Всем начинающим фотографам предлагаю разобраться в том, что же такое правильная композиция в искусстве фотографии, и как добиться правильной композиции в построении кадра фотографии. Потому, что без композиции хорошее фото у Вас не получится.

Определение композиции в применении к фотографии и изобразительному искусству звучит примерно так:
Объединяющий компонент, который придает цельность и единство произведению и соподчиняет элементы данного произведения между собой, согласно



замыслу и идее художника.

Или, если упростить - гармоничное сочетание всех элементов в кадре фотографии.
Как правило, композиция строится вокруг сюжетно-смыслового центра или центров и во взаимодействии этих центров с другими элементами и между собой.
В фотографии для выражения смысловых центров существуют проверенные и действенные средства - ракурс, точка съемки, план, момент съемки, колорит, тональность, различные контрасты и освещение.

Главное предназначение композиции в искусстве фотографии, как и в живописи - что-то вроде функции речи для автора, то есть способ выразить свои мысли.

На просторах интернета мною было найдено несколько важнейших правил построения композиции. Мне, как начинающему фотографу, да и другим новичкам, будет очень полезно их усвоить.

Итак - советы новичку по созданию композиции в фотографии.

1. Диагональные линии (или пересекающиеся линии).
Основная цель этого приема - заставить взгляд зрителя двигаться в определенном направлении композиции. Желательно располагать начальную точку в одном из углов кадра. Поскольку большинство зрителей начинают рассматривать картину или фотографию с левого верхнего угла - этот угол считается лучшей стартовой точкой. Впрочем, можно строить кадр в любом направлении, главное - чтобы линии были четко выраженными.

2. Правило трети

Не стоит делить кадр на равные, симметричные части. Гораздо лучше визуально разделить фото на три доли. К примеру, поместить синее небо в верхней трети, а все прочее в нижние две доли. Или наоборот.

3. Выделение объекта.

Проще всего выделить объект, задав низкую глубину резкости на объективе. При использовании функции открытой диафрагмы главный объект съемки выделяется, остальные - размываются.

4. Контраст.

Как правило, при рассмотрении фото, взор концентрируется на самых контрастных местах. Этим можно пользоваться, чтобы привлечь визуальное внимание к конкретным местам в композиции.


Такую же роль исполняет цветовой контраст в цветной фотографии. Для повышения цветового контраста можно воспользоваться фильтром поляризации, или покопаться в настройках фотоаппарата.

Светотень. (не путать с хренотенью;))

Светотенью называются закономерные градации темного и светлого, благодаря которым объекты съемки воспринимаются визуально. Все оттенки светотени буквально соответствуют форме и объему предметов, характеру освещенности, состоянию атмосферы композиции. И на фотографии и в натуре от взаимосвязей бликов, теней, светов, полутеней зависит светотеневой строй.

Фотографу нужно стремиться эмоционально выразить композицию кадра через эффект контраста светотени. Не стоит копировать очевидные светотеневые тона, попытайтесь отыскать в них рисунок.

5. Обрамление.

Проверенный эффект - обрамление чем либо объекта съемки. Например - фото объекта у окна, фото через арку, дверной проем, туннель или пещеру.

6. Выделение светом.
Самый простой способ выделить объект съемки - освещение основного объекта на фоне других, менее освещенных второстепенных деталей. Перед съемкой сделайте экспонометрический замер по самому освещенному участку в кадре.

Линии в кадре имеют эффект эмоционального воздействия на зрителя. Ломаные линии раздражают, плавные изогнутые линии наоборот - успокаивают.


Диагональные линии придают картинке динамичность, вертикальные добавляют величие, а горизонтальные - безмятежность и спокойствие.


Старайтесь не допускать в кадре прямых линий, уводящих взгляд за предел снимка - это ведет к разделению кадра на части и потере целостности. По крайней мере, постарайтесь построить кадр так, чтобы он не был разделен пополам. Отличный вариант - когда в конце такой линии находится какой-нибудь объект - взгляд зрителя не покидает пределы фотографии. Если в перспективе две параллельных прямых сходятся, например, дорожная колея - точку схождения не рекомендуется располагать в центре картинки.

