18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – «сочельник» связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником. Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать строгий пост, даже рыба не разрешается. В этот день не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром 19 января и первого причащения крещенской воды. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво (коливо) . До окончания Всенощного бдения 18 января в Навечерие Богоявления ничего не естся и не пьется вообще.

Только по немощи можно выпить, например, чайку или съесть несколько кусочков хлеба. Пост послабляется лишь для тяжело болящих людей. После окончания вечернего богослужения 18 января можно вкусить растительной пищи с елеем , выпить воды или сока, чтобы восстановить свои силы. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

В храмах в крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого , в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.

После литургии 18 января в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется великой Агиасмой (т.е. великой святыней) , или просто крещенской водой . Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник (18 января), и непосредственно в праздник Богоявления (19 января). Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Как это часто бывает на Руси, в Крещенский Сочельник языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. Бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением. 18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.

Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, «небо открывается». Считается, что даже в неосвященной проруби 19 января вода на какое-то время становится лечебной. В праздник Богоявления освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за 2000 лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. Ее частички повсюду.

Обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси. По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок". Правда, к Православию такой обычай не относится.

В праздник Богоявления Господь дарит нам изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот масса людей без раздумий, без благословения, кто-то «за компанию», даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись в ледяной воде, потом целый год рассказывают о своем «подвиге».

Купание в проруби на Крещение не возбраняется, но не надо придавать этому обычаю какой-то магический смысл, думая, что человек не живя по законам Божиим, очищается от всех своих грехов только окунанием в холодной проруби. Православный же человек идет от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится тщательно.

Далеко не все священнослужители Русской православной церкви одобряют обычай окунаться в ледяные купели в открытых водоемах на праздник Крещения, называя эти купания суеверием, развлечением или даже экстримом. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение. А погружение в ледяную воду - всего лишь старинный народный обычай, который, в отличие от исповеди, совершенно не обязателен для православных христиан. Главное в Крещение - посетить праздничную литургию в храме, по возможности причаститься Святых Христовых Таин, подумать о важности этого евангельского события, поблагодарить Бога за Его милость к человеческому роду.

Также время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому "крещенскими ".

По информации городских властей, в 2017 году в Москве будут оборудованы более 60 мест для купания, на каждом из которых днем и ночью будут дежурить медицинские работники, представители МЧС и сотрудники полиции. В центре Москвы для проведения купаний будет организовано одно место - на Площади Революции, где разместят 3 купели: две деревянные и одну изо льда.

Все места будут освещены и оборудованы всем необходимым: раздевалками, наблюдательными пунктами для спасателей, хорошими подъездами для машин МЧС и скорой помощи. Согреться купальщики смогут в специальных палатках.

Предполагается, что первые крещенские купания начнутся после освящения воды 18 января в 19:00 и будут продолжаться до поздней ночи.

Но всё же надо учитывать, что купание в проруби даже на Крещение не всем полезно . Иордань - это не Овчая купель (см . Ин. 5:1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Среди православных, праздник Богоявления является одним из наиважнейших религиозных событий в году, а вместе с ним и канун этого дня - Крещенский сочельник. По церковному календарю праздник называется – Навечерие Богоявления («навечерие» – вечер перед великим церковным явлением) и отмечают его всегда 18 января. Традиционное в этот день, угощение сочиво (больше известное как кутья), готовят из пшеницы с добавлением душистого меда, мака, изюма и кураги, дало название празднику – Сочельник.

Праздник Богоявления относится к числу двунадесятых и посвящается знаменательному библейскому событию – крещению Иисуса Христа. С целью великого духовного очищения, проповедник Иоанн Предтеча крестил всех желающих на берегу реки Иордан. Тридцатилетний Иисус Христос, попросил окрестить и его. Вначале Иоанн отказывался, проводить обряд, боясь, что он не достоин такой чести. Но, Христос настоял, Закон Божий должен быть исполнен на глазах у людей. По завершении крещения, свершилось чудо, Господь явился миру в трех лицах: Сына, Духа Божьего (в виде голубя) и голоса Бога Отца, благословившего сына.

В церкви, в этот день, читают, фрагменты из книг Священного писания, проводят литургию Василия Кесарийского. Очень большая служба, полностью посвящена Богоявлению и Крещению Господню. С Вечерни начинается литургия, службу такого масштаба проводят всего 4 раза в год.

