Ответьте на вопросы. 1. Что заставляет людей делать новые открытия и изобретения? 2. Как действительно прогрессирует в образе жизни людей влияния науки и техники? 3. Вы можете дать пример того, как одно изобретение приводит к другому? 4. Люди изменяются рядом с изменениями в материальном мире? Каким образом? 5. Мир изменяется к лучшему или худшему? 6. В какое время в истории хотели бы Вы жить? Почему? 7. Вы можете дать примеры изобретений 20-ого столетия, которые по Вашему мнению влияли на развитие нашей цивилизации самым драматическим способом? 8. Вы можете дать примеры изобретений, которые приносили больше вреда, чем пользы? 9. Как Вы видите будущее нашей планеты? Каковы возможные способы бережно хранить это? Что может угрожать будущему?

Ответы:

1) Люд развиваеться с помощью ума и и новой техники в какой-то степени. Но на первом стоит ум, по скольку от мозга идут идеи, а потом дальнейшие открытия, с большим трудом добившихся результатов. 5)Нельзя точно сказать что к лучшему идет, а что к худшему, чаще всего, все идет к худшему, по скольку всегда все дает сбои, и везде есть канец, но это ответ не однозначный, к лучше идет то, что идет во благо человечества, а худшее идет то что идет на уничтожение чего либо..... 6) В советское время было лучше, по скольку было много натуральных продуктов и не было таких бешеных цен. да и химии было мало, а сейчас прям помешались на химии, да еще в в то время стремились к знаниям, а сейчас только и сидят люди в соц сетях и ничего вокруг не замечают, мало читают книжки, везде и всюду заменили навигатора, ай фонами, ноутами........... в общем я за коммунизм 4)Смотря как оценивать их, я могу сказать,что да люди изменяются с материальным миром, это влияет на их психическую активность, трудовую деятельность, в общем все что делает человек своими руками, это и есть материальный мир по моему мнению, человек изобретает, возводит в науку, и получает доход от открытия или там еще что нибудь делает, вот это есть материальная помощь. 9) Пока что в будущее далеко,не стоит забегать, по сколько оно не известно, так как не известно когда пркратятся эти бамбешки с Украиной,.... и с разнами там касяками политической деятельности, но что бы сохранить настоящее нужно перемирие, тогда и будет вам будущее, главное следить за экологией, экономикой, за атмосферой, это главное, биосфера тоже входит, жизнь планеты зависит от нас, как мы к ней относимся так и она отвечает нам тем же, возможно, планета переживет человечество, по скольку природа в конце итоге победит

Что заставило первобытного человека выбраться из пещеры, развести огонь, изобрести одежду и орудия труда? Мотивации. Без них мы не видим смысла в приложении усилий. Это смысл и цель, ради которых стоит преодолевать внутреннее и внешнее сопротивление.

Мотивация и стимул - есть ли разница? Мотивацию называют двигателем прогресса. Не будь ее, люди продолжали бы жить так, как они жили в пещерном веке, и довольствовались бы тем, что имеют. Но они совершенствовали свои орудия труда для того, чтобы получить больше, познавали себя и мир, причем нередко ценой собственной жизни.

– великая сила. Тот, кто ее имеет, может свернуть горы. Если человек знает, зачем и ради чего он должен что-то сделать, и понимает, в чем состоит смысл его работы, он добьется желаемого.

Термин «мотивация» впервые применил немецкий философ А. Шопенгауэр в работе «Четыре принципа достаточной причины». А слово «мотив» произошло от латинского moveo - «двигаю», movere - «побуждение к действию». Отсутствие же мотивации, наоборот, приводит к бездействию. Образно говоря, мы с места не сдвинемся, если не будем знать, зачем нам это нужно.

Бесплодный мечтатель – так называют героя поэмы Н. Гоголя «Мертвые души» Манилова. Он мечтает о преобразованиях в своем поместье, которые улучшат жизнь его крепостных. Его воздушные замки прекрасны, но эти проекты неосуществимы, потому что, по сути, ему не нужны: он сыт, одет и обеспечен. Еще один тип человека, который не может поднять себя с дивана, но при этом размышляет о том, как надо жить, описал И. Гончаров в романе «Обломов». «Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет», – говорил Обломов. И мотивации, конечно же, тоже нет.

Хотя со времени написания этих произведений прошло почти два века, забыть образы этих героев нам не дают современные маниловы и обломовы. А может, в какой-то степени и мы сами себе их порой напоминаем, когда строим несбыточные планы.

Кто-то не первый год дает себе обещание , «а воз и ныне там». А кто-то берет и делает, потому что: мечтает о работе в иностранной фирме, планирует , выйти замуж за иностранца, хочет читать классиков в подлиннике и пр.

Мотивация, на первый взгляд, имеет сходство со стимулом. Хотя на самом деле у них больше отличий, чем общего.

Любопытно, что слово «стимул» произошло от латинского stimulus – палка с острым металлическим наконечником, которой погоняли быков. С помощью такого внешнего воздействия упирающихся быков понуждали идти дальше.

Таким образом, стимул подразумевает воздействие внешнего фактора, побуждающего к действиям. Известные стимулы, применяющиеся на предприятиях, – премии, надбавки, повышение зарплаты, ценные подарки, корпоративы и т. п. Сюда же относятся предупреждения, выговоры и пр. В общем, методы кнута и пряника.

Мотивация же должна вызвать в человеке внутреннее желание действовать, например , личностным развитием и пр. И поступками людей руководят именно мотивы, а не стимулы. Роль стимула – в пробуждении мотивов и желаний, но этого может и не случиться, если стимул не соответствует потребностям.

Среди тех, кто занимался изучением вопросов мотивации и поведения человека, – англо-американский психолог Уильям Мак-Дугалл, австрийский психолог , русский ученый Иван Павлов, американский психолог и др. Поэтому если мы вдруг почувствуем, что наша мотивация начинает угасать и нам становится трудно заставить себя взяться за дело, возможно, нас утешит мысль о том, что нашу проблему –проблему мотивации пытались и пытаются решить выдающиеся умы мира.

Вопросы мотивации волнуют не только отдельных личностей в плане саморазвития, но и менеджеров, директоров компаний, ведь в их интересах организовать работу так, чтобы сотрудники не отсиживали положенное время, а горели на работе. Только такое положение дел гарантирует их предприятию успех.

Американский писатель Рэй Брэдбери писал, что человек может получить все, что ему нужно, но только в случае, если ему это действительно нужно.

Как же мотивировать себя, чтобы получить «все, что нужно» и стать успешным?

1. Ставим цель

Итак, - достичь успехов. Но эта цель слишком абстрактная, поэтому ее нужно конкретизировать. Задаем себе вопрос: в какой сфере своей жизни мы хотим быть успешными? В работе, спорте, личной жизни, хобби или же во всем сразу, что, конечно потребует больших усилий с нашей стороны, но при желании возможно.

