1. В ходе осуществления международной торговли сложились оп­ределенные обычаи, которые стали называться базисными ус­ловиями поставки (далее - БУП). Их использование в опреде­ленной мере упростило обмен товарами, однако в силу их раз­личного толкования в отдельных странах между контрагентами возникали противоречия в определении обязательств сторон.

В целях унификации толкования БУП Международная торго­вая палата первоначально издала в 1936 г. сборник толкований международных торговых терминов "Инкотермс" {International Commercial Terms - INCOTERMS). Данный сборник периоди­чески обновляется. В настоящее время действует 7-я редакция издания - "Инкотермс-2000".

БУП, наряду с условиями платежа, являются одним из 2 главных условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обяза­тельных условий. БУП определяют:

Обязанности продавца-экспортера и покупателя-импортера по
доставке товара до оговоренного места назначения;

Момент перехода риска гибели;

Момент перехода права собственности от продавца к покупателю.
Чаще всего БУП не выделяется в отдельный раздел контракта,
так как ссылка на БУП традиционно содержится, как минимум,
в 2 разделах внешнеторгового контракта: "Предмет контракта",
"Цена и общая сумма контракта".

Исключение составляют типовые контракты, имеющие широ­кое распространение в международной торговле, где базис по­ставки выделяется в виде свободной строчки на лицевой сто­роне типового контракта.

Условия называются "базисными", так как являются основой при определении внешнеторговой цены (в зависимости от распреде­ления транспортных расходов по доставке товара между про­давцом и покупателем). Наряду с этим БУП оговаривают наи­более важные вопросы, связанные с организацией доставки товара до места назначения. Каждый базис определяет 3 основных момента:

Распределение между продавцом и покупателем транспортных
расходов, т. е. какие расходы и до какого момента (географиче­ского пункта) несет продавец-экспортер, а какие - покупатель-импортер;

Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения,
утраты или гибели груза, а также права собственности на товар;

Дату поставки товара.

2. В "Инкотермс-2000" содержится толкование 13 БУП , расположен­ных последовательно друг за другом по принципу возрастания рас­ходов и ответственности продавца по доставке товаров. Эти 13 условий, в свою очередь, сгруппированы в 4 группы: Е, F, С, D .

Таким образом, цена ДДП будет самой дорогой, но в то же вре­мя и самой удобной для покупателя, так как предполагает дос­тавку товара до места назначения при условии, что все расходы и риски несет продавец. Самая простая для продавца и обре­менительная для покупателя - EXW (самовывоз покупателем с завода).

Кроме того, все базисы подразделяются на универсальные условия, которые могут быть применимы для любого способа транспор­тировки, включая смешанную перевозку, и специальные, пред­назначенные для какого-то одного вида транспорта.

К специальным базисам относятся все "водные" термины - ФАС, ФОБ, СФР, СИФ, ДЕС и ДЕК.

Отдельно стоит термин ДАФ, который, хотя и не относится к группе специальных базисов, на практике применяется только при поставках по железной дороге или автотранспортом.

Учитывая деление БУП на универсальные и специальные, во избежании недоразумений и конфликтов базисы следует при­менять грамотно и корректно: водные базисы следует приме­нять только для водных перевозок, а универсальные - для всех остальных.

Краткое содержание базисных условий поставки:

1. ЭКСВ - С завода в поименованном пункте (Ex Works... Named
Place - EXW). По данному базису продавец выполняет свои обя­
зательства по поставке, когда он передает товар в распоряже­
ние покупателя у себя на предприятии (заводе, складе, плантации).
При этом товар должен быть подготовлен продавцом для от­
правки в транспортабельном состоянии (полностью готов к от­
грузке). Подает транспортное средство к погрузке и организует
погрузку товара покупатель. Погрузка осуществляется за счет
покупателя.

Покупатель несет все риски за организацию перевозки до места назначения. На нем также лежит таможенная очистка и получе­ние экспортной лицензии.

