Задачи:

Оснащение урока: Задачи:

Ø пропагандировать здоровый образ жизни;

Ø формировать у учащихся активную позиции по данной проблеме;

Ø закреплять знания правил личной гигиены;

Ø развивать общую культуру личности учащихся, расширять кругозор;

Оснащение урока: плакаты, музыкальное оформление, упаковки от продуктов, макет дворца «Школа Здоровья», таблички «Здоровый человек», «Правильное питание», фрукты для призов, корзинки, рисунки детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

МОУ «Научно-методический центр»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Внеклассное занятие-игра

для начальной школы «Путешествие в школу здоровья»

(в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Воспитать человека»)

Вялова Елена Петровна

Губкин 2011

Цель работы: формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни

Задачи:

Оснащение урока: плакаты, музыкальное оформление, упаковки от продуктов, макет дворца «Школа Здоровья», таблички «Здоровый человек», «Правильное питание», фрукты для призов, корзинки, рисунки детей.

Действующие лица в сценке: девочка, бабушка.

На стенах висят плакаты:

Чисто жить – здоровым быть!

Здоровье – дороже золота.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Под детские песни учащиеся рассаживаются в на скамейки в спортивном зале.

ХОД занятия:

  1. Вступление. – Давайте немножко с вами познакомимся (приветствие пальчиками)

Учитель : - Сегодня у нас необычное занятие – мы с вами совершим небольшое путешествие в Школу здоровья. А еще соревноваться в ловкости, быстроте, выносливости. Вы узнаете, как нужно заботиться о своем питании, а значит и о своем здоровье, какие продукты кушать, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми.

Я хочу рассказать вам одну сказку:

В одной сказочной стране на берегу прекрасного моря стоял дворец (учитель выставляет макет дворца) . В нем жил правитель, у которого было 3 сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали ему взаимностью. Дети росли добрыми, послушными, трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - дети часто болели. Правитель пригласил во дворец самых мудрых людей страны и спросил: “Почему люди болеют? Что надо сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?” Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: “Здоровье человека зависит во многом от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях” Выслушал правитель мудреца и приказал открыть школу Здоровья(надпись на дворце – «Школа Здоровья» )для всех детей страны.

Сегодня мы отправимся в школу Здоровья.

У нас есть две команды. Первая зовется «Убегайки», а вторая «Догоняйки» (первому сидящему на скамейке ученику прикрепляутся название команды).

Дети читают стихи.

1 ученик.

Приветствуем всех, кто время нашел
И в школу к нам за Здоровьем пришел.
Пусть ветер холодный стучится в окно,
А в зале у нас тепло и светло.

2 ученик.

Быть здоровыми хотят
Взрослые и дети.
Как здоровье сохранить?
Попробуем ответить.

Занятие 1. «Здоровый человек»

Учитель: – Какого человека называют здоровым? Мы это узнаем после того, как вы выполните задание. На столе разложены карточки, характеризующие человека. Выберите только те, которые можно сказать о здоровом человеке и прикрепите их к стене (на стене двусторонний скотч).

Здоровый человек – это …………….человек. (выполняется в виде эстафеты по командам).

  • бодрый медлительный ленивый
  • рассеянный слабый боязливый
  • хорошая память грустный энергичный

Подведение итогов 1-го конкурса (за победу в конкурсе учитель вручает фрукт, дети кладут его в корзинку)

Учитель : А теперь отдохнем немного. Отвечайте дружно хором " Это я, это я, это все мои друзья ", если вы со мной согласны. Если это не про вас, то молчите, не шумите.

Вопросы для обучающихся:

Кто из вас всегда готов жизнь прожить без докторов;

Кто не хочет быть здоровым, бодрым, стройным и веселым;

Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру;

Кто мороза не боится, на коньках летит, как птица;

Ну а кто начнет обед жвачкой с парою конфет;

Кто же любит помидоры, фрукты, овощи, лимоны;

Кто поел и чистит зубки регулярно дважды в сутки;

Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей;

Кто согласно распорядку выполняет физзарядку;

Кто, хочу у вас узнать, любит петь и отдыхать?

