Для многих из нас детство и юношество одни из самых беззаботных периодов. Кажется, что нет никаких проблем и преград, нет жестких обязанностей и рамок. Но это, к сожалению, касается не всех. У многих детей и подростков в силу возраста неустойчивая и активная психика, которая, как губка, впитывает не только позитивные моменты, но и негативные эмоции. Кто-то приспосабливается контролировать собственные чувства, а кто-то попадает в пучину проблем и тревог. Психические расстройства у детей – далеко не редкое явление, с которым необходимо бороться. Но как распознать симптомы заболевания? Как они лечатся? К кому следует обратиться?

Что такое психическое расстройство?

С самого детства мы познаем мир. Даже младенец, который выражает чувства лишь на инстинктивном уровне, воспринимает чужие эмоции и интонации. Психика в раннем возрасте открыта к новым впечатлениям. Каждое событие накладывает свой след на социальные навыки, формирует привычки и повадки, помогает найти способ самовыражения в новом мире. Но далеко не всегда эти события несут позитивные эмоции. Даже случайно брошенное слово может запустить непростой механизм формирования тревоги и беспокойства. Часто взрослые не понимают, как именно работает разум ребенка, как он воспринимает слова и поступки старшего поколения.

Подростковые и детские психические расстройства можно условно разделить на четыре категории:

  • тревожные расстройства;
  • шизофрения;
  • социальные расстройства;
  • депрессивные расстройства.

Каждое из этих отклонений может зародиться в любом возрасте. Решающий момент в распознании и лечении психических болезней играют взрослые. Но иногда бывает, что родители теряются, обнаружив у своего чада депрессию или тревогу. Некоторые из них не знают, к кому обратиться. Другие боятся вести ребенка к специалисту, считая, что тем самым они обрекают его на статус «больного». А некоторые до последнего отрицают наличие болезни, списывая капризность или замкнутость на особенность характера или определенного возрастного периода.

Ни в коем случае не стоит заниматься самопознанием такой проблемы, пытаться найти решение в интернете или лечить ребенка по совету знакомых. Все, что связано с травмами психики, должно немедленно исправляться профессионалами, ведь неизлеченная болезнь способна создать огромные неприятности в более старшем возрасте.

Виды психических расстройств

Наиболее часто встречаются расстройства тревожного типа. Они проявляются в виде страхов и фобий у ребенка. Каждое чадо в какой-то мере испытывает тревогу. Маленькие дети боятся разлуки с мамой, подростки часто стесняются выступать перед публикой. Это нормальная реакция на стрессовые ситуации, но бывает, что тревога становится неконтролируемой. Например, образуется панический страх насекомых или животных, боязнь темноты или высоты. При контакте с нежеланным объектом ребенок не просто испытывает дискомфорт, а погружается в состояние глубокого испуга и беспокойства. Именно эти случаи требуют особого внимания и своевременного лечения.

Шизофрения – опасная, но очень редкая болезнь среди детей. Признаки заболевания ярко выражены, и не обращать на них внимания невозможно. Ребенка или подростка мучают слуховые и зрительные галлюцинации, преследует навязчивые мысли, он испытывает паранойю, прослеживается неслаженная речь и замкнутость. Шизофреническое расстройство требует немедленного вмешательства врачей, современная медицина позволяет быстро и эффективно восстанавливать ранимую и уязвимую психику.

Расстройства социального характера проявляются в виде явного нарушения норм общения и поведения. Можно ли их списать на невинное ребячество? Нет! Именно это и отличает болезнь от нормального поведения. Ребенок может пытаться нанести вред кому-то из окружающих, его преследует навязчивые мысли о нарушении общепринятых правил. В первую очередь специалисты начинают разбираться в поведении родителей, так как в этом случае они могут являться пусковым механизмом заболевания.

Депрессивные расстройства часто поражают подростков. У них уже сложилась определенная картина мира, внутренняя картина себя и своего окружения, но не всегда они способны справляться с негативными сигналами извне. Невозможность разрешить внутренний конфликт, побороть стресс провоцирует психологические проблемы. Какая-то часть жизни теряет для них смысл, чувства путаются в клубок, и единственным верным выходом кажется побег от проблемы или полное в неё погружение.

Каждое из этих расстройств необходимо распознавать и лечить. Но как взрослому увидеть зерно проблемы в детской психике?

Симптомы детских расстройств

Психические расстройства у детей могут проявляться как в виде физических отклонений, так и в виде психических. Признаки всегда смешиваются, образуя целую картину заболевания. Она может проявляться в виде таких особенностей:

  • беспричинная тревога и страх;
  • навязчивые мысли или паранойя;
  • частая смена настроения;
  • беспочвенная злоба, агрессивность;
  • замкнутость и социальная изолированность;
  • периодические головные боли;
  • боли живота, тошнота;
  • спутанное мышление;
  • странные телодвижения и нарушение координации.

