Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными,

если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя.

В.А. Сухомлинский

Вирусы, проникающие в сознание, вызывают сбой в работе организма, перенаправляя и распыляя энергетические потоки.

Вот схема действия психических вирусов:

адсорбция — проникновение вирусов в сознание (каждый вид вирусов характеризуется своим индивидуальным способом проникновения);

транскрипция (начало реализации вирусной информации) — трансляция (процесс перевода вирусной информации непосредственно в сознание);

репликация (умножение) — сборка вирусных частиц — выход из сознания новой популяции вирусов с целью дальнейшего распространения.

Стратегией распространения вирусов сознания может быть любой способ, поощряющий инфицирование окружающих.

Сознание, ноосфера и информационное поле для психических вирусов — питательная среда, необходимая для их жизнедеятельности. Контакт вирусов с сознанием часто приводит к возникновению виртуального чудовища: инфицированного сознания.

Наиболее простым способом распространения многих вирусов сознания являются непристойные шутки, слухи, сплетни. Они с ужасающей скоростью распространяются средствами массовой информации. Примитивный скабрезный юмор поощряет распространение опасной инфекции сознания, вызывая низменные эмоции. Бесчисленные пошлые истории из жизни «звезд» шоу-бизнеса и политиков, тиражируемые желтой прессой — мощное транспортное средство распространения психических вирусов. Они демонстрируют все основные свойства вируса: способность к копированию, взывание к низменным пластам сознания, размывание естественных защитных барьеров организма, противостоящих ментальной инфекции.

Более того, заложенная в такое сообщение информация постепенно воздействует не только на нравственность человека, но и на физиологические процессы.

Каждому человеку свойствено чувствовать непосредственное существование своего Я : «Я чувствую, я думаю, я желаю, я иду, я говорю, я верю, я действую», и так далее. Обычно это называется в психологии эго-сознанием. Исследования мастеров внутренней алхимии, проводимые многие столетия, показали, что эго как некое виртуальное поле является главными вратами, через которые проникают психические вирусы.

Что такое эмоции — страха, гнева, гордости, счастья, ревности, любви, печали, тщеславия, уныния, амбициозности?

Эмоции сопровождаются замыканием определенных мозговых нейротрансмиттеров. Как можно определить, заражена ли эмоция вирусом? В принципе, любое сильное эмоциональное потрясение -свидетельство заражения сознания опасной ментальной инфекцией. Многие религиозные практики говорят о необходимости воспитания своеобразной эмоциональной нечувствительности: человеку следует оставаться спокойным, невозмутимым во всех ситуациях, «ровным». Таким образом, происходит блокирование эмоционального канала распространения вирусов сознания.

Египетские жрецы полагали, что люди на Земле находятся для того, чтобы производить и очищать эмоции.

Эмоции могут метаться между крайностями: то они переполнены любовью, то ужасно ядовиты. Ежедневные психотехники и медитации в значительной степени помогают гармонизировать эмоциональное поле и устранить эмоциональную неустойчивость, которая разрушает иммунную систему. Ядовитые эмоции инфицируют сознание, разрушая его внутреннюю гармонию. Последний пункт в этой цепи — болезнь. Болезнь - это материализация вирусов сознания в физическом теле.

Действительно ли все эмоции существенны?

Преграждая путь отрицательным, деструктивным эмоциям, легко закрыться и от эмоций светлых, вселяющих силу, уверенность, ощущение счастья и полноты бытия.

Положительные эмоции вызывают зарождение позитивных мыслей, созидательных идей, ведут к важным открытиям и откровениям. Очищение эмоционального поля -такая же необходимая операция, как очищение физического тела. Если эмоциональная грязь въелась достаточно глубоко, процесс избавления от наваждений может быть даже болезненным. Развитие вирусов сознания ослабляет иммунную систему человека и провоцирует развитие опасных эмоциональных извращений.

Инфицирование вирусами часто происходит во сне. Когда человек спит, он становится весьма незащищенным от вторжения инородных сущностей, полей, вызывающих разрушение матрицы сознания. Во время сна индивидуальное сознание сливается с коллективным подсознанием, подобной инфернальной (подземной, адской) сверхсети, ослабляются системы сознательного контроля, и этим пользуются вирусы. Пробуждение можно сравнить с загрузкой компьютера, который начинает утром работать с той же самой памятью и программным обеспечением, что были у него до сна. Но в память за время «спящего режима» могли пробраться опасные вирусы.

___________________________

К счастью, имеются средства обнаружения вирусов сознания и борьбы с ними. Следует отметить, что выявление этих сущностей затруднено в немалой степени из-за того, что, подобно компьютерным вирусам, они могут путешествовать по сети.

Ментальную сеть, сферу разума разные исследователи называли по-разному: это и область всемирного разума, мир эйдосов, информационное поле, ноосфера. Инфицированное сознание одного человека посылает заражённое сообщение во всемирную сеть. Уйти от инфекции легко: как только будет получен заражённый файл, просто не следует читать его. И тем более неразумно «скачивать» из сферы разума деструктивные программы и опробовать их на себе. К таким программам можно отнести все те действия, которые направлены на ухудшение состояния духовности, ведущие к духовной, физической, нравственной деградации. Создавая подходящую почву для распространения инфицированных программ (а такая почва удобряется чувствами зависти, вины, агрессии, праздности, ревности и так далее), человек уже готов инициализировать и выполнить программу по саморазрушению .

Не следует думать, что описываемые программы саморазрушения личности просты и легко распознаваемы и уничтожимы. Они подчас высоко интеллектуальны и способны рассылать свои копии дальше, от одной личности к другой. Это означает, что угрозе заражения подвержен любой, кто «записан в памяти» инфицированного человека: это люди, с которыми он общается, о которых думает, к кому направляет свои мысли, думы, побуждения, эмоции. Непосредственно общаясь или обращаясь мыслями к какому-либо определенному человеку, разносчик ментальной заразы формирует и отправляет получателю своеобразное послание, способное полностью разрушить биокомпьютер получателя или его программное обеспечение. На этом принципе основаны все идеологические, информационные и компьютерные войны.

Самое опасное заключается в том, что инфицированный опасным вирусом сознания может заразить других. Те, кто знает об этом, естественно, пребывают в большой тревоге. Ведь подчас человек, зная о том, что инфицирован, не желает заражать близких ему людей. Что делать? Следует быстро подготовить список тех, кто вам наиболее дорог, — эти люди наиболее подвержены ментальной инфекции — чтобы смочь послать каждому из них своевременное предупреждение. Такое предупреждение заключается в потоке любви и светлых мыслей, направляемых в сторону выбранного человека.

Вирусы сознания вызывают массовые помрачения рассудка, известные как психические эпидемии. Такие эпидемии часто классифицируют как социальную пандемию. Социальные движения могут быть смоделированы как побочные эффекты инфекционных идей, которые распространяются среди людей. Эпидемии психических безумств наблюдаются во все времена. Наиболее яркие примеры психических эпидемий, спровоцированных вирусами сознания — религиозные войны, волны самоубийств, бунты, революции, паника. Не менее опасны и парасуицидальные действия, вызываемые психическими вирусами, когда люди умышленно занимаются членовредительством. Парасуицидальное поведение провоцируется ненавистью, местью, чувством одиночества, изоляции, стыда, вины, снижения самооценки. Оно часто носит демонстративный характер, обусловлено истерическими механизмами и ориентировано на стремление вызвать сочувствие, жалость или снисхождение в тягостной ситуации.

