Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает?

Ритуал перед сном это рутинные, повторяющиеся изо дня в день, в одинаковой последовательности действия, которые призваны обозначить для малыша границы и рамки укладывания. Поскольку дети не определяют время по часам, то подобные действия являются для них лучшей подготовкой ко сну.

Ритуал необходимо проводить, как перед ночным, так и перед дневным сном, но обычно дневной ритуал короче по времени и не включает в себя некоторых действий. Ритуал становится наиболее важен для деток к 4 месяцам, а знакомить малыша с ним стоит заранее. Но вводить в вашу жизнь ритуалы никогда не поздно =) Возможно, вы уже сделали это.

Кстати, стоит различать ритуал укладывания и спокойное времяпровождение перед сном - это разные вещи. Мы предлагаем вам 15(!!!) вариантов, из которых вы можете скомбинировать свой ритуал!

Важные моменты ритуала:

  • 1. Длительность на дневной сон около 10 минут, на ночной - не менее 20 минут.
  • 2. Проводится непосредственно перед укладыванием тем же человеком, который укладывает малыша спать
  • 3. Ритуал проводится 1 раз. То есть, если вы завершаете ритуал колыбельной, а потом малыш просить вас еще раз прочесть сказку, то не нужно повторять действия, иначе ритуал превратится в игру, которая тянется бесконечно, а нам нужно этого избежать
  • 4. Ритуал проводится каждый день, перед каждым укладыванием
  • 5. Во время проведения ритуала родитель должен был сосредоточен на малыше и не отвлекаться на посторонние дела

Какие действия вы можете включать в ритуал:

1. Расслабляющий массаж.

Его не обязательно делать профессионалу, просто убедитесь, что в комнате комфортная температура, ваши руки чистые и теплые, ногти короткие. Используйте детское масло, можно с запахом лаванды. Поглаживайте малыша нежными движениями. Руки и ножки - сверху вниз, а животик по часовой стрелке.

2. Переодевание в пижаму.

Это важная часть любого ритуала. Специальная одежда важна для ребенка, потому что она ассоциируется с процессом сна. Если малыш постарше капризничает, то одевание пижамы можно сделать особенным образом. Пусть он сам ее выберет из предложенных, или пусть сегодня это будет не пижама, а например, игрушечный «скафандр», одевая который, он отправится на кровати-ракете на Луну!

3. Выключение света в комнате.

Темнота очень помогает выработке мелатонина, именно поэтому лучший вариант это полная темнота. При необходимости используйте слабый светильник красно-оранжевого цвета. Дети постарше могут выключать свет самостоятельно.

4. Включение белого шума.

Белый шум - это монотонный звук, который позволит заглушить все бытовые шумы и увлечет малыша обратно в сон при кратковременном пробуждении. Многие малыши сами просят включить им: шшшш или жужуку. Звук белого шума важен еще и потому, что начинает ассоциироваться у малыша со сном.

5. Молитва, подведение итогов дня с более старшими детьми или несколько вопросов о том, как прошел сегодня день.

Отличное время перед сном, чтобы поговорить с ребенком о самом важном. Но не касайтесь в это время сильно эмоциональных тем, ведь наша задача не перевозбудить малыша.

6. Укладывание спать игрушек.

Отличный пример ритуала. Игрушки нуждаются в отдыхе, и мы тоже. Можно помахать им ручкой, пожелать спокойной ночи или даже уложить в свои игрушечные кроватки. Вы можете выбрать игрушку для сна, только обязательно убедитесь в ее безопасности, она должна быть мягкой и на ней не должно быть никаких мелких деталей, которые малыш может оторвать и взять в рот.

7. Посмотреть в окно на луну и звезды.

Рассказать малышу, что сейчас ночь и даже солнышко легло спать, все птички отдыхают до утра и т.д. Подобный ритуал не подойдет при раннем укладывании, например, что стоит учитывать, выбирая действия.

8. Дополнительные минуты нежности.

Очень нравится малышам просто полежать на маме живот-к-животу и обниматься. Дополнительные минуты нежности, если их не хватило днем, помогут малышу не звать для этих целей маму ночью.

9. Колыбельная.

Когда вы поете малышу колыбельную вы не только успокаиваете его, но и сосредоточены на нем, что не маловажно при проведении ритуала и успокоении ребенка. Если петь не хочется совсем, то используйте стишки-засыпалки, их можно рассказывать, например, одевая малышу пижаму.

После вкусного обеда

Спит котенок-непоседа.
Спит - головку на бочок.
Он заснул, и мы молчок...

(В. Степанов)

Сонный слон

Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.

(И. Токмакова)

Спать пора

Как найти ко сну дорогу?
Как найти его берлогу?
Может, кубикам известно
Это сказочное место?..
Кот мурлыкает в усы,
Мама смотрит на часы.
Где же прячется она -
Эта сонная страна?
Может быть, об этом Мишке
Разузнать удастся в книжке?
Может быть, в стране зеркальной
Сон живет, покрытой тайной?
Как чужие стали лапы,
Не хотят они идти.
Может быть, спросить у папы,
Где пропавший сон найти?
Тише… Кажется, подушка
Что-то шепчет мне на ушко:
«Мишка, здесь твой сон живет,
Он сейчас к тебе придет».

(В. Степанов)

10. Еда или перекус, как часть ритуала.

Для маленьких крох очень часто одним из действий ритуала является кормление грудью, ведь сосание действительно сильно успокаивает малыша. Чтобы избежать ассоциации между кормлением и сном - разделите кормление грудью, например, сменой подгузника и постарайтесь укладывать малыша в кроватку сонным, но не спящим. Для детей постарше стакан теплого молока с медом или печеньем, вполне может быть частью ритуала, если затем следует чистка зубов.

11. Ванна.

Многие дети прекрасно успокаиваются в воде, а для других это возможность активных игр и плесканий, после которых трудно настроить малыша на сонный лад. Обратите внимание, как ведет себя ребенок после ванны и решите, действительно ли вода помогает ему успокоиться или стоит перенести банные процедуры на более раннее время.

