Каждое утро на протяжении полувека этот высокий статный 79-летний доктор приходит на работу в больницу, где его ждут пациенты. На двери его кабинета нет никаких надписей типа «хирург» или «номер такой-то», нет там и перечисления многочисленных регалий, а написано просто: «Виктор Павлович Рехачев».

Совесть-тихий тиран

Виктор Павлович, начну с философского вопроса. Для чего человеку даётся болезнь? Для осознания, исправления, вразумления?

– На самом деле, все проще. Болезнь – это некий сдвиг в организме. Дать определение болезни намного проще, чем здоровью. Всемирная организация здравоохранения дала такое определение слову «здоровье» – «Полное физическое, психологическое и социальное благополучие человека». Сегодня здоровье очень зависит от качества жизни людей. Посмотрите, сколько вокруг нищеты, неблагополучия. И это – главная причина болезней. Модно нынче говорить «здоровый образ жизни», а что это такое? Наш премьер-министр Владимир Путин недавно заявил, что необходимо бороться с курением. Но как бороться, если даже в правительстве есть курильщики? Я за свои 79 лет никогда не курил, и не понимал тех врачей, которые на словах борются с этой пагубной привычкой, а на деле – прячут пепельницы. Пока мы не будем отвечать за свои слова, дело не сдвинется. Кстати, здравоохранение зависит только на 30% от медиков, а на 50% – от факторов жизни. К сожалению, можно признать, что жизнь современного человека состоит из стрессов, из модного ныне слова экология и так далее...

А каким должен быть врач?

– Совестливым. Знаете, я часто слышу от молодых врачей такие слова: «Виктор Павлович, о какой совести вы говорите? Что это за слово такое устаревшее?» Мало кто воспринимает понятие «совесть» всерьез. При этом среди наших врачей много действительно ярких профессионалов, мастеров. А поборы, всякие подарки считаются нормальным явлением. Я никогда не беру подарков за свой труд, считаю это неэтичным. Как я, врач, могу принимать подношения за свою работу? И за консультации я тоже не беру ни денег, ни подарков. Мне вспоминается Чехов, который во времена эпидемии холеры отказывался от денег. Он просто выполнял свой врачебный долг. Наживаться на горе человека некрасиво. К сожалению, сегодня к врачам отношение у людей не всегда хорошее, и в этом бывают виноваты сами медики.

Вам бывало совестно за что-то в своей врачебной практике?

– Да. До сих пор не выходит из головы давний случай, когда я был еще молодым врачом. Я пошел на свадьбу к приятелю, и меня гости уговаривали выпить рюмочку. Я говорю: «Не могу, меня до 12 часов могут вызвать на операцию». Не пил. А когда пробило двенадцать, все-таки замахнул рюмочку. И вдруг – вызов к больному. Прихожу на операцию, а руки – словно не мои... Как мне было стыдно, как тяжело... Ведь больной не виноват, а я... Ест меня изнутри совесть и всё тут. И на всю жизнь я запомнил этот случай. Потом я прочитал такую книгу под названием «Тихий тиран»... Так вот совесть – тихий тиран, не дающий покоя...

Власти не хватает мудрости

Виктор Павлович, а почему сегодня из Архангельска уезжают лучшие врачи. Недавний случай – кардиохирург Игорь Чернов, перебравшийся в Астрахань. Наша медицина несёт потери?