Вводящие линии.
Этот прием зачастую используется для подведения взгляда к смысловому центру композиции.

Такие линии есть в любом художественном сюжете - дорога, продолговатый предмет, улица, линии разделения цвета или тонов.
Если Вы хотите придать фотографии динамичность - стройте картинку диагонально. Основные линии в этой композиции будут расположены под наклоном и воспримутся неустойчиво.

Если в кадре движущийся объект - впереди него оставьте больше места, чем сзади

8. Тональность.

Тональность фотографии так же эмоционально влияет на зрителя. Светлые тональности - оттенки светло-серого, белый цвет - ассоциация с позитивным настроением и солнечным светом.

Темные тона - черный цвет, тени - зачастую ассоциируются с тайной, ночью.

Ну а в равной степени черно-белые кадры в большинстве случаев напомнят о зебре)))

И еще. Есть главное правило, которое следует освоить каждому фотографу и художнику - это правило золотого сечения. Я напишу о нем в следующих постах, но особо нетерпеливые могут уже сейчас найти его в гугле.

И главное - все это лишь законы, и они важны на первых шагах Вашего творческого пути. Но настоящий художник выше всех законов и основ.
Творческих успехов вам, и удачной фото-охоты!

Материал взят с сайта рhоtоlinе.ru

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Как правильно фотографировать собак? Как часто нам, людям занимающимся разведением собак, владельцам питомников и просто заводчикам хочется показать всем свои труды, результаты свое кропотливой работы – собак которых мы растим. Каким образом можно показать свою гордость – свою собаку? Конечно с помощью фотографии, размещённой в Интернете или в специальном рекламном издании.

Тут-то и возникает большая и под час непреодолимая проблема - неумение правильно сфотографировать! Ведь неудачная фотография, сделанная с неправильного ракурса, искажающая действительность, способна испортить представление окружающих даже о хорошей собаке. Испортить неудачной фотографией можно даже идеальную собаку!

Условно, все фотографии собак можно разделить на:

  1. Художественные фотографии
  2. Репортажи с выставок
  3. Экстерьерные фотографии
  4. Фотографии «из жизни»

Основными пунктами, влияющими на качество полученной фотографии, являются: свет, фон, правильный ракурс, опрятный вид собаки и хендлера. Пройдёмся по каждому пункту подробнее.

Свет : В течение дня солнце меняет своё положение и, соответственно, по-разному влияет на полученные снимки. Рекомендуем снимать собак в утренние и вечерние часы. Не забывайте, что закатное солнце окрашивает собак и они смотрятся рыжее. При таком солнце можно добиться интересных эффектов. Днём, при ярком солнце тени обретают резкие очертания, а это не плохо. На светлой собаке, из-за яркого солнца, появляются «пересветы». Источник освещения должен находиться за спиной фотографа, т.е. за вашей спиной. Ни в коем случае не снимайте собаку против света (конечно если это не художественное фото и вы хотите добиться определённого эффекта) иначе получите непонятное тёмное пятно вместо собаки.

Лучше всего снимать днём, без яркого солнца, когда небо затянуто облаками. Облака рассеивают свет, он будет мягким, и на фото не получится жёстких теней. Собака не будет щуриться, а вам не придётся задумываться, как ляжет свет. Собака должна быть освещена равномерно, следите, что бы на неё не попала тень от деревьев и кустов. Следите, что бы в кадр не попала ваша собственная тень.

Фон и место для съёмок : Фон так же влияет на восприятие собаки на фото. Обязательно при съемке уделите пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, сильно грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию собаки. Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Избавляемся от хоз-быта в качестве фона.

Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен. Фон не отвлекает внимание и собака не сливается с фотом. Ошибкой будет снимать тёмную собаку на тёмном фоне, герой кадра непременно с ним сольётся. Для тёмных собак нужны светлые фоны. Фон должен стремиться быть как можно более однородным.

