1. Закаливание организма. Понятие, значение, основные принципы…….3

2.Пищевые токсикоинфекции (ботулизм, стафилококковый токсикоз): причины, клиника, диагностика, профилактика……………………………..5

3. Профилактика заболеваний, обусловленных передачей возбудителей через воду………………………………………………………………………………8

4. Естественное освещение помещений ЛПУ: методы измерения освещенности, принципы нормирования, влияние на здоровье работоспособность…………………………………………………………….11

5. Тестовые задания……………………………………………………………14

6. Ситуационные задачи………………………………………………………..15

1. Закаливание организма. Понятие, значение, основные принципы.

Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие. В связи с этим широко, в качестве закаливающих процедур, используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.

Наиболее сильная закаливающая процедура - моржевание (плавание в ледяной воде) - имеет ряд противопоказаний, особенно противопоказано: детям, подросткам и людям, постоянно страдающим заболеваниями верхних дыхательных путей. Одним из самых распространенных видов закаливания является хождение босиком. Механизм работы терморегуляции заключается в оперативном реагировании сосудов на угрозу охлаждения или перегрева организма путем их сужения/расширения, что приводит к ограничению, либо повышению теплоотдачи. Таким образом, соблюдается баланс между теплоотдачей и теплопродукцией при различных внешних температурах. Регулярные закаливающие процедуры приводят к изменению реактивности системы терморегуляции, делают ее работу более эффективной.

Закаливание организма не только повышает способность организма переносить резкие перепады внешней температуры без ущерба для состояния здоровья, но и нормализует состояние нервной системы, укрепляет ее. Соблюдение принципа постепенности и применение комплекса процедур являются важным условием закаливания организма. Грамотное медицинское сопровождение процесса закаливания организма поможет не только объективно оценить эффективность применяемых процедур, но и обнаружить нежелательные отклонения в здоровье человека и предупредить наступление нежелательных последствий. Такое оперативное корректирование комплекса закаливающих процедур позволит составить эффективную индивидуальную систему закаливания организма, максимально положительно влияющую на здоровье человека. Закаливание организма проводят, постепенно усиливая действие раздражителя. Поэтому начинать закаливание нужно с проведения солнечных и воздушных ванн, переходя к обтиранию, а затем купанию при постепенном снижении температуры воды.

Закаливание организма разделяется на несколько видов, по принципу проводимых закаливающих процедур. Так аэротерапия включает в себя длительные прогулки на свежем воздухе и воздушные ванны. Закаливание воздухом подготавливает организм к дальнейшим процедурам. Гелиотерапия или солнцелечение подразумевает закаливание путем приема солнечных ванн и загорания. Хождение босиком также является процедурой закаливания организма и основано на принципе воздействия на рефлекторные точки, находящиеся на подошвенной части стопы. Наконец водолечение или закаливание водой состоит в обливании, обтираниях, контрастном душе, зимнем купании, русской парной и т. д. При каждом виде процедур закаливания организма нужно соблюдать мягкий переход от щадящего к более серьезному закаливанию. Например, закаливание водой должно начинаться с обтираний, затем следует переходить к местным обливаниям, после этого разрешено применение общих обливаний и контрастного душа. Наиболее серьезным воздействием на организм отличается зимнее купание.

2.Пищевые токсикоинфекции (ботулизм, стафилококковый токсикоз): причины, клиника, диагностика, профилактика

Пищевой путь распространения инфекционных заболеваний - один из характерных для фекально-орального механизма передачи возбудителя. Наиболее типична реализация пищевого пути передачи для антропонозных или зооантропонозных кишечных инфекций. В случае инфицирования пищевым путем человек, как правило, становится источником инфекции и в его окружении возможно возникновение вторичных случаев заболевания

Инфицирование пищевых продуктов патогенными микроорганизмами может быть первичным и вторичным. Первично зараженными называются продукты, полученные от больного животного, однако значительно чаще наблюдается вторичное заражение продуктов. Оно происходит в тех случаях, когда возбудители инфекционных заболеваний попадаю в продукты с рук больного человека или носителя, с загрязненной посуды, заносятся насекомыми или грызунами и т. д. Вторичное заражение пищевых продуктов может произойти в процессе их получения, транспортировки, хранения, продажи, а также во время приготовления пищи.

Пищевые отравления - (синоним пищевые интоксикации) инфекционные и неинфекционные болезни, возникающие вследствие употребления пищи, содержащей токсичные для организма вещества микробного или немикробного происхождения и характеризующиеся картиной острого гастроэнтерита и интоксикацией.

Пищевые отравления подразделяют на микробные и немикробные. Возбудителями микробных токсикозов являются Clostridium botulinum, Clostridium perfringens и энтеротоксигенные штаммы стафилококка, возбудителями пищевых токсикоинфекции могут быть Proteus vulgaris mirabilis, Escherichia coli, Bacillus cereus и др. Причиной микотоксикозов являются микроскопические грибы.

Важную роль в этом процессе играют переносчики (мухи). При стафилококковых токсикозах источниками возбудителя являются люди, страдающие гнойничковыми заболеваниями кожи, ангиной , и животные, больные маститом; заражение происходит через загрязненные руки, посуду, пищевые продукты. Для возникновения микробных отрвлений необходимо, чтобы обсемененные пищевые продукты достаточно долго хранились вне холодильника и перед употреблением не подвергались достаточной термической обработке.

К немикробным отравлениям относятся отравления ядовитыми и условно съедобными грибами, ядовитыми растениями , ядовитыми продуктами животного происхождения а также примесями к пищевым продуктам химических веществ, например пестицидов, солей тяжелых металлов, фосфорорганических соединений и др. а также отравления неизвестной этиологии.

Пищевые отравления являются широко распространенными болезнями. Регистрируются в виде групповых заболеваний и спорадических случаев. Для всех типичны тошнота, рвота, боли в животе, понос, адинамия, повышение температуры тела, обезвоживание организма, нарушение функций сердечно-сосудистой системы. Клинические проявления немикробных П. о. определяются, кроме того, тропностью токсического вещества.

Диагностика П. о. основана на клинической картине, данных эпидемиологического анамнеза , результатах бактериологического и токсикологического исследований. При подозрении на отравление необходимо направить пищевые продукты, которые употреблял заболевший, его выделения (фекалии, рвотные массы), промывные воды желудка для бактериологического и токсикологического исследования, выяснить условия приготовления, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов, употребление которых могло вызвать отравление.

Первая помощь при острых заключается в удалении из организма возбудителей и токсинов (промывание желудка водой, введение в желудок активированного угля, очистительные клизмы). По клиническим показаниям больные госпитализируются. В условиях стационара проводится форсированный диурез, применяются методы экстракорпоральной детоксикации, по показаниям проводят антидотную терапию, назначают симптоматические средства с целью восстановления нарушенных функций органов. Профилактика микробных пищевых отравлений заключается в предупреждении загрязнения пищевых продуктов выделениями людей и животных, содержащими возбудителей, предупреждении размножения их в пище. С этой целью осуществляется Санитарный надзор и Ветеринарно-санитарный надзор за соблюдением правил и технологии заготовки и обработки сырья, приготовления, транспортировки, хранения и реализации пищевых продуктов.

