прошёл через исповедь, можно надеяться, что грех прощён. Так видит Православная церковь, так учит Библия. Но важно понимать, что каждый наш поступок, наши слова мысли, всё имеет свой вес и откладывается в нашей карме. Так что будем уже сейчас, каждый день жить, так, чтобы не пришлось их отмаливать, когда придёт время расплаты…

Молитвы за самоубиенных

Можно ли молиться за людей, совершивших суицид. Да, есть такие молитвы, позволящие делать это.

Владыко, Господи, Милостивый и Человеколюбивый, к Тебе взываем: согрешихом и беззаконновахом пред Тобою, преступихом спасительныя Твоя заповеди и любве евангельския отчаявшемуся брату нашему (отчаявшейся сестре нашей) не явихом. Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море.

Ей, Иисусе Сладчайший, еще молимтися, подаждь рабом Твоим, сродником живот свой самовольне скончавшаго, в скорби их утешение и на милость Твою твердое упование.

Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва за совершивших самый страшный грех(самоубийц)

Дарована Оптинским старцем Львом Оптинским

«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек); аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя!»

Берегите себя и своих близких!

Схимонахиня Антония (в миру Анастасия Яковлевна Кавешникова) - православная подвижница, исповедница и старица. Она родилась в 1904 году на Дону в селе Долгое, в благочестивой православной семье, хранивших традиции своих предков - донских казаков. Ещё в детстве и юности дарованы были ей встречи с прозорливыми старцами, которые советовали будущей подвижнице избрать монашеский путь. Но она выбрала замужество и пронесла свой поистине тягчайший семейный крест до конца. Прошла матушка и через все муки ГУЛАГа и психушек, где её пытались "вылечить" от веры во Христа. И всё же Господь удостоил её монашества с именем Аполлинария и схимы с именем Антонии, отметил великими Своими дарами: прозорливостью, благодатной молитвой, даром исцеления и утешения..

Не так уж много лет прошло со дня кончины матушки в 1998 году, но имя её известно уже многим православным христианам в России и за рубежом. Изо дня в день увеличивается число паломников к её могилке на маленьком монастырском кладбище. Люди подолгу стоят здесь, зажигают свечи, молятся и по вере своей получают просимое...

Явление Божией Матери схимонахине Антонии

В молодости Анастасия (так звали будущую схимонахиню) сделала аборт, (по некоторым сведениям,- у нее был выкидыш), - и каялась слезно в этом грехе. Однажды она молилась в храме Воскресения Словущаго на улице Неждановой (ныне Успенский вражек) перед иконою «Взыскание погибших». И видит: отвернула о нея свой лик Богородица. На следующий день рано утром приходит она в тот же храм. Попросила сторожа никого больше не пускать, и на коленях, в уединенном предстоянии пред чудотворным образом Богородицы, горячо, долго и сильно плакала, обильно орошая пол слезами.

Вдруг кто-то сзади трижды коснулся ее плеча. Оглянулась, видит Жену в игуменском одеянии и двух монашек, стоящих вдали у свечного ящика. Игумения говорит ей: «Что ты так плачешь? Послушай, я помогу тебе. Только три греха есть, которые не прощаются человекам: хула на Святого Духа, самоубийство, гордость. Убиенного младенца надо окрестить». И рассказала, как надо молиться за него. Анастасия почувствовала глубокий покой и преисполнилась горячей благодарности к Наставнице.

Положив земной поклон перед образом Божией Матери, оглянулась и видит: в церкви она одна. Идет к сторожу: «Кто это был в церкви?», - Никто сюда войти не мог, все было заперто» - был ответ...

Анастасия выполнила полученное правило - молитвы за младенцев, дарованное ей Богородицей. С тех пор Анастасия пошла по пути спасения души и к концу жизни стала схимонахиней с именем Антония. Многих обратила она на путь покаяния и спасения. За ея труды сподобил ея Господь дара прозорливости.

Множество случаев чудесной помощи по ея молитвам при жизни и по преставлении свидетельствуют и об исправлении детей, устроении семейных дел, в обращении к вере неверов, маловеров и даже гонителей, венчании супружеских пар, о даровании бесплодным детей, взыскании похищенных людей и вещей, материальных нуждах.