2. ФСА - Свободно у перевозчика в поименованном пункте (Free
Carrier... Named Place - FCA). Продавец считается выполнив­
шим свои обязательства по поставке товара, прошедшего вы­
возную таможенную очистку, с момента его передачи в распо­
ряжение перевозчика в поименованном пункте. Чаще всего этим
поименованным пунктом является грузовой терминал магист­
рального транспорта (железнодорожная станция, автомобиль­
ная станция, аэропорт). У продавца есть возможность выбора:
он может поставить товар на своем предприятии (предполо­
жим, на предприятии имеется железнодорожная колея) и тогда
он отвечает за погрузку товара на транспортное средство пере­
возчика; или доставить за свой счет товар на терминал магист­
рального транспорта, где перевозчик за счет покупателя раз­
гружает товар, прибывший на транспортном средстве продавца.
Данный базис предполагает участие в перевозке любых видов транс­
порта, включая смешанные перевозки.

ФАС - Свободно вдоль борта судна в поименованном порту от­правления (Free Alongside Ship... Named Port of Shipment - FAS). Продавец считается выполнившим свои обязательства по по­ставке, когда товар размещен вдоль борта судна на причале в со­гласованном порту отгрузки. С этого момента покупатель дол жен нести вес расходы и риски гибели или повреждения товара. Обязанность по обеспечению таможенной очистки и получе­нию экспортной лицензии лежит на продавце.

ФОБ - Свободно на борту судна в поименованном порту от­грузки (Free on Board... Named Port of Shipment - FOB). Прода­вец считается выполнившим свои обязательства по поставке с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. С этого момента (т. е. начиная со стивидорских расходов по раз­мещению груза в трюмах судна - штивки) покупатель должен нести все расходы и риски гибели или повреждения товара. По условиям FOB на продавца возлагаются обязанности по очист­ке товара от пошлин для экспорта.

Данный базис может применяться только при перевозке груза водными видами транспорта (морским, речным).

3. СФР - Стоимость и фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost and Freight... Named Port of Shipment - CFR). При данном базисе поставки продавец обязан оплатить расходы и фрахт, не­обходимые для поставки товаров в порт назначения. Риск утра­ты, порчи или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в пор­ту отправления. В соответствии с базисом CFR на продавце ле­жат обязательства по экспортной очистке товара от пошлин.

Данный базис применятся только при водных перевозках (морской, речной транспорт).

СИФ - Стоимость, страхование, фрахт в поименованном порту отгрузки (Cost, Insurance, Freight... Named Port of Shipment - CIF).

Продавец несет те же обязанности, что и при базисе СФР, но должен также обеспечить страхование груза от рисков в пользу получателя. Продавец заключает договор страхования и пере­сылает полис вместе с другими документами получателю.

Данный базис применяется только при водных перевозках.

СПТ - Провозная плата оплачена до поименованного пункта (Carriage paid to... Named Place of Destination - CPT). По дан­ному базису продавец оплачивает доставку товара до поимено­ванного пункта в стране назначения. Риск утраты, порчи, хи­щения и т. д. переходит с продавца на покупателя в момент передачи товара в распоряжение первого перевозчика в пункте отправления.

Данный базис применяется при перевозках любым видом транс­порта, в том числе в смешанных сообщениях. В обязанности продавца по данному базису входит осуществление экспортной та­моженной очистки.

СИП - Провозная плата и страхование оплачены до поимено­ванного пункта (Carriage and Insurance Paid to... Named Place of Destination - CIP). По этому базису продавец несет те оке обя­занности, что и по базису CUT, но с тем дополнением, что про­давец должен обеспечить страхование товаров от рисков во вре­мя транспортировки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец обязан обеспечить таможенную очистку товара для экспорта.

Данный базис является "сухопутным" ("неводным") эквивалентом базиса СИФ.

4. ДАФ - Поставлено на границе в поименованном пункте (Delivered at Frontier... Named Place - DAF). Обязанности продавца счи­таются выполненными, когда товар очищен от вывозных та­моженных пошлин и поступает на пограничный пункт страны отправления, имея в виду автомобильный или железнодорожный переход на границе. Под термином "граница" понимается любая граница, включая границу страны назначения. В этой связи необходимо точно оговаривать пограничный переходный пункт или место.

Данный базис предназначен для применения при перевозках по же­лезной дороге или автотранспортом.

ДЕС - Поставлено с судна в поименованном порту (Delivered Ex Ship... Named Port of Destination - DES). Обязательства про­давца считаются выполненными с момента поставки товара в распоряжение покупателя в порту страны назначения. Все риски по доставке товара в порт назначения несет продавец. Импортная таможенная очистка товара осуществляется покупателем. Данный базис поставки может использоваться только при пере­возках водным транспортом.

