Многие физиологические механизмы психической де­ятельности являются общими для животных и человека.Однако у человека они приобретают качественно иной характер. Это происходит благодаря тому, что его биоло­гическая природа претерпевает существенные изменения под влиянием социально-культурных факторов, он начи­нает сознательно управлять своим поведением и деятель­ностью, планировать их и оценивать их результаты. У него развивается сознание и формируется личность. В дальней­шем изложении на эти отличия будет обращено особое внимание.

Основная форма нервной деятельности - рефлексы. Реф­лекс - ответная реакция организма на раздражения из внеш­ней и внутренней среды. Такая реакция осуществляется с участием центральной нервной системы.

Рефлекторный характер деятельности нервной систе­мы обеспечивает:

1. Восприятие воздействий, идущих из внешней среды и внутренних органов и систем организма.

2. Преобразование их в нервные (электрические) им­пульсы и передачу команд в мозг.

3. Переработку принятой информации и передачу их соответствующим органам и системам организма.

4. Прием и переработку информации о результатах дей­ствия (обратную связь).

5. Коррекцию повторных реакций и действий с учетом этой обратной связи.

В изучение рефлексов головного мозга существенный вклад внесли русские физиологии И.М. Сеченов (1829- 1905) и И.П. Павлов (1849-1936). Именно И.П. Павлову принадлежит идея о том, что рефлексы делятся на две большие категории. К первой принадлежат врожденные рефлексы - сосание, глотание, рефлекс «что такое?» (направление взгляда на новый раздражитель), отступление в случае опасности. Подобные рефлексы были названы без­условными, т.е. возникающими безо всяких дополнитель­ных условий, от рождения. Такие рефлексы однотипно проявляются у живых существ одного и того же вида. Они принадлежат не отдельной особи, не отдельному индиви­ду, а виду в целом.

Ко второй категории относятся рефлексы, которые вы­рабатываются в процессе индивидуальной жизни и раз­вития животных, человека, в процессе их взаимодействия с социальной и природной средой. Такие рефлексы возни­кают при совмещении какого-либо раздражения, не име­ющего значения для живого существа (нейтрального раздражителя) с жизненно важным для него (например, пи­щей или опасностью). Наличие такого обязательного усло­вия и позволило назвать эти рефлексы условными. Они ин­дивидуальны - принадлежат индивиду, особи.



И.П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наибо­лее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу выделением слюны.

Почему это происходит? Каждый раздражитель вызы­вает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более силь­ной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздра­жителей во времени. Образование временных (условных) не­рвных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Возбуждение и торможение - основные процессы нерв­ной системы. В коре больших полушарий в любой момент можно наблюдать сложную мозаику возбуждения и тормо­жения. Если в одних участках коры возникает возбуждение, то в других - соседних или связанных с ним участках - тор­можение. Например, известно, что плачущего младенца можно отвлечь, если показать ему какую-то яркую игрушку или потрясти погремушкой. Возникший очаг более сильного возбуждения затормозит тот, который обусловил плач. В результате ребенок забывает о причине плача и сосредо­точивается на новой игрушке.

Однако и торможение может вызвать противополож­ный процесс - возбуждение. Родители часто замечают, что маленькие дети к вечеру «разыгрываются» - прыгают, кричат, смеются. Успокоить их очень трудно. Это связано с тем, что дети очень устали, и сильный процесс торможе­ния вызвал противоположный - чрезмерного возбужде­ния. С этим часто бывает связана и недисциплинирован­ность школьников на уроках после контрольных или в кон­це дня. Ее может вызвать и большое количество впечатле­ний, положительных эмоций - например посещение театра, музея, школьные утренники. Маленькие дети часто не за­мечают, что они устали, не чувствуют, когда им надо остановиться (когда начинает действовать процесс тормо­жения), и взрослым поэтому необходимо быть особенно внимательными, чтобы дать им возможность вовремя отдохнуть. Интересный пример приводит американский психолог Э. Ле-Шан: «Кэти было семь лет, и мы с ней дразнили друг друга. „А если бы я ударила тебя по носу, - говорила она, - что бы ты сделала?" Мне пришлось придумывать какое-то сверхъестественное наказание вроде: „Я бы упа­ковала твой завтрак и послала бы на Луну". Кэти дурачи­лась и заводилась все больше и больше. Я чувствовала, как возрастает напряжение, и подумывала о том, как бы кон­чить игру, когда Кэти сказала: „А что бы ты сделала, если бы я так громко крикнула тебе в ухо, что оно лопнуло?" Не раздумывая, я ответила: „Я думаю, я бы послала тебя в твою комнату, чтобы ты часок отдохнула". Лицо Кэти помрачнело: „Теперь ты играешь не по правилам, - сказала она, - потому что это хорошее наказание". „Ты права, - заметила я. - Это не смешное наказание, потому что это то, что тебе нужно"».



Прием, сличение, переработка сигналов, идущих от внеш­них и внутренних раздражителей, составляет основу сигналь­ной деятельности головного мозга. Сигналы могут непосред­ственно улавливаться органами чувств (ощущение цвета, за­паха, чувство боли, потери равновесия и т.п.), а могут быть представлены через язык, через слова. И.П. Павлов назвал эти системы соответственно первой и второй сигнальными системами.

Вторая сигнальная система имеет очень большое значе­ние для человека. Слово может ранить и вдохновлять, вы­зывать радость или грусть не меньше, а может быть, и больше, чем конкретный предмет. Известно, например, что женщины «любят ушами». Для них важно, чтобы им часто говорили о том, что их любят. Еще один пример. Школьные неврозы у детей часто вызываются грубыми, а иногда и просто неосторожными словами учителя.

Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимодей­ствуют. Их развитие имеет очень большое значение для че­ловека. Например, при относительном преобладании первой сигнальной системы формируется художественный тип личности, а при преобладании второй - мыслитель­ный. Подробнее об этом вы узнаете, когда будете изучать способности человека.

В поведении и деятельности человека, как и у живот­ных, многое может быть объяснено, исходя из условных рефлексов. Однако далеко не все. Значительную роль игра­ет наличие осознанной внутренней программы поведения, представление о будущем результате. Изучая эту проблему на примере произвольных (контролируемых, осознанных) движений отечественный физиолог Н.А. Бернштейн (1896-1966) показал, что такая программа представляет собой модель потребного будущего, а само действие происходит в виде рефлекторного кольца. Напомним, что до этих иссле­дований считали, что все рефлексы - и безусловные, и условные - осуществляются по принципу рефлекторной дуги: от рецептора, воспринимающего раздражение к ис­полнительному органу.

Н.А. Бернштейн доказал, что при выполнении челове­ком того или иного действия происходит сравнение, сли­чение поступающей в мозг информации о выполнении действия с имеющейся программой. Благодаря этому дей­ствия исправляются, меняются в направлении исходного замысла.

Свою теорию Н.А. Бернштейн назвал физиологией ак­тивности, подчеркивая, что основное содержание жизни человека - не пассивное приспособление, а реализация внутренних программ.

Русский физиолог П.К. Анохин (1898-1974) также при­шел к необходимости пересмотра классических представ­лений о рефлекторной дуге как основе всякой психичес­кой деятельности. Он создал теорию функциональных сис­тем. Согласно этой теории, физиологическую основу психической деятельности составляют не отдельные реф­лексы, а включение их в сложную систему, которая обес­печивает выполнение целенаправленного действия, пове­дения. Эта система существует столько, сколько необхо­димо для их выполнения. Она возникает для выполнения определенной задачи, определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной.

Целостное поведение индивида определяется не отдель­ным сигналом, а объединением, синтезом всей поступаю­щей к нему в конкретный отрезок времени информации. Формируются функциональные системы. При этом наме­чается цель поведения или деятельности, прогнозируется ее будущий результат. Благодаря этому поведение не за­канчивается ответной реакцией организма. Она запускает механизм обратной связи, который сигнализирует об ус­пехе и неуспехе действия. П.К. Анохин назвал этот меха­низм акцептором результата действия. Именно этот механизм позволяет осуществлять поведение и деятельность не только на основе непосредственно воспринимаемых воз­действий, но и на представлениях о будущем (у человека иногда достаточно отдаленном), о цели действия, о его желательном и нежелательном результате.

П.К.Анохин показал, что таков механизм осуществ­ления и саморегуляции всех более или менее сложных форм поведения и у животных, и у человека. Естествен­но, чем более развит головной мозг, чем выше уровень психики, тем более сложным и совершенным становится этот механизм.

Всякое поведение определяется потребностями. Потреб­ность создает в центральной нервной системе очаг воз­буждения. Этот очаг возбуждения определяет деятельность, служащую удовлетворению именно этой потребности. Силь­ный очаг возбуждения подчиняет себе другие, объединяет их. Чем сильнее потребность, тем более сильным является этот очаг, тем сильнее это объединение. Тем больше он господствует, доминирует в поведении. Отечественный физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942), открывший и опи­савший это явление, назвал его доминантой.

Например, Вы пришли домой. Вам надо срочно кому-то позвонить, и, кроме того, Вы страшно голодны. Если вы очень сильно голодны, то в первую очередь откроете холодильник, а если там еды не окажется - начнете искать ее в шкафу, духовке и т.п. В этом случае доминировать, т.е. преобладать, будет потребность в еде и, следовательно, соответствующий временный орган. Если же телефонный звонок, который Вы должны сделать, для Вас очень ва­жен, то Вы можете забыть о еде и сразу начнете звонить. И если телефон занят, Вы будете вновь и вновь набирать но­мер, забыв обо всем.

Доминантный очаг возбуждения способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. Поэтому, когда мы сильно увлечены чем-либо, то не слышим и не видим ничего, что происходит вокруг.

А.А. Ухтомский много внимания уделял духовному и нравственному развитию личности. Он считал, что осо­бой - присущей только человеку доминантой является «доминанта на лицо другого». Такую доминанту он про­тивопоставлял доминанте, при которой человек «видит в мире и в людях предопределенное своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя». Он считал, что в противо­положность этому следует «культивировать и воспитывать доминанту и поведение „по Копернику", поставив центр тяжести вне себя, на другом... Все силы души и все на­пряжение, вся целевая установка должна быть направле­на на то, чтобы прорвать свои границы и добиться выхо­да в открытое море - к „ты". Что это действительно воз­можно, об этом знает всякий действительно любящий человек».

Вы уже знаете, что психика - свойство высокоразвито-го мозга активно отражать окружающую действительность и на основе созданного индивидуального образа объек-тивного мира регулировать свое поведение и деятельность.

Возникновение и развитие психики обеспечивается раз-витием нервной системы и особенно головного мозга. Раз-витие нервной системы, в свою очередь, вызвано услож-нением и изменением условий существования животных и человека. Подробно нервную систему, мозг, их особенно-сти у человека и животных вы изучали в школе. Рассмот-рим теперь строение и деятельность нервной системы и мозга с точки зрения психологии человека.

3.1. Строение и функции нервной системы

Нервная система включает центральную и периферичес-кую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Перифери-ческая нервная система представляет собой сеть нервныхпроводников, передающих команды мозга всем точкам тела,

органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы - нервная клетка (нейрон) (рис. 1). Она воспринимает раздражения, поступающие к ней по корот-ким разветвленным отросткам - дендритам (их у каждого нейрона несколько), перерабатывает их, а затем по одному длинному отростку - аксону - передает другим отросткам или рабочим органам. Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейро-нов. Действует нервная система во много раз успешнее и может неизмеримо больше, чем самый совершенный элек-тронный мозг компьютера. Недаром немецкий поэт Г. Гей-не писал: «Как великий художник природа умеет неболь-шими средствами достигать великих эффектов».