Некоторые признаки заболевания могут совпадать с какими-то чертами характера. Например, если ребенок сам по себе тихий и спокойный, то некоторая замкнутость, в отсутствии других симптомов, совсем не означает наличие какой-то болезни. Так как дети и подростки часто не могут совладать со своими чувствами и понять внутреннюю тревогу, психические расстройства у них быстро прогрессируют и выражаются множеством симптомов сразу.

Чтобы обратиться к врачу и начать эффективное лечение, попробуйте разобраться, что же послужило причиной болезни?

Что провоцирует расстройства?

В зависимости от вида и тяжести заболевания расстройства у детей могут обуславливаться самыми разными причинами. Это могут быть причины психологического, физического или генетического характера.

Проблемы психологического характера являются самыми распространёнными. Жесткое обращение с ребенком, отсутствие должного ухода и воспитания, неудовлетворенность жизненно важных потребностей, развод родителей, смерть близкого, травмирующее событие – каждая из этих ситуаций может запустить проблемы с психикой. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, порой достаточно неверного слова или эмоциональной картинки, чтобы ребенок испытал глубокий шок и получил психологическую травму. Непонимание между подростками и родителями, проблемы взаимоотношений в школе или компании часто становятся причиной депрессивных расстройств и даже суицидальных наклонностей.

Заболевания, которые вызваны физическими причинами, проявляются с самых ранних возрастов, они тяжелей поддаются лечению и распознанию. Например, мать недоедала во время беременности, принимала наркотики, психотропные вещества или употребляла алкоголь, испытывала сильный стресс или подверглась вирусному заболеванию. Каждое из этих событий влияет на формирование ребенка, в том числе и на устойчивость его психики. У таких детей непостоянный характер, они подвержены неврозам и отклонениям в развитии, могут развиваться тяжелые болезни, вплоть до шизофрении. К этому фактору можно отнести и гормональные проблемы у подростков, которые часто сказываются на их поведении и восприятии.

Генетический фактор тоже играет важную роль. Наличие в родстве человека с шизофреническим расстройством или любым отклонением психики напрямую может сказаться на детях.

Какой бы ни была причина болезни, способ её разрешения остается один – необходимо обратиться к специалисту.

Как и где лечить болезнь?

Психические расстройства у детей решаются с помощью детских психиатров и психотерапевтов. В зависимости от тяжести и вида заболевания, врач назначает лечение. Для начала просто проконсультируйтесь со специалистом, изложите суть проблемы, опишите видимые симптомы. Ребенок страдает фобией или подросток подвержен депрессии? В этом случае вам порекомендуют сеансы психотерапии. Часто они проходят в присутствии члена семьи, для большей поддержки и понимания проблемы. Психиатр найдет корень зла, событие или воспоминание, которое стало причиной расстройства. С помощью специальных тестов и методик доктор научит ребёнка справляться с новыми для него чувствами и эмоциями.

В более тяжелых случаях, когда имеет место шизофрения либо заболевания с ярко выраженными физическими признаками, к психотерапевтическим сеансам добавляется медикаментозное лечение. Успокоительные или противотревожные препараты, антидепрессанты могут сгладить симптомы, подавить негативные эмоции, чтобы терапия проходила более эффективно.

Детские и подростковые расстройства не решатся, если ребенок не будет видеть поддержку взрослых. Каждый родитель и близкий человек в период лечения и реабилитации должен проявлять еще большую любовь и заботу. Не нужно скидывать груз ответственности на ребенка и врача, ведь именно благоприятная атмосфера в семье способствует излечению. Чаще занимайтесь ребенком, водите его гулять, найдите интересные для него занятия, в которых и вы можете принять участие.

Методы профилактики тревоги и беспокойства

Психическое здоровье малыша начинается еще в утробе матери. Здоровый образ жизни и позитивный настрой при беременности – отличный способ профилактики возможных проблем. Чтобы не допустить нарушения психики у ребенка или подростка, родители должны быть внимательными, следить за своей речью и действиями перед ним, посвящать как можно больше времени совместным увлечениям. Семейные обеды и пикники, рыбалка, коллекционирование, чтение, занятия творчеством – вот лишь некоторые способы оказывать поддержку своему малышу. Ни в коем случае не подавляйте в нём задатки собственного «Я», всегда давайте ребенку возможность выбора.

