Застарелые мифы очень сложно разрушать. Особенно, если это касается исторической науки. К сожалению, история всегда писалась в угоду политикам, а нередко и в угоду политиканам… Из-за этого сегодня в истории многих регионов мира полно пробелов и нестыковок. Это относится и к истории Малой Азии и Кавказа. Здесь издревле сталкивались интересы различных могущественных государств, все они писали для этого региона ту историю, что поддерживала их захватнические стремления…

К таким застарелым мифам, несомненно, относится и миф о «Великой Армении».

Мы постараемся рассмотреть и разрушить этот миф, не прибегая к своим измышлениям, а используя лишь то, что известно официальной исторической науке. Это делается нами, чтобы никто не мог поставить под сомнение нашу объективность. Итак, начнем…

«Великий» или «большой» – история или география?

Не зря мы берем в кавычки название «Великая Армения». Хоть мы очень сомневаемся в существовании «великого» армянского государства в античности, мы используем кавычки не по этой причине.

Кавычки мы ставим потому, что фраза «Великая Армения» на деле является лишь предумышленным неправильным переводом древнего названия.

Известно, что больше всего упоминаний о древней Армении дошло до нас из римских источников. Именно с латыни современные ученые перевели труды древних об истории и географии этого региона.

И все бы хорошо, да только вот одна неувязка: все древнеримские и более поздние источники на латыни называют «Великую Армению» не иначе как Armenia Major .

Что здесь такого? — спросите вы. Поясняем. Слово major с латыни переводится как«большой» . Следовательно, понятие Armenia Major невозможно перевести иначе как«Большая Армения» . А почему тогда ее переводят, как ? Что это? Случайная ошибка, закравшаяся во многие современные исторические труды и даже школьные учебники, или большая ложь, большая претензия на то, что никогда не существовало?

Почему-то в случайность в данном случае не верится.

Поэтому мы пишем название «Великая Армения» в кавычках, чтобы читатели видели то, как из географического названия «Большая Армения» нынешняя официальная история сделала название «великого», «могущественного», но никогда не существовавшего, армянского государства.

Ведь, как известно, понятие «великий» действительно относится к государствам и странам. На различных исторических картах и в книгах можно прочесть, к примеру, такие «великие» названия:

«Великая Британия» — Великобритания (GreatBritannia);

«Великая Тартария» — империя Чингисхана (Great Tartaria, Grande Tartarie, или на латыни: Tartarie).

Но ни в одном древнем или средневековом источнике на латыни вы, уважаемый читатель, не найдете надписи Great Armenia или Magnus Armenia (то есть «Великая Армения»). Там везде будет лишь одно название: Armenia Major, то есть «Большая Армения». А, как известно, понятие «большой» относится, например, к горам Большого Кавказа или к рекамБольшая Тира (Иркутская область РФ) и Большая Алматинка (Алматинская область Казахстана)… То есть к названиям географическим.

Но сегодня мифотворцы от науки рассказывают прекрасные сказки о древнем и могущественном государстве армян. Чуть ли не об «армянской империи»…

Однако вопреки всем этим сказкам из различных источников древности нам становится известно следующее:

Территория древней Армении (тогда еще такого названия не существовало) при Ахеменидах – являлась обычной сатрапией (провинцией) Ирана. Затем, спустя два века иранского владычества, Армения была подчинена державе Александра Македонского.

Лишь после смерти Александра западная часть (пределы которой на востоке доходили до Евфрата) бывшей персидской сатрапии обрела независимость, но спустя столетие была покорена царями Понта. В последствии она вошла в состав провинции Рима – Каппадокии и лишь в конце III века н.э. стала отдельной провинцией Рима . Именно тогда эту территорию стали называть «Арменией» – но с приставкой – «малая» (minor). На деле именно эта небольшая область в нынешней Турции должна считаться исторической «Западной Арменией», а не пол-Турции, как сейчас настаивают на этом армянские горе-ученые.

Восточная часть бывшей персидской сатрапии, известная всему миру под названием Armenia Major (Большая Армения), наименование которой, как мы уже знаем, предумышленно преподносится некоторыми учеными, как «Великая Армения», имеет историю еще менее величественную, нежели западная.

Так, после падения державы Александра Македонского (конец IV века до н.э.), в подчинении которой и находилась эта территория, у власти здесь были посажены иранские сатрапы – Оронт (которого современные армянские источники называют Ервандом, безосновательно пытаясь арменизировать имя, указанное в древних источниках) и его преемники. Их менее чем столетнее правление пресекается, когда в конце III века до н.э. (около 220 гг. до н.э.) эти территории завоевываются Селевкидами (Антиохом III) и включаются в состав области Софена…

«Сначала Арменией завладели персы и македоняне; после этого - те, кому были подвластны Сирия и Мидия; последним властителем Армении был Оронт, потомок Гидарна, один из семи персов

…Однако в 190 году до н.э. римляне разгромили Селевкидов в битве при Магнезии. Наместник Антиоха в этой области – Артаксий (в современных армянских источниках – Арташес), предав побежденных римлянами Селевкидов, объявил себя царем этих земель.

В последствии Артаксий и сам был разгромлен римлянами, а затем (около 165 года до н.э.) был схвачен и заключен в оковы уже селевкидами, отомстившими ему за предательство…

«Затем Артаксий и Зариадрий, полководцы царя Антиоха Великого , воевавшего с римлянами, разделили страну на две части. Они правили страной по поручению царя . После того как царь потерпел поражение, они перешли на сторону римлян… «.

…После смерти такого вот «независимого царя» Артаксия, земли, находившиеся в его подчинении – то есть Большая Армения (расположенная в междуречье Евфрата и Мурата (Восточного Евфрата)) была подчинена Парфянской державе, которая и в дальнейшем сажала на «царский трон» Большой Армении своих ставленников, к примеру, того же Тиграна II, который купил царский трон Армении у парфян за крупные территориальные уступки…

«Тиграну выпало на долю испытать различные превратности судьбы. Вначале он жил заложником у парфян; затем ему удалось получить от них дозволение вернуться на родину, причем парфяне взяли выкуп - 70 долин в Армении » (Страбон. География. КнигаXI).

Однако, после того как князек Тигран II, посаженный на трон парфянами, почувствовал слабость Парфянской державы, он начал вести с ней войны. В течение двух десятилетий Тигран совершил ряд успешных походов в соседние страны, что записывается на его имя, как завоевания – хотя если бы это были завоевания, а не просто походы – они закрепились бы за Арменией или хотя бы за Тиграном. Но этого не произошло.