  1. Второе занятие в нашей школе «Правильное питание»

Учитель: Отправляемся на занятие под названием «Правильное питание». Мы узнаем, какие продукты полезны и необходимы человеку, научимся выбирать полезные продукты, узнаем правила питания. Пока вам я буду загадывать загадки, 2 девочки подготовятся участвовать в сценке. Ты будешь девочка Варюша (девочке прикрепить бантик), а ты – бабушкой Люсей

(завязать платок)

Девочки прочитайте свои слова, научитесь их читать выразительно, с интонацией.

А вам, ребята, сейчас загадаю загадки.

Чистое небо, да не вода

Клейкое, да не смола

Белое, да не снег

Сладкое, да не мёд.

От рогатого берут

Малым детям дают. (Молоко)

Чай кладу её порой,

Чай становится такой

Вкусный, ароматный,

Витамином С богатый. (Лимон)

3) Всем к обеду нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

Твоему мячу подобен,

Только вкусен и съедобен.

Хоть зеленые бока,

Мякоть красная сладка. (Арбуз)

Красная и белая.

Вкусная, спелая.

И черна она бывает.

Кто ее здесь угадает? (Смородина)

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки -

Собираем огоньки. (Земляника)

К вредным или полезным продуктам вы бы отнесли наши отгадки? Почему?

3) Анализ ситуации

Сейчас ребята разыграют стихи С. Михалкова "Про девочку, которое плохо кушала". - А вы, ребята, готовьте ответ на такой вопрос "Какую еду выбрала внучка?" Внимательно слушайте стихотворение.

(ученики рассказывают стихотворение в виде сценки)

Раз бабулю Люсю посетила внучка,

Крохотная девочка, милая Варюша.

Бабушка от радости накупила сладостей,

Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.

Бабушка -Кушай, Варечка, скорей будешь крепче, здоровей.

Вырастешь такая - умная большая.

Глазки будут меткими, зубки будут крепкими,

Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.

Варюша. -Не хочу, бабулечка, выпью только сок.

Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:

Бабушка - Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.

Морщит Варя носик - есть она не хочет.

Варюша - Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,

Но компот, конфеты мороженое - это главная еда

Остальные все продукты – ерунда

Бабушка - Расскажите, дети, Варе, что же с ней произойдет,

Если будет кушать Варя лишь конфеты и компот?

Учитель:

Какую же еду выбрала внучка? (Ответы детей)

А что же произойдёт, если Варя будет кушать конфеты, компот и мороженое? (Ответы детей)

Какие продукты предлагала бабушка? (Ответы детей)

А что обязательно нужно сделать перед едой?

Доктора нам советуют: чтобы правильно питаться, нужно выполнить два условия: разнообразие и умеренность. А что такое умеренность?

Задание.

Давайте посмотрим, сможете ли вы отделить вредные продукты от полезных.

(на стуле в коробочке для каждой команды лежат продукты, упаковки от чипсов, йогурта, молока, кефира, жвачки, чая, лапша быстрого приготовления и т.д.) вам нужно перепрыгивая через скамейку, добежать до коробочки, взять полезный продукт и принести его своей команде. Назад просто бежать.

Проверка, объяснения детей. Вручение призов.

Учитель : Существуют золотые правила питания, которые вы должны выполнять. Я познакомлю вас с ними.

Главное не переедайте.

Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу.

Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.

Воздерживайтесь от жирной пищи.

Остерегайтесь очень острого и солёного.

Ешьте овощи и фрукты - они настоящие хранилища витаминов.

Не увлекайтесь сладостями. Сладостей тысячи, а здоровье одно.

А чтобы вы их не забыли, получите памятку по правилам питания.

Учитель : Друзья, у меня есть для вас стихи, но их прочесть поможете вы.