Каждый родитель – не просто наставник и учитель для ребенка, он партнер и опора. Именно на плечи взрослых ложится ответственность за правильное и гармоничное развитие малыша. Не закрывайте глаза на чувства и эмоции маленького человека, ведь в нём зарождается независимая и важная личность!

Психические расстройства способны усложнить человеку жизнь даже больше, нежели очевидные физические недостатки. Особенно критично выглядит ситуация, когда от невидимого недуга страдает маленький ребенок, у которого вся жизнь впереди, а именно сейчас должно происходить стремительное развитие. По этой причине родителям следует ориентироваться в теме, внимательно следить за своими детьми и оперативно реагировать на любые подозрительные явления.


Причины возникновения

Детские психические заболевания не возникают из ниоткуда – есть четкий перечень критериев, которые не гарантируют развитие нарушения, однако сильно ему способствуют. Отдельные заболевания имеют собственные причины, но для данной сферы больше характерны смешанные специфические расстройства, да и речь ведь не о выборе или диагностике болезни, а об общих причинах возникновения. Стоит рассматривать все возможные причины, без деления по вызываемым ими расстройствам.

Генетическая предрасположенность

Это единственный совершенно неизбежный фактор. В этом случае заболевание обусловлено изначально неправильным функционированием нервной системы, а генные нарушения, как известно, не лечатся – доктора могут разве что приглушить симптомы.

Если среди близких родственников будущих родителей известны случаи возникновения серьезных психических расстройств, не исключено (но и не гарантировано), что они передадутся малышу. Однако такие патологии могут проявить себя даже в дошкольном возрасте.

Ограниченность умственных способностей



Повреждения головного мозга

Еще одна крайне распространенная причина, которая (как и генные нарушения) мешает нормальной работе мозга, но уже не на генном, а на видимом в обыкновенный микроскоп уровне.

В первую очередь сюда относятся травмы головы, полученные в первые годы жизни, но некоторым детям не везет настолько, что травмироваться они успевают еще до рождения – или в результате сложных родов.

Нарушения может спровоцировать также инфекция, которая считается более опасной для плода, но может заразить и ребенка.

Вредные привычки у родителей

Обычно указывают на мать, но если отец не был здоров из-за алкоголизма или сильного пристрастия к курению, наркотикам, это также могло сказаться на здоровье ребенка.


Специалисты утверждают, что женский организм особенно чувствителен к разрушительному воздействию вредных привычек, поэтому женщинам вообще крайне нежелательно пить или курить, но даже мужчина, желающий зачать здорового ребенка, должен предварительно воздерживаться от подобных способов на протяжении нескольких месяцев.

Беременной женщине пить и курить запрещено категорически.

Постоянные конфликты

Когда говорят, что человек способен сойти с ума в сложной психологической обстановке, это вовсе не является художественным преувеличением.

Если взрослый не обеспечивает здоровую психологическую атмосферу, то для малыша, который еще не обладает ни развитой нервной системой, ни правильным восприятием окружающего мира, это может стать настоящим ударом.



Чаще всего причиной возникновения патологий становятся конфликты в семье, поскольку там ребенок пребывает большую часть времени, оттуда ему некуда деться. Однако в некоторых случаях важную роль может сыграть и неблагоприятная обстановка в кругу сверстников – во дворе, в детском саду или школе.

В последнем случае проблему можно решить путем смены учреждения, которое посещает ребенок, но для этого нужно вникнуть в ситуацию и начинать менять ее еще до того, как последствия станут необратимыми.


Виды заболеваний

Дети могут заболевать практически всеми психическими недугами, которым подвержены и взрослые, но малыши имеют и свои (сугубо детские) болезни. При этом точная диагностика того или иного заболевания в детском возрасте сильно усложняется. Сказываются особенности развития малышей, поведение которых и без того сильно отличается от аналогичного у взрослых.

Не во всех случаях родители могут легко распознать первые признаки проблем.

Даже доктора обычно ставят окончательный диагноз не ранее достижения ребенком младшего школьного возраста, используя для описания раннего расстройства весьма размытые, слишком общие понятия.

Мы приведем обобщенный список заболеваний, описание которых по этой причине не будет идеально точным. У некоторых пациентов отдельные симптомы проявляться не будут, а сам факт наличия даже двух-трех признаков не будет означать нарушения психики. В целом сводная таблица детских психических расстройств выглядит так.

Умственная отсталость и задержка развития

Суть проблемы вполне очевидна – ребенок физически развивается нормально, но по умственному, интеллектуальному уровню существенно отстает от своих ровесников. Не исключено, что он никогда не достигнет уровня хотя бы среднего взрослого человека.


