Основные виды психических расстройств, которые характерны для взрослых людей, встречаются в детском возрасте и у подростков. Своевременное установление диагноза в этом случае имеет огромное значение, поскольку влияет на лечение и дальнейший прогноз развития тяжелой психопатологии. Расстройства психики у детей школьного возраста чаще всего ограничиваются следующими категориями: , шизофрения, тревожность и нарушения социального поведения. Также у подростков нередки психосоматические нарушения, не имеющие под собой органических причин.

Наиболее часто в подростковом возрасте встречаются расстройства настроения (депрессии), которые могут иметь самые опасные последствия. В это время все его существование кажется подростку безнадежным, он все видит в черных тонах. Неокрепшая психика является причиной возникновения суицидальных мыслей среди молодежи. Эта проблема приобрела важное, в том числе, и медицинское значение.

В большинстве случаев депрессия начинается с жалоб ребенка на свое нервно-психическое состояние и субъективные ощущения. Подросток изолируется от окружающих и уходит в себя. Он чувствует себя неполноценным, подавлен и зачастую агрессивен. Его критичное отношение к себе еще больше усугубляет тяжелое психическое состояние. Если подростку не оказать в этот момент медицинскую помощь, то можно потерять его.

Указать на проблему могут ранние симптомы расстройства психики у детей:

  • У ребенка меняется поведение без видимых причин.
  • Ухудшается успеваемость.
  • Появляются и постоянное чувство усталости.
  • Ребенок отдаляется, уходит в себя, может целыми днями лежать без дела.
  • Проявляет повышенную агрессивность, раздражительность, плаксивость.
  • Ребенок не делится переживаниями, становится отрешенным, забывчивым, игнорирует просьбы. Он все время молчит, не посвящает в свои дела и раздражается, если у него о них спрашивают.
  • Страдает булимией или полным отсутствием аппетита.

Список можно продолжить, но если у подростка наблюдается большая часть перечисленных признаков, то следует безотлагательно обратиться к специалисту. Детские психические расстройства надо лечить у врача, специализирующегося на лечении подростковых психопатологий. Лечение депрессии чаще всего включает комбинацию фармакологического и психотерапевтического воздействия .

Шизофрения

Своевременное выявление и фармакотерапия начальной стадии шизофрении в детском и подростковом возрасте способствует улучшению прогноза в будущем. Ранние признаки этого расстройства расплывчаты и схожи с обычными проблемами переходного возраста. Однако через несколько месяцев картина меняется, и патология становится более отчетливой.

Считается, что шизофрения всегда проявляется бредом или галлюцинациями. На самом деле ранние признаки шизофрении могут быть самыми разнообразными: от навязчивостей, тревожных расстройств до эмоционального обеднения и т.д.

Признаки психического расстройства у детей школьного возраста и подростков:

  • У ребенка ослабевают теплые чувства по отношению к родителям, меняется личность. Возникает беспочвенная агрессия, злоба, раздражение, хотя взаимоотношения со сверстниками могут оставаться прежними.
  • Начальные симптомы могут выражаться в виде утраты былых интересов и увлечений, при отсутствии новых. Такие дети могут бесцельно слоняться по улице или бездельничать, не выходя из дома.
  • Параллельно ослабевают низшие инстинкты. Пациенты утрачивают интерес к пище. Они не чувствуют голода, могут пропустить прием пищи. Кроме того, подростки становятся неряшливыми, забывают менять грязные вещи.

Характерным признаком патологии является резкое снижение успеваемости и потеря интереса к школьной жизни. Изменение личности сопровождает немотивированная агрессия. По мере прогрессирования заболевания симптомы становятся более явными, и специалист сможет без труда распознать признаки шизофрении.

Психосоматические нарушения

В подростковом возрасте нередко возникают психосоматические нарушения: боли в животе или голове, расстройства сна. Эти соматические проблемы вызваны психологическими причинами, связанными с возрастными изменениями в организме.

Стрессы и нервное напряжение, вызванное школьными и семейными неурядицами, выливаются у подростка в и плохое самочувствие. Школьник с трудом засыпает вечером или слишком рано пробуждается в утренние часы. Кроме того, он может страдать кошмарными сновидениями, энурезом или лунатизмом. Все эти расстройства являются показанием для обращения к врачу.

Школьники, как девочки, так и мальчики, часто страдают навязчивыми головными болями. У девочек это иногда связано с определенным периодом менструального цикла. Но в основном они возникают без органических причин. Они вызваны психосоматическими нарушениями как при респираторных заболеваниях.

Болезненные ощущения вызваны повышением тонуса мышц, и мешают ребенку нормально заниматься в школе, выполнять домашние задания.

Обследование малышей до 6 лет

Оценка является более сложной задачей, чем обследование взрослого пациента. У малышей не хватает языковых и когнитивных возможностей, чтобы описать свои эмоции и ощущения. Таким образом, врач должен опираться в основном только на данные наблюдения за ребенком родителей и воспитателей.