Цель тесно связана с мотивацией: без мотивации она так и будет маячить где-то впереди. Мотивация - это то, что побуждает нас двигаться к цели. Чем сильнее мотивация, тем больше шансов ее достичь. Причиной того, что едва ли не половина целей, которые ставят себе люди, так и остается нереализованной, служит недостаток мотивации.

Например, мы хотим возглавить отдел в крупной компании, и это есть наша цель. Но мы можем хотеть этого до самой пенсии, если не начнем работать над собой. Возможно, нам придется получить дополнительное образование, выучить несколько языков, поработать над своим имиджем и пр. С одной стороны, это будет нелегко, с другой, - преодолеть трудности нам поможет мотивация, которая будет нас подстегивать и поддерживать желание двигаться к цели.

Конечно же, нужно ставить перед собой реальные цели - те, которых мы сможем достичь. Цели вроде «стать мэром Нью-Йорка» или «возглавить Дойче Банк» прекрасны, но вряд ли осуществимы даже при наличии сильного желания. А может, мы хотим сбросить лишние 20 кг в течение месяца? Вряд ли у нас это получится без ущерба для здоровья. Неудачи же снизят нашу самооценку, отобьют всякое желание действовать, а значит, отдалят от цели, в то время как успехи приближают к ней.

2. Разбиваем цель на подцели: строим «дерево целей»

Чтобы не пугала нас своей объемностью, разбиваем ее на несколько простых подцелей.

Кратко определяем каждую и подробно описываем, каким путем мы намерены к ней идти, а также какой результат и в какие сроки рассчитываем получить. Если подцель слишком емкая, также разбиваем ее на несколько пунктов и описываем конкретные шаги по ее достижению. Отмечаем то, что выполнено, - это хороший стимул продолжать начатое. В планы можно и даже нужно вносить коррективы, ведь в ходе выполнения задач у нас наверняка появятся какие-то уточнения.

Есть такое понятие, как «дерево целей». Это дерево составляется по принципу «от общего к частному». Общее - его вершина, здесь указывается глобальная цель, дающая ответ на вопрос: ради чего мы стараемся, что получим в результате этих стараний? Ветви - это подцели или более мелкие задачи, решение которых приближает нас к достижению главной цели. Они отвечают на вопросы: при каких условиях мы можем реализовать поставленную цель, какие конкретные шаги должны предпринять? И так далее. Дробим цели до тех пор, пока не получим максимально простые мелкие задачи, последовательное решение которых в итоге позволит добиться успеха в реализации сложной цели.

3. Окружаем себя единомышленниками

Достижению успеха способствуют четкая цель, достаточная мотивация и единомышленники – люди, которые стремятся к той же цели, что и мы, поддерживают нас, когда наша мотивация угасает или мы утрачиваем веру в свои силы и хотим сойти с дистанции. В свою очередь, мы тоже оказываем им поддержку, если в этом нуждаются они.

Людей же, которые не верят в наши возможности, лучше избегать. Фразами вроде «Все равно у тебя ничего не получится, ты только зря потратишь силы, время и деньги» они пытаются нас вразумить, потому что, по их словам, хотят «как лучше». На самом же деле они и сами не прочь получить то, к чему стремимся мы, но им просто лень. Мы же своим позитивным настроем и энергией вселяем беспокойство в их души, вызываем зависть, но вместо того, чтобы заразиться нашим азартом, они предпочитают программировать нас на неудачу, чтобы мы «не высовывались» и были, как все.

Особо впечатлительные люди, действительно, поддаются упадническим настроениям, лишаются мотивации и отказываются от своих целей.

4. Рассказываем о своей цели друзьям, родственникам или коллегам

Посвятив в свои планы других, мы получим дополнительную мотивацию к достижению цели. Ведь никому же не хочется прослыть пустословом, пустозвоном или пустомелей, чьи слова ничего не значат. Опасение, что нас перестанут воспринимать всерьез, будут двигать нами тогда, когда одной мотивации станет недостаточно.

Правда, существует мнение, и вполне обоснованное, что не стоит рассказывать всем и каждому о своих планах, потому что в этом случае они рискуют так и остаться планами. Ведь чем больше мы о них говорим, тем меньше нам хочется приступить к их выполнению: наше подсознание воспринимает озвученную цель или желание как уже осуществленное.

5. Думаем не о трудностях, которые нам предстоят, а о выгодах, которые в итоге получим

Подробно расписываем в уме или на бумаге все преимущества, которые получим, когда достигнем цели. Они будут нас вдохновлять и мотивировать. Отвечаем себе на вопросы: как изменится наша жизнь - материальное положение, образ жизни, с какими интересными людьми мы сможем познакомиться, что нового сможем узнать, где побывать, как расширится наш кругозор, какие возможности появятся?

Из фотографий и рисунков, соответствующих тому, чего мы хотим достичь, можно создать свой «коллаж мечты» и повесить его так, чтобы наш взгляд падал на него как можно чаще, не давая забыть о ждущем нас вознаграждении за труды. Такая визуализация желаний может быть хорошей мотивацией. Одновременно создаем и «антиколлаж», где так же красочно изображаем то, чего не хотим, боимся и хотим избежать - черно-белые фотографии, на которых изображены скучные унылые люди, бедность, нищета и пр.

6. Вспоминаем об амбициях

Слово «амбиции» у многих людей вызывает негативные ассоциации. Вероятно, это происходит потому, что оно нередко сочетается со словом «завышенные». Люди с завышенными амбициями претендуют на многое, не имея на это достаточных оснований, и переоценивают свои личные качества и возможности. И наоборот, человеку с заниженными амбициями ничего не нужно: он стремится к удовлетворению лишь минимальных потребностей.

Но амбиции бывают и здоровые. И в этом случае они - прекрасный источник мотивации. Человек со здоровыми амбициями постоянно в движении, он стремится выделиться своими знаниями и навыками, ставит цели и достигает их. И хотя психологи уверяют, что амбициозность закладывается в детском возрасте, ее таки можно развить в себе. Особенно помогает в этом общение с амбициозными людьми, которым всегда нужно больше других. Стремление не отстать от них, быть не хуже - хорошая мотивация в стремлении стать успешным.

7. Занимаемся самовнушением

Самовнушение при умелом использовании творит чудеса. С помощью целевых установок, влияющих на подсознание, можно изменить себя, как говорится, до неузнаваемости. Довольно часто люди запускают механизм самовнушения непроизвольно. Например, называя себя неудачниками, они начинают вести себя соответственно - как неудачники. Врачи уверяют, что силой мысли можно как победить болезнь, так и отправиться в мир иной.

Значит, повторением таких фраз, как «Я верю, что у меня получится», «Я смогу, для меня это не трудно», можно запрограммировать себя на успех. Для большей эффективности их нужно повторять утром, как только мы проснемся, чтобы создать соответствующий настрой на весь день.

