Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения: положительную (исходная форма), сравнительную (ком пара- тив ) и превосходную (суперлатив). Грамматическая категория степеней сравнения выступает в качестве грамматикализованного ядра функционально-семантической категории градуальности , значение которой реализуется разноуровневыми языковыми средствами. Значение степеней сравнения заключается в том, что сравнительная степень передает интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета .

Научная дискуссия

Начиная с Аристотеля и до настоящего времени слова, передающие градуальное значение (меры, степени, величины признака, процесса, явления, предмета), были объектом изучения многих исследователей 3 . М. В. Ломоносов в своей "Российской грамматике" рассматривал степени сравнения категории субъективной оценки . Русские грамматисты XIX в. данные аспекты сблизили. Было установлено две категории степеней качества – неотносительные (староватый, старенький, старёхонек) и относительные (старейший из..., один другого старее) .

Не называя представленные явления термином градуальность, который используют современные ученые, лингвисты описали ряд языковых явлений, соответствующих самой сути градуальности . Все теории и описания различных степеней качества с исторической точки зрения являли собой важную перспективу в изучении градуальности. Начиная с XV в. в русском языке встречаются всевозможные формы с градуированным значением.

Признаковостъ, процессуалыюсть, предметность определенным образом (в большей или меньшей степени) соотносятся с понятиями степень, мера . Большинство слов современного русского языка выражает изменяемый и измеряемый (качественный ) признак: степени сравнения (имена прилагательные); образования с суффиксами увеличительными и уменьшительными (имена существительные); способы глагольного действия со значением меры; градуальные оппозиции в лексической системе языка; градационные синтаксические конструкции; использование градации как стилистического метода. В качестве градуированных и градуируемых единиц рассматриваются такие слова, которые в силу своих семантико-грамматических особенностей способны выражать ту или иную степень (меру) проявления признака: "В обиходном языке “сравнивать” – значит выразить свое отношение, “оценить”, “измерить”, руководствуясь нашими чувствами и нашими страстями" .

Градуальность – функционально-семантическая категория со значением меры, степени проявления признака, процесса, явления, состояния, выражаемого разноуровневыми языковыми средствами. Сравнительная степень (компаратив ) обозначает такой изменяемый признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Ср.: Этот вопрос сложнее предыдущего. Этот вопрос более сложный, чем предыдущий. Превосходная степень (суперлатив ) обозначает такой изменяемый признак, который проявляется в предмете в самой большой или самой меньшей степени, чем в другом предмете: Это сложнейший вопрос изучаемой темы. – Это самый сложный вопрос изучаемой темы.

Формы сравнительной и превосходной степеней могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая форма сравнительной степени имеет показатели – суффиксы -ее(-ей), -е: высок-ий выш е (чередование с//ш в корне слова + усечение основы – суффикса -ок-), силън-ый сильн ее (сильн -ей ) и т.п. От имен прилагательных хороший, плохой, малый образуются супплетивные формы сравнительной степени: хороший – лучше, плохой – хуже и т.д. Простая превосходная степень образуется путем присоединения суффиксов -ейш-, - айш -: высоч айш ий, сильн ейш ий и др. Например: Лев Толстой – гениальн ейш ий из писателей XX столетия.

Сложная форма сравнительной степени образуется путем дополнительных слов более/менее + положительная степень: более (менее) высокий (добрый).

Сложная форма превосходной степени образуется несколькими способами:

  • а) с помощью дополнительного (вспомогательного) слова (частицы) самый: самый сложный, самый высокий и т.п.;
  • б) с помощью дополнительных (вспомогательных) слов наиболее, наименее: наименее сложный и т.д.;
  • в) сочетанием "простая форма сравнительное степени + местоимение в родительном падеже всего (или всех)": сложнее всего (всех) и др.;
  • г) сочетанием "усилительная частица всё + простая форма сравнительной степени": Боль в сердце становилась всё горяче е (М. Шолохов).

В предложении простая форма обычно выполняет функцию сказуемого, а составная может быть как сказуемым, так и определением. Ср.: Она была прекраснее, чем он воображал ее (Л. Толстой).

Сложная форма сравнительной и превосходной степеней образуется почти от всех качественных имен прилагательных. Простая форма имеет ограничения.

