Абстракт

Актуальность.

Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Тема работы: «Роль здорового образа жизни в жизни моих

одноклассников»

Цель: выяснить, какую роль играет ЗОЖ в жизни моих одноклассников, способствовать формированию у них ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщению к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи:

    изучить литературу по выбранной теме;

    провести анкетирование среди одноклассников с целью определения роли основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля их жизни;

    установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья, формирование основ здорового образа жизни современных школьников и успеваемость по школьным предметам.

Объект исследования: здоровый образ жизни одноклассников.

Гипотеза исследования: процесс формирования представлений учащихся о здоровом образе жизни будет эффективным, если учитывать:

    организацию учебно-методической работы по содержанию здорового образа жизни;

    систематическую и целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.

Научная новизна: заключается в том, что: получены объективные данные о взаимосвязи здоровья, физического развития и двигательной активности человека, теоретически и экспериментально обоснована значимость двигательной активности, для формирования навыков и умений здорового образа жизни.

Методы исследования:

    теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);

    эмпирические (наблюдение, анкетирование, эксперимент);

    аналитические.

Срок проведения: 2 года.

Этапы исследования:

I . Теоретическая часть.

II . Исследовательская.

III . Заключение.

Степень самостоятельности: в работе прослеживается самостоятельность авторского взгляда на проблему, умение анализировать, применять методы исследования, делать выводы.

Выводы: достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности, формирования навыков и умений здорового образа жизни моих одноклассников.

Предложение: разработать новую технологию П овышения Д вигательной А ктивности (технология ПДА), позволяющую:

Учитывать индивидуальные особенности школьников, связанные с характером их режима дня, особенностями организации их вне учебного времени;

Выбирать виды двигательно-активных действий на основе интересов детей.

Увеличение численности и стабилизации состава групп, занимающихся в спортивных секциях и кружках (в 3,0 раза);

Повышение активности участия школьников в спортивно-массовых мероприятиях.

Область практического применения результатов: наработанный материал можно использовать на уроках физической культуры, в спортивных секциях, при проведении внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий и в других видах пропаганды здорового образа жизни.

Актуальность стр.

I . Теоретические аспекты исследования. ……………………. 4,5

Введение ………………………………………………………….4

1.Физическая активность и её тесная связь

со здоровьем человека ……………………………………………..4,5

2.Влияние оздоровительной физической

культуры на организм……………………………………………. 5

II . Организация исследования………………………………. 6-13

Этапы:

А) Диагностический…………………………………………………… 6-10

В) Прогностический……………………………………………………. 11

С) Организационный……………………………………………………. 11,12.

Д) Практический……………………………………………………… 12,13

Е) Обобщающий………………………………………………………… .14

III . Заключение………………………………………………….. 14,15

Список литературы…………………………………………………16

Рецензия

I . Теоретическая часть.

Введение.

Здоровье.… Как часто мы произносим это слово. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.

Здоровье – это сила, хорошее настроение, бодрость, богатство, красота и счастье. И эту ценность надо беречь. Мало одного желания быть здоровым. О своем здоровье надо заботиться с детства.

1.Физическая активность и её тесная связь со здоровьем человека.

Важным условием формирования ЗОЖ является оптимальный режим двигательной активности.

Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности. Древнегреческий философ Платон, историк Плутарх, врач Авиценна в своих трудах указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия всё больше сближаются. Теперь уже никто не говорит, что самое верное лекарство – абсолютный покой. Чем больше движений, тем больше головной мозг получает питательных веществ и кислорода.

Движение для человека – это, конечно же, физические нагрузки. Постоянная физическая нагрузка необходима и полезна, она делает организм выносливее и крепче, повышает его сопротивляемость болезням.
Одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения не только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью.

2. Влияние оздоровительной физической культуры на организм.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

В кабинетах здоровья и восстановительных центрах широко применяется комплексная программа оздоровления с физкультурными упражнениями на тренажёрах, гидропроцедурами и т.д.

Тех, кто остался в выходные дни в городе, следует привлекать для участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях на стадионах, катках, водных, гребных и лыжных станциях, в парках и других местах массового отдыха трудящихся. Огромное значение в оздоровлении населения, в преодолении гиподинамии (низкой двигательной активности) должна иметь домашняя тренировка каждого человека: утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, тренировочная ходьба по ступенькам лестницы.

II . Исследовательская часть.

Диагностический этап.

Оптимальный режим двигательной активности - важное условие формирования ЗОЖ.

Проблема формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.

Уровень сохранения и укрепления здоровья школьников находится в тесной взаимосвязи от оптимального режима двигательной активности.

Сравнительный анализ уровня здоровья учащихся школы за три года показал, что уровень высокого физического развития учащихся вырос. Однако уровень низкого физического развития школьников растет параллельно росту высокого. Это видно из таблицы 1

Таблица 1

Уровень физического развития

Уровень физического развития учащихся

Высокий %

Средний %

От чего же зависит здоровье человека? Наукой выяснено, что если принять условно уровень здоровье за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от условий внешней среды (т.е. от экологии), 10% – от деятельности здравоохранения. А что же остальные 50%? Они зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Диаграмма1.

Диаграмма 1.

И я решила провести исследование с целью – выяснить, какую роль играет ЗОЖ в жизни моих одноклассников. Для этого подготовила и провела ряд социологических опросов.

Опрос своих одноклассников на тему: «Как ты проводишь своё свободное время?» помог установить, что время бодрствования учащихся моего возраста составляет 15 часов 30 минут (с 7 час. 30 мин. до 22 час.), из которых подавляющее большинство времени уходит на ментальные (малоподвижные, сидячие) , а не на физические занятия. Структура режима дня, присущая большинству школьников, характеризуется следующими показателями:

Занятия в школе занимают 5,5 часов в день;

42,9% респондентов затрачивают на подготовку уроков до 2 часов в день;

39,4% учащихся посвящают от 2,5 до 3 часов в день просмотру телевизионных программ;

47,6% одноклассников отводят до 2 - 3 часа в день компьютерным играм;

62,9% подростков, до получаса в день занимается работой по дому;

52,3% школьников, посвящают до получаса в день прогулкам.

Смотрите диаграмму 2.

Диаграмма 2.

А вот что они включают в понятие «здоровье».

Этот вопрос мы задавали впервые. Что же такое «здоровье», по каким критериям его нужно оценивать, от каких факторов оно зависит? Мы предложили восемь основных понятий, которые, по нашему мнению, характеризуют хорошее здоровье человека. Ученикам можно было выбирать любое количество ответов, какое они сочтут необходимым. Результаты опроса в % от числа опрошенных представлены в таблице 3 и диаграмме 3.

Таблица 3

Что Вы вкладываете в понятие «здоровье»?

Физическая активность, сила и выносливость

Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту)

Отсутствие болезней

Хорошее психическое состояние (хорошее расположение духа, отсутствие депрессий и т.п.); положительное эмоциональное состояние

Отсутствие вредных привычек

Хорошая фигура, осанка, внешность

Нравственность, хорошие душевные качества

Комфортные взаимоотношения в семье, ученическом коллективе, среди друзей

Диаграмма 3.

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 79% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «нормальное развитие организма» - 62% и «отсутствие болезней» -58% процентов голосов, соответственно.

Здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, это, прежде всего, здоровье физическое.

На мой вопрос «Как Вы оцениваете свое здоровье?»

подавляющее число старшеклассников – 31% - оценили свое здоровье на «отлично» , 54 % «хорошо», «удовлетворительное здоровье» - 11%, а слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания – 4% от участвовавших в исследовании. Все данные занесены в таблицу 4 и построены в диаграмме 4

Таблица 4

Как Вы оцениваете свое здоровье?

Отличное – болею очень редко

Хорошее – изредка испытываю некоторые недомогания

Удовлетворительное – нередки различные недомогания, требующие амбулаторного лечения

Слабое – болею достаточно часто, имею хронические заболевания

Диаграмма 4.

Заметим, что полученные данные не позволяют зафиксировать информацию о реальном состоянии организма ребенка. Они отражают лишь субъективное отношение респондентов к своему здоровью на основе особенностей социальных условий, в которых они находятся в настоящее время.

Отвечая на вопрос о том, стараются ли учащиеся вести здоровый образ жизни, три четверти респондентов, дают положительный вариант ответа. Пятая часть участников опроса затруднились ответить на этот вопрос. Лишь 5% школьников отмечают, что не стараются вести здоровый образ жизни.

На основе полученных данных составлена диаграмма 5.

Диаграмма 5.


На основе диагностического материала я могу сказать, что

человек в суете своей повседневной жизни часто забывает о себе и своем здоровье. Он с головой погружен в решение насущных проблем. К сожалению, в современном мире забота о здоровье начинается только тогда, когда вы почувствуете, что этого самого здоровья становится всё меньше - болезнь валит с ног или начинают развиваться какие-либо болезни. Вот тогда у нас и появляется ещё одна насущная проблема - наше здоровье. Хотя забота о нём как раз не должна быть проблемой, она должна быть образом жизни - здоровым образом жизни!

Важнейшим условием здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим.Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре­шающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Прогностический этап.

Наш классный коллектив существует вместе вот уже восьмой год. И все эти годы большое внимание мы уделяем формированию навыков здорового образа жизни. Девизом нашего класса стали слова Томаса Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы».

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость».

Я предложила одноклассникам провести эксперимент с целью показать им, что оптимальная двигательная активность влияет на здоровье человека.

Организационный этап.

Ещё Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» .

1). На базе нашего класса мы создали две группы для участия в эксперименте: экспериментальную и контрольную.

В контрольную группу вошли учащиеся, которых не привлекает спорт и любые проявления двигательной активности, а участниками экспериментальной группы стали ребята, с высокой двигательной активностью, занимающиеся спортом, участвующие во всех спортивных мероприятиях.

2). Создали индивидуальные программы для экспериментальной и контрольной групп в виде таблицы 6.

Таблица 6

Экспериментальная группа

Мероприятия

Сроки выполнения

Утренняя гимнастика

ежедневно

по расписанию

Участие в спортивных внеклассных мероприятиях

по воспит. Плану

Посещение спортивной секции

по расписанию

Прогулки на свежем воздухе (ходьба, подвижные игры: футбол, волейбол, броски по кольцу, вечерняя пробежка и др.)

ежедневно

Индивидуальные занятия

по желанию

Контрольная группа

Мероприятия

Сроки выполнения

Утренняя гимнастика

ежедневно

Посещение уроков физкультуры без пропусков

по расписанию

Участие во внеклассных мероприятиях

по воспит. плану

Работа за компьютером

по желанию

Прогулки на свежем воздухе

ежедневно

Просмотр телевизионных программ

ежедневно

3).Разработали контрольную таблицу 7 для отслеживания результатов эксперимента.

Параметры контроля

Контрольная

Эксперимент.

Физические показатели

Таблица контроля 7 по социально-педагогическим показателям

4).Создание «Индивидуального календаря ЗОЖ»

Практический этап.

Своё исследование я начала в октябре 2009 – 2010 учебного года, а закончила в марте 2010 – 2011 учебного года. Всего в эксперименте участвовало 19 человек.

Ежедневно они вели «Индивидуальный календарь ЗОЖ», в котором отмечали контрольные параметры и делали свои пометки. Полученные данные за 2 года я вывела в контрольную таблицу 9 социально-педагогических показателей.

Контрольная таблица 9

Параметры контроля

Контрольная группа

Эксперимент.

Посещаемость учебных занятий % от общего количества занятий за год

Количество пропущенных по болезни занятий за год

Успеваемость по предмету «Физическая культура», средний балл по принятой системе оценок

Успеваемость по общеобразовательным предметам, средний балл по принятой системе оценок

Участие в спортивно-массовых мероприятиях, % от общего количества

Количество занимающихся в школьных секциях

Физические показатели

Из таблицы 9 видно, что у ребят из экспериментальной группы исследуемые параметры выше, чем в контрольной группе. Все свои наблюдения занесла в итоговую таблицу 10.

Таблица10

Итоговая таблица

Основные параметры

Контрольн. гр.

Эксперим. гр.

Количество школьников с уровнем физической работоспособности ниже среднего

Количество школьников со средним уровнем физической работоспособности

Количество школьников с хорошим уровнем физической работоспособности

Обобщающий этап.

В условиях жизни современного общества особенно высокую эффективность в поддержании и укреплении здоровья человека играет физическая культура.

Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.

Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

III . Заключение.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности и формирования навыков и умений здорового образа жизни. Взаимосвязь здоровья, физического развития и двигательной активности человека, теоретически и экспериментально обосновывает целесообразность двигательной активности, для формирования навыков и умений здорового образа жизни.

Выводы:

    здоровый образ жизни играет очень важную роль в жизни моих одноклассников;

      дети, занимающиеся спортом, становятся намного собраннее, организованнее, внимательнее, ответственнее. Отсюда и другое отношение к учёбе. Поэтому спортсменов среди «хорошистов» и «отличников» большинство.

      двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.

      необходимы принципиальные преобразования в системе школьного физического воспитания, направленные на укрепление здоровья, оптимизацию двигательной активности, повышение показателей физического развития и физической подготовленности.

Список литературы:

1.Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М., 1997

2.Биология: Большой справочник для школьников/ А.С. Батуев, М.А.

3.Гуленкова. – 2 – е изд. – М.: Дрофа, 1999.

4.Зайцев С.М. Питание ребенка. М.: Махаон; Минск: Книжный дом, 2003.

5.Коровкин М.А., «Почему дети болеют?» М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.

6.Родионов В. Я. Ступицкая М.А. «Полезные привычки. Личная гигиена» - Ярославль, 2002.

7.«Энциклопедия для детей. Том 18. Человек Ч.1. Происхождение и природа.

8.Как работает тело./ Глав. Ред. В.А. Володин. – М., Аванта+, 2001

9.Современные представления об организации школьного физического воспитания, сформулированные В. А. Баландиным (2001), Ю. А. Янсоном

10. Бикмухаметов, Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования / Р. К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 7. С. 45 - 50.

11. Алифанова, J1. А. Роль двигательной активности в развитии потенциалов организма / J1. А. Алифанова // Педиатрия.- 2002. № 6. С.9-12 .

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе.

Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова». Трудно с этим не согласиться. Ни для кого не секрет, что здоровье детей в наше время резко ухудшилось. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.

Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни.

