Психика человека это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира; в построении субъектом неотчужденной от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика, начиная от самых примитивных форм и кончая человеческой является механизмом приспособления организма к внешней среде и последней – к его потребностям.

Основными механизмами психики являются: психическое отражение, психическое проектирование, психическое опредмечивание.

Психическое отражение как психический процесс включает в себя: восприятие внешней и внутренней (исходящей из самого организма) информации; передачу ее в соответствующей (биологической) форме по нервным проводникам в те мозговые системы, в которых она воспроизводится в изоморфном (адекватно отражающем действительность) виде.

Психическое отражение имеет особые свойства, среди которых необходимо выделить:

- активность (человек отражает мир, активно воздействуя на него. В ходе этого воздействия изменяется и сам человек, происходит дальнейшее совершенствование его психической деятельности);

- правильность (благодаря психике получаем правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой людей);

-субъективность (отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся индивидуальные особенности человека, его психическое состояние в данный момент. Это приводит к тому, что одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

- образность (благодаря психике появляется возможность оперирования не с самими предметами, а с их отображением, с образами этих предметов);

- опережающее отражение (опираясь на память и остальные свои свойства, психика отражает жизненный опыт, позволяя на основе этого опыта строить образы близкого или отдаленного будущего, предвосхищать события, планировать и т.д.);

-системность (характеризует обусловленность психического отражения совокупными, весьма сложными, неоднозначными, многоуровневыми, многоэлементными условиями).

Психическое проектирование – это упорядочение и гармонизация содержания отражения соответственно цели действий или деятельности человека.

Процесс проектирования – это совокупность и последовательность умственных или психомоторных действий, в результате которых создаются образы, схемы или знаковые системы. При этом информация становится доступной для собственного обозрения, сравнения и осмысления.

Психическое опредмечивание – элемент сознательной и целесообразной деятельности человека, процесс преобразования и воплощения душевных человеческих сил и способностей из умственной формы, образа в свойства предмета, что в итоге позволяет установить необходимые взаимоотношения организма с внешней средой.

Психическое опредмечивание имеет три основных формы:

Материальную – производство, труд, в процессе которых человек преобразует и создает материальный продукт своей деятельности;

Психическую – производство и интерпретация содержания отражения, операции ума, переживания и т.д.;

Творение самого себя – развитие душевных и духовных потенций.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий, т.е. образы объективного мира. Но эти образы возникают у каждого человека своеобразно, в зависимости от его прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения и т.д. Именно поэтому в самом общем виде можно дать определение психики как субъективного образа объективного мира.

Основными функциями психики являются:

- инструментальная – психика как источник активности, движения;

- отражательная (сигнальная, познавательная) – способность в форме образа воспроизводить предметный мир; ориентировать организм в свойствах окружающего мира;

- регулятивная – обеспечивает адаптацию организма к изменяющимся (физическим и социальным) условиям внешней среды; обеспечивает гармонию внутреннего мира человека;

Развитие психики.

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Наряду с развитием нервной системы важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой.

Развитие психики в филогенезе .

Филогенез процесс исторического, эволюционного развития психики . Развитие психики в филогенезе у животных проходит ряд стадий.

На стадии элементарной сенсорной психики животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Поведение животного на этой стадии определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и др.). На этой стадии происходит дифференциация чувствительности к свету, прикосновениям, запахам, двигательная чувствительность. В результате чего возникают и развиваются анализаторы – тактильный, зрительный, обонятельный и слуховой. Уровень развития анализаторов и рецепторной их части зависит от условий жизни живых существ.

Эта стадия свойственна преимущественно беспозвоночным и тем позвоночным, которые живут в воде – земноводным и пресмыкающимся.

На стадии предметного восприятия(перцептивной психики) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Появляются формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных (навыки). Эта стадия свойственна млекопитающим. Она обусловлена существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного и слухового), увеличением интегративной деятельности коры.

Формируются интегративные зоны коры головного мозга, которые объединяют движения в целостные операции (двигательные поля) , ощущения – в целостные образы (сенсорные поля).

Стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач и т.д. Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальное поведение антропоидов связано с развитием коры больших полушарий, особенно лобных долей и прифронтальных их зон. Если у обезьяны разрушить часть этих зон, то решение двухфазных задач становится для них невозможным.

Качественно новым этапом развития психики является возникновение сознания человека. Главной предпосылкой возникновения сознания было усложнение условий жизни человекообразных существ – антропоидов. Под влиянием условий жизни их центральная нервная система приобрела более сложную структуру и функции. В больших полушариях головного мозга постепенно развивались теменные, височные и особенно лобные доли, осуществляющие высшие приспособительные функции.

