Сюжетной основой иконы является Библия - Новый и Ветхий Завет. В Средние века церковное искусство так и называли - «Библия для неграмотных». Книги не были так доступны, как сегодня, чтение не было распространено широко даже среди грамотных людей, и икона выполняла информативную, учительскую, эстетическую и нравственную функции, давая зрителю разнообразную пищу для ума, души и сердца. Но и позже, когда книга вошла в быт, икона не утратила своей роли. Ее язык универсален, она не только открывает смысл Священного Писания, но и позволяет глубже взглянуть на мир и человека. Иконография основных образов сложилась примерно к VIII в., к концу иконоборческого периода. Закрепленная каноном, она принципиально c этого времени не менялась, происходила лишь весьма разнообразная модификациия образов.

НОВЫЙ ЗАВЕТ

Земная жизнь Христа и Богоматери легла в основу иконографии двунадесятых праздников, к которым относят Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение Господа Иисуса Христа, Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), Крестовоздвижение. В основном эти образы написаны на сюжеты Евангелия, но некоторые иконы, например детство Богоматери и ее успение, созданы на основании неканонических текстов (так называемых апокрифов) - «Протоевангелия Иакова», «Евангелия от Никодима» и др. Сюжет иконы «Крестовоздвижение» - событие из истории церкви: вIV в. мать императора Константина Елена, производя раскопки в Иерусалиме, нашла крест Христов, и он был поставлен в храме - воздвигнут - как важнейший символ христианства.

Четырехчастная икона. Воскрешение Лазаря. Троица. Сретение.
Евангелист Иоанн диктует Прохору.
Рубеж XIV–XV вв. ГРМ, Санкт-Петербург

Иконы праздников составляют основу «праздничного» ряда иконостаса. Образa кладут на аналой посреди храма в день праздника, чтобы всякий входящий в храм сразу видел, какое событие отмечается церковью.

Каждый праздник имеет свой образ, запечатленный на иконе, также он имеет и свое поэтическое выражение в храмовых песнопениях в этот день. Иконография и гимнография разными средствами выражают одно и то же - смысл празднуемого события и его богословское толкование. Все праздники, как правило, имеют одну икону, только праздник Пасхи - две: Распятие и Воскресение, поскольку Пасха - это не тринадцатый праздник, а «праздников праздник, торжество из торжеств», он стоит в центре церковного календаря.

Образ Воскресения Христова в иконах выражается двояко. Древнейший извод (одна из разновидностей установленного канона), известный с раннехристианских времен, прямо соотносится с евангельским текстом - это «Жены-мироносицы у гроба Господня». На этой иконе изображается, как женщины пришли ко гробу Христа и нашли погребальную пещеру пустой, а ангел, сидевший на отваленном от входа камне, возвестил им, что Христос воскрес.

Сошествие во ад
Последняя четверть XIV в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

Второй извод, возникший уже в постиконоборческую эпоху, выражает богословскую интерпретацию Воскресения, он получил название «Сошествие во ад». Это образ победы Христа над смертью. На иконе изображается воскресший Христос, стоящий на поломанных крестообразных створках адских врат. Под ним разверзнута черная бездна, из которой Христос выводит Адама и Еву, первых людей, грехопадением ввергших человечество в царство смерти, за ними из ада выходят цари, пророки, праведники и проч.

В праздничный ряд иконостаса включались также иконы праздников, не входящих в число двунадесятых, но значимых с точки зрения церкви. Особое место всегда имели так называемые страстные иконы, посвященные последним дням земной жизни Христа, его распятию и погребению (в иконостасе они могут составлять даже отдельный ряд) - «Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Взятие Христа под стражу», «Христос перед Пилатом», «Поругание Христа», «Несение креста», «Положение во гроб», «Снятие со креста», «Оплакивание» и др. (Эти евангельские события вспоминаются в период Великого поста, предшествующий Пасхе.)

В послепасхальное время, в период от Пасхи до Троицы, вспоминаются следующие евангельские события: «Уверение Фомы», «Беседа Христа с самарянкой у колодезя Иаковлева», «Исцеление расслабленного» и др. На эти сюжеты написаны иконы. В их ряду есть образ, называемый «Преполовение», поскольку это празднование приходится ровно на середину послепасхального периода. А темой для иконы «Преполовение» послужил рассказ из Евангелия от Луки, в котором повествуется, как во время этого праздника Мария, Иосиф и Иисус посетили Иерусалимский храм. Когда пришло время возвращаться домой, Иисуса не оказалось с ними, Мария долго искала сына и наконец нашла его в храме беседующим со старейшинами и учителями, которые были удивлены, откуда у 12-летнего отрока такая мудрость и познания в Священном Писании. На иконе изображается Христос-отрок, сидящий среди израильских учителей.

Школа Рублева. Тайная вечеря
1425–1427. Троицкий собор
Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад

Среди других сюжетов, связанных с Евангелием, которые стали темой для создания образов,можно отметить историю Иоанна Крестителя или, как его именует древняя традиция, Иоанна Предтечи. Это целый цикл икон: «Рождество Иоанна Предтечи», «Ангел ведет Иоанна Предтечу в пустыню» (в более позднее время этот сюжет стал основой для иконы «Ангел-хранитель»), «Усекновение главы Иоанна Предтечи». К ним примыкает также «Обретение главы Иоанна Предтечи» по сюжету средневековых сказаний. На Руси очень любили образ «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». На этих иконах Иоанн изображался с крыльями, как ангел («ангел» в переводе с греческого значит «посланник», «вестник»), одетым в шкуры, с длинными всклокоченными волосами, как у ветхозаветного пророка. В руку Иоанна обычно помещается свиток с надписью «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…» - этими словами, согласно Евангелию, Иоанн начал проповедь. Иногда в руках он держит чашу со своей головой, символизирующую его мученическую смерть. На иконах Иоанна Предтечи часто можно видеть дерево и секиру, напоминающие слова пророка: «Уже и секира лежит при корне дерев, всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь».

Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием
Начало XV в. ГТГ, Москва

Помимо четырех Евангелий - от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, в Новый Завет входят книги: Деяния апостолов, Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Павла, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Сюжеты из этих книг чаще использовались в храмовых росписях, чем для написания икон. Однако образы из книги Откровения (Апокалипсис) послужили основой иконы «Страшный суд».

На ней изображается второе пришествие Иисуса Христа, который приходит как Царь и Судия. Он сидит на престоле в окружении двенадцати апостолов. Христос судит людей, отделяя праведников от грешников: и одни идут в жизнь вечную (образы рая, Царства Небесного изображаются в левой части иконы), а другие - на вечную муку (образы ада и преисподней изображаются в правой части иконы).

Перед престолом, на котором восседает Христос, изображаются Адам и Ева, первые люди, отпавшие от Бога, у их ног мы видим огромного змия-искусителя, который извивается по всей плоскости иконы, и его хвост уходит в бездну ада, откуда приходят силы зла. Тело змия бывает увито кольцами с названиями смертных грехов - «убийство», «ложь», «лицемерие», «сребролюбие», «властолюбие» и др. Но змей изображен поверженным, ибо Христос победил зло и смерть. В самом центре иконы, между раем и адом, изображается архангел Михаил с весами, он взвешивает души людей, определяя тяжесть их грехов. Тема «Страшного суда» может внушать ужас, но древние иконы написаны ярко и светло, в них нет мрачности, они не пугают, а вселяют надежду на то, что зло и смерть будут побеждены, а свет и любовь восторжествуют.

Статья опубликована при поддержке Компании «PlasmaOnLine». На любой крупной выставке и презентации не обойтись без широкого спектра специального оборудования. Компания «PlasmaOnLine» предоставляет в аренду экраны и звуковое оборудование для презентаций и выставок. Посетите официальный сайт компании http://plasmaonline.ru и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Сюжеты Ветхого Завета реже, чем сюжеты Нового, изображались на иконах, их гораздо чаще мы видим в храмовых росписях в силу повествовательности текста многих ветхозаветных книг. Ветхий Завет стал доступен для читателя в XVI–XVII вв., после того как в 1498 г. архиепископ Новгородский Геннадий (Гонзов) перевел на славянский язык весь корпус книг Ветхого Завета. В Ветхом Завете более шестидесяти книг и тысячи сюжетов. Но среди росписей наиболее часто встречаются следующие: Шестоднев (шесть дней творения мира), история Каина и Авеля, Вавилонская башня, Потоп и история Ноя, история патриархов: Авраама, Исаака и Иакова, Моисей и Исход из Египта, Давид, цари и пророки.

Высокий русский иконостас к XVII в. имел целых два ряда икон с ветхозаветными персонажами: пророческий (великие и малые пророки) и праотеческий (от Адама до Моисея). К числу пророков относят также царей Давида и Соломона - их легко отличить по царским одеяниям и коронам на головах.

Школа Дионисия. Шестоднев
Начало XVI в. ГТГ, Москва

Среди ветхозаветных пророков самым известным и чтимым был Илия, поэтому и иконография его весьма разнообразна. Большое распространение получили иконы «Илия-пророк в пустыне», где он сидит на камне и ворон приносит ему пищу. Также часто встречаются иконы «Огненное восхождение пророка Илии». На них пророк возносится на небо на огненной колеснице, а его ученик Елисей держится за его милоть (верхняя одежда из шкур). Милоть остается в руках Елисея как знак пророческой силы, переходящей от учителя к ученику.

Огненное восхождение Ильи-пророка
Конец XVI в. Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева,
Москва

Из историй, связанных с пророками, пожалуй, наиболее занимательна по сюжету история Ионы. Книга Ионы повествует о том, как Бог послал пророка в Ниневию проповедовать покаяние, но Иона, воспротивившись этому, решил убежать от Бога на корабле. Во время бури пророк был выброшен в море, где его проглотил кит. Три дня пробыл Иона во чреве кита и благополучно вышел из китового чрева как раз около Ниневии. Этот почти сказочный сюжет любили изображать еще в катакомбах, он вошел и в древнерусскую иконописную традицию, но особой изобретательностью отличаются иконы XVII в., в которых история Ионы приобретает характер занимательного рассказа.

Бывало, что образ в иконе со временем приобретал новый смысл и сюжет в определенный момент истории осмыслялся заново. Яркий тому пример «Гостеприимство Авраама». Сюжет этой иконы восходит к 18-й главе книги Бытия (первая книги Библии), в которой рассказывается, как к праведному Аврааму приходят три ангела (посланника) с вестью о том, что у него родится сын. Уже в римских катакомбах мы находим этот сюжет. Его изображали в раннехристианских мозаиках, на фресках и иконах в Византии и по всему христианскому миру.

Обычно на иконах эта история изображается подробно: три ангела сидят за столом, Авраам и Сара угощают гостей, слуга закалывает тельца и т.д. В таком изводе этот сюжет пришел из Византии на Русь, и уже в стенных росписях Софии Киевской мы видим эту композицию. Встречается она и в иконах - новгородских, псковских, московских и др. Нередко в этом сюжете видели намек на Троицу, и это обозначалось в символах, которые угадывались сквозь бытовой план повествования. В таком виде иконография доживает до начала XV века, когда Андрей Рублев создает икону, которую с полным правом можно назвать образом Святой Троицы – единого Бога в трех лицах. Иконописец отказывается от изображения Авраама и Сары, сосредоточивая все внимание на трех ангелах.

