Перинатальное поражение центральной нервной системы включает в себя все заболевания головного и спинного мозга.

Они происходят в процессе внутриутробного развития, во время родового процесса и в первые дни после рождения новорожденного.

Течение перинатального поражения ЦНС у ребёнка

Заболевание протекает в трёх периодах:

1. Острый период. Он происходит в первые тридцать дней после рождения ребёнка,

2. Восстановительный период. Ранний, от тридцати, до шестидесяти дней жизни младенца. И поздний, с четырёх месяцев, до одного года, у детей, рождённых после трёх триместров беременности, и до двадцати четырёх месяцах при ранних родах.

3. Исходный период заболевания.

В отдельных периодах происходят различные клинические проявления перинатального поражения ЦНС у ребёнка, сопровождающегося синдромами. У одного малыша могут сразу проявиться несколько синдромов заболевания. Их совокупность помогает определить тяжесть течения болезни и назначить квалифицированное лечение.

Особенности синдромов в остром периоде заболевания

В остром периоде у ребёнка происходит угнетение центральной нервной системы, коматозное состояние, повышенная возбудимость, проявление судорог различной этиологии.

В лёгкой форме, при незначительном перинатальном поражении центральной нервной системы у ребёнка, у него замечается повышение возбудимости нервных рефлексов. Они сопровождаются вздрагиваниями в тишине, гипертонусом мышц, также могут сопровождаться мышечной гипотонией. У детей замечается тремор подбородочка, дрожание верхних и нижних конечностей. Ребёнок ведёт себя капризно, плохо спит, плачет без причины.

При перинатальном поражении ЦНС у ребёнка средней формы, он мало активен после появления на свет. Малыш плохо берёт грудь. У него снижены рефлексы глотания молока. Прожив тридцать дней, симптомы проходят. Их меняет чрезмерная возбудимость. При средней форме поражения центральной нервной системы у малыша происходит пигментация кожи. На вид она становится похожа на мрамор. Сосуды имеют разный тонус, нарушена работа сердечно – сосудистой системы. Дыхание не равномерное.

В это форме у ребёнка нарушена работа желудочно – кишечного тракта, стул редкий, ребёнок срыгивает с трудом съеденное молоко, в животике происходит вздутие, хорошо прослушиваемое маминым ухом. В редких случаях ноги, руки и голова малыша вздрагивают судорожными приступами.

УЗИ исследование показывает у детей с перинатальным поражение центральной нервной системы скопление жидкости в отсеках головного мозга. Скопившаяся вода содержит спино – мозговую жидкость, которая провоцирует у детей внутричерепное давление. При данной патологии голова младенца увеличивается с каждой неделей на один сантиметр, это может заметить мама по быстрому вырастанию из шапочек и внешнему виду своего ребёнка. Также из – за жидкости происходит выпирание малого родничка на голове ребёнка. Младенец часто срыгивает, ведёт себя беспокойно и капризно из – за постоянных болей в голове. Может подкатывать глаза за верхнее веко. У ребёнка может проявляться нистагм, в виде вздрагивания глазного яблока при размещении зрачков в разных направлениях.

Во время резкого угнетения центральной нервной системы, ребёнок может впасть в кому. Она сопровождается отсутствием или спутанным сознанием, нарушением функциональных свойств мозга. В таком серьёзном состоянии ребёнок должен находиться под постоянным присмотром медицинского персонала в реанимационном отделении.

Особенности синдромов в восстановительном периоде

К синдромам восстановительного периода при перинатальном поражении ЦНС у ребёнка выделяют ряд симптоматических особенностей: повышение нервных рефлексов, эпилептические припадки, нарушение работы опорно – двигательного аппарата. Также у детей замечаются задержки психомоторного развития, вызванное гипертонусом и гипотонусом мышц. При продолжительном течении они вызывают непроизвольное движение лицевого нерва, а также нервных окончаний туловища и всех четырёх конечностей. Тонус в мышцах препятствует нормальному физическому развитию. Не допускает к совершению ребёнком естественных движений.

При задержке психо-моторного развития, ребёнок позже начинает держать голову, садиться, ползать и ходить. У малыша апатичное ежедневное состояние. Он не улыбается, не строит свойственные детям гримасы. Его не интересуют развивающие игрушки и в целом происходящее вокруг него. Происходит отставание речи. Малыш позже начинает произносить «гу – гу», плачет тихо, не произносит чётких звуков.

Ближе к первому году жизни при постоянном контроле квалифицированного специалиста, назначении правильного лечения и в зависимости от формы начального заболевания центральной нервной системы, симптомы и признаки болезни могут уменьшиться или исчезнуть совсем. Заболевание несёт за собой последствия, которые сохраняются в годовалом возрасте:

1. Замедляется психо – моторное развитие,

2. Ребёнок начинает позже разговаривать,

3. Перепады в настроении,

4. Плохой сон,

5. Повышенная метеозависимость, особенно состояние ребёнка ухудшается при сильном ветре,

6. Некоторым детям присуще гиперактивность, которая выражается приступами агрессии. Они не концентрируют внимание на одном предмете, тяжело обучаются, имеют слабую память.

Серьёзными осложнениями поражения центральной нервной системы могут стать эпилептические припадки и ДЦП.

Диагностика перинатального поражения ЦНС у ребёнка

Для постановки точного диагноза и назначения квалифицированного лечения, проводятся методы диагностики: УЗИ с допплерографией, нейросонография, КТ и МРТ.

УЗИ головного мозга является одним из самых популярных при диагностике головного мозга новорожденных. Его делают через неокрепший костями родничок на голове. Ультразвуковое исследование не приносит вреда здоровью ребёнка, может проводиться часто, по мере необходимости контролирования заболевания. Диагностику можно делать маленьким пациентам, находящимся на стационарном лечении в АРО. Данное исследование помогает определить тяжесть патологи ЦНС, определить количество ликвора и выявить причину его образования.

Компьютерная и магнитно – резонансная томографии помогут определить у маленького пациента проблемы с сосудистой сеткой и нарушения работы мозга.