8. Проникаемся азартом, стремимся «поймать волну» или «попасть в поток»

Американский психолог Михай Чиксентмихайи в книге «Поток. Психология оптимального переживания» пишет о том, что лучшая мотивация – это погружение души в состояние внутреннего драйва, которое он называет «потоком» (а мы – вдохновением). Этот мощный энергетический поток настолько завладевает человеком, что он не думает ни о чем, кроме любимого дела. Ученые, попавшие в поток, делают выдающиеся открытия, люди творчества – художники, музыканты, поэты и писатели создают шедевры.

9. Смотрим мотивирующие фильмы и видео, читаем мотивирующие книги

Создать нужное настроение помогут . Например, «В погоне за счастьем» (об отце-одиночке, который хочет, чтобы его ребенок был счастлив), «Социальная сеть» (об истории создания студентами-однокурсниками сделавшей их миллионерами), «Всегда говори „Да“» (о том, как короткое слово «да» может изменить всю жизнь), «Человек дождя», «Достучаться до небес», «…А в душе я танцую», «Пока не сыграл в ящик» и др.

Среди книг можно выделить книги Рэя Брэдбери «Лекарство от меланхолии» и «Вино из одуванчиков», Лэнса Армстронга «Мое возвращение к жизни», Грега Мортенсона «Три чашки чая», Джерри и Эстер Хиксов «Сара» и др.

Впрочем, наверняка у каждого есть своя книга или фильм, к которым хочется возвращаться снова и снова, особенно когда душевные силы на исходе. Главное, не забывать, что, по словам английского поэта Мэтью Арнолда, «самый большой банкрот в этом мире –человек, утративший свой жизненный энтузиазм».

10. Помним о законе Йеркса-Додсона

Согласно закону, выведенному британскими психологами Робертом Йерксом и Джоном Додсоном, наиболее высокие результаты достигаются при среднем уровне мотивации. Именно средний уровень и является оптимальным. Второе название закона Йеркса-Додсона – закон оптимума мотивации.

Опытным путем психологи установили, что при слишком высоком уровне мотивации человек начинает нервничать, опасаясь не оправдать ожиданий и не справиться с ответственностью. Страх не позволяет ему адекватно мыслить, и он совершает ошибки.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему встаете с утра с постели? Почему иногда энергично вскакиваете, а иногда едва заставляете себя подняться?

Задумывались ли вы над тем, что заставляет вас не поддаться искушению съесть вкуснейший шоколадный маф-фин, добавив к рациону лишние 500 калорий?

Или над тем, как сильно отличается ваша энергия злости, обиды или защиты от энергии любви, сострадания и радости?

Ответ на все эти вопросы весьма прост: в людях заложена естественная потребность в благополучии. Мы хотим расти, развиваться и функционировать в полной мере. С древнейших времен до наших дней художники и музыканты пытаются выразить стремление человека найти и познать себя, жажду внутреннего роста и понимания другими людьми. Мы хотим процветать - но мы не можем процветать в одиночку. По своей природе люди - социальные существа. Стремление развить свой личный потенциал вполне естественно, но при этом мы признаём, что общение с окружающими и мир вокруг нас - неотъемлемые части этого процесса.

Наше желание процветать является врожденным, но это не означает, что благополучие возникает само собой, особенно когда это касается работы. Даже стремление к личностному росту и интеграция в социум не гарантируют здесь результата. Достижение успеха на работе - динамический процесс, и его необходимо подпитывать и оберегать. Наша работа либо способствует процветанию и поддерживает его, либо препятствует ему. Если обратиться к фактам, то выяснится, что стандартные методы мотивации чаще подавляют, чем поощряют заложенный в сотрудниках потенциал.

Плохие новости: за использование устаревших способов мотивации мы заплатили высокую цену. Хорошие новости: появление принципиально нового метода мотивации сулит захватывающие возможности. Вникнув в них, вы сумеете изменить свой образ жизни и деятельности, короче, весь свой путь на Земле.

Прольем свет на истинный характер мотивации

Я утверждаю, что мотивация не работает. Что же тогда работает? Ответ лежит в открытии трех психологических потребностей - автономии, принадлежности и компетентности. Независимо от пола, расы, культуры, возраста реальные основания нашей мотивации так же просты и сложны, как и удовлетворение наших психологических потребностей.

Я буду использовать термины «автономия», «принадлежность» и «компетентность», исследуя отдельные признаки каждого понятия, и аббревиатуру АПК, когда речь будет идти об их общем значении.

О важности этих трех условий благополучия убедительно свидетельствуют результаты многочисленных исследований за последние шестьдесят лет. Вы можете изучить данные из примеров и мини-исследований, проведенных на основе моего опыта более чем в пятидесяти странах за последние двадцать лет. Можете просто понаблюдать за малышами или вспомнить свое общение с ними. Как вы узнаете из следующих трех разделов главы, все люди уже рождаются с этими базовыми потребностями.

Автономия

Потребность человека в автономии и личном пространстве изучена, пожалуй, больше, чем какая-либо другая.

Автономия - потребность чувствовать, что у нас есть выбор. Это необходимость осознавать: то, что мы делаем, мы делаем по собственной воле; необходимость ощущать, что мы сами - инициатор своих действий.

Хороший пример автономии - кормление ребенка. Что он делает, когда вы подносите ложку к его рту? Правильно, хватает ложку - он хочет сделать все сам, в том числе и кушать. Несмотря на отсутствие навыков, у него есть потребность управлять ситуацией . Ограничьте его возможности - он закроет рот или отвернется. Вот почему на большинстве фотографий, сделанных во время еды, детские рожицы измазаны оранжевым морковным пюре.

Возможно, вы видели рекламу хлопьев фирмы Maypo. Эти ролики есть на YouTube. В одном из них отец пытается накормить ребенка овсяными хлопьями со вкусом кленового сиропа. Малыш отказывается. Отец пробует увлечь его, играя с ложкой, но, как только ложка приближается ко рту, ребенок зажимает его ладошками. Наконец отец вспоминает о любви сынка к ковбоям и изображает крутого ковбоя, который съедает полную ложку хлопьев. И в этот момент понимает, что ему самому нравятся эти хлопья, и тянет руку к пакету. Ребенок видит, что папа наслаждается едой, быстро съедает всю порцию и кричит: «Я хочу Maypo!» Любой родитель, который поступал так, обращался именно к потребности ребенка в автономии. (Осторожней, однако, с этой тактикой - она может иметь неприятные последствия. Дети легко обнаруживают манипуляцию. Если они чувствуют, что вы управляете ими, то их вторая психологическая потребность - принадлежность - будет подорвана.)

Разнообразные исследования последних двадцати лет показывают, что, даже став взрослыми, люди не теряют психологическую потребность в автономии. Например, производительность рабочих на предприятиях значительно возрастает, когда им предоставляют возможность самим останавливать конвейер в случае каких-либо сбоев. Аналогично и с производительностью «белых воротничков» - сотрудников крупнейших инвестиционных фирм. Они чувствуют свою автономию, когда понимают, что им передана часть контроля и решений, что они располагают определенным влиянием. Словосочетание «расширение возможностей» часто считают штампом, но при его отсутствии люди теряют свое чувство автономии, что негативно сказывается и на производительности, и на рабочем процессе в целом.