3. Профилактика заболеваний, обусловленных передачей возбудителей через воду

Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями могут быть эффективными и дать надежные результаты в наиболее короткий срок только в случае планового и комплексного их проведения, т. е. систематического проведения по заранее составленному плану, а не от случая к случаю.
Противоэпидемические мероприятия должны строиться с обязательным учетом конкретных местных условий и особенностей механизма передачи возбудителей данной инфекционной болезни, степени восприимчивости человеческого коллектива и многих других факторов. С этой целью основное внимание должно быть уделено в каждом случае наиболее доступному для нашего воздействия звену эпидемической цепи.

Профилактические мероприятия

3.1. Осуществляются через систему мероприятий по обеспечению населения доброкачественными, безопасными в эпидемическом отношении пищевыми продуктами и водой, безопасными в эпидемическом отношении условиями жизнедеятельности населения.

3.2. Осуществление госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных правил и норм на объектах по производству, хранению, транспортировке, реализации (оптовая и розничная) пищевых продуктов, общественного питания, водоканала независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.3. Осуществление госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных правил и норм в организованных коллективах детей и взрослых, лечебно - профилактических учреждениях (далее - ЛПУ), санаториях, домах отдыха и др.
3.4. Гигиеническое обучение работников отдельных профессий, производств и организаций, связанных непосредственно с процессом производства, приготовления, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов, водоподготовки, обучением и воспитанием детей и подростков, с оформлением медицинских книжек.

3.5. Гигиеническое образование населения с помощью средств массовой информации по вопросам профилактики острых кишечных инфекций.
3.6. Проведение клинико - лабораторных обследований и ограничительных мер среди отдельных групп населения в профилактических целях:
3.6.1. Выявление больных (носителей) ОКИ при поступлении на работу работников отдельных профессий, производств и организаций (1-кратное бактериологическое обследование на группу энтеропатогенных бактерий; забор материала для исследования у лиц этой категории работников проводится специалистами центров госсанэпиднадзора или лечебно - профилактических учреждений).

3.6.2. Выявление больных ОКИ (носителей) среди детей дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ), школ - интернатов, летних оздоровительных учреждений:

В период формирования детских коллективов в конце лета - начале осени (август - сентябрь) за всеми детьми устанавливается медицинское наблюдение с обязательной регистрацией его результатов в специальных журналах наблюдения (общее состояние ребенка, жалобы, характер стула, результаты термометрии);
- прием в ДОУ детей, возвращающихся после любого перенесенного заболевания или длительного отсутствия (5 и более дней), разрешается только при наличии справки от участкового врача с указанием диагноза болезни или причины отсутствия. В течение 7 дней за такими детьми устанавливается медицинское наблюдение, осуществляемое непосредственно в детском коллективе;

При утреннем приеме ребенка необходимо проводить опрос родителей о его общем состоянии и характере стула. При наличии жалоб и клинической симптоматики, характерной для ОКИ, контакт ребенка с коллективом следует прекратить. Вопрос о его допуске в коллектив решается на основании заключения участкового врача;

При оформлении в детские дошкольные коллективы дети принимаются без бактериологического обследования на основании справки от участкового врача - педиатра о состоянии здоровья и отсутствии контакта с больными ОКИ.
3.6.3. Выявление больных ОКИ (носителей) среди лиц в других типах учреждений:
- лабораторное обследование лиц перед поступлением в стационары и санатории проводится по клиническим и эпидемиологическим показаниям;
- при оформлении лиц на стационарное лечение в больницы (отделения) психоневрологического (психосоматического) профиля, дома престарелых, интернаты для лиц с хроническими психическими заболеваниями и поражением ЦНС, в другие типы закрытых учреждений с круглосуточным пребыванием проводится однократное бактериологическое обследование на группу энтеропатогенных бактерий. Однократное обследование проводится также при переводе больных в учреждения психоневрологического (психосоматического) профиля.

4. Естественное освещение помещений ЛПУ: методы измерения освещенности, принципы нормирования, влияние на здоровье работоспособность.

Безопасность и здоровье условия труда в большой степени зависят от освещенности рабочих мест и помещений. Неудовлетворительное освещение утомляет не только зрение, но и вызывает утомление организма в целом. Неправильное освещение может быть причиной травматизма: плохо освещенные опасные зоны, слепящие лампы, резкие тени ухудшают или вызывают полную потерю зрения, ориентации. Неправильная эксплуатация осветительных установок в пожароопасных цехах может привести к взрыву, пожару и несчастным случаям .

Обычно пользуются естественным, искусственным и совмещенным (естественное и искусственное совместно) освещением. Нормирование освещения внутри и вне зданий, мест производства работ, наружного освещения городов и др. населенных пунктов производится по СНиП 11-4-79 (строительные нормы и правила, часть II, глава 4, Естественное и искусственное освещение, М.,1980). Согласно санитарным нормам все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.

1. Естественное освещение. Нормирование и расчет

Источник естественного (дневного) освещения - солнечная радиация, т. е. поток лучистой энергии солнца, доходящей до земной поверхности в виде прямого и рассеянного света. Естественное освещение является наиболее гигиеничным и предусматривается, как правило, для помещений, в которых постоянно пребывают люди. Если по условиям зрительной работы оно оказывается недостаточным, то используют совмещенное освещение. Естественное освещение помещений подразделяется на:

· боковое (через световые проемы в наружных стенах),

· верхнее (через фонари, световые проемы в покрытии, а также через проемы в стенах перепада высот здания),

· комбинированное - сочетание верхнего и бокового освещения.

Систему естественного освещения выбирают с учетом следующих факторов:

· назначения и принятого архитектурно-планировочного, объемно-пространственного и конструктивного решения зданий;

· требований к естественному освещению помещений, вытекающих из особенностей технологической и зрительной работы;

· климатических и светоклиматических особенностей места строительства здании;

· экономичности естественного освещения.

В зависимости от географической широты, времени года, часа дня и состояния погоды уровень естественного освещения может резко изменяться за очень короткий промежуток времени в довольно широких пределах. Поэтому основной величиной для расчета и нормирования естественного освещения внутри помещений принят коэффициент естественной освещенности (КЕО) -- отношение (в процентах освещенности) в данной точке помещения Евн к наблюдаемой одновременно освещенности под открытым небом Eнар. Нормы естественного освещения промышленных зданий, сведенные к нормированию КЕО, представлены в СНиП II-4--79. Для облегчения нормирования освещенности рабочих мест все зрительные работы по степени точности делятся на восемь разрядов. СНиП устанавливают требуемую величину КЕО в зависимости от точности работ, вида освещения и географического расположения производства. В табл. 1. приведены значения КЕО для зданий, расположенных в III поясе светового климата (енIII). Территория РФ делится на пять световых поясов, для которых значения КЕО определяются по формуле: где m и c коэффициенты светового и солнечного климата соответственно.

Для определения соответствия естественной освещенности в производственном помещении требуемым нормам освещенность измеряют при верхнем и комбинированном освещении--в различных точках помещения с последующим усреднением; при боковом-- на наименее освещенных рабочих местах. Одновременно измеряют наружную освещенность и определенный расчетным путем К. ЕО сравнивают с нормативным. Расчет естественного освещения заключается в определении площади световых проемов для помещения. Расчет ведут по следующим формулам:

· при боковом освещении

· при верхнем освещении

где So, 5ф--площадь окон и фонарей, м2; Sn--площадь пола, м2; eн--нормированное значение К. ЕО; Кз--коэффициент запаса (kз=1,2--2,0); o, ф-- световая характеристики окна, фонаря; То--общий коэффициент светопропускания (учитывает оптические свойства стекла, потери света в переплетах, из-за загрязнения остекленной поверхности, в несущих конструкциях, солнцезащитных устройствах); r1, r2--коэффициенты, учитывающие отражение света при боковом и верхнем освещении; kзд--1--1,7--коэффициент, учитывающий затемнение окон противостоящими зданиями; kф--коэффициент, учитывающий тип фонаря. Значения коэффициентов для расчета естественного освещения принимают по таблицам СНиП.

