Пандусы и подъемные платформы у подъездов, новые автобусы, троллейбусы и трамваи — сайт рассказывает, как Москва становится ближе к маломобильным горожанам.

Поддержка инвалидов и семей с детьми-инвалидами — одно из приоритетных направлений работы Правительства Москвы. На создание комфортной городской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья в этом году выделили 1,2 миллиарда рублей.

Дом и квартира

Не так давно маломобильным москвичам было трудно не только добраться куда-либо, но даже выйти из собственной квартиры. Сегодня в жилых домах появляются подъемные платформы, позволяющие беспрепятственно заходить в подъезд и выходить из него. За прошедшие годы установлено более трех тысяч подобных устройств. Сейчас это оборудование ждут в 592 домах. В ближайшие несколько лет вопрос должны решить: в 2018-м и 2019-м планируется устанавливать в год не менее 275 платформ в подъездах, где живут инвалиды.

Изменения происходят и в квартирах. Чтобы маломобильные граждане могли перемещаться в них самостоятельно, здесь монтируют специальные потолочные подъемные системы. Сейчас установлено около1,1 тысячи таких систем, 107 из них появились в этом году.

Городская инфраструктура

Более доступными для инвалидов стали объекты городской инфраструктуры. Сегодня для нужд маломобильных граждан приспособлено уже 85 процентов всех социально значимых объектов.

Особое внимание уделяется созданию комфортной среды в учреждениях системы образования. В столице проживают более 1,1 миллиона человек с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 39,5 тысячи детей. Поэтому в новых школах и детских садах появляются пандусы и лифты, что позволяет посещать эти образовательные учреждения маломобильным детям.

Транспорт

Сегодня город закупает только низкопольные виды наземного пассажирского транспорта. Это делает его доступным для маломобильных граждан. Количество автобусов такого типа составляет свыше 90 процентов, троллейбусов — более 70 процентов, трамваев — 33 процента.

Более комфортным стал и метрополитен. На лестничных спусках устанавливают пандусы, в вагонах появляются места для инвалидов в колясках, а во многих поездах о закрытии дверей предупреждает световая сигнализация или световая и тональная сигнализация. Кроме того, в метро маломобильным горожанам помогают сотрудники Центра обеспечения мобильности пассажиров .

Увеличение размеров соцвыплат

Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено большое количество мер социальной поддержки.

Например, ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет составила 12 тысяч рублей (в 2017 году — шесть тысяч рублей). Такая же сумма выплачивается на ребенка в возрасте до 18 лет, проживающего в семье, в которой оба или единственный родитель не работают и являются инвалидами I или II группы.

Льготы для семей, где есть дети-инвалиды

Родителей детей-инвалидов освобождают от оплаты за содержание в государственных дошкольных образовательных учреждениях. За счет средств городского бюджета инвалиды, учащиеся первых — одиннадцатых классов, могут получать двухразовое горячее питание.

Сегодня ребенок-инвалид и его родители могут выбрать любую школу, в том числе ту, которая расположена рядом с домом. «Для того чтобы им там создали специальные образовательные условия, если они в них нуждаются, дети идут на центральную психолого-медико-педагогическую комиссию, которая дает им заключение об этих специальных образовательных условиях, и любая школа города обязана создать эти условия», — рассказала Юлия Камал, председатель Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства.

По ее словам, в городе работают восемь комплексных реабилитационно-образовательных центров, которые подведомственны Департаменту труда и социальной защиты населения. В этих учреждениях дети одновременно и учатся, и проходят реабилитацию. «Это дети сразличными заболеваниями, в том числе имеющие опорно-двигательные нарушения, интеллектуальные, дети с расстройством аутического спектра и дети с серьезными сколиозами», — уточнила Юлия Камал.

В городе есть для детей с расстройством аутического спектра проект «Ресурсные классы». «Это не отдельные классы, в которых собирают таких детей. Дети учатся в обычных регулярных классах, а ресурсные классы — это зона сенсорной разгрузки, зона, где дети могут индивидуально позаниматься. Это спецпроект для детей, у которых есть аутизм», — отметила она.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право бесплатно учиться в школах искусств, а также посещать музеи, выставочные залы, зоопарки, находящиеся в ведении Правительства Москвы.

До 23 лет детям-инвалидам и инвалидам с детства доступны занятия спортом, причем они совершенно бесплатные. Это возможно в учреждениях, которые входят в городскую государственную систему физической культуры и спорта, а также в некоторых коммерческих организаций.

Городской социальный пакет включает также ряд транспортных льгот. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, их родители (опекуны, попечители), а также один из родителей инвалида с детства в возрасте до 23 лет имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта. Исключение — такси. Воспользоваться правом бесплатного проезда также могут люди, сопровождающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В медицинской сфере город предлагает помощь по нескольким направлениям. Например, по заключению врачей дети-инвалиды до трех лет бесплатно получают продукты детского питания. В их числе молоко, кефир, творог, фруктовые соки и пюре, а также молочные смеси.