Так, несмотря на то, что после подчинения римлянам в 66 году до н.э. Тигран был оставлен в качестве правителя-марионетки в Большой Армении, римляне не подчинили Тиграну никаких территорий, которые он якобы «завоевал». Хотя, если бы эти земли воистину принадлежали этому царьку Армении, Рим обязательно попытался бы прибрать их к своим рукам, признав их за своей марионеткой — Тиграном…

«…Лукулл изгнал Тиграна также из Сирии и Финикии. Наследник его (Тиграна – ред.) Артавасд преуспевал, пока состоял в союзе с римлянами , но когда Артавасд изменил Антонию во время войны с парфянами , он понес за это наказание. Антоний привез его в Александрию, в триумфальной процессии его провели связанным по городу и некоторое время содержали под стражей, но потом убили…» (Страбон. География. Книга XI).

…В дальнейшем Большая Армения как игрушка, переходила из рук одного хозяина в руки другого. До середины первого века н.э. в Большой Армении правили римские, а затем парфянские наместники. С 66 года нашей эры парфянами в Армении был посажен наместник из правящего рода парфян — Тири-сат (имя которого было арменизировано и представлено в виде «Трдат»).

Сегодня армянские ученые называют Тири-сата основателем армянского дома Аршакидов (отметим, что такие же правящие дома Аршакидов существовали в Албании Кавказской и Иране), хотя достоверно известно, что правление его было не наследственным .

Плюс ко всему, учитывая, что Аршакиды вели свое происхождение от саков (сак, в индийских источниках — шак; в ассирийских источниках – иш-гуз), ни о каком армянском государстве говорить не приходится, тем более что в начале II века н.э. Большая Армения вновь была оккупирована Римом и объявлена провинцией империи

«После Артавасда страной (Арменией – ред.) управляли несколько царей под властью Цезаря и римлян ; и теперь еще страна существует, управляемая на таких же началах » (Страбон. География. Книга XI).

…Лишь в середине II века парфянам удалось частично отвоевать у римлян Большую Армению и вновь назначить наместника из правящего парфянского рода Аршакидов. Анаследственный титул царя Большой Армении парфянские наместники получили лишь в конце II века.

В связи с тем, что в начале III века власть в Иране захватили Сасаниды, уничтожив местную династию Аршакидов Ирана (парфян), аршакидские наследственные правители Большой Армении стали сближаться с Римом.

Однако Сасаниды вскоре завоевывают Большую Армению и удерживают ее в своих руках вплоть до конца III века . В 296 году персидский шахиншах (царь царей) изгоняет из Армении римского ставленника из рода Аршакидов Тири-сата (у армян — Трдат III), а затем вторгается через территорию Большой Армении в восточные провинции Рима.

Однако в 298 году римская армия разбивает войска Сасанидов и между Ираном и Римом заключается мирный договор, согласно которому Рим получал право назначать правителей уже не только в Армении , — марионеточном царстве , подконтрольном Римской империи, но и в Иберии, где раньше царей назначали Сасаниды. По договору Большая Армения была отнесена к сфере влияния Рима.

Немного отходя от темы поиска великого армянского государства древности, стоит уделить внимание и вопросу распространения христианства в Армении.

Как отмечают армянские источники, «в 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии». Обратите внимание – государственной ! Прочитав вышеизложенное, возникает вопрос: о каком государстве идет речь? По чьему решению христианство было принято государственной религией Армении?

Мог ли аршакидский (то есть не армянский по происхождению) правитель Трдат III (Тири-сат), назначенный Римом в качестве своей марионетки , самостоятельно принимать «государственные решения» для армянского населения, находящегося под влиянием Римской империи ?

Понятное дело, что дата «301 год» из пальца высосана. Римские марионетки – «армянские» аршакиды, могли принять христианство лишь после того, как император Константин и Лициний подписали Миланский эдикт, разрешающий свободу вероисповедания в Риме и на подвластных ему территориях – в том числе и в Большой Армении. То есть после 313 года.

В 330-х годах на территорию Большой Армении (расположенной в междуречье Евфрата и Мурата) вторгаются сначала потомки саков (масакут), во главе с правителем албанской области Байсакаран Санатюрком, который объединил в своем союзе также и гуннов из Хунана («Гуннской области» в Кавказской Албании). Санатюрк завоевал столицу Армении Валарш-абат (по-персидски — «город Валарша») и удерживал ее целый год.

Однако в 338 году римские войска, защищая свою марионетку — Армению , напали на Санатюрка и разбили его армию.

Затем (339 год) на Армению пошел походом Сасанид Шапур II, но Рим разбивает и его армию и в 350 году назначает правителем Армении Аршака.

Стоит отметить, что в Армении постоянно находились римские полководцы , поэтому современные высказывания армянских ученых о великом армянском государстве (так называемой «Великой Армении») – просто миф , и не более того.

В 370 году римляне назначают нового правителя Большой Армении из рода аршакидов – по имени Баб (в современных армянских источниках – Пап). Тот пытается заручиться поддержкой Сасанидов, о чем узнают в Риме. По приказу римского императора аршакид Баб был убит римским полководцем (в современных армянских источниках этого полководца называют Траяносом), который вольготно располагался и, как видно,распоряжался , на территории мифического «великого армянского государства».

После смерти аршакида Баба (374 год), марионеточное государство Армения лишается даже номинальной царской власти , становясь, по сути, провинцией Рима. Но Иран, которому веками принадлежала территория, названная при римлянах Арменией, не собирался уступать ее Риму.


Свою оценку признания американской стороной Голанских высот за Израилем, а также прогноз, какие последствия может принести это решение, представили азербайджанский и российские эксперты.

БАКУ, 26 мар — Sputnik, Александра Зуева . Очень важно, чтобы ситуация вокруг Голанских высот нашла свое разрешение, и удалось снять напряжение в регионе, которое угрожает глобальной безопасности, сказал Sputnik Азербайджан директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов.

США втягивают Израиль в авантюры

Большинство шагов Администрации Трампа, связанных с ближневосточной проблематикой, и в частности, с арабо-израильским конфликтом, к сожалению, вовсе не приводят к разрешению спорных вопросов. Наоборот, действия американской стороны ведут к росту напряженности, что влияет, в первую очередь, на безопасность самого Израиля: страна втягивается в определенные авантюры, исход которых пока сложно представить, считает Гусейнов.

Такие шаги, как признание Иерусалима столицей Израиля и суверенитета страны над Голанскими высотами, обострили ситуацию и усложнили отношения Тель-Авива с соседями, подчеркнул эксперт.

"Особо в этих процессах стоит отметить роль Турции. Явно видно, что администрация Трампа предпринимает такие шаги "в противовес" росту активности и влияния Анкары на Ближнем Востоке", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан, напомнив, что на территории Голанских высот до 1967 года в основном проживали туркоманы (термин, используемый на Западе в качестве названия огузских тюркских народов – ред.).

При этом Гусейнов выразил надежду на то, что ситуация вокруг Голанских высот все-таки найдет свое разрешение, попытки администрации Трампа напрячь ситуацию на Ближнем Востоке не приведут к успеху, и напряжение в регионе удастся снять.

А если Россия признает Голанские высоты сирийскими?