Тестовые задания

7. Признаки характерные для пищевой токсикоинфекции

А) массовость

Б)контагиозность

В)внезапное начало заболевания

Г) острое течение болезни

Д) связь заболевания с приемом пищи

8. Физические методы обеззараживания6

А) кипячение

Б)облучение УФ – лучами

В) хлорирование

Г) воздействие гамма – лучей

Д) воздействие ультразвуком

9. Условия, усиливающие токсическое действие ядов

А) высокая температура воздуха

В) конвекционные токи воздуха

Г) интенсивная физическая работа

10. Отклонения в состоянии здоровья детей, которые могут возникнуть в результате неправильного подбора мебели:

А) нарушение осенки

Г) плоскостопие

Д) сдавление органов грудной клетки и брюшной полости

Решение: 7 – а, д; 8 –б, д; 9 – а, б, г; 10 – а, б;

Ситуационные задачи

5. При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 250 С, относительная влажность воздуха - 80 %, скорость движения воздуха - 0,1 м\с.

Дайте заключение о микроклиматических условиях в классе, отеплоощущениях людей, находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.

Воздушно-тепловой режим

От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т. п.), так и риск ухудшения здоровья. Воздух помещений школы во время проведения занятий изменяет свои физические, химические и биологические качества. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасывает в воздух еще более 200 химических соединений – антропогенных веществ. Основу этого «букета» составляют метан, этан, уксусная и муравьиная кислота, а также аммиак , ацетон , метиловый и этиловый спирт, сероводород, меркаптан, хлорсодержащие соединения и бензол. Часть этих «воздушных отходов» гигиенисты именуют одним жестким словом «антропотоксины», то есть человеческие яды. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием, неприятны по органолептическим свойствам.

Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. В школах применяются две системы вентиляции : неорганизованный местный приток воздуха через форточки, фрамуги и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (вытяжная вентиляция и организованный приток свежего воздуха в двух вариантах – децентрализованный с неподогретым воздухом и централизованный с подогретым воздухом).

В течение урока температура в классе может повышаться на 3–4 оС, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Не менее важно, что резко ухудшается качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей под контролем термометра. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2–3 оС и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается. Хотя контроль за воздушно-тепловым режимом и обеспечение правильной эксплуатации вентиляционных устройств – задача медицинских работников, реально выполнять необходимые требования должны учителя, особенно во время дежурства по школе, и уборщицы. Они должны помнить, что холодный воздух вытесняет теплый, поэтому недопустимо открывать форточки (фрамуги) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем и в классы. К этому же ведет направленная циркуляция холодного воздуха через входные двери первого этажа. Приток воздуха должен осуществляться с таким расчетом, чтобы он поступал в помещение с более высокой температурой и вытеснял последний через вытяжные каналы.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18...+20 оС. Соответственно по условию задачи – температура в классе выше допустимой нормы. При температуре +16...+17 оС и +21...+22 оС возникает умеренное напряжение терморегуляции. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья. Есть простой способ повысить влажность воздуха: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых опускают в сосуд с водой, чтобы быстро не высыхали. На переменах легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности – 30–50% (допустимо 25–60%). Согласно задачи влажность выше нормы. Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в жилых, общественных, административных помещениях. скорость воздуха не должна превышать 0.

6. Дайте санитарно – гигиеническую оценку качества водопроводной воды по результатам исследования: запах – 2 балла, привкус - 0 баллов, рН – 8,5 баллов нефтепродукуты – 0,1 мг/л, нитриты – 2,0 мг/л дибромхлорметан – 0,032 мг/л общее микробное число – 50 в 1 мл

Для загрязнителей укажите возможный путь поступления в воду и отдаленные последствия для человека.

Вкус и запах питьевой воды обусловлены наличием в воде органических веществ растительного происхождения, сообщающих воде землистый, травянистый, болотистый запах и привкус. Причиной запаха и привкуса питьевой воды может быть загрязнение и промышленными сточными водами. Привкус и запахи некоторых подземных вод объясняются наличием большого количества растворенных в них минеральных солей и газов, например хлоридов, сероводорода. При обработке воды на водопроводных станциях интенсивность запаха уменьшается, но незначительно. Во время исследования питьевой воды определяют характер запаха (ароматический, аптечный и т. д.) или привкуса (горький, соленый и т. д.), а также их интенсивность в баллах: 0 - отсутствие, 1 балл - очень слабый, 2 - слабый, 3 - заметный, 4 - отчетливый, 5 баллов - очень сильный. Допустима интенсивность запаха или привкуса не выше 2 баллов. При обнаружении несвойственных природной воде цвета, вкуса и запаха необходимо выяснить их происхождение. В данном случае интенсивность запаха воды – пограничная.

При химическом анализе питьевой воды следует учитывать природный химический состав воды и вещества, используемые для ее обработки. Наибольшее гигиеническое значение имеют следующие показатели. Сухой остаток, остающийся после выпаривания 1 л воды, характеризует степень минерализации воды и для водопроводной воды не должен превышать 1000 мг/л (пресная вода). Железо находится в подземных водах главным образом в виде дигидрокарбоната железа (II) Fе(НСОз)2. При контакте воды с воздухом железо окисляется, образуя гидроксид железа (III) - Fe(OH)3, придающий воде мутность и бурую окраску. При содержании в воде подземных источников железа в концентрации более 0,3-0,5 мл/л органолептические свойства воды ухудшаются, а при концентрации железа свыше 1-2 мг/л вода, кроме мутности и окраски, приобретает неприятный вяжущий привкус. Содержание железа в водопроводной воде не должно превышать 0,3 мг/л, а в воде местных источников водоснабжения - 1 мг/л. Наличие солей кальция и магния обусловливает жесткость воды (моль/л). Воду с жесткостью до 1,75 моль/л, считают мягкой, от 1,75 до 3,5 - средней жесткости, от 3,5 до 7 - жесткой, выше 7 моль/л - очень жесткой. С увеличением жесткости воды ухудшается разваривание мяса и бобовых, увеличивается расход мыла, усиливается образование накипи в паровых котлах и радиаторах, приводящее к излишнему расходу топлива и необходимости частой очистки котлов. В соответствии с требованиями стандарта жесткость питьевой воды не должна превышать 3,5 моль/л (7 мг-экв/л).

