Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие об ощущениях. Слуховые ощущения

2. Роль слуха в процессе познания и труда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слух - отражение действительности в форме звуковых явлений, способность живого организма воспринимать и различать звуки. Эта способность реализуется посредством органа слуха, или анализатора, - сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый отдел (слуховой нерв) и корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний.

Нарушение деятельности слухового анализатора у ребенка рассматривается в его отличии от аналогичного дефекта у взрослого. У взрослого человека к моменту нарушения слуха сформирована речь, словесное мышление и вся личность, а дефект слухового анализатора оценивается с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Дефект слуха нарушает речевое развитие ребенка, а при рано возникшей глухоте приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что, в свою очередь, ведет к нарушению познания.

Целью работы является изучение роли слуха в процессе познания и труда.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие об ощущениях и слуховые ощущения;

изучить роль слуха в процессе познания и труда.

1. Понятие об ощущениях. Слуховые ощущения

В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.

Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Ведь известно, что мозг защищен прочной костной оболочкой черепа и не вступает в непосредственный контакт с окружающим миром. Но зато имеются специальные каналы связи мозга с внешним миром, по которым и поступает в мозг разнообразная информация. Эти каналы назвали анализаторами. Анализатор - это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды.

Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:

1. Периферический отдел, или рецепторный (от латинского слова «реципио» - принимать), являющийся специальным преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос и кожа)

2. Проводниковый отдел, который, как показывает само название, обеспечивает проведение нервного воздействия от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу - посредством центробежных (афферентных) нервов.

3. Мозговой, или центральный отдел - высший отдел анализатора, осуществляющий сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет - раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс - возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое.

Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение.

Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека.

Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы - звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, поэтому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

2. Роль слуха в процессе познания и труда

Основным источником познания являются наши органы чувств, которые дают нам определенные представления о мире.

Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности (музыка). Одна из самых значительных функций слуха для ребенка - предпосылка для успешного формирования речи. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно? логического мышления.

Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны для полноценного познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов, театральных спектаклей.

Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом -- получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле, под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком -- все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо -- в широком смысле -- весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.

Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv -- воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;

б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;

в) представление -- такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Крат ковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.

Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:

1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;

2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);

4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и достаточным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.

Хороший слух необходим лицам для контроля работы часовых механизмов, при испытании моторов и различной техники. Также хороший слух необходим врачам, водителям различного вида транспорта - наземного, железнодорожного, воздушного, водного.

Полностью зависит от состояния слуховой функции работа связистов. Радиотелеграфисты, обслуживающие приборы радиосвязи и гидроакустики, занимающиеся выслушиванием подводных звуков или шумоскопией.

Они должны обладать кроме слуховой чувствительности, еще и высоким восприятием разности частоты тона. Радиотелеграфисты должны иметь ритмический слух и память на ритм. Хорошей ритмической чувствительностью считается безошибочное различие всех сигналов или не более трех ошибок. Неудовлетворительной - если различено сигналов меньше половины.

При профессиональном отборе лётчиков, парашютистов, моряков, подводников очень важно определять барофункцию уха и околоносовых пазух.

Барофункция - это способность реагировать на колебания давления внешней среды. А также иметь бинауральный слух, то есть обладать пространственным слухом и определять положение источника звука в пространстве. Это свойство основано на наличии двух симметричных половин слухового анализатора.

Заключение

слуховое ощущение

Таким образом, ощущения играют важную роль в жизнедеятельности людей. Ощущения, отражая свойства предметов объективного мира, помогают человеку в познавательном процессе, а также являются чувственным отображением действительности человека.

С помощью ощущений человек совершает деятельность, как сознательно, так и бессознательно, но и в том, и другом случае, данная деятельность может нести в себе обучающий характер, а также может происходить совершенствование уже полученных знаний и навыков.

Ощущения сигнализируют нашему мозгу об эмоциональных, органических, статических, кинестетических и др. изменений нашего организм, например, о боли, ощущении голода или насыщения, изменения нашего тела в пространстве и т.д., при этом человек может испытывать как удовлетворение, так и недовольство.

Список использованной литературы

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Общая психология: Учебник для вузов / А. Маклаков.- СПб.: Питер, 2003.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Наука, 1940.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Просвещение, 1995.

1. Размещено на www.allbest.ru

Подобные документы

    Свойства дистантности, избирательности и предметности слуховых ощущений, их роль в жизни слепых. Определение порога слуховой чувствительности. Необходимость специальной тренировки слуховых ощущений. Зависимость слуховых ощущений от атмосферных условий.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2009

    Ощущения, восприятия, представления, память как чувственные формы познания. Сенсорная организация личности, понятие ощущения, принципы обработки информации мозгом. Деятельность нервных рецепторов, классификация ощущений. Зрение, вкус, слух, обоняние.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Ощущения как основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле, отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений. Основные виды ощущений - обоняние, вкус, осязание, слух и зрение. Происхождение знаний из ощущений и рефлексии.

    реферат , добавлен 21.12.2009

    Понятие об ощущениях, их классификация и свойства (интенсивность, пространственная локализация). Анализаторы как органы чувственных ощущений. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений. Зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Ощущение как простейший элемент чувственного познания и человеческого сознания. Разновидности ощущений, их значение в жизнедеятельности человека. Сущность чувствительности, ее пороги. Виды восприятия и их специфика. Отличия галлюцинаций от иллюзий.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Роль ощущения в познании человеком окружающего мира. Классификация ощущений. Чувствительность человека к звукам речи. Характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с ощущениями животных. Формирование психического образа при восприятии.