Вирус — это пакет информации, которая эксплуатирует ресурсы хозяина с целью самокопирования и передачи себя новым хозяевам. Биологический вирус кодирует себя в ДНК, глубоко проникает в молекулярную структуру и передается далее — когда происходит обмен энергетическими потоками (потоки тонкой энергии, жидкости организма, выделения) между разными людьми. Структура молекул ДНК содержит в себе информацию о том, как строить организм. Вирус сознания кодируется в матрице сознания и передается, когда двое людей вступают в ментальный, эмоциональный, энергетический или вербальный контакт. Этот вирус кодирует себя как мысль, идея, чувство и может быть передан через образ, звук, мысль или вещественное воплощение.

Под вирусом вообще следует понимать некую структуру, использующую внешние механизмы для собственного копирования и разрушения принявшего эту структуру базиса. Вирусы сознания инфицируют людей, задавая им разрушительные программы жизни. В свою очередь, люди способствуют распространению этих вирусов, расширяя ареал их обитания. Человечество не ведает, что стало питательной средой для другой цивилизации - вирусной цивилизации. В следующих главах мы рассмотрим основные виды вирусов сознания, их конкретные проявления, а также способы профилактики и лечения.

Воспроизводство вирусов, теория мемов и психогенетика.

После создания Дж. Уотсоном и Ф.Криком двухцепочечной модели ДНК (1953 г.) была впервые явно сформулирована проблема генетического кода как ключевая проблема кодирования генетической информации. А к середине 60-х годов молекулярная генетика разобралась в проблемах физической природы генов (ДНК, РНК) и организации основных генетических процессов: репликации, транскрипции, трансляции, мутирования, рекомбинации и др. И уже были крупные успехи: расшифровка генетического кода, открытие информационной РНК, регуляторных генов и белков, оперонов, знаков пунктуации и управления и т.п. Кибернетическая терминология с самого начала была присуща молекулярной генетике, именно в этих терминах формулировались и решались многие ее фундаментальные проблемы.

Весь опыт генетики показывает, что наиболее существенными молекулярными компонентами клетки являются фракции кодирующих биополимеров - ДНК, РНК и белков. С ними связаны все наиболее важные процессы и свойства клеток: самовоспроизведение, наследование, контроль метаболизма, ферментативный катализ, построение морфологических структур, транспорт веществ, развитие, дифференцировка, иммунитет и т.д. Совокупность кодирующих биополимеров клетки обладает несколькими общими, фундаментальными свойствами. Эту систему биополимеров клетки назвали молекулярно-генетической системой управления. При ее информационно-кибернетическом описании на первый план выходят принципы организации и управления, самовоспроизведение, информационные процессы, помехоустойчивость, кодирование, память, языки и т.п., а структурные, физико-химические свойства отходят на второй план. В этом случае - мономеры считаются символами базового алфавита; макромолекулы (гены, РНК, белки) задаются последовательностями символов, или генетическими текстами; системы взаимодействующих генов характеризуются схемами их молекулярных взаимодействий, конструкциями, или генетическими сетями; геномы - последовательностями символов генов, знаков пунктуации и управления, других функциональных единиц, то есть генетическими картами.

Теперь молекулярные свойства, отношения, функции, записанные в генетических текстах, можно считать генетической информацией, а правила и закономерности ее записи - генетическим языком. Определяются также и другие понятия кибернетического характера: генетическая память, информационные процессы и г. п.

Одним из фундаментальных генетических процессов, является репликация. Репликатор - это структура, которая способна сделать так, чтобы образовалась ее копия. Биологическим вирусам также требуется помощь: без копирующих белковых машин ДНК не возможно было бы себя копировать.

Человеческий разум, однако, намного более тонкая машина имитации, чем любая простая белковая машина. Голос, письмо и рисунок могут передать конструкции от разума к разуму прежде, чем они примут форму как аппаратные средства.

Идеи, стоящие за методами разработки, еще более тонкие: более абстрактные, чем аппаратные средства, они копируются и функционируют исключительно в мире разума и систем символов.

Там, где гены эволюционировали в течение поколений и эпох, информационные репликаторы проходят огромный путь эволюции в течение дней и десятилетий. Подобно генам, идеи расщепляются, объединяются и принимают многообразные формы (гены могут быть расшифрованы из ДНК в РНК и снова использованы; идеи могут быть переведены с языка на язык). Наука не может пока описать нейронные структуры, которые воплощают идеи в мозгу, но любой может видеть, что идеи мутируют, воспроизводятся и конкурируют.

Ричард Докинс называет элементы воспроизводящихся информационных структур «мемами». Он говорит что, примеры мемов — мелодии, идеи, сленг, мода в одежде, склонность к определенным диетам, и т. д.

Так же, как гены размножаются в среде генов, переходя от тела к телу (от поколения к поколению), мемы размножаются в среде мемов перескакивая из мозга в мозг посредством процесса, который в широком смысле может называться имитацией.

Мемы копируются, потому что люди учатся и учат других. Они изменяются, потому что люди создают новые и неправильно истолковывают старые мемы. Они подвергаются селекции, потому что люди не верят или повторяют все, что слышат. Мемы должны конкурировать за ограниченный ресурс - человеческое внимание и усилия. Так как мемы формируют поведение, их успех или неудача - это жизненно важный вопрос.

Начиная с древних времен модели мышления и способы поведения передавались от родителя ребенку. Структуры мемов, которые помогают выживанию и воспроизводству, имели тенденцию распространяться. Год за годом, люди поступали по-разному и с разнообразными результатами. Год за годом кто-то умирал, в то время как остальные находили новые способы выживания и передавали их дальше.

Сами мемы, как репликаторы, развиваются исключительно, чтобы выживать и распространяться. Подобно вирусам, они могут воспроизводиться, не способствуя выживанию своего хозяина. В действительности мем может распространяться, даже убивая своего хозяина.

Гены, подобно мемам, выживают, используя различные стратегии. Гены «заботятся» только о копировании себя: они ведут себя эгоистично.

Но эгоистичные мотивы могут поощрять кооперацию. Люди, ищущие деньги и признание только для себя, сотрудничают и создают корпорации, которые служат потребностям других людей. Эгоистичные гены сотрудничают, чтобы строить организмы, которые сами часто сотрудничают. Игнорировать эгоистичность репликаторов - значит предаться опасной иллюзии.

Опыт показывает, что идеям, научившимся быть успешными репликаторами, нужно иметь лишь очень немного от правды.