Хлориды (хлор-ион). Обычно в проточных водоемах содержание хлоридов невелико (до 20-30 мг/л), но может значительно возрастать в водоемах, не имеющих стока. Незагрязненные колодезные воды в местах с несолонцеватой почвой обычно содержат до 30-50 мг/л хлоридов. Воды, фильтрующиеся через солонцеватую почву или осадочные породы, богатые соединениями хлора, могут содержать сотни и даже тысячи мг/л хлоридов, будучи безукоризненными в другом отношении. Воды, содержащие хлориды в количестве, превышающем 350-500 мг/л, имеют солоноватый привкус и неблагоприятно влияют на желудочную секрецию. Поэтому по ГОСТу 2874-82 содержание хлоридов в водопроводной воде не должно превышать 350 мг/л. Сульфаты (сульфат-ион). Сульфаты в количестве, превышающем 500 мг/л, придают воде горько-соленый вкус, неблагоприятно влияют на желудочную секрецию и могут вызвать диспепсические явления (особенно при одновременно большом содержании магния в воде) у людей, не адаптированных к употреблению воды подобного состава.

Исходя из требований стандарта к качеству водопроводной воды в отношении ее бактериального состава число сапрофитных бактерий в 1 мл водопроводной воды (микробное число) не должно превышать 100, коли-индекс - 3, а коли-титр должен быть не меньше 300 мл.

При оценке качества воды в шахтных колодцах, используемых в местном водоснабжении, руководствуются следующими требованиями: прозрачность должна быть не меньше 30 см, цветность - не больше 40°, вкус и запах - не выше 2-3 баллов, жесткость - не больше 7 ммоль/л, коли-индекс - не больше 10. Основной источник появления в воде аммонийного азота и нитритов - это разложение белковых остатков, трупов животных, мочи и фекалий. При свежем загрязнении отбросами воды, не содержавшей до этого аммонийных солей, количество их превышает 0,1-0,2 мг/л. Будучи продуктом биохимического окисления аммонийных солей, нитриты в количестве, превышающем 0,002-0,005 мг/л, также являются важным показателем загрязнения водоисточника. Нитраты представляют собой конечный продукт окисления аммонийных солей. Наличие нитратов в воде при отсутствии аммонийных солей и нитритов указывает на сравнительно давнее попадание в воду азотсодержащих веществ. В последние годы в связи с обильным применением азотсодержащих минеральных удобрений часто наблюдаются в воде, особенно колодезной, высокие концентрации нитратов.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ

Итак, закаливание-это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

При самом незначительном температуры окружающей среды в мозг поступают миллионы импульсов в секунду.Он начинает работать на более высоком уровне общего тонуса, становятся активнее его центры и включается «в работу» весь организм.

Информация, поступающая от рецепторов, обрабатывается в центральной нервной системе и отсюда направляется к использованным органам- мышцам, кровеносным сосудам, сердцу, лёгким, почкам, потовым железам, в которых возникают различные функциональные сдвиги, обеспечивая приспособление организма к данным условиям внешней среды.

Любая функциональная система нашего организма, в том числе и функциональная система терморегуляции, в высшей степени пластична и обладает значительным запасом прочности, утверждал П.К.Анохин.Если человек сознательно приучает свой организм к действию на него широкого диапазона по силе и интенсивности факторов внешней среды, то это гарантирует его от их вредного влияния и от внезапной наступающей при этом перестройки его регулирующих механизмов, что также может повлечь за собой нежелательные последствия.

Индивидуальные реакции на холод или тепло создаём мы сами. И очень часто мы, к сожалению, упускаем из виду тот очевидный факт, что и защитные силы организма, и его адаптационные возможности точно так же,как и тренировка мышц или улучшение памяти, поддаются и воспитанию и тренировке.

Здоровый человек отличается наличием в его организме температурного баланса, который заключается в том что при любых внешних воздействиях температура тела остаётся на постоянном уровне или меняется очень незначительно. Это достигается сбалансированным изменением в интенсивности процессов теплоотдачи и теплопродукции. Воздействие же экстремальных факторов(в данном случае экстремальных температур) вызывает в организме эмоциональный температурный стресс.

Закаливание помогает организму миновать подобный эмоциональный стресс, переводя организм в состояние уравновешенности. Именно тренировка и только тренировка с использованием любых методов закаливания совершенствуют работу аппарата терморегуляции и расширяет возможности приспособления организма к изменившимся температурным условиям.

У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушаетпроцессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В таком случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание.

Закалённый человек отличается тем, что даже длительное действие холода не нарушает его температурного гомеостаза(постоянства температуры тела). У такого организма при охлаждении уменьшаются процессы отдачи тепла во внешнюю среду, и наоборот, возникают механизмы, способствующие его выработке, повышается обмен веществ, что обеспечивает нормальное протекание физиологических и биохимических процессов в организме.

Физиологическая сущность закаливания заключается, таким образом, в совершенствовании терморегулирующих механизмов. При этом достигается высокая слаженность процессов теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма к факторам среды обитания.

Основные методы закаливания .

Закаливание воздухом:

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство.

Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн:

горячие (свыше 30С(), теплые (свыше 22С(), индифферентные (21-22С(),прохладные (17-21С(), умеренно холодные (13-17С(), холодные (4-13С(), очень холодные (ниже 4С().

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха. Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способ на оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Прогулки на воздухе:

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями:

зимой – катанием на коньках, лыжах, а летом – игрой в мяч и другимиподвижными играми.

Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16(С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22(С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность – не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание солнцем.

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью её к пигментации.

Солнечные ванны.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары).

Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе – 9-13 и 16-18 часов; на юге – 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18 (. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Закаливание водой.

Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена

слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует – это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодову нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Обтирание – начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

Обливание – следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около + 30(С, в дальнейшем снижая ее до +15(С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

Душ – еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32(С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40(С с водой 13-20(С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20(С и 14-15 (С воздуха.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них – обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28(С, а затем снижая ее до 12- 15(С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание

горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25(С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10(С.

Закаливание в парной.

Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.

Гигиенические требования при проведении занятий.

Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Специфика того или иного метода закаливания и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды.

При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами: гигроскопичность, вентилируемость, ветроустойчивость, теплозащитность и др.

Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

Заключение

Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных

последствий охлаждения организма или действия высоких температур.

Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных

заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ

2 Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Закаливание солнцем

Закаливание водой

Закаливание в парной

3 Гигиенические требования при проведении занятий.

4 Заключение

5 Список используемой литературы

Пермский Государственный Технический Университет

Кафедра физической культуры

Закаливание

Работу выполнили ст. группы ПГ – 09

Хаметгалимов Р.Н.

Работу принял: Гладков В.П.

Список используемой литературы:

Ю. Артюхова «Как закалить свой организм»

Изд. «Харвест» Минск 1999 год.

В.И. Ильинич «Физическая культура студента»

Изд. «Гардарики» Москва 2000год.

Е.Г. Мильнер «Формула жизни»

Изд. «Физкультура и спорт» Москва1991год.

С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура»

Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1978год.

Вопрос повышения защитных сил человеческого организма лежит в основе практически всей мировой медицины. Принцип закаливания представляет собой систему методов воздействия естественных факторов окружающей среды на организм. Если верить медикам, в результате мы получим человека с высоким уровнем устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов. Более тысячи лет назад Авиценна включил в практические главы своего «Канона врачебной науки» информацию о закаливании. Он предлагал купать новорожденных в холодной воде, а также готовить путешественников к непростому пути в раскаленной пустыне и зимней пурге.

Почитали принцип закаливания и на Руси: монах Нестор писал о том, как младенцев парили в бане и окунали в прорубь! Закаливающие процедуры проводили в течение первых 4-6 недель жизни ребенка, а затем повторяли в случаях заболеваний. Народы Якутии рекомендуют обтирать детей снегом с самого рождения, а кавказцы - обливать ледяной водой.