Главная цель всей работы по здоровьесбережению – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях.

Сегодня я хочу остановиться на особенностях формирования здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности, которая является логическим и необходимым продолжением урочного процесса. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нём всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Поэтому внеурочная деятельность должна быть некой алтернативой для ребенка, не перегружать его дополнительными умственными нагрузками, а способствовать улучшению усвоения основного учебного процесса, учитывать интересы учащихся и развивать индивидуальные способности.

Внеурочная деятельность – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно начальная школа должна формировать культуру здоровья. Эта работа требует нетрадиционных подходов.

Одним из блоков воспитательной работы является спортивно-оздоровительное направление. Оно включает в себя различные формы внеурочной деятельности:

Проведение занятий кружка «Школа мяча»;

Организация и проведение спортивных соревнований;

Проведение экскурсий, походов;

Проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Азбука здоровья»;

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Работа с родителями.

  1. Проведение кружка «Школа мяча».
  2. Проведение спортивных конкурсов, соревнований. В течение года обучающиеся и их родители участвуют в спортивных соревнованиях, таких как «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья!». Один раз в год обязательно организуется общешкольный «День здоровья».

В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараемся задействовать как можно больше детей. Чередование этих мероприятий с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности, способствует снижению утомления учащихся и повышению эффективности учебной работы. Эти мероприятия повышают работоспособность, улучшают самочувствие, регулируют процесс развития детей и делают его гармоничным.

  1. Организация и проведение экскурсий, походов, целевых прогулок. Одним из самых важных направлений в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, в музей, на выставки, в библиотеку, в театры. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на состояние его физического и психического здоровья.
  2. Работа кружка «Азбука здоровья». На этом кружке с истематически проводятся классные часы и беседы, в рамках которых обсуждаются следующие темы: «Как вырасти здоровым?», «Правила гигиены», «Спорт – моя жизнь!», «Что полезно для здоровья?», «Курить – здоровью вредить» и другие, проводятся различные внеклассные мероприятия.

Каждый год обязательно проводятся праздники, такие как «В гостях у доктора Айболита», «Здравствуй, друг наш Мойдодыр!», «Путешествие в город Будьте здоровы». При подготовке к данным мероприятиям ребята знакомятся с правилами личной гигиены, на материале художественных, фольклорных и музыкальных произведений им прививаются навыки здорового образа жизни.

Работа с детьми в рамках этой программы строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, творческий подход при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям учащихся, наполнены игровыми моментами. Играя, дети легко и с интересом овладевают навыками управления своим здоровьем, учатся понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические задания, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения. В рамках занятий проходит и создание проектов. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.

  1. Организация проектной и исследовательской деятельности. В течение года в рамках занятий внеурочной деятельности ребята под руководством учителя работают над проектами и проводят исследования по разным темам. Например, работа над темой «Народная мудрость о здоровье» позволяет учащимся узнать, что пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости, основа, фундамент воспитания, формирования основ здорового образа жизни; результатом проекта становится «Копилка народной мудрости» - сборник пословиц и поговорок о здоровье, проиллюстрированный детьми; кроме этого, ребята обязательно пишут сочинения «Как я понял данную пословицу о здоровье».
  2. Организуется работа с родителями , целью которой является формирование основ здорового образа жизни в каждой семье. Проводятся индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на формирование знаний о необходимости положительной эмоциональной атмосферы в семье, о влиянии и преодолении вредных привычек, о необходимости соблюдения строго определенного режима дня.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности. Наибольшей эффективности по формированию здорового образа жизни можно достичь лишь тогда, когда мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся :

  • обеспечить высокий охват обучающихся школы регулярными занятиями физической культурой и спортом;
  • увеличить объём двигательной активности детей;
  • сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности;
  • обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
  • активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению здоровья детей .

Таким образом, основной задачей педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни. Учитель должен помочь каждому учащемуся стать нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Жаном Жаком Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


Отчет о системе работы

в КГУ «Гимназия № 21» акимата города Рудного

по формированию здорового образа жизни.

Здоровье - ни с чем не сравнима ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действий окружающей среды, 100% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе. Девизом работы по формированию ЗОЖ в нашей гимназии можно взять слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы». Следовательно, основная цель для нас – формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщение к занятиям физической культурой и спортом, создание душевного комфорта и психологического благополучия.

Исходя из цели, в гимназии разработана система, включающая следующие направления по формированию ЗОЖ:

    Валеологизация учебного процесса,

    Психолого-педагогическое сопровождение,

    Санитарно-гигиеническое просвещение,

    Организация питания,

    Физкультурно-массовая, оздоровительная работа.


Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья. Определены задачи, приоритетные виды деятельности и ожидаемые результаты.

Здоровьесберегающие технологи предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

На протяжении последних лет в гимназии успешно внедряются здоровьесберегающие технологии, включающие в себя профилактические и оздоровительные технологии. Осуществление этих технологий в гимназии проводится комплексно с привлечением и активным участием администрации, медицинского персонала, педагогов, самих учащихся и их родителей.

Завучами гимназии изучено постановление Правительства РК от 30 декабря 2011 г №1684 об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков». Школьное расписание составлено согласно главе 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания, обучения». Учебная нагрузка в старших классах распределяется так, что наибольший объем приходится на вторник, а в младших – на вторник и четверг. При составлении расписания учитывалась таблица ранжирования предметов по трудности.

Здоровьесберегающее пространство гимназии включает две взаимосвязанные структуры: организация учебного процесса и организация воспитательного процесса. Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги гимназии используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно-ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН. Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональной разрядки, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, глаз, психологический климат. Посещение уроков учителей-предметников показало, что объем домашних заданий соответствует нормам, в основном связано только с пройденным материалом.





Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендации врача. Подвижные перемены для учащихся начальной школы способствуют укреплению здоровья детей. Учебно-воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: обязательны прогулка на свежем воздухе, горячее питание, занятия в кружках, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанПиН.





Популяризации здорового образа жизни в гимназии уделяется большое внимание. На общешкольной линейке пропагандируются спортивные достижения наших учеников, что дает возможность каждому поверить в свои силы и достичь поставленных целей.

Одним из важнейших блоков является создание комфортных и безопасных условий для участников воспитательного процесса. В зимнее время ведется наблюдение за соблюдением температурного режима в учебных кабинетах.

В целях организации безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса ежегодно в гимназии проводятся испытания спортивного и учебного оборудования, с детьми неоднократно в течение года проводится инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на уроках физкультуры, информатики, физики, химии, биологии, технологии. Для профилактики травматизма учителями начальных классов гимназии на переменах организовывается отдых детей с проведением подвижных игр. К дежурству на переменах активно привлекаются учителя, не имеющие классного руководства.





Психологом нашей гимназии ведётся постоянная работа по защите учащихся от физических и психических перегрузок в образовательном процессе. Постоянно проводится просветительская работа среди педагогов, родителей по вопросам психического развития учащихся, проводится мониторинг психического развития и саморазвития учащихся. Психологом гимназии разработаны программы психологического сопровождения ступеней взросления для профилактики психологических кризисов и девиантного поведения. В течение года ведется контроль по средствам анкетирования родителей по предотвращению перегрузки учащихся в учебно-воспитательном процессе (объем, нагрузка, выполнение домашних заданий). Проводится диагностика тревожности и адаптационности детей к школе, ведется наблюдение за детьми и последующее определение уровня психического здоровья.

