Россомахина Валентина Павловна
Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи , эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии , что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия , в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия) ».

Известно, что ребенок обучается говорить со слуха . Он слышит речь взрослых и извлекает из нее то, что доступно его пониманию и произнесению. Поскольку слуховой анализатор человека имеет достаточно сложное строение, он обеспечивает разные уровни слухового восприятия . С самого рождения человека окружает множество звуков : шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового ) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы) . Следовательно, акустико-перцептивное восприятие является основой для слухового восприятия , и эти процессы неразрывно связаны друг с другом.

Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи , становления второй сигнальной системы человека.

Умение сосредоточиться на звуке (акустическое (слуховое ) внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать . Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы . Ее нужно развивать с первых лет жизни .

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без него нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует , а затем воспроизводит , он запоминает благодаря слуховой памяти .

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие , внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства . Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

Начинать следует с подготовительных игр, которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения . Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха . Но слух бывает разный : биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности : сначала для развития слухового внимания , т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам - 1этап. Затем для развития речевого слуха , т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап. И лишь только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха , т. е. умению слышать составные части слова - 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т. д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия .

1этап - начнём с восприятия неречевых звуков , которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению , а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям.

В обычной жизни все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухозрительно . Кроме того, уровень развития речевого слуха напрямую зависит от развития неречевого слуха детей , т. к. все характеристики неречевых звуков свойственны и для речевых.

Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах : шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины, музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т. д., голоса животных, птиц. Цель игр : ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ .

2 этап - это игры для развития речевого слуха - умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух , улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Организуя работу с детьми младшего возраста , необходимо учитывать следующее :

Занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении; - необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребёнком; - в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения; - следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки; - содержание материала должно соответствовать опыту детей ; - уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту , задания следует усложнять постепенно; - длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут; - необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Возрастной особенностью детей 2-3 лет является то , что окружающую действительность они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо иметь разные свистящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и тому подобные предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос» . Занятия с этими звучащими предметами помогут открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая : - стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику кистей рук;

Формирует чувство ритма. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей . Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации . Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями : искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка, полное равнодушие. Детей важно научить слушать не только собеседника, но и самих себя, научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции, так, чтобы это было понятно окружающим. Необходимо обращать внимание, какая звуковая среда окружает ребёнка. Если это голоса самих детей , то создаётся фон, вызывающий утомление нервной системы. Поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей , все говорили негромко, безусловно, следуя в этом положительному примеру взрослого. Если это голос самого взрослого, то он воспринимается детьми как значимый источник для малышей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизнесение. Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык. Очень благоприятно действующие шумы – это пение птиц, а также журчание воды. Однако шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света – неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить. Звучание магнитофона рекомендуется включать не более чем на 5мин. для младших, на 10 мин. для старших дошкольников при условии , что это не фон, а звуки, которые слушаются. Прекрасно влияет на детей звучание музыкального инструмента, если он настроен, отобранное произведение соответствует возрасту , понятно детям. Слушание музыки решает и задачу формирования вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры.

Вместе с воспитателями в развитии слухового восприятия обязательно должны участвовать и родители. В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию неречевых звуков , таких как «Звучалки» (шум ветра, звон капели, скрип деревьев, бытовые шумы и т. п.) . С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников .

Формирование акустико - перцептивного гнозиса у детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей .

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучению чтению и письму в дальнейшем.

Росссомахина Валентина Павловна, МБДОУ «Детский сад №71 «Незабудка» , тел. 89537009098, воспитатель .

Литература :

1. Ильина Н. М. Развитие ребенка с 1- го дня жизни до 6 лет. - СПб., 2001г.

3. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов ) .

Цель формирующего эксперимента - развитие всех компонентов слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии (общее недоразвитие речи, задержка психического развития) в процессе занятий с использованием комплекса дидактических игр, с учетом структуры и выраженности нарушений.

Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ школа № 1191, дошкольное отделение №8 «Бриз» г. Москвы.

В экспериментальном обучении приняли участие 16 детей младшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу ЭГ 1 было определено 8 воспитанников с общим недоразвитием речи II - III уровня, а в ЭГ 2 вошло такое же количество детей, имеющих задержку психического развития (соматогенного, психогенного и церебрально - органического происхождения). Контрольные группы: КГ 1 составили 7 дошкольников того же возраста с ОНР (II-III уровень), а КГ 2 - испытуемые с ЗПР различного генеза. В КГ 1 и КГ 2 входили дети с различными уровнями развития слухового восприятия.

Учитывая выявленные особенности развития слухового восприятия детей с различными нарушениями младшего дошкольного возраста, мы предложили следующие направления работы.

Развитие всех компонентов слухового восприятия неречевых и речевых звучаний:

· Пространственный компонент -развивать умение локализовать источник и направление звучания;

· Временной компонент -развивать умение определять длительности звучания;

· Тембровый компонент - развивать умение дифференцировать на слух звуки музыкальных инструментов, голоса разной тембровой окраски;

· Динамический компонент - развивать умение дифференцировать на слух громкие и тихие звуки;

· Ритмический компонент - развивать умение воспроизводить ритмические последовательности.