Уже сейчас современные медики, изучив гигиенические принципы закаливания, подтверждают, что эти процедуры повышают резистентность человеческого организма к всевозможным простудным и инфекционным заболеваниям. Таким образом, закаливающие процедуры - это мощнейшее оздоровительной средство, дарованное нам самой природой.

Гигиенические принципы закаливания

Основная заповедь Гиппократа «не навреди» верна не только в классической врачебной практике, но и при закаливающих процедурах. А потому не стоит бездумно следовать моде на здоровый образ жизни и с разбега нырять в прорубь неподготовленному человеку. Помните, что каждый человеческий организм неповторим, поэтому, прежде чем начинать закаливание, необходимо выбрать методику, которая будет рассчитана с учетом ваших индивидуальных особенностей. Для этого вам необходимо знать, что относится к основным гигиеническим принципам закаливания.

В первую очередь изучите реакцию собственного организма на закаливающие, а по сути на стрессовые факторы. При погружении в холодную воду ваша кожа сначала бледнеет (это связано с сокращением кровеносных сосудов), затем краснеет (сосуды расширяются) и, наконец, синеет (что свидетельствует об отсутствии тонуса гладкой мускулатуры кровеносных сосудов), в результате возникает ощущение озноба. Первая реакция называется слабой - она недостаточна для возникновения эффекта закаливания. Вторая реакция - средняя, именно она нам и нужна, чрезмерная же реакция препятствует процессам адаптации организма.

Исходя из этого, к основным принципам закаливания относятся:

  • Психологическая подготовка. Процессы терморегуляции человеческого организма, его иммунные реакции во многом зависит от психологического настроя. Так, если вы уверены, что оказавшись в холодной воде, вы тотчас заболеете, так оно и будет!
  • Систематичность.Закаливание - это не та процедура, которую можно проводить время от времени. В таком случае лучше и не начинать вовсе! Оптимально проводить закаливание следует ежедневно. Длительные перерывы (2-3 недели) сведут на нет все ваши усилия и пользу.
  • Принцип пульсирующих температур. Наиболее распространенной причиной возникновения простудных заболеваний является резкий перепад температур. Таким образом, основная ваша задача - это не погружение в максимально холодную воду, а переход от горячей воды к холодной. С каждым разом следует увеличивать диапазон температурных значений.
  • Постепенность. Закаливание может быть представлено как воздействие максимально низких температур или же как воздействие низких температур в течение наиболее продолжительного периода времени. Начинать следует со снижения температуры (допустим, 15 °С в течение 1 минуты), во время второй процедуры вы уделяете больше внимания времени воздействия (15 °С в течение 5 минут), на третий раз снова снижаем температуру (13 градусов в течение 1 минуты) и т.д.
  • Индивидуальный подход. Этот важнейший принцип закаливания основан на том, что каждый человек имеет свою норму реакции: кому-то следует начинать процедуры с 15 °С и доводить их до 3-5 °С, а другому - с 20 °С до 10 °С.
  • Комплексность. Как известно, разные участки тела имеют различный уровень чувствительности к перепадам температур. Кроме того, вода, воздух и другие стихии имеют различное охлаждающее влияние на организм.
  • Кроме того, к гигиеническим принципам закаливания относятся также принцип оптимальности дозирования процедур (с учетом возрастных и физиологических особенностей) и универсальность (закаливание можно начинать в любое время года и при любых погодных условиях).

Средства закаливания

Как ни странно, но основное средство закаливания доступно любому желающему. Для мобилизации защитных сил организма достаточно постоянно поддерживать температуру в комнате на уровне 18 °С. Этот температурный уровень обеспечивает постоянный тонус скелетных мышц и поддерживает активность коры головного мозга. При повышении температуры в помещение тело перегревается, начинается латентный процесс потоотделения.

Также полезен будет контрастный душ, одежда, соответствующая актуальным погодным условиям и прочее. Данные мероприятия представляют собой общее закаливание. Принципы и средства закаливания позволяют держать организм в тонусе и обеспечивают средний уровень сопротивляемости инфекциям.

Для поддержания иммунитета на стабильно высоком уровне общего закаливания зачастую недостаточно. Местное закаливание включает в себя воздействие на локальные участки тела, в первую очередь это кисти и стопы. На этих поверхностях расположено множество температурных, сенсорных и рефлекторных зон, раздражение которых позитивно сказывается на общем состоянии организма.

Полезные советы:

  • Мойте руки холодной водой.
  • Не спешите надевать перчатки с первыми признаками похолодания.
  • Чаще ходите босиком (по квартире, двору, пляжу, траве и даже снегу).

Принципы и методы закаливания

В зависимости от выбранных вами процедур, различают несколько методов закаливания: аэрозакаливание (принятие воздушных ванн), гелиотерапия (воздействием солнечных лучей), закаливание водой (причем это не всегда предельно низкие температуры) и некоторые другие, которые гораздо реже встречаются на практике в странах Европы и СНГ. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, а также нюансы применения и противопоказания.

Закаливание воздухом

Воздушные ванны издавна считались прекрасным средством укрепления иммунной системы для людей, независимо от их возраста и состояния здоровья. Принцип закаливания воздухом заключается в том, что воздушные массы определенной температуры оказывают комплексное воздействие на всю поверхность тела человека.

Начинать прием воздушных ванн специалисты рекомендуют в проветренном помещении в покое или в движении, предварительно освободив тело от одежды. При первых процедурах температура воздуха должна составлять 15-20 °С на протяжении 20-30 минут. Если вы почувствовали озноб, не следует прекращать процедуру - совершите несколько энергичных движений руками, ногами, туловищем. Со временем стремитесь опустить температуру до 10-12 °С и довести время экспозиции до 2 часов. Принимать воздушные ванны лучше с утра, совместив их с гимнастикой.

Уже через неделю регулярных процедур вы почувствуете улучшения в работе сердечно-сосудистой системы, терморегуляции. Кроме того, благотворное влияние скажется и на работе нервной системы - появится бодрость, уравновешенность, улучшится сон.

Закаливание водой

Вода, пожалуй, наиболее популярное средство закаливания, а зачастую и единственное. Так, многие люди, принимая решение о закаливании, сразу начинают обливаться ледяной водой, в итоге получают в лучшем случае простудное заболевание. Основные гигиенические принципы закаливания говорят о том, что начинать следует постепенно и с учетом индивидуальных особенностей вашего организма. Начните с обтирания тела влажным полотенцем, затем и только после этого можно пробовать окунаться в ледяную прорубь.

Полезные советы:

  • Перед приемом водных процедур следует предварительно разогреть тело физическими упражнениями.
  • Не старайтесь увеличивать продолжительность времени нахождения в холодной воде, лучше постепенно снижайте ее температуру.
  • Температура воздуха не должна быть ниже 18 °С в начале закаливания.
  • Лучшее время для закаливания - первые утренние часы после пробуждения.

Начинать закаливание лучше в конце лета - начале осени с температуры воды 30-35 °С. А затем следует понижать температуру на 1 °С через 3-5 дней ежедневных процедур.

Первым этапом закаливания является обтирание влажным полотенцем. Вода при этом должна быть теплой, температура воздуха также не ниже 20-25 °С, а продолжительность процедуры не должна превышать 5 минут.