Помимо этого, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на бесплатное зубопротезирование, кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики. Детей-инвалидов с сахарным диабетом первого типа Департамент здравоохранения обеспечивает дозаторами инсулина (помпами).

За счет бюджета города дети-инвалиды (от четырех до 18 лет включительно) могут бесплатно получить услуги по выездной реабилитации в здравницах Черноморского побережья. В поездке каждого ребенка сопровождает его законный представитель.

Опыт деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности на примере РЦ «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Горно-Алтайский реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в Республики Алтай, который начал работать с 3 января 2001 года. Целями деятельности учреждения:

  • · Оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированную социальной медико-психолого-педагогической помощи;
  • · Обеспечение максимально полной и своевременной социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями к жизни в обществе, семье, к обучению и труду;
  • · Привлечение государственных учреждений, организация разных форм собственности к решению вопросов в интересах эффективной медико-социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями развития;

В центре «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья организуется через включение этих детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность. С детьми работают 84 работника специалистов,40 из них имеют первую и высшую квалификационные категории.

Реабилитационный Центр «Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет комплексную (социальную, медицинскую, психолого-педагогическую) реабилитацию детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, и членов их семей. Центр предоставляет услуги детям и подросткам инвалидам от 0 до 18. лет, имеющих заболевания ЦНС, со сложной структурой дефекта с выраженной умственной отсталостью (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия, ДЦП и т.д.). Хромосомные нарушения (синдром Дауна, синдром Ретта, миопатия Дюшена, и т.д.), психические расстройства в стадии ремиссии (шизофрения, аутизм и т.д.), речевые и соматические расстройства. Большинство детей, обслуживаемых в Центре - инвалиды детства, которые являются «неорганизованными».

Центр работает четыре отделения: стационарное отделения, где дети проходят курс лечения за 20 дней, дневное отделение посещают с родителями и приходят 10 дней. Еще есть медико-социальное, психолого-педагогическое отделение.

Центр обслуживает: ежедневно в среднем - 2-3 человека. В течение года - до 600 тыс. человек (физических лиц). В стационаре до 300 человек.

Структура Центра:

Отделение социально-медицинской реабилитации:

Комплекс восстановительного лечения включает в себя: функциональную диагностику, комплексный и сегментарный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебную физкультуру, ЛФК с использованием лечебно-нагрузочных устройств «Гравистат» и «Адель», механотерапию, медикаментозное лечение.

Отделение психолого-педагогической реабилитации:

Социальная и психолого-педагогическая реабилитация осуществляется через включение детей в игровую, трудовую и социокультурную деятельность здоровых сверстников по 4 основным направлениям (программам):

  • · «Раннее вмешательство» (для детей с ДЦП от 2 до 5 лет).
  • · «Развитие предпосылок учебной деятельности у детей с ОВ» (для детей с умственной отсталостью и ДЦП от 6 до 13 лет).
  • · «Трудовая реабилитация и профориентация подростков с ОВ» (в трудовых мастерских и творческих кружках на базе Центра и профориентационные бригады в музеях, библиотеках, театрах).
  • · «Социокультурная реабилитация» (через театральную, клубную деятельность, а также в виде участия в социально значимых областных, городских и районных мероприятиях).
  • · Для детей-колясочников в Центре организован «Детский маршрут» - 1 раз в неделю автомобиль Центра привозит их для участия в реабилитационных и социокультурных мероприятиях.
  • -отделение нестационарных форм реабилитации (в сельских районах области):

Для семей, проживающих в районах области, работа организуется по следующим направлениям:

  • · Детей возят в бассейн на экскурсии и в аквапарк «Радужный».
  • · Патронаж семьи с трудными детьми по программе «Мы вместе» 12 детей в год. На одного ребенка отводится для реабилитации 1 месяц.
  • · Осуществляются командировки по районам.

Воспитание в семье ребенка с ограниченными возможностями - это очень важная и ответственная задача, поставленная перед родителями, так как семья ребенка - это именно та среда, которая должна создать благоприятные условия для его развития и роста. Но справиться самостоятельно с данной ситуацией, к сожалению, под силу не каждой семье. Ведь рождение ребенка с отклонениями в развитии - большое потрясение для родителей. В данной ситуации требуется определенный период адаптации. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов, довольно обширен - проблемы психологической помощи, воспитания и обучения, экономические проблемы, низкий уровень юридической грамотности, зачастую - отсутствие специальной медицинской помощи. Именно здесь и должны задействовать свои силы, свой потенциал специалисты специальных учреждений, так как без их квалификационной помощи, без тех средств, какими обладают реабилитационные учреждения, при отсутствии оптимального для ребенка режима сопровождения, родители довольно долго преодолевают все стадии совладения с проблемной ситуацией.

Реабилитационный Центр - именно то государственное учреждение, которое призвано решать комплексные задачи, связанные с социальной реабилитацией детей и семей, их воспитывающих.