По ея молитвам ко Господу строились и восстанавливались храмы и монастыри, а те священники и миряне, которые приезжали на ее могилку послужить панихиду или же просто помолиться, никогда не оставались без помощи и утешения. Причем прошения о помощи обращенные к старице, исполнялись настолько точно, что никаких сомнений в ея дерзновении пред Господом просто не остается. Но за то, что великая старица безстрашно исповедовала о данной ей Царицей Небесной молитвенной епитимии за грехи детоубийства, и сама отмаливала за немощных сии несчастные души, ей было дано на ея просьбу к Богородице вразумление, - что диавол будет за это с нея кожу сдирать, - то есть, - скорби жестокие будут. Но матушка не убоялась взять сей велий Крест за всех и за вся. И благодаря сему подвигу получила от Господа за свои великие труды, - дары молитвы и прозорливости. Многие тысячи семей ея молитвами были спасены от развала, и многое множество младенцев родилось на свет. Но всем с первой встречи она давала правило данное ей Богородицей, - тем самым душегубство в утробе есть и личный, и родовой и общественный грех, то есть оный тяжким бременем ложится и на самого убийцу и на всех сродников и на все общество, которое сие злодейство узаконило и молчаливо «терпит».
Наставления старицы Антонии:

Матушка Антония говорила, что убить одного младенца, - страшнее чем взрослого человека, - семь поколений по матери и отцу будут отвечать, т.е. страдать от разрушения семей и скорби иметь из-за пьянства, блуда, наркомании, смертельных болезней и других, как всем кажется «внешних» причин. Ибо младенческая душа, равно как ангельская.

За аборт кто-то в роду, обязательно прольет кровь, - предупреждала старица. Искупив грех детоубийства покаянием, епитимией данной Богородицей, и делами милосердия, прекращаются либо смягчаются наказания по Божией милости.

Именно за сей страшный грех в первую очередь кругом нестроения, беды, и надвигается всемирный пожар, - т.е. мировая война, - а за нею и кончина мира недалече.

Но если согрешившие сим тяжким грехом будут отмаливать души убиенных младенцев, - то мир продлится, а если не будут, то дни мира сократятся -говорила матушка.

Оттого несмотря на скорби и гонения сама она непрестанно молилась в покаяние за свой грех и ради спасения погибающего мира, отмаливала души убиенных младенцев за других.

И многие каются ныне, и молятся сим правилом, хотя данная Царицей Небесной епитимия одними хулится, а другими из «страха» перед хульниками, скрывается от людей страха ради фарисейска, причем молчать об этом просто преступление, ибо покаянием не только смываются грехи с самих кающихся, но и избавляются от наказания их дети и сродники.

Младенческие убиенные души освобождаются от мучительных страданий и тому множество свидетельств. Те кто, как положено выполнял сие правило сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Причем люди искренне свидетельствуют об этом, на Кресте и Евангелии, как и о том, как у них происходили чудесные изменения после сих молитв, и в личной жизни, и в семейных делах, причем эти люди становятся проповедниками покаяния и активными сторонниками по запрещению абортов и прочих способов детоубийств.

Часто гонения за особые дары Божии, труды и подвиги подвижников становятся постоянными спутниками при их жизни, так и по преставлении, которому нечисть пытается всячески препятствовать, возбуждая своих горячих «послушников», из числа незрелых духовно людей. Зрелые же наоборот промолчат, - и обратятся к советам мудрейших, т.е. к истинным старцам, а таковые подвижники начиная с прп. Кукши Одесскаго, Амфилохия Почаевского, схиигумена Иеронима (Санаксарского старца), прот. Николая (Гурьянова), ахиеп. Иннокентия (Вениаминова), и другие, в том числе и ныне живущие уже высказывали свое положительное мнение по поводу данного правила.

ПРАВИЛО ДАННОЕ БОГОРОДИЦЕЮ СХИМОНАХИНЕ АНТОНИИ О МОЛИТВЕ ЗА ДЕТЕЙ, УБИЕННЫХ ВО ЧРЕВЕ

Утренние молитвы (по молитвослову), по Символ Веры;

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, (3 раза)

Аллилуиа! (3 раза)

Младенцу, убиенному во чреве, надо дать мужское имя из имен святых угодников Божиих, и обращаясь ко святым просити тако:

Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, п

Риими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Иоанн Креститель, окрести моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Великомученица Варвара, приобщи моего младенца (имя), во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Симеон Богоприимец, как ты принял Христа, приими моего младенца (имя) в свои руки, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

Св. Анна Пророчица, приими моего младенца (имя), как мати крестная, во чреве томящегося, в темнице сидящаго.

