Большое количество христианских праздников в году так или иначе связано не только с личностями святых, но и с мощами последних. В православном календаре можно прочитать в наименовании религиозных дат выражения, прямо на это указывающие: «обретение мощей», «перенесение мощей». 12 сентября – один из таких праздников. Он посвящен .


Житие и личность святого

Герой данной статьи родился в Переяславле–Залесском 30 мая 1220 года. Отцом его был князь Ярослав Всеволодович, человек милосердный и кроткий. Матерью святого являлась рязанская княжна Феодосия Игоревна. Александр был вторым сыном княжеской четы.

Детство свое будущий полководец провел в родном городе. Там же был осуществлен княжеский постриг Александра, являвшийся, по сути, обрядом посвящения отрока в воины. С ранних лет князь ходил в походы вместе с отцом. В 1235-м году он был задействован в сражении на реке Эмайыги, результатом которого явился разгром немцев. В 1236-м после отъезда отца в Киев Александр стал самостоятельно управлять Новгородом. Спустя три года князь женился на дочери полоцкого князя Брячислава, по мнению некоторых историков – своей тезке. Молодые получили благословение на брак от Ярослава, который совершил обряд посредством иконы Божией Матери Феодоровская.


После Русь столкнулась сразу с двумя бедами: с востока на нее шли ордынские полчища, одолеваемые жаждой завоевания, а с запада – «крестоносцы», войска германских рыцарей. Когда и те, и другие вторглись на русскую землю, Александр стал искать поддержки у Бога. В то время князю не было еще 20-ти лет. Он долго вел беседы с Господом в храме Святой Софии. А после, получив благословение архиепископа Спиридона на брань, во главе небольшой дружины поспешил пойти на недругов.

Впоследствии вопрос с ордынским игом был решен Ярославом - ценой великих трудов. Александр же после смерти последнего, скончавшегося от отравления, продолжил поддерживать и укреплять достигнутый отцом с Золотой Ордой союз. Он сблизился с сыном Батыя, принявшим христианство.

Европе Александр не доверял. Он не хотел, чтобы на Руси место православия заняла уния. Никакие прельщения Римского папы не могли изменить решение благоверного князя.


Много раз за историю своего правления Александру приходилось отражать набеги то татар, то шведов, то немцев. Четыре раза он ездил в Золотую Орду для подтверждения мирных соглашений между империей татаро-монголов и Русью. И каждый раз князю удавалось это. Более того, стараниями святого наступила эпоха великой христианизации языческого Востока.

Князь Александр Невский был прекрасным дипломатом, правителем, талантливым военачальником и великим молитвенником. Он никогда не отступал от намеченных целей, какие бы препятствия не вставали у него на пути. Самым знаменитым сражением с участием Александра явилась Невская битва, произошедшая 15 июля 1240 года и состоявшаяся между войском под командованием князя и шведами. В этом бою святой проявил недюжинную отвагу и одержал заслуженную победу. За нее и прозвали Александра Ярославича Невским.

Кончина и перенесение мощей

Возвращаясь в очередной раз из Золотой Орды, князь тяжело заболел. Он умер, даже не доехав до Владимира, в Городце. Душа князя отошла ко Господу, когда тот оказался в местном монастыре. Случилось это 14 ноября 1263 года. До смерти Александр успел принять иноческую схиму с именем Алексий.

Погребение благоверного князя состоялось 23 ноября 1263 года в соборной церкви Рождественской обители, что в городе Владимире. Сразу же после похорон началось почитание Александра. Открытие мощей святого состоялось перед Куликовской битвой в 1380 году. В тот же период было установлено местное празднование в связи с этим важным для всей Руси событием.


Непосредственное перенесение мощей, которому посвящен праздник 12 сентября, произошло при Петре I. В этот день, в 1721 году (по старому стилю – 30 августа) упомянутый выше император заключил Ништадский мир по окончании длительной и трудной войны со шведами. Указанное событие имело большую важность как для венценосной особы, так и для всей страны, посему Петр Великий порешил освятить дату перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, тогда – новую северную столицу государства Российского.