Семьи детей с ограниченными возможностями имеют в чем-то сходные затруднения. Найти ответы на вопросы, возникающие у родителей, под силу лишь команде, в которую входит вся семья, социальные работники, медики и педагоги реабилитационных центров, образовательных и других учреждений. Наличие комплексной программы по реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов, перспективных и текущих планов работы специалистов позволяют решать эти проблемы.

Специалист, работающий с семьей, должен иметь полные сведения о семе, в которой воспитывается ребенок.

С этой целью в план работы включаются индивидуальные консультации для родителей и несовершеннолетних детей. Индивидуальную работу с родителями проводят на занятиях лечебной гимнастики (каждый родитель должен овладеть комплексом занятий лечебной гимнастики для своих детей). На сеансах массажа, на встречах с логопедами, психологами, на музыкальных занятиях и на занятиях по коррекционному труду, в беседах с социальными педагогами, где вместе со своими детьми родители шаг за шагом продвигаются к положительным результатам.

Для семей имеющих детей-инвалидов, организована работа по социально правовой поддержке.

Сотрудники Центра, строят свою реабилитационную работу с семьей, стремятся, чтобы все члены семьи поняли, что предрассудки в отношении физической неполноценности - результат недостаточной информированности, а некорректного отношения к конкретному ребенку. Кроме того, специалисты Центра помогают родителям определить приоритеты - важней ли для них избежать предупрежденности окружающих или важней их собственная свобода удовлетворять свою потребность в социальных контактах, появляясь с ребенком в общественных местах.

Последняя задача является наиболее трудной, так как отдельные семьи скрывают ребенка от окружающих, дабы сохранить свой престиж в глазах знакомых.

Важной составляющей социальной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи является социокультурная деятельность.

Без социокультурной деятельности как системы реабилитационных мероприятий не может быть раскрыт внутренний потенциал ребенка и его

семьи, его креативные способности, коммуникабельность. Включение матери в социокультурную деятельность (участие в экскурсиях, культурно-досуговых мероприятиях) является способом профилактики депрессивных состояний и уменьшает период негативных переживаний с последующей оптимизацией реабилитационного процесса.

Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2009 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.

Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей».

В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности.

Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.

ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.

Задачами реабилитационного центра являются:

  • · Выявление в районах республики, республиканском центре всех детей и подростков с ограниченными возможностями; создание базы данных о таких детях;
  • · Изучение, совместно со службами здравоохранения и образования, причин и сроков ограничения жизнедеятельности, определения исходного уровня здоровья и психики, прогнозирование восстановления нарушенных функций (реабилитационного потенциала).
  • · Разработка на основании типовых базовых программ индивидуальных программ реабилитации (ИПР) детей и подростков с ограниченными возможностями.
  • · Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подкосков с ограниченными возможностями, их социальной реабилитации, поведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.
  • · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов
  • · Обеспечение и проведение широкого комплекса восстановительного лечения и различных видов реабилитации с учетом заболевания и особенностей ребенка, направленных на частичное или полное восстановление нарушенных функций.

Реабилитация детей является достижение такого результата, при котором ребенок оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия - ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии.

Вывод по главе:

В данном параграфе изучили деятельность реабилитационного центра «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», в результате этого можно заключить, что система социальной реабилитации этого центра находится на высоком уровне. Рассмотрели применяемые в центре медико-социальное лечение детей такое как гирудотерапия, иглоукалывание, гидромассажем. В центре работают специалисты по дошкольному образованию, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Ознакомились с программой «Мы вместе», который способствует развитию навыков эффективного социального поведения во внешней среде; изучили нестационарные формы реабилитации, которые необходимы в развитии процесса реабилитации детей и подростков с инвалидностью.