В сочельник обязательно соблюдать пост, установленный церковью. На протяжении дня, не разрешается употреблять пищу, можно только пить воду. После утренней церковной службы, хозяйки убирают дом и готовят ужин. Все блюда обязательно постные, запрещается употребление мяса или молока.

Кутья – основное блюдо Крещенского сочельника, в качестве напитка, готовят взвар – компот из сухофруктов с медом. Число блюд на столе должно быть нечетным. Часто на стол ставят вареники с грибами, квашеную капусту, печеную картошку без масла.

Вечером проводят литургию, ее нужно отстоять полностью, избавить разум от злых нечестивых помыслов и полностью очистить душу, впустить священный праздник в свое сердце. По завершении службы Божьей, происходит великое Иорданское освящение воды, в память о евангельском событии, как символ омовения грехов.

Великое водоосвящение производят всего два раза в год – в Крещенский сочельник и на следующий день, в праздник Богоявления 19 января, - удивительная целительная сила воды проявляется именно в эти дни.

Воду, освященную в Крещенский сочельник называют Агиасмой (от греческого слова – святыня) или крещенской, поэтому и относятся к ней по-особому с трепетом. Хранить ее лучше рядом с иконами, в специально отведенном месте. Крещенская вода не портится и может сохранять свои целительные свойства долгие годы. А всего одна ее капля, способна освятить целую емкость простой воды.

Вечером в сочельник, вернувшись, домой из церкви, хозяин дома, окропляет жилище священной водой. По ложечке принимают и все домочадцы и только после этого, можно приступить к вечерней трапезе.

Считается, что крещенская вода, способна, вылечить от многих недугов. Принимать ее можно круглый год натощак, со словами молитвы и искренней верой. Даже если врачом предписаны лекарства, то сначала принимают освященную воду, а потом лекарство. Ни в коем случае, нельзя иметь нечистые помыслы, употребляя воду. Иначе, все ее чудесные свойства пропадут.

Крещенский сочельник 2018: гадания, приметы, обычаи

В ночь сочельника – царит атмосфера тайн и волшебства. Есть поверье, что даже домашние животные, обретают способность говорить и могут, подсказать хозяину, решение важных проблем. Стоит заранее узнать о сложившихся веками традициях праздника, чтобы встретить Крещенский сочельник в 2018 году по всем правилам и призвать удачу в свой дом.

Даже вода, набранная в этот день из озер, водоемов или рек, хоть и не считается священной, но все же, не портится и стоит дома длительное время. А снегом, девушки умываются, чтобы отбелить лицо, придать коже сияния и стать более красивыми. Хозяйки используют снег, чтобы отбелить постельное белье, до белоснежного состояния. Если бросить снег в колодец, то целый год, вода в нем точно не пропадет. Всех, кто отважиться – ждет купание в ледяной проруби. Считается, что окунувшись в прорубь, человек омолодится и очистится, как духовно, так и физически. И все даже самые страшные хвори отступят. Погружаться необходимо не менее трех раз, полностью с головой, читая молитву «Отче наш». Самое благоприятное время для купания в проруби – вечер или ночь сочельника, когда на небе загорится первая звезда иКрещение Господне в 2018 году.

Чтобы нечистая сила не пробралась в дом, все помещения окуривают ладаном и во всех углах и на окнах рисуют кресты мелом, затем окропляют крещенской водой. Во время ужина, на стол ставят миску с водой и внимательно весь вечер, наблюдают за ней. Как только, она колыхнется, примерно в полночь, выбегают на улицу и просят небеса выполнить заветное желание. Считается, именно в это время, небеса раскрываются и происходят самые удивительные вещи.

Существует огромное количество народных примет в сочельник и как, утверждают старожилы, они всегда сбываются:

  • Лютый мороз и много инея на деревьях – к урожайному году.
  • Если мало снега, то и ягод летом почти не будет.
  • Звездное, ясное небо, означает плодовитость домашнего скота и сухое, жаркое лето.
  • А пасмурное небо, без звезд, сулит большое количество грибов.
  • Метель и сильный ветер – лето будет дождливым и особого тепла не предвидится.
  • Для охотников лай собак означает много добычи на охоте.
  • На воду ляжет туман – хлеб будет в изобилии.
  • Если человека окрестили в этот день, счастье будет сопутствовать ему всю жизнь.
  • В сочельник снятся вещие сны.
  • Нельзя вспоминать покойников в праздник.
  • Пролитые слезы – накличут беду и расстройства на весь последующий год.