Не образуются формы простой сравнительной степени от имен прилагательных:

  • – с абсолютным качественным значением: лысый, слепой, хромой, немой, босой, глухой и т.п.;
  • – с основой на [ш "], [ж ]: нищий, дюжий и др.;
  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – от некоторых отглагольных прилагательных с суффиксом -к-: пад к ий, ход к ий, шат к ий и пр.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: бед ов ый, бо ев ой и т.п.;
  • – с суффиксом -л-: уны л ый, уста л ый и т.д.;
  • – от отдельных имен прилагательных, стоящих особняком по причинам исторического характера, например гордый, молодой и др.

Не образуются формы простой превосходной степени от имен прилагательных:

  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, трагиче ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – с суффиксом -к-: гад к ий, гром к ий, звон к ий и т.п.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: ряд ов ой, стро ев ой, бо ев ой и др.;
  • – от имен прилагательных гордый, молодой и пр.

Превосходная степень имеет две разновидности значения:

  • 1) проявление признака в высшей степени по сравнению с другими предметами (суперлатив ): старейший из работников и т.п.;
  • 2) выражение предельной степени проявления признака безотносительно к другим предметам (безотносительно большой меры признака – элатив ): Попал в глупейшее положение , Это редчайший случай и т.д.

В грамматическом отношении сложные формы сравнительной и превосходной степеней ничем не отличаются от положительной (исходной) степени. Простые формы сравнительной степени являются неизменяемыми, ср.: Дом (дома) (сосн-а (-ы), здани-е (-я)) выше, чем...

Синтаксические (синтагматические) условия применения морфологических разнотипных образований в русском языке характеризуются следующими особенностями.

1. Выражая относительную степень наличия признака, имя прилагательное в сравнительной или превосходной степени употребляется в качестве градуального синтаксического члена – предиката или определения. Ср.:

Так, рассуждая, Селифан забредал наконец в самые отдаленные отвлеченности. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более сурьезное, близшее к сердцу... Но обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть, очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело (Н. Гоголь).

Это сложные, аналитические образования. В роли показателя степени выступают слово более (сравнительная степень) и слова самый или наиболее (в превосходной степени). Показатель превосходной степени самый стилистически нейтрален, а слово наиболее носит книжный характер. Ср.:

Наиболее типичные случаи; самый простой вопрос. – Брезгуя благоразумным уютом рокировки, он стремился создать самые неожиданные, самые причудливые соотношения фигур (В. Набоков).

2. Имена прилагательные в сравнительной степени, выступающие как определения, могут выражать результат субъективной оценки.

Оттенок значения субъективной оценки можно передать лексическими средствами, например: пожилой человек (в отличие от старого). В сочетании со словом более имя прилагательное употребляется как в полной, так и в краткой форме: этот вопрос более важен : важный (составная форма); этот вопрос важнее : важней (простая форма). Краткая форма более важен передает состояние, мыслимое во времени: В настоящий момент этот вопрос более важен.

Типичной для русского языка является простая (синтетическая) форма сравнительной степени на -ее, -ей, -е. Она омонимична форме сравнительной степени наречия. Ср.: он ведет себя скромно (нареч.); его требования скромнее (прил.).

Превосходная степень имени прилагательного, выступающая в функции именного сказуемого, имеет три формы, аналогичные формам сравнительной степени: этот вопрос самый (важный ): наиболее (важен) : важнее всех (всего). Если превосходная степень выражает качество неодушевленного или одушевленного предмета, то предпочтение отдается формам "самый + полная форма прилагательного":

Этот чемодан самый тяжелый; Его работа самая лучшая. – Вронский – это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи (Л. Толстой).

  • 3. Сравнительная степень в функции предиката-сказуемого употребляется в особых компаративных конструкциях, в которых так либо иначе выражен объект сравнения. Она образуется двумя способами:
  • 1) соединением простой формы сравнительной степени с родительным сравнения: Вильсон важнее прочей птицы (В. Маяковский);
  • 2) соединением составной формы сравнительной степени, состоящей из слова более и краткой формы положительной степени, и союза чем: Вильсон более важен, чем прочая птица.

Наиболее распространенным следует считать первый способ, ведь употребление "форм сравнительной степени не ограничивается простыми морфологическими правилами. Типы образования и функционирования степеней сравнения в русском языке должны изучаться и усваиваться в тесной связи с синтаксическими и семантическими условиями их употребления" .

