«Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение:

Это невыразимая обида,

она отнимает у человека девять десятых мира»

М. Горький .

За последнее десятилетие значительно увеличилось число хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

Условия проведения зрительной гимнастики .

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони.

2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

Всегда снимать очки;

Сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

Следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;

Сосредоточить все внимание на глазах;

После выполнения упражнения часто поморгать.

В практике нашего образовательного учреждения педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки» : поместив в них сюжетные или предметные картинки взрослый плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к ребенку демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Упражнения с сигнальными метками : в различных участках комнаты, на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Настенные офтальмотренажеры представлены в виде схем, размещаются на стене, напротив лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физминутка . Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

Обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

Укрепляет мышцы век;

Снимает переутомление зрительного аппарата;

Развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

Корректирует функциональные дефекты зрения.

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно­воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с
отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской
патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут
привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или
отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной
системы.
В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии
занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм).
Помимо этого, многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и
многими другими видами нарушения зрения.
В программе для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией
Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья
предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление
зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного
утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.
Зрительная гимнастика – это часть коррекционно­воспитательной работы
с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом
определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика
эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных
зрительных функций и под обязательным наблюдением врача­офтальмолога.
Офтальмологами доказано положительное влияние физкульминуток на
состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при
котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные
мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те
глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает
зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует
предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также
более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному
усвоению учебного материала.
Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально
во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3­х до 5­ти мин.
Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка
должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте
В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного
анализатора должна быть регламентирована:

гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса


физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным
напряжением, на 10­11й минуте в течение 2­3 минут,
на 14­17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного
напряжения в течение трех минут,
в случаях, когда первая половина занятия не связана со зрительной
нагрузкой, например, на занятиях по развития речи (чтение,
рассказывание), то на 11­13 мин. проводится физкультминутка для
мышечного расслабления, а на 17­18­й мин. занятия – упражнения для
глаз.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие
правила:
­ всегда снимать очки
­ сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их

­ следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным
­ сосредоточить все внимание на глазах
­ после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и
часто поморгать.
В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты
использования зрительных гимнастик:

со стихами;





с опорой на схему;
с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмо тренажёрами;
с настенными и потолочными офтальмо тренажёрами;
электронных зрительных гимнастик.
Для более четких восприятий упражнений для глаз применяются
стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель
упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного
предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное
прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов
положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности
ребенка в целом.
Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф., Григоряна Л.И., мы
разработали материал по использованию видео тренажёров различного
направления (офтальмо тренажёры, «держалки», сигнальные метки), целью
которых является:
­ снижение психической и зрительной утомляемости,
­ повышение остроты зрения,
­ развития зрительно­двигательной координации,

­ упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и
движущемся предмете,
­ повышение общей активности детей во всех видах деятельности.
Индивидуальные офтальмо тренажёры, «держалки»: поместив в них
сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с
заданиями, педагог плавно передвигается по комнате то, удаляя, то,
приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая
дополнительную активность для всех групп глазных мышц.
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном
темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который
должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть
выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с
одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной
гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные ­
располагаются дальше.
Упражнения с сигнальными метками: в различных участках комнаты, в
пределах которой проходят занятия на потолке фиксируются (либо
подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные
метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их
рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4­х углах
потолка).
Потолочные офтальмо тренажёры ­ это своего рода траектории, по
которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны
сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются
коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это
делает схему яркой, привлекает внимание детей (большого размера офтальмо
тренажёр рисуется на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с

постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы –
траектории, а затем «обегать».
Настенные
офтальмо тренажёры представлены
в

виде
схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в
поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным
слежением за ним органом зрения.
Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик
является электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие
зрительного напряжения. Мы разработали комплекс таких зрительных
гимнастик с помощью программы Power Point. Система упражнений,
представленная в виде мультимедийных презентаций, сохраняет зрение,
способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию
детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.
Методика проведения электронной физминутки проста в использовании.
Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для
каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением
объектов, при мигании объектов моргают глазками.
Таким образом,
зрительная гимнастика является обязательным
компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Список литературы
1. Волошина
Л.
Организация

здоровье

сберегающего
пространства//Дошкольное воспитание.­2004.­N1.­С.114­117.
2. Гимнастика для глаз. ­ // Дошкольная педагогика, декабрь, 2007. – с.26­
27.