Первые признаки расстройства психики у детей дошкольного возраста:

  • Нервные и психические расстройства после 2-х лет возникают из-за того, что мать ограничивает самостоятельность ребенка и чрезмерно опекает его , продолжая грудное вскармливание подросшего малыша. Такой ребенок пуглив, зависим от матери, нередко отстает от сверстников в развитии навыков.
  • В возрасте 3-х лет нарушения психики выражаются в повышенной утомляемости, капризности, раздражительности, плаксивости, нарушениях речи. Если подавлять общительность и активность трехлетнего ребенка, это может привести к замкнутости, аутичности. В будущем возможны проблемы во взаимодействии со сверстниками.
  • Невротические реакции у детей 4-х лет выражаются в протесте против воли взрослых и гипертрофированном упрямстве.
  • Поводом для обращения за помощью к врачу по поводу нарушений у 5-летнего малыша является возникновение таких симптомов, как обеднение словарного запаса, утрата ранее приобретенных навыков, отказ от ролевых игр и совместных занятий со сверстниками.

При оценке психического состояния малышей, нельзя забывать, что они развиваются в семейных рамках, а это сильно влияет на поведение ребенка.

Ребенок с нормальной психикой, живущий в семье алкоголиков и периодически подвергающийся насилию может иметь признаки психических нарушений. К счастью, в большинстве случаев детские психические расстройства имеют легкую степень и хорошо поддаются терапии. При тяжелых формах патологии лечение проводится квалифицированным детским психиатром.

И психологические, и биологические, и социопсихологические факторы относятся к списку того, от чего может быть психическое расстройство в раннем возрасте. И то, как проявляется заболевание, напрямую зависит от его характера и степени воздействия раздражителя. Психическое расстройство у несовершеннолетнего пациента может вызвать генетическая предрасположенность.

Часто врачи определяют расстройство, как следствие:

  • ограниченности интеллектуальных способностей,
  • поражений головного мозга,
  • проблем внутри семьи,
  • регулярных конфликтов с близкими и сверстниками.

К серьезному психическому расстройству могут привести эмоциональные травмы. Например, случается ухудшение психоэмоционального состояния ребёнка в результате события, вызвавшего потрясение.

Симптомы

Несовершеннолетние пациенты подвержены тем же психическим расстройствам, что и взрослые. Но, проявляются заболевания, как правило, по-разному. Так, у взрослых людей наиболее распространённым проявлением нарушения является состояние печали, депрессии. Дети в свою очередь чаще демонстрируют первые признаки агрессии, раздражительности.

То, как начинается и протекает заболевание у ребёнка, зависит от типа острого или хронического расстройства:

  • Гиперактивность - главный признак расстройства, вызванного дефицитом внимания. Нарушение можно определить по трем ключевым симптомам: неспособности концентрировать внимание, чрезмерной активности, в том числе эмоциональной, импульсивному, порой агрессивному поведению.
  • Признаки и тяжесть симптомов аутистических психических расстройств изменчивы. Однако, во всех случаях нарушение оказывает влияние на способность несовершеннолетнего пациента к общению и взаимодействию с окружающими.
  • Нежелание ребёнка принимать пищу, чрезмерное внимание к изменениям веса указывают на нарушения пищевого поведения. Они мешают повседневной жизни и вредят здоровью.
  • Если ребёнок склонен к потере связи с реальностью, провалам в памяти, неспособностью ориентироваться во времени и пространстве - это может быть симптомом шизофрении.

Лечить болезнь, когда она только начинается, проще. И для того чтобы вовремя определить проблему, важно также обращать внимание на:

  • Изменения в настроении ребёнка. Если на протяжении долгого времени дети находятся в состоянии грусти или тревоги, необходимо принять меры.
  • Чрезмерную эмоциональность. Повышенная острота эмоции, например, страха - тревожный симптом. Эмоциональность без обоснованной причины может также провоцировать нарушения сердечного ритма и дыхания.
  • Нетипичные поведенческие реакции. Сигналом о расстройстве психики может быть желание принести вред себе или окружающим, частые драки.

Диагностика психического растройства у ребёнка

Основой для постановки диагноза является совокупность симптомов и степень влияния расстройства на повседневную деятельность ребёнка. При необходимости диагностировать заболевание и его тип помогают смежные специалисты:

  • психологи,
  • соцработники,
  • поведенческий врач и т. д.

Работа с несовершеннолетним пациентом происходит в индивидуальном порядке с использованием утверждённой базы данных симптоматики. Анализы назначаются преимущественно при диагностике нарушений пищевого поведения. В обязательном порядке изучается клиническая картина, история заболеваний и травм, в том числе психологических, предшествующих расстройству. Точных и строгих методов, позволяющих определить психическое расстройство не существует.