С целью обучения основам аутогенной тренировки и эмоциональной саморегуляции, умению преодолевать стресс и выработки мотивации достижения успеха проведено тренинговое занятие «Доверься мне» с учащимися 7-х классов.

С целью информирования педагогов об особенностях протекания кризиса подросткового возраста, приводящих к суицидам проведено тематическое выступление «Как избежать беды», а также психолого-педагогические консилиумы в 1-х и 5-х классах.

В гимназии большой процент учителей первой и высшей категории. Это профессионалы не только в преподавании предмета, но и в воспитательной работе. Классными руководителями ежемесячно проводятся классные часы и беседы с учащимися о здоровом образе жизни. Наиболее популярны – «Мой режим дня», «Профилактика простудных заболеваний», «Вредные и полезные продукты». Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию здорового образа жизни и в семье.



Работа по формированию ЗОЖ в гимназии всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здоровья закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизации родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.



В школьной библиотеке оформляются выставки литературы, пропагандирующей здоровый образ жизни.


Одним из направлений внеклассной работы по ЗОЖ является организация школьного оздоровительного лагеря во время летних каникул. Его посещают учащиеся начальной школы. За лето в школьном лагере в среднем отдыхает 48 детей. Старшеклассники посещают загородные оздоровительные лагеря.



В гимназии постоянно работает наркопост. Проводится комплексная профилактическая работа для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственного психологического неприятия к злоупотреблению психоактивных веществ. Учащиеся гимназии участвовали в городском конкурсе проектов «Свой мир мы строим сами» - 1 место; проведен лекторий с участием валеолога с центра ЗОЖ в ходе месячника по профилактике ВИЧ-инфекции. С участием социального педагога в 9 классе проведен классный час по проблеме наркомании, а также даны рекомендации по теме «Как можно заподозрить, что ребенок принимает наркотики». В ходе проекта «Молодежи – да! Наркотикам –нет!» проведено анкетирование.





Одним из составляющих здоровьесберегающих технологий является медицинский блок, где главная роль отводится медицинскому работнику. В течение года медработником гимназии совместно со специалистами поликлинической службы проводятся профилактические осмотры и вакцинация учащихся. В 2013-14 году медосмотр прошли учащиеся 4, 6, 8-х классов. Определены 3 группы здоровья. Дети 1996-97 года рождения прошли медосмотр в поликлинике №1 города. Для профилактики гельминтоза учащиеся начальных классов были обследованы методом соскоба. Большая работа проводится по оздоровлению учащихся группы «риска», перенесших простудные заболевания и имеющие функциональные отклонения. Эти учащиеся систематически наблюдаются у узких специалистов и получают лечение.

Медработником гимназии ведутся медицинские карточки учащихся (паспорта здоровья), в классных журналах заполнены листы здоровья. В них вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре, показатели физического развития, а также социальные показатели. Ежемесячно на стенде «Здоровье» обновляется информация в соответствии с проходящим месячником по плану санитарно-просветительской работы. Для проведения лекций и бесед приглашаются врачи из разных поликлиник города. Медработником регулярно проводятся индивидуальные беседы о педикулезе, вредных привычках, профилактике гриппа и ОРВИ и др.

Контроль со стороны медработника за выполнением СанПиНа, организации учебного процесса, питанием школьников – действенная помощь администрации школы. Ежедневно анализируются причины пропусков уроков.




Система организации питания в гимназии ставит перед собой следующие задачи:

Обеспечить учащихся полноценным питанием.

Прививать учащимся навыки ЗОЖ,

Формировать культуру питания и навыки самообслуживания.

В гимназии охват горячим питанием в начальной школе составляет 100%. Учащиеся КПП, 1-х и 2-х классов обеспечены льготным питанием из средств местного бюджета. Пищеблок оснащен современным оборудованием, работают квалифицированные кадры.

С целью укрепления здоровья, профилактики пищевых отравлений, явлений гиповитаминозов медработником и бракеражной комиссией ведется постоянный контроль за организацией питания, ассортиментом и качеством продуктов, проведением витаминопрофилактики, витаминизации блюд.




Согласно классификации факторов, формирующих состояние здоровья, первое место занимают оптимальный двигательный режим и двигательная активность. Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки. В гимназии уроки физической культуры проводятся 3 раза в неделю. Учителем физической культуры принимаются тесты физической подготовленности учащихся, что позволяет правильно определить уровень развития детей. С целью оказания помощи учителям-предметникам разработаны комплексы утренней гимнастики, физкультминутки, собрана картотека игр для проведения подвижных перемен.

Для повышения двигательной активности учащихся проводится спортивно-массовая работа. Физкультурно-оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории: младших или старших, мальчишек или девчонок – всегда интересны. Учащиеся школы всегда активно принимают участие в различных соревнованиях. Согласно календарю спортивно-массовой работы проведены следующие мероприятия: «Неделя здоровья», «Веселые старты», мини-футбол, «Мяч – капитану!», ручной мяч, неделя интеллектуальных игр, баскетбол, «Веселые старты с родителями», «Зимние забавы», пионербол, Президентские тесты и др.

Также проводились спортивные соревнования среди КПП и в ходе предметных недель. Учащиеся школы приняли участие в городских мероприятиях: Дне здоровья, соревнованиях по ОФП среди начальных классов.

Мониторинг проведения спортивных мероприятий.

Мониторинг количества учащихся, принявших участие в спортивных соревнованиях.

Наша цель – сохранение и укрепление здоровья учащихся, создание здоровья и безопасных условий для проведения учебно-воспитательного процесса. А достигнуть ее можно работая в тесной связи администрации школы педагогического коллектива, техперсонала школы, родителей и самих учеников. Всем уже давно известно, что заботиться о здоровье необходимо смолоду. Намного проще предупредить заболевание, чем его лечить.

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто»

(Сократ)

Одним из важнейших прав ребенка, закрепленного в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ об образовании, Закон РФ о санитарно — эпидемиологическом благополучии, и др.). Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития общества.

В условиях модернизации российского образования особое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья школьников.

Президентская инициатива «Наша новая школа», Концепция развития здравоохранения до 2020 года, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2020 года ставят задачу формирования здорового образа жизни молодого поколения.

В соответствии с требованиями нового стандарта в образовательных организациях должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Для достижения поставленных задач важно создать условия, обучать способам сохранения собственного здоровья, формировать поведение с ориентацией на здоровый образ жизни. Главная роль при этом отведена организации и проведению внеклассной работы в школе.

Важнейшее направление воспитательной работы в образовательном учреждении – формирование у обучающихся здорового образа жизни.

В нашей школе разработана и реализуется воспитательная программа «Формирование здорового образа жизни во внеклассной работе».

В рамках данной программы традиционным стало проведение тематических недель «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас», «Неделя здоровья», праздник здоровья КВЧГ (кто во что горазд), семейных игр и конкурсов «Вся семья вместе — душа на месте», «Мы за чаем не скучаем», «Всей семьей – на старт», «День матери», походов (3 раза в год), спортивных соревнований с участием родителей, педагогов, майской эстафеты, лыжных соревнований «Лыжня зовет!», «Кросс нации». Данные мероприятия несут большой эмоциональный эффект.

