Детство является самым светлым и ярким периодом жизни практически каждого человека. Но, порою случается так, что отпрыск рождается или становится не совсем полноценным.

Конечно, детство таких малышей существенно отличается от детства обычных детишек. Поэтому, государство старается помочь им, так как по жизни они уже ущемленные лица.

Власти нашей страны разработали множество льгот и пособий, которые предоставляются детям с отклонениями. Они относится к незащищенной категории граждан, поэтому имеют свои индивидуальные привилегии по конвенции о правах детей инвалидов.

Дополнительно на законном уровне установлены льготы для семей с такими детишками. Кроме всего этого, они имеют равные .

Детьми с ограниченными возможностями считаются лица, не достигшие восемнадцати лет и имеющие различные отклонения физического и психологического плана. Подобные нарушения не дают шанса детям жить полноценно, как остальным малышам.

Инвалидом несовершеннолетнее лицо может признать только специальная комиссия. Она находится в государственном учреждении медицинской социальной экспертизы в населенном пункте проживания отпрыска. Документы на эту процедуру подают родители либо опекающие малыша лица.

Условия, при которых малыш признается инвалидом:

  • присутствие сбоя функции организма связанное с заболеванием либо травмами и дефектами;
  • отсутствие самостоятельного обслуживания: двигаться, учиться, работать;
  • необходимость в реабилитации.

Детям инвалидность утверждается на один, два, пять лет либо до восемнадцатилетнего возраста. После чего, такой отпрыск обязан пройти процедуру переосвидетельствование повторно.

Несовершеннолетнее лицо официально признается инвалидом с дня регистрации соответствующего статуса и получения удостоверения. Законодательством утверждены определенные права и льготы детей инвалидов.

Права детей с ограниченными возможностями

Государство позаботилось об этой незащищенной категории лиц и предусмотрело ряд индивидуальных прав и льгот для них.

Конвенция о правах детей инвалидов содержит основные пункты, регламентирующие привилегии несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями.

Права ребенка инвалида на жилье . За счет государства семьи с такими отпрысками обеспечиваются жильём в первую очередь, если присутствует нужда.

Порядок его предоставления регламентирует на региональном уровне. Обычно устанавливается норма квадратных метров на одного члена семьи.

Права ребенка инвалида на образование . Государство обеспечивает всех детей нашей страны образованием. Оно общедоступно. Сейчас бесплатно можно получить образование такому несовершеннолетнему лицу в следующих учреждениях:

  • детский сад;
  • средние образовательные учреждения;
  • высшие учебные заведения.

Права ребенка инвалида в школе связаны с тем, что он может обучаться: как в стандартном, так и коррекционном заведении.

Дополнительно такому малышу оказывается психолого психологическая помощь.

Тоже касается и права ребенка инвалида в детском саду. Такой малыш вправе посещать дошкольное учреждение со всеми детишками.

Права ребенка инвалида в поликлинике намного больше, чем у обычного малыша. Такие дети вправе получать безвозмездно:

  • лекарства по рецепту доктора;
  • санаторное лечение один раз в год, в том числе оплата проезда туда и обратно;
  • медицинские принадлежности;
  • медицинское лечение.

Также существуют и другие права детей инвалидов в России:

  • на получение информации;
  • на трудовую деятельность;
  • на социальную реабилитацию и обслуживание;
  • полноценное участие в культурных мероприятиях;
  • на алиментное содержание;
  • на достойное проживание и обеспечение;
  • федеральные и областные выплаты.

Государственные власти признают, что такие дети должны наравне с другими людьми вести достойный образ жизни. Это обеспечит их достоинство и будет способствовать уверенности, что облегчит пребывание в обществе. Поэтому, права детей инвалидов в РФ регламентируются законодательство довольно широко.

Какие льготы предоставляет государство

Детишки, у которых есть отклонения, относится к одной из самых незащищенных категорий лиц. Поэтому, государство старается помощь таким семействам. Существует ряд льгот и дотаций, предоставляемых этой категории лиц.

Пенсионные

Детям с ограниченными возможностями положена пенсия, размер которой зависит от сложности инвалидности. Эти выплаты оформляет родитель либо опекун один раз. Впоследствии деньги поступают ежемесячно на указанный в заявлении банковский счет.

Лицо, ухаживающее за таким малышом, получает доплату в сумме шестьдесят процентов от минимальной зарплаты. Родитель, воспитывающий такого малыша вправе пойти на пенсию с пятидесяти лет, если его стаж труда пятнадцать лет.

Жилищные

Кроме того, что детишки с отклонениями имеют первостепенное право на жилье, государство предоставляет им еще ряд льгот этого уровня:

  • скидка пятьдесят процентов на платежи по коммунальным платежам;
  • такие семейства ставят первыми на очереди в получении жилого помещения.

Транспортные

Семьям с такими детишками предоставляется право безвозмездного проезда на городском транспорте. Исключения составляют такси. В период с первого октября по пятнадцатое мая ежегодно, дети с ограниченными возможностями вправе использовать скидку пятьдесят процентов на покупку билетов междугороднего транспорта.

Когда в семье есть малыш от пяти лет, с нарушениями опорно двигательного аппарата, государство может обеспечить ее специальным оборудованным автомобилем. Кроме того, такой автомобиль освобождается от транспортного налога.

Трудовые льготы предоставляются матерям, ухаживающим за детишками с ограниченными возможностями младше шестнадцати лет. Женщина вправе трудиться неполную рабочую неделю по закону.

Работодатель оплачивает работу пропорционально отработанных часов.

Нельзя привлечь такую женщину к сверхурочной работе и командировке без ее разрешения. Уволить мать отпрыска с ограниченными возможностями можно только при общей ликвидации предприятия.

Налоговые

Когда в семействе есть отпрыск с ограниченными возможностями оба родителя вправе претендовать на двойной налоговый вычет. Родители такого малыша вправе подать декларацию на возврат НДФЛ за дорогое лечение. Если такой малыш является собственником недвижимости, он освобождается от оплаты налога на имущество.

Льгота на поступление в ВУЗ предоставляется несовершеннолетнему лицу, если он прошел вступительные экзамены.