Для некоторых людей главной проблемой является осознание того, что вся их деятельность - их собственный выбор. Уполномочены ли они формально или нет, но люди всегда могут выбрать свой личный уровень автономии.

Один из ярчайших примеров автономии - история знаменитого психолога и психиатра Виктора Франкла. Во время Второй мировой войны ему удалось выжить в самых страшных условиях, которые можно представить, - в концентрационном лагере Терезиенштадт. Очевидно, что у Франкла не было никаких необходимых для автономии свобод, однако он нашел способы удовлетворить потребность в ней - любуясь восходом солнца, помогая другим заключенным, взяв в свои руки ответственность за свое настроение. Он писал: «Все можно отнять у человека за исключением одного: последней частицы человеческой свободы - свободы выбирать свою установку в любых данных условиях, выбирать свой собственный путь» .

Аксиома рабочего места гласит: нам оставляют лишь 20% автономии, а 80% отнимают. Таким образом, вряд ли можно сказать, что в действительности у нас есть свобода делать на работе то, что мы считаем нужным. Однако у нас есть выбор: встать с постели, пойти на работу и внести свой вклад в общее дело - или нет. Каждый раз, вставая на позицию: «У меня нет выбора», мы подрываем свое чувство автономии.

«Если вы хотите наконец мотивировать кого-то - просто заткнитесь!» - статья с таким провокационным названием не могла меня не заинтересовать. На первый план в ней выдвигались мотивационные методы, которые работают совсем не так, как мы предполагаем. Чтобы узнать больше, я позвонила Брендону Ирвину, ведущему специалисту, упомянутому в статье. Брендон объяснил, что изначально его команда была поражена одним фактом: когда спортивный тренер или наставник постоянно подбадривает ученика:

«Еще разок; давай, ты можешь сделать это; держись на этом уровне», - результаты оказываются гораздо ниже, чем те, которых достигают с немногословным, но внимательным тренером.

Брендон выдвигает гипотезу, основываясь на том, что мы знаем об автономии. «Тихие» тренеры добиваются более высоких результатов, чем «громкие», потому что словесная поддержка забирает часть энергии и внимания учеников. Внешняя поддержка и похвала дестабилизируют внутреннее желание тренирующихся продвинуться и выделиться и в итоге ограничивают их возможности.

В попытке сбалансировать словесные поощрения «громкого» тренера Брендон и его группа решили попробовать стимулы. Если бы тренирующиеся достигли поставленной цели, то получили бы приз - бесплатный абонемент в спортзал. Однако, как и предполагают исследования, демонстрирующие влияние подобных вознаграждений на результаты, когда установлены кратковременные и долговременные цели, добавление внешнего стимула - «фастфуда» мотивации - еще больше подрывает чувство автономии тренирующихся и ослабляет их способность полагаться на собственные внутренние ресурсы.

Результаты, полученные Брендоном, предоставляют нам интересные данные и для понимания второй психологической потребности - связанности.

Принадлежность

Что делает маленький ребенок, когда вы не обращаете внимания на его болтовню? Он берет ваше лицо и ручками разворачивает к себе, вынуждая смотреть ему в глаза. Даже в обществах, где представителям более низкого статуса запрещено смотреть прямо в глаза обладателям статуса более высокого, дети ведут себя точно так же - это их естественная потребность в принадлежности. Независимо от того, каков наш возраст, социальный статус или в какой культуре мы воспитаны, принадлежность - одна из трех наших основных психологических потребностей.

Принадлежность - наша потребность заботиться о других и чувствовать их заботу. Потребность ощущать себя связанными с другими без опасений по поводу их скрытых мотивов. Потребность чувствовать, что мы способствуем появлению чего-то большего, чем мы сами.

Отметьте, какой диапазон потребностей входит в понятие принадлежности. Это и личные, и межличностные, и социальные связи. Мы благополучны, когда находимся в связи с другими.

Несколько лет назад международный электронный гигант пригласил меня провести семинар для сотни его ведущих менеджеров со всего мира. Перед выходом на сцену организатор предупредила меня об одном обстоятельстве: я оказалась последним выступающим на недельной конференции. После завершения моего доклада сотне участников предстояло разъехаться по домам. Организатор объяснила, что люди устали - программа была насыщенной. Она заранее принесла извинения за то, что во время моего полуторачасового выступления слушатели, вероятно, будут вести себя не идеально. Она посетовала, что уже мои предшественники-докладчики жаловались на отсутствие внимания, во время их выступлений многие в зале ковырялись в своих телефонах и планшетах.

Ее предупреждения только разожгли мой азарт - сейчас я им покажу! Я буду так неотразима, что они забудут о своих телефонах и скором возвращении домой, и станут сидеть и слушать меня, раскрыв рты. Примерно через три минуты после начала презентации я была подавлена. У меня не было зрительного контакта ни с одним человеком из зала. Словно я говорила со стеной. Ужасно! Я приняла спонтанное решение предпринять действие, о котором слышала раньше от своих коллег-спикеров, но сама, будучи экстравертом, к нему не прибегала. Я замолчала и просто стояла за кафедрой - выжидая, выжидая, выжидая, - пока тишина не привлекла наконец внимание аудитории и любопытные взгляды присутствующих не устремились на меня.

Прошла, кажется, целая вечность, и я тихо спросила: «Что здесь происходит? По каким-то причинам ваша компания решила, что имеет смысл потратить несколько тысяч долларов и привезти меня сюда, за несколько тысяч миль от моего дома, чтобы я рассказала вам о вещах, которые могут принести пользу вашему бизнесу. Очевидно, вы с этим не согласны. Я предлагаю вам договор. Дайте мне пятнадцать минут. Все, о чем я прошу, - пятнадцать минут времени. Если я не смогу сказать что-то, достойное вашего внимания, можете вернуться к своим сотовым телефонам, планшетам и ноутбукам».

Теперь они с недоверием смотрели на меня. Теперь все они были моими - кроме одного молодого человека, который быстро вернулся к своей клавиатуре, громко воскликнув: «Ну я ведь могу быть многозадачным?» С иронией в голосе я громко ответила: «Могли бы, если бы были женщиной». Зал потонул в смехе. Судя по всему, я выбрала правильного парня для такого ответа. Он улыбнулся и сказал: «О’кей, поразите меня».

Это был один из моментов, когда они осознали, сколь немногие из тех, кем они руководят, испытывали на работе чувство принадлежности. Желание их сотрудников постоянно поддерживать контакты с друзьями исходило из того, что им не хватало принадлежности на работе - особенно представителям поколения X или моложе.

Я прошу вас, как просила тех руководителей, ответить на один вопрос: сколько процентов времени занимает у вас работа? В него входит путь от дома до работы, подготовка к ней, сама работа, возвращение домой и время на то, чтобы выдохнуть после трудового дня. Вероятно, у вас получится что-то около 75%. Если ваша потребность в принадлежности не удовлетворена на работе и более 75% вашего времени занято работой, то где вы можете найти покой? К сожалению, не существует такой вещи, как компенсационное удовлетворение потребности. Ведущий исследователь в этой области доктор Жак Форест в разговоре со мной подтвердил, что удовлетворение потребностей важно для всех, всегда и везде. Если вы не удовлетворяете свою потребность в принадлежности на работе, то вряд ли сумеете ее компенсировать за то короткое время, которое остается у вас вне работы.