С целью достижения поставленных задач нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр по развитию слухового восприятия, в основу которого положены материалы детских сказок: «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса». Мы использовали чтение этих сказок в процессе режимных моментов, просмотр мультфильмов, а также театрализацию для того, чтобы дети понимали их содержание. После усвоения сказок, мы, непосредственно, приступали к работе по развитию слухового восприятия. Все игры, предложенные нами, учитывали развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний, они построены по принципу «от простого к сложному», каждая игра имеет от двух до трех вариантов. Подача материала дифференцирована: для каждой игры используется свой дидактический материал, аудио сопровождение, музыкальные предметы, инструменты, игрушки и др. Все это необходимо для того, чтобы заинтересовать детей, сделать игровой процесс понятным, доступным и эффективным.

Коррекционно - педагогическая работа по развитию слухового восприятия осуществлялась комплексно, в процессе взаимодействия различных специалистов: учителя - дефектолога, учителя - логопеда, дополнительно проводили работу воспитатели и музыкальный руководитель. На занятиях каждого из них осуществлялось развитие различных аспектов слухового восприятия в структуре целостного процесса. В каждой группе коррекционная работа строилась с учетом структуры и выраженности нарушений, параллельно, велась специальная работа по повышение родительской компетентности, заключающаяся в том, что для родителей (или законных представителей) устраивались консультации специалистов (групповые и индивидуальные, учителя - дефектолога, учителя - логопеда по вопросам развития слухового восприятия), велась просветительская работа (родительские собрания, оформление информационных стендов), практическая (проведение открытых занятий), а так же каждому родителю выдавались памятки «Консультации для родителей. Развитие слухового внимания и восприятия у детей» в домашних условиях, где был прописан комплекс игр на материале неречевых и речевых звучаний.

Консультация для родителей развитие слухового внимания и восприятия у детей.

«Играем с детьми дома».

Слуховое восприятие имеет очень важную роль в речевом развитии ребенка. Развитие данного процесса начинается с узнавания невербальных звуков окружающего мира, а именно природных, бытовых и музыкальных шумов, а в последствии вербальных звуков - голосов животных и людей. Важно отметить, что различение неречевых и речевых звуков должно обязательно сопровождаться с развитием чувства ритма. для того, чтобы представление о предмете, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, то предмет, издающий какой - либо звук, необходимо рассматривать, трогать, брать в руки. Эффективно также выполнять упражнения с закрытыми глазами, т.е. опираясь только на слуховой анализатор. Ниже рассмотри упражнения по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

1. Упражнение «Природа вокруг нас».

Инструкция: приложите вашему ребенку прислушаться к звукам вокруг вас на прогулке. В данной игре подразумеваются звуки природы (невербальные). Ваша задача выйти на улицу и послушать, как поют птицы, как текут ручьи, звенит капель, как дождь «барабанит» по крыше. Потом, можно послушать аудиозаписи тех же звуков и подкрепить все это картинным материалом, для того, чтобы ребенок научился правильно соотносит звуки природы. Параллельно, вы сможете выучить с ребенком основные природные явления и признаки времен года. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

2. Упражнение «Угадай, что звучало».

Инструкция: ваша задача прислушаться вместе с ребенком к звучаниям в домашней обстановке, например, послушайте, как течет вода из крана, шумит пылесос, как соседи делают ремонт, а именно звук дрели. Шумы могут быть самые разнообразные. Ваша задача все невербальные звуки подкрепить картинками, что бы ребенок мог правильно соотносить звучание с предметом. И еще, упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

3. Упражнение «Коробочки с сюрпризом».

Инструкция: очень хорошая игра, с помощью нее, ваш ребенок научиться различать невербальные звуки разной тембральной окраской. Ваша задача, взять коробочки, можно от киндер - сюрприза, насыпать туда крупы (разного вида), а потом предложите ребенку послушать звуки из коробочки. Поочередно извлекайте звуки, а после попросите малыша найти такую же коробочку, как у вас. С первого раза может не получится, но в последствии, вы заметите, как сами научитесь различать звуки тонкие по дифференцировке. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

4. Упражнение «Что как звучит?»

Инструкция: поиграйте с ребенком в волшебников или музыкантов. Возьмите «волшебную палочку» и попробуйте постучать по разным предметам, например, по чашке, по столу, по стеклу - везде будет разный звук. А после, попросите ребенка закрыть глазки и постучите волшебной палочкой. Предложенную игру можно использовать так для развития чувства ритма. представьте, что вы играете на барабанах в определенном темпе и ритме, попросите ребенка повторить за вами вашу мелодию, а после поменяйтесь с ребенком ролями. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

5. Упражнение «Где позвонили?»

Инструкция: в этой игре ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве с помощью слухового анализатора. Возьмите любую звучащую игрушку и извлекайте звуки с различных сторон. Ребенок должен вам показать с какой стороны пищала игрушка. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Упражнение «Сказочные герои».