    контрольная работа , добавлен 14.10.2008

    Основные формы мышления. Предмет психологии мышления в свете философских и психологических знаний. Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Общее представление о внимании и памяти в свете психологии познания.

    контрольная работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие и специфические признаки ощущений, механизм их формирования и реализации, значение в жизни человека. Основные критерии для разграничения сенсорных и перцептивных процессов. Сущность, функции и виды речи, их развитие. Продуктивные методы обучения.

    контрольная работа , добавлен 22.09.2010

    Физиологическая основа ощущений как познавательного процесса, их классификация, отличия от восприятия и связь с воображением. Оценка влияния ощущений на познавательные процессы в жизни людей, их роль в психологическом развитии и становлении личности.

    реферат , добавлен 23.01.2016

    Понятие и психологическая природа ощущений, их разновидности. Характерные свойства и физиологические механизмы развития ощущений. Характеристика видов ощущений: зрительный и слуховой анализаторы, музыкальные и речевые ощущения, обоняние и вкус.


Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.
Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.
Звуковые волны обладают, во-первых, различной амплитудой колебания. Под амплитудой колебания разумеют наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и, наоборот, чем меньше амплитуда, тем звук слабее. Сила звука расстояния уха прямо пропорциональна квадрату амплитуды. Эта сила зависит также от от источника звука и от той среды, в которой распространяется звук. Для измерения силы звука существуют специальные приборы, дающие возможность измерять ее в единицах энергии.
Звуковые волны различаются, во-вторых, но частоте или продолжительности колебаний. Длина волны обратно пропорциональна числу колебаний и прямо пропорциональна периоду колебаний источника звука. Волны различного числа колебаний в 1 с или в период колебания дают звуки, различные по высоте: волны с колебаниями большой частоты (и малого периода колебаний) отражаются в виде высоких звуков, волны с колебаниями малой частоты (и большого периода колебаний) отражаются в виде низких звуков.
Звуковые волны, вызываемые звучащим телом, источником звука, различаются, в-третьих, формой колебаний, т.е. формой той периодической кривой, в которой абсциссы пропорциональны времени, а ординаты - удалениям колеблющейся точки от своего положения равновесия. Форма колебаний звуковой волны отражается в тембре звука - том специфическом качестве, которым звуки той же высоты и силы на различных инструментах (рояль, скрипка, флейта и т. д.) отличаются друг от друга.
Зависимость между формой колебания звуковой волны и тембром не однозначна. Если два тона имеют различный тембр, то можно определенно сказать, что они вызываются колебаниями различной формы, но не наоборот. Тоны могут иметь совершенно одинаковый тембр, и, однако, форма колебаний их при этом может быть различна. Другими словами, формы колебаний разнообразнее и многочисленнее, чем различаемые ухом тоны.
Слуховые ощущения могут вызываться как периодическими колебательными процессами, так и непериодическими с нерегулярно изменяющейся неустойчивой частотой и амплитудой колебаний. Первые отражаются в музыкальных звуках, вторые - в шумах.
Кривая музыкального звука может быть разложена чисто математическим
путем по методу Фурье на отдельные, наложенные друг на друга синусоиды. Любая звуковая кривая, будучи сложным колебанием, может быть представлена как результат большего или меньшего числа синусоидальных колебаний, имеющих число колебаний в секунду, возрастающее, как ряд целых чисел 1,2,3, 4. Наиболее низкий тон, соответствующий 1, называется основным. Он имеет тот же период, как и сложный звук. Остальные простые тоны, имеющие вдвое, втрое, вчетверо и т. д. более частые колебания, называются верхними гармоническими, или частичными (парциальными), или обертонами.
Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые - периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф. Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н. А. Римского-Корсакова и т. д.).
В звуках человеческой речи также представлены как шумы, так и музыкальные звуки.
Основными свойствами всякого звука являются: 1) его громкость, 2) высота и 3) тембр.
1. Громкость. Громкость зависит от силы, или амплитуды, колебаний звуковой волны. Сила звука и громкость - понятия неравнозначные. Сила звука объективно характеризует физический процесс независимо от того, воспринимается он слушателем или нет; громкость - качество воспринимаемого звука. Если расположить громкости одного и того же звука в виде ряда, возрастающего в том же направлении, что и сила звука, и руководствоваться воспринимаемыми ухом ступенями прироста громкости (при непрерывном увеличении силы звука), то окажется, что громкость вырастает значительно медленнее силы звука.
Согласно закону Вебера-Фехнера, громкость некоторого звука будет пропорциональна логарифму отношения его силы J к силе того же самого звука на пороге слышимости Jо:
J
L = K log Jо