Как только руку подниму я вверх, слово "здоровье" произносят все!

Законы ____________ должны мы твердо знать!

Свое ____________ беречь и охранять!

Много значит!

Всех важней!

Итог.

Учитель: Ребята!

Когда нужно начинать заботиться о своем здоровье?

Кого можно назвать счастливым человеком?здоровый человек по-настоящему счастлив.

- А теперь посчитайте свои призы. Как сделать так, чтобы все попробовали каждый фрукт? (предложения детей)

Ребята, мы сейчас сделаем вкусный фруктовый салат с йогуртом, каждый сможет его попробовать. Будет вкусно и полезно. Приятного аппетита!

Тема: Внеклассное занятие-игра

для начальной школы «Путешествие в школу здоровья».

3 класс. Классный руководитель Вялова Елена Петровна.

Форма занятия: нетрадиционная –игра-путешествие с элементами спортивных эстафет.

Такая форма проведения занятия существенно повышает интерес к преподносимому материалу, обеспечивает активное участие в мероприятии всех детей класса. Для третьеклассников такая форма проведения интересна.

При подготовке к занятию нами были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к урокам физической культуры, уровень знаний для детей данного возраста.

Цель: формировать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни через применение активных форм работы.

Задачи:

  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • формировать у учащихся активную позиции по данной проблеме;
  • закреплять знания правил личной гигиены;
  • развивать общую культуру личности учащихся, расширять кругозор;

Применяемые нами методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность; практические: частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Формы организации деятельности на уроке : фронтальная, групповая.Активность учащихся на разных этапах урока была высокой. Вначале была сказка, затем задания на мышление с эстафетой, потом коллективное задание на внимание, загадки с инсценировкой, практическое задание.Последнее задание убедило детей, что продукты нужно выбирать внимательно, не все являются полезными для организма.

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Вывод: игра прошла на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Такая форма проведения внеклассных занятий дает детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, обучаться играя. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 1 Лобанова А.Л. жизни образ Здоровый

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу» Я УМЕЮ ДУМАТЬ, Я УМЕЮ РАССУЖДАТЬ, ЧТО ПОЛЕЗНО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ, ТО И БУДУ ВЫБИРАТЬ!

Главные факторы здоровья: движение; питание; режим; закаливание.

« Профилактика лечения в бесконечности движения» Занимайтесь физкультурой и спортом!

Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Движение – это жизнь. Вопросы: а) Почему нужно много двигаться? б) Чем полезны зарядка, занятие спортом, игры на свежем воздухе?

У природы есть закон – счастлив будет только тот, кто здоровье сбережет. Прочь гони-ка все хворобы! Поучись-ка быть здоровым!

«Не сутулься!» «Сиди прямо!» У стройного человека правильно формируется скелет! При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку, селезенке и другим важным органам.

Режим, одно из главных слагаемых здорового образа жизни Режим дня – это правильное распределение времени, на основные жизненные потребности человека.

РЕЖИМ ДНЯ Как проснулся, так вставай, Лени волю не давай, И зарядку выполняй. На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «Раз!»

Приучи себя просыпаться и вставать каждый день в одно и то же время; - выполняй каждый день утреннюю зарядку; - следи за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта; - старайся есть в одно и то же время. РЕКОМЕНДАЦИИ

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Содержи в чистоте свое тело, одежду и жилище. 2 . Правильно питайся 3. Правильно сочетай труд и отдых 4 . Больше двигайся! 5. Не заводи вредных привычек

Здоровый мир - путь к успеху!

В презентации использованы материалы с сайтов: http:// www . viri . rdf . ru http:// school- collection.edu.ru http: // www .21412. edusite . ru http:// sr.karelya.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Аннотационная карта

Номинация фестиваля конкурса

Актуальные вопросы обновления содержания и технологии преподавания учебных предметов в условиях перехода на ФГОС.