При заключении договора купли-продажи стороны, наряду с другими условиями, должны согласовать и зафиксировать базис поставки товара. Базис поставки устанавливает: обязанности Продавца по поставке товара; момент перехода рисков порчи и утраты товара с Продавца на Покупателя; распределение расходов по перевозке, перевалке, страхованию и таможенному оформлению товара между Продавцом и Покупателем. Различаются контракты отгрузки и контракты доставки. В первом случае Продавец передает товар Покупателю в обусловленном пункте (или в порту) страны отправления. Во втором случае Продавец передает товар Покупателю в согласованном порту или пункте страны назначения. До этого момента он несет риски порчи или утраты товара. Контракты отгрузки, как правило, отвечают интересам обоих участников сделки. Продавцу они позволяют получить контрактную цену товара задолго до того, как он будет доставлен в порт (пункт) назначения. Покупатель получает право выполнять финансовые операции с товаром (продать, заложить) с момента получения товарораспорядительного документа; это особенно важно, если Покупателем является не потребитель, а торговая фирма. Для того чтобы систематизировать все возможные формы базы поставки товара и унифицировать обязанности сторон в каждом варианте, Международная торгово-промышленная палата в 1936 г. разработала типовые правила, которые были сведены в специальный документ - Инкотермс-1936. для удобства пользования каждому варианту базы поставки товара присвоен особый код. Он состоит из начальных букв английских слов, определяющих обязанности Продавца по поставке товара, а следовательно, расходы и риски, которые включены в цену товара. По мере развития международной торговли в правила Инкотермс вносились необходимые дополнения и изменения - в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 гг.