Реализация проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: создание условий для реабилитации детей с ОВЗ» по развитию командно-игровых видов спорта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на создание устойчивой модели круглогодичной реабилитации детей с ОВЗ посредством внедрения инновационных методик терапевтического спорта по командно-игровым видам спорта, разработанных совместно с АНО «ЦСПА «Лыжи мечты» Сергея Белоголовцева». Участие в проекте поможет участникам - детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) развивать навыки, необходимые для повседневной жизни (внимание, уверенность в себе, независимость), обучит работе в команде, поможет социализации такой категории детей в обществе, повысит коммуникативный уровень каждого участника. Увлекательные занятия подарят детям с ОВЗ массу положительных эмоций и новых впечатлений и дадут возможность их родителям (лицам их замещающим) получать консультации специалистов по дальнейшей реабилитации и социализации их детей.
В течение проекта будет охвачено 30 детей с ОВЗ. Будет сформировано 3 группы по 10 человек в каждой. Группы будут заниматься в течение 1 календарного года, по 4 часа в неделю. Занятия будут проходить на открытых спортивных площадках, в спортивных залах. В каждую группу сформированную по возрастному принципу будут входить дети с различными диагнозами. Стать участником проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» может любой ребенок в возрасте 7 - 15 лет (диагнозы: ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нарушение зрения, слуха и другими ОВЗ), который может стоять самостоятельно, либо с поддержкой.
Занятия терапевтическим спортом по специально разработанной методике с помощью обученных инструкторов (обучение будут проводить квалифицированные инструкторы, прошедшие курс специальной подготовки по работе с людьми с ОВЗ на базе АНО «ЦСПА «Лыжи мечты») позволят на порядок ускорить процесс реабилитации и социализации детей с ОВЗ. Эффективность использования авторской методики подтверждается ведущими реабилитационными центрами страны - статистика работы подобных проектов на территории РФ показывает, что эффективность реабилитации с помощью методики «Лыжи мечты» достаточно высока. Врачи, наблюдающие детей, отмечают заметное улучшение у больных ДЦП координации движений, общего физического и эмоционального состояния; у всех ребят, прошедших курсы, возрастает стойкость к простудным заболеваниям, повышается уверенность в своих силах.
Проект «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» нацелен на повышение качества жизни семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, помощь детям с ОВЗ, поддержку здорового и активного образа жизни.
В результате реализации проекта: у детей – участников проекта будет достигнуто:
улучшение физического здоровья детей - участников проекта; улучшение социально-психологического состояния детей - участников проекта и членов их семей;
привлечение к спорту члены семей, воспитывающих детей с ОВЗ;
укрепление института семьи;
повышение успешности участников проекта.

Цели

  1. Создание условий для внедрения в реабилитационный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи

  1. Социализировать, реабилитировать детей с ОВЗ
  2. Создать условия для физической реабилитации, социализации детей с ОВЗ
  3. Привлечь внимание общества к проблеме реабилитации и социализации детей с ОВЗ
  4. Укрепить институт семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через вовлечение родителей к активному участию их детей в спорт, нацеливание их на успех, помощь в развитии уверенности в своих силах

Обоснование социальной значимости

В Калтанском городском округе 137 детей с ограниченными возможностями (по данным МКУ УСЗН администрации Калтанского ГО). Из них 57 в возрасте от 7 до 15 лет. Особенности физического развития таких детей не позволяют им не только в полной мере заниматься спортом, но и не всегда свободно передвигаться и ориентироваться без помощи посторонних.
В условиях Калтанского городского округа не созданы условия для реабилитации и социализации детей с ОВЗ (нет специалистов по физической реабилитации такой категории детей, нет материальной базы для занятий с ними). В связи с вышесказанным родители этих детей вынуждены обращаться к помощи специалистов других городов и регионов (г. Новокузнецк, г. Таштагол, Алтайский край, г. Челябинск и др.), но не у каждой семьи есть возможность выехать за пределы города. Кроме того особенностью физической реабилитации таких детей является индивидуальная программа реабилитации и поэтому такие дети не имеют возможности общаться как между собой, так и со сверстниками, не имеющими проблем со здоровьем.
Опрос родителей (законных представителей) детей с ОВЗ в возрасте от 7 до 15 лет показал, что более 60% респондентов готовы принять участие с детьми в проекте «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» по развитию командных игр для детей с ОВЗ.
Анализ наличия спортивных площадок и спортивных залов показал, что в центре г. Калтан имеется 2 спортивных площадки (стадион «Энергетик» (300 м2), детский дом «Аистенок» (120 м2)), 2 спортивных зала (стадион «Энергетик» (50 м2), детский дом «Аистенок» (40м2)) на которых можно полноценно реализовать мероприятия проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ».
Реализация проекта «ЦЕНТР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» поможет в социализации детей с ОВЗ – участников проекта, в развитии у них жизненно-важных навыков (внимание, мышечный контроль, уверенность в себе, социальное взаимодействие, коммуникативность), привлечет членов семей, воспитывающих детей с ОВЗ, к спорту; позволит укрепить институт семьи и создать условия в Калтанском городском округе для физической реабилитации и занятий игровыми видами спорта детей с ОВЗ.

Светлана Чиркина
Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности , бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям. Эта проблема является выражением не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество) .

В результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85% детей в России (а по некоторым оценкам, до 93%) уже в момент рождения попадают в «зону риска» , то есть имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего психического развития. Поэтому рост числа следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни .

Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями , медико-социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является ГБУ РС (Я) «РРЦ г. Нерюнгри» «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями , г. Нерюнгри».

Введение в человеческое сообщество детей с ограниченными возможностями является основной задачей всей системы деятельности Центра . Основным направлением психолого-педагогической деятельности является аппеляция к личности детей - инвалидов , построенная на приемах партнерства, активного участия таких детей в собственной реабилитации , разносторонности усилий, единства и поэтапности психосоциального и педагогического воздействия.

Социальная реабилитация , обуславливая способность ребенка с ограниченными возможностями приспособиться к изменяющимся условиям жизни , является важным механизмом его интеграции в социум.

Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.

В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации : социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.

Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, на освоение простейших навыков кулинарии; умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья .

Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной . Основная цель коррекционно-развивающей работы в этом направлении является как социализация, так и коммуникация, как правило, приходящие к нам дети и родители не умеют общаться друг с другом и другими окружающими.

Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям :

Музыкотерапия;

Арт-терапия;

Сказкотерапия;

Билиотерапия;

Деятельность семейного клуба «Надежда» ;

Проведение круглых столов по проблемам комплексной реабилитации ;

Участие в городских в городских и республиканских конкурсах и выставках.

Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками , и играет важную роль для успешной интеграции в общество.

В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить . Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.

Свод правил СП 149.13330.2012

"РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ"

(утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 113/ГС)

Сизменениями:

Reabilitation center for children and teenagers with limited possibilities. Rules of architectural design

Введение

Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" и .

Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и должен применяться совместно с другими документами в области проектирования и строительства: СП 136.13330, СП 142.13330, СП 145.13330, СП 150.13330 и другие.

В нормативном документе реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для оптимизации детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволит оптимизировать объемно-планировочных решений проектируемых зданий и определения объемов финансирования на строительство и организацию деятельности центров.

Свод правил выполнен: ООО "Институт общественных зданий" - руководитель работы - канд. архит., проф. A.M. Гарнец, отв. исполнитель - канд. архит. Б.П. Анисимов; исполнители: д-р мед. наук, проф. Н.Ф. Дементьева (ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" ФМБА России), инж. Л.В. Сигачева, архит. Д.Д. Зыбина, при участии ОАО "ЦНИИЭП жилища" - канд. архит., проф. А.А. Магай, канд. архит. Н.В. Дубынин, директор С.А. Новикова (СОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Вишенки", г. Смоленск). Авторы разработки Изменения N 1 - ООО "Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. A.M. Гарнец, архит. Д.Д. Зыбина, архит. Н.В. Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М. Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М Глуховенко, инж. В.В. Коновалова.

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования зданий реабилитационных центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а также отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях.

1.2 Положения свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения.

2 Нормативные ссылки

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 52880-2007 Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности

ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров"

ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (с Изменением N 1)

СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (с Изменением N 1)

СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности"

СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"

СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (с Изменением N 1)

СП 19.13330.2011 "СНиП II-97-76* Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий"

СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 51.13330.2011 "СНиП 23-03-2003 Защита от шума"

СП 52.13330.2011 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"

СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные"

СП 56.13330.2011 "СНиП 31-03-2001 Производственные здания"

СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 106.13330.2012 "СНиП 2.10.03-84 Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения"

СП 113.13330.2012 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей"

СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" (с Изменением N 1)

СП 132.13330.2011 "Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования"

СП 133.13330.2012 "Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования"

СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения"

СП 137.13330.2012 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования"

СП 138.13330.2012 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования"

СП 142.13330.2012 "Здания центров ресоциализации. Правила проектирования"

СП 150.13330.2012 "Дома-интернаты для детей-инвалидов. Правила проектирования"

СанПиН 2.1.3.2630-10 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (с Изменениями)

СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (С изменениями).

СанПиН 2.4.1201-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверять действие ссылочных нормативных документов, стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю "Национальные стандарты", который публикуется по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим Сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

Термины, применяемые в тексте, и их определения, а также сокращения, приведены в СП 59.13330, кроме того использованы следующие термины и определения:

3.1 ипотерапия: Физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.

3.2 реабилитационный центр (центр комплексной реабилитации): Комплексное учреждение, включающее специализированные реабилитационные отделения различного профиля, а также подразделения для размещения и бытового обслуживания реабилитируемых детей, подростков, персонала и сопровождающих взрослых.

3.3 отделение (здесь): Профильная группа помещений, входящая в состав реабилитационного центра.

3.4 служба (здесь): Узкоспециализированное подразделение, входящее в состав какого-либо отделения или самостоятельно выполняющее общие (административно-управленческие, хозяйственные или бытовые) функции.

3.5 техническое средство реабилитации человека с ограничениями жизнедеятельности: Любая продукция, инструмент, оборудование или технологическая система, используемые человеком с ограниченными возможностями для предотвращения, компенсации, ослабления или нейтрализации ограничений его жизнедеятельности.

3.6 реабилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ): По ГОСТ Р 52495

4 Общие положения

4.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, с нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.

Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, "лесной школы" и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания). Он предназначен для комплексной реабилитации детей в возрасте от 3 до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.

По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.

Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по СП 59.13330.

4.2 Величину центра следует определять из расчета 100 мест на 1 тыс. детей с ОВЗ, проживающими в городе или районе, возможны центры на несколько районов области. Минимально допустимая вместимость центра может составлять 50 мест, а максимальная величина центра, которым возможно управлять - 300 мест.

Вместимость реабилитационного центра определяется количеством мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах количество коек может быть ориентировочно принято равным 20% количества мест (пропускной способности) дневного стационара.

4.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отоплением, водопроводом, канализацией, электричеством), иметь радио, телефон, Интернет и отвечать требованиям следующих нормативных документов СП 42.13330, СП 54.13330, СП 59.13330, СП 118.13330, СП 1.13130-СП 5.13130, СанПиН 2.4.1201.