– Игорь Чернов – мой ученик, я хорошо знаю его как успешного врача и депутата городского совета. Но я бы не стал говорить, что с его отъездом архангельская медицина, кардиохирургия перестала функционировать. Сегодня есть замечательный кардиохирург Алексей Шонбин, кстати, тоже мой ученик. И я бы не стал говорить, что он чем-то хуже Чернова. Наоборот, в чем-то даже он как врач лучше. Сейчас идёт много разговоров о смене статуса Первой городской больницы Архангельска, о придании ей статуса областной. Много спорят, рассуждают... Но ведь суть в другом – человек, то бишь, пациент, должен понимать, где ему лечиться. Болит сердце – идти в одну специализированную больницу, желудок – в другую. Когда все вместе под одним статусом – начинаешь путаться. Спорят сейчас губернатор Михальчук и мэр Архангельска Павленко о статусе первой городской больницы, а люди ничего не понимают. Лучше будет или хуже? Власти часто не хватает мудрости, взвешенности при принятии решений... Объединили министерство здравоохранения с социальной службой, сделали Минздравсоцразвития. Как бы хотели, чтобы было лучше. А до населения-то не доходит, что изменят эти реформы. Объясните людям, расскажите, как и где лечиться, что станет лучше! Ведь есть ещё такая проблема – в районах сегодня больницы закрывают, не хватает врачей, выпускники нашего медицинского университета стремятся остаться в городе. Кто будет лечить там, в глубинке?

А выход есть, чтобы молодые специалисты приезжали в сельскую местность?

– Раньше ругали распределительную систему, мол, закончил институт – отработай три года в районе. А ничего плохого в этом нет, я сам через это прошёл. На селе врач – уважаемый человек, авторитет! К нему приходят со своими бедами, советуются. Но сегодня распределительную систему убрали, и что получилось? Врачи остаются в городе, а в районах – вакансии. Многие молодые специалисты сегодня относятся к профессии врача с точки зрения выгоды. Куда выгодней пойти туда, где больше платят... Хотя в районах сейчас созданы все финансовые условия – в районе можно и заработать больше, есть льготы. Но я глубоко убеждён, что врач, как и педагог – это подвижник, где-то бессребреник. В нашей профессии иначе нельзя.

Настоящие интеллигенты

Виктор Павлович, а важно ли врачу быть культурным, интеллигентным?

– Знаете, академик Дмитрий Лихачёв очень правильно заметил: «Есть интеллигенты и есть интеллигентность». Интеллигенты – люди образованные, имеющие дипломы, начитанные. Но интеллигентность – это внутреннее свойство человека, его стержень. Тут и генетическая предрасположенность много значит. Я учился у настоящего русского интеллигента – профессора Бориса Александровича Баркова. Это был человек, от которого никогда мы не слышали грубого слова, мягкий, деликатный, глубокий. Он всю жизнь посвятил изучению болезней прямой кишки и грыжи, был, что называется, узким специалистом. Зато в своем деле равных ему не было. От него я многое взял, в том числе и человеческом плане.

У вас был и другой наставник – легендарный хирург Георгий Орлов, о котором сегодня в Архангельске слагают легенды.

– Да, Георгий Андреевич – это реформатор, новатор в хирургии. Он всегда схватывал и развивал новые направления в хирургии. Человек это был эмоциональный, взрывной, мог и отругать. Но студенты его любили, понимали, что это выдающийся врач. Его лекции в мединституте были всегда яркими, неординарными, он любил вставлять в них события из истории, шутки... В этом году мы вспоминали Орлова на 100-летии со дня его рождения. В СГМУ есть аудитория его имени, открыта мемориальная доска на Центре имени Семашко.

О диссертации и Рубцове

Виктор Павлович, вы никогда не жалели, что стали врачом? Ведь вы еще и занимались в театральном коллективе народного артиста СССР Сергея Плотникова, могли бы, наверное, и артистом стать?

– Нет, не сомневался. До поступления в медицинский институт, я много кем хотел стать – судостроителем, фрезеровщиком, археологом. В военное училище меня не взяли из-за порока сердца... Интересно, мне уже 79 лет, и где этот порок сердца? (Смеется. ) А занятия у Сергея Николаевича Плотникова мне помогали... Я очень люблю театр, литературу, особенно стихи. Один из моих любимых поэтов – мой земляк из Емецка Николай Рубцов. Он ведь был даже моложе меня на пять лет, а ушел так рано... Странно, но читая его стихи и зная его по отзывам людей, выходит противоречия. Человек был сложный, с крутым характером, выпить любил. А стихи настолько чистые, как кристалл! Такие строчки «Россия, Русь, храни меня, храни...» Бесподобные строчки. Рубцов – это прямой потомок поэтической линии Блок-Есенин, классик. Кстати, я был одним из организаторов Рубцовских чтений, считаю, что мы должны гордиться нашим талантливым земляком...