Согласно летописи, эту икону Андрей Рублев создал «в память и похвалу преподобного Сергия». Как известно, Сергий Радонежский посвятил свой монастырь Святой Троице, потому что видел в Божественном Триединстве совершенный образ единения и любви.

Но если на иконе Рублева изображена Троица, то возникает вопрос: кто из трех ангелов Отец, кто Сын, а кто Святой Дух?

Посмотрим на икону внимательно: на ней изображены три прекрасных юноши с золотыми крыльями, их лики очень похожи, словно это один лик, данный в разных ракурсах. Этим иконописец показывает, что Троица - это единый Бог в трех лицах. Ангелы сидят вокруг стола, на котором стоит чаша с головой тельца (образ жертвы). Фигуры двух боковых ангелов также образуют собой силуэт чаши, так что ангел, сидящий в центре, оказывается внутри ее. Он облачен в одежды Христа - темно-красный хитон и синий гиматий (синий цвет как символ неба присутствует в одеяниях всех трех ангелов). Ангелы ведут между собой тихую беседу, о чем свидетельствуют их склоненные головы и жесты, указывающие на чашу.

Эту рублевскую икону в Древней Руси называли также «Предвечный совет», который совершается внутри Троицы о жертве Христа, приносимой во имя спасения мира. Есть несколько версий смысла этого образа, ученые спорят между собой о толковании символов и изображенных лиц, но икона и должна содержать непостижимую до конца тайну. И в то же время образ Троицы доносит до нас главный смысл библейского сюжета: Бог приходит к человеку, разделяет с ним трапезу, чтобы приобщить его к вечной жизни.

ИКОНОГРАФИЯ СВЯТЫХ

Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой - это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов. Поклонение святым началось уже в первые века с почитания мучеников, затем стали почитать святителей (епископов), преподобных (монашествующих), благоверных князей, праведных мирян, юродивых, страстотерпцев и др. Образ святого на иконе дает возможность молитвенного общения с ним. Обычно святой изображается в том чине, в котором он послужил Богу. Одеяния тоже свидетельствуют о его подвиге или служении.

Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин - Варвара, Параскева, Екатерина. Последнюю иногда изображают с колесом - символ ее мученичества, но эта традиция пришла с Запада не ранее XVII в.

Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, - Георгий, Димитрий Солунский, Федор Стратилат и др. - изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. Однако в деисусном чине иконостаса воины предстают в одеждах знатных мирян, как придворные Небесного Царя.

Апостолов изображают в античной одежде - хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. К апостолам относят не только двенадцать ближайших учеников Христа, но и семьдесят, также согласно Евангелию избранных Христом. Часто в число двенадцати включают апостола Павла, который был призван уже после смерти и Воскресения Христа. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел - язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла - темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель, большая часть посланий, вошедших в Новый Завет, принадлежит ему.

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ
Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород

Святители перенимают эстафету ближайших учеников Христа и продолжают апостольское служение, поэтому их также изображают с Евангелием в руках. Епископы, пресвитеры, диаконы чаще всего прославлялись за их служение у престола Божия, и потому они предстают в полном богослужебном облачении, готовые к совершению таинства Евхаристии. На древних иконах святители облачены в крестчатые ризы (полиставрий), символизирующие ношение креста - и своего собственного, и своей паствы.

Глава у святых на древних иконах обычно обнажена в знак открытости перед Богом. Но иконография знает исключения: в головных уборах изображаются святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Спиридон Тримифунтский. Головной убор святителя Спиридона - это пастушеская шапочка. Он, будучи епископом, продолжал пасти овец, как это делал и до своего избрания.

С ХV в. головные уборы на иконах встречаются чаще: русские святители изображаются в белых клобуках в знак их особого служения. С ХVIII в. святителей и пресвитеров стали изображать не в богослужебном облачении, а в мантии, епитрахили, поручах, омофоре, черных клобуках, митрах.

Преподобные (монахи) обычно одеты в серо-коричневые одеяния, символизирующие смирение и молитву. У многих свитки в руках, развернутые или свернутые, так как они были учителями христианской жизни. На развернутых свитках обычно помещаются наставления, слова завещания ученикам. У святых иконописцев и защитников икон в эпоху иконоборчества в руках могут быть образа.

Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы. Цари и князья - в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в этом торжественном облачении они предстоят Христу (Христос нередко изображается на иконах святых в сегменте неба). Но есть исключения, например свв. Бориса и Глеба изображают в основном на конях, как воинов, а Даниила Московского и Александра Невского - часто в монашеском облачении, потому что в конце жизни они приняли монашеский постриг.

Особое место в иконографии занимают ангелы. Ангельский мир многообразен, по преданию, он содержит девять чинов. Часть из них получила вполне устойчивую иконографию: например, серафимы и херувимы изображаются шестикрылыми, с человеческими лицами. Архангелы в виде прекрасных крылатых юношей предстают на иконах то в доспехах, как воины небесного воинства, то в красивых туниках, как придворные Небесного Царя, а то в стихарях дьяконов, как участники Небесной литургии.

Надписи на иконах - важный элемент, они удостоверяют, кто или что изображено. В древней иконе надписи обычно предельно кратки, их задача - сделать изображение понятным, чтобы не было двойственности толкования.

Образ святого может сопровождаться также изображением его жития, это так называемые житийные иконы. Обычно они строятся по типу иконы с клеймами: в среднике крупно изображается святой, а на полях - сюжетные композиции с эпизодами его жития. Ряд житийных клейм окружает фигуру, словно разворачивающаяся кинолента, в которой перед нашими глазами проходят основные эпизоды жизни святого - от рождения до смерти и прославления.