Религиозная вражда, национализм, борьба за власть, жестокие войны — неужели только этого достойно человечество. Таким образом эти системы мемов эксплуатируют человеческое невежество, глупость и слабость. Хотя некоторые мемы действуют во многом подобно вирусам, заразность не обязательно является чем-то плохим. Если комплекс идей гармоничен, созидателен, возвышен, то такая «заразность» просто повышает его достоинство, и действительно, лучшие этические учения и нас учат учить этике других. Хорошие публикации могут приносить радость, знание, вдохновение, мудрость. Распространение полезных систем мемов подобно посеву семян прекрасных цветов или возделыванию сада.

Виды вирусов сознания.

Вирусы, проникающие в сознание, могут быть весьма разнообразными. В каждой вирусной структуре имеется свой специфический набор деструктивных программ, в чем-либо противоречащий здоровой и успешной поведенческой модели человека. Следует заметить, что в сознании одного человека могут уживаться психические вирусы разных типов, что намного затрудняет работу по избавлению от них.

Эмоциональные вирусы

Существенными составляющими эмоций являются наши ощущения, воспоминания и интерпретации. Эмоции возникают из взаимодействия физиологического возбуждения, управляемого автономной нервной системой, осознания его и проявления их в поведении. Здравый смысл подсказывает большинству из нас, что мы плачем, потому что грустим, ругаемся, потому что нас разозлили, дрожим, потому что испугались. Для выдающегося психолога Уильяма Джеймса здравый смысл в отношении эмоций был повернут на 180 градусов. Согласно Джеймсу, «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что деремся, боимся, потому что дрожим». Он считал, что чувство следует за реакцией тела. Поскольку Джеймсу пришлось бороться с собственными переживаниями депрессии и уныния, он проверил на опыте идею, что мы можем контролировать эмоции, совершая внешние движения, соответствующие любой эмоции, которую мы хотели бы ощутить.

«Чтобы почувствовать радость, - советовал он, - сядьте прямо, улыбнитесь и веселым взглядом посмотрите вокруг. Действуйте так, словно радость уже здесь».

Дж. Зингер, проведя многочисленные эксперименты, доказал факт «заражения» очевидными эмоциями - счастьем, гневом, раздражением, эйфорией, отвращением, скорбью и т. д. Иногда мы переживаем некоторые эмоции до того, как подумаем о них. Исследования нейрологических процессов показывают, как можно пережить эмоции без знания. Некоторые нейронные цепи, задействованные в эмоциях, обходят области в коре головного мозга, задействованные в мышлении. Одна из таких цепей проходит от глаза или уха через таламус к миндалине — центру управлениями эмоциями. Некоторые эмоциональные реакции — особенно простые симпатии, антипатии и страхи — не включают в себя сознательного обдумывания. Мы можем бояться паука, даже зная, что он безвреден.

Комплексные эмоции, такие как вина, счастье и любовь, наиболее контрастно возникают из наших интерпретаций и ожиданий. Очень эмоциональные люди зачастую столь впечатлительны из-за своих интерпретаций. Они персонализируют события, направляя их на себя, и обобщают свой опыт, вычленяя отдельные события из ряда других. То, к чему мы относим низкую оценку - к несправедливому экзамену, неудаче или нашей неспособности или лености, - определяет наше самочувствие - раздражённое или подавленное. Если мы относим неудачу к нашей неспособности, то это разрушает мотивацию: «Если у меня нет способностей, то зачем стараться?» Если мы относим неудачу к нечестности, - это злит нас.

Эмоциональные вирусы воздействуют на переживаемые в различной форме отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познаёт или делает.

То есть он воздействует на переживания, интерпретации и чувства, являющиеся одной из форм отражения реальности.

Он искажает чувства, вызывает аффективные состояния, создаёт гнетущее настроение, что приводит к эмоциональному истощению. Как их распознать? В отношениях любящих людей появляется вдруг ненависть, у друзей - беспричинный гнев, жадность, зависть. Вас случайно задели, а вы лезете в драку. Вам показали палец, вы умираете со смеху. Душевное состояние, вызываемое эмоциональными вирусами, может привести к серьёзному психическому расстройству. Происходит полная или частичная утрата чувства реальности, виртуализация психики (создание устойчивой системы иллюзий, проецируемых на объекты, с которыми сталкивается инфицированный) , обращение к асоциальным формам поведения.

Заражение данным видом вируса.

Наиболее опасны вирусы, вызывающие гнев, злобу, ненависть, страх. Гораций назвал гнев коротким сумасшествием. Злоба разрушает жизнь. Ненависть, как сдерживаемая постоянная ярость, отравляет разум.

Гнев является одним из опасных проявлений эмоциональных вирусов. Большинство из опрашиваемых Институтом Метапсихологии людей признаётся, что впадали, по крайней мере, в среднюю степень гнева несколько раз в неделю, а некоторые сердились по нескольку раз на день.

Гнев - это попытка заставить других делать то, что вы хотите чтобы они делали, запугивая их. Обычно вы выбираете этот метод, когда чувствуете бессилие. Даже несмотря на то, что он обычно не побуждает других людей к сотрудничеству, он дает вам чувство собственной значительности, обладания властью.

Гнев является обычной реакцией, когда действие другого человека кажется намеренным, неоправданным и его можно было избежать. Но досадные ситуации и состояния, за которые никого нельзя упрекнуть, - неприятные запахи, жара, дорожная пробка, колики и боли - также способны вас разозлить. Иногда утверждается, что вспышки ярости иногда полезнее, чем хронический гнев. Совет «выпустить гнев» предполагает, что эмоциональное выражение приводит к эмоциональному высвобождению, или катарсису. В гипотезе о катарсисе утверждается, что мы уменьшаем гнев, высвобождая его через агрессивные действия или фантазию. Но исследования показали, что по сравнению с теми, кто не выпустил свой гнев, люди, выпустившие его, проявляли затем еще большую враждебность. Хотя «выпускание пара» и может временно успокоить разозлённого человека, оно способно и усилить основную враждебность. Вспышки гнева, несколько успокаивая нас, одновременно провоцируют формирование привычки .

Так как же лучше управлять гневом? Во-первых, снизить уровень физиологического возбуждения от гнева с помощью ожидания.

«Для организма справедливо то же, что и для стрел, - отметила Кэрол Таврис, - что взлетает, то должно опуститься. Любое эмоциональное возбуждение остудится, если пройдет некоторое время».

Во-вторых, старайтесь обходиться с гневом таким образом, чтобы не быть ни хронически разозлённым из-за каждого пустяка, ни пассивно угрюмым, что является поиском поводов для гнева. Не уподобляйтесь тем людям, которые сдерживают свои чувства в отношении серии провокаций, а затем вкладывают всю накопившуюся злость в один инцидент. Высвободите гнев, занявшись физическими упражнениями, игрой на музыкальном инструменте или доверив свои чувства другу или дневнику.

Учитесь замещать эмоцию гнева эмоциями радости, смехом, ироническим отношением к себе. Для этого рекомендуется искусственно с помощью актерских приемов, воспоминаний, управления мимикой лица войти в состояние гневливости, а затем, с помощью тех же приёмов, изменить это состояние на радостное, веселое состояние, с долей здоровой иронии и шутки. Безусловно, эту трансформационную технику следует практиковать в уединении. Постепенно этот механизм начнёт действовать автоматически. В тех ситуациях, когда вы гневались на кого-то, вы будете от души веселиться, осознавая иронию всего происходящего.