На дневные ритуалы можно использовать умывание личика и ручек, это полезно ещё и тем, что вы сможете проконтролировать, что находится у вашего малыша в ручках.

12. Чтение книги.

Постарайтесь, чтобы чтение не затягивалось надолго. Предпочтительно, чтобы книга была маленькой или были короткие истории, прочитав одну из которых, можно остановиться. Заранее договоритесь, сколько книг вы сегодня прочитаете.

13. Дыхательные упражнения.

Детям постарше как часть ритуала можно предложить дыхательную гимнастику, которая проводится лежа. Глубокие вдохи и медленные выдохи позволят ребенку настроиться на сон, насытят кровь кислородом. Вдох делаем через нос, а выдох через рот. Обязательно проводите гимнастику в хорошо проветренной комнате.

14. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры нравятся всем деткам, они простые и для того, чтобы в них поиграть нужны лишь ручки малыша. Сначала вы будете делать все за ребенка, а когда он выучит движения, то с удовольствием будет повторять их сам. Преимущество пальчиковых игр трудно переоценить, помимо общего развития малыша, работа с мелкой моторикой успокаивает, а родители налаживают с детьми близкий и тесный контакт.

Несколько вариантов пальчиковых игр, помимо всеми любимой «сороки-вороны», вам в помощь:

Апельсин

Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас - а он - один
Эта долька - для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька - для чижа
Эта долька - для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка - кожура!
(встряхиваем обе кисти)

Горшок

Жили - были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки - рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики - носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем, как черпаем воду и пьём).

15. Качание.

Покачивание, как часть ритуала, вполне допустимо, оно быстро успокаивает кроху. Вы можете продолжать немного качать малыша на руках, не допуская засыпания, одновременно можете петь колыбельную, а затем укладывать ребенка в кроватку, где он самостоятельно уснет.

Стоит отметить какие действия точно не стоит включать в ритуал: шумные и активные игры, просмотр мультфильмов или электронные игры, прослушивание громкой музыки.
Чем раньше вы начнете приучать малыша к ритуалу, тем лучше. Вы можете видоизменять ритуал в зависимости от возраста малыша и его интересов, главное, чтобы действия были постоянными и нравились и вам и малышу. Очень важно, чтобы ритуал приносил радость и вам и крохе и тогда время перед сном будет действительно особенным.


Понравиласть статья? Оцените:

Вопреки представлениям большинства людей, сон является весьма сложным и активным состоянием организма. Мы рассмотрим некоторые аспекты физиологии нормального сна, важные для понимания его структуры и проблем, возникающих в этой сфере.

Фазы сна. Каждый человек в течение ночи пребывает в двух состояниях сна. Хотя сам спящий не сознает их смены, на электроэнцефалограмме она отчетливо видна. Быстрый сон (его еще называют REM сном – от английского «rapid eye movement», «быстрые движения глаз»). Дело в том, что в этой фазе сна закрытые глаза спящего двигаются. Если присмотреться, можно увидеть, как иногда под тонкими сомкнутыми веками спящего новорожденного «бегают» глазные яблоки. Другое название этого вида сна – активный сон. В это время артериальное давление повышается, дыхание и сердечный ритм могут стать неритмичными. Мышечный тонус понижается, тело совершает мелкие движения (подергивания рук, ног, мышц лица). Разбуженный в период быстрого сна человек сразу же переходит в состояние бодрствования. Именно быстрый сон связан со сновидениями, посещающими человека каждую ночь (хотя не всегда их можно вспомнить утром). Большая часть быстрого сна приходится на ранние утренние часы. У детей кратковременные пробуждения в конце быстрого сна считаются совершенно нормальным явлением. Малыш может заворочаться, как бы проверяя все ли в порядке, совершить те или иные действия – например, подтянуть одеяло повыше, а затем быстро заснуть. Если же вокруг ребенка за время сна что-то изменяется, то для того, чтобы он смог заснуть после такого кратковременного пробуждения, порой требуется воссоздать прежнюю обстановку. Здесь кроется одна из наиболее распространенных причин возникновения проблем, связанных со сном. Их можно избежать, если приучить ребенка засыпать в той обстановке, которую он застанет при кратковременном пробуждении в фазе быстрого сна.

Второй вид сна – так называемый мед ленный сон . Именно он обеспечивает человеку отдых. Во время медленного сна частота дыхания и сердечных сокращений остается постоянной. Мышцы расслаблены, спящий лежит неподвижно. Различают четыре стадии такого состояния – от сонливости (стадия I) до глубокого сна (стадия IV). Основная часть медленного сна приходится на первые несколько часов после засыпания. Медленный сон часто сопровождается так называемым гипнагогическим испугом. Это подергивание всего тела, возникающее на стадии погружения в глубокий сон, может быть настолько резким, что вызывает кратковременное пробуждение. Однако по-настоящему разбудить человека, пребывающего в глубоком сне, нелегко.

В конце периодов медленного сна у детей могут наблюдаться кратковременные пробуждения. Но выглядят они иначе, чем в фазе быстрого сна: ребенок садится на постели, открывает глаза, устремляет вперед невидящий взгляд, производит жевательные движения, вскрикивает или бормочет что-то неразборчивое, а потом снова ложится и засыпает. Такое поведение считается нормальным.

Структура сна. Периоды быстрого и медленного сна чередуются на протяжении всей ночи, образуя циклы. У новорожденных продолжительность цикла «быстрый сон – медленный сон» составляет около 50 минут, у подростков и взрослых – около полутора часов. Примерно к 3-6 месяцам структура сна у детей приближается к таковой у взрослых. Сначала они погружаются в медленный сон и обычно минут через 10 достигают его четвертой стадии – глубокого сна. Длится он от 40 минут до 1 часа, после чего следует краткое пробуждение – не более чем на насколько минут, а затем – период быстрого сна, продолжающийся от 5 до 20 минут. В последующие несколько часов ребенок попеременно погружается то в быстрый сон, то во вторую стадию медленного. У детей младшего возраста рано утром может наблюдаться дополнительный период пребывания в третьей или четвертой стадии медленного сна. Сновидения появляются преимущественно в ранние утренние часы. Структурные особенности сна можно распознать еще во внутриутробном периоде. Быстрый сон характерен для плода на шестом-седьмом месяце беременности. Медленный сон впервые появляется на седьмом-восьмом месяце, но не получает полного развития. Все четыре его стадии обычно становятся различимыми лишь у полугодовалого малыша.