Детишек с ограниченными возможностями зачисляют в высшие учебные заведения вне конкурса.

Для этого при сдаче документов требуется принести справку об установленной инвалидности.

Существует множество льгот для семей имеющих отпрысков с ограниченными возможностями. Чтобы их оформить, требуется обращаться в соответствующие инстанции.

К примеру, налоговые льготы оформляются в инспекции по месту проживания. При этом для каждой из льгот придется подтвердить наличие инвалидности удостоверением либо справкой.

Ни одна инстанции не вправе отказать в предоставлении льгот. В противном случае родитель или опекун может подать жалобу на ущемление прав несовершеннолетнего лица с отклонениями.

Защита прав детей с ограниченными возможностями

Права детей инвалидов и их родителей устанавливаются на законодательном уровне. При этом контролируют их исполнение родители и опекуны. Когда происходит ущемление прав таких детей, следует обратиться в вышестоящую организацию с жалобой.

Защита прав детей инвалидов проходит через суд. Виновные лица, отвечают по статье 32 ФЗ 181 от 24 ноября 1995 года .

Все споры и разногласия относительно детей с ограниченными возможностями и нарушения их прав разбираются в судебной инстанции на основании заявления истца.

Дети с ограниченными возможностями являются одной из самых уязвимых категорий людей, поэтому законодатель предусмотрел права ребенка инвалида и льготы. Также же государство обеспечивает защиту таким семьям.

Заключение

Лица с ограниченными возможностями в жизни сталкиваются со многими проблемами. Им сложно их решить без помощи и поддержки родных и близких людей.

Но, существует много таких детишек, которые оставались без опеки родных людей. Им намного сложнее жить, поэтому основная задача властей сделать их существование комфортным и безопасным.

Такие дети должны понимать, что для них есть место в жизни. Они смогут трудиться и получить жилье, когда вырастут. Поэтому государство устанавливает права детей инвалидов на жилье и другие льготы

Конечно, это не решает всех проблем. Взрослому человеку сложно сталкиваться с безразличием, что уж говорить о таких детях. Ведь они намного ранимей обычного человека. Дополнительно государство осуществляет защиту прав ребенка инвалида, но для этого опекун должен обратиться в суд.

Дети – будущее любой страны. Отношение к детям наряду с отношением к старшему поколению наиболее точно определяет состояние и уровень развитие общества. Как признано мировым сообществом и провозглашено Конвенцией ООН о правах ребенка, для защиты прав детей необходимы специальные механизмы.

Сегодня стало очевидным, что состояние семьи и детства отражают глубокий кризис организации общества, перекосы в области социальной политики государства. По ряду ключевых показателей положение детей постоянно ухудшается.

Особую озабоченность вызывают массовые нарушения конституционных прав детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что деятельность в этой сфере должностных лиц государственных органов не в полной мере соответствует провозглашаемой политике и Конвенции ООН о правах ребенка.

Эта проблема неоднократно поднималась в официальных российских и международных документах. Указывалось на нарушение конституционного права на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов; на отсутствие действенной государственной системы поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в интернаты, где нередко подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство.

В соответствии с Законом СССР, принятым Верховным Советом СССР, 11 декабря 1990 г. , "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.

К наиболее актуальным задачам социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Инвалидность у детей – значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля над своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

В нашей стране, в соответствии с законами разработаны и утверждены медицинские показания, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом.

На основе статистики устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, я пришла к выводу, что положение детей на сегодняшний день находится в неудовлетворительном состоянии и среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на 1 января 2008 года численность детей-инвалидов, находящихся на учете в органах социальной защиты населения, составила 593,3 тысячи. Но данные Минздравсоцразвития России о числе детей-инвалидов не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все российские дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.

Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного праваПрава детей-инвалидов закреплены в Декларации прав ребенка[; Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларации о правах умственно-отсталых лиц; Декларации о правах инвалидов; Конвенции о правах ребенка; Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей; Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов.

Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации. В Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании особое значение имеет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов.

Вместе с тем ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашли своего отражения в российском законодательстве. По-прежнему отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В то же время совершенствование законов само по себе не решает проблему, поскольку сегодня остро стоит вопрос о неудовлетворительном исполнении действующего законодательства органами государственной власти Российской Федерации, и это является основной причиной массовых нарушений прав детей-инвалидов. Помимо этого, в законах часто отсутствуют механизмы их реализации.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закрепил право детей-инвалидов на социальную защиту и систему "гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности. "Основной целью этих мер является создание детям-инвалидам "равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества". К основным гарантированным российским законодательством правам детей-инвалидов наряду с общими для всех детей правами, такими как право на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на получение бесплатной медицинской помощи, на образование, право не подвергаться жестокому или унижающему обращению, относятся также права на реабилитацию, санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры. Дети-инвалиды имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

В целом основные проблемы нарушений прав детей в России, которые поднимались на протяжении последних лет, не решаются до настоящего времени. Среди основных причин можно выделить:

Традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем - приемной и опекунской);

Неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

Непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

Лишение в результате принятия Федерального закона № 122 большинства семей возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

К сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на, казалось бы, значительную законодательную базу, список нарушений прав детей-инвалидов достаточно велик.

О нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье свидетельствуют следующие данные государственной статистики: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч - в специальных школах-интернатах органов образования; 5 тысяч - в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тыс.) детей-инвалидов лишены семьи. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.

Основная причина этого - неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Право детей-инвалидов на образование

Право на образование принадлежит всем детям, включая детей-инвалидов независимо от причин инвалидности. Конвенция ООН о правах ребенка, ряд других международно-правовых актов, Конституция и законодательство Российской Федерации закрепляют право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях максимально возможной социальной интеграции.

Однако на практике детей-инвалидов школьного возраста, которые не могут реализовать конституционное право на образование, сегодня около 200 тысяч. Эта цифра получена путем сопоставления данных Минобрнауки России о числе обучающихся детей-инвалидов и данных Минздравсоцразвития России о количестве детей-инвалидов в различных возрастных группах.