Факт признания США Голанских высот принадлежностью Израиля создает весьма опасный прецедент в системе межгосударственных отношений и международной безопасности, считает, в свою очередь, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета имени Плеханова, член экспертного совета "Офицеры России", военный аналитик Александр Перенджиев.

Ведь тогда страны-союзники государств, которые выясняют отношения по поводу принадлежности тех или иных территорий, также могут начать процесс признания этих земель за своими военными союзниками, отметил военный аналитик.

"Представьте, как обострится ситуация, если Россия, в пику США, признает Голанские высоты принадлежностью Сирии! Безусловно, Россия на такой шаг не пойдет. Но кто может гарантировать, что подобные действия не будут совершать другие страны? Например, если Франция признает Нагорный Карабах принадлежностью Армении, а Турция принадлежностью Азербайджана", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан.

Выразив сомнения в подобных действиях официального Парижа и официальной Анкары, эксперт кроме этого предложил представить, насколько может обостриться обстановка в Азии, да в мире в целом, в случае, если США признают штаты Джамму и Кашмир принадлежностью Пакистана.

В мире много территорий, по поводу принадлежности которых государства находятся в военном противостоянии. И международное сообщество, различные региональные организации предпринимают трудные попытки урегулировать конфликты вокруг этих спорных территорий и мирным путем договориться об их правовом статусе, напомнил Перенджиев.

США же теперь, по сути, разрушают роль и влияние международного сообщества и региональных организаций, занятых обеспечением безопасности и миротворческим процессом, считает военный аналитик.

"Мир, благодаря США, все большее вступает в такую фазу "развития", когда ты прав, когда за тобой не право, а сила", - заключил собеседник Sputnik Азербайджан.

Ближнему Востоку грозит новый виток напряженности

Признание Голан – это довольно смелый и решительный шаг США в духе стилистики Трампа, отметил российский политолог Павел Клачков. Он рассказал, что сам бывал на Голанских высотах и хорошо ощутил их значение для Израиля. По его словам, в Израиле действительно считают, что для выживания страны и государства необходим контроль над этой территорией.

При этом, такое признание подрывает значение ООН, так как нарушает принятую ранее резолюцию, считает политолог. В то же время, отметил он, это признание разрушает и довольно серьезное внешнеполитическое влияние США.

"Значение такого признания очень велико, и его сейчас все осуждают. Международная проблематика тоже уже не будет прежней", - сказал собеседник Sputnik.

Решение Трампа, кроме прочего, влечет за собой и новый виток напряженности на Ближнем Востоке. Уже поступила реакция на это ряда стран, в том числе России и Турции. Волна неприятия этого решения будет нарастать, уверен Клачков.

В 1967 году Израиль ходе Шестидневной войны отбил у Сирии и оккупировал Голанские высоты, а в 1981 году в одностороннем порядке их аннексировал. Принадлежность горного плато считается основным предметом израильско-сирийского конфликта, попытки решить который предпринимались до начала гражданской войны в Сирии.


Во II-I вв. до н. э. среди рабовладельческих государств Закавказья особого могущества достигла Великая Армения. Она объединила в своих границах подавляющее большинство армянских земель, подчинила некоторые иберийские и албанские области и захватила многие другие территории в Передней Азии.

Выше уже шла речь о том, что Великая Армения и Софена освободились от власти Селевкидов после поражения, нанесенного римлянами Антиоху III в битве при Магнесии (190 г. до п. э.), когда правители Взликой Армении и Софены объявили себя независимыми царями.

Процесс перехода к рабовладельческой системе в основных чертах закончился ко II в. до н. э. Развитию широких экономических связей в Армении в значительной мере содействовало объединение в III в. большинства армянских земель под единой политической властью Селевкидов, ускорившее завершение сложения общенародного армянского языка и культуры.

Царем Великой Армении был в то время Артаксий (арм. Арташес), явившийся основателем царской династии Арташесидов. Многочисленные сельские общинники Армении, в среде которых имущественное расслоение ощущалось в то время еще сравнительно слабо, предоставляли прекрасные кадры для армии. Опираясь на эту армию, молодое, быстро растущее государство вступило на путь широких завоеваний.

Подобно тому, как в войне Антиоха III с Римом, Артаксий действовал в интересах римлян и содействовал поражению Антиоха, он и в дальнейшем ориентировался в своей внешней политике на Рим. В войне, вспыхнувшей вскоре в Малой Азии между Фарнаком, царем Понта, и пергамским царем Евменом (183-179 гг.), Артаксий помогал Евмену и его союзникам, пользовавшимся покровительством римлян, и тем самым значительно упрочил свои политические позиции.

Антиох IV, которому удалось укрепить власть Селевкидов в Сирии, предпринял большой поход в Армению, увенчавшийся успехом. Антиох проник далеко вглубь царства Артаксия и заставил его покориться. Однако последовавшая вскоре смерть Антиоха снова развязала руки Артаксию. Он активно вмешивался в дела соседних государств и всячески содействовал развалу царства Селевкидов.

Вскоре Артаксию удалось расширить территорию своего царства за счет соседних закавказских государств. Страбон пишет: «Говорят, что Армения, первоначально имевшая небольшие размеры, была увеличена Артаксием и Зариадром… они расширили Армению, отрезав себе часть земель у окрестных народов, а именно: у мидян Каспиану, Фавнитиду и Басоропеду, у иберов - склоны Париадра, Хордзену и Гогарену, лежащую по ту сторону Куры, у халибов и моссипойков - Каренитиду и Ксерксену, которые граничат с Малой Арменией или даже составляют части ее, у катаонов- Акилисеыу и область но Антитавру, у сирийцев - Таронитиду, так что все эти народы говорят теперь на одном языке».

Победоносные войны Артаксия (189-161 гг.), помимо территориальных приращений, военной добычи и политических выгод, давали ему еще и большое количество обращаемых в рабство пленников, которых он частью дарил своим полководцам и приближенным, частью использовал сам. По словам армянского историка V в. Моисея Хоренского, Артаксий подарил своему спарапету (должностному лицу, ведавшему военными делами и трудовыми повинностями населения) 500 рабов. Пленных рабов поселяли большими массами на землях царя и знати и использовали для ведения сельскохозяйственных и всевозможных других работ, что в значительной степени содействовало разрушению старых общинных установлений.

К этому времени прелший центр государства - древний Армавир уже не оправдывал себя ни в экономическом, ни в политическом отношении. Главные пути караванной торговли, пересекавшие Армению и связывавшие Малую Азию через Парфию и Бактрию с Индией и Китаем, проходили в стороне от Армавира. Поэтому Артаксий основал новый город в излучине р. Аракса, назвав его Артаксатой (арм. Арташат). Город этот вскоре достиг большого расцвета, так как в него стекалось множе­ство купцов и ремесленников - греческих, сирийских и еврейских.