Гнев порой и улучшает отношения, когда в нём выражено огорчение, способствующее скорее примирению, нежели отмщению.

Вирусы намерения

Вирусы намерения связаны с установками активационного типа, то есть, с замыслом человека совершить какой-либо поступок.

В более глубоком смысле намерение определяет систему восприятия окружающего мира. Управление намерением начинается с команды, данной самому себе. Команда человека становится всепреображающей метапрограммой в тот миг, когда во всём потоке субъективного сознания вибрирует только один импульс, когда чарующие и запутанные игры эго подошли к концу, противоречия растворились и человек полностью открылся реальности, сохраняя покой, просветлённость и бесстрастие. В этом состоянии возможно выполнение своей жизненной задачи, миссии. Мало кто понимает, в чем она состоит, но каждый понимает, что она у него есть. В это мгновение индивидуальная воля сливается со всеобщей, и потому действие исходит из реальной целостности нашей природы, непостижимой для нас самих. Приближение к этому состоянию начинается с осознания непостижимости волевого акта.

В этом контексте исследователи сознания отмечают, что любой вирус, любое вмешательство или атака инобытия - это наше попустительство, отрицательный акт нашей воли. И избавится от этого можно только за счёт того же, за счёт чего и начинается: за счёт действия воли. Ярче всего воля манифестирует себя в восприятии. Можно научится настраивать свою волю, направлять её с точностью иголки, фокусировать её, как захочется, и достигать с её помощью желаемого.

Следует рассматривать волю и намерение в качестве энергетических аспектов вселенной, и тогда станет ясно, что даже самые загадочные явления мира сводятся к взаимовоздействиям полевых структур и к некой совокупности резонансных процессов. Воля - это особая энергия, возникающая в результате взаимной настройки внешних и внутренних эманаций. Следовательно, не существует единой и абсолютной воли для всех существ. Каждый индивидуум имеет собственный, глубоко интимный характер взаимоотношений с универсальной энергией. Именно работа его сознания определяет эффект внешнего влияния, и это с неожиданной стороны освещает парадоксальный тезис о свободе воли в условиях всеобщего детерминизма бытия.

Такой подход отвергает традиционные религиозные установки, поскольку выводит судьбу из-под власти морально-этического кодекса или жёстких причинно-следственных связей. Прошлое лишается своего метафизического значения, своей удалённости и запредельности. Это относится и к тому, что обычно именуют добром или грехом. Их присутствие реально, пока они пребывают в психическом пространстве субъекта и оказывают влияние на механизмы восприятия или реагирования. Пока Адам внутри вас, вы отвечаете за первородный грех. Если в вас свет, то в вас нет никакой тьмы. Сам человек творит свою судьбу, используя собственное намерение.

И поэтому Христос сказал: «Вы — свет мира» (Евангелие от Матфея 5:14)

Будда наставлял: «Будьте сами своими светильниками»

Таким образом, человек сам позволяет вирусам инфицировать благие устремления, которые он испытывает, замысливая определённое действие, и цель деяния извращается. Совершая какой-либо поступок, человек внезапно испытывает подозрение: а не совершается ли данное деяние ради извлечения выгоды, из-за тщеславия. Вследствие мучительных раздумий человек оказывается в тупике и теряет способность адекватного анализа своих намерений.

Вирусные структуры перепрограммируют сознание жертв таким образом, чтобы общечеловеческие нормы морали не мешали им выполнять деструктивную работу.

Способ борьбы и профилактика.

Ваше намерение приводит вселенную в движение. Вселенная течёт в направлении вашего замысла, и поэтому важно ясно понимать своё конкретное намерение в любой ситуации. Если вы абсолютно чётко видите свою цель, ваш подсознательный механизм успеха поможет вам добраться к ней. Когда вы знаете, куда вы хотите прийти, даже неудача будет служить вашему конечному успеху.

Большинство людей сталкивается с проблемами, творя ту жизнь, какую они хотят, потому что они четко не определили, куда хотят прийти, и не представили зримо, как это будет выглядеть, когда они туда доберутся. Удачливые люди удачливы потому, что они устанавливают в своем уме четкую картину того, какими будут их конечные результаты.

Постановка цели — ключевой фактор, который будет определять успех или неудачу жизни. Вы когда-нибудь предпринимали деловую поездку, не имея представления, куда едете? Вы когда-нибудь выходили из дому за покупками, не зная, по меньшей мере, где будете их делать? Ездили ли вы в отпуск, не зная, куда хотите поехать? Не странно ли, что в то время как наши отпуска заслуживают целей, и игры, в которые мы играем, заслуживают целей, и даже наши покупки заслуживают определения целей, мы редко ставим цели для самого важного путешествия - нашей собственной жизни.

Поэтому начните с принятия решения и определения цели. Даже отсутствие решения есть решение. В нерешительности скрывается цель - всегда быть правым. Пока вы не знаете, чего хотите, вы никогда не окажетесь неправым, никогда не сделаете ошибку и, следовательно, не будете разочарованы. Мы с детства запрограммированы не делать ошибок. Будучи нерешительными, мы можем оставаться детьми. Безопаснее быть пассивным, быть ребенком, все время желающим, чтобы инициатива исходила от других, но будучи такими, мы утрачиваем контроль. Принятие решения всегда что-то в вас обнаруживает. Принятие решения говорит людям, кто вы есть. И таким образом, принятие решения - это, в сущности, открытие великого секрета. Если ваша цель в жизни — не открывать, кто вы есть, то вы всегда будете в нерешительности.

Таким образом, укрепление воли, способность принимать решения и выполнять их, исполнение обещаний и обязательств, взятых на себя, определение цели являются лучшими мерами против вируса намерений.

Замкнутый цикл намерений возникает тогда, когда у вас появляется желание относительно какого-то поступка. При этом поступок не совершается до конца, а возникает новое желание. Это желание приводит, например, вновь к первоначальному желанию. Возникает цикл. Все это происходит, как правило, на подсознательном уровне. Такие циклы могут иметь и более сложный вид. Необходимо разомкнуть такой цикл.

Находясь в состоянии какого-либо желания, вы можете решить, что осуществите его. При том вы проводите анализ этого желания и решаете совершить действие. При этом вы ответственны за это решение. Когда вы начинаете совершать это действие, вы перестаете хотеть его совершать, возникает желание другого действия, в том идея цикла. Как только вы начинаете выполнять одно желание, у вас сразу возникает другое желание, и вы не имеете возможности осуществить задуманное до конца. В том случае, когда вы его осуществляете наперекор тому, что вы не хотите его осуществлять, происходит разрыв цикла.

Для того чтобы иметь силы совершить тот поступок, который вы решили совершать, вы должны опереться на такой принцип - каждый поступок последний , то есть вам следует осознать, что вы живете все время на грани смерти.

Как говорил святой Августин: смерть присутствует всегда рядом и необходимо постоянно помнить о том, что человек смертен.