ПРОЧИЕ СЮЖЕТЫ

Иногда темой для иконы может стать исторический факт, например «Вселенские соборы», «Крещение Руси», «Сретение иконы Владимирской Божьей Матери» и др. Изображали также события, связанные с вмешательством божественных сил в историю - «Покров Богородицы», «Чудо Архангела Михаила в Хонех», «Чудо от новгородской иконы Знамения». Легендарные или мифологические сказания тоже становились темами для иконописания, прославляющими победу светлых сил над силами зла. Самый яркий пример - икона «Чудо Георгия о змие». На ней прекрасный юноша в воинских доспехах, скачущий на коне, поражает копьем страшного змия. Иногда на заднем плане изображали город с жителями и царевну Александру, которую согласно одной из легенд и спас от змия святой Георгий.

Чудеса не только изображаются на иконах, но и сопровождают их историю. Существует много икон, которые прославились как чудотворные. В Древней Руси был даже особый жанр литературы - сказания о чудотворных иконах. Но на самом деле каждый молящийся знает - всякая икона чудотворна, ибо она открывает окно в мир горний, тот мир, в котором действуют свои законы. Это мир благодати, где царят вечные любовь и красота.

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом - Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) - Северные врата, справа - Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») - местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии - Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии - Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Lotusalp , GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

неизвестен , Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд - деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

неизвестен , Public Domain

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд - праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

Андрей Рублев и Даниил , Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд - пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

неизвестен , Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд - праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда - «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666-1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

anonimus , Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

В неисчислимом множестве икон Воскресения Христова на Руси большую часть составляют иконы Сошествия во ад — сюжета, известного в византийском искусстве, по крайней мере, с VIII в.; древнейшие из сохранившихся памятников — главным образом, миниатюры лицевых рукописей — датируются VIII—IX вв. Принято считать, что окончательно эта иконография сложилась к X—XI вв. , т. е. Древняя Русь получила иконографию Пасхи Господней в готовом виде.

Православная иконография не дерзает непосредственно изображать непостижимую тайну Христова Воскресения, раскрывая ее символически, либо в форме свидетельств, приведенных Евангелием — это Явление ангела женам-мироносицам, Уверение Фомы, Явление Воскресшего Христа ученикам и другие. Сюжет «Сошествие во ад» можно отнести также свидетельству — свидетельству пророческому.

В Псалмах Давида содержится целый ряд пророчеств о схождении Господа в преисподнюю и изведении оттуда душ праведников:

Яко не оставиши душу мою во аде… (Пс. 15:10);

Возьмите врата князи ваши, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен… (Пс. 23:7-8);

Господи, возвел еси от ада душу мою… (Пс. 29:4);

Яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85:13);

Яко приниче с высоты святыя Своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыхание окованных… (Пс.101:20-21).

Есть намек на избавление праведников от уз смерти Воскресшим Христом и у евангелиста:

Земля потряслась; и камни расселись и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Мф. 27:51-52).

Прямо говорит об этом избавлении апостол Петр:

Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3:18-19). Апостол Павел также говорит, что Христос нисходил в преисподние места земли… (Ефес. 4:9).

Литературной основой сюжета «Сошествия во ад» принято считать так называемое «Евангелие Никодима» — апокрифический источник, появившийся во II в. С ним перекликаются составленное в IV в. и использовавшее этот источник «Слово якорное» святителя Епифания Кипрского (Христос вкушением смерти сокрушил жало смерти, схождением во ад отнял [силу] ада, освободил узников); Гомилия 13-я «О сошествии Иоанна Крестителя во ад» и Гомилия «О сошествии Господа во ад» (частично дошедшая до нас в составе сербского рукописного сборника — РНБ) Евсевия, епископа Александрийского — автора рубежа V—VI вв. , а также целый ряд святоотеческих пасхальных поучений и богослужебных текстов.

До нас дошел целый ряд икон «Сошествия во ад», что подтверждает изначальную укорененность именно этой иконографии Воскресения Христова в искусстве Древней Руси.

На иконе «Сошествие во ад» XII в. (она находится в Государственном Эрмитаже) фронтально изображенный Христос с крестом в руках триумфально выводит из ада праотца Адама. Сюжет известен и в лицевом шитье — например, на саккосе святителя Московского Фотия (конец XIV в., хранится в Музеях Московского Кремля). Замечательные памятники этого времени находятся в Государственном Руссом музее («Сошествие во ад» из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, около 1500 г.), в Третьяковской галерее («Сошествие во ад» из Воскресенского собора Коломенского кремля, конец XIV в.) и ряд других.

На Руси сюжет «Воскресения Христова — Сошествия во ад» получил не только повсеместное распространение, но и творческое развитие; это т.н. развернутая иконографическая редакция, известная в русском искусстве с XVI в. Древнейшей из дошедших до нас икон развернутой редакции является икона Дионисия Гринкова «Воскресение -Сошествие во ад» 1568 г. из Ильинской церкви в Вологде (одно из клейм).

В нашей заметке приводятся примеры развития развернутой иконографической редакции «Воскресения Христова — Сошествия во ад» в памятниках, находящихся в провинциальных музеях.