В течение учебного года в классах проводятся классные часы по темам: твой режим дня, питание – основа жизни, общественная и личная гигиена, быть здоровым престижно, грипп – откуда ждать опасность, ролевые игры по этикету и др. Причем, формы проведения разнообразны (дискуссии, беседы, чаепитие, создание интеллект – карт и др.).

В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в любимых видах спорта. С этой целью в школе работают спортивные кружки «Баскетбол», «Волейбол», «Теннис», «Катание на коньках», в группе продленного дня спортивный час.

Основная школа работает по программам «Формула правильного питания», «Полезные привычки».

В рамках воспитательной программы уделяется большое внимание формированию навыков ЗОЖ на занятиях в группе продленного дня, выпускается школьная газета «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»

Эффективность воспитательной программы была подтверждена проведенными исследованиями режима дня обучающихся и формирования навыков здорового образа жизни.

Так, анализ режима дня обучающихся показал, что они больше времени стали отводить на активный отдых на свежем воздухе, а длительность просмотра телепередач уменьшили, хотя норма по этому показателю остается превышенной. Положительным является то, что дети самостоятельно выбирают занятия по интересам.

Также из исследования видно, что увеличился процент обучающихся, которые считают здоровье, самостоятельность, знания и умения наиболее важными для счастливой жизни. Для них ценнее здоровье, нежели деньги. Высоко ценится жизнь в счастливой семье. Данные показали, что увеличилось число обучающихся, поддерживающих здоровый образ жизни. В качестве приоритетов выбирают регулярные занятия спортом, хороший отдых, ежедневное выполнение правил ЗОЖ. Анализ опроса показал, что увеличилось количество обучающихся, заботящемся о своем здоровье, вырос познавательный интерес к своему здоровью.

Данные опроса свидетельствуют, что совместная работа образовательной организации и родителей позволила обратить внимание обучающихся на сохранение и укрепление своего здоровья.

Анализ полученных ответов на вопросы показал, что в образовательном учреждении проводимые уроки, обучающие здоровью, лекции о том, как заботиться о здоровье, не вызывают интерес у некоторых обучающихся, следовательно надо искать новые формы и методы работы в этом направлении. В то же время всем нравятся спортивные соревнования. Повысился интерес обучающихся к викторинам, конкурсам, играм, посвященным здоровью и ЗОЖ. Интересно и познавательно проходит просмотр фильмов о том, как заботиться о здоровье, проводятся праздники, вечера на тему здоровья.

Также увеличилось количество обучающихся, ежедневно делающих утром зарядку, гуляющих на свежем воздухе, занимающихся спортом несколько раз в неделю.

Проведенное исследование показало, что комплексный подход к организации внеклассной работы, реализация воспитательной программы позволяют формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Реализация подпрограммы «Здоровье».

Забота о сохранении и укреплении здоровья, формирования здорового образа жизни учащихся также является приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива и носит системный характер.

В течение всего учебного года было организовано горячее питание учащихся, обеспечивался оптимальный температурный режим в помещениях, осуществлялся контроль над состоянием техники безопасности, противопожарной безопасности, соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.

Ежегодно проводятся медицинские осмотры детей и работников школы, Дни здоровья, традиционные мероприятия, физкультминутки, спортивные соревнования, тематические классные часы и многое другое.

Так, только в рамках «Месячника профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании» в этом году были проведены следующие мероприятия:

Работа с учащимися

    Классные часы в 1-9-х классах «Мы за здоровый образ жизни!» - 12

    Общешкольная акция «Живая цепочка: НА ЛИНИИ ЖИЗНИ!»

    Профилактические беседы о вреде употребления наркотиков, табакокурения на уроках биологии, химии, физической культуры, ОБЖ. – 7 бесед

    Диктант в 7-9 х классах: «Охота на тебя!»

    Веселые старты «За здоровый образ жизни!» (5-9 классы)

    Конкурс рисунков, плакатов «Мы за здоровый образ жизни!»

    Видеопросмотр фильма «Страшные цифры о подростковом алкоголизме» для обучающихся 9-х классов

    Участие во Всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

Результат:

    Реализация программы «Здоровье» систематизирует работу педагогического коллектива в данном направлении.

    Стабильны результаты спортивных достижения

Проблемное поле:

Спортивная база школы оснащена на 88%. Не хватает гимнастических снарядов, лыж, мячей.

Возможные пути решения проблем:

    Систематический контроль выполнения программы «Здоровье» всеми членами педагогического и ученического коллективов со стороны администрации.

Наш педагогический коллектив рассматривает нравственность, духовность как основу личности, поэтому формированию целостной научно-обоснованной картины мира, развитию познавательных способностей, приобщению к общечеловеческим ценностям и присвоению этих ценностей уделяет особое, приоритетное место в воспитательной деятельности.

Уровень воспитанности, этика, вопросы нравственности постоянно являются предметом обсуждения на классных и внеклассных мероприятиях.

Стало традицией проведение Дня Матери. В этом году данное мероприятие включало: фотовыставку «Наши мамы» - среди 5-11 классов; литературный конкурс «Слово о маме» (1-6кл.), музыкально – поэтический вечер «Главное слово в нашей судьбе» (9-11кл.).

КТД « Осенины -2012», провели месячник правовых знаний: детский Референдум, кинолекторий «Права ребенка», классный час «Подросток и закон» (5-9кл), классный час «Права и обязанности школьника» (1-4кл). Был проведен конкурс буклетов о правах ребенка "Права детей". В нем принимали участие учащиеся 5-9 классов. Защиту представленных на конкурс работ оценивало жюри. Буклеты содержали много интересной информации и были оригинально оформлены. Все участники конкурса не остались без внимания, они получили благодарности.

Декада «Новогодние маршруты». Она включала в себя: изготовление игрушек для елочек во дворе школы (3-5 классы); конкурс рисунков «Снежные узоры» конкурс «Зимнее икебане» 1-11 кл.. новогодние представления.

В школе ведется экологическая работа среди учащихся, родителей, учителей и остального населения. Проблемы экологического воспитания решаются на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

На уроках природоведения, биологии, географии, химии физики учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

В рамках экологической акции «Дни защиты от экологической опасности» проведены следующие мероприятия:1.02.13- беседы на тему «Чисто там, где не мусорят» 1-4 кл, операция «Покормите птиц зимой» 1-9классы под руководством учителей биологии и технологии, 14.03.13 лекторий «Биологическое и культурное разнообразие России – наше национальное достояние» -для 7 классов провела библиотекарь школы Щекатурова Л.Ю. 06.04.13 5-6 классы проводили праздник «День птиц» . В апреле провели акцию «Чистый двор» по уборке территории школы, ул.Школьной и аллеи на ул.Комарова.

Для освещения экологической проблемы среди родителей и учителей читались доклады на педагогических советах «Экологическое воспитание в семье», заседаниях классных руководителей и учителей – предметников, родительских собраниях «У природы есть друзья: это – мы- и ты и я»; проводились экологические праздники с приглашением родителей и родственников учащихся «Сохраним краски природы». В целях экологического воспитания и образования среди учащихся проводилась большая работа на классных часах и во внеурочное время.