Инструкция: все дети любят мультики, так вот эта игра как раз о сказочных героях. Ваша задача вспомнить с ребенком несколько сказочных персонажей, и кто каким голосом говорит. В игре можно использовать карточки с изображением того или иного героя. Помните, что упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Инструкция: отличная игра для всей семьи. Ваша задача записать голоса всех членов семьи на диктофон, а после - попросите ребенка угадать на слух, кто говорит. Так же для игры можно использовать «голоса» животных. Удачи!

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

На подготовительном этапе происходило знакомство дошкольников с художественной литературой, а также с различными видами музыкальных предметов и инструментов, расширение представлений о многообразии звуков окружающего мира.

На основном этапе велась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия (пространственный, временной, тембровый, динамический, ритмический) на материале неречевых и речевых звучаний, по средствам комплекса дидактических игр на материале сказок.

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На данном этапе велась работа по обогащению у детей представлений о многообразии звуков на занятиях учителя - логопеда, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, а также в процессе режимных моментов у воспитателей, где дети знакомились с музыкальными инструментами, с предметами, извлекающих какой - либо звук, с природными явлениями (шум дождя, ветра, грозы и т.д.), учились соотносить звучание с предметом. В качестве дидактического материала использовались сказки, ознакомление с которыми проходило по нескольким ступеням:

Первая ступенька.

Цель: знакомство со сказками.

Например,

- Кто приходил к нам сегодня в гости? («Сказочница»);

- Какую сказку мы сегодня читали? («Колобок», «Теремок» и т.д.);

- Как звали главных героев сказки? (Колобок, Мышка - Норушка, Лягушка - Квакушка и т.д.);

- Кого встретил Колобок на своем пути? (зайца, волка, медведя и лису) и т.д;

Вторая ступенька.

Цель: расширение представлений о многообразии звучаний. Содержание: на втором этапе детям предлагалось посмотреть мультфильм или презентацию, прослушать аудиозапись по той или иной сказке. Так же, как и на первом этапе после просмотра мультфильма или презентации, прослушивания аудиозаписей детям задавались вопросы;

Третья ступенька.

Цель: запоминание сказок.

Содержание: на данном этапе работы для детей организовывались театрализации и инсценировки сказок, в основном, они проходили во время музыкальных занятий, а также в процессе занятий со специалистами и воспитателями. Для детей устраивались кукольные театры, а также, разыгрывались костюмированные спектакли. С целью эффективного запоминания, для дошкольников, имеющих ОНР II уровня и задержку психического развития церебрально - органического происхождения, сказки проигрывались повторно на индивидуальных занятиях специалистов с помощью настольного театра;

Четвертая ступенька.

Цель: закрепление представлений о сказках.

После того, как были изучены сказки и расширены представления о многообразии звуков в окружающем пространстве, мы перешли к основному этапу работы по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний у детей с различными нарушениями

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Главной задачей на основном этапе являлась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний с использованием специально разработанного комплекса дидактических игр. Учитывая уровень развития слухового восприятия и индивидуальные особенности дошкольников, работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, дети объединялись в группы в зависимости от уровня познавательного и речевого развития; с детьми, имеющими низкий уровень развития слухового восприятия, в число которых входили дошкольники с общим недоразвитием речи II уровня и задержкой психического развития церебрально - органического генеза, организовывались индивидуальные занятия. Прежде чем начать работу с детьми, имеющих различные нарушения, мы выделили общие и специфические особенности.

Общие особенности проведения занятий с детьми ОНР и ЗПР.

· Учет индивидуальных особенностей;

· Поэтапное усложнение заданий;

· Предъявление материала в зависимости от уровня слухового восприятия: высокий уровень - комплексные занятия по развитию неречевого и речевого слуха; средний и низкий уровень

Поочередное предъявление материала. Уменьшение объема упражнений.

· Развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

· Актуализация мотива действий;

· Использование четких, ясных инструкций;

· Использование элементов аудиозаписей;

· Создание эмоционально игровых ситуаций.

Специфические особенности проведения занятий с детьми ОНР.

Работа с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, строилась учитывая следующие особенности: для некоторых детей данной категории требовалась индивидуально стимулирующая дозированная помощь со стороны педагога, в процессе занятий большое внимание уделялось усилению речевого контроля и исправлению допущенных ошибок, постепенно исключалось зрительное подкрепление.

Развитие слухового восприятия

у детей дошкольного возраста .

Логопед ГБДОУ №28

Василеостровского района

Санкт – Петербурга

Иванова Оксана Юрьевна. 2013г.

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев, шум дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить.

Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом , что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти .

Для того, чтобы ребёнок научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше это делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности .

Начинать следует с подготовительных игр , которые предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, нео б ходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой . Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития сл у хового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам - 1этап . Затем для развития речевого слуха , т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего – 2 этап . И лишь только по с ле этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова .- 3 этап .