Нервная система имеет множество функций. Она спо-собствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности пси-хики и поведения живого существа.

Дендриты

Тело клетки

Окончаниядвигательных

Мышечные волокна

Рис. 1. Нервная клетка (нейрон) - основной элемент нервной системы

Нервная система развивается по мере усложнения ок-ружающей среды. Чем сложнее становится окружающая живой организм среда, тем развитее, сложнее - нервная система (рис. 2).

Рис. 2. Общая схема строения нервной системы: а - пчелы; б - человека:

1 - головной мозг, 2 - спинной мозг, 3 - нервы

Формируются различные специализированные виды ощущений и соответственно более сложные формы пове-дения. Элементы нервной системы все более концентри-


Полуобезьяна


Рис. За. - Развитие мозга млекопитающих


руются в голове. Их становится все больше, они уплотня-ются, между ними образуются сложные связи. Так возни-кает головной мозг, достигающий своего максимального развития у человека.

Психика - свойство высокоорганизованного мозга. Чем более развит мозг, чем более тонко дифференцирована его структура, тем сложнее и разнообразнее деятельность пси-хики, или психическая деятельность, тем сложнее и раз-нообразнее поведение (рис. За, 36). Особое значение в этом плане приобретает развитие коры больших полушарий мозга.

Большой мозг

Промежуточный

Гипоталамус \. Гипофиз " Ч .. it-

Мозжечок

Ствол головного мозга

Продолговатый

Рис. 36. Мозг человека

Развитие мозга человека, формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического разви-тия человека. Особое значение при этом имели членораз-дельная речь и изготовление орудий, способствующие раз-витию руки. Поэтому в коре больших полушарий человека значительное место занимают клетки, связанные с речью и кистью руки (рис. 4).

Рис. 4. «Представительство» (проекция) разных частей тела

в двигательной области коры (по Пенфилду)

В изучение того, как работа мозга обеспечивает слож-нейшие формы психической деятельности, существенный вклад внесла нейропсихология. Один из ее создателей, оте-чественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977) установил, что для осуществления психической деятельности необхо-димо взаимодействие трех основных блоков (аппаратов) человеческого мозга.

1. Энергетический блок, поддерживающий тонус, необ-ходимый для нормальной работы коры больших полуша-рий головного мозга. Мозговые структуры, обеспечиваю-щие деятельность этого блока, располагаются в подкорко-вых отделах мозга и в стволе мозга.

2. Блок приема, переработки и хранения информации. Мозговые структуры, обеспечивающие деятельность это-го блока, расположены в задних отделах обоих полушарий коры головного мозга. Он включает три области, каждая из которых обеспечивает прием и переработку определен-ного типа информации: затылочная - зрительной, височ-ная - слуховой и теменная - общечувствительной.

Этот блок состоит из трех надстроенных друг над дру-гом корковых зон. Первичные зоны принимают нервные импульсы, вторичные - обрабатывают полученную инфор-мацию и, наконец, третичные - обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, для выпол-нения которых необходимо участие различных областей мозговой коры. В третичных зонах осуществляются логи-ческие, грамматические и другие сложные операции, тре-бующие участия абстрактного мышления. Они ответствен-ны за сохранение информации, человеческую память.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятель-ности. Этот блок расположен в передних отделах большихполушарий. Наиболее существенной его частью являются лобные доли. Этот раздел мозга отвечает за планирование, контроль и регуляцию наиболее сложных форм поведения и деятельности.

Повреждение или недоразвитие любого из этих блоков, а также отдельных областей, зон головного мозга влечет за собой множественные нарушения. А.Р. Лурия и его сотруд-ники исследовали, как больные с локальными (т.е. местны-ми, ограниченными) поражениями различных частей моз-га выполняют различные умственные операции, например решают задачи. Так, например, нарушение отделов коры височной области приводит к тому, что больной оказыва-ется не в состоянии удержать в памяти сложное условие задачи. Поэтому части условия у них пропадают.

Еще более сложные нарушения возникают при наруше-ниях лобных долей. Вот что пишут по этому поводу А.Р. Лу-рия и Л.С. Цветкова: «Больные с массивным поражением лобных долей мозга не испытывают никаких затруднений в усвоении и сохранении условий задачи; память их обычно не страдает, умение воспринимать смысл логико-грамма-тических отношений и оперировать числовыми величина-ми остается сохранным. Однако решение сколько-нибудь

1 Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения

в общеобразовательной школе. - М., 1997. - С. 57-58.

сложных задач оказывается для них недоступным на этот раз из-за невозможности составить четкий план их реше-ния, затормозить побочные ассоциации и принять нужное решение из всех возможных операций выбрать только соот-ветствующие условиям задачи.

Данные больные, повторяя условия задачи, легко могут подменить ее конечный вопрос привычным, иногда уже входящим в условия и воспроизводят условие задачи „На двух полках было 18 книг, но не поровну, на одной в два раза больше, чем на другой; сколько книг было на каждой полке?" как „На двух полках было 18 книг и т.д.; сколько книг было на обеих полках?" Даже правильно повторяя и удерживая условие, они не могут сделать его основным фактором, направляющим ход дальнейшего решения; как правило, они не начинают систематически работать над усвоением этого условия, созданием плана решения зада-чи, а вместо этого легко выхватывают один из фрагментов условия, соскальзывают на бесконтрольно всплывающие и несоответствующие условию операции. Именно поэтому решение вышеприведенной задачи принимает у них часто такую форму: „Ага, ясно... на двух полках 18 книг, на од-ной из них в два раза больше... значит, 36... а всего 36 + 18 = 54" и т.п. Несоответствие хода решения условиям задачи, бессмысленность полученного ответа не смущают этих боль-ных. Полученный результат не сличается ими с исходным условием, и даже после разъяснения его бессмысленности больной снова соскальзывает на подобные фрагментарные, бесконтрольно возникающие действия» 1 .