Экологическим отрядом (5 -9 кл.) проведены следующие работы:

1. Посадка саженцев деревьев хвойных и лиственных пород.

2.Посадка саженцев плодовых деревьев на пришкольном учебно-опытном участке.

3. Уборка парковой зоны в районе школы.

4. Выступление на линейках («Ради жизни на Земле»)

Организация работы по профилактике ДТП строится с учетом индивидуальных особенностей детей и дифференцируется по возрастным периодам. (данное направление работы курирует педагог – организатор ОБЖ Насырова С.Н.)

По школе изданы приказы: «Об организации работы по профилактике ДДТТ»; «О назначении ответственного по школе по БД». На административном совещании утверждены: план занятий отряда ЮИД; план профилактической работы по ДДТТ; план проведения недели безопасности в школе; план контроля состояния изучения ПДД; программа по обучению родителей методам изучения ПДД и формирования у детей навыков безопасного поведения; положение о работе ответственного по школе по БД; Положение об отряде ЮИД; Положение о работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

В целях повышения эффективности работы по предупреждению ДДТТ в школе систематически проводится методическая работа с педагогами, родителями по их подготовке к занятиям по правилам поведения на улицах. Вопросы изучения ПДД рассматриваются на методических объединениях учителей начальных классов, классных руководителей.

Месячник пожарной безопасности и профилактическая акция «ВНИМАНИЕ, ДЕТИ!» давно вошли в традиционные дела школы.

В ходе месячника в этом году были проведены следующие мероприятия: классные часы «Безопасность в школе и дома». (1-11кл.), путешествие в страну дорожных знаков. (1-4кл.), викторину в виде тестовых заданий. Выяснилось, что лучше всех знают ПДД учащиеся 6а класса, а правила пожарной безопасности 7 кл. Старшеклассники осваивали электронный вариант компьютерной игры «Знатоки ПДД». Лучшими стали юноши 10 класса.

4 ноября прошел единый школьный день безопасности. Были отработаны действия учащихся и персонала школы при возникновении пожара в здании.

Пресс- центр школы выпустил общешкольную газету «Добрая Дорога Детства». В газете разместили интересные задания для учащихся 5- 11классов, провел блиц – опрос «Знаем ли мы правила движения»? с последующей обработкой результатов. Для малышей проведены конкурсы рисунков «Мы – пешеходы». Для 6 – 7 классов конкурсы рисунков «Наш друг – велосипед», «С огнем не шути!» Старшие классы провели конкурс буклетов «Чтоб не ссориться с огнем, надо больше знать о нем».

В конкурсе рисунков приняли участие 1- 8 классы. Среди начальных классов отличались особым творчеством совместные работы детей и родителей 1 и 2 классов. В средних классах дети ярко отразили в рисунках знания дорожных знаков и разметки на дорогах. Лучшие буклеты выпустили ребята 11 класса.

Интересно прошел конкурс «Юный пропагандист». Младшие классы разрабатывали маршруты безопасного движения «Школа – дом» и обсуждали группами путь следования из дома в школу. Также все классы разработали, обсудили и выпустили памятки по безопасности школьника.

Общешкольные родительские собрания прошли 25–25.04.13г. На них одним из вопросов был: «Правонарушения среди несовершеннолетних в сфере дорожного движения» (инспектор ГИБДД Белов Н.В.)

24 мая МБОУ «Лицей г. Абдулино» встречал гостей. В актовом зале состоялось мероприятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для 2 и 3 классов «Путешествие в страну дорожных знаков и правил». Самое главное, что организаторами и ведущими праздника стали необычные гости Лицея:

Старший лейтенант Котов А.С., инспектор по пропаганде по ГИБДД МО МВД РФ «Абдулинский»;

Мартынова Н.Н., временно исполняющая обязанности председателя Абдулинского районного суда;

Мартынова О. А., помощник председателя районного суда;

Чернова Т.С., пресс- секретарь районного суда.

Подготовка проводилась заранее. Дети нарисовали рисунки с изображением дорожных знаков и заранее приготовили презентацию в стихах о своих дорожных знаках.

В начале встречи ведущие рассказали историю дорожного движения и дорожных знаков. В рассказе дети узнали много полезной и интересной информации.

На мероприятии дети представили основные дорожные знаки в стихах и рисунках.

Самым приятным для детей было подведение итогов конкурса рисунков «Дорожные знаки». Все дети были награждены призами от гостей. А две лучшие поделки были отмечены особыми призами – игрой по ПДД.

В качестве подарка также лицеисты начальных классов получили методическую игру для изучения ПДД.

Интересное творческое выступление показали ребятам дети из отряда ЮИД. В сказочной форме прошло выступление агитбригады «Правила дорожного движения важней всего на свете». А отряд ДЮП выступил со сказкой по пожарной безопасности для 1 – 4 классов.

Во всех классах прошли беседы с медсестрой школы и отрядом ЮИД по вопросам предупреждения ДТП и оказания первой медицинской помощи при нем.

В конце месяца каждый класс предоставил отчеты о проведенных делах в виде разработок по ПДД в методический банк.

Классные руководители Хожаинова Н.В.(7ал.), Калмыкова О.В. (8кл) поделились опытом работы в данном направлении. Они рассказали о проведенных мероприятиях в прошлом учебном году. Библиотекарь школы Щекатурова Л.Ю. проинформировала классных руководителей о новой методической литературе по изучению ПДД. Классный руководитель 6кл. Окунеева Л.А,. выступила с вопросом о взаимодействии семьи и школы в организации воспитательной работы по обучению детей ПДД, пожарной безопасности. На совещании был представлен электронный вариант компьютерной игры «Знатоки ПДД».

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на улице, в транспорте и обучения ПДД лежит педагогика сотрудничества. При совместном написании сценариев, различных разработок, составлении вопросов и загадок учитываются возможности, способности детей и тот объем знаний по ПДД и культуре поведения в транспорте и на улице, которые они получили на занятиях, экскурсиях, консультациях, во время бесед.

В период каникул учащиеся не остаются без внимания, согласно плану проводятся мероприятия, экскурсии, работают кружки.

Организация внеурочной работы с учащимися – сеть кружков и факультативов, основной задачей которых является расширение дополнительного образования школьников.

В 2012-13уч. г. в школе осуществляли работу 24 объединения следующих направлений спортивное, художественно-эстетическое, художественно-прикладное, интеллектуальное (16 кружков в 1,2 классе были организовано в рамках ФОГСа), в которых занимаются.

Охват учащихся по ступеням обучения следующий:

Начальная школа (1-4кл.) –244(89%)

Среднее звено - (5-9кл.) – 183 (47,3 %)

Старшее звено –(10-11кл.) –34 (65%)

Система дополнительного образования, прежде всего способствует развитию творческих способностей, поддержке индивидуальности ребенка. Решение данной задачи требует огромного внимания к изучению личности ребенка, выявлению творческих способностей. Создать условия для реализации личности ребенка – задача не только руководителей кружков, но и классных руководителей, которые занимались диагностикой интересов школьников и вовлечением детей в кружковую работу.

Результативность работы творческих объединений в приложении 1.

Развитие социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию решается через органы ученического самоуправления ДО «Новое Поколение».

