Выбрать профессию не так-то просто даже взрослому человеку с устоявшимися взглядами на жизнь, не говоря уже о старшеклассниках. Для этой категории населения просто необходима помощь родителей в этом непростом выборе. Именно мама и папа как никто знают предпочтения своего ребенка, его способности, а также слабые стороны.

Будущая профессия – это не только залог стабильного материального положения. Это выбор круга людей, с которыми придется сталкиваться ежедневно. Если подойти к этому вопросу несерьезно, человек обречен на дискомфортную жизнь.

Многие психологи работали над проблемой профориентации. И они пришли к выводу, что только родители могут помочь детям правильно подобрать для себя специальность. Для мам и пап важно следовать некоторым несложным правилам, чтобы их помощь была полезной:

  1. Не воплощайте свои несбывшиеся желания в своем ребенке.

Родители делают это неосознанно. Им кажется, что они желают только добра своему отпрыску. Но стоит помнить, что способности сына или дочери могут отличаться от родительских амбиций. Ведь, если папа хотел быть экономистом, а ребенок по натуре гуманитарий, то ему будет просто нереально полюбить ту профессию, которую он не понимает вообще.

Главное задание, которое стоит перед родителями, это понимание возможностей и способностей детей. Это даст возможность определиться с той сферой деятельности, в которой отпрыск реализуется в достаточной мере.

  1. Обращайте внимание на профориентацию с младшего школьного возраста.

Важно обращать внимание на интересы ребенка с самого его детства. Развивайте какие-то способности в нем. Например, тем, кто любит компьютерные игры, наверняка будет интересно ходит в клуб программистов, учиться писать программы и сочинять несложные игры. Это поможет сделать любимое занятие будущей специальностью, которая принесет только удовольствие.

  1. Определите сильные личные качества ребенка.

Профессию не нужно рассматривать только в качестве работы и получения образования. Важно обратить внимание на те качества детей, которые наиболее сильно характеризуют их, как личность. Родители должны понимать, что из человека, который боится выступать на публике, не получится адвокат.

  1. Не забывайте о востребованности профессии.

Правильно выбранная профессия должна быть востребованной в будущем. Также важно понимать есть ли перспектива личностного и карьерного роста в этой сфере. Понять все это очень просто, достаточно зайти на сайт любой компании и рассмотреть, какие зарплаты у специалистов данной профессии, а также наличие вакантных мест.

  1. Запишите ребенка на курсы.

Старшеклассники очень легко поддаются влиянию окружающих, поэтому важно, чтобы они находились в компании единомышленников.

Помощь в выборе профессии ребенку

Так как помочь ребенку выбрать профессию, при этом, не сбивая его с осуществления собственных желаний? Начинайте разговор с ребенком о выборе будущей сферы деятельности с желаемой профессиональной области, а потом постепенно сужайте беседу до специальности и трудовых обязанностей.

Важно помнить не только лишь об интеллектуальных способностях детей, но и о их интересах, мечтаниях, темпераменте.

Пусть сын или дочка подумают над этим. Так легче определиться с областью занятий в будущем. Здесь важно не попасть под влияние сверстников. Лучше описать свои желания в письменном виде. Пусть дети вспомнят, какая именно проделанная работа вызывала удовлетворение, получалась лучше, чем у остальных.

Расскажите ребенку также и об условиях работы в той или иной сфере. Например, работа стюардессой имеет ряд преимуществ, но и недостатки тоже: целый день на ногах, постоянные перелеты. Если вы отнесетесь правильно к такому важному вопросу, как выбор будущей профессии, то ваш ребенок будет работать легко и с удовольствием. Можно прибегнуть к помощи специальных тестов на профориентацию, в основу которых положены разнообразные методики.

Каждый ребенок, независимо от физических, психологических и моральных качеств, остается индивидуальностью. Поэтому ни в коем случае нельзя навязывать будущую профессию ему. Ведь каждый человек имеет собственные представления о том, что такое счастье, какая должна быть работа, сколько денег нужно зарабатывать. Ребенок сам должен определить, что он хочет, что он умеет, что приносит ему удовольствие. А вот родители и общество могут только лишь развивать таланты детей, показывать плюсы и минусы той или иной профессии. Но выбирать свое будущее может только подросток, а его выбором должны быть удовлетворены все вокруг.

Похожие материалы

Вы мечтаете о том, чтобы ваш сын пошел учиться на экономиста, а он при этом терпеть не может математику? Вы с самого его рождения хотели, чтобы он стал знаменитым врачом, а ваш малыш при виде капли крови падает в обморок? Очень часто можно наблюдать нелицеприятную картину, когда родители выбирают будущую профессию своим детям, не учитывая их пожелания и предпочтения.

В лучшем случае ребенок принесет диплом, подарит его маме с папой, после чего пойдет получать второе образование. В худшем – сын будет трудиться всю жизнь на нелюбимой работе, ненавидя начальника, коллег и подчиненных. Поэтому очень важно разобраться с талантами и вкусами своего малыша. Запомните, ваше чадо – это река. Вы можете только слегка перенаправить его в нужное русло. Но полностью сменить течение не удастся.

Главные правила при выборе будущей профессии

Учитываем желания, способности и возможности ребенка

Итак, первым делом вы должны определиться с тем, что интересно школьнику. Ведь очень важно, чтобы ваш ребенок очень сильно любил свою будущую профессию. Недаром говорят, если работа совпадает с хобби, то человеку не приходится трудиться ни одного дня в жизни.