У вас как у руководителя есть прекрасная возможность. Она состоит в том, чтобы помочь людям найти свое предназначение, способствовать достижению ими своих социальных целей, установить правильные отношения на работе. Проблема в том, что попытка устанавливать такие контакты на рабочих местах порой обескураживает или, хуже того, отталкивает окружающих. К сожалению, утверждения из серии «Ничего личного, только бизнес» уменьшают вероятность здорового функционирования людей на работе, так как влияют на качество отношений.

Когда начальство давит на сотрудников, вынуждая их отказаться от эмоций, отрешиться от всех чувств, люди интерпретируют эти действия как корыстные. Такой распространенный подход к мотивации также вредит принадлежности.

Вы как руководитель помогаете сотрудникам испытать чувство принадлежности на рабочем месте: это и забота, которая проявляется по отношению к ним, и ощущение доброжелательности без скрытых мотивов и вовлечения в нечто большее, чем каждый из них по отдельности.

Исследование доктора Брендона Ирвина, описанное ранее, показало, что «тихие» тренеры добились от своих подопечных большего, чем «громкие». Важно заметить, что присутствие наставника сказывалось в любом случае. С тренером люди добивались более высоких показателей, чем без него. Но невозможно отрицать влияние, которое оказывал тип этого тренера. Брендон полагает, что так же сильно на результатах сказывалась и принадлежность.

Участники эксперимента думали, что тренеры действуют не в их интересах, а преследуют свою корысть. Иногда они интерпретировали словесные подбадривания исключительно как желание тренера одержать победу за их счет. В других случаях ощущали, что способность тренера выполнить задание, которое он им дал, ниже, чем у них самих. Его слова они расценивали как поддержку для себя самого, а не для них.

Это открытие очень важно, когда дело доходит до межличностных контактов на работе. Ваши сотрудники будут чувствовать нечто совершенно противоположное принадлежности, если решат, что вы или ваша компания лишь используете их, а ваше внимание фальшиво, станут подозревать, что они - просто средство для достижения вашей личной цели.

Мотивация не работает, потому что вы не можете вынудить кого-либо испытать чувство принадлежности. Но в качестве руководителя вы можете поощрить принадлежность, отказавшись от убеждений и методик, которые разрушают ее у ваших сотрудников. Это означает, что нужно уделять внимание чувствам людей. Это означает, что пора получить знания, необходимые для работы с чужими эмоциями. Это означает, что пришло время принимать во всем личное участие.

Компетентность

Вы видели когда-нибудь ребенка, который только учится ходить? Что при этом бросается в глаза первым делом? Малыши падают - и падают часто. И мы не задаемся вопросом, почему так происходит. Это очевидно - потому что они учатся. Но почему они не сердятся? Поднимаясь, чтобы сделать новую попытку, они улыбаются, а вовсе не плачут. Ответ очень прост: они получают удовольствие от того, что растут, учатся и совершенствуют свои умения. Наша третья психологическая потребность - это компетентность.

Компетентность - это наша ежедневная потребность чувствовать себя в состоянии справиться с повседневными сложностями и задачами. Это навык, который мы демонстрируем каждый день и укрепляем тем самым наше чувство роста и процветания.

Каждый, кто хоть раз общался с ребенком двух-трех лет, был атакован бесчисленным количеством «почему?». Почему малыши постоянно задают именно этот вопрос? Потому что им нравится расти и учиться. Мы поощряем приобретение новых знаний, создаем системы обучения - такие, как школы. Но, загоняя ребенка в рамки системы, мы одновременно создаем стресс: нужно зарабатывать хорошие отметки, быть лучшим в классе, участвовать в клубах и кружках, которые дадут дополнительные очки при поступлении в колледж. Мы оцениваем приобретенные ребенком знания, вознаграждая его за отличные показатели «пряником» из золотых звезд, общественной похвалы и премии «студент месяца». Вы задумывались когда-нибудь о том, что происходит с 99,9% детей, которые не получают вознаграждений?

Некоторые системы школьного образования уже обнаружили тщетность подобных программ стимулирования, настроенных на то, чтобы наградить только нескольких лучших и разочаровать всех остальных. Сейчас популярна тенденция «Трофей получают все!». Однако и это решение не обеспечивает эффективного обучения и обратной связи, в которых дети нуждаются для удовлетворения потребности в компетентности.

Мотивация детей к учебе не работает по той же причине, что и мотивация взрослых к работе: они уже мотивированы. У детей есть естественная психологическая потребность учиться и расти. Попытки подкупа пряником или угроза кнута лишь отталкивают их от естественной тяги к обучению. Мы спрашиваем себя, что произошло с тем ощущением чудесного, что живет в каждом ребенке, когда смотрим на него спустя несколько лет учебы в школе. Дети, которые когда-то уступили неэффективным методам мотивации, теперь потребляют на рабочих местах нездоровую мотивационную пищу, «состряпанную» из тщательно продуманных вознаграждений и программ стимулирования.

Вы не можете просто взять и «наложить» на человека рост и обучение. Но вы можете продвинуть идею такой среды обучения, которая не будет подрывать в людях чувство компетентности. Какой сигнал посылается сотрудникам, если обучение - это первое, на чем компания экономит средства в нестабильное время? Что говорит о нашей вере в чужие возможности тот факт, что дополнительное образование предоставляется в первую очередь топ-менеджерам и руководителям высшего звена? Ирония состоит в том, что компании вытаскивают их из офисов на мультитренинги, тем самым лишая их привычного окружения и возможности на деле усовершенствовать свои навыки лидерства. Еще реже такие компании склонны обеспечить обучение рядовых сотрудников, дать им шанс выделиться. Такое положение вещей ненормально. У людей должно быть ощущение компетентности на месте, где они проводят большую часть времени. Если они не чувствуют себя компетентными на работе, эта ущербность распространится на все области их жизни.

В конце каждого дня не спрашивайте себя: «Чего я достиг сегодня?» Спрашивайте: «Чему я сегодня научился? Как я вырос?»

Психологические потребности: радужный спектр

Рассмотрим связь между психологическими потребностями и мотивационными статусами. Из рисунка 1, где изображена модель спектра мотивации, следует: испытывая высококачественные психологические потребности, человек приобретает оптимальную мотивацию. Другими словами, если потребности в автономии, принадлежности и компетентности удовлетворены, то результатом будет мотивация согласованная, интегрированная и статус потока. (На цветном рисунке спектра мотивации эти три оптимальных мотивационных статуса были бы представлены, как высокочастотные цвета радуги: голубой, синий и фиолетовый.)

