Многие любители «подымить с удовольствием» задаются вопросом: «Как сделать сигариллы в домашних условиях?» Аспектов в этом вопросе множество, но основными являются:

  • способ скручивания;
  • способ набивания гильзы.

Курение сигариллы, скрученной своими руками, куда приятней магазинной хотя бы из-за самого факта вашей причастности к ее созданию. Скручивание сигарилл можно выполнять как вручную, так и при помощи специального устройства.

Сегодня существует огромное множество машинок для скруток, обладающих различными формами. Однако наиболее популярной считается машинка, которая скручивает сигареты длиной 7 см. Устройство такого приспособления представляет собой пару валиков, соединенных лентой. Такую машинку для сигарилл, чертеж к которой можно найти в интернете, вполне легко соорудить дома своими руками.

Машинная скрутка

Для скручивания сигарет нужно равномерно разложить табак в машинке. Табака нужно брать столько, чтобы машинка могла без затруднений закрыться. Однако не стоит закладывать слишком мало. Загрузив табачные листья, машинка закрывается и производится прокручивание валиков против часовой стрелки. Необходимо сделать 4-5 оборотов. После этого табак должен скрутиться в форме цилиндра. На следующем этапе в машинку нужно вставить определенную бумагу, предназначенную для скрутки сигарет, и опять провернуть валики. Бумагу следует вставлять таким образом, чтобы клеящая сторона располагалась снизу. В завершении необходимо провести языком по краю бумаги, чтобы активировать ее клеящую способность. Провернув еще несколько раз валики, из машинки извлекается готовая сигарилла. Устройство машинки подразумевает возможность изготовления сигарет как без фильтра, так и с ним. Для того, чтобы добавить фильтр достаточно положить его при скрутке с одной из сторон будущей сигариллы.

Способ изготовления сигарет набивкой в гильзы существенно отличается от простого скручивания. Для такого подхода используется машинка, имеющая куда более сложное строение. Однако, проводя параллели с предыдущим устройством, такой агрегат также оснащен специальным бункером для закладки табака. Табак в такой отсек следует раскладывать равномерно, но не плотно, после чего сбоку вставляется гильза. Далее машинку нужно провести вбок до предела и снова вернуть к первоначальному положению. Результатом таких нехитрых действий станет полностью готовая сигарилла.

Ручная скрутка

Для изготовления сигарилл в лучших традициях кубинских мастеров потребуются:

  • пресс-форма;
  • специальный клей;
  • покровный лист;
  • соединительный лист;
  • табак.

Перед тем, как заняться самим процессом скрутки, из табака следует извлечь все лишнее (стебельки, жилки). После листья табака нужно совсем слегка смочить водой или же оставить ненадолго в помещении с повышенной влажностью. На следующем этапе производится скручивание начиночных листов жгутами, после чего их необходимо завернуть в связывающий лист.

После того, как заготовка будет готова, ее требуется положить в специальную пресс-форму, представляющую собой пару толстых деревянных брусков, которыми и будет придавлена сигара. Эти доски имеют специальные выемки, которые придадут сигарилле привычную форму.

Следующий этап работы является весьма деликатным, так как требует выполнения обертывания сигары покровным листом. Из этого листа нужно вырезать ленту, которой будет осуществляться обертывание сигары. Обворачивать необходимо аккуратно и равномерно.

Сегодня мы побываем на самой большой фабрике по производству сигар в Доминикане и посмотрим как они делаются. Кстати, здесь производят и один из самых известных брендов - Romeo y Julieta.

Как вы думаете, что пишут в чеке когда покупаешь сигары: «курение убивает», «курение ведет к раку легких»? Ответ узнаете в конце экскурсии на фабрику.

Тур на эту фабрику, был частью поездки в сторону Карибского моря. Были определенные сомнения, что привезут в какое-нибудь туристическое место, где три человека крутят сигары, но фабрика оказалась самая что ни на есть настоящая с огромными площадями и тысячами рабочих:

Все производство построено по типу конвейера, когда каждый рабочий делает свой тип операции. Листья табака приходят со всего мира, совсем не обязательно делать только из местного:


1-й этап. Из листьев табака скручивают основу сигары.В середину сигары вкладываются необязательно цельные листья. После того, как скрутили основу, сигара убирается в в специальный блок, где хранится определенное время для закрепления формы:

На вопрос, где больше никотина - в сигаре или сигарете, нам ответили, что одинаково, несмотря на размеры. Объяснение было такое - для изготовления сигары от табачного листа берут части с минимумом прожилок, в которых и сконцентрирован никотин. В сигареты кладется все подряд:

Один из цехов фабрики:

Этим устройством проверяют насколько плотно сделана сигара. Рядом была корзина для брака:

Следующий этап - оборачивание сигары финишным красивым листом и обработка краев:

В этом виде сигары отправляются в специальную комнату - хьюмидор, где они набирают свой вкус и аромат. Наподобие винных погребов. Вот на тележке их везут туда:

Это помещение напоминает библиотеку, там лежат сотни тысяч сигар. Словами передать запах очень сложно. Когда входишь туда, начинает щипать глаза и нос, как будто ты вдохнул нюхательного табака. В этой комнате происходит важный процесс, который называется «свадьба табака». Чем дольше здесь выдерживаются сигары, тем богаче будет букет:

Выйдя из хьюмидора, я подумал, что советский девиз «На работу, как на праздник», очень подходит для людей, работающих на производстве сигар. Со временем вырабатывается зависимость курильщика, и с утра, пока еще не прозвонил будильник, тебя уже тянет поближе к табаку.