Через 2-3 недели можно переходить к обливаниям. Но учтите, что людям, имеющим сердечно-сосудистые заболевания, а также лицам старше 60 лет такая процедура противопоказана. Начинать обливания следует с температуры воды около 30 °С в течение 3-5 минут. Затем нужно растереть кожу жестким полотенцем до легкого покраснения. Кстати, это улучшает микроциркуляцию крови в коже, что приводит к уничтожению целюлита, растяжек и подкожного жира, а также играет роль качественного пилинга. Когда тело привыкнет к действию прохладной воды, попробуйте переместиться на свежий воздух и продолжать обливания там.

В зимний период при значительном снижении температуры воздуха на улице переходите к водным процедурам в душе. Начинать опять следует с температуры около 30 °С, период экспозиции 1-2 минуты.

Еще один популярный вид закаливания - это контрастный душ. Он снимает как физическую, так и моральную усталость, бодрит. В зависимости от общей закаленности организма, диапазон температур может составлять от 5 до 20 °С.

К принципам закаливания относятся также комбинированность и умеренность. Так, вы можете сочетать воздухом и солнцем, окунаясь в открытые водоемы. Но, разумеется, не следует забывать о гигиене: водоем должен отвечать санитарным нормам.

Зимнее плавание как способ закаливания

С этим связано наибольшее количество мифов и сложностей, а также неудач и простуд. Однако не так страшен черт, как его малюют! При правильном и систематическом зимнем плавании вы укрепите иммунитет и нервную систему, повысите работоспособность. Но помните, что такое закаливание имеет и ряд серьезных противопоказаний:

  • острые и хронические инфекционные заболевания;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • болезни нервной системы;
  • все формы туберкулеза.

Если же тщательно соблюдать все принципы закаливания, никаких проблем не возникнет. Во-первых, начинать нужно не в а с октября. Перед окунанием сделайте легкую разминку, разогрейтесь. Пребывание в воде следует сократить до минимума - окунулись и сразу же выходить. Затем растерли тело полотенцем, быстро оделись и снова легкая разминка.

Зимнее плавание противопоказано сочетать с алкоголем, зато отлично подойдет горячий чай. Если вы уже стали гуру в сфере зимнего плавания, переходите к следующему шагу - растиранию снегом. Набрав горсть снега, энергичными движениями растираете только (!) верхнюю половину тела.

Закаливание жарой

Не только низкие температуры являются стрессовыми факторами для организма. К жаре также необходимо уметь адаптироваться, как и к холоду. Основное и практические единственное средство закаливания к жаре - это сауна или баня. Принципы, средства и методы закаливания холодом аналогичны закаливанию жарой.

А вот эффект от закаливающих гораздо разнообразнее: выведение токсинов, омоложение организма в целом и кожи в частности, лечение болезней суставов, укрепление иммунитета, лечение хронических заболеваний дыхательных путей, устранение сердечно-сосудистых патологий, нормализация артериального давления, повышение тонуса нервной системы и многое другое. А еще баня - отличный помощник в снижении веса.

Лечебный и закаливающий эффект зависит от типа бани, который вы выберете. Русская (влажная) баня представляет собой сочетание высокой влажности и низкой температуры. Оптимальное время присутствия в парной - 10 минут. Эффект повысит традиционный банный массаж веником. Но помните, что эта процедура противопоказана людям с эндокринными заболеваниями и болезнями сердца и сосудов.

Финская сауна - это более высокая температура, но низкая влажность воздуха. Ее влияние на организм гораздо мягче, противопоказаний меньше, а эффект для здоровья, в частности закаливающий, практически равен русской бане.

Полезный совет:

  • После парилки обязательно примите холодный душ или окунитесь в бассейн с прохладной водой - ваш организм скажет вам «спасибо».

Закаливание солнцем

Принципы включают в себя комплексность факторов, одним из которых является ультрафиолетовое солнечное излучение. Солнечный ванны начинают всегда с отраженного света, затем переходят к рассеянному и только после этого можно принимать прямые солнечные ванны. Оптимальное время - утренние часы: 7 - 10 часов в субтропиках, 8 - 11 часов в умеренных широтах. Начните процедуры ранней весной с 10-15 минут, постепенно увеличивая их продолжительность. Кроме того, старайтесь воздержаться от приема солнечных ванн в диапазоне 2-3 часов от приема пищи. Учитывая загазованность атмосферы в крупных современных городах, солнечное закаливание в черте города не имеет никакой пользы - вам придется выехать за черту города или, по крайней мере, удалиться в полосу зеленых насаждений (парк, сквер и пр.).

Полезные советы:

  • При закаливании солнцем не забывайте покрывать голову - обязательно используйте шляпу или другой головной убор.
  • Полезно сочетать солнечные ванны с легкими физическими упражнениями.

Обратите внимание!

  • Ни с одним из видов закаливания нельзя сочетать алкоголь.
  • Воздержитесь от курения в диапазоне 1-2 часов от процедуры закаливания.
  • Имея хронические заболевания, проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом по поводу закаливания.
  • Интенсивные физические упражнения снизят эффект и пользу от процедур закаливания.
  • Кофе создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и нервную системы во время закаливания.
  • Начинать закаливание можно с первых дней жизни ребенка, но предварительно проконсультировавшись с врачом-педиатром.
  • Закаливание дает больший эффект для вашего здоровья, если сочетать его со здоровым образом жизни.
  • Если по какой-либо причине вы приостановили процедуры закаливания, возобновить их следует с более раннего этапа.
  • Основные принципы закаливания - это постепенность и последовательность - начните с малого - проветривания, прогулки на свежем воздухе и контрастный душ.

И немного о недостатках

Люди, занимающиеся закаливанием, хвастаются на каждом углу своим отменным здоровьем и иммунитетом. Однако спустя несколько лет ситуация меняется - и вот они снова в строю обычных смертных с перманентным насморком всю зиму. Так в чем же дело, спросите вы? Все просто - во всем нужно знать меру! Одно дело - секундные погружения в прорубь время от времени (это действительно повышает иммунитет), а совсем другое - зимнее плавание по несколько минут и фотосессии в плавках на фоне сугробов. Переохлаждение снижает иммунитет, способствует активизации хронических заболеваний и приобретению новых.

В таком случае, так ли Виды, принципы и методы выбранных процедур полностью обусловливают эффект для организма. Выбирайте виды, исходя из состояния вашего здоровья и физических возможностей. Не следует с гипертонией часами сидеть в парилке или нырять в прорубь, разумнее будут обливания, солнечные и воздушные ванны.

Кроме того, очень важна систематичность - не ждите мгновенного результата. Только через несколько месяцев упорных занятий вы заметите, что стали реже болеть и лучше себя чувствовать. А стараясь ускорить эффект, вы скорее только навредите себе и разочаруетесь в закаливании вовсе.

Принципы закаливания детей ничем не отличаются от взрослых, кроме страха новоиспеченной мамы. Ваш малыш не боится сквозняков и холодной воды до тех пор, пока вы не начнете его кутать и тем самым убивать его иммунитет. Но и меру знать нужно: учитывая, что у малышей система терморегуляции еще не развита, не стоит окунать двухнедельного кроху в прорубь. И разумеется, прежде чем начать закаливать ребенка, проконсультируйтесь со специалистом (не всегда это ваш районный педиатр - не все врачи благосклонны к закаливанию).

Специалисты-медики сходятся во мнении, что закаливание - это комплекс, несомненно, полезных для здоровья процедур, но подходить к ним следует взвешенно и без фанатизма.