Распорядок дня

Изменение режима дня в зависимости от возраста ребёнка.

После рождения основной задачей малыша будет приспособиться к жизни вне материнской утробы. В первые три месяца жизни ребенок спит по 16-17 часов в сутки, недоношенный – до 20 часов. Периоды сна и бодрствования распределены равномерно: обычно трехчасовой сон чередуется с часовым бодрствованием, что непосредственно связано с циклом кормления. Насытившись, младенец засыпает и просыпается вновь, только когда снова проголодается. После кормления малыш иногда непродолжительное время бодрствует. В таком возрасте он еще не может подолгу обходиться без сна. Приблизительно к полутора-двум месяцам у ребенка появляется один период продолжительной активности, приходящийся на дневные часы. Это идеальное время для игр с малышом. Стимуляция активности во время бодрствования усиливает контраст между пробуждением и сном и способствует закреплению режима дня. К трехмесячному возрасту режим начинает меняться. Родители замечают, что по утрам и в полдень ребенка всегда клонит в сон. Это означает появление распорядка дня с двумя-тремя периодами дневного сна, который, скорее всего, сохранится до 12-15 месяцев.

Режим ребенка 3-6 месяцев уже больше приспособлен к жизни семьи. Спит он около 14 часов в сутки: 9-10 часов ночью и 4-5 часов днем, приблизительно в одни и те же часы. Ночной сон обычно наступает в 7-9 часов вечера, утреннее пробуждение – между 6 и 8 часами. Больше половины детей этого возраста уже способны проспать ночью до 7 часов непрерывно.

Распорядок дня малыша 6-9 месяцев усложняется. Общее время сна в этом возрасте около 13-15 часов. Наиболее типичным можно считать следующее «расписание»: пробуждение в 6.30-7.00 утра, два дневных сна приблизительно по полтора часа и отбой в 19.30-20.00. До 80% малышей спят всю ночь. Связь между кормлениями и сном ослабевает; при достаточной стимуляции активности ребенок уже не засыпает сразу после еды. Этот возрастной период является благоприятным для формирования правильного «ритуала» отхода ко сну, который позволит в дальнейшем избежать многих проблем.

Ребенок 9-12 месяцев спит примерно по 14 часов в сутки: 12 часов ночью и два раза по часу в течение дня. Некоторые дети к году отказываются от первого дневного сна. Они либо подольше спят после обеда, либо, довольствуясь недолгим дневным сном, раньше ложатся вечером. Поразительная физическая активность, свойственная детям этого возраста, неизбежно сказывается на режиме сна. Малыш, который целыми днями учится ходить, нуждается в более продолжительном отдыхе. Некоторые дети даже в кроватке пробуют вставать и ходить. Они могут расплакаться ночью, встав и не зная, как снова лечь (в дневное время полезно будет поработать над эти навыком малыша).

В этом возрасте следует увеличить продолжительность ритуала отхода ко сну, который должен занимать теперь не менее 20 минут: нужно, чтобы ребенку хватало времени на то, чтобы успокоиться. В поведении вашего чада в этом возрасте может появиться новшество – нежелание укладываться спать. У ребенка впервые появляется физическая способность довольно долго пребывать в состоянии бодрствования. И малыш очень скоро научится пользоваться этой способностью в ситуациях, когда он нервничает, не хочет расставаться с людьми, к которым привязан, или же просто не хочет прекращать дневную активность.

Темперамент и режим.

Как известно, каждому из нас присущи свои личностные особенности, черты характера и темперамент. Естественно, все эти особенности весьма значительно сказываются на всех сторонах жизни, в том числе на режиме дня, продолжительности сна и бодрствования. Чаще всего при анализе темперамента детские психологи выделяют три основных типа детей – покладистые, трудные и медлительные дети.

У покладистого ребенка есть постоянный распорядок сна и бодрствования. Время и продолжительность как дневного, так и ночного сна остаются неизменными изо дня в день. Такому малышу не нужна посторонняя помощь, что- бы уснуть. Уложенный в свою кроватку, он постепенно погружается в сон. Покладистые дети подолгу и крепко спят, не плачут даже во время кратких пробуждений между стадиями сна. Трудные дети отличаются склонностью к негативному настроению и замыканию в себе, неупорядоченностью режима, интенсивностью реакций, высоким уровнем активности. Трудный ребенок не выказывает склонности к упорядочению сна и бодрствования. Для установления режима ему требуется помощь окружающих. Ему нужно больше времени, чтобы уснуть, но при наличии внешних стимулов этот переход совершается легче. Можно, например, запеленать малыша, поносить его на руках, укачать. Однако при этом нужно помнить, что, поскольку ребенок привыкает к подобной помощи, впоследствии ему потребуется больше времени, чтобы научиться засыпать самостоятельно. Трудный ребенок, по сравнению с покладистым, спит на 2 часа меньше ночью и на час – днем. У таких детей отмечается преобладание быстрого сна, в большей степени зависящего от внешних раздражителей. Поэтому у них чаще наблюдаются периоды пробуждения и беспокойства.

У детей с медлительным темпераментом обычно отмечается низкий уровень активности и склонность замыкаться в себе при возникновении непривычной ситуации. Они с трудом адаптируются к новой обстановке, и, конечно, во время адаптации им необходима дополнительная поддержка родителей (например, в период привыкания к новой кроватке). Хотелось бы подчеркнуть, что темперамент достается малышу от природы и не зависит от внимания к нему родителей. Это особенно полезно знать родителям, склонным к стрессам и угрызениям совести по поводу неадекватного, с их точки зрения, поведения ребенка.