В народе считают, что гадания на Крещение, самые сильные. Ведь именно в этот день, силы небес обращаются к человеку напрямую, рассказывают о его судьбе и дают советы, повернуть жизнь в лучшую сторону. Гадают по-разному и всевозможными способами: на любовь, счастливый брак, просят подсказать высшие силы ответы на житейские бытовые вопросы.

Гадание по снегу

Нужно, ночью 18 января, снять с себя все цепочки и кольца распустить волосы и выйти на улицу. Не скрещивая руки и ноги, лечь в большой сугроб снега и посмотреть на небо. Через 5 минут, встать и, не оглядываясь пойти домой. А утром, уже можно вернуться к сугробу, посмотреть какой след получился.

  • Не четкий размазанный след – ревнивый муж.
  • Получился идеально очерченный силуэт – жизнь с любящим и заботливым супругом.
  • Очень глубокий след – свидетельствует, что мужей будет несколько.
  • Если на снегу, вообще невозможно различить никаких следов, то в ближайшее время замужеству не бывать.

Гадание у окна

Ночью сидя у окна, нужно позвать суженого и внимательно смотреть на дорогу. Если первая машина проедет на большой скорости, еще и с громкой музыкой, то замужество обещает быть веселым и беззаботным. Медленная проезжающая машина – к скромной, не богатой жизни.

Гадание по тени

Скомканный лист бумаги, кладут на блюдце и поджигают. На получивший пепел, светят свечей, так чтобы, на стене появилась тень. Ее тщательно рассматривают, пытаясь разобрать, на что похожи ее очертания и что судьба преподнесет в ближайшем будущем.

Гадание со скорлупой грецкого ореха

К тазу с водой, по бокам, прикрепляют листочки с желаниями. В половинку скорлупы грецкого ореха помещают маленький кусочек свечи, импровизированный «кораблик», ставят на середину емкости с водой. И наблюдают, куда он поплывет и какую бумажку подожжет, то желание и сбудется.

Гадание с зеркалом

Вечером до полуночи, нужно взять маленькое зеркало и пальцем написать на нем заветное желание. Положить его под кровать и прикрыть еловыми веточками. Если на утро надпись исчезнет, то все задуманное осуществится.

Главное - провести праздник в мире спокойствии и тишине. Открыться навстречу, чистым добрым помыслам и обязательно, год принесет только радость и благополучие.

Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода, которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание, а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике

18 и 19 января во всех православных храмах страны можно увидеть большие очереди людей, стоящих за святой водой. Среди них можно встретить не только прихожан того или иного храма, но и людей маловерующих, а то и вовсе далеких от Бога. Всех их, таких разных по своим воззрениям на жизнь, объединяет в эти дни одно – надежда на милость Божию, явленную в Великой агиасме, способной, по вере нашей, исцелять нас от телесных недугов.

Согласно церковному Уставу, великое освящение воды совершается в навечерие Богоявления (5/18) января, а также в сам день Богоявления (6/19 января). Свое название «великое» водоосвящение получило благодаря особенно торжественному чинопоследованию, содержащему в себе воспоминания евангельских событий, относящихся к Крещению Господа Иисуса Христа. Именно с этими воспоминаниями связаны слова второго тропаря из чина водоосвящения: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает воды, Владыку зря крещаема ». Своим погружением в Иордан, в котором люди омывали свои грехи, Господь освятил его воды. Этим Господь показал нам, что Он пришел в этот мир, чтобы взять на Себя наши грехи, дабы затем, через Крестную Жертву освободить человечество от рабства греха, диавола и смерти.

«Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас»

Освящение воды совершается два раза: в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещения. Это исторически сложившаяся церковная традиция, которая не имеет ничего общего с народными представлениями о различном воздействии благодати Божией на воду, взятую 18 и 19 января. Чин освящения воды абсолютно один и тот же, и совершается он по тем же молитвам тех же священнослужителей. Количество благодати в воде зависит не от дня ее освящения, а от силы веры каждого из нас. Только в случае наличия веры крещенская вода будет иметь силу исцелять, очищать и освящать душу и тело, наши дома и принесет нам всякую пользу.