Так, к примеру, если малыш любит животных, он может стать ветеринаром, экологом, зоологом. Сын любит мастерить, ремонтировать и строить? Почему бы ему тогда не пойти на инженера конструктора. Девочкам, любящим рисовать, можно быть не только художницами. Архитектор, дизайнер, фотограф – это лишь малый список профессий, где точно пригодятся ее способности.

Также не забывайте о способностях школьника. Попросите его решить сложную задачу и понаблюдайте за тем, как он себя будет вести. Сможет ли он высидеть 2 часа без перерыва или же будет отвлекаться по пустякам. Будет ли он просить помощи или же постарается сделать все самостоятельно. Именно от его усидчивости, лояльности и характера зависит то, как сложится его карьера в дальнейшем.

Выбирая профессию школьнику, учитывайте его темперамент. Если сын общительный, заводила, любит быть в центре внимания, ему придется по душе работа, где нужно уметь контактировать с людьми. И наоборот, спокойному, тихому человеку лучше выбрать занятие, где не нужно будет постоянно переживать и нервничать.

Детям, которые с легкостью разбираются в цифрах, можно связать свою жизнь с математикой, программированием, инженерией. Лингвистам стоит податься в писатели, журналисты, юристы, филологи или учителя. Не стоит переживать, если школьник делает в сочинении по 10 ошибок, причем в каждом предложении. Главное – содержание. Ведь грамотно писать, но не цеплять читателя словом – это намного хуже.

Физически сильным детям можно пойти в спорт. Обычно такие школьники очень плохо учатся, зато в футбол, баскетбол или хоккей они играют лучше всех. Не стоит пресекать эти задатки на корню - дайте возможность выйти в высшую лигу. В крайнем случае, ребенок потом сможет получить второе образование или отучится заочно. Кстати, спортсмены неплохо зарабатывают и пользуются популярностью.

Эмоциональные дети, обладающие огромной харизмой, могут пойти в актеры. Не волнуйтесь, если у ребенка не удастся поступить с первого раза на театральный факультет. Многие знаменитости пытались пробиться на арену славы по 3-4 раза. Главное – оказать психологическую поддержку.

Не давим на детей

Династия – это, конечно же, хорошо, но только в том случае, если школьнику занятие родителей действительно интересно. В противном случае ребенок может стать в позу, отказавшись продолжать учебу в школе и поступать в университет. Максимум, что вы можете сделать, так это сводить свое чадо к себе на работу, дать почитать нужную литературу и т.д.

Но ни в коем случае не стоит напрямую говорить о материальных благах. В этом возрасте дети не всегда понимают ценность денег, влияния и связей. Не нужно упрекать или намекать на то, что сын не сможете содержать вас или свою семью. Иначе он будет делать все назло вам, позабыв о своих желаниях. К тому же в нашей стране ситуация с зарплатами может резко измениться.

Не обращаем внимания на аттестат

Научитесь расставлять приоритеты. Естественно, невозможно за одну минут определиться с тем, на кого должен идти учиться ребенок. Родители обязаны задумываться об этом с 5-8-х классов. И если вы уж определились, то делайте основной упор на предметы, которые действительно пригодятся в дальнейшем. Запомните раз и навсегда - все знать невозможно. Конечно, приятно, когда малыш отличник и лучше всех учится, но в таком случае знания у него будут поверхностные.

Но ни при каких обстоятельствах не давайте ребенку расслабляться, делая поблажки в учебе. Пусть он учится на четверки, но тройки не допустимы. Максимум – 1-2, не более. И то только по тем направлениям, которые ему даются с трудом. Для профильных предметов обязательно нанимайте репетиторов.

Разграничиваем мечты и реальность

Если ваш ребенок выбрал профессию, которую он вряд ли сможет освоить, попытайтесь ему это мягко объяснить. Все мы в детстве мечтали стать летчиками, космонавтами, учителями. Повзрослев, большинство из нас начинает реально смотреть на вещи. Но остаются единицы, которые глядят на мир сквозь розовые очки.

Конечно же, если у вашего сына есть задатки футболиста, смело поддерживайте его начинания. Поющую дочку лучше отправить на вокал. Однако будет бессмысленно выбрать для ребенка профессию актера, если он боится выступать на публике. Не смотрите на таланты детей глазами любящей матери. Оценивайте так, словно вы строгий критик, ведь от этого зависит будущая жизнь маленького человечка.

Как помочь ребенку с выбором будущей профессии

Составляем список

Возьмите листок бумаги и распишите на нем несколько вариантов, подходящих для ребенка. Не забудьте указать требования, которые предъявляются и к абитуриентам во время поступления и к будущим работникам. Так, к примеру, сейчас дочка сможет на отлично сдать биологию или химию, чтобы учиться на лаборанта. Но подумайте, удастся ли ей в дальнейшем препарировать крыс?

После этого покажите список ребенку. Школьнику лишь понадобиться выбрать две-три профессии, которые ему более-менее нравятся. Конечно, плохо, если это будут разные направления. В таком случае малышу придется еще раз решать, куда лучше пойти, особенно если он удачно сдаст экзамены.

Информация о профессиях

Если ребенок выбрал профессию, дайте подростку возможность окунуться в нее с головой. Будущий журналист может бесплатно постажироваться в местной газете, медик – поработать волонтером в больнице. Лишь после этого школьник сможет понять, действительно ли ему это занятие по душе. Ведь многие из них даже не осознают, какие трудности ждут в той или иной ситуации. Согласитесь, в большинстве случаев составить представление о должности летчика, стюардессы или певицы мы можем только на основе кино. Там всегда все гладко, идеально и интересно. На самом же деле это гораздо сложнее, чем нам кажется на первый взгляд.