Все качественно-оценочные и большинство качественных имен прилагательных образуют степени сравнения, выражающие разные степени качества. Но в ряде случаев они не имеют степеней сравнения в силу своей семантики: прилагательные типа немой, босой и т.п. обозначают абсолютное качество и логически не допускают сравнительной или превосходной степени. Важно отметить, что сравнительная и превосходная степени обозначают разные значения в отличие от значения положительной степени:

"Оне на двух заседаниях сразу..."

(В. Маяковский)

Формы сравнительной степени с приставкой по- (поумнее, повеселее, подешевле и т.п.), выступающие в качестве сказуемого, приобретают оттенок "смягченной" сравнительной степени: Он помоложе меня; Он будет поумнее нас всех. -

А мужик-от он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину

Что повыше пупа, пониже печени

  • (в значении "несколько выше/ниже").
  • (А. Пушкин)

Формы прилагательных на -ее, -е, -ше с приставкой по- указывают па преобладание какого-нибудь качества в одном из сравниваемых предметов: (книга) поинтереснее; (мальчик) поумнее и т.п.

В сочетании с родительным падежом определительных местоимений всего или всех (которые, но сути, стали формантами, показателями превосходной степени) сравнительная степень приобретает значение превосходной. Такие устойчивые сочетания несут в себе значение высшей степени качества путем сравнительного противопоставления чего-либо другим предметам в совокупности и не из одной и той же категории. Это сложная форма элатива, которая не сочетается с формами на -ейш-, -айш-. Например:

Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным (В. Набоков); И кричали гуси, / В небе пропадая, / Что всего дороже / Сторона родная... (М. Исаковский).

Все три степени представляют собой градационный ряд: грубый: грубее : грубейший ; грубый: более грубый: самый грубый и т.п.

В русском языке сравнительная степень часто употребляется в значении превосходной. Отличает такое употребление родительный падеж второго элемента при сравнительной степени. Он может быть использован и при превосходной степени: лучше всего, богаче всех. В некоторых случаях можно заметить "ограниченное" значение превосходной степени – лучше (...) всех других, кроме одного (двух...).

Опираясь на систему степеней сравнения Отто Есперсена, исключающую из рассмотрения превосходную степень как разновидность сравнительной , выделим ступени градуирования:

  • 1. Превосходство (>) более опасный (лучше), чем...
  • 2. Равенство (=) столь же опасный (хороший), как и...
  • 3. Более низкая степень (менее опасный (хороший), чем... и т.д.

Очевидно, что первая и третья ступени тесно связаны, так как

в обоих случаях выражается неравенство. Выделяются два способа выражения с противоположным значением, которые дают возможность изменять отношения первой и третьей ступеней на обратные: хуже, чем = менее хороший, чем. Исходя из этого, можно установить следующее равенство: старше, чем = менее молодой, чем. Ср.:

Сам Левин не помнил своей матери, и единственная его сестра была старше его , так что в доме Щербацких он в первый раз увидал ту самую среду старого дворянского, образованного и честного семейства, которой он был лишен смертью отца и матери (Л. Толстой).

Сравнение Сестра Левина старше его не означает, что Сестра стара, и сравнительная степень поэтому может означать меньшую степень, чем положительная в выражении Сестра стара. Аналогично предложение Сестра старше, чем Левин ничего не говорит о старости Левина; по старость Левина будет подразумеваться, если присоединить наречие еще : Сестра еще старше, чем Левин. Мы видим, что подобное употребление слова еще не является самоочевидным.

При отрицании ступени превосходства (1) Сестра не так стара, как Левин получаем значение либо равенства (2), либо более низкой степени (3). При отрицании ступени равенства (2) получаем значение более низкой степени (3): менее старый, чем; моложе, чем. Ср.: А так же стар, как В. Возражением на данное высказывание будет следующее: О, нет, не так стар, как В, а значительно старше.

Существуют конструкции пропорционального соответствия, в которых детерминирующий элемент представляет промежуток времени, но не имеет явного выражения. В подобных предложениях выявляются следующие значения и особенности их выражения:

а) повторение формы сравнительной степени:

Становилось все темнее и темнее (= чем дольше это продолжалось, тем темнее становилось). Он становился все более и более нетерпеливым; Боль в сердце становилась все горячее (М. Шолохов);

б) формант всё в совокупности со сравнительной степенью образует превосходную степень: Он говорил всё неразборчивее.

В. В. Виноградов указывал, что имена прилагательные на -айший/- ейший могут иметь в современном русском языке три значения:

1) безотносительно большой меры (предельной степени) признака (значение элативное):

Он умнейший человек; Погода чудеснейшая. – Он в сердцах стал выдирать листья и цветы и зачихал от мельчайшей пыли (В. Набоков).