Правила Инкотермс-90 разработаны с учетом следующих особенностей современной внешней торговли: Развитие контейнерных мультимодальных перевозок. В связи с этим введены новые варианты базы поставки. Одновременно исключены из общей системы ранее применявшиеся частные формы FOR/FOT (free on rail / free on track) и FOB аэропорт. Использование для морских перевозок судов смешанного «река-море» плавания. Поэтому в соответствующих формах базы поставки товара указывается, что Продавец обязан заключить договор на перевозку товара в указанный порт назначения на морском судне или подходящем судне внутреннего водного плавания. Внедрение электронных систем передачи информации. С учетом этого предусматривается, что вместо обычных товаросопроводительных и транспортных документов продавец может направить покупателю эквивалентное электронное сообщение. Все предлагаемые в Инкотермс-90 варианты базы поставки товаров распределены на четыре группы: Группа Е включает только один вариант ex works (EXW), с завода. По этой базе поставки Продавец обязан передать товар Покупателю на своем складе, полностью готовым к транспортировке, но без оплаты таможенных пошлин и сборов. Риск порчи и утраты товара переходит с Продавца на Покупателя с момента, когда товар передан в его распоряжение; Группа F включает три основных базиса поставки: FCA - free carrier (named point), т. е. свободно у перевозчика в указанном пункте страны отправления. Продавец обязан погрузить товар на транспортное средство, предоставленное Покупателем, - на своем складе, либо доставить его на терминал перевозчика. Риски порчи или утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента, когда товар погружен на транспортное средство, предоставленное Покупателем, или доставлен на терминал перевозчика. FAS - free alongside ship (named port of shipment) - свободно вдоль борта судна, предоставленного покупателем в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар на причал вдоль борта судна, в пределах действия береговых (судовых) грузовых средств. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент доставки товара на причал вдоль борта судна. FOB - free on board (named port of shipment) - свободно на борту судна, предоставленного Покупателем, в обусловленном порту погрузки. Продавец обязан за свой счет доставить товар в порт и погрузить его на борт судна. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента пересечения товаром релингов судна. Базис поставки FOB имеет две разновидности. FOB and trimmed (stowed) - в этом случае Продавец обязан не только погрузить товар на судно, но и оплатить штивку (укладку) груза. FOB liner terms - при перевозке груза на линейных условиях судовладелец организует и оплачивает грузовые работы в портах погрузки и выгрузки. Соответствующие расходы включены в ставку фрахта, 26 которую оплачивает Покупатель. Поэтому обязательством Продавца является только доставить товар на склад порта отправления. В целом все варианты базы поставки товара, которые входят в группу P, предусматривают, что Продавец должен погрузить товар на транспортное средство (судно, вагон, автомашину) или сдать его на склад перевозчика (причал порта погрузки). Транспортное средство для выполнения магистральной перевозки предоставляет и оплачивает Покупатель. Группа C включает четыре основные разновидности базы поставки: CFR - cost and freight (named port of destination). В цену товара входит стоимость самого товара и фрахт до обусловленного порта назначения. Продавец обязан доставить товар в порт, погрузить его на борт зафрахтованного им для этой цели судна и оплатить фрахт. CIF - cost, insurance and freight (named port of destination). В цену товара входит стоимость самого товара, его страховка на время перевозки между портами, указанными в коносаменте, и фрахт. Продавец должен доставить товар в порт отправления, зафрахтовать судно, погрузить товар на судно, застраховать груз на время перевозки в пользу Покупателя и оплатить фрахт до порта назначения. Риски порчи и утраты груза по сделкам CFR и CIF переходят с Продавца на Покупателя в момент перехода грузом релингов (поручней) судна в порту погрузки. Разновидностью этих сделок является база поставки товара на условиях CFR (CIF) liner terms. Как уже отмечалось, при перевозке на линейных условиях судовладелец организует, оплачивает и включает в тариф провозной платы стоимость погрузки и выгрузки груза. Поэтому при базе поставки товара CFR (CIF) liner terms Продавец должен оплатить в ставке фрахта не только перевозку товара до порта назначения, но и его выгрузку в этом порту на склад. CPT - carriage paid to (named point destination), т. е. перевозка оплачена до указанного пункта в стране Назначения. В отличие от сделок на базе CFR, Продавец оплачивает не только морской фрахт, но и довозку товара по территории страны назначения до согласованного пункта. CIP - carriage, insurance paid (to named point), т. е. перевозка и страховка груза оплачены до условленного пункта в стране назначения. В отличие от Базиса поставки CIF Продавец оплачивает не только морской фрахт и страховку груза на время его морской перевозки (или перевозки «река-море»), но и довозку груза до пункта назначения внутренними видами транспорта и страхование груза на период такой перевозки. Риски порчи и утраты груза по сделкам CPT и CIP переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара Продавцом первому перевозчику. Поставка товара на этих условиях (CPT или CIP) может также предусматривать, что Продавец в согласованном пункте назначения обязан выгрузить товар на склад, если это оговорено контрактом. Группа D состоит из пяти вариантов базы поставки. DAF - delivered at Frontier (named terminal): поставка до границы страны Экспортера. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя с момента передачи товара Продавцом в указанном месте поставки на границе. Если договором не установлено иное, то перегрузка (или смена колесных пар) на границе проводится за счет Покупателя. DES - delivered ex ship (named port of destination): поставка с судна в порту назначения. Продавец оплачивает доставку товара в порт, его погрузку на судно и морскую перевозку; несет риски потерь и повреждений товара до момента его предоставления в распоряжение Покупателя на борту судна в порту назначения. Базис поставки DEQ - delivered ex Quay (named port of destination): поставка с причала в порту назначения. В отличие от базы DES, в обязанности Продавца входит не только доставить товар в порт назначения, но и выгрузить его в этом порту на причал. В течение всего этого периода Продавец несет риски порчи и утраты груза, импортные пошлины и сборы, если иное специально не оговорено в договоре, оплачивает Продавец. DDU - delivered (named point) duty unpaid: поставка до терминала в стране Импортера, пошлина не оплачена. Продавец оплачивает все расходы по доставке груза до согласованного терминала, кроме таможенных пошлин. Риски порчи и утраты груза переходят с Продавца на Покупателя в момент предоставления груза в его распоряжение на согласованном терминале. DDP - delivered (named point) duty paid: Единственным отличием от Базиса поставки DDU является то, что таможенные пошлины и сборы в стране назначения оплачивает Продавец. В целом приведенные выше варианты базы поставки товара и их модификации охватывают все возможные варианты распределения между Продавцом и Покупателем обязанностей по организации доставки товара, расходов и рисков, связанных с этой доставкой: от передачи товара Покупателю на складе Продавца (ЕХМ) до доставки товара Продавцом на склад Покупателя - с отнесением на Продавца всех расходов и рисков, связанных с такой перевозкой. Страхование товара на время транспортировки. В большинстве вариантов поставки понимается, что каждая из сторон (Продавец и Покупатель) страхует товар на ту часть транспортировки, когда она несет риски его порчи и утраты. Однако имеются два исключения - Базисы поставки CIF и CIP. В этих случаях Продавец обязан застраховать товар в пользу Покупателя, который несет риски порчи и утраты груза с момента прохождения грузом релингов судна (CIF) или с момента его погрузки на транспортное средство (CIP). Инкотермс-90 детально определяет обязанности Продавца и Покупателя в части поставки товара. Эти обязанности сгруппированы.

