Часто приходится слышать жалобы на провалы памяти, обычно небольшие.Чаще всего напрочь забываются недавние события, Пожилые люди забывают имена и фамилии, номера телефонов и т.д. Понятия не имеют, куда только что положили очки. Не помнят содержания прочитанной книги, забывают, что хотели сделать. Такого рода происшествия, случающиеся с нами до тридцати лет, приписываются усталости. После пятидесяти-шестидесяти лет в них уже видят старость.

Разумеется, в двух случаях из трех эти мелкие досадные «провалы» не выходят за пределы нормы. Если провести тесты на запоминание, окажется, что память в этих случаях вполне нормальная. Иногда отмечается некоторое запаздывание реакции, т.е. увеличение времени, необходимого для запоминания или припоминания сведений. Это связано с тем, что «хозяйство» мозга очень велико и он «освобождает площади» для более важной информации, забывая менее важную. Точно такая же картина наблюдается, когда мы поглощены какой-либо одной идеей. Рассеяность великих ученых вошла в поговорку.

И все-таки - в одном случае из трех мелкие провалы памяти действительно сигнализируют о мозговых нарушениях. Они могут быть следствием кратковременной или хронической усталости, стресса.

Ухудшение памяти вызывается усталостью нервной системы вследствие недостатка сна, особенно сна парадоксального (быстрого).

Успокоительные или снотворные препараты, прописываемые для улучшения сна, сокращают эту фазу сна (фазу сновидений) и тем, самым ухудшают память.

Отравление, например, алкоголем или угарным газом (либо папиросным дымом, который содержит угарный газ) также влияет на состояние памяти. Употребление гашиша, героина, кокаина, морфина и других наркотиков приводит к тем или иным нарушениям памяти.

Депрессивные состояния вызывают небольшие мнемонические нарушения, которые могут прогрессировать в случае приема успокоительных лекарств. На состояние мозга, а следовательно, на память может повлиять целый ряд болезней: сердечная и дыхательная недостаточность, пониженная деятельность щитовидной железы, тяжелое воспаление печени, недостаток сахара в крови, а также длительная общая анестезия, сопряженная с кровообращением вне организма, гипотермия. Иногда нарушения памяти - первая примета начинающегося заболевания мозга, прежде всего - болезни Альцгеймера, которую очень трудно диагностировать.

Значительные нарушения памяти обычно отмечаются после пятидесяти лет, их следует диагностировать при помощи серии тестов.

Потеря памяти случается редко и.длится лишь несколько часов, в течение которых больной ничего не помнит, но не выходит за рамки обычного поведения. Как правило, после приступа он не помнит, что терял на время память.

Причина такого поразительного провала памяти заключается, скорее всего, в состоянии кровеносных сосудов, питающих мозг. Выдвигаются предположения, что он эквивалентен приступу эпилепсии или тяжелой мигрени.

Чаще потеря памяти нарастает постепенно, захватывая как недавние, так и давние факты.

У больных алкоголизмом деградация мозга обусловлена нехваткой витамина В. У них наблюдается синдром Корсакова, или амнезия свежих событий. Слабоумие, которое приводит к полной деградации всех психических функций, обычно не поддается лечению.

Если нарушения памяти, на которые жалуется пациент старше шестидесяти лет, подтверждаются тестами, а причины их установить не удается, мы склонны приписать их самому процессу старения. В таких случаях на определенное улучшение можно рассчитывать после проведения умственного тренинга.

Нарушения памяти: почему память становится плохой, норма и связь с болезнями, лечение

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» — это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто — приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве — среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» — «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает — пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память — мнение специалиста


Человеческий мозг постоянно накапливает и хранит информацию. Эта функция называется .

Забывание — это тоже естественный процесс мозговой деятельности. Иногда забывчивость переходит в патологическую форму.

Провалы в памяти являются следствием органических изменений в мозге или возникают по психологическим причинам. В зависимости от причины заболевание будет иметь благоприятный или неблагоприятный прогноз.

Что это такое?

Провалы в памяти называются амнезией .

Они связаны с нарушением процессов сохранения и воспроизведения информации.