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах, а о работе 3 этапа, направленного на развитие фонематического слуха, вы можете узнать в моей следующей статье « Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

1этап

Начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин, о громком и тихом звуке, шепоте. В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков (звонок телефона, звонок в дверь, бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка, металлофон и т.д.), голоса животных, птиц. Цель игр, ознакомить малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Приведу примеры игр и упражнений:

«Скажи, что ты слышишь?»

Вариант 1.

Цель :

Описание игры . Педагог предлагает детям з а крыть глаза, внимательно послушать и определить, к а кие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Д е ти должны ответить полным предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Вариант 2.

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры : Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а. дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Вариант 3.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование : ширма, различные предметы.

Описание игры : педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Где позвонили?»

Цель . Определение направления звука.

Оборудование : Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры . Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звуч а щий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать н а правление рукой. Если ребенок правильно укажет н а правление, педагог подаёт сигнал и водящий откр ы вает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звон о чек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Где звенит?»

Цель .

Оборудование : Колокольчик или погремушка.

Описание игры . Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука ищут товарища.

«Где постучали?»

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование . Палочка, стульчики, повязки.

О п и с а н и е игры . Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить ; если не находит, продолжает водить.

«Жмурки с колокольчиком.»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры.

Вариант 1.

Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) от водящего и при это м звонит.

Вариант 2 .

Несколько детей с завязанными гл а зами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки к о локольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с зав я занными глазами должны его поймать.

Цель . Найти товарища по голосу и определить н а правление звука в пространстве.

Оборудование : Повязки.

Описание игры . Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Д е ти тихо переходят или перебегают с одного места на др у гое (лают, кричат петухом, кукушкой и т.д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойма н ный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал

«Тихо - громко!»

Вариант1

Цель . Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна, дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Вариант2 .

Цель : различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания. Оборудование : магнитофон, аудиокассета. Описание игры : дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.

Варианты: Предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки. Использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо. На громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне. На громкое звучание музыки рисовать широкие и яркие полоски, на тихое - узкие и более бледные. Кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого – тихую. Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Наседка и цыплята.»

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Оборудовани е. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры: Два стола составляют вместе. 3а стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его ка р точке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза

(ПИ-ПИ-ПИ).

«Продавец и покупатель.»

Цель . Развитие словаря, и фразовой речи.

Оборудовани е: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры : Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число, их можно увеличить четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, и какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предвар и тельно знакомит детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность д е тям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

«Шумящие коробочки.»

Цель : развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости. Оборудовани е: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Описание игры : педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Найди игрушку»

Цель.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры

Дети стоят п о лукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комн а ты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, к о торые тихо хлопают в ладоши. По мере того как вод я щий приближается к ребенку, у которого спрятана и г рушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игру ш ка, водящим назначается другой ребенок.

«Часовой»

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры: Посредине площадки чертят круг, В середине круга стоит ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часового слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, того кто шумел. Тот, кто шумел, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и и г ра начинается сначала.

«Ветер и птицы.»

Цель . Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.)или музыкальная запись и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа - птички, другая - ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки (или музыки) будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передастся новому победителю.

«Скажи, что звучит?»

Цель . Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры . Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием ка ж дой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

«Солнце или дождик.»

Цель . Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры . Педагог говорит детям: «Се й час мы с вами, пойдем гулять. Дождя нет. Погода хор о шая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3-4 раза.

«Угадай, что делать.»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребе н ку, тамбурин или бубен.

Описание игры . Дети сидят или стоят полукр у гом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают фла ж ки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять дв и жения.

«Узнай по звуку.»

Цель . Развитие фразовой речи.

Оборудование . Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры . Дети садятся спиной к в е дущему. Он производит шумы и звуки разными предм е тами. Тот, кто догадался, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать книгу, мять б у магу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подм е тать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считае т ся наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

«Кто это?»

Цель . Закрепление понятий по теме «Животные и птицы ». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование Картинки с изображением ж и вотных и птиц.

Описание игры .. Педагог держит в руке нескол ь ко картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его дв и жениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

2 этап - это игры для развития речевого слуха - умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

примеры игр и упражнений:

Цель : Определить товарища, но голосу. Развитие координации движений.

О п и с а н и е игр ы .

В а р и а н т 1 .

Дети стоят в кругу. Один из них становится (по назначению педагога)

в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя, указывает рукой на кого-нибудь из детей, тот произносит имя стоящего в центре. Водящий должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают места в кругу. Один ребенок остается в центре круга дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

В а р и а н т 2 .

оборудование : мишка (кукла)

Описание игры .Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

«Улиточка»

Цель. Узнать товарища но голосу.

Описание игры . Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

«Угадай, кто это?»

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры . Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на о д ного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кр и чал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узн а ли, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

«Лягушка.»

Цель. Узнать товарища по голосу.

Описание игры . Дети стоят по круг, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит;

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала..,

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит; «Ква - ква- ква».

«Улавливай шепот»

Цель . Развивать остроту слуха.

Описание игры .

Вариант 1.