УЗИ с допплерографией проверят работу кровотока. Его отклонения от нормы приводят к перинатальному поражению ЦНС у ребёнка.

Причины, вызывающие перинатальное поражение ЦНС у ребёнка

Основными причинами являются:

1. Гипоксия плода во время внутриутробного развития, вызванная ограниченным поступлением кислорода,

2. Травмы, полученные в процессе рождения. Часто происходят при медленной родовой деятельности и задержке ребёнка в малом тазу матери,

3. Заболевания ЦНС плода могут быть вызваны токсичными препаратами, употребляемыми будущей матерью. Часто это лекарственные средства, алкоголь, сигареты, наркотические препараты,

4. Патология вызывается вирусами и бактериями при внутриутробном развитии.

Лечение при перинатальном поражении ЦНС у ребёнка

При обнаружении у ребёнка проблем с центральной нервной системой, необходимо обратиться к квалифицированному неврологу для назначения рекомендаций. Сразу после рождения, возможно, восстановить состояние здоровья малыша путём дозревания омертвевших клеток головного мозга, взамен утраченных при гипоксии.

В первую очередь ребёнку оказывается неотложная помощь в родильном доме, направленная на поддержание функционирования главных органов и дыхания. Назначаются медикаменты и интенсивная терапия, включающая в себя ИВЛ. Продолжают лечение перинатального поражения ЦНС у ребёнка, в зависимости от тяжести патологии в домашних условиях или детском неврологическом отделении.

Следующий этап направлен на полноценное развитие ребёнка. Он включает в себя постоянный контроль у педиатра на участке и невропатолога. Медикаментозную терапию, массаж с электрофорезом для снятия тонуса с мышц. Также назначается лечение импульсными токами, лечебные ванночки. Мать должна уделять много времени для развития своего ребёнка, проводить массаж в домашних условиях, прогулки на свежем воздухе, занятия на файт боле, следить за правильным питанием малыша и полноценно вводить прикорм.

Из этой статьи вы узнаете основные симптомы и признаки поражения нервной системы у ребенка, о том как проводится лечение поражений центральной нервной системы у ребенка и чем вызвано перинатальное поражение нервной системы у новорожденного.

Лечение поражения нервной системы у ребенка

Некоторые дети накануне экзо аменов настолько волнуются, что заболевают в прямом смысле этого слова.

Препараты для лечения нервной системы

Анакардиум (Anacardium) - препарат для лечения нервной системы.

  • Как только ребенок садится за письменную работу, он теряет всякую уверенность в себе и совершенно ничего не помнит.

Аргентум нитрикум (Argentum nitricum) - препарат для лечения нервной системы.

  • Накануне экзамена ребенок торопливый, возбужденный, раздражительный и нервный.
  • Диарея накануне экзамена.
  • Ребенок может просить сладкого.

Гельсемиум (Gelsemium) - препарат для лечения нервной системы.

  • Слабость и дрожь накануне ответственного события или экзамена.
  • Возможна диарея.

Пикрик ацид (Picric acid) - препарат для лечения нервной системы.

  • Для хороших учеников, которые упорно занимались, но больше не могут продолжать учить - они хотели бы даже выбросить учебники.
  • Ребенок боится, что все забудет на экзамене.
  • Ребенок очень устал от учебы.

Потенциал и количество доз:

Одна доза 30С вечером накануне экзамена, одна утром и одна непосредственно перед экзаменом.

Симптомы поражения нервной системы у ребенка

Большинство заболеваний нервной системы в раннем возрасте сопровождается задержкой психомоторного развития. При их диагностике ведущее значение имеет оценка наличия неврологических синдромов, а также выявление поражений нервной системы.

Синдром гиповозбудимости - симптом поражения нервной системы

Синдром гиповозбудимости характеризуется малой двигательной и психической активностью ребёнка, длительным латентным периодом возникновения всех рефлексов (в том числе и врождённых), гипорефлексией, гипотонией. Синдром возникает преимущественно при дисфункции диэнцефально-лимбических отделов головного мозга, что сопровождается вегето-висцеральными нарушениями.

Синдром гиповозбудимости развивается при перинатальном поражении головного мозга, некоторых наследственных и врождённых заболеваниях (болезни Дауна, фенилкетонурии и др.), обменных нарушениях (гипогликемии, метаболическом ацидозе, гипермагниемии и др.), а также при многих тяжёлых соматических заболеваниях.

Синдром гипервозбудимости - симптом поражения нервной системы

Синдром гипервозбудимости характеризуется двигательным беспокойством, эмоциональной лабильностью, нарушением сна, усилением врождённых рефлексов, снижением порога судорожной готовности. Он нередко сочетается с повышенным мышечным тонусом, быстрой нервнопсихической истощаемостью. Синдром гипервозбудимости может развиться у детей с перинатальной патологией ЦНС, некоторыми наследственными ферментопатиями, метаболическими нарушениями.

Синдром внутричерепной гипертензии - симптом поражения нервной системы

Синдром характеризуется повышенным внутричерепным давлением, часто сочетается с расширением желудочков мозга и субарахноидальных пространств. В большинстве случаев возникают увеличение размеров головы, расхождение черепных швов у грудных детей, выбухание и увеличение большого родничка, диспропорция между мозговым и лицевым отделами черепа (гипертензионногидроцефальный синдром).

Крик у таких детей пронзительный, болезненный, "мозговой". Дети более старшего возраста часто жалуются такой симптом, как головная боль, хотя эта жалоба не специфична для данного синдрома. Поражение VI пары черепных нервов, симптом "заходящего солнца" (возникновение отчётливо выраженной полоски склеры между верхним веком и радужной оболочкой, что создаёт впечатление "падения" глазного яблока вниз), спастические сухожильные рефлексы - поздние симптомы стойкой внутричерепной гипертензии.

При перкуссии черепа иногда выявляют звук "треснувшего горшка". Иногда появляется горизонтальный, вертикальный или ротаторный нистагм.