Некоторые формы превосходной степени отрываются от парадигмы и выступают в значении элатива, т.е. в значении абсолютно большей степени качества: величайший ученый (не значит самый великий) ,

  • 2) превосходной степени: вернейший из друзей, величайший поэт ,
  • 3) сравнительной степени (значение, почти утраченное в современном русском языке, но оставившее следы во фразеологии): при ближайшем рассмотрении.

Наиболее распространенным является употребление форм на -айший/-ейший в элативном значении. Такие формы в свободных сочетаниях имеют оценочный характер. Ср.:

Я попал в глупейшее положение; Это редчайший случай и т.п. – Это умнейший, порядочнейший и талантливейший человек (Н. Гоголь); По ничего такого не случилось, он слушал спокойно, и когда отец, старавшийся подбирать любопытнейшие, привлекательнейшие (= "оценочный характер") подробности, сказал, между прочим, что его, как взрослого, будут звать по фамилии, сын покраснел, заморгал, откинулся навзничь на подушку, открывая рот и мотая головой... (В. Набоков).

Градуально-оценочное значение превосходной степени формы на -айший/-ейший реализуется сочетанием с предлогом из: гениальнейший из (музыкантов ), старейший из (работников ) и т.п. Например:

А как в повозочке моей... с одеждой и бельем находилась и постеля, то я в своем несчастий почитал себя счастливейшим из смертных (А. Пушкин).

Элативное значение очень близко к категории субъективной оценки. Элативные формы выражают градуальное значение и служат для выражения предельной степени качества без указания отношения к другим предметам: В воздухе носились мельчайшие пылинки ; Нашел редчайший экземпляр.

Следовательно, формальным средством выражения значений меры и степени (градуальности) в области качественных имен прилагательных (и качественных наречий) является морфологический уровень, касающийся свойств морфем и случаев аналитического образования. В качестве грамматикализованного ядра градуалъпости выступает соответствующая ей категория степеней сравнения – компаратив, суперлатив и элатив.

  • См.: Колесникова С. М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. М., 1998; Ее же. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М., 2010. С. 78-86.
  • См. доп.: Фалев И. А. К вопросу о степенях сравнения в современном русском языке // Язык и мышление. Вып. 9. М.; Л. 1940; Никулин А. С. Степени сравнения в современном русском языке. М.; Л., 1937; Князев Ю. П. О семантике степеней сравнения прилагательных // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Т. 524: Проблемы внутриструктурного функционального описания языка. Тарту, 1980; Колесникова С. М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998. № 5.
  • Ср.: Галич Г. Г. Градуальные характеристики квалитативных прилагательных, глаголов и существительных современного немецкого языка: автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1981; Харитончик З. А. Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в современном английском языке. М., 1990; Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973; Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974; Вольф E. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Убин И. И. Лексические средства выражения интенсивности (на материале русского и английского языков): автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1974; Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; Воротников Ю. Л. Степени качества в современном русском языке. М., 1999; Норман В. Ю. Градация в русском языке // Qnantitat und Graduierungals kognitiv-semantische Kategorien. Wiesbaden: Harrassowitz verlg, 2001. C. 381-403. Сепир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. С. 43; Халина Н. В. Категория градуальности в слове и тексте. Барнаул, 1993; Кржижкова Е. Количественная детерминация прилагательных в русском языке (лексико-синтаксический +анализ) // Синтаксис и норма. М., 1974. С. 122-144; Bolinger D. Degree words. Paris: Mouton, 1972; Studia gramatyezne bulgarsko-polskie. T. 3: Ilosc, gradaeja, osoba. Wroclaw, 1989; Колесникова С. M. Градуальность: лингвистическое описание (на материале русского языка) // Akademiai Kiado. Budapest, 2011; Репаши Д., Секей Г. О градуальности в сопоставительном аспекте // Вестник МГОУ. Сер. "Русская филология". Вып. 5. М., 2010. С. 110-117; Колесникова С. М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке // Modern Nyelvoktatas: А Magyar Alkalmazott Nyelveszek es Nyelvtanarok Egyesfiletenek folyoirata. XVI. 2010. S. 116-118; Sjostrom S. Spatial relations: Towards a theory of spatial verbs, prepositions, a pronominal adverbs in Swedish. Goteborg: Dept, of linguistics, 1990.
  • Карцевский С. О. Сравнение // Вопросы языкознания. 1976. № 1. С. 112.
  • Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Братислава, 1965. С. 201.
  • См.: Есперсен О. Философия грамматики: пер. с англ. М., 1958.