Напомним, что в обоих примерах речь идет о больных людях с серьезными повреждениями мозга. Однако и в этих случаях можно преодолеть дефекты мыслительной дея-тельности с помощью специального восстановительного обучения. Вот, например, какую программу рекомендуют авторы больным с повреждением лобных долей:

1. Прочитайте задачу.

2. Разбейте задачу на смысловые части и отделите ихдруг от друга чертой.

3. Выпишите эти части одну под другой.

4. Подчеркните и повторите, что спрашивается в задаче.

5. Решайте задачу.

6. Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Если нет, то...

7. Посмотрите внимательно на условие задачи и найди-те, что неизвестно.

8. Как можно узнать это неизвестное 0 . Напишите первый вопрос задачи и выполните нужное действие.

9. Сверьте его с условием.

10. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...

11. Напишите второй вопрос задачи и выполните нуж-ное действие.

12. Сверьте его с условием задачи.

13. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если нет, то...

14. Напишите третий вопрос задачи и выполните нуж-ное действие.

15. Сверьте его с условием задачи.

16. Скажите, ответили ли вы на вопрос задачи? Если да, то...

Сделайте общий вывод: каков ответ задачи? 1 С поражениями или недостаточным развитием отдель-

ных областей, зон мозга бывают связаны и некоторые труд-ности в обучении детей, в усвоении ими учебного матери-ала, выполнении учебных обязанностей, недисциплини-рованность и т.п. Конечно, у детей это чаще всего связано не с поражениями мозга, а с особенностями его разви-тия, его созревания. Существенное значение имеет, с од-ной стороны, степень соответствия предъявляемых ребен-ку требований его возможностям, обусловленным особен-ностями развития мозга, а с другой - обеспеченность его нормального функционирования.

Последний вопрос, который необходимо рассмотреть при анализе строения мозга, касается функций больших полушарий коры головного мозга. Эта проблема в психо-логии обозначается как проблема функциональной асим-

Метрии мозга.

Полушария мозга выполняют разные функции. Одно вы-полняет ведущую (доминантную) функцию, другое - под-чиненную. От того, какое именно полушарие является глав-ным, зависит, какой рукой человек лучше действует - пра-вой или левой. У тех, кто лучше действует правой рукой - «правшей», доминирует левое полушарие, у тех, кто луч-ше действует левой - «левшей», - правое. Известно, что «правшей» значительно больше, чем «левшей».

Левое полушарие играет основную роль в обеспечении речи, логического мышления и т.п. Его называют «рацио-

1 См.: Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обуче-ния в общеобразовательной школе. - М., 1997. - С. 59.

нальным», т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию оно перерабатывает последовательно и посте-пенно, как бы разбирая его на части, а затем объединяя.

Правое полушарие - «образное», эмоциональное. Оно воспринимает поступающую информацию - множествен-ную, идущую из разных источников, - вместе, как единое целое. Поэтому ему часто отводится ведущая роль в творче-стве, причем не только художественном, но и научном.

Проблема функциональной асимметрии мозга в насто-ящее время разрабатывается очень интенсивно. Приведем пример результатов одного исследования, задачей кото-рого было изучение и описание психических процессов, протекающих в каждом из полушарий, и установление их связи с некоторыми типичными способами понимания, познания мира 1 .

Физиологические механизмы психики

Предмет психологии

Общая характеристика

Психология - область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно также определить как науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

1) психика - свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика - отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение:

Дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

Совершается в процессе активной деятельности личности;

Углубляется и совершенствуется;

Преломляется через индивидуальность;

Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность

поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Физиологические механизмы психики

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций.

Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений - стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность - корой больших полушарий.

Вопрос о взаимоотношениях психических и нервно-физиологических процессов достаточно сложен. Психические свойства, конечно, предполагают нервно-физиологическую деятельность, поскольку являются ее результатом. Однако сами нервно-физиологические процессы не представлены в психическом явлении: психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта возникает и обнаруживается.

Психика играет реальную, активную, регулирующую роль в рефлекторном акте. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

Прием внешних воздействий;

Преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

Декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

Прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

Коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Одной из функций головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей:

1) рецептор - концевой аппарат;

2) проводниковый нервный путь;

3) центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.

Что такое сознание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями: Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание.

Сознание - высшая, свойственная только человеку

форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторический деятельностью людей. Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:

Включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);

Закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»;

Обеспечение целеполагающей деятельности человека;

Включение в состав сознания определенного отношения.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное-это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; автоматизированные движения; некоторые побуждения к деятельности и т. д.

Развитие психики

Важнейшие закономерности психики и существенные психологические факты могут быть поняты только на основе изучения изменений психического отражения на разных ступенях эволюционной лестницы, а также в процессе индивидуальной жизни человека.

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

Возникновение и развитие психики в животном мире;

Возникновение и развитие человеческого сознания;

Развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность - способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией. Чувствительность возникает на базе раздражимости. Она является показателем возникновения психики и свидетельствует о ее первом проявлении.



Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы:

1) элементарной чувствительности;

2) предметного восприятия;

3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы:

1) инстинкты;

2) навыки;

3) интеллектуальное поведение.

Инстинкты - это врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Навыки - формы поведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных.

Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется «приобретением» новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т.д.

