Панические атаки – психоневрологическое заболевание, которое носит психологический характер, но имеет физические последствия.

Синдром панических атак представляет собой очень внезапные вызванные или беспричинные неконтролируемые приступы страха, сопровождающиеся паникой. Люди с этим синдромом часто испытывают нервозность, беспокойство, волнение либо какие-либо фобии.

Сами по себе панические атаки не несут вреда человеку, однако, из-за них в организме высвобождается огромное количество гормонов стресса, которые уже напрямую вызывают заболевания: неврозы с их последствиями, мигрени, эпилепсию, обмороки, проблемы с сердечно-сосудистой системой, невралгии, синдром отказа конечностей и др.

Помимо последствий для физического здоровья, паника в определённых ситуациях может привести к серьёзным несчастным случаям.

В психическом плане, этот синдром может вызвать необратимые изменения личности, большой набор фобий, а также психические заболевания.

В социальной сфере также наблюдается ущерб и нарушение социализации пациента.

Панические атаки у детей могут возникнуть только с окончательной установкой сознания с некоторыми отличиями по причинам появления и последствиям от того же недуга у взрослого.

Симптомы проявления заболевания у детей такие же, как у взрослого: безоглядный внезапный страх, паника, ужас со всеми вытекающими последствиями в виде учащённого сердцебиения, выброса адреналина и т.п., а длительность приступов обычно короткая не более двадцати минут.

Для детей очень редкие панические атаки являются нормой или особенностью развития психики, а также адаптации его в неизученном окружающем мире. Бить тревогу с немедленным обращением к врачу стоит, если приступы длятся более десяти минут, сопровождаются обмороками, ребёнок неспособен себя контролировать в такие моменты или слишком сильно пугается, приходя в ужас. Также патологией является слишком частое их проявление даже в слабой форме.

У маленьких детей к стандартным симптомам панических атак часто добавляется повышение давления мочи и нарушения перистальтики кишечника, поэтому нередко при сильном испуге маленькие ребятишки могут обкататься, описаться или начать рыгать. При сильном стрессе такая реакция нормальна, однако, если это происходит по незначительным причинам, необходимо обратиться к врачу, возможно, у ребёнка проблемы с психикой или нервной системой, посылающей слишком сильные сигналы либо слишком бурно реагирующей.

Зачастую приступы страха не имеют рационального объяснения, но иногда ребёнок может связывать их с определённым местом или действием, во время которого произошёл первый срыв и у него начинают развиваться фобии.

Причины появления панических атак у детей и подростков

У взрослых подавляющее большинство панических атак связано с хроническими стрессами, переутомлениями, внутренними противоречиями или неразрешёнными конфликтами, психическими заболеваниями, нарушениями работы вегетативной нервной системы, плюс к этому сопутствуют некоторые физиологические состояния и фобии.

У ребёнка панические атаки, пока находятся в определённых рамках, являются в некоторой степени нормой развития и в том или ином количестве бывают у всех детей. Наверное, все родители замечали, когда маленький ребёнок убегает, прячется во время звонка в дверь, хотя точно знает, кто за ней находиться, очень любит и ждёт этого человека, или, например, имеет потребность сооружать маленькие домики либо прятаться.

Возможно, это остатки безусловных рефлексов выживания детёнышей, сохранившиеся со времён первых людей, а, возможно, – естественная защитная реакция недеформированной нервной системы и сознания человека.

Также большинством панических атак является отсутствие у головного мозга ребёнка полной достаточной информации об окружающем мире. Поэтому подсознание перестраховывается, запуская естественный защитный механизм человека – страх, который усиливается по причинам нарушения работы вегетативной нервной системы или неправильным анализом ситуации.

Синдром панических атак у малыша может быть вызван нехваткой родительского внимания или проблемами в семье в отношениях между родителями или близкими, когда он чувствует их уязвимость и не чувствует своей безопасности.

Сходное действие оказывает на молодую психику чрезмерная гиперопека, когда человечку подсознательно внушается родителями, что весь мир опасен, а он уязвим как физически (ты можешь простудиться, не упади, будь аккуратен), так и морально, что дополнительно усиливается раздражением недовольного таким поведением ребёнка.

Межличностный конфликт также свойственен и детям, притом самые популярные его варианты: хочется, а нельзя или не хочется, но надо.

Гиперактивность нервной системы.

Эмоциональная изоляция детей, когда им не уделяется достаточного внимания от родителей или нарушены отношения с кем-либо из членов семьи.

Сильные стрессы, вызванные каким-либо событием или длительным негативным воздействием как на здоровье, так и на психику.