Доктор, вы уже несколько лет возглавляете Народный университет здоровья. Верите в то, что медицина сильнее целительства и других новомодных тенденций?

– Да, мы проводим совершенно бесплатно лекции, беседы с людьми в нашем университете здоровья. Абсолютно любой человек может прийти к нам, узнать о своём организме, и просто о том, как сохранить здоровье. Я не очень верю всевозможным целителям типа Малахова, говорящим, что можно выпить стакан мочи и вылечиться. Не бывает простых способов.

Вы так и не защитили докторскую диссертацию, не стали профессором, зато много лет были главным хирургом области. Пожертвовали научной работой ради практики врача?

– Да, кандидатскую я защитил уже давно, еще в 60-е годы прошлого века. А вот докторскую так и не стал... Говорят, что кандидатскую надо писать в молодости, а докторскую не позже шестидесяти. Уже после шестидесятилетия мне, по совокупности научных работ, предлагали защитить докторскую. На Западе так и делается – там звание доцента и профессора присваивают по научным достижениям, также как и кандидатские и докторские. А у нас не все кандидаты и доктора наук – истинные, многие пишут диссертации, а какая от них практическая польза? Сейчас даже губернаторы и министры – доктора наук. Написано, защищено – а никто этого «научного труда» не ощутил. Так что останусь уж кандидатом и доцентом, что делать? Не это главное...

Интервью — один из самых благодарных видов контента.

Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.

На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Можете при желании ознакомиться с ними , и . Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.

Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.

И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью , которые можно адаптировать под отдельного персонажа.

Вопросы для интервью: 60 шаблонов

  1. Расскажите о себе, своем бизнесе.
  2. Как Вы можете охарактеризовать себя в двух словах?
  3. Когда Вы решили стать_____ и почему?
  4. Что привело Вас именно к __________?
  5. Что послужило толчком к _________?
  6. Какими были первые шаги?
  7. В чем плюсы и минусы работы _______?
  8. Опишите свое самое большое достижение и самый впечатляющий провал?
  9. Опишите три Ваших достижения?
  10. Бывают ли моменты, когда Вас покидает вдохновение (теряете веру в себя, в свой бизнес)?
  11. Опишите свою рабочую обстановку?
  12. Планируете ли Вы изменить _______?
  13. Каковы Ваши планы в _______?
  14. В чем секрет успеха в _____?
  15. Как Вам удалось добиться успеха в _______?
  16. Ваши любимые книги (фильмы, блюда)?
  17. Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
  18. Можно ли утверждать, что ______?
  19. По какому принципу Вы ______?
  20. Вы сами пришли к этой позиции или ______?
  21. Как изменились Вы после _______?
  22. Вы любите свою работу (бизнес, продукт, услугу, дело)?
  23. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
  24. Как сделать, чтобы ________?
  25. Какие советы Вы можете дать новичкам (сотрудникам, читателям)?
  26. Когда Вы в последний раз _________?
  27. Что Вас интересует помимо______ и ________?
  28. Как Вы отдыхаете от ____?
  29. Как к Вам пришла идея организовать ________?
  30. Вы делали _____ самостоятельно или с поддержкой?
  31. Как часто Вы ________?
  32. Как вы считаете, какова ________?
  33. По-вашему, какими качествами должен обладать _____?
  34. Вы остаетесь самим собой, выполняя свою работу, или это PR ход?
  35. Какова доля удачи и везения в Вашем проекте?
  36. Есть ли у Вас свой девиз, миссия?
  37. Вы уже много добились в своей профессии, изменила ли Вас популярность?
  38. Сколько времени Вы посвящаете ______?
  39. Как Вы думаете, почему в обществе (на рынке, в компании, на форумах, в интернете) сформировалась такая точка зрения?
  40. Что для Вас было самым сложным?
  41. Расскажите пошагово, что нужно сделать, чтобы _________?
  42. С чего начинать новичку, если он захочет пойти по Вашим стопам?
  43. Какие профессиональные рекомендации можете дать тем, кто только начинает развиваться в _______?
  44. Какие могут быть подводные камни в Вашей сфере?
  45. Сложно ли заниматься тем, что приносит Вам деньги? Чего Вам это стоит?
  46. Как к Вам пришел первый успех?
  47. Как окружающие воспринимают Ваше развитие (работу, перемены)?
  48. Где Вы ищете своих заказчиков (клиентов, покупателей, инвесторов, партнеров)?
  49. Нет желания все бросить к «чертовой бабушке» и начать что-то совершенно новое?
  50. Расскажите ТОП-5 наиболее эффективных тактик (советов, фишек, приемов, секретов, способов) в _______?
  51. Каково Ваше мнение по такому вопросу: ___________?
  52. Сформируйте Ваше отношение к жизни (бизнесу, семье, коллегам, сотрудникам) в пяти словах?
  53. В чем заключается главная экспертиза человека Вашего уровня?
  54. Сложно было отказаться от_______ (свободного времени, стабильности, карьерного роста)?
  55. Вы всегда так открыты (закрыты, агрессивны, оптимистичны, быстры)?
  56. Какую оценку Вы поставите себе как _______?
  57. Приходилось ли Вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы?
  58. В любом деле есть переломные моменты. Какие были у Вас?
  59. Что мешает Вам жить, а что помогает?
  60. О чем Вы мечтаете?

Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.

Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.

Удачных интервью!

Каждый старшеклассник рано или поздно сталкивается с вопросом «Кем же я хочу быть в будущем?». Лишь немногие, вслушиваясь в шепот детской мечты, знают ответ на этот вопрос, остальным же приходится прибегнуть к посторонней помощи. Обычно совета ищут у родителей, друзей или в Интернете. И, конечно же, все поголовно рассчитывают услышать о профессии своей мечты: значимой для окружающих, актуальной, увлекательной и интересной (чтобы по самые уши затягивала!).

Именно так отзывается о своей будущей профессии Штыфлюк Мария - студентка второго курса Дальневосточного Федерального университета, нашедшая свое призвание на медицинском факультете.


Маша, почему ты решила стать врачом?

Вообще, на этот вопрос довольно сложно ответить что-нибудь кроме «мне это интересно» и «мечтала об этом с детства». Все, что я могу сказать, - вполне очевидные, даже банальные вещи. Во многом на мое решение пойти в медицинский, сами того не желая, повлияли родители. Они и большая часть их окружения, если не врачи, то тесно связаны с медициной. Так что у меня была масса возможностей по достоинству оценить прелести врачебной специальности. Врач - это совершенно особенная, благородная профессия, требующая колоссальной отдачи, живого ума и даже самопожертвования. Она была нужна испокон веков, и будет нужна всегда, так как пока на Земле живут люди, они будут болеть. Эта профессия очень сложная, неблагодарная и от этого становится еще лучше.

В том, что эта профессия благородная сомнений нет, но почему ты считаешь, что она неблагодарная?

На враче всегда огромная ответственность! Один неверный шаг, одна ошибка в лечении, которая может стать фатальной и все… Привет «небо в клеточку и друзья в полосочку».

Еще может быть так: врач старается, лечит, отдает всего себя пациенту, но, несмотря на все старания, не может уже ничем помочь. Тогда опечаленные родственники начинают искать виноватых, и находят их, конечно же, во враче. Поэтому врач должен думать не только о больных, но и о том, как обезопасить себя в юридическом плане. Это если дело касается серьезных врачей: нейрохирургов, онкологов и т.д. Да и зарплаты у врачей невелики.