Развитие психики животных обусловлено исключительно биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших ее проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности произошло развитие руки, совершенствовались органы чувств человека, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию мозга. Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». В структуру психики входят:

  • 1) психические свойства;
  • 2) психические процессы;
  • 3) психические качества;
  • 4) психические состояния.

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

  • 1) сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению;
  • 2) подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению;
  • 3) уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения;
  • 4) лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей;
  • 5) резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят:

  • 1) ощущение;
  • 2) восприятие;
  • 3) память;
  • 4) мышление;
  • 5) воображение;
  • 6) представление;
  • 7) внимание;
  • 8) волю;
  • 9) эмоции.

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические процессы теснейшим образом связаны с физиологическими. В основе психической деятельности лежат не элементарные процессы возбуждения и торможения, а системные, объединяющие многие одновременно протекающие в мозге процессы анализа и синтеза в интегрированное целое. Психическая деятельность - функция целостного мозга, когда на основе интеграции многих нейрофизиологических механизмов мозга возникает новое качество - психика. При этом нервная модель стимула есть не что иное, как нейрофизиологическая основа формирования субъективного образа. Субъективный образ возникает на базе нервных моделей при декодировании информации и сравнении ее с реально существующим материальным объектом. В настоящее время установлены следующие достаточно определенные корреляции между различными проявлениями психической деятельности и нейрофизиологическими показателями работы мозга:

  • 1) «волны ожидания» на ЭЭГ, которые регистрируются в ответ на сигнал, предупреждающий о предстоящей команде к действию;
  • 2) поздние компоненты вызванного потенциала, ассоциируемые с корковыми механизмами оценки смыслового содержания сенсорных сигналов;
  • 3) мозговые коды психической деятельности в виде определенных паттернов импульсной активности нейронов. При мультиклеточном отведении импульсных реакций корковых нейронов установлена специфичность паттернов (узоров) импульсных потенциалов нервных клеток и нейронных ансамблей не только в отношении физических (акустических) сигналов, но и семантического (смыслового) содержания воспринимаемых слов.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Все это обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций. Нервная система функционирует как единое целое. Однако отдельные функции приурочены к деятельности ее определенных зон: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений -стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность -корой больших полушарий.

Апатомо-физпологнческий механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

  • 1) прием внешних воздействий;
  • 2) преобразование их в нервные импульсы;
  • 3) передачу в мозг;
  • 4) декодироваиие и переработку принятой информации;
  • 5) выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;
  • 6) прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь): коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Механизм анализаторов выполняет одну из функций головного мозга: с помощью разложения сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы обеспечивает психическое отражение мира.

В структурной организации нервной системы принято выделять центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. ЦНС в свою очередь включает в себя спинной мозг и головной мозг. Все остальные нервные структуры входят в периферическую систему. Высший отдел ЦНС - головной мозг состоит из мозгового ствола, большого мозга и мозжечка. Большой мозг представлен двумя полушариями, наружная поверхность которых покрыта серым веществом - корой. Кора составляет важнейшую часть головного мозга, являясь материальным субстратом высшей психической деятельности и регулятором всех жизненных функций организма. В осуществлении любой психической деятельности участвует весь мозг в целом, однако разные полушария выполняют различную дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции. Например, в результате экспериментальных и клинических исследований было обнаружено, что правое и левое полушария различаются в стратегии переработки информации. Стратегия правого полушария состоит в целостном одномоментном восприятии предметов и явлений, эта способность воспринимать целое раньше его частей лежит в основе творческого мышления и воображения. Левое полушарие осуществляет последовательную рациональную обработку информации. Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия далека от своего решения и требует дальнейших экспериментальных и теоретических исследований.

Изучение мозговых механизмов, обеспечивающих психические процессы, не приводит к однозначному пониманию природы психического. Простого указания на мозг и нервную систему как на материальный субстрат психических процессов недостаточно для решения вопроса о характере взаимоотношения психического и нейрофизиологического.

Русский физиолог И.П. Павлов поставил перед собой задачу раскрыть сущность психического объективными физиологическими методами исследования. Ученый пришел к выводу, что единицами поведения являются безусловные рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты.

Исследования ученого показали, что поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные синтезы запускают в ход сложные виды поведения. В итоге П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге. Он разработал учение о функциональной системе, под которой понималась динамическая организация структур и процессов организма. Согласно этому учению движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, о цели действия, ожидаемый эффект поведенческого акта. При этом поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Ответная реакция создает систему «обратной афферентации», сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, составляет акцептор результата действия. психика темперамент личность физиологический

Процесс сличения модели будущего с эффектом выполненного действия является существенным механизмом поведения. Только при условии их полного совпадения действие прекращается. Если же действие оказывается неудачным, то происходит «рассогласование» модели будущего и результата действия. Поэтому действие продолжается, в него вносятся соответствующие коррективы. Рефлекторную дугу П.К. Анохин заменил более сложной схемой рефлекторного кольца, объясняющей саморегулирующийся характер поведения.

Теория функциональных систем П.К. Анохина создала новую - системную - методологию изучения целостных поведенческих актов. В работах ученого было показано, что любая целостная деятельность организма осуществляется только при избирательной интеграции многих частных физиологических механизмов в единую функциональную систему.

Несмотря на неоспоримость того, что мозг является органом психического отражения, взаимосвязь психического и нейрофизиологического должна рассматриваться с позиций самостоятельности и специфичности каждого из этих процессов. Психическое невозможно свести к обеспечивающим его морфофункциональным структурам, работа мозга не является содержанием психики. Психическое отражает не физиологические процессы, протекающие в организме человека, а объективную реальность. Специфическое содержание психического заключается в представленности образов мира и субъективного отношения к нему.