Особенно велик процент детей, не получающих образования, среди детей-инвалидов с отклонением в психическом и умственном развитии. В Саратовской области в нарушение законодательства были объявлены "необучаемыми" 1685 детей-инвалидов, из которых 358 – слепые.

Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с слуховыми нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо.

Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей-инвалидов в системе образования связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники факультетов коррекционной педагогики не идут работать в специальные образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефектолога. Кроме того, из-за новой подушевой системы оплаты труда, во многих школах сокращают именно социальных работников, психологов.

Считаю, что важнейшей задачей является организация обучения детей-инвалидов в системе общего образования, так называемого интегрированного образования, что признано мировым сообществом основной формой социальной интеграции детей-инвалидов.

В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться. Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Поэтому очевидно, что подход к организации условий жизни детей в интернатах, а также к подбору кадров, в том числе профильных специалистов, должен быть изменен. Жизнь в интернатах должна быть организована по принципу семейных групп с небольшим количеством детей. Необходимо, чтобы такие учреждения имели статус образовательных учреждений. Здания и помещения интернатных учреждений, комнаты, где живут дети-инвалиды, должны не только отвечать всем существующим санитарным нормам, но и соответствовать современным эстетическим представлениям.

В системе социальной помощи в настоящее время возрастает роль организаций негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов, организаций родителей детей-инвалидов. Дополняя работу государственных структур образования и социальной защиты населения, гражданское общество изыскивает новые пути организации социального пространства помощи детям. Благодаря конструктивной и твердой позиции гражданского общества решаются многочисленные проблемы соблюдения прав детей-инвалидов, оказывается реальная помощь семьям таких детей.

Слепота есть самое страшное несчастие, какое только может постигнуть человека. Всю жизнь свою слепец осужден влачить самое безотрадное существование: он лишен тех радостей, которые доставляет созерцание мира. Сам вид такого страдальца невольно возбуждает участие, и неудивительно поэтому, что неимущие слепцы по всей России пользуются особым вниманием благотворителей, и в ряду нищих слепцу милостыня предпочтительно перед другими калеками.

В России выполнение этой задачи приняло на себя особое Попечительство, учрежденное в 1881г. и получившее, в память постоянной заботливости о слепых почившей Государыни императрицы Марии Александровны, наименование "Мариинского Попечительства для призрения слепых". (С этого начинается история общества слепых.

Всероссийское Общество Слепых (далее ВОС) преодолело кризис предыдущих лет. Началось стабильное развитие организации. На 2008 год её состояние можно характеризовать как устойчивое, что подтверждается результатами производственно-экономической деятельности.

Сегодня ВОС объединяет 210645 членов, 810 местных, 74 региональных организаций в 86 субъектах РФ. Эти числа говорят о многом. Говорят о том, что население страны доверяет ВОС и поддерживает его проводимую политику.

В ходе работы над рефератом я обратилась в местное общество слепых с просьбой помочь найти несовершеннолетнего ребенка-инвалида по зрению. И мне помогли. Во втором отделении Чапаевска Саратовской области живет девочка Дусказиева Света 14-ти лет с полным отсутствием зрения. Она согласилась ответить на несколько интересующих меня вопросов.

Оказалось, она долго не могла устроиться в учебное заведение. Ее не хотели брать из-за неполноценности. И так получилось, что только к 9 годам ее родители обратились в местное общество слепых, где девочке помогли устроиться в Саратовскую школу-интернат для детей-инвалидов.

Там хорошо. Кормят нормально. Кружки разные есть: гитара, баян, вязание, компьютерный зал.

Мне было очень отрадно слышать это. Значит, детям-инвалидам в этой школе организовывают досуг, стараются развлечь.

А бывает ли какая-либо агрессия со стороны детей, живущих в интернате или со стороны "городских" детей?

В нашем интернате живут не только дети-инвалиды, но и сироты, поэтому у нас часто воруют ценные вещи (телефоны, деньги). Также очень часто мальчишки из неподалеку расположенных многоэтажек намеренно выбивают мячом стекла в наших окнах. И мы около двух недель ждем, пока их вставят.

Из этой грустной истории видно, что нарушается право ребенка-инвалида не подвергаться жестокому или унижающему обращению. Еще здесь имеет место воровство, и почему-то воспитатели и учителя, зная об этом, не принимают никаких мер.

На основе вышеизложенного, я пришла к выводу о том, что дети-инвалиды и здоровые дети-сироты должны воспитываться в разных учреждениях.

Продолжаю разговор со Светой.

В комнате живет по 6-8 человек. Конечно, хотелось бы больше простора и меньше людей.

Здесь нарушено право на частную жизнь.

Пользуетесь ли Вы какими либо льготами?

Нам выплачивают пенсию. А вот льготы у нас только на электроэнергию, потому что газ к нам еще не провели. От социального пакета мама отказалась. О каких-то других правах и льготах мы не знаем.

Выходит, большинство семей с инвалидами даже и не знают о своих правах, чтобы в дальнейшем ими воспользоваться. Это свидетельствует о слабой освещенности нормативных документов о правах и льготах детей-инвалидов, о низкой правовой культуре детей-инвалидов и их родителей.

Несомненно, государство должно принять меры по освещению в периодической печати темы прав детей-инвалидов, по реорганизации правовой базы, касающейся социальной защиты детей-инвалидов.

А куда планируешь поступать?

Хочу в Курский музыкальный колледж-интернат слепых по классу гитары.

Меня очень заинтересовало, что же это за Курский музыкальный колледж-интернат, и я обратилась с этим вопросом к секретарю Пугачевского общества слепых Недолужко Е. Н. : "Курский музыкальный колледж-интернат(– единственное в РФ специализированное учебное заведение для молодежи с нарушениями зрения. Создан в 1954г. на базе музыкальной школы для военноослепших. Очень много слепых детей из Саратовской школы-интерната учатся именно в этом колледже и становятся прекрасными преподавателями музыки".