Но прежде обратим внимание на востребованность сюжета «Воскресение — Сошествие во ад», что выражалось, в частности, во включении его в более сложные композиции храмовой росписи. В акафистном цикле выполненных Дионисием росписей соборного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — древнейшем из дошедших до нас изображений Акафиста Пресвятой Богородице в древнерусском искусстве — в иллюстрации к 12-му кондаку художник изобразил сюжет Сошествия во ад с разрыванием рукописания. Фреска Дионисия лаконична; иконописец стремился дать точную иллюстрацию текста акафиста: «Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа». В росписи представлен попирающий сокрушенные адовы врат Воскресший Христос, всех долгов Решитель. Он держит в правой руке раздранное рукописание, а левой извлекает из преисподней праотца — падшаго Адама. Эта деталь позднее повторена во многих храмовых росписях, посвященных теме акафиста (например, в московском храме Троицы в Никитниках), а также в иконах Сошествия во ад. Надо отметить, что Дионисий в храмовой иконе Воскресения Христова — Сошествия во ад того же собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (ныне она в Государственном Русском музее) при сохранении некоторых черт колористического и композиционного решения эту деталь не воспроизводит.

Икона «Воскресение — Сошествие во ад» из Псковского музея представляет собой сложную композицию, восходящую к целому ряду прототипов. Воскресший Спаситель изображен в круглой славе стоящим на сокрушенных адовых вратах. По правую руку от Него — Адам, за которым плотной группой стоят ветхозаветные цари и пророки (на переднем плане Соломон и Давид). Слева — Ева, припадающая к ногам Воскресшего Христа (она, как и Адам — в самом нижнем регистре обитателей ада), затем группа ветхозаветных праведных жен и праотцев. Выше всех в этой группе — Иоанн Предтеча, это самый недавний обитатель ада, он благовестил сущим во аде явльшегося плотию Бога.

Присутствие трех жен, окружающих Еву — достаточно редкая деталь в иконографии Сошествия во ад. Одна из жен протягивает руки к Спасителю, а Он простирает Свою левую руку к ней, повелевая выйти из преисподней.

Из характерных для псковских икон Сошествия во ад иконографических деталей отметим изображение двух ангелов в красных одеждах, связывающих сатану в глубине ада. В нижней части иконы изображены выходящие из гробов праведники в белых одеждах. Эта деталь встречается в русских иконах XVI в.

Еще одна псковская икона середины XVI в. из того же музея происходит из церкви жен-мироносиц «на скудельницах», т. е. стоящей на кладбище, где погребали странников, нищих и людей, умерших во время эпидемий (ср.: на Иудины тридцать сребреников была куплена земля горшечника, для погребения странников (Мф. 27:7). Видимо, село скудельничье — место добычи глины для изготовления посуды; в ямах из-под глины и производились захоронения умерших от моровой язвы, нередко в братских могилах. Во время чумной эпидемии 1522 г. в Пскове в одну «скудельницу» похоронили 11 500 человек. Церковь жен-мироносиц «на скудельницах» была построена в 1546 г.

Возможно, что икона написана не псковским мастером, а новгородским или даже московским: в ней нет типичных для псковской иконографии деталей: отсутствует крест в руке Спасителя — он заменен на свернутый свиток. Ад, в отличие от большинства псковских икон, изображен лаконично.

Еще одна замечательная икона «Воскресения — Сошествия во ад с праздниками, Страстями и Евангельскими сценами» находится в Муромском историко-художественном музее. Икона датируется 1699 г. и происходит из Георгиевской церкви города Мурома. Это — типичный образец «развернутой редакции» Сошествия во ад.

Иконы такого типа имели целые циклы клейм с изображением основных праздников годового богослужебного круга, а также событий Постной и Цветной Триоди. Средник представлял собой многосоставную композицию Сошествия во ад; тема Воскресения Христова продолжалась в клеймах.

Муромская икона не является каким-то новым словом в иконографии Воскресения Христова, это скорее типичная икона, использующая многочисленные более ранние и краткие варианты иконографии. Иконы, по типу которых создана муромская, известны по крайней мере с начала XVII в.

На среднике муромской иконы изображена фронтально расположенная фигура Воскресшего Христа, попирающего сокрушенны врата ада. У ног Спасителя — восстающие из гробов Адам и Ева, группа пророки и праведники. По правую руку Спасителя — Иоанн Предтеча, за которым расположились плотной группой пророки.

Дополнительные сюжеты средника иконы — это шествие праведников в рай, изображение самого рая (он обнесен стеной) и стоящий у врат рая благоразумный разбойник с крестом в руках. Он показан повторно уже в раю беседующим с праотцем Енохом и пророком Илией и изображен непосредственно над главой Воскресшего Христа. Отличительная особенность муромской иконы -фигуры двух ангелов, которые держат над головами выводимых Воскресшим Христом из ада праведников развернутые свитки (надписи на свитках сохранились фрагментарно).

Свитки с надписями есть и в руках у некоторых пророков:

У Иоанна предтечи — «Се аз видех и свидетель…»

У Псалмопевца Давида — «Радуйся зелосвятый Соломон»

У царя Соломона — «Воскресни, Господи Боже мой, да воз…»

У пророка Иезекииля — «Аз Езекеиль провиде врата»

У изображенных в раю пророка Илии — «Ревнуя и поревновах по Господе» и у праотца Еноха — «Се исполнися земл.»

Часть характерных сюжетов развернутой иконографической схемы «Сошествия во ад» в нашей иконе перенесена в самое большое и подробное из внешних клейм (18-е), занимающее около половины нижнего поля. Это клеймо иллюстрирует текст воскресного тропаря 2-го гласа, звучащий на полунощнице Великой Субботы и в Неделю жен-мироносиц. Здесь изображен пустой гроб со спящими воинами; подходящий к запертым вратам ада Христос с ангелами; ангелы, сковывающие сатану; ветхозаветные пророки, поклоняющиеся Христу. В правой части клейма изображен Христос со стоящими перед ним на коленях Адамом и Евой, а ниже — ангелы, выводящие ветхозаветных праведников из преисподней.