4.4 В составе реабилитационного центра следует предусмотреть:

отделение медико-социальной реабилитации;

отделение психолого-педагогической помощи;

стационарное отделение;

административно-управленческую службу.

Состав реабилитационного центра изложен в .

Дополнительно на участке центра может быть предусмотрено отделение лечебной верховой езды (ЛВЕ). Требования к проектированию отделения ЛВЕ приведены в разделе 12.

4.5 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:

выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;

сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;

разработки индивидуальной программы абилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;

координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;

создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.

4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям.

5 Участки реабилитационных центров

5.1 Реабилитационные центры должны размещаться на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200. При проектировании следует учитывать также требования СП 51.13330, СП 54.13330, СП 56.13330, ГОСТ Р 52875, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 51648, ГОСТ Р 51256, СП 113.13330.

5.2 Площадь участка реабилитационного центра (усредненную) следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:

при вместимости 80 обслуживаемых детей с ОВЗ и менее - 200 м 2 /место;

при вместимости более 80 обслуживаемых детей с ОВЗ - 160 м 2 /место.

5.3 На участке реабилитационного центра могут быть размещены:

групповые (прогулочные) озелененные площадки с навесами;

физкультурно-оздоровительные площадки, в том числе с местом для подвижных игр, беговой дорожкой (не менее 30 м), ямой для прыжков (2x4 м), местом для размещения гимнастических снарядов;

площадки для спортивных игр;

открытые бассейны;

хозяйственная площадка;

автостоянка.

5.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.

Эти площадки и прогулочные зоны должны быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для подростков с ОВЗ, а также площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации.

Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха).

5.5 Игровые площадки могут иметь травяное, гравийное, гравийно-песочное или песочное покрытие, или покрытие из экологически безвредных искусственных материалов.

5.6 Игровые площадки могут иметь различную форму и размеры площади, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок и объектов на территории участка реабилитационного центра, где необходимо предусматривать также постройки и подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.

5.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.

5.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.

5.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:

брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или трава или амортизирующее синтетическое покрытие);

манеж размером 2x3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;

надувной бассейн размером 2x3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.

5.10 Игровые площадки для детей с ОВЗ младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.

5.11 На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:

площадка для мини-волейбола общим размером 8x16 м (играют от 2 до 6 детей);

площадка для игры в бадминтон размером 8х15 м (играют от 2 до 4 детей);

площадка для мини-баскетбола общим размером 16х19 м (играют 10 детей);

городошная площадка размером 15x30 м (играют от 2 до 10 детей);

площадка для настольного тенниса размером 4,5x7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);

площадка для наземного бильярда размером 1,7x3,0 м, с бортами высотой 12 см и грунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);

площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18x25 м (играют до 12 детей).

5.12 Вокруг площадок для занятий детей с ОВЗ следует предусматривать полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Эти полосы являются продолжением площадок для занятий и позволяют беспрепятственный выкат колясок за пределы площадок.

5.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей с ОВЗ, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей с ОВЗ от избыточного солнечного облучения.

5.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.

Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.

5.15 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.

5.16 На хозяйственной площадке размещают складские постройки, гараж, конюшню, мусоросборники и т.п.

Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки около групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.

5.17 В связи с тем, что во многих случаях участок реабилитационного центра имеет ограниченные размеры, для территории участка нормируется только вместимость служебной стоянки для служебных автомобилей и личного транспорта работающих из расчета 15% числа работающих в максимальную смену.

Для сопровождающих взрослых, привозящих детей с ОВЗ, а также временно проживающих с ними в реабилитационном центре и в гостинице при нем автомобильные стоянки предусматривают по заданию на проектирование, в зависимости от конкретной градостроительной ситуации (СП 113.13330).

5.18 Стоянка автомобилей должна быть удалена от основных корпусов (или здания) реабилитационного центра не менее чем на 50 м. Территория стоянки должна быть отгорожена и недоступна для посторонних лиц и для игр детей и подростков (СП 113.13330).

6 Объемно-планировочные решения

6.1 Организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок А.1):

1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи отделения абилитации (по заданию на проектирование);

2) блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделений, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение "Мать и дитя";

3) блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности, а также административно-управленческой службы и дирекции.

Реабилитационный центр необходимо размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных корпусов, сосредоточенных на одном участке.

6.2 При проектировании помещений, в которых находятся дети с ОВЗ, необходимо учитывать требования следующих документов: СП 118.13330, СП 59.13330, СП 136.13330, СП 137.13330, СП 138.13330, СанПиН 2.1.3.2630.

6.3 Оптимальная высота зданий реабилитационных центров принимается двухэтажной. Допускается при обосновании повышать высоту до четырех этажей. Помещения постоянного пребывания детей рекомендуется размещать на нижних этажах. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.

6.4 Помещения приемно-вестибюльной группы, консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении.