Крещение и Богоявление – два названия одного праздника, связанного с Крещением Иисуса и явлением народу Пресвятой Троицы: Бога Отца в виде голоса из отверзшихся небес, Бога Духа Святого в виде голубя и Сына Божиего, явленного в личности Христа. Поэтому деление воды на Крещенскую и Богоявленскую не имеет никакого смысла.

Церковное освящение воды совершается не только в храмах, но и в водоемах с проточной водой: реках, озерах, источниках. Хождение на «Иордан» совершается в день Богоявления и сопровождается оно торжественным крестным ходом. Важно помнить, что существующее мнение о том, что в этот день освящается вся вода на земле, не соответствует действительности. Становится святой только та вода, над которой был совершен особый молитвенный чин. Вода из-под крана, набранная в эти дни, может быть употребляема как святая, но только в случаях, не продиктованных ленью и нежеланием присутствовать на церковной службе. Если человек, в силу одиночества и физических ограничений, не в состоянии покинуть стены своего жилища, то он, имея веру в Бога и особое дерзновение, может пользоваться такой водой как освященной.

Святую воду можно брать не только в Крещенский сочельник и в праздник Крещения Господня, но и на протяжении всей недели, состоящей, согласно Уставу, из праздничных дней. Емкости для святыни следует заготовить заранее. Это должна быть чистая посуда: баки, стеклянные банки, пластиковые бутылки. Мысль, что святая вода освятит и бутылки, взятые из-под фанты, кока-колы или пива, кощунственна, и будет свидетельством нашего пренебрежительного отношения к агиасме. Не следует приходить в храм с большим количеством посуды с целью набрать побольше воды. В том случае, когда она заканчивается, ее можно добавить в чистую воду и затем пить с верой и молитвой, не сомневаясь в том, что она обладает благодатными свойствами. Хранить воду следует в отдельном месте, желательно возле икон и просфор.

Вода, освященная в эти святые дни, может быть использована для питья, для окропления себя или жилища. Все эти действия должны быть сопровождаемы молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Великую агиасму следует принимать натощак, но в случае крайней нужды можно и нужно пить независимо от времени суток и времени употребления пищи. Нередко верующие берут воду для своих больных, но далеких от церковной жизни людей. Безусловно, они могут пить ее, но при этом желательно, чтобы они помолились, хотя бы своими словами. В том случае, если святая вода испортилась, ее следует вылить в чистое и не попираемое ногами или чем-либо нечистым место.

Отдельно хотелось бы коснуться обычая, связанного с купанием в праздник Крещения. Эта традиция не несет за собой никакого сакрального смысла и неспособна заменить собой таинства Крещения, открывающего нам врата в Царство Божие и делающего нас родом избранным и царственным священством (1 Петр. 2, 9). Чтобы стать полноправным членом Церкви, недостаточно заставить себя окунуться в январские морозы в проруби. Здесь требуется гораздо более значимая и трудная жертва – искреннее осознание своей греховности и горячее желание в корне изменить свою прежнюю жизнь, далекую от Бога и Его заповедей.

Вконтакте

19 января великий праздник в жизни христианин. Он посвящен событиям, когда Иисус Христов был крещен в реке Иордан в возрасте 30 лет. Этот день именуется Крещение Господне и Богоявление. Освящение воды на крещение стало уже традиций, так как крещенская вода – это уникальная вода. Есть много верований, что такая вода способна исцелять и очищать. Даже ученые, после многочисленных исследований, подтвердили, что крещенская вода по своему составу и свойствам схожа с водами, которые текут в реке Иордан, где некогда был крещен Иисус. Возьмите с собой пирожки с вишней из дрожжевого теста в духовке: рецепт с фото .

Именно поэтому, большинство верующих на Крещение отправляются в храм и на освященные открытые источники, чтобы набрать в них воды. Учитывая, что 18 января также является праздничным днем, Крещенским сочельником, и вечером этого дня в храмах проводятся службы и освещение воды, то встает вопрос, когда набирать Крещенскую воду 18 или 29 января?

Разница между крещенской водой 18 и 19 января
Первое освещение крещенской воды проходить вечером 18 января, ближе в полуночи. Второе освещение совершается 19 января. В это время можно приходить со своей тарой и набирать крещенскую воду для хранения дома. Отвечая на вопрос, когда набирать Крещенскую воду 18 или 19 января, следует отметить тот факт, что освещение воды вечером 18 января и 19 января проходить совершенно одинаково. Освящение воды проходить одним чином, используются одни и те же молитвы, поэтому разницы между крещенской водой 18 и 19 января нет. Запасы воды в разные дни обладают такими же свойствами и годятся для применения с целью очищения, исцеления.