Рис. 1. Модель «спектра мотивации» - психологические потребности

Когда человек испытывает потребности низкого качества, у него создается неоптимальная мотивация. Его автономия, компетентность и принадлежность при этом не удовлетворены, и результат - автоматическая, внешняя или навязанная мотивация. (В цветной модели они были бы представлены как три низкочастотных цвета радуги: красный, оранжевый и зеленый.)

Эффект домино

Выше я подробно описала каждую из психологических потребностей по отдельности. Теперь нужно сказать несколько слов о ценности интегрированной природы АПК.

Предположим, у вас есть менеджер, помешанный на контроле. Она управляет людьми и проектами на микроуровне - независимо от того, нужно им это или нет. Она или не признаёт самого факта, или не опасается последствий такого стиля руководства и его воздействия на психологические потребности тех, кем она управляет. Она кажется довольной и не собирается менять свою стратегию - в конце концов, с ней она поднялась на верхние ступени карьерной лестницы.

Вы доказываете ей свою компетентность долгие годы, особенно когда дело доходит до сбора данных для ежеквартального отчета, который нужно предоставить головному офису. Когда она взяла отпуск, вы фактически закончили отчет самостоятельно. Но все же она требует предоставлять ей все отчеты на проверку и хочет отсылать их в главный офис сама. Вам кажется, что все дополнения, которые она вносит, совершенно лишние. Ее микроуправление подрывает ваше чувство автономии - она управляет вашей работой и не позволяет вам думать самостоятельно. Вы боитесь жаловаться на нее, потому что видели, что происходит с такими искателями справедливости.

Это - начало эффекта домино. Отсутствие автономии вызывает у вас вопросы о вашей компетентности. Ваша неспособность управлять сверхучастием вашего менеджера или организационная политика компании разрушают вашу компетентность. Неэффективное руководство вашего менеджера, ее отсутствие внимания к вашим потребностям и концентрация на собственных пресекают любую возможность ощущения принадлежности. Внешние силы (ее стиль руководства и ваш страх) подрывают ваше внутреннее ощущение благополучия. Если бы у вас была возможность сменить место работы, вы бы сделали это.

Когда дело доходит до отчетов, вы составляете их только потому, что боитесь последствий. Ваш мотивационный статус - навязанный. Ведомые страхом и, быть может, небольшим чувством вины, вы выполняете работу и думаете: «Я пишу эти отчеты, потому что должен, но я ненавижу их. Я сделаю только то, что должен». Вы не относитесь к работе творчески и не стремитесь улучшить ее качество, потому что ваш менеджер, скорее всего, перечеркнет ваши старания в любом случае.

И - плохие новости. Вы обобщаете все неоптимальные состояния в один-единственный вывод: «Главная причина, по которой я каждый день поднимаюсь с постели, - заработать деньги!» У вас появляется внешний стимул - все дело только в деньгах.

Люди наслаждаются положительной энергией и благополучием, которые ощущают, когда их потребности удовлетворены. Но - и это очень большое «но» - одно зависит от другого. Эффект домино срабатывает, даже когда не удовлетворена только одна из потребностей.

Мотивация: искусство пудрить мозги

Арт, менеджер ресторана на небольшом курорте, был полностью удовлетворен своим подходом к работе: «Для официантов главное - чаевые». Он объяснял это так: «Я учу своих подчиненных, как получить от клиента чаевые, запудривая ему мозги. Они мотивированы, потому что чем больше они болтают с посетителями, называют их по именам, очаровывают, флиртуют - тем большие чаевые получают. Они видят причину и следствие».

Этот подход срабатывал. Большинство сотрудников действительно получали щедрые чаевые. Вопрос, который необходимо поднять: предполагает ли мотивационная тактика Арта какие-либо перспективы? Она позволила сотрудникам ощутить чувство автономии: я выбираю тактику флирта - и получаю больше чаевых. Арт сконцентрировался на определенной манере поведения, и быстрая обратная связь в виде чаевых подкрепила ее успех, рост, изучение - и, соответственно, чувство компетентности.

Меж тем, хотя подход Арта удовлетворял потребность сотрудников в автономии и компетентности, он полностью игнорировал чувство принадлежности. В бизнесе, ориентированном на людей, Арт не поощрял связь между персоналом и теми, кому они служат. «Вне» желания получить большие чаевые лишь немногие из его работников испытывали более глубокие и цельные чувства по отношению к своим обязанностям.

Прозвучавший под конец вечера типичный комментарий от официанта полностью отразил внешний мотивационный статус: «Эй, гляньте, сколько чаевых я сегодня получил!» Оцените, насколько отличается такой комментарий от отражающего оптимальную мотивацию комментария: «Сегодня я, возможно, был единственной приятной неожиданностью для этой пары. Они пришли к нам в плохом настроении, а ушли счастливыми. И я рад, что помог Тони, который не успевал обслуживать свои столики. Мы действительно работали как команда сегодня вечером - как отлично слаженный механизм. Я хорошо провел время! И - вау, кроме всего прочего, я еще и заработал отличные чаевые, занимаясь любимым делом, ощущая себя нужным и значимым».

Арт упустил отличную возможность создать рабочее место, где его сотрудники могли бы испытать на себе АПК во всей его полноте. Он мог бы обеспечить успех первого общения, сделав его основанием добрых отношений с клиентами, улучшать обслуживание, добиваться, чтобы посетители ресторана возвращались в него снова и снова, вместо того чтобы ставить целью только разовые щедрые чаевые. Этим Арт, возможно, помог бы своим сотрудникам ощутить их собственную ценность и пробудить в них креативность и желание улучшить качество своей работы. Он мог бы способствовать возникновению у своих подчиненных чувства удовлетворения при виде клиента, наслаждающегося обедом, или от собственной профессиональной значимости. Арт мог бы помочь им уйти от внешней мотивации.

Но он не понимал, что именно мотивирует людей, - и это незнание вскоре дало о себе знать. В конце концов, декларируемая им стратегия, что называется, дала трещину. В разгар курортного сезона работники успешно пудрили клиентам мозги и получали отличные чаевые. Когда сезон закончился, количество посетителей пошло на спад, размер чаевых стал меньше, а с ним упал и энтузиазм персонала. При такой мотивации работникам ресторана просто некуда было дальше расти.

Немногочисленные клиенты стали жаловаться на ухудшение обслуживания, а сотрудники - на безденежье. Прибыль ресторанчика изрядно уменьшилась. На новую реальность Арт отреагировал так: «Единственный способ, которым я могу заставить работников повысить качество обслуживания, - платить им больше, запустить программу поощрения и простимулировать их, чтобы они работали лучше. Но у меня нет для этого средств».

Арт поступил точно так же, как большинство компаний, использующих стандартные методы мотивации, когда у них не хватает денег, чтобы поднимать заработную плату и вводить дополнительные стимулы для мотивации: он успокоил себя тем, что высокая текучка кадров среди официантов - обычное дело. Далее он попытался оправдать свои повышенные траты на наем и обучение новых сотрудников тем, что это обычные издержки для данного бизнеса. Он обвинил своих некомпетентных подчиненных в том, что они «упустили» преданных клиентов и снизили прибыль.