Во время изучения архива Пугачевского общества слепых, я выяснила, что в Саратовскую школу-интернат для неполноценных детей, а именно для слепых поставляют тифлосредства(. Очень отрадно, что для слепых детей государство изготовляет и закупает у иностранных производителей специальное оборудование. (

Во время работы над исследованием, меня заинтересовал вопрос: "А были ли мои сверстники свидетелями нарушений прав детей-инвалидов?"

Результаты анкетирования получились следующими. 65 % 10-классников ответили, что были свидетелем нарушения прав детей-инвалидов, 5% не видели нарушения прав детей-инвалидов, 30% затрудняются ответить на этот вопрос.

100% 11-классников были свидетелями дискриминации детей-инвалидов.

Еще я хотела узнать, стали бы общаться мои сверстники, полноценные дети с ребенком-инвалидом? 77,5% 10-классников категорично отказываются общаться с неполноценным ребенком, и лишь 17,5% будут общаться с подростком, независимо от того, видит он или не видит.

72% 11-классников не будет общаться с неполноценным ребенком, и лишь 28% считают, что с детьми-инвалидами можно дружить наравне с полноценными детьми. **

К сожалению, цифры говорят за себя. Как не хватает в наше время доброты, а главное милосердия. Поэтому я предлагаю в учебных заведениях как можно больше внимания уделять не только учебе, но и воспитанию у подростков чувства толерантности и сострадания.

Изучив нормативно-правовые документы, касающиеся прав детей-инвалидов и узнав реальное положение дел детей-инвалидов во время интервью, считаю необходимым сделать следующие выводы, а также внести предложения по восстановлению и реализации их прав и законных интересов.

По моему мнению, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются: ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами; несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России; слабая финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку; недостаточное понимание обществом и государством проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Во время работы над данной главой, я заинтересовалась тем, какие предложения по реализации прав, свобод и законных интересов детей-инвалидов, могут предложить мои ровесники?

Результаты анкетирования получились следующие. В анкетировании приняло участие 40 учащихся 10-х классов и 46 учащихся 11-х классов.

10-классники предложили повысить пенсию по инвалидности, обеспечить семью инвалида жилой площадью, увеличить льготы на лекарства, доставить новую мебель в детские школы-интернаты, обеспечить обучение в школах и дальнейшее поступление в ВУЗы и университеты.

Ученики 11-х классов предложили увеличить пособие детям-инвалидам, больше вовлекать их в общественную жизнь, приблизить их общение с полноценными детьми, предоставить детям-инвалидам бесплатное обучение и медицинское обслуживание, строить специальные спортивные комплексы для детей-инвалидов.

На мой взгляд, предложения старшеклассников оказались поверхностными и недостаточными для улучшения жизни детей-инвалидов. Поэтому предлагаю следующие меры по улучшению жизни детей-инвалидов:

1. Усилить государственный контроль за соблюдением прав детей инвалидов;

2. Создать специальные условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях;

3. Финансировать из федерального бюджета расходы на обучение и воспитание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

4. Принять разработанный общественными организациями федеральный закон «Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатских учреждений;

5. Увеличить компенсации по уходу за ребенком-инвалидом;

6. Обеспечить всех детей-инвалидов техническими средствами реабилитации. Особую заботу проявить к детям инвалидам раннего, дошкольного и школьного возраста и детей, оставшихся без попечения родителей;

7. Создать детские программы на телевидении, сопровождающиеся сурдопереводом не только федеральных каналов, но и местных;

8. Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов;

9. Провести правовую экспертизу нормативных правовых документов в области образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных до 1990г. и действующих в настоящее время.

Заключение

Человек, рождённый инвалидом, не может жить как все. И поэтому у него другое представление о мире. Но, тем не менее, многие ведут полноценную жизнь.

Трудно жить сегодня инвалиду, особенно ребенку-инвалиду. К обычным подростковым проблемам, добавляются проблемы инвалидности. Непонимание со стороны сверстников, унижение, нарушение прав со стороны властей. И конечно, инвалиду нужен защитник, проводник по нашему миру.

В наше время правовая база, касающаяся социальной защиты детей-инвалидов оставляет желать лучшего. Все основные документы были изданы в 1995-2004 годах и действуют до сих пор. При чем, не редки случаи, когда один документ противоречит другому. Как среди такого хаоса ребенку-инвалиду и его семье добиться реализации своих прав?

Изучив основные правовые документы о социальной защите детей-инвалидов, я пришла к выводу о том, что соответствующим государственным органам необходимо внести серьезные изменения в правовую базу социальной защиты инвалидов.

Милостыня и вообще одна только денежная помощь недостаточна для облегчения участи инвалидов; даже в лучших случаях она обеспечивает их только в настоящем, не давая им надежды на будущее. А будущее – это трудовая деятельность!

Результаты анкетирования говорят о том, что нужно всерьез задуматься над проблемой детской инвалидности и отношении к этому современной молодежи. Нужно проводить больше бесед, классных часов, посвященных проблеме инвалидности среди детей. Ведь неполноценный ребенок – это такой же подросток, с такими же проблемами и радостями, как у нынешней молодежи.

Рассмотрев проблему инвалидности среди детей, я поняла, что людям нужно проявлять больше сострадания и милосердия, а государству – заботы и опеки по отношению к инвалидам.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Права ребенка инвалида в РФ в 2019 году

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством. Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.


Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2019 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы - 4 215,90 рублей;

2) при II группе - 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности - 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля - обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля - путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.


31.03.2019

Когда мы видим заветные две полоски, в качестве самого главного желания мы загадываем не цвет глаз, рост или то, на кого он будет похож. В первую очередь мы хотим, чтобы малыш родился здоровым! К счастью, в большинстве случаев так и происходит. Но иногда случается и так, что малыш рождается с серьезными проблемами со здоровьем – настолько серьезными, что ему дают инвалидность. Кроме того, никто не застрахован и от аварий или серьезных травм, в результате которых родившийся абсолютно здоровым ребенок становится инвалидом. Конечно, такие ситуации – настоящая трагедия для детей и их родных. И чтобы хоть как-то облегчить жизнь таким слоям населения, государство издает законы, направленные на социальную поддержку детей-инвалидов и их родителей. Какие же права и льготы детей-инвалидов и их родителей предусмотрены в РФ?