Перинатальное поражение нервной системы

Перинатальное поражение нервной системы - группа патологических состояний, обусловленных воздействием на плод (новорождённого) неблагоприятных факторов в антенатальном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.

Единая терминология перинатальных поражений нервной системы отсутствует. Обычно применяют термины "перинатальная энцефалопатия", "нарушение мозгового кровообращения", "церебральная дисфункция", "гипоксически-ишемическая энцефалопатия" и т.д.

Отсутствие единой терминологии связано с однотипностью клинической картины при различных механизмах поражения головного мозга, что обусловлено незрелостью нервной ткани новорождённого и её склонностью к генерализованным реакциям в виде отёчно-геморрагических и ишемических явлений, проявляющихся симптоматикой общемозговых расстройств.

Классификация перинатальных поражений нервной системы

Классификация предусматривает выделение периода действия вредного фактора, доминирующего этиологического фактора, периода заболевания [острый (7-10 дней, иногда до 1 мес у глубоко недоношенных), ранний восстановительный (до 4-6 мес), поздний восстановительный (до 1-2 лет), остаточных явлений], степени тяжести (для острого периода - лёгкая, средняя, тяжёлая) и основных клинических синдромов.

Причины перинатальных поражений нервной системы у детей

Основная причина поражения головного мозга у плода и новорождённого - гипоксия, развивающаяся при неблагополучном течении беременности, асфиксии, а также сопровождающая родовые травмы, ГБН, инфекционные и другие заболевания плода и новорождённого. Возникающие при гипоксии гемодинамические и метаболические нарушения приводят к развитию гипоксически-ишемических поражений вещества головного мозга и внутричерепных кровоизлияний. В последние годы большое внимание в этиологии перинатального поражения ЦНС уделяют ВУИ. Механический фактор в перинатальном поражении головного мозга имеет меньшее значение.

Основная причина поражений спинного мозга - травмирующие акушерские пособия при большой массе плода, неправильном вставлении головки, тазовом предлежании, чрезмерных поворотах головки при её выведении, тракции за головку и т.д.

Признаки перинатальных поражений нервной системы

Клиническая картина перинатальных поражений головного мозга зависит от периода заболевания и степени тяжести (таблица).

В остром периоде чаще развивается синдром угнетения ЦНС (появляются такие симптомы: вялость, гиподинамия, гипорефлексия, диффузная мышечная гипотония и т.д.), реже синдром гипервозбудимости ЦНС (усиление спонтанной мышечной активности, поверхностный беспокойный сон, тремор подбородка и конечностей и т.д.).

В ранний восстановительный период выраженность общемозговых симптомов уменьшается, и становятся очевидными признаки очагового поражения головного мозга.

Основные синдромы раннего восстановительного периода следующие:

  • Синдром двигательных нарушений проявляется мышечной гипо, гипер дистонией, парезами и параличами, гиперкинезами.
  • Гидроцефальный синдром проявляется увеличением окружности головы, расхождением швов, увеличением и выбуханием родничков, расширением венозной сети на лбу, висках, волосистой части головы, преобладанием размеров мозгового черепа над размерами лицевого.
  • Для вегетовисцерального синдрома характерны нарушения микроциркуляции (мраморность и бледность кожных покровов, преходящий акроцианоз, холодные кисти и стопы), расстройства терморегуляции, желудочно-кишечные дискинезии, лабильность сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

В позднем восстановительном периоде постепенно происходит нормализация мышечного тонуса, статических функций. Полнота восстановления зависит от степени поражения ЦНС в перинатальный период.

Детей в периоде остаточных явлений можно разделить на две группы: первая - с явными психоневрологическими расстройствами (около 20%), вторая - с нормализацией неврологических изменений (около 80%). Тем не менее нормализация неврологического статуса не может быть равноценна выздоровлению.

Повышение нервнорефлекторной возбудимости, умеренное повышение или снижение мышечного тонуса и рефлексов. Горизонтальный нистагм, сходящееся косоглазие. Иногда через 7-10 дней симптомы нерезкого угнетения ЦНС сменяются возбуждением с тремором рук, подбородка, двигательным беспокойством.

Обычно вначале появляются симптомы угнетения ЦНС, мышечная гипотония, гипорефлексия, сменяющиеся через несколько дней гипертонусом мышц. Иногда появляются кратковременные судороги, беспокойство, гиперестезия, глазодвигательные нарушения (симптом Грефе, симптом "заходящего солнца", горизонтальный и вертикальный нистагм и т.д.). Часто возникают вегетовисцеральные нарушения Выраженные общемозговые (резкое угнетение ЦНС, судороги) и соматические (дыхательные, сердечные, почечные, парез кишечника, гипофункция надпочечников) нарушения Клиническая картина травмы спинного мозга зависит от локализации и распространённости поражения. При массивных кровоизлияниях и разрывах спинного мозга развивается спинальный шок (вялость, адинамия, выраженная мышечная гипотония, резкое угнетение или отсутствие рефлексов и др.). Если ребёнок остаётся жив, то становятся более чёткими локальные симптомы поражения - парезы и параличи, расстройства функции сфинктеров, выпадения чувствительности. У детей первых лет жизни иногда очень сложно определить точный уровень поражения из-за трудностей выявления границы чувствительных нарушений и сложностей дифференциации центральных и периферических парезов.

Диагностика перинатальных поражений нервной системы

Диагноз основывают на анамнестических (социальнобиологические факторы, состояние здоровья матери, её акушерскогинекологический анамнез, течение беременности и родов) и клинических данных и подтверждают инструментальными исследованиями. Широко используют нейросонографию. Помогают в диагностике рентгенологические исследования черепа, позвоночника, при необходимости - КТ и МРТ. Так, у 25-50% новорождённых с кефалогематомой обнаруживают трещину черепа, при родовых повреждениях спинного мозга - дислокацию или перелом позвонков.