Сложность употребления качественных прилагательных состоит также в умении образовывать их степени сравнения .

  1. Положительная степень самая простая она есть у всех прилагательных, так как говорит просто о том, что данный признак присутствует в предмете: весёлый, светлый и т. д.
  2. Сравнительная степень говорит о том, что какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей степени. Образуется эта степень только от качественных прилагательных. Она бывает простая и сложная. Простая образуется с помощью частей слова – морфем, а сложная – с помощью дополнительных слов. Причем слова в форме простой сравнительной степени не изменяются, т. е. являются не склоняемыми.
  3. Способы образования простой сравнительной степени:

    Не образуют форму простой сравнительной степени:

  • прилагательные, которые перешли в разряд качественных из притяжательных и относительных: золотой (парень), лисий (характер) ;

  • прилагательные, не изменяемые по степеням, так как обозначают постоянный признак: слепой, глухой, холостой ;

  • прилагательные с суффиксами - СК-, -ЕСК-, -ОВ-, -К-, -ОНЬК-, -ОВАТ- и др.: колкий, товарищеский, деловой, махонький, беловатый ;<.li>
  • прилагательные, обозначающие масти животных: вороной, сивый, гнедой .
Способы образования сложной сравнительной степени:

Причем слова в форме сложной сравнительной степени может спокойно склоняться по падежам, родам и числам.
  • Превосходная степень обозначает, что признак проявляется в наивысшей или наименьшей мере, по сравнению с однородными предметами. Причём формы простой и сложной превосходной степени склоняются так же, как и обычное прилагательное с положительной степенью. Не склоняются только прилагательные, образованные с помощью слов всех, всего .
  • Способы образования простой превосходной степени:

    Слова, которые не образуют форму простой превосходной степени:

    • те же, что не образуют формы простой сравнительной степени (см. выше);

    • отдельные прилагательные с суффиксами -ЧИВ-, -ЛИВ-, -К- : жаркий, доверчивый ;

    • прилагательные с суффиксами -ИСТ-, -АСТ-: глазастый, голосистый .
    Способы образования сложной (составной) превосходной степени:

    ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕСТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ!

    Качественные прилагательные отличаются тем, что могут обозначать признак в разной степени его проявления (крупный – крупнее – крупнейший ). Формы эти называются степенями сравнения:

      Сравнительной

      Превосходной

    В парадигму степеней сравнения включается и то прилагательное, от которого образуются формы степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры признака. В парадигме степеней сравнения исходное прилагательное называется формой положительной степени.

    Сравнительная степень (компаратив) – обозначает качество, находящееся в каком-либо предмете в большей степени, чем в другом, название которого ставится в форме род.падежа или именит.падежа; последнему предшествует сравнительный союз Чем (правда дороже золота ).

    Превосходная степень (суперлатив) - обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другим: самый любимый писатель ; склоняются как обычные прилагательные.

    Сравнительная и превосходная степени могут выражаться простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими) формами.

    Сравнительная степень

    Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам, числам и падежам; а потому ее нужно уметь отличать от формы сравнительной степени наречия. Если слово такого типа синтаксически связано с сущ, то это сравните степень прилагательного, если связано с глаголом, то сравнит степень наречия (дуб крепче березы – прилаг;он крепче стиснул рукоятку – наречие)

    Формы сравнительной степени тяготеют к употреблению в позиции при связке, т.е. в роли сказуемого, но могут быть и определением.

    Образуются от основы исходного прилагательного при помощи суффиксов –ее (-ей) – смелее, белее (продуктивный способ) или–е, -ше – дороже, богаче (непродуктивный способ).

    От прилагательных с основой на к, г, х и некоторых слов с основой над, т, ст сравнит.степень образуется посредством суффикса–е (при этом конечные согласные основы чередуются с шипящими) (громкий – громче, тихий – тише, крутой – круче ). В прилагательных на–ок и–к происходит усечение производящей основы, оставшийся конечный согласный чередуется с шипящим или парным мягким (высокий – выше, низкий – ниже ).

    Формы сравнительной степени с суффиксом –ше единичны (далекий – дальше, ранний – раньше, долгий – дольше ).