Что значит понятие «ребенок-инвалид»?

Понятие инвалидности закреплено в статье 1 ФЗ «О социаль¬ной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно закону, инвалид – это лицо, имеющее серьезные нарушения здоровья, провоцирующие устойчивое расстройство тех или иных функций организма в результате заболеваний, травм или иных дефектов, приводящих к ограничению жизнедеятельности данного лица и необходимости его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная неспособность обслуживать себя, контролировать свое поведение, самостоятельно передвигаться, общаться, ориентироваться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от тяжести заболевания или последствий травм, а также, степени расстройства функций организма, устанавливается группа инвалидности. Детьми-инвалидами считаются лица, не достигшие 18 лет. Признать лицо инвалидом можно в результате медико-социальной экспертизы. Направление на эту экспертизу можно получить в поликлинике, больнице, пенсионном фонде или органах соцзащиты.

Права и льготы детей-инвалидов и их родителей делятся на несколько категорий:

Пенсионные льготы,

Трудовые льготы,

Жилищные льготы,

Транспортные льготы,

Льготы и права, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов,

Льготы на медицинское и санаторно-курортное обслуживание детей-инвалидов,

Налоговые льготы.

Пенсионные льготы для детей-инвалидов и их родителей

В соответствии с законом, детям-инвалидам и их родителям (или другим лицам, осуществляющим уход за ними) полагаются некоторые пособия.

Во-первых, в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях», дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию и надбавки к ней.

Во-вторых, согласно Указу президента РФ от 17 марта 1994 года №551, трудоспособные лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и по этой причине не работающими, имеют право на пособие в размере 60% от МРОТ.

В-третьих, в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях», матери детей-инвалидов, воспитавшие своих детей до 8-летнего возраста, имеют право на начисление пенсии с 50 лет при наличии 15-летнего трудового стажа. Все время ухода за ребенком засчитывается в трудовой стаж матерям.

Трудовые льготы для родителей детей-инвалидов

Трудно даже представить, как тяжело работать матери, ухаживающей за ребенком-инвалидом. А нанять няню, умеющую работать с особенными детьми крайне сложно – тем более, не каждому это по карману. Кроме того, редкая мать согласится оставить своего ребенка на чужого человека, зная о его беспомощности.

В связи с этим, в законодательстве РФ предусмотрены трудовые права и льготы для родителей детей-инвалидов.

Например, в соответствии с КЗоТ РФ, если женщина является матерью ребенка-инвалида, не достигшего 16 лет, она имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с сохранением заработной платы, в зависимости от отработанного времени.

Кроме того, женщин, имеющих на руках детей-инвалидов, закон запрещает привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки без их письменного на то согласия.

В связи с тем, что инвалидность – это всегда дополнительные расходы в условиях менее разнообразного выбора на рынке труда, работодатель, согласно закону, не имеет права отказывать матери ребенка-инвалида в приеме на работу, объясняя это наличием у нее больного малыша.

Среди прав и льгот родителей детей-инвалидов имеется также запрет на увольнение , имеющих ребенка-инвалида, по инициативе работодателя. Исключение составляют только случаи ликвидации предприятия. Но и в этом случае мать ребенка-инвалида могут уволить только при условии ее последующего незамедлительного трудоустройства. Эти нормы прописаны в КЗоТ.

В соответствии с тем же КЗоТ, одному из работающих родителей ребенка-инвалида положено 4 дополнительных выходных дня в месяц. Эти выходные дни можно разделить между собой, если работают оба родителя, либо использовать в одиночку.

Жилищные льготы детей-инвалидов и их родителей

Для того, чтобы хотя бы немного облегчить жизнь детям-инвалидам и их родителям, закон предусматривает некоторые жилищные льготы для детей-инвалидов и их родителей.

Среди таких льгот выделяются следующие:

Право на первоочередное предоставление жилых помещений (в самую первую очередь жилье получают дети, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний).

Право на дополнительную жилую площадь (отдельная комната или дополнительные 10 кв.метров) при наличии у ребенка-инвалида заболеваний, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ №214 от 28.02.1996г. и Приказом Департамента здравоохранения г.Москвы от 26.03.1996г. №175. При этом предоставленная жилая площадь не считается излишней и оплачивается в одинарном размере с учетом имеющихся льгот детей-инвалидов и их родителей.

Право на первоочередное получение земельных участков (в соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.)

Льготы детей-инвалидов и их родителей распространяются также и на размер квартплаты – семьи, имеющие детей-инвалидов, пользуются скидкой не менее 50% на оплату квартиры, коммунальных и других видов услуг по содержанию жилья.

Транспортные льготы детей-инвалидов и их родителей

Как сами дети-инвалиды, так и лица, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда в общественном транспорте городского и пригородного сообщения (за исключением такси).

Основанием для получения этого права ребенком-инвалидом служит наличие пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность. Лицо, ухаживающее за ребенком-инвалидом, получает право бесплатного проезда на основании справки единого образца, выдаваемой органами социальной защиты, и документы, удостоверяющего личность. Основанием для получения такой льготы детьми-инвалидами и их родителями служит ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.

Что касается стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта, то дети-инвалиды имеют право на скидку 50%. Эта скидка действует неограниченное количество раз в период с 1 октября по 15 мая и одни раз (проезд туда и обратно) в летний период.

Так как дети-инвалиды нуждаются в частых медицинских осмотрах и лечении, закон дает право бесплатного проезда для детей-инвалидов и их родителей к месту лечения и обратно, если в законодательстве РФ на тот момент не имеется более льготных условий. Но нужно учитывать – данной льготой может пользоваться только родитель, сопровождающий ребенка-инвалида к месту лечения. Кроме того, льготный проезд возможен только в автобусах пригородного, междугородного или внутрирегионального направлений.

Льготы и права, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов

Ни для кого не секрет, что обучение и воспитание детей-инвалидов – тяжкий труд. И для того, чтобы помочь таким детям адаптироваться в социуме и почувствовать себя такими же, как и остальные (насколько это возможно, конечно), необходимо очень серьезно постараться. С этой целью и созданы льготы и права для детей-инвалидов , связанные с их воспитанием и обучением.