6.5 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно разделять "влажную" и "сухую" зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому оборудованию.

6.6 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь.

6.7 Входы в здания следует проектировать в соответствии с СП 59.13330.

6.8 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей с ОВЗ, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром в соответствии с СП 59.13330.

6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ следует расчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ.

7 Состав и площади помещений отделения медико-социальной реабилитации

7.1 Общие положения

7.1.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий:

согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района;

работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;

проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации;

проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

7.1.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок А.2):

восстановительного лечения;

медико-инженерной службы.

7.1.3 Минимальные площади помещений отделения приведены в таблицах 1-7. При специфических методах лечения и дополнительных манипуляциях площади могут при обосновании увеличиваться.

7.2 Подразделение восстановительного лечения

7.2.1 В подразделение восстановительного лечения включают следующие функциональные группы помещений:

кабинеты врачей-специалистов;

подразделение физических методов лечения;

подразделение нетрадиционных методов лечения;

вспомогательная служба подразделения.

Кабинеты врачей-специалистов

7.2.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения численности пациентов с различными нарушениями.

Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, можно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда-травматолога и логопеда.

Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.

Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога.

Минимальные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Подразделение физических методов лечения (рисунок A.3)

Отделение кинезотерапии

7.2.3 В состав помещений отделения кинезотерапии включаются:

зал для групповых занятий на 10 чел.;

кабинет для индивидуальных занятий;

тренажерный зал;

кабинет развития сенсорики;

массажный кабинет.

Ориентировочные площади помещений отделения кинезотерапии приведены в таблице 2.

Таблица 2

Отделение физиотерапии

7.2.4 Отделение физиотерапии формируется из следующих помещений:

кабинет электро-, светолечения (ФТО);

кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечения).

Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.

Таблица 3

Отделение климатологии и ЛВЕ

7.2.5 Состав и площади отделений климатологии и ЛВЕ определяются по заданию на проектирование.

Отделение термогидротерапии

7.2.6 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:

ванный зал;

помещения для лечения движением в воде;

душевой зал;

Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4.

Таблица 4

Помещения

Ориентировочная площадь, м 2

1 Ванный зал

По расчету

В том числе:

площадь на 1 ванну (без площади рабочего коридора)

помещение для раздевания и одевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места

площадь прохода на каждое место (при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м)

комната отдыха пациентов из расчета площади на 1 кушетку

комната обслуживающего персонала из расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м 2)

2 Помещение для лечения движением в воде

В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м)

3 Душевой зал

Не менее 25

В том числе кабины для душевых установок

4 Помещение для укутывания пациентов из расчета площади на 1 кушетку (но не менее 12 м 2)

5 Помещение для раздевания и временного хранения кресел-колясок

6 Помещение для процедур подводного душа-массажа шириной не менее 2,5 м 2 с ванной вместимостью 400-500 л с возможностью подхода к ней с трех сторон

раздевальная

комната отдыха

камера сухого жара

помещение для хранения кресел-колясок

8 Бассейн:

помещение лечебного бассейна для занятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5-4 м (глубина бассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением)

душевые кабины при лечебных бассейнах с площадью каждой кабины

раздевальная для бассейна с полезной площадью на 1 человека

комната отдыха при бассейне из расчета площади на 1 пациента

По расчету

помещение для персонала

кладовая моющих и дезинфицирующих средств

Подразделение нетрадиционных методов лечения

7.2.7 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5.

Таблица 5

Вспомогательная служба

7.2.8 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6.

Таблица 6

7.3 Медико-инженерная служба

7.3.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений:

отделения коррекции передвижения;

отделения реабилитационной инженерии.

7.3.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице 7.

Таблица 7

8 Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи

8.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий:

определение формы обучения детей с ОВЗ, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования);

психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания;

организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;

проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому.

8.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунок А.4):

служба психологической реабилитации;

служба социально-педагогической реабилитации;

служба социально-бытовой реабилитации;

социально-культурный центр;

служба социальной защищенности.

Служба психологической реабилитации

8.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии, психоразгрузки и "телефон доверия", площади которых принимаются не менее требований по СанПиН 2.1.3.2630, при обосновании допускается принимать площади по таблице 8.

Таблица 8

Служба социально-педагогической реабилитации

8.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок А.5):

отделение педагогической помощи;

специализированные классы и кабинеты;

отделение трудотерапии и профориентации.

Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.

Таблица 9

Помещения

Ориентировочная площадь, м 2

Отделение педагогической помощи:

кабинет психолога

кабинет педагога

кабинет дефектолога

Специализированные классы (на 8-10 мест) и кабинет (на 4-5 мест):

кабинет коррекции памяти

класс кондуктивной педагогики

сенсорная комната

кабинет игротерапии

класс музыкотерапии

изостудия

артистическая студия

класс пластики

кабинет работы с родителями

Отделение трудотерапии и профориентации:

кабинет трудотерапии (на 5 мест)

кабинет профориентации

учебный класс по профподготовке (на 6-10 чел.)