Результатом может стать психический инфантилизм, когда взрослый человек ведет себя в буквальном смысле подобно ребенку, причем дошкольнику или школьнику младших классов. Такому ребенку куда сложнее учиться, это может быть вызвано как плохой памятью, так и неспособностью по собственному желанию сосредоточить внимание на конкретном предмете.

Отвлечь малыша от обучения может малейший посторонний фактор.

Синдром дефицита внимания

Хотя по названию эта группа заболеваний может восприниматься как один из симптомов предыдущей группы, природа явления здесь совершенно другая.

Ребенок с таким синдромом в умственном развитии не отстает ничуть, а типичная для него гиперактивность большинством людей воспринимается как признак здоровья. Однако именно в чрезмерной активности и кроется корень зла, поскольку в этом случае она имеет болезненные черты – нет совершенно никакого занятия, которое ребенок бы любил и доводил до конца.



Совершенно очевидно, что заставить такого ребенка прилежно учиться крайне проблематично.

Аутизм

Понятие аутизма крайне широко, но в целом характеризуется очень глубоким уходом в собственный внутренний мир. Многие считают аутизм формой отсталости, но при некоторых формах потенциал обучения таких детей не очень сильно отличается от сверстников.

Проблема кроется в невозможности нормальной коммуникации с окружающими. Если здоровый ребенок абсолютно всему учится у окружающих, то аутист получает из внешнего мира куда меньше информации.

Серьезной проблемой также оказывается получение нового опыта, поскольку больные аутизмом дети крайне негативно воспринимают любые резкие перемены.

Однако аутисты способны даже к самостоятельному умственному развитию, просто оно проходит медленнее – из-за отсутствия максимальных возможностей для получения новых знаний.

«Взрослые» психические расстройства

Сюда следует отнести те недуги, которые считаются относительно распространенным явлением среди взрослых, а вот у детей встречаются довольно редко. Заметным явлением среди подростков являются различные маниакальные состояния: мания величия, преследования и так далее.

Детская шизофрения поражает лишь одного ребенка среди пятидесяти тысяч, но пугает масштабами регресса в умственном и физическом развитии. Из-за ярко выраженных симптомов стал известным и синдром Туретта, когда больной регулярно использует нецензурную лексику (неконтролируемо).




На что обратить внимание родителям?

Психологи с большим опытом работы утверждают, что абсолютно здоровых людей не существует. Если в большинстве случаев мелкие странности воспринимаются как своеобразная, но никому особо не мешающая черта характера, то в определенных ситуациях они могут стать явным признаком грядущей патологии.

Поскольку систематика психических заболеваний в детском возрасте осложняется похожестью симптомов у принципиально разных нарушений, не стоит рассматривать тревожные странности в привязке к отдельным заболеваниям. Лучше подать их в виде общего перечня тревожных «звоночков».

Стоит напомнить о том, что ни одно из названных качеств не является стопроцентным признаком психического расстройства – если только не наблюдается гипертрофированный, патологический уровень развития дефекта.

Итак, поводом для похода к специалисту может стать яркое проявление у ребенка следующих качеств.

Повышенный уровень жестокости

Здесь следует различать детскую жестокость, вызванную непониманием степени причиняемого дискомфорта, и получение удовольствия от целенаправленного, осознаваемого причинения боли – причем не только другим, но и себе.

Если малыш в возрасте около 3 лет тянет кошку за хвост, то он таким путем познает мир, а вот если в школьном возрасте он проверяет ее же реакцию на попытку оторвать ей лапу, то это уже явно ненормально.

В жестокости обычно выражается нездоровая атмосфера дома или в компании приятелей, но она может как пройти сама собой (под воздействием внешних факторов), так и дать непоправимые последствия.



Принципиальный отказ от еды и гипертрофированное желание похудеть

Понятие анорексии в последние годы на слуху – оно является следствием заниженной самооценки и стремлением к идеалу, который настолько преувеличен, что приобретает безобразные формы.

Среди детей, страдающих анорексией, практически все – это девушки-подростки, но следует различать нормальное слежение за своей фигурой и доведение себя до истощения, поскольку последнее крайне отрицательно влияет на работу организма.


Приступы паники

Боязнь чего-либо может выглядеть в целом нормальной, но иметь неоправданно высокую степень. Условно говоря: когда человек боится высоты (падения), стоя на балконе – это нормально, а вот если ему страшно находиться даже просто в квартире, на последнем этаже – это уже патология.

Такой необоснованный страх не только мешает нормальной жизни в социуме, но и может довести до более тяжелых последствий, фактически создавая сложную психологическую обстановку там, где ее нет.

Ярко выраженная депрессия и склонность к суициду

Грустить свойственно людям любого возраста. Если это затягивается на продолжительное время (например, пару недель), возникает вопрос о причине.