Человек может забыть недавнюю информацию или утратить способность помнить далекое прошлое.

Частичная забывчивость свойственна почти всем людям. Забыть, куда положили ключ или не вспомнить номер телефона — это нормально .

О патологии начинают говорить, когда пациент не может воспроизвести события вчерашнего дня, не помнит имена, даты. Также о заболевании свидетельствует невозможность запомнить информацию, полученную только что.

В отечественной науке изучением нейропсихологических процессов памяти занимался советский психолог А.Р.Лурия. Он заложил основы нового типа нейропсихологии.

Он разработал теорию мозговой организации высших функций психики. Его нейропсихология, в отличие от западной, берет за основу не медицину, а именно психологические процессы.

Классификация

С точки зрения этиологии, амнезия может иметь психологическую или физиологическую природу.

Физиологические провалы обусловлены органическими заболеваниями мозга и нервной системы. Эти случаи относятся к болезненным нарушениям памяти.

При психологической амнезии органические поражения отсутствуют, а причиной выступают психологические факторы: стресс, усталость, .

По длительности процесса амнезия делится на:

  • кратковременную;
  • долговременную;
  • частичную;
  • полную.

При кратковременной пациент забывает события на короткий срок, затем воспоминания возвращаются. Для долговременного провала характерна забывчивость на продолжительное время.

Больной может утратить память частично, когда в мозге «стираются» некоторые события жизни, или полностью, в этом случае он не помнит ни своего имени, ни близких, ни другие моменты.

В современной психологии принята следующая классификация амнезии :


По способу протекания провалы в памяти делятся на:

  • прогрессирующие . Человек помнит события прошлого, но забывает факты и информацию из настоящего. Такой тип патологии характерен для пожилых людей;
  • регрессирующие . Потеря памяти происходит на определенное время, затем пациент постепенно вспоминает, но многие события так и остаются забытыми;
  • стационарными . Факты навсегда стираются из памяти и больше не восстанавливаются.

По классификации, принятой Лурия , болезненные нарушения памяти делятся на:

  1. Модально-неспецифические. Возникают при локальных глубинных поражениях структуры мозга. При этом существенно утрачиваются зрение, слух, внимание. В эту группу входят синдром Корсакова и алкогольная амнезия.
  2. Модально-специфические . Например, человек может запомнить информацию, полученную при помощи слуха, но у него отсутствует зрительная память.

Причины у взрослых и детей

От чего бывают провалы в памяти? Причины провалов в памяти у молодых и пожилых людей делятся на физиологические и психологические. К физиологическим относятся различные заболевания, поражающие структуры мозга:

Причинами психогенной амнезии становятся:

  1. Сильный стресс.
  2. Длительное отсутствие сна.
  3. Усталость.
  4. Психотравмирующая ситуация.
  5. Чрезмерные умственные нагрузки.

Амнезия у детей обусловлена следующими факторами:


Симптомы и признаки

Клиническая картина заболевания зависит от причины и наличия сопутствующей патологии. При органических поражениях мозга у больного присутствуют следующие симптомы:

  • головокружение, тошнота;
  • боли в голове;
  • слабость;
  • потливость;
  • ухудшение координации движения, зрения, слуха, речи.

Психогенная амнезия сопровождается:

  • мигренью;
  • тахикардией;
  • перепадами настроения;
  • приступами возбуждения, депрессии или агрессии;
  • спутанностью сознания;

Возможные последствия

Сама по себе амнезия неопасна. Однако, если она сопровождается другими заболеваниями, это приводит к плачевным результатам .

Сначала у пациента начинаются проблемы с когнитивными навыками: ухудшается интеллект, восприятие, воображение.

На поздних стадиях болезни пациенты теряют способность принимать пищу, ходить, не могут обойтись без посторонней помощи и постепенно умирают от истощения.

Диагностика

При амнезии важно не только установить сам факт болезни, но и выяснить природу заболевания и его причину . Для этого проводят следующие исследования:

  1. Электроэнцефалография.
  2. МРТ или КТ мозга.
  3. Рентгенография сосудов мозга.
  4. Биохимический анализ крови.