Проходим тест на профориентацию

Сходите с ребенком в цент занятости, где его попросят ответить на ряд вопросов. После анализа и подведения итогов специалист предоставит ряд профессий, для которых ваш малыш подходит. Точно такие же тесты проводят в некоторых школах, только родители на них не обращают особого внимания.

Но не стоит слишком серьезно относиться к подобному оцениванию. На результат могло повлиять плохое настроение, боязнь не правильно ответить и т.д. К тому же при составлении теста психологи не учитывали характер каждого конкретного индивидуума. Вопросы придумывались для широкой аудитории, а не именно для вашего случая.

Изучаем ситуацию на бирже труда

Сотни безработных экономистов, юристов, филологов и историков не могут найти место под солнцем. Без опыта работы на такие должности редко кого берут, так как в этой сфере есть много профессионалов. Поэтому лучше выбирать профессию, которая будет всегда востребована, независимо от экономического положения в стране. Это – инженеры, учителя, медики, строители, программисты, повара. Естественно, будущий соискатель должен хорошо разбираться в своем деле.

Ошибки при выборе будущей профессии

Навязывать свое мнение – это пол беды. Плохо, когда родители совсем не принимают участия в жизни ребенка. Школьники выбирают будущую профессию, не учитывая реалии нашей жизни. В результате этого он зря учится 5-7 лет, а затем идет работать не по специальности. На сегодняшний день существует шесть самых распространенных ошибок, которые ежегодно совершаются абитуриентами.

  • Отсутствие информации о профессии

Как ребенок может что-либо выбрать, не имея об этом представления? Устаревшая информация или идеалистические представления о конкретной должности могут испортить жизнь будущему работнику. Часто дети ориентируются на престижность профессии или на возможный заработок. Но никто им не объяснил, что вначале придется много работать, лезть по головам, забывать о семье, чтобы стать начальником или открыть свой бизнес. К тому же удержаться на плаву удается, к сожалению, не многим.

  • Незнание собственных возможностей

Так уж сложилось, что человек не может правильно оценить себя и свои способности. Он их либо преувеличивает, считая себя гением и суперменом, либо занижает, думая, что он ни на что не годен. И в том, и в другом случае довольно сложно выбрать для себя направление, в котором можно будет двигаться.

  • Неумение расставлять приоритеты

Никогда не проводите линию между учебой и будущей работой. Хорошие оценки не говорят о настоящих способностях подростка. Не обязательно любить математику, чтобы уметь решать задачи. Так же не нужно быть отличником, чтобы увлекаться биологией, компьютерными технологиями или медициной.

  • Боязнь быть отвергнутым друзьями

Еще одна ошибка – перенос своего отношения на человека, который занимает тот или иной пост. Так, к примеру, подросток может бояться, что друзья отвернуться от него, если он пойдет учиться на милиционера или гаишника. В таком случае объясните ребенку, что знакомые должны воспринимать человека таким, какой он есть. И в каждой профессии встречаются и хорошие, и плохие люди. А людей, наделенных властью, обычно все боятся или недолюбливают.

  • Идти за толпой

Нередки случаи, когда школьники поступают «за компанию». Так всегда делают либо влюбленные голубки, либо лучшие друзья. Но, к сожалению, такая профессия будет нравиться только одному человеку. Второму же придется выполнять свои обязанности, потому что так надо.

  • Неумение выбрать хороший институт

Учиться на бюджете в государственном университете или на коммерции в частном – здесь все зависит от ваших финансовых возможностей. Главное – чтобы в выбранном вами заведении преподавали хорошие профессора. Отлично, если на кафедре практикую поездки заграницу.

А вот чего не стоит делать, так это поступать в не аккредитованное учебное заведение с полуразрушенным зданием. Возможно, филологи и историки справятся без компьютерного оборудования, но вот программистам, химикам, физикам и другим студентам будет туго. А ведь от полученных знаний и от престижности университета (института, колледжа, академии) зависит будущая зарплата и трудоустроенность вашего ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет дальше учиться

Первым делом следует поговорить с подростком, чтобы понять, почему он решил отказаться от учебы. Возможно, он просто не определился с выбором профессии или не хочет потратить 5 лет зря. В таком случае дайте ему один год. Пусть он поработает официально. При этом обязательно берите у него часть зарплаты на еду, оплату жилья. Раз он захотел стать самостоятельным и взрослым, пусть сразу почувствует горький вкус свободы на себе.

Вторая причина может крыться в трудностях с финансами. Не все дети хотят учиться за счет родителей. А поступить на бюджет, к сожалению, может не каждый. Здесь есть два способа решения проблемы: либо позволить заработать, либо дать в долг. Поставьте условия, что после окончания университета ребенок будет ежемесячно выплачивать вам определенную сумму.

Также нередко дети надеются на то, что им достанется в наследство семейный бизнес. Прийти на все готовое, не приложив для этого никаких усилий – что может быть проще. Умные родители в таких случаях не ставят сыновей или дочерей у руля, а заставляют начинать, к примеру, с помощника директора, рядового менеджера или продавца. Таков уж психология человека – он не ценит то, что достается ему даром.

Зачем поступать в ВУЗ: отвечайте на вопросы правильно

Подросток ставит в пример людей, которые и без образования добились неплохих успехов? Не стоит убеждать ребенка, что это – лишь единицы. В таком возрасте школьники редко слушают родителей или учителей. Нужно дать ему более существенные и интересные доводы, которые заставят задуматься.

  • Связи

На факультете вместе с вашим ребенком будут учиться дети, которые в дальнейшем, возможно, займут серьезные посты. Сохранив теплые дружеские отношения с одногруппниками, ваш сын всегда сможет обратиться к ним за помощью в трудной ситуации.