Во внутренние области Армении было переселено значительное ко­личество населения из завоеванных стран. По сообщению Моисея Хоренского, Артаксий «повелел определить границы деревень и агараков», и «было увеличено народонаселение Армении введением в нее многих чужеземцев, которых водворяли в городах, долинах и равнинах». Для размещения переселенцев были осуществлены перераспределение земель и установка межевых камней. Три таких камня с надписями арамейским письмом были найдены в Нор-Баязетском районе, в окрестностях озера Севан.

Настоятельная потребность в письменности возникла в Армении в связи с развитием экономической, политической и культурной жизни. Арамейское письмо, широко распространенное в странах Передней Азии еще с V в. до и. э., было занесено, вероятно, сирийскими купцами и в Армению. Применение его в целях дипломатической переписки правителями Армении засвидетельствовано еще в конце IV в. до н. э. При Селевкидах, в III в., в Армении языком официальных документов в международных сношениях и частноправовых сделках стал греческий язык, употреблявшийся также и жрецами в святилищах в тех городах, которые оказались в значительной степени затронутыми греческой культурой.

Древнейшие известные нам памятники греческой письменности относятся также к правлению Артаксия. Это четыре из семи греческих надписей, открытых па скалах неподалеку от развалин древнего Армавира, по предположению ученых - на месте древнего святилища. Они служат ценными источниками, освещающими политическую и культурную жизнь Армении, а также ее взаимоотношения с другими государствами малой Азии.

Усиление власти рабовладельческой аристократии в Армении повлекло за собой обострение классовых противоречий. Мероприятия по переселению в Армению жителей завоеванных областей и наделение их землей, предоставление земельных угодий знати, составлявшей социальную опору царской власти, не могли не задеть интересов свободных общинников. Возникшие из-за этого внутренние смуты, свидетельствующие о серьезных классовых противоречиях, раздиравших уже тогда армянское общество, на время несколько ослабили Армению.

При внуке Артаксия Тигране II (95-55 гг.) Великая Армения достигла апогея своего могущества. В это время было не только окончательно завершено объединение всех армянских земель, кроме Малой Армении, ранее присоединенной к Понтийскому царству; путем многочисленных завоеваний границы армянского государства были расширены до огромных пределов. Накопление материальных ресурсов па базе развития рабовладельческой экономики и людские резервы создавали предпосылки для военных успехов. Благоприятна была и внешнеполитическая обстановка. Римское государство с начала II в. энергично вмешивалось в дела Малой Азии и поддерживало все государства, способствовавшие ослаблению Селевкидов.

На рубеже II и I вв. до н. э., когда государство Селевкидов неуклонно шло к своей окончательной гибели и когда возвышение Армении могло бы встретить противодействие римлян, последние были отвлечены тяжелыми внутренними потрясениями и предоставили страны Азии их собственной судьбе. Благоприятная обстановка была использована Тиграном II и царем Понта Митридатом Евпатором. Их государства быстро усиливались и расширяли свои границы.

Сначала Тигран II захватил владения царя Софены (Артана) и присоединил их к своему царству (94 г. до н. э.), завершив в основном объединение армянских земель в едином государстве. Его владения оказались теперь в непосредственном соседстве с Каппадакией. Митридат Понтийский, стремившийся к захвату Каппадакии, заключил с Тиграном союз, закрепив его браком Тиграна со своей дочерью Клеопатрой. Затем Митридат и Тигран договорились об объектах своих будущих завоеваний: Тиграну предоставлялись пограничные области Аршакидской Парфии, Сирия и окружающие их мелкие страны, а Митридату - Малая Азия, Черноморское побережье, островная и материковая Греция.

Митридат захватил все владения римлян в Малой Азии. Жители, измученные вымогательствсм римских провинциальных правителей, встречали его как освободителя. Не ограничившись Азией, Митридат оккупировал также и Балканскую Грецию. Однако в дальнейшем римские войска под предводительством Суллы нанесли ему ряд сокрушительных поражений и в 85 г. до н. э. он вынужден был заключить с римлянами мир, отказавшись от всех своих завоеваний, сделанных в Греции и Малой Азии с начала войны.

Между тем Тигран завладел сначала албанскими областями - Сакасеной, Отеной и Орхистеной - и северо-западной областью Мидии Атропатены - Симбакой. Затем с царями Албании, Иберии и Мидии Атропатены был заключен договор о союзе на условиях предоставления ими отрядов в армию Тиграна. Вторгнувшись после этого с большим войском в Месопотамию, Тигран завоевал северо-западные области Парфянского царства: Адиабену, Мигдонию, Осроену и Кордуену. Парфяне вынуждены были также отказаться в пользу Тиграна и от Мидии, оккупированной армянскими войсками, занявшими и столицу ее Экбатану. Соседняя Мигдония, имевшая большое стратегическое и экономическое­значение, была превращена в особое армянское царство со столицей в Нисибиде; управление ею Тиграы поручил своему брату Гурасу. Аршакиды отказались от торжественного титула «царя царей», который Тигран присвоил теперь себе и своим преемникам.

После этого Тигран приступил к завоеванию последних остатков владений Селевкидов в Сирии. Овладев Коммагеной, он стал обладателем всех переправ через р. Евфрат из Щалои. Азии и Леванта в Армению и Нарфию.

В 84 г. он завоевал северную Сирию, восточную Киликию и большую часть Финикии с крепостью Птолемаидой. Царство Селевкидов полностью перешло к Тиграну. Столица Сирии Антиохия на р. Оронте стала одной из столиц армянского царя. В Антиохии чеканилась монета с изображением Тиграна. Сирия и восточная (так называемая Равнинная) Киликия, вместе с Коммагеной, были объединены в особый административный округ под управлением Магадата - наместника Тиграна.

Наконец, воспользовавшись смертью Суллы, Тигран и Митридат вновь завоевали Каппадокию. Согласно ранее заключенному договору территория Каппадокии была присоединена к Понтийскому царству, а область г. Мелитены - к Великой Армении Цветущие города Киликии и столица Каппадокии г. Мазака подверглись страшному опустошению. Многие жители Кардуэны, Адиабены, Киликии, Каппадокии, особенно лштели городов, со всем своим имуществом были насильственно переселены в Армению, главным образом в основанную Тиграном новую столицу Тигранакерту,

Так из правителя небольшого государства, унаследованного от предков, Тигран превратился во владыку огромной державы, раскинувшейся от р. Куры до границ Палестины и от Средиземного моря до Каспийского.

В связи с расширением пределов царства столица Артаксата, оказав­шаяся в северо-восточном углу владений Тиграна, уже не могла служить главным политическим центром. Свою новую столицу Тигранакерту Тигран построил в центре своего царства, на берегу притока р. Титра - Никефория, в плодородной местности, на скрещении торговых путей в Индию, Каппадокию и Понт, Сирию и Киликию. Новый город вырос необычайно быстро: вместе с царским двором туда насильственно, под страхом конфискации имущества, переселилась армянская знать; кроме того, туда были насильственно переселены 300 тыс. жителей городов Ассирии, Осроены, Кордуены и Адиабены, а после оккупации Каппа­докии и Киликии - жители Мазака и других городов, главным образом ремесленники и купцы. Аппиан рассказывает, что новый город был обнесен мощной и высокой стеной, в толще которой помещались конюшни. Царский дворец был окружен садами, парками и прудами. Начата была постройка роскошного грандиозного театра по греческому образцу.