Данные методы позволяют обнаружить изменения в мозге, подтвердить или опровергнуть другие заболевания: опухоли, эпилепсию, атеросклероз, тромбоз сосудов.

В психиатрии дополнительно проводят специальные тесты , например:

  1. Измерение механической памяти. Пациент должен запомнить 8 из 10 слов.
  2. Смысловой тест . Пациент пересказывает прочитанный текст.
  3. Образная методика . Используется у детей и взрослых с нарушениями речи. Больной изучает картинки с изображениями предметов, животных и должен удерживать информацию в течение часа.

Лечение

Нормализация памяти — это длительный и трудный процесс.

Он потребует много сил и терпения от самого больного и от его родственников.

Врач в выборе терапии руководствуется причинами болезни, видом амнезии, возрастом пациента. В более молодом возрасте заболевание поддается коррекции намного быстрее и легче, чем у пожилых пациентов.

Существуют ситуации, когда ничего не может изменить даже самый опытный врач . Это происходит в случае неизлечимых заболеваний: диабета, рака мозга, болезни Альцгеймера.

Если причиной потери памяти является опухоль мозга или травма головы, то проводят оперативное лечение.

Лечение психогенной амнезии подразумевает применение следующих методов:

  • лекарственная терапия;
  • психокоррекция;
  • нормализация образа жизни

Медикаменты

Медикаменты, улучшающие память:

  1. Ноотропы (Мексидол, Циннаризин, Церебролизин, Фенибут). Они улучшают прохождение электрического импульса в ЦНС.
  2. Тонизирующие средства. Улучшают обменные процессы в мозге (Глицин, Танакан, Билобил).
  3. Витаминные комплексы (Витрум мемори).

Психокоррекция

В психокорректирующих методиках применяется мнемотехника .

Это комплекс приемов, улучшающих запоминание и сохранение информации.

Пациент может использовать их самостоятельно в домашних условиях или во время психотерапевтических сеансов под контролем специалиста.

К этим приемам относятся: запоминание четверостиший, составление предложений из первых букв, запоминание при помощи рисунков и т. д.

Образ жизни

Пациентам с амнезией важно откорректировать питание, режим дня . Отказ от вредных привычек -важная составляющая терапии, так как никотин и алкоголь негативно действуют на сосуды.

В рационе больного должны преобладать блюда, обогащенные витаминами и минералами: нежирное мясо, молочные продукты, фрукты, овощи. Улучшить мозговое кровообращение помогут регулярные прогулки, физические нагрузки, полноценный сон.

Также большое значение имеет обстановка в семье. При поддержке близких и отсутствии стрессов пациент быстрее пойдет на поправку.

Больным обязательно нужно заниматься интеллектуальной деятельностью. Это чтение книг, решение кроссвордов, просмотр познавательных программ. Можно использовать интеллектуальные компьютерные игры, тесты.

Прогноз и профилактика

Если у больного отсутствует прогрессирующее заболевание мозга (эпилепсия, опухоль, болезнь Альцгеймера, деменция), то шансы избавиться от амнезии очень высоки .

Самые благоприятные прогнозы имеют психогенные расстройства.

Методы профилактики провалов в памяти заключаются в:

  1. Ведении здорового образа жизни.
  2. Избегании черепно-мозговых травм.
  3. Предупреждения заболеваний нервной системы.
  4. Создания благоприятной психологической обстановки.
  5. Соблюдении режима труда и отдыха.
  6. Правильного питания.
  7. Поддержания иммунитета.
  8. Занятий интеллектуальной деятельностью.
  9. Своевременного лечения различных заболеваний.

Потеря памяти — серьезная проблема для больного и его родственников. К сожалению, от этого не застрахован никто . Частично предотвратить заболевание можно с помощью мер профилактики.

Нарушение памяти (забывчивость) — причины и лечение:

Проблемы с памятью почти у каждого. А у многих даже провалы в памяти . Привести к такому состоянию, может даже незначительная депрессия. А сахарный диабет является самой главной причиной в провалах. К тому же, причин для провалов памяти может быть очень много. Поэтому, врачи советуют повнимательней присмотреться к себе и выяснить, есть ли у Вас провалы в памяти. Ведь, многие даже с провалами не обращают на свое состояние внимания. А последствия такого безразличного отношения к своему здоровью, могут быть самыми серьёзными.