ФИО участника фестиваля-конкурса: педагогических идей: «Калейдоскоп профессиональных находок».

Прохорова Юлия Анатольевна

Должность

Учитель -логопед

Наименование ОУ

МБОУ «СОШ № 27»

Краткая аннотация материала

Внеклассное мероприятие по пропаганде ЗОЖ для учащихся начальной школы «Если хочешь быть здоров»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по правилам здорового образа жизни.

Задачи:

    Систематизировать знания о правилах здорового образа жизни;

    Дать возможность ученикам продемонстрировать свои творческие способности при выполнении заданий по указанной теме, развивать логическое мышление, смекалку, память;

    Оказывать педагогическую поддержку в умении слышать капитана, проявлять личную инициативу и нести коллективную ответственность за принимаемые решения.

Ход занятия

Скажите, что такое здоровый образ жизни? (ответы учащихся)

Здоровый образ жизни -это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Ребята, все мы хотим быть здоровыми. Никому не хочется болеть, лежать в постели, глотать таблетки, чувствовать боль.

А для того, чтобы не болеть, каждый человек должен хорошо знать себя, свой организм. Знать, как работают его органы: сердце, лёгкие, мозг, мышцы. Знать, что полезно твоему организму, а что вредно. Знать, как правильно питаться, вести здоровый образ жизни. В этом нам помогают книги, из книг мы получаем знания обо всём на свете, в том числе и о здоровье.

Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить, обсудить и закрепить правила, полезные для нашего здоровья. Ребята, поднимите руки те, кто ведет здоровый образ жизни. Все! Сейчас мы это проверим. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Я задаю вам вопросы, а вы хором отвечаете ДА или НЕТ.

Регулярно чистить зубы?

Побольше смотреть телевизор?

Соблюдать режим дня?

Делать зарядку по утрам?

Кушать много сладкого?

Гулять на свежем воздухе?

Кушать овощи и фрукты?

Мыть руки перед едой?

Пить с товарищем из одного стакана?

Заниматься спортом?

Сидеть за партой ровно?

Я вам верю, вы правильно ответили на все вопросы.

Сейчас мы с вами проведём небольшую разминку, после чего приступим к вопросам игры брейн-ринг.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши!

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет

    Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

    Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем невкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

    Говорила маме Люба:

Я не буду чистить зубы.

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Будет ваш каков ответ?

Молодчина Люба?

    Ох, неловкая Людмила

На пол щетку уронила.

С пола щетку поднимает,

Чистить зубы продолжает.

Кто даст правильный ответ?

Молодчина Люда?

    Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

    Зубы вы почистили

И идете спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Чтобы зубы укреплять,

Полезно гвозди пожевать.

Это правильный совет?

    Запомните совет полезный:

Грызть нельзя предмет железный.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Молодцы же вы, ребятки,

Будет все у вас в порядке!

А теперь, ребята, вы должны разбиться на 2 команды, каждая команда придумывает себе название. Мы начинаем игру Брейн-ринг «Если хочешь быть здоров».

Раунд 1. Знаешь ли ты?

Вопросы первой команде:

1. Какой орган человека сравнивают с насосом? (сердце)

2. Какую функцию выполняет кожа? (защитную)

3. Почему вреден для человека алкоголь?

4. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)

5. Ношу их много лет, а счету им не знаю (волосы)

Вопросы второй команде:

1. Какой орган человека сравнивают с компьютером? (мозг)

2. Какие охранные посты не пропускают в твоё тело невидимых врагов-микробов, вирусов, пыль и грязь? (кожа, нос, миндалины)

3. Для чего нужны человеку брови, ресницы, слёзы? (для защиты глаз)

4. Живёт мой братец за горой, да не встретится со мной (глаза).

5. Всегда во рту, да не проглотишь (язык).

Раунд 2. Гигиена – основа здоровья

Бывают на свете такие дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся!» - они не умываются. Когда им говорят: «Не лезь на дерево!» - они лезут. Для таких детей писатель Г. Остер придумал «Вредные советы».