Зимой следующего года, а именно 8 февраля на место упокоения благоверного князя во Владимире, в Рождественский монастырь прибыл архиепископ Феодосий. Именно ему Петр поручил организовать перенесение останков Александра Невского в стольный град. Объединившись с архимандритом обители отцом Сергием, представитель духовенства освидетельствовал мощи полководца, размещавшиеся в гробнице из серебра. Само мероприятие перенесения мощей началось 11 августа 1723 года. Перед этим совершены были литургия и водосвятный молебен. Затем мощи подняли, переместили к южным дверям собора и положили в ковчег. А уже его торжественно понесли в Троицкий монастырь Санкт-Петербурга. Владимир провожал святыню колокольным звоном, раздававшимся до самой полуночи.


Историки поэтапно восстановили путь святых мощей благоверного князя Александра Невского . 17 августа святыня прибыла в Москву, 23-го числа – очутились на территории Клина, спустя три дня – в Твери, 28-го августа прибыла в Торжок, 31-го числа оказалась в Вышнем Волочке. 9 сентября мощи миновали озеро Ильмень и очутились в Новгороде, 20-го – в Шлиссельбурге. Там их поместили в каменном храме и оставили до 1724-го года.


Возобновление перенесения мощей Александра Невского произошло по инициативе Петра Великого. 24 июля он приказал архиепископу Феодосию ехать в Шлиссельбург и завершить начатое, уложившись во вполне определенные сроки: до конца лета. В результате утром 30 августа 1724-го года Невский флот под управлением самого Петра I-го и с сановниками на галере двинулся вверх по Неве. Когда эта процессия возвращалась в родные пенаты с мощами Александра Невского, она была торжественно встречена пушечным выстрелом и колокольным звоном. Тело святого перенесли в Александро-Невскую Лавру. Оно и сегодня там, в Лавровском соборе хранится, положенное в серебряную раку. Эту гробницу пожертвовала императрица Елизавета Петровна.



Указом от 2 сентября 1724 года Петр Великий установил на 30 (12) августа празднество, посвященное перенесению мощей благоверного князя в Санкт-Петербург. Спустя три года оно было отменено, однако уже в 1730-м вновь вступило в свои права. В ту пору свет увидела составленная архимандритом Гавриилом Бужинским служба, соединившая в себе прославление святого Александра Невского и воспоминание о Ништадском мире.

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии - в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Лицевой летописный свод. XVI век

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь - вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.

Семирадский Г. И. Александр Невский в Орде. 1876

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.

Князь Александр Ярославович родился в 1220 (по другой версии - в 1221) году и скончался в 1263 году. В разные годы жизни князь Александр имел титулы князя Новгородского, Киевского, а впоследствии великого князя Владимирского.

Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения.

Лицевой летописный свод. XVI век

Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь - вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью.

Семирадский Г. И. Александр Невский в Орде. 1876

Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде.

На современное представление об Александре Невском повлияла советская пропаганда, говорившая исключительно о его военных заслугах. Как дипломат, строивший отношения с Ордой, и уж тем более как монах и святой, он был для советской власти совершенно неуместен. Потому и шедевр Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» рассказывает не обо всей жизни князя, а лишь о битве на Чудском озере. Это породило расхожий стереотип, будто к лику святых князь Александр был причислен за свои военные заслуги, а сама святость стала чем-то вроде «награды» от Церкви.

Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Почитание князя Александра как святого началось сразу же после его кончины, тогда же была составлена довольно подробная «Повесть о житии Александра Невского». Официальная канонизация князя произошла в 1547 году.


23 ноября/6 декабря Православная Церковь вспоминает святого благоверного князя Александра Невского . Празднество было установлено в память о чуде, произошедшем в день погребения святого.