Однако в противовес прежней Армении новое государство Тиграна II отличалось внутренней слабостью, так как было лишено органического единства. Царство Тиграна представляло собой непрочное объединение различных по уровню экономического развития областей с населением, неодинаковым по характеру культуры и языку. Здесь были и эллини­стические города с рабовладельческим хозяйством, утонченной культурой и всеми присущими им социальными противоречиями и разрозненные племена номадов, живших своим примитивным бытом. Основное ядро царства составляли области с населением, говорящим на армянском языке.

Тигран II, подобно другим царям эллинистического Востока, был неограниченным монархом и являлся верховным собственником как центральных областей Армении, так и покоренных им территорий с их природными богатствами. Он по своему усмотрению распоряжался всем жившим на этих территориях населением со всем его частным общественным имуществом. Страной Тигран II управлял с помощью многочисленных должностных лиц, высшие из которых, облеченные особым доверием, входили в состав царского двора. Наличие центральных областей, составлявших основное ядро царства, и периферийных завоеванных областей отразилось в организации управления этой обширной империи. Наиболее плодородные земли во внутренних областях государства составляли наследственную собственность царской династии -«царскую землю». Некоторые из них составляли царские поместья, а остальные были переданы царем во владение знатным аристократическим родам за те или иные услуги царскому дому. Завоеванные области были разделены на отдельные наместничества во главе с назначавшимися царем наместниками, которые соединяли в своих руках военную и гражданскую власть, подобно сатрапам в государстве Селевкидов. Наместниками назначались представители высшей родовой и служилой знати, а иногда и члены царского дома. Их задачей была организация эффективной защиты пределов царства. Господствующим классом в стране, на который опиралась царская власть, являлась рабовладельческая аристократия; к ней примыкало и жречество. Экономической базой тех и других было крупное землевладение.

Святилищу богини Анахит принадлежала даже целая область - Анаитида (арм. Анахитакан) в Акилисене (в долине верхнего Евфрата), Управлявший ею верховный жрец (часто это был брат царя) считался вторым после царя лицом в государстве. Должности верховных жрецов крупных святилищ обычно были наследственными в знатном роде, за которым они были закреплены царем или который владел этим святилищем с незапамятных времен.

Из среды высшей знати замещались высшие государственные должности, закрепленные впоследствии за отдельными родами и замещавшиеся ими по наследству. Представители высшей родовой знати занимали также важнейшие командные посты в армии. Периферийные земли, организованные в особые наместничества, считались лишь переданными на тех или иных условиях в управление назначенным наместникам или искон­ным их правителям.

Важнейшими центрами хозяйственной жизни Великой Армении являлись частные поместья рабовладельческой знати - дастакерты. Награждая своих приближенных поместьями, царь передавал им земельные угодья вместе с жившим на них зависимым населением. Дастакерты представляли собой укрепленные замки с примыкавшими к ним службами, пашнями, садами, огородами и виноградниками. В этих поместьях широко применялся труд рабов и полусвободных крестьян. В поместьях, принадлежавших богатым древним святилищам, доходами с которых пользовались управлявшие ими жрецы, также эксплуатировался труд рабов и зависимых землевладельцев, которые назывались «священными рабами» (гиеродулами).

Труд рабов широко применялся при сооружении городов и укреплений, в солеварнях, каменоломнях и в разработках рудных месторождений, а также в городах и на принадлежащих городам земельных участках, где жило эллинизированное население, принесшее с собой привычные формы рабовладельческого хозяйства.

Основную массу населения составляло свободное крестьянство, жив­шее общинным укладом. Сидевшие на земле общинники обладали лишь правом землепользования, за что должны были вносить в казну подати, выполнять всевозможные трудовые повинности и отдавать еще часть продуктов сельского хозяйства. Жившие на царской земле считались «царскими людьми» и соответствовали категории полузависимых крестьян в других эллинистических государствах. Во главе сельской общины, как и раньше, стоял старшина, сдававший подати в царскую казну.

Основную массу рабов составляли вначале военнопленные, которых сажали на землю и наделяли необходимыми орудиями, приближая тем самым к положению зависимых крестьян. Особой формой эксплуатации труда являлась широко распространенная на эллинистическом Востоке практика насильственного переселения целыми семьями жителей завоеванных областей на царские земли.

Таким образом, армянское общество времен Тиграна было вполне сложившимся рабовладельческим обществом, но по сравнению с рабовладельческими обществами Греции и Рима менее развитым. В нем еще существовали установления, характерные для раннерабовладельческих обществ и хорошо известные на примерах Древнего Востока, такие, как долговое закабаление, угон населения в другие области целыми семьями, поселение рабов на земле.

Тигран всячески поощрял развитие широкой международной торговли. Он заботился о благоустройстве и поддержании безопасности дорог, занимался интенсивным градостроительством на основных торговых магистралях.

В обстановке развала государства Селевкидов Тигран и Митридат Понтийский сделали попытку взять обеспечение международной торговли в свои руки. Митридат заботился о развитии северных торговых путей через страны Закавказья и Боспорское царство, а Тигран - путей, ведших через Малую и Переднюю Азию. Этим и объясняется в значительной степени завоевательная политика Тиграна и та поддержка, которую ему оказывали правящие классы эллинистических городов - торгово-ростовщические элементы, крупные рабовладельцы, собственники ремесленных мастерских. Торговля приносила царю огромный доход в виде пошлин, обильно стекавшихся в его казну.

В числе армянских городов того времени особенно большую роль играли древняя столица Армавир и обе новые столицы - Арташат и Тигра-накерта, а также города Вардгесаван (позднейший Вагаршапат), Ван, Ервандашат и др. Армяне в этих городах составляли, с одной стороны, господствующий слой, знать, с другой стороны - городские низы, трудовой люд.

Преобладающим элементом населения городов были греки и сирийцы, а в Тигранакерте, возможно, еще и каппадокийцы. Каждый город имел святилище своего главного бога-покровителя. Характерной чертой армянских городов того времени являлось существование при­надлежащей городу территории, заселенной земледельцами, которые владели наделами на правах горожан.

Говоря о широком развитии транзитной торговли в Армении, не следует упускать из виду развитие товарного производства в самой Армении, ее внутренней торговли и вывоза армянских товаров в другие страны.

Из ремесел особенно высокого развития достигли металлургия, использовавшая местные залежи железной и медной руды и свинца для изготовления в большом количестве оружия и орудий труда, гончарное производство, художественная обработка камня и дерева, производство мебели и домашней утвари, кожевенное, ткацкое ремесло - производство всех сортов тканей для населения, а также роскошных художественных тканей и ковров, красильное дело и ювелирное ремесло.