Никогда не мойте руки. Шею, уши и лицо. Это глупое занятье не приводит ни к чему. Вновь испачкаются руки. Шея, уши и лицо. Так зачем же тратить силы. Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно. Никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова.

Вопросы первой команде:

1. Почему, обязательно 2 раза в день, мы должны чистить зубы?

2. Почему при кашле и чихании надо закрывать нос и рот платком или хотя бы рукой?

3. Как вы думаете, что правильнее: вымыть пол мокрой шваброй, или подмести сухим веником?

Вопросы второй команде:

1. Почему перед едой нужно обязательно мыть руки?

2. К чему может привести вредная привычка - грызть ногти?

3. Почему человек ежедневно, или хотя бы 1-2 раза в неделю должен мыться под душем или в бане, или в ванной?

Раунд 3. Правильное питание – залог здоровья

Питание должно быть полезным и разнообразным. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, много думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи). А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться (овощи, фрукты, молочные продукты). Но не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

В конкурсе «Угадай полезные продукты» участвуют по одному игроку из каждой команды, на размышление даётся по 2 минуты. Разложите карточки с названиями продуктов по–полезности. В одну стопку - полезные, в другую – вредные. Объясните почему.

На слайде будут показаны продукты, а ребятам нужно выписать на доске только полезные продукты.

Раунд 4. Загадки по теме «Спорт и здоровье»

    Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна (зарядка).

    Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса (велосипед)

    Дождик тёплый и густой,

Это дождик не простой:

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов (душ).

    Он с тобою и со мною

Шёл лесными стёжками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками (рюкзак)

    Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих-

Что за кони у меня? (коньки).

    Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет (спорт).

    Чтоб большим спортсменом стать

Нужно очень много знать.

И поможет здесь сноровка

И, конечно, (тренировка).

Итак, ребята. Вы все молодцы. Давайте поведем итог нашего занятия.

Скажите, что в ходит понятие «здоровый образ жизни»? (ответы учащихся)

Хорошо, а теперь давайте еще раз посмотрим на доске и прочитаем, что относится к здоровому образу жизни.

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями, я надеюсь, что сегодняшний день не прошёл даром, вы много полезного для себя почерпнули, узнали. Будьте всегда здоровы, активны, жизнерадостны!

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути

важнейшее условие». (С. Я. Маршак)

Формирование здорового образа жизни в начальной школе.

Сохранение жизни, здоровья и развитие детей – основное направление организации учебно-воспитательного процесса.

Коллектив нашей школы работает над темой «Изучение и внедрение современных технологий формирования ЗОЖ младших школьников и дошкольников».Главной отличительной особенностью здоровьесберегающей педагогики является приоритет здоровья, т.е.грамотная забота о здоровье, как обязательное условие образовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье и принимают на себя солидарную ответственность за результаты.

Организация внеурочной деятельности учащихся в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС о существляется через кружок «В здоровом теле - здоровый дух», что способствует формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, закаливанию организма.

В школе ведётся 3 часа физической культуры, проводятся ежемесячно дни здоровья, спортивные субботы.

Предмет «Культура здоровья» изучается интегрировано в рамках предмета «Физическая культура».

Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья является программа обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений (Жуков О.Ф. Образовательная программа «Культура здоровья» для учащихся 1 - 11 классов / О.Ф. Жуков, М.И. Лукьянова. – Ульяновск: УлГУ, 2011.)

Цель программы «Обучение культуре здоровья»:

Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

Формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;

Обучение ребенка самопознанию;

Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

Обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;

Обучение здоровому питанию;

Профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);

Формирование физической культуры личности;

Программа состоит из семи разделов:

Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей.

Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, аудио - визуальные методы подачи материала.