Следующий этап - предпродажное оформление сигары. Эта женщина одевает бумажные кольца:

Тут упаковывают в целлофан и складывают в коробку:

Вот он - финальный этап. Коробку заколачивают золотыми гвоздиками:

Теперь вы знаете, что Кубинские сигары Romeo y Julieta производятся в Доминиканской Республике:

После экскурсии было приятно выйти на улицу и вдохнуть свежего воздуха.

На фабрике есть магазин, в котором продают местную продукцию. Для борьбы с несунами организована следующая схема. Ты выбираешь сигары, оплачиваешь, выходишь за территорию и ждешь, когда тебе вынесут запечатанный пакет с твоими покупками.

В котором на чеке за сигары написано «Thanks for Smoking» - «Спасибо, что курите».

В Доминикане очень редко встречаются люди, курящие сигары. В основном это туристы. Цены на сигары, колеблются от 10 до 40 долларов, если покупать по одной. Дороже 40$ мне не попадались. Если покупать коробку 25 штук, то скидки будут около 20-30%.

Главный совет, который нам дали - начинайте курить сигару, когда вы никуда не торопитесь.

Технологии изготовления сигарет претерпевают изменения ежегодно. Производители внедряют технику, автоматизирующую процесс изготовления и увеличивающую объем продукции. Принципы создания сигар не претерпели никаких изменений даже спустя столетия.

Как сделать сигару, понять просто. Достаточно собрать табачные листы, взять табак и скрутить изделие. Однако все легко лишь в теории: многие не подозревают, что курят сложное и многогранное изделие. На практике при изготовлении сигар возникает масса вопросов.

Подготовка сырья

На сигаретных фабриках к производству сигар применяется только предварительно подготовленный материал. Это табак, который пойдет в начинку и обвязку и покровный лист, образующий форму изделия.

Табачный состав сигар в домашних условиях для начинки готовится годами. Смесь проходит 2-3 цикла ферментации. Это дает характерные вкусы и ароматы, которые отличают сигары по сортам и видам. Поэтому и курят сигары долго.

Процесс предварительной подготовки скрупулезный и долгий и проходит исключительно вручную. Начиностные листья достаются из тюков и осматриваются. С сырья удаляется лишняя влага, пыль, мусор и любые другие компоненты. Далее табак выстаивается в дубовых бочках, что может занять 2-3 года.

Покровный лист подвергается одному циклу ферментации.

Важно: с листа не удаляют центральную жилу, дабы не «поломать» цельное полотно. Финальная обработка - это смачивание, удаление жилки и сортировка по характеристикам.

Интересно, что на брендовых табачных фабриках с покровными листами работают только женщины. Связано это с тем, что лист должен иметь ровную форму, дизайнерскую фактуры и отличаться эластичностью. Грубым мужским рукам справиться с такой задачей не под силу.

Классификация табачных листьев

Состав сигары формируют три вида табачных листов:

  • Fortaleza 1. Первый тип - лист с малой крепостью. Это природный материал с идеальной горючестью, что предполагают минимальную предварительную подготовку. Курят такие изделия быстро и легко.
  • Fortaleza 2. Данный сорт отличается средней крепостью. Отличие от первого типа — яркая ароматика. Такие варианты обеспечивают лучшую вкусопередачу и курят их дольше.
  • Fortaleza 3. Третий тип практически не горит, но именно это и формирует конструкцию сигары, обеспечивает яркий аромат и характер табака. Это самая вкусная часть с выразительным ароматом.

Первые три листа предназначены исключительно для формирования начинки сигары, внутренней составляющей. Для придания формы и связывания остальных применяется лист под названием capote. Именно данный лист завершает сигару, придает окончательную форму и держит остальные компоненты в своеобразной связке.

Покровной лист называют «сарой». Это следующий, пятый, и завершающий элемент внешнего вида изделия. Никаких практических свойств изделию данный материал не придает. Отличие в том, что это дизайнерская «одежда», которая несет исключительно эстетическую функцию.

Что такое скруточный цех и как организовать рабочее место?

При изготовлении самодельной сигары важно не только качество табака, но и грамотно подготовленное рабочее место. На фабриках - это так называемый скруточный цех.

Рабочее место состоит из деревянной доски, которая выполняется по типу своеобразной парты или верстака, сотрудники работают сидя. Основной инструмент - это плоский нож с полукруглым окончанием, маленький нож круглого типа, а также гильотина для быстрого и удобно обрезания листов и уже готовых сигар.

Рядом располагается специальное лекало и сосуд с растительным клеем. Вещество готовится заранее и предполагает долгий процесс приготовления. В сигарах применяют исключительно натуральные связующие смеси, которые благодаря многоуровневой обработке, обеспечивают фиксацию листов в форме и придают дополнительный вкус.

На фабриках крутильщики (а точнее - крутильщицы) делятся на разряды. Мастера знают, что такое сигары и перед поступлением на работу читают самые настоящие книги про сигары. Большие и толстые изделия доверяют только профессионалам с многолетним опытом. Причем новичкам приходится проводить годы в подмастерьях: обучают скрутке как на фабриках, так и в специальных технических учреждениях.