Введение в психологию …………………………………………………………….4

Тема 1. Предмет психологии………………………………………………...4

Тема 2. Методы исследований в современной психологии……………….9

Личность в деятельности и общении …………………………………………….13

Тема 3. Деятельность…………………………………………………………13

Тема 4. Общение……………………………………………………………..18

Тема 5. Личность……………………………………………………………..23

Психические процессы. …………………………………………………………….30

Тема 6. Внимание…………………………………………………………….30

Тема 7. Ощущения……………………………………………………………33

Тема 8. Восприятие…………………………………………………………..37

Тема 9. Память………………………………………………………………..40

Тема 10. Мышление………………………………………………………….46

Тема 11. Воображение………………………………………………………..52

Эмоционально-волевая сфера ………………………………………………………56

Тема 12. Чувства и эмоции…………………………………………………….56

Тема 13. Воля……………………………………………………………………61

Индивидуально-психологические особенности личности ……………………….65

Тема 14. Темперамент………………………………………………………….65

Тема 15. Характер………………………………………………………………71

Тема 16. Способности………………………………………………………….76


Раздел 1Введение в психологию

Тема 1Предмет психологии

Общая характеристика

Психология - область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики. Психологию можно также определить как науку, изучающую процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

На протяжении многих столетий психология оставалась областью описательных знаний. Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

1) психика - свойство мозга, его специфическая функция;

2) психика - отражение объективной действительности;

3) правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение:

· дает возможность правильно отражать окружающую действительность;

· совершается в процессе активной деятельности личности;

· углубляется и совершенствуется;

· преломляется через индивидуальность;

· носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Физиологические механизмы психики

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов. Одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в действие мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и выполнение им жизненно важных функций.

Нервная система функционирует как единое целое. Однако определенные функции приурочены к деятельности определенных её областей: управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений - стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность - корой больших полушарий.

Вопрос о взаимоотношениях психических и нервно-физиологических процессов достаточно сложен. Психические свойства, конечно, предполагают нервно-физиологическую деятельность, поскольку являются ее результатом. Однако сами нервно-физиологические процессы не представлены в психическом явлении: психические процессы содержат в себе характеристики внешних объектов (форму, величину, взаимодействие предметов), а не внутренних, физиологических процессов, при помощи которых эта специфическая черта возникает и обнаруживается.

Психика играет реальную, активную, регулирующую роль в рефлекторном акте. Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

· прием внешних воздействий;

· преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг;

· декодирование и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам;

· прием и передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

· коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Одной из функций головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей: 1) рецептор - концевой аппарат; 2) проводниковый нервный путь; 3) центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры.

Что такое сознание

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.

Важнейшими психологическими характеристиками сознания являются:

· включение в сознание совокупности знаний об окружающем мире (в структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания);

· закрепленное в сознании различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я»;

· обеспечение целеполагающей деятельности человека;

· включение в состав сознания определенного отношения, к которым относятся прежде всего эмоции и чувства.

Обязательным условием формирования и проявления указанных качеств сознания является язык.

Более низким уровнем психики считают бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; автоматизированные движения; некоторые побуждения к деятельности и т. д.

Развитие психики

Важнейшие закономерности психики и существенные психологические факты могут быть поняты только на основе изучения изменений психического отражения на разных ступенях эволюционной лестницы, а также в процессе индивидуальной жизни человека.

Проблема развития психики включает в себя три аспекта изучения:

· возникновение и развитие психики в животном мире;

· возникновение и развитие человеческого сознания;

· развитие психики в онтогенезе человека, то есть от рождения и до конца жизни.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Ключевыми понятиями являются понятия раздражимости и чувствительности. Раздражимость - свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием внешних раздражителей. Чувствительность - способность живых организмов воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом Чувствительность возникает на базе раздражимости. Она является показателем возникновения психики и свидетельствует о ее первом проявлении.

Наряду с развитием нервной системы важную роль играет характер взаимоотношений животного с окружающей средой. Эти взаимоотношения включают в себя следующие этапы: 1) элементарной чувствительности; 2) предметного восприятия; 3) отражения межпредметных связей (стадии: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная).

Различные формы поведения в онтогенезе также принято обозначать как этапы: 1) инстинкты; 2) навыки; 3) интеллектуальное поведение. Инстинкты - это врожденные формы реагирования на определенные условия среды. Навыки - формы поведения, приобретаемые в результате индивидуального опыта животных. Интеллектуальное поведение - сложные формы поведения, отражающие межпредметные связи и обеспечивающие большие возможности приспособления, переноса навыков. Интеллектуальное поведение характеризуется “приобретением” новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапного нахождения решения) и т. д.

Развитие психики животных обусловлено исключительно биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает их психику, даже в высших её проявлениях, качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер. Основой перехода к сознанию явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности произошло развитие руки, совершенствовались органы чувств человека, а это, в свою очередь, вело к дальнейшему развитию мозга. Средством общения стала речь, произошли изменения в общественной жизни людей, изменилось их сознание.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1986.

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.

3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

4. Общая психология / Под ред. А. В. Петровсого. М.: Педагогика, 1986.

5. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Тема 2

Общая характеристика

Сложность психологических явлений обусловливает своеобразие методов их познания. Выделяют четыре группы методов (по Б. Г.Ананьеву).

Организационные методы:

· сравнительный метод (разделение на группы по возрастам, форме деятельности и т. д.);

· лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени);

· комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, которые с помощью разных средств изучают один и тот же объект).

Эмпирические методы:

· наблюдение и самонаблюдение;

· экспериментальные методы;

· психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

· анализ продуктов деятельности;

· биографические методы.

Методы обработки данных:

· количественный (статистический);

· качественный (дифференциация материала по группам, анализ).

Интерпретационные методы:

· генетический метод (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов);

· структурный метод (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).

