Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники "Сфера" профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.


Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы "не видеть" плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.

Заботливым родителям так хочется узнать, что чувствует новорожденный ребенок. Они вглядываются в маленькое личико младенца, и пока еще не видят осознанного взгляда. Грудничок то косит глазки в сторону, то безучастно смотрит по сторонам. Неопытные мамы и папы могут принять эти признаки за нарушение зрения, но для новорожденного малыша это нормально. Он видит лишь размытую картинку, и ему только предстоит познать окружающий мир.

У младенца зрительная система устроена так же, как и у взрослого человека, но в первые месяцы жизни она только начинает свое развитие. Поэтому малыш все видит не так, как взрослый. Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе, нужно узнать физиологическое строение зрительной системы человека:

  • Глазное яблоко, которое само по себе состоит из зрительного нерва, сетчатки, стекловидного тела, хрусталика и роговой оболочки;
  • Глазница, или глазное вместилище. Это черепная впадина, в которой располагаются глазодвигательные мышцы, глазное яблоко, зрительный нерв, клетчатка и кровеносные сосуды;
  • Веки, которые выполняют важную защитную функцию глаза;
  • Слезный аппарат, который не менее важен для правильного функционирования зрительной системы человека. Он омывает и увлажняет слизистую глаза, к тому же, в слезе присутствуют антибактериальные вещества, защищающие слизистую от всевозможных микробов.

У родителей может возникнуть закономерный вопрос. Если глаз ребенка устроен так же, как и у взрослого, то почему же младенцы видят все по-другому? Дело в том, что все органы зрительной системы новорожденного находятся на стадии активного развития. Они пока еще незавершенные и незрелые, и для того, чтобы ребенок увидел полноценную картинку, как взрослый человек, должно пройти около года.

Какие же изменения претерпевают зрительные процессы маленького ребенка?

  • Глазное яблоко новорожденного еще совсем маленькое, весом около 3 грамм и размером 16-16,2 мм. И хоть глаза младенца кажутся очень крупными в лицевой пропорции, у них впереди еще период активного развития и роста. К пяти годам жизни ребенка размер его глазного яблока максимально приблизится к взрослому. Зрительная система полностью завершает свое развитие в 17-18 лет.
  • Внимательные родители заметили, что цвет глаз новорожденного мутный и неопределенный, в основном, голубоватый. Это происходит из-за недостатка пигментных клеток. Окончательно цвет глаз сформируется к двум годам.

  • Склера, или белковая оболочка, также имеет голубоватый оттенок, ведь через нее просвечиваются глазные сосуды.
  • Слезы выполняют важную увлажняющую и защитную функцию. Их избыток выделяется из слезного мешка через специальный слезный канал, который находится у основания глаза рядом с переносицей новорожденного. Этот канал открывается у новорожденных через некоторое время после появления их на свет. Но бывает, что слезный канал остается закрытым, и происходит воспаление слезного мешка, то есть .
  • Слезы у младенцев образуются с самого рождения. Но в первый месяц родители могут наблюдать, что их малыш плачет без слез. Это вполне нормальный процесс развития новорожденного. Слезы у младенца начинают активно выделяться после месяца, в результате совершенствования зрительной системы и мимических мышц. К тому же, ребенок может не плакать, а кричать для привлечения внимания. Так он общается с мамой и пытается сообщить о том, что пора менять подгузник или покушать.

  • В первые дни развития зрения у малыша можно заметить блуждающий взгляд. Он не смотрит на родителей, не реагирует на изменение местоположения мамы и т. д. Это вполне естественно, ведь малыш видит лишь размытую картинку, и еще не может фокусироваться на отдельных предметах. Новорожденный может косить глазами, и его зрачки иногда двигаются, как будто несогласованно.
  • Хотя зрение младенца еще совсем не развито, офтальмологи уже могут сделать простой тест на светочувствительность и определить, в норме ли глаза малыша. Молодые родители должны знать, как проверяют зрение у новорожденного. Для этого доктор светит фонариком в глаз ребенку и смотрит на изменение размера зрачка. Зрачки должны сужаться, это говорит о нормальном зрении. Неподвижный зрачок может говорить о патологии. Со временем мама сама должна замечать, как развивается зрение грудничка, фиксация на предметах и т. д.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