Вокруг средника располагается шестнадцать клейм внутреннего ряда с изображениями двунадесятых праздников — кроме двух переходящих, Входа Господня в Иерусалим и Вознесения, время празднования которых непосредственно зависит от времени наступления Пасхи. Эти сюжеты вынесены во внешний ряд клейм. Третий переходящий праздник — Сошествие Святого Духа на апостолов — изображен в виде Святой Троицы (клеймо 13). Цикл двунадесятых праздников дополняют изображения Зачатия Богоматери, Преполовения Пятидесятницы и Покрова, а также три сюжета Страстного цикла — Снятие со Креста, Положение во гроб, и Оплакивание Христа.

Во внешнем ряде клейм, помимо нескольких праздничных сюжетов, подробно иллюстрируются события, связанные с Воскресением Христовым, и явления Спасителя ученикам после Воскресения.

Эти сцены в качестве литературной основы имеют тексты ексапостилариев — песнопений, которые поются в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени после канона, вместо светильнов. Одиннадцать ексапостилариев, составленные в Х в. императором Константином Багрянородным, конспективно излагают содержание одиннадцати воскресных Евангелий, читаемых на утрени.

Клейма с изображением явлений Воскресшего Христа надписаны. Вот содержание надписаний в порядке расположения клейм, начиная с 6-го:

6. Явление Христа апостолам после Воскресения — «Со ученики взыдем на гору галилейскую верою Христа видети» (ексапостиларий 1-й).

7. Жены-мироносицы у гроба Господня — «Камень узревша отвален, мироносицы срадовахуся» (ексапостиларий 2-й).

8. Явление Христа Марии Магдалине — «Яко Христос воскресе никтоже да неверует, явися бо Марии — (ексапостиларий 3-й).

9. Явление ангелов женам-мироносицам — «Видим предстоящим в живоносном гробе мужи в блещащихся ризах» (ексапостиларий 4-й). На свитке одного из ангелов надпись: «Что ищете жива».

10. Явление Христа апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус — «Христос воста из мертвых, Клеопе и Луце спутешествова, има же и познася во Еммаусе» (ексапостиларий 5-й).

11. Трапеза Воскресшего Христа с учениками —

«Яко человек еси, Спасе, по существу, посреде став воскрес от гроба и брашна сопричастился еси» (ексапостиларий 6-й).

12. Апостолы Петр и Иоанн обретают гроб Христа пустым, с лежащими в нем погребальными пеленами — «Яко взяша Господа Марии рекшей, на гроб течаста Симон Петр и другий таиник Христов» (ексапостиларий 7-й).

13. Явление Христа Марии Магдалине — «Два ангела видевши внутри гроба, Мария удивляшеся и Христа не знающе вопрошаше» (ексапостиларий 8-й).

14. Явление Христа апостолам дверем затворенным и послание им Духа Святого — «Заключенным, Владыко, дверем, яко вшел еси, апостолы исполнил еси Духа Пресвятого, мирно дунув» (ексапостиларий 9-й).

15. Явление Воскресшего Христа ученикам на море Тивериадском — «Тивериадское море с детьми Зеведеевы, Нафанаилом с Петром же и со другима» «…иже Христовым повелением одесную ввергше мрежу, множество извлекоша рыб» (ексапостиларий 10-й).

16. Троекратное вопрошение Петра и уверение Петра в любви ко Христу — «По божественнем восстании трижды Петра: Любиши ли Мя? Вопрошаяй Господь». Спаситель держит свиток с надписью: «Симоне Ионин, любиши…». Ответ Петра написан на свитке, который он держит: «…и Господи, яко люблю Тя» (ексапостиларий 11-й).

18. Многофигурная развернутая композиция Сошествия во ад. Надпись: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» (тропарь воскресен 2-го гласа).

Представляется, что иконы Сошествия во ад «развернутой редакции» могут послужить прототипами как при написании храмовых икон Воскресения Христова, так и при разработке программы храмовой росписи.

Епископ Балашихинский Николай

Использованная литература:

  1. Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
  2. Иконы Мурома. // Древнерусская живопись в музеях России. Муромский историко-художественный музей. М., 2004.
  3. Иконы Пскова. // Древнерусская живопись в музеях России. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2003.
  4. Нерсесян Л. В. Об иконографических прототипах акафистного цикла в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. М., 2005.

Сюжет Благовещения Пресвятой Богородицы появляется в галерее христианских изображений практически с самого начала – уже в росписях древнеримских катакомб. Интересно, что если большая часть катакомбной живописи носила аллегорический характер, то Благовещение было одним из немногих сюжетов с прямым, не символичным изображением.

Современная икона кисти архимандрита Зинона

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

Что означает пурпурный цвет в иконографии Благовещения

На Востоке в связи с иконоборческими гонениями подобного рода изображения практически не сохранились. Однако образ Богородицы в одеяниях земной царицы в Византии не прижился и без влияния иконоборчества. Византийские живописцы более тонко подошли к тому, как можно одновременно изобразить и царственное достоинство, и простоту Богоматери, и нашли выход. В Византийской империи наиболее явным признаком царственности были не золото или каменья, а пурпурный цвет.

Император мог не носить короны и не держать в руках скипетра, но одна только пурпурная обувь могла указать на его статус. Поэтому на иконах Богородица изображается всегда в простой одежде обычных женщин средиземноморского региона античной эпохи, но цвет этой одежды - непременно пурпурный различных оттенков, для христиан византийского культурного ареала безошибочно указывал на царственность.