Многочисленные города Армении того времени в археологическом отношении еще почти совершенно не изучены. В древнем армянском г. Армавире существовало святилище, где издавна совершались гадания по шелесту листьев священной платановой рощи и давались прорицания.

О высоком развитии строительного искусства свидетельствуют ра­скопки в Гарни, в 27 км от Еревана, у подножья Гехамских гор. Это была укрепленная летняя резиденция армянских царей, построенная на высоком мысу над глубокими обрывистыми ущельями, с текущей внизу горной речкой Азат. К крепости примыкало большое и богатое поселение. В Гарни сохранились развалины замечательного античного храма, постройка которого относится ко II в. н. э. Однако раскопками вскрыты и более древние постройки. Особого внимания заслуживают мощные оборонительные стены с башнями, построенные из громадных, великолепно отесанных рустованных базальтовых глыб, сложенных насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Крепостная стена была построена примерно в III в. до н. э..

Крепость Гарни с находившейся там царской резиденцией и возник­шим возле нее поселением, несомненно, играла большую роль во времена Тиграна и продолжала играть еще более значительную роль в последующие века, от которых в Гарни сохранились замечательные памятники архитектуры и изобразительного искусства.

Основным ядром большой армии Тиграна были армянские воины. Кроме того, союзные цари и подвластные династы поставляли многочисленные вспомогательные отряды, которые придавали ей типичную для армий больших государств Передней Азии пестроту. Плутарх, описывая войска Тиграна, говорит, что к Тиграну во время войны с Лукуллом собрались для защиты Тигранакерты (в 69 г. до н. э.) «поголовным ополчением армяне и гор диены, явились цари с поголовным ополчением мидян и адиабенов, пришло от моря, что при Вавилоне, много арабов, а от Каспийского моря - множество албанов и их соседей иберов, прибыло также немалое количество живущих по Араксу». Армию Тиграна отличала от армий эллинистических государств очень незначительная роль в ней наемных отрядов, составлявших основное ядро армий таких держав, как, например, государство Селевкидов и Египет Птолемеев.

Постоянное армянское войско состояло из конницы, вооруженной копьями и кривыми саблями, особый отряд которой был закован в сплошные панцыри, и специальных отрядов конных лучников. Пехота набиралась в случае войны; во время войны с римлянами она была реорганизована и вооружена по римскому образцу. При армии существовали также специальные отряды саперов, боевые колесницы и военные машины. О размерах армии можно судить по тому, что в отдельных сражениях численность армянских войск, согласно римской версии, достигала до 300 тыс. бойцов.

Содержание армии, двора и административного аппарата требовало огромных средств, в которых не было недостатка, так как царская казна возросла до небывалых размеров и Тигран располагал укрепленными хранилищами -«газофилакиями», наполненными золотом и различными сокровищами. Таковы были замки Бабирса и Олана в районе г. Артак-саты и Артагейрына р. Евфрате. Главными источниками их пополнения служили военная добыча, доходы с царских имений, государственные подати и таможенные пошлины.

В связи с высоким развитием экономических связей и, в частности, внутренней и внешней торговли в Армении развилось денежное обращение, появился денежный капитал. Возникла большая потребность в армянских денежных номиналах, которые бы имели хождение по всей обширной империи Тиграна. С этой целью была произведена реорганизация монетной системы. Началась чеканка золотых монет; кроме того, в большом количестве чеканились серебряные тетрадрахмы и разменная бронзовая монета. На всех монетах был изображен царь Тигран, монеты были снабжены греческой надписью с его именем. Кроме того, в обращении были селевкидские, парфянские и римские монеты.

Армянская религия того времени носила яркий отпечаток синкретизма. В многочисленных древних святилищах почитались божества, культы которых восходили к урартским и еще более древним временам. Вместе с ними в святилищах дрзвнеармянских божеств утвердились еще со времен господства Ахеменидов некоторые иранские культы. В Армению проник и зороастризм, широко распространившийся среди высших слоев армянского общества.

Наиболее чтимым в народе божеством была богиня Анахит, культ которой проник в Армению из Бактрии; с ним были связаны таинственные обряды почитания воды и огня. Образ ее слился с образом женских малоазиатских божеств плодородия. Самое знаменитое святилище Анахит находилось в Акилиссие.

В местности Камах был расположен храм верховного армянского божества Арамазда. В округе Дерджап находился храм Митры, бога огня, солнца и космического света, наиболее чтимого после Анахит; культ его был особенно широко распространен среди армянской знати. Цари Армении почитали его своим богом-покровителем. Почитались также бог войны Вахагн, супруг Анахит, считавшийся отцом Митры, бог луны и звезд - Тир и богиня Астхик. Храмы этих богов составляли один из главнейших культовых центров древней Армении в долине верхнего Евфрата.

Другой, столь же богатый святилищами, культовый центр находился в долине Евфрата - Арацани, в местности Аштишат. Третья группа святилищ была сосредоточена в Багаване, у подножья горы Нпат. Еще один культовый центр был расположен в верховьях Тигра.

Греческое влияние на древние армянские культы началось еще в III в., во времена Селевкидов, но особенно сильным оно стало в правление Тиграна. В это время на армянские религиозные образы наслоились черты греческих божеств и было принято отождествлять армянские божества с греческими: Арамазда с Зевсом, Вахагна с Гераклом, Митру с Аполлоном, Гелиосом и Гефестом, Анахит с Артемидой и Кибелой, Нанэ с Афи­ной, Астхик с Афродитой.

Но все эти божества отражали главным образом проникнутую иноземными влияниями религию и культуру правящих классов. Население армянских деревень продолжало придерживаться своих древних культов и обрядов. Особенно большим почитанием пользовался культ солнечного божества Арди-Арега, культ умирающего и воскресающего бога Ара Прекрасного и древние божества влаги и плодородия. Это были могучие силы природы, от которых зависело благополучие трудового населения: урожай полей, размножение скота. Образы этих богов не запечатлены ни в статуях, ни в храмах, они известны лишь по древним народным песням и эпическим сказаниям.

Благодаря длительным и тесным политическим и культурным связям армянского народа с персами иранская культура наложила известный отпечаток на слагавшуюся тогда культуру армянского народа, преимущественно на культуру армянской знати. В период господства Селевкидов, а особенно в годы правления Тиграна II, в среде господствующего класса Армении весьма большую роль стала играть греческая культура. При дворе Тиграна находились такие представители греческой культуры, как Метродор из г. Скепсиса - известный философ, историк и политический деятель, страстный ненавистник римлян, автор несохранившейся истории Тиграна и выдающийся афинский ритор и писатель Амфикрат. В Тигра-накерте и Арташате были построены театры по образцу театров греческих городов, где выступали греческие актеры и ставились произведения греческих трагиков. Особенной популярностью пользовался Еврипид. Сын Тиграна Артавазд, наследовавший царство после отца, сам был известным писателем, автором речей, исторических сочинений и трагедий на греческом языке.