Развитие психики в онтогенезе .

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма .

Естественно, что уже у плода начиная с определенного момента его внутриутробного развития наличествует инстинктивно-рефлекторная психика, заложенная в его мозгу в качестве генетической программы и связанная с его биологическими потребностями

Что касается подсознательной и тем более осознаваемой частей психики, то развитие их в очень многом зависит от получаемой извне информации. Эти два вида психики могут сформироваться только путем обучения и развития.

Психика постепенно развивается после рождения как следствие взаимодействия ребенка с внешним миром, и в первую очередь с его ближайшим окружением – родители, семья. Это происходит путем восприятия и накопления в мозгу ребенка разных видов информации и развития эмоционального отношения к ней, т.е. как эмоциональная селекция. И лишь в процессе опознания, сличения и эмоциональной оценки по принципу удовольствия – наказания формируется субъективное отношение ребенка к соответствующей информации и ее осознание им.


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Психика представляет собой свойство мозга - «высший продукт особым образом организованной материи». Она не существует вне материи, как это представляли себе философы-идеалисты. «Нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит», - говорил К. Маркс. Таким материальным органом психики является мозг.

По словам В. И. Ленина, - «психическое, сознание и т. д. есть высший продукт материи (т. е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека».- «Всякий человек знает, - писал дальше В. И. Ленин, - и естествознание исследует - идею, дух, волю, психическое, как функцию нормально работающего человеческого мозга; оторвать же эту функцию от определенным образом организованного вещества, превратить эту функцию в универсальную, всеобщую абстракцию, «подставить» эту абстракцию под всю физическую природу - это бредни философского идеализма, это насмешка над естествознанием».

Советская психология строится на основе марксистского философского материализма, в корне противоположного вульгарному материализму. Вульгарные материалисты утверждали, что психика, сознание человека материальны, что мысль является таким же материальным продуктом мозга, как жёлчь - продуктом печени.

Признавая, что психика является продуктом мозга, марксистский философский материализм вместе с тем, в противоположность вульгарному материализму, не отождествляет их, а устанавливает между ними совершенно определённое качественное различие. «Что и мысль и материя «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной - значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом»,- говорит В. И. Ленин.

Марксизм рассматривает материю и психику диалектически - в их становлении и развитии. Диалектический материализм утверждает, что окружающий «ас материальный мир не всегда был таким, каким мы его сейчас наблюдаем, что материя, прежде чем достигнуть совершенного состояния, постепенно и закономерно развивалась в течение длительного периода. Вначале существовала лишь неорганическая материя, из которой на известном этапе её развития возникла органическая жизнь. Но и она не оставалась неизменной в своём развитии: вначале появились простейшие организмы, затем всё более и более сложные и совершенные, наконец, животные, наделённые нервной системой.

Психика является свойством высоко организованной живой материи. Но и у животных психика развивалась постепенно в связи с развитием и усложнением их организма. «Первое живое существо, - говорит И. В. Сталин, - не обладало никаким сознанием, оно обладало лишь свойством раздражимости и первыми зачатками ощущения. Затем у животных постепенно развивалась способность ощущения, медленно переходя в сознание, в соответствии с развитием строения их организма и нервной системы».

На определённой стадии развития органического мира животные в борьбе за существование уже не могли ограничиться простейшими способами приспособления к окружающей среде. Появились животные, у которых отыскание пищи, самосохранение и другие действия стали совершаться с помощью высшей нервной деятельности, характеризующейся наличием ощущений, восприятий, памяти, эмоций и т. д.

Эта форма приспособления к окружающей среде закрепилась и получила дальнейшее развитие, так как обладающие высшей нервной деятельностью животные получали преимущество перед другими в борьбе за существование.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Психика – струны нашей души

Определений понятия Психика великое множество. Медицина, философия, психология и даже религия дают своё определение психики, объясняя на свой лад механизмы внутреннего мира человека.

Наиболее распространённым является определение А.Н. Леонтьева:

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Как любое свойство, психика проявляет себя только в процессе взаимодействия этой «высокоорганизованной материи» с другими такими же материями, то есть психика человека проявляется в обществе, в среде себе подобных.

Каждый из нас строит свою картину мира и образ себя в нём, и уже на основе этого меняет своё поведение, принимает решения и выполняет определённые действия для удовлетворения собственных потребностей.