48 раз - Царю Небесный... и 40 поклонов земных,

48 раз - Отче наш... и 40 поклонов земных,

48 раз - 50-й псалом и 40 поклонов земных (вместо 50-го псалма немощным можно читать 48 раз Иисусову молитву.

48 раз - Милосердия двери отверзи нам... и 40 поклонов земных

Затем обычное окончание молитв: Достойно есть...

Нужно купить на каждого крестик, распашонку(рубашку), чепчик и свечи, отнести в крестильню, как пожертвование для крещения бедных детей (или детей из Дома малютки). (Сколько было сделано абортов, выкидышей, столько раз нужно повторить эти молитвы за душу каждого младенца).

Тем, кто пользовался любыми другими средствами для изгнания из чрева зачатий при помощи отрав, спиралей и т.д. выполнить эту епитимию пять раз за один год употребления сих средств. Ибо жизнь человеческая начинается от зачатия и любое насильственное ее прекращение есть убийство.

Каждый день до смерти читать молитву: «Господи, помилуй чад моих, умерших в утробе моей. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, ради Твоего милосердия, за веру и слезы мои окрести их в море щедрот Твоих, и не лиши их света Твоего Божественного. Аминь». (3 раза в день).

Сие правило можно вычитывать вдвоем, втроем, и вчетвером, большим числом молящихся, одновременно за одну убиенную душу. В таком случае, число молитв делится на число молящихся, т.е. если вдвоем исполняем сие правило, то надо читать каждому не по 48 раз, а по 24 раза, если втроем, то по 16 раз, вчетвером по 12 раз, и так далее.

Сим правилом можно молиться за других людей, которые либо не могут или даже не хотят сами молится, за матерей, отцов, сродников и друзей, то есть отмаливать их грехи; молится можно как женщинам, так и мужчинам. Причем те, кто добросовестно исполнял сие молитвы за других, также, как и сами со грешившие, сподоблялись видения отмоленных младенческих душ. Поклоны земные может положить, за других тот, кто способен их класть; причем немощным можно их делать постепенно и после вычитанных молитв.

А ночью, - один поклон идет за 40, - с полуночи до трех часов, - и во время Божественной Литургии, когда произносится священником в Алтаре «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и вовеки веков», - клирос добавляет: Аминь.- Один земной поклон равен 2500 поясных, или сотне земных поклонов. Об этом свидетельствовала блаж. Пелагия Рязанская, которую вразумлял о сем сам прп. Серафим Саровский.

Кстати земные поклоны можно класть и с колен, и делать их по несколько подряд не вставая, - хоть сотни, - так молился и прп. Серафим Саровский. Причем прп. Старец молился на коленях и в воскресные и в праздничные дни, - и когда ему блаж. Пелагия задала молитвенный вопрос, - «А можно ли молиться в праздники на коленях? - и ответ был такой: «пропала Россия без земных поклонов!»

Владыка Иннокентий (Вениаминов), праправнук святого Святителя Иннокентия Вениаминова Митрополита Московского и Коломенского) благословил читать это правило в течение дня: по дороге на работу, в перерывах, среди дня, как внутренне молитвенное правило, считая молитвы по четкам. То есть, если нет возможности помолиться непрерывно, можно читать правило сие по частям. Владыка с радостью одобрил такое прошение к нему, говоря: «Вот- вот, правильно, а то нам все некогда, да некогда молиться, а так будет очень хорошо, молитесь, молитесь. Бог благословит!»

Молитвы напечатаны в том виде, в котором Пресвятая Богородица их дала будущей старице. Вопросы, почему именно так было Ею сказано то или иное слово, нам грешным обсуждать не потребно.

Не мешаете детям приходить ко мне!

Конечно же, надо правильно понимать все сказанное старицей, ибо все ныне зависит от нашего покаяния, к которому и призывала всех матушка. Про правило данное ей Богородицей она говорила: «Раздавайте, как можно больше раздавайте! Ведь мне сам Кукша благословил!»

ВОПРОС:
С одной стороны, Бог может простить все грехи, а с другой стороны – в Библии написано, что хула на Святого Духа не простится. Есть ли грехи, которые Бог не прощает?