Святой благоверный великий князь Александр Невский - национальный герой русского народа. Великий полководец и дипломат, сыгравший большую роль в русской истории. С давних времен Александр Невский является небесным покровителем Русского Воинства, а к настоящему моменту также святым покровителем городов Санкт-Петербурга и Волгограда. Сотрудники Федеральной службы безопасности считают святого Александра Невского своим небесным покровителем, а с января 2010 года и сотрудники Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Довольно рано став политическим лидером Русской земли, святой благоверный великий князь Александр Невский явил себя мудрым государственным деятелем, возглавившим страну в один из самых тяжелых и опасных периодов ее истории. По всем оценкам, Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил исключительный талант не только полководца, но и дипломата. Не только воинской доблестью заслужил Александр любовь и почитание русского народа. Не за одни труды по защите Отечества Православная Церковь причислила князя к лику святых. Александр Невский всегда стремился обеспечить Руси самое важное - мир. Этому служили и его меч, и его слова.

Человек крайнего мужества и крайнего смирения, великий князь Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в Городце-на-Волге и был похоронен во Владимире, в Рождественском монастыре, 23 ноября 1263 года. Согласно преданию, за девять дней пути от Городца до Владимира его тело не проявило признаков тления, а при погребении произошло еще одно чудо: когда хотели разжать пальцы усопшего, чтобы вложить в них духовную грамоту, князь сам простер руку и взял ее. После этого великий князь был признан местным святым. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.

Икона Святого Александра Невского помогает тем, чья профессия связана с военным делом, а также с дипломатической работой. Мужчинам, чьим покровителем является этот святой, образ станет защитником, сберегая от любого зла, помогая сохранить здоровье, обрести долголетие и мир в душе.

Князь Александр Невский родился в 1220 году, его отец великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович из рода Рюриковичей.

Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности. Рюрик, старший из братьев, пережил своих братьев, присоединил области родственников к своей, стал основателем и родоначальником династии. На протяжении более 700 лет Рюриковичи под покровом Божиим вели Россию путем исповеднического служения. Князь Александр Невский родился незадолго до монгольского нашествия. Под руководством своей благочестивой матери Феодосии, он получил хорошее по тому времени образование, носившее глубоко религиозный характер.
Детство и юность свою он провел в Новгороде, где сначала княжил его отец, а затем и он в очень юные годы принял бремя правления. В то время русские князья давали своим детям хорошее образование. Их учили грамоте, чтению духовных книг, воинскому искусству, дипломатии.
Наставниками князя были лица духовные, да и само обучение носило, главным образом, характер ознакомления с истинами христианской веры, дышало христианским благочестием.

Старинные новгородские летописи оставили нам словесный портрет князя:

«Он был высок ростом, силен, строен и прекрасен собою. Голос имел звучный. Кроткий и ласковый в обращении, он невольно внушал уважение к себе своими выдающимися душевными качествами, а некоторых смирял грозой своего гнева и примерного наказания». Характер князя Александра сформировался в результате его взаимоотношений с Великим Новгородом. Новгородцы не ладили с князем Ярославом из-за его крутого нрава, а Александр был достаточно мудр и осторожен. Новгородцы приняли его и считали своим князем.

Александр Невский жил в тяжелое время для России – это порубежное время. Киевская Русь уже отходила в прошлое, раздираемая междоусобными бранями, а Московская Русь еще не началась. Зачинателем ее станет в последствии младший сын Александра Невского святой князь Даниил Московский.

В середине XIII столетия Ангелом – Хранителем для Руси явился Александр Невский. Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств по слову Писания:

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10.16).

Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития.
Сугубый подвиг выпал на долю святого Александра: для спасения России он должен был одновременно явить доблесть воителя, и смирения инока.