Процедура скрутки делится на этапы:

  • Сигара своими руками получится прочнее, если берутся два-три листа связки. Для этого листы кладутся на доску, главное, чтобы нижняя часть с прожилками была внутри будущей сигары.
  • Далее складываются листья для начинки в сигарах. Материалы сворачиваются гармошкой или стопкой.

    Задача мастера - сделать так, чтобы крепкие листья были в конце сигары, а слабые к началу, которое подкуривается. Благодаря этому в процессе курения крепость усиливается.

  • Следующая стадия - сворачивание начинки в пучок и помещение в примерную форму. После этого конструкция обрезается и помещается в специальный деревянный пресс. Там сверток табака лежит от 30-60 минут. Это формирует четкую конструкцию и контуры сигары.
  • Пока изделие готовится, мастер обрезает покров. Покровный лист режется ножом по краям.
  • После этого в покровный лист аккуратно заворачивается спрессованный пучок табака. Профессионалы делают так, чтобы натяжение по всей сигарете было равномерным, что гарантирует целостность изделия при курении.
  • На этом же этапе вырезается шапка изделия, которая обворачивает нижний конец. Шапка делается из остатков покровного листа.
  • Завершающая процедура создания сигары своими руками - обрезка на гильотине и герметизация отверстий. Если все сделано правильно и гильотина хорошо наточена, сигара обрежется ровно. Далее остается только поместить сделанные сигары в фирменную упаковку, сделать дырочки, узоры и другие украшения.

В чем трудности?

Опытный мастер на фабрике знает, как делают сигары, и за день делает от 60 до 150 штук. Но у профессионала под рукой - грамотно подготовленное рабочее место и, что главное - сырье.

Найти соответствующий инвентарь легко в интернет-маркете специализированного типа, где в том числе можно узнать, как делают кубинские сигары. Другое дело обстоит с табачными листами. Найти то, из чего делают сигары, в свободной продаже не так просто. Куба - это не проблема: тут сырье растет буквально на каждом углу.

Если не получается скрутить с первого раза, можно воспользоваться машинным способом. Таким методом изготавливается большинство сигарилл и в том числе бюджетных сигар. На специальной ручной машине изделие скручивается буквально за несколько минут по типу самокрутки.

Многие курят и пытаются сделать сигары из бумаги, а не из листьев. Это ошибка. По сути, получается гигантская самокрутка, курить которую попросту небезопасно.

Найти бумагу для большой сигареты трудно, а применять газету или бумагу из тетрадей и блокнотов запрещено. В составе материалов содержатся канцерогены и токсины, которые опасны для здоровья и делают табачный состав ненатуральным.

Процесс изготовления самодельной сигары увлекателен и интересен и во многом предполагает определенные авторские хитрости. Однако поиск и подготовка сырья делает данную процедуру долгой и нерентабельной. Брендовые изделия долго сушатся, выдерживаются в специальных условиях и поэтому становятся эксклюзивными с уникальным вкусом.

Вконтакте

Среди поклонников сигар со всего мира ценятся панателлы которые скручены вручную. На фабриках Гаваны, Доминиканы и других стран, в которых производятся табачные изделия, скруткой занимаются мастера-женщины. Именно женские сигары признаются лучшими в мире. Но изделия мужчин также имеют отличное качество. Сделать сигару в домашних вполне возможно. Для этого нужно терпение, время и желание научится сделать собственными руками панателлу для себя любимого (любимой).

Какое оборудование необходимо для изготовления сигар в домашних условиях?

Чтобы сделать сигару в домашних условиях из листьев табака нужно несколько приспособлений.

  1. Пресс-форма – две деревянные доски толщиной 22, 35 или более миллиметров со специально вырезанными формами. Формы можно выдолбить стамеской и для придания гладкости обработать наждачной бумагой. Глубину форм можно рассчитать, взяв сигару, подобную которой хочется изготовить дома и положив ее в углубление. В каждую из досок сигара должна входить ровно на половину своего диаметра.
  2. Если под рукой нет сигары, можно узнать диаметр табачных изделий в интернете и сделать углубление цилиндрической формы глубиной в половину диаметра одного из типов сигар.
  3. Нож. Подойдет нож любой длины. Желательно чтобы он был как можно более тонкий или острый. Идеальный вариант – нож из набора для карвинга. В комплекты для вырезания по фруктам и овощам всегда входят небольшие, но очень тонкие режущие предметы, которые заточены на специальном оборудовании.
  4. Бесцветный клей. Кроме цвета важно чтобы клей не имел запаха. Подойдет и обычный момент, но лучше зайти в специальные табачные маркеты, магазины столярных принадлежностей или товаров для творчества и посоветоваться с профессионалами, которые знают, какой клей совсем не пахнет.

Как подготовить табачные листья?

Листья табака – основной компонент сигар. Приобрести этот компонент можно в специализированных магазинах или с рук. При покупке вторым способ нужно помнить, что магазин всегда гарантирует качество своего товара и на него можно воздействовать законными способами (через написание жалоб в общество защиты прав потребителей, подачу заявлений в полицию). На человека «с улицы» пожаловаться в случае приобретения некачественного товара невозможно.