Количество и качество ценности, их стоимость, место исполнения контракта (базис поставки), сроки его исполнения, условия платежа , гарантии, упаковка и маркировка и другие необходимые реквизиты.  

Термины и словосочетания в словаре расположены в строго алфавитном порядке. После каждого термина (словосочетания), как правило, приводится его эквивалент на английском языке. В тексте словарных статей основной термин обозначается начальными буквами. Для облегчения пользования словарем и повышения его информативности в необходимых случаях применены ссылки путем пометки - (см.). В конце словаря приводится алфавитный указатель английских терминов с эквивалентами на русском языке и указанием страниц их местонахождения. В дополнение к словарю дана таблица коммерческих понятий для указания условий (базиса) поставки товаров в соответствии с международными правилами "Инкотермс".  

КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ для указания условий (базиса) поставки товаров (приводятся в соответствии с международными правилами толкования)  

В западных странах, например, традиционные партнеры не предъявляют формальных требований к такому документу, как запрос покупателя на товар, поэтому в курсе рассматривается вариант запроса, который одинаково применим и на российском, и на международных рынках . Условия поставки и платежа во внешнеторговых контрактах обычно сложнее, чем в сделках на внутренних рынках , поэтому в курсе изучаются базисы поставки и платежи, применяемые во внешней торговле . В ряде случаев, когда одинаковые по звучанию в российском и международном праве понятия, например "торговый агент " или "безотзывный аккредитив ", трактуются различно, рассматриваются оба толкования.  

Обоснуйте базис поставки.  

Товар находится в порту отправления. Вы, Экспортер, для включения в оферту выбираете базис поставки с наименьшей для себя ответственностью за судьбу товара.  

Поясните ваш подход к выбору базиса поставки.  

В разделе контракта "Цена" фиксируется номинал цены либо порядок его определения и здесь же указывается базис поставки, поскольку цена как денежное выражение стоимости товара для различных условий поставки будет различной.  

Во внешнеторговой практике цены, рассчитанные с применением вышеназванных методик, указываются в сочетании с базисом поставки обычно в терминологии Инкотермс-2000.  

В табл. 9 представлена схема формирования розничной цены на товар с момента его производства, далее показано влияние транспортных и прочих расходов на различных базисах поставки и, наконец, затраты на реализацию товара конечному покупателю. Для более полной картины затрат импортера в табл. 10 показаны примерные статьи калькуляции.  

Коммерческие условия а) цена б) базис поставки в) курс валюты и т. д.  

Введение поправок на коммерческие условия 1) на базис поставки 2) на условия платежа 3) на условия поставки 4) валютные поправки 5) на торговые скидки и т. д.  

Прорабатывает с Подрядчиком транспортные условия контрактов купли-продажи с иностранными фирмами и заключает их на базисах поставки, согласованных с Подрядчиком.  

Инкотермс не регулирует момент перехода права собственности , а законодательства разных стран регламентируют его неодинаково. В контракте такая регламентация не устанавливается, что может вызвать споры. В контракт можно включить и отдельные условия Инкотермс без общей ссылки на Правила. Инкотермс следует отличать от другого издания МТП Коммерческие термины (№ 16, 1953 г.), в котором содержатся сведения о торговых обычаях, толкующих контрактные условия, определяющие базис поставки. Для применения торгового обычая не требуется ссылка на него в контракте.  

Если в условиях поставок по какой-либо позиции у продавца или покупателя указано "нет обязательств", тс любая из этих сторон может выполнить те или иные обязанности контрагента по его поручению и за его счет, но тем не менее эти процедуры не являются обязательствами, вытекающими из базиса поставки.  

Цена в контракте указывается в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу на согласованном базисе поставки. При этом стороны оговаривают, как понимается установленная цена , т. е. входят ли в нее расходы, связанные с отправкой груза, за тару, упаковку, маркировку и др.  

Приведение по фактору базиса поставки производится в тех случаях, когда базис расходится с желательным и принятым для ценовых расчетов. Поправка осуществляется посредством прибавления или вычитания из цены расходов на фрахт и (или) страхование. Импортные цены обычно приводят к условиям поставки "СИФ российский порт" или "франко-граница", а экспортные - "ФОБ российский порт" или "франко-граница".  