Место для сна.

Место, где ребенок спит (комната или уголок в комнате, если нет возможности выделить ребенку отдельное помещение в квартире), должно стать его лучшим другом, любимым островком уюта и безопасности. Ни в коем случае нельзя превращать его в место «ссылки» (например, за непослушание или просто в связи с приходом гостей).

Кроватка – центральный и самый важный элемент детского «спального царства». Главное требование к кроватке – безопасность. Изготовлена она должна быть из экологически чистых материалов, лучше из натурального дерева. Расстояние между прутьями – не меньше 2,5 см и не больше 6 см (чтобы ребенок не проскользнул между ними и не задохнулся). Если кроватка окрашена, необходимо убедиться, что в краске отсутствуют соли свинца. Идеальной считается конструкция с опускающимся по мере роста ребенка матрасом; устанавливать его высоту следует так, чтобы верхний край кроватки находился на уровне плеч ребенка, стоящего на матрасе. Матрас должен плотно входить в каркас, не оставляя у боковых стенок зазоров и щелей, в которые могла бы попасть ручка или ножка ребенка. Матрасы бывают пружинные, набивные и поролоновые. Пружинные или набитые жестким ортопедическим материалом (например, кокосовой стружкой) стоят дороже, но и служат значительно дольше. Если вам приходится пользоваться поролоновым матрасом, его нужно не менее одного раза в месяц переворачивать, чтобы не образовывалось глубоких вмятин. Важно знать, что главное требование к матрасу – его ровная поверхность и необходимая жесткость: матрас призван обеспечить правильное формирование позвоночника и не должен перекрывать доступ воздуха. Еще раз хочется напомнить, что любые подушки, в том числе сложенные в несколько раз пеленки, недопустимы для ребенка до года-полутора. Оставляя в кроватке какие-либо предметы, необходимо всегда помнить об осторожности. Мягкие валики следует надежно привязывать к боковым стенкам. Убирать их надо сразу же, как только ребенок научится стоять, иначе он будет использовать их, чтобы выбраться из кроватки. То же касается и больших мягких игрушек. Всевозможные мелкие игрушки опасны тем, что могут застрять во рту младенца. Любые шнурки и тесемки тоже могут представлять опасность удушения. Пустышку ни в коем случае не следует вешать ребенку на шею (Для этой цели можно использовать специальные зажимы).

Поза.

Часто родители задаются вопросом, в каком положении должен спать ребенок. Многие ученые склонны считать наиболее подходящим для самых маленьких положение на спине, поскольку связывают многие случаи внезапной младенческой смерти со сном на животе. С другой стороны, во-первых, положение на спине может провоцировать срыгивание (особенно если ребенок к нему склонен), а во-вторых, срыгнув, ребенок, лежащий на спине, может подавиться. Возможно, оптимальной позой стоит считать положение на боку. (Зафиксировать ребенка в положении на боку можно с помощью специальных валиков.)

Не старайтесь оградить сон ребенка от всех внешних воздействий. Незачем ходить на цыпочках, отключать телефон или запрещать старшим детям играть поблизости. Не стоит также сильно затенять комнату, когда малыш спит днем. Новорожденный наделен врожденной способностью не реагировать на внешние раздражители, когда хочет спать. Но привычки в отношении сна формируются на удивление быстро, и ваш малыш может очень скоро привыкнуть спать только в «идеальных» условиях, что значительно усложнит существование семьи.

Неприрывный ночной сон

Родители ждут – не дождутся того времени, когда новорожденный сможет спать в течение всей ночи, не просыпаясь. Считается, что ребенок спит всю ночь, ели он не просыпается 5-6 часов подряд. Способность связать воедино несколько циклов сна в течение 5-6 часов зависит, в частности, от зрелости нервной системы. Фундаментальных изменений в структуре сна не происходит. Периоды тихого и активного сна чередуются так же, как и прежде. Ребенок про_ сто приобретает привычку справляться с короткими ночными пробуждениями без помощи родителей.

Физиологически ребенок не приспособлен выдерживать значительный (свыше 3-4 часов) промежуток между кормлениями, пока его вес не достигнет 5,5- 6 кг. Большинство педиатров сходятся на необходимости дать малышу возможность самому отказаться от ночных кормлений. Здесь, по-видимому, следует различать две ситуации. Если ваш малыш, пусть даже и набрав положенный ему при его возрасте вес, продолжает охотно есть среди ночи, значит, почему-либо он еще не готов существовать без этого. Если же он просыпается лишь по привычке и засыпает, едва начав сосать, не съев обычного объема, скорее всего, речь идет о сформированном рефлексе, когда прикладывание к груди (или бутылочка) облегчает переход ко сну. Тогда, возможно, стоит попытаться перестроить его ассоциации и привычки, связанные со сном.

Дневной сон

Дневной сон – это чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа. Мы лишь кратко напомним, что большое значение для режима ребенка имеет и время, и продолжительность дневного сна. Слишком поздний или слишком долгий дневной сон способен значительно помешать вам, когда вы соберетесь укладывать свое чадо вечером.

Ритуал отхода ко сну

Сопротивление ребенка, вызванное нежеланием ложиться спать, можно преодолеть с помощью продуманного ритуала, позволяющего малышу смириться с необходимостью расставания с родителями. Когда ребенок подрастет, ритуал отхода ко сну становится идеальным образцом детской самостоятельности, ограниченной определенными условиями. Пусть родители решают, сколько книг можно прочесть ребенку перед сном, но зато выбор книг остается за малышом. Если предстоит прослушать одну запись, пусть он решает, какую именно. Благодаря ритуалу реализуется желание детей контролировать ситуацию. Как только последовательность ритуальных действий будет установлена, ребенок сможет предвкушать каждое из них. Важный фактор, определяющий ритуал, – уровень развития ребенка. По мере его роста ритуал соответствующим образом видоизменяется. Для младенца он не должен быть сложным. Во многих случаях он складывается естественным путем. Если к полугоду ритуал не определился сам собой, его следует создать. Он может включать успокаивающие действия –например, укачивание. Важными его компонентами могут также стать музыка, пение или чтение. После краткого переходного периода малыша, еще не успевшего заснуть, следует оставить там, где он должен провести всю ночь. Хорошим мостиком между сном и бодрствованием могут служить предметы, отправляющиеся вместе с ребенком в его кроватку. Для младенцев это могут быть даже предметы одежды матери или отца, сохраняющие родной запах (только необходимо помнить об осторожности!). Для детей постарше такую службу сослужат любимые игрушки.