В этом равенстве К - коэффициент пропорциональности, а L выражает величину, характеризующую громкость звука, сила которого равна J; ее обычно называют уровнем звука.
Если коэффициент пропорциональности, являющийся величиной произвольной, принять равным единице, то уровень звука выразится в единицах, получивших название белов:
J
L = log J o Б
Практически оказалось более удобным пользоваться единицами, в 10 раз меньшими; эти единицы получили название децибелов. Коэффициент К при этом, очевидно, равняется 10. Таким образом:
J
L = log J o д Б
Минимальный прирост громкости, воспринимаемый человеческим ухом, равен примерно 1дБ. <...>
Известно, что закон Вебера-Фехнера теряет силу при слабых раздражениях; поэтому уровень громкости очень слабых звуков не дает количественного представления об их субъективной громкости.
Согласно новейшим работам, при определении разностного порога следует учитывать изменение высоты звуков. Для низких тонов громкость растет значительно быстрее, чем для высоких.
Количественное измерение громкости, непосредственно ощущаемой нашим слухом, не столь точно, как оценка на слух высоты тонов. Однако в музыке давно применяются динамические обозначения, служащие для практического определения величины громкости. Таковы обозначения: ррр (пиано-пианиссимо), рр (пианиссимо), р (пиано), тр (меццо-пиано), mf (меццо-форте), ff (фортиссимо), fff (форте-фортиссимо). Последовательные обозначения этой шкалы означают примерно удвоение громкости.
Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в некоторое (небольшое) число раз (в 2, 3, 4 раза). При этом удвоение громкости получается примерно как раз при прибавке около 20 дБ. Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается. Исследования, посвященные этому вопросу, дали результаты, резко расходящиеся с законом Вебера-Фехнера. Они показали также наличие значительных индивидуальных отличий при оценке удвоения громкостей.
При воздействии звука в слуховом аппарате происходят процессы адаптации, изменяющие его чувствительность. Однако в области слуховых ощущений адаптация очень невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.
Измерение громкости обычно производится в децибелах. С. Н. Ржевкин указывает, однако, что шкала децибелов не является удовлетворительной для количественной оценки натуральной громкости. Например, шум в поезде метро на полном ходу оценивается в 95 дБ, а тикание часов на расстоянии 0,5 м - в 30 дБ. Таким образом, по шкале децибелов отношение равно всего 3, в то время как для непосредственного ощущения первый шум почти неизмеримо больше второго. <...>
2. Высота. Высота звука отражает частоту колебаний звуковой волны. Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом. Как ультразвуки (звуки с большой частотой), так и инфразвуки (звуки с очень медленными колебаниями) остаются вне пределов нашей слышимости. Нижняя граница слуха у человека составляет примерно 15-19 колебаний; верхняя - приблизительно 20000, причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения. Обе границы изменчивы, верхняя в особенности в зависимости от возраста; у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает. У животных верхняя граница слуха значительно выше, чем у человека; у собаки она доходит до 38 000 Гц (колебаний в секунду).
При воздействии частот выше 15 000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным; теряется способность различать высоту тона. При 19 000 Гц предельно слышимыми оказываются лишь звуки, в миллион раз более интенсивные, чем при 14 000 Гц. При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (осязание звука), а затем чувство боли. Область слухового восприятия охватывает свыше 10 октав и ограничена сверху порогом осязания, снизу порогом слышимости. Внутри этой области лежат все воспринимаемые ухом звуки различной силы и высоты. Наименьшая сила требуется для восприятия звуков от 1000 до 3000 Гц. В этой области ухо является наиболее чувствительным. На повышенную чувствительность уха в области 2000-3000 Гц указывал еще Г. Л. Ф. Гельмгольц; он объяснял это обстоятельство собственным тоном барабанной перепонки.
Величина порога различения, или разностного порога, высоты (по данным Т. Пэра, В. Штрауба, Б. М. Теплова) в средних октавах у большинства людей находится в пределах от 6 до 40 центов (цент - сотая доля темперированного полутона). У высокоодаренных в музыкальном отношении детей, обследованных Л. В. Благонадежиной, пороги оказались равны 6-21 центам.
Существует собственно два порога различения высоты: 1) порог простого различения и 2) порог направления (В. Прейер и др.). Иногда при малых различениях высоты испытуемый замечает различие в высоте, не будучи, однако, в состоянии сказать, какой из двух звуков выше.
Высота звука, как она обычно воспринимается в шумах и звуках речи, включает два различных компонента - собственно высоту и тембровую характеристику.
В звуках сложного состава изменение высоты связано с изменением некоторых тембровых свойств. Объясняется это тем, что при увеличении частоты колебаний неизбежно уменьшается число частотных тонов, доступных нашему слуховому аппарату. В шумовом и речевом слышании эти два компонента высоты не дифференцируются. Вычленение высоты в собственном смысле слова из ее тембровых компонентов является характерным признаком музыкального слышания (Б. М. Теплов). Оно совершается в процессе исторического развития музыки как определенного вида человеческой деятельности.