Если психика есть отражение действительности, то почему так много вариантов этого отражения? Мы можем смотреть на один и тот же предмет и видеть совершенно разные вещи. Абсолютно по-разному понимать жизненные ситуации и поступки других людей, делать диаметрально противоположные выводы и совершать необъяснимые порой даже для себя действия.

Из каких кирпичей мы строим свои картины мира? Что выносим на первый план, а что оставляем для фона? И почему мы поступаем так, а не иначе? Что движет нами в принятии решений?

Сквозь восьмигранную призму системного мышления становятся видны механизмы функционирования человеческой психики.

Системно-векторная психология описывает принципы, согласно которым мы отражаем объективную реальность и выстраиваем свою картину мира, определяем своё место в существующем обществе и регулируем своё поведение и действия.

Любые психические процессы человека обусловлены его векторами. Каждый вектор означает одновременно наличие комплекса желаний, стремлений, целей и вместе с этим наличие необходимых для их реализации свойств. Каждый поступок обусловлен соответствующим желанием и обеспечен конкретным свойством. Мы просто не в состоянии пожелать того, чего не можем осуществить. Все наши желания и возможности полностью совпадают друг с другом.

Во времена первобытной человеческой стаи всё было просто – у каждого, за редким исключением, был один вектор, одна конкретная видовая роль, выполняя которую человек ощущал наслаждение, получал удовлетворение от своей жизни. Видовая роль представляла собой отдельную часть общей задачи по выживанию всей стаи. Только та стая, где выполнялись все видовые роли, имела возможность выжить и продолжить себя во времени.

Сегодня развитие человечества достигло такого уровня, что у каждого современного индивида присутствуют в среднем 3-5 векторов и более, в связи с этим психика человека значительно усложнилась, а психические процессы ускорились в разы. Несмотря на это в каждом векторе присутствуют все прежние желания, как и на заре человечества, изменились только способы их реализации.

Тот, кто раньше охранял пещеру и обучал мальчиков войне и охоте, . Тот, кто охотился и создавал запасы пищи, . Кто любовался закатом и высматривал опасных хищников в саванне, занимается искусством или медициной.

Однако всех нас объединяет один общий принцип, одно желание, присущее всем людям, независимо от векторального набора.

Принцип наслаждения

Чего мы хотим? Все без исключения!

Любви, богатства, уважения, славы, внимания, покоя?.. Ответ прост: абсолютно . Мы стремимся получать удовольствие от своей жизни, все наши поступки направлены только на это.

Каждый из нас имеет врождённый набор векторов – совокупность психологических свойств, определяющих наши желания, ценности, приоритеты. Реализуя свои желания мы получаем наслаждение, как результат сбалансированной биохимии головного мозга, ощущаем наполненность жизни, удовлетворение от собственных действий, счастье.

Отсутствие реализации природных потребностей ведёт к накоплению нехваток, дисбалансу биохимии головного мозга и возникновению негативных состояний психики – апатии, депрессии, страхов, фобий, обид, раздражительности, агрессивности и тому подобного. Такие негативные состояния заставляют нас наполниться любым способом, вплоть до архетипичного, только бы снять растущее напряжение.

Все мы стремимся к наслаждению, но никак не к страданию, именно это и толкает нас к действиям, а самое большое удовольствие мы можем получить, максимально реализуя свои качества на самом высоком уровне их развития согласно темпераменту современного человека. В каждом из восьми векторов свои желания и, соответственно, люди с разными векторами получают наслаждение от различных видов деятельности.

Психика кожника такова, что он с удовольствием сэкономит время, выполняя несколько дел одновременно. Анальник же, наоборот, строго последовательно доведёт свою работу до идеала без оглядки на затраченное время и силы. Уретральник всегда в первых рядах двигает свою стаю в будущее, чего бы это ему ни стоило, а для мышечника сливаются понятия пространства и времени в его любимом состоянии монотонии, в радости от физического труда.

Мы рождаемся для наслаждения, которое можем получить только реализуя собственные качества, то есть выполняя видовую роль. Тем самым мы приносим пользу обществу и делаем свой вклад в развитие всего человечества.

Частное наслаждение каждого из нас на самом деле намного объёмнее и значительнее, чем просто личная радость от хорошо сделанной работы.

Принцип удвоения

Реализация векторальных свойств – процесс постоянный. Нельзя наполниться раз и навсегда, как невозможно наесться на несколько дней вперёд. Однако выполняя одни и те же действия, реализуя своё желание на одном и том же уровне, со временем мы обнаруживаем, что ощущение наполненности уменьшается. В чём же дело?

Покорение одной и той же вершины уже не приносит альпинисту того пьянящего чувства радости, как это было впервые. Теперь нужна более высокая скала.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…» - как всегда точно подметил Владимир Высоцкий.