Вызвать приступ паники может реакция незрелой и неопытной нервной системы на какое-либо физическое заболевание, которое подсознательно мозг может принять за угрозу жизни. При этом ребёнок даже не поймёт, отчего именно ему стало страшно.

Панические атаки у подростков

Панические атаки у подростков имеют более патологическое значение и также нередко проявляются. Можно сказать, что подростки – это дети по своей сути, которые уже участвуют во взрослой жизни. Поэтому, сохраняя детские особенности психики, они уже подвергаются и взрослым стрессам.

Этиология подростковых панических атак является совокупностью чисто детских причин их возникновения и взрослых: стрессы, перенапряжения, приобретённые к этому времени психологические проблемы, особенно много в этом возрасте не разрешённых межличностных конфликтов.

Плюс ко всему, есть определённые подростковые причины возникновения панических атак:

  • Гормональные перепады,
  • Периоды быстрого роста, когда слишком внезапные изменения мозг может принять за угрозу жизни и здоровья.
  • Проблемы установки своего социального статуса.
  • Большое количество определённых физиологических состояний: первые месячные, первый половой контакт, первая любовь и т.п.
  • Приобретённые к этому времени хронические и психологические расстройства.
  • Нестабильность психики.

Последствия панических атак у детей

Панические атаки у детей вызывают не так много проблем с физическим здоровьем как у взрослого, зато во много раз навёрстывают упущенное со стороны психики.

Запущенный синдром панических атак у ребёнка вызывает неправильное его психическое развитие, а также нарушение социализации.

В период роста и становления личности очень легко повлиять на этот процесс. Дети намного сильнее восприимчивы к стрессам и более склонны к образованию огромного количества фобий и комплексов. Также закладывается будущий алгоритм отношений ребёнка с социумом, который из-за периодических паник с негативной реакции на них сверстников может нарушиться, породив замкнутую нелюдимую, подозрительную личность, которая впоследствии станет агрессивным и одиноким человеком.

Лечение

Лечение с профилактикой панических атак у детей происходит по тем же принципам, что у взрослых, путём создания комфорта и благоприятной моральной атмосферы. Применение лекарственных препаратов не рекомендуется, однако, крайне важно заметное, но не навязчивое присутствие родителей в его жизни. Ребёнок любого возраста всегда должен чувствовать себя защищённым, полноценным, успешным, а самое главное – любимым.

Учитывая, что в детском возрасте закладывается будущая психика человека, на основе которой он станет строить свою жизнь, благополучность которой будет зависеть от её здоровья, при малейших отклонениях в этой сфере необходимо консультироваться с психологом, а также проводить периодический психологический контроль, для чего в большинстве детских учреждений присутствуют штатные психологи.

Панические атаки могут вызвать резкое сокращение мышц, в результате которого происходит выкидыш на ранних сроках беременности. Также панические приступы часто сопровождаются агорафобией - состоянием, вызывающим страх перед большим скоплением людей. Данная фобия является одним из видов непреодолимых страхов. Она значительно нарушает способность беременной к социальной адаптации. Возникает агорафобия вследствие необъяснимых панических приступов в местах большого скопления людей, например, в метро, в ресторане или в магазине. В результате этого, беременная, на уровне подсознания, связывает происхождение приступа с определённым местом или с конкретной ситуацией, и начинает избегать общественных мест, опасаясь оказаться беспомощной в толпе незнакомых людей. Помимо этого, приступы необоснованной тревоги и страха могут привести к развитию депрессии. То есть, к патологии психологического характера, при которой из-за нарушенной социальной адаптации снижается эмоциональное состояние.

Таким образом, лечение приступов панических атак у беременных должно осуществляться в обязательном порядке. В противном случае, данное состояние может привести к серьёзным осложнениям и последствиям.

Симптомы

До пубертатного периода панические атаки у детей могут не случаться. Многие симптомы заболевания развиваются на фоне соматических проблем. К числу признаков приступа панической атаки относится несколько, среди них:

  • чувство беспричинной тревоги и необъяснимого страха;
  • учащение сердцебиения;
  • повышенная потливость;
  • удушье;
  • тремор, внутренняя дрожь;
  • частое мочеиспускание, а после завершения приступа - обильные мочеиспускания светлого оттенка;
  • тошнота;
  • диарея;
  • потеря в пространстве;
  • онемение кожи;
  • боль в левой части грудины.