У детей фактически нет причин для того, чтобы впадать в депрессию на столь продолжительный период, поэтому ее можно воспринимать как отдельную болезнь.



Единственным распространенным основанием для детской депрессии может быть разве что сложная психологическая обстановка, однако она как раз является причиной развития многих нарушений психики.

Сама по себе депрессия опасна склонностью к самодеструкции. О самоубийстве хотя бы раз в жизни задумываются многие люди, но если данная тема принимает очертания увлечения, есть риск попытки нанесения себе увечий.


Резкие смены настроения или изменения в привычном поведении

Первый фактор указывает на расшатанность психики, ее неспособность сопротивляться в ответ на те или иные раздражители.

Если человек так ведет себя в повседневности, то его реакция в чрезвычайной ситуации может быть неадекватной. Кроме того, постоянными приступами агрессии, депрессии или страха человек способен изводить себя еще больше, а также отрицательно влиять на психическое здоровье окружающих.


Сильное и резкое изменение поведения, не имеющее конкретного обоснования, указывает скорее не на появление психического расстройства, а на повысившуюся вероятность такого исхода.

В частности – внезапно ставший молчаливым человек наверняка испытал сильный стресс.

Зашкаливающая гиперактивность, мешающая концентрации внимания

Когда ребенок очень подвижен, это никого не удивляет, но у него наверняка есть какое-то занятие, которому он готов посвятить продолжительное время. Гиперактивность с признаками нарушения – это когда малыш даже в активные игры не может играть достаточно долго, и не потому, что устал, а просто вследствие резкого переключения внимания на что-нибудь другое.

Повлиять на такого ребенка невозможно даже угрозами, а ведь он сталкивается с пониженными возможностями для обучения.


Негативные явления социального характера

Чрезмерная конфликтность (вплоть до регулярного рукоприкладства) и склонность к вредным привычкам сами по себе могут просто сигнализировать о наличии сложной психологической обстановки, которую ребенок пытается преодолеть такими неприглядными способами.

Однако корни проблемы могут быть и в чем-то другом. Например, постоянная агрессия может быть вызвана не только необходимостью защищаться, но и упомянутой в начале списка повышенной жестокостью.

Методики лечения

Хотя психические расстройства однозначно являются серьезной проблемой, большинство из них можно корректировать – вплоть до полного выздоровления, тогда как к неизлечимым патологиям относится сравнительно небольшой процент из них. Другое дело, что лечение может длиться годами и почти всегда требует максимального вовлечения всех окружающих ребенка людей.

Выбор методики сильно зависит от диагноза, при этом даже очень похожие по симптомам заболевания могут требовать принципиально разного подхода в лечении. Именно поэтому так важно максимально точно описать врачу суть проблемы и замеченную симптоматику. Главный упор при этом необходимо сделать на сравнение «было и стало», объяснить, почему вам кажется, что что-то пошло не так.


Большинство сравнительно простых заболеваний лечится обыкновенной психотерапией – и только ею. Чаще всего она имеет форму личных бесед ребенка (если он уже достиг определенного возраста) с доктором, который таким путем получает максимально точное представление о понимании сути проблемы самим пациентом.

Специалист может оценить масштаб происходящего, выяснить причины. Задача опытного психолога в данной ситуации – показать ребенку гипертрофированность причины в его сознании, а если причина действительно серьезная – попытаться отвлечь пациента от проблемы, дать ему новый стимул.

При этом терапия может принимать разные формы – например, замкнутые в себе аутисты и шизофреники вряд ли поддержат беседу. Они могут вообще не пойти на контакт с человеком, однако обычно не отказываются от тесного общения с животными, что в итоге может увеличить их общительность, а это – уже признак улучшения.


Применение медикаментов всегда сопровождается той же психотерапией, но уже свидетельствует о более сложной патологии – или же о большей ее развитости. Детям с нарушением навыков общения или замедленным развитием дают стимуляторы, чтобы увеличить их активность, в том числе – познавательную.

При ярко выраженной депрессии, агрессии или панических атаках прописывают антидепрессанты и успокоительные. Если ребенок демонстрирует признаки болезненных перепадов настроения и припадки (вплоть до истерики), используют стабилизирующие и антипсихотические средства.


Стационар – самая сложная форма вмешательства, показывающая необходимость постоянного наблюдения (хотя бы в течение прохождения курса). Такой тип лечения используется только для коррекции самых тяжелых расстройств – например, шизофрении у детей. Недуги такого рода не лечатся за один раз – маленькому пациенту придется неоднократно ложиться в больницу. Если положительные сдвиги будут заметны, такие курсы со временем станут более редкими и короткими.