Специально для детей-инвалидов дошкольного возраста создаются все необходимые условия для возможности посещения вместе с другими детьми. В случае, если состояние ребенка слишком тяжелое, его направляют в специализированное дошкольное учреждение, предназначенное для детей-инвалидов. Такая норма прописана в ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995г.

Все дети-инвалиды пользуются правом первоочередного поступления в дошкольное учреждение (в соответствии с Указом президента РФ от 02.10.1992г.

Также имеются некоторые другие льготы для родителей детей-инвалидов. В частности, родители ребенка-инвалида имеют право на освобождение от оплаты детского дошкольного учреждения. Эта норма прописана в Постановлении Верховного Совета РФ от 6.03.1992г. №2464-1.

В случае, если ребенок-инвалид не способен обучаться в коллективе, имеется возможность организовать его обучение на дому и в негосударственных образовательных учреждениях. Порядок организации такого рода обучения и другие нюансы, касающиеся домашнего образования, можно найти в Постановлении Правительства РФ от 18.07.1996г. №861.

Согласно ФЗ РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12, для обучения детей-инвалидов создаются специальные коррекционные группы, классы или целые образовательные учреждения. Благодаря таким мерам, происходит успешное обучение, воспитание и интеграция в общество детей-инвалидов. Финансирование таких образовательных учреждений осуществляется в большем объеме, чем финансирование других образовательных учреждений. Причем отправлять детей в эти образовательные учреждения можно лишь на основании заключения врача и при согласии родителей или опекунов.

Льготы на медицинское и санаторно-курортное обслуживание детей-инвалидов

Дети-инвалиды часто нуждаются в дорогостоящих лекарствах, поэтому закон дает право на такого рода льготы детям-инвалидам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. №890 и Постановлением Правительства РФ от 10.07.1995г., дети-инвалиды имеют право на бесплатные лекарства и (коляски, протезно-ортопедические изделия и т.д.) по рецепту врача.

Дети-инвалиды также имеют право на бесплатное предоставление санаторной путевки для ребенка-инвалиды и лица, сопровождающего его. Если лицо, сопровождающее ребенка-инвалида, официально трудоустроено – ему выдается листок временной нетрудоспособности в связи с сопровождением ребенка.

Налоговые льготы детей-инвалидов и их родителей

Для родителей детей-инвалидов предусмотрены некоторые налоговые льготы. Например, совокупный доход, облагаемый налогом, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид.

Данная льгота для родителей детей-инвалидов может быть получена на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства и медицинской справки, подтверждающей необходимость постоянного ухода за ребенком. Кроме того, будет необходима справка из жилищного органа о совместном проживании ребенка-инвалида и его родителей.

При этом необходима справка, подтверждающая тот факт, что данной льготой пользуется только один родитель.

Знайте свои права и помните – безвыходных ситуаций нет! Права и льготы детей-инвалидов и их родителей в РФ закреплены в законе – и они должны выполняться.

Права ребенка-инвалида включают в себя спектр вопросов из разных сфер жизни. Большинство таких свобод и прав для детей-инвалидов относятся к льготам, особенностям социальной жизнедеятельности и развития. Как и все остальные правовые установления, категория прав детей инвалидов подвергается постоянному изменению и дополнению со стороны законодательных и исполнительных органов правительства. Именно поэтому родителям и попечителям детей-инвалидов следует внимательно следить за всеми вышеуказанными изменениями и использовать их по назначению.

Кого относят к группе детей-инвалидов

Чтобы индивид считался ребенком инвалидом, должны быть соблюдены два условия. Первое из них — человек еще не достиг возраста, который в РФ считается совершеннолетием, в большинстве случаев — восемнадцать лет. Второе условие — несовершеннолетний ребенок-инвалид имеет психические, физические или физиологические отклонения в состоянии здоровья от общепринятой нормы. Таковым молодого человека может признать лишь специальная квалифицированная комиссия.

Согласно закону N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" , который был принят 24 ноября 1995 года, а также Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» , в котором указываются условия для официального признания несовершеннолетнего человека инвалидом, ребенок признается инвалидом, если у него наблюдается стойкое нарушение здоровья, связанное с расстройством функциональности организма или его частей (систем, органов); ограничение полноты жизнедеятельности; невозможность полная либо частичная самостоятельного обслуживания, обучения, самоконтроля и тому подобное.

Законодательная база получения льгот, выплат, особых прав для детей инвалидов включает в себя также следующие документы:

  1. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"
  2. Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году"
  3. Письмо Министерства образования и науки № 07-832 "Организация обучения для детей-инвалидов на дому" от 10 декабря 2012 г
  4. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации № НТ-1139/08 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях»
  5. Семейный кодекс РФ в части прав детей и родителей.
  6. Российский закон об образовании (написан в соответствии с конвенцией ООН).
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  9. Трудовой кодекс РФ, его часть про права работающих женщин, на попечительстве которых содержатся дети, являющиеся инвалидами одной из групп.

Категория инвалидности, одна из трех существующих на сегодня, присуждается ребенку-инвалиду на период в один, два или пять лет либо до момента достижения 18-летнего возраста. После достижения совершеннолетия человек проходит обязательное освидетельствование на комиссии.

Права детей инвалидов

Российское государство обязано обеспечивать социальную защиту для каждого ребенка, который был признан человеком с ограниченными возможностями (ребенком-инвалидом). Это обеспечивается путем создания специальных условий для развития индивидуальности, творческих, производственных и других способностей. В целях осуществления программ по помощи детям инвалидам специальными гос. органами предоставляются социальные льготы, гарантии, поддержка в реализации прав по охране здоровья, прав на труд, отдых, образование, подготовку для осуществления посильной профессиональной деятельности, а также прав социально-экономических и жилищных.

Защита прав детей-инвалидов должна контролироваться и обеспечиваться государством. Любые возможные препятствия на пути к желаемому личному развитию таких детей устраняются руководством страны. Социальные права детей-инвалидов гарантируются правительством Российской Федерации наряду с обеспечением равных по сравнению со здоровыми гражданами.