В образовательном учреждении проводится большая разъяснительная работа среди детей о необходимости двигательной активности, о профилактике различных заболеваний, о вредных привычках. Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня школы позволяет значительно повысить двигательную активность учащихся, решить ряд задач оздоровительного и воспитательного характера, укрепить здоровье, вызвать у них положительные эмоции, которые, в свою очередь, способствуют повышению умственной работоспособности, успешному усвоению знаний.

К оздоровительным задачам в дошкольной группе относятся: охрана здоровья и всестороннее физическое развитие ребёнка через закаливание, совершенствование функций организма, повышение активности, создание бодрого и жизнерадостного настроения.

Эти задачи решаются организацией режима дня, правильного питания, оздоровительных мероприятий и физического воспитания.

Так же школа ведет большую работу с родителями учащихся. На родительских собраниях им дается информация о диспансеризациях, а также о сезонных эпидемиях и инфекционных заболеваниях и путях борьбы с ними. В этом году на родительских собраниях рассмотрены следующие вопросы:

1.Организация горячего питания.

2.Безопасность детей в летнее время.

3.Профилактика гриппа.
4.Профилактика негативных проявлений среди обучающихся.

5.Бытовой детский травматизм и его профилактика.

В летний период все желающие учащиеся могут поправить здоровье и отдохнуть в школьном оздоровительном лагере «Солнышко» . По данным опроса детей наиболее высокий эмоциональный отклик получили спортивные мероприятия, походы по родному краю, участие в проекте «Мы и дорога», тренировочная игра по ПДД «Безопасное колесо». Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинство игр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть и укрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получали не только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомства.
С ребятами проводилась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, о безопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе и взаимопомощи.

Специалисты во многом связывают неблагополучие здоровья учащихся с невозможностью школьников получать полноценное, в том числе горячее, питание в своих школах. Решение этой проблемы с полным основанием можно рассматривать как здоровьесберегающую технологию, дополняющую образовательные технологии сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Для учащихся и воспитанников разработано цикличное 10-дневное меню, разнообразное, витаминизированное.

В школе разработаны программы: «Здоровое питание школьников», «Обеспечение овощами».

В прошедшем учебном году количество питающихся по школе – 21 (100 %). Бесплатно питались – 5 человек (24 %)
Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится С-витаминизация блюд.

Программа спортивно-оздоровительного воспитания учащихся в школе.

В плане вос питательной работы школы учебный год реализовывалась

программа спортивно-оздоровительного воспитания учащихся.

Задачи. Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья учащихся.

Большая работа проводится по формированию у учащихся здорового образа жизни. Регулярно проводятся беседы для учащихся, с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 1-м классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, негативно высказываются против употребления ПАВ и верят в действенность профилактических мер. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗОЖ, стараются его придерживаться. Проводятся беседы о здоровом образе жизни («Я здоровье берегу - сам себе я помогу», «Соблюдай режим дня»), которые помогают становлению у детей санитарно-гигиенических навыков. Успешное действие оказывает «Родительский лекторий» по санитарной пропаганде. Фельдшер ФАП проводит беседы в классах и на родительских собраниях по профилактике инфекционных заболеваний («Методы оздоровления детей в домашних условиях»), профилактике школьного травматизма, осуществляет регулярный осмотр детей на предмет кожных заболеваний и педикулеза. В школьном коридоре оформлен стенд «Уголок здоровья». Классными руководителями регулярно проводятся беседы с просмотром презентаций о здоровом образе жизни «Если хочешь быть здоров», профилактике простудных и инфекционных заболеваний «Витаминотерапия», «Профилактика гриппа», соблюдение режима дня, дни здоровья. В рамках дня здоровья, с детьми было проведено занятие по спортивным соревнованиям «Гонка за лидером», специалистом спортивной школы Захаровым Е.В. В школе во время Олимпиады проводились Малые Олимпийские игры. За достижениями наших спортсменов дети следили каждый день и выставляли на стенде золотые, серебряные, бронзовые медали. Познакомились с историей Олимпийских игр, паралимпийскими играми. Также в рамках Всемирного дня здоровья проводятся классные часы с презентацией, спортивные мероприятия.