Главный признак провалов в памяти – это не только постоянная, но даже редкая забывчивость . Очень часто жалуются пациенты врачам на провалы в памяти ссылаясь к примеру на то, что постоянно забывают ключи или мобильник – тогда это не провалы, а всего лишь невнимательность и рассеянность. Поэтому, проследите за собой. К примеру, если Вы никак не можете вспомнить, что Вы делали вчера, тогда следует обратиться к врачу. Так же, еще одним распространённым провалом в памяти, врачи считают тот случай, когда Вы ни каким образом не можете запомнить только что полученную информацию.

Основные причины провалов в памяти:

  • Травмы головы – это одна из самых распространённых причин провалов в памяти. Поэтому, врачи настоятельно советуют всегда себя беречь. К тому же, травмы головы могут привести не только к незначительному ухудшению памяти, а даже же полной потере. Все зависит от тяжести травмы.
  • Самые первые признаки провалов памяти по мнению ученых – это галлюцинации. Если Вы за собой это заметили, тогда Вам обязательно нужно обратиться к врачу.
  • Синдром Корсакова или разные психические нарушения, так же могут быть главной причиной нарушения памяти. К примеру, из-за этого синдрома Вам тяжело запоминать даже текущие события.
  • Нарушение ориентирования в какой-либо обстановке, месте или во времени. Из-за этого у Вас могут возникать ложные воспоминания.
  • Атеросклероз - одна из частых причин провалов в памяти. Именно из-за атеросклероза, которое нарушает кровообращение, может хорошенько пострадать и Ваша память.
  • Так же плохая память всегда несёт за собой: плохую концентрацию внимания, раздражительность, головные боли и усталость.

Провалы в памяти могут стать серьезной проблемой для человека, живущего полной жизнью: семья, работа, отношения с людьми - все это находится под угрозой, когда вы перестаете контролировать свой собственный разум. Вы стали все чаще и чаще забывать о намеченных встречах, данных обещаниях и других важных вещах, но дело совсем не в вашей безответственности. Плохая память становится настоящим врагом, мешая вам нормально существовать. Неужели в этой ситуации уже ничего не сделать? Что же предпринять, если кратковременные провалы в памяти стали для вас привычным явлением? Нужно более детально и подробно разбираться в проблеме.

Основные причины возникновения заболевания

Прежде всего, вам необходимо ответить на вопрос о том, с чем связано подобное состояние. Как правило, основными причинами в данном случае считают различные травмы головы. Всевозможные сотрясения, удары и ушибы способны вызывать не только провалы в памяти, но и более серьезные проблемы - галлюцинации. Поэтому совет будет прост: следите за своей головой, старайтесь не участвовать в травмоопасных видах спорта, не слишком увлекайтесь экстримом. И пусть в вашей жизни немного поубавится “перчинки”, ну что не сделаешь ради здоровья? Провалы в памяти - явление не из приятных.

Как связаны диабет и ваша память?

Как мы знаем еще со времен школьной скамьи, память напрямую зависит от работы мозга. Это ясно, как день. Не менее распространенным заболеванием, способным вызывать провалы в памяти, является нарушение функционала сосудов. Это может быть либо атеросклероз, поражающий сосуды мозга и вызывающий нарушение его работы, либо же сахарный диабет. В первом случае кровь не поступает к вашему основному мыслительному органу, что, в свою очередь, вызывает перебои в его функционировании. Второй случай также непосредственно связан с деятельностью серого вещества: отсутствие достаточного количества крови и питательных веществ, поступающих к мозгу, негативно сказывается на ваших способностях запоминать факты и события.