производственный участок (мастерские):

слесарная мастерская

швейно-вязальная мастерская

картонажно-переплетная мастерская

склад сырья и готовой продукции

комната инструктора по трудотерапии

гончарный цех

мастерская лепки

мастерская по обработке древесины (столярная)

8.5 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми с ОВЗ из расчета не менее 3 м 2 на одно место.

Служба социально-бытовой реабилитации

8.6 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются:

кабинеты специалистов-педагогов;

специализированные помещения.

Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10. Площадь уточняется заданием на проектирование.

Таблица 10

Социально-культурный центр

8.7 Социально-культурный центр состоит из помещений киноконцертного зала, библиотеки и спортивного зала (рисунок А.4). Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11, в зависимости от вместимости реабилитационных центров (от числа мест для детей с ОВЗ).

Таблица 11

Помещения

Ориентировочная площадь, м 2 , для помещений, при расчетном числе реабилитируемых детей с ОВЗ

Киноконцертный зал из расчета 1 м 2 /место в зале

По заданию на проектирование

Эстрада при зале

Библиотека

Спортивный зал для проведения коллективных игр, выступлений и состязаний, с местами для зрителей

Раздевальные с душевыми

Комната инструкторов

8 на одного инструктора

Инвентарная

Служба социальной защищенности

8.8 Служба социальной защищенности включает: справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12.

Таблица 12

9 Состав и площади помещений блока размещения

9.1 В блоке размещения предусматривают следующие подразделения:

приемное отделение;

консультативное отделение;

отделение дневного пребывания;

стационар: отделение круглосуточного пребывания;

отделение "Мать и дитя".

9.2 Ориентировочный набор помещений приемного отделения: вестибюль, уборная, гардероб верхней одежды, смотровая, санпропускник.

9.3 В отделении дневного пребывания предусматриваются помещения для:

реабилитационных групп, объединяющих детей с ОВЗ по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек);

учебных занятий детей и подростков, проживающих в домашних условиях;

питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии.

9.4 В стационарном отделении предусматриваются помещения для:

реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп;

обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания;

помещения для сна, бытового обслуживания и питания.

9.5 Помещения, предназначенные для обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, могут предусматриваться общими для отделений дневного и стационарного пребывания.

9.6 Помещения стационарного пребывания для размещения и проживания детей должны иметь:

групповые ячейки для детей дошкольного возраста;

учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;

жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.

Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СП 118.13330.

9.7 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:

для спальных комнат - 6 м 2 на ребенка, но не менее 12 м 2

для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 м 2 ;

для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 м 2 , но не менее 12 м 2 ;

для уборных с душевой (при жилой комнате) не менее 4 м 2 ;

для помещений сушки одежды - 0,35 м 2 .

9.8 На жилую ячейку может предусматриваться ванная комната, в которой устанавливается подъемник для инвалида-колясочника.

9.9 В отделении "Мать и дитя" предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.

Таблица 13

10 Помещения блока управления

10.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок А.6): административно-управленческого персонала; служебного и хозяйственно-бытового назначения, пищеблока.

10.2 В составе помещений административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения предусматриваются: вестибюль с гардеробом; холл для посетителей; приемная с местом для секретаря; кабинет директора РЦ; кабинет заместителя директора; рабочие кабинеты специалистов; бухгалтерия; касса; кабинет заведующего хозяйством; архив; помещения отдыха для водителей служебного транспорта; кладовая уборочного инвентаря; бытовые помещения для технического персонала; помещение охраны.

Площади этих помещений должны соответствовать вместимости и штатному расписанию реабилитационного центра. Они могут быть определены на основании показателей (на одного человека или минимальных площадей), предусмотренных в СП 118.13330 по заданию на проектирование.

10.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала.

10.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания, как правило, в одну смену. Площадь обеденного зала определяется из расчета на одно место, м 2 , не менее:

10.5 Помещения блока управления реабилитационного центра должны отвечать требованиям СП 118.13330.

11 Помещения блока гостиницы

11.1 Для взрослых, сопровождающих детей и подростков, а также занимающихся с ними в реабилитационном центре (для родителей, родственников, опекунов, волонтеров и других) необходимы помещения для проживания отдельно от детей и подростков.

11.2 Число жилых помещений зависит от необходимой общей вместимости блока гостиницы и числа мест в каждом номере. Для обеспечения необходимых бытовых условий целесообразно предусматривать номера на два места. Эти номера могут быть спаренными с одним общим санузлом площадью 6 м 2 .

11.3 В составе помещений блока гостиницы предусматриваются: вестибюль с гардеробом; камера хранения; буфет; помещение администратора; санитарно-бытовой блок; номера на два места; комната дежурного персонала; кладовые чистого и грязного белья; кладовая уборочного инвентаря; комната чистки и глажения одежды; душевая с умывальником и унитазом.

Площади этих помещений определяются в задании на проектирование в соответствии с СП 118.13330.