Одна из ошибок посредственного человека, что он на основе какого-либо верования считает себя бессмертным. И полагает, что впереди сколько угодно времени и поэтому неважно, как поступать: поступил сейчас не так, можно потом поступить так, как надо. Для укрепления силы намерения следует во время совершения поступка концентрироваться на поступке полностью, исходя из принципа, что каждый поступок - последний, не думайте о других поступках, которые были бы вам сейчас более приятны. Сравнивайте этот поступок только со смертью, с тем, что вы вообще ничего не делаете и не видите, и только это сравнение позволит вам с радостью совершать любой поступок. В идеальном случае поступок совершается ради совершения поступка, ради осуществления намерения, а не ради достижения результата. Если деяние совершается ради достижения результата, тогда вы будете иметь в виду какой-то другой следующий поступок, другое состояние, относительно которого данное деяние будет выступать как средство. Вы будете не способны относиться к нему как к последнему поступку в своей жизни, так как он является предпоследним и совершается для того, чтобы наслаждаться каким-то результатом. Необходимо к самому процессу поступка относиться как к самому важному делу в данный момент.

Терпение — это умение ничего не делать. Этому надо учиться, просто так человеку это недоступно. Терпение — это умение ждать нужного времени реакции, нужного времени ответа. Практикование этой методики приводит к тому, что возникает чувство того, что не вы совершаете поступок, а вас «вынуждают» совершать. Вы как бы опираетесь на некое внешнее воздействие, на которое стремитесь адекватно реагировать, причем этому адекватному реагированию не мешает ваша индивидуальная воля. Уже не вы действуете, а через вас действует воля провидения.

Реагируя таким образом на внешнее воздействие, вы выступаете как зеркало .

Терпенье всем приносит сладкий плод,
Терпенье к благоденствию ведет;
Ты в жизнь вступил…Учись же с колыбели
Быть терпеливым….и достигнешь цели!

Джами

___________________________________________

(Ричард Броуди более всего известен как автор программы Microsoft Word.)

Дерзкая и остроумная книга Ричарда Броуди переворачивает все, на чем до сих пор стояли психология, политология и менеджмент. Мышление и поведение человека, утверждает он, диктуются мемами. Мем - это психовирус, мыслеобраз. Он зарождается в нашем сознании и начинает самостоятельную жизнь.

Он размножается и меняет наше поведение.
Мемы бывают забавными, как покемоны, и безобидными, как мини-юбки, а бывают вредными, как еда из "Макдональдса", и даже зловещими, как фашизм. Мемы могут сделать вас счастливыми и богатыми, а могут - бедными и больными.

Эта книга научит вас не только распознавать психовирусы, но и отделять хорошие мемы от плохих. Хватит подчиняться мемам - лучше заставьте их работать на вас!

Комментарии читателей

Сир / 10.02.2015 Книга Супер

Сергей / 2.02.2014 Есть еще Книга про психологические вирусы "Рассвет Нового Дня" Евгения Сыромятникова скачать можно тут vibor.kh.ua

Сергей / 14.06.2013 Хорошая книга. Тема (манипуляция нашим сознанием), затронутая Броуди, стара как Мир. Просто он преподносит ее в весьма оригинальной и более понятной для современного, насквозь компьютеризированного, общества манере.

Докторус / 11.06.2013 Почитайте Ричарда Докинза. Именно он ввел неологизм - мем. Особенно книги про религиозный тип мышления

Димка / 13.09.2011 Роман, ну что за манера общения, начитаються всяких Шлахеров и прочей блевоты про коучинг и уже себя волками возомнили. Попускайтесь чаще.

Роман Новицкий / 26.06.2011 Чрезвычайно полезная книга. Для лидера.
Овцам же книга эта очень вредна.

Василий / 16.09.2010 Интересная книга, всё изложено по полочкам. Как применять на практике- думайте сами, я, например, чуть изменил свою точку зрения, теперь на многие ситуации смотрю под другим углом.

xundoredox / 23.07.2009 Идейная часть - очень интересная, стиль изложения и язык - лёгкие и приятные. Но практических рекомендаций - крайне мало. В общем и целом - автор грамотно, увлекательно, оригинально и местами цинично поднял проблему, но её решение... видимо, придержал для второй части;)

Моей матери,

Мэри Энн Броуди,

которая научила меня думать…

Осторожно

В этой книге содержится живой психический вирус. Не читайте ее, если не хотите заболеть. Инфекция может повлиять на склад ваших мыслей - возможно, не сильно, а возможно, и серьезно. Она может даже перевернуть ваше представление о мире.

Введение

Кризис разума

Так что же страшнее - потерять разум, или вовсе не иметь его?

Дэн Квейл,

обсуждая девиз

United Negro College Fund:

«Страшно потерять разум»

В этой книге есть хорошая новость. Так что прежде чем я расскажу о том, как психические вирусы распространяются в мире, - поражая людей нежелательными «программами», как известный компьютерный вирус «Микеланджело», который заражает компьютеры и уничтожает данные в них, - я начну с хороших вестей.

Хорошие вести состоят в том, что появилась долгожданная научная теория, объединяющая в себе биологию, психологию и когнитивистику. Междисциплинарные труды ряда ученых, работающих в перечисленных областях знания, на протяжении последних двух десятилетий (в действительности же эта работа восходит к 1859 г., к «Происхождению видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина) привели к созданию новой дисциплины, названной меметикой (наука о мемах).

Меметика основывается на концепции эволюции. Теория Дарвина о естественном отборе и эволюции видов перевернула биологию. Теперь же ученые используют современную концепцию эволюции для объяснения способов функционирования нашего разума, процессу обучения и воспитания человека, развития культуры. Благодаря этим усилиям специалистов по меметике психология будет преобразована в той же мере, в какой биология была видоизменена теорией Дарвина.

Безусловно, огромное удовлетворение от знакомства с меметикой получат те, кто стремится познать себя. Кроме того, я полагаю, что овладевший меметикой получит еще большую пользу - он не даст собой манипулировать и его не так легко будет «использовать». Чем лучше вы представляете, как работает ваше сознание, тем проще вам будет пройти по жизни, в которой нами «манипулируют» все более изощренными способами.

Теперь обратимся к плохим вестям. Они состоят в том, что эта книга поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Дело в том, что меметика выявляет существование психических вирусов, но дает нам мало указаний в отношении того, что с ними делать.

Психические вирусы существовали на протяжении всей человеческой истории, постоянно эволюционируя и изменяясь. Психические вирусы - такие «инфекционные» частицы нашей культуры, которые мгновенно поражают людей, изменяя их мысли и судьбы. Иногда психические вирусы относительно безвредны - такова, например, мода на мини-юбки и сленговые словечки, - иногда они серьезно воздействуют на ход жизни людей: такова, например, мода на благотворительность среди незамужних женщин, популярность среди молодежи разного рода бандитских группировок или таких сект, как «Ветвь Давида». Когда эти «культурные частицы» нам по вкусу, все в порядке. Но не стоит забывать, что в некоторых случаях психические вирусы могут «запрограммировать» наше мышление и поведение, как компьютерный вирус «Микеланджело», только при этом они будут уничтожать не данные памяти на винчестере, а наши жизни.