Совместный сон с ребёнком

До сих пор в наших рассуждениях мы негласно подразумевали ситуацию, когда ребенок находится во время сна отдельно от взрослых. Вместе с тем, существует совершенно другое мнение относительно оптимальных для младенца условий сна: многие считают полезным и удобным брать ребенка в родительскую постель.

Для начала оговоримся, что решение о том, где будет спать ребенок, должно приниматься в первый год его жизни. Младенец с легкостью может приспособиться ко сну как в одиночестве, так и вместе с родителями, но как только привычка сформировалась, искоренить ее будет гораздо сложнее. Каким ни был ваш выбор, важно, чтобы он устраивал всех.

Приемущества совместного сна.

Сторонники совместного сна считают, что ребенок должен иметь доступ к родителям и днем, и ночью. При этом совместный сон помогает малышу чувствовать себя более счастливым и защищенным, воспринимается им как подтверждение заботы о нем со стороны мамы и папы. Если его нужно покормить или утешить, для этого не нужно идти в другую комнату, можно быстро успокоить малыша, не доводя дело до слез. Находясь всю ночь рядом с родителями, ребенок ощущает их тепло. Время отхода ко сну перестает пугать или раздражать его, поскольку не означает расставания с дорогими людьми. Известно, что малыши, спящие в одной постели с родителями, реже просыпаются и реже видят кошмарные сны. Существует даже предположение, что у родителей и детей, спящих вместе, циклы сна синхронизированы.

Аргументы против совместного сна.

Противники совместного сна считают, что он препятствует приобретению ребенком такого полезного навыка, как способность спать в одиночестве. По их мнению, дети, спящие вместе со взрослыми, вырастут более зависимыми, беспокойными и инфантильными. Еще один аргумент против – опасение, что при круглосуточном доступе к родителям малыши станут избалованными. Нельзя забывать о том, что взрослым необходимо хотя бы некоторое время побыть одним, чтобы запастись энергией на предстоящий день. Кроме того, многие озабочены влиянием совместного сна на спонтанность секса. Педиатры, помимо этого, отмечают опасность передачи различных инфекций малышам от родителей. Не следует сбрасывать со счетов и опасность попросту нечаянно придавить его во сне.

В отношении совместного сна можно предположить «компромиссные» решения. Например, родители могут брать детей к себе в постель лишь в некоторых случаях: рано утром или в выходные, если ребенку приснился страшный сон или когда он болен. Однако каким бы ни было ваше решение относительно совместного сна, важно осознавать мотивацию подобного выбора. Иногда родители позволяют малышу, часто просыпающемуся по ночам, спать вместе с ними исключительно от отчаяния. Им надоедает каждую ночь по несколько раз ходить из своей спальни в детскую, и совместный сон становится решением проблемы. Обычно дети хорошо спят в постели родителей, но сами взрослые часто испытывают при этом раздражение и недовольство. В подобной ситуации лучше решить проблему частых пробуждений ребенка, чем подменять ее другой.

В любом возрасте ребёнок может испытывать проблемы при засыпании. Многим знакомы вечерние уговоры, споры и даже детские истерики при попытке уложить ребёнка спать.

Такие трудности ведут к нарушению дневного режима, что сказывается на состоянии всей семьи. Существует несколько проверенных способов, помогающих ускорить своевременное засыпание ребёнка.

Прежде всего, ритуал должен повторяться каждый вечер, тогда ребёнок быстро привыкнет к тому, что настало время успокоиться, и пришла пора готовиться ко сну. Ритуал может состоять из нескольких последовательных шагов:

  1. Самым первым этапом ритуала должен стать переход от активных игр к более спокойным и тихим.
  2. Затем выключаются внешние раздражители – телевизор, ритмичная музыка и яркое освещение. Лучшим выбором станет небольшой торшер или пара настенных светильников, которые обеспечат рассеянное приглушенное освещение.
  3. Мама должна ласково предложить отправиться в ванную для совершения гигиенических процедур. Можно взять с собой резиновую или пластиковую игрушку и сначала показать на ней как умыть личико, и почистить зубки. Здесь можно также ежедневно принимать ванны, добавив в воду пару капель лавандового масла или хвойного экстракта, если у малыша появились сопли.
  4. В зависимости от температуры в помещении, следует надевать на ребёнка одежду для сна, будь то пижама с любимыми героями сказок или легкая футболка. Приятные хлопковые ткани помогут малышу тактильно ощутить состояние покоя и комфорта.
  5. Небольшая сказка на ночь сосредоточит внимание на голосе взрослого. Дети постарше смогут задавать интересующие их вопросы, а малыши будут учиться лучше различать слова родной речи. Этот шаг можно заменить разговором с ребёнком, о том, как прошёл его день, что его обрадовало и огорчило. Однако не стоит увлекаться и строить планы на следующий день, это может вновь будоражить нервную систему ребёнка.
  6. Пришло время лечь поудобнее и послушать колыбельную. Не стоит заучивать большой список колыбельных, достаточно одной или двух небольших песенок, которые будут повторяться каждый вечер. Повзрослевший ребёнок сможет сам напевать песенку, так ненавязчиво тренируется долговременная память. Для совсем маленьких детей будет приятен “белый шум”, он напоминает звуки, которые младенец слышит в утробе матери.