Каким врачом хочешь стать ты?

Это сложный вопрос. Я хочу получить несколько специальностей. Но в первую очередь - это врач-биофизик, потому что я уже учусь на него. А дальше посмотрим.

Чем конкретно занимаются врачи-биофизики?

Вообще, биофизика, как легко догадаться, находится на стыке физики и биологии, следовательно, врач-биофизик занимается изучением прохождения физических процессов в различных живых организмах. Это предполагает работу с применением всех знаний естественнонаучных дисциплин. Основываясь на их теоретической базе, врач-биофизик, к примеру, может заниматься разработкой и внедрением новых технологий лечения заболеваний, а может работать на сложном медицинском оборудовании. В общем, врачи-биофизики - теоретики в медицине. Их главными задачами являются диагностика болезней и изучение в лабораториях, что и как можно лечить.

Считаешь ли ты свою будущую профессию интересной?

Естественно! Биофизика предполагает научно-исследовательскую деятельность, то есть фактически от этой деятельности и зависит прогресс медицины. А о важности этого прогресса даже говорить нет необходимости.

Что увлекает тебя в ней больше всего?

Дальнейшую работу я представляю себе так: сидишь в лаборатории, расчеты не сходятся, рутина достала, на душе сразу печально становится… И тут ты вспоминаешь, насколько важными вещами ты занимаешься! И все снова хорошо, и не беда, что записи разнятся, все можно исправить. Мне кажется, это здорово! А во-вторых, само изучение человеческого тела и процессов в нем с точки зрения физики обладает какой-то поэтичностью. Мне представляется, будто человеческое тело - машина, а я механик.

Какой предмет твой самый любимый, и чем вы на нем занимаетесь?

Не могу выбрать что-то одно, в каждом предмете есть свое обаяние.

Какой день в обучении является для тебя самым памятным?

Как-то раз нас водили в медицинский центр, точнее просто разрешили там поприсутствовать. Специалисты из Москвы проводили конференцию для нашей профессуры: одной из тем, помню, была «Современные методы лечения заболеваний позвоночника». На пару часов удалось представить себя доктором медицинских наук.


Что ты чувствовала, посетив это мероприятие?

Гордость, что если смогу стать грамотным специалистом, то стану частью всего этого. Даже не знаю… Просто после этого мероприятия чувствовался такой эмоциональный подъем, такое воодушевление, что словами не передать. В голове одна мысль крутилась: « Я стану как они».

Какие, на данном этапе обучения, ты видишь плюсы и минусы своей профессии?

Я считаю, что, если ты видишь в своей будущей профессии хоть какие-то минусы, то она тебе не подходит и нужно искать что-то другое. Человек должен быть влюблен в дело, которым занимается.

Вот и я пока не вижу минусов, которые заслуживали бы внимания.

Ты говоришь, что серьезных минусов нет. Но все прекрасно знают, что обучение на медика является одним из самых сложных. Это не является для тебя минусом?

Чем сложнее, тем интересней. Простота скучна. Работать по специальности будет не легче. К этому нужно быть готовым. Тем более, как мне кажется, все специальности по-своему сложны, но если профессия подобрана на совесть, то эти сложности не кажутся такими уж сложными.

Врач - это сложная профессия, которая требует трудолюбия, усидчивости, тяги к знаниям, уверенности, а самое главное - любви к своему делу. Если вы чувствуете, что у вас все это есть, то собирайте свои документы и бегите в медицинский ВУЗ. В противном же случае, даже если вы сможете поступить на профессию врача, то скорее всего, испугавшись толстых учебников, бессонных ночей и множества других трудностей, сдадитесь не окончив и первого курса. Врач - это профессия (как и многие другие), где требуется неподдельная любовь к тому, чем занимаешься.