Самое поразительное и глубокое открытие меметики заключалось в том, что наше мышление далеко не всегда состоит из наших, собственных мыслей. Часто мы не думаем - нам инфицируют мысли: мы заражаемся либо непосредственно от других людей, либо косвенным образом. Нас поражают психическими вирусами. Похоже, людям не очень нравится такое положение дел, что они не всегда контролируют ход своих мыслей. Внутреннее сопротивление, которое мы испытываем, услышав эту фразу, вероятно, является главной причиной того, что проделанная к настоящему моменту работа ученых до сих пор не получила широкой огласки. Как мы вскоре убедимся, сейчас не самое лучшее время для того, чтобы люди усваивали мысли, которые им не нравятся.

Проблему усложняет и тот факт, что никогда не известно заранее: является ли «программа», которой инфицирует вас психический вирус, вредоносной или полезной. Далеко не каждый вступает в религиозную секту с намерением подвергнуться промывке мозгов, уехать в Гайану и покончить с собой. Мог ли предположить подросток Билл Гейтс, заразившись в Гарварде психическим вирусом игры в покер, что забросит учебу? Принесло ли это ему вред? Или напротив, в конечном итоге эта инфекция оказалась плодотворной - ведь благодаря ей он ушел из университета, основал Microsoft и стал мультимиллиардером?

НОВАЯ ПАРАДИГМА

Время от времени в мире науки происходит то, что ученые называют сменой парадигмы. Это происходит при изменении одной из основных, базовых концепций, с которой мы жили, - например, так было в тот момент, когда выяснилось, что не солнце вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца. Другое изменение произошло после открытия Эйнштейна, который выявил связь между пространством и временем и между энергией и материей. Для принятия каждой из этих «новых парадигм» научным миром потребовалось некоторое время, и еще медленнее происходило их усвоение широкой публикой.

Меметика, как и понятие психического вируса, является одной из основных новых парадигм науки об умственной деятельности человека.

Поскольку меметика требует существенных перемен в самом образе мысли человека о своей умственной деятельности и культуре, ее крайне сложно «усвоить с ходу». Меметика не согласуется с нашими представлениями о вещах и с нашим обыденным пониманием мира. И в этом она напоминает многие другие «новые парадигмы», возникавшие в прошлом.

Чтобы усвоить эту новую парадигму, нужно пойти на маленькую хитрость. Не пытайтесь согласовать новое учение с вашей сегодняшней моделью мира - усваивая новую парадигму, забудьте о том, что вы знали. Со старой моделью эта парадигма не согласуется! Если же вы согласитесь на время забыть о своих старых представлениях, чтобы усвоить четыре новых концепции, из которых отдельные, а может быть, и все окажутся для вас новыми, то в награду вы сможете понять основы меметики. Надеюсь, что их осознание побудит к действию всякого, кому не безразлична судьба рода человеческого.

Главное понятие - гвоздь нашей программы - называется мемом. Речь о нем пойдет в Главе 1. Во всей этой книге ему отведена главная роль. Мемы являются базовыми структурными элементами культуры, подобно тому, как ген является базовым структурным элементом жизни. Как мы узнаем в Главе 2, мемы образуют не только такие крупномасштабные явления, как культура, взятая в целом - государство, язык и религия, - из них составлены явления более мелкого масштаба: мемы являются структурными элементами вашего разума, программами вашего умственного «компьютера».

Еще одно важное понятие этой книги - психический вирус. Хорошо известно, как вирусы действуют в области биологии и в мире компьютеров. Теперь же мы увидим, как они «работают» в сознании и в культуре, в сфере меметики. В Главе 3 мы проведем параллели между различными сферами, в которых живут вирусы, чтобы показать, что нам могут принести психические вирусы в будущем.

Третье основное понятие, которое играет немаловажную роль в новой парадигме, это эволюция. Эволюция - одно из таких понятий, которые люди употребляют не думая, понимая, что имеют в виду что-то одно, хотя на самом деле они говорят о разном. В Главе 4 мы обсудим наиболее известные современные теории эволюции, а в Главе 5 покажем, какое отношение они имеют к мемам.

Четвертая концепция, которая понадобится нам для объяснения природы психических вирусов, это новая наука эволюционной психологии. В этой сфере познания рассматриваются те механизмы и методики функционирования нашего разума, которые возникли для того, чтобы помочь человеку выжить и воспроизвести себя. Отдельные механизмы приобрели форму психических «кнопок», - на них можно «нажать» и таким образом преодолеть защитные механизмы нашей психики. Я назвал этот раздел книги «Кризисом разума», а не «Введением», потому что определение «нажимает на кнопки» сильнее, чем второе. Оно привлекает больше внимания, чем второе, и больше людей прочтут текст. По этой же причине я назвал книгу «Психическим вирусом», а не «Введением в меметику».

Ричард Броуди

Психические вирусы

Как программируют ваше сознание

Моей матери,

Мэри Энн Броуди,

которая научила меня думать…

Осторожно

В этой книге содержится живой психический вирус. Не читайте ее, если не хотите заболеть. Инфекция может повлиять на склад ваших мыслей - возможно, не сильно, а возможно, и серьезно. Она может даже перевернуть ваше представление о мире.

Введение

Кризис разума

Так что же страшнее - потерять разум, или вовсе не иметь его?

Дэн Квейл, обсуждая девиз United Negro College Fund: «Страшно потерять разум»

В этой книге есть хорошая новость. Так что прежде чем я расскажу о том, как психические вирусы распространяются в мире, - поражая людей нежелательными «программами», как известный компьютерный вирус «Микеланджело», который заражает компьютеры и уничтожает данные в них, - я начну с хороших вестей.

Хорошие вести состоят в том, что появилась долгожданная научная теория, объединяющая в себе биологию, психологию и когнитивистику. Междисциплинарные труды ряда ученых, работающих в перечисленных областях знания, на протяжении последних двух десятилетий (в действительности же эта работа восходит к 1859 г., к «Происхождению видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина) привели к созданию новой дисциплины, названной меметикой (наука о мемах).

Меметика основывается на концепции эволюции. Теория Дарвина о естественном отборе и эволюции видов перевернула биологию. Теперь же ученые используют современную концепцию эволюции для объяснения способов функционирования нашего разума, процессу обучения и воспитания человека, развития культуры. Благодаря этим усилиям специалистов по меметике психология будет преобразована в той же мере, в какой биология была видоизменена теорией Дарвина.

Безусловно, огромное удовлетворение от знакомства с меметикой получат те, кто стремится познать себя. Кроме того, я полагаю, что овладевший меметикой получит еще большую пользу - он не даст собой манипулировать и его не так легко будет «использовать». Чем лучше вы представляете, как работает ваше сознание, тем проще вам будет пройти по жизни, в которой нами «манипулируют» все более изощренными способами.

Теперь обратимся к плохим вестям. Они состоят в том, что эта книга поднимает больше вопросов, чем дает ответов. Дело в том, что меметика выявляет существование психических вирусов, но дает нам мало указаний в отношении того, что с ними делать.