Однако эллинизация Армении была очень поверхностной, захватившей лишь внешнюю сторону жизни верхов армянского общества. Греческая культура не могла пустить глубоких корней в Армении, так как она не смогла стать достоянием широких народных масс.

История Древней Армении насчитывает не одну тысячу лет, а сами армяне жили задолго до возникновения наций современной Европы. Они существовали и до появления античных народов - римлян и эллинов.

Первые упоминания

В клинописях персидских правителей встречается название «Арминия». Также Геродот упоминает «армен» в своих трудах. По одной из версий, это был индоевропейский народ, переселившийся из Европы в XII в. до н. э.

Другая гипотеза утверждает, что праармянские племенные союзы возникли впервые на к 4-3 тысячелетию до н.э. Именно они, как утверждают некоторые ученые, встречаются в поэме «Илиада» Гомера под названием «аримы».

Одно из названий Древней Армении - Хай, - по предложениям ученых, происходит от названия народа "хайасы". Это название упоминается на глиняной хеттских таблицах во II тысячелетии до н. э., обнаруженных при археологических раскопках Хаттушаши - древней столицы хеттов.

Есть сведения, что ассирийцы называли эту территорию страной рек - Наири. По одной из гипотез, в нее входили 60 различных народов.

В начале IX в. до н. э. возникло мощное царство Урарту со столицей Ван. Считается, что это древнейшее государство на территории Советского Союза. Цивилизация Урарту, преемниками которой стали армяне, была довольно развитой. Существовала письменность, основанная на вавилоно-ассирийской клинописи, земледелие, скотоводство, металлургия.

Урарту славилась технологией возведения неприступных крепостей. На территории современного Еревана находились две из них. Первая - Еребуни, была построена одним из первых царей Аргишти. Именно она дала название современной столицы Армении. Вторая - Тейшебаини, основана царем Руса II (685-645 гг. до н. э.). Это был последний правителель Урарту. Государство не смогло противостоять мощной Ассирии и навсегда погибло от ее оружия.

На ее смену пришло новое государство. Первые цари Древней Армении - Еруанд и Тигран. Не нужно путать последнего со знаменитым правителем Тиграном Великим, который позже будет наводить ужас на Римскую империю и создаст великую империю на Востоке. Появился новый народ, образовавшийся в результате ассимиляции индоевропейцев с местными древними племенами хайами и урарту. Отсюда пошло новое государство - Армения Древняя со своей культурой, языком.

Вассалы персов

В свое время Персия являлась мощным государством. Все народы, жившие в Малой Азии, подчинились им. Эта участь постигла и Армянское царство. Господство над ними персов длилось более двух веков (550-330 гг. до н. э.).

Греческие историки об Армении времен персов

Армения - древняя цивилизация. Это подтверждают и многие историки античности, например, Ксенофонт в V в до н. э. В качестве участника событий автор «Анабасиса» описал отступление 10 тысяч греков к Черному морю через страну, которая носит название Армения Древняя. Греки увидели развитую хозяйственную деятельность, а также быт армян. Они повсюду находили в этих краях пшеницу, ячмень, ароматные вина, свиное сало, различные масла - фисташковое, кунжутное, миндальное. Древние эллины также увидели здесь изюм, стручковые плоды. Помимо продуктов растениеводства, армяне разводили домашних животных: коз, коров, свиней, кур, лошадей. Данные Ксенофонта говорят потомкам, что народ, проживающий на этом месте, был развит в экономическом плане. Обилие различных продуктов бросается в глаза. Армяне не только сами производили продукты питания, но и активно занимались торговлей с соседними землями. Конечно, Ксенофонт про это ничего не говорил, однако он перечислил некоторые продукты, которые не произрастают на данной территории.

Страбон в I в. н. э. сообщает, что Армения древняя имела очень хорошие пастбища для лошадей. Страна не уступала Мидии в этом плане и поставляла лошадей ежегодно для персов. Упоминает Страбон об обязанности армянских сатрапов, административных губернаторов времен правления персов, об обязанности поставлять в честь знаменитого празднества Митры около двух тысяч молодых жеребят.

Армянские войны в древности

Историк Геродот (V в. до н.э.) описал армянских воинов той эпохи, их вооружение. Солдаты носили небольшие щиты, имели короткие копья, мечи, дротики. На головах - плетеные шлемы, обуты они были в высокие башмаки.

Завоевание Армении Александром Македонским

Эпоха Александра Македонского перекроила всю карту и Средиземноморья. Все земли огромной персидской империи вошли в состав нового политического объединения под властью Македонии.

После смерти Александра Великого государство распадается. На востоке образуется Селевкидское государство. Некогда единая территория единого народа разделилась на три отдельных области в составе новой страны: Великая Армения, находящаяся на Араратской равнине, Софена - между Евфратом и верхним течением Тигра и Малая Армения - между Евфратом и верхним течением Ликоса.

История древней Армении хоть и говорит о постоянной зависимости от других государств, однако показывает, что она касалась только вопросов внешней политики, что благотворно сказалось на развитии будущего государства. Это был своеобразный прообраз автономной республики в составе сменяющих друг друга империй.

Часто называли базилевсами, т.е. царями. Они сохраняли лишь формальную зависимость, посылая в центр дань и войско в военное время. Никаких попыток проникнуть во внутреннюю структуру армян не предпринимали ни персы, ни эллинистическое государство Селевкидов. Если первые так управляли практически всеми своими отдаленными территориями, то правопреемники греков всегда изменяли внутренний уклад покоренных народов, навязывая им «демократические ценности» и особый порядок.

Распад государства Селевкидов, объединение Армении

После поражение Селевкидов от Рима армяне получили временную независимость. Рим еще был не готов после войны с эллинами приступить к новым завоеваниям народов. Этим и воспользовался некогда единый народ. Начались попытки восстановления единого государства, что звалось "Армения древняя".

Властитель Арташес объявил себя независимым царем Арташесом I. Он объединил все земли, которые говорили на одном языке, включая Малую Армению. Последняя область Софена вошла в состав нового государства позже, через 70 лет, при знаменитом правителе Тигране Великом.

Окончательное формирование армянской национальности

Считается, что при новой династии Арташесидов и произошло великое историческое событие - формирование национальности армян со своим языком и культурой. Большое влияние на них оказывало соседство с развитыми эллинистическими народами. Чеканка собственных монет с греческими надписями говорила о сильном влиянии соседей на культуру и торговлю.

Арташат - столица древнего государства Великая Армения

В эпоху правления династии Арташесидов появляются первые крупные города. Среди них - город Арташат, который стал первой столицей нового государства. В переводе с греческого он означал «радость Артаксия».