  • Развитие

Только в университете люди учатся многим хитростям, о которых не все специалисты знают. Кроме знаний и умений, наставники заставляют своих учеников думать. Ответить на отлично, вытащив несчастливый билет – запросто. Подискутировать с деканом – проще простого. Главное – научиться отстаивать свое мнение.

  • Коммуникабельность

Если сравнить школьника и выпускника ВУЗа, то это будут два совершенно разных человека. Даже самые застенчивые студенты раскрываются на семинарах, конференциях и прочих серьезных мероприятиях. И, что немаловажное, ваше чадо научится быть самостоятельным.

Кстати, постарайтесь объяснить ребенку, что для хорошей должности школьного образования будет мало. И если в начале отсутствие диплома ему не будет мешать, то в дальнейшем, когда выбор будет стоять между ним и его коллегой, предпочтение отдадут второму.

Обсуждение 3

Похожие материалы

Источник: Работа & зарплата

Жизнь не становится проще. Никаких гарантий никто никому ни в чем не дает. Взрослые люди это окончательно поняли и с тревогой смотрят на своих детей: как ты будешь выживать, не свалишься ли на обочину жизни?

Чего хотят родители для детей? Хотят, чтобы они выросли жизнеспособными. Некоторые - чтобы их дети устроились в жизни лучше всех. То есть опять-таки, были жизнеспособны. И вот уже мамы ведут ко мне профориентироваться десятилетних детей. Но сами же сомневаются: не рано ли?

Не рано. Поговорить можно и нужно. Чтобы уяснить, к чему склоняется это тоненькое деревце-отрок, не пытаются ли взрослые склонить его в противоестественную для него сторону, не слишком ли часто они его поливают и «унавоживают» своей заботой, достаточно ли воздуха и солнечного света расцветающей душе.

МЫ ЛУЧШЕ ЗНАЕМ, ЧТО ТЕБЕ НАДО

Частенько родители сами выбирают профессию своим отпрыскам и, бывает, совершенно не прислушиваются к мнению самих детей. Как они размышляют? Ребенок пока не понимает по малости лет, как важно иметь стабильный кусок хлеба с маслом и, по возможности, икрой. Для этого самое правильное будет получить такое образование, которое даст работу в офисе, с документами. А что? Стабильный оклад и над тобой не каплет. «Решено! - говорят они. Будешь адвокатом». Хорошо, если ребенок внутренне не отторгает такой выбор родителя. А если он совершенно не склонен к подобной работе? В результате дочь, которую насильно затолкнули в профессию, вырастает в вялого юриста, не способного читать юридические документы и не умеющего решать профессиональные задачи даже самого начального уровня. Часто ко мне на прием приходят женщины - бухгалтеры. Они приходят тогда, когда им становится уже совсем невмоготу: одеваться как бухгалтер, разговаривать как бухгалтер, смотреть в монитор с цифрами и сидеть на месте восемь часов подряд. На вопрос, как выбирали профессию, отвечают: «Мама сказала, что это женская профессия и дает гарантированный заработок».

Выбирая профессию, думать только о зарплате, - это рационально. Но не разумно. Жизнь показывает, что профессию лучше выбирать не головой. А всем существом. И это правильно. Потому что современный человек ходит на работу не только за деньги. Он хочет наслаждаться работой. В чем нет услады - в том и толку нет (В. Шекспир).

СКАЖИ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ

Бывает и так. Приходят на консультацию отец с сыном. Папа готов профинансировать любой проект, лишь бы ребенок хоть что-то захотел. А ребенок не хочет ничего хотеть. Он не слышит отцовских слов. Почему же не слышит он отцовских слов? Потому что отец говорит на одном языке, а у сына он другой. Отец - технарь, владелец бизнеса, директор компании - ежедневно в борьбе. Он и выражается в категориях борьбы: «Ты должен войти в средний слой общества. Без высшего образования ты будешь работать только руками, тебя будут окружать люди неинтеллигентные. Ты должен воспитать в себе ответственность, волю. Поезд твоего поколения идет быстро. Люди в этом поезде счастливы, они живут. Они не потеряли время. А ты остался стоять на платформе». Вот такой взгляд отца, жаждущего вывести сына в люди. Кто знает, а может, «оставшись на перроне», парень хорошенько рассмотрел вокзал и его окрестности - и это легло в копилку опыта? Потом он это передаст в своем творчестве, в тексте, например. Главное же - не спать, а видеть и переживать. Сын - явно гуманитарий, он прекрасно, точно, образно говорит по-русски, умея выразить любую мысль, любое переживание (редкость нынче большая!). Парень отдает себе отчет в том, что не желает думать о технике и иметь дело с железом. И его поведение говорит об этом совершенно определенно. Он играет на гитаре в музыкальной группе, бросив технический вуз через три месяца после начала обучения. Отец: «Ну, что это такое? Если играешь - играй хорошо! Ты должен репетировать пять часов в день. Или не играй вовсе». Говорю: «Как вы отнесетесь к тому, что сын ваш никогда не будет начальником?» Отец: «Пусть, пусть, не будет. Лишь бы стал профессионалом».

Прав отец? Прав! Однако он не находит пути к сердцу сына. Он не может донести до сына своей тревоги. Сыну кажется, что отец в его голову забивает гвозди (говорит напористо, сильно, быстро, используя абстрактные слова: долг, ответственность). И сын «включает глушитель». Сын не слышит. Но ведь и отец не слышит речей сына. Отец не замечает, например, что у сына хорошая речь.