Система студенческого самоуправленияимеет три уровня: староста группы, групповое студенческое самоуправление, студенческое самоуправление дневного отделения и студенческое самоуправление СМТ в лице Студсовета

В систему студенческогосамоуправления включены 25 класса, из них: 11 это 1–4 кл. Их интересы представлены классными руководителями и родителями, 8- (5-8классы); 6 – (9-11 классы). В 2012-13 уч. году свою работу начал обновленный состав Совета старшеклассников и Совет подрастающих, куда входило 28 учащихся 5-11 классов.

Совместно с заместителем директора по воспитательной работе Паряевой Э.В. и с учетом плана воспитательной работы школы был составлен план работы Совета.

В течение года регулярно проводятся заседания органа ученического самоуправления, где рассматривается план работы, ведется подготовка различных мероприятий, заслушиваются отчеты о проделанной работе

За отчетный период проведено 24 заседания Совета старшеклассников и Советов подрастающих на которых было принято 25 решений, из них в течение года выполнено классами 25 решений. На первом организационном заседании были распределены обязанности между членами Совета старшеклассников и Совета подрастающих. Был дан Старт конкурсов « Класс года - 2013», «Ученик года - 2013», «Сто пятерок в дневнике» для учащихся1-4классов.

Для решения поставленных задач -создание условий для развития сотрудничества, сотворчества и взаимной ответственности в совместных делах различных возрастных групп школьников 22 сентября был проведен общий сбор лидеров школы «Активисты, на старт!», на котором состоялось «знакомство» с членами своей команды. Активисты ознакомились с документами, регламентирующими деятельность органов ученического самоуправления: положение об Ученическом самоуправлении; Устав МБОУ «Лицей г. Абдулино», с правилами и принципами работы ученического самоуправления.

Согласно плану работы в рамках конкурса «Класс года» были проведены традиционные мероприятия: День знаний, месячник «Безопасность», операция «Внимание, дети!», День Учителя, акции «Школьники – ветеранам».

На традиционной ярмарке «Дары осени» были выручены денежные средства, по решению Совета старшеклассников деньги переданы в фонд школы, были использованы на проведение Новогодних праздников, школьных мероприятий, награждения участников школьных конкурсов, активистов школы.

С 15 декабря по 1 марта проходила межведомственная профилактическая акция «Помоги ребенку». В этом году также были собраны вещи, канцелярские товары, игрушки, денежные средства (8 290 рублей). Оказана адресная помощь в денежном эквиваленте 8 учащимся. 2тысячи рублей, вещи и канцелярские товары переданы в детский приют «Надежда».

Ученическая конференция подвела итоги работы ученического самоуправления за отчетный период. На конференции отчиталась председатель УС Лукьянова Дарья, Попова Елена.

Результат:

    Успешно работает школьное самоуправление.

    Увеличилась заинтересованность учащихся в школьных делах.

    Классные руководители активнее участвуют вместе с учащимися в работе Ученического самоуправления

Проблемное поле:

    Слабая самостоятельность и инициативность учащихся.

Возможные пути преодоления недостатков:

    Заинтересовать классных руководителей работой детских организаций через МО классных руководителей.

    Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.

В школе выстроена система работы по обеспечению защиты и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике противоправного поведения подростков, социального сиротства, отраженная в педагогическом планировании; плане работы Совета по профилактике преступлений и правонарушений; планах классных руководителей в соответствии с программой «Семья».

На начало года проведена социальная паспортизация классов и составлен социальный фон школы. Проанализирован образовательный уровень родителей учащихся, создан банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составлены списки многодетных семей, опекаемых детей.

В школе обучается четверо детей, находящихся под опёкой, из 4 семей. Семьи, где живут дети, находящиеся под опекой, в течение года получали помощь и поддержку со стороны государственных органов, материальную и моральную со стороны образовательного учреждения. Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий в октябре, мае.

В актах обследования, в картах персональных учета семьи содержится оценка условий воспитания, выводы и предложения по устранению выявленных недостатков, отражается, какая работа была проведена в семье, и какая помощь в воспитании ребенка была оказана.

На начало года в школе было зарегистрировано 4 неблагополучных семьи (столько же и в прошлом году), из них 3 семьи, где пьющие родители. Проводятся регулярные обследования жилищно-бытовых условий.

В этом году классными руководителями проведено 17 рейдов в данные семьи. Всего проведено 48 рейдов по семьям учащихся.

На внутришкольном учете в начале года стояло 8 человек. К концу года - 8 человек. Из них 2ученика состоят на учете КДН и 1 ученик на учете ПДН.

Педагоги школы понимают, что их работа невозможна без сотрудничества с родителями, и ежегодно расширяют связи с семьями, включая их в воспитательную деятельность школы.

Проводится социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семей; ведётся ежедневный учёт посещаемости учебных занятий учащимися, находящимися в социально-опасном окружении; посещаются семьи, проводятся беседы с родителями; анкетирование, тестирование; социологические опросы.

В 2012-13 уч. году проведено 3 заседания Совета профилактики:

25.09.2012г. 1. Информация Тугаревой М.П., инспектора по охране и защите прав детства. «Результаты обследования семейно – бытовых условий учащихся, над которыми установлено опекунство»

2.Рассмотрение заявлений о постановке на ВШК учащихся.

19.10.2012г. 2. Обсуждение поведения и успеваемости учащихся 8а класса Затонского И., Ярыныча Е.

05.02.2013г 3. Организация учебной и внеклассной деятельности «трудных» подростков по итогам посещения уроков, творческих объединений ДО. На педагогическом совете заслушивалась информация классных руководителей о работе с трудными подростками.

В целях укрепления взаимодействия семьи и школы, повышения воспитательного потенциала родительской общественности, обеспечения открытости системы образования, предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей в четвертую пятницу каждого месяца проводился День родительского всеобуча. Программа родительского всеобуча была составлена в соответствии с проектом «Педагогическое просвещение родителей». (авторы: В.Г. Рындак, М.Б.Борисова, под редакцией проф. В.А.Лабузова), согласно возрастным особенностям.

В течение года было прочитано 28 лекций учителями, психологом, администрацией школы по следующим приоритетным направлениям: «Особенности детской возрастной психологии», «Приоритет семьи в воспитании ребенка», «Здоровый ребенок – здоровое общество», «Ценностные ориентации современного подростка.», «Роль семьи школы, в успешной итоговой аттестации и дальнейшее обучение подростков», «Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника».и др.. Каждая лекция сопровождалась компьютерной презентацией.

К работе родительского всеобуча привлекались специалисты:

    Старший инспектор по делам несовершеннолетних Лущевской Людмиой Евгеньевной. Лекция «Родители и дети. Ответственность и независимость».

    Лекция «Профилактика детского алкоголизма и наркомании» врач-нарколог Бубнова М.В.

    КДН Хисаева Г.А.

    Центр планирования семьи и репродуктивного здоровья населения –Борцова И.В.

Ежемесячно на стенде «Родительский вестник» размещалась информация для родителей «Как научить своего ребенка жить в мире людей», «Как помочь своему ребенку учиться?» «Телефон доверия», «Правила общения», «Как помочь своему ребенку успешно сдать выпускные экзамены» и др.

Проведено 2 общешкольных собрания. Тематика первого собрания носила характер отчета работы школы за прошлый учебный год и информации о современных требованиях к организации учебно-воспитательного процесса на 2012-13 уч. г, с которой выступила директор школы Зарипова Х.С.