Каждое желание в каждом векторе требует своего удовлетворения. Частичное наполнение вызывает жажду более полной реализации, а полностью реализованное желание рождает удвоенное. После полной реализации одной потребности возникает новая, в два раза бОльшая и требующая удвоенных усилий для наполнения, но и дающая в итоге двойное наслаждение.

Жизнь это движение – усилия над собой, работа мысли, творческий поиск, созидательная деятельность, своего рода самосовершенствование, духовный рост без остановок в пути.

Кто-то стремительно движется по карьерной лестнице, кто-то становится профессионалом экстра класса, а кто-то, будучи топ-моделью, создаёт благотворительный фонд помощи детям. Это и есть наполнение растущего желания в зрительном векторе – , где для полного удовлетворения достаточно увидеть себя красивую на обложке журнала, до благотворительности, в которой возможна только отдача всего – своего времени и сил, эмоций, любви и сострадания, а наслаждение от такой реализации в разы полнее.

Безусловно, такой рост возможен только при исходно высоко развитом векторе. Реализация напрямую зависит от уровня развития векторальных свойств. Чем выше уровень развития, тем сложнее и объёмнее реализация и тем большее наслаждение человек может получить.

Желание «в себя», желание «наружу»

Наполнение векторов возможно двумя путями: вовнутрь, что означает получение удовлетворения напрямую в себя, это происходит на низком уровне развития вектора, и наружу, то есть во благо всего человечества, общества, коллектива, а потом уже себя, как члена этого общества. Отдача ради получения, созидание ради приобретения и наслаждения.

Реализация вовнутрь, для себя любимого – это архетипичный элементарный уровень психики, на котором могут быть удовлетворены наши желания. Он даёт маленькое кратковременное удовольствие, а значит требует постоянного повторения, чтобы наполнить нехватки хоть частично.

Это воровство, то есть добыча любой ценой, обогащение себя за счёт других, в то время как высокоразвитый кожный вектор наполняется путём инженерии или законотворчества, получение того же самого имущественного и социального превосходства только уже за счёт повышения собственной ценности, как специалиста, увеличения своего вклада в развитие общества, создания социальных благ.

Сложная психика современного человека намного больше, чем мелкое наполнение от реализации первобытной программы. Взрослый человек не получит такого удовольствия от игры в куклы, как от работы над сложным проектом в коллективе.

Сила желания в каждом векторе или темперамент современных людей растёт с каждым новым поколением, поэтому определяющим в жизненном сценарии человека является ответ на вопрос – как высоко смогут развиться свойства векторов до пубертата. Два полюса кожного вектора это либо отъявленный мошенник, вор и проходимец, либо талантливый инженер-конструктор, организатор, экономист.

Любой из восьми векторов – это только набор свойств, желаний, ценностей и приоритетов, а каким путём мы реализуем их – от этого зависит наше место в социуме и объём наслаждения от реализации.

Реализация наружу требует большего приложения усилий, но вместе с этим даёт наиболее полное удовлетворение от жизни, так как это наполнение на самом высоком уровне, который, собственно, и соответствует уровню темперамента современного человека.

Счастливое отражение в зеркале

Картину объективного мира мы можем создать исходя из собственного видения реальности, понимания, что для каждого из нас наиболее важно и ценно а что имеет второстепенную значимость. Наш взгляд на мир и своё место в нём определяют наши вектора. Инструментами деятельности психики современного человека являются врождённый темперамент, уровень развития и степень реализации природных качеств. А механизмы функционирования психики – это принцип наслаждения, удвоение желания и реализация вовнутрь или наружу.

Психика является самым сложным и многогранным свойством современного человека, и чем больше вы знаете о принципах функционирования психики, чем больше понимаете себя, свои желания и возможности, тем больше у вас шансов сделать себя счастливым, и не на треть или половину, а на все 100%.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)-5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Предмет;

Средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.


Таблица 3.2


Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.


Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)


Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

понятие и основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психика, мозг и организм; психика, поведение и деятельность; структура психики; структура сознания; соотношение сознания и бессознательного как факторов деятельности; основные психические процессы и состояния как формы проявления психики; свойства личности как формы проявления психики.

Понятие и основные функции психики . Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.

В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т.п. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека . Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить пол­ное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества состав­ляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначал­ся общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопреде­ленности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровож­дающей удовлетворение какой-то потребности - «на душе легче стало». По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений посте­пенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психи­ка». Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях : например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния .



Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи - головного мозга.

Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма от­ражения особым образом организованной материи. Психика - это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериаль­ное) отражение реальной действительности. Оно субъективно, индивидуально, свое­образно , так как внешние воздействия как бы преломляются че­рез призму знаний, опыта человека, его потребностей и интере­сов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т.п. Этим же оп­ределяется и другая особенность психического отражения действи­тельности - оно не только зеркально, но и избирательно : чело­век целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодей­ствует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как прави­ло, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт. Т.е., основное свойство психики заключается в отражении окружающей действительности, т. е. в активном построе­нии образа окружающего мира . Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Следовательно, активность выступает характерной особенностью психического . В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект , обусловленный системой ценностно-смысловых образо­ваний, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побужда­ет его проявлять соответствующую активность .

Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непре­рывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира . Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пони­манию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира .

Одной из особенностей психического является способность опе­режать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенден­ций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее . А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для пре­образования настоящего в интересах будущего. При определенном разви­тии психика способна к так называемому опережающему отраже­нию действительности , например проектированию и созданию новых продуктов, предвидению процессов и явлений (землетрясений, затмений солнца и т.п.). Выделяют три уровня психического отражения: досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный); сознательный , специфически человеческий уровень психичес­кого (условно-рефлекторный); послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный - автоматизмы, установки и т.п.). Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое .

Сознание человека - это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социаль­но-историческими обстоятельствами . Процесс раз­вития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накоп­ленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абст­рактный характер .

Психика человека, и в пер­вую очередь его сознание, - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и вклю­чения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Осо­бую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система - язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них инфор­мацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приоб­ретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется осо­бая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального во­ображения, эмоциональной и волевой сфер личности, форми­рование человеческих потребностей (эстетических, нравствен­ных, профессиональных и др.).

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики : побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и ис­полнения (знания, умения, навыки, привычки, способности че­ловека).

К числу других функций психики человека относятся: функ­ция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, на­копления опыта, самопознания.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы человека : а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые.

2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

Содержание психики человека определяется реальной действи­тельностью , которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических обра­зований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, эколо­гические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отно­шения личности и т. п. В психологии изучается и груп­повая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей. Под групповой, массовой психикой (общественной психо­логией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности . Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным со­держанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленно­стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до эн­тузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), дей­ственностью. Она складывается под влиянием ряда факторов:

Исторический опыт существования, жизнедеятельности рас­сматриваемой общности людей, социальной группы;

Прижизненный опыт этой социальной общности;

Опыт жизнедеятельности других подобных общностей лю­дей, который становится достоянием рассматриваемой социаль­ной группы;

Конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказа­лась эта социальная группа, общность людей;

Ведущий вид (и другие виды) деятельности данной соци­альной общности;

Особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей дан­ной общности и т.д.

Групповая, массовая психика представляет собой сложную со­вокупность социально-психологических процессов и явлений , социально-психологических феноменов, среди которых выделя­ются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации. Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и прояв­ления группового, массового сознания , психики: общие потреб­ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические фе­номены, которые не являются выражением массового, группово­го сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга , передачи ин­дивидуальной и групповой информации при возникновении кон­тактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуж­дение .

Психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов . Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнеде­ятельности человека.

Организм и психика. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность со­хранять относительное динамическое постоянство внутренней среды , которое составляет одно из основных свойств всего живого. Это свойство получило на­звание гомеостаза (от греческих homoios - равный и stasis - состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активно­го взаимодействия организма со средой : поглощаемые с пищей, водой и при га­зообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению це­лостности структурных элементов организма.

Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось не­сколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая . Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом . Три последние системы принимают участие в возникновении психи­ческих феноменов. Эндокринную систему образуют несколько желез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими железа­ми, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обмен­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Они интенсифицируют или ослабля­ют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нару­шений гомеостаза. Активность железы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организ­му в данных условиях, она усиливается и наоборот , определяясь как внутренними, так и внеш­ними факторами. Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим цен­тром регуляции эндокринных функций является гипоталамус - особое образо­вание в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокрин­ных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуля­ции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуля­ция, т. е. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной - это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и длительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер , т. е. проявляется в том мес­те, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера , поскольку гор­моны разносятся кровью по всему организму . Например, как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутрен­ней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голо­да, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями железы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной система­ми. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определенные органы. Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях орга­низма на стресс, когда происходит мобилизация всех сил для бегства, отраже­ния нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуа­ции.