Осложнения

То, чем опасно психическое расстройство, зависит от его характера. В большинстве случаев, последствия выражаются в нарушении:

  • способности к общению,
  • интеллектуальной деятельности,
  • правильной реакции на ситуации.

Часто расстройства психики у детей сопровождаются суицидальными наклонностями.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей - всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей - вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей - обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель - выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Профилактика

Психологи напоминают родителям, что обстановка в семье и воспитания имеют большое значение, когда речь идет о психологической и нервной стабильности детей. Например, развод или регулярные ссоры между родителями могут провоцировать нарушения. Предотвратить психическое расстройство можно, оказывая постоянную поддержку ребёнку, позволяя ему делиться переживаниями без стеснения и страхов.

Статьи на тему

Показать всё

Пользователи пишут на эту тему:

Показать всё

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании психическое расстройство у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг, как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как психическое расстройство у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга психическое расстройство у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить психическое расстройство у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания психическое расстройство у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание психическое расстройство у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

В силу особых факторов, будь то тяжелая атмосфера в семье, генетическая предрасположенность или черепно-мозговая травма, могут возникать различные нарушения психики. Когда ребенок выходит на свет, невозможно понять, здоров он психически или нет. Физически такие дети ничем не отличаются. Нарушения проявляются позже.

Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса:

1) Умственная отсталость;

2) Задержки развития;

3) Синдром дефицита внимания;

4) Аутизм раннего детского возраста.

Умственная отсталость. Задержка развития

Первый вид психического расстройства у детей – или олигофрения. Психика ребенка недоразвита, наблюдается интеллектуальный дефект. Симптомы:

  • Нарушение восприятия, произвольного внимания.
  • Сужен словарный запас, речь – упрощенная и дефектированная.
  • Дети ведомы окружающей средой, а не своей мотивацией и желаниями.

Выделяют несколько стадий развития в зависимости от показателя IQ: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. В основном они различаются лишь тяжестью симптомов.

Причины возникновения подобного расстройства психики – это патология хромосомного набора, либо травма до рождения, во время родов или в начале жизни. Может быть от того, что мать пила алкоголь во время беременности, курила. Причиной умственной отсталости также может выступать инфекция, падения и травмы матери, тяжелые роды.

Задержки развития (ЗПР) выражаются в нарушениях познавательной деятельности, незрелости личности по сравнению со здоровыми сверстниками и в медленном темпе развития психики. Виды ЗПР:

1) Психически инфантилизм. Психика недоразвита, поведение руководствуется эмоциями и играми, воля слаба;

2) Задержки развития речи, чтения, счета;

3) Иные нарушения.

Ребенок отстает от своих сверстников, медленней усваивает информацию. ЗПР можно корректировать, самое главное, чтобы учителя и педагоги знали о проблеме. Ребенку с задержкой нужно больше времени, чтобы что-либо выучить, однако, при правильном подходе это возможно.

Синдром дефицита внимания. Аутизм

Психические расстройства у детей могут принимать форму дефицита внимания. Этот синдром выражается в том, что ребенок очень плохо концентрируется на задании, не может заставить себя делать одно дело долго и до конца. Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью.

Симптомы:

  • Ребенок не сидит на месте, постоянно хочет куда-нибудь бежать или начать делать другое дело, легко отвлекается.
  • Если он играет во что-нибудь, то не может дождаться, когда придет его черед. Может играть только в активные игры.
  • Много говорит, но никогда не слушает, что говорят ему. Много двигается.
  • Наследственность.
  • Травма во время родов.
  • Инфекция или вирус, распитие алкоголя во время вынашивания ребенка.

Существуют различные способы лечения и коррекции данного заболевания. Можно лечить медикаментозно, можно психологически – обучая ребенка справляться со своими импульсами.

Аутизм раннего детского возраста делится на следующие виды:

— аутизм, при котором ребенок не способен на контакт с другими детьми и взрослыми, никогда не смотрит в глаза и старается не прикасаться к людям;

— стереотипы в поведении, когда ребенок протестует против самых незначительных изменений в своей жизни и окружающем мире;

— нарушение развития речи. Речь ему нужна не для коммуникации — ребенок умеет говорить хорошо и правильно, но общаться не может.

Существуют и другие расстройства, которым могут быть подвержены дети разных возрастов. Например, маниакальные состояния, сидром Туррета и многие другие. Однако все они встречаются и у взрослых. Перечисленные выше расстройства характерны именно для детского возраста.

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе. Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений у детей

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
  2. Соматическую ослабленность;
  3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
  4. Подражание речи окружающих людей.

Виды речевых нарушений у детей и их симптомы

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

  • Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
  • Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
  • Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
  • Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.

Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание. 4.7 из 5 (31 голосов)


Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Нервные расстройства детей: лечение

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.