    От трех прилагательных форма образуется супплетивным способом (малый – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже) .

    Формы сравнительной степени не образуются от прилагательных, которые называют признаки, не изменяемые по степеням. Иногда не образуются в соответствии с узусом, а не значением (ветхий, чуждый, куцый ).

    Сложная форма степеней сравнения образуется присоединением слова более . Причем такие сочетания могут быть образованы и с краткой формой (более быстрый, более красный).

    Превосходная степень

    Простая форма превосходной степени имеет особенности в своем значении: кроме указанного выше основного значения превосходства качества в предмете сравнительно с другими предметами эта форма может обозначать высшую, предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими. Иными словами, она может обозначать безотносительно высокую степень качества: злейший враг, добрейшее существо .

    Простая форма образуется при помощи присоединения суффикса –ейш (-айш ). При этом она образуется не от всех прилагательных, обычно ее нет у тех лексем,от которых не образуется форма сравнительной степени. Так же она может отсутствовать у и тех форм, которые имеют форму сравнительной степени. Таковы качественные прилагательные с суффиксами–аст-, -ист , а так же многие слова с суффиксами –лив-, -чив-, -к- (узкий – уже, волосатый – волосатее, молчаливый – молчаливее ).

    Сложная форма образуется сочетанием качественного прилагательного и слова самый . Она не связана с лексическими ограничениями:самый красный, самый добрый, самый узкий.

    У прилагательных с суффиксами –оват-(-еват-) не образуется никакая форма превосходной степени, т.к. значение неполноты признака несовместимо со значением высокой степени признака (глуховатейший, самый глуховатый ).

    Форма превосходной степени обозначает высшую степень качества. В отличие от сравнительной степени формы превосходной степени не могут выражать сопоставительной оценки степени признака в одном и том же предмете и в двух предметах.

    Степени сравнения — это переменный морфологический признак качественных прилагательных. Различаются формы положительной, сравнительной и превосходной степеней: новый — новее — новейший; теплый — более/менее теплый — самый теплый.

    Исходной является форма положительной степени, называющая признак вне соотнесения его с однородными признаками других предметов (новый дом); от нее прибавлением словоизменительных суффиксов или вспомогательных слов образуются простые и составные формы сравнительной и превосходной степеней.

    Сравнительная степень указывает на то, что обозначаемый признак характерен для данного предмета в большей степени, чем для другого предмета (или для этого же предмета, но в другой период времени): Наша яблоня выше, чем соседская; Сегодня эта девушка была разговорчивее, чем вчера.

    Простая форма сравнительной степени образуется путем прибавления к основе прилагательного словоизменительных суффиксов -ее/-ей, -е, а также непродуктивного суффикса -ше: теплый — теплее, теплей (разг.); громкий — громче; тонкий — тоньше. В форме глубже (от глубокий) используется суффикс -же. Если в конце основы есть суффикс ‑к- или ‑ок-, то он часто усекается: низкий — ниже; далекий — дальше. От прилагательных маленький, плохой, хороший формы сравнительной степени образуются с изменением корня: меньше, хуже, лучше. В разговорной речи к простой форме сравнительной степени часто прибавляется приставка по-, имеющая значение неполноты проявления признака (`немного`): старше — постарше, меньше — поменьше.

    Нередко образованию простой формы сравнительной степени препятствует лексическое значение слова; например, она не образуется от прилагательных с «абсолютным» качественным значением типа глухой, лысый, мертвый, слепой или от прилагательных, обозначающих субъективную оценку говорящим признака: преогромный, синенький.

    Составная форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более, менее: более красивый, менее громкий. Значение этой формы шире, чем значение форм типа громче, так как выражается не только большая, но и меньшая степень интенсивности признака (простая же форма сравнительной степени указывает лишь на большую степень признака).

    Синтаксические функции составной формы также шире, чем у простой формы сравнительной степени. Простая форма обычно является частью составного сказуемого: Это сочинение было содержательнее, чем предыдущее. Составная же форма может выполнять функции не только сказуемого, но и определения: На этот раз ученик написал более содержательное сочинение. Составная форма может быть образована практически от любого качественного прилагательного, однако воспринимается как несколько книжная форма и в разговорной речи используется реже, чем простая форма сравнительной степени.