Перед началом скрутки табачные листья необходимо:

  1. Смочить или увлажнить. Для этого можно использовать бутылку с отверстиями в крышке или брызгалку. Если для скрутки сигар выделено отдельное помещение можно купить специальный увлажнитель воздуха – небольшой прибор, который увеличивает количество влаги в окружающей его среде. Также можно налить немного воды в пластиковый пакет и положить в него листья. Длительность увлажнения и количество используемой воды могут быть разными. Главное – чтобы листья стали гибкими и податливыми.
  2. Выбрать листья, которые будут использоваться в качестве покровных. Для этого необходимо при помощи прикосновений найти наиболее тонкие, крупные и мягкие листья. Они будут удерживать другие листья табака вместе и образовывать тот слой сигары, к которому будут прикасаться руки курильщика.
  3. Вырезать центральные прожилки из листьев, которые отобраны в качестве покровных. Сделать это можно обычными ножницами или канцелярским ножом (под линеечку). Резать нужно от основания листа к верхушке.
  4. Выбрать связующие листья, которые будут служить своеобразной «прокладкой» между покровными листами и наполнением сигары. Они должны быть хуже, чем листья, избранные для покрова, но лучше, чем листья, оставленные для наполнения.
  5. Выбрать листья для наполнения сигары. Взять все то, что осталось после избрания покровного и связующего листов. Листья для наполнения можно меньше увлажнять. Также стоит их понюхать, чтобы в одну сигару попали листья с однородным ароматом.

Как скрутить сигару?

Чтобы скрутить сигару в домашних условиях требуется:

  • Свернуть листья, оставленные для наполнения панателлы, в пучок. Длину пучка нужно рассчитывать исходя из собственных предпочтений по длине сигар. Для получения более длинных и тонких сигар, нужно брать небольшой пучок так, чтобы листья выступали из ладони в обе стороны. Для получения коротких панателл необходимо взять небольшой, но толстый пучок.
  • Обернуть пучок связующим листом. Определить какой конец сигары будет головкой, а какой ножкой. Поджигается всегда ножка, а в рот берется головка. После этого нужно запечатать конец связующего листа при помощи капли клея. Заготовку положить ее в форму, которой рассказывалось в разделе выше.
  • Дать заготовке полежать в форме 30-45 минут. Время выдерживания зависит от терпения курильщика и того, какая требуется плотность конечного продукта. Оборачивать нужно примерно так, как оборачивают роллы. Если цилиндр получился длиннее, чем форма, следует обрезать его ножом.
  • Выбрать более гладкую сторону покровного листа и положить лист этой стороной вниз. За гладкую поверхность покровного листа будет приятно браться, а шероховатая будет обращена внутрь сигары.
  • Завернуть заготовку покровный лист по диагонали от острого края к тупому. Сворачивать нужно очень медленно, добиваясь максимального прилегания слоев. Для тренировки перед этим сложным процессом можно попробовать обернуть вокруг деревянной реечки лист газеты.
  • Запечатать сигару. Вырезать из остатков покровного листа небольшой полукруг. Нанести на его тыльную сторону немного клея и обернуть его вокруг головки сигары. При помощи легких надавливаний максимально плотно запечатать панателлу.
  • Настоять сигару. Положить ее на деревянную доску в помещении с низкой влажностью и дать ей полежать 1-2 суток. После этого поместить ее в специальную форму и оставить на 12 часов. Положить сигару головкой в другую сторону и повторить процесс.

Сигара готова. При обнаружении каких-либо изъянов во вкусе нужно искать ошибки или в процессе изготовления, или в качестве сырья, из которого она скручена.

21.08.2013 16:51

Сделать сигару – дело плёвое. Посеял табак, собрал урожай, высушил листы и крутишь себе сигары. Удивлены? Я тоже не перестаю удивляться, когда слышу нечто подобное от неофитов или даже от опытных курильщиков – редко, но встречается. Побывав не на одном десятке фабрик, я давно знаю, что подобное представление о производстве сигар далеко от истины. Но насколько далеко, я поняла лишь недавно, поработав какое-то время на фабрике Davidoff с целью написания вот этой самой статьи.

Сто семьдесят. Сто семьдесят шагов и маленьких шажочков делает каждая сигара на пути от теплицы к прилавку магазина. И это минимальная цифра – показатель ленивых недобросовестных производителей. С лёгкой руки прославленных сигарных компаний она вырастает до двухсот пятидесяти. Двести пятьдесят манипуляций без какого-либо участия машин и техники. То есть за всеми этапами производства стоят люди. И некоторые из них имеют такую узкую специализацию, что дать определение их профессии не представляется возможным. Но описать я всё же рискну...

1. Хорошие сигары – это прежде всего хороший табак. Поэтому без преувеличения можно сказать, что ключевым человеком в Davidoff является не президент компании, возглавляющий головной офис в Швейцарии, и даже не гуру Хендрик Кельнер, отвечающий за всё производство, а вот этот скромный, невероятно образованный, приятный и почти никому не известный человек – Мануэль Перальта. Он отвечает за выращивание табака. Всё свободное время Перальта посвящает экспериментам по скрещиванию различных сортов, и самые удачные его творения становятся табаком для сигар Davidoff. Часть всходов он высаживает на собственные плантации компании, другую часть отдаёт нескольким десяткам табаководов по всей стране, и для того чтобы никто не смог воспроизвести идентичный табак, Перальта делает гибридные сорта стерильными.