Остерегайтесь стволов деревьев на заднем плане, может получиться так, что морда собаки имеющей чёрную маску попадёт на это дерево и сольётся – это сильно испортит кадр и восприятие на нём собаки. Так же может случиться, что дерево будет за головой и это уже будет олень, а не собака. Остерегайтесь резких тёмных пятен на фоне, которые помешают целостности восприятия, «разобьют» линии собаки.

При выборе места для съёмки собаки обратите внимание, что бы на этом месте не было высокой травы, которая скроет лапы и собака, будет смотреться коротконогой. Чтобы поверхность, на которой стоит собака, была ровной, иначе может исказиться линия верха собаки.

Следите, что бы в кадр не попали посторонние предметы и мусор. Помните, чем дальше собака и фон, тем более размытым он получится.

Опрятный вид собаки и хендлера : Не забудьте о самой модели! Важно подготовить собаку к фотосъёмке, причешите собаку, если питомец линяет, лучше вычесать четвероногого друга. Это будет смотреться гораздо приятнее, чем «клочкастая линяющая псина». Часто у собак текут слюни, которые пачкают лапы и это портит общее впечатление, не поленитесь вытрите лапы насухо и причешите.

Очистите нос собаки, часто на нём остаётся присохшая еда. Протрите ватным диском, смоченным маслом. Если собаку необходимо снять с хендлером, позаботьтесь и о внешнем виде человека. Хендлер одетый в халат домашние тапки не украсит рекламного снимка.

Собакам быстро надоедает стоять в одной позе, они устают и начинают «корячиться» как могут. В этом случае поможет игра, поиграйте с собакой. Хозяин знает подход к собаке.

Правильный ракурс : Ну, вот теперь, когда мы выбрали хороший фон, учли расположение освещения (солнца), позаботились о внешнем виде собаки и хендлера, приступаем к самому важному. Начинаем фотографировать. И ту возникает вопрос, а как? Как должна стоять собака, какое положение относительно собаки, должен занимать фотограф?

Вот основные правила : Даже крупная собака намного ниже человека. Новички любят делать снимки типа «вид c вертолёта». На снимке, сделанном с такого ракурса, собака будет казаться меньше, чем на самом деле. Она будет будто прижата к земле и из собаки хорошего формата, с хорошей длинной конечностей вы сделаете нечто растянутое и коротконогое.

Не ленитесь присесть на колени перед собакой, а перед маленькой собакой или щенком придется даже лечь!

При зоотехнической съёмке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив фотоаппарата должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ


Добавь свой комментарий



Лабрадоры ретриверы надежные и терпеливые собаки, любят активность и внимание, всегда готовы к прогулке и бесконечной игре. Эта порода проста в обучении. Они терпеливы и послушны по природе. Дома собаки с удовольствием играют с детьми и другими животными и любят...



Если курцхаар растет вместе с другими домашними животными, собаками и кошками, питомец будет ладить с ними и во взрослом возрасте. Однако, ввиду охотничьих инстинктов, мелкие домашние животные рассматриваются собаками породы как объект для охоты или игры. Курцхаар не...



Недорогие породы собак существуют! Правда недорогие понятие относительное. Цены на собак неспроста такие высокие, ведь содержать животное - значит обеспечить полноценный уход, своевременное ветеринарное обслуживание, сбалансированное меню. Собрать нужную сумму на...



Преданней собаки нету существа - с этой песенной фразой из старого детского фильма про приключения Электроника согласится, пожалуй, каждый владелец верного четвероногого друга. Песен про собак сложено не мало, и в каждой из них любой собаковод найдет черты, повадки и...

Домашние питомцы одними из первых попадают в кадр начинающему фотографу - постоянно находясь поблизости, они дают возможность день за днем совершенствовать мастерство и оттачивать фотографические навыки. Однако, особенно поначалу, полученные результаты далеко не всегда оправдывают ожидания. На что же стоит обратить внимание, чтобы повысить качество и грамотность снимков? Начнем с самого простого и близкого - со съемки собак.