Представим, что Арт действительно мотивировал бы своих работников. Он мог бы уделить внимание автономности, принадлежности и компетентности, обеспечив сотрудникам больший выбор в способах преуспеть, помогая им обнаружить свое значение и ценность, побуждая их к креативности и обретению новых навыков. В итоге все официанты были бы энергичны, довольны, выдерживали бы нагрузки и получали бы удовольствие от работы.

Ирония состоит в том, что владельцы курорта решили, что Арт некомпетентен, и уволили его. Они тоже пришли к выводу, что смена кадров на этой должности - обычное дело.

Вывод

Реальные истории подтверждают: все мы испытываем необходимость в автономности, компетентности и принадлежности. Ошибка - думать, что люди не мотивированы. Они просто нуждаются в том, что сами не могут назвать. Знаете ли вы кого-нибудь на своей работе, кто всегда делает здравый выбор, обладает детским ощущением чуда, открыт всему доброму и светлому? Я - нет.

Между тем реальная история мотивации свидетельствует, что люди - это, по сути, ученики, которые стремятся расти, наслаждаться работой, вкладывать свои силы и время в позитивные дела и строить длительные отношения. Не из-за внешних мотивирующих сил, а по своей внутренней сущности.

Это - яркий пример пересечения между моделью «ситуационного лидерства II» (SLII) и моделью «спектра мотиваций». Часто потребность человека в автономии омрачается неверной оценкой своего уровня развития. Согласно SLII, он находится на уровне развития D1 с низкой компетентностью и сильным стремлением к цели, задаче или умению, но его потребность «делать для себя», невзирая на недостаток компетентности, побуждает его неправильно оценивать себя и приписывать себе уровень развития D4 - уровень с высокой компетентностью и серьезными обязательствами.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.

Сегодня поговорим о том, что побуждает людей делать то, что они умеют делать лучше всего — ведь именно лучших результатов мы ждем от сотрудников, не так ли?

В одном из заданий мы предложили студентам задать пару вопросов нескольким людям из их окружения:

  • Что Вы умеете и любите делать больше всего?
  • Что мотивирует Вас делать это?

Не столь важны ответы на первый вопрос — в них никакой зависимости не наблюдается. Одни любят работу творческую, другие получают удовольствие от аналитической — как говорится, «все работы хороши — выбирай на вкус». А вот ответы на второй вопрос мы рассмотрели поближе и были по-настоящему поражены результатом. Нет, конечно, мы предполагали, что финансовые мотиваторы проиграют нефинансовым, но вдумайтесь — слово «деньги» в 300+ ответах лишь 11 раз! Одиннадцать раз!

А что же тогда, если не деньги? Давайте рассмотрим подробнее.


Что мотивирует вас делать то, что вы любите и умеете делать лучше всего?

Так, в качестве главного стимула респонденты назвали результат проделанной ими работы. В разных формулировках:

  • работать до достижения результата
  • очевидность результата
  • возможность видеть результат своего труда
  • ощущение конкретного результата
  • результат мне доставляет удовольствие
  • начинаешь с нуля, а получаешь глобальный результат — это здорово!

и т.д., но все они точно отразили основную мысль: конечный итог — вот, что является двигателем рабочего процесса. Следующий по популярности ответ определил в качестве мотиватора интерес. С этим, как правило, сопряжен интерес работника к чему-то не известному, с чем ранее не приходилось сталкиваться.

  • возможность получить новые интересные знания;
  • развитие новых компетенций;
  • интерес к свежей теме;
  • мотивируют вызовы, чем сложнее — тем интереснее
  • новый опыт, драйв;
  • ощущение, что ты создаешь что-то новое;
  • интерес к работе, драйв, высокая сложность решаемых задач (элемент вызова самому себе)
  • интересно запускать новые проекты.
  • Примерно такое же количество набрал ответ, характеризующий чувство удовлетворения, которое получает работник по завершении или в процессе какой-либо задачи. Сюда также входят и упомянутые в ходе опроса самореализация, самосовершенствование и ощущение самоудовлетворения. Как мы можем заметить, именно эти аспекты составляют высшую ступень в пирамиде Маслоу. Другими словами, для работника потребность в самоактуализации, т.е. реализации своих способностей и целей, является важным критерием в процессе его трудовой деятельности. Здесь также предлагались всевозможные формулировки ответов:

    • возможность самореализации и передачи полученных знаний;
    • ощущение вклада для человечества;
    • подтверждение пользы своего решения;
    • мотивирует мое предназначение;

    Признание коллег и похвала со стороны руководства — четвертое место среди популярных мотиваторов. Опрошенные также оценили выше (дороже) денег развитие, которое они получают при выполнении какого-либо задания «я расту и развиваюсь, получаю новые знания и умения, работа кипит»; эмоциональную составляющую, проявляющуюся в разных ситуациях:

    • когда сотрудники чувствуют, что их проект (дело) продвигается, отчего улучшается их настроение и желание трудиться возрастает: «Через работу получаю вдохновение, видя результат своего труда»
    • когда в коллективе имеются хорошие взаимоотношения, то работа в команде придает дополнительный интерес к работе;
    • воодушевление от собственных усилий, получение положительных впечатлений от работы «...и как результат зарядиться положительными эмоциями для дальнейшего развития»

    Конечно, о деньгах — гигиеническом факторе — забывать также не следует, но помните, помните, что побуждают людей делать то, что они любят и, главное, УМЕЮТ делать лучше всего, вовсе не деньги, а интерес, самореализация, достижения результата, признание и другие НЕматериальные факторы.

    Для того чтобы успешно создавать новые изобретения, или, по крайней мере, успевать следить за ними, просто необходимо знать, на чем стоит наша современность, то есть наука, технологии и инфраструктура. Вот те самые важнейшие изобретения и открытия, значимость которых невозможно переоценить.

    Огонь

    Точно не известно, когда именно люди стали использовать огонь, когда научились его хранить или добывать, но ученые предполагают, что все это произошло от 600 до 200 тысяч лет назад.

    Язык

    Первая устная речь с семантическими и фонетическими структурами появилась около десяти тысяч лет назад.

    Торговля (бартер)

    Первый случай бартерного обмена был отслежен в районе Папуа Новой Гвинеи около 19 тысяч лет назад. К третьему тысячелетию до н. э. в Азии и на Среднем Востоке появились торговые пути.

    Агрикультура и фермерство

    Около 17 тысяч лет назад люди впервые стали одомашнивать животных, а в десятом тысячелетии до н. э. начали выращивать растения, что привело к образованию постоянных поселений и прекращению кочевого образа жизни.

    Корабль

    Около четвертого тысячелетия до н. э. в древнем Египте стали использовать деревянные плоты и лодки, а в XII веке до н. э. финикийцы и греки начали строить корабли, которые позволили не только расширить мир того времени, но и развить торговлю, науку, географию и картографию.