Основные методы психологии

Наблюдение - научный метод исследования, не ограничивающийся простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Основное достоинство этого метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации, не изменяя обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Использование этого метода предполагает наличие программы наблюдения, в которой перечислены все ожидаемые действия и реакции наблюдаемых. Исследователь фиксирует частоту появления этих действий и реакций. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт. Лабораторный эксперимент протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией. Естественный эксперимент протекает в обычных условиях, применяемых при изучении познавательных возможностей на разных возрастных этапах.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психических явлений от изменяемых внешних условий. Необходим строгий учет условий проведения эксперимента. Участие в эксперименте большого количества испытуемых позволяет установить общие закономерности развития психических процессов. В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент может быть констатирующим (выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества) и обучающим, или формирующим (осуществляется целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств). Эксперимент может быть применен не ко всякой исследовательской задаче, и в этом заключается его существенный недостаток.

К методам психологии можно отнести и метод опроса.Существует несколько методов опроса, среди которых:

· метод беседы (применяется как для первичной ориентировки в проблеме, так и для уточнения выводов, полученных другими методами);

· анкетирование, интервьюирование (предполагают специальное построение опроса по типу социологических анкет с целью получения типичных ответов по большому количеству вопросов);

· метод экспертных оценок (широко применяется в психологии личности и предполагает фиксацию экспертами выраженности более или менее дробных, частных элементов поведения, понятных и однозначных);

· Метод тестов (стандартизованное психологическое испытание, в результате которого предпринимается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом).

Поговорим подробнее о последнем методе. Достоинство тестирования состоит в возможности проведения работы с большим количеством испытуемых. Трудность использования тестов заключается в том, что не всегда удается выявить, как и за счет чего достигнут полученный в процессе тестирования результат.

По качеству тесты делятся на стандартизованные и нестандартизованные. Первые - метрологически обоснованы, надежны. По сути, только их правомерно считать тестами.

По назначению тесты принято делить на общедиагностические, тесты профессиональной пригодности, тесты специальных способностей, тесты достижений. По материалу оперирования - на бланковые, предметные, аппаратурные. В соответствии с количеством одновременно обследуемых людей тесты делятся на индивидуальные и групповые. По комплексности тесты делятся на изолированные тесты и тестовые наборы. По характеру ответов тесты подразделяют на тесты с предписанными ответами и тесты со свободными ответами. По области охвата психического тесты разделяют на тесты личности и интеллектуальные тесты. Тесты личности, в свою очередь, делятся на тесты свободных ассоциаций, тесты самоотчета, или вопросники, астуативные тесты и проективные тесты.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

3. Методы психологических исследований // Курс общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1982.

Тема 3 Деятельность

Общая характеристика

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер: она не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества. Деятельность - это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Она может быть связана как с созданием материальных ценностей, так и с управленческой, организационной работой, воспитанием и обучением, научным исследованием и т. д.

Анализ структур деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной степени осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека на ту или иную деятельность и выступает в качестве регулятора. Деятельность порождается потребностью и направляется сознаваемой целью.

Литература

1. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

3. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

4. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986.

Тема 4Общение

Общая характеристика

Общение - одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Это - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

В результате общения происходит влияние одного человека на другого, реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства. Из всего обилия трактовок общения можно выделить главные:

· общение - вид самостоятельной человеческой деятельности;

· общение - атрибут других видов человеческой деятельности;

· общение - взаимодействие субъектов.

Структурные компоненты общения

Основными структурными компонентами общения (по Г.М. Андреевой) являются:

· коммуникативная структура (состоит в обмене информацией между общающимися индивидами);

· интерактивная структура (заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями);

· перцептивная структура (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева, выделяют следующие компоненты коммуникативной деятельности:

· предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект;

· потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, к самопознанию;

· действия общения - единицы коммуникативной деятельности, целостные акты, адресованные другому человеку (инициативные и ответные действия);

· задачи общения - цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

· средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

· продукты общения - образования материального и духовного характера, получаемые в итоге общения.

Интерактивная сторона общения выражается во взаимодействии партнеров при организации и осуществлении совместной деятельности. При этом следует иметь в виду, что интерактивная сторона не исчерпывается лишь формой общения, внешней картиной взаимодействия. Имеют значение мотивы и цели общения каждой из сторон, их взаимодействие. Исследователями установлены следующие виды взаимодействия - содружество, конкуренция, конфликт.

Перцептивная сторона общения выражается в восприятии партнерами друг друга. Основными механизмами взаимопонимания являются:

· идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

· стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным явлениям, категориям, стереотипам;

· рефлексия - осмысление субъектом того впечатления, которое он произвел на партнера по общению;

· обратная связь - получение адресатом информации о том, какое взаимодействие он оказал на партнера, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Виды общения

Каждая личность выполняет множество функций - служебные, семейные, бытовые, - что и обусловливает различные виды общения.

Общение, обусловленное социальными функциями, регламентированное как по содержанию, так и по форме, называется формальным. Неформальное общение наполнено субъективным личностным смыслом и определено личностными отношениями между партнерами. Человеку свойственно стремиться к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада личности. Способность к неформальному общению зависит от черт характера личности и владения «техникой общения» (умения устанавливать контакт, видеть и понимать другого и т. д.).

В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:

· социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т.п.)

· групповое предметно ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью (общение в процессе труда, обучения и т. п.)

· личностно ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.

Главным средством общения в человеческом обществе является речь. Однако наряду с речью широко используются и неречевые средства (мимика, пантомимика, жесты и т. д.). В качестве средств общения могут быть использованы знаковые системы (символы математики, нотная запись и т. д.). Таким образом, существуют два вида коммуникации:

· вербальная (в качестве знаковой системы используеся речь);

· невербальная (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомимика).