Точка съемки

Даже самая высокая собака все равно остается гораздо ниже человека. На снимке, сделанном с высоты человеческого роста, животное будет казаться меньше, чем на самом деле, будто прижатым к земле. Поэтому, снимая собак, стоит как минимум присесть на корточки, а мелкие породы часто приходится снимать буквально с уровня земли. Низкая точка съемки хороша еще и тем, что в кадр попадают и довольно удаленные объекты, фон размывается сильнее, и снимок выглядит интереснее. К верхней точке съемки прибегают, если нужно подчеркнуть миниатюрность собаки. В этом случае лучше сфотографировать собаку чуть сверху и средним планом, оставив достаточно места в кадре.

При зоотехнической съемке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован, здесь художественные достоинства снимка играют второстепенную роль, поскольку все подчинено строгим стандартам. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

В рекламной съемке породистых собак ракурсы более разнообразны, но в любом случае фотограф должен знать стандарты пород, понимать, что для данной породы считается достоинством, а что недостатком. Слегка изменив ракурс, можно, например, сделать слишком растянутую собаку - более компактной, а высокозадую - выровнять или даже слегка изменить приоритеты в комплекции в нужную сторону.

Чаще всего объект, снятый с нижней точки и возвышающийся над зрителем, кажется больше и внушительнее, особенно если занимает кадр целиком. Это общее правило работает и в случае фотографирования собак - чтобы подчеркнуть размеры и мощь собаки, ее снимают почти с уровня земли и так, чтобы изображение заполняло весь кадр. Чтобы подчеркнуть длину тела такс и других подобных пород, лучше снимать в профиль. А чтобы собака выглядела компактнее, ее стоит снимать спереди, под углом. Широкогрудые породы - боксеры, бульдоги, ротвейлеры - выразительнее смотрятся в фас или полуфас. Широкоугольник, слегка искажая пропорции (преувеличивая размер ближайших предметов), может сделать снимок еще выразительнее. Правда, здесь важно не переусердствовать с этим приемом, иначе получится явно неправдоподобный, карикатурный образ. Хотя и такой снимок может быть по-своему интересным и забавным.

© (http://www.flickr.com/photos/julianrosario/)

Обязательно при съемке нужно уделять самое пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, особенно те, которые сделаны в квартире, грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию главного. Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен. Снимая в домашних условиях, добиться этого непросто. Прогулка с собакой на открытом воздухе, где-нибудь в парке, дает гораздо больше возможностей выбора ракурса и фона, да и освещенность под открытым небом обычно выше, чем в помещении.

Перед тем как нажать на спуск, стоит внимательно осмотреть кадр по периметру. Убедитесь в отсутствии посторонних предметов на периферии снимка и, наоборот, в сохранности ушей и хвостов ваших питомцев - часто при съемке второпях о них нередко забывают, «отрезая» их краем кадра. Не стоит располагать важный объект (собаку целиком или ее глаза при крупноплановой съемке) строго в центре снимка. По направлению взгляда животного, как и при съемке классических портретов людей, рекомендуется оставлять больше пространства.

Освещение

Забудьте про встроенную вспышку ! Даже если хитрая современная техника позволит избежать сияющих, как фары, глаз, лобовой контрастный свет и черные тени сумеют испортить впечатление от любого, даже самого очаровательного питомца. То же касается и внешней вспышки, установленной на зеркальном аппарате, если только она не светит в потолок. Направленная вверх вспышка в сочетании с «лопухом» (рассеивателем), отражающим небольшую часть света вперед, прямо на объект, позволяет добиться неплохих результатов при съемке в помещении. Еще лучше отрегулировать экспозицию так, чтобы вспышка только подсвечивала тени и передний план, а фон прорабатывался за счет имеющегося постоянного света, дневного или искусственного.