Перинатальные поражения нервной системы у детей дифференцируют с врождёнными пороками развития, наследственными нарушениями обмена веществ, чаще аминокислот (проявляются только через несколько месяцев после рождения), рахитом [быстрое нарастание окружности головы в первые месяцы жизни, мышечная гипотония, вегетативные нарушения (потливость, мраморность, беспокойство) связаны чаще не с началом рахита, а с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и вегетовисцеральными нарушениями при перинатальной энцефалопатии].

Лечение перинатальных поражений нервной системы у детей

Лечение поражения нервной системы в остром периоде.

Основные принципы лечения при нарушениях мозгового кровообращения в остром периоде (после проведения реанимационных мероприятий) следующие.

  • Ликвидация отёка мозга. С этой целью проводят дегидратационную терапию (маннитол, ГОМК, альбумин, плазма, лазикс, дексаметазон и др.).
  • Ликвидация или профилактика судорожного синдрома (седуксен, фенобарбитал, дифенин).
  • Снижение проницаемости сосудистой стенки (витамин С, рутин, кальция глюконат).
  • Улучшение сократительной способности миокарда (карнитина хлорид, препараты магния, панангин).
  • Нормализация метаболизма нервной ткани и повышение её устойчивости к гипоксии (глюкоза, дибазол, альфатокоферол, актовегин).
  • Создание щадящего режима.

Лечение поражения нервной системы в восстановительном периоде.

В восстановительном периоде помимо посиндромной терапии проводят лечение, направленное на стимуляцию роста мозговых капилляров и улучшение трофики повреждённых тканей.

  • Стимулирующая терапия (витамины В, В 6 , церебролизин, АТФ, экстракт алоэ).
  • Ноотропы (пирацетам, фенибут, пантогам, энцефабол, когитум, глицин, лимонтар, биотредин, аминалон и др.).
  • Для улучшения мозгового кровообращения назначают ангиопротекторы (кавинтон, циннаризин, трентал, танакан, сермион, инстенон).
  • При повышенной возбудимости и судорожной готовности проводят седативную терапию (седуксен, фенобарбитал, радедорм).
  • Физиотерапия, массаж и лечебная физкультура (ЛФК).

Дети с перинатальными поражениями ЦНС должны находиться под наблюдением невролога. Необходимы периодические курсы лечения (по 23 мес дважды в год в течение нескольких лет).

Профилактика перинатальных поражений нервной системы

Профилактика заключается прежде всего в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, начиная с первых месяцев беременности. Для этого необходимы своевременное устранение неблагоприятных социально-биологических факторов и хронических заболеваний женщины, выявление ранних признаков патологического течения беременности. Большое значение также имеют мероприятия по уменьшению родового травматизма.

Прогноз лечения

Прогноз при перинатальных поражениях ЦНС зависит от тяжести и характера повреждения ЦНС, полноты и своевременности лечебных мероприятий.

Тяжёлая асфиксия и внутримозговые кровоизлияния нередко заканчиваются летально. Тяжёлые последствия в виде грубых нарушений психомоторного развития формируются редко (у 35% доношенных и у 1020% глубоко недоношенных детей). Однако практически у всех детей с перинатальным поражением головного мозга, даже лёгкой степени, длительно сохраняются признаки минимальной мозговой дисфункции - головные боли, речевые расстройства, тики, нарушение координации тонких движений. Для них характерна повышенная нервно-психическая истощаемость, "школьная дезадаптация".

Последствия травмы спинного мозга в родах зависят от тяжести повреждения. При массивных кровоизлияниях новорождённые умирают в первые дни жизни. У выживших после острого периода происходит постепенное восстановление двигательных функций.

Несмотря на многообразие причин, приводящих к перинатальному поражению нервной системы в течении заболевания выделяют три периода:

  • острый - 1-й месяц жизни);
  • восстановительный, который подразделяется на ранний (со 2-го по 3-й месяц жизни) и поздний (с 4 месяцев до 1 года у доношенных, до 2 лет - у недоношенных);
  • исход заболевания.

В каждом периоде перинатальные повреждения имеют различные клинические проявления, которые врачи привыкли выделять в виде различных синдромов (совокупность клинических проявлений болезни, объединенных по общему признаку). Кроме того, у одного ребенка нередко наблюдается сочетание нескольких синдромов. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть повреждения нервной системы, правильно назначить лечение и строить прогнозы на будущее.

Синдромы острого периода

К синдромам острого периода относятся: синдром угнетения ЦНС, коматозный синдром, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, судорожный синдром,гипертензионно-гидроцефальный синдром.

При легких повреждениях ЦНС у новорожденных наиболее часто отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости который проявляется вздрагиванием, повышением (гипертонусом) или понижением (гипотонией^ мышечного тонуса, усилением рефлексов, тремором (дрожанием) подбородка и конечностей, бес-покойным поверхностным сном, частым «беспричинным» плачем.

При поражении ЦНС средней степени тяжести в первые дни жизни дети чаще имеют угнетение ЦНС в виде снижения двигательной активности и снижения мышечного тонуса, ослабления рефлексов новорожденных, в том числе рефлексов сосания и глотания. К концу 1-го месяца жизни угнетение ЦНС постепенно исчезает, а у некоторых детей сменяется повышенным возбуждением При средней степени поражения ЦНС наблюдаются нарушения в работе внутренних органов и систем (вегетативно-висцеральный синдром ) в виде неравномерной окраски кожи (мраморность кожи) вследствие несовершенства регуляции тонуса сосудов, нарушений ритма дыхания и сердечных сокращений, дисфункции желудочно-кишечного тракта в виде неустойчивого стула, запоров, частых срыгиваний, метеоризма. Реже может отмечаться судорожный синдром , при котором наблюдаются приступообразные подергивания конечностей и головы, эпизоды вздрагиваний и другие проявления судорог.