На повестке второго общешкольного собрания рассматривались вопросы: Промежуточная аттестация учащихся 7-10 классов, сдача ЕГЭ одинадцатиклассниками, охрана здоровья и занятость школьников в период летних каникул, учебный комплекс на 2013-14уч.г. Средний процент посещаемости родительских собраний 1-4 классы – 92 %, 5–8 кл. – 86%, 9-11 кл. - 91%. Классными руководителями проведено 4 родительских собрания.

С 2007 года в школе реализуется программа «Семья и школа». Одним из приоритетных направлений в программе - участие родителей в управлении школой.

В школе создан и работает Управляющий Совет -это коллегиальный орган государственно-общественного управления имеющий управленческие полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития нашего образовательного учреждения, созданный в апреле 2008г.

В состав Управляющего Совета 2012-2013 учебного года входило 14 человек, из них: 6 – представителей от родительской общественности, 4 - представители трудового коллектива, 2 - учащиеся 10-11 классов школы, 1 – Квасова И.В. - в порядке кооптации.

Управляющий совет осуществлял свою деятельность по разработке и принятию решений, входящих в его компетенцию совместно со школьным сообществом, согласно Уставу школы.

Заседания проводились регулярно, в соответствии с планом работы. Всего в течение отчетного периода состоялось 4 заседания, 1 из которых совместно с общешкольным родительским комитетом.

Центральным в деятельности Совета было рассмотрение вопросов, связанных с программой развития школы. На заседаниях обсуждались и принимались следующие значимые решения: утверждение аналитического доклада о результатах работы УС, утверждение публичного отчета директора школы за 2012-13 уч.г; о деятельности школы и УС по внедрению ФГОС; развитие форм самоуправления участников образовательного процесса; организация безопасности детей в образовательном учреждении; материально – технические ресурсы и эффективность их использования и др.

Родители – это основные заказчики школы. От правильной организации работы с родителями зависит конкурентоспособность, престижность школы. Основным посредником между родителями и школой выступает классный руководитель, который организовывает совместный досуг. Постоянные участники всех праздников – родители. В этом году совместных мероприятий проведено:

    1кл. – «Мы теперь не просо дети – мы теперь ученики», «Праздник первого десятка», «Прощание с азбукой» (Кондрашова Н.А., Деревянко Л.А., Гурьянова Т.Ю.)

    2а, 2б кл. – «Осень, осень, в гости просим», «Новогодье», «Мамочка моя» (Райчук Н.В., Мартынова Г.В., Резаева О.В.)

    3а,3б кл.- «Букет для мамы».

    4кл.- «Осень», «Новогодье», «Прощание с начальной школой» (Рогова Н.И., Календарева О.В.)

    8б - «День рождение класса» (Калмыкова О.В.)

    10 кл.- «Счастье, когда тебя понимают», День профессий – (Паряева Э.В..); и др.

Ежегодное в начале и в конце учебного года проводится анкетирование родителей: «Уровень удовлетворённости родителями работой педагогического коллектива МБОУ «Лицей г. Абдулино» за 2012-2013уч.г.»

Анализ результатов этого года:

Считают дружными -80% (затрудняются сказать 30%, считают класс не дружным - 21%).

Комфортно в школе - 90%, не согласны - 5%; взаимопонимание с администрацией находит - 91%, довольны классным руководителем - 94%.

Результатом воспитательной работы школы являются показатели уровня воспитанности обучающихся. Уже не первый год при оценке УВ обучающихся классные руководители используют методику Н.П. Капустина, которая подразумевает оценку УВ самим обучающимся одноклассниками, родителями, учителем. По результатам проделанной работы был определен УВ каждого обучающегося, школы в целом. В начальной школе уровень воспитанности составляет 3,6б, в среднем звене - 2,8б, в старших классах вновь выравнивается – 3,4б. По школе -3,5б.

Все выше перечисленное дает право оценить воспитательную работу за 2012-2013 учебный год положительно (уровень выше среднего).

Воспитательная работа в школе главным образом опиралась на регулярные сборы школьного актива, МО классных руководителей, собеседований при заместителе директора по ВР где происходило непосредственное общение зам. по ВР и классного руководителя, психолога, педагога-организатора, учащихся, обсуждались проблемы школы и класса, выслушивалась информация по разным темам, подводились итоги, которые помогали лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и учащихся.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива школы являются следующие:

    более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического, трудового, физического потенциала;

    происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении целей и задач воспитания;

    наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей воспитательной работой школы (результаты анкетирования и устные отзывы);

    продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы, такие как: праздничные совместные вечера, отчеты детей перед родителями, родительские лектории;

    классными руководителями осознана полезность работы по формированию самостоятельности и сплоченности детского коллектива, необходимость диагностической работы по изучению личности, сплочённости детского коллектива, необходимость совершенствования форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя;

    активизировалась работа по участию классных руководителей и школьников в творческих и профессиональных конкурсах.

    бережно сохраняются и преумножаются традиции школы;

    ведется постоянное сотрудничество и взаимодействие с организациями – субъектами системы воспитания:

Можно считать, что, в целом, педагогический коллектив уделял большое внимание вопросам воспитания. Все запланированные мероприятия соответствовали возрастным и психологическим особенностям детей, были направлены на реализацию поставленных задач, и имели место в воспитательной системе школы

Анализ воспитательной работы позволил определить ряд задач на будущий учебный год:

    Совершенствование воспитательной системы на основе традиционных классических и новейших достижений в этой области, выход на качественно новый уровень воспитательной работы по всем направлениям.

    Создание условий для творческой реализации, как педагогов, так и учащихся через поиск новых форм взаимодействия.

    Широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно-коммуникационных технологий.

Наряду с успехами в воспитательной работе имеются негативные тенденции:

    снижение интереса учащихся, родителей к массовым досуговым программам;

    рост потребительского отношения к школе;

    снижение духовности подростков, нет реализации ценностей.

Задачи, поставленные школой по воспитательной работе на 2012 – 2013 уч.год, в целом выполнены.

Целевая установка 2013-2014 года: Способствовать созданию условий для формирования важнейших качеств личности учащегося: инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовности обучаться в течение всей

Приложение 1.

Достижения обучающихся во внеурочной работе

Название мероприятия с указанием уровня(муниципальный, региональный)

Учебный год 2010-11

Учебный год 20011-12

Учебный год 20012-13

Всего участников

Результат

Всего участников

Результат

Всего участников

Результат

Гражданско-патриотическое направление

Фестиваль «Долг. Честь. Родина» (муниципальный)

Фестиваль «Долг. Честь. Родина» (региональный)

Смотр строя и песни

Спортивно-военизированная игра «Зарница»

Художественно- эстетическое направление

Фестиваль детских оздоровительных лагерей

«Конферанс - не специальность, а талант, юмор плюс гениальность»

2-4класс – I,IIместо,

5-7 –IIместо,

8-11 класс-III класс

Конкурс «Звездный дождь»

Вокальная группа – IIместо,

соло- IIIместо, общекомандное –IIIместо

Экологическое направление

заочное эколого-биологическая викторина «Ярославский центр телекоммуникаций в образовании» (федеральный уровень)

Спортивное направление

Кросс наций