Есть и ещё одна деталь в иконографии Благовещения, где пурпурный цвет сыграл свою роль. В руках Богородица часто держит веретено и пряжу. Это неслучайно. С одной стороны, это отголосок апокрифических преданий, согласно которым Богородица в доме Иосифа работала над пряжей для завесы Иерусалимского Храма. Но церковная гимнография внесла в эту деталь дополнительный смысл. Например, в великом каноне прп. Андрея Критского есть такие слова, посвященные Богородице: «Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася. Темже Богородицу воистину Тя почитаем» («Как из пурпурового состава, Пречистая, мысленная багряница плоть Эммануила во чреве твоем соткалась, посему тебя, как Богородицу, воистину почитаем» - перевод митр. Никодима (Ротова)). Как видим, плетение пурпурной нити из пряжи здесь символизирует таинственное зачатие Царя Небесного в самый момент Благовещения.

Фрагмент иконы Благовещения. Византия. XII век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

Благовещение – это диалог

Сам смысл события – в благовестии архангела Гавриила и принятии этого благовестия Богородицей. Перед иконописцем встает задача: как передать графически этот диалог? Самый простой вариант – написать соответствующие реплики. Пример такого приема можно увидеть среди мозаичных росписей Софии Киевской (пожалуй, самого древнего из сохранившихся на нашей земле изображения Благовещения) – на предалтарных столбах собора изображены с одной стороны благовествующий Гавриил в сопровождении греческой надписи: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою…», с другой – Богородица с надписью: «Се раба Господня».

Однако не каждый знает, что диалог архангела и Девы Марии имеется в классических иконах Благовещения уже сам по себе, даже без сопроводительных надписей. Стоит вспомнить, что христианская культура выросла из культуры античной, и многие элементы античности, очищенные от язычества, вошли в христианское искусство.

Так и здесь. Архангел Гавриил в иконах Благовещения изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно так же и ответный жест Богородицы в єтом контексте трактуется, как принятие Ею благовестия:

Икона. Византия. XIV век. Македония. Охрид. Галерея икон Народного музея

Момент непорочного зачатия Сына Божьего

Икона очень часто изображает мир видимый и невидимый, совмещает изображения прямые и символические. Помимо диалога Богородицы и архангела иконописцы передают и сам момент зачатия Сына Божьего. Вверху иконы мы часто видим отображение горнего мира в виде сферы. От этой сферы исходит луч в сторону Богородицы. Порой вместе с лучом пишут голубя – наиболее известный знак явления Святого Духа.

Но ведь в иконе совмещаются не только пространство, но и время. Одна из древнейших русских икон Благовещения (т.н. «Благовещение Устюжское») XII века изображает не только саму сцену архангельского благовестия, но и воплощение Сына Божьего. Христос на этой удивительной иконе присутствует дважды: сперва – внутри небесной сферы в образе «Ветхого деньми» и одновременно – во чреве Богородицы в виде Младенца:

Простой сюжет с течением времени обрастает деталями

В основном эти детали черпались из Священного Писания и богослужебных текстов. Например, на многих иконах Благовещения присутствует стена, либо ограда, за которой растет дерево. Это так называемый «вертоград заключенный» (запертый сад) из «Песни песней» Соломона. Символ этот Церковью толкуется как один из прообразов Богородицы в Ветхом Завете, что нашло место в церковной гимнографии (1-й тропарь 9-й песни канона Октоиха 8-го гласа в субботу на повечерии): «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос»


Миниатюра рукописи. Византия. XIII век. Афонские музеи

Но часто бывает, что некоторые искусствоведы, далекие от Церкви, очень любят находить в иконе то, чего там нет. Хотя для правильного понимания отдельных деталей в иконе, порой, достаточно знать и любить православное богослужение.

Столь разнообразная иконография Благовещения Пресвятой Богородицы иногда выходит за формальные рамки непосредственного события. Например, согласно апокрифическим преданиям, перед своим появлением в доме Богородицы архангел сперва окликнул ее у колодца (так называемое «Предблаговещение»). Этот сюжет тоже занял свое место в иконографии праздника:

Фреска. Сербия. XIV век. Сербия. Косово. Высокие Дечаны

С течением времени продолжали появляться новые сюжеты, детали, акценты. Но мы не ставим перед собой задачу описать все то, что можно найти в энциклопедиях.

За всеми второстепенными деталями мы не должны забывать о сути события. Архангельское благовестие и его принятие Богородицей – это не просто иллюстрация к Священному Писанию. Это – великий символ сотрудничества (синергии) Бога и человека. Господь не может насильно преступить нашей воли, и только добровольное согласие человека с Божьей волей может принести достойный плод, когда и мы вслед за Богородицей сможем повторить: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).

У многих людей при посещении храмов в дни Святой Пасхи может возникнуть легкое недоумение – на центральном аналое (так называется подставка для икон) в разных церквях могут лежать разные по своему сюжету иконы этого праздника. В одном месте верующий увидит изображение Христа, выходящего из отворенной пещеры. В другом случае перед ним предстанет более сложная композиция, на которой Спаситель выводит людей из ада.

Оба сюжета считаются пасхальными. Они в равной мере вошли в традицию Русской Православной Церкви, что иногда порождает недоумение у верующих. Ведь обычно то или иное новозаветное событие изображается одинаково вне зависимости от иконописной школы или эпохи. Но вот с Пасхой получилось иначе – она имеет сразу два иконографических типа изображения. Так что же символизируют собою те элементы, которые мы видим на иконах светлого Христова Воскресения?

Наиболее древними образцами пасхальной иконографии считаются византийские миниатюры, фрески, мозаики и рельефы. На них, как правило, изображено событие, изложенное в апокрифическом (то есть не вошедшем в Библию) евангелии от Никодима. Вот отрывок, положенный в основу первых пасхальных икон:

И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив Диавола, увязал его, предал его муке вечной и увлек земного отца нашего Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние (XXII).