    Колесо

    Колесо стало одним из простейших и важнейших изобретений в истории человечества. Пользоваться им начали около пяти тысяч лет назад.

    Деньги

    Новым шагом в развитии торговли стало применение денег. Впервые их стали использовать шумеры в третьем тысячелетии до н. э.

    Железо

    Металлургия начала свое развитие с использования меди, серебра и олова. За ними последовала бронза. В третьем тысячелетии до н. э. люди начали использовать более крепкое железо.

    Письменная речь

    Несмотря на то что устная речь существовала на протяжении тысячелетий, письмо появилось впервые у шумеров лишь пять тысяч лет назад.

    Законодательство

    В XVIII веке до н. э. Хаммурапи — шестой вавилонский царь, написал свой знаменитый кодекс, или собрание законов, по которым полагалось жить в обществе. Другими примерами древних законодательных текстов являются Книга Мертвых, Десять Заповедей и Книга Левит.

    Алфавит

    Первый алфавит, содержащий как гласные, так и согласные, появился у финикийцев в 1050 году до н. э.

    Сталь

    Стальные сплавы по праву считаются самыми крепкими. Впервые сталь начали использовать в Азии около четырех тысяч лет назад. Греки начали применять эти сплавы в VII веке до н. э., за 250 лет до Китая и Рима.

    Гидроэнергия

    Энергия текущей или падающей воды начала использоваться в районе Междуречья во II веке до н. э.

    Бумага

    Впервые бумагу начали использовать китайцы около 105 года н. э., она была тканевой. Бумага, производимая из дерева, появилась только в XVI веке.

    Ручной набор с помощью подвижных литер

    Несмотря на то что изобретение печатного станка принадлежит Гуттенбергу (1436 г.), технология, на которой он основан, происходит из Китая. Подвижные литеры изобрел Би Шен в 1040 году.

    Микроскоп

    В 1592 году оптические мастера из Голландии Захария и Ханс впервые увидели, что сквозь определенные линзы предметы можно разглядеть значительно ближе. Именно эти особенные линзы и попали в первый микроскоп.

    Электричество

    В 1600 году англичанин Уильям Гилберт впервые использовал термин «электричество». В 1752 году Бенджамин Франклин доказал, что молния и есть электричество.

    Телескоп

    В 1608 году Ханс Липперсгей создал собирающую линзу, которую вставил в подзорную трубу. Это и стало прототипом телескопа, который Галилео усовершенствовал через год.

    Двигатель

    Изобретение парового двигателя Томасом Ньюкоменом в 1712 году стало следующим гигантским шагом в развитии технологий. Двигатель внутреннего сгорания изобрел Этьен Ленуар в 1858 году.

    Лампа накаливания

    Превратить ночь в день помогла лампа накаливания, которую в 1800 году изобрел Хамфри Дэйви, а впоследствии усовершенствовал Томас Эдисон.

    Телеграф

    Первый простейший телеграф изобрел баварец Самуэль Земмеринг в 1809 году. Однако автором первой коммерчески успешной версии телеграфа считается Самуэль Морзе — создатель азбуки Морзе.

    Электромагнит

    Уильям Стерджен изобрел первый электромагнит в 1825 году. Его изобретение состояло из обычной железной подковы, вокруг которой был обмотан медный провод.

    Нефть и газ

    Это природное топливо было впервые обнаружено в 1859 году. Первая газовая скважина была открыта в Огайо, а первая нефтяная скважина — в Пенсильвании.

    Телефон

    Первый прибор, способный передавать различимые звуки, был изобретен в 1860 году немцем Филиппом Райзом. Спустя 16 лет Александр Белл запатентовал и продемонстрировал публике усовершенствованную модель.

    Электронная лампа

    Этот вакуумный электронный прибор основывается на том, что поток электричества не нуждается в проводе и может проходить как сквозь воздух, так и сквозь вакуум. Первый такой прибор создал Ли де Форест в 1893 году.

    Полупроводники

    Первые полупроводники были обнаружены в 1896 году. Сегодня основным полупроводником является кремний. В коммерческих целях его впервые стал использовать Джагадиш Чандра Бос.

    Пенициллин

    Все слышали о случайном открытии антибиотика пенициллина в 1928 году. Однако задолго до Флеминга эти свойства заметил французский студент-медик Эрнест Дюшен в 1896 году, однако его исследование осталось незамеченным.

    Радио

    Среди изобретателей радио гремят такие имена, как Генрих Герц (1888 год), Томас Эдисон (1885 год) и даже Никола Тесла, который запатентовал свое изобретение в 1897 году.

    Электрон

    Эту отрицательно заряженную элементарную частицу обнаружил Джозеф Томсон в 1897 году. Электрон является основным носителем электрического заряда.

    Квантовая физика

    Настоящим началом квантовой физики принято считать 1900 год и гипотезу Планка. На ее основе Эйнштейн построил свою теорию о частицах света, которые впоследствии окрестили фотонами.

    Самолет

    Знаменитое изобретение братьев Райт датируется 1903 годом. Первый удачный пилотируемый полет состоялся 17 декабря.

    Телевидение

    Телевидение основано на целом ряде изобретений и находок, однако первый полноценный телевизор был создан в 1926 году Джоном Лоуги Бэрдом.

    Транзистор

    Переключение и усиление электронного сигнала осуществляется с помощью транзистора — изобретения, которое создал Билл Шэнкли в 1947 году и которое позволило впервые задуматься о возможности создания Глобальной сети телекоммуникаций.

    ДНК

    Главный секрет жизни на земле открыла команда ученых из Кембриджского университета в 1953 году. Уотсон и Крик получили Нобелевскую премию за это открытие.

    Интегральная схема

    В 1959 году усилиями нескольких разработчиков, изобретателей и корпораций была создана первая интегральная схема — произвольное множество электронных компонентов, объединенных в один кристалл либо на одной схеме. Именно это изобретение позволило создать микрочипы и микропроцессоры.

    Интернет

    Прародителем интернета стал ARPANET, или проект DARPA, разработанный в 1969 году. Однако современные протоколы передачи данных и непосредственно интернет был создан в 1991 году британцем Тимом Бернерсом-Ли.

    Микропроцессор

    В 1971 году разработчик компании "Интел" создал инновационную интегральную схему, размер которой был в десятки раз меньше. Именно она и стала первым микропроцессором.

    Мобильный телефон

    В 1973 году "Моторола" выпустила на рынок первый переносной телефонный аппарат весом чуть больше килограмма. Его батарея заряжалась больше десяти часов, а время разговора не превышало 30 минут.

    Смартфон

    В январе 2007 года Apple впервые выпустила в продажу телефон, способный распознавать несколько точек касания. Система мультитач проложила путь для смартфонов, планшетов и гибридных компьютеров.

    Квантовый компьютер

    В 2011 году D-wave представила кардинально новое изобретение — квантовый компьютер — вычислительную машину, основанную на явлениях суперпозиции и запутанности, что делает ее в тысячи раз быстрее привычных механических компьютеров.