Дополнения ритуала

У некоторых детей к двум годам появляется любимая игрушка, у французов она называется “дуду”. С ней ребёнок будет легко засыпать даже в собственной комнате. Важно иногда стирать игрушку и не выкидывать Ее, даже когда она будет иметь потертый вид.

Дети, которые с самого рождения полюбили укачивание, не смогут быстро засыпать без этого. Постепенно родителям будет все труднее качать растущего ребёнка, альтернативой станет постепенное уменьшение амплитуды укачивания, можно воспользоваться гимнастическим мячом. Затем нужно просто держать ребёнка на руках некоторое время перед сном, прежде чем заменить на полноценный ритуал отхода ко сну.

Каждый ребёнок индивидуален и предложенный вариант ритуала будет меняться в зависимости от его предпочтений, характера и возраста. Ежедневное повторение таких действий поможет родителям наладить режим ребёнка и сделать вечернее время приятным для всей семьи.

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Эта брошюра была подготовлена в рамках программы по терапии аутизма, которая проводится при поддержке Autism Speaks.

Брошюра создана с целью ознакомить родителей со способами улучшения сна у их детей с расстройствами аутистического спектра. Многие аутичные дети имеют проблемы со сном, что может вызвать стресс как у самого ребёнка, так и у членов его семьи. Приведённые в данном буклете рекомендации основаны на научных исследованиях и на клиническом опыте специалистов по сну. Описанные здесь стратегии в целом подходят для детей любого возраста, включая подростков, хотя некоторые рекомендации (например, совет избегать дневного сна) направлены на детей старшего возраста, уже не испытывающих потребности в дневном сне.

Данные советы могут помочь улучшить ночной сон вашего ребёнка и скорректировать его режим сна и бодрствования. В брошюру входит информация о том, как:
— Создать комфортную обстановку для сна;
— Выработать ритуал отхода ко сну;
— Поддерживать постоянный режим;
— Научить ребёнка засыпать отдельно от родителей;
— Выработать правильные дневные привычки.

Чтобы улучшить сон ребенка, нужно изменить привычный режим. Например, может понадобится изменить обстановку, в которой ребенок засыпает, или то, как вы разговариваете с ним перед сном и во время ночных пробуждений.

Сложности со сном (например, частые пробуждения по ночам, проблемы с засыпанием или раннее пробуждение) встречаются как у детей с аутизмом, так и у нейротипичных детей. При таких симптомах, как храп, затруднённое дыхание во сне и (или) ночное недержание мочи, следует обратиться за консультацией к специалисту по проблемам сна.

Многие родители могут помочь своим детям справиться с проблемами со сном, следуя советам, предложенным в этом буклете. Вот несколько рекомендаций по выбору оптимальной программы действий:

  • Выбирайте идеи, которые соответствуют образу жизни вашей семьи;
  • Начинайте внедрять новые идеи тогда, когда у вас достаточно времени и энергии для их воплощения;
  • Начинайте с малого и вводите новые изменения постепенно;
  • Запаситесь терпением. Для достижения результата может понадобиться не менее двух недель.

Сколько времени должен спать мой ребёнок?

Нормативно развивающимся детям школьного возраста необходимо 10-11 часов сна. Однако у многих детей с аутизмом потребность в сне бывает снижена. Это следует учитывать: если укладывать такого ребёнка спать пораньше, чтобы он «лучше выспался», ему может быть сложно заснуть. Другие рекомендации по разработке режима сна приведены в разделе «Соблюдайте режим».

Создание комфортной обстановки для сна

Очень важно создать для сна спокойную атмосферу, создающую ощущение защищённости. У ребёнка обязательно должно быть постоянное спальное место. Это может быть его собственная кровать или часть общей кровати, но спальное место должно быть одним и тем же каждую ночь.

В спальне следует поддерживать тишину и темноту, а также комфортную температуру (не должно быть слишком холодно или слишком жарко). Если в комнате слишком темно, установите там небольшой ночник и оставляйте его включённым на всю ночь. Если же в комнату попадает свет от фонарей или солнечный свет по утрам, то можно повесить на окна более плотные занавески.

Ночью в спальне должно быть тихо. Когда ребёнок пытается заснуть, не рекомендуется включать радио, телевизор или музыку: ребёнок может проснуться, если эти звуки внезапно прекратятся. Некоторых детей успокаивает «белый шум», то есть тихий и равномерный звук низкой частоты, например, звук работающего вентилятора или кондиционера. Однако следует избегать шума из соседних комнат: например, шума от игры братьев и сестёр, звука работающего телевизора, компьютера или музыки.

Уделите должное внимание окружающей обстановке. Дети с аутизмом часто более чувствительны ко звукам, которые не мешают другим детям. Например, им может мешать заснуть звук капающей воды из крана или шум от бытовых приборов. Дети с аутизмом могут обладать повышенной чувствительностью к текстуре постельного белья и пижамы. Проверьте, есть ли подобные проблемы у вашего ребёнка. Например, можно попробовать поменять пижаму (на более свободную или, наоборот, более облегающую), либо одеяло (на более лёгкое или, наоборот, более плотное).

Важно, чтобы все члены вашей семьи, находясь с ребёнком, придерживались одного и того же установленного распорядка.Чем более постоянен распорядок, тем проще вашему ребёнку настроиться на сон.

Выработайте ритуал отхода ко сну

Выработайте краткий, ясный и предсказуемый ритуал отхода ко сну. Правильный режим поможет ребёнку научиться расслабляться и настраиваться на сон. Ритуалы успокаивают ребёнка в том числе благодаря своему постоянству. Перед сном следует избегать возбуждающего воздействия телевизора, видео, компьютерных игр, компьютеров, громкой музыки и яркого света. Также не рекомендуется бегать, прыгать и играть в подвижные игры.

Начинайте ритуал отхода ко сну за 15-30 минут до планируемого времени укладывания в кровать. У детей более младшего возраста ритуал отхода ко сну будет короче (например, 15 минут у детей в возрасте одного года), а у детей старшего возраста он может занять больше времени (но не более 60 минут).