Один вариант двухкомпонентной теории высоты развил Ф. Брентано, и вслед за ним, исходя из принципа октавного сходства звуков, Г. Ревеш различает качество и светлость звука. Под качеством звука он понимает такую особенность высоты звука, благодаря которой мы различаем звуки в пределах октавы. Под светлостью - такую особенность его высоты, которая отличает звуки одной октавы от звуков другой. Так, все «до» качественно тожественны, но по светлости отличны. Еще К. Штумпф подверг эту концепцию резкой критике. Конечно, октавное сходство существует (так же как и сходство квинтовое), но оно не определяет никакого компонента высоты.
М. Мак-Майер, К. Штумпф и особенно В. Келер дали другую трактовку двухкомпонентной теории высоты, различив в ней собственно высоту и тембровую характеристику высоты (светлость). Однако эти исследователи (так же как и Е. А. Мальцева) проводили различение двух компонентов высоты в чисто феноменальном плане: с одной и той же объективной характеристикой звуковой волны они соотносили два различных и отчасти даже разнородных свойства ощущения. Б. М. Теплов указал на объективную основу этого явления, заключающуюся в том, что с увеличением высоты изменяется число доступных уху частичных тонов. Поэтому различие тембровой окраски звуков различной высоты имеется в действительности лишь в сложных звуках; в простых тонах она представляет собой результат переноса.
В силу этой взаимосвязи собственно высоты и тембровой окраски не только различные инструменты отличаются по своему тембру друг от друга, но и различные по высоте звуки на том же самом инструменте отличаются друг от друга не только высотой, но и тембровой окраской. В этом сказывается взаимосвязь различных сторон звука - его звуковысотных и тембровых свойств.
3. Тембр. Под тембром понимают особый характер или окраску звука, зависящую от взаимоотношения его частичных тонов. Тембр отражает акустический состав сложного звука, т. е. число, порядок и относительную силу входящих в его состав частичных тонов (гармонических и негармонических).
По Гельмгольцу, тембр зависит от того, какие верхние гармонические тоны примешаны к основному, и от относительной силы каждого из них.
В наших слуховых ощущениях тембр сложного звука играет очень значительную роль. Частичные тоны (обертоны), или, по терминологии Н. А. Гарбузова, верхние натуральные призвуки, имеют большое значение также и в восприятии гармонии.
Тембр, как и гармония, отражает звук, который в акустическом своем составе является созвучием. Поскольку это созвучие воспринимается как единый звук без выделения в нем слухом акустически в него входящих частичных тонов, звуковой состав отражается в виде тембра звука. Поскольку же слух выделяет частичные тоны сложного звука, возникает восприятие гармонии. Реально в восприятии музыки имеет обычно место и одно и другое. Борьба и единство этих двух взаимопротиворечивых тенденций - анализировать звук как созвучие и воспринимать созвучие как единый звук специфической тембровой окраски - составляет существенную сторону всякого реального восприятия музыки.
Тембровая окраска приобретает особенное богатство благодаря так называемому вибрато (К. Сишор), придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т. д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато отражает периодические изменения (пульсации) высоты и интенсивности звука.
Вибрато играет значительную роль в музыке и пении; оно представлено и в речи, Особенно эмоциональной. Поскольку вибрато имеется у всех народов и у детей, особенно музыкальных, встречаясь у них независимо от обучения и упражнения, оно, очевидно, является физиологически обусловленным проявлением эмоционального напряжения, способом выражения чувства.
Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств. Вокальное вибрато возникает в результате периодичности сокращения парных мышц, наблюдающейся при нервной разрядке в деятельности различных мышц, не только вокальных. Напряжение и разрядка, выражающиеся в форме пульсирования, однородны с дрожанием, вызываемым эмоциональным напряжением.
Существует хорошее и дурное вибрато. Дурное вибрато такое, в котором имеется излишек напряжения или нарушение периодичности. Хорошее вибрато является периодической пульсацией, включающей определенную высоту, интенсивность и тембр и порождающей впечатление приятной гибкости, полноты, мягкости и богатства тона.
То обстоятельство, что вибрато, будучи обусловлено изменениями высоты и интенсивности звука, воспринимается как тембровая окраска, снова обнаруживает внутреннюю взаимосвязь различных сторон звука. При анализе высоты звука уже обнаружилось, что высота в ее традиционном понимании, т. е. та сторона звукового ощущения, которая определяется частотой колебаний, включав не только высоту, в собственном смысле слова, и тембровый компонент светлоты. Теперь обнаруживается, что в свою очередь в тембровой окраске - в вибрато - отражается высота, а также интенсивность звука. Различные музыкальные инструменты отличаются друг от друга тембровой характеристикой. <...>