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

Отказ от использования вспышки в условиях недостаточного освещения заставит вас пошире открыть диафрагму объектива, сильнее размыв таким образом фон. При съемке в сумрачном помещении даже обычный «полтинник» 50/1.8 (едва ли не самый дешевый из имеющихся в продаже объективов) имеет явное преимущество перед гораздо более «темными» бюджетными зумами. Он обладает не только большей светосилой на 2–3 ступени (а это значит, что выдержка может быть в 4–8 раз короче), но и, благодаря сильному размытию заднего плана, позволит получить гораздо более приятную на вид картинку. При съемке собак и особенно собачьих портретов крупным планом не стоит пользоваться широкоугольными объективами, если специально не ставится задача исказить пропорции животного.

На открытом воздухе в дневное время особых проблем с освещением быть не должно. Явно неблагоприятен для съемки разве что прямой солнечный свет , особенно если солнце высоко над горизонтом. Это, пожалуй, практически единственная ситуация, когда использование вспышки оправданно - только таким образом можно попытаться сгладить глубокие черные тени, образовавшиеся из-за высоко стоящего яркого солнца.

Не менее интересными могут быть и эксперименты со съемкой в контровом свете - против солнца. Грамотная подсветка вспышкой (или отражателем) позволяет получить на снимке не черный проваленный силуэт, а проработанное изображение со светящимся контуром. Попробуйте, например, снять отряхивающуюся после купания собаку в ореоле брызг.

При съемке в пасмурный день лучше стремиться избежать попадания в кадр пустого белесого неба.

В движении

Конечно, домашний питомец интересен всегда - и стоя, и сидя, и лежа. Но куда интереснее попытаться запечатлеть собаку в движении, на бегу или в прыжке. Поэтому неплохо бы брать с собой фотоаппарат на прогулку, всякий раз не упуская возможность получить на снимках безграничное количество действий, фаз движения. Фотографируя движение, фотоаппарат лучше перевести в приоритет выдержки. Для «заморозки» кадра, чтобы получить застывшее движение, потребуется выдержка от 1/500 секунды. Но можно пойти и обратным путем, подчеркнув движение, например, съемкой с проводкой - эта техника съемки заключается в том, что во время сравнительно длинной выдержки аппарат двигается вместе с движущимся объектом съемки. В зависимости от выбранной выдержки, можно получить либо почти резкое изображение животного (за исключением лап, если собака бежит) и смазанный фон, либо, используя еще более длинную выдержку - от 1/8 секунды и дольше, - причудливые, размытые почти до неузнаваемости изображения. Если объектив или камера оснащены стабилизатором, не забудьте для съемки с проводкой переключить его в режим 2 или выключить совсем. Количество брака при такой съемке приближается к 100 %, но возможность получить интересный и неожиданный результат оправдывает затраченные усилия.

Основная техническая проблема съемки резвящихся животных - попасть в резкость. Легче всего это сделать, когда животное просто пробегает мимо, но снимок с бегущей на фотографа собакой часто выглядит интереснее. В любом случае очень полезен будет следящий автофокус - им снабжены почти все современные зеркальные камеры.

Чтобы точнее «попасть в цель», можно воспользоваться и серийной съемкой. Наилучший результат даст съемка на скорости 5–6 кадров в секунду, на меньших же скоростях часть фаз может оказаться пропущенной. Впрочем, при должной тренировке со временем можно научиться точно предсказывать следующее движение животного, работая в режиме покадровой съемки. Помимо этого, если точно известен момент съемки и место, где должен быть расположен фокус, можно наводиться заранее. Так, снимая прыжок через препятствие, зачастую уместнее навести резкость на само препятствие и зафиксировать фокус, нежели тщетно пытаться ловить фокус в процессе движения. Чем ниже точка съемки, тем выше кажется прыжок на снимке. Кадр желательно компоновать так, чтобы перед движущимся животным оставалось побольше пространства.

P.S. Кстати, до 27 апреля вы можете принять участие в нашем конкурсе на лучшую фотографию, посвященную собаке , и выиграть приз - фотоаппарат Fujifilm FinePix Z5.