ОТВЕТ:
Перечитаем отрывок из Евангелия от Матфея, глава 12: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

При прочтении этого отрывка на самом деле возникает не один вопрос, а несколько: что такое хула на Святого Духа, что означает грех против Святого Духа и что означает «грех, который не простится».

Вот что писал по этому поводу Блаженный Августин: «Велика неясность этого вопроса. Попросим же у Бога света, чтобы его прояснить. Признаюсь вашей милости, что во всем Священном Писании, наверное, нет более серьезной и более трудной проблемы». То есть это утверждение казалось св. Августину противоречащим вечному и бесконечному милосердию Бога.

Святой Фома Аквинский предлагает три толкования этих слов. Первое принадлежит Святым Отцам Церкви - Афанасию, Иларию, Амвросию, Иерониму и Иоанну Златоусту: грехи против Духа Святого – это те грехи, которые совершены непосредственно против Святого Духа как Бога, как Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, делается различие между хулой на Духа и хулой на Сына Человеческого – жившего среди людей. Те, кто хулил Его, смешивая Его дела с делами Сатаны, совершал непростительный грех: не потому, что Божественное милосердие не может его покрыть, но из-за упорства во зле тех, кто совершает этот грех. Авторитетный комментарий к «Иерусалимской Библии» гласит: «Человеку прощается то, что он обманывается насчет Божественного достоинства Иисуса, сокрытого за смиренным обликом сына человеческого. Но ему не прощается, если он закрывает глаза и сердце очевидным делам Духа. Отрицая их, он отвергает наивысшее средство, даруемое ему Богом, и исключает себя из спасения». Иными словами, хула на Духа Святого – это когда человек не просто закрывает глаза на дела Бога, но упорно их отвергает, приписывая их дьяволу, желая тем самым отождествить Духа Святого с духом зла, как это делали фарисеи.

Вторая интерпретация греха против Святого Духа принадлежит Блаженному Августину. Таким грехом, по его убеждению, является окончательное нераскаяние. Грешит против Святого Духа тот, кто всегда пребывает в смертном грехе и не желает встать и покаяться. Тот, кому нравится это состояние греха. Речь идет о грехе против Святого Духа потому, что благодать отпущения грехов дается Святым Духом.

Есть и третья интерпретация: французского мистика 12 века Ришара Сен-Витторского. Против Святого Духа грешит тот, кто грешит против блага – которое соответствует Святому Духу. Согласно Ришару Сен-Витторскому, Богу Отцу соответствует могущество, сила, а Сыну – мудрость. Поэтому против Отца грешит тот, кто грешит по слабости; против Сына – тот, кто грешит по неведению; а против Святого Духа – тот, кто грешит коварно, желая зла как такового и презирая средства, дарованные нам христианской надеждой, которыми можно было бы воспрепятствовать этому греху.

Когда святой Фома Аквинский пишет о грехах против Святого Духа, он использует третью интерпретацию и утверждает, что грехов против Святого Духа – столько, сколько существует способов презирать помощь Бога, удерживающего человека от греха. Человек может удерживаться от зла посредством различных факторов. Во-первых, он отдаляется от зла, размышляя о Божьем Суде: его удерживают с одной стороны надежда, с другой – страх. В этом смысле грехом против Святого Духа является неверие в возможность спасения с одной стороны или уверенность в спасении безо всяких усилий – с другой. Не верить в возможность спасения означает не верить в милосердие Бога или думать, что наши грехи – больше Его милосердия. Или же это означает не обращаться к милосердию Бога из гордыни, как это случилось с Иудой: он раскаялся, но не попросил прощения у Господа. Кстати, в одном из видений Святой Екатерины Сиенской Бог сказал об Иуде: «Этот грех не может быть прощен ни при жизни, ни после смерти: человек отверг, пренебрег Моим милосердием. Поэтому в Моих глазах этот грех тяжелее, чем все другие грехи, какие он мог совершить. Вот почему об отчаянии Иуды я сожалею более всего, и для Сына Моего это было тяжелее, чем само его предательство. Вот на что осуждены своим обманчивым суждением люди, которые считают, что их грех больше Моего милосердия, вот почему они наказаны вместе с демонами и с ними осуждены на вечное страдание».