Играющие ра з биваются на две равные группы и строятся в одну ш е ренгу. Ведущий отходит па определенное расстояние становится, напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

В а р и а н т 2.

какое нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен это выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

«Горшочек»

Цель . Закрепление представлений «горячий- холодный». Развитие координации движений рук.

Оборудование : Мяч,

Описание игры: Дети садятся по кругу на полу и перекатывают друг другу мяч. Если ребенок катит мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего) ,

«Кто внимательный?»

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование : Различные игрушки: машины, куклы, кубики.

Описание игры . Педагог вызывает одного ребёнка и дает ему задание, например: взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 - 4 до 5 - 6 м. Выявляются победители.

«Принеси игрушки»

Цель . Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.

Оборудование . Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек, которые разложены на другом столе:

- «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо спр а вился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут весе игрушки, они могут поиграть с ними.

«Слушай и выполняй»

Цель : Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование: Различные мелкие предмет или игрушки (фанты).

Описание игры .

Вариант 1.

Педагог наз ы вает 1-2 раза несколько различных движений (одно - пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать дв и жения в той последовательности, в какой они были н а званы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое пр а вильно выполненное действие - очко (фант). Набра в ший большее количество очков - победитель.

Вариант 2.

Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправил ь но выполнивший задание платит фант.

«Хлопки»

Цел ь . Развитие количественных представлений.

Описание игры: Дети сидят по кругу на небол ь шом расстоянии друг от друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновреме н но сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2-3 р а за проводит игру правильно. Затем он начинает «ош и баться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как- будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

«Лото»

Цель. Учить правильно, соотносить слово с изображением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и рабо таем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Описание игры . Детям раздают большие карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2- раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня...» - и называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «картинках малышам». Дети получают по пять-шесть корточек этого лото и раскладывают их на своих карточках (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.

Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садятся за их спиной, и игра продолжается на слух. Карточки, пропущенные ребятами, педагог складывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно брать ребенка.

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель . Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры: В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку, Но внимательно слушайте, что я говорю; я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки по д нимать нельзя»,

в конце игры педагог называет более внимательных детей.

В начале игры педагог говорит медленно, остана в ливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и, в конце концов, ввести еще одно усложнение - водящий сам ка ж дый раз поднимает пуку независимо от того, следуем это делать или нет.

«Запомни слова»

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых во з можностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

Использование предложенных игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет. – СПб., 2001 г.
  2. СеливерстовВ.И. « Игры в логопедической работе с детьми » (пособие для логопедов и воспитателей детсадов)
  3. www.defectolog.ru

Разделы: Логопедия

Недостаточная сформированность процессов фонематического анализа и синтеза по-прежнему является одной из ведущих причин учебной дезадаптации. В основе дизонтогенеза этого звена речевой деятельности лежат различные по своей психологической структуре и мозговой организации патологические механизмы. В теории и практике логопедии достаточной широко разработан вопрос развития и коррекции фонематических функций. Анализируя применяемые методы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях системы образования, диагностические данные детей, прошедших обследование в Городском психолого-педагогическом центре, собственные результаты работы - возникла идея описания системы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста, которая учитывала бы имеющиеся практические разработки при достаточном расширении пропедевтического периода в развитии фонематических процессов.

Теоретическое обоснование данных приемов и методов основано на исследованиях Л. С. Выготского о том, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы "базу" для развития более сложных психических структур. Ученый предавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия. Ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие различных видов восприятия создает основу для обобщенного дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь (известно, что словарный "лексический" код языка организован ассоциативно и ни одно слово не существует в памяти изолированно. И чем больше разноплановых ассоциаций, тем прочнее оно в памяти).Слуховая модальность процесса восприятия рассматривается как дифференцированный процесс звукоразличения. Если кратко остановиться на физиологических, морфологических и психологических основах слуха, то: височная доля правого полушария принимает и хранит в своей памяти информацию о всех неречевых звуках от шелеста бумаги до мелодий народных песен и симфонической музыки; задние, верхние отделы левой височной доли выполняют у правшей сугубо речевые функции дифференцируют признаки фонем, обеспечивая фонематическое восприятие речи, контролируют речь самого говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. То есть психологически можно различить две объективные системы, которые оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая система кодов, вторая - фонематическая (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что нарушения или несформированность данных функций у детей может возникать по разным основаниям: из-за "органических особенностей" указанной зоны мозга и из-за несформированности взаимосвязи анализаторных систем (слухо-моторные связи и т. д.). Из обследования детей дошкольного возраста по данным международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. Р. Лурии 42% детей составила группа с нарушениями по типу сочетания синдромных изменений.

Методологической основой коррекции сегодня остаются классические и развивающиеся положения отечественной нейропсихологической школы о компенсаторных процессах у детей, о принципе хроногенности локализации психических функций, интегративности межанализаторных связей и “таинственной” роли детского правого полушария.