Фото из личного архива героини

Мне нравится

Статья на тему про профессии (интервью)

Какую профессию выбрать? Этот вопрос беспокоит всех школьников от младших классов до выпускников. Каждому хочется выбрать работу, которая будет доставлять ему удовольствие, будет соответствовать его способностям и возможностям, приносить пользу обществу и государству, а также приносить хороший доход. Выбирая дело всей жизни, школьник теряется в вариантах, путается и не знает как сделать главный выбор. В этой рубрике постараемся разобраться в многообразии профессий, посмотреть на них с разных сторон, и помочь вам найти интересующее дело.

Сегодня мы рассмотрим профессию врача, и в этом нам поможет сам представитель этой профессии педиатр Маслов Иван Прокофьевич, который 40 лет отработал в Курской областной Детской больнице и сейчас находится на заслуженном отдыхе:
- Почему Вы выбрали именно докторское дело?

Я считаю, что врач-это самая благородная профессия. Человек может прожить без телевизора и компьютера, а вот без здоровья никак, поэтому хороший врач- это полезная и главная профессия в любом уголке мира.

С какими трудностями Вы сталкивались во время работы?

Работа врача требует больших знаний и опыта, к тому же, это громадная ответственность. Любой врач несет ответственность за свои решения, от которых зависит состояние, и даже жизнь пациента. Главная трудность во время работы состоит в том, что очень сложно оставаться равнодушным, не переживать за каждого пациента, стараться не зацикливаться на одном человеке, а просто выполнять свою работу, пытаться как можно быстрее и эффективнее помочь больному.

Почему Вы выбрали именно специальность «педиатр»?

Я очень люблю детей, и мне печально, когда они болеют, и я хочу приложить максимум усилий для того, что как можно больше деток были здоровыми и счастливыми, чтобы они чаще улыбались и никогда не испытывали боли и страха.

Что бы Вы посоветовали ученикам, которые задумываются над профессией врача?

Дорогие ученики! Это серьезная и нужная профессия, она требует длительного, но интересного обучения, постоянного самосовершенствования, повышения квалификации. Для того, чтобы стать врачом необходимы не только глубокие познания, но и терпение, мужество, большая ответственность. Любой доктор должен с любовью и вниманием относиться к своим пациентам, быть готовым к трудным стрессовым ситуациям. Сейчас очень сильно не хватает хороших врачей. Ребята, если вы твердо решили стать врачом, усердно учитесь, потому что от ваших знаний зависит будет жизнь человека, его будущее, а значит и будущее всей страны.

Естественно-научный день Профканикул (ЦТР "Гуманитарные технологии", Санкт-Петербург) будет вести Анна Игнатьева - эндокринолог, врач высшей категории Территориального Диабетического Центра при Городском Консультативно-Диагностическом центре №1.

- Как Вы выбирали вуз, как поступали?
Анна: Поступала одновременно в три вуза - Первый Медицинский (сейчас это Медицинский Университет им. Павлова), Химико-Фармацевтический и Медицинскую Академию им. Мечникова.
Логика была следующей - "за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь", а уж из трех хоть какого-нибудь, да ухватишь.
Поступила во все. Выбрала Академию Мечникова, так как там "подкупили" тем, что уже на экзаменах отнеслись, как к начинающему врачу, с уважением и пониманием. В других я была одной из школьниц, в которых никто не был заинтересован. Зато пафос этих учебных заведений был огромным. О выборе вуза не пожалела ни разу. Пафос пафосом, а такого коллектива и таких теплых отношений к студентам не видела больше нигде.

- Какие предметы во время обучения были самыми интересными? Самыми трудными?
Анна: Интересными были все клинические предметы - в них говорили о понятных конкретных симптомах заболеваний, методах диагностики, лечении. Но без занудных химии, физики, физиологии, анатомии, гистологии было бы очень трудно понять любую другую клиническую дисциплину. Эти предметы в медицине являются основами основ.