Великий стол в то время находился во Владимире , но многие княжества стремились к самостоятельности. Великая Новгородская купеческая республика была практически независимым государством, обладала огромными богатствами и самостоятельностью, но более всего новгородцы гордились своей «вольницей». И то, что они пригласили к себе на княжение юного княжича Александра, говорит о нем, как о личности незаурядной уже в молодые годы.
Новгородская область оставалась свободной от татарского разорения. Впервые Русская земля услышала о татарах в 1223 году. Казалось, предчувствуя что-то страшное, сама природа исполняла слова древнего пророка. Суровым испытанием и великой скорбью посетил Господь народ, в огне искушений смиряя остатки гордыни древних руссов. Татарская гроза, уничтожавшая города и селения, орошавшая поля русской же кровью; с другой стороны – восстали против России шведы, ливонцы и литовцы. Во время татарского ига русский народ приобрел драгоценный талант смирения, который в последствии лег краеугольным камнем в величественное здание Русского Православного царства.
Подвиг брани предстоял князю на берегах Невы и на льду Чудского озера: святыня Русского Православия требовала защиты от латинского поругания.
Всей душой, чувствуя в Церкви «столп и утверждение истины» , понимая значение этой истины в Русской судьбе, князь вступил в служение «удерживающего» Русской земли – державного защитника чистоты церковного вероучения.
Победа князя Александра на Неве в 1240 году – первый успех русского оружия, именно в честь этой замечательной победы над шведами молодого князя стали называть Невским. На это сражение шведский король отправил многочисленное войско, святой князь Александр вышел на встречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога. Битве предшествовало чудесное видение, бывшее ижорцу Пелгусию. Тот созерцал ладью с гребцами, овеянными мглой, и двух лучезарных витязей, стоявших, обнявшись, в этой ладье. Это были святые князья – страстотерпцы Борис и Глеб.
«Брате Глебе, - сказал Борис, - всем грести, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Святославовичу!»
Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной. Однако охотники расширить свои владения за счет русских земель не переводились.
В 1242 году произошло Ледовое побоище , задержавшее продвижение германцев на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом.
Неутомимо сражаясь, Александр Невский вел оборонительную войну, не стремясь к захвату чужих территорий. Мужество и благородство были присущи этой высокой душе. Новгородцы радостно торжествовали свою победу. Но вскоре за этим с запада начали наступать католики. Взяты были Юрьев и Псков. Явная опасность грозила и Новгороду. Между тем, в Новгороде происходили сильные беспорядки, так что князь Александр вынужден был удалиться из него в Суздальскую землю. Под влиянием опасности, новгородцы образумились и просили благоверного князя возвратиться к ним и помочь отразить врага. Не помнил обиды, доблестный князь возвратился в Новгород.
5 апреля 1242 года был положен конец притязаниям крестоносцев, что, однако, вовсе не означало прекращения многолетней вражды. За год до своей кончины святой князь опять воевал против запада; в поход на Юрьев – Ливонский он послал сына Димитрия и брата Ярослава.

Князь Александр княжил в Новгороде с 1236 года, а в 1239 году он венчался с княжной Александрой Брячиславовной Полоцкой в городе Топорце. Будущая жена князя, княжна Александра из рода полоцких князей (из того самого рода, что и святая Ефросиния Полоцкая, которой император Константинопольский Мануил подарил икону Пресвятой Богородицы Эфесской, известной в России как Корсунская Пресвятая Богородица). По преданию, икона была написана евангелистом Лукой еще во дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Именно этой иконой благословляли перед свадьбой княжну Александру, и затем она стала их семейной иконой.

Во временя татарского ига многие князья ездили на поклонения к хану Батыю.
Нестерпимо унизительными казались князю эти поездки. Оскорбленное самолюбие князя заставило его искать пути освобождения от монгольской зависимости.

В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей – баскаков, а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими княжествами. Первому этому унижению подвергся великий князь Ярослав Всеволодович, отец святого Александра. С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а одного из своих сыновей – Константина – отправил даже в далекий Каракорум, в ставку Великого хана.