  • Новорожденный видит только тень или свет, он совсем не различает очертания предметов, для младенца весь окружающий мир видится размытым.
  • Зрение новорожденного в 1 месяц немного отличается от восприятия мира первых дней жизни. Младенец уже может выделить из всего окружающего мира нечеткое изображение маминого лица на размытом фоне. К концу первого месяца ребенок начинает следить за движущимися предметами. А также задерживать взгляд на источнике света. Ребенок видит предметы, расположенные не далее, чем 30 см от него.
  • На 2 месяце развития у новорожденного появляется центральное зрение. Он уже может фокусировать свое зрение на предметах, которые находятся на 80 см от него и ближе, особенно на ярких игрушках. У ребенка появляется двухмерное восприятие предметов, то есть он различает ширину и высоту, но пока еще не может понять, что вещи имеют объем, в его восприятии они плоские.

  • В 3 месяца младенец начинает различать цвета (в первую очередь, красный и желтый) и распознает контрастные рисунки. Карапуз уже может долго задерживать взгляд на игрушке. У него начинает формироваться бинокулярное зрение. Теперь он может узнавать маму и отличать ее от других людей.

  • К 4-6 месяцам грудничок различает все больше цветов, дольше задерживает взгляд на предметах и дольше следит за движением. Ребенок видит себя в зеркале, но еще не осознает, что это его отражение.
  • В 7-12 месяцев развития грудничок видит на 7-8 метров. У него увеличивается острота зрения и восприятие мелких предметов. В связи с подготовкой к первым шагам и тем, что малыш уже уверенно ползает, он уже ориентируется в пространстве и может относительно оценить расстояние до предметов. В этом возрасте уже не должно быть эпизодического косоглазия. К году малыш видит достаточно хорошо, но его зрительная система продолжает активное развитие.

Световой режим и выбор игрушек

Свет

При выборе освещения помните, что в детской комнате необходимо несколько источников света для разных целей. Это должна быть люстра, которая является основным освещением, также настенное бра и ночной светильник. Для основного освещения выбирайте лампы с достаточно ярким желтым светом, они благотворно влияют на зрение малыша. Тусклые лампы будут усугублять и без того слабое зрение новорожденного. Лампочки с синим светом можно использовать для игровой комнаты или игровой зоны.

Важно, чтобы детская комната находилась на солнечной стороне, и в ней было светло, в первую очередь, от солнечного света.

Ночник очень важен для ночного сна. Он придет на помощь маме, чтобы она могла спокойно перепеленать и покормить грудничка. Со временем он потребуется и малышу, который будет видеть предметы в мягком свете и спокойно засыпать. Полная темнота может напугать маленького ребенка. А слишком яркий свет мешает крепкому сну не только детей, но и взрослых.

При выборе цветов для оформления детской отдайте предпочтение пастельным и светлым тонам. Не переусердствуйте с белым цветом. Психологи считают, что это может негативно сказаться на развитии психики малыша. Но не стоит закрашивать потолок или совсем убирать этот цвет из детской комнаты. Просто разбавьте его другими цветами и оттенками, чтобы детская не была похожа на больничную палату. Стены можно покрасить нежно-розовым, голубым или песочным цветом, а вот мебель, подушки или какие-то аксессуары можно сделать яркими и запоминающимися.

Выбираем игрушки

  • Для развития малышей до года нужны простые и нефункциональные игрушки. Не спешите покупать мальчикам машинки, а девочкам куклы, в данный момент они их не заинтересуют. Вообще до трех месяцев карапузы могут не реагировать на игрушки и не пытаться взять их в руки. Впоследствии их будут привлекать погремушки и другие яркие предметы. Когда у грудничков начнут резаться зубки, то они будут тащить их в рот, помните об этом.
  • При прорезании зубов грудничку могут принести облегчение специальные игрушки, которые можно кусать и чесать при этом десны. Они могут быть разных цветов и размеров, но чтобы заинтересовать карапуза, выберите яркие варианты.