- В чем заключалась Ваша первая работа?
Анна: В период учебы первая работа была санитаркой в отделении эндокринологии. Мыла полы, выносила судна, развозила пациентов, которые не могут передвигаться самостоятельно, на процедуры и консультации к другим врачам. За большие успехи в этой сфере была досрочно повышена до ранга постовой (снимала назначения из историй болезни и раскладывала таблетки).
Работа после прохождения ординатуры: была врачом в Госпитале Ветеранов войн. Там было очень тяжело: специфический возрастной контингент, большая смертность. По необходимости могли временно перевести на отделение другого профиля (кардиологию, гематологию, гастроэнтерологию, пульмонологию), несмотря на первичную специализацию. Зато это была очень хорошая (хоть и довольно жесткая) "школа жизни". Таких знаний и навыков не даст ни один вуз.


- С какими основными трудностями столкнулись и как преодолевали?

Анна: Основная трудность - это огромный объем информации, который надо прочитать, выучить и еще попробовать вспомнить в нужное время. Наверное, это самое тяжелое. Во время учебы казалось, что постоянно не хватает времени и постоянно хочется спать. А преодолевала трудности с помощью кофе, библиотек и неудобных стульев. Только сидя на таких, можно было усвоить всю эту информацию (на удобном диване или даже на ковре на полу сразу наступал глубокий сон).

- Анна, почему Вы выбрали именно эндокринологию?
Анна: Почему эндокринологию? Вообще до 4 курса я была уверена, что буду и буду работать в родильном доме. А потом увидела очень нашумевший документальный фильм, в котором показывали, как ведет себя плод во время аборта. И поняла, что не смогу это сделать. Понимаю, что этого в профессии не избежать, но не смогу и все. И стала задумываться, кем бы еще мне стать. А потом судьба начала посылать знаки. Сначала это была кружка, подаренная друзьями очень далекими от медицины. На кружке была реклама сахароснижающих таблеток (откуда они ее взяли, до сих пор остается для меня загадкой). Потом меня распределили на практику на эндокринное отделение во 2-ю Городскую больницу, и я в первый раз обратила внимание, насколько интересна, многогранна и сложна работа эндокринолога. Потом на всех зачетах и экзаменах мне попадались вопросы, связанные с эндокринной патологией. И я поняла, что это – судьба.

- А кем Вы мечтали быть в детстве?
Анна: В детстве мечтала быть . Поняла это, наверное, классе в 3-м, после рассказов своей троюродной сестры, которая работала в роддоме медсестрой. И с 4 класса планомерно готовилась - покупала учебники для поступающих в вузы по биологии, зоологии, ботанике. И читала их с удовольствием, как увлекательные рассказы.

- Скажите пожалуйста, какая в Вас есть яркая черта, которая говорит о том, что Вы – представитель своей профессии?
Анна: Черта представителя профессии. Долго думала над этим вопросом. Но, наверное, отвечу так: есть поговорка "Глаза боятся - руки делают". Вот это про врачей. Потому что врачи разные: добрые и не очень, ласковые и грубые, прожженные циники и не совсем еще прожженные. Но врач в любой ситуации оказывает помощь , даже если он не знает, что с человеком произошло и что делать. Например, на прием в поликлинику приходит пациент и начинает жаловаться на плохое самочувствие. И его жалобы не укладываются ни в одну картину ни одного заболевания. Так вот, за 15 минут приема надо попробовать найти "зацепки", чтобы распутать диагностический клубок: задать наводящие вопросы, сделать осмотр, подумать, какую диагностику провести. Пока с пациентом общаешься, осматриваешь, даешь направление на анализы - в голове идет мощный штурм. Иногда отпускаешь пациента и бежишь к коллегам за советом, читаешь дополнительную литературу, поднимаешь старые лекции из института. Или, когда я работала в реанимации, и привозили кого-то в тяжелейшем состоянии - смотреть страшно, прикасаться иногда даже противно, обонять тоже не всегда приятно, но задерживаешь дыхание, отключаешь периферическое зрение и начинаешь методически выполнять осмотр, ставить капельницу, брать анализы. На эмоции времени нет, они приходят потом. И страх приходит потом.