Слуховые ощущения -- это воздействие звуковых волн на слуховой рецептор, которые представляют собой разрежение воздуха.

Звуковые волны различаются между собой амплитудой, частотой и продолжительностью колебаний. Слуховые ощущения вызываются периодическим и непериодическим колебательными процессами, которые выражаются в музыкальных звуках и шумах.

Свойства звука:

1) громкость. Зависит от силы и амплитуды колебания звуковой волны;

2) высота. Отражает частоту колебаний звуковой волны. Ухо человека воспринимает не все звуки. Вне пределов слышимости остаются ультразвуки и инфразвуки;

3) тембр. Каждый звук характеризуется особым характером и окраской. Тембр показывает

акустический состав звука.

Бинауральный характер слуха -- способность слуха определять направление, откуда происходит звук. Различают фазовый (направление звука обусловлено разностью времен прихода одинаковых фаз звуковой волны к обоим ушам) и амплитудный (направление звука обусловлено разностью громкостей, получающихся в обоих ушах) бинауральный эффект.

Осязание -- это ощущение прикосновения и давления. Орган осязания человека -- движущаяся рука, это орган труда и познания действительности. Она дает нам знание свойств материального мира. Основные свойства материального мира (твердость, упругость, непроницаемость) познаются движущей рукой и передаются ощущениями. Кожные ощущения -- это специфическое человеческое чувство работающей и движущейся руки. При познании материального мира совершаются двигательные процессы, которые переходят в ощупывания, т.е. в действенное познание предметов. Компоненты осязания идут от рецепторов, которые расположены в мышцах, связках и суставных сумках. При движении происходит раздражение рецепторов напряжением. Однако ощущение не сводится только к ощущениям давления или прикосновения. Такие осязательные ощущения, как прикосновение, мышечно-суставное давление, в сочетании с кожной чувствительностью отражают свойства, посредством которых познаются предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности, а сочетание влажности с проницаемостью позволяет различать твердые и жидкие тела. Взаимодействие движущейся руки с материальными телами позволяет определить вязкость, шероховатость, гладкость и маслянистость. Осязание функционирует параллельно со зрением и под его контролем. У слепых осязание выступает отдельно от зрения. Обучение слепых основывается на осязании и движущейся руке.

ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи).

Обонятельные ощущения относятся к дискантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих человека предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости, а корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной части. Раздражителями органа обоняния являются летучие вещества, которые обладают запахом. Это те вещества, которые могут проникать в обонятельную область как снаружи, т.е. через ноздри, так и из носоглотки. Следовательно, пахучие вещества в виде, например, пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и распространяются через носоглотку в полость носа. В формировании обонятельного ощущения участвуют также рецепторы слизистой оболочки полости рта. К ним относятся тактильные, температурные, болевые рецепторы. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными, но существуют смешанные вещества, раздражающие также и другие рецепторы. Таким образом, обонятельный анализатор играет роль в определении свойств вещества, не только находящегося на том или ином расстоянии от человека, но и попавшего в рот человека.

Следует отметить, что обоняние у одного и того же человека может колебаться в достаточно широких пределах. При длительном контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация, т.е. понижение обонятельной чувствительности. Время адаптации у разных людей к различным запахам неодинаково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому люди, имеющие дело с сильно пахучими веществами, достаточно быстро привыкают к ним и престают их ощущать. Но полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.

У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у отдаленных его предков, так как у здорового человека ориентировочную функцию выполняют прежде всего зрение и слух. Но при поражении зрения и слуха обоняние наряду с оставшимися неповрежденными анализаторами приобретает особо важное значение. Например, слепоглухие пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением, т.е. определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.

Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал бы себе Нобелевскую премию.

Оригинальный текст (англ.)

Explaining hearing adequately has proven a singularly difficult task. One would almost ensure oneself a Nobel prize by presenting a theory explaining satisfactorily no more than the perception of pitch and loudness.

A. S. Reber, E. S. Reber

Слух - способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха ; специальная функция слухового аппарата , возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды . Одно из биологических дистантных ощущений , называемое также акустическим восприятием . Обеспечивается слуховой сенсорной системой .

Общие сведения [ | ]

Человек способен слышать звук в пределах от 16 Гц до 20 кГц при передаче колебаний по воздуху, и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное биологическое значение, например, звуковые волны в диапазоне 300-4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Звуки выше 20 000 Гц имеют малое практическое значение, так как быстро тормозятся; колебания ниже 60 Гц воспринимаются благодаря вибрационному чувству. Диапазон частот, которые способен слышать человек, называется слуховым или звуковым диапазоном ; более высокие частоты называются ультразвуком , а более низкие - инфразвуком .

Физиология слуха [ | ]

В начале 2011 г. в совместной работе двух израильских институтов было показано, что в человеческом мозге выделены специализированные нейроны, позволяющие оценить высоту звука вплоть до 0,1 тона. Животные, кроме летучих мышей, таким приспособлением не обладают, и для разных видов точность ограничена от 1/2 до 1/3 октавы. [ ]

Теории физиологии слуха [ | ]

На сегодняшний день нет единой достоверной теории, объясняющей все аспекты восприятия звука человеком. Вот некоторые из них:

Поскольку достоверная теория слуха не разработана, на практике используются психоакустические модели, основанные на данных исследований, проводимых на различных людях [ ] .

Слуховые следы, слияние слуховых ощущений [ | ]

Опыт показывает, что ощущение, вызываемое коротким звуковым импульсом, длится ещё некоторое время после прекращения звучания. Поэтому два достаточно быстро следующих друг за другом звука дают одиночное слуховое ощущение, являющееся результатом их слияния. Как и при зрительном восприятии, когда отдельные изображения, сменяющие друг друга с частотой ≈ 16 кадров/сек и выше, сливаются в плавно текущее движение, синусоидальный чистый звук получается в результате слияния отдельных колебаний с частотой повторения равной нижнему порогу чувствительности слуха, то есть ≈ 16 Гц. Слияние слуховых ощущений имеет огромное значение для чёткости восприятия звуков и в вопросах консонанса и диссонанса , играющих огромную роль в музыке [ ] .

Проецирование наружу слуховых ощущений [ | ]

Как бы ни возникали слуховые ощущения, мы относим их обыкновенно во внешний мир, и поэтому причину возбуждения нашего слуха мы всегда ищем в колебаниях, получаемых извне с того или другого расстояния. Эта черта в сфере слуха выражена гораздо слабее, нежели в сфере зрительных ощущений, отличающихся своей объективностью и строгой пространственной локализацией и, вероятно, приобретается также путём долгого опыта и контроля других чувств. При слуховых ощущениях способность к, объективированию и пространственной локализации не может достигнуть столь высоких степеней, как при зрительных ощущениях. Виной этому такие особенности строения слухового аппарата, как, например, недостаток мышечных механизмов, лишающий его возможности точных пространственных определений. Известно то огромное значение, какое имеет мышечное чувство во всех пространственных определениях.