Естественно, что во время лечения для ребенка должна быть создана максимально благоприятная обстановка, исключающая любой стресс. Именно поэтому факт наличия психического заболевания не нужно скрывать – наоборот, воспитатели в детском саду или школьные учителя должны знать о нем, чтобы правильно выстроить учебный процесс и взаимоотношения в коллективе.

Совершенно недопустимо дразнить или попрекать ребенка его расстройством, да и вообще не стоит о нем упоминать – пусть малыш почувствует себя нормальным.

Но чуть больше любите его, и тогда со временем все встанет на свои места. В идеале – реагировать лучше еще до проявления любых признаков (профилактическими методами).

Добейтесь стабильной положительной атмосферы в кругу семьи и выстройте доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог в любой момент рассчитывать на вашу поддержку и не боялся рассказать о любом неприятном для него явлении.

Дополнительную информацию, касающуюся этой темы, вы можете узнать, посмотрев видео ниже.

Создано 26.10.2012 14:53

Почему четверть всех детей страдают от расстройства психики?

За последнее десятилетие количество детей с неустойчивой психикой увеличились почти на 20%. Всего более 25% школьников нуждаются в специальной психологической помощи.

Психические расстройства - наиболее социальные болезни, поскольку касаются не только самого больного, но и тех, кто рядом с ним - утверждают детские психологи. Многие думают, что психически больные - опасные и неизлечимые. Это совсем не так. Нынешняя медицина позволяет стабилизировать состояние людей и детей в частности.

Люди часто боятся обращаться за квалифицированной помощью. Останавливает, возможно, недоверие к психологии, наконец боязнь получить клеймо "психически больной". Мы проводили опрос: восемь из десяти пациентов, которые лечились в психиатрическом диспансере, отметили, что после того, как они оказались в психиатрическом учреждении, отношение к ним со стороны коллег и родных ухудшилось, с больных даже в семьях начали насмехаться.

Психологи советуют родителям больше уделять внимания психически неуравновешенным детям. На ранней стадии болезнь можно остановить. В 15-20% случаев первичный психоз не повторяется. Однако его сразу не выявить, он перерастает в хроническую болезнь, а затем в инвалидность.

Психически больных детей особенно проблематично лечить, - рассказывает детский психиатр Василий Галябар. - Во-первых, им труднее адаптироваться, во-вторых, лечить детей психотропными лекарствами опасно. Часто приходится сталкиваться и с непониманием проблемы родителями. Когда происходит конфликт между родителями и детьми, психологические проблемы могут перерасти в физиологические недостатки. Бывают случаи, когда родители по десять лет не обращали внимания на психические расстройства собственных детей. И только когда у ребенка появлялись дефекты или они начинали вести себя очень странно, они обращались за помощью - сетуют специалисты Центра здоровья дримлайн. Сейчас уже работают над методологией обучения и воспитания психически неуравновешенных детей. Прежде всего это профилактика путем понимания таких детей.


Здравствуйте!!! Моей дочке 6,5 лет. Меня беспокоит то, что моя девочка в последнее время стала очень неуравновешенной, вспыльчивой и раздражительной. Когда у нее что-то не получается она начинает очень сильно психовать, кричать и плакать. Успокоить её просто так невозможно, и приходится поэтому ей уступать, сделать так как она просит. Я знаю, что это не правильно, но и выносить такие истерики тоже невозможно. В этом году у нее большая нагрузка на подготовку к школе. В детском саду усиленные занятия и мы начали ходить на подготовительные курсы в школу. Она стала уставать и нервничать, когда мы садимся делать домашнее задание. Особенно нервничает, когда у нее что-то не получается. Еще один такой момент меня волнует, я стала разрешать ей играть в компьютер, и после того как она проиграет начинает ни с того ни с сего плакать и истерить. Даже стала моргать глазами и открывать рот, когда нервничает. Меня это очень беспокоит, я не знаю как себя вести с ней. Как сделать так, чтобы она стала спокойнее. Что лучше сделать в такой ситуации?

Здравствуйте! По вашему описанию похоже, что поведение вашей дочки – результат повышенной нагрузки. Вам важно в этот период правильно себя вести, т.к. от этого зависят две важные вещи.

Во – первых, как вы правильно замечаете, девочка привыкает добиваться того, чего она хочет путем истерики .

Нет ничего плохого в том, чтобы идти навстречу ребенку. Мы же хотим, чтобы он научился идти на компромисс, поэтому должны подавать ему пример дружелюбия и сотрудничества. Однако, важно как мы это делаем и чему именно учим ребенка. Для того, чтобы ваше общение с ребенком было похоже на разумный договор, а не на то, что ребенок вас "продавил", нужно соблюдать важные условия:

1. Реагируйте только на вежливые просьбы и никогда на требования, тем более на грубые требования. Так, ребенок может попросить вас посмотреть 5 минут мультфильм сверх того времени, которое отведено. Но не может требовать это криком, приказным тоном или плачем.