2. Проявив неподдельный интерес к вопросу скрещивания табаков, я заслужила доступ к святая святых компании – холодильнику Перальты, в котором он держит весь банк семян и экспериментальные виды. На холодильнике висит амбарный замок, а внутри – миллион баночек, контейнеров и сооружений с экспериментальными семенами – Перальта смотрит, как прорастают новые виды, и если ему нравится то, что он видит, то проращивает семена уже в теплицах, а потом и на плантации. В среднем на выведение одного нового вида уходит четырнадцать лет.

3. В цветке табака есть женское начало – тычинки – и мужское – пестик. Обычный фертильный сорт, таким образом, оплодотворяет сам себя. В цветке стерильного сорта тычинок нет, а значит, нет и семян. Чтобы оплодотворить такой цветок и получить новый урожай, к нему подносят обычный фертильный цветок. Объясняя суть процесса, Перальта разыграл сцену любви и страсти между фертильным и стерильным цветками...

4. Семена табака смешивают с пеплом и с помощью жестяной банки с перфорацией засеивают в неглубокие подносы с торфом. Пепел нужен для контраста с торфом, чтобы обеспечить равномерное распределение семян по подносу. Затем торф укрывают «одеялом» из рисовой шелухи – чтобы семена не сдуло ветром.

5. Когда всходы пробиваются из-под рисовой шелухи, их пересаживают в довольно глубокие контейнеры – по одному всходу на ячейку. Эти контейнеры называют яслями. Работа эта кропотливая, и занимаются ею, как правило, девушки. Процедура нехитрая – сделать палочкой углубление и прикопать всход. Руки в перчатках время от времени смачивают специальной жидкостью для дезинфекции.

6. По мере того как табак растёт в ячейках, его постоянно подстригают – аккуратно обрезают листья, не затрагивая зону роста. Это нужно для того, чтобы больше энергии уходило в корни.

Чтобы пристроить каждый кустик табака в ясли, требуется немало места, поэтому теплиц, или "зеленых домов" - green house, в которых табак начинает свой долгий путь к хорошим сигарам, на плантации очень много.

7. Табак в яслях обзаводится мощной корневой системой. При этом форма ячейки позволяет эту корневую систему не повредить, когда табак вынимают для пересадки на плантацию.

8. Плантации, на которые отправляются маленькие кусты, расположены в разных частях страны. Везде – свой микроклимат, у каждого отдельно взятого куска земли – свои характеристики. Мало того что табаковод должен учитывать ещё и особенности каждого сорта (к примеру, доминиканский сорт Olor сильнее всего воздействует на задние боковые зоны языка – они отвечают за кислотность, и если такого табака много в мешке сигары – при курении будет вырабатываться много слюны, что неплохо: именно в слюне растворяются продукты горения), табаковод должен также понимать, какие характеристики почва даёт тому или иному сорту. На почву, конечно, можно воздействовать, добавляя минералы, питательные микроэлементы, контролируя щелочной баланс. Но чем больше внешнее воздействие на почву, тем меньше аутентичности во вкусе выращенного на ней табака.

9. Впрочем, большинству тружеников табачных полей такие тонкости невдомёк. Сбор урожая – дело сезонное, тяжёлое и мало оплачиваемое. Работают на плантациях (во всяком случае, доминиканских) в основном гаитяне. Тем не менее, эти люди выполняют пусть не квалифицированную, но важную работу. Они поливают табак, срывают появляющиеся цветы (они крадут у листьев микроэлементы), удобряют почву и борются с вредителями.

10. Перальта определяет для каждой плантации оптимальный момент начала сбора урожая, даёт отмашку, и ярус за ярусом, снизу вверх – воладо, секо и наконец лихеро – листы отправляются с кустов в сушильные дома. Работа начинается с восходом солнца, ведь в полдень уже солнцепёк, а работать нужно быстро – иначе табак может перезреть.

За табаком, помимо Перальты, пристально следит и главнокомандующий – Хендрик Кельнер. Впрочем, он следит за всем, что происходит на производстве, от теплиц до отправки сигар на полки магазинов. В его команде чуть больше тридцати человек: Перальта, Эладио Диас (мастер-блендер), семь менеджеров (один отвечает за работу с покровным и связующим листами, другой – за начинку, третий – за упаковку, и так далее) и порядка двадцати человек работают в бэк-офисе. Эта команда управляет несколькими тысячами человек на плантациях и фабрике.

11. В сушильных домах, где сочные, упругие, шершавые зелёные листья превращаются в ароматную, эластичную, шёлковую «ткань», работают женщины – они нанизывают листья на тонкие лески, а лески крепят на длинные деревянные палки – и мужчины, которые ставят эти палки на многоярусную конструкцию из перекладин. В зависимости от «готовности» той или иной партии табака палки приходится перемещать с яруса на ярус, забираясь под самый потолок сушильного дома. Поэтому рабочих в сушильных домах можно смело назвать табачными альпинистами.

12. Оставить листья на произвол судьбы никак нельзя: процесс сушки тщательно контролируется. Табак должен становиться коричневым – то есть избавляться от хлорофилла, – плавно, медленно, от краёв к центральной жилке, по которой и судят о завершённости процесса. В сушильном доме должны поддерживаться оптимальные условия: правильные температура и уровень влажности. Поэтому рабочие разводят костры – когда нужно сделать пожарче, распахивают двери и окна – когда нужно охладить или подсушить, заливают земляной пол водой и закрывают наглухо двери – когда не хватает влажности.