В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело – дать его тому или иному князю. Батый принял святого Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану. Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском , поручив всю Южную Русь и Киев.
Возможно, именно в это время святой князь обратил ко Христу сына всемогущего Батыя, царевича Сартака, став его побратимом (о чем имеются показания арабского историка). От него Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями – Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, и это открывало перед святым Александром широкие возможности в деле объединения Руси под единой властью великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Возрастание Русского Православного царства совершалось на почве, уготованной мудрой политикой князя.

Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот. Сартак был умерщвлен своим дядей – Берке, который и стал ханом.
Ради любви к родной земле и ради спокойствия своего народа князь ездил в Орду и дважды в далекие монгольские степи. Православная церковь прославила князя за его служение Отечеству, помочь народу в дни испытаний и бедствий, а также за смирение, с которым он нес свой крест по жизни. Казну свою князь тратил на выкуп пленных, которых татары уводили в полон.
Авторитет князя Александра Невского был очень велик даже среди ордынцев; так, с помощью митрополита Владимирского Кирилла он добился разрешения у хана открыть в Орде две епархии, Саранскую и Подонскую, договорился об отмене службы русских полков в татарской армии, которая совершала грабительские набеги на славянские земли. Был он тверд в православной вере и отверг посягательство папы и римских миссионеров на русских верующих.

С 1252 года великий князь Владимирский – еще три раза ездил в Орду, своей мудрой политикой достигая многих важных для народа облегчений. Когда осенью 1263 года князь, возвращаясь из Орды на родину с радостными вестями, заболевает, чувствует, что умирает. Перед смертью он принял схиму, высший иноческий чин, с именем Алексий. 14 ноября 1263 года день кончины великого князя Александра.

Весть о кончине святого Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блаженный митрополит Кирилл, находясь в это время во владимирском храме, увидел князя Александра как живого, но в неземном сиянии. Он понял, что князь преставился и со слезами на глазах, выйдя к народу, воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!» . Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.
Тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено во владимирской соборной церкви Рождественского монастыря.
Современники повествуют, что при отпевании усопший князь сам, как бы живой, простер руку и принял грамоту с разрешительной молитвой из рук митрополита.

Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной.
Житие Александра Невского есть военная героическая повесть. Заключительные слова жития выражают христианскую идею этой героической жизни: «Тако бо Бог прославил угодника Своего, яко много тружеся за землю русскую, живот свой, полагая за православное христианство».

Святой благоверный князь Александр, ходатайствует перед престолом Всевышнего, за нас, чтобы дух веры и благочестия никогда не оскудевал в нашем отечестве, чтобы все мы – и великие и малые – преуспевали более и более в благочестии и вере.
С тех пор Александр Невский живет в памяти народной: в 1547 году он был прославлен на московском соборе и причислен к лику святых.
В 1630 в Москве митрополитом Филаретом был устроен первый храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Это была надвратная церковь над Тайницкими вратами в Кремле.
Очень почитал святого князя Александра император Петр Великий. Петр I вправе считал себя потомком святого благоверного князя. Но прежде всего он видел в Александре Невском своего великого предшественника в борьбе за сохранение за Россией невских берегов и выхода к Балтийскому морю.
В 1717 году в Санкт-Петербурге по его указанию был заложен монастырь – Троицкая Александро-Невская лавра. Героя Невской битвы император Петр избрал небесным покровителем для своего любимого города.
В 1724 году по приказу Петра Великого мощи святого благоверного князя Александра Невского из Владимира переносят в Санкт-Петербург – для благословления новой столицы и освящения ее этой древней святыней: Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых. С тех пор мощи святого пребывают в Александро–Невской Троицкой лавре.
После смерти Петра Великого императрица Екатерина I учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского, которым награждали за особые заслуги перед Отечеством.