Когда простая забывчивость перерастает в серьезный недуг

Многие, наверное, слышали о болезни Альцгеймера. Что это такое? Чем характеризуется эта болезнь? Провалы в памяти в данном случае являются основным симптомом. Как известно, этот недуг вызывает постепенное ухудшение работы вашего мозга, что, соответственно, влияет и на интеллектуальные способности. Сначала вы забываете мелкие детали, а потом - и более важные фрагменты вашей жизни. К сожалению, в данном случае вам не удастся излечиться. Все, что в ваших силах - это лишь смягчить протекание болезни. К тому же это станет возможным лишь в том случае, если вы вовремя обратитесь к специалисту. Врач назначит вам специальное лечение, которое сведет на нет провалы в памяти, симптомы начнут пропадать.

Лечение

Не будем лгать - лечение возможно лишь в некоторых случаях. В основном же что-либо сделать просто не представляется возможным. В первую очередь вам необходимо обратиться к врачу, который поможет определиться с диагнозом и дальнейшим приемом медикаментов. Что может вызывать провалы в памяти? Причины могут быть различными, но заниматься самолечением крайне опасно.

Варианты тестирования

Существует несколько способов определить корень проблемы. Безболезненные и безопасные, они позволят максимально точно поставить конечный диагноз. Выделяют три основных:

  • компьютерная томография;
  • электроэнцефалография;
  • рентгеновское исследование сосудов мозга.

По результатам этих исследований можно составить схему лечения и свести к минимуму провалы в памяти, причины которых могут иметь различную природу. После всех обследований специалисту будет проще разобраться в проблеме.

Что можно сделать?

В том случае, если на ситуацию как-либо можно повлиять (к этим вариантам относят диабет, нарушения сосудов и травмы), вам необходимо неукоснительно соблюдать инструкции лечащего врача. Как правило, лишь систематичность всех процедур приносит результаты.

Если корень вашей проблемы - травма головы, вам необходимо обратиться к психиатру, который проведет комплексный анализ вашего самочувствия и скажет, как действовать в этой конкретной ситуации. Если причина кроется в нарушении работы сосудов - это совершенно другое дело, и занимается этим специалист в области неврологии.

Следует заметить, что нормализация плохой памяти - это долгий и сложный процесс, который потребует от пациента немалых усилий. Все дело в том, что, по сути, человеку приходится самому налаживать функционирование аналитической связи между зрительными образами и своим мозгом. Процесс, который без проблем протекает у здоровых людей, больным дается очень тяжело. Коррекция, проводимая специалистом, позволяет восстановить его автоматизм и естественность. Ускорить и облегчить процесс лечения можно с помощью лекарственных препаратов, покупка которых возможна лишь при наличии соответствующего рецепта.

Ухудшение памяти не возникает на пустом месте, а лишь является следствием чего-то большего, а потому вы должны иметь определенные понятия о возможных причинах развития патологии, прежде чем обращаться к врачу. Однако бывают случаи, когда пожилые люди не могут самостоятельно ответить на некоторые вопросы. Именно поэтому для них так важно присутствие близких людей, которые смогли бы помочь в этом непростом деле.

Профилактика заболевания

Знайте, если вы не в силах избавиться от проблемы - это еще не означает, что нужно опускать руки и сдаваться. Вы можете улучшить ситуацию, тренируя память больного: показывайте ему старые фотографии, видеозаписи, рукописи, чтобы он постепенно пытался вспомнить, что это такое и к какому временному отрезку его жизни относится.

Лучше всего, если подобные мероприятия будут проводиться регулярно, в идеале - каждый день. Таким образом вы сможете отслеживать прогресс. Или же, наоборот, вести учет того, насколько быстро происходит увядание памяти. Все это позволит вам сделать выводы относительно общей картины самочувствия больного и сориентироваться, насколько помогает или же не помогает назначенная терапия. Поверьте, даже такое, казалось бы, бесполезное мероприятие может отлично помочь в ваших попытках лечения недуга.

Постоянная тренировка деятельности мозга творит чудеса. Пусть больной освоит новый язык, попытается запоминать неизвестные слова каждый день, учиться печатать вслепую... Любая деятельность, которая вызывает активную работу головного мозга, должна пойти на пользу.

Все эти рекомендации будут эффективны, если следовать им регулярно. Теперь вы знаете ответ на вопрос: «Провалы в памяти: что делать?» Помните, что здоровье - одна из самых важных вещей в нашей жизни, а поэтому не стоит пускать все на самотек.