13. На выходе из сушильного дома лист должен быть равномерно коричневым, эластичным, маслянистым, а не сухим, пятнистым, крошащимся в руках, каким мог бы быть, не следи рабочие за процессом сушки.

14. Следующая, невероятно сложная, манипуляция, которую переживает табак, – это ферментация. К вопросу о запахах: из-за того, что в процессе ферментации табачный лист интенсивно отдаёт аммиак и другие нежелательные элементы, в этом цехе невозможно находиться без маски, и постоянно слезятся глаза. Комфортными здешние условия работы не назовёшь. А работать при этом нужно с ювелирной точностью. Как говорит сеньор Кельнер – хороший табак угробить легко, а улучшить плохой табак невозможно. Кстати, гробят табак в основном именно в цехе ферментации.

Пожалуй, единственный нюанс, который, к сожалению, не передашь словами, – это аромат, который ощущаешь в этом помещении. Невероятно сильный и приятный, с нотками чернослива, корицы и цветов. Есть только одно место на фабрике, где пахнет ещё лучше, чем здесь, это aging room... но не будем забегать вперёд.

15. Люди, отвечающие эту сложнейшую и сути основную в процессе производства сигар операцию, сталкиваются с миллионом трудностей. Ферментация, как ни один другой процесс, требует жесточайшего контроля – каждый час может определить судьбу табака: в этом цехе рабочие добиваются того, чтобы табак избавился ото всех нежелательных компонентов, но при этом не потерял слишком много масел, стал менее резким, но при этом не лишился вкусоароматического букета. Не говоря уже о том, что разные сорта табака, табак с разных ярусов куста, а также табаки, предназначенные для покровного листа и начинки, проходят ферментацию по-разному, и это нужно учитывать. Вот почему роль человека, решающего, в какой момент остановить процесс ферментации, невероятно важна, а рабочие должны знать матчасть, соображать хорошо и действовать быстро, иначе дело – табак.

16. Пережив ферментацию (а иногда две или три – зависит от степени фанатичности производителя), табаки в тюках приезжают на фабрику, и на первый план выходят две новые большие проблемы – внутризаводская логистика и учёт запасов. К тому же далеко не весь табак выращивается на плантациях Davidoff – большое количество табака покупается в других странах, и именно на этой стадии покупной табак вводят в оборот.

Лихеро, секо, воладо из разных стран, регионов, разного года урожая, для начинки, для покрова, для связующего листа... а тюки для всех одинаковые. На каждом – только бирочка с кодом, в котором зашифрована вся нужная информация. Конечно, весь учёт на всех фабриках давно компьютеризирован... Но представьте – в одном только помещении на этой картинке – 2700 тюков. Те несколько людей, отвечающих за ware houses – склады, – говорят на языке цифр, с ходу читают любой код, и помнят, урожай какого года лежит во-о-он в том пыльном тюке в правом верхнем углу комнаты. Держать у себя такой «банк», к слову, могут позволить себе лишь единицы компаний... Минимальный срок, который здесь проводит табак – шесть месяцев, но подавляющее большинство тюков лежит по 3–4 года. Побродив по складу, можно найти экземпляры, датируемые 2000-м годом и раньше. Добавим к этому, что здесь не просто складируют сырьё: с табаком на этом этапе выдержки происходят важные метаморфозы. Никто не может сказать, какие конкретно процессы проистекают в табаке, но точно сказать можно о результате – табак становится менее резким, менее импульсивным, более «глубоким», благородным. Даже недостаток ферментации можно частично компенсировать долгой выдержкой. Впрочем, и здесь главное не перестараться – есть табаки, которые улучшают свои качества, достигают определённой точки и на ней держатся, а есть те, что «перегорают» и начинают портиться. Это зависит от сорта и всё от того же яруса на кусте. Раз в 45 дней в помещении проходит фумигация. Если табак хранится в герметичном помещении, то его обрабатывают целиком, если нет – тюки накрывают тентами и прыскают под тент газом из баллончиков.

17. На этой стадии производства в игру вступает третья ключевая фигура в компании – мастер-блендер Эладио Диас. Если Перальта является сценаристом, Кельнер – продюсером, то Диаса с уверенностью можно назвать режиссёром. Табак на складах является его рабочим инструментом. С помощью запасов компании он добивается консистентности вкуса. Заготовить табак для одной сигары на вечность вперёд невозможно, а табаки меняются от урожая к урожаю. При этом мастер-блендер умудряется сделать так, чтобы из года в год вкус сигары оставался неизменным.

18. С того момента, как табак распаковывают, начинаются игры с влажностью: лист увлажняют и подсушивают миллион раз для разнообразных манипуляций. Для начала табак готовят к сортировке и удалению центральной жилки. Если выдернуть её из сухого листа, он раскрошится, поэтому табак нужно увлажнить. Связки с нежным хрупким покровным листом окунают в воду лишь на десять процентов – основанием жилки, именно регулирует влажность в листе, а табак для начинки погружают в воду полностью. После этого связки висят три дня в помещении с высокой влажностью. При этом здесь не жарко, почти ничем не пахнет, и в общем довольно комфортно находиться.