Наименование пункта отправления при базисах поставки EXW и группы F и пункта назначения при заключении контракта на условиях групп С и Д.  

Приобретение учтенных на бирже переводных гарантий и поручительств на реализацию предполагает, во-первых, (и это наиболее действенная мера), приобретение учтенных на бирже ранее полученных кем-то от заинтересованных покупателей (заказчиков) данного продукта гарантийных писем, в которых они обязуются при соблюдении оговоренных условий по цене, количеству, комплектации и качеству продукта , базису поставки (принятии продавцом определенного варианта стандартных обязательств, связанных с транспортировкой, страховкой, таможенным оформлением и обстоятельствами приемки товара) и т.п. закупить продукт фирмы к назначаемому сроку. Биржа может организовывать специализированную котировку подобных гарантий и торговлю ими.  

Последнее обстоятельство в контракте может быть урегулировано как в самом стандартном базисе поставки (если он применяется), так и особо, дополнительно. Это можно делать в любом случае, даже если таким образом дублируются общепринятые условия уже включенного в контракт международного стандартного базиса поставки.  

При воздушных перевозках поставки осуществляются франко-место сдачи товара к перевозке организации воздушного транспорта в стране Продавца. Базис поставки предусмотрен в соответствии со сложившейся практикой взаимоотношений между организациями воздушного флота и клиентами, поскольку после сдачи товара грузоотправитель лишен возможности контролировать деятельность организации воздушного флота по отправке груза.  

Иностранный партнер в соответствии с контрактом в условленное время поставил необходимое сырье. В договоре был определен базис поставки - СИФ Москва. Курс на день прохождения таможни составлял 4580 руб. Таким образом, таможенная стоимость сырья составила 458000000 руб.  

Выбор базиса поставки ФОБ, СИФ, франко-вагон -граница и т. д. согласовывают покупатель и продавец.  

Согласно договору комплектация заказываемого оборудования четко определена, и нам не понятно, почему Ваши представители настаивают на том, что мы должны поставить в случае необходимости дополнительное оборудование за свой счет, если это не входит в стоимость контракта. Тем более, это приведет к изменению базиса поставки, так как поставлять экстренно во время монтажа необходимо самолетом или автотранспортом, что повлечет повышение цены.  

Поставочная спецификация не в состоянии исчерпывающе перечислить все узлы, механизмы и отдельные детали, подлежащие поставке. Мы покупаем машины в комплекте, и в Ваших интересах отгрузить линии полностью в установленные сроки, чтобы не нести дополнительных расходов при немедленной поставке и изменении базиса поставки.  

РАСЧЕТ ЦЕНЫ ПО ЭКСПОРТУ (export pri e al ulation) - внутренний документ, составляемый во внешнеторговом предприятии для обоснования эффективности намечаемой экспортной операции. В нем указываются

Контрактная цена и что такое базис поставки?

В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена - это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки .

Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

Что такое - fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает - и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда - недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства. Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce - The World Business Organization http://www.iccwbo.org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила - Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки - Basis terms of delivery. Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий .
Если у вас дорогой груз или его надо доставить в несколько таможен то в России самый простой и наименее затратный вариант - это нанять таможенного перевозчика .

Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

  • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
  • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
  • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются - покупателя.
  • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
  • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами - сроки поставки.

В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий - FOB и CIF.
Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

FOB условия поставки

Заключая контракт на условиях , продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки .
Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов. При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.

CIF условия поставки

Если не вдаваться в детали - за транспорт платит продавец , если - за транспорт платит покупатель . Разница между ценой и ценой равна стоимости доставки в порт назначения.

Транспортные условия и коммерческие риски

Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия . При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

  • порт погрузки и выгрузки товара;
  • точка передачи или перевалки груза;
  • вид чартера или коносамента;
  • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
  • порядок определения сталийного времени;
  • нормы погрузки и выгрузки;
  • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

Инкотермс также не оговаривает , кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно - кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

Термины Инкотермс (Incoterms) и их особенности

Incoterms или Инкотермс (International commerce terms) — международные правила, для однозначного толкования терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю (франко место). Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи.
Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.