Новая столица имела выгодное географическое положение в ту эпоху. Она располагалась на магистральном пути к портам Черного моря. Время появления города совпало с налаживанием сухопутных торговых связей Азии с Индией и Китаем. Арташат стал приобретать статус крупного торгового и политического центра. Плутарх высоко оценивал роль этого города. Он дал ему статус «Карфагена Армении», что в переводе на современный язык означал город, который объединяет все близлежащие земли. О красоте и роскоши Арташата знали все средиземноморские державы.

Расцвет Армянского царства

История Армении с древнейших времен содержит яркие моменты могущества этого государства. Золотой век приходится на время правления Тиграна Великого (95-55 гг.) - внука основателя знаменитой династии Арташеса I. Столицей государства стал Тигранакерт. Этот город стал одним из ведущих центров науки, литературы и искусства всего Античного мира. Лучшие греческие актеры выступали в местном театре, знаменитые ученые и историки являлись частыми гостями Тиграна Великого. Один из них - философ Метродор, который являлся ярым противником разрастающейся Римской империи.

Армения стала частью эллинистического мира. Греческий язык проник в аристократическую верхушку.

Армения - уникальная часть эллинистической культуры

Армения в I в до н. э. - развитое передовое государство мира. Она взяла все лучшее, что было в мире - культуру, науку, искусство. Тигран Великий развивал театры, школы. Армения являлась не только культурным центром эллинизма, но и сильным в экономическом плане государством. Росла торговля, промышленность, ремесла. Отличительной чертой государства являлось то, что оно не взяло систему рабства, которую применяли греки и римляне. Все земли обрабатывали крестьянские общины, члены которых были свободными.

Армения Тиграна Великого раскинулась на обширные территории. Эта была империя, которая охватывала огромную часть от Каспийского до Средиземного морей. Ее вассалами сделались множество народов и государств: на севере - Цибания, Иберия, на юго-востоке - Парфия и арабские племена.

Завоевание Римом, конец Армянской империи

Возвышение Армении совпало с расцветом еще одного восточного государства на территории бывшего СССР - Понта во главе с Митридатом. После долгих войн с Римом Понт также потерял свою независимость. Армения была в добрососедских отношениях с Митридатом. После его поражения она осталась один на один с могущественным Римом.

После продолжительных войн единая Армянская империя в 69-66 гг. до н. э. распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником» Рима. Так называли все покоренные государства. Фактически страна превратилась в очередную провинцию.

После вхождения в Римскую империю начинается античный этап государственности. Страна распалась, ее земли присваивали другие государства, а местное население постоянно конфликтовало друг с другом.

Армянский алфавит

В древнейшие времена армяне пользовались письменностью на основе вавилоно-ассирийской клинописи. В эпоху расцвета Армении, во времена Тиграна Великого, страна полностью переходит на греческий язык в деловом обороте. На монетах археологи находят греческую письменность.

Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем относительно поздно - в 405 году. Первоначально он состоял из 36 букв: 7 гласных и 29 согласных.

Основные 4 графических формы армянского письма - еркатагир, болоргир, шхагир и нотргир - развиваются только в Средние века.

Армянского царя Тиграна II уже при жизни называли Великим и Царем царей. В годы правления этого храброго воителя и мудрого властелина его страна достигла наивысшего расцвета и небывалого могущества​.

Тигран II был старшим сыном Тиграна I, армянского царя из династии Арташесидов. Родился он, как считается, в 140 году до н.э. В возрасте 35 лет наследник престола попал в заложники к парфянам, которые в 105 году до н.э. напали на Армянское царство и нанесли ему сокрушительное поражение. Тиграну прошлось провести целых десять лет при дворе царя Митридата II, прежде чем он смог вернуться на родину. Когда в 95 году пришла весть о кончине отца, Тигран II сумел выторговать себе свободу в обмен на несколько обширных плодородных армянских долин. Условия выкупа были крайне суровыми – Тиграну пришлось отдать земли, открывающие парфянам прямой доступ к столице Арташату, и уступить озеро Урмия, из которого добывалась поваренная соль.

Вернувшись в Армению, царь не стал терять времени даром. Сперва он присоединил к своему царству два маленьких соседних государства Кордук и Цопк, затем прикрыл свои тылы, женившись на дочери понтийского царя Митридата VI и заключив с ним военный союз. Еще год Тиграну II потребовалось на создание сильной и боеспособной армянской армии. Когда цель была достигнута, царь отправился в первый из своих многочисленных походов. После захвата Каппадокии, Иберии и Кавказской Албании, Тигран решил расквитаться с парфянами за свой унизительный плен, а заодно вернуть богатые земли, отданные за свободу. В 88 году до н.э. он разгромил парфянскую армию и захватил большую часть страны, включая Месопотамию и Мигдонию. Кроме того, парфянский царь Готраз I уступил Тиграну II свой титул Царя царей.

Тигран II Великий в окружении подданных

После победоносной парфийской кампании Тигран обратил свой взор в сторону сирийских владений Селевкидов. Он мог себе это позволить: Армения процветала, как никогда в своей истории, со всех захваченных земель в страну рекой лились богатства. В 88 году до н.э. царь пошел походом на Сирию и практически без труда завоевал почти всю страну. Сирийскую столицу Антиохию он сделал своей главной резиденцией на юге. Здесь вскоре стали чеканить бронзовые монеты с изображением Тиграна II. В 77 году до н.э., основательно укрепив свою власть и значительно расширив границы Армении, которая теперь простиралась от Каспийского моря до Средиземного, Тигран стал строить свою новую столицу. Город был назван Тигранакертом. Сюда царь переселил захваченных им в плен жителей греческих городов и высшую армянскую знать; здесь же находилась его официальная резиденция.

Последней крупной военной кампанией царя Тиграна стало противостояние с римлянами. Последние с беспокойством следили за ростом могущества и власти Армянского царства. Формальным поводом для конфликта стал отказ Тиграна II выдать римлянам Митридата VI, бежавшего под защиту зятя после поражения в битве под Кабирой. В 69 году до н.э. римляне под предводительством Лукулла вторглись в Армению и осадили Тигранакерт. Сражение было проиграно, а сам город захвачен и разграблен. Через год Тигран Великий отомстил римлянам за свою павшую столицу: в битвах при Арацани и Арташате он нанес вражеской армии сокрушительный удар.

Однако могущество Великой Армении уже было подорвано. В последующие годы Тиграну пришлось вести борьбу за гегемонию сразу с двумя державами – Римом и Парфией. В последней на троне сидел сын Тиграна II, который предал отца и вступил в союз с Гнеем Помпеем. Царя царей заставили подписать договор, по которому Армении пришлось отдать большую часть захваченных земель и выплатить шесть тысяч талантов контрибуции. Однако несмотря на это, Армении все же удалось сохранить за собой статус одной из великих держав, а последние годы правления Тиграна II, умершего в возрасте 85 лет в 55 году до н.э., были отмечены миром и процветанием для Армянского царства.