Нередко у детей в остром периоде заболевания появляются признаки гипертензионно-гидроцефапьного синдрома , который характеризуется избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга, содержащих спинно-мозговую жидкость, что приводит к повышению внутричерепного давления. Основными симптомами, которые отмечает врач и которые могут заподозрить родители, являются быстрые темпы прироста окружности головы ребенка (более 1 см за неделю), большие размеры и выбухание большого родничка, расхождение черепных швов, беспокойство, частые срыгивания, необычные движения глаз (своеобразное дрожание глазных яблок при отведении взгляда в сторону, вверх, вниз -это называется нистагм) и др.

Резкое угнетение деятельности ЦНС и других органов и систем присуще крайне тяжелому состоянию новорожденного с развитием коматозного синдрома (отсутствия сознания и координирующей функции головного мозга). Такое состояние требует неотложной помощи в условиях реанимации.

Синдромы восстановительного периода

В восстановительном периоде перинатальных поражений ЦНС выделяют следующие синдромы: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, эпилептический синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегето-висцеральных дисфункций, синдром двигательных нарушений, синдром задержки психомоторного развития. Длительно сохраняющиеся нарушения тонуса мышц нередко приводят к появлению у детей задержки психомоторного раз-вития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности -гиперкинезы (непроизвольные движения, вы-званные сокращением мышц лица, туловища, конечностей, реже гортани, мягкого неба, языка, наружных мышц глаз) препятствуют совершению целенаправленных движений, формированию у малыша нормальных двигательных функций. При задержке моторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Бедность мимики, позднее появление улыбки, сниженный интерес к игрушкам и предметам окружающей среды, а также слабый монотонный крик, задержка появления гуления и лепета должны насторожить родителей в плане задержки психического развития у малыша.

Исходы заболевания

К годовалому возрасту у большинства детей проявления перинатальных поражений ЦНС постепенно исчезают либо сохраняются их незначительные проявления. К частым последствиям перинатальных поражений относят:

  • задержку психического, моторного или речевого развития;
  • цереброастенический синдром (он проявляется перепадами настроения, двигательным беспокойством, тревожным беспокойным сном, метеозависимостью);
  • синдром гиперактивности с дефицитом внимания - нарушение работы ЦНС, проявляющееся агрессивностью,импульсивностью,трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти.

Наиболее неблагоприятными исходами являются эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, свидетельствующие о тяжелых перинатальных повреждениях ЦНС.

В диагнозе врач должен обязательно отразить предполагаемые причины повреждения центральной нервной системы, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

С целью диагностики и подтверждения перинатальных повреждений ЦНС у детей, помимо клинического осмотра, проводят дополнительные инструментальные исследования нервной системы, такие, как нейросонография, допплерография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии, электроэнцефалография и др.

В последнее время наиболее доступным и широко используемым методом обследования детей на первом году жизни является нейросонография (ультразвуковое исследование головного мозга), которая проводится через большой родничок. Это исследование безвредно, может проводиться повторно как у доношенных, так и у недоношенных малышей, позволяя наблюдать за процессами, происходящими в мозге, в динамике. Кроме того, исследование можно проводить новорожденным в тяжелом состоянии, вынужденным находиться в отделении реанимации в кувезах (специальных кроватях с прозрачными стенками, которые позволяют обеспечивать определенный температурный режим, контролировать состояние новорожденного) и на ИВЛ (искусственное дыхание через аппарат). Нейросонография позволяет оценить состояние вещества мозга и ликворных путей (структуры мозга, заполненные жидкостью - ликвором), выявить пороки развития, а также предположить возможные причины повреждения нервной системы (гипоксия, кровоизлияние, инфекции).

Если у ребенка выявлены грубые неврологические нарушения при отсутствии признаков повреждения мозга на нейросонографии, таким детям назначают более точные методы исследования ЦНС - компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную (МРТ) томографии . В отличие от нейросонографии, эти методы позволяют оценить мельчайшие структурные изменения головного и спинного мозга. Однако проведение их возможно только в стационаре, так как во время исследования малыш не должен совершать активных движений, что достигается введением ребенку специальных лекарств.

Помимо изучения структур головного мозга в последнее время появилась возможность оценки кровотока в мозговых сосудах с помощью допплерографии. Однако данные, полученные при ее проведении, могут учитываться лишь в совокупности с результатами других методов исследования.

Электроэнцефалография (ЭЭГ) - это метод изучения биоэлектрической активности головного мозга. Он позволяет оценить степень зрелости мозга, предположить наличие судорожного синдрома у малыша. Из-за незрелости головного мозга у детей на первом году жизни окончательная оценка показателей ЭЭГ возможна лишь при неоднократном проведении этого исследования в динамике.

Таким образом, диагноз перинатальных поражений ЦНС у малыша устанавливает врач после тщательного анализа данных о течении беременности и родов, о состоянии новорожденного при рождении, о наличие выявленных у него синдромов болезни, а также данных дополнительных методов исследования. В диагнозе врач обязательно отразит предполагаемые причины повреждения ЦНС, степень тяжести, синдромы и период течения болезни.

Почему возникают нарушения в работе ЦНС?

Анализируя причины, приводящие к нарушениям в работе ЦНС новорожденного, врачи выделяют четыре группы перинатальных поражений ЦНС:

  • гипоксические поражения ЦНС, при которых основным повреждающим фактором является гипоксия (недостаток кислорода);
  • травматические поражения, возникающие в результате механического повреждения тканей головного и спинного мозга в родах, в первые минуты и часы жизни ребенка;
  • дисметаболические и токсико-метаболические поражения, основным повреждающим фактором которых являются нарушения обмена веществ в организме ребенка, а также повреждения в результате употребления беременной токсических веществ (лекарств, алкоголя, наркотиков» курения);
  • поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях перинатального периода» когда основное повреждающее воздействие оказывает инфекционный агент (вирусы, бактерии и другие микроорганизмы).

Помощь детям с повреждениями ЦНС

В связи с возможностями ранней диагностики перинатальных поражений ЦНС лечение и реабилитация этих состояний должны осуществляться как можно в более ранние сроки, с тем чтобы лечебные воздействия пришлись на первые месяцы жизни малыша, когда нарушения еще обратимы. Следует сказать, что способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики именно в этот период жизни. Именно в первые месяцы жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом, Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов болезни.