Диагностика панической атаки у ребёнка

Для диагностики панической атаки у ребёнка применяется медицинское обследование. Выполняют его в целях исключения патологических причин симптомов данного состояния. Также скрининг проводится для выявления тревожных расстройств, на фоне которых могло развиться заболевание. Среди них - социальные фобии и ОКР. Паническая атака - часто является не первичной, а вторичной проблемой какого либо заболевания, поэтому для ее лечения важно выяснить наличие провоцирующих факторов и сначала устранить их.

Осложнения

При условии своевременного лечения панических атак у ребёнка прогноз достаточно благоприятный. Если не осуществлять лечение заболевания, в поведении подростка могут произойти разительные изменения. Если заболевание сопровождается агорафобией, ребёнок будет избегать социума. Дети, подверженные приступам панических атак, часто бросают школу, избегают людей, становятся отшельниками. В некоторых случаях это приводит к суициду.

Зачастую паническое расстройство без видимых причин смягчается или выражается не так часто и ярко. Периоды спонтанной ремиссии могут длиться достаточно долго, но после них приступы обычно бывают ещё более сильными. Поэтому показать ребёнка врачу следует обязательно, иначе панические атаки могут стать причиной ещё более сложных психических расстройств.

Лечение

Что можете сделать вы

Родители, ребёнок которых подвержен приступам панической атаки, не должны сидеть на месте. Задача родителей - показать ребёнка доктору. Если проблема связана с появлением тревожных расстройств, врач даст рекомендации и обучит родителей технике релаксации, которая помогает справляться со стрессовыми ситуациями. В дальнейшем данной технике необходимо будет обучить и ребёнка. В случае наличия медицинских патологий, родителям нужно будет следовать советам доктора, и направить все силы на лечение ребёнка.

Что делает врач

Лечение панических атак у ребёнка происходит комплексно. Оно обычно включает в себя приём медикаментозных препаратов и поведенческую терапию. Наиболее эффективными препаратами для детей являются бензодиазипины. Но для многих детей более предпочтительны препараты категории SSRI, так как бензодиазепины ухудшают память и способности к обучению у ребёнка. Но данные препараты действуют более медленно.

Поведенческую терапию используют в основном в том случае, если помимо панических атак у ребёнка присутствуют все признаки агорафобии. Данное расстройство практически не поддаётся медикаментозной терапии.

Факторы, провоцирующие приступы панических атак у ребёнка, всегда определяет врач. Он же определяет, какое лечение подойдёт ребёнку. Обычно доктор рассказывает родителям, как необходимо себя вести во время приступа и после установления диагноза назначает схему терапии.

Профилактика

Как уберечь ребёнка от приступов панических атак? Для этого следует выполнять ряд профилактических мероприятий:

Если дети уже испытывали приступы панической атаки, у них часто возникает сильный страх перед повторением данного эпизода. Чтобы предотвратить такое состояние, нужно научить ребёнка адаптироваться к изменившимся условиям. В этом могут помочь и специалисты: родителям можно показать своё чадо психологу.

Как правило, уже в детском возрасте 5-10 лет можно выявить признаки вегетативной дисфункции. У подростка ситуация может только усугубиться. Изначальными причинами могут явиться проблемы в период беременности и в родах. Гипоксия плода, обвитие пуповиной, заболевания матери в этот период могут стать причиной нарушений работы вегетативной нервной системы ребенка. Болезни, перенесенные ребенком в младенчестве: грипп, ангина, герпес, частые простудные заболевания — также оказывают негативное влияние на нервную систему, что может вызвать впоследствии появление вегетативного криза, или по-другому панической атаки. На этом фоне и на фоне нестабильного гормонального фона уже в подростковом возрасте могут сказаться конфликты в семье и стрессы, связанные с учебным процессом. При слабой от рождения нервной системе в этих случаях могут возникнуть панические атаки.

Как проявляются панические атаки в детском возрасте?

Первыми звоночками вегетативного расстройства могут быть нарушение сна, плохой аппетит, быстрая утомляемость, повышенная эмоциональность, повышенная потливость, холодные конечности, головные боли и расстройство работы желудка и кишечника. Ребенок становится капризным, хотя явных причин нет, и сформулировать их он не может. Панические атаки у подростка, как и взрослого, могут проявиться приступами удушья, учащенным сердцебиением, возникает тремор во всем теле и холодный пот, ощущение потери себя в пространстве и страха за свою жизнь. Подростку труднее, чем взрослому, контролировать это состояние. Поэтому взрослые обязательно должны прийти на помощь и отнестись с пониманием к этой ситуации.

Что делать если приступы паники возникают по ночам?