Этот юноша оказывает отцу мягкое сопротивление. Он ни разу не сказал: «Пап, мам, я не хочу учиться в этом институте». Он это явно не сказал. Он это показал - тем, что ушел из института. Поставил родителей перед фактом. Сыну восемнадцать. Придется идти в армию, но он не боится: «Надо так надо». Отец в недоумении: «Ну, почему он мне не говорит о своих намерениях?!» Я скажу так. Ребенок должен иметь опыт сопротивления родителям, опыт спора с родителями. И хорошо, если родители дают сыновьям и дочерям такую возможность - иметь свое мнение, отличное от их, родительского. И хорошо, если дети не очень боятся его высказать. Отец недоумевает: «Да мы же его не убьем, если он скажет свое мнение!» Но сын думает по-своему: «Убить не убьете, но вы же так вкладываетесь! Я боюсь вас огорчить, но и сделать по-вашему все равно не могу». При этом сын ведет себя расслабленно и не по-взрослому. Пока у него есть такая возможность - продолжать быть во всех смыслах иждивенцем. Тревогой и помощью родители создают мягкую прослойку между реальностью и сыном. Стукнуться об экономическую реальность (она-то и отрезвляет, делает взрослым) сыну никак не удается: он живет с родителями. А родители боятся: столкновение с реальностью может быть гибельным для сына. Отец буквально излучает тревогу и оказывает всевозможную помощь.

Как тревога этих родителей работает в душе этого сына? Сын понимает ситуацию так: «Немного назойливо, но зато безопасно. Все равно за меня все сделают, потому что тревожатся. Но браться за дело все равно надо». Ну так путь берётся! Родители, позвольте ему сделать свой выбор!

СМОТРИТЕ В ОБА

Ребенок, хоть и ваш родной сын, несет гены других ваших родственников, он воспитывается уже не в той среде, в которой воспитывались вы. Он - человек другой эпохи. Это жизненный факт. Чтобы мягче пережить период выбора профессии, надо начать наблюдать за сыном или дочкой с самого рождения. Мой совет: наблюдайте за каждым проявлением своего ребенка. Если он что-то любит делать, и постоянно это делает, думает об этом, значит, эти действия доставляют ему удовольствие. Эти действия могут стать частью будущего любимого дела. Скажем, если ваш сын или дочка любят «совать нос в чужие дела», то следует подумать, например, о профессии журналиста, психолога, адвоката. Вы можете возразить мне: «А как же талант, грамотность? Разве журналисту не нужно уметь писать? Разве не нужно иметь пятерки по русскому языку?» Отвечаю: не обязательно. Главное - иметь что сказать. Главное - смелость и удовольствие от общения с разными людьми. А по-русски, конечно, журналисту надо писать грамотно. Но этому можно научиться за полгода - год даже и после школы. Было бы зачем.

Бывает и так. Начинающий журналист приносит свой первый материал, и редактор переписывает все-все в этом материале, каждое слово. А через несколько лет этот парень уже пишет так, что его материалы становятся классикой, по ним учатся следующие поколения журналистов. В профессии журналиста главное - люди и события, осмысление событий, а текст - на втором месте. Ничего недоступного нет, если дело нравится. Надо понимать, что молодому человеку, выбирая профессию, нельзя сразу же атаковать себя возражениями: «трудно поступить», «далеко ездить», «не знаю такого-то предмета». Профессия - на долгие годы, может, на всю жизнь. Надо ли отступать от нее из-за трудностей? Наклонности ребенка проявляются в игре. С очень раннего возраста. Вот идет ребенок, едва ковыляет - это его первое лето в жизни. Он впервые увидел других детей. Если малыш подходит к ним, заглядывает им в глаза, трогает руки, личико, - значит, он человек ориентирован. Если он ориентирован на людей, это не означает, что ему будут не интересны растения, книги и машины, но про его интерес к человеку уже в этом малом возрасте можно сказать утвердительно. Если ваш четырехлетний сын соорудил из ведер, веревок, дверных ручек нечто, это нечто приходит в движение при открывании дверей и он назвал сооружение системой, - замрите и не дышите - вы видите перед собой инженера-конструктора.

Уважайте любое повторяющееся действие вашего ребенка. Именно языком этих действий говорит его Призвание.

Любая профессия сложена, как мозаика, из разных умений и действий. Например, профессия врача предполагает сострадание, умение поговорить с человеком, владение медицинскими техническими средствами, понимание человека как системы. Но привлекательной профессия врача может стать для ребенка просто из-за какого-либо симпатичного примера или по иной таинственной причине. Не все человек в силах осознавать.

НЕ ЛЕНЬ, А НЕОХОТА.

Человек - это сплетение энергетических рек. Если одна из этих рек перекрыта (взрослыми - больше никем), энергия не движется дальше. Что в таком состоянии чувствует человек? Он чувствует вялость. Ему лень. Но, дорогие родители, не существует в психологии такого понятия, как ЛЕНЬ. Лень - это отсутствие интереса к предмету (а значит, и таланта). Вот что такое лень. Если что-либо делать лень, значит, человек в этом не видит смысла для самого себя. У него на интересный, казалось бы, предмет не поднимаются руки и закрываются глаза. Значит, ваш ребенок талантлив в другом.

А что, если ребенок проявляет интерес к профессии, которая кажется вам недостойной, не интересной? В этом случае надо обязательно советоваться с консультантом по профессии. Чем он поможет вам в этом случае? Психолог-консультант знает рынок труда, он разбирается в профессиях и знает, какие требования предъявляет та или иная специальность к человеку. Он также может сказать вам, как будет выглядеть рынок труда через десять или двадцать лет (конечно, если жизнь в стране обойдется без катастроф). Психолог-консультант определит склонности вашего ребенка и расскажет вам об этом. Вместе с консультантом вы и ваш ребенок примете решение о дальнейших действиях: где лучше учиться, на чем следует сосредоточиться, какие шаги нужно сделать, чтобы получить желаемое.