Несколько простых советов для разработки правильного ритуала подготовки ребёнка ко сну

  • Все действия ритуала должны происходить в спальне ребёнка (за исключением посещения туалета и чистки зубов) в полной тишине.
  • Вашему ребёнку будет проще успокоиться, если изо дня в день будут повторяться одни и те же действия.
  • Для детей с аутизмом, как и для нейротипичных детей младшего возраста, полезно будет сделать визуальное расписание, напоминающее им правильный порядок действий (см. пример такого расписания ниже).Оно покажет ребёнку, из каких действий будет состоять его ежедневный ритуал отхода ко сну. Наглядное расписание также поможет всем, кто ухаживает за ребёнком, придерживаться одного и того же распорядка. Если ребёнок плохо воспринимает картинки, можно использовать предметы: каждое действие в ритуале отхода ко сну будет представлено предметом, который используется при его совершении.

Обращайте внимание на то, какие действия успокаивают вашего ребёнка, а какие возбуждают. Успокаивающие действия должны стать частью ритуала отхода ко сну, а возбуждающие следует перенести на другое время. Например, если принятие ванны оказывает на ребёнка стимулирующее, а не расслабляющее воздействие, то нужно принимать вечернюю ванну пораньше.

Соблюдайте режим

Выберите время отхода ко сну и придерживайтесь его.
По возможности ваш ребёнок должен ложиться спать и вставать в одно и то же время семь дней в неделю. Выбирайте время отхода ко сну в соответствии с возрастом вашего ребёнка, а также с вашими собственными привычками, чтобы все вы могли придерживаться постоянного режима изо дня в день. Если по каким-то причинам ваш режим пришлось изменить, то проследите за тем, как это влияет на сон вашего ребёнка, и решите, стоит ли сохранить новый режим или же как можно скорее вернуться к старому.

Правильно подберите время
Многие дети (и взрослые) за час до отхода ко сну ощущают прилив энергии, и им сложно заснуть. Если ваш ребёнок не может заснуть более часа, то попробуйте передвинуть время отхода ко сну на полчаса-час позже.

По мере взросления
С возрастом дети ложатся спать несколько позже, но важно, чтобы они по-прежнему получали необходимое количество часов сна. Кроме того, становясь старше, дети часто начинают позже ложиться спать и позже вставать в выходные. Старайтесь, чтобы в выходные ваш ребёнок ложился спать и вставал не более чем на час позже, чем в будни.

Ранний подъём
Даже если ваш ребёнок иногда ложится спать поздно, старайтесь, чтобы он просыпался не более чем на час позже обычного. Хотя может казаться, что лучше дать ребёнку поспать подольше и как следует выспаться, в конечном счёте качество сна зависит от соблюдения режима.

Дневной сон
Если ваш малыш всё ещё нуждается в дневном сне, то следите, чтобы его тихий час также происходил в одно и то же время, желательно в его спальне. После дневного сна будить ребёнка стоит не позднее 16:00, иначе потом ему будет сложно заснуть ночью. Если же ваш ребёнок уже достиг того возраста, когда спать днём не обязательно, не позволяйте ему этого (если только он не болеет). Если дети старшего возраста спят днём, им труднее заснуть ночью.

Не забывайте о еде
Ещё одним ключевым моментом в режиме дня является время приёма пищи. Ребёнок должен завтракать в одно и то же время каждое утро: и в будни, и в выходные. Поздно вечером не рекомендуется много есть. Однако лёгкий перекус может оказать благотворное влияние на сон.

Вставать с восходом, ложиться с закатом
Утренний солнечный свет и ночная темнота также способствуют поддержанию постоянного режима. Утром, когда ребёнок просыпается, откройте шторы и впустите в комнату солнечный свет. Если ребёнок ложится спать в светлое время суток, то нужно задёрнуть шторы в комнатах, где происходит его ритуал отхода ко сну, и обеспечить темноту в спальне.

Научите ребёнка спать отдельно

Почему важно, чтобы ребёнок умел спать отдельно от родителей?

И дети, и взрослые могут просыпаться несколько раз за ночь. Каждый раз, когда мы просыпаемся, мы оцениваем окружающую обстановку и быстро засыпаем снова. Эти пробуждения настолько кратки, что мы часто не помним их утром.

Ребёнку, который не умеет спать один, при каждом пробуждении будет нужна ваша помощь. Если же ребёнок научится спать отдельно от родителей, то он сможет легко засыпать после ночных пробуждений и будет просыпаться утром более отдохнувшим.

Как этому научить?

Когда ребёнок научится засыпать вместе с вами, нужно будет научить его засыпать самостоятельно. Это должно происходить постепенно, в течение нескольких недель. Например, если обычно перед сном вы ложитесь в кровать вместе с ребёнком, то можно изменить эту привычку: несколько вечером просто садитесь к нему на кровать, а затем - на стул рядом с кроватью. Затем продолжайте садиться на стул, но каждую ночь отодвигайте его дальше от кровати, пока не окажетесь снаружи комнаты, вне зоны видимости ребёнка. Вводя эти изменения, постепенно уделяйте ребёнку все меньше внимания, оказываемого посредством разговоров, мимики и взглядов.

Когда вы окажетесь за пределами спальни, а ребёнок расстроен и не засыпает, вы можете подождать несколько минут и снова зайти в комнату. «Визит» должен быть кратким (меньше минуты): просто посмотрите на ребёнка и (или) обнимите, а затем ласково, но твёрдо скажите ребёнку: «Всё хорошо, пора спать. Спокойной ночи», и выйдите из комнаты.

Каждый раз возвращайтесь в комнату ребёнка через всё больший промежуток времени и лишь ненадолго. Когда ребёнок научиться засыпать один, то можно воспользоваться той же методикой при ночных пробуждениях и перед утренним подъёмом.