Будьте молоды и здоровы!

Закаливание - комплекс мероприятий, направленных на укрепление сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям, иммунитета, улучшение терморегуляции, поднятия самооценки, укрепления силы духа. Во время закаливающих процедур защитный барьер усиливается в несколько раз, и при наступлении критических условий, человек бывает защищен и легче справляется с болезнями, житейскими трудностями.

Подготовка и меры предосторожности

Основное правило закаливания - последовательность действий и регулярность. Чтобы попытка оздоровиться, укрепить здоровье и дух не закончились больничной койкой, необходимо соблюдать следующие принципы мероприятия.

  • Здоровье. Приступают к процедурам только в полном здравии. Если признаки заболевания налицо, необходимо дождаться выздоровления.
  • Разрешение врача. Перед началом воздействия на организм непривычными методами, лучше проконсультироваться с доктором. Он определит оптимальную нагрузку, подскажет с чего начать.
  • Самоконтроль. Всегда следует прислушиваться к себе, следить за пульсом, температурой, давлением, аппетитом, сном, общим самочувствием.
  • Воспалительные процессы. Ликвидировать очаги воспаления в организме. К ним относятся больные зубы, миндалины, другие подобные островки скопления микробов.
  • Оптимизм. Приступать к закаливанию только при наличии положительного настроя, веры в силу процедур, огромного желания.
  • Системность. Процедуры проводятся независимо от погоды, без длительных перерывов. Если такое произошло, наращивать длительность воздействия и его силу надо с минимальных показателей.
  • Поэтапность. Интенсивности процедур достигают плавно. Нельзя сразу с разбега нырять в прорубь или начинать с обтирания снегом.
  • От малого к большему. Сначала прорабатывают комплекс щадящих мероприятий. Начинает, например, с обтирания или контрастных ножных ванн, затем переходят к обливаниям. Температуру понижают постепенно.

Видео сюжет

Виды закаливания, какое самое эффективное

Мероприятия по закаливанию в домашних условиях не требуют каких-то колоссальных финансовых вложений. Все, что связано с воздухом, водой и солнцем доступно и эффективно.

Воздушные ванны

Самый простой, распространенный, но не менее действенный вид закаливания, доступный круглый год. Они бывают:

  • Холодные (температура 12-14 °C).
  • Умеренные (температурный режим 14-20 °C).
  • Теплые (температура 20-30 °C).

Начинают закаливание воздушными ваннами с теплых температур при отсутствии ветра. Продолжительность первых сеансов 10 минут, далее идет постепенное увеличение времени. Необходимо соблюдать принцип контрастности, для чего надо снять одежду, чтобы создать максимальную площадь соприкосновения тела с прохладным воздухом. Можно совмещать с играми, энергичными движениями.

Если позволяет здоровье, холодные ванны допускается проводить при температуре 7-10 °C.

Водные процедуры

Вода - важнейший фактор существования человека. Температурное воздействие с определенным перепадом благотворно влияет на организм. Закаливание водой помогает справиться со стрессовыми ситуациями, ускоряет обменные процессы, повышает тонус мышц, сосудов. У человека меняется восприятие мира. Он становится более спокойным, веселым, бодрым, работоспособным.

Обтирание

Щадящая форма водного закаливания. Для проведения потребуется небольшое полотенце. Его смачивают в воде определенной температуры и начинают растирать тело, пока не начнет разливаться приятное ощущение тепла. Для первых процедур берут воду 22 °C или немного выше до 30 °C. Потом, каждые 2 или 3 дня, снижают температуру на 1-2 градуса до 12 °C и меньше.

Обливания

К обливаниям переходить можно через месяц обтираний. Воздействие на организм наиболее сильное. Температура воды для первых сеансов должна быть выше, чем для обтираний, где-то 30 °C. Затем ее постепенно снижают до +19 °C и ниже.

Купание в открытых водоемах

Самым эффективным и доступным видом закаливания является купание в открытых водоемах, к которому надо отнестись с осторожностью после перерыва на зимне-весенний период. Необходимо дождаться пока вода прогреется хотя бы до 20 градусов. Начинают с 3-х минут, постепенно увеличивая время пребывания в воде до 15 минут, не допуская переохлаждения.

Контрастный душ

Процедура чередования холодной воды с горячей.

Солнечные ванны

Оказывают особое благотворное влияние на иммунную систему. Однако, эти процедуры коварны: находясь на открытом солнце легко получить ожог кожного покрова. Необходимо строго соблюдать временные рамки, разумно выбирая часть дня (для процедур подходит утреннее солнце или вечернее с 16 часов). Лучше принимать ванны не на открытом месте, а в тени деревьев.

Прогулки босиком

Тренировки начинают летом, и плавно переходят в зиму. В холодное время длительность сначала сокращают, а после адаптации увеличивают.

Сауна

Отличный вариант закаливания, но использовать надо с осторожностью, поскольку после разогревания идет ныряние в холодный бассейн. Это под силу не каждому организму.

Видео информация

Терморегуляция организма и закаливание

Терморегуляция - внутренние механизмы, поддерживающие температуру тела на определенном уровне. Эта функция помогает не перегреваться организму при интенсивных нагрузках или высокой температуре окружающей среды, не позволяет погибнуть от переохлаждения.

Как только извне поступает сигнал, например, падает температура на улице, внутри нас начинаются процессы по выработке тепла, что не дает нам замерзнуть. Как только температура вокруг начинает подниматься, процесс замедляется.

Разделяют терморегуляцию физическую, когда в результате жизнедеятельности человека идет расход тепла. И терморегуляцию химическую - образование тепла при усилении обменных процессов в организме.

Основная роль по поддержанию стабильной температуры тела отводится коже. Эта чувствительная система мгновенно реагирует на все изменения внутри и снаружи. Рецепторы кожи передают сведения глубже, сосудам. В жару они расширяются, вырабатывают пот для охлаждения. В холод сужаются.

Помимо кожи, в терморегулировании участвуют:

  • Мышечная составляющая кишечника.
  • Потовые железы.
  • Сальные железы.
  • Подкожная жировая клетчатка.
  • Вены легочного (малого) круга кровообращения.

У закаленного человека намного лучше работают все системы, и организм легче справляется с перепадами температур и переносит физическую нагрузку. Система терморегуляции у такого индивидуума более совершенна.

Пошаговая инструкция закаливания для взрослых

  1. Осознанное решение и положительный настрой. Закаливание должно стать образом жизни, а значит, придется пересмотреть режим, привычки, взгляды.
  2. Для начала процедур выбирайте теплое время года. Вы должны быть здоровы: не простужены, вне обострения хронических болезней. Скорректируйте режим сна, пересмотрите рацион.
  3. Подберите подходящий вариант закаливания. Не все могут переносить водные процедуры, тем более обливания холодной водой. При наличии болезней органов дыхания и сердца, надо остановиться на более мягких видах процедур. Спазмы, вызванные холодной водой, весьма опасны при этих патологиях.
  4. Постепенно наращивайте интенсивность нагрузки. Не выливайте на себя с первого дня ледяную воду. Сначала это должно быть обтирание. Температура снижается плавно, время увеличивается постепенно.
  5. Комплексный подход. Если с утра закаливаться, а вечером пропадать в баре за кружкой пива, от этого не будет толку. Поменяйте отношение к себе, своему образу жизни.
  6. Если вообще не переносите воздействие холодной воды, начинайте с воздушных или солнечных ванн, с зарядки без одежды перед открытым окном. Через некоторое время выходите на улицу, в парк, на стадион. Сочетайте с ходьбой босиком, но постепенно.
  7. Укрепляйте дух. Настрой должен быть только оптимистичный.