Предлагаемая система методов и приемов представляет собой расширенный пропедевтический курс, являющийся подготовительным для дальнейшего формирования и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста (3-5 лет), способствующий развитию слухового внимания, слуховойпамяти, фразовой речи. Некоторые описанные упражнения являются хорошо знакомыми любому логопеду, другие мало используются в классической логопедии и немного необычны. Методы и приемы разделены на несколько блоков. В статье приведены теоретические обоснования предлагаемых упражнений по всем разделам, соответствующие пояснения и просто интересные факты различныхнаучных и популярных исследований. Примеры упражнений по каждому блоку приведены в Приложении.

Блоки представляют собой комплексы упражнений различной направленности: работа над слуховыми предметными образами, представлениями; дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов; восприятие ритмов, долготы (длительности) звучания; паузация; развитие слуховой памяти, сукцессивных функций; локализация звука в пространстве.

Система упражнений может быть использована как фрагмент или целое групповое занятие, с соблюдением всех обычных принципов методической работы с детьми дошкольного возраста. Продолжительность занятия не более 25 - 35 минут.Требованием к проведению остается последовательность в подаче материала: от более простых заданий к более сложным. Помещение, в котором проводится занятие, должно быть просторным, иметь рабочие столы и достаточно свободного пространства.

Блок 1. Работа над слуховыми предметными образами, представлениями.

Реальный мир дан человеку в начале его жизни в ощущениях и представлениях. И лишь позже они получают свое отражение в слове. Взаимосвязь процессов восприятия и речи, их взаимовлияние широко известно и бесспорно. Таким образом, используя терминологию, принятую в логопедии, целью данного раздела следует указать развитие фразовой речи, накопление словаря. Следует привлечь внимание детей к миру звуков вообще, немного перевести их от визуально своеобразного компьютерного восприятия в мир разнообразия реальных, осязаемых звуковых ощущений и образов. Нельзя оставить без внимания и возможности развития звуковых ассоциаций, детской фантазии и воображения, возможности ручной творческой деятельности. И сама деятельность начинает доставлять удовольствие в силу того, что она становится творческой, связанной с индивидуальными "находками" и "открытиями", выше обычного пользовательского уровня. Принцип значимости организует всю деятельность, в том числе и деятельность всякого усвоения знаний. Непосредственный интерес всегда сопровождается чувством радости, легкости выполнения. Чувства можно считать показателем значимости. Следовательно, непосредственный интерес придает значимость выполняемой деятельности. “Значимо то, что интересно!” - писал М. Ф. Добрынин. Это высказывание относится к личности вообще, но в еще большей степени может быть отнесено и к детям с "органическими особенностями". Именно непосредственный интерес, первоначальная легкость ввыполнении поставленных задач позволяют получать устойчивую положительную "установку" на дальнейшие занятия.

Блок 2. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов.

Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Тембром обычно называют ту сторону звукового ощущения, которая отражает акустический состав сложных звуков. Всякий звукосложный состав с акустической стороны представляет собой созвучие, образуемое частичными тонами. Впечатление тембра получается в том случае, когда комплекс звуков воспринимается как один звук. Как уже сказано, в высоте звука отражается частота колебаний. Однако проблема высоты является одной из сложнейших проблем в учении об ощущении звука. Сравнивая два звука, мы находим, что они различаются не только по высоте в собственном смысле, но и по некоторым признакам, которые характерны для тембровой стороны, (высокие звуки всегда более светлые, более легкие, тогда как низкие более темные, тупые, тяжелые). В шумных звуках речи высота воспринимается суммарно, нерасчлененно-тембровые компоненты не дифференцируются от собственно высотных. Эта недифференцированность двух компонентов высоты является специфическим признаком шумового и речевого слуха. Этим обусловлено объединение в программе тембровысотных параметров. Так же важно отметить, что тембр есть свойство каждого звука как такового, высота есть свойство, характеризующее звук в его отношении к другим звукам. Изложенное свидетельствует о высокой специфичной организациисистем слухового восприятия, богатстве и подвижности звуковых кодов человека. Таким образом, в звуковом ощущении мы различаем четыре стороны: высоту тембр, громкость, длительность. С акустической стороны звуки речи характеризуются самыми разнообразными высотными, динамическим, тембровыми признаками. Слово же с точки зрения слухового ощущения однозначно определяется его фонематическим составом. В русском и большинстве других европейских языков фонемы представляют собой некоторые тембровые качества, таким образом для этих языков ведущими в ощущении звуков речи являются некоторые определенные тембровые моменты, лежащие в основе различения фонем. Таким образом, система звуков речи представляет собой совокупность тембральных признаков. Различия между ними порой достаточно тонкие для акустического восприятия. У детей с различными степенями, формами мозговых дисфункций имеет место как общая недифференцированность, фрагментарность слухового восприятия, так и избирательная глухота "к тонким акустическим различиям, сигналам.

Предлагаемый в приложении комплекс упражнений и заданий позволяет нарабатывать умение сознательно анализировать слуховые ощущения различной степени сложности (не касаясь пока специфических фонематических процессов).

Блок 3. Восприятие ритмов, долготы (длительности звучания).