    Превосходная степень прилагательных указывает на то, что признак предмета, обозначенный данной формой, представлен в своем максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с таким же признаком у других сравниваемых предметов: умнейший из учеников класса, самая светлая комната или у данного предмета в другие периоды его существования: Сегодня рабочие получили самую высокую за полгода зарплату.

    Превосходная степень также может быть простой или составной. Простая форма образуется прибавлением к основе прилагательного словоизменительного суффикса -ейш-: красивый — красивейший или -айш- (последний суффикс присоединяется только к основам на к, г, х): тонкий — тончайший. К данной форме часто прибавляется приставка наи-: наикрасивейший, наитончайший. От прилагательных маленький, плохой, хороший форма превосходной степени образуется с изменением корня: меньший, худший, лучший.

    Составная форма превосходной степени образуется несколькими способами:

    1) прибавлением к форме положительной степени вспомогательного слова самый: самый умный;

    2) прибавлением к форме положительной степени вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее умный, наименее способный;

    3) прибавлением к простой форме сравнительной степени вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет является неодушевленным) или всех (если характеризуемый предмет одушевленный): Умнее всего было расследование, проведенное частным детективом; Способнее всех оказался ученик Иванов.

    Наиболее распространена составная форма типа самый умный, употребляющаяся в роли как сказуемого, так и определения. Формы типа умнее всего/всех используются только как сказуемое. Формы типа наиболее/наименее способный имеют самое широкое значение, обозначая как наивысшую, так и низшую степень проявления признака, однако эти формы употребляются преимущественно в книжной речи (в деловом, научном, газетно-публицистическом стилях).

    Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

    Эта тема очень простая, она легко поддается даже тем, кто недавно начал изучать английский. Если вы уже знаете несколько прилагательных на английском, то, изучив материал этой статьи, вы сможете легко образовывать степени сравнения.

    Но для начала давайте разберемся, сколько есть степеней сравнения и зачем они нужны.

    Существует три степени сравнения прилагательных. Первая степень - положительная . Это простое прилагательное, в том виде, в котором вы его изучаете: интересный, красивый, хороший и так далее.

    Следующая степень - сравнительная . Если у вас есть два предмета, и вы сравниваете их по тому или иному признаку, то говорить об этом вы будете в сравнительной степени: больше, меньше, интереснее, красивее и так далее.

    И третья степень, которую могут иметь прилагательные, это превосходная . Когда вы сравниваете несколько предметов по какому-либо признаку, один из них будет превосходить другие. Про него мы говорим, что он самый : самый интересный, самый большой, самый лучший .

    В английском языке все точно так же: имеются три степени сравнения, которые образуются по своим правилам.

    Первая степень - положительная. Это обычное прилагательное. Для примера давайте вспомним некоторые прилагательные на английском, которые вы наверняка знаете:

    Small - маленький
    big - большой
    easy - легкий, простой
    interesting - интересный
    popular - популярный

    Если мы описываем один предмет, не сравнивая его ни с чем другим, то используется простое прилагательное, без суффиксов. Но как только появляется второй предмет, для сравнения, появляется необходимость использовать сравнительную степень .

    Чтобы образовать ее, вам нужно посмотреть на прилагательное: сколько в нем слогов, насколько оно долгое. От этого зависит способ, который вы будете использовать при образовании степени. Если прилагательное короткое (1-2 слога), то к нему нужно добавить суффикс - er :

    Small (маленький) - smaller (меньше)
    big (большой) - bigger (больше)
    easy (простой) - easier (проще)

    Если же ваше прилагательное долгое (больше двух слогов), то если его нагрузить еще суффиксом, произнести его будет нереально. Поэтому, чтобы образовать сравнительную степень таких прилагательных, используется слово more (более), которое ставится перед прилагательным, точно как и в русском языке:

    Interesting - more interesting (более интересный)
    popular - more popular (более популярный)

    Если вы сравниваете два предмета или явления в предложении, то вам также понадобится слово than (чем), чтобы указать, что вы, собственно, сравниваете и с чем:

    My room is smaller than my brother"s. - Моя комната меньше, чем у моего брата.
    His dog is bigger than mine. - Его собака больше, чем моя.
    This rule is easier than that one. - Это правило легче, чем то.
    Detectives are more interesting than historical novels. - Детективы более интересные, чем исторические романы.
    Is Lady Gaga more popular than Madonna? - Леди Гага популярнее Мадонны?

    Теперь перейдем к превосходной степени . Если перед вами несколько предметов, которые вам необходимо сравнить, выбрать один по какому-либо признаку, то вам нужно использовать уже не сравнительную, а превосходную форму.