  • Педиатры советуют выбирать яркие игрушки для привлечения внимания малыша и для концентрации его зрения.
  • Не стоит забывать, что погремушка должна быть в первую очередь безопасной. Поэтому желательно покупать такой предмет в аптеке или в магазине, имеющем сертификацию всех товаров. Не покупайте дешевые китайские игрушки с рук во всевозможных палатках и на стихийных рынках, часто такой товар не соответствует требованиям безопасности. При покупке игрушки проверьте ее на наличие повреждений, сколов и острых образований. Иногда пластмассовые предметы имеют на стыках острые неотшлифованные выпуклости. Яркая игрушка не должна плохо пахнуть. Слишком сильный химический запах говорит об использовании при производстве этого предмета вредных веществ. Качественные игрушки не должны оставлять мажущие следы краски на руках, но и откалывающаяся краска также очень вредна.

Миф о зрении малышей

Главный миф заключается в том, что дети все видят в перевернутом виде. Это мнение появилось довольно давно, а сформировалось оно благодаря строению человеческого глаза и особенностям зрения.

Строение нашего глаза похоже на собирающую линзу, которая имеет свойство переворачивать изображение. Поэтому наш глаз действительно получает перевернутую картинку, которую, в свою очередь, обрабатывает головной мозг. В результате, мы видим правильное изображение.

Достоверно неизвестно, кто впервые выдвинул теорию о перевернутом зрении младенцев, но этот человек руководствовался базовыми знаниями, хотя и сделал неправильный вывод. Эта ошибочная теория очень популярна и до сих пор.

Видео

Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца. Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка. Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого. Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения . Для его полноценного развития необходим свет. Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

Зрение ребенка от рождения до года

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0-7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией . Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота. Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века. Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20-30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7-28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2-5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка , когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20-30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10-15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль) . Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты , раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Зрительная система ребёнка сразу же после рождения работает совершенно по-другому, чем у взрослого человека. Новорождённый видит всё в серо-чёрных тонах и не способен фокусировать взгляд на предметах или человеческих лицах. Он способен буквально несколько секунд следить за источником света. После 4 месяцев зрение младенца начинает стремительно развиваться. Все основные процессы завершаются к 1 году.

Строение и развитие глаз новорожденного

Уже в роддоме ребёнка осматривает неонатолог. Это позволяет выявить такие врожденные проблемы, как , либо . При обнаружении любых патологий коррекцию стоит начинать как можно раньше. Это поможет избежать проблем во взрослом возрасте.

Естественные особенности строения глаз у новорождённого:

  1. Глаза новорождённого большие. Величина глазного яблока составляет 65 – 67% величины глаза у взрослого человека;
  2. Роговица имеет диаметр до 9 миллиметров. Она не полностью прозрачна, имеет опалесцирующий вид.
  3. Кривизна роговицы меньше, чем у взрослого человека. Из-за этого меньше её преломляющая способность, что приводит к временной дальнозоркости;
  4. Зрачок имеет диаметр до 2 миллиметров. Он слабо реагирует на яркий свет;
  5. Слёзные каналы у новорождённого уже проходимы. В редких случаях встречается закупорка слезного канала эпителиальной пробкой. Это приводит к развитию , или воспаления слёзного мешка.

Сравнение размеров глаз взрослого и новорожденного

Новорождённый малыш имеет серо-чёрное зрение, он не способен различать цвета. Глаза не фокусируются на лицах людей и предметах. Он способен различать только разницу между светом и темнотой, а также контуры предметов. Несколько секунд ребёнок может следить глазами за движущимся предметом, но быстро устаёт. Максимальное расстояние, на котором может видеть ребёнок от 20 до 50 сантиметров.

Лучше всего ребёнок видит светлые объекты овальной формы, например лицо матери. Он ориентируется только на контуры предметов, но не различает детали.

Глаза новорождённого не очень чувствительны к свету. Вполне можно оставить неяркое освещение в комнате, где он спит, не боясь помешать.