Если ребенок не может уснуть или резко просыпается среди ночи из-за тревоги, сопровождающейся сильным сердцебиением, потливостью, удушьем, то это и есть паническая атака. Обычно мы рекомендуем покинуть место, где возникла паника. Но ночью это проблематично. Единственно верный способ – это переждать приступ. И взрослые должны помочь в этом ребенку, успокоить его. Можно выйти на балкон подышать воздухом. Приступ может длиться от несколько минут до получаса – но он обязательно пройдет. Это нужно понимать, тогда преодолеть панику будет проще.

Как успокоить ребенка во время панической атаки?

Научите ребенка глубокому диафрагмальному дыханию или прогрессирующей мышечной релаксации – что лучше пойдет. Предложите ему вспомнить о чем-то приятном, представить себя в любимом месте. В конце концов, просто возьмите на руки и крепко обнимите. Это поможет снять временное напряжение. В дальнейшем для полноценного лечения, для полного избавления от таких приступов, при первой возможности обратитесь к врачу неврологу.

Можно ли умереть от панической атаки?

От панических атак еще никто не умирал. Хотя ситуация безусловно неприятная: больному часто кажется, что он «вот-вот умрет». Но столкнувшись несколько раз с панической атакой, человек, как правило, понимает, что организм его «обманывает», но сделать с этим самостоятельно ничего не может. Поэтому следует обратиться к специалисту.

К какому врачу обращаться?

К врачу-неврологу. Панические атаки — это заболевание вегетативной нервной системы. Психика здесь ни при чем, а эмоциональные последствия – вторичны.

Как диагностировать паническое расстройство у детей?

Диагностика должна быть комплексной. Если общие признаки выявлены, то первая часть диагностики — это исследование вариабельности сердечного ритма. Данное исследование покажет, как работают звенья вегетативной нервной системы – симпатическая и парасимпатическая системы, их состояние в условиях расслабления и реакция на небольшую нагрузку. Далее мы в Клиническом Центре вегетативной неврологии проводим диагностику при помощи тепловизора. Это метод запатентованной расшифровки температурных данных с поверхности тела человека, аналоги которой можно найти только в немногих клиниках за рубежом. Снимок тепловизора позволяет выявить, на каких участках нервной системы нарушена работа, чтобы в дальнейшем точно воздействовать на них при помощи методик физиотерапии и невральной терапии.

Можно ли полностью излечить панические атаки в подростковом возрасте?

Можно. Чем раньше Вы начнете лечение, тем больше вероятность, что понадобиться только один курс лечения. Вегетативная нервная система восстановится и будет самостоятельно регулировать работу нервных центров, органов и всего организма. Поэтому панические атаки перестанут беспокоить ребенка. Конечно, нужно понимать, что у такого человека нервная система слабая от рождения, и при стрессовом образе жизни она может «расшататься» снова. Через 10, 20 или 30 лет или же никогда – все индивидуально и зависит от образа жизни человека.

Какие методы профилактики существуют?

Если болезнь уже проявила себя, для начала необходимо избавиться от её причин, вылечить нервную систему. А уже в дальнейшем поддерживать здоровье. Важная профилактическая мера – это регулярные умеренные физические нагрузки, такие как плавание, танцы, беговые и горные лыжи в зимнее время. Вместе с детьми ведите подвижный образ жизни, занимайтесь творчеством не на результат. Много времени, проведенного за компьютером или перед телевизором, также не сделает нервную систему крепче. Очень важна здоровая атмосфера в семье – это залог здоровья не только нервной системы, но и всего растущего организма.

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки » в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Панические атаки могут бывают:

  • спонтанными;
  • спровоцированными.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах. Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

При преобладании в кризах эмоционально-аффективных расстройств последние чаще представлены фобическими пароксизмами. В этом случае ведущим клиническим проявлением становится страх. У детей это страх темноты, одиночества, отрыва от матери, больницы; у подростков – страх открытых пространств, высоты, большого количества людей, катастрофы, падения, возможности «сойти с ума», заболеть неизлечимым заболеванием. В связи с этим могут предприниматься защитные формы поведения: не выходят на улицу, постоянно моют руки, требуют присутствия рядом родственников. В последующем страх перестаёт быть конкретным и проявляется общей тревогой, напряжённостью, немотивированной агрессией. К сожалению, такие приступы имеют и более отдалённые последствия, так как становятся фоном для формирования психопатологических черт характера, поскольку в динамике имеют тенденцию полностью не купироваться в межприступном периоде.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии. Тревожный синдром у детей в известной степени маскируется нарушениями сна (трудности засыпания и беспокойный сон, не дающий отдыха), мышечное напряжение, дрожь, постоянное беспокойство о своём будущем, суетливость.

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.