Оказание помощи детям с повреждениями ЦНС осуществляется в три этапа.

Первый этап предполагает помощь, оказываемую в родильном доме (родильном зале, палате интенсивной терапии, отделении реанимации новорожденных) и включает в себя восстановление и поддержание работы жизненно важных органов (сердца, легких, почек), нормализацию обменных процессов, лечение синдромов повреждения ЦНС (угнетения или возбуждения, судорог, отека мозга, повышенного внутричерепного давления и др.). Именно на первом этапе помощи основными в лечении детей с тяжелыми повреждениями ЦНС являются медикаментозная и интенсивная (например, искусственная вентиляция легких) терапия.

На фоне лечения состояние малышей постепенно улучшается, однако многие симптомы поражения ЦНС (нарушения тонуса мышц, рефлексов, быстрая утомляемость, беспокойство, дисфункции в работе легких, сердца, желудочно-кишечного тракта) могут сохраняться, что требует перевода детей на второй этап лечения и реабилитации , а именно - в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей либо в неврологическое отделение детской больницы.

На данном этапе назначают препараты, направленные на ликвидацию причины заболевания (инфекций, токсических веществ) и воздействующие на механизм развития болезни, а также лекарства, используемые для лечения тех или иных синдромов повреждения ЦНС. Это препараты, улучшающие питание нервных клеток, стимулирующие созревание мозговой ткани, улучшающие микроциркуляцию 2 и мозговое кровообращение, снижающие мышечный тонус и др. Помимо медикаментозной терапии, у доношенных детей на фоне улучшения состояния с конца 3-й недели жизни (у недоношенных детей - несколько позже) могут быть назначены курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики, сеансы электрофореза и другие методы реабилитации.

После окончания курса лечения большинство детей выписываются домой с рекомендациями дальнейшего наблюдения в условиях детской поликлиники (третий этап реабилитации ). Врач-педиатр совместно с невропатологом, а по необходимости - и с другими узкими специалистами (окулистом, отоларингологом, ортопедом, психологом, физиотерапевтом и др.) составляет индивидуальный план наблюдения ребенка на первом году жизни. В этот период все большее значение начинают приобретать немедикаментозные методы реабилитации, такие, как массаж, лечебная гимнастика, электрофорез, импульсные токи, иглорефлексотерапия, тепловые процедуры, бальнеолечение (лечебные ванны), плавание, а также психолого-педагогические методы коррекции, направленные на развитие моторики, речи и психики ребенка.

Если повреждения центральной нервной системы нетяжелые и малыш выписан из родильного отделения домой, важно создать лечебно-охранительный режим во время острого периода заболевания. А это значит - оберегать ребенка от лишних раздражителей (громкий звук радио, телевизора, громкие разговоры), создать условия температурного комфорта (избегать как перегревания, так и переохлаждения), не забывая регулярно проветривать комнату, в которой находится малыш. Кроме того, следует максимально оградить ребенка от возможности любого инфицирования, ограничив посещение новорожденного знакомыми и родственниками.

Особое внимание следует уделять правильному питанию, так как оно является мощным лечебным фактором. В грудном молоке содержатся все необходимые питательные вещества для полноценного развития ребенка. Ранний перевод на искусственное вскармливание приводит к раннему началу и более частому развитию инфекционных заболеваний. Между тем защитные факторы молока матери способны частично компенсировать недостаток собственных иммунных факторов в этот период развития, позволяя малышу направить все свои компенсаторные возможности на восстановление нарушенных функций после перенесенной гипоксии. А содержащиеся в грудном молоке биологически активные вещества, гормоны, факторы роста способны активировать процессы восстановления и созревание ЦНС. Кроме того, материнские прикосновения во время кормления ребенка грудью являются важным эмоциональным стимулятором, способствующим снижению стрессового состояния, а значит, более полноценному восприятию детьми окружающего мира.

Недоношенные и дети, родившиеся с тяжелыми повреждениями ЦНС, в первые дни жизни нередко вынуждены вскармливаться через зонд или из бутылочки. Не отчаивайтесь, а постарайтесь сохранить грудное молоко, регулярно сцеживая его и давая малышу. Как только состояние вашего крохи улучшится, он обязательно будет приложен к груди матери.

Важное место в восстановительном периоде занимают лечебный массаж и гимнастика, которые нормализуют тонус мышц, улучшают обменные процессы, кровообращение, повышая тем самым общую реактивность организма, способствуют психомоторному развитию ребенка. Курс массажа включает от 10 до 20 сеансов. В зависимости от степени тяжести поражения ЦНС на первом году жизни проводятся не менее 3-4 курсов массажа с интервалом 1-1,5 месяца. При этом родители между курсами продолжают дома заниматься с ребенком лечебной гимнастикой, предварительно обучившись в ходе занятий.

Методики массажа и лечебной гимнастики зависят, в первую очередь, от характера двигательных нарушений, особенностей изменения мышечного тонуса, а также от преобладания тех или иных синдромов поражения ЦНС.

Так, при синдроме гипервозбудимости используют приемы, направленные на снижение общей возбудимости (покачивание в позе эмбриона или на мяче) и мышечного тонуса (расслабляющий массаж с элементами точечного массажа). В то же время у детей с признаками угнетения нервной системы применяют укрепляющий массаж мышц спины, живота, ягодичных мышц, а также расслабленных ручек и ножек.

Массаж и лечебная гимнастика создают благоприятные условия для общего развития ребенка ускоряют развитие двигательных функций (освоение таких навыков, как приподнимание и удержание головы, повороты на бочок, живот, спину, сидение, ползание, самостоятельная ходьба). Особое значение уделяется занятиям на надувных предметах - мячах, роллах (валиках). Они используются для развития вестибулярных функций, способствуют расслаблению напряженных и укреплению расслабленных мышц, воде. При этом упражнения проводятся в обычных ваннах, их продолжительность вначале составляет 5- 7 минут и постепенно увеличивается до 15 минут. В начале курса желательно пройти обучение с медицинским инструктором, а далее возможно проведение занятий в домашней ванне. Вода не только тонизирует слабые мышцы и расслабляет напряженные, стимулирует обмен веществ и кровообращение, обладает закаливающим эффектом, но и оказывает успокаивающее действие на нервную систему малыша. Следует отметить, что повышение внутричерепного давления у детей не является противопоказанием к плаванию - в этом случае лишь следует исключить ныряние.