Психические вирусы существовали на протяжении всей человеческой истории, постоянно эволюционируя и изменяясь. Психические вирусы - такие «инфекционные» частицы нашей культуры, которые мгновенно поражают людей, изменяя их мысли и судьбы. Иногда психические вирусы относительно безвредны - такова, например, мода на мини-юбки и сленговые словечки, - иногда они серьезно воздействуют на ход жизни людей: такова, например, мода на благотворительность среди незамужних женщин, популярность среди молодежи разного рода бандитских группировок или таких сект, как «Ветвь Давида». Когда эти «культурные частицы» нам по вкусу, все в порядке. Но не стоит забывать, что в некоторых случаях психические вирусы могут «запрограммировать» наше мышление и поведение, как компьютерный вирус «Микеланджело», только при этом они будут уничтожать не данные памяти на винчестере, а наши жизни.

Самое поразительное и глубокое открытие меметики заключалось в том, что наше мышление далеко не всегда состоит из наших, собственных мыслей. Часто мы не думаем - нам инфицируют мысли: мы заражаемся либо непосредственно от других людей, либо косвенным образом. Нас поражают психическими вирусами. Похоже, людям не очень нравится такое положение дел, что они не всегда контролируют ход своих мыслей. Внутреннее сопротивление, которое мы испытываем, услышав эту фразу, вероятно, является главной причиной того, что проделанная к настоящему моменту работа ученых до сих пор не получила широкой огласки. Как мы вскоре убедимся, сейчас не самое лучшее время для того, чтобы люди усваивали мысли, которые им не нравятся.

Проблему усложняет и тот факт, что никогда не известно заранее: является ли «программа», которой инфицирует вас психический вирус, вредоносной или полезной. Далеко не каждый вступает в религиозную секту с намерением подвергнуться промывке мозгов, уехать в Гайану и покончить с собой. Мог ли предположить подросток Билл Гейтс, заразившись в Гарварде психическим вирусом игры в покер, что забросит учебу? Принесло ли это ему вред? Или напротив, в конечном итоге эта инфекция оказалась плодотворной - ведь благодаря ей он ушел из университета, основал Microsoft и стал мультимиллиардером?

НОВАЯ ПАРАДИГМА

Время от времени в мире науки происходит то, что ученые называют сменой парадигмы. Это происходит при изменении одной из основных, базовых концепций, с которой мы жили, - например, так было в тот момент, когда выяснилось, что не солнце вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца. Другое изменение произошло после открытия Эйнштейна, который выявил связь между пространством и временем и между энергией и материей. Для принятия каждой из этих «новых парадигм» научным миром потребовалось некоторое время, и еще медленнее происходило их усвоение широкой публикой.

Меметика, как и понятие психического вируса, является одной из основных новых парадигм науки об умственной деятельности человека.

Поскольку меметика требует существенных перемен в самом образе мысли человека о своей умственной деятельности и культуре, ее крайне сложно «усвоить с ходу». Меметика не согласуется с нашими представлениями о вещах и с нашим обыденным пониманием мира. И в этом она напоминает многие другие «новые парадигмы», возникавшие в прошлом.

Чтобы усвоить эту новую парадигму, нужно пойти на маленькую хитрость. Не пытайтесь согласовать новое учение с вашей сегодняшней моделью мира - усваивая новую парадигму, забудьте о том, что вы знали. Со старой моделью эта парадигма не согласуется! Если же вы согласитесь на время забыть о своих старых представлениях, чтобы усвоить четыре новых концепции, из которых отдельные, а может быть, и все окажутся для вас новыми, то в награду вы сможете понять основы меметики. Надеюсь, что их осознание побудит к действию всякого, кому не безразлична судьба рода человеческого.

Главное понятие - гвоздь нашей программы - называется мемом. Речь о нем пойдет в Главе 1. Во всей этой книге ему отведена главная роль. Мемы являются базовыми структурными элементами культуры, подобно тому, как ген является базовым структурным элементом жизни. Как мы узнаем в Главе 2, мемы

Психические вирусы

Книга Ричарда Броуди «Психические вирусы: Как защититься от программирования психики» была опубликована на английском языке в 1996 г. В 2001 г. вышел русский перевод этой книги в серии «Библиотека НЛП». В этой книге Р. Броди стремится дать систематическую разработку идеи Ричарда Докинза о том, что с появлением человека возник новый вид репликаторов: «мемы» . Недвусмысленно намекая на два десятилетия, разделяющие выход в свет книги Р. Докинза «Эгоистичный ген» (1976 г.) и публикацию собственной книги, Р. Броди провозглашает рождение меметики как новой науки:

Появилась новая долгожданная научная теория, связывающая биологию, психологию и науку о познании. Благодаря усилиям ученых, которые на протяжении двадцати лет… старались объединить эти дисциплины, возникла наука, называемая меметикой.

Эту новую дисциплину Р. Броди преподносит как «рождение новой парадигмы» (там же, с. 9-10), как революционный прорыв в современной науке:

Специалисты по меметике преобразуют психологию, подобно тому, как некогда Дарвин изменил биологию.

Броди Р. Психические вирусы. М.: Центр психологической культуры, 2002. С. 3.

Понятие психического вируса и вся меметика - это коренное изменение парадигмы в науках, занимающихся исследованием ума.

Броди Р. Психические вирусы. М.: Центр психологической культуры, 2002. С. 4.

В науковедении термин «парадигма» (син.: «научная картина мира», «стиль, или тип, научного мышления») обозначает совокупность теоретических и методологических предпосылок, признаваемых в определенный исторический период научным сообществом и определяющих способ постановки и решения исследовательских задач. Введенное позитивистом Г. Бергманом, понятие «парадигма» получило широкое распространение благодаря работам методолога науки Т. Куна, который в смене парадигм усмотрел ключ к пониманию научных революций. В свете признания, которое идеи Т. Куна получили в современной философии науки, характеристика концепции психических вирусов как «коренного изменения парадигмы» означает, по существу, претензию на научную революцию, сопоставимую с открытием дифференциального исчисления или созданием теории относительности.

Заявления такого рода в последнее время часто встречаются на страницах книг, преследующих рекламные или коммерческие цели и рассчитанных на неискушённого читателя. Хотя в изложении Р. Броди концепция психических вирусов выступает развитием тезиса Р. Докинза о существовании мемов как новых репликаторов, положенные в основу этой концепции идеи высказывались значительно раньше другими авторами. Так, например, выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев на рубеже XIX-XX вв. писал о «психическом контагие» (contagium psychicum), приводящем к психической заразе, микробы которой хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам действуют везде и всюду и передаются чрез слова, жесты и движения окружающих лиц, чрез книги, газеты и пр., словом, где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными" Это открытие «психических микробов», по-видимому, независимо от Бехтерева было сделано спустя столетие Ричардом Броди, который, опубликовав свою теорию психических вирусов, выступил с заявлением, будто «меметика выявила их существование» :

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО В ОПАСНОСТИ

Психические вирусы передаются не воздушно-капельным путем, как грипп… Ты читаешь газеты? - Ловишь психические вирусы. Слушаешь радио? - Также заражаешься вирусами. Тусуешься и болтаешь с корешами? - Хватаешь вирус за вирусом.