Суждения о расстоянии и направлении звуков [ | ]

Наши суждения о расстоянии, на котором издаются звуки, являются весьма неточными, в особенности если глаза человека закрыты и он не видит источника звуков и окружающие предметы, по которым можно судить об «акустике окружения» на основании жизненного опыта, либо акустика окружения нетипична: так, например, в акустической безэховой камере голос человека, находящегося всего в метре от слушающего, кажется последнему в разы и даже десятки раз более удалённым. Также знакомые звуки представляются нам тем более близкими, чем они громче, и наоборот. Опыт показывает, что мы менее ошибаемся в определении расстояния шумов, нежели музыкальных тонов. Способность суждения о направлении звуков у человека весьма ограничена: не имея подвижных и удобных для собирания звуков ушных раковин , он в случаях сомнений прибегает к движениям головы и ставит её в положение, при котором звуки различаются наилучшим образом, то есть звук локализируется человеком в том направлении, с которого он слышится сильнее и «яснее».

Известно три механизма, при помощи которых можно различить направление звука:

Возможность мозга воспринимать описанные различия в звуке, слышимым правым и левым ухом, привело к созданию технологии бинауральной записи .

Описанные механизмы не работают в воде: определение направления по разности громкостей и спектра невозможно, так как звук из воды проходит практически без потерь напрямую в голову, и значит в оба уха, из-за чего громкость и спектр звука в обоих ушах при любом расположении источника звука с высокой точностью одинаковы; определение направления источника звука по фазовому сдвигу невозможно, так как из-за гораздо более высокой в воде скорости звука длина волны возрастает в несколько раз, а значит, фазовый сдвиг многократно уменьшается.

Из описания приведённых механизмов понятна и причина невозможности определения расположения источников низкочастотного звука.

Исследование слуха [ | ]

Слух проверяют с помощью специального устройства или компьютерной программы под названием «аудиометр ».

Возможно определение ведущего уха с помощью специальных тестов. Например, в наушники подаются разные аудиосигналы (слова), а человек их фиксирует на бумаге. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее [ ] .

Определяют и частотные характеристики слуха, что важно при постановке речи у слабослышащих детей.

Норма [ | ]

Восприятие частотного диапазона 16 Гц − 20 кГц с возрастом изменяется - высокие частоты перестают восприниматься. Уменьшение диапазона слышимых частот связано с изменениями во внутреннем ухе (улитке) и развитием с возрастом нейросенсорной тугоухости .

Порог слышимости [ | ]

Порог слышимости - минимальное звуковое давление, при котором звук данной частоты воспринимается ухом человека. Величину порога слышимости выражают в децибелах . За нулевой уровень принято звуковое давление 2⋅10 −5 Па на частоте 1 кГц. Порог слышимости у конкретного человека зависит от индивидуальных свойств, возраста, физиологического состояния.

Порог болевого ощущения [ | ]

Порог болевого ощущения слуховой - величина звукового давления, при котором в слуховом органе возникают боли (что связано, в частности, с достижением предела растяжимости барабанной перепонки). Превышение данного порога приводит к акустической травме. Болевое ощущение определяет границу динамического диапазона слышимости человека, который в среднем составляет 140 дБ для тонального сигнала и 120 дБ для шумов со сплошным спектром.

Причины ухудшения слуха [ | ]

Учеными было установлено, что громкие звуки повреждают слух. Например, музыка на концертах или шум станков на производстве. Такое нарушение выражается в том, что человек в шумной обстановке часто ощущает гул в ушах и не различает речь. Изучением этого феномена занимается Чарльз Либерман из Гарварда. Данное явление называют «скрытой потерей слуха».

Звук попадает в уши, усиливается и преобразуется в электрические сигналы посредством волосковых клеток . Потеря этих клеток вызывает ухудшение слуха. Она может быть связана с громким шумом, приемом определённых медикаментов или с возрастом. Данное изменение выявляет стандартный тест, аудиограмма. Однако, Либерман отмечает, что есть и иные причины потери слуха, не связанные с уничтожением волосковых клеток , так как многие люди с хорошими показателями аудиограммы жалуются на ухудшение слуха. Проведенные исследования показали, что потеря синапсов (связей между волосковыми клетками) более, чем на половину является той самой причиной ухудшения слуха, которая не отображается на аудиограмме. На данный момент ещё не изобретено такого лекарства, которое могло бы избавить от данной проблемы, поэтому ученые советуют избегать мест с повышенным уровнем шума.

Патология [ | ]

См. также [ | Если малыш не слышит (неопр.) . Журнал «Психология»(psychology.su) (16 августа 2009). Проверено 28 декабря 2012. Архивировано 31 декабря 2010 года.

Слуховой анализатор человека – сложнейшая система, с ее помощью нам открывается столь восхитительный и многообразный мир звуков. Что же такое звук и что мы слышим? Что такое музыкальный слух? Наши слуховые ощущения – это создаваемое мозгом отображение звуковых волн, воздействующих на слуховой рецептор. Насколько точным и объективным является это отображение?