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия, так как слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Височные доли принимают, перерабатывают слуховые речевые и не речевые сигналы, развертывающиеся во времени или содержащие в себе определенные временные данные. Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Ритмическое движение может включать периодическое повторение, но может протекать и без него. Однако периодическое повторение само по себе еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторые расчленения временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, при чем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми. Обязательным условием ритма является наличие акцентов, то есть более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении и раздражении. Восприятие ритма обычно включает те и другие двигательные реакции (это могут быть видимые движения головы, рук, ног, качание всем телом, не проявляющиеся зачаточные движения голосового, речевого, дыхательного аппаратов и т.д.). Таким образом можно сказать, что восприятие ритма имеет активный слухо-моторный характер. При обследовании старших дошкольников на предмет готовности к школьному обучению у половины детей 46,8 %(Садовникова И.Н.) выраженные кинетические и динамические нарушения.

В практической логопедии есть различные методические разработки по логоритмическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эти материалы прекрасно иллюстрируют высказывания Б.М. Теплова о том, что чувства ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Поэтому вне музыки чувства ритма не может ни пробудиться не развиваться. Занятия предполагают включение комплексов игр и упражнений с целью развития слухового внимания, темпа, ритма движений, восприятия метрического, переходного, акцентов и так далее. На возможность развития чувства ритма любопытно сопоставить ту также очень часто повторяющуюся мысль, что чувство ритма свойственно от рождения почти всякому человеку. Все вышеизложенное рассматривается в связи с понятием слухо-моторные координации. Исследования слухо-моторных координации часто выявляет у значительной части детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями трудности анализа раздражений неречевого характера. И причина ошибочного выполнения заданий этого типа - в несформированности четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Вот некоторые варианты выполнения детьми заданий по развитию слухо-моторных координаций:

Воспроизведение ритма выполняется медленно, в виде разрозненных ударов.

Чередование ударов передает неравномерность пауз, напряжен.

По словесной инструкции уловила ритм с четвертой попытки,опиралась на зрительные представления. Выполнение подсчет -лишние элементы, ошибок не замечает.

Воспроизведение ритма - без разницы сильных и слабых ударов, со второй попытки - выполнение без ошибок.

Как показывают общие результаты обследований, трудности анализа сложных слуховых раздражений обнаруживаются и вне всякой речевой деятельности у детей. Дети терпят неудачу при воспроизведении заданной ритмической структуры. Несформированность слухо-моторных координации затрудняет дальнейшую работу логопедов, например, над слого-ритмическими структурами слов, где все построено на уже сформированном умении удерживать ритмическую схему слова, акцент (ударение), позицию акцента, умении воспроизвести схему.

В этот же блок временных параметров анализа слуховыхощущений включены упражнения по развитию восприятия долготы, длительности звучания. В последующей работе логопеда это сравнение долготы гласных звуков (работа над понятием ударения); дифференциация свистящих и шипящих согласных (с, з, ш, ж, щ,) с краткими смычными (ц, т,); начальные этапы звукового анализа - различие в длительности звучания гласных и согласных звуков, фонетических различий согласных звуков (щелевых и смычных).

Блок 4. Паузация

Выделение в отдельный блок продиктовано особенностью данного акустического раздражителя для слухового восприятия. Роль паузы в речи весьма значительна. Отношение пауз к звучанию в русской речи равно 16 % - 22 % (Л.А. Варшавский, В.И.Ильина). Естественно, что основная информация сообщения выражается в звучащих сегментах речи. Но отрезки, не заполненные речевой фонацией, также несут сигнальную и языковую информацию. Они могут сообщать об отношениях между частями речевого сигнала, предупреждать об изменении предмета высказывания, свидетельствовать об эмоциональном состоянии говорящего и, наконец, они являются выражением определенных свойств звука. Пауза - воспринимаемый феномен, осознанное восприятие прекращения звучания. Перерыв в звучании есть такой же реальный акустический раздражитель для рецептора (как и сама речевая фонация). Перерыв в звучании воспринимается согласно основным закономерностям восприятия звучания, фонематичным является длительность перерыва.

Блок 5. Развитие слуховой памяти, сукцессивных функций

Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Физиолог И.М. Сеченов указывает, что одним из основных видов синтетической деятельности, которыми обладает человек, является объединение поступающих в мозг раздражений в последовательные (сукцессивные) серии или ряды. Слуховое восприятие прежде всего имеет дело с этим видом синтезов и в этом состоит его основное значение. Некоторое время хранят в своей памяти информацию о слуховых (речевых, неречевых) сигналах височные доли мозга. Известно, что с развитием ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Влияние каких факторов обуславливает данный процесс? Процессы забывания также сходны у детей и взрослых. Что же развивается? Развиваются способы (стратегия) запоминания и воспроизведения материала. Дети 3-5 лет значительно лучше запоминают в игре, (т.е.непроизвольно). Знание 6-летнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может использовать специальные приемы припоминания. Дети же с отклонениями речевого развития часто обнаруживают недостаточность различных форм памяти. С возрастом проблема имеет тенденцию к нарастанию. Несформированность произвольного запоминания может повлечь за собой трудности на начальной ступени обучения.