Живой организм представляет собой открытую систему. Поддержание внутренних условий его существования возможно толь­ко за счет непрерывного обмена веществом с окружающей средой. В процессе эволюции одним из механизмов приспособления к окружающей среде , очень важным по последствиям, стала способность к перемещению в пространстве. При изменении условий существования в данном месте в небла­гоприятную сторону организм, обладающий этой способностью, может переме­ститься в более благоприятные условия . С обретением этой способности воз­никла необходимость в особых органах, информирующих организм о происхо­дящих при этом изменениях в окружающей среде. При этом важным условием выживания становится знание об этих измене­ниях, оно обязательно должно предшествовать наступлению биологически зна­чимых событий . Поэтому в процессе эволюции сформировалась система, которая взяла на себя функцию упреждающей регистрации биологически значимых событий - психика. Психика возникает тогда, когда возникает система специализирован­ных клеток, обладающих чувствительностью к биологически нейтральным воз­действиям в отличие от раздражимости - свойственной любой живой клетке способности реагировать на биологически значимые воздействия. Психика возникает тогда, когда появляется способность строить образ окру­жающей среды, в котором находят отражение ее свойства. Психический образ окружающей среды строится на основе активных преобразований нервной си­стемой информации, которую доставляет к чувствительным клеткам, рецепто­рам, энергия биологически нейтральных средовых воздействий - энергия элек­тромагнитных излучений определенного спектра, энергия звуковых волн, хими­ческая энергия веществ. При этом количества энергии достаточно для того, чтобы доставить информацию, но далеко не достаточно, чтобы причинить вред организму. Средства доставки организму информации о происходящих вокруг событиях должны быть надежными , т. е. они всегда должны быть в наличии. Этими сред­ствами являются те наиболее устойчивые физические и химические свойства среды, которые присутствуют постоянно или значительную часть времени . Это - световое излучение, воздушная среда, растворенные и летучие химиче­ские вещества, сила гравитации, само по себе тело животного, которое для нерв­ной системы при построении ею образов выступает чем-то внешним, под­контрольным. Средовые факторы, служащие средством доставки информации нервной системе, обладают одним очень важным свойством - они способны к изменениям, в которых в определенной форме воплощается и таким образом «переносится» структура свойств объектов: частота отраженных колебаний, их амплитуда, последовательность и длительность. Структура этих изменений, в свою очередь, переносится на структуру ответных изменений, наступающих в нервной системе при ее взаимодействии со средой , порождая ее психический образ. Таким образом, психика животных развивается одновременно со все усложняющимися перемещениями в пространстве, а качества психических образов определяются средой обитания этих животных. Процесс построения психических образов неразрывно связан с процессом приспособления к данной среде при активном перемещении в ней .

Для успешного перемещения организма в пространстве нервная система должна также хорошо «знать» взаимное расположение частей тела. Психическим образом, который при этом возникает, является так называемая «схема тела» , представляющая со­бой устойчивую психическую структуру, в которой отражена конструкция тела, его пропорции, масса, скоростные характеристики, которые принимаются в рас­чет при построении движений и согласовании их с особенностями наличной фи­зической среды . У каждого человека - свой собственный образ своего собствен­ного тела. В его формировании, как и в формировании любых других образов у человека принимают участие социальные факторы. Итак, потребность в объектах и средовых условиях определяется особеннос­тями строения и физиологии организма данного вида, а также его индивиду­альными особенностями. Сохранение гомеостаза обеспечивается потреблением характерных для вида веществ и пребыванием в определенных средовых усло­виях. У животных поведение, связанное с удовлетворением потребностей, при­обретает определенную форму, которая зависит от характера необходимых для этого объектов и условий и строения тела . Объекты, условия и схема тела пред­ставлены животным в виде психических образов. Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу - биологи­ческую и социальную . С биологической точки зрения его поведение определяет­ся необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий , однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются со­циально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личнос­ти - совокупности социально обусловленных и социально значимых психоло­гических свойств . Существование человека как личности тоже связано с сохранением своеобразного «личностного гомеостаза». Он представляет собой сово­купность некоторых обязательных условий, соблюдение которых только и по­зволяет человеку существовать как личности . «Личностный гомеостаз» задает­ся некоторыми социально обусловленными «константами», существенное изме­нение которых влечет за собой тяжелые последствия для личности. К таким, условно говоря, константам можно отнести, например, самооценку (или Я-концепцию) и интериоризированные, т. е. усвоенные личностью, ставшие для нее внутренним императивом, социальные нормы и ценности. Их колебания, свя­занные с совершением определенных социально значимых поступков, болезнен­но отражаются на внутреннем состоянии личности, что проявляется в форме тревоги, гнева или чувства вины. Таким образом, поведение человека как организма и личности определяется как биологическими, так и социальными потребностями, к числу которых П. В. Симонов относит прежде всего потребность следовать социальным нор­мам, производными от которой являются потребности в уважении, привязанно­сти и любви окружающих.