С 30 августа 1726 года торжественно празднуется день перенесения мощей святого князя в лавру. А в 1745 году императрица Елизавета Петровна устроила для мощей серебряную раку, изготовленную из первого серебра Колыванских рудников.
Государыня Екатерина II в 1774 – 1790 годах построила в лавре Троицкий собор и приказала перенести мощи туда – там они покоятся и по сей день.

Помня подвиг Святого благоверного князя Александра Невского, защитника земли Русской и веры православной, разгромившего надменных псов-рыцарей, и мечом своим поставившего их предводителю Биргеру клеймо на лоб, дабы им не изменяла историческая память.
Как только забывал Запад об этом, Русь неизменно напоминала тем, что ставила всем им клеймо святого Александра. Получили его Карл XII, Наполеон, Гитлер. Все они яростно ненавидели нашу веру, наш образ жизни, нашу преданность Русскому пути правды.
Трехсотлетняя петербургская традиция почитания святого благоверного князя Александра Невского ныне достойно продолжена воздвижением конного монумента в честь небесного покровителя северной столицы.

Прекрасный, гордый монумент – «конный и оружный» князь точно преградил врагу вход в Святые ворота лавры, высоко держа копье – атрибут змееборца.

Владыко Владимир С.-Петербургский и Ладожский сказал: «Памятник Александру Невскому поставлен нам в напоминание, что он защитник наш. Приходите и молитесь здесь!» - и этот призыв ко всем прийти в лавру был исторически верен, так как орденским храмом кавалеров Ордена святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного еще в 1725 году, являлся Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Образ и имя святого князя Александра Невского – это символ исторической преемственности: от Древней Руси – к петербургской, императорской России, и от Российской Империи – к мощи Советского Союза – к мощи России.
Поэтому воздвижение памятника благоверному князю именно сейчас, в безвременье новой смуты, богато государственными и национальными смыслами.
Власти Петербурга намерены увековечить Невскую битву, установив еще один памятник св. Александру Невскому на месте знаменитого сражения в устье реки Ижора (ныне – Колпинский район города на Неве).
12 сентября Русская Церковь отмечает перенесение мощей блгв. Кн. Александра Невского (1724) и обретение мощей блг. Кн. Даниила Московского (1652).

Существует красивое предание, связанное с именем святого благоверного князя Александра Невского: «Говорят, если в городе есть действующий храм во имя благоверного князя, то в этот город никогда не войдет враг».
В нашей Екатеринодарской епархии, в столице Кубани г.Краснодаре почитание святого благоверного князя Александра Невского отмечено возрождением двух святынь. В начале ул.Красной, на месте старого казачьего войскового храма в честь святого благоверного князя Александра Невского, построенного в 70-х годах ХIХ века, и просуществовавшего до 21 января 1930 года возрожден храм-часовня Александра Невского.
2005 год ознаменовался важнейшим событием, имеющим непреходящий духовный смысл: открыл свои двери войсковой казачий собор - белокаменный красавец, освященный в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Восстал из руин не просто очередной храм, а войсковой собор, что для казачьего края имеет особое значение.

Тропарь Александру Невскому, глас 4:

Познай свою братию, российский Иосифе, / не в Египте, но на небеси царствующий,/ благоверный княже Александре, / и приими моления их, / умножая жита людем плодоносием земли твоей, / грады владычествия твоего ограждая молением // и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Используемый материал:

1. Труды митрополита Иоанна(Снычева), « Русская Симфония», изд. «Царское Дело» , С-Пб. 2004г.
2.Выдержки из «Русской Истории» Н.И.Костомарова Изд. «ЭКСМО» Москва 2003г.
3.Русская Симфония. Очерки русской историософии – митр. Иоанн;
4. Справочный материал. Православный календарь;
5. Очерки православных газет;
6. Жития святых.

Статью подготовила Малиновская Н.С.