Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей – это хорошо организованная система психологических воздействий. В основном она направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий.

В мировой психологии существует два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. Главная задача коррекции в рамках психодинамического подхода – это создание условий, снимающих внешние социальные преграды на пути развертывания интрапсихического конфликта. Успешному разрешению способствуют психоанализ, семейная психокоррекция, игры и арттерапия. Коррекция в рамках поведенческого подхода помогает ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинга, психорегулирующие тренировки закрепляют усвоенные реакции.

Методы ПК эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Сюда входят игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, которые влияют на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нарушений необходимо исходить из специфической направленности конфликта, определяющего эмоциональное неблагополучие ребенка. При внутриличностном конфликте следует использовать игровые, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции. При преобладании межличностных конфликтов применяют групповую психокоррекцию, способствующую оптимизации межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяжести эмоционального неблагополучия ребенка.

В отечественной психологии разработаны и описаны методы групповой психокоррекции преневротических нарушений у детей (Спиваковская, 1988). Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, автор выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный.

Диагностигеский блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.

Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо выяснить влияние этих факторов на формирование у ребенка невротического конфликта. Отметим, что при анализе причины невротического конфликта у ребенка следует учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь, обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.

Установогный блок включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятия. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:

  • снижение эмоционального напряжения у ребенка;
  • активизация родителей на самостоятельную психологическую
  • работу с ребенком;
  • повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
  • формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции (Спиваковская, 1988).

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции, с привлечением родителей и проч. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проходят занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

  • преодоление внутрисемейного кризиса;
  • изменение родительских установок и позиций;
  • снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка;
  • расширение сферы социального взаимодействия ребенка;
  • формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа.

Первый этап – ориентировочный (23 занятия), где ребенку предоставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми, а у детей формируется положительный эмоциональный настрой на занятия, что очень важно в процессе сглаживания внутренних конфликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончательного формирования группы.

Психотехнические приемы здесь состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

Второй этап – реконструктивный, когда проводится коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситуаций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается самостоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоционального реагирования (Спиваковская, 1988).

При оценке эффективности психологической коррекции (рценогный блок) просматриваются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Разбираются поведенческие и эмоциональные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после. Оценивая эмоциональное состояние ребенка до и после занятий, целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты, а для оценки значимых межличностных отношений лучше обратиться к цветовому тесту отношений (ЦТО), адаптированному Эдкиным.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями нами предложены следующие фазы групповой психокоррекции: установочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая. В таблице представлены фазы групповой динамики у детей с различной направленностью конфликта.

Фаза Задачи Психотехнические приемы
1. Установочная Образование группы как целого.
Формирование положительного настроя на занятие.
Диагностика поведения и особенностей общения
Спонтанные игры.
Игры на невербальные коммуникации.
Коммуникативные игры
2. Подготовительная Структурирование группы.
Формирование активности и самостоятельности.
Формирование эмоциональной поддержки членов группы
Сюжетноролевые игры.
Игрыдраматизации для снятия эмоционального напряжения
3. Реконструктивная Коррекция неадекватных эмоциональных реакций.
Эмоциональное реагирование и вытеснение негативных переживаний.
Обучение ребенка самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования
Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций
4. Закрепляющая Закрепление у ребенка адекватного эмоционального реагирования на конфликт.
Формирование адекватного отношения к себе и окружающим
Специальные сюжетноролевые игры, предложенные детьми

Кроме групповых психокоррекционных занятий для детей с эмоциональными нарушениями используется разработанная нами психорегулирующая тренировка (Мамайчук, 1978). Основной целью этих занятий является:

  • смягчение эмоционального дискомфорта;
  • формирование приемов релаксации;
  • развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Занятия проводятся поэтапно через день с небольшой (до 5 человек) группой детей, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей ребенка.

  • Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем детям предлагаются зрительномузыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.
  • Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вызывания тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений.
  • Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, перцептивные процессы и проч.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая тренировка (ПРТ) способствует повышению устойчивости к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систематических занятиях ПРТ у детей нормализуются тормозные процессы, что дает возможность ребенку управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гнева. Целесообразно использовать ПРТ с детьми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме ПРТ, на коррекцию эмоционального напряжения хорошо влияют психомышечные тренировки (Алексеев, 1985).

Данный метод включает в себя четыре основные задачи.

  1. Научить ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
  2. Научить с предельной силой воображения, но без напряжения представлять содержание формы самовнушения.
  3. Научить удерживать внимание на мысленных объектах.
  4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесными формулами.