Тут важен именно этот нюанс: не ЧТО именно нужно ребенку (этот вопрос всегда можно обсудить и прийти к взаимному согласию), а КАК он этого добивается.

Недавно на отдыхе наблюдала одну маму с ребенком пяти лет. Мальчик добивался внимания к себе исключительно тем, что подходил к маме и бил ее (несильно) или дергал. Мама реагировала на это очень спокойно, в ее представлении все было в порядке: ребенок хочет внимания. То КАК он этого добивается она, видимо, проблемой не считала.

2. Не выполняйте просьбы в результате бурных истерик. Если вы готовы подумать над просьбой ребенка, сделайте это раньше, чем он устроит скандал.

Если вы просто не выдерживаете и идете на уступки в результате истерики, то вы прямо учите ребенка добиваться своего именно таким путем. Истерики будут становиться все органичнее. Человек быстро привыкает к тому, что в результате демонстрации страдания ему дают все, что нужно. Так можно легко приучить "страдать напоказ".

3. Принцип "выиграл- выиграл". Учитесь сами и учите ребенка искать такой выход, при котором не будет проигравших. Прежде, чем резко отказать ребенку, возьмите паузу и дайте более взвешенный ответ.

Так, например, на просьбу ребенка купить ему мороженое, не говорите "нет", если вы считаете, что для сладкого не время. Сообщите ему, что мороженое будет, например, после обеда.

Второе, о чем вы пишите - новая область для девочки - школьное обучение. Если она занимается уроками, испытывая преимущественно негативные эмоции, то это закрепляется как отношение к учебе вообще.

Если закрепится негативное отношение к урокам, то оно будет переноситься на занятия почти любым предметом. Ребенок будет сопротивляться (ярко или тихо саботируя) всем попыткам усадить его за уроки.

Вам стоит действовать в следующих направлениях:

Снизить интенсивность нагрузки

Увеличить время занятий спортом и подвижными играми, время прогулок

Увеличить время, которое вы проводите вместе за любыми, приятными занятиями

Максимально снизить время просмотра ТВ и время, проводимое за компьютером (возможно, временно даже исключить)

Быть последовательными в своих требованиях. Устанавливать рамки и правила, обязательные для исполнения и добиваться того, чтобы границы были неизменными. Пусть лучше ограничений будет меньше, но если правила введены, то они должны соблюдаться.

Очень важно как именно дома занимаются с девочкой уроками. Возможно, нужно корректировать те приемы, которые вы используете, чтобы помогать девочке с домашним заданием. От этого во многом зависит то, как впоследствии она самостоятельно будет справляться с домашними заданиями.

Когда вы занимаетесь с ребенком, важно помнить, что помимо усвоения какого - то учебного материала, он учится относится к учебе. Ребенок оформляет внутри себя понимание - что такое "учение". Если вы научили чему - то ребенка через сопротивление и негатив, то это вклад в негативное представление ребенка о том, что такое учиться.

© Елизавета Филоненко

Психическое здоровье очень уязвимая тема. Клинические проявления зависят от возраста ребенка и влияния некоторых факторов. Часто, по причине страха за грядущие изменения в собственном раскладе жизни, родители не хотят замечать некоторые проблемы с психикой своего чада.

Многие боятся ловить на себе косые взгляды соседей, чувствовать жалость друзей, менять привычный жизненный порядок. Но ребенок имеет право на квалифицированную своевременную помощь доктора, которая поможет облегчить его состояние, а на ранних стадиях некоторых заболеваний излечить того или иного спектра.

Одним из сложных психических заболеваний является детский . Под этим заболеванием понимается острое состояние малыша или уже подростка, которое проявляется в неправильном восприятии им действительности, его неспособности отличить настоящее от выдуманного, невозможности им реально понимать то, что происходит.

Особенности детских психозов

И у детей диагностируют не так часто как у взрослых и . Нарушения психики бывают разных типов и форм, но как бы расстройство не проявлялось, какие бы симптомы у болезни не были, психоз значительно затрудняет жизнь ребенка и его родителей, мешает корректно мыслить, контролировать действия, строить адекватные параллели по отношению к установившимся общественным нормам.

Для детских психотических отклонений характерны:

Детский психоз имеет разные формы и проявления, потому сложен в диагностике и лечении.

Почему дети подвержены психическим отклонениям

Развитию психических расстройств у малышей способствуют множественные причины. Психиатры выделяют целые группы факторов:

  • генетические;
  • биологические;
  • социопсихические;
  • психологические.