В учении всех древних христианских Церквей утверждение о том, что Христос после Своей телесной кончины сошел в ад, является принципиальным моментом. Сошествие Спасителя в места пребывания душ всех умерших людей было продолжением той миссии, ради которой Господь воплотился, стал Человеком, принял страдания, поругания и смерть. Поскольку после грехопадения всякий человек независимо от личного благочестия или греховности направлялся именно в ад, то и Иисус как истинный Человек идет Своей душой туда же. Однако как истинный Бог Он не только свободен от власти тьмы над Собою, но и Сам имеет власть разрушить адские чертоги, освободив оттуда всех, кто там оказался. Эти ключевые моменты и отображены на византийской иконе Воскресения Христова.

Практически все византийские изображения строятся по таким принципам:

– Фигура Христа расположена в центре, на фоне нескольких окружностей, из нее исходят стилизованные лучи. Все это символизирует небесную славу Спасителя, Его божественное достоинство и могущество. Ведь, согласно учению святых отцов, Господь даже в аду не переставал быть Богом.

– В руках Иисус держит Крест, поскольку именно этим страшным орудием казни Он благоволил совершить дело спасения.

– Одежда на Христе изображена весьма необычным образом. Если присмотреться, то заметно, что края Его плаща не свисают, как обычно, а парят в воздухе, походя больше на крылья херувима. Такой живописный прием неудивителен: икона показывает не то, как Господь спускается в ад, а то, как Он уже поднимается оттуда. Потому и складки одежды столь характерно вздуты – едва достигнув преисподней, Спаситель начинает движение вверх. Именно это движение и передают иконописцы с помощью развевающегося плаща.

– Под ногами Христа зияет черная бездна. На многих иконах среди густой черноты просматривается антропоморфная фигура. Это – сатана, поверженный Спасителем и связанный до дня второго пришествия. Иногда вместе с сатаной иконописцы помещают и других бесов. Бывает и так, что дьявол показан в паре с еще одним темным субъектом. Это – персонифицированное изображение самого ада, побежденного Христом.

– Примечательно, что ноги Господа не касаются черной пропасти под Ним. Он полностью над нею. Это еще раз подчеркивает, что изображаемое событие происходит не в глубинах ада, а вне него.

– Христос стоит на двух скрещенных продолговатых плитах, а еще ниже разбросаны обломки металлических предметов. Это – створки адских ворот, которые Господь сокрушил Своим могуществом. А обломки – это замки, цепи, засовы, петли и прочие элементы все тех же ворот. Именно так в древности изображались победители и покорители вражеских городов – стоящими на сломанных досках.

– Фон, на котором разворачивается сюжет (если не брать во внимание пропасть под ногами Спасителя), – золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют собою царское достоинство Христа, а также неземную, вечную славу Спасителя, Его благодать. Кроме того, фон не просто золотой, а в виде золотых стилизованных скал, которые в иконографии являются символом небесного царства. Все перечисленные элементы еще раз указывают, что событие происходит вне ада, на пути к раю.

– Среди людей, которых выводит Христос, прежде всего выделяются Адам и Ева. Они обычно изображены встающими с колен – символ того, что до этого они находились в падшем состоянии, но теперь Господь их восстанавливает в былом величии. Примечательно, что рука Адама, за которую нашего праотца выводит из ада Сам Господь, – обвисшая и слабая. Это тоже символ – символ невозможности спасения без Бога.


Вот такие детали мы видим на иконе Воскресения. Западный вариант этого образа немного отличается от византийских образцов – в них Господь не исходит из ада, а входит в него. Но, в принципе, обе вариации очень похожи, и отличия между ними заметны только при внимательном рассмотрении. В качестве примера западного «Сошествия в ад» можно привести знаменитую фреску Андреа Бонаиути да Фиренце во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (середина XIV века).

Общая идея и византийского, и западноевропейского пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Но существует и другой тип пасхальной иконы. На ней изображен Христос, выходящий из открытой погребальной пещеры. Иногда можно увидеть не пещеру даже, а просто саркофаг с откинутой крышкой. Также довольно часто по сторонам от Спасителя показаны ангелы и/или римские воины, в страхе попадавшие ниц от такого видения.


В XVII – XIX веках эта икона получила очень широкую популярность у нас на Руси. В Европе же она стала распространенной еще раньше. Причина всеобщей народной любви к ней довольна проста – эта икона почти не имеет никаких символических деталей и показывает вполне земной момент. Сюжетно она более привычна и доступна для восприятия молящегося. Но многие исследователи указывают на неточности и несоответствия изображения догматической традиции Церкви.

– Евангельское повествование говорит об ангелах, сидящих не снаружи, а внутри гроба.

– Воины, часто изображаемые на подобных иконах спящими, не могли спать, поскольку в римской армии дисциплина была железной, и сон на карауле карался смертью.

– Самое же главное несоответствие церковному преданию состоит в том, что для выхода Христа из гроба не нужно было отваливать камень от входа в пещеру. Тело Христово после Воскресения не знает никаких внешних преград. По преданию, Спаситель покинул гробницу без каких-либо внешних эффектов, а воины полночи стерегли пустую камеру. Ангелы появились лишь под утро, чтобы отвалить камень и показать всем, что Христос уже воскрес.

Тем не менее, и древняя византийская композиция, и более новое изображение Христа у пещеры относятся к одному Празднику – Воскресению Господню. Дню, когда все мы ликуем и радуемся той победе над злом и смертью, которую принес в мир Воскресший Спаситель.