Формирование функционального базиса будущих чтения и письма предполагает в целом развитие сукцессивных способностей ребенка. Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений, должны быть адресованы ко всем анализаторам. В статье рассматриваются возможные варианты развития сукцессивных функций на примере слуховых сигналов (раздражений). Структурно эти задания входят в блоки I, II, III, IV, являясь одновременно ииндикатором успеха в прохождении системы.

Блок 6. Локализация звуков в пространстве.

К отмеченным выше общим особенностям слухового восприятия у детей с различными формами мозговых дисфункций надо добавить встречающиеся затруднения в возможности чуткой локализации звуков (звуковых раздражений) в пространстве. Эти затруднения имеют место при дисфункции теменно-височных отделов коры. (В этих случаях звуки от обоих периферических рецепторов начинают доходить до коры неравномерно, в результате чего нарушается "бинауральный эффект", дающий возможность четкой локализации звуков в пространстве). Поэтому данная система упражнений предусматривает включение специальных игровых приемов.

Развитие слухового внимания является целевым назначением, предполагаемым для всех блоков программы. Речь существенно влияет на развитие процессов восприятия, уточняет и обобщает их. Поэтому на всех занятиях по мере возможности необходимо требовать от детей фразовых, развернутых ответов, по образцу и самостоятельно, обращать внимание на новые, незнакомые слова.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.Р. Лурия "Ощущения и восприятия"; издательство Московского университета, 1975 г.
  2. Л.С. Цветкова "Методика диагностического нейропсихологического обследования детей"; М, 1997 г.
  3. Э.Г. Симерницкая "Нейропсихологическая методика экспресс-диагностик"; М, 1991 г.
  4. Б.М. Теплов - Избранные труды; М., Педагогика, 1985 г.
  5. М.К. Бурлакова "Коррекция сложных речевых расстройств"; М., 1997 г.
  6. Г.А. Волкова "Логоритмическое воспитание детей с дислалией"; С-П., 1993 г.
  7. Безруких М.М. Ефимова С.П. Князева М.Г. "Как подготовить ребенка к школе? И по какой программе лучше"; М., 1994 г.
  8. В.И. Селиверстов "Речевые игры с детьми"; М., и-во Владос, 1994 г.
  9. Сб."Научное творчество Выготского и современной психологии"; М., 1981 г.
  10. А.Н. Корнев "Дисграфия и дислексия у детей"; С-П., 1995 г.

Игры и упражнения

по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование предлагаемых игр позволит малышу обогатить и расширить представления о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

«Скажи, что ты слышишь?»

Вариант 1.

Описание игры . Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Вариант 2. Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Описание игры : Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Вариант 3. Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Описание игры : педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др. Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Где позвонили?»

Цель . Определение направления звука.

Описание игры . Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог подаёт сигнал и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Описание игры . Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука ищут товарища.

«Где постучали?»

О п и с а н и е игры . Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной у детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

«Жмурки с колокольчиком.»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Описание игры.

Вариант 1. Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2 . Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Описание игры . Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой и т.д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

«Наседка и цыплята.»

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Описание игры: Два стола составляют вместе. 3а стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (ПИ-ПИ-ПИ).

«Продавец и покупатель.»

Цель . Развитие словаря, и фразовой речи.

Описание игры : Один ребенок - продавец. Перед ним две коробки (затем число, их можно увеличить четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, и какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно знакомит детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

«Шумящие коробочки.»

Цель : развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Описание игры : педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Найди игрушку»

Цель. Развитие координации движений.

Описание игры Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

«Часовой»

Цель . Развитие ориентации в пространстве.

Описание игры: Посредине площадки чертят круг. В середине круга стоит ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часового слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, того кто шумел. Тот, кто шумел, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре - шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

«Ветер и птицы.»

Цель . Развитие координации движений.

Описание игры. Педагог распределяет детей надве группы: одна группа - птички, другая - ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки (или музыки) будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок передастся новому победителю.

«Улиточка»

Описание игры . Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

«Угадай, кто это?»

Цель. Воспитание слухового внимания.

Описание игры . Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

«Лягушка.»

Описание игры . Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала...,

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква - ква- ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«Кто внимательный?»

Цель. Развитие фразовой речи.

Описание игры . Педагог вызывает одного ребёнка и дает ему задание, например: взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 - 4 до 5 - 6 м. Выявляются победители.

у ребенка.

«ПА»

Цель . Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности. Описание игры . Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па». Если ребенок справляется с упражнением, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па – короткий, па_____- длинный. Например: Па, па_____, па-па______, па______па-па, па-па________па, па-па-па______ Ребенок должен повторить за взрослым слоги с разной длительностью.

«Мишка ТОП-ТОП».

Цель . Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Описание игры . Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. После этого взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.

«Громкий - тихий барабан ».

Цель . Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Описание игры . Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.

«Сверху – снизу ».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Описание игры . Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (например, погремушка, колокольчик, пищалка) и речевые («А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать, опускать руки со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.

«Сверху – снизу и справа – слева».

Цель . Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Описание игры . Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.