3. Демирчоглян Г.Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк:
Сталкер,1997
4. Н.В. Жолудева. Профилактика зрительных расстройств на
логопедических занятиях. ­ //Логопед, №1 , 2011. ­ с.49­56.
5. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство­Пресс. 2002
6. Панков О. Уникальные упражнения для восстановления зрения у детей
по методу профессора Олега Панкова. Тренинги и игры для мышц глаз./ М.:
АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
7. Зрительная гимнастика для детей 2­7 лет/ авт­сост. Е.А. Чевылова. –
Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

Ольга Кононенко
Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников

Выполнил : учитель-дефектолог МБДОУ № 9

«Детский сад компенсирующего вида»

Кононенко Ольга Васильевна

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем : зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 85% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности : учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию и сохранению зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому зрительная гимнастика . Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления , для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий . Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз » улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления .

Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Движения эти однотипные, существует определенный набор движений :

Движения глаз вверх – вниз;

Движения глаз влево – вправо;

Круговые движения глазами;

Зажмуривание глаз;

Моргание и т. д.

Дети с гораздо большей охотой делают глазодвигательную гимнастику , когда она связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме . Учитывая особенности детей дошкольного возраста , для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения должны предлагаться в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать . Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например : «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз На первых занятиях педагог одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, дети за ним повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Детям необходимо объяснить, что «если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Им тоже очень тяжело и надо научить глазки отдыхать».

Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия : «верх» , «вниз» ,«лево» , «право» , «поворот» , «разворот» . Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи. Целесообразно при зрительной гимнастике использовать атрибуты, специально подобранные к данному комплексу. Это могут быть мячи, всевозможные игрушки,специальная зрительная атрибутика .

Учитывая построение воспитательно-образовательного процесса в нашем МБДОУ с учетом комплексно-тематического принципа, зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением подбираются с учетом темы недели.

Комплексы зрительной гимнастики :

«Часовщик»

Часовщик прищурил глаз,

Чинит часики для нас.

(С. Маршак) .

Действия :

Закрыть один глаз, потом другой.

Открыть глаза.

«Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь полно чудес!

Справа – березки в шубах стоят,

Слева – елки на нас глядят,

Снежинки в небе кружатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет-

Он себе добычу ищет!

Вот мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит,

Пролетают снегири-

Как красивы они.

В лесу красота и покой,

А нам пора идти домой.

Действия :

Пооморгать глазами.

Посмотреть вправо.

Посмотреть влево.

Круговые движения глазами.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вправо – влево.

Закрыть глаза.

Поморгать глазами.

Посмотреть по дуге вверх – вправо

И вверх – влево.

Поморгать глазами.

«Теремок»

Терем – терем – теремок!

Он не низок, не высок,

Наверху петух сидит,

Он ку-ка-ре-ку кричит.

Действия :

Движение глазами вправо – влево.

Движение глазами вниз – вверх.

Моргают глазками

«Самолет» .

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел.

Левое крыло отвел – посмотрел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Мы летаем далеко

Действия :

Смотрят вверх, ведя пальцем за

«пролетающим самолетом» .

Отводят попеременно руки и

Прослеживают взором.

Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором.

Приподнимаются на носочки –

Имитация полета.

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей.

Капай, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

Действия :

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

«Кошка»

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз,

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух .

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

Действия :

Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую походку кошки.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом «провожают муху » от левого плеча к правому.

Смотрят вправо.

Смотрят прямо.

Закрывают глаза руками.

Моргают глазами.

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду!

Действия :

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

«Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О» , получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо-влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Действия :

Закрывают оба глаза.

Стоят с закрытыми глазами.

Открывают глаза,

Взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву «О» .

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Улетела стрекоза . «Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Действия :

Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень : не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Действия :

Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза) .

«Елка»

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Действия :

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Действия :

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево- вправо

Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.)

Так же эти упражнения можно использовать для физкультминуток на уроках в младшей школе, когда нужно сделать разминку для детских глаз.

Физкультминутка для глаз в первом классе.

Дети остаются сидеть за партами.

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Долго тянется урок

Много вы читали.

Не поможет тут звонок,

Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один -

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинуться на спинку парты, сделать глубокий вдох, затем наклониться вперед на крышку парты, сделать выдох.)

Упражнение второе

Повтори легко за мною.

Зажмурь и открывать нельзя,

Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повторить четыре раза.

Упражненье номер три.

Делай с нами и смотри.

(Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

Упражнение четыре

Нет сложнее в целом мире.

С вниманьем начинаем

И четко выполняем

(Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2-3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5-20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3-5 секунд, после чего руку опустить.)

Повторите 5-6 раз,

Все получится у вас.

Упражненье номер пять

Нужно четко выполнять.

(Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх - вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить - выдох.)

Нужно отметить,что эффект от зрительной гимнастики достигается только при постоянном, систематическом ее проведении в течении всего дня .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУГАРОВСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Д/С «КОЛОСОК»

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Подготовила воспитатель:

Лещенко Светлана Игорьевна

2015г.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто.