    То, как вы будете образовывать эту степень, будет зависеть от того, сколько слогов в вашем прилагательном. Если прилагательное короткое (1-2 слога), то добавляется суффикс - est :

    Small - the smallest
    big - the biggest
    easy - the easiest

    Если же прилагательное длинное (больше двух слогов), то превосходную степень следует образовывать при помощи слова most (самый):

    Interesting - the most interesting
    popular - the most popular

    Предлоги IN и OF.

    Выше уже упоминалось, что когда вы сравниваете два предмета, то в сравнении нужно использовать слово than (чем).

    С прилагательными же в превосходной степени используются предлоги in и of . Выбор предлога определяется тем, что вы сравниваете и какая информация идет после сравнения.

    Если вы говорите о месте (страна, город, мир), то используйте предлог in :

    This is the oldest building in our town. - Это самый старый дом в нашем городе.
    He is the most popular singer in the country. - Он самый популярный певец в стране.
    What is the highest mountain in the world? - Какая самая высокая гора в мире?

    Также предлог используется, когда речь идет о группе людей, организации:

    I am the youngest pupil in the class. - Я самый младший ученик в классе.

    Предлог on употребляют, когда говорят о периоде времени:

    Today is the longest day of the year. - Сегодня самый долгий день в году.
    It was the happiest day of my life. - Это был самый счастливый день в моей жизни.

    Артикль the.

    Вы спросите, почему в примерах со словом most используется артикль the . Мы с вами помним, что этот артикль употребляется, чтобы указать на что-либо определенное, известное собеседникам. Когда речь идет о превосходной степени, мы выделяем один предмет из группы, как единственный или уникальный в своем роде и он становится определенным:

    He is the cleverest boy in the class. - Он самый умный мальчик в классе. (В классе только один самый умный ученик)

    This is the oldest house in the town. - Это самый старый дом в городе. (В городе только один самый старый дом)

    Хочу обратить ваше внимание на то, что артикль the не всегда используется с прилагательными в превосходной степени. Если перед прилагательными стоит слово, отвечающее на вопрос Чей?/Чья? ( или существительное в ), то артикль the не нужен:

    This is my smallest bag. - Это моя самая маленькая сумка.
    She is Maria"s youngest daughter. - Она самая младшая дочка Марии.

    Изменения в написании.

    Образуя сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных, вы должны помнить, что добавления суффиксов в английском языке часто сопровождаются изменениями в написании.

    С прилагательными есть два основных правила, которые нужно запомнить:

    1. Если короткое прилагательное оканчивается на -y, то при добавлении суффикса -y меняется на i и добавляется суффикс:

    Easy (простой) - easier - the easiest
    noisy (шумный) - noisier - the noisiest
    busy (занятый) - busier - the busiest

    2. Если короткое прилагательное оканчивается на согласную, перед которой стоит гласная под ударением (закрытый ударный слог), то последняя согласная удваивается:

    Big (большой) - bigger - the biggest
    fat (жирный) - fatter - the fattest

    Если же прилагательное оканчивается на две согласные, или на согласную, перед которой комбинация гласных, то ничего не удваивается, а просто добавляется нужный суффикс:

    Strong (сильный) - stronger - the strongest
    cold (холодный) - colder - the coldest
    weak (слабый) - weaker - the weakest

    Исключения.

    В английском существуют прилагательные-исключения, сравнительная и превосходная степени которых образуются не по правилу, без добавления суффиксов:

    good - better - the best - хороший /лучше/ самый лучший

    bad - worse - the worst - плохой/ хуже/ самый плохой

    far - farther - the farthest - далекий/ дальше / самый дальний

    little - less - the least - маленький/ меньше/ самый маленький

    Для сравнения двух предметов в английском языке также можно использовать конструкцию as... as (not as...as ), с которой употребляются прилагательные в положительной степени. Подробнее об этой конструкции читайте .

    Старайтесь избегать распространенных ошибок, помните, что если вы уже добавили к прилагательному суффикс, то вам не нужно использовать слова more или most.

    Теперь вы без труда сможете сравнивать предметы, людей и явления и говорить об этом на английском языке. Чтобы закрепить пройденный материал, вспомните как можно больше прилагательных и постарайтесь образовать от них степени сравнения, а еще эффективнее будет составить предложения с ними. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы, успехов вам в изучении английского языка!