(А куда девать символы математики, нотную запись и т. д. – см. выше. Ред)

Уровни общения

В психологии принято рассматривать уровни общения. Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня:

· макроуровень - общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;

· мезауровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

· микроуровень - акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический акт и др.).

Другой подход к рассмотрению уровней общения предлагает А. Б. Добрович. Он выделяет конвенциальный, примитивный, манипуляционный, стандартизованный, деловой, игровой, духовный уровни общения.

Понятие о языке и речи

Речевая деятельность теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - могучий фактор психического развития человека, становления его как личности. Под влиянием личности формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь - процесс общения людей посредством языка. Через слово обозначается предмет, действие, состояние. Со словом связано и представление о предмете или явлении. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово что-то обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению.

Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействии друг на друга. Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выражения с помощью ограниченного количества речевых знаков - элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) - безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности, правое - влияет на модуляцию голоса, тембр и т.п.

В восприятии речи можно выделить два уровня или две стороны:

· анализ и синтез звуков;

· анализ и синтез смысловых характеристик речи (понимание речи).

Фонема - звук речи в языковой системе. Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3–4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений.

Слово как звуковой сигнал не является простой суммой фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей. Каждый вид речи отличается от других по направленности и функции, структуре, мере произвольности, анатомо-физиологическим механизмам организации и регулирования, использования вспомогательных неязыковых средств.

Различают следующие виды речи:

· внутренняя - особый вид беззвучной речи, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания и являющийся основным инструментом мышления;

· внешняя - общение между людьми при помощи разговора или технических устройств;

· письменная - имеет четкий замысел, сложную смысловую программу;

· устная речь (диалогическая и монологическая) протекает в меняющихся условиях и является основным видов вербальной коммуникации.

Основные направления развития речи индивида:

· развитие речи идет от ситуативной к контекстной;

· от речи для других (социализированной) - к речи для себя (эгоцентрической);

· от функции коммуникации - к функциям планирования и регулирования действий;

· осознание речи происходит лишь в школьный период в процессе обучения.

Литература

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980.

2. Добрович А. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1978.

3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958

4. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб.: ИГУП,1999.

5. Руденский Е. В. Социальная психология. М.: Изд-во ИНФРАМ, 1998.

Тема 5Личность

Общая характеристика

Человек, развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, постепенно становится личностью - субъектом познания и активного преобразования мира, общества и самого себя. В психологии существует множество определений личности:

· «Личность - субъект и объект общественных отношений» (А. Г. Ковалев)

· «Личность - субъект деятельности» (А. Н. Леонтьев)

· «Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К. К. Платонов)

· «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия» (С. Л. Рубинштейн)

В отечественной психологии традиционно разделяют понятия индивид, личность, индивидуальность.

Индивид - отдельное живое существо, представить биологического вида. Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью . Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях и т. д.

Структура личности

Отечественные психологи считают, что личность - это не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Структура личности по С. Л. Рубинштейну включает в себя три блока:

· направленность, проявляющаяся в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрении;

· знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе жизни и познавательной деятельности;

· индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в характере, темпераменте, способностях.

Структура личности по К. К. Платонову состоит из четырех подструктур:

· подструктура направленности, объединяющая моральные черты личности;

· подструктура социального опыта, включающая в себя знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения;

· подструктура форм отражения (психологическая), охватывающая индивидуальные особенности отдельных психологических процессов, которые формируются в социальной жизни;

· подструктура биологически обусловленная, объединяющая типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Структура личности по К. К Ковалеву включает в себя:

· направленность (определяет отношение человека к действительности);

· возможность (систему способностей);

· характер (определяет стиль поведения личности в социальной сфере);

· систему упражнений (обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль и коррекцию действий и поступков жизни и деятельности).

А. В. Петровский разделяет структуру личности на следующие подсистемы:

· внутрииндивидуальную (интраиндивидную), в которую входит системная организация ее индивидуальности;

· интериндивидную, в которой личностное выступает как проявление групповых взаимоотношений, а групповое выступает в конкретной форме проявлений личности;

· метаиндивидуальную (надиндивидуальную), суть которой составляют «вклады» в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности.

Самосознание личности

Включаясь в систему общественных отношений, взаимодействуя с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий, процессов. В результате такого развития формируется образ собственного «Я».

Образ «Я» - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Образ «Я» включает в себя:

· когнитивный компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т. д.;

· эмоционально-оценочный компонент - переживание отношения к себе (самокритичность, самоуважение, себялюбие и т. д.);

· поведенческий (волевой) компонент - стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус и т. д.

Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это - наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности, поскольку личность в процессе общения постоянно сверяет себя с неким эталоном. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек начинает переоценивать себя в определенных ситуациях, не имея на то достаточных оснований. Чрезмерно низкая самооценка может стать причиной развития так называемого комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения, тревожности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки порождает конфликт двух тенденций: с одной стороны, стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, а с другой - попытку снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе, соответственно, - снижается.

Исследования уровня притязаний личности не только со стороны их действенности, но и по их содержанию, позволяют лучше понять мотивацию поведения человека и осуществлять направленное воздействие, формирующее лучшие качества личности.

Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах:

· развитие личности, его процесс и результат;

· целенаправленное воспитание личности.

Единство психологического и педагогического подходов образуют нерасторжимое единство.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.

3. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

6. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Раздел 3 Психические процессы

Тема 6 Внимание

Общая характеристика

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. Внимание является неотъемлемой частью психических процессов, характеризует динамику их протекания. Некоторые исследователи сводят внимание к избирательной активности личности (теория установки Д. И. Узиадзе).

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность личности в данный момент и при данных условиях. Это - организация форм психического отражения, включающая в себя их регулирование и контроль.

Направленность псиПредыдущая 1