С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды базовых видов спорта осуществляются программы физического воспитания и здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируется сборная команда школы для участия в районных соревнованиях. Дети принимают участие в легкоатлетических, лыжных районных соревнованиях.

Методическое объединение учителей начальных классов работало над методической темой «Изучение и внедрение современных технологий формирования ЗОЖ младших школьников и дошкольников» .

Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. В школе создана материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся : спортивный зал , школьная столовая, игровая летняя площадка. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены. Физминутки на уроках, динамические паузы для первоклассников, 3 урока физической культуры способствуют укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни. Конкурсы рисунков, плакатов по борьбе с курением, алкоголизмом, родительские собрания по проблеме здоровья детей, прогулки и подвижные игры на воздухе с учащимися начальной школы.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья.

Сама природа помогает человеку сохранить стопроцентное здоровье. Свежий воздух, солнечная энергия, чистая вода, физическая активность, а главное разум создан природой для нашего грамотного распоряжения. Впрочем, воспитывать стремление ребенка вести здоровый образ жизни необходимо начинать с раннего возраста. Ведь он должен с детства научиться понимать ценность здоровья своего и окружающих. А потому всем окружающим его взрослым – и учителям начальных классов в школе и родителям ребенка дома необходимо личным примером демонстрировать как укреплять и беречь здоровье.

Начинать учить детей здоровому образу жизни родители должны с мотивации. Именно об этом и о том как может прививать начальная школа здоровый образ жизни учащимся, как этому могут способствовать его домашние, мы с редакцией сайта www..

Процесс формирования здорового образа жизни должен ежедневно закрепляться в семье. Мамы и папы, посмотрите на себя со стороны! Можете ли вы быть примером для детей? Любите ли вы самих себя, окружающую вас природу? Вы счастливы от того, что живете в этом мире? Если сомневаетесь в этих вопросах, то четко сформулируйте цели изменения своего поведения, риск для здоровья от негативных привычек. Ведь вам необходимо личным примером демонстрировать вашему ребенку, как укреплять и беречь свое здоровье. Только в этом случае он научится понимать ценность здоровья своего и окружающих. Не будет личного примера – не будет и толку в обучении.

Родителям также следует учитывать то, что факторы образовательной среды существенно влияют на физическое и эмоциональное состояние ребенка. Тезисно перечислю, что я имею ввиду, говоря о влиянии на здоровье младших школьников.

Положительное влияние на ребенка получения образования в школе:

Соблюдается определенная длительность занятий и перемен. Через 20 минут урока проводится физминутка.
Создается положительный психологический фон, стиль общения демократический.
Соблюдаются санитарно-гигиенические условия: помещение проветривается на переменах, освещение достаточное, высота мебели соответствует норме, соблюдается температурный режим.
Питание рациональное и разнообразное.
Выполняется двигательный режим.
Осуществляется медицинский контроль.

А вот факторы, которые негативно влияют на здоровье учащихся при обучении:

Физическая активность учащихся недостаточная, значит возникает отсутствие гиподинамия.
Учебные программы перегружены – перегружен и мозг ребенка.
Обучающие технологии используются в ущерб оздоровительным – снова перегрузка психики.
Неправильное питание детей – в основном в школе питаются всухомятку. А это в ближайшем будущем провоцирует гастрит.
Авторитарность педагога, и, как следствие, конфликтность в общении, подавление психики.

Главный негативный фактор образовательной среды – недостаточная двигательная активность детей. Чтобы его компенсировать, вы можете легко компенсировать недостаток физических нагрузок, записав своего ребенка в спортивную секцию, играя с ним в подвижные игры на прогулках, делая зарядку. День школьника должен начинаться с утренней веселой зарядки. Только занимаясь вместе с родителями, ребенок сможет настроиться на позитив, зарядиться энергией.