Самым главным провоцирующим фактором является генетическая предрасположенность к . К другим причинам относятся:

  • проблемы с интеллектом ( и(иже) с ней);
  • несовместимость темперамента малыша и родителя;
  • семейные разлады;
  • конфликты между родителями;
  • события, которые оставили психологическую травму;
  • лекарственные препараты, которые могут вызвать психотическое состояние;
  • высокая температура, которая может вызвать или ;

На сегодняшний день все возможные причины не изучены в полной мере, но проведенные исследования подтвердили, что у детей с шизофренией почти всегда присутствуют признаки органических нарушений мозга, а у пациентов с аутизмом часто диагностируют наличие , которая объясняется наследственными причинами или травмами во время родов.

Психозы у детей раннего возраста могут возникать по причине развода родителей.

Группы риска

Таким образом, в зоне риска находятся дети:

  • у которых у одного из родителей были или есть душевные расстройства;
  • которые, воспитываются в семье, где между родителями постоянно возникают конфликты;
  • перенесшие ;
  • перенесшие психологическую травму;
  • у которых кровные родственники имеют психические болезни, при чём, чем ближе степень родства, тем больше риски возникновения болезни.

Разновидности психотических отклонений среди детей

Заболевания детской психики делят по некоторым признакам. В зависимости от возраста выделяют:

  • ранний психоз;
  • поздний психоз.

К первому типу относятся пациенты с грудного (до года), дошкольного (от 2 до 6 лет) и раннего школьного возраста (от 6-8). Ко второму типу относятся пациенты предподросткового (8-11) и подросткового возраста (12-15).

В зависимости от причины развития заболевания психозы могут быть:

  • экзогенными – расстройства, вызванные воздействием внешних факторов;
  • – нарушения, спровоцированные внутренними особенностями организма.

В зависимости от типа течения психозы могут быть:

  • , которые возникли вследствие продолжительных психотравм;
  • – возникшие моментально и неожиданно.

Разновидностью психотического отклонения является . В зависимости от характера течения и симптоматики расстройства аффекта бывают:

Симптоматика в зависимости от формы сбоя

Различная симптоматика психических заболеваний оправдана разными формами болезни. Обычными симптомами болезни являются:

  • – кроха видит, слышит, ощущает то, чего на самом деле нет;
  • – человек видит существующую ситуацию в своей неверной интерпретации;
  • пассивность, не инициативность;
  • агрессивность, грубость;
  • синдром навязчивости.
  • отклонения, связанные с мышлением.

Часто у детей и подростков возникает психогенный шок. Реактивный психоз наступает вследствие перенесенной психологической травмы.

Эта форма психоза имеет признаки и симптомы, которые отличает ее от других расстройств психического спектра у детей:

  • причина его в глубоком эмоциональном потрясении;
  • обратимость – симптомы слабеют по предшествию времени;
  • симптомы зависят от характера травмы.

Ранний возраст

В раннем возрасте нарушение психического здоровья проявляется в . Малыш не улыбается, ни каким образом не проявляет радость на лице. До года расстройство выявляется в отсутствии гуления, лепета, похлопывания в ладоши. Кроха не реагирует на предметы, людей, родителей.

Возрастные кризисы, в периоды которых дети наиболее подвержены психическим расстройствам от 3 до 4 лет, с 5 до 7, с 12 до 18 лет.

Психические расстройства раннего периода проявляются в:

  • фрустрации;
  • капризности, непослушании;
  • повышенной утомляемости;
  • раздраженности;
  • дефиците общения;
  • дефиците эмоционального контакта.

Более поздний возраст вплоть до подросткового

Психические проблемы у ребенка 5 лет должны обеспокоить родителей, если малыш теряет уже приобретенные навыки, мало общается, не хочет играть в ролевые игры, не следить за своим внешним видом.

В 7 лет ребенок становится неустойчивым в психике, у него появляется нарушение аппетита, появляются лишние страхи, снижается работоспособность, появляется быстрое переутомление.

В 12-18 лет родителям необходимо обратить внимание на подростка, если у него появляются:

  • резкие перепады настроения;
  • меланхолия, ;
  • агрессивность, конфликтность;
  • , противоречивость;
  • сочетание не сочетаемого: раздражительности с острой застенчивостью, чувствительности с черствостью, желания полной независимости с желанием быть всегда рядом с мамой;
  • шизоидность;
  • отказ от принятых правил;
  • склонность к философии и крайним позициям;
  • непереносимость опеки.

Более болезненные признаки психоза у детей старшего возраста проявляются в:

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать . Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.