- Анна, Вы ведете обучение в Школе диабета. Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Анна: Я сейчас работаю с людьми, у которых есть сахарный диабет типа 1. То есть, это люди, которые должны ежедневно многократно постоянно проверять уровень сахара крови и вводить инсулин 3-5 раз в день! Если они не будут этого делать, они умрут. Когда людям диагностируют диабет, многие говорят, что "мир рухнул", и это так. Меняется все - питание, подход к физическим нагрузкам, отношение к жизни, к общению с окружающими друзьями и коллегами. Такие люди должны постоянно держать в голове и учитывать массу факторов, о которых мы в обычной жизни не задумываемся. Так вот, в Школе диабета мы учим людей жить с диабетом и дружить с диабетом, чтобы продолжительность жизни была как можно дольше. Учим питаться, рассчитывать дозы инсулина, проводить коррекцию на спорт, сауну, алкоголь. Учим, как вести себя, если случилось экстренное осложнение (передозировка или нехватка инсулина). Даже учим тому, чему обучать не должны - как без последствий нарушать диету в гостях и пить алкоголь. Учим, на какие изменения в самочувствии надо обращать внимание, когда обращаться за помощью, а когда можно попробовать справиться самим.
Занятия идут 2 недели каждый день по 3 часа. За это время стараемся дать максимум информации, да еще и так, чтобы у человека осталось ощущение, что он - может, что он - не один, что он - нормальный и не ущербный. Тяжело. Но один обученный диабетик стоит двух врачей-эндокринологов!

- Какие качества Вы цените в людях?
Анна: Оптимизм и честность. Быть оптимистом нелегко, но хорошего настроения боятся болезни и плохие люди. Оптимист, как магнит, притягивает к себе хороших людей, хорошие события, помощь. И оптимисты легче справляются с любыми проблемами, в том числе и с болезнями.
А честность, она обезоруживает. Умение честно признать собственные ошибки (это касается и врачей и пациентов) - это ключ к решению любой сложившейся ситуации. Честность по отношению к себе - ключ к совершенствованию.

- Что Вы вкладываете в понятие успех?
Анна: А для каждого успех - разный. Кто-то ищет известности, кто-то уходит в науку и делает открытия (большие и маленькие), кто-то зарабатывает деньги. Для меня успех складывается из маленьких побед: дала совет, который подействовал, подобрала хорошо лекарство, вылечила женщину с диагнозом "бесплодие", поставила правильный диагноз. Успехом еще считаю, когда после разговора со мной пациент уходит с надеждой, что ему помогут, что ему станет лучше.

- Какие события, фильмы, книги оказали наибольшее влияние на Ваше развитие?
Анна: Произведений про врачей и о врачах (да еще и позитивных) так мало! А правдивых еще меньше! Я очень люблю старый фильм "Неоконченная повесть" с Элиной Быстрицкой и Сергеем Бондарчуком в главных ролях. Мне очень нравится "Город ангелов" с Мэг Район и Николасом Кейджем. И я не люблю сериалы про врачей. Даже "Доктора Хауса".

- Анна, что ребят ожидает на встрече с Вами?
Анна: Ожидает Правда. Ведь работа врачом - это только звучит романтично. Я попробую рассказать все как есть. Если после этого кто-то укрепится в решении стать врачом, я буду считать это еще одним маленьким успехом. Ну и будет небольшой эндокринологический мастер-класс.

- Что Вы могли бы пожелать нашим участникам?
Анна: Хочу пожелать ребятам не прекращать мечтать, верить в себя, отстаивать свое решение и не унывать в любой ситуации!

Анна, спасибо большое! Мы желаем Вам успехов в Вашем благодарном и непростом труде!
Будем ждать встречи с Вами на Профориентационных каникулах!

Проект для школьников 7-11 классов "Профориентационные каникулы" пройдет с 20 по 23 августа .