Что такое звук?
Из школьного курса физики всем известно? Что звук – это волнообразное колебание воздуха, вызванное колебанием звучащего тела. Звуковые волны распространяются во все стороны, наше ухо улавливает их и передает информацию о звуке в слуховые центры мозга. ().

Звуковые волны обладают различной амплитудой колебания. Это наибольшее отклонение звучащего тела от состояния равновесия или покоя. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук, и наоборот. Сила звука зависит от расстояния от источника звука до уха. Измеряется сила звука (уровень звукового давления) в (дБ). За 0 дБ принят уровень звукового давления 20 мкПа на частоте 1кГц, этот уровень называется . Пороги слышимости для человека разные на разных частотах.

1 - тишина, 2 - слышимый звук, 3 - атмосферное давление,
4 - текущее значение уровня звукового давления.

При повышении интенсивности высоких звуков возникает ощущение неприятного щекотания в ухе (при уровне порядка 130 дБ, этот уровень называется порогом осязания), а затем чувство боли (при 140 дБ, этот уровень называется болевым порогом). Следует помнить о том, что децибел – единица логарифмическая, т.е. при увеличении на несколько децибел сила звука возрастает в разы. Так, увеличение на 10 дБ соответствует возрастанию уровня звукового давления примерно в 3 раза.

Звуковые волны различаются по частоте. Волны с колебаниями большой частоты (и малым периодом колебаний) воспринимаются нами как высокие звуки, а волны с колебаниями малой частоты (и большим периодом колебаний) как низкие звуки. Частота измеряется в герцах: 1 Герц (Гц) = 1 колебание в секунду.

Человек воспринимает на слух звуки с частотой от 20 до 20000 Гц. Инфразвук (звук с частотой менее 20 Гц) человек не слышит, но ощущает. Некоторые исследования показали, что при воздействии инфразвука у человека возникает чувство страха. У отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения, с возрастом обычно постепенно падает чувствительность к высоким тонам. При воздействии частот выше 15000 Гц ухо становится гораздо менее чувствительным, теряется способность различать высоту тона.

Что такое тембр?
Если высота звука определяется частотой, то почему звуки одной высоты мы воспринимаем по-разному? Например, мы легко отличаем мелодию, исполненную на скрипке, от той же мелодии, исполненной на фортепьяно. Дело в том, что помимо основной частоты, определяющей высоту звука, практически любой источник звука издает множество более высоких частот, которые называются обертонами или гармониками. Обертоны накладываются на основную частоту и изменяют форму волны, создавая особый тембр для каждого источника звука. Тембровая окраска становится особенно богатой благодаря так называемому вибрато, придающему звуку человеческого голоса, скрипки и т.д. большую эмоциональную выразительность. Вибрато играет значительную роль в музыке, пении, а также в речи, особенно эмоциональной. Вибрато в человеческом голосе как выражение эмоциональности существует, вероятно, с тех пор, как существует звуковая речь и люди пользуются звуками для выражения своих чувств.

Немного о громкости
Казалось бы, все ясно: громкость – это сила звука, чем звук сильнее, тем он громче, однако громкость – это характеристика воспринимаемого звука. Согласно новейшим исследованиям громкость низких тонов растет значительно быстрее, чем громкость высоких. Человек может без всякой предварительной тренировки оценивать изменения громкости в 2, 3, 4 раза. Дальнейшая оценка увеличения громкости (более чем в 4 раза) уже не удается.

Как мы слышим объемный звук?
Чтобы определить, откуда пришел звук, мозг анализирует информацию о звуке, полученную левым и правым ухом, и объединяет ее в одно ощущение. Например, если звук доносится справа, то левое ухо услышит его чуть позже и чуть слабее, чем правое. Сегодня процесс пространственного восприятия звук довольно хорошо изучен, это видно на примере развития звуковоспроизводящей техники. Сначала воспроизводимый звук был монофоническим, затем появилась стерео аппаратура и, наконец, аппаратура для воспроизведения объемного звучания, которое многократно усиливает впечатления от музыки, фильмов и телепередач, перенося зрителя в центр событий. В аналоговой технике для создания объемного звучания нужны были 6 акустических систем, которые определенным образом размещались вокруг зрителя/слушателя и генерировали звуки с разных сторон.

С пришествием цифровой техники появились цифровые процессоры звука – миниатюрные специализированные компьютеры, которые учитывают все особенности человеческого слуха и способны «обманывать» наш мозг, имитируя объемное звучание с помощью всего двух акустических систем, встроенных в корпус телевизора. Аналогичные процессоры используются и в цифровых слуховых аппаратах, но здесь они решают несколько иные задачи, например, повышают разборчивость речи, устраняя посторонние шумы, автоматически подстраивают слуховой аппарат при изменении звуковой обстановки, сглаживают резкие звуки, особенно неприятные при усилении, и многое другое. При бинауральном протезировании правый и левый слуховые аппараты моментально координируют свою настройку, максимально приближая восприятие звука человеком в слуховых аппаратах к естественному.