19. Табак могут увлажнять и подсушивать сколько угодно раз, но к моменту скрутки относительная влажность листа для начинки должна составлять четырнадцать процентов, связующего листа – семнадцать, а покровного листа, который должен быть максимально эластичен, – двадцать пять.

20. С некоторыми табаками приходится возиться дольше, чем с другими. Например, в тюках, приезжающих из Центральной Америки, листья чересчур увлажнены и сильно спрессованы. Их раскладывают на сетчатые полки больших многоярусных тележек и дают отлежаться.

21. Дальше начинается сортировка. Ею преимущественно занимаются женщины, хотя для первичной сортировки не нужно иметь орлиный глаз – разница в цвете и размере табачных листов вполне очевидна любому человеку, – всё же считается, что женщины справляются лучше. К тому же они более усидчивы и лучше приспособлены к монотонной механической работе. Так же, как и собирают урожай, – волнами – сначала листья с нижнего яруса куста, воладо, потом со среднего, секо, и, наконец, с верхнего, лихеро, так и на все последующие этапы производства листья с разного яруса попадают по отдельности, и цех сортировки – не исключение.

22. После сортировки табак отправляется на удаление центральной жилки. С покровного и связующего листов она убирается с помощью машинки – лист закручивается на барабан, в центре которого – два лезвия, проходящих по листу с обеих сторон от жилки. Машинка зачастую работает неаккуратно, и оставшиеся на краях листа ошмётки приходится отрывать вручную. Жилку с начинки удаляют руками – на пальце работницы надет напёрсток с небольшим острым «жалом»: она вставляет «жало» в конце первой трети листа и удаляет две трети жилки, что позволяет экономнее расходовать табак.

23. Покровный лист после этого снова увлажняют из пульверизаторов и раскладывают в стопки по двадцать пять штук. Если необходимо хранить его до скрутки больше недели, покров убирают в герметичные контейнеры и в холодильную камеру – температура там поддерживается на уровне 12–17 градусов. Это нужно для того, чтобы цвет покровного листа не «поплыл», не потемнел и оставался равномерным. Связующий лист убирают такими же стопками в пластиковые негерметичные короба. А начинку сначала отправляют в специальный цех, где делают мешку...

24. Это помещение похоже на муравейник: человек пять достают начинку из коробок, ещё пять – раскладывают её на столы, по одному человеку за каждым столом взвешивают табак и составляют комплекты. Всем этим занимаются мужчины, в то время как управляет процессом женщина-супервайзер. В её тетради записаны рецепты всех сигар, она знает, какая начинка и в какой пропорции должна быть в той или иной сигаре, она кодирует табаки и составляет план на день. Строго говоря, рабочие не знают, с каким табаком они работают. Они лишь читают код: 20 процентов табака X, 35 процентов табака Y и 45 процентов табака Z. Когда комплект готов (один комплект рассчитан примерно на сто сигар), его убирают в пластиковый прозрачный пакет и наклеивают бирку с названием сигары, для которой он предназначен. Дальше начинка, связующий лист и покров прибывают в «супермаркет» – небольшое помещение перед входом в крутильный цех, где крутильщики меняют талоны на табак, необходимый для выполнения дневной нормы.

25. Крутильщики работают парами – банчер делает куколку, роллер закручивает её в покровный лист. У них ненормированный рабочий день, так как оплата производится по количеству произведённых сигар. Фактически эти двое полностью зависят друг от друга: если банчер не пришёл, роллер остаётся без дневного заработка. Если банчер сделал бракованную сигару, оштрафуют обоих. При этом роллер является первым контролёром качества для банчера: сделать куколку – задача непростая, плотность скрутки должна быть равномерной по всему телу сигары, не говоря о том, что табаки различаются по крепости, и нужно распределить их правильно для равномерного горения (лихеро горит медленнее, чем воладо). Чем сложнее форма сигары, тем больше зарплата банчера. В принципе, банчер и роллер – самые высокооплачиваемые профессии на фабрике, они получают вплоть до двадцати тысяч песо в месяц (сейчас песо примерно равен рублю).

26. Ошибки роллера очевиднее, чем ошибки банчера – плохо надетый покров виден сразу. Но есть нюансы: именно роллер после скрутки сигары обрезает кончик. Вместе с банчером он должен определить длину куколки так, чтобы ножка сигары не развернулась и табак на основании был закручен хорошо, но при этом в отрез уходило не слишком много табака. Полдюйма считается нормой. Все отходы работы банчера и роллера взвешиваются. Если их слишком много, супервайзер будет разбираться, кто и что делает не так.

27. Если роллер не уверен, что банчер сделал хорошую куколку, он пропускает её через отверстие нужного диаметра: если сигара провалилась «со свистом», значит, скрутка слишком плотная, если сигара не пролезает – скрутка слишком свободная, расхлябанная, или использовано слишком много табака.

28. На двадцать четыре пары крутильщиков приходится два супервайзера, один контролирует банчеров, другой – роллеров. Работа у супервайзера нелёгкая: если он пропустит бракованную сигару на следующий этап контроля качества, то оштрафуют не крутильщиков, а именно его. Поэтому весь объём производимых сигар он должен быстро, фактически на глаз и на ощупь проверить на брак – недостаточный или избыточный вес, тугую или чрезмерно свободную скрутку и так далее.