Первый месяц жизни

В этом возрасте ребёнок может фокусировать взгляд только на крупных и ярких предметах, таких как ночник или большая игрушка. Иногда зрачок одного глаза постоянно отклонён в сторону, это физиологическое косоглазие. Оно должно пройти само по себе, когда глазные мышцы окрепнут. Если это не произошло к 1 году, нужна консультация детского окулиста.

Зрение ребенка в 1 месяц

Световая чувствительность сетчатки в этом возрасте очень низкая. Интенсивность света для нормального восприятия должна быть в 50 раз больше, чем для взрослого человека. Важно, чтобы освещение в детской комнате было ярким.

В это время начинает развиваться бинокулярное зрение. Оно обеспечивает пространственное восприятие.

2-3 месяца

К 2 месяцам начинает развиваться . Первыми ребёнок начинает воспринимать красный, оранжевый, зелёный и желтый цвета. Намного позже начинается правильное восприятие синего и фиолетового цветов. Это связано с тем, что фоторецепторы, способные воспринимать цвета коротковолнового спектра развиваются позднее.

Зрение ребенка в 3 месяца

Для оформления детской комнаты желательно использовать желто-зелёную гамму.

В возрасте 2 – 3 месяца уже развивается форменное зрение, предметы обретают отчётливые контуры. В это время малыш способен воспринимать только двухмерное изображение. Трёхмерное зрение развивается намного позже, только к 4 – 6 месяцам. Ребёнок активно следит за перемещением людей по комнате или движением игрушек.

В этом возрасте важно не просто много разговаривать с ребёнком. Стоит показывать ему различные предметы и отчётливо называть их.

4-6 месяцев

Начиная с 4 месяцев, зрительная система ребёнка развивается стремительно. В это время появляется участок сетчатки, которой называется макула. Именно она отвечает за остроту зрения. Малыш начинает отчётливо видеть не только контуры предметов, но и мелкие детали. Он уже узнаёт лица близких людей, с удовольствием изучает игрушки и другие предметы вокруг.

Зрение ребенка в 6 месяцев

В это время малыш уже способен не только наблюдать за предметами. Движения глаз и рук становятся согласованными. Благодаря этому он может хватать заинтересовавший предмет и активно изучать всё вокруг.

В 6 месяцев обязательно проводится первое обследование у детского офтальмолога. В это время важно убедиться, что оба глаза уже видят одинаково хорошо. Поверяется также согласованность движений глаз.

7-12 месяцев

В этот период ребёнок учится координировать зрение с движениями тела. Уже есть трёхмерное восприятие предметов. Ребенок учится соотносить расстояние до предмета и его форму. Он уже может отличить квадратную форму игрушки от круглой. Он может не только захватывать предметы, но и бросать их.

Ребёнок начинает активно ползать, а затем и ходить. Этот период наиболее травмоопасный. Родители должны быть предельно внимательными, чтобы уберечь малыша от травм. Наиболее опасны травмы глаз, которые происходят во время, когда малыш активно познаёт мир.

Врожденные патологии зрения

В 1 год проводится повторный осмотр у детского офтальмолога. Он позволяет вовремя выявить такие проблемы как близорукость либо дальнозоркость, астигматизм и другие проблемы. Важно точно придерживаться рекомендаций врача и при необходимости, начать коррекцию зрения как можно раньше.

Ребенок на приеме у детского офтальмолога

После любой, даже самой незначительной травмы глаза нужно немедленно показать ребёнка детскому офтальмологу.