Льготы для детей инвалидов

Льготы, как определенные преимущества или освобождение от некой обязанности, предоставляются детям-инвалидам и их семьям в разных сферах социальной жизни. Такие особые условия либо преимущества в первую очередь относятся к медицинской сфере.

Льготы по медицинскому обслуживанию детей инвалидов

Согласно статье 13 № 181-ФЗ , квалифицированная медпомощь для описываемой категории граждан оказывается в рамках программ госгарантий, а также на общей бесплатной основе. Для детей-инвалидов и их семей предоставляются:

  • лекарственные бесплатные препараты, прописанные лечащим врачом;
  • путевка в санитарно-оздоровительное учреждение, профилакторий, пансионат;
  • оплата проезда в оба конца для родителя или опекуна, который является сопровождающим на санитарно-оздоровительный отдых.

Важно! Вместе с обеспечением лекарственными средствами и медицинской помощью каждому ребенку-инвалиду, не достигшему 18 лет, имеющему ограничения двигательной активности, предоставляют инвалидную коляску.

Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 в пятом пункте рекомендует увеличить отчисления на товары медицинского назначения для детей инвалидов. Для таких детей, до шести лет государством оплачиваются все без исключения медсредства. Для детей инвалидов, возраст которых составляет уже более 6 лет, перечень возможных бесплатных медицинских средств сужается. В перечень входят средства реабилитации, назначенные врачом.

Кроме собственно средств на покупку необходимых лекарств, по тому же документу следует вводить по мере возможности новые льготы для улучшения качества жизни детей-инвалидов. Согласно приложенному перечню групп и категорий населения, имеющих право на бесплатные лекарства и медицинские товары, назначенные по медицинским показаниям.

Льготы по протезированию для детей инвалидов

По общероссийскому классификатору по соцзащите населения ребенок-инвалид частично или полностью освобождается от оплаты стоимости протезно-ортопедических изделий. То, какие права имеет ребенок-инвалид касательно проведения протезирования, зависит от степени функциональных повреждений, присужденной группы инвалидности, причин ее возникновения.

Например, дети с ограниченными возможностями, то есть дети инвалиды, которые находятся на содержании государства и проживают в специализированных домах-интернатах, профессиональных технических училищах-интернатах, могут рассчитывать на полную оплату протезов, необходимых им в силу своей физической неполноценности. При возникновении потребности отремонтировать поломанное или вышедшее из строя протезно-ортопедическое приспособление, данная услуга предоставляется указанным категориям лиц бесплатно.

Воспитание и обучение детей-инвалидов

Предполагает предоставление детям-инвалидам прав на бесплатное обучение в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, в которые входят:

  1. Дошкольные организации — детские садики.
  2. Школьные организации, любая из трех ступеней обучения в общеобразовательной школе.
  3. Профессионально-технические учреждения получения образования.
  4. Высшие учебные заведения. Сюда входят колледжи, ВУЗы, институты и образовательные академии.

Важно! Такое образование осуществляется по специально адаптированным для детей-инвалидов программам. Однако, это не значит, что такой маленький гражданин не может при желании обучаться в обычных, не ориентированных на инвалидов, заведениях, получая при этом должную психолого-педагогическую поддержку.

При возникновении необходимости обучение детей может проходить в специальных корректирующих учебных заведениях. Если это осуществить невозможно по причине отсутствия в той или иной местности спецзаведений, на помощь родителям «особого» ребенка придет выпущенный в 2012 году нормативно-правовой акт, который помогает реализовать дистанционное обучение в ЦДО (центр дистанционного обучения).

Вторым вариантом осуществления воспитательно-образовательной работы ребенка инвалида становится образование на дому по письменному обращению родителей. Также для разрешения потребуется участие медицинской организации. Третьим видом детского образования инвалидов является дом семейного образования. При выборе данного вида обучения родители либо опекуны берут на себя ответственность по воспитательно-образовательной работе детей, а также отвечают за качество подобной подготовки.

Права ребенка-инвалида в школе

Права ребенка инвалида в школе при обучении говорят о том, что дети, у которых были диагностированы проблемы развития, функциональные и другие нарушения, имеют право на реализацию своих стремлений и потребностей по получению среднего образования, реализация которого в указанном случае осуществляется на бесплатной основе.

Права ребенка-инвалида в школе включают в себя следующие особые условия социального обслуживания:

  • опекуны или родители ребенка-инвалида освобождаются от платы за обучение;
  • детям-инвалидам по необходимости предоставляют возможность обучаться в специальных коррекционных группах в школах или детских садах, получать при этом бесплатное питание, помощь социальных служб;
  • заявки на поступление ребенка инвалида в школьно-образовательное учреждение рассматриваются в первую очередь;
  • форма обучения детей-инвалидов с ОВЗ может быть домашней.

Последний вариант в списке, права детей с ограниченными возможностями на надомное индивидуальное обучение, предполагает денежную компенсацию от родителей детей-инвалидов за персональные образовательные уроки.

Как происходит сдача ЕГЭ ребенком-инвалидом

Каждый ребенок-инвалид на определенном этапе обучения в среднем образовательном учреждении проходит сдачу ЕГЭ. Согласно законодательству, в РФ для таких детей действует специальный щадящий режим, обеспечивающий комфортные условия для сдачи ЕГЭ.

На что имеет право ребенок-инвалид по 181-му федеральному закону? При прохождении, сдаче ЕГЭ с положительным результатом таким несовершеннолетним лицам предоставляется исключительное право быть зачисленными на обучение в первую очередь. Важным условием является отсутствие у ребенка-инвалида медицинского или иного запрета на обучение в училище выбранной сферы. Указанное относится к государственным, а также к муниципальным учреждениям образовательной сферы.

Формирование доступной среды жизнедеятельности детей-инвалидов

Четвертая глава закона, социально защищающего детей инвалидов, полностью посвящена обеспечению достаточной и комфортной жизнедеятельности детей-инвалидов в обществе. Такая среда, благоприятная для улучшения физического, психологического состояния указанного незащищенного слоя российских жителей, является заботой органов государства и попечителей.