Сократ

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Не секрет, что телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.

Задачи:

Предупреждение утомления,

Укрепление глазных мышц

Снятие напряжения.

Общее оздоровление зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.

Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.

Время: Выполняются 2-4 мин.

Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Прием проведения – наглядный показ действий педагога.

При планировании НОД с использованием ИКТ 1 раз в неделю мы рекомендуем за месяц разучивать и использовать 1 гимнастику для глаз в стихах (например, номер 15,16 и другие), а на 4 раз использовать гимнастику с предметами или без предметов, в виде комплексов движений (например, комплексы номер 1, 2, 3, 4, 7 и другие).

Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.

По названию гимнастики для глаз легко подобрать ее по теме НОД.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик.

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов, можно выделить 4 вида:

С предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

С использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

С использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей - наша задача.

Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников и младших школьников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и - кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственно детям старшего дошкольного и младшего школьного возрасти. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка,- его здоровья и поведения. Следовательно важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

Задачи:

Способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования

предлагаемых упражнений;

Предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-

вегетативное) утомление у дошкольников, младших школьников.

Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

«Подснежник»

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога)

В руки вы цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

Нарисуйте” круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

Ах, как долго мы писали

Ах, как долго мы писали,

«Радуга»

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Спал цветок»

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

«Волшебный сон»

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем...

Дышится легко... ровно... глубоко...

Наши руки отдыхают...

Отдыхают... Засыпают...

Шея не напряжена

И рассла-бле-на...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется...

Дышится легко... ровно... глубоко... (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем...

Сном волшебным засыпаем... (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

Верх - вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

«Круг» Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Гимнастика для глаз

«Квадрат» Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

«Покорчим рожи». Педагог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.

Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед - влево - вправо - вверх - вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

«Рисование носом» Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Педагог может конкретизировать задание в соответствии с темой.)

«Раскрашивание» Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.

Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

«Буратино»

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Педагог медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

«Часики»

Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый - против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.

Зрительные дифференцированные физкультминутки

И глаза вам скажут: «Спасибо!»

Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть.

А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.

Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером -при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!

Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»

Игра «Буратино»

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» - наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Комплекс специальных упражнений для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.

6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх - налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх - направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Комплекс упражнений «На море» (Под медленную спокойную музыку.)

1. «Горизонт» 1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.

5-8 - повторить линию горизонта справа-налево.

2. «Лодочка» 1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

3. «Радуга» 1-4 - чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.

4. «Солнышко» 1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо)

глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону.

5. «Пловец плывет к берегу» 1-4 - правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. «Яркое солнышко»

1-8 - зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз

1. И. п.- основная стойка, руки спереди в замок. Поднять вверх, прогнуться - вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.

2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении - 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в

правую.

3. И. п.- то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 20-15 с. Сопровождать движение рук взглядом.

4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10-15 с.

5. И. п.- стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую - смотреть на правую 10 с.затем в правую – смотреть на правую кисть 10 с.

6. И. п.- основная стойка. Повернуть голову направо, затем на лево. Повторить 6-8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой – либо предмет.

7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6-8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.

Профилактические упражнения для глаз

15 колебательных движений глазами по горизонтали справа - налево, слева - направо.

15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз - вверх.

15 вращательных движений глазами слева - направо.

15 вращательных движений глазами справа - налево.

15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны - «восьмерка».

Руки за спинку, голову назад

Руки за спинку, голову назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

Упражнения для глаз (комплекс 1)

И. п. - сидя.

2. Движения глазными яблоками.

Глаза вправо-вверх.

Глаза влево-вверх.

Глаза вправо-вниз.

Глаза влево-вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 1 с. Ладони на стол, Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20-30 с. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными яблоками с закрытыми глазами вправо и влево. Повторить 2-3 раза в каждую сторону.

Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.

Закрыть глаза, расслабить веки, 10-15 с.

3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Упражнения для снятия усталости глаз

1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой - полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Часовщик

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас. (Открыть глаза.)

(С. Маршак)

Следовательно, упражнения, используемые в физкультминутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными, по возможности связанные с содержанием занятии или урока.

Картотека гимнастики для глаз:

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2--3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2-3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2-3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следите глазами: … подпрыгнула вверх, присела, побежала вправо, влево». Повторить 4 раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

V Комплекс "Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи

VI Комплекс "Ветер"

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу почасовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка». Каждое движение выполняется 4-6 раз.

XII Комплекс

Спектр.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

2. Ковалько В.И.Школа физкультминуток. – М.: «Вако»2007.

3. СековецЛ.С. Коррекционно - педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с нарушением зрения.- М.:Школьная Пресса, 2008.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.