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    Родители, имейте в виду, что влачить мешок с нелюбимым делом - очень тяжело. Даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей. Профессию надо выбирать не только головой, а всем существом. Дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу. Не стоит смеяться над выбором вашего ребенка. Искренний этот выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу. Энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку. В чем нет услады - в том и толку нет. Профессия должна доставлять удовольствие телу, глазам, ушам, пальцам, должен нравиться запах работы. Ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, в детском саду, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто. Советуйтесь с профессионалом.
(4 голоса : 4.5 из 5 )

Детство пролетает как сон. Большую часть своей сознательной жизни мы являемся взрослыми людьми. Но задумывались ли Вы когда-нибудь о том, насколько успех нашей взрослой жизни зависит от того, как мы «поработали» в детстве?

Как учились в школе, сколько книг успели прочитать, в каких ремеслах себя попробовать? Сумели ли вовремя понять, чем бы хотели заниматься в жизни, и определиться, какая профессия нам по душе и по силам? Согласитесь, от родителей здесь тоже очень многое зависит. И каждый родитель рано или поздно встает перед вопросом: как помочь своим детям в выборе жизненного пути?

В качестве «шпаргалок» для решения этой непростой задачи предлагаем Вашему вниманию размышления семейного и детского психолога Елены Громовой.

Во сколько лет у ребенка должна появиться хотя бы мысль о будущей профессии, и когда стоит бить тревогу и предпринимать какие-то действия родителям, чтобы ребенок задумался о своем будущем?

— Надо сказать, что мысли о будущей профессии приходят к детям достаточно часто и меняются несколько раз. Поэтому следует предоставлять им возможность объять все, что они хотят, и не заставлять насильно ходить на те дополнительные занятия, которые ребенок выбрал. Некоторые родители говорят: «Раз уж выбрал, пусть ходит». Но кто это сказал? Ребенок еще не знает себя, он себя только узнает и познает, и он должен многое попробовать, чтобы понять, что ему нравится, что ему близко. Если уже к 9-му классу, когда ребенок сдает экзамены ГИА в школе, и когда уже есть возможность выбора: идти в колледж, или уходить в 10-й класс дальше учиться, — он еще не определился, тогда стоит задуматься – куда же ему все-таки двигаться дальше. До 8-го класса и начала 9-го можно еще спокойно дать ему возможность менять свое мнение.

— Моему сыну 10 лет, и он профессией футбола бредит уже практически, как начал разговаривать. Стоит ли серьезно к этому относиться, или может, нужно предлагать ему какие-то другие варианты профессий, а не только футболиста, есть же еще что-то интересное. Я не знаю, посоветуйте .

— Мне кажется, что родителям нужно трезво оценить успехи ребенка. Если он занимается на протяжении долгого времени, и тренер говорит, что из мальчика может действительно получиться в будущем хороший футболист, и карьера может сложиться, то может быть, уже так рано, но определилась его будущая судьба. Если Вы видите, что все не так гладко, и есть чувство неуверенности в том, что это его путь, то, надо все-таки находить какие-то запасные пути, они никогда не помешают, и посмотреть, что же еще ребенку дается, что же еще ребенку интересно, помимо футбола. Футбол, в крайнем случае, может остаться хобби на всю жизнь. Если у ребенка все сузилось на футболе, то есть риск, что когда у него что-то не заладится на каком-то этапе, это может стать серьезным стрессом в его жизни именно в том случае, когда отступать будет некуда, если больше ничего нет.

Когда моя дочь подросла, и пришло время выбирать профессию, она очень долго затруднялась. Хотелось бы услышать совет психолога — как помочь подростку определиться с будущей профессией.

— Я думаю, что для начала стоит определить, что же все–таки интересно девочке, и к какому типу профессии она больше себя относит, что у нее получается лучше. В традиционной классификации выделяют несколько типов профессий: «человек — природа», «человек — техника», «человек – знаковая система», «человек – человек» и «человек — художественный образ». Есть еще новые веяния в этом вопросе: кто-то выделяет шестой тип: «человек — самореализация». Традиционно их пять. Давайте, я о них расскажу немного подробнее.

«Человек- природа» . Естественно, что таким людям нравится взаимодействовать с живой или с неживой природой, вообще с природой. Им нравится проводить время в заботе о животных, им интересен мир растений, и здесь можно сразу понять, что этот человек относится к этому типу.

«Человек- техника» . Здесь все тоже лежит на поверхности — это человек, у которого достаточно легко получается взаимодействовать с техникой. Например, он может быстренько починить что-то, разбирается во всех механизмах, они его слушаются и поддаются ему.

«Человек — знаковая система» . Это человек, которому интересно, у которого хорошо получается взаимодействовать с миром знаков, информацией в виде таблиц, цифр, чертежей — все что связано с обозначением, т. е. с превращением информации в знаковую систему. Если человеку это интересно, то можно подумать о том, чтобы искать ему специальность именно в этом направлении.

«Человек — человек» . К этому типу относится человек, которому нравится взаимодействовать с людьми. Он любит общаться, легко идет на контакт, для него общение очень важно в жизни. Поэтому ему больше всего подойдут такие профессии, которые требуют общения с другими людьми.