Важный фактор – режим дня. То есть питание строго по часам, подъем строго в одно время и отбой не позднее 22 часов. Важной частью режима дня кроме физических упражнений является питание.

Составляя меню, сочетайте предпочтения ребенка и рекомендации по правильному питанию. Учитывайте, что интенсивность обмена веществ у младшего школьника очень высокая.

Для укрепления иммунитета выполняйте ежедневные часовые прогулки на улице, дома включите в рацион витаминные блюда. Также всей семьей проводите противовирусные общеукрепляющие курсы народными средствами. Объясните вашему ребенку их значение для сохранения и укрепления здоровья.

Витаминные сборы для младших школьников:
Ягоды черной смородины и плоды шиповника (1:1).
Плоды калины, плоды смородины и ягоды брусники (2:2:1).
Плоды шиповника, ягоды брусники и листья крапивы (2:1:2).
Листья крапивы, листья смородины и плоды рябины (1:1:2).
Плоды шиповника, плоды рябины и плоды малины (1:1:1).
Применение: 10 г сбора на стакан воды. Закипятить, настоять два часа. Пить по 50 г. После применения прополоскать рот, чтобы кислота не разъедала зубы.

В школе во время уроков и при выполнении домашних заданий у детей возрастает нагрузка на орган зрения. Компенсировать вредное воздействие и восстановить младшему школьнику зрение помогут овощные соки, содержащие витамин А. Но не забывайте выпивать их в прикуску с бутербродом с маслом, содержащим жир.

Морковный сок можно употреблять с другими соками, медом или молоком.
Морковный сок, сок петрушки, сок сельдерея (3:2:1).
Морковный сок, сок свеклы, сок шпината (3:1:1).

Экстракт черники повышает остроту зрения. Давайте ребенку по 30 г в качестве профилактики. Для своевременного выделения патологий у вашего школьника, ежегодно консультируйтесь с врачом-окулистом.

Беседуйте с ребенком об ответственности человека за свое здоровье; о факторах, отрицательно на него влияющих (алкоголь, наркотики, курение); о значении физической активности и качеств (ежедневных прогулках, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.); о закаливании.

Закаливание значительно повысит сопротивляемость организма младшего школьника неблагоприятным воздействиям и выработает реакции терморегуляции. В теплые месяцы необходимо как можно чаще пользоваться закаливающими процедурами. А в холодное время следует применять контрастный душ, воздушные ванны, сочетать пребывание на воздухе с подвижными играми. При закаливании постепенно усиливайте раздражитель. Обязательно учитывайте индивидуальные особенности организма вашего ребенка. При пороках сердца, астме, анемии закаливание не проводится до полного выздоровления. Легко возбудимым детям показаны успокаивающие процедуры (обтирание, воздушные ванны), а контрастные процедуры подойдут тем, у кого преобладают процессы торможения.

Исключительно действенные народные методы закаливания, применимые для младших школьников:
Обливание, контрастный душ, обтирание.
Длительное пребывание на свежем воздухе.
Прием воздушных ванн.
Солнцелечение, загорание.
Хождение босиком.

Конечно, в начатом нами рассмотрении не затронута большая часть вопросов формирования здорового образа жизни, недостаточно рассмотрен вопрос того, какую роль может сыграть начальная школа, как институт образования в этом. Но это и не возможно сделать в рамках одно статьи - этому рассмотрению можно посвятить целую книгу. Важно то, что хотя бы часть материала мы осветили и родители поняли, что именно в этом возрасте ими может быть сформировано правильное отношение ребенка к миру, которое потом защитит его от алкоголя, наркотиков, курения, суицида. Для ребенка же главное – не выполнение всех этих норм, потому что нужно, а здравое понимание, донесение до его сознания, мысли о том, что для счастливой будущей жизни необходимо учитывать множество факторов, стараться обдуманно подходить к «выковыванию» и сохранению своего здоровья!