В некоторых случаях встречаются врождённые патологии зрения. Причиной их развития может стать внутриутробное инфицирование плода, наследственные патологии, травмы во время беременности и другие причины. К врождённым патологиям зрительной системы относятся:

  • Врождённая глаукома. Это повышенное внутриглазное давление, развивающееся из-за нарушенного оттока внутриглазной жидкости. Для лечения детский офтальмолог назначит специальные капли, снижающие внутриглазное давление. В тяжелых случаях показано проведение операции;
  • Врождённая катаракта. Это врождённое помутнение хрусталика, препятствующее проникновению света внутрь глаза. Лечение только оперативное, поскольку мутный хрусталик нужно удалять. После этого ребёнку назначают специальные очки, а затем специальные контактные линзы, заменяющие функцию хрусталика;

  • . Патологическое опущение верхнего века, причиной которого становится неправильное развитие мышцы, которая поднимает веко либо нерва. Для детей до 3 лет лечение заключается в фиксации верхнего века пластырем. В возрасте от 3 до 7 лет показано хирургическое лечение;
  • . Такая проблема характерна у детей до 4 месяцев, поскольку глазодвигательные мышцы ещё недоразвиты. Если эта проблема постоянная, требуется устранение его причины;
  • . Выражается в непроизвольных движениях глаз, чаще всего горизонтальных. Он не позволяет фиксировать зрение на конкретных предметах. У ребёнка снижается чёткость зрения. Его лечение заключается в своевременной коррекции зрения.

Если ребёнок родился недоношенным, часто развивается ретинопатия новорождённых. Это заболевание сетчатки, при котором прекращается нормальный рост сосудов. Без вовремя проведенного лечения происходит отслоение сетчатки. Лечение только хирургическое.

Если ребёнок поставлен на учёт у детского офтальмолога, приходить на осмотры нужно каждые 2 – 3 месяца.

Острота зрения

Острота зрения у новорождённого составляет всего около 0,015. К 1 месяцу она возрастает до уровня 0,01 – 0,03. В 3 месяца она составляет уже 0,05 – 0,1. После 4 месяцев острота зрения стремительно растёт:

  • В 6 месяцев она составляет до 0,3%;
  • В 12 месяцев она составляет до 0,6%.

Это напрямую зависит от развития центрального зрения.

Первая проверка остроты зрения с помощью проводится только в 3 года.Проверка зрения у новорожденного неонатологом

Осмотр глаз у новорожденного позволяет вовремя выявить большинство врождённых патологий. Особое внимание уделяют недоношенным детям, чтобы исключить риск развития у них ретинопатии.

Что могут сделать родители

Именно родители могут создать условия для полноценного развития зрения у малыша. Для этого важно соблюдать такие рекомендации:

  • В детской комнате должно быть хорошее освещение. Это касается не только электрического освещения, но и естественного. Плохое освещение в детской приводит к тому, что способность различать цвета задерживается;

  • Игрушки должны быть крупными и яркими. Это создаст для малыша стимул изучать их, что способствует активному развитию зрения;
  • До 3 месяцев игрушки над кроваткой либо коляской желательно размещать на высоте 40 – 50 сантиметров от глаз ребёнка. Это позволит предотвратит развитие косоглазия;
  • Начиная с 2 месяцев, бодрствующего ребёнка рекомендуется выкладывать на живот. Это способствует быстрому развитию не только двигательных, но и зрительных навыков.

Важно вовремя посещать профилактические осмотры у детского офтальмолога. Врач нужен немедленно, если:

  • Была травма глаза;
  • В глаз попало какое-либо химическое вещество;
  • Есть инородное тело глаза;
  • Возникло покраснение глаз или век;
  • Ранее нормальные зрачки стали ;
  • В уголках глаз появились слизистые либо гнойные выделения.

Обязательная консультация специалиста нужна в случае, если косоглазие не исчезло после 3 месяцев.

Видео

Выводы

Зрительная система новорожденного несовершенна: ребёнок способен только отличать свет от темноты, но сфокусировать взгляд не может. Восприятие цветов ещё не развито, ребёнок видит всё в серых и чёрных тонах. Естественной особенностью является дальнозоркость, обусловленная укороченной формой глазного яблока. Наиболее стремительно зрение малыша развивается после 4 месяцев: появляется восприятие цветов, пространственное зрение, увеличивается его острота.

Родители должны обеспечить малышу полноценные условия, чтобы зрение ребёнка быстро развивалось. Важно вовремя посещать профилактические осмотры офтальмолога и оберегать малыша от различных травм. При нужно как можно раньше проконсультироваться с врачом.