EXW (от английского EX Works) + название завода/шахты/склада. Продавец предоставляет покупателю товар прямо на своей территории. Ни за погрузку, ни за таможенную очистку товара продавец ответственности не несет. Естественно, при таких условиях цена товара является минимальной.
Важно! Договор на условиях EXW может быть дополнен отдельным соглашением, возлагающим на продавца обязательства, связанные с загрузкой товара на транспортное средство и его отправкой до указанного покупателем места назначения. Если же покупателю требуется, чтобы продавец провел еще и экспортную таможенную очистку груза, проще воспользоваться условием FCA.

FCA (от английского Free Carrier) + название места отгрузки. Продавец обязан доставить товар к обозначенному покупателем перевозчику и организовать таможенную очистку груза. За погрузку и разгрузку товара продавец несет ответственность, только если это происходит на его территории.
Важно! Перевозчиком при этом условии будет считаться не только полноценная транспортная компания, но и любой экспедитор. Т.е. «перевозчик» - это тот, кому продавец передал груз по согласованию с покупателем, даже если саму перевозку такой «перевозчик» осуществлять не будет.

FAS (от английского Free Alongside Ship) + название порта отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и разместить его возле борта указанного покупателем судна или портовой транспортной баржи. Таможенная очистка также входит в обязанности продавца (если в договоре не указано иначе).
Важно! Данное условие используется только для морских перевозок.

FOB (от английского Free On Board) + название порта отгрузки. Помимо доставки товара в порт и организации его таможенной очистки, в обязанности продавца входит его погрузка на указанное покупателем судно.
Важно! Ключевой пункт этого условия («вдоль борта») закрепляет переход рисков с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна. Поскольку такой способ погрузки совершенно неприменим для некоторых типов грузов и судов (к примеру, для Ro-Ro), в этих случаях следует использовать условие FAS или FCA.

CFR (от английского Cost and Freight) + название порта назначения. Продавец организует доставку товара в порт отгрузки, его таможенную очистку и погрузку на указанное покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт.
Важно! Условие используется только при морских перевозках. Несмотря на то, что расходы по доставке груза в порт назначения несет продавец, риски переходят на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки.

CIF (от английского Cost, Insurance and Freight) + название порта назначения. Помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также несет расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара.
Важно! Условия СИФ используются только при морских перевозках. Продавец страхует товар по минимальной ставке (110%). Увеличение покрытия страховки за счет продавца должно быть указано в договоре отдельно, либо покупатель должен самостоятельно оплатить его.

CPT (от английского Carriage Paid) + название места назначения. Продавец отвечает за доставку груза перевозчику, таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения.
Важно! Риски гибели или порчи товара ложатся на покупателя в момент передачи груза продавцом перевозчику. Как и при условии FCA, «перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

CIP (от английского Carriage and Insurance Paid) + название места назначения. Продавец оплачивает доставку груза указанному покупателем перевозчику, его таможенную очистку, страховку и перевозку до места назначения.
Важно! Продавец страхует товар по минимальной ставке. «Перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

DAT (от английского Delievered ad Terminal) + название терминала. В обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем терминал в стране прибытия. Все расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар также ложатся на продавца.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, и для комбинированных перевозок. В понятие «терминал» входит любой терминал (авиа, авто, ж/д), а также причал, склад и т.п.

DAР (от английского Delievered at Point) + название пункта назначения. Продавец должен доставить готовый к разгрузке с транспортного средства товар в указанное покупателем место назначения.
Важно! Данное условие применимо, в том числе, к комбинированным перевозкам.

DDP (от английского Delivery Duty Paid) + название места назначения. Продавец обязан доставить растаможенный товар к месту, указанному покупателем. Продавец также несет все расходы, связанные с уплатой пошлин и прочих сборов в процессе доставки товара покупателю.
Важно! Если НДС на таможне (в числе прочих сборов) уплачивает иностранный поставщик, российский покупатель-импортер не сможет принять этот таможенный НДС к вычету.

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор - плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор - хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется.... В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков-получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО - ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся....

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов - сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор.... Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие - для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List...

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп ${\large ({p.p.})}$ и груз ${\large (gr)}$. Все переменные, относящиеся к каждому из этих объектов, будут маркироваться верхним индексом $T$, ${\large {p.p.}}$ и ${\large {gr}}$ соответственно. Например, собственная масса тягача будет обозначаться как $m^{T}$.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы..... Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных - вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае - зависит от удельного веса груза (Stowage Factor ) .