Возможно также проведение стимулирующего подводного душа-массажа в теплой ванне. Массирующее воздействие на мышцы при этом оказывает вода, поступающая через широкий наконечник под небольшим давлением (0,5 атмосфер). Для этого струю воды медленно передвигают от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. Этот массаж проводится в условиях стационара или поликлиники.

Среди водных процедур, обладающих лечебными воздействиями, для детей с перинатальными поражениями ЦНС используют бальнеотерапию - принятие лечебных ванн. Благодаря особенностям кожи у детей (высокая проницаемость, богатая сосудистая сеть, обилие нервных окончаний - рецепторов), лечебные ванны особенно эффективны. Под действием растворенных в воде солей усиливается кровообращение и обмен веществ в коже, мышцах и всем организме. Эти процедуры родители могут проводить самостоятельно в домашних условиях, получив рекомендации врача. Соленые ванны готовятся из расчета 2 столовые ложки морской или поваренной соли на 10 л воды, температура воды 36°С. Принимают процедуры от 3-5 до 10-15 минут через день, курс лечения 10-15 ванн. У возбудимых детей к соленым ваннам нередко рекомендуют добавлять хвойные, а также ванны с отварами валерьяны, пустырника, обладающие успокаивающим действием на ЦНС.

Среди методов физиотерапии наиболее часто используют лекарственный электрофорез, импульсные токи, индуктотермию, ультразвук и др. Введение в организм лекарственных веществ с помощью постоянного тока (электрофорез) улучшает кровообращение в тканях и тонус мышц, способствует рассасыванию очагов воспаления, а при воздействии на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение и деятельность головного мозга. Воздействие импульсных токов различных характеристик может оказывать как возбуждающее, так и тормозящее действие на мышцы, что часто используют в лечении парезов и параличей.

В лечении перинатальных поражений ЦНС у детей применяют и местные тепловые процедуры (теплолечение) при помощи накладывания на пораженные участки аппликаций озокерита (горный воск), парафина или мешочков с песком. Тепловые воздействия вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливая кровообращение и обмен веществ, кроме того, активизируются восстановительные процессы, снижается тонус мышц. Для этого предварительно нагретый до 39-42°С озокерит накладывают на место воздействия, накрывают одеялом и оставляют действовать в течение 15-30 минут в зависимости от возраста. Процедуры проводят через день в количестве 15-20 на курс лечения.

Воздействие на особо чувствительные точки с целью стимуляции рефлексов проводят, используя метод иглорефлексотерапии. При этом воздействия могут проводить акупунктурной (используемой в иглорефлексотерапии) иглой, импульсным электрическим током, лазерным излучением или магнитным полем.

С началом восстановительного периода заболевания необходимо постепенно расширять слуховые, зрительные, эмоциональные контакты с малышом, так как они являются своего рода немедикаментозными «ноотрофами» - стимуляторами для развивающегося мозга. Это игрушки, развивающие коврики и комплексы, книги и картинки, подбираемые индивидуально музыкальные программы, записанные на магнитофон, и конечно песни матери.

Однако следует помнить о том, что чрезмерное увлечение программами раннего развития может привести к утомлению и срыву еще не вполне окрепшей нервной системы малыша. Поэтому во всем проявляйте умеренность и терпение, а еще лучше - не забывайте обсудить все начинания с лечащим врачом. Помните - здоровье вашего ребенка в ваших руках. Так не жалейте времени и сил на восстановление пострадавшего малыша.

Новинки медицины для реабилитации малыша

К новым методам реабилитации детей с поражениями ЦНС можно отнести методику мягкого вибромассажа в условиях невесомости (реабилитационная кроватка «Сатурн»). Для этого ребенка помещают на индивидуальной пеленке в нагретую до требуемой температуры «псевдожидкость» из стеклянных микрошариков, двигающихся в кровати под воздействием воздушного потока. Создается эффект плавучести (близкий к внутриутробному), при котором до 65% поверхности тела ребенка оказывается погруженным в «псевдожидкость». При этом мягкое массажное воздействие на кожу микрошариков приводит к раздражению периферических нервных окончаний и передаче импульсов в центральную нервную систему, что обеспечивает лечение параличей.

Еще одним из новых методов реабилитации является метод «сухой иммерсии», при котором также создается эффект частичной имитации внутриутробного состояния ребенка, При этом малыши располагаются на полиэтиленовой пленке, свободно лежащей на покачивающейся поверхности воды с температурой 35~37°С Во время сеанса возбужденные дети успокаиваются, часто засыпают, что способствует снижению мышечного тонуса» тогда как дети с угнетением ЦНС несколько активизируются.

1 Перинатальный - относящийся к периоду, начинающемуся за несколько недель до рождения ребенка, включающему момент его рождения и заканчивающемуся через несколько дней после рождения ребенка. Этот период длится с 28-й недели беременности по 7-Й день после рождения ребенка.

2 Движение крови по мельчайшим сосудам организма с целью лучшей доставки к клеткам кислорода и питательных веществ, а также выведения продуктов обмена клеток

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка - стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей - курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места - плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются - гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже -внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС , в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного - это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга - нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы - это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24-26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка - 34-35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее - поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни - неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы - перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагностируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это - патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства - срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами - сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными - только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

Если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;

Если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;

Если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;

Если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;

Если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;

Если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;

Если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;

Если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;

Если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);

Если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;

Если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);

Если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;

Если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги.

Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления - это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных - эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость - это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника - сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10-15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения - близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез - недержание мочи - тоже может быть следствием родовой травмы - так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

О гиперактивном ребенке говорят: это ребенок «без тормозов». На первом году жизни они производят впечатление очень развитых детей, так как опережают в развитии сверстников - раньше начинают сидеть, ползать, ходить. Ребенка невозможно удержать, он непременно все хочет посмотреть, потрогать. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие - не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе и даже отказ посещать школу.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста - на первом году, в 3-4 года, 7-10 лет, 12-14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

Отечественный акушер профессор М. Д. Гютнер еще в 1945 году справедливо назвал родовые повреждения центральной нервной системы «самым распространенным народным заболеванием».

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один - внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше - не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.

Если доктор говорит о невралгии и даже ВСД, то обычный человек хотя бы примерно представляет, о чем идет речь. Но диагноз «резидуально органическое поражение цнс», как правило, всех (кроме медиков) ставит в тупик. Понятно, что это «что-то в голове». Но что? Насколько опасно и поддается ли лечению - эта тема требует серьезного подхода.

Что скрывается за сложным термином?

Прежде чем раскрывать такое медицинское понятие, как резидуально органическое поражение цнс, необходимо разобраться, что вообще понимают под органическим нарушением. Это означает, что в мозгу происходят дистрофические изменения - разрушаются и отмирают клетки, то есть этот орган находится в нестабильном состоянии. Слово «резидуальное» указывает на то, что патология появилась у человека в перинатальный период (когда он еще находился в утробе матери) - с 154 дня гестации (иначе говоря, на 22 неделе), когда плод весил 500 г, и по 7 сутки после появления на свет. Болезнь состоит в том, что нарушается работа органов ЦНС. Таким образом, эту патологию человек приобретает еще младенцем, а проявиться она может как сразу после рождения, так и в зрелом возрасте. Причиной ее развития у взрослых являются травмы, интоксикации (в том числе алкогольная, наркотическая), воспалительные заболевания (энцефалиты, менингиты).

Почему страдает головной или спинной мозг (он тоже относится к ЦНС)? Если говорить о втором, то причина может состоять в некорректном родовспоможении - к примеру, неаккуратных поворотах головки при выведении младенца. Резидуально-органическое поражение головного мозга развивается по вине генных нарушений, передающихся по наследству, болезней матери, аномальных родов, стрессов, неправильного питания и поведения беременной (в частности, приема биодобавок, медикаментов, которые пагубно влияют на формирование органов нервной системы), асфиксии во время родов, инфекционных заболеваний кормящей женщины и прочих неблагоприятных факторов.

Не такой, как все! Внешние признаки опасного наследства

Выявить резидуально-органическое поражение цнс у детей без инструментальных методов обследования довольно сложно. Родители могут не заметить ничего необычного в физическом состоянии и поведении малыша. Но опытный невролог, скорее всего, заметит тревожные симптомы. Его внимание привлекут такие характерные признаки патологии у младенца:

  • непроизвольное дрожание верхних конечностей и подбородка;
  • немотивированное беспокойство;
  • отсутствие мышечного напряжения (что характерно для новорожденных);
  • отставание от принятых сроков формирования произвольных движений.

При грубом поражении мозга картина болезни выглядит так:

  • паралич какой-либо из конечностей;
  • слепота;
  • нарушение движений зрачка, косоглазие;
  • рефлекторный сбой.

У ребенка постарше и взрослого патология может проявляться такими симптомами:

  • быстрая утомляемость, неустойчивое настроение, неумение адаптироваться к физическим и умственным нагрузкам, повышенная раздражительность, капризность;
  • тик, страхи, ночной энурез;
  • душевная тревога, рассеянность;
  • плохая память, отставание винтеллектуальном и речевом развитии, низкая обучаемость, нарушенное восприятие;
  • агрессия, ажитация, истерик и, отсутствие самокритики;
  • неспособность к самостоятельным решениям, подавляемость, зависимость;
  • двигательная гиперактивность;
  • разлитая головная боль (особенно утром);
  • прогрессирующее падение зрения;
  • временами рвота без тошноты;
  • судороги.

Важно! При первых, даже незначительных, признаках органического поражения мозга рекомендуется немедленно обратиться к высококвалифицированному специалисту, так как своевременно поставленный диагноз существенно снижает риск развития опасных и необратимых последствий.

Читайте также:

Какие диагностические процедуры подтвердят диагноз?

Сегодня для диагностирования этой патологии применяются такие методы:

  • МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • раоэнцефалография.

Пациента обязательно обследует несколько специалистов: невролог, психиатр, дефектолог, логопед.

Можно ли вылечить мозг?

Надо понимать, что под термином «резидуально-органическое поражение цнс неуточненное» (код по мкб 10 - G96.9) подразумевают несколько патологий. Поэтому выбор терапевтических методов воздействия зависит от распространенности, места локализации, степени некротизации нервной ткани и состояния больного. Лекарственная составляющая лечения обычно включает седативные средства, ноотропы, транквилизаторы, снотворные, нейролептики, психостимуляторы, препараты, улучшающие мозговое кровообращение, витаминные комплексы. Хорошие результаты дает физиотерапия, акупунктура, биоакустическая коррекция ГМ, сеансы массажа. Ребенок с таким диагнозом нуждается в психотерапевтическом воздействии, нейропсихологической реабилитации, помощи логопеда.

Хотя считается, что органические поражения нервной системы стойкие и пожизненные, при слабовыраженных нарушениях и комплексном подходе к терапии все же удается добиться полного выздоровления. При тяжелых поражениях возможно развитие отека мозга, спазм дыхательной мускулатуры, сбой в работе центра, который управляет работой сердечно-сосудистой системы. Поэтому показано постоянное медицинское наблюдение за состоянием пациента. Последствием этой патологии может стать эпилепсия, умственная отсталость. В самом худшем случае, когда масштаб повреждения слишком велик, это может привести к гибели новорожденного или плода.