29. Вне зависимости от сложности формата крутильщики получают бонусы, только если брак составляет менее одного процента.

30. Сегодня не принято передавать навыки крутильщика от отца к сыну, и отсутствие этой традиции заменяют школой крутильщиков – на Davidoff учится несколько десятков банчеров и роллеров, на что уходит много сырья, денег и времени: чтобы посадить ученика за рабочее место крутильщика и доверить ему крутить сигары из регулярных линеек, требуется от трёх месяцев до одного года.

31. Первый этап контроля качества – проверка на повреждения покрова. В этом нет ничего сложного: достаточно одного быстрого взгляда на сигару. К тому же, если супервайзеры работают хорошо, на этом этапе контролёры ничего не находят. Далее сигару проверяют на длину и диаметр. Эта работа механическая: двадцать пять сигар кладут в ряд по линейке и следят, чтобы длина у всех была одинаковой, а суммарная толщина двадцати пяти сигар не отклонялась от нормы больше, чем на пять миллиметров. Последний этап контроля – взвешивание. Всего пятнадцать грамм отклонения суммарного веса пятидесяти сигар от нормы пропускается контролёрами. Работа контролёра веса – самая сложная, ведь если сигара попала к нему на стол, значит, с её длиной и диаметром всё в порядке, и проблема кроется в плотности скрутки. Человек, который выполняет контроль веса на Davidoff, работает здесь уже двадцать пять лет и может определить, всё ли в норме, просто взяв сигару в руки. Все супервайзеры, к слову, обязаны курить – это такой же контроль качества, как взвешивание или измерение длины.

32. Те сигары, что прошли контроль качества, сортируются по цвету. Эта сортировка предварительная – девушки-сортировщицы должны различать лишь 8–10 основных оттенков. После этого сигары укладывают в деревянные короба, прокладывают ряды бумагой, а ножки сигар защищают поролоном. На каждой коробке есть билет со штрих-кодом. Все коробки в конце дня сканирует главный супервайзер с целью сопоставить количество произведённых сигар с количеством выданного за день табака. Сигары отсюда «уезжают» на выдержку...

33. В aging room сигары проводят минимум двадцать один день – этого времени достаточно, чтобы влажность начинки и покрова сравнялась. Разумеется, большинство сигар хранится здесь значительно дольше. Но в сигаре уже не происходит таких активных процессов, как в листьях табака, поэтому, когда кто-то использует термин «выдержанная сигара», важно понимать, что сигара из выдержанного табака, и сигара, полежавшая в aging room, – совсем не одно и то же. Тем не менее в процессе выдержки происходит «марьяж» – мешка становится более гармоничной, табаки притираются друг к другу, частично уходят масла, что облегчает горение. Aging room, как и ware house, подвергается фумигации. Таблетки на основе фосфора вытаскивают из герметичной пластиковой упаковки, раскладывают на полки и закрывают помещение. Таблетки испаряются, а на третий день испарения начинают оседать. Сигары поэтому хорошо защищены бумагой и поролоном. Ещё через два дня помещения открывают и проветривают. Работа у фумигаторов считается невредной – они носят защитные маски и соблюдают все меры предосторожности, но и приятной её всё же не назовёшь.

34. После выдержки сигары проходят ещё одну классификацию по цвету. На этот раз всё гораздо серьёзней – женщины с двадцатилетним стажем работы различают такие цветовые нюансы, которые обычный глаз никогда в жизни не уловит. Тем не менее считается, что, даже если мы с вами не будем видеть откровенных различий в цвете сигар, лежащих в одной коробке, у нас всё равно не будет такого эстетического восторга, как от двадцати абсолютно идентичных по цвету сигар, лежащих в ряд. На некоторых фабриках, даже после тщательной сортировки, сигары внутри одной коробки раскладывают от тёмной к светлой слева направо. Ещё один важный человек в вопросах сортировки по цвету – маркетолог компании. Именно он решает, что делать с сигарами в одном и том же покрове, но разного цвета. К примеру, раньше на американский рынок отправляли более светлый покров, а в Европу – те же сигары, но более тёмного оттенка, в угоду маркетинговым исследованиям и трендам. В итоге американцы решили, что «настоящие Davidoff можно купить только в Европе», и компания теперь пытается исправить собственную ошибку, убеждая американский рынок, что и там и там – самые что ни на есть настоящие, качественные сигары.

35. Ещё один важный этап контроля качества – цех упаковки. Упаковщица никогда не наденет бант на сигару, которая показалась ей некачественной. Упаковщицы получают мало – ничего сложного они не делают, их легко заменить. И всё же именно они определяют «лицо» сигары – более симпатичную её сторону (Кельнер говорит, что «как галстук не носят на спине, так и бант должен быть на правильном месте») – приклеивают бант, пытаясь не испортить клеем покров, и целлофанируют. Единственный, кто в упаковочном цехе ценится высоко, это директор цеха – человек, которому приходится подстраиваться под маркетинговые выдумки головного офиса и решать, как и какой ленточкой перевязать шестиугольную стопку сигар, чтобы она не развалилась, и как из разных линеек собрать сигары одинакового оттенка для подарочного набора лимитированной серии.

Cigar Clan 2"2013. Текст: Катерина Рыжкова. Фото: архив редакции