Музыкальные звуки и шумы
Все слышимые нами звуки можно разделить на шумы (непериодические колебания с неустойчивой частотой и амплитудой) и музыкальные звуки, однако между ними нет резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы: журчание ручья, жужжание прялки в романсах Ф. Шуберта, шум моря, лязг оружия у Н.А. Римского-Корсакова и т.д. Это как раз объясняется отсутствием резкой границы между тонами и шумами.

О музыкальном слухе

«С бьющимся сердцем он кладет палец на клавишу, отнимает его, не нажав до конца, кладет на другую.… Какую выбрать? Что скрыто в этой? А что вон в той?.. Внезапно рождается звук - иногда низкий, иногда высокий, иногда звенящий, как стекло, иногда раскатистый, как гром. Кристоф подолгу вслушивается в каждый, он следит за тем, как постепенно затихают и гаснут звуки.… При этом они словно бы колеблются, становятся то громче, то слабее, как колокольный звон, когда его слышишь где-нибудь в поле и ветром его то наносит прямо на тебя, то относит в сторону». (Р.Роллан “Жан-Кристоф”)

Мы не случайно привели это описание того, как ощущает звуки музыкально одаренный ребенок с абсолютным слухом. Высокой и специфической для человека формой слуховых ощущений является музыкальный слух – способность воспринимать и представлять музыкальные образы. Различают слух абсолютный и относительный. Под абсолютным слухом подразумевают способность точно определять и воспроизводить высоту данного звука. Абсолютный слух может быть активным или пассивным. Абсолютный активный слух представляет собой высшую форму абсолютного слуха. Люди с таким слухом в состоянии воспроизвести голосом любой заданный им звук с полной точностью. Значительно более распространенным является абсолютный пассивный слух. Люди с таким слухом в состоянии точно назвать высоту услышанного звука или аккорда, но для них большую роль играет тембр. Например, пианист, обладающий подобным слухом, быстро и безошибочно определит звук, взятый на фортепиано, но затруднится в определении того же звука, если взять его на скрипке или виолончели. В реальной жизни в большинстве случаев между активным и пассивным абсолютным слухом нет разрыва.

Абсолютный слух является в значительной мере прирожденной способностью. Для лиц с абсолютным слухом звуки представляются некими индивидуальностями, как, например, в романе Р.Роллана “Жан-Кристоф”, когда описывается первое знакомство маленького Кристофа с роялем. Звон весенней капели, гудение колоколов, пение птиц - все восхищает Кристофа. Он слышит музыку всюду, так как для истинного музыканта «все сущее есть музыка - нужно только её услышать».

Абсолютный слух считался многими педагогами признаком высших музыкальных способностей. Более глубокий анализ показал, однако, ошибочность этой точки зрения. С одной стороны, абсолютный слух не является необходимым признаком музыкальности: многие гениальные музыканты (П.И. Чайковский, Р. Шуман и др.) им не обладали. С другой стороны, обладание самым блестящим абсолютным слухом не является гарантией будущих музыкальных успехов. Таким образом, не следует преувеличивать значение абсолютного слуха. Вместе с тем необходимо отметить, что узнавать высоту звука с известной степенью точности может каждый человек. Путем специальных упражнений степень этой точности можно сильно увеличить. Человеку с относительным слухом требуется какая-то отправная точка – данный в начале испытания тон. Отправляясь от него, соотнося его высоту с высотой последующих звуков, он оценивает отношения между звуками. Относительный слух в значительной мере поддается развитию, и обладание им несравненно важнее наличия абсолютного слуха.

Различают также мелодический и гармонический слух. Ряд экспериментальных исследований показал, что гармонический слух развивается позднее мелодического. Маленькие дети и даже взрослые с совершенно не развитым гармоническим слухом бывают безразличны к фальшивому музыкальному исполнению; порой оно даже нравится им больше правильного.

Музыкальный слух может быть внешним и внутренним. Кроме способности воспринимать предлагаемую для слушания музыку (внешний слух) можно обладать способностью представлять музыку мысленно, не получая извне никаких реальных звуков (внутренний слух). Многие композиторы писали свои произведения без инструмента, слыша музыку как бы «внутри себя».

Итак: музыкальный слух – явление весьма сложное. Создаваясь в историческом процессе развития человеческого общества, он представляет собой своеобразную психическую способность, отличную от простого биологического факта восприятия звука у животных. На самой низшей ступени развития восприятие музыки было весьма примитивным. Оно сводилось к переживанию ритма в примитивных плясках и пении. В процессе своего развития человек учится ценить звук натянутой струны. Возникает и совершенствуется мелодический слух. Еще позднее возникает многоголосная музыка, а вместе с ней и гармонический слух (кстати, представления о гармонии и музыкальные традиции различаются у разных народов). Таким образом, музыкальный слух представляет собой целостное, осмысленное и обобщенное восприятие, неразрывно связанное со всем развитием музыкальной культуры. С музыкальным слухом неразрывно связано восприятие речи. Именно музыкальные занятия фонетической ритмикой помогают детям с нарушенным слухом в развитии правильных интонаций устной речи.

Подводя некий итог, можно сказать, что слуховая система человека – сложный и очень интересно устроенный механизм. Всю звуковую информацию, которую человек получает из внешнего мира, он распознает с помощью слуховой системы и работы высших отделов мозга, переводит в мир своих ощущений, и принимает решения, как надо на нее реагировать. Другими словами, человек слышит не только ушами, но и (главным образом) мозгом.