Помните! Непосредственно формирование самой доступной среды для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов) происходит не только в образовательных учреждениях, но и при обустройстве удобных подъездов к аптекам, магазинам, на переходах и так далее.

Виды и размер денежных выплат и пособий для детей-инвалидов

По законодательному документу, который уже упоминался ранее, закону о соцзащите () инвалидам-детям полагаются выплаты на постоянной ежемесячной основе.

В указанном документе доводится до общего сведения родителей, опекунов тех категорий детей-инвалидов, что ежемесячная выплата их подопечным составляет:

  • дети-инвалиды 1-ой группы инвалидности — 2162 р.;
  • дети-инвалиды 2-ой группы — 1544 р.;
  • дети-инвалиды 3-ей гр. — 1236 р.

При этом также следует учитывать размер индексации, то есть величину изменений денежных выплат детям-инвалидам в зависимости от установленных коэффициентов и экономической ситуации в государстве.

Социальные пенсии детей-инвалидов

Положение социального закона, описанное в подпункте втором и четвертом указанной выше статьи из закона № ФЗ-181 , описывает уровень индексации социальных пенсий для детей-инвалидов на первое февраля 2017 года. Выбор одного из вариантов выплат производится самим гражданином или его опекуном, родителем. По пункту №7 допускается наличие вычетов из выдаваемых ежемесячных пособий на частичное финансирование необходимых социальных услуг.

Обратите внимание! При назначении пенсий, выплат, пособий ребенку инвалиду сразу по нескольким подобным приоритет должен отдаваться лишь одному из них.

Размеры финансовой помощи детям-инвалидам от государства

Размеры выплат ЕДВ, ежемесячных денежных выплат для детей-инвалидов устанавливаются с учетом индексирования с помощью коэффициента k=1,054, то есть с учетом такой поправки выплаты будут составлять:

  1. 2162 * 1,054 = 2278,75 р.;
  2. 1544 * 1,054 = 1627,38 р.;
  3. 1236 * 1,054 = 1302,74 р.

Обеспечение детей-инвалидов специальными техническими средствами

Кроме денежных выплат и лекарств, особенно в периоды реабилитации, детям-инвалидам обязательно выделяется необходимое количество технических средств. К ним можно отнести специальную литературу, а также информацию на других звуковых или видеоносителях для родителей и опекунов, медицинские принадлежности, например, коляски инвалидные или кресла-качалки, специальные средства по чтению для глухонемых детей — таблички с точечно-рифленым шрифтом Брайля, воспринимаемого на ощупь и другое.

Льготы семье ребенка инвалида

Если неработающее физическое лицо ухаживает за ребенком-инвалидом, такому лицу по закону полагается получать денежные отчисления в размере 60% от минимальной, установленной в официальном законодательном порядке, заработной плате. Это возможно только при условии полной трудоспособности указанного опекуна (права родителей детей-инвалидов). Также такой родственник или опекун может ранее других категорий граждан выйти на пенсию: при пятнадцатилетнем рабочем стаже пенсионный возраст составляет 50 лет.

Важно! Все время, занятое уходом за ребенком-инвалидом, зачисляется в официальную величину трудового стажа.

Льготы по проезду для детей-инвалидов

Транспортные льготы предоставляются как самому ребенку, имеющему особый статус, так и сопровождающему родителю, соцработнику либо опекуну. Основным правом у перечисленных категорий лиц является бесплатный проезд на городском транспорте. При этом требуется предъявление правильно оформленного действительного удостоверения ребенка-инвалида специального образца.

Льготный с 50% скидкой проезд по международным направлениям может быть предоставлен, но действует такая «половинная» скидка только один раз. Индивидуально для родителей ребенка-инвалида рассматривается возможность предоставления спецтранспорта.

Жилищные льготы детей-инвалидов

Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" устанавливает перечень тех категорий детей с инвалидностью, которые получают государственные жилищные льготы. В указанный объем льгот и мер по улучшению условий проживания включено право по получению дополнительной жилой площади. Ее размер рассчитывается так: государство дает по 10 квадратных метров для каждой семьи с ребенком-инвалидом, имеющим право на подобную льготу.

Также указанная часть ЖК регламентирует обязательство владельцев многоквартирных домов устанавливать удобные приспособления для доступа детей-инвалидов с сопровождающим к помещениям общественного использования и подъездов к ним и других общественных приспособлений для граждан с разными физическими возможностями.

Льготы по налогам детей-инвалидов

Права матери ребенка инвалида, а также других родителей и опекунов предполагают получение льгот налогообложения при наличии в семье у владельца бизнеса ребенка-инвалида. К ним относятся такие малолетние дети, которые имеют возраст до 18 лет, первую или вторую группу инвалидности и обучаются в спецзаведении. Льгота по налогам для детей-инвалидов действует после подачи заполненной налоговой декларации.

Также для детей-инвалидов действует скидка на подоходный налог. Она выражается в уменьшении дохода, который был получен за определенный, установленный заранее календарный период. Этот доход при подсчете размера налогов к выплате уменьшается на определенную сумму.

Специализированные учреждения для детей-инвалидов

Права детей с ОВЗ, детей-инвалидов, то есть с ограниченными возможностями здоровья, не позволяющими им обучаться в обычных учебных заведениях, предусматривают решение этой проблемы госорганами. Для вышеописанных социальных групп детей создаются специальные государственные учреждения, находящиеся под руководством органов здравоохранения РФ. К таким относятся в том числе организации лечебно-восстановительных занятий.

Совокупность всех социальных, трудовых, жилищных и налоговых прав детей, которые имеют ОВЗ (детей-инвалидов), а также их родителей, попечителей или опекунов, излагается в нескольких нормативно-правовых актах государства, письмах, постановлениях, кодексах, законах, приложениях и пояснениях правительства и иных, например, медицинских заключениях и решениях. Государство с каждым годом пытается найти оптимальный вариант по обеспечению детей-инвалидов техническими, денежными и иными средствами для нормальной жизнедеятельности.

Была ли Вам данная статья полезной?