«Человек — художественный образ» . Это творческие люди, которым интересно рисовать, петь, танцевать — то есть не просто что-то выполнять, а именно привносить что-то свое. К ним относятся художники, актеры, и т.д.

Шестой тип, который уже сейчас выделяют: «человек – самореализация» . Это человек, для которого важно добиться каких-то определенных результатов, показать себя, реализовать себя в чем-то. Это спортсмены, политические деятели, фотомодели, — профессии, связанные с реализацией именно самого себя. Хотя надо сказать, что очень многие профессии взаимодействуют с разными типами, и нельзя сказать, что какая-то профессия относится только к одному-единственному типу. И, тем не менее, важно понять, к каким именно хотя бы двум типам Вы больше относитесь, ведь это уже поможет Вам сузить круг.

Я бы еще сказала, что есть люди исполнительского типа и есть люди творческого типа. Кому-то проще выполнять готовое задание, которое ему дали. Есть люди – исполнители, очень хорошие исполнители. Им нужна такая работа, где для них все предсказуемо, есть четкий график работы, режим дня, есть четкие обязательства, объем работы. А есть те, которым, наоборот, очень тесны определенные рамки, и им проще работать в каком-то творческом режиме, когда они сами могут решить — в какой день им поспать, а в какой поработать до 12 часов или до 2-х часов ночи. Когда они сами определяют примерные сроки для себя — они более свободны, и для них это очень важно. Каждый конкретный человек должен, прежде всего, честно ответить самому себе на вопрос: «Я больше исполнитель, или я больше творческая натура, чего во мне больше»? И тогда будет понятно, учитывая эту особенность, по какому профессиональному пути стоит двигаться, а где будет достаточно трудно.

Вообще, при выборе профессии необходимо учитывать интересы, способности и личностные качества. Бывает так: есть интерес к чему-то, а способностей в этом направлении не хватает. Или способности хорошие, но нет определенных личностных качеств, которые нужны именно для этой профессии. К примеру, профессия работника МЧС – ребенку интересно, он может освоить это, а не хватает выносливости, выдержки, самообладания. И тогда встает вопрос: выбирать ли этот путь, если чувствуется подобное расхождение. Если совсем затруднительно с выбором, тогда стоит искать запасной вариант. А бывает ситуация, когда человек настолько хочет идти по данному профессиональному пути, что он занимается самовоспитанием, и ему удается выработать в себе какие-то личностные качества, которых не было изначально — ради того, чтобы быть в этой профессии.

— Меня зовут Аня, мне 15 лет, я не знаю, какую мне выбрать профессию. Помогите, пожалуйста.

— Наверное, здесь все-таки стоит обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, чтобы понять, какие же все-таки есть сильные стороны. Я не верю, что в одном человеке вот так уж подобрано, что не за что зацепиться — не может быть такого. Здесь речь может идти о том, что что-то не раскрыто в человеке, потому что каждому из нас даются какие-то способности, но не все их раскрывают. Вероятно, в этом случае девочке не повезло, и она не разглядела — или родители не разглядели, не помогли ей увидеть в себе то, что она может выбрать. Предметы на «три» — это не показатель того, что она может или не может дальше идти учиться — шанс есть всегда, поэтому главное — разобраться в себе и найти какие-то зацепочки: что же все-таки больше нравится, что лучше получается.

— Посоветуйте, куда может подросток 15-ти лет, самостоятельно обратиться, где ему могут помочь с выбором профессии?

— Во-первых, это школа, в которой он учился. В каждой школе есть ответственные за профориентацию, поэтому надо подойти к директору, к завучу, и спросить о том, кто же в школе отвечает за профориентацию. Иногда это бывает психолог, который совмещает эти две должности, иногда социальный педагог, иногда просто отдельный специалист, или просто учитель, который отвечает за профориентацию. Есть государственные бюджетные центры профориентации, где можно пройти бесплатную диагностику и получить профконсультацию. Если у вас нет возможности получить платную услугу, чтобы определиться с выбором профессии, есть и бесплатные ресурсы, которыми надо воспользоваться. Сейчас в интернете очень много статей на тему, как лучше себя узнать, выложены профориентационные тесты.

Моей дочке 17 лет, с детства увлекается танцами, поет, хотела бы стать «звездой», но говорит, что у нее нет для этого достаточного таланта, и теперь она будет всю жизнь несчастна, так как ничем другим заниматься не хочет. Говорит: «Выбирай для меня любую профессию, но хотя бы денежную». Учится она хорошо и имеет шансы поступить в любой вуз. Что мне делать – действительно выбрать для нее профессию — брать такую огромную ответственность на себя или…. Посоветуйте.

— Здесь я бы задалась вопросом: действительно ли по этому пути у ребенка нет шанса достичь успеха, действительно ли у девочки много каких-то ожиданий, амбиций, а на самом деле, она и поет не очень, и танцует так себе. И тогда, может быть, стоит дать ей возможность найти себя в чем-то еще, а все остальное оставить как хобби.

Если здесь все-таки речь идет о том, что у нее неплохо получается петь и танцевать, но есть какая-то заниженная самооценка, неуверенность в том, получится ли у нее — тогда это уже личностные проблемы, которые надо решать. Если у нее все неплохо получается, может быть, она и решит эти проблемы и пойдет вперед. А потом – ведь стать «звездой», можно и имея высшее образование. Если девочка уже определилась с каким-то художественным направлением танца, пения – может, ей стоит пойти в музыкальное направление, и если ее там признают, возьмут, это будет для нее определённой поддержкой, что все-таки у нее что-то получается, и первым шагом на пути к своим мечтам. Но все-таки я бы сказала, что изначально добиться такого успеха, стать знаменитостью — это все-таки такой инфантильный запрос – в некотором роде детский, нормальный для подростка. Если у человека всегда была только задача стать знаменитым, и вдруг это действительно не получается, то для него весь мир рушится. Надо все-таки вокруг своей мечты что-то ещё сооружать и засеивать, чтобы было, на что опереться и чем жить.