Научно доказано, что крещенская вода не портится. Хранить ее можно на протяжении долгого времени, она сохраняет свои уникальные свойства. Это касается и той воды, что набрана 18 января, и той, что набрана 19 января. Вода 18 и 19 января является крещенской только после процедуры освещения воды церковнослужителем. Службы, которые проходят вечером 18 января являются тоже праздничными, как и службы, проходящие 19 января, поэтом набирать Крещенскую воду можно и в тот и в другой день.

Бытует мнение, что наиболее ценная крещенская вода, которая обладает сильными активными свойствами, это та вода, которая была набрана в ночь с 18 на 19 января. Однако, церковнослужители подчеркивают тот факт, что разницы между водой нет, и что можно приходить набирать воду как в ночь с 18 на 19 января, так и весь последующий день.

Следует помнить, что в первую очередь действие святой воды зависит от веры человека. Так как вода 18 и 19 января является крещенской, следует понимать ее значение в религиозном мире. Согласно Библии, вода есть олицетворение всего живого на Земле. Поэтому, набирать и употреблять Крещенскую воду следует только со светлыми мыслями, произнося мысленно молитвы.
Освящение воды в день Богоявления по своим благодатным свойствам схоже с водоосвящением на таинство Крещения. Освященная вода на день Богоявление и вода к таинству Крещения имеет даже одно и то же название – Великая Агиасма.

Ежегодно вода на Крещение освящается дважды, и разницы между такой воды нет.

Что нельзя делать со святой водой
Несмотря на то, что крещенская вода универсальна в использовании, есть несколько строгих запретов, когда такую воду нельзя использовать:
Крещенскую воду нельзя использовать с целью гадания и свершения каких-либо магических ритуалов.
Нельзя поддерживать действиями суеверия, которые связаны со святой водой. Например, о том, что для достижения наивысшей благодати следует набрать крещенской воды в трех разных храмах.
Нельзя использовать крещенскую воду с целью очищения от грехов. Это возможно только на исповеди.

Когда Иисус, который не нуждался в очищении души, вошел в реку Иордан, он своей Самим Собой очистил всю водную стихию, без которой невозможна человеческая жизнь. Поэтому относится к крещенской воде и к празднику Богоявления следует почтительно. А когда набирать крещенскую воду 18 или 19 января решается индивидуально, в зависимости от свободного времени.

ВСЯ ЛИ ВОДА СТАНОВИТСЯ СВЯТОЙ НА КРЕЩЕНИЕ, ВОДА ИЗ-ПОД КРАНА СТАНОВИТСЯ СВЯТОЙ В КРЕЩЕНИЕ? Вся ли вода становится святой на Крещение? В ночь на 19 января ежегодно православный мир отмечает один из главных праздников - Крещение Господне. В этот день христиане вспоминают величайшее событие - крещение Иисуса Христа на реке Иордан.

С Крещением связано немало предрассудков. В канун праздника иерей Георгий Воробьев, являющийся настоятелем храма в честь священномученика Андроника, рассказал журналистам «АиФ-Прикамье» о самых распространенных ошибках и заблуждениях, касаемых Крещения Господня.

Вся ли вода становится святой на Крещение и становится ли святой в Крещение вода из-под крана?

В народе существует поверье, что в Крещенскую полночь, с 18 на 19 января, вся вода становится святой. И якобы из-под крана также течет святая вода. По этой причине многие считают, что не обязательно идти за святой водой в храм, а можно набрать ее дома. Ответ иерея Георгия Воробьева: Крещенской водой является та вода – над которой священнослужитель совершил особый церковный обряд - Чин Великого освящения воды. Этот чин совершается накануне праздника – 18 января, в Крещенский сочельник, и в сам праздник Крещение Господне, 19 января. На этот вопрос ранее изданию «Православная жизнь» ответил архимандрит Спиридон (Ходанич). По его словам, если вникнуть в молитвы и особенности чина освящения воды на Крещение, то становится очевидным, что святой является только та вода, которую освятили священнослужители в храме или на реки (водоеме).

Из ответов представителей Православной церкви можно сделать вывод, что освященной (святой) в Крещение Господне является вода, над которой священником был совершен особый чин освящения.