Броди Р. Психические вирусы. М.: Центр психологической культуры, 2002. С. 6, 7.

Будучи биологом по образованию, Р. Докинз построил свою концепцию «новых репликаторов», отталкиваясь от биологических аналогий и полагая, что человеческая культура слагается из мемов, как генофонд - из генов данной популяции. Однако по механизму своего возникновения и распространения мемы и их разновидность в виде психических вирусов («плохих мемов»), как их понимают Р. Докинз и Р. Броди, близки также к понятию индуцированного бреда в психиатрии. Так называется бред, возникающий у психически нормального человека в результате общения с психически больным (индуктором), который «прививает» свои бредовые идеи здоровому собеседнику. Известны случаи, когда индуцированные бредовые идеи возникали у нескольких человек, что становилось причиной широко распространенных (особенно в эпоху Средневековья) так называемых психических эпидемий. Если психический вирус, по Р. Броди, представляет собой хранящуюся в человеческом уме и передающуюся посредством общения людей единицу ложной информации , то заражение психическими вирусами можно охарактеризовать как вариант психических эпидемий, подробно описанных и исследованных в XIX в. рядом отечественных психиатров (В. X. Кандинский, А. А. Токарский и др.) «Состояние межличностной контаминации посредством общего бессознательного» было также предметом специального рассмотрения в работах К. Юнга, который, ссылаясь в этой связи на обсуждение французскими психологами феномена «contagion mentale» , усматривал в психическом заражении возникающий при общении людей результат влияния архетипов коллективного бессознательного. По существу, концепция мемов как первокирпичиков человеческой культуры и их «трансмиссии» от человека к человеку, от поколения к поколению представляют собой релиз учения аналитической психологии об архетипах , лишенный покрова свойственного К. Юнгу мистицизма.

Пример меметики как новой дисциплины может служить иллюстрацией справедливости слов отца кибернетики Норберта Винера:

Специализация дисциплин все время возрастает и захватывает все новые области. В результате создается ситуация, похожая на ту, которая возникла, когда в Орегоне одновременно находились и поселенцы из Соединенных Штатов, и англичане, и мексиканцы, и русские, - сложный и запутанный клубок открытий, названий и законов… Существуют области научной работы, исследуемые с разных сторон чистой математикой, статистикой, электротехникой и нейрофизиологией. В этих областях каждое понятие получает особое название у каждой группы специалистов, и многие важные исследования проделываются трижды или четырежды. В то же время другие важные исследования задерживаются из-за того, что в одной области не известны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области.

Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. – 2-е издание. – М.: Наука, 1983. С. 45

То, что в концепциях Докинза и Броди фигурирует под новым названием мемов и психических вирусов, было известно великим философам античности, хотя и использовавшим иную терминологию. Возвещая человечеству об опасности заражения психическими вирусами, Броди подчеркивает:

Они завладевают нашими умами не только через телевидение, дешевую музыку и т. д., но используют также старые средства: образование, религию и даже обыкновенные разговоры с приятелями.

Броди Р. Психические вирусы. М.: Центр психологической культуры, 2002. С. 6.

Факт существования этой опасности, которая не осознается и потому остается нераспознанной большинством людей, был открыт в древности. В частности, Сенека наставлял своего друга, а через него - и потомков:

Кажется, что худший род людей - переносчики чужих слов, а на самом деле это переносчики пороков. Их разговор приносит величайший вред: даже если он не действует сразу, то оставляет в душе семена, и за нами, даже когда мы с этими людьми расстанемся, неотступно следует зло, которое взойдет потом.

Сенека. «Нравственные письма к Луцилию» 123:8

В общении недостаточно образованных людей между собой Сенека и другие классики моральной философии усматривали источник заражения нравственными пороками (средство «репликации мемов», по терминологии Докинза) вследствие того, что с помощью слов явно или подспудно передаются убеждения, а ложные убеждения - причина грехов:

Ведь каждый человек проявляет в нравах то, что с помощью убеждения глубоко укоренилось в его душе.

Эразм Роттердамский. Филос. произв. М.: Наука, 1986. С. 165. («Оружие христианского воина» правило 6)

А поскольку проистекающие из ошибочных мнений нравственные пороки вносят разлад во внутренний мир , заставляют искать счастье на ложном пути и тем самым приводят человека к страданию, то в философии стали хрестоматийной истиной слова, которыми Броди начинает свою книгу:

В этой книге содержится некое позитивное послание… о распространившихся в мире коварных психических вирусах, заражающих людей негативной информацией…, изменяя мысли и судьбы зараженных.

Броди Р. Психические вирусы. М.: Центр психологической культуры, 2002. С. 3.

Позитивные послания с таким содержанием на протяжении тысячелетий адресовали своим современникам и потомкам лучшие представители моральной философии, сумевшие подняться над общественным мнением и понять настоящую цену распространенных в обществе заблуждений:

Нет на свете вещи, навлекающей на нас больше зол и бед, чем привычка сообразовываться с общественным мнением, почитая за лучшее то, что принимается большинством и чему мы больше видим примеров; мы живем не разумением, а подражанием… И как при большом скоплении народа случается иногда, что люди гибнут в давке…, так и в жизни, если приглядеться: всякий человек, ошибившись, прямо или косвенно вводит в заблуждение других.

Сенека. О блаженной жизни I

В том и состоит мудрость, чтобы обратиться к природе и вернуться туда, откуда изгнало нас всеобщее заблужденье. Большой шаг к исцелению - покинуть подстрекателей безумья, подальше отойти от людей, которые толпятся, заражая друг друга.

Сенека. «Нравственные письма к Луцилию» 94:68–69

Поскольку факты «репликации мемов» и существования «психических вирусов», лишь обозначенные с помощью других названий, служат в философии предметом пристального внимания и обсуждения в течение более двух тысячелетий, то предложено и противоядие, которое, по мнению Броди, еще не найдено:

Мы имеем в виду сами психические вирусы: меметика выявила их существование, но не дала пока четких указаний, как с ними справиться.

Броди Р. Психические вирусы. М.: Центр психологической культуры, 2002. С. 3.

Согласно учению, восходящему к Сократу и сократическим школам античности, надежным средством против заражения «плохими мемами» служит навык к различению добра и зла, знание того, к чему следует стремиться и чего следует избегать. Такого рода навык и знание приобретаются путем образования, изучения лучших произведений человеческой мысли, способных быть путеводителями по жизни и предохранить от усвоения предлагаемых в качестве культурных образцов ошибочных моделей мышления и поведения. Однако трактаты, вошедшие в сокровищницу мировой философии, представляют интерес лишь для узкого круга лиц, тогда как научно-популярные книжки с простыми рецептами счастья быстрее находят спрос у массового читателя, которого легко ввести в заблуждение, предлагая открытия многовековой давности под видом принципиально новой научной парадигмы.

Литература

  • Броди, Ричард. Психические вирусы. Как защититься от программирования психики. / Методическое пособие для слушателей курса «Современные психотехнологии». - М.: изд-во Центр психологической культуры, 2001. - Серия: Библиотека НЛП.