С чего начать закаливание детей

Регулярные закаливающие процедуры позволяют детскому организму адекватно воспринимать погодные катаклизмы, особенно понижение температуры. Закаленные дети реже болеют, легче переносят атаки вирусов.

Ребенку в отличие от взрослого сложно оценить свои ощущения, поэтому родителям необходимо внимательно следить за реакцией детского организма и соблюдать ряд правил. Переохлаждения недопустимы и чреваты серьезными последствиями.

Дети дошкольного возраста

  1. Проконсультируйтесь с педиатром.
  2. Начинайте с воздушных процедур. Они подходят всем, даже грудничкам. Это самый простой и безопасный метод. К нему относят: прогулки, проветривание, правильный подбор одежды, хождение босиком.
  3. Когда освоили воздушные, можно переходить к водным процедурам. Начинают с обтираний. К этому виду закаливания относят умывание прохладной водой, душ с чередованием холодного и теплого. Если ребенок здоров и весел, следующим этапом станет обливание, купание в водоеме.
  4. Солнечные ванны. Для маленьких детей — это пребывание в тени деревьев, вдали от прямых лучей, с обязательным ношением головного убора. На открытом солнце можно побыть ранним утром или вечером, сначала не более 5 минут, постепенно увеличивая время.

Дети школьного возраста

  1. Главное правило - постепенность. Ребенок не должен испытывать дискомфорта.
  2. В начале закаливания используйте воду не ниже +24 °C, доводя до +15 °C.
  3. Процедуры должны стать ежедневной системой, без пропусков. Исключить только дни болезней.
  4. Начинайте с обтирания. Сначала влажным полотенцем воздействуют на верхние части тела, вытирают и растирают до легкого покраснения. Затем тоже проделывают с животом и ногами. Для ребенка время процедуры до 4-х минут.
  5. После освоения этих процедур, переходите к обливаниям.

ВАЖНО! В водных процедурах главным является интенсивность раздражения, а не длительность.

Видео руководство доктора Комаровского

Мнения и отзывы врачей о закаливании

Специалисты указывают на позитивное влияние закаливания, но при этом они предупреждают о противопоказаниях.

Положительные стороны:

  • Укрепление иммунитета.
  • Тренировка сердца и сосудов.
  • Ускорение обменных процессов.
  • Антиаллергенный эффект.
  • Активизация механизмов омоложения организма.
  • Избавление от диабета, кожных заболеваний, радикулита.
  • Стабилизация нервной системы, укрепление силы духа.
  • Антидепрессивый эффект.
  • Ускорение кровотока.
  • Очищение организма.
  • Снижение веса тела.
  • Увеличение жизненной емкости легких.

ПОМНИТЕ! Закаленные люди значительно реже болеют, патогенные микроорганизмы хуже приживаются в их организме.

Перед началом оздоровления при помощи закаливающих процедур обязательно пройти всестороннее обследование. Есть болезни, при которых «моржевание» опасно для жизни и несет только вред. Среди них:

  • Высокое артериальное давление (гипертоническая болезнь).
  • Бронхиальная или сердечная астма.
  • Воспалительные процессы в различных органах и тканях.
  • Любые опухоли.
  • Заболевания сердечно — сосудистой системы.
  • Нарушение кровообращения сосудов головного мозга.
  • Опьянение алкогольное или наркотическое.
  • Аллергия на низкую температуру.

Закаливание является составной частью физического воспитания детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм: специфическое проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).

Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье. Закаливать организм можно в отношении как высоких, так и низких температур внешней среды. Однако в связи с тем, что в возникновении ряда заболеваний немаловажную роль играет охлаждение организма, а охлаждение является фактором, понижающим сопротивляемость организма, наиболее часто закаливание рассматривается как фактор, способствующий повышению устойчивости организма детей к про-

студным заболеваниям.

Закаливание представляет собой тренировку, совершенствование процессов химической и физической терморегуляции. Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенных принципов и правильной методики его проведения.

Основные принципы закаливания:

Проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

Постепенное увеличение интенсивности процедур;

Систематичность и последовательность проведения процедур;

Комплексное воздействие закаливающих факторов;

Положительные реакции на проведение закаливающих мероприятий;

Возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляторных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осенне-зимнего периода, характеризующегося увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижением показателей иммунитета детей. В последующем закаливание не должно прерываться ни в один из сезонов года. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие мероприятия: ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнат - проводятся на протяжении всей жизни ребенка. К специальным закаливающим процедурам относятся гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение (УФО).

Существует множество приемов проведения закаливающих процедур. Многие из них трудоемки и поэтому ограниченно используются в детских коллективах (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка детей и они приемлемы только для здоровых (купание в водоемах, сауна).

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а

теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по сравнению с таковой у взрослых существенно выше).

Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха 17-18 °С с последующим снижением до 12-13 °С (для детей, хорошо переносящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеансов составляет для младшей группы ДОУ 5 мин, для средней - 10 мин, для старшей и подготовительной - 15 мин. Максимальная продолжительность воздушных ванн 30-40 мин в младшей группе, 45 мин - в средней и 1 ч - в старшей и подготовительной группах. Вначале дети дошкольного возраста принимают воздушную ванну в трусах, майках, носочках, тапочках; через 2 недели - в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги, тело до пояса, лишь затем ребенок может оставаться в трусах.

Противопоказаниями к применению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела у ребенка, острые респираторные заболевания.

Закаливание солнечными лучами (световоздушные ванны) показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан детям с задержкой роста и развития.

В средней климатической зоне целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким климатом с 8 до 10 ч. Продолжительность первой ванны для детей 1-го года жизни составляет 3 мин, для детей от 1 до 3 лет - 5 мин, 4-7 лет - 10 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30-40 мин. При появлении у ребенка признаков дискомфорта (ребенок перестает двигаться, «ежится» от холода, дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается.

Противопоказания к такому закаливанию - острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях образовательных и лечебно-профи-

лактических учреждений.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливание, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле ребенка.

Обтирания и обливания - наиболее доступные для проведения в детских коллективах процедуры. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные, сначала верхние конечности - от пальцев к плечу, затем ноги - от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды, рекомендуемая для обтирания, приведена в табл. 4.4. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижают на 1 °С.

Обливание голеней и стоп начинают водой температуры 28 °С, затем снижая ее на 1 °С в неделю. Нижний предел температуры воды - 18 °С. Продолжительность процедуры 20-30 с. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

Использование других закаливающих процедур в организованных детских коллективах (плавание в бассейне, сауна и др.) ограничено, что обусловлено как отклонениями в состоянии здоровья детей, так и отсутствием технических возможностей в большинстве учреждений.

В последнее время широкое применение находит метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, проводить закаливание всего коллектива детей независимо от уровня их здоровья, с другой - осуществлять индивидуальный подход к детям. При этом могут дозироваться температура воздуха, продолжительность процедуры, площадь открытой поверхности тела, интенсивность выпол-

нения упражнений на фоне музыкального сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, но и дома.