В силу особой роли, которую в организации поведения играют знания об окружающем мире и его образ, потребность познания, которая у человека зани­мает особое место, также играет самостоятельную роль в структуре потребнос­тей животных .

Психика и мозг . Материальной основой психического выступает головной мозг . Для понимания психики человека, ее материальных основ важно уяснить ряд фундаментальных положений физиологии ВНД, фи­зиологии головного мозга, нервной системы человека. К их числу в первую очередь относятся следующие.

Функционально нервная система человека выполняет две ос­новные задачи . С одной стороны, она обеспечивает взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических сис­тем организма человека , а с другой - взаимодействие организ­ма как целостной системы со средой . И. П. Павлов отмечал, что «деятельность нервной системы направляется, с одной сторо­ны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и с другой - на связь организма с окружающей средой, на урав­новешивание системы организма с внешними условиями».

Нервная система человека имеет определенное строение: а) первичным элементом нервной системы является нервная клетка (нейрон). Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксона), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов) , вьющихся у тела клет­ки. Общая протяженность отростков самых больших клеток иног­да достигает 1,5 м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Про­стейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток. Места контактов нервных клеток называются синапсами. Че­рез них нервные импульсы передаются от одной нервной клетки на другую. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток пе­редает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отрос­ток на другую нервную клетку или орган. В большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи: прове­дения нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе («сенсорный нейрон»); проведения нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения («двига­тельный нейрон»); проведения нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому («нейрон ло­кальной сети»). Связь организма со средой является функцией не отдельных клеток, а нервной системы в целом;

б) по расположению в организме и функциям нервная систе­ма делится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из отдельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводнико­вую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (ре­цепторов) в центр и от него к исполнительным органам. Цент­ральная нервная система состоит из головного, промежуточного и спинного мозга .

Головной мозг, в свою очередь, состоит из переднего, среднего и заднего мозга. Основная функция головного мозга - управляющая, обработка поступившей от периферии информа­ции и выработка «команд» исполнительным органам .

В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг, в котором сосредоточены центры управления дыханием, сердечной деятельностью, работой желудка, кишечного тракта и т.д. Здесь же находятся ядра (5-12) черепно-мозговых нервов, осуществляющие управление слюноотделением, мышцами лица, пищеварением, языкоглотательными и языкодвигательными дви­жениями. В продолговатом мозге находится четвертый желудо­чек головного мозга.

Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены ядра зрения и слуха и осуществляется координация работы этих органов чувств .

Средний мозг переходит в промежуточный, в котором нахо­дятся центры вегетативной нервной системы, центры желез внутренней секреции: гипоталамус – координатор функций всех желез; гипофиз - управляет обменом веществ в организме. Здесь же находится третий желудочек головного мозга .

Структурно-функционально выделяется также конечный мозг. Это два полушария, а также кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящее из тел нервных клеток - серое вещество), подкорка и белое вещество - отростки нервных клеток. Здесь же находятся и два боковых желудочка головного мозга. Особую роль играет мозжечок, осуществляющий координацию движений, пла­стику тела, обеспечивающий тонус организма .

Кора головного мозга и подкорковые структуры, входящие в передний мозг, осуществляют высшие психические функции, свя­занные с мышлением и сознанием человека , осознанием своего «Я», ценностей бытия, жизни.

В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имею­щие прямое отношение к психической деятельности человека, к его психическим процессам, состояниям, свойствам: таламус, ги­поталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп . В генезисе поведения человека можно выделить особую роль четырех мозговых структур:

гипоталамус - источник и своеобразный генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирую­щую в данное время;

миндалина - структура, распределяющая силу доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечи­вающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;

неокортекс (лобная кора) - его функция состоит в превраще­нии информации, поступающей от органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость;

гиппокамп - обеспечивает фильтрацию, сортировку поступа­ющей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.

Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобраз­ным «оперативным штабом желаний», потребностей человека.

Ведущую роль в создании высших психических функций иг­рает кора головного мозга. Она представляет собой серое веще­ство , состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток и имеет 7 слоев. Она состоит из новой коры, новообразований го­ловного мозга (неокортекса) и старой коры, старообразований (кортекса) .