«Ночной сертификат» как средство обучения

«Ночной сертификат»
Обменный курс:
1 посещение родителя
1 стакан воды
1 объятие
1 поцелуй

Со старшими детьми можно использовать так называемый «ночной сертификат». Он представляет собой карточку или другой предмет, который ребёнок может предъявить вам, если проснётся ночью. «Сертификат» можно обменять на краткий знак внимания, например, на объятие или на стакан воды.

Ребёнку нужно объяснить, что он может воспользоваться «сертификатом» только один раз за ночь, после чего его нужно отдать вам. Вы снова вернёте ребёнку «сертификат» для повторного использования следующей ночью.

Скажите ребёнку, что если он не использует «сертификат» за ночь, то утром его можно будет обменять на подарок. Или же можно разработать систему вознаграждений: например, за каждую ночь, когда ребёнок не использует «сертификат», ему выдаётся наклейка. Когда ребёнок набирает определённое количество наклеек (например, пять), то он получает подарок: небольшой сувенир или совместное посещение какого-либо мероприятия.

Поощряйте привычки, способствующие спокойному сну

Физическая активность
Дневная физическая активность улучшает ночной сон. Дети и взрослые, которые занимаются физкультурой, легче засыпают и крепче спят. Если в школе ребёнок не получает достаточную физическую нагрузку, попытайтесь восполнить этот пробел дома.

Однако занятия физические упражнения не должны происходить в позднее время суток, перед отходом ко сну: они могут оказать стимулирующее воздействие, мешая ребёнку заснуть. Поэтому все сложные или утомительные упражнения должны заканчиваться за два-три часа до сна.

Кофеиносодержащие еда и напитки
Кофеин оказывает стимулирующее воздействие, возбуждая нервную систему и не давая ребёнку заснуть. Воздействие кофеина на организм продолжается в течение 3-5 часов (доходит до 12 часов). Ребёнку может быть сложно заснуть после употребления кофеиносодержащих продуктов (например, шоколада, кофе, чая, газированных напитков) днём или вечером. Некоторые дети спят лучше всего, если вообще исключить эти продукты из их рациона. Большинству же детей достаточно не употреблять кофеиносодержащие еду и напитки в течение нескольких часов перед сном.

Братья и сёстры
Многие семьи задаются вопросом, как изменения в режиме сна одного ребёнка могут повлиять на его братьев и сестёр. Часто соблюдение режима оказывает благоприятное воздействие на всех членов семьи.

Рука помощи: Подумайте о том, как братья и сёстры могут помочь друг другу с отходом ко сну. Например, если все дети будут пользоваться визуальным расписанием, то этому сможет научиться и тот ребёнок, который испытывает трудности со сном. Когда все члены семьи делают одно и то же, то и ребёнку будет легче освоить новый навык.

Совместные игра и отдых: Подумайте над уровнем активности перед отходом ко сну. Братья и сёстры могут помочь друг другу настроиться на успокаивающие занятия.

Разное время отхода ко сну: Некоторые семьи предпочитают, чтобы дети ложились спать в разное время. Это позволяет родителям побыть наедине с каждым ребёнком перед сном. Если ваши дети ложатся спать в разное время, то проследите, чтобы шум не мешал тому ребёнку, который уже пытается заснуть.

Место для сна: Подумайте о том, какое место для сна лучше всего подходит вашему ребёнку. Некоторые дети лучше всего спят в отдельной комнате, а другие – в общей комнате со братьями и сёстрами.

Если ничего не помогает улучшить сон…

Если эти рекомендации не помогают вашему ребёнку и у него по-прежнему наблюдаются нарушения сна, то следует поговорить с врачом и получить направление к специалисту по сну, который рассмотрит медицинские причины нарушения сна и, возможно, назначит лекарства. Мелатониновые и прочие препараты по улучшению сна показывают многообещающие результаты в предварительных исследованиях, но их следует принимать только под присмотром врача.

Источники информации

Отделение Поддержки Семей организации Autism Speaks предлагает информационные ресурсы, методические разработки и поддержку для семей, столкнувшихся с аутизмом: www.autismspeaks.org/family-services. Если бы вы хотели поговорить с представителем отделения поддержки семей организации «Аутизм говорит», свяжитесь с нами по телефону +1-888-288-4762 или по электронной почте [email protected].

Благодарности

Данная брошюра была разработана в рамках программы по терапии аутизма при поддержке организации Autism Speaks. Авторы брошюры — Шелли К. Вейсс, дипломированный врач, член Королевской коллегии терапевтов Канады, детский невролог (Детская больница SickKids Университета Торонто, г. Торонто, Онтарио, Канада), и Бет Энн Мэлоу, дипломированный врач, магистр точных наук, невролог, директор программы по нарушениям сна (Университет Вандербилта, г. Нэшвилл, Теннесси, США). Мы благодарим за участие в рецензировании текста Терри Катц, кандидата наук, психолога (медицинский факультет Университета штата Колорадо), а также Ким Франк, магистра образования, консультанта по образованию (Университет Вандербилта). Идея «ночного сертификата» принадлежит доктору Патрику Фриману («Архивы педиатрии и подростковой медицины», 1999).

Мы выражаем благодарность авторам многочисленных замечаний и предложений, в том числе семьям, участвующим в программе по терапии аутизма. Публикация может быть использована в текущем виде, либо её электронная версия может быть бесплатно адаптирована для выпуска и распространения вашей организацией (например, дополнена полезной контактной информацией). По вопросам адаптации брошюры вы можете связаться с нами по электронной почте [email protected].

Материалы созданы в ходе текущей деятельности программы по терапии аутизма организации «Autism speaks». Программа финансируется в рамках соглашения о сотрудничестве UA3 MC 11054 между Центральной больницей штата Массачусетс и научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США. Ответственность за содержание брошюры несут исключительно её авторы. Их мнение может не совпадать с официальной позицией научно-исследовательской программой здоровья матери и ребёнка Управления здравоохранения и медицинского обслуживания Министерства здравоохранения и социального обеспечения США.