Я бы не стала рекомендовать маме поддаваться этому ощущению дочери: «что воля, что неволя — все равно», «выбирай за меня, я пойду учиться, куда скажешь». Ответственность за выбор принимает человек – подросток, в данном случае. И то, что она для себя выберет, какое направление — она будет идти этим путем долгие годы. И очень легко свалить на кого-то вину: «ну, вы же выбрали, вы же хотели, и я, пожалуйста, пошла». Нет, извините, выбор делает все-таки сам человек, который будет этим путем и двигаться вперед. Поэтому маме нужно набраться сил и терпения, чтобы выдержать это и не поддаться на такие провокации. И все-таки необходимо обязательно поддержать дочь, потому что возникает такое ощущение, что дочке не хватает какой-то поддержки в этот момент, она разочарована, ведь ее мечтания и мысли о том, что она будет знаменитой, не воплощаются.

На самом деле, получив профессию, которая соответствует личностным качествам, и выбрана с учетом интересов и способностей, человек всегда сможет найти, куда ее применить. И я бы еще сказала вот о чем: образование отнюдь не заканчивается дипломом — есть профессии, где нужно учиться, и учиться постоянно. Поэтому переобучиться, пойти другим путем всегда можно, если ты умеешь и любишь учиться.

Расшифровка видео-сюжета из цикла передач «Мамина школа»

Индивидуальная консультация для 8, 9, 10, 11 классов с кандидатом психологических наук , знатоком профессий Эльмирой Давыдовой: обоснованный и точный выбор профессии, подбор вузов и колледжей.

12 лет работы , 10 000 человек прошли профориентацию здесь.

Действует скидка. Консультация одноразовая, продолжительность 1,5—2 часа.
Оплата наличными или картой.

Уважаемые родители! В 2017 году появилась моя книга "Книга о том, как помочь ребёнку выбрать профессию". Её везде продают, можно заказать на Озоне, Лабиринте.

Помогать ребенку с надо еще до рождения их родителей.

Почему? Потому что родитель должен быть всячески готов.

В частности, нужно достигнуть понимания: мой ребенок - это не я сам. Ребенок - другой. Он похож на меня, но он другой. Во-первых, он несет в себе несколько иной набор генов, во вторых, он растет в иную эпоху.

Нужно этого другого изучать. Как изучать его?

А вот надо вести дневник, делать записи, в которых фиксировать поступки, слова, занятия ребенка.

Второе. Нужно дать ребенку как можно больше всего попробовать в жизни.

Не водить машину в 8 лет, боже упаси, это опасно для окружающих, а дать ему возможность общаться с миром простых и сложных вещей. Особенно миром природы: лошади, коровы, овцы, пчелы, рыбалка и прочее.

Если ребенок никогда не пробовал пришить пуговицу или испечь лепешку или прибить гвоздь, покрасить стену краской, фотографировать - он неполноценно познает мир.

Если родители больше заботятся о сохранности одежды ребенка и совершенно не позволяют ему трогать руками лягушку, например, - это плохие родители, они думают о себе, а не о ребенке.

Какое это имеет отношение к выбору профессии?

Выбирая профессию, необходимо исходить из привлекательности объекта труда и привлекательности действий, совершаемых с этим объектом. Например, объектом может быть цифра, а действиями - анализ и строительство структуры. И что же это за может быть?

Программист, финансист. А если вмешивается любовь к технике, то инженер-проектировщик, разработчик.

В младших классах нельзя понять, какая светит человеку профессия, но можно наблюдать и записывать, как человек реагирует на те или иные стимулы, объекты, и какие действия любит он с ними производить. Все это надо записывать. И все. И самим не спать, а все наблюдать и ни в чем познавательном ребенку не отказывать, водить музеи и вместе смотреть кино. И еще обсуждать с ребенком мир и происходящее в мире. И еще поддерживать ребенка похвалой, когда он интересуется хоть чем-то, даже если это что-то кажется вам сущими пустяками. Не говорить: вырастешь - узнаешь.

СРЕДНИЕ КЛАССЫ.

Не переставать делать то, что вы уже делаете. Кроме того, железной волей приучать ребенка к труду. Как к умственному, так и к физическому.

В любой профессии выживает трудолюбивый.

Заниматься спортом, физическими нагрузками. В любой профессии выживает здоровый.

Начинать показывать профессии.

Я знаю семьи, где детей с четырех лет водят в школу моделей.

Воля ваша, но я считаю, что это портит детей. Дети начинают больше интересоваться тем, как они выглядят, а не сложным и интересным миром, в котором они живут. Они становятся нарциссическими личностями.

СТАРШИЕ КЛАССЫ.

Если вы, Родители старшеклассников, все сделали в прошлые годы, как надо, вы уже четко понимаете, как общается ваш ребенок, каков его уровень притязаний, вокруг чего строятся его интересы, в чем его сила, в чем слабость, какие действия он любит совершать.

Вот с этими знаниями ступайте ко мне. Мы вместе очень быстро определим и профессию, и вуз.

Можно ли без меня?

Но за пределами вашего поля внимания могут остаться профессии, о которых вы даже не слышали никогда, а они чудесны, прибыльны и подходят вашему ребенку более всего.

Часто я слышу на моих приемах по : "как неожиданно, я никогда не думала об этом".