Кора головного мозга функционально организована. В ней вы­деляют :

лобные доли, поля головного мозга. В них находятся двигатель­ные центры, речевой центр (имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функцио­нирует; у левшей центр речи находится в правом полушарии, а в левом не функционирует), представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека), осуществляет­ся аналитическая деятельность мозга, моторика речи. Все это ла­теральная (наружная) часть, поверхность головного мозга ;

височные доли (поля) головного мозга . Здесь находятся центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи (слышим речь и здесь же идет ее расшифровка, понимание), осуществляются экспрес­сивные функции речи . В понимании речи принимают участие и лобные доли (поля). В этой же части головного мозга, в его меди­альной (внутренней) поверхности находятся центры радости, горя, удовольствия, страха, безопасности, сексуального влечения. На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находит­ся центр «веры» (но основная его часть - в височном поле);

теменные поля обоих полушарий имеют центры чувствительно­сти (боль, тепло, холод, острое, тактильное). Этот центр наибо­лее развит у слепых и слепоглухих. Здесь же находится центр му­зыкального понимания ;

затылочные поля, доли осуществляют анализ зрительной ин­формации : свет, цвет.

Таким образом, головной мозг человека состоит из :

1) продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка;

2) четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в проме­жуточном и продолговатом мозге);

3) функциональных полей: лобное, височные, теменное, за­тылочное;

4) серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (от­ростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желу­дочках головного мозга и в стволе спинного мозга).

Есть и другие классификации отделов нервной системы. Так, часть центральной и периферической нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют вегетативной нервной системой (или висцеральной, от лат. «висцера» - внутренности). Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляю­щая высшую нервную деятельность, называется анимальной .

Нервная система человека функционирует как единое целое . Это относится и к ее ведущему элементу - головному мозгу, в системной деятельности которого главным распорядителем явля­ется его наиболее молодой отдел - кора больших полушарий.

Головной мозг имеет сложное вертикальное строение , систе­мы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубин­ными структурами , объединяющимися для выполнения опреде­ленных жизненно важных функций и представляющих собой иерархизированные функциональные единицы мозга . И. П. Пав­лов выделял целую группу таких образований - анализаторов, к которым относят: зрительный, слуховой, обонятельный, осяза­тельный (тактильный), вкусовой, вестибулярный (регулирующий положение тела в пространстве), двигательный (кинестезический), химический (реагирующий на изменения состава крови и внутри­клеточного вещества), барорецептивный (приспособленный к раз­дражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах), речедвигательный .

Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отде­лы могут иметь три уровня функциональной активности: относи­тельного физиологического покоя, возбуждения, торможения .

Состояние относительного функционального покоя характери­зуется отсутствием выраженных проявлений какой-то активности (движения, выделения того или иного вещества специальным органом и т.п.). Однако при этом протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятель­ности и готовности реагировать в нужный момент.

Возбуждение - это процесс повышенной активности в резуль­тате воздействия на то или иное нервное образование каких-то факторов (раздражителей). По источнику они могут быть внешни­ми и внутренними, по природе - химическими, механически­ми, электрическими, температурными и т.д. Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе .

Торможение - процесс ослабления или прекращения функци­ональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, уга­санию связей в нервной системе. Особой формой торможения яв­ляется запредельное торможение, вызываемое чрезмерной силой раздражителя. При этом возбуждение в определенных центрах мак­симально усиливается, переходит в свою противоположность - торможение, что является своеобразным защитным механизмом нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах. Для человека сила раздражителя опре­деляется не только его физическими особенностями (яркостью, громкостью и т.д.), но и степенью значимости для данного чело­века .

Любая реакция организма возможна лишь тогда, когда в нерв­ной системе возникает возбуждение, распространяющееся от ре­цепторов через центральную нервную систему к исполнитель­ным органам (эффекторам).

Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и тор­можения находятся в движении. Динамика движения и взаимо­действия этих процессов является основным механизмом высшей нервной деятельности и подчинена определенным законам.

Основными законами функционирования высшей нервной де­ятельности являются :

иррадиация - распространение, расширение охватываемой воз­буждением или торможением зоны в коре головного мозга. Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в актив­ную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможе­ния сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна);

индукция, суть которой состоит в том, что возникший в опре­деленном участке коры головного мозга процесс стимулирует воз­никновение обратного процесса в соседних зонах . Именно поэто­му не следует отвлекать разговорами человека, занимающегося той или иной деятельностью, например вождением машины, уп­равлением сложными техническими системами, решением мате­матических задач и т.д.;

концентрация возбуждения или торможения как обратный ир­радиации процесс. Например, сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением так называемого доминант­ного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господст­вующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции . По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способ­ности к суммированию энергии возбуждения в других отделах мозга.