Психомышечные тренировки подходят для работы с детьми от 10 лет и старше.

При выполнении психорегулирующих и психомышечных тренировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-психологические и клинические характеристики ребенка. Не рекомендуется проводить занятия с детьми младше 5 лет, а также брать на занятия детей с эписиндромом, с хроническими заболеваниями сердечнососудистой системы, с эндокринными нарушениями и легочной недостаточностью. Следует неукоснительно придерживаться методических требований:

  1. выполнение упражнений ребенком;
  2. самонаблюдение и фиксация возникших во время упражнений ощущений;
  3. самостоятельное повторение ребенком упражнений в течение дня.

В детской и подростковой клинике широко используется психогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из следующих трех фаз.

  • Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (кого выбрать в напарники и т. д.).
  • Вторая фаза – пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и др.).
  • Третья фаза – заключительная, идет закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

В 1990 году М. И. Чистякова применила этот метод к детям младшего возраста и несколько модифицировала его.

  • Первая фаза – обучение детей технике выразительных движений.
  • Вторая и третья фазы – обучение использованию выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.
  • Четвертая фаза – обучение навыкам саморасслабления.

Кроме перечисленных выше методов особо важное значение имеют игровые методы коррекции. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

Существенным психологическим признаком игры является одновременное переживание человеком условности и реальности сложившейся ситуации. В условных обстоятельствах, созданных по определенным правилам, игра дает человеку возможность переживать удачи, успех, познать свои физические и психические силы. Эти свойства игры как деятельности раскрывают ее богатый психокоррекционный потенциал.

Игру как метод психотерапии и психокоррекции стали применять в начале XX века. Одним из родоначальников игровых методов в лечении больных являлся Могепо, который разработал методику психодрамы, способствующую коррекции взаимоотношений больных. В 1922 году Могепо впервые организовал в Вене лечебный «театр экспромта», в котором вместе с больными на сцене выступали актерыпрофессионалы.

Основа лечебного эффекта психодрамы Морепо – катарсис, душевное очищение и облегчение.

В середине 1920х годов Anna Freud и Melanie Klein применили игру как метод психотерапии детей. Авторами были предложены две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная. Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие психолога в игре ребенка, где он ведет и интерпретирует деятельность ребенка. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большему самовыражению, достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Например, широкое признание получили игры с песком и водой для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка (Chan). М. Lowenfeld предложила методику «миросозидания» (WellTechnik). В распоряжение ребенка предоставляется набор различных предметов: фигурки людей, животных, части зданий, домики, автомашины, деревья, бесформенный материал (плоский и открытый ящик, наполненный песком). Из этого материала ребенок строит свой мир. «Миры» создаются ребенком в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Затем психолог обсуждает с ребенком процесс и конечный результат его творчества. Во время игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к людям, предметам. Эта игра представляет собой определенную диагностическую ценность, кроме того, в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты.

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

  1. способствует развитию самовыражения ребенка;
  2. снимает имеющийся у ребенка эмоциональный дискомфорт;
  3. формирует саморегулирующие процессы.

Применяя недирективную игровую коррекцию, психолог осуществляет эмпатическое общение с ребенком, эмоционально сопереживает с ним, устанавливает определенные ограничения в игре. Введение ограничений является главным условием достижения коррекционного успеха, поэтому важная роль в процессе директивной игровой коррекции принадлежит технике формулирования запретов и ограничений. В направленной (директивной) игровой психокоррекции центральное звено в игре – психолог, его функции заключаются в организации игры, в анализе ее символического значения. Различают два вида директивной игровой коррекции: сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игровой коррекции необходимо разработать сюжет игры, выбрать игровой материал, сформировать группу детей и спланировать игровые ситуации. В процессе игры психолог фиксирует эмоциональные проявления ребенка. Перед началом игры необходимо подобрать специальные сюжеты, где ребенок видел бы различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу – это важное условие для коррекции эмоционального дискомфорта ребенка и его внутриличностных конфликтов. Сюжетно-ролевые игры полезно проводить совместно с родителями ребенка. Психолог предварительно вместе с родителями обсуждает конфликтную ситуацию, характерную для данной семьи. Во время игры рекомендуется меняться ролями. Например, мать выступает в роли ребенка, а ребенок в роли матери. Опыт нашей работы показал, что использование этого метода психологической коррекции вызывает у детей широкий диапазон положительных эмоций от спокойно-удовлетворенного состояния до состояния эмоционального вдохновения.

Игровая психокоррекция в форме сюжетно-ролевой игры широко используется при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции детям предлагается не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях. Эффективность проведения сюжетно-ролевых игр в значительной степени зависит от социального опыта ребенка, от особенностей его представлений о людях, их чувствах, взаимоотношениях.

Для детей с ограниченным социальным опытом вследствие задержки психического развития, физической неполноценности и т.п. целесообразно использовать игры драматизации на тему знакомых сказок.

Основной задачей игр драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу – это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя ими персонажи.

Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры (пятнашки, жмурки и др.). Эти игры обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений.

Изобразительное творчество является одним из ведущих методов психокоррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков.

Еще в 1930х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

В исследованиях психологов было давно замечено: рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои способности.

Р. Альшулер и Э. Крамер выделяют четыре типа изображений, показывающих как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы – схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения. Каракули, например, представляя собой исходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества.

В стереотипных схематических изображениях и пиктограммах в более старшем возрасте проектируются сублимация подавленных желаний или потребность в защите. Символические изображения отражают подавленные аффекты в форме сублимации. Особое значение играет цвет. Например, преобладание серых тонов, черный цвет говорят об отсутствии жизнерадостности, а яркие насыщенные краски – об активном жизненном тонусе, оптимизме.

В отечественной психологии методы арт-терапии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (Бурно, 1989) и неврозов у детей (Захаров, 1986).

Наиболее эффективна арт-терапия в коррекции страхов у детей и подростков. С помощью метода рисования А.И. Захаров выделяет несколько этапов коррекции страхов у детей. За месяц до коррекции дети приносят свои рисунки психологу и показывают их в группе другим детям. Это активизирует ребенка, вызывает у него интерес к рисованию. На первых двух занятиях по рисованию темы для рисунков выбирают сами дети. На последующих занятиях детям предлагаются тематические рисунки: «В детском саду», «На улице», «Я дома», «Моя семья», «Что мне снится страшного», «Кого я боюсь», «Мой самый страшный день». Следующий этап занятий направлен на устранение страхов. Психолог совместно с ребенком составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их. В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз должен выражать одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполненное задание. Через несколько дней психолог проводит индивидуальное обсуждение рисунков. Ребенку последовательно показывают его рисунки и спрашивают, боится ли ребенок теперь. Отрицание ребенка обязательно надо закрепить похвалой. Оставшиеся страхи рисуют снова. Психолог просит ребенка нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка становится дополнительным стимулом к преодолению страха.

В психокоррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкотерапия. Выделяется четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии.

  1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
  2. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
  3. Развитие навыков межличностного общения.
  4. Повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают:

  • катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния;
  • усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;
  • повышение социальной активности и др. (Завьялова, 1995).

Традиционно выделяются следующие варианты музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррекционной целью, и активная, которая представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность.

Различают три формы рецептивной психокоррекции.

  1. Коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия.
  2. Реактивная, помогающая достижению катарсиса.
  3. Результативная, ведущая к снижению нервно-психического напряжения.

При работе с детьми целесообразно использовать оба варианта музыкальной психокоррекции. Активная широко практикуется в групповых занятиях для сплочения группы и эффективности группового взаимодействия. Например, хоровое пение, исполнение музыкальных произведений на музыкальных инструментах или с помощью ложек, расчесок и др.

Психологическая коррекция является одним из важ­ных звеньев в системе комплексной реабилитации детей

с церебральным параличом при различной степени тяжести интеллектуального и физического дефекта.

В патопсихологии и в специальной психологии психокор­рекция рассматривается как способ психологического воздей­ствия, направленный на коррекцию отклонений в психиче­ском развитии ребенка.

В процессе психологической коррекции нарушений детей с ДЦП необходимо учитывать сложную структуру особенно­стей развития ребенка, характер сочетания в картине его со­стояния таких факторов, как социальная ситуация развития, выраженность обусловленных заболеванием изменений личности, степень физической беспомощности.

Психологическую коррекцию можно рассматривать в ши­роком и узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая коррекция - это ком­плекс медико-психолого-педагогических воздействий, на­правленных на устранение имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных

свойств.

В узком смысле психологическая коррекция рассматри­вается как метод психологического воздействия, направ­ленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных

свойств.

Б.Д. Эльконин (1980) в зависимости от характера направ­ленности коррекции выделяет две ее формы; симптома­тическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и при­чины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, не лишена существенных недостатков, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различна психологическая структура на­рушений в развитии ребенка. Например, у ребенка с ДЦП наблюдается недоразвитие счетных операций. С помощью специальных педагогических методов можно помочь ребен­ку усвоить порядковый счет, состав числа и пр. Однако, не­смотря на интенсивные занятия, у ребенка по-прежнему от­мечаются существенные трудности в усвоении математики. Такой способ коррекции является недостаточным, если мы не знаем истинную причину, порождающую нарушения счета у детей с ДЦП. В основе нарушений счетных операций у детей с ДЦП лежит недоразвитие пространственных представ­лений, что обусловлено церебрально-органической недоста­точностью теменно-затылочных отделов мозга. Поэтому пси­хологическая коррекция должна быть больше сконцентри­рована не на внешний проявлениям отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти откло­нения. Для эффективности психокоррекций необходимы за­нятия по развитию зрительно-пространственных функции ребенка с ДЦП.


Эффективность психологической коррекции в значитель­ной степени зависит от анализа психологической структуры нарушения и его причин.

Сложность и своеобразие нарушений развития ребенка требуют тщательного методологического подхода к его ана­лизу и психокоррекционным воздействиям. Разработка принципов, как основополагающих, отправных идей, чрез­вычайно важна в теории и практике психологической кор­рекции.

Важным принципом психологической коррекции являет­ся принцип комплексности. Согласно этому принципу пси­хологическую коррекцию можно рассматривать как единый комплекс медико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических фак­торов в развитии ребенка. Например, коммуникативные тренинги, которые использует психолог в клинике с целью оптимизации процесса общения ребенка, не будут эффектив­ны, если психолог не учитывает клинические факторы и ту социальную среду (медперсонал, педагоги, родители), в ко­торой находится ребенок.

Второй принцип психологической коррекции - личност­ный подход. Это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психиче­ское явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этот принцип не всегда учитывается в процессе групповых

тренингов, психорегулирующих тренировок. При использо­вании разнообразных приемов психокоррекционных воздей­ствий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр, а на личность в целом.

Третий принцип - деятелъностный подход. Личность - проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблю­дение этого принципа чрезвычайно важно в процессе психо­логической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как це­лостная осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отно­шений ребенка. Психокоррекционный процесс должен про­водиться с учетом основного, ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник - то в контексте игровой дея­тельности, если школьник - то в учебной деятельности. Од­нако, учитывая специфику и задачи психокоррекционного процесса, следует ориентироваться не только на ведущий тип деятельности ребенка, но и на тот вид деятельности, кото­рый является личностно значимым для ребенка и подрост­ка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных на­рушений у детей. Эффективность коррекционного процесса в значительной степени зависит от использования продук­тивных видов деятельности ребенка (например, рисование, конструирование и др.).

Четвертый принцип психологической коррекции - это единство диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены лишь на осно­ве полной психологической диагностики не только зоны ак­туального, но и зоны ближайшего развития ребенка. Схема и подбор диагностических и психокоррекционных методов и методик должны соответствовать нозологии заболевания ребенка, особенностям его возрастных характеристик, фи­зических возможностей, специфике ведущей деятельности, характерной для каждого возрастного периода. Процес­сы психологической диагностики и коррекции являются

взаимодополняющими процессами, не исключающими друг друга. В самом процессе психологической коррекции зало­жен огромный диагностический потенциал. Например, ни при каком психологическом тестировании так не раскры­ваются коммуникативные способности личности, как в про­цессе групповых психокоррекционных занятий. Или пси­хогенные переживания ребенка с наибольшей глубиной отражаются в процессе игровой психокоррекции. Процесс психологической диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно при использовании обучающего эксперимента.

Пятый принцип психологической коррекции - иерар­хический. Он базируется на положении Л.С. Выготского о ве­дущей роли обучения в психическом развития ребенка. Реа­лизация этого принципа означает целенаправленное формирование психологических новообразо­ваний, требует максимальной активности ребенка и носит опережающий характер, так как коррекция направлена не на актуальную зону, а на зону ближайшего развития ребен­ка. Например, для коррекции мнестических функций у ре­бенка необходимо развивать мыслительные операции: ана­лиз, синтез, обобщение. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материа­ла повысит эффективность запоминания в большей степени, чем простые тренировки памяти.

Шестой принцип - каузальный. Реализация этого прин­ципа в психокоррекционной работе направлена на устране­ние причин и источников отклонений в психическом раз­витии ребенка. Например, первопричиной эмоциональных и поведенческих нарушений у детей с ДЦП могут быть как социальные факторы, так и биологические, а нередко сочета­ние обоих факторов. В зависимости от первопричины разра­батывается стратегия психокоррекции. Если причиной эмо­ционального неблагополучия ребенка являются семейные конфликты, неадекватные стили семейного воспитания боль­ного ребенка, то психокоррекционный процесс должен быть направлен на нормализацию семейных отношений. Если причиной эмоциональных нарушений является резидуально-органическая недостаточность ЦНС, то главным звеном

психологической коррекции должно быть снижение эмоцио­нального дискомфорта ребенка специальными методами психорегулирующих тренировок на фоне медикаментозной те­рапии.

Седьмой принцип психокоррекции - временной, так как важно раннее начало онтогенетически последовательного воз­действия, опирающегося на сохранные функции. В послед­ние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни мож­но выявить патологию речевого развития и нарушения ори­ентировочно-познавательной деятельности, коррекционная работа с детьми нередко начинается после 3-4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сло­жившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреж­дение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционное педаго­гическое воздействие в младенческом и раннем возрасте по­зволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить пси­хоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционной работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга - его пластичности и универсальной способности к компен­сации нарушенных функций, а также в связи с тем, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функ­циональной системы являются первые три года жизни ре­бенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития на­ходится ребенок.

Основные направления психокоррекционной рабо­ты при ДЦП в раннем и дошкольном воз­расте:

Развитие эмоционального, речевого, предметно-действен­ного и игрового общения с окружающими;

Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухово­го, кинестетического восприятия и стереогноза), форми­рование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности
(внимания, памяти, воображения);

Развитие зрительно-моторной координации и функцио­нальных возможностей кисти и пальцев; подготовка к ов­ладению письмом.

Восьмой принцип - единство коррекционной работы с ребенком и его окружением , прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в про­цессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально сти­мулировать это развитие, сглаживать негативное влияние за­болевания на психическое состояние ребенка. Родители - основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возмож­ности и перспективы развития, организовать целенаправ­ленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку, развить необходимые в жизни волевые качест­ва. Для этого важно активное включение ребенка в повсе­дневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел опре­деленные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результа­те у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Часто ро­дители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не да­ют ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно посте­пенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ре­бенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, ухо­дить в себя, в свое одиночество.

Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать фор­му, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости.

Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразви­тием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект при этой форме патологии развития - недоразвитие высших форм мыслительной деятельности (абстрактного мышления).

Как показано выше, у больных с ДЦП в сочетании с пси­хическим недоразвитием наблюдаются нарушения сенсорно-перцептивных процессов, что проявляется в недоразвитии константности и предметности восприятия, в замедленном темпе узнавания предметов, в трудностях обобщения сенсор­ных сигналов."

Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формиро­вание перцептивных операций;

Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия;

Развитие скорости восприятия объектов.

Направления психокоррекции памяти:

Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и ося­зательной модальностях;

Развитие приемов ассоциативного и опосредованного за­поминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление от­личается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мыш­ления у них непосредственно связано с развитием деятель­ности и восприятия. Важным направлением психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образ­ного мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, вели­чины, цвета;

Обучение использованию вспомогательных предметов
(орудийные действия);

Формирование наглядно-образного мышления в процес­се конструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллекту­альной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо про­водить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психо­лога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориен­тироваться не только на уровень актуального развития ре­бенка, но и на его потенциальные возможности.

Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивиду­ально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специали­стов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении ре­жима дня, четкой организации повседневной жизни ребен­ка, исключении возможности незавершения начатых ребен­ком действий.

44. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка младенческого и раннего возраста

На сегодняшний день мы все чаще сталкиваемся с неадекватным поведением младших школьников. Естественно, что такое неблагополучие в вызывает в голове у родителей и педагогов панику, а также множество вопросов: «Что происходит?», «Кто виноват?» и «Как все исправить?» В такой неприятной ситуации на помощь приходит психокоррекция детей, представляющая собой сочетание психологических приемов, которыми пользуется психолог для того, чтобы исправить недостатки в психологическом развитии человека или изменить поведение человека, считающегося психически здоровым. Из определения следует, что психокоррекция предназначена не только для людей с нарушениями психики, но также и для вполне здоровых людей разного возраста.

Методы психокоррекции

Безусловно, каждая ситуация требуют к себе индивидуального подхода. Специалист в каждом конкретном случае применяет разные методы психокоррекции, наиболее точно отвечающие потребностям человека. Для взрослых они свои, а для детей и подростков — свои. Среди существующих на сегодняшний день методов психокоррекции для детей особо выделяются следующие:

  • игротерапия — это самый распространенный метод, применяемый по отношению к детям, поскольку игра как форма взаимодействия и развития ближе и понятнее ребенку, нежели любая другая деятельность,
  • арттерапия в форме рисуночной терапии, библиотерапии, драматерапии, сказкотерапии и музыкотерапии, основной целью которых является гармонизация личности через развитие способностей к самовыражению и самопознанию,
  • поведенческий тренинг или психокоррекция поведения, обучающая ребенка адекватному поведению в проблемных ситуациях,
  • тренинг личностного роста, направленный на сферу развития ребенка как личности путем постановки нормативно-возрастных проблем и задач,
  • психогимнастика — невербальный метод групповой психотерапии, на основе выражения эмоций через движения,
  • метод социальной терапии, построенный на признании и принятии, а также положительной оценке ребенка значимым для него окружением — взрослыми и сверстниками,
  • психоанализ,
  • метод десенсибилизации.

Это были методы психокоррекции, теперь поговорим о ее видах. Все виды психокоррекции можно разделить по следующим параметрам и исходным условиям:

  • по характеру направленности:

— коррекция, имеющая целью снятие отельных симптомов,

— коррекция основного источника отклонений;

  • по содержанию:

— коррекция сферы познания,

— коррекция личности и ее поведения,

— работа с внутригрупповыми взаимоотношениями, а также детско-родительскими взаимоотношениями,

  • по наличию программы коррекции:

— программированная,

— импровизированная коррекция,

  • по масштабу решаемых задач:

— общая психокоррекция,

— частная,

— специальная коррекция,

  • по форме работы:

— индивидуальная коррекция,

— групповая психокоррекция.

Групповая психокоррекция

Групповая психокоррекция отличается от индивидуальной тем, что работа направлена на взаимодействие всех членов группы, включая психолога. Программа психокоррекции пишется таким образом, что группа рассматривается как основной инструмент воздействия. Человек имеет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть то или иное поведение, узнать самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, сделать выводы и в результате расширить границы коррекционного процесса. Понятно, что метод групповой коррекции хорош для работы с проблемами в общении и взаимодействии с окружающим миром. Если у ребенка проблемы внутреннего характера, тогда уместнее индивидуальные сеансы и индивидуальная коррекция.

Психокоррекция подростков

Отклоняющееся поведение большей части детей — это вызов современности. Количество детей, у которых наблюдаются отклонения в поведении и восприятии себя растет, и перед взрослыми встают вопросы, как быть с такими детьми, как им помочь и адаптировать их для жизни в обществе.

Психокоррекция подростков — это огромный раздел психологии, имеющий своей целью разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов подростка, а также формирование у подростка социально значимых черт и качеств личности.

Чаще всего психотерапия и психокоррекция, являющиеся составляющими частями психологии, используют следующие методы в работе с подростками:

  • метод разрушения отрицательного характера путем его «взрыва» или реконструкции,
  • метод перестройки мотивации и самосознания,
  • метод перестройки жизненного опыта,
  • метод предупреждения негативного и стимулирования позитивного поведения.

К счастью, детская психика гораздо более гибкая, нежели психика взрослого человека. Отрицательные установки или выводы не так сильны, как у взрослых. Ребенок обладает большими адаптивными способностями, в нем легче спровоцировать отклик и желание что-то изменить. Поэтому, если вовремя обнаружить какие-либо психологические проблемы и начать их решать сообща, тогда за небольшой промежуток времени ребенок станет жизнерадостным, общительным, у него появятся друзья, с ним будут считаться, а мир вокруг начнет улыбаться вместе с ним. Будьте внимательны к своим детям! Успехов Вам!

  1. Методические рекомендации по предоставлению социально-психологических услуг

    Методические рекомендации
  2. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению на августовских совещаниях педагогов в 2009 г «основные проблемы реализации национальной образовательной

    Методические рекомендации

    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,

  3. «практикум по психологии» под редакцией и п волкова

    Автореферат диссертации
  4. «практикум по психологии» под редакцией

    Практикум

    В книге представлены разнообразные отечественные и зарубежные психологиче­ские методы и приемы, нашедшие широкое применение в профессиональной подготовке спортивных специалистов, а также в психологической диагностике, психологической

  5. Психолингвистика детская психология психодиагностика и математические методы в психологии теория и методика игры

    Анализ

    Составление таблиц по онтогенезу детской речи, используя данные различных авторов